Традиции белоруссии кратко. Праздники и обряды белорусов. Национальные традиции современности
Традиции и обряды Беларуси имеют много общего с таковыми у своих славянских соседней. Белорусы (беларусы) относятся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы, их предками были восточнославянские племена дреговичей, кривичей, радимичей, отчасти древляне, северяне и волыняне. Предки белорусов вобрали в себя множество черт древнейшего населения этого края - летто-литовских племен ятвягов, а также некоторые черты польской, литовской, украинской, русской и еврейской культуры, сохранив при этом, несмотря на многочисленные опустошительные войны, не раз прокатывавшиеся по этой земле, свои главные национальные черты. Сам белорусский этнос неоднороден и включает в себя несколько субэтнических групп - в Полесье живут "полещуки", в районе Пинских болот - "пинчуки", вдоль верхнего течения Днепра можно наблюдать верхнеприднепровский антропологический тип, а на юге страны заметно украинское влияние. Даже в языке можно выделить два диалекта - юго-западный и северо-восточный. Также здесь проживало и проживает множество представителей еврейской, татарской, украинской, польской, русской и других культур, каждая из которых имеет полную свободу самовыражения.
Культура страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних языческих обычаев и традиций. Даже несмотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, "Громницы" и "Гуканне весны" (перелом года от зимы к лету), "Сороки" и "Деды", "Коляд" и "Дожинок" (праздник окончания жатвы), "талаки" и "сябрына" (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью. Как и у соседей, здесь было множество ритуалов, связанных с сельским хозяйством, с заготовкой леса и баней, а вся природа почиталась как единое живое существо. Все эти обряды вплелись в позднейшие христианские ритуалы, образуя неповторимую и колоритную белорусскую культуру. Чрезвычайно богат и разнообразен песенный и устный фольклор.
Основной местного социума всегда была семья, обычно небольшая. Мужчина занимал и занимает здесь важнейшее место - это и "бацька" для детей и "дядьзька" для младших членов семьи, основной добытчик и защитник дома. Женщина - равноправная хозяйка и распорядительница домашних работ, мать и хранительница очага. Эта двухсоставная часть семьи отражалась и в быту - деревянные и металлические предметы обихода считались "мужскими", тканые и плетеные - "женскими". Причем всегда и везде предпочтение отдавалось предметам из природных материалов. Национальная одежда, обувь, музыкальные инструменты и даже тип жилищ близки к образцам других славянских культур, однако белорусский стиль виден во всем, и перепутать местную одежду и украшения, например, с образцами украинского или литовского платья невозможно - настолько самобытны местные мастера.
Тихая и величественная природа страны наложила отпечаток и на облик народа. Белорусы по большей части очень приветливы и добродушны, многовековая общинность наложила отпечаток и на характер взаимоотношений между людьми. Здесь редко увидишь шумные сцены на людях, высока взаимопомощь между людьми и доминирует уважительное отношение к старшим и к собеседнику. Даже в деловой этикет вошли традиции доверия - здесь редко обвешивают на рынках, скрупулезно соблюдают договоренности и тщательно берегут репутацию (причем не только в бизнесе). Множество дел, причем не только общинных, решается на совете, даже праздники чаще всего проводятся либо всей семьей, либо всем населенным пунктом.
В отношении одежды строгих норм нет - белорусы с удовольствием носят как обычную повседневную одежду европейского фасона, так и национальные наряды. В деловом этикете приняты костюмы европейского стиля. Деловой визит должен быть заранее согласован и подтвержден непосредственно перед встречей. Рабочий день в большинстве учреждений продолжается с 09.00 до 18.00.
В деловых кругах широко распространены русский, английский и немецкий языки. В повседневной жизни повсеместно используется белорусский язык, который снова введен в качестве государственного в 1990 г. Однако русский также имеет широкое распространение, что привело к образованию своеобразного интернационального сленга, известного как "трасянка". В любом месте можно услышать начало беседы на белорусском, а продолжение - по-русски, или наоборот. В качестве письменной основы используется кириллица, но иногда применяют и латинский алфавит. Некоторые белорусские топонимы в произношении местных жителей иногда звучат довольно непривычно, например Хродна (Гродно), Махилеу (Могилев), Витсебск (Витебск) и так далее, поэтому при общении такие моменты следует иметь в виду.
Белорусская культура - одна из древнейших европейских культур. Традиции и обычаи белорусского народа сохранили такие праздники, как Коляды, Купалье, Масленица, Дожинки. В каждом из них заметны элементы древних вероисповеданий.
Праздник Дожинки
Культура и традиции белорусского народа являются отражением быта простых людей. Культура белорусов сильно связана с землей. Одним из таких проявлений считается праздник Дожинки. Проводится по окончанию посевных работ. В Беларуси довольно плодородные районы, богатые урожаем. Этот древний обычай знают все народы, которые связаны с земледелием. Праздник оказался столь востребованным, что никакие войны не смогли его убить. Народ сохранил его на протяжении многих веков. В России эта красивая традиция нашла свое отражение в ежегодном празднике Сабантуй. На нем выбирают лучших тружеников и дарят им подарки.
