Детско родительские отношения материнство как социокультурный феномен. Теоретические предпосылки изучения роли отца в воспитании ребенка. Психология семьи и семейного воспитания
Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развитии. В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.
Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте, базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве: Формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество с взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный).
При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".
При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.
Школьник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимично понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий - формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация. Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребенком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического развития. Нередко эти нарушения необратимы.
Так, дети, воспитанные в детских учреждениях без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, уплощенностью. Им свойственна также повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности к взрослым («прилипчивы», быстро привязываются к любому лицу, но столь же быстро отвыкают). Отдаленные последствия материнской депривации проявляются на уровне личностных искажений. В этой связи привлекает внимание описанный впервые Д.Боулби вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувственности - неспособность к эмоциональной привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений. Другой вариант искаженного развития по своей феноменологии соответствует классическому типу «невротической личности» - с низким самоуважением, повышенной тревожностью, зависимостью, навязчивым страхом потери объекта привязанности. Но не только грубые нарушения родительского поведения сказываются на ходе психического развития ребенка.
Широкомасштабные исследования американских психологов подтверждают предположение, о том, что, став взрослыми, дети разведенных родителей с большей вероятностью разведутся сами. Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве определенной модели, образца или антиидеала. В плане формирования психологической готовности к будущему, родительская семья оказывает...
Родительство как социокультурный феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По этой гипотезе наибольшие сложности должны испытывать взрослые, которые были единственными детьми в семье. Они должны относиться к детям как к взрослым, более того, как к своим партнерам: мать должна одинаково вести себя по отношению к мужу и сыну, а муж сходно вести себя с женой и дочерью.
Вторая гипотеза — дети относятся к другим, так же как родители относились к нему.
С точки зрения И. В. Дубровиной, только семья — родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений — формируют у детей образцы, эталоны мужчины и женщины.
Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть особенности поведения и отношений друг к другу и другим людям мужчин и женщин, воспринимать и участвовать в семейных отношениях.
Однако И. В. Дубровина и М. И. Лисина не придают фатального значения общению ребенка с его кровными родственниками. Наиболее важным считают они характер контактов, складывающихся у ребенка с взрослыми, которые о нем заботятся.
В.Н. Дружинин отмечает, что ребенок обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отождествляя (идентифицируя) себя с родителем того же пола. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом, и, более того, опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери.
Воспитание в неполной семье сказывается на будущих брачно-семейных отношениях. Имеющиеся данные показывают, что процент распада брака у детей из неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в полных семьях.
Нередко мужчины, смирившиеся со своим второстепенным положением в семье, уступающие все права авторитарной супруге, росли без отца. В детстве они были чрезвычайно привязаны к матери, с удовольствием ей подчинялись, и от своей семейной жизни ждут только повторений отношений с матерью.
Широкомасштабные исследования американских психологов подтверждают предположение, о том, что, став взрослыми, дети разведенных родителей с большей вероятностью разведутся сами.
Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве определенной модели, образца или антиидеала. В плане формирования психологической готовности к будущему, родительская семья оказывает влияние на развитие отношения к детям, к себе как родителю.
Многочисленные исследования доказывают влияние родительской семьи на стиль воспитания реализуемый мужчинами в своей собственной семье (отношение к будущему ребенку, отношение к себе как будущему родителю, родительской роли).
В полной семье, где представлены обе родительские модели (материнская и отцовская) поведения, воспитание детей представляют как развитие активности, индивидуальности, поощрении самостоятельности и инициативы ребенка.
Заключение На основании проведённого исследования мы можем сделать такие выводы. Родительство — это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей.
Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством .
Функции и задачи родителей — это динамическое явление. Изменение функций и задач родителей напрямую зависят от возраста ребёнка. Например, тотальный контроль важен на этапах раннего младенчества и раннего детства, затем он ослабляется, проявляясь на последующих этапах только в форме косвенного контроля.
