Важные периоды в развитии ребенка. Как помочь своему ребенку? Возрастные периоды развития ребенка: Младший школьный возраст
Еще находясь в утробе матери, закладываются первые этапы развития ребенка, после рождения маленький человечек начинает познавать мир через обоняние и осязание с каждым месяцем он приобретает новые навыки. Считается, что до 3-х лет у малыша формируется психика, характер, навыки - этому способствует окружающая обстановка, условия и забота родителей. Ребенок, как чистый лист - впитывает всю информацию, получаемую извне - задача взрослых воспитать из него полноценную личность, научить
Для каждого возраста существуют свои развивающие игры и занятия в становлении умственного и физического младенца кардинально отличаются от остальных стадий и требуют особенного внимания и подхода. В этот главный период жизни у новорожденного происходит овладение моторикой, которая тесно взаимодействует с мыслительной и двигательной функцией. Большинство педиатров, психологов и невропатологов придерживаются теории, что человек для достижения зрелости последовательно проходит несколько стадий умственного развития.
Каждая стадия подготавливает фундамент развития для последующей. Этапы развития ребенка с рождения и до 2-х лет являются основополагающими, именно в этот период малыш учится слушать, бить, толкать, двигаться, разглядывать. Также значительную роль имеет наследственный механизм, который связывает первые приобретенные способности друг с другом и побуждает к достижению новых целей. Таким образом, сенсорная стадия подразделяется на шесть главных этапов:
1. Первый месяц жизни - это врожденные рефлексы, которые со временем становятся более эффективными и выраженными.
2. С 2-х до 4-х месяцев - условные навыки: хватательные и сосательные движения.
3. С 5 до 8 месяцев - циркулярные реакции, формируются на основе моторных функций и координаций.
4. С 9 до 12 месяцев - все действия малыша становятся более сознательными, он уже умеет доставать интересующий предмет, игрушку.
5. С года до 1,5 лет - непреднамеренно открывает для себя новые способности. Например, открыв дверцы шкафа, ребенок может достать лежащую там вещь.
6. С 1,5 до 2-х лет - на основе полученных навыков малыш способен изучать мир в новых красках, самостоятельно передвигаясь и отыскивая пути решения для устранения каких-либо препятствий.
Последующие этапы развития детей с 2-х до 11 лет направлены на изучение конкретных ситуаций и действий. Ребенок обнаруживает, что соорудив башню, ее можно легко разрушить и снова воссоздать, такая игра двигательную функцию, умственную деятельность. Внимание малыша в этом возрасте очень рассеяно, ему все интересно и хочется самостоятельно опробовать и потрогать новые предметы.
После двух лет у малыша появляются любимые игрушки, занятия (рисование, музыка, машины, куклы) при правильном подходе к ребенку можно развить у него те или иные способности. Но ни в коем случае нельзя заставлять малыша длительное время заниматься одним и тем же занятием, т.к. можно навсегда оттолкнуть его от данного увлечения. В силу узкого диапазона мышления и эгоцентричного нрава малыш непостоянен в действиях и поступках ему быстро надоедают игрушки, однотипные занятия - этот аспект молодым родителям нужно учитывать. Ранние этапы развития ребенка своего рода подготовка к взрослой жизни.
Взрослея, малыш начинает во всем подражать родителям, копировать их поступки, перенимать роль взрослого. Например, этапы развития ребенка трехлетнего возраста наиболее сложные, требующие терпения от родителей Его сознание усложняется, потребности увеличиваются - маленький человек еще больше нуждается во внимании и поддержке своих родителей. Малыш чрезмерно любознателен, везде пытается залезть, проявляет самостоятельность в каких-то моментах, непостоянен в действиях - в этот период малыш должен быть под постоянным контролем взрослых людей.
Возрастная периодизация развития детей имеет несколько классификаций, каждая из которых ставит своей целью выделить некие закономерности физического и психологического взросления. Подобное деление жизни детей и подростков на определенные этапы помогает понять особенности развития и скорректировать специфические проявления их негативных сторон.
Некоторые педагогические деятели считают процесс взросления непрерывным действием, которое не имеет границ, аргументируя это текучестью и изменчивостью жизни. Однако современная педагогика путем многочисленных исследований доказала необходимость выделения возрастных этапов, так как каждый из них качественно отличается.
Несмотря на неравномерность каждого этапа, границы которого зависят от индивидуальных особенностей детей, каждый ребенок проживает все периоды взросления последовательно.
Некоторые определения
Возрастная периодизация детства до сих пор не имеет четкого определения.
Так, существует деление на развитие физиологических, социальных и психологических признаков взросления. Однако на сегодняшний день нет критериев, способных объединить социальные и биологические показатели.
Более того, существует два подхода к любым классификациям: стихийный и нормативный.
Последователи стихийного подхода считают, что периодизация детства и особенности развития формируются бессознательно под влиянием множества случайных факторов, предусмотреть которые невозможно.
Нормативный подход предусматривает организацию такого воспитательного процесса, который сможет учесть все случайные обстоятельства и обеспечить оптимальные условия для развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Считается, что оптимальной классификацией различных возрастных групп станет та, которая будет максимально учитывать не только факторы физиологии и психологии, но и условия и особенности воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка.
