Разных браков конфигурация. Интегральная индивидуальность и конфигурация семьи
Границы семьи изменчивы.
2а. Основное положение: Определение тех, кто включен в семью, постоянно меняется, а ее границы зависят от жизненных обстоятельств.
2а. Ориентирующий принцип: Феноменологическое осознавание дает терапевту больше информации о "сегодняшней” конфигурации семьи, нежели структурная данность.
Этот принцип касается определения того, кто и что составляет семью. Здесь предполагается скорее творческий подход, нежели статичное определение. Ведь семья может включать друзей, дальних родственников и "побочных” членов семьи на любом отрезке времени. "Побочные” члены семьи – это люди, которые не являются частью данной семьи, они могут даже и не быть родственниками, но на деле они играют важную роль в жизни семейной системы. Вовсе не обязательно быть активным участником семейной жизни, для того чтобы оказывать на нее влияние. В некоторых случаях человек влияет на других просто самим фактом своего существования: грубый начальник, бывший муж (жена), высокопоставленный родственник. Таким образом, "побочный” член семьи становится важной составляющей системы, будучи частью ее феноменологического поля.
Из этого следует, что не так-то просто ответить на вопрос, из кого состоит семья, пришедшая к вам на терапию. В рамках конкретной сессии можно очертить любые границы. К примеру, существует некий сосед, который каждый день общается с данной семьей. Можно ли считать этого соседа частью семьи? Является ли отсутствующий, далекий дедушка частью семьи? Важно сделать выбор и определить границы работы, если не для всего ее объема, то хотя бы для определенной части. В разные моменты вы имеете дело с разными соединениями или конфигурацией. Для конкретной интервенции вы можете определить большее или меньшее соединение.
Когда я работал с семьями, ко мне часто приходили дедушки и бабушки, дяди и тети, племянники и двоюродные братья. Все они приходили для того, чтобы помочь семье лучше разобраться в проблеме или просто создать хорошую атмосферу для общения.
Вслед за постоянными изменениями семейной конфигурации терапевт меняет и свои определения, расширяя тем самым поле наблюдения и интервенции.
2б. Основное положение: У семьи существует жизненные циклы.
2б. Ориентирующий принцип: Терапия должна принимать во внимание потребности взрослых и детей на каждой стадии их развития .
Способность семьи меняться со временем становится важнейшим условием для поддержания ее здоровья. Большая часть изменений происходит не во время терапии. Изменения возникают, когда ситуация меняется и требует принятия новых решений. Вчерашние решения сегодня уже не работают, и актуальные события требуют новых решений. Изменения происходят день за днем. Когда семья не принимает нового решения, естественная изменчивость ее жизни притормаживается и у семьи появляются серьезные трудности. Например, если родители общаются со своим шестнадцатилетним сыном как с десятилетним ребенком, у них неминуемо возникает конфликт. В такой ситуации семьи обычно и просят помощи у терапевта.
Изменение – естественное и желательное явление, особенно для открытых систем. Терапевт должен ознакомиться с различными стадиями развития семьи. Интервенция обязательно должна соответствовать стадии.
2в. Основное положение: Каждая семья уникальна, как и любой из ее членов.
2в. Ориентирующий принцип: Интервенция должна учитывать тот факт, что у семьи есть своя собственная определенная конфигурация и структура, при этом усиление динамики осознавания семьи может служить стимулом для ее изменения.
У каждой семьи есть собственная конфигурация. У нее имеются свои уникальные способы решать жизненные вопросы. Каждая семья поддерживает свой собственный образ жизни в этом мире.
Каждая семья задает свой масштаб того, что "достаточно хорошо”. По этой причине мы так или иначе придаем значение контрпереносу. Контрперенос – феномен, при котором, общаясь с данной семьей, терапевт находится под сильным влиянием своего личного опыта, связанного с родителями и собственной семейной жизнью.
Интервенция, основанная на контрпереносе, часто имеет отношение не столько к непосредственным нуждам данной семьи, сколько к незавершенными переживаниями самого терапевта. Например, если терапевт смог пережить трудную семейную ситуацию, сильно отдалившись от матери, отца и брата, поддерживая с ними очень редкие контакты, у него может появиться искушение склонить своего клиента-подростка принять аналогичные решения. Если же терапевт вырос в семье, которая соблюдала строгие границы между детьми и родителями, он может предпочитать жесткое разделение между двумя субсистемами семьи клиентов – даже если семья в действительности нуждается в расширении этих границ.
Было бы слишком просто видеть в каждой семье, приходящей на терапию, подобие своей собственной. Это означает, что семья может показаться нам "хорошей” или "плохой” - в зависимости от того, насколько она напоминает нам собственный семейный опыт.
Феномен контрпереноса охватывает весь спектр прошлого опыта терапевта, он связан не только с незавершенными переживаниями или действиями. На терапевта влияют религиозные или идеологические убеждения, а соответственно, этими убеждениями являются нормы поведения мужчины и женщины, правила воспитания детей, отношение к сексуальным отклонениям, образованию, правильному питанию и т.д. В работе с семьей мы должны уметь отрешаться от собственных представлений о том, что "хорошо” или "плохо” для нас, и считаться только с тем, что приемлемо для конкретной семьи.
Исходя из этих соображений, мы должны быть супервизорами у своих коллег и, наоборот, работать под их наблюдением, участвовать в тренингах, посвященных личному развитию терапевта, а также время от времени проходить личную терапию, особенно тогда, когда мы испытываем трудности в работе с клиентами, переживаем боль или чувствуем раздражение. Я также уверен в том, что "гармоничный” терапевт должен осознавать и учитывать существование самых разных вариантов семейного уклада. Например, итальянские католики будут отличаться от ирландских, религиозные иудеи – от евреев - реформаторов, темнокожие среднего класса – от темнокожих с городских окраин. Хороший семейный терапевт должен быть немного социологом, антропологом, философом, а самое главное – внимательным наблюдателем , которому действительно интересно, как эта семья взаимодействует со своими соседями и со своей социальной средой.
Мы всегда должны осознавать реакции, которые вызывает у нас семья, когда мы:
· реагируем слишком быстро, давая комментарии или высказывая свое мнение
· сильно "любим” или "ненавидим” семью, супружескую пару или члена семьи
· уверены в том, что "хорошо” для данной семьи, не посвящая много времени наблюдению за ними
· поддаемся влиянию кого-то из членов семьи или принимаем определенное ригидное мнение данной семьи
· "принимаем сторону” одного из членов семьи или субсистемы, противопоставляя его другой части семьи
· чувствуем, что с семьей "все в порядке” и она не нуждается в наших исследованиях
· терпимо относимся к слишком грубым или крайним проявлениям кого-то из участников, так как оно напоминает нам наше прошлое, считая, что "во всех семьях такое бывает”.
Я уверен, что вы и сами можете добавить к этому "списку опасностей” контрпереноса еще много признаков, и предлагаю вам составить свой собственный. Это поможет вам очертить более жесткие границы между тем, что хорошо или плохо для вас, а что важно для семьи, с которой вы работаете, и соотносить свою интервенцию с тем, в чем действительно нуждается данная семья.
Наши намерения состоят не в том, чтобы изменить конфигурацию или модель конкретной семьи и решить, какой она должна быть или как она должна решать свои проблемы. Наша задача увидеть, какие модели травмируют кого-то или может ли семья сделать то, что хочет для того, чтобы существовать как союз. Терапевты должны принимать и уважать любую конфигурацию. Уважать то, что может дать им шанс. 1
2г. Основное положение : Семья – это рабочее объединение.
2г. Ориентирующий принцип : Терапевт должен оценивать, насколько семья или ее субсистема хорошо выполняет свои ежедневные задачи.
Семья должна вести хозяйство, растить детей, одевать и кормить их, решать повседневные задачи, которые предъявляет им жизнь. Поэтому члены семьи должны сформировать хорошо работающее объединение. Если такая работа не выполняется, терапевт должен найти причину этому сбою. Что стоит у них на пути? Возможно, модели поведения установлены таким образом, что кто-то не способен с ними справиться? Если это так, во многих случаях такой человек становится "козлом отпущения" или "идентифицированным пациентом”. Часто один человек в системе испытывает боль. Значит, в этом месте сконцентрировано либо очень много, либо недостаточно энергии. Эта точка или слишком "горячая”, или слишком "холодная”.
Терапевт должен очень внимательно рассмотреть и оценить семейную систему. Как упоминалось раньше, семье обязательно надо знать, что она делает хорошо и насколько ее члены состоятельны. Большинство семей больше знают о своей вине, неудачах и промахах, нежели о талантах и успехах. Однако акцент на неудачах или недостатках отнюдь не всегда стимулирует семью к позитивным изменениям. С другой стороны, осознавание своей силы способно повернуть семью в сторону успешного поведения. Хороший терапевт постарается найти способы использовать сильные стороны семьи, для того чтобы преодолеть их слабости.
2е. Основное положение : Культурное влияние более значимо в семейной терапии, нежели в терапии супружеских пар.
2е. Ориентирующий принцип : Семьи всегда придерживаются определенных традиций . В связи с этим очень важно, чтобы религиозные, социальные, культурные или общественные ценности были ясно выражены.