Праздник Купалье
Это День Ивана Купалы. Считается, что происходят необычные вещи: звери начинают разговаривать, деревья оживают, а в реках и озерах можно наблюдать, как плавают русалки. День наполнен большим количеством преданий. И никто не может выяснить, что правда, а что ложь. Проводится с шестого на седьмое июля. Этот праздник является самым древнейшим из обычаев. Он имеет языческие корни.
Наши прадеды связывали Купалье с поклонением солнцу. «Купало» - означает горячее, яркое создание, кипящее злостью. В давние времена народ благодарил огонь, воду, землю в купальскую ночь. По обычаю, молодые люди прыгали через костер. Так проходил обряд очищения. Язычество и христианство после принятия христианского верования стали тесно связаны. Полагалось, что именно в день летнего солнцестояния и появился на свет Иоанн Креститель. А слово «купало» произошло от слова "купать", так как крещение проводилось в воде. Существует предание, что именно в эту ночь все, что чудилось во сне, становилось явью. Оживали души умерших в виде русалок, купающихся в реке. Их можно было разглядеть в чистой воде.
Одним из обрядов в купальскую ночь был поиск папоротника. Именно он по обычаю имел ключ ко всему происходящему. Хозяин этого цветка понимал речь животных и птиц, глядел на русалок и наблюдал, как перемещаются деревья с места на место. Это растение – не единственный цветок, которому поклонялись наши прадеды. В то время считали, что все цветы наделены невероятной целебной силой. Женщины и дети собирали различные травы, освещали их в церкви и лечились ими целый год. В этот праздник проводился еще один обряд – очищение водой. Если искупаться в эту ночь, то чистым будешь чувствовать себя весь год, так гласило поверье. Утром после праздника все катались по росе. Народ полагал, что роса наделит всех крепким здоровьем и силой. Праздник Купалье отмечали всей деревней, спать в эту ночь не разрешалось.
Коляды
Этот праздник у белорусов был самым красивым среди зимних. Сначала он проводился с 25 декабря по 6 января. С принятием христианства этот праздник перенесли на день рождения Христа. Святки длились с 6 января по 19 января. По языческому верованию «коляда» появилось от слова «коло», то есть солнце. Здесь имеется в виду день зимнего солнцестояния и постепенное увеличение дня. Еще «кол-яда» означает «круговая еда». Народ собирается большой компанией и заглядывает в каждый двор с песнями и танцами. За это их благодарили вкусной едой. Затем люди собираются в одном месте и угощают друг друга собранными яствами. Коляды - особый обычай. К его празднованию готовились заранее, хорошенько мылись в бане, проводили уборку дома, вышивали новую одежду. В это день народ был чист душой и телом. В наше время колядуют с 7 по 8 января. Эти традиции белорусского народа больше относят к розыгрышу. Переодеваются в различные наряды и ходят в гости к близким.
Праздник Гуканне вясны
Это самый веселый и радостный из всех праздников. Так белорусы называют проводы зимы. Нужно было красиво проводить зиму и встретить красавицу-весну. Этот обычай уходит своими языческими корнями глубоко в старину. Люди зовут весну, чтобы ускорить ее приход. Празднество проходит в начале апреля. Аист - самая главная птица на нем. Люди делают их из теста, из бумаги, из картона. Украшают птицами деревья. На эту еду из теста слетались все пернатые в округе. Тем самым птицы несут с собой весну на крыльях. Было поверье: на чей дом сядет больше птиц, тот дом и будет самым счастливым. Народ веселился в этот день, плясал, пел, водил хороводы.
Белорусская свадьба
Она схожа со свадьбами других народов восточнославянских племен. Свадьба начинается со сватовства. Сваты от родных жениха приходят свататься к родителям невесты. Всех гостей усаживают за стол и заводят разговор, просят руки и сердца. По окончании разговора родители отвечают согласием или отказывают. Затем проводят смотрины. Родители невесты осматривают дом жениха, где будет жить будущая жена. Далее сватья и кумовья договариваются о приданом и о дате свадьбы. Невеста дарит будущим родственникам подарки, этот обычай называется заручины. Если кто-то против брака, то он оплачивает все расходы. Затем устраивали девичник. Плелись венки, молодые девушки танцевали и пели. И наконец, друзья жениха забирают невесту в дом, и начинается празднование свадьбы.
Белорусы - открытая и гостеприимная нация. Интересные традиции белорусского народа сохранились по сей день. Это делает общение с ними исключительно приятным и непринужденным.
Цель: Образование и духовное развитие молодежи в процессе изучения, возрождения народных традиций, обычаев, изучения исторического и культурного наследия своей Родины.