Виды периодизации
Несмотря на большое разнообразие вариантов периодизации, принято выделять 2 вида классификации: физиологическую и психологическую.
Что касается физиологической периодизации, то она была принята еще в 1965 году во время Международного симпозиума, на котором обсуждались вопросы возрастной физиологии. Было принято решение выделять всего 7 периодов развития детей и подростков:
- Этап новорожденности, который длится всего 10 дней от рождения;
- Период грудного вскармливания, который заканчивается в 1 год;
- Ранний возраст предусматривает развитие ребенка с года до 3 лет;
- Начало детства длится с 3 до 8 лет;
- Окончание детства знаменуется у мальчиков в 12, а у девочек в 11 лет;
- Подростковый период заканчивается у девочек к 15, а у мальчиков к 16 годам;
- Этап юношества длится с 17 лет до 21 года у юношей, тогда как у девушек он заканчивается к 20 годам.
Психологических периодизаций несколько, однако, несмотря на их разные критерии, большинство из них базируются на одних и тех же возрастных этапах. Рассмотрим особенности некоторых из них.
Эриксон. Этапы
Эрик Эриксон, известный американский психолог, считает, что стадии развития ребенка связаны с психосоциальными аспектами. Им была разработана периодизация, основанная на этом принципе.
Э. Эриксон считает, что правильное психосоциальное развитие ребенку должны обеспечить семья и учреждения образования.
Закономерности взросления по Выготскому.
Известный советский психолог Л. Выготский не только предложил свою классификацию этапов возрастного развития, но и выделил особые закономерности, которые сопровождают взросление детей и подростков.
- Наличие цикличности. Каждый этап характеризуется индивидуальными временными границами, особым темпом и содержанием, которые имеют способность видоизменяться во время всего периода взросления. Одни периоды интенсивны и ярко выражены, тогда как другие могут проявляться достаточно незаметно.
- Скачкообразность развития доказывает неравномерность развития психологических функций. Во время каждого возрастного этапа на передний план выходит новая функция психологического сознания. Таким образом, в сознании ребенка происходит постоянная перестройка связей между функциями.
- Метаморфозы взросления проявляются из-за цепи качественных преобразований в психике ребенка. При этом их количественная составляющая отходит на задний план. Психическое состояние малыша абсолютно разное на всех возрастных этапах.
- Регулярная комбинация эволюции и инволюции, которые, взаимодействуя, выводят ребенка на новый уровень психологического и социального развития.
Выготский считал, что единственная движущая сила развития любого ребенка – обучение. Для того чтобы обучение смогло выполнить возложенную на него функцию, оно должно быть ориентировано не на те этапы развития, которые подходят к завершению, а на те, что еще не начались. Таким образом, ориентация обучения должна быть направлена на перспективу.
Психолог оперировал термином «ближайшее развитие». Суть его сводится к грамотному определению тех умственных способностей ребенка, которые есть на данный момент, и тех, на которые он способен. Таким образом определяется возможный уровень сложности задач, предлагаемых учащемуся: они должны позволять развиваться способностям, а не демонстрировать уже полученные знания.
Не менее важное место в зоне ближайшего развития занимает психологическое взаимодействие с взрослыми, которое должно стать проводником в мир дальнейшего самостоятельного взросления.
Психологический возраст по определению Выготского
Свою возрастную периодизацию психолог базировал на психологическом возрасте детей, который раскрывает социальную адаптацию на том или ином этапе взросления.
По мере того, как ребенок взрослеет, старые предпосылки развития вступают в противоречие с новыми, более важными факторами, которые ломают уже сложившееся отношение к миру и выводят на новый этап взросления. Таким образом, меняется психологический возраст.
Психолог считал, что типы возрастных преобразований бывают двух видов: устойчивые и кризисные. Исходя из этого определения, им была выделена такая возрастная периодизация:
- Кризис новорожденного ребенка;
- Младенческий возраст до 1 года;
- Кризис первого года жизни;
- Начало периода детства, который продолжается до трех лет;
- Кризис трех лет;
- Возраст до школы до 7 лет;
- Кризис семилеток;
- Время обучения в школе включает в себя возраст до 11-12 лет;
- Кризисный период тринадцатилетних подростков;
- Половозрелые годы, которые длятся до 17 лет;
- Кризис идентичности семнадцати лет.
К тому же Выготский считал, что периодизация детского возраста должна базироваться на трех факторах:
- Внешние проявления взросления (например, по наличию или отсутствии зубов, их смена с молочных на постоянные);
- Характеристика какого-либо критерия (к примеру, периодизация Ж. Пиаже, которая основана на умственном развитии);
- Существенные факторы психомоторного развития (в качестве примера можно привести классификацию Л. Слободчикова).
Современная психология и педагогика придерживается периодизации Д. Эльконина, которая базируется на
выводах Л. Выготского. Отличительная черта данной классификации в выделении основных закономерностей деятельности у растущего человека. То есть, психолог предполагал, что психическое развитие детей обусловлено непрерывной сменой деятельности.
Свойства кризисных периодов
Периоды кризисов, которые впервые были определены Выготским, по-разному трактуются психологами. Одни считают их естественными показателями адаптациями к новым условиям, во время которых ребенок развивается и переходит на новый этап развития. Другие – отклонением от нормального развития. Третьи считают кризисы факультативным проявлением, то есть, необязательным в развитии ребенка.