Но существует и такие функции и задачи родителей, которые остаются неизменными на разных этапах. Этими функциями и задачами являются: создание благоприятной обстановки в доме; забота, уважение, внимание и любовь по отношению к детям.
Именно выполнение этих функций и задач ведёт к формированию чувства базисного доверия на этапе раннего младенчества и складыванию положительной самооценки на этапе школьного периода. Именно внимание, забота, уважение и любовь являются основополагающими элементами в построении доверительных и теплых отношениях между родителями и детьми.
1. Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс, 1997.- № 11. — 98с.
2. Дружинин В. Н. Психология семьи. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 208 c.
3. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Автореф. Дис. канд. психол. наук. — Казань: Изд-во КГТУ, 2004. — 22 с.
4. Жигалин С. С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики в семьях подростков: Автореф. Дис. канд. психол. наук. — - КГУ, 2004. — 26 с.
5. Ильин В. А. Археология детства. — М.: Класс, 2002.- 180 с.
6. И. С. Кон. Социологическая психология, МПСИ, 2000.-560 с.
7. Овчарова Р. В. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности //Наука и образование Зауралья. — Курган, 2005. — № 1
8. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. — М.:ЗАО «Институт психотерапии», 2003. — 295 с.
9. Овчарова Р. В. Психология родительства.- М.: Академия, 2005, 368 с.
10. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. — 512 с.
Овчарова Р. В. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности //Наука и образование Зауралья. — Курган, 2005. — № 1, с.24
Список литературы
- Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс, 1997.- № 11. - 98с.
- Дружинин В. Н. Психология семьи . - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 208 c.
- Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов : Автореф. Дис. канд. психол. наук. - Казань: Изд-во КГТУ, 2004. - 22 с.
- Жигалин С. С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики в семьях подростков : Автореф. Дис. канд. психол. наук. - - КГУ, 2004. - 26 с.
- Ильин В. А. Археология детства . - М.: Класс, 2002.- 180 с.
- И. С. Кон. Социологическая психология, МПСИ, 2000.-560 с.
- Овчарова Р. В. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности //Наука и образование Зауралья. - Курган, 2005. - № 1
- Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства . - М.:ЗАО «Институт психотерапии», 2003. - 295 с.
- Овчарова Р. В. Психология родительства .- М.: Академия, 2005, 368 с.
- Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений . Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. - 512 с.
ИЛИ
↓
Другие работы
Авторы подводят итог работе, формулируя следующие основные результаты и выводы: и дизиготных парах близнецов от частотного распределения аллелей в популяции. Таким образом, проведённое исследование сообщает о степени влияния генетических и средовых факторов на интеллект. Возникает вопрос: насколько широко можно обобщить результаты применительно к другим испытуемым? Мы считаем, что сравнение...
В настоящее время слово «психология» означает и науку о соответствующих явлениях, и сами эти явления, которые называют душевными или психическими, а иногда обозначают общими словами «душа» или «психика». Образование явилось одной из первых областей, где стали сознательно и целенаправленно применяться психологические знания. Не случайно, поэтому психология как учебная дисциплина давно стала...
ОглавлениеВведениеГлава 1. Цели и задачи экопсихологииГлава 2. Понятие глобальных проблемГлава 3. Проблема коэволюции человека и природы в трудах Н. Н. МоисееваГлава 4. Основные проекты решения глобальных проблемЗаключениеСписок литературы Глобальные экологические порблемы на пороге ХХI века. Под ред. Яншина А. С. - М., 1998. Громыко А. Н. Гали Б., Макнамара Р. Выживут ли земляне....
Курсовая
Полноценность семейной жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; автономию личности, компетентность в отношении окружения, самоактуализацию, уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид);независимость и естественность поведения; чувство юмора, доброжелательность, способность...