Когда у супружеской пары появляется ребенок и она становится семейной системой, для нее становятся важными взгляды, обычаи и ценности общества, в котором она живет. Религиозные убеждения, этические нормы, социальная принадлежность и традиции поколений выражены в семье гораздо ярче, чем у супружеской пары. Семья передает эти ценности своему ребенку. В супружеских парах эти ценности часто замалчиваются. У пациентов может возникнуть идея "хорошо выглядеть” перед терапевтом, потому что родители чувствуют ответственность за то, как ведет себя их ребенок. Ведь терапевт представляет для них внешний мир.
Культурные традиции родителей могут причудливо сочетаться с субкультурой детей. Каждое поколение имеет свои собственные нормы поведения, игры, язык, музыку, искусство и планы на будущее.
Именно поэтому родители и дети часто воюют между собой из-за этих культурных различий – "Они делают это...” "Они” – весьма неопределенная субстанция, которая устанавливает правила и представляет мнение семьи, соседей или общества в целом: "Джонни должен пойти в детский сад, потому что все трехлетние дети на нашей улице ходят в детский сад”.
Осознавая, что цели семьи и общества должны быть выявлены и высказаны, терапевт поддерживает семью в обсуждении и признании более широкой картины мира. Терапевт часто оказывается передаточным звеном в конфликте поколений.
Представлены результаты исследования различий в характеристиках детско-родительских отношений в семьях с одним ребенком, двумя и более детьми. Рассматриваются различия в отношении к ребенку младшего школьного и подросткового возраста. Теоретической основой является представление о семье как системе, теория интегральной индивидуальности и представление о метаиндивидуальности. Обследована 191 семья. Специфика родительского отношения к детям разного возраста проявляется в большей эмоциональной близости с младшими детьми и в более высоком уровне контроля старших детей. Особенности разного типа семей связаны с различиями в показателях удовлетворенности отношениями и авторитетности родителей. Обнаружено взаимодействие факторов «возраст ребенка» и «конфигурация семьи» для таких родительских характеристик, как эмоциональная близость, сотрудничество, последовательность родителей и принятие ребенка. Результаты обсуждаются в контексте проблемы метаиндивидуальности.
Ключевые слова: индивидуальность, метаиндивидуальность, конфигурация семьи, родительское отношение, детско-родительские отношения, многодетная семья, сиблинги, единственные дети
Семья как социальная система
Современные подходы к пониманию семьи связаны с представлением о семье как социальной системе , которая включает в себя несколько частей: поведение и развитие ребенка, родительские характеристики (личностный ресурс родителей), источники стресса и поддержки, взаимовлияющие друг на друга. Усложнение семьи как системы происходит при включении дополнительных родственников: сиблингов или старшего поколения . Одним из важнейших итогов такого системного подхода к семье является необходимость отхода от привычной схемы «мать-ребенок» в пользу более целостного взгляда на всех членов семьи. При этом необходимо учитывать, что семья не является статичной структурой и находится в постоянном развитии, хотя бы в силу развития индивидуальности каждого ее члена, что изменяет их взаимодействие и взаимовлияние . Было установлено, что на родительское поведение оказывает прямое и опосредованное влияние экономическая составляющая семьи, социальная поддержка, поддержка супруга/ги и уровень депрессии. Причем для отцов и матерей данные параметры имеют разную степень значимости .
Также было установлено, что на родительское поведение могут влиять учителя и степень вовлеченности родителей в школьную жизнь детей, что приводит к позитивным изменениям в стиле родительского поведения .
Метаиндивидуальность - социальная характеристика интегральной индивидуальности
Развитие теории интегральной индивидуальности В.С.Мерлина связано с многочисленными работами по изучению межуровневых взаимосвязей и специфике опосредующих звеньев в структуре индивидуальности. Вместе с тем одним из ключевых понятий для теории В.С.Мерлина является понятие метаиндивидуальности [Мерлин, 1986]. Введение данного понятия является необходимым для описания того, как индивидуальность человека взаимодействует с окружающим миром, и в частности с другими индивидуальностями.
Метаиндивидуальность - это психологическая характеристика отношения людей к данной конкретной индивидуальности [Мерлин, 1986]. К свойствам метаиндивидуальности относятся статусы, показатели социальной перцепции, полученные по опросникам, стили лидерства-руководства, ценностно-ориентационное единство группы [Мерлин, 1986]. В работах под руководством Б.А.Вяткина к свойствам метаиндивидуальности также относятся и другие характеристики индивидуальности - устойчивость к стрессу, конфликтность, активность, общая культура [Интегральная индивидуальность …, 1999].
Обобщая представления о метаиндивидуальности, можно утверждать следующее. Во-первых, метаиндивидуальность является составляющей системы социальных взаимоотношений, во-вторых, определяется особенностями социальной группы, особенностями отношений с другими людьми. В-третьих, метаиндивидуальность определяется свойствами индивидуальности (например: свойствами темперамента, личности), присущими человеку и проявляющимися во взаимодействии с действительностью. Таким образом, метаиндивидуальность рассматривается как уровень в системе индивидуальности, описывающей вклады конкретной индивидуальности в жизнь других людей и наполненной отношением, свойствами, которые приписываются данной индивидуальности группой.
Отношение родителей к детям как метаиндивидуальная характеристика
Семья и отношения, которые в ней складываются, до настоящего времени не исследовались в контексте проблемы метаиндивидуальности. Вместе с тем именно семья является той группой, которая позволяет наиболее полно рассматривать проблемы взаимосвязи индивидуальности и метаиндивидуальности.
Анализ базовых теоретических положений В.С.Мерлина о метаиндивидуальности и результатов наших исследований, проведенных на выборках семей разного типа [Корниенко, Харламова, 2009; Корниенко, 2010], позволил установить следующие закономерности:
- (1) система социальных отношений, складывающаяся в семье, позволяет каждой индивидуальности устанавливать отношения с социальной действительностью и тем самым проявлять собственную индивидуальность в данной группе;
- (2) особенности социальной группы, в частности семьи (например: количество членов семьи и специфика отношений между ними), определяют характеристики метаиндивидуальности каждого члена группы;
- (3) проявления метаиндивидуальности определяются индивидуальными свойствами, и, следовательно, то, как будет происходить взаимодействие, опосредовано не только самой группой, но и характеристиками ее участников;
- (4) в основе метаиндивидуальности лежат свойства индивидуальности, то есть взаимодействие в семье определяется теми характеристиками личности (или индивидуальности), которыми обладают родители и дети;
- (5) метасвойствами являются особенности отношения родителя к ребенку, так как они проявляются в процессе взаимодействия на разных уровнях (поведенческом, эмоциональном).
Родительское поведение может создавать общую атмосферу в семье и, естественно, оказывает как прямое, так и косвенное влияние на всех членов семьи, в силу чего изменяется внутрисемейное взаимодействие и свойства его участников.
Согласно В.С.Мерлину [Мерлин, 1986], метаиндивидуальность не может существовать вне социальной группы и находится под влиянием особенностей группы (см. выше пункт 2). Характеристики метаиндивидуальности каждого члена группы во многом зависят от состава и размера группы. Опираясь на это положение, в эмпирическом исследовании мы изучали роль конфигурации семьи и возраста ребенка в связи с характеристиками родительского отношения.
Организация и методы исследования
В задачу исследования входит сравнение отношения родителей к детям в семьях разного типа. Участвовали семьи с двумя и тремя детьми, которые далее в тексте обозначаются как сиблинговая и многодетная семья соответственно. Контрольную выборку составили семьи с одним ребенком, соответствующим по возрасту либо старшему, либо младшему ребенку из сиблинговой / многодетной семьи.
Выборка включает 43 семьи с одним ребенком младшего школьного возраста, 48 семей с одним ребенком-подростком, 52 семьи с двумя детьми, 48 семей с тремя детьми; всего 191 семья. Все семьи полные. Возраст (в годах) матерей: M = 39,3, SD = 2,47 (M - среднее, SD - стандартное отклонение); возраст старшего ребенка: М = 14,7, SD = 2,19; возраст младшего ребенка: М = 11,7; SD = 2,90.
Матери заполняли опросник Марковской И.М. «Взаимодействие родителя с ребенком» [Марковская, 2006], позволяющий измерить 10 параметров родительского отношения: «нетребовательность - требовательность родителя», «мягкость - строгость родителя», «автономность - контроль по отношению к ребенку», «эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю», «отвержение - принятие ребенка родителем», «отсутствие сотрудничества - сотрудничество», «несогласие - согласие между ребенком и родителем», «непоследовательность - последовательность родителя», «авторитетность родителя», «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем». В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьников вместо шкал «несогласие - согласие» и «авторитетность родителя» использовались шкалы: «тревожность из-за ребенка», «воспитательная конфронтация в семье», что предусмотрено создателем опросника.
Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью двухфакторного дисперсионного анализа (ANOVA): фактор 1 - возраст ребенка (младший школьник, подросток); фактор 2 - конфигурация семьи (с одним ребенком, с двумя детьми и с тремя детьми). В качестве зависимых переменных выступали отдельные показатели методики «Взаимодействие родителя с ребенком».
При обсуждении результатов семьи трех типов обозначаются следующим образом: с единственным ребенком , сиблинговая - с двумя детьми и многодетная - с тремя детьми.
При обработке данных исследования использовался пакет статистических программ Statistica 6.1.