В любом случае, отрицать наличие кризисных периодов в жизни детей было бы бессмысленно. В это время происходит формирование новых свойств психики, закладывание норм и устоев, изменение общего мировоззрения.
Несмотря на то, что каждый кризисный этап характеризуется индивидуальным проявлением, существует ряд признаков, которые объединяют все переломные периоды в жизни детей.
- Отказ от сотрудничества с взрослыми;
- Легкая уязвимость, обидчивость, которые проявляются в замыкании в себе или проявлении агрессии;
- Неумение справиться с негативными эмоциями;
- Желание добиться полной самостоятельности, с которой, как правило, не представляют, что делать.
Во время кризиса дети теряют интерес к учебе, у них кардинально меняются интересы, возможны конфликтные ситуации с окружающими их людьми.
Возникновение кризиса, так же как и остроты его протекания, связано с множеством факторов. При этом определить, какой из них сыграл главную роль, иногда не представляется возможным.
В момент преодоления кризисного периода происходит переход личности на новую ступень физического, психологического и социального развития.
Рассмотрим с помощью таблицы основные проявления кризисных периодов на разных возрастных этапах.
Во время протекания всех возрастных периодов основные рекомендации родителям сводятся к следующему:
- Сохраняйте спокойствие;
- Умейте выслушать;
- Дайте ценный совет;
- Не навязывайте свое общество;
- Уважайте выбор своего ребенка;
- Дайте ему разумную свободу действия, соответствующую возрасту;
- Любите своего ребенка;
- Говорите ему о своей любви как можно чаще.
Соблюдая эти простые правила, взрослые не только смогут легче пережить эти непростые времена, но и помогут в этом нелегком деле своим детям.
Подведем итоги
Любая возрастная классификация очень условна, так же как расплывчаты ее границы. Нельзя оценивать степень развития своего ребенка сухими среднестатистическими данными.
Однако, зная основные периоды развития детей, родители смогут подготовиться к грядущим изменениям в поведении и мироощущении своих наследников и избежать очень серьезных ошибок в процессе их воспитания.
Основные этапы развития ребенка.
Воплощение новой жизни происходит, когда совершается зачатие
. В этот момент объединяются различные факторы, отвечающие за наше формирование: генетическая наследственность, раса, время, место и условия, в которых зарождается наша жизнь. С момента зачатия вступает в силу генетическая наследственность, которая участвует в формировании организма. С течением беременности формируются и устанавливаются все индивидуальные качества и заложенные способности. В течении первых четырех с половиной месяцев беременности плод сосредоточен главным образом на себе и на своем развитии. Он един со Вселенной. На четвертом с половиной месяце плод начинает двигаться и взаимодействовать с окружающей средой (стенки матки). Так он осознает, что помимо него существует что-то еще. Последние четыре с половиной месяца беременности уже сформированный плод готовится к рождению. Время перед рождением – это время для подготовки к отношениям во внешнем мире. Рождение закладывает основы нашего восприятия мира. Роды
– это физическое разделение матери и ребенка. Рождение может дать нам чувство защищенности и любви или может стать причиной многих наших взрослых страхов и неврозов. Новорожденный ребенок «это уже личность, полностью сознательная и заслуживающая уважения». Далее эта модель повторяется в жизни.
Родившись, ребенок должен научиться владеть телом.
0 -3 мес.
ребенок считает себя всем миром. Психологически он еще одно целое с мамой. Времени для него нет. Оно измеряется удовольствием или неудовольствием. Если потребности ребенка (кормление, тепло, сухо и др.) удовлетворить вовремя, то у него сформировывается базовое доверие: «мир хороший», если потребности неудовлетворенны, то «мир плохой».
Чтобы научится понимать свои ощущения ребенок должен испытывать дискомфорт не более 3 -4 минут.
Если оставить ребенка в состоянии голода на 5 минут и более он испугается, т.к. он не знает дадут ли ему есть вообще.
Первые 3 -4 месяца
ребенок должен находиться в постоянном телесном контакте с мамой, «висеть» на маме, для продолжения телесной стимуляции. Важно пеленание, одевание ребенка, чтобы он лучше узнал и ощущал границы своего тела.
3 -6 месяцев
ребенок меньше спит, но еще находится в тесном симбиозе с мамой. У мамы появляется роль «зеркала» – здесь важно отражать комфорт и дискомфорт. Если ребенок сыт, сухой – «мир хороший», и улыбается, мама в ответ тоже улыбается кормление связано с удовольствием. Кормить нужно, взяв на руки (даже если из бутылочки) и улыбаться. Если ребенок плачет, голодный или мокрый, то мама должна высказывать легкое беспокойство, так как ребенок воспринимает интонацию голоса.
6-9 мес. В этот период развития закладывается основа самостоятельных действий и построения отношений. Такое же взаимодействие повторяется на стадии подростка: если что-то надо ребенку, то есть отношения, если ничего не надо, то нет. Если предыдущие периоды прошли хорошо, то ребенок полностью доверяет маме. Ребенок учиться сидеть, переходить в вертикальное положение.