Курсовая
% Имеют низкий уровень самооценки (Рисунок 2.2.).Рис 2.2. Распределение уровня самооценки у испытуемыхРассмотрим далее оценку испытуемыми из это группы частных компонентов самооценки, выявляемых с помощью методикиБудасси. Особенно высокими оказались результаты по таким шкалам как «Внешность» - 76 баллов, «Уверенность в себе» - 79 баллов, «Умственные способности» - 80 баллов. По указанным шкалам...
Курсовая
По методике, определяющей уровень выраженности лидерских качеств первый респондент, набрав по методике 32 балла, обладает средней выраженностью лидерства. У руководителя второй группы лидерство выражено в сильной степени, т.к. он набрал 37 баллов. Третий респондент, хотя и попадает в группу баллов от 36 до 40 и, таким образом демонстрирует выраженность лидерства в сильной степени, набрал 39...
В результате вылазок сепаратистов на юге Таиланда 51 человек погиб // URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=587 852. Европейский сепаратизм: Корсика // URL: http://www.eastwest-review.com/rus/article/evropeiskii-separatizm-korsika. Кеохейн Р.О.б Най Дж.С. Транснациональные отношения и мировая политика (Введение). //Социально-гуманитарные знания. 1999. № 5. Китай, Тибет, олимпиада. Ваше мнение? //...
1. Родительство как социокультурный феномен
Воспитание детей в семье строится на взаимодействии родителей и детей. Важно, чтобы родители понимали своих детей, умели войти в их образ мышления, научились понимать мотивы и значения поступков детей.
Воспитание детей начинается с «воспитания» родителей. Часто это процесс спонтанный, обусловленный ранними детскими впечатлениями и усвоенными ценностями и нормами родительской семьи.
Родительство – это личностное отношение и воспитательное воздействие родителей на детей, обусловленное семейными ценностями, знаниями родителей о том, как воспитывать детей и умением строить с ними взаимоотношения. Родительство обусловлено готовностью и способностью взрослых людей реализовать родительские права и обязанности, которые определяются требованиями общества и культурными традициями. Быть родителем - значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его благополучии, здоровье и счастье.
В родительстве можно выделить следующие компоненты: ценности и ожидания, родительские чувства, родительская позиция, родительские отношения, родительская ответственность.
Семейные ценности представляют собой значимые для семьи материальные, социальные, духовные объекты, характеризующие жизнедеятельность родителей и детей. В качестве семейных ценностей выступают передающиеся от матери к дочери свадебные украшения, от отца к сыну семейные истории, традиции собираться всей семьей на семейные праздники, национальные и религиозные традиции.
Родительские ожидания – система требований родителей к нормам действий, поведения, отношения и чувств детей. Родительские ожидания выступают как неформальные нормы, упорядочивающие жизнь семьи по неписаным правилам, традициям.
Родительская позиция – это устойчивая система отношений человека к себе как родителю, проявляющаяся в последовательном, осознанном поведении по защите интересов детей, поддержке их взросления, удовлетворению потребностей. Родительская позиция формируется на основе не только любви к детям, но и осознанной стратегии их воспитания, сочетающей в себе любовь, терпение и строгость, последовательность в воспитательном влиянии на детей.
Родительские отношения строятся на понимании внутреннего мира ребенка, принятии всех его особенностей и признании прав ребенка быть личностью со своими интересами, стремлениями, жизненными приоритетами. Уважение к ребенку не зависимо от его возраста – это основной показатель сложивших родительских отношений.
Родительская ответственность за жизнь, здоровье и счастье своих детей представляет собой внешний и внутренний контроль и самоконтроль за выполнением обязанностей по воспитанию и удовлетворению потребностей детей.
Семейные традиции – это сложившиеся на основе длительного опыта семейной жизни, передающиеся от поколения к поколению правила, нормы поведения, общения членов семьи, соблюдение которых стало потребностью каждого члена семьи.