Задачи:
- приобщение к духовным ценностям, стимулирование интереса к народным традициям, обычаям;
- повышение уровня патриотического воспитания;
- воспитание бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
- приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
- сохранение исторической памяти.
Подготовка и проведение:
Предварительное домашнее задание: инициативной группе обучающихся подготовить материал о традиционных праздниках и обычаях белорусского народа, подобрать пословицы и поговорки.
Ход мероприятия:
(Звучит запись песни «Мой родны кут»).
Учащийся: (читает стихотворение В.Витки «Беларусь»).
На карце вялiкага свету
Яна, як зялены лiсток,
Песня гарачага лета,
Крынiчнай вады глыток.
Адвечная калыханка,
Душы запаветны куток,
Трапеча гарачым ранкам
На дрэве нястомны лiсток.
А ў навальнiцу б"ецца,
Небачна памiж лiсця,
Як родная матчына сэрца,
Што мне даражэй жыцця.
УЧИТЕЛЬ: Уважаемые друзья! Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях белорусского народа. История белорусского народа и его быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение уважение к культурным и религиозным истокам. Традиции бережно соблюдались и хранили исторические устои уважения к Земле-матушке, труду человека и его заботе о природе. Белорусскому народу дороги его традиции, праздники. Историк древности Геродот сказал так: «Если бы предоставить всем народам на свете, выбирать самые лучшие обычаи и нравы, то каждый народ выбрал бы свои собственные, так как каждый народ убежден, что его собственные обычаи и образ жизни лучшие». Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях белорусского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас.
Обряды и традиции, которые прекрасно сохранились на белорусской земле, характеризуют народ, который здесь живет. Бережное и почтительное отношение к своим предкам, к своим истокам заставляет современных белорусов придерживаться тех или иных правил. Белорусская культура занимает свое - особое - место среди других восточноевропейских культур. Здесь, несмотря на века христианского господства, сохранились древние языческие ритуалы. Масленица, Купалье, Коляды, Дожинки - в каждом из этих праздников, как и в тысяче других, прослеживаются элементы древних языческих верований. Эти верования очень органично вплелись в христианскую веру, и в результате получилась неповторимая и колоритная белорусскаякультура. А сейчас послушаем ребят, которые получили домашнее задание, найти материал о традиционных праздниках и обычаях белорусского народа.
УЧИТЕЛЬ: Культура белорусского народа
За свою многовековую историю белорусский народ создал уникальную самобытную культуру. Традиционные народные праздники и обряды сочетаются с христианскими традициями, образуя неповторимый гармоничный синтез.
Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху.
Белорусская культура - это часть общерусской культуры, её самобытная и полноправная ветвь. В многообразии белорусских диалектов сохранены многие общерусские и общеславянские слова. Поэтому нет принципиальной разницы между белорусской и русской культурой, а их взаимодействие плодотворно и полезно всем.
Древняя культура Беларуси много выиграла оттого, что когда шел процесс заселения её славянскими народами, они не стали уничтожать все, что было создано здесь аборигенами, которыми историки считают балтов и финно-угров.
Поначалу наши далекие предки, как и все восточнославянские племена, являлись язычниками. Эта форма религиозного сознания существовала очень продолжительное время и оставила глубокий след в культуре.
Благоприятные условия для развития культуры возникли с образованием в XIII в. Великого княжества Литовского. В нем старобелорусский язык стал государственным.
Коренным образом начали меняться условия для развития белорусской культуры со второй половины XVI веке.
Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века. Расцвёл талант будущих классиков современной белорусской литературы - Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, и др.
Однако с начала 1930-х годов этот поступательный процесс был прерван, поскольку в культурной жизни возобладал жёсткий идеологический контроль, были репрессированы многие деятели белорусской культуры и науки.
Огромные и во многом невосполнимые потери нанесла белорусской культуре война нацистской Германии против СССР 1941-1945 годов. На фронтах, в партизанских отрядах, подполье погибла значительная часть белорусских писателей и других работников культуры и науки.
В послевоенный период вплоть до середины 1980-х годов белорусская культура развивалась в рамках идеологической заданности и жёсткого партийного контроля. Тем не менее, в этот период появилось немало талантливых литераторов, как А.Адамович, В.Быков, Р.Бородулин, И.Шамякин и др. Увеличивалась сеть культурно-просветительных учреждений, развивалась художественная самодеятельность.
Начала изменяться к лучшему ситуация с белорусским языком, в том числе благодаря принятому в 1990 г. Закону о языках в Белорусской ССР. Возвращались произведения многих незаслуженно забытых авторов в литературу, искусство (Н.Арсеньева, Ю.Витьбич, М.Седнёв и т.д.). Возросло количество белорусскоязычных театральных коллективов.