К 9 мес.
начинает формироваться инициатива. Важно устроить мир так, чтобы ребенок мог с ним взаимодействовать. Иначе ребенок вырастет с блокированной инициативой, если слово «нельзя» звучит постоянно.
9-12 мес.
ребенок сидит и учиться вставать, ползать и ходить. На этой стадии развивается возможность контролировать окружающий мир. Начинает развиваться эго. Круг возможностей расширяется, ребенок начинает играть.
К 1 году
ребенок контролирует свои естественные отправления. Закладываются творческие проявления. Нужно давать ребенку самовыражаться. Дать ему возможность есть, одеться и т.п. так, как хочет. Желание измазаться (кашей, краской и т.п.) надо удовлетворять. Здесь важно на агрессию и капризы ребенка не реагировать агрессией, не срываться. Иначе у ребенка не возникает чувство ответственности.
1,5 года.
Продолжается развитие осознания и проявления чувств. Мама должна показать и обозначить злость, страх, желание заботы и любви и т.д. если мама не правильно зеркалит, то человек во взрослом состоянии неадекватно реагирует и не осознает своих чувств. Ребенок начинает говорить.
К 2 годам ребенок научается обозначать свои границы. Здесь «жадность» – норма, нельзя у ребенка отнимать его игрушки и заставлять делиться. Иначе взрослый человек либо жадный, либо ему ничего не надо.
К 3 годам
ребенок совершенствует речь, запоминает стихи, рассказывает сказки.
С 3 до 6 лет
развивается инициатива – девиз «я сам». Необходимо разумное ограничение инициативы. Если пристыдить или запретить – развивается невозможность выражать свои потребности, появляется чувство вины.
В какой мере страховать? – сделать сначала что – то вместе.
Важно объяснить и обосновать почему «нельзя», ребенок должен знать, почему «граница» проходит именно здесь.
С 6 лет
– начало созидательной деятельности по – настоящему, а не понарошку. Здесь важно дать ребенку самостоятельно сделать что – то, помогать только, когда простит.
С 2 -3 до 9 -10 лет
создаются оптимальные условия для формирования положительных черт характера ребенка.
Черты характера, определяющие отношение к людям, формируются в самом раннем возрасте.
Черты, определяющие деловые качества, формируются в детских играх.
В подростковом возрасте формируются волевые черты, а нравственные и мировоззренческие в ранней юности.
Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей – это возраст от 3 до 8 лет . Развитие памяти, мышления, восприятия, внимания. Получения навыков групповой работы: способность услышать другого, понять его замысел, т.е. развитие коммуникативных способностей.
К 5 -6 годам дети обучаются совершать действия в уме. Развитие образного мышления, выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Четкое и ясное представление образов. Хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ, способность мысленно сопоставлять предметы и сравнивать их, способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.
К 7 годам
ребенок овладевает сознанием. Развивается речь, мышление, память, понимание времени.
В период 8 -11 лет
исследовательская активность детей очень высока.
К 8 -9 годам дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ.
К 11 -12 годам развивается причинное мышление. Дети стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий. Рост самостоятельности мыслительной деятельности и рост критичности мышления.
Здесь важно стимулировать творческую активность и устранить отрицательные воздействия критичности (метод аналогий, метод мозгового штурма).
К 12 -14 годам формируется эвристическое мышление, т.е. когда нужно решить сложную, неопределенную, проблемную ситуацию, имеющую вероятностный исход. Развивается умение построить проблемную ситуацию: выделить проблему, критерии оптимального решения, отделить главное от второстепенного, ранжировать предметы и объекты по степени важности. К 15 годам развитие интеллектуальных способностей завершается.
До 11 -14 лет совершенствуется сфера сознания. Начинается подростковый период, половое созревание. Начинает формироваться мораль.
К 13 -14 годам появляется критическое отношение к другим. Тело меняет форму. Формируется взрослая личность, способная размножаться.
Хотя выраженный период полового созревания приходится на подростковый возраст, психосексуальное развитие человека начинается в раннем младенчестве. На первом году жизни основным органом удовольствия для младенца является рот (сосание, кусание). От 1 до 3 лет у ребенка повышен интерес к дефекации, контролируя этот процесс, ребенок получает чувственное удовольствие и вырабатывает навыки самоконтроля. Возраст от 3 до 5 лет характеризуется усилением интереса к гениталиям, что выражается в мастурбации. Мальчики и девочки могут показывать друг другу свои половые органы. Основные этапы развития ребенка, основная задача этого периода – адекватная половая идентификация. Далее, до начала полового созревания, сексуальные интересы временно ослабевают, что дает возможность формировать сознательное «я». С половым сознанием начинается генитальная фаза развития, когда либидо ищет и находит удовлетворение в половой близости. Первые сексуальные сигналы запоминаются на всю жизнь. Уязвимость в этот момент необычайно велика и психическая травма может задержать или исказить нормальное психосексуальное развитие. В эти моменты закрепляется большинство сексуальных расстройств.
К 16 -17 годам человек ощущает себя личностью, он способен отстраниться от позиции другого человека. Начинает развиваться воля. Благодаря ей человек может сам определять и реализовывать поставленные перед собой задачи и цели. Здесь происходит новое рождение – подросток становится взрослым, самостоятельным человеком.