Субъектами семейного воспитания являются мать, отец, бабушки, дедушки, другие взрослые родственники, а также сиблинги (братья и сестры). Чем больше взрослых рядом с ребенком, тем более полная и объемная картина взрослого мира формируется у подрастающего человека. Условием успешного развития ребенка в семье является единство требований и общность воспитательных стратегий, предъявляемых всеми субъектами воспитания. Каждый член семьи выполняет свою миссию по отношению к ребенку, осознание и слаженность усилий взрослых субъектов воспитания ребенка в семье позволяет ее реализовать. Рассмотрим подробнее влияние субъектов воспитания ребенка в семье.
Влияние матери на формирование и развитие ребенка трудно переоценить, привязанность младенцев к матери становится решающим фактором в развитии любознательности, социальных качеств, независимости, компетентности (Дж.Андерсон, М.Эйнсворт).
Особенностью влияния отца на воспитание детей является то, что, несмотря на значительно меньшее время, затрачиваемое отцом, результаты оказывают решающее воздействие на формирование у ребенка представлений о себе как члене общества со своими обязанностями и через выполнение этих обязанностей формируются навыки социального поведения.
Бабушки и дедушки, являясь субъектами воспитания, передают семейные традиции, помогают родителям растить детей. Причем у бабушек и дедушек устанавливаются свои особенные отношения с внуками. Зрелые люди более склонны понимать, эмоционально поддерживать ребенка. В народной педагогике именно бабушки раскрывают истоки народной традиции и культуры.
Роль братьев и сестер (сиблингов) в воспитании и социализации ребенка проявляется в развитии его навыков общения.
Каждый субъект воспитания ребенка в семье дает ценный опыт человеческих взаимоотношений, умение строить отношения с родителями, прародителями, братьями и сестрами обеспечивает взрослеющему человеку успешную социализацию в дальнейшем.
Родительские установки и стили воспитания
Родительские установки, или позиции,- один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.
Понятие "родительский стиль" или "стиль воспитания" часто употребляется синонимично понятию "позиции", хотя и целесообразнее сохранить термин "стиль" для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.
В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).
1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. В основе этого типа психопатического развития ребенка может лежать фрустрация потребности в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение ребенка, невключение его в семейную общность.
2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. Такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его "Я".
3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу "кумир семьи", потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний ребенка, безудержное стремление к лидерству и превосходствy, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы.
4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не "тот", не "такой". Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей.
5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни - все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.
выполнила:
Учитель-логопед
МБДОУ № 267
г. Екатеринбург
Винарова Юлия Рауфовна
Консультации для воспитателей
Ессе «Материнство, как социокультурный феномен»
В вопросах Материнства и детства наше современное общество «раскололось» на две примерно равные части. Одни склоняются к дето-центризму – ребенок центр семьи, другие являются приверженцами «Оствляющего стиля»- характерный для IV-VIII веков нашей эры.
«Какой же вид отношения к ребенку более подходящий?» - этот вопрос начал беспокоить общество только в XVIII веке. До этого воспитание детей испытало множество изменений: от детоубийства; отношения к ребенку, как к прислуге; и наконец, мы дошли до помогающего стиля – подразумевающего участие в воспитании ребенка обоих родителей, оценивающего природу ребенка, как добрую и способную к развитию.
Принятие термина «Материнства», как мы привыкли его воспринимать, появилось только в середине XVIII века, в этот же период появилась первая поликлиника. А до этого момента отношение к детям было совсем иное. Детей рождалось много, детские смерти случались часто, и отношение взрослых людей было равнодушным. Родители могли отдать ребенка кормилице, в другую семью или монастырь. Наверное, это исходило из того, что люди постоянно работали в полях, были рабами. Более же обеспеченные люди относились к детям более лояльно, можно сказать более внимательно.
Даже в нашем современном обществе можно лицезреть семьи, и матерей, которые не задумываются о будущем своих детей, о их психологических потребностях и особенностях (При этом это не обязательно алкозависимые/наркозависимые). Просто у таких людей низкий уровень эмоционального и социокультурного развития.