Легенда о белорусах . Бог делил между народами земли. Одним - то, другим - то. Пришли белорусы... Очень Богу понравились. Он и начал нас наделять: «Реки вам даю полные, пущи - немереные, озера — несчитанные. Жары у вас никогда не будет, но и сильных морозов - тоже. Голодать вы никогда не будете. Не уродит картошка, так уродит рожь или еще что-нибудь. А еще звери и птицы в пущах стаями, рыба в реках - косяками, пчелы в ульях - миллионами. А травы ароматные - как чай. Не будет голода. Женщины у вас будут красивые, дети - сильные, сады - богатые, грибов и ягод - завались. Люди вы будете талантливые, на музыку, песни, стихи - способные и будете жить да жить.»
Традиции и обряды Беларуси имеют много общего с таковыми у своих славянских соседней. Белорусы (беларусы) относятся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы, их предками были восточнославянские племена дреговичей, кривичей, радимичей, отчасти древляне, северяне и волыняне. Предки белорусов вобрали в себя множество черт древнейшего населения этого края - летто-литовских племен ятвягов, а также некоторые черты польской, литовской, украинской, русской и еврейской культуры, сохранив при этом, несмотря на многочисленные опустошительные войны, не раз прокатывавшиеся по этой земле, свои главные национальные черты. Сам белорусский этнос неоднороден и включает в себя несколько субэтнических групп - в Полесье живут "полешуки", в районе Пинских болот - "пинчуки", вдоль верхнего течения Днепра можно наблюдать верхнеприднепровский антропологический тип, а на юге страны заметно украинское влияние. Даже в языке можно выделить два диалекта - юго-западный и северо-восточный.
Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним белорусские обычаи,
Вспомним нашу старину.
- Как вы понимаете слово традиция?
Учащийся: Традиция - это обычаи, обряды, взгляды, вкусы, которые переходят из поколения в поколение во всем мире, в каждой отдельной стране, у каждого народа и в каждой религии. Например, встречать гостей угощением (традиция всего мира), встречать праздником Новый год, отмечать день рождения и т.д.
Учащийся: Обычай -
общепринятый порядок, правила общественного поведения, которые уточняют и закрепляют традиции, углубляют их и делают более доступными. Например, есть проводы Зимы - Масленица, а у католиков - день Благодарения и др.
Учащийся: Обряд
- обязательные действия при совершении обычаев или традиций, переходящие из поколения в поколение или зарождающиеся вновь. Например, все христиане молятся, но католики, сидя, а православные - стоя, католики крестятся двумя пальцами, а православные щепотью - мусульмане, сидя на полу и складывая руки в ладоши перед собой, т.е. традиция молиться у всех одна, а обычаи и обряды - разные.
УЧИТЕЛЬ
:
В современном мире мы с должным уважением относимся к традициям предыдущего поколения, т.к. в каждой традиции содержится жизненный опыт, народная мудрость, и, конечно же, соблюдать эти нравственные традиции наш долг. А сейчас мы поведаем вам о национальном костюме Белоруссии.
Учащийся: Национальный костюм
Традиционный народный костюм — один из главных элементов этнической культуры белорусов. Считается, что после языка народный костюм является важнейшей этнической приметой. Он ярко отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды. На формирование белорусского народного костюма оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями — русскими, украинцами, литовцами, латышами, поляками.
Характерные черты народного мировоззрения, традиционно сложившиеся этнические и эстетические нормы также повлияли на образ костюма, его композиционное, орнаментальное и колористическое решение. Основные виды одежды, составляющие традиционный костюм белорусов, были известны в 11-12 вв. К концу 19 - началу 20 в. сложились ярко выраженные этнические особенности белорусского народного костюма. Для него характерно сохранение многих архаических черт, которые прослеживаются в древних формах одежды, в прямолинейном их крое, бело-красном колорите, полосатом и ромбо-геометрическом декоре, использовании древних технологий изготовления тканей.
Самобытность белорусского костюма определяют виртуозная разработка деталей, композиционная завершенность, сочетание декоративности и продуманной практичности. Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.
Наиболее распространенными материалами для изготовления белорусской народной одежды до начала 20 века были льняные и шерстяные ткани домашнего изготовления. Для вышивки и узорного ткачества использовались покупные хлопчатобумажные нити красного цвета, которые иногда подкрашивали растительными красителями до желаемого коричневого или бордового оттенка.
По традиционному народному костюму прочитываются многие стороны жизни его носителей - этническая принадлежность, историческое влияние других народов, семейное и социальное положение. Цветовые предпочтения и особенности орнамента могут рассказать о точном месте изготовления одежды и возрасте ее носителей. Праздничный костюм зачастую таит в себе многие сакральные и обрядовые моменты, является воплощением эстетических представлений народа. В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В нем преобладал белый цвет - естественный цвет льна, из которого изготовлялась основа мужской и женской одежды.
Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды).
а) Мужской костюм.