Детство является одним из ключей к пониманию того, что происходит с нами во взрослой жизни. Детские страхи, чувства злости, потери, незащищенности остаются в нас и определяют наши поступки, поведение чувства, душевное состояние. Они переходят во взрослую жизнь и влияют на наше здоровье.
Детские болезни происходят не без участия родителей. Болезни выражают потребность ребенка в отдыхе, любви и внимании, особенно, когда он сталкивается с проблемами во взаимодействии или конфликтом с родителями, лишающим его чувства защищенности.
1.2.2. Периоды детского возраста
Организм ребенка в биологическом отношении не является постоянным. Он непрерывно находится в процессе роста и развития, которые происходят с определенной закономерной последовательностью. От момента рождения и до того, как ребенок станет взрослым человеком, он проходит ряд возрастных стадий, или периодов. По мере такого перехода меняются морфофизиологические особенности, среда, окружающая обстановка, поэтому совершенно недопустимо рассматривать ребенка как взрослого в миниатюре. Не следует также говорить об анатомофизиологических нормах для детей вообще или особенностях течения той или иной болезни у ребенка, не учитывая роль возрастного фактора.
Таким образом, в практической деятельности врача необходим индивидуальный подход как к здоровым, так и к больным детям с учетом возрастных анатомофизиоло-гических особенностей.
Дифференцированный подход к оценке состояния ребенка определяется возрастными периодами его развития. Естественно, что между ними нельзя провести строгой грани. В практическом отношении целесообразно различать внутриутробный период, подразделяющийся на стадии эмбриона и плода, и вне-утробный, включающий:
а) период новорожденности;
б) грудной;
в) преддошкольный (ясельный);
г) дошкольный;
д) младший школьный;
е) старший школьный.
Период внутриутробного развития. Для плода организм матери является окружающей средой, и состояние ее здоровья, условия жизни во время беременности имеют важнейшее значение для его нормального физиологического развития.
Внутриутробный период развития подразделяется на две стадии: эмбриональную, включающую первые 11 -12 нед, и фетальную (плацентарную) - до рождения. Первая стадия характеризуется формированием органов и систем, питанием из желточного мешка. На этой стадии зародыш превращается в плод с органами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза человека. В фетальной стадии развития идут интенсивные процессы дифференцировки и созревания всех тканей, увеличение длины и массы тела. Плод подготавливается к вне-утробной жизни. Например, при сроке беременности 3-6 нед у него образуются зачатки важнейших органов, затем начинает развиваться мозг, а на 3-м месяце внутриутробной жизни уже отчетливо определяется кора большого мозга, интенсивное развитие которой продолжается в последующие месяцы жизни. К 12-й неделе мегалобластический тип кроветворения полностью заменяется нормобластическим, в периферической крови появляются лейкоциты, а при сроке гестации 13 нед начинает образовываться гемоглобин, как у взрослого человека, происходит становление антигенных систем крови. С 20-й до 28-й недели вместо печеночного кроветворения устанавливается костномозговое. К 16-17-й неделе развивается инспираторная часть дыхательного центра. При сроке 20 нед спонтанные движения плода настолько хорошо выражены, что ощущаются матерью и врачом. Плод 22-24-недельного возраста может дышать и сосать. Несколько позже в надпочечниках плода начинается синтез гидрокортизона. С 28 нед плод считается жизнеспособным, но морфологическое и функциональное развитие его не закончено. Так, мозг лишь внешне напоминает мозг новорожденного, кора еще не функционирует. Наиболее бурно растут, быстро созревают и миелинизируются ствол мозга и спинной мозг, т.е. те части мозга, филогенетически более древние, которые выполняют жизненно важные функции. При нормально протекающей беременности к моменту родов плод достигает такой степени зрелости, которая при благоприятных внешних условиях обеспечивает правильное развитие новорожденного. В позднем фетальном периоде (III триместр беременности) происходит отложение в организме плода многих веществ - железа, кальция, витаминов и др., потребность в которых в послеродовом периоде не полностью покрывается материнским молоком.
В эмбриональной стадии развития плода различные заболевания матери могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности, а различные эндогенные и экзогенные тератогенные факторы - к порокам развития (эмбриопатии), поэтому первые 3-7 нед беременности принято считать критическим периодом, хотя сроки формирования органов и систем неодинаковы. На стадии плода плацента является достаточным биологическим барьером между матерью и плодом. Однако постепенно проницаемость ее увеличивается, и она может стать проходимой для вирусной инфекции, микробных токсинов, различных лекарственных веществ, в том числе и антибиотиков, поэтому вирусные заболевания матери (грипп, краснуха и др.) становятся чрезмерно опасными для плода и могут отразиться на физическом и психическом развития новорожденного. Отрицательное воздействие различных факторов приводит к дисплазии и гипоплазии органов и тканей (фетопатиям), преждевременным родам, внутриутробной гипотрофии.