Полагаясь на свой материнский опыт впервые я стала мамой в 21 год – своевременный возраст. Могу сказать следующее: материнского инстинкта с первых дней жизни старшего ребенка я не почувствовала, особой любви к своему ребенку тоже не заметила. Было чувство интереса, ответственности перед другими людьми (так нужно, так должно быть), а голове билась одна мысль: «Зачем мне это надо?». Через некоторое время начало появляться маленькое чувство любви, нарастало оно ежесекундно, ежедневно, с каждым днем становилось сильнее и сильнее. Переросло оно в огромную любовь.
Вот при появлении второго ребенка, все произошло намного быстрее, и роды, и уход за ребенком казался проще и естественней. Но так же не было огромной любви к ребенку с первых секунд, чувство появилось позже.
Проводя аналогию с животными, можно сказать, что есть какой-то материнский инстинкт на физиологическом уровне – выносить, родить, выкормить. Выполнить свое природное предназначение. А вот понятие «Материнский инстинкт» как его трактуют поэты, музыканты это уже творение культуры человечества и общества.
Людям кажется, что они стали более культурными, развитыми, и воспитание детей идет по новым стандартам. Посмотрим, что из этого получится?
Чернов Глеб Игоревич
В последние годы в обществе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи. В современной России семья переживает острый кризис, проявляющейся, в первую очередь, в сфере детско-родительских отношений. Ослабляются социальные связи между родителями и детьми, снижается значимость родства и родительства.
Как отмечает Н.В. Богачева, «самоутверждение и автономность как наибо-
лее важные принципы современной жизни ведут к разрушению традиционных устоев семьи; в связи, с чем супружество становится основной линией внутри семейных отношений, тогда как родительство -второстепенной».
Так, согласно исследованиям отечественных социологов, малодетность сегодня становится жизненной нормой:половина российских семей воспитывает только одного ребенка, при этомродители не стремятся к рождению последующих детей, ссылаясь на недостаточность своих средств и времени и сил.
Изучая основные причины данных явлений, уместно говорить не
только о кризисе семьи, но и о кризисе родительства, ярко проявляющем
себя в современном мире. Поэтому сложившаяся ситуация требует внимательного изучения феноменов родительства в российском обществе.
Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом (супругой) формируется под влиянием самых различных факторов.
Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений. Современная социологическая литература, посвященная исследованиям семьи и детства достаточно обширна.Более того, наблюдается заниженное значение самой ценности родительства. Как отмечает С.П. Акутина, у современных молодых людей изменяется система ценностных ориентаций на создание семьи, так, наблюдается: «низкий престиж материнства и отцовства; направленность выбора супругов на бездетную семью; создание иллюзии «новых» форм семьи«гражданский брак», «гостевая семья» и др.; внебрачное рождение детей и др.» (5)
По данным опросов, проведенных Институтом демографических исследований, среди основных жизненных целей молодых респондентов от 14до 30 лет цель деторождения следует после таких ценностей как хорошая семья, здоровье, хорошие друзья, жизненный успех. При этом в гендерном аспекте ориентация всей массы молодых людей на ценность детей (26,1 % и26,4 % у юношей и девушек) почти одинакова.
Итогом всему этому становится родительское поведение современных
молодых россиян, которые характеризуются низким уровнем психолого-
педагогической культуры, их неумением, а подчас и нежеланием серьезно и
вдумчиво заниматься воспитанием собственных детей.
Что же касается социального регулирования становления родительства, на сегодняшний день мы можем выделить два процесса: с одной стороны, в последние годы государство предприняло ряд шагов по повышению
рождаемости, включая крупные выплаты на рождение второго ребенка, так
называемый «материнский капитал». В 2007 году была разработана и при-
нята «Концепции демографической политики Российской Федерации на пе-
риод до 2025 года», где в числе главных факторов устойчивого развития
страны назвалось «укрепление института семьи, возрождение и сохранение
духовно-нравственных традиций семейных отношений» (4.)