Результаты и их обсуждение
Характеристики родительского отношения в зависимости от возраста детей
По итогам дисперсионного анализа значимые различия в зависимости от фактора «возраст ребенка» былы обнаружены для следующих показателей родительского отношения: «нетребовательность - требовательность» (F(1,285) = 11,14, здесь и далее в скобках указана критическая величина F-отношения; p = ,001), «автономность - контроль» (F(1,285) = 6,99, p = ,01), «эмоциональная дистанция - близость» (F(1,285) = 10,63, p = ,001), «непоследовательность - последовательность родителя» (F(1,285) = 36,03, p = ,001) и «удовлетворенность отношениями в семье» (F(1,285) = 4,9256, p = ,03). Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Средние и стандартные отклонения показателей родительского отношения к младшим и старшим детям в семье
Показатели |
Младший школьник (младший ребенок) |
Подросток (старший ребенок) |
||
M | SD | M | SD | |
14,60 | 2,38 | 15,54 | 2,48 | |
Автономность - контроль | 14,67 | 2,1 | 15,31 | 2,05 |
16,66 | 3,80 | 15,62 | 2,87 | |
Непоследовательность - последовательность родителя | 18,58 | 3,09 | 16,45 | 3,13 |
Удовлетворенность отношениями с ребенком | 17,37 | 3,73 | 16,59 | 3,63 |
Полученные данные позволяют утверждать, что к ребенку-подростку (старшему) родители предъявляют больше требований и ожидают от него большей ответственности, таких детей больше контролируют, с ними родители устанавливают менее эмоционально близкие отношения, в их воспитании родители проявляют большую последовательность. Отношениями с ребенком-подростком родители менее удовлетворены, чем отношениями с ребенком - младшим школьником.
Родительское отношение в семьях различной конфигурации
Влияние фактора «конфигурация семьи»
Различия по показателю «конфигурация семьи» проявились для ряда показателей. Это отношение родителей к старшему ребенку : «нетребовательность - требовательность» (F(2,146) = 5,6810, p = ,004), «отвержение - принятие» (F(2,146) = 19,556, p = ,001), «авторитетность родителя» (F(2,146) = 6,0724, p = ,003) и «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем» (F(2,146) = 8,7765, p = ,001).
Результаты парных сравнений средних (post hoc tests) показали значимые различия в «нетребовательности - требовательности» между родителями, имеющими одного ребенка, и родителями сиблингов (p ≤ 0,001); по показателю «отвержение - принятие» - между родителями единственного ребенка и родителями сиблингов (p ≤ 0,001), а также между родителями сиблингов и многодетными родителями (p ≤ 0,001). Показатель «воспитательная конфронтация» значимо выше для родителей единственного ребенка и родителей сиблингов по сравнению с многодетными родителями (p ≤ 0,001 и p ≤ 0,03 соответственно). Удовлетворенность отношениями с ребенком значимо выше в семье с одним ребенком, чем в сиблинговой и многодетной семье (при p ≤ 0,001).
Таблица 2
Средние и стандартные отклонения показателей родительского отношения к детям-подросткам (старшим детям) в трех типах семей
Показатели |
Семья с одним ребенком |
Сиблинговая семья (двое детей) |
Многодетная семья | |||
M | SD | M | SD | M | SD | |
Нетребовательность - требовательность |
16,38 | 2,91 | 14,75 | 2,19 | 15,55 | 2,06 |
Отвержение - принятие | 15,71 | 2,32 | 18,02 | 1,79 | 16,09 | 1,84 |
Авторитетность | 17,13 | 2,57 | 16,33 | 3,21 | 15,04 | 3,09 |
Удовлетворенность отношениями с ребенком |
18,25 | 2,89 | 15,44 | 3,79 | 16,18 | 3,57 |
M - среднее, SD - стандартное отклонение.
Таким образом, сравнивая семьи разного типа, можно утверждать, что требовательность родителей наименьшая по отношению к старшему ребенку в сиблинговой семье. Наибольшее принятие ребенка-подростка (старшего) также демонстрируют родители, имеющие двух детей, в отличие от многодетных родителей и родителей, имеющих одного ребенка. В семьях с одним ребенком наблюдаются наибольшие значения «авторитета родителей» и «удовлетворенности отношениями с ребенком».
Влияние фактора «тип семьи»
Главный эффект фактора «тип семьи» в отношении к младшему ребенку обнаружен для следующих показателей: «нетребовательность - требовательность» (F(2,139) = 4,85, p = ,01), «эмоциональная дистанция - близость» (F(2,139) = 22,04, p = ,001), «отвержение - принятие» (F(2,139) = 5,25, p = ,01), «отстраненность - сотрудничество» см. как это называется в таблице ниже (F(2,139) = 15,14, p = ,001), «несогласие - согласие с ребенком» (F(2,139) = 19,01, p = ,001), «воспитательная конфронтация» (F(2,139) = 9,32, p = ,001) и «удовлетворенность отношениями с ребенком» (F(2,139) = 19,53, p = ,001).
Таблица 3
Средние и стандартные отклонения показателей родительского отношения к младшим и старшим детям в трех типах семей
Показатели |
Семья с одним ребенком |
Сиблинговая семья (двое детей) |
Многодетная семья | |||
M | SD | M | SD | M | SD | |
Нетребовательность - требовательность | 15,49 | 2,58 | 14,38 | 2,06 | 14,02 | 2,34 |
Эмоциональная дистанция - близость | 19,02 | 3,07 | 14,48 | 4,11 | 16,91 | 2,51 |
Отвержение - принятие | 17,33 | 2,10 | 16,80 | 1,69 | 16,02 | 2,00 |
Отстраненность - сотрудничество | 18,42 | 3,45 | 14,44 | 3,70 | 16,47 | 3,35 |
Несогласие - согласие с ребенком | 15,37 | 4,42 | 11,69 | 3,66 | 15,72 | 2,58 |
Воспитательная конфронтация | 10,30 | 2,61 | 12,62 | 3,22 | 13,13 | 3,89 |
Удовлетворенность отношениями с ребенком |
19,70 | 3,11 | 15,42 | 3,48 | 17,40 | 3,33 |
M - среднее, SD - стандартное отклонение.
Результаты парных сравнений средних (post hoc tests) позволили обнаружить значимые различия (p ≤ 0,001) между всеми типами семей по показателям «эмоциональная дистанция - близость», «отстраненность - сотрудничество» и «удовлетворенность отношениями». По показателям «требовательность - нетребовательность» и «воспитательная конфронтация» значимые различия обнаружены при сравнении отношения родителей единственных детей и родителей сиблингов (от p ≤ 0,02 до p ≤ 0,001) и родителей единственных детей и многодетных родителей (p ≤ 0,001).
Значимые различия в показателях «отвержение - принятие» по отношению к ребенку - младшему школьнику проявились у многодетных родителей в сравнении с родителями единственного ребенка (p ≤ 0,001) и родителями сиблингов (p ≤ 0,04). Также при сравнении семей с младшим школьником было выявлено различие по характеристике «согласие - несогласие родителя с ребенком»: сопоставлялись показатели родителей сиблингов и родителей единственного ребенка (p ≤ 0,001), родителей сиблингов и родителей из многодетной семьи (p ≤ 0,001).
Наибольшую эмоциональную близость, направленность на сотрудничество и удовлетворенность отношениями с ребенком демонстрируют родители единственного ребенка - младшего школьника, затем многодетные родители по отношению к младшему школьнику и, наконец, родители сиблингов по отношению к старшему сиблингу -подростку. Родители сиблингов и многодетные родители устанавливают одинаковый уровень требований по отношению к младшим детям, тогда как родители единственного ребенка значимо более требовательны. У родителей единственного ребенка - младшего школьника больше разногласий в вопросах воспитания по сравнению с родителями сиблингов и многодетными родителями (по отношению к младшему ребенку). В многодетной семье младший ребенок наименее принимаем родителями - в сравнении с принятием единственного ребенка - младшего школьника и младшего ребенка в сиблинговой семье. Уровень принятия ребенка родителями в сиблинговой семье и родителями единственного ребенка не различается. Набольшая степень несогласия между родителем и ребенком обнаруживается по отношению к младшему ребенку в семье с двумя детьми, тогда как степень согласия с ребенком - младшим школьником в многодетной семье и в семье с единственным ребенком значимо не различается.
Взаимодействие факторов «конфигурация семьи» и «возраст ребенка»
Следующим этапом нашей работы являлось установление характеристик родительского отношения в семьях трех типов с учетом возраста ребенка. В результате было выявлено значимое взаимодействие изучаемых факторов для четырех показателей родительского отношения.
Эмоциональная дистанция - близость
По показателю «эмоциональная дистанция - близость» в отношениях ребенка и родителя обнаружено взаимодействие факторов «возраст ребенка» и «тип семьи»; F(2,285) = 11,657, p = ,001. Результаты парных сравнений средних (post hoc tests) показали значимое отличие в показателях эмоциональной близости по отношению к единственному ребенку младшего школьного возраста и к младшему ребенку в многодетной семье (p ≤ 0,001). Также имеются различия между отношением к младшему школьнику в семье с единственным ребенком и в сиблинговой семье (p ≤ 0,001). При этом различия в отношении к старшим детям - подросткам в семьях разных типов не проявляются. Частными фактами являются значимые различия в отношении к старшему и младшему ребенку в сиблинговой (p ≤ 0,001) и в многодетной семье (p ≤ 0,001). Результаты представлены на рисунке 1 (см. ).