В период внутриутробного развития выявляются некоторые наследственные и приобретенные факторы, как благоприятно влияющие на внутриутробное развитие плода, так и нарушающие его. Аномалии развития формируются главным образом в первые 3 мес беременности. К этому времени относится возникновение некоторых аномалий в области лица и челюстей, наиболее часто - расщелин верхней губы и неба. Вследствие недоразвития или отсутствия лобно-носового отростка могут произойти сближение закладок глаза и их слияние (одноглазие). В течение первых 2 мес внутриутробного развития возможно образование кист и свищей околоушной области и шеи, различных аномалий мышечной, сосудистой и нервной систем. К концу 2-го месяца эмбрион уже сформирован. Возникающие после этого периода аномалии менее значительны и являются главным образом следствием недостаточного роста и развития плода. К ним относятся неправильности строения черепа и лицевых костей, недоразвитие хрящей носа и ушей, закрытие глазной щели и др. С 4/ 2 -5 мес внутриутробного развития начинается минерализация молочных резцов, а с 7 мес - клыков и моляров. Химический состав и структура эмали этих зубов в значительной мере определяются именно в этот период. В связи с этим представляется особенно важной так называемая антенатальная профилактика - дородовая охрана здоровья матери и ребенка, которая должна быть основной задачей не только акушеров и педиатров, но и врачей других специальностей, в том числе стоматологов.
Период новорожденности, или неонатальный период (от лат. новорожденный) начинается от первого вдоха ребенка и условно продолжается до конца 4-й недели жизни (28 дней). Длительность этого периода определяется временем адаптации новорожденного к внеутробным условиям. Переход к самостоятельному, внематочному существованию характеризуется значительными морфологическими, функциональными и биохимическими сдвигами. Появляется легочное дыхание, включается малый круг кровообращения, запустевают пупочные сосуды, закрывается артериальный (боталлов) проток, устанавливается самостоятельная, но крайне несовершенная терморегуляция. Этот период характеризуется незрелостью всех органов и систем, особенно ЦНС. Внешне ребенок беспомощен: свисает голова, не держится спина, он все время делает беспорядочные движения руками и ногами. Верхние и нижние конечности ребенка находятся в состоянии гипертонуса, что указывает на преобладание в этом периоде подкорковой и спинальной регуляция. Из-за недифференцированности коры большого мозга ребенок рождается только с безусловными рефлексами (сосательный, глотательный, хоботковый и др.) и почти постоянно, кроме периодов кормления, находится в состоянии сна.
У новорожденного быстро увеличивается масса тела - за первый месяц жизни примерно на 800 г. Активность пластических процессов и быстрое увеличение массы тела обеспечиваются большим функциональным напряжением желудочно-кишечного тракта (при условии низкой ферментативной активности), в основном характером питания. Наиболее физиологической пищей для ребенка этого возраста является грудное молоко.
Иммунная система созревает постепенно. Естественное вскармливание, асептика и антисептика предупреждают инфекционные заболевания ребенка с физиологически сниженной иммунной защитой.
У новорожденного наблюдается также недостаточность нейроэндокринной и почечной регуляции обмена воды, что определяет непостоянство осмотического давления плазмы и склонность к обезвоживанию.
Таким образом, в период новорожденности все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия и даже незначительные изменения условий окружающей среды могут быть причиной тяжелых нарушений важных жизненных процессов. Все это требует тщательного специального ухода за новорожденным, хороших гигиенических условий его содержания, правильной организации вскармливания.
В этот период могут наблюдаться особые состояния, пограничные между физиологией и патологией (эритема новорожденных, физиологическая желтуха, физиологический мастит, транзиторная лихорадка, физиологическая потеря массы тела, альбуминурия, мочекислый инфаркт почек, половые кризы). Они бывают кратковременными, в дальнейшем не повторяются, но при неблагоприятных условиях могут перейти в патологический процесс.
Физиологические отклонения от нормы у новорожденных нередки. Очень часто (даже после нормальных родов) имеются точечные кровоизлияния на коже и слизистых оболочках, чаще всего на лице и конъюнктивах - в результате повреждения капилляров при венозном застое во время родов (они быстро исчезают и не имеют вредных последствий).
Наряду с точечными кровоизлияниями к физиологическим родовым травмам надо отнести и так называемую родовую опухоль - кровоизлияние с отеком тканей, вызванное давлением на месте предлежащей части. Опухоль чаще всего располагается в области темени или затылка, но может иметь и другую локализацию: при лицевом предлежании - на лице, при лобном - на лбу.
Желтуха новорожденных наблюдается в основном на 2-3-й день жизни, реже к концу 1-х или на 4-5-е сутки. Желтушное окрашивание кожи раньше всего появляется на лице.
В течение первых 3-4 дней жизни масса тела новорожденного заметно снижается. Это явление физиологическое, получившее название физиологической убыли массы тела.
Об этих изменениях должны знать детские стоматологи, особенно оперирующие ребенка в первые дни его жизни.
Выраженные пороки развития ЧЛО легко определяет педиатр или акушер родильного дома, менее выраженные могут остаться незамеченными. Ребенок иногда плохо захватывает сосок матери, щелкает при сосании языком, что может быть обусловлено короткой уздечкой языка. Если при этом ребенок не получает достаточного количества молока при нормальной лактации у матери и масса тела его не увеличивается, производят рассечение короткой уздечки языка. Учитывая, что у новорожденного очень лабильны все системы гомеостаза, необходимо наблюдение за ним врача в течение 1-3 дней после этой небольшой операции.