До начала 20 в. сохранились традиционные комплексы мужской и женской одежды. Мужской костюм состоял из рубахи, брюк, жилета. Костюм дополняли разнообразные головные уборы (магерки, брыли и др.), а также обувь: кожаные постолы, лапти, сапоги. Обязательной деталью костюма, несущей большую семантическую нагрузку, был пояс, который использовался при исполнении самых разных обрядов. И сегодня в Беларуси сохранились древнейшие традиции плетения и ткачества поясов. Законченность ансамблю придавала кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к поясу.
б) Женский костюм.
Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась в женской одежде, состоящей из искусно украшенной сорочки, юбки, фартука, декор которого гармонировал с узорами сорочки. Дополняли костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка - одна из самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.
Выделялась особенной гармоничностью форм, разнообразием и совершенством декора. Основу женского костюма составляла белоснежная полотняная сорочка с красно-черным узором по верхней части рукавов, воротнику, манжетам, плечевым вставкам. Несложные геометрические мотивы — ромбы, квадраты, звездочки, крестики, выполненные вышивкой набором или крестиком (более поздняя техника исполнения), комбинируются в разнообразные узоры.
Белым был и фартук, отделанный по низу одной или несколькими полосами того же, или близкого по смыслу, декора, что и на сорочке.
Юбку обычно шили из крашеной льняной или шерстяной клетчатой, иногда в полоску, ткани. Часто юбки, особенно будничные, имели однотонную окраску: вишневую, зеленую, синюю, фиолетовую. В целом они составляли явный цветовой контраст сдержанному бело-красному колориту рубах и фартуков.
Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные уборы . Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать волосы , ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой, способной воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность. Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной убор женщины — это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого положения. Снять головной убор — значило едва не нарушить брак.
УЧИТЕЛЬ : Своеобразие исторических судеб белорусского народа оказало глубокое влияние на формирование и развитие его культуры. К ней относится и национальная кухня. Белорусская кухня, с одной стороны, продолжала сохранять близость к кухням окружающих белорусов славянских народов - русских, украинцев, поляков, а с другой стороны, - испытала известное влияние кухонь своих неславянских соседей - литовцев и латышей. Кроме того, кулинарное искусство в восточной и западной частях Белоруссии, долгое время изолированных друг от друга, развивалось неодинаково, подвергалось разному влиянию. Все это мешало закреплению уже сложившихся специфических черт белорусской кухни, тормозило разработку национальных кулинарных приемов и отдельных блюд, свойственных только белорусской кухне.
Учащийся: Национальная кухня белорусов
Крестьянская белорусская кухня вплоть до конца XIX-начала XX вв. стойко сохраняла свои самобытные черты, уходящие корнями в XIII-XIV вв. и порой даже глубже - в древнерусскую кухню кривичей и дреговичей. К концу XIX века белорусская кухня обрела свою самостоятельность.
Часто используются в белорусской кухне различные виды "черной муки" - овсяной, ржаной, ячменной, гречневой и гороховой, причем для хлеба в Белоруссии шла ржаная мука, а для всех других мучных изделий - овсяная.
Другой особенностью использования муки является весьма частое смешивание различных видов муки, подмес к какому-либо основному виду муки (ржаной, овсяной) - ячменной, гречневой или пшеничной, гороховой.
Из овощей наиболее характерны для белорусской кухни капуста, горох, бобы, морковь и, конечно, картофель - последнему принадлежит особое место.
Действительно, для белорусской кухни характерно не только то, что она знает около двух с половиной десятков блюд из картофеля, каждое из которых непохоже на другое, но и то, что эти блюда прочно закрепились в меню, составляют обязательную, непременную, существенную часть национального стола.
Природно-географические условия Белоруссии способствовали широкому использованию таких продуктов, как грибы, лесные ягоды и травы (сныть, щавель), яблоки, груши, речная рыба, раки, молоко, творог, сметана.
Что касается молочных блюд, то чисто молочных блюд в белорусской кухне нет, но зато разнообразные производные молока (творог, сметана, сыворотка, масло) используются как обязательные добавки - "забелки", "закрась" и "вологи" - во многие блюда, в состав которых входят мука, картофель, овощи или грибы.
Употребление и приготовление мяса в белорусской кухне тоже имеют ряд особенностей. Употребление свиного сала, свинины роднит белорусскую кухню с украинской. Однако сало в Белоруссии едят почти исключительно зимой, слабо посоленное, обязательно с кожным слоем. Едят его с картофелем, вприкуску, оно играет как бы роль мяса. Из домашней птицы предпочитают гуся, также в запеченном виде.
Излюбленными кулинарными приемами тепловой обработки являются в Белоруссии запекание, отваривание, томление, тушение.
Что касается чисто вкусовых качеств блюд белорусской кухни, то они весьма высоки, особенно если их употребляют свежеприготовленными, горячими - "с пылу с жару", а не остывшими и тем более разогретыми.