Однако, с другой стороны, неформализованное общественной влияние массовой культуры продолжает возвеличивать ценность самоутверждения в обществе и гедонизма, ставя ее гораздо выше родительского призвания человека.
Как отмечает М.Н. Симоненко: «Роль родительства особой популярностью не пользуется скорее, наоборот, рождение ребенка представляется шагом весьма рискованным, так как ребенок требует внимания, ухода, заботы, а главное, - ответственности, которую люди все чаще просто не хотят на себя брать» (7)
Образ родителей (отца и матери) также не представляет собой целост-
ного явления, что еще раз свидетельствует о «размытости» социальных
представлений об отцовстве и материнстве в современной российской
Культуре.
Понятие «родительство» является областью исследования целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики, медицины, права, демографии, культурологии, этики, религиоведения и др. Это, безусловно, подчеркивает значимость данного феномена в жизни
как каждого отдельного человека, так и всего человечества.
По мнению Э.Р. Алексеевой, родительство может рассматриваться как
«биологический, психологический, а также социокультурный феномен; как
социальный институт, включающий в себя два других института: отцовство
и материнство; как деятельность родителя по уходу, содержанию, воспита-
нию и обучению ребенка; как этап в жизни человека, начинающийся с
Момента зачатия ребенка.(1.)
В отечественной науке на сегодняшний день можно выделить несколько научных подходов, опирающихся на психологическое (М.О. Ермихина, А.А. Леонтьев, Р.В. Овчарова, В.А. Рамих, Г.Г. Филиппова), социологическое (А.И. Антонов, Н.В. Богачева, О.В. Глезденева, Т.А. Гурко, И.С.Кон) и педагогическое (И.Н. Гребенников, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, Л.Ф. Спирин) понимание феномена «родительство».
При этом наиболее широко представлены психологическое и социологическое направления.Внимание большинства отечественных социологов семьи сосредоточено на рождаемости, поскольку демографическое развитие России многими исследователями оценивается как кризисное ввиду прогрессирующей депопуляции. В этой группе ученых необходимо отметить труды А. И. Антонова, М. Ю. Арутюнян, В. Н. Архангельского, Е. В. Бестужева-Лады, В.В. Бойко, В А Борисова, В. В. Елизарова, О.М. Здравомысловой, А. Г. Харчева.
А. И. Антонов, В. А. Борисов, Л. Е. Дарский, рассматривают предпосылки, закономерности и следствия уменьшения рождаемости, а также репродуктивное поведение и его факторы, установки на число детей в семье, мотивы и причины ограничения рождаемости и многое другое А. И. Антонов вводит в своих трудах понятие «потребность в детях» и многие свои исследования посвящает анализу динамики этой потребности.
А. Г. Вишневский, С. И. Голод, М.С. Мацковский отмечают, что закономерности изменения семьи созвучны общесоциальным переменам, что плюрализм форм брака и семейных структур не должны интерпретироваться однозначно, как отклонение от нормы и/или «кризис» По их мнению, это скорее является признаком существенных и необратимых эволюционных сдвигов в самом институте семьи А. Г. Вишневский отмечает важность достижения не количественных, а качественных целей, не того или иного уровня рождаемости, а определенной системы ценностей, которая обеспечит длительную устойчивость необходимого уровня рождаемости Следует отметить также важность трудов С. И. Голода, использующего исторический подход для анализа динамики взаимоотношения родителей и детей
Однако следует заметить, что социологических исследований, посвященных социальному аспекту родительства значительно меньше.