При кормлении ребенок иногда захлебывается молоком, что может быть обусловлено укорочением мягкого неба или его скрытой расщелиной. Определить такой порок сможет стоматолог, который и даст рекомендацию матери кормить ребенка в вертикальном положении.
При искусственном вскармливании важно с первых дней жизни обеспечить необходимую нагрузку на челюсти и мягкие ткани ЧЛО новорожденного. При кормлении грудью ребенок первых дней жизни сжимает сосок десневыми валиками с силой около 300 г, а к 2-недельному возрасту эта сила увеличивается до 700-800 г за счет роста и развития жевательных и лицевых мышц. Поэтому при искусственном вскармливании соска на бутылочке должна быть из упругой резины с маленьким отверстием, которое делают раскаленной иглой. Ребенок должен высасывать молочную смесь в течение 12-15 мин, т.е. выполнять необходимую для правильного развития работу.
У новорожденного нередко наблюдается поверхностный кандидоз слизистой оболочки рта - молочница. Значительно реже у ослабленных детей выявляются афты Беднара.
Болезни периода новорожденности имеют некоторые особенности. Чаще всего они проявляются в виде внутриутробно развивающихся (врожденных) вирусного гепатита, цитомегалии, листериоза, малярии, туберкулеза, сифилиса, токсоплазмоза, врожденных пороков органов и систем, разнообразных родовых травм и нарушений мозгового кровообращения, а также последствий внутриутробной асфиксии; гемолитической и геморрагической болезни новорожденных, септических заболеваний, вызванных нередко кокковой флорой, по отношению к которой новорожденный беззащитен. Заражение может произойти как внутриутробно, так и в период родов и после рождения. Отмечается склонность к быстрой генерализации процесса с развитием тяжелых септических и токсико-септических состояний, пневмоний.
Грудной период начинается с 3-4-й недели жизни и заканчивается (условно) в 12 мес. Он характеризуется более высокими, чем в последующие годы, темпами физического и психического развития. Масса тела ребенка к концу первого года жизни утраивается. Рост увеличивается на 26 см, окружность головы - на 12 см, а груди - на 13-15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к таковым взрослого, что выражается в преобладающем удлинении конечностей и в меньшей степени туловища и головы. Развиваются статические функции: в 2 мес ребенок хорошо держит голову, находясь в вертикальном положении; с 4-5 мес переворачивается с живота на спину, затем со спины на живот; к 7 мес самостоятельно садится, а к концу года начинает ходить. В 5-6 мес прорезываются первые молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.
В грудном возрасте у ребенка значительными темпами идет психическое развитие. По мере дифференцирования ЦНС, начиная с 2-3-й недели, а особенно после месяца, развиваются условные рефлексы (первая сигнальная система). Сначала они довольно просты, например рефлекс на положение при кормлении, а затем значительно усложняются. С 1 мес движения глазных яблок становятся координированными, взгляд фиксируется на ярких предметах, появляется слуховое сосредоточение, к концу 2-го месяца ребенок следит за движением предмета, улыбается. С 3-4 мес он эмоционально гулит, узнает близких, с б мес лепечет слоги «ба», «па», «ма», громко смеется. К концу года ребенок произносит первые осмысленные слова (с этого момента начинается развитие речи - вторая сигнальная система), выполняет простые требования, понимает слова запрета. К этому времени замедляется физическое развитие, его опережает психи-ческое.
Для правильного развития ребенка необходимы четкая организация режима дня, питания, чередование периодов сна и бодрствования. Все жизненные системы организма, адаптированные к внеутробному существованию в течение 1-го месяца жизни, оказываются еще неустойчивыми и легко расстраиваются при любых нерациональных условиях. Правильно организованное вскармливание должно обеспечить высокую потребность ребенка 1-го года жизни в основных питательных веществах и энергии. Несбалансированное питание в условиях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний (анемия, рахит, гипотрофия), связанных с легко возникающим нарушением в обмене или дефицитом тех или иных веществ. В то же время относительная незрелость функций желудочно-кишечного тракта затрудняет переваривание пищи и предрасполагает к быстрому развитию нарушений пищеварения, т.е. диспепсиям.
У некоторых детей выявляют так называемые аномалии конституции - экссудативный, невропатический и лимфатический диатезы. Интенсивный рост скелета обусловливает повышенную его ранимость и большую частоту рахита.
Первоначальный пассивный иммунитет у ребенка постепенно ослабевает, а приобретенный иммунитет еще отсутствует. Случайный контакт с различными инфекциями сенсибилизирует организм, что делает его особенно предрасположенным к различным гноеродным и другим инфекциям. Наиболее часто входными воротами инфекции оказываются кожа, слизистая оболочка рта и дыхательных путей. Склонность к диффузным реакциям и неспособность к ограничению того или иного патологического процесса лишь определенным органом или одной тканью тоже весьма характерны для этого возраста.