Имеющиеся факты позволяют утверждать, что эмоциональная близость детей и родителей зависит как от возраста ребенка, так и от типа семьи. Это проявляется в том, что младшие школьники - единственные дети наиболее близки с родителями в отличие от младших детей в многодетной и сиблинговой семье. При этом взросление детей нивелирует эту разницу, и к старшим детям родители относятся одинаково в двух изученных типах семей с неединственными детьми. Стоит отметить, что уровень родительской близости к старшему и младшему ребенку в сиблинговой семье (двое детей) является практически одинаковым, в отличие от многодетной семьи.
Единственный младший ребенок получает максимум эмоциональных проявлений от родителей просто в силу своего положения в семье, тогда как младшие дети в семьях другой конфигурации вынуждены разделять «эмоциональные ресурсы» со старшими детьми. Вместе с тем старшие дети вне зависимости от типа семьи имеют относительно одинаковый уровень эмоциональной близости с родителями.
Отвержение - принятие
Для показателя «отвержение - принятие» обнаружен эффект совместного влияния факторов «конфигурация семьи» и «возраст ребенка»; F(2,285) = 12,753, p = ,001 (см. Приложение, рис. 2).
Результаты парных сравнений средних (post hoc tests) показали, что различия в принятии родителями старшего и младшего ребенка проявляются в сиблинговой семье (p ≤ 0,001); при сравнении отношения к ребенку-подростку и младшему школьнику в семьях с одним ребенком (p ≤ 0,001). При межсемейных сравнениях обнаружено, что принятие детей - младших школьников значимо отличается в многодетной семье и семье с единственным ребенком (p ≤ 0,001), а также в многодетной и сиблинговой семье (p ≤ 0,05). В отношении старших детей выявлены различия в показателях родительского принятия подростков в сиблинговой семье и семье с единственным ребенком (p ≤ 0,001), а также в сиблинговой семье и многодетной семье (p ≤ 0,001).
Исходя из полученных данных, можно утверждать, что принятие младших сиблингов и единственных детей - младших школьников схоже и значительно выше, чем принятие младшего ребенка в многодетной семье. Однако принятие родителями детей-подростков гораздо более схоже в многодетной семье и семье с единственным ребенком. В отношении родительского принятия - отвержения в семье с единственным ребенком и с двумя детьми обнаруживается противоположная динамика. Можно полагать, что старшего сиблинга родители начинают принимать больше, тогда как взросление единственного ребенка приводит к большему отвержению его индивидуальных особенностей и его поведения.
Возможным объяснением является то, что в семье с единственным ребенком принятие является «безусловным», однако по мере взросления родители начинают замечать негативные тенденции в поведении, что может быть связано с подростковыми изменениями. Родители сиблингов (двое детей) демонстрируют больший уровень принятия старшего в сравнении с младшим, видимо, в силу того, что имеют возможность сравнивать поведение детей. Несоответствие поведения младшего ребенка поведению старшего в младшем школьном возрасте может вызывать меньшее принятие младшего сиблинга.
Интересным фактом является то, что отношение к старшему и младшему ребенку в многодетной семье не различается. Возможным объяснением может являться то, что родители уже имеют опыт отношения к старшему ребенку и действуют на основе некоего воспитательного стереотипа. Кроме того, значительная дифференцировка отношения к детям в многодетной семье, особенно в отношении принятия - отвержения, может являться основой для конфликтной ситуации, как между детьми, так и между детьми и родителями.
Отсутствие сотрудничества - сотрудничество
По показателю «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» было также выявлено взаимодействие факторов «тип семьи» и «возраст ребенка»; F(2,285) = 7,568, p = ,001 (см. Приложение, рис. 3). Результаты парных сравнений средних (post hoc tests) показали значимые различия при сравнении «отстраненности - сотрудничества» по отношению к младшим детям во всех типах семей, значимость различий - от p ≤ 0,01 до p ≤ 0,001. Внутрисемейные различия связаны со снижением показателя «сотрудничество» при сравнении отношения к единственным детям - младшим школьникам и подросткам (p ≤ 0,01), а также при сравнении отношения к младшему и старшему сиблингу (p ≤ 0,001). Средние и стандартные отклонения представлены на рисунке 3.
Наибольшую направленность на сотрудничество демонстрируют родители, имеющие одного ребенка, затем родители, имеющие более двух детей, и на последнем месте - родители сиблингов. Родители единственного ребенка - младшего школьника с большей готовностью включаются в совместную деятельность. Однако по отношению к единственному ребенку-подростку стремление к сотрудничеству значительно меньше. Такой процесс вполне ожидаем, так как подросток входит в новые социальные общности и, соответственно, отдаляется от родителей. Кроме того, появление у ребенка собственных, независимых от семьи, занятий приводит к снижению возможности совместной деятельности родителей и детей.
Противоположная картина наблюдается в семье, где есть два ребенка. Родители отстраняются от сотрудничества с младшим ребенком, тогда как в отношении старшего проявляют больше стремления к партнерским отношениям.
Степень сотрудничества по отношению к младшим и старшим детям в многодетной семье значимо не меняется, что позволяет предполагать наличие общей стратегии сотрудничества с детьми в целом без дифференциации, а также возможно, что часть родительских функций передана старшему сиблингу.
Стоит отметить, что степень сотрудничества по отношению к подросткам - единственным детям, сиблингам и детям из многодетной семьи не различается, что, вероятно, говорит о том, что родители демонстрируют одинаковый уровень сотрудничества по отношению ко всем детям данного возраста. В таком случае стоит говорить, что более важным фактором является именно возраст ребенка, а не тип семьи, в которой он находится.
Непоследовательность - последовательность родителя
Выявлено взаимодействие факторов «тип семьи» и «возраст ребенка» во влиянии на показатель «непоследовательность - последовательность родителя»; F(2,285) = 4,74, p = ,01 (см. Приложение, рис. 4).
Результаты парных сравнений средних (post hoc tests) показывают значимые различия в отношении к старшему и младшему ребенку в сиблинговой семье (p ≤ 0,001) и в отношении к подростку и дошкольнику в семьях с одним ребенком (p ≤ 0,001). Межсемейные различия проявились следующим образом: в отношении младшего школьника - единственного ребенка и младшего ребенка в многодетной семье (p ≤ 0,001); в отношении единственного ребенка - подростка и старшего сиблинга (p ≤ 0,03); единственного ребенка - подростка и старшего ребенка в многодетной семье (p ≤ 0,05).
Можно утверждать, что последовательность воспитательных мер у родителей единственного ребенка существенно снижается по мере взросления ребенка. Однако родители единственного ребенка - младшего школьника наиболее последовательны, а подростка - наименее. Для сиблинговой семьи характерно, что в отношении младшего ребенка у родителей присутствует стабильность требований, тогда как в отношении старшего родители менее последовательны. В многодетной семье различий в постоянстве воспитательных воздействий не обнаруживается. Отношение к старшим детям - подросткам в семьях с двумя и более детьми приблизительно одинаковое и при этом показатели значительно выше, чем в семьях с единственным ребенком - подростком.
Обобщая, можно сказать, что родители единственного ребенка наиболее последовательны и постоянны в своих требованиях в сравнении с родителями, имеющими нескольких детей, однако взросление ребенка приводит к тому, что родители единственного ребенка-подростка не могут определиться с воспитательной тактикой и постоянно меняют требования, демонстрируя непоследовательность. Возможным объяснением является то, что родители, имеющие старшего и младшего ребенка, вынуждены выдерживать сходный уровень требований по отношению к обоим детям (и старшему, и младшему).
Заключение по результатам анализа факторного взаимодействия
Рассматривая в целом описанные в данном разделе результаты, можно отметить, что по показателям «эмоциональная дистанция - близость», «отвержение - принятие», «сотрудничество - отсутствие сотрудничества» наблюдается сходная тенденция в отношении родителей сиблингов к старшему и младшему ребенку и родителей единственного ребенка в отношении к дошкольнику и подростку. По полученным данным, от дошкольного к подростковому возрасту значимо снижаются показатели отношения к единственному ребенку, а показатели родительского отношения в сиблинговой семье, наоборот, повышаются. При этом отношение к младшему и старшему ребенку в многодетной семье остается относительно одинаковым (значимых различий нет).
Это позволяет говорить о том, что родители и единственный ребенок-подросток в наибольшей степени отдалены друг от друга. Причиной этого может быть как нарастающая эмансипация подростка, так и изменение отношения родителей, которые вынуждены перестраивать взаимодействие с ребенком на каждом возрастом этапе, не имея предыдущего аналогичного опыта. Некоторым подтверждением этого предположения является и различие в показателях «непоследовательность - последовательность» у родителей единственных детей - подростков и дошкольников. Если в отношении дошкольника родители проводили последовательные воспитательные воздействия, то в отношении к подростку возникает непоследовательность, родители не знают и не могут установить единых требований по отношению к ребенку. Родители, имеющие двух и более детей, передают старшим часть собственных воспитательных функций, укрепляя положительные отношения со старшим ребенком.
Интересными фактом, полученными в нашем исследовании, является то, что по показателю «мягкость - строгость» не обнаруживается различий при сравнении семей разных типов с учетом фактора возраста. Это позволяет говорить о сравнительно одинаковой степени мягкости или строгости в отношении родителей к старшему и младшему ребенку вне зависимости от типа семьи.