УЧИТЕЛЬ: Культура белоруской страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних языческих обычаев и традиций. Даже, несмотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, "Громницы" и "Гуканне весны" (перелом года от зимы к лету), "Сороки" и "Деды", "Коляд" и "Дожинок" (праздник окончания жатвы), "талаки" и "сябрына" (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью. Все эти обряды вплелись в позднейшие христианские ритуалы, образуя белорусскую культуру.Сегодня мы вспомним лишь некоторые белорусские народные праздники и традиции.
Учащийся: Гуканне вясны
В белорусской языческой традиции существует красивый и светлый праздник, посвященный весне — «Гуканне вясны». Перевести название можно, как зазывание весны на землю.
В дохристианские времена на территории Беларуси господствовал культ растений и разных полевых духов. Хозяйственная необходимость диктовала нашим предкам-земледельцам, как можно более внимательно присматриваться к изменению погоды, вовремя готовиться к будущему севу и выгону животных на луг. Весна могла быть и ранней, и поздней, поздняя весна приносила голод - поэтому на Беларуси широко бытовали обряды встречи и зазывания весны.
Звонкие, радостные песни разносились повсюду, девушки собирались на самом высоком месте в деревне и, сев на расстеленную солому, пели весенние песни вяснянкi - до поздней ночи:
Благаславі, маці,
Вясну гукаць, у-у!
Вясну гукаць,
цёплага лета
Дажджа…, у-у!
Дажадаць.
-Ой, вясна, вясна
Вясняна…, у-у!
Каждый день звучал гимн весне, солнцу, молодости, любви. В своих песнях они не только приветствовали приход теплых дней, пробуждение природы, но и как бы сообщали всем о своей готовности к любви, браку.
Женщины по-своему встречали весну - выпекали из теста фигурки птиц, считая, что таким образом они посодействуют их скорому прилету, девушки брали этих птиц и, исполняя «вяснянкi», подкидывали их вверх: «Жаўраначкі прыляціце, вясну прынясіце».
Парни раскладывали костер, на котором жгли ненужное старье, к девушкам они присоединялись только поздним вечером, когда начинали вместе водить хороводы. Хороводы, по мнению некоторых фольклористов, символизируют собой бесконечный круговорот жизни и вечную молодость, есть также мнения, что форма хоровода напоминает форму светила. Парни делали качели, на которых молодежь каталась парами, стараясь раскачаться как можно выше, чтобы показать свою силу, умение, ловкость. Существовала примета, что чем выше раскачаешь качели, тем выше вырастит лен и другие растения в этом году. Дети также должны были покачаться на качелях хотя бы один раз, чтобы быть здоровыми и сильными весь год.
Девушки и парни в первый день весны обходили все дома, желая хорошего урожая, приплода стаду, здоровья всем жильцам.
В некоторых селах на непаханом поле раскладывали огонь и выбирали «вясноўку» - красивую девушку. На голову ей надевали венок, сажали на борону и с песнями возиливокруг костра.
Дети тоже радовались приходу весны, собравшись группой, они бегали по деревне, не пропуская ни одного дома, пели веснянки с пожеланием здоровья и хорошего урожая. Хозяева давали детям хлеб, яйца, колбасу, тыквочки, сушеную чернику и яблоки. Потом дети собирались в одном доме, устраивали угощенье, пели, баловались, рассказывали смешные истории.
В начале 1990-х стали активно возрождаться обряды «гукання» весны, которые включают в себя традиционные элементы - песни, игры. Сегодня этот праздник под разными названиями широко распространен в разных взрослых и детских коллективах Беларуси. Уже сформировался довольно устойчивый сценарий проведения современной версии праздника, как в деревне, так и в городе с соответствующими атрибутами: веточки вербы, березы, птицы с соломы, бумаги, теста, образы животных и инструменты сельскохозяйственного труда.
Этот настолько яркий, веселый, возвышенный праздник, что все, кто хоть раз принимал в нем участие, придет на его снова.
УЧИТЕЛЬ:
Так о чем же ещё мы поведаем сегодня нашим гостям?
Учащийся:
Как - о чем? О масленице! Ведь всю неделю мы празднуем этот праздник.
Развернуться, размахнуться - эх гуляй душа!
Жизнь - как яблочко на блюдце - дивно хороша!
На морозе пышет жаром алый цвет лица.
Нынче масляна неделя, масленица!
Тянет теплым духом вкусным, солнышко манит.
А оно взлетело будто с радости в зенит.
Нескончаемым потоком пестрый хоровод.
И пока не постным сроком тешится живот.
Угощайтесь - с медом, с маслом, пряны и вкусны,
Щедрой горкою атласной - это вам блины!
УЧИТЕЛЬ: Масленица (Масленiца). Праздник масленицы в некоторых местах Белоруссии называют ещё и маслёнкой, сырницей. Скандинавский путешественник Пауль Одеборн, посетивший славян в XVI в., писал: «Масленица названа так потому, что в продолжение этой недели людям дозволяется есть коровье масло, а в постные дни они употребляют чёрное. В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжорство и пьянство; они пекут паштеты, то есть оладьи и блины из масла и яиц, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и до беспамятства».