В грудном возрасте могут действовать факторы, приводящие к зубочелюстным деформациям и аномалиям, например привычка сосать пальцы, язык, губы. В этом случае ребенку лучше дать пустышку, вынув ее изо рта при наступлении глубокого сна, а во время бодрствования ограничить движения рук специальной одеждой. Важно, чтобы подушка была небольшой и плоской. Сон с опущенной на грудь головой тормозит развитие нижней челюсти, при запрокинутой голове мышцы шеи напряжены, а нижняя челюсть смещается кзади. В этом возрасте выявляется затруднение носового дыхания, что также приводит к нарушению роста и развития челюстей.
На 1-м году жизни продолжаются формирование и минерализация молочных зубов и начинается минерализация постоянных зубов. Различные болезни детей, при которых нарушается водно-солевой обмен, влияют на структуру твердых тканей зуба и могут быть причиной их системной гипоплазии и низкой резистентности к кариесу.
Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет - ясельный возраст) характеризуется быстрым совершенствованием двигательных навыков ребенка, речи и психики, продолжающимся ростом. Ребенок очень подвижен, любознателен, основной формой его развития является игра, через которую он познает окружающую среду и приобретает первые трудовые навыки. Быстро растет словарный запас ребенка, он начинает говорить, составляя сначала примитивные фразы. К 2-3 годам предложения становятся многословными. Малыш подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ним правильно. Начиная с 1,5 лет дети спят днем 1 раз около 3 ч, а ночью - 11ч.
В этом периоде также важно правильно организовать режим ребенка, чтобы не перегрузить его впечатлениями, оградить от отрицательных воздействий окружающей среды.
В связи с увеличивающимися контактами детей между собой, а также утратой к этому времени врожденного иммунитета в преддошкольном периоде увеличивается возможность распространения острых детских инфекционных заболеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина, дизентерия и др.).
Дошкольный период (от 3 до 7 лет). В этом периоде у детей замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем, развиваются тонкие навыки: умение кататься на двухколесном велосипеде, коньках, танцевать, вышивать, вязать. Благодаря хорошей памяти дети чрезвычайно легко запоминают стихи, пересказывают сказки, рассказы, усваивают чужой язык. Навыки, умения и поведение формируются вследствие подражания как хорошему, так и плохому, поэтому особенно важна правильная организация воспитательной работы с детьми дома и в детских садах. К концу этого периода ребенок готовится к поступлению в школу. Заметно снижается склонность к генерализации процесса и токсическим реакциям. В этом периоде самыми частыми являются не только острые инфекционные заболевания, но и такие, в развитии которых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, ревматизм и др.).
Период младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет). В этот период у детей продолжается совершенствование функций организма. Усиленно развиваются и крепнут мышечная система и скелет. Молочные зубы полностью заменяются постоянными. Школьный ритм жизни способствует развитию усидчивости, необходимых трудовых навыков. В это время нужно строго следить за осанкой ребенка, так как неправильное положение за партой или столом, ношение в одной руке тяжелого портфеля и ряд других моментов могут привести к искривлению позвоночника. Помимо острых инфекционных заболеваний, начинают появляться хронические (туберкулез, нефрит, ревматизм и др.).
Этот период отличается от предыдущего в основном количественным, а не качественным развитием ребенка, поэтому преддошкольный и дошкольный периоды часто объединяют в один - период молочных зубов. В преддошкольном и дошкольном периодах у детей при отсутствии комплексной профилактики выявляются многие стоматологические заболевания. Наиболее массовыми являются кариес и его осложнения, в том числе тяжелые воспалительные заболевания, а также формирующиеся и сформированные зубочелюстные аномалии и деформации.
Период полового созревания. Это последний период детства (пубертатный период, старший школьный возраст), продолжающийся от 12 до 16-17 лет. Он характеризуется выраженной перестройкой эндокринной системы, усиленным ростом. У девочек вторичные половые признаки обычно развиваются на 1 - 1,5 года раньше, чем у мальчиков. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой и нервной систем («юношеское сердце», «юношеская гипертензия», у девушек - дисциркуляторные расстройства в виде акроцианоза и обморочных состояний), обусловленные, с одной стороны, быстрым, непропорциональным ростом всего тела и отдельных органов, с другой, - неустойчивостью вегетативно-эндокринной системы.
Помимо стоматологических заболеваний, характерных для школьников, у них нередко развиваются гингивиты, а при отсутствии профилактических мероприятий, раннего выявления и систематического лечения - и более глубокие поражения тканей пародонта.
Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды должны служить научным обоснованием дифференцированной стоматологической помощи детям.
Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.
Этапы развития ребенка по возрасту
Причины выделения этапов развития ребенка
В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.
Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности для успешного формирования их личностных качеств.
Кризис новорожденных
Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.
Новорожденный малыш - это отдельная личность
Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.
Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:
- увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
- общение с помощью крика или плача;
- увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
- появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.
В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.
Развитие до года первый этап
С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.
Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)
Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.
Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет
Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться
Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).
Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).
Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.
Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.
Готовимся к школе (3 – 5 лет)
Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.
Подготовка к школе - главная задача в период 3-5 лет
Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.
В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.
Развитие младших школьников (6 – 11 лет)
К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.
Младший школьный возраст - первый этап взросления
Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.
Развитие детей от 12 до 15 лет
Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.
Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.
Средний школьный возраст - осознание своего будущего
Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.
Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.
Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.
Формирование личности детей старшего школьного возраста
Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.
Подростковый возраст - самый сложный
Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.
Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.