Выводы
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Сравнительный анализ роли фактора «возраст ребенка» вне зависимости от конфигурации семьи показывает, что стиль взаимодействия родителей со старшими и младшими детьми различается. Так, отношения с младшим ребенком строятся, скорее, на эмоциональной основе и последовательном воспитательном воздействии. В отношении к старшим детям родители, вероятно, применяют больше контролирующих и регулирующих воздействий и при этом требуют от старшего ребенка проявления «взрослых» качеств, в частности принятия ответственности.
2. Специфика семей с разной конфигурацией связана с тем, что в семье с единственным ребенком родителей более всего устраивают сложившиеся отношения, они считают себя авторитетом для ребенка и при этом имеют высокий уровень требований по отношению к ребенку-подростку. В семье с двумя детьми родители в наибольшей степени принимают личностные и поведенческие особенности старшего ребенка. Показатели отношения в многодетной семье занимают промежуточное положение между показателями отношения родителей, имеющих одного ребенка - подростка, и родителей сиблингов.
3. Взаимодействие факторов «конфигурация семьи» и «возраст ребенка» проявляется в том, что независимо от типа семьи родители относительно одинаково проявляют характеристики сотрудничества и эмоциональной близости в отношении к старшим детям, тогда как отношение к младшему ребенку связано и с типом семьи. Особенности принятия ребенка и последовательности в воспитательной стратегии меняются как в связи с возрастом детей, так и в связи с особенностями конфигурации семьи.
Проблема метаиндивидуальности ранее не рассматривалась в контексте исследования детско-родительских отношений - ни в теоретическом, ни в эмпирическом плане. Параметры детско-родительских отношений отвечают критериям метасвойств индивидуальности и имеют различные проявления в связи с особенностями конфигурации семьи и возрастом ребенка. Полученные в исследовании факты позволяют утверждать, что параметры родительского отношения как метаиндивидуальные свойства имеют двойную детерминацию. С одной стороны, они определяются свойствами индивидуальности, что было показано в работах В.С.Мерлина, Б.А.Вяткина и их учеников, с другой - особенностями семьи как социальной группы, что было впервые установлено в данном исследовании.
Проблема метаиндивидуальности в детско-родительских отношениях // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, N 2. С. 124-137.
Корниенко Д.С., Харламова Т.М. Личностные свойства родителей и отношение к детям в семьях с различной конфигурацией // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия 10, Дифференциальная психология. 2009. Вып. 1. С. 53-61.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
Belsky J., Barends N. Personality and parenting // Bornstein M.H. (Ed.). Handbook of parenting. 2nd ed. Children and parenting. Mahwah, N.J.: Erlbaum, 2002. Vol. 1. P. 415-438.
Clark L.A., Kochanska G., Ready R. Mothers’ personality and its interaction with child temperament as predictors of parenting behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. Vol. 79(2). P. 274-285.
Coley R.L., Hernandez D.C. Predictors of Paternal Involvement for Resident and Nonresident Low-Income Fathers // Developmental Psychology. 2006. Vol. 42, N 6. P. 1041-1056.
Ellis B.J., McFadyen-Ketchum S., Dodge K.A., Pettit G.S., Bates J.E. Quality of Early Family Relationships and Individual Differences in the Timing of Pubertal Maturation in Girls: A Longitudinal Test of an Evolutionary Model // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77, N 2. P. 387-401.
Grolnick W.S, Benjet C., Kurowski C.O., Apostoleris N.H. Predictors of Parent Involvement in Children"s Schooling // Journal of Educational Psychology. 1997. Vol. 89, N 3. P. 538-548.
Karreman A., Van Tuijl C, Van Aken M., Dekovic M. The relation between parental personality and observed parenting: The moderating role of preschoolers’ effortful control // Personality and Individual Differences. 2008. Vol. 44 (3). P. 721-732.
Kochanska G., Friesenborg A.E., Lange L.A., Martel M.M. Parents’ Personality and Infants’ Temperament as Contributors to Their Emerging Relationship // Journal of Personality and Social Psychology. 2004. Vol. 86, N 5. P. 744-759.
Simons R., Lorenz F., Wu C., Conger R. Social Network and Marital Support as Mediators and Moderators of the Impact of Stress and Depression on Parental Behavior // Developmental Psychology. 1993. Vol. 29, N 2. P. 368-381.
Сведения об авторе
Корниенко Дмитрий Сергеевич.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии, Институт психологии, Пермский государственный педагогический университет, ул. Сибирская, д. 24, 614990 Пермь, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ссылка для цитирования
Корниенко Д.С. Родительское отношение как метаиндивидуальная характеристика в связи с конфигурацией семьи и возрастом ребенка [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 1(15). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). 0421100116/0003.
[Последние цифры - номер госрегистрации статьи в Реестре электронных научных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр". Элементы библиографического описания соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008. Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" - дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]
480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья
Баландина Людмила Леонидовна. Особенности индивидуальности ребенка в зависимости от конфигурации семьи: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01: Пермь, 2003 197 c. РГБ ОД, 61:04-19/149-0
Введение
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ И ФАКТОРЫ, ИХ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
1.1. Многодетная семья как социально-психологический фактор индивидуальности ребенка 9-11
1.2. Теоретические взгляды на проблему психологических особенностей детей из многодетных семей 12-23
1.3. Обобщение факторов, детерминирующих индивидуальные особенности детей из многодетных семей 23-71
1.4. Теория интегральной индивидуальности и многодетность 71-74
ВЫВОДЫ 75-77
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования 78
2.2. Методики исследования
2.2.1. Методики исследования когнитивных характеристик 78-81
2.2.2. Методики исследования свойств темперамента 81-82
2.2.3. Методики исследования свойств личности 82-84
2.2.4. Методики исследования межличностных отношений 84-86
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Сравнение когнитивных, личностных и межличностных особенностей у детей из многодетных и однодетных семей
3.1.1. Когнитивные характеристики детей из многодетных и однодетных семей 87-93
3.1.2. Личностные особенности детей из многодетных и однодетных семей 93-97
3.1.3. Особенности межличностных отношении детей из многодетных и однодетных семей 97-104
3.2. Анализ взаимосвязей когнитивных, личностных и межличностных особенностей детей из многодетных и однодетных семей
3.2.1. Взаимосвязи когнитивных показателей с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности 105-133
3.2.2. Взаимосвязи свойств психодинамического уровня интегральной индивидуальности с показателями межличностных отношений 133-139
3.2.3. Взаимосвязи свойств личностного уровня с показателями межличностных отношений 139-155
3.3. Структура свойств интегральной индивидуальности детей из многодетных и однодетных семей 156-165
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 166-179
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 179-180
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 181-193
ПРИЛОЖЕНИЯ 194-197
Введение к работе
Настоящая работа посвящена изучению индивидуальных особенностей детей в зависимости от конфигурации семьи. Семейная среда, прежде всего отношения в семье, опосредуют детерминирующие влияния в целом (Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.). В семье складываются особые психологические условия, которые влияют на когнитивные и личностные характеристики ее членов, в особенности детей.
Интерес к средовым параметрам привел к исследованию влияния конфигурации семьи на индивидуальность ребенка. Изучение таких параметров конфигурации как размер семьи, порядковый номер рождения, интервалы между рождениями, происходит на материале многодетной семьи-особой модели, позволяющей изучить влияние различных факторов на психику детей.
Изучение феномена многодетности, а также психологических особенностей детей из многодетных семей на фоне многих исследований, посвященных семейным вопросам, осуществлялось недостаточно и многие годы - только зарубежными учеными . Лишь в девяностые годы XX века отечественные психологи обратились к данной проблеме, но на сегодняшний день таких исследований еще мало и проводятся они, в основном, в русле психогенетической проблематики.
В настоящее время большинство исследований многодетных семей посвящено изучению когнитивных характеристик детей и факторов, определяющих интеллектуальные, речевые особенности; выделяются как общие, так и специфические закономерности этого влияния. Вопрос о влиянии конфигурации семьи на особенности личности исследован значительно меньше и, прежде всего, зарубежными авторами. Для надежных данных, по мнению ряда исследователей, необходимы большие выборки, более точная статистика и надежные методы диагностики личностных особенностей. Исследования личности, проведенные на многодетных семьях, не всегда удовлетворяют этим условиям .
Характер внутрисемейных отношений в многодетных семьях выделяется как важный фактор, определяющий специфику психического склада детей. В основном, в работах изучаются родительские стили воспитания и их роль в формировании индивидуальности детей. Другие аспекты социальной ситуации развития ребенка в многодетной семье и за ее пределами (в частности, отношения со сверстниками) слабо освещены в психологической литературе.
Отечественные исследования многодетных семей проводились с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Психологические особенности детей из многодетных семей в других школьных возрастах не изучались.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью выявления закономерностей когнитивных и личностных характеристик детей из многодетных семей с учетом социальных условий развития и возраста детей в контексте разноуровневой структуры индивидуальности.
Целью нашего исследования является изучение разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в зависимости от размера семьи; выявление когнитивных, личностных характеристик и специфики межличностных отношений детей из многодетных семей.
Объект исследования - разноуровневые свойства интегральной индивидуальности учащихся из многодетных и однодетных семей.
Предмет исследования - своеобразие психодинамических, когнитивных, личностных и социально-психологических характеристик интегральной индивидуальности и межуровневых взаимосвязей данных свойств у детей из многодетных семей в сравнении с единственными детьми в семье.