Наиболее авторитетными являются работы И. С. Кона, в которых на широком, преимущественно зарубежном, материале анализируются этнографические, социокультурные и тендерные аспекты родительства, говорится о важности комплексного подхода к его изучению, необходимости рассматривать его в сравнительно-исторической перспективе.(3)
Комплексному анализу тенденций развития института родительства в целом посвящены работы Т.А. Гурко, которая рассматривает, изменения родительского поведения в процессе трансформации семьи и отношений мужчин и женщин
Проблемы семейного воспитания, компетентности родительства, последствий неправильной семейной социализации, социального сиротства также привлекают внимание исследователей Среди них, например, изучение содержания социальных конструктов семьи, детства, родительства, материнства, отцовства в конкретный исторический момент с акцентом на тендерное измерение Е.А. Здравомыслова, Т.А. Гурко, Л. Г. Кураева, М.М. Малышева, А. А. Темкина, Е.Р. Ярская-Смирнова. Еще одна группа исследователей стремится прояснить современное смысловое содержание понятий, тесно связанных с родительством «хорошие родители», «проблемная семья», «ребенок группы риска» Л.И. Алексеева, А. И.Антонов, АЛ Арефьев, И. Ф. Дементьева. Наиболее известны такие отечественные психологи, работавшие в сфере изучения родительства: Р. В. Овчарова, Г.Г. Филиппова, А. Спиваковская, А. А. Бодалёв, В. В. Столин и И. Ю. Хамитова
Современная социология, психология ещё не определилась и в отношении родительства как интегрального социально-психологического образования личности не систематизированы и факторы его формирования. Практически не разработаны также способы целенаправленного формирования осознанного родительства.
Рассматривая феномен родительства, необходимо пояснить вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей. Семья является исторически конкретной системой взаимоотношения между супругами, родителями и детьми. С этой точки зрения можно включить родительство как подсистему в систему семьи, в качестве относительно самостоятельного образования. Родительство как социально-психологическое явление является сложной структурой, которую рассматривают с точки зрения системного и феноменологического подходов.
Используя принципы системного подхода можно констатировать следующие:
Феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.
Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях:
* как сложную комплексную структуру индивида
*как надындивидуальное целое
Оба этих уровня одновременно являются этапами формирования родительства.
Феномен родительства одновременно предстаёт в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации:
* план индивидуально-личностных особенностей женщины или мужчины, влияющих на родительство
* план, охватывающий обоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств, то есть анализирует родительство по отношению к семейной системе
* план, фиксирующий родительство во взаимосвязи с родительскими семьями
*план, раскрывающий родительство по отношению к системе обществ
Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях:
*макроуровень - уровень общества;
* мезоуровень - уровень родительской семьи;
* микроуровень - уровень собственной семьи и уровень конкретной личности.
Феноменологический подход к пониманию сущности феномена родительства.
Феноменологический подход используется для осмысления родительства как особого социально-психологического явления.
Принцип понимания, требующий учета влияния субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека. Этот принцип предполагает глубокое проникновение в суть феномена.
Принцип «эпохе», или принцип воздержания от суждений. Суть этого принципа заключается в том, что во время феноменологического исследования нужно абстрагироваться от привычных стереотипов и шаблонов, не пытаясь приписать наблюдающиеся проявления феномена определённым структурам, а стараться лишь вчувствоваться
Принцип беспристрастности и точности описания требует исключить влияния субъективного опыта исследователя
Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен родительства не существует изолированно, а является составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и себя.
Таким образом, рассмотрев основные подходы к пониманию сущности феномена родительства, можно сделать вывод, что родительство как сложный социально-психологический феномен имеет сложную структуру. А сам феномен родительства - явление динамическое, включающее в себя процесс становления и развития.
Литература:
- Алексеева Э.Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России // Вестник Башкирского университета. 2008. № 3. Сер. Философия, социология, политология и культурология.
- Всероссийская перепись населения 2002 года. Электронный ресурс. URL: http://www.perepis2002.ru
- Кон И. С. Этнография родительства. - М., 2000
- Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года. Электронный ресурс. URL: http://www.kremlin.ru
- Михеева А.Р. Брак, семья, родительство: социологические идемографические аспекты. Новосибирск, 2001.
- Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988
- Симоненко М.Н. Образ «молодой семьи» в средствах массовой ин-формации // Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме. Рязань, 2008.