Учащийся: В то же время Н. Дубровский, замечает, что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной. Он считает, что масленичные обряды перешли с Власия , у которого «и борода в масле». В Белоруссии сохранилась поговорка: «На Аўласа бяры каўшом масла» (белорус.) - На Власа бери ковшом масло. В Полесье до сих пор Широкий четверг называют «Власье» или «Волосий».
Учащийся: На Власа отмечались заговены на скоромное, поэтому женщины с самого утра пекли, жарили, варили и тушили. Преимущественно мясное. И, конечно, блины - ржаные, овсяные, пшеничные. Обыкновенно, их выпекали очень много (больше, чем во все остальные дни.) Первый блин обязательно клали на подоконник - для предков. Считалось, что в этот день души умерших людей спускаются на землю. Они подкрепляются паром от первого, ритуального блина. Кто же нарушит этот обряд, тому предки никогда такой наглости не простят. Именно от этой традиции пошло: «Первый блин комом», т.е. первый блин не едят.
Учащийся: В этот день существовал особенный ритуал поедания блинов.Хозяин разрезал их крест на крест, а каждый член семьи брал отдельную четверть, скручивал трубочкой и макал в творог с разогретым сливочным маслом. С самого утра четверга объезжали молодых коней, быков и волов. К этому дню обязательно делали новые сани. В них нагружали энное количество лиц мужского пола и гоняли коня до тех пор, пока он не привыкнет к седлу или к упряжке и не станет слушаться хозяина. Объезд коня проводился для того, чтобы проверить животное на выносливость. В четверг обязательно вешали качели, чтобы «пагушкацца». На качелях каталась в основном молодежь. Старались взлететь как можно выше, потому что говорили так: «Гэта гойдаюцца для таго, каб на той год рос лён доўгі і моцны» . Молодежь даже устраивала соревнования между собой — кто «дакранецца да неба».
Помимо всего прочего, Масленица была праздником и всех молодоженов — ведь солнце — это жизнь и продолжение её. Так, на наших землях до сегодняшних дней имеет большое распространение обряд «разуванне маладой», активными участниками которого были замужние женщины. Собирались они большой компанией и обходили подворья, хозяева которых недавно справляли свадьбы, отдав дочку замуж. Для каждой молодухи они пели песни с пожеланием молодой женщине родить сына или дочку:
Вынесь нам, маладая Маня,
Белы сыр, белы сыр,
Будзе у цябе, маладая маня,
Першы чын, першы сын,
Вынесь нам, маладая Маня,
Ды мачку, ды мачку,
І народзіш, младая Маня,
Ты дачку, ты дачку.
или по-другому:
Маладая ты, Марутка,
Выйдзі, выйдзі к нам на вулку!
У нас на вуліцы дзевак многа,
Дзевак многа і рабят.
Вазьмі сыра — родзіш сына,
Вазьмі мачку — родзіш дачку.
После импровизированного концерта молодая выходила во двор и благодарила женщин за песню, за доброе пожелание и за то, что они как бы приняли её в свой круг, которому предназначалось сохранить и продолжить родовод. На следующий день этой же компанией возили молодуху в корчму, где уже её муж угощал всех водкой и разными вкусностями.
Учащийся: В отличие от восточных русских земель масленица на Беларуси была довольно скромным праздником, без особенных гуляний и озорства. Белорусы не делали зимних горок для катанья, не жгли чучел, олицетворявших масленицу, не катались на лошадях. Да и блины, как символ масленицы, пришли к ним лишь в конце XIX в., хотя о них говорится уже в книгах Священного Писания . Праздновать масленицу начинают в четверг, выгнав предварительно водки (гарэлки). Пекут толстые блины, стопу которых хозяин разрезает крест-накрест. Блины макают в творог с разогретым коровьим маслом. В более богатых хатах подают на стол верещаку - это кусочки жареной свинины и колбасы, рёбрышки с мясом. Заправляется она мукой в жиру. Иногда из свиных ножек, ушей делается холодец .
В воскресенье, когда масленица кончается, едят только молочное: масло, сыр, творог с молоком. В эти дни особенно усердно моют и чистят посуду, а когда-то в понедельник ещё и белили печь, тщательно прибирали в хате. Парни и девушки вешали на дворовые ворота или на вход в гумно импровизированные качели (гойданки). Качаясь, распевали песни:
Да у нас сегодня масленица!
Да вылетела ластавица!
«Да что ж ты нам вынесла?»
Из коробов жито вытрясла,
Все жито-пшеницу,
На всякую пашницу!
Хлопцы тягали по селу колодку - обрубок дерева на веревке. Подойдя к хате, где есть девушка на выданье, требовали за колодку выкуп. Их звали в хату, угощали водкой с капустой. В некоторых местах колодку накидывали на шею девушкам, приглашая их на вечеринку. На следующий день это же делали сами девушки, приглашая парней на посиделки и угощение. Все сопровождалось песнями. На Минщине существовал обычай «разуваць молодуху»: шли по хатам, где жили молодожены и угощались. При этом пели:
Ай, выйди, выйди, молодая Валька,
Ты да нас,
Ай, вынесь, вынесь, молодая. Валька,
Белы сыр.