Понимание отличительных черт развития детей из многодетных семей, осмысление специфики разноуровневых свойств в их взаимосвязях решается нами посредством метода поперечных срезов, который дает наиболее отчетливое представление о существенных характеристиках, сохраняющихся или изменяющихся в онтогенезе (Б.Г.Ананьев). Такой подход к изучению феномена многодетности является одним из путей, позволяющих выявить
6 типичные для испытуемых психологические особенности и дает уверенность в
стабильности результатов.
Гипотеза исследования заключается в следующем:
Размер семьи определяет и отличает особенности когнитивных, личностных характеристик и восприятия детьми межличностных отношений, а также специфику взаимосвязей между свойствами психодинамического, личностного и социально - психологического уровней интегральной индивидуальности школьников.
Феномен «многодетности», проявляющийся в психологических характеристиках детей, имеет в младшем школьном, подростковом, раннем юношеском возрастах общие и отличительные черты.
Таким образом, конфигурация семьи и возраст детей рассматриваются как оказывающие опосредованное воздействие на индивидуальность детей из многодетных семей.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой нами гиптотезы были поставлены следующие задачи исследования:
Выявить психологические особенности детей из многодетных и однодетных семей.
Сопоставить когнитивные, личностные, социально-психологические характеристики детей из многодетных и однодетных семей.
3. Сравнить структуру взаимосвязей разноуровневых свойств
интегральной индивидуальности школьников из многодетных и однодетных
семей.
Сравнить психологические особенности и характер взаимосвязей между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности в зависимости от типа семьи и возраста детей.
Выявить наличие специфических характеристик детей из многодетных семей, их стабильность-изменчивость в онтогенезе от младшего школьного до раннего юношеского возраста.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые с позиций теории интегральной индивидуальности осуществлено изучение
когнитивных, личностных характеристик и особенностей межличностных отношений школьников из многодетных семей, а также возрастная динамика изучаемых свойств с младшего школьного до старшего школьного возрастов.
Теоретическое значение работы заключается в установлении
особенностей психического развития детей из многодетных семей; выявлении вариативности влияния факторов размера семьи и возраста школьников на изучаемые психологические характеристики детей.
Практическое значение данного исследования определяется возможностью использовать полученные результаты в просветительской и консультационной работе с участниками учебно-воспитательного процесса (родителями, учителями, воспитателями); при разработке и проведении мероприятий, направленных на повышение профессиональной квалификации психологов, социальных педагогов, работающих в социальных сферах (образование, здравоохранение, социальная защита населения); при составлении и реализации социальных программ с целью индивидуализации процесса обучения и воспитания, выбора образовательного маршрута, реализации индивидуального потенциала ребенка.
Методологической и теоретической основой исследования являются: принцип системного подхода к изучению целостной личности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, B.C. Мерлин), принцип единства биологического и социального в развитии человека, принцип обусловленности развития человека как «внешними причинами», так и «внутренними условиями» (С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.), принцип генотип-средовой детерминации психических особенностей человека (Р.Пломин, И.В. Равич-Щербо, М.С. Егорова), принцип развития в общении и совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками (Л.С.Выготский, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Ж. Пиаже), представление об обусловленности психологических особенностей ребенка параметрами конфигурации семьи (А. Анастази, Р. Зайонц, И.В. Равич-Щербо, Т.А.Думитрашку, Т.Н. Андреева). Специальной теоретической основой работы
является принцип многоуровневой организации свойств интегральной индивидуальности В. С. Мерлина.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Феномен «многодетности» проявляется в разноуровневых
психологических характеристиках детей из многодетных семей.
Размер семьи, как один из основных параметров конфигурации семьи, является фактором, определяющим специфику когнитивных, личностных свойств индивидуальности и восприятия детьми межличностных отношений, а также особенности взаимосвязей между свойствами психодинамического, личностного, социально-психологического уровней интегральной индивидуальности школьников.
Некоторые свойства индивидуальности являются типичными для детей из многодетных семей, другие свойства - типичными для единственных детей.
4. Степень выраженности и характер взаимосвязей между
разноуровневыми свойствами ИИ школьников, обусловленных типом семьи,
специфичны в каждом возрасте.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры психологии ПГПУ (2003г.), на областной научно-практической конференции «Практическая психология -2002» (Пермь, 2002), межрегиональной научно-практической конференции «XVII Мерлинские чтения» (Пермь, 2002), Всероссийских научно-практических конференциях "Ананьевские чтения- 2001. Образование и психология" (СПб., 2001), «Дифференциальная психология: проблемы и перспективы» (Бийск, 2002), II Региональном съезде психологов с международным участием "Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе" (Курган, 2002); Международных научно-практических конференциях "Дифференциация и интеграция психолого-педагогического знания в науке, социальной практике и научных исследованиях", "Социально-психологические проблемы ментальности" (Смоленск, 2001, 2002). По проблемам диссертационного исследования автором опубликовано девять печатных работ.
Многодетная семья как социально-психологический фактор индивидуальности ребенка
В современном обществе семья, в результате взаимовлияния индивидов, » выступает как персональная микросреда развития ребенка. Спектр категорий современной семьи достаточно многообразен. По количеству детей выделяют бездетные, однодетные, малодетные, многодетные семьи. При определении понятия «многодетность» социологами обозначен социально-психологический критерий соответствия социальным нормам детности, принятым в обществе. Для регионов с преобладанием семей с одним-двумя детьми (что соответствует нашей культуре), многодетной считается семья, в которой трое и более детей . В XX веке происходит спонтанное сокращение количества детей в семье; нормы, связанные с феноменом многодетности семьи, исторически изживают себя . Многодетная семья, как особая, «нетипичная» категория семьи, которая становится достаточно редкой в нашей культуре (особенно в городской среде), представляет интерес для социологов, демографов, психологов, педагогов. Одним из важных направлений для изучения проблемы многодетных семей Е.Ф. Ачильдиева считает выявление корней многодетности, описание типов многодетных семей. На основании проведенного социологического исследования, автор выделяет основные причины существования многодетных семей в крупных городах: 1) национальные традиции или семейные нормы; 2) самовоспроизводство многодетности - детям, воспитанным в ее среде, прививаются нормы многодетности; 3) религиозно-нравственные мотивы.
В этой же работе описываются три типа многодетных семей, в соответствии с критерием осознанности родителями мотивов многодетности и ценности нескольких детей. Первый тип многодетных семей характеризуется установками супругов на многодетность в момент заключения брака; дети для них являются самостоятельной и первоочередной ценностью (25% опрошенных). В семьях второго типа многодетность возникла вследствие ситуативных обстоятельств, выход из которых через рождение большего числа детей оказался для супругов предпочтительным (25%). Третий тип многодетных семей является неблагополучными. В таких семьях дети представляют инструментальную ценность: с помощью детей родители могут достичь какой-то цели - материальной или социально-психологической. У супругов отсутствуют собственно мотивы многодетности. Такие семьи обычно плохо организованы и являются источником множества отклонений (50%). В семьях меньшего размера дети гораздо реже имеют лишь инструментальную ценность, с увеличением количества детей в семье третий тип семей представлен в большей мере . Характеризуя многодетную семью, В.И.Зацепин отмечает, что разводы в такой семье, в отличие от однодетной, крайне редки. Данная семья с самого начала отличалась уверенностью супругов друг в друге, в своем семейном будущем, что и позволило ей иметь многих детей. А множество детей, в свою очередь, оказывают скрепляющее воздействие на семью . Подобное описание подходит не ко всем многодетным семьям, а скорее всего к тем, которые Е.Ф. Ачильдиева отнесла к первому и, возможно, ко второму типу. В работах Э. Арутюнянц, С. Голод, посвященных психологическим типам семьи, даны характеристики трех вариантов семьи: традиционной, детоцентрической, супружеской. Многодетная семья относится скорее к традиционной (патриархальной) семье в современном (модифицированном) ее варианте. Отношения в патриархальных семьях определяются родством. В семье доминирует отец (муж), в его руках сосредоточены экономические ресурсы и принятие основных решений; кроме того, отец является наставником, примером для подражания.
Методики исследования свойств личности
Личностный уровень ИИ представлен разнообразными качествами, характеризующими эмоциональную, коммуникативную, поведенческую сферу индивидуальности школьников. Изучение личностных особенностей испытуемых проводилось с помощью опросника Р. Кэттелла, шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Спилбергера-Ю.Ханина, методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.
Опросник Р. Кэттелла является одним из наиболее известных и адаптированных методик в отечественной психологии. Опросник позволяет описать структуру личности, диагностируя черты личности, которые Р.Кэттелл называет конституционными факторами. Для диагностики личностных свойств учащихся 10-11-х классов использовался 16 PF опросник Р. Кэттелла (форма А). Методика включает 16 факторов или шкал. Каждый личностный фактор рассматривается как континуум определенного качества. Форма опросника содержит 178 вопросов. Для обследования учащихся 2-х, 6-х классов применялся адаптированный и модифицированный Э.М.Александровской и И.Н. Гильяшевой вариант 16 PF опросника. Детский вариант используется для исследования личностных особенностей детей 8-12 лет, он включает 12 шкал и 120 вопросов.
Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Полученные результаты выражаются в шкале стенов с минимальным значением в 0 стенов, максимальным - 10 и средним значением 5,5 стена. Теоретическое обоснование применения и апробации этой методики было сделано в ряде работ .
Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера Ю.Ханина является адаптированным, модифицированным и стандартизированным вариантом методики изучения тревоги и тревожности Ч.Д. Спилбергера. Согласно концепции Ч. Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности.
Адаптация методики осуществлена Ю.Л. Ханиным. Шкала состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть диагностики актуального состояния (ситуативная тревога). Задания второй шкалы направлены на выяснение того, как субъект чувствует себя обычно, то есть диагностируется тревожность как свойство личности (личностная тревожность). Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентами по 4-балльной шкале. Максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый равно 80. Подростковая версия шкалы предназначена для детей и подростков 8-12 лет. Обработка и интерпретация аналогична взрослой версии, но в опроснике для подростков количество позиций шкалы рейтинговых оценок уменьшено до трех, соответственно, максимальный балл по каждой части равен 60. Определены ориентировочные нормативы поуровневой выраженности тревожности.
В данном исследовании взрослый вариант методики применялся при обследовании учащихся 10-11-х классов, подростковый вариант - 2-х и 6-х классов. При анализе валидности обнаружены положительные коэффициенты корреляции результатов шкалы с опросниками 16-PF Р.Кэттелла и Г.Айзенка. Методика широко используется в научных исследованиях и практической психодиагностике .
Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга -проективная методика исследования личности предназначена, прежде всего, для определения преобладающего типа реакции на фрустрационную ситуацию и ее направленность. Методика диагностирует особенности поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели.
Взрослый вариант используется для обследования испытуемых с 15 лет (в нашем исследовании - для школьников 10-11-х классов), детский вариант - для детей в возрасте от 4 до 14 лет (в данной работе - для школьников 2-х, 6-х классов).
Стимульный материал состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Изображенные на рисунках ситуации достаточно обыденны и могут быть разделены на две группы: ситуации препятствия и ситуации обвинения. Оценка полученных ответов, в соответствии с теорией С.Розенцвейга, осуществляется по направленности реакции: экстрапунитивные, интропунитивные, импунитивные, а также по типу реакции: препятственно-доминантные, самозащитные, потребностно-настойчивые (разрешающие).
Когнитивные характеристики детей из многодетных и однодетных семей
При анализе когнитивных характеристик школьников из многодетных и однодетных семей выявлены значимые различия по ряду интеллектуальных показателей и успеваемости в школе.
Интеллектуальные особенности. Анализ средних значений интеллектуальных показателей у школьников обнаружил более низкие результаты в развитии вербального интеллекта у детей из многодетных семей, по сравнению с единственными детьми, в общей выборке школьников (2-х, 6-х, 10-11-х классов), а также во всех возрастных группах. Однако у младших школьников выявлены различия на значимом уровне, у подростков и юношей различия незначительные (таблица 3). В ходе эксперимента выявлена иная тенденция развития невербального интеллекта, чем вербального. В невербальной сфере младшие школьники (на значимом уровне) и подростки (не значимом уровне) из многодетных семей отстают от единственных детей, в то время как юноши из больших семей значимо превосходят одноклассников из однодетных семей.
Факты сниженных интеллектуальных характеристик детей из многодетных семей согласуются с аналогичными работами по сопоставлению развития детей разных возрастов из многодетных и однодетных семей А Анастази, Л.Белмонт и Ф. Маролла, М. Стофер, Е. А. Силиной, Т. А. Думитрашку, Т. Н. Трефиловой ; наиболее убедительно объясняются теорией Р. Зайонца о снижении интеллектуального содержания семейной среды в многодетных семьях .
Преимущество вербальных показателей интеллекта единственных в семье детей, не явно выраженные различия интеллектуальных способностей подростков из разных типов семей, дифференциация показателей разных видов интеллекта (вербального и невербального) у старшеклассников можно объяснить следующим образом.
1. С одной стороны, согласно психогенетическим исследованиям, вербальный интеллект генетически детерминирован более, чем невербальный , с другой стороны, существуют предположения, что в больших по размерам семьях индивиды обладают худшей наследственностью . Следовательно, можно предположить, что у детей из больших семей генетически вербальный интеллект снижен.
2. Влияние средовой составляющей на невербальный интеллект более значительно, чем на вербальный интеллект . Изменчивость невербального интеллекта учащихся в меньшей степени обусловлена школьной средой и поэтому развивается, в основном, под влиянием генетической детерминации и семейной среды .
3. Семейная среда в многодетной семье характеризуется снижением количества и качества общения родителей с детьми .
Таким образом, более благоприятная наследственность и среда в однодетных семьях, по сравнению с многодетными, способствует лучшему развитию интеллектуальных и, прежде всего, вербальных способностей единственных детей. Данная тенденция выражена в младших возрастах.
Вербальная среда, связанная со школьным обучением, способствует снижению различий вербального интеллекта школьников из разных по размеру семей. По мере взросления ребенка для общего интеллекта уменьшается вклад общей семейной среды и увеличивается роль различающейся среды, а также показатель наследуемости . Начиная с подросткового возраста и, особенно, в юношеском возрасте, дети из многодетных и однодетных семей активно выбирают среду (в - и вне семьи, школы) в соответствии со своими предрасположенностями. По-видимому, среда (общая и индивидуальная) единственных детей определяет, в большей мере, развитие их вербального интеллекта, а среда детей из больших семей, начиная с подросткового возраста, невербального интеллекта.
Здесь выносятся следующие положения:
1. На формирование индивидуальных особенностей когнитивной сферы детей из многодетных семей с низким социо-экономическим статусом оказывает влияние конфигурация семьи: размер сибства и очередность рождения детей.
2. Психологической причиной, механизмом действия этих факторов следует считать изменение психологического статуса каждого ребенка в семье вместе с изменением конфигурации семьи.
3. Существует тесная связь эффекта очередности рождения с полом детей. Действие фактора очередности рождения специфично по отношению к мальчикам и девочкам.
Влияние размера семьи заключается в том, что с увеличением количества детей снижается средний уровень их интеллектуального развития. Этот аффект надежно воспроизводится независимо от возраста детей, их национальной принадлежности, типа местности, где они проживают (сельские или городские районы), а также независимо от используемых тестов интеллекта (рассмотрели зарубежные исследователи, как A. Anastasy, 1956; М. Breland, 1977, J. Blake, 1981, R. Zajonc, 1980, M. Wagner, 1985, M. Storfer, 1990).
Образование родителей как средовая составляющая интеллектуального потенциала, определяющая тип отношения к детям, а также мотивационные и эмоциональные характеристики семьи; уменьшение воспитательных ресурсов родителей, приходящихся на каждого ребенка, в частности, снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок (они становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплинированности у них жестче, индивидуализация воспитания – ниже).
Эффект размера семьи может быть выражен сильнее или слабее в зависимости от ряда других переменных, относящихся к конфигурации семьи. Наиболее тесно эффект размера семьи взаимодействует с социо-экономическим статусом: он часто не наблюдается в семьях, принадлежащих к верхним 20-25% по социо-экономическому статусу, отчетливо выражен в среднем классе «Я» очень ярко - в низших слоях населения (F. Page, G. Grandon, 1979). Предполагается, что самое неблагоприятное воздействие на психическое развитие детей оказывает большой размер семьи в сочетания с низким социо-экономическим статусом.
Многими исследователями в основном признается также и связь размера семьи с особенностями личности детей, но исследований такого типа - очевидно, в связи с их большей трудоемкостью - меньше. В целом, авторы согласны в том, что дети из больших семей более конформны, агрессивны, имеют более бедное самосознание, но одновременно они выше по организованности и лидерству.
Порядковый номер рождения ребенка большинством исследователей признается самостоятельным фактором влияющим на формирование когнитивных и личностных характеристик детей. Эффект очередности рождения заключается в том, что с повышением порядкового номера рождения снижаются интеллектуальные показатели, за исключением последнего ребенка, который часто имеет результаты лучшие, чем у предыдущих детей. Эффект очередности рождения наблюдается в семьях любого размера и зависит от возраста детей и интервалов между их рождениями.
Зависимость эта столь сильна, что в некоторых случаях, например, когда интервалы между рождениями детей большие, влияние номера ребенка на его интеллект становится позитивным. На это же указал R. Zajonc (I979, 1980), обсуждая вопрос о связи эффекта очередности рождения с возрастом детей. Он считает, что интеллектуальная среда семьи, определяющая интеллектуальное развитие ребенка, специфична в каждый конкретный промежуток времени. Интеллектуальная среда постоянно изменяется в связи с взрослением членов семьи, ее расширением им сокращением. Изменение
интеллектуальной среды гложет иметь различное значение для оттого и того не ребенка в разном возрасте. В частности, для детей, имеющих двух и более сибсов, эффект очередности рождения может быть в разных возрастах отрицательным, положительным и нулевым.
Механизмы действия фактора очередности рождения недостаточно изучены, предполагаемые причины - в количественной и качественной специфике общения каждого ребенка, находящегося в определенной сиблинговой позиции, с окружающими. В большей мере исследуется связь очередности рождения с интеллектом: работ, где оцениваются особенности личности, и здесь - меньше. Надежных данных о специфических личностных особенностях детей с различными порядковыми номерами рождения нет. Предполагается, что первенцы более доминантны, директивны, склонны к нарциссизму, а последние более зависимы, эмпатичны.