А дай тебе Боже, молодая Валька,
Первый сын.
Последнее воскресенье масленицы называют прощеным : люди как бы отпускают друг другу грехи, просят прощения у близких. В воскресный, день Масленицы родственники ходили в гости друг к другу, к теще «на блины» приходил зять с женой. Вечером семья в полном составе должна была ужинать вместе, так как с понедельника наступал Великий пост.
В этот вечер во многих местах Беларуси проводился чрезвычайно интересный и торжественный обряд. После ужина хозяин садился в строгом и набожном настроении. К нему по очереди подходили братья и сыновья, после женщины, кланялись до земли и говорили: «Даруй, бацька родны, калі чым саграшыў(-ла) перад табой справай ці языком». Выслушав всех, хозяин в свою очередь кланялся до земли всему семейству, прося, таким образом, прощенья за все грехи и ошибки.
На прощание с Масленицей обычно палили чучело - соломенную бабу или мужика. Пепел раскидывали по полю для большей урожайности. Но кончается неделя, кончается и масленица. В понедельник уже великий пост.
«Масленка с блинами с грибами. Масленица — полизуха: сыр и масло полизала
Пили на масленицу, а крутила на Радуницу».
Масленица - полизуха, Потянися до духа!
Мы думали: масленицы семь недель, А оказалось - один день!
Не житье, а Масленица.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица семь дней гуляет.
Масленица объедуха, деньгами приберуха.
Это Масленица идет, блин да мед несет.
Милости просим к нам о Масленице своим добром, с честным животом.
Боится Масленица горькой редьки, да пареной репы.
После Масленицы - Великий пост, а за страстною - Пасха.
Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.
Кому Масленица, да сплошная, а нам Вербная да Страстная!
Была у двора Масленица, а в дом не зашла.
Без блинов - не Масленица.
В прощеный день, как на Пасху все целуются.
УЧИТЕЛЬ:
А какие же прозвища были у Масленицы?
Учащийся:
Масляна, сырная масленица, сырная неделя, масляная неделя, сахарные уста, объедала, объедуха, ясочка, перепелочка, касаточка, боярыня-масленица, блиноеда, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, тридцати братьев сестра, разорительница, мокрохвостка, широкая, разгульная, веселая, честная, курносая, румяная.
УЧИТЕЛЬ:
Вот и закончился классный час. Вы увидели, сколько интересного, таинственного скрыто в нашей истории. Но мы коснулись лишь крошечной ее частички. Если вы будете интересоваться историей нашего народа, то отроете много тайн. В этом вам помогут учителя истории, белорусской литературы, географии и, конечно, книги.
(Учащееся читает стихотворение.)
Я- беларус, я нарадзiуся
На гэтай казачнай зямлi,
Дзе мiж лясоў и пушчаў дзiкiх
Адвеку прашчуры жылi.
Я - беларус, я ганаруся,
Што маю гэтае iмя:
Аб добрай славе Беларусi
У свеце знаюць нездарма!
Я - беларус, і я шчаслiвы,
Што мацi мову мне дала,
Што родных песень пералiвы
I зблiзку чую, і здалля.
УЧИТЕЛЬ: Родной край, малая Родина, так или иначе, живет в памяти и душе наших людей. Белорусу следует всегда поддерживать связи с людьми, «землячеств». Это способствовало бы расширению знаний о своем крае, о географии проживания земляков и о том, как живут люди в других краях.
История белорусского народа - ценный источник углубления знаний об их традициях, нравах и культуре. Духовное возрождение нашего народа невозможно без сохранения и передачи другим поколениям традиций национальной культуры. В условиях современной жизни очень важно чувствовать нравственную опору, каждый должен ощущать свои корни: это дом, семья, традиции.
Характер народа виден в его культуре. Из поколения в поколение беларусы хранили историю предков и традиции. Самобытность и почтение истоков сохранились до сегодняшнего дня. Память остается в виде традиций и обычаев, устном народном творчестве, предрассудках и приметах, в особенностях национальной кухни.
Традиции Беларуси — основа белорусской культуры
Заповеди об укладе повседневных обязанностей и привычек касаются каждой стороны. Строительство дома начинается после проведения эксперимента. Выбрав участок для будущего дома, хозяин должен взять кувшин и поместить в него паука. Место считается удачным, если за ночь образовалась паутина в сосуде.
Пословица «Хлеб – всему голова» реализуется через закладку кусочка хлеба между первыми венцами сруба фундамента. Торец крыши украшает пара скрещенных рогов, символизирующих любимое животное, козу.
- Если у русского народа принято запускать в дом первой кота, то у беларусов