Рассматриваются различные теоретические концепции и модели, разрабатывающиеся зарубежными психологами для объяснения эффектов большой семьи. Некоторые из них в настоящее время уже считаются несостоятельными, другие требуют уточнения и проверки. Известны:
а)физиологические гипотезы, в основе которых лежит предположение о том, что пренатальные условия развития и течение родов различны от рождения к рождению и в дальнейшем сказываются на развитии нервной системы и психическом развитии;
б) экономические гипотезы, согласно которым первенец расходует большую часть "воспитательных ресурсов" семьи; последующим детям заботы, времени и денег родителей остается - с каждым номером - все меньше и меньше;
в) генетические гипотезы, объясняющие эффекты размера сибства тем, что с увеличением возраста матери (отца) происходит "ухудшение" генетического материала, что может проявиться в увеличении вероятности мейотических нарушений;
г) психологические гипотезы, основанные на предположении о важной роли контактов со взрослыми в психическом развитии детей; первенцы, получают больше родительского внимания и больше взаимодействуют с родителями, чем последующие дети, что и позволяет им быстрее развиваться интеллектуально.
Психологические гипотезы считаются в последнее время наиболее состоятельными.
Наиболее разработанной моделью психологического толка представляется модель интеллектуального развития, провоженная R. Zajonc (1979, 1930, 1983). Согласно этой модели в каждой семье складывается специфическая интеллектуальная обстановка, элементами которой является индивидуальный опыт каждого члена семьи. Каждый член семьи влияет на всю семью целиком, а семья влияет на него. Из модели следует, что большего
интеллектуального развития следует ожидать в малых семьях с большой разницей лет между сиблингами.
I) обеднение средней интеллектуальной среды из-за вхождения в нее маленького ребенка;
2) ускорение собственного умственного роста благодаря необходимости выполнять обучающую функцию. При этом действие первого фактора отрицательное, а действие второго - положительное, поскольку первый фактор сильнее, то в целом интеллектуальней рост старших детей на некоторое время замедляется.
R. Zajonc (I960) в своей модели учитывают интервалы между рождениями детей, возраст детей, культурные различия, социо-экономический статус как факторы, влияющие на выраженность эффектов размера семьи и очередности рождения. При атом они подчеркивают, что все эти факторы могут воздействовать только на крутизну снижения или повышения интеллекта, но в любом случае эффекты размера семьи будут налицо. Исследование показало: по всем исследованным когнитивным характеристикам уровень развития детей из многодетных семей ниже уровня развития единственных детей, в том числе и по показателям школьной успеваемости (в распределении школьных оценок у детей из многодетных семей, как правило, больше троек и меньше пятерок).
Наиболее заметные различия между детьми из многодетных семей и единственными детьми - в сфере вербального развития (вербального интеллекта, вербальной памяти). Этот результат согласуется с данными зарубежных психологов подтверждает предположение с тем, что большой размер семьи сопряжен со снижением качества общения. Из сравнения первенцев и вторых детей в многодетной семье по когнитивным показателям выявилось лишь незначительное преимущество первенцев, что соответствовало ожиданиям согласно модели слияния, предложенной R. Zajonc (1979). По утверждению этого автора, отрицательное действие фактора очередности рождения на когнитивное развитие не столь велико, чтобы можно было обнаружить, значительные различия в интеллекте уже между первыми двумя детьми.
Овчарова Р. В.
Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие. Можно утверждать, что будущее общества - это сегодняшнее состояние родительства.
Книга предназначена для студентов и аспирантов - психологов, социальных работников и социальных педагогов. Материалы могут быть полезны специалистам в области практической психологии образования.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................8
ГЛАВА 1. РОДИТЕЛЬСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1. Системный подход к пониманию сущности родительства психологическоого феномена.........................................13
1.2. Структура родительства как интегрального образования личности......................................................22
1.3. Факторы, определяющие формирование
родительства....................................................................33
1.4. Надындивидуальный уровень развития родительства... 42
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА
2.1. Особенности родительства в однодетных и двудетных семьях................................................................................49
2.2. Влияние личностной зрелости родителей на характер семейного воспитания......................................................58
2.3. Зависимость семейного воспитания от конфигурации семьи: многодетность однодетность................................71
2.4. Влияние этнического фактора на характер принятия
и исполнения родительской роли....................................83
ГЛАВА 3. РОДИТЕЛЬСТВО В АСПЕКТЕ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
3.1. Общая характеристика представлений о родительстве... 98
3.2. Психологическая готовность к материнству..................122
3.3. Психологическая готовность к отцовству......................148
3.4. Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка.............................................................................170
ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
4.1. Родительская любовь как основа семейного
воспитания......................................................................181
4.2. Родительская позиция как система отношений родителя............................................................................224
4.3. Особенности семейного воспитания в неполной
семье................................................................................237
4.4. Тендерный подход в семейном воспитании....................256
ГЛАВА 5. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОЗИЦИИ КАК ФАКТОР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕМЬИ
5.1. Родительская позиция в интегральном взвимодействии позиций личности родителя............................................282
5.2. Особенности материнской и отцовской родительских позиций............................................................................293
5.3. Влияние родительских позиций на воспитательную практику семьи.................................................................306
5.4. Психологические особенности подростков как индикаторы адекватности родительских позиций...319
ГЛАВА 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСТВА
6.1. Родительство и воспитание родителей...........................335
6.2. Основные концепции воспитания родителей................338
6.3. Модели психологического сопровождения родительства.....................................................................343
6.4. Диагностика родительства..............................................351
ГЛАВА 7. ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА
7.1. Технология тренинга «Осознанное родительство».........403
7.2. Система тренинговых упражнений, направленных на формирование и развитие чувства родительской любви «Семь шагов»........................................................424
7.3. Программа формирования психологической готовности к материнству
«Счастливая мама - счастливый малыш»......................433
7.4. Тренинг личностной зрелости родителей.......................444
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................465
БИБЛИОГРАФИЯ................................................................. 470
Рецензия на книгу Р. В. Овчаровой «Родительство как психологический феномен»
Рецензируемая книга представляет собой, по сути, единый целостный комплекс разнообразных материалов по проблемам психологии родительства. В ней раскрываются сущность и многообразие реального фактического материала, приводятся данные социально-психологического исследования (выполненного под руководством автора), обсуждаются основные варианты стратегий и тактик, технологий работы практикующего психолога с семьей. Проблемы актуального родительства рассматриваются через направления работы с общественным и индивидуальным сознанием, излагаются материалы для практической работы. В книге выявляется и обосновывается авторская позиция относительно понятий человеческих ценностей, касающихся проблем родительства, семейного благополучия в случаях воспитания детей. В учебном пособии Р. В. Овчаровой раскрываются теоретические основы формирования родительства. Автором описан системный подход к пониманию сущности родительства, дан анализ субъективно-психологических факторов его формирования, рассмотрены уровни развития родительства.
В целом, предполагаем, что представленная книга реализует информационную, ориентирующую, разъясняющую, эвристическую, побуждающую и развивающую функции. Автор не навязывает своей точки зрения: Р. В. Овчарова приглашает читателей к размышлению, она не передает готовую мысль, она пытается ее пробудить. Данные размышления автора позволяют читателю сформировать собственные позиции относительно многообразия вопросов бытия, рассмотреть возможные последствия зрелого и проблемного родительства. Основное внимание в представленной книге уделяется психическому здоровью семьи, детерминации родительской любви, что может стать устойчивой основой против деформаций детско-родительских отношений. В этом плане рецензируемая работа обладает достаточной новизной и представляет несомненный интерес. Книга изобилует замечательными идеями, побуждающими вопросами, диалогичностью и вместе с тем научной и терминологической четкостью.
Большой научный и практический интерес представляют новые данные, представленные во второй, третьей и четвертой главах, выводы которых основаны на проведенных под руководством Р. В. Овчаровой экспериментально-психологических исследованиях. В частности, речь идет об анализе влияния субъективно-психологических факторов на формирование родительства, влиянии этнического фактора на принятие и исполнение родительской роли, психологической готовности к отцовству и материнству. Впервые представлена целостная концепция родительской любви как основы семейного воспитания, исследовано влияние родительских позиций на воспитательный потенциал семьи, показана их специфика в неполной семье. В работе представлены материалы по психологии семейного воспитания мальчиков.
Главным достоинством представленной книги профессора Р. В. Овчаровой является предложенная автором структурная и динамическая реконструкция психологии родительства, анализ методологических, онтологических и теоретико-познавательных аспектов и импликаций родительства в современной российской семье. Проблема родительства осмысливается автором как специальная, научная, социально-психологическая категория, несущая новые эвристики и стилистики рефлексии. Несомненным плюсом данной книги является высокая погруженность автора в обширный фактологический, теоретический, эмпирический и публицистический материал, критичность к характеру и стилю изложения. Данная книга вполне соответствует учебно-методическим задачам любого учебного пособия. Корректное соединение понятийного аппарата научной психологии, фактов обыденной жизни, публицистической специфики и практической направленности книги делает представленный автором подход обширным интегратив-ным обзором, методологически и методически состоятельным.
Книга решает двуединую задачу, адресованную определенным аудиториям читателей: задачу информирования - для широкой публики и задачи обучения - для студентов-психологов. Прикладные задачи в книге решались автором через определение психологических путей формирования зрелого ответственного родительства через изучение и реализацию парадигмальных, психотехнических и диагностических подходов каждым работающим практическим психологом в разных сферах психопрактики.
В целом рецензируемая книга обладает несомненной теоретической и практической значимостью и актуальностью. Она восполняет дефицитарный банк ценностно-ориентированных и смыслопорождающих теоретических и практических психологических материалов по психологии родительства и может быть рекомендована для представителей всех профессий, где специалистам приходится...
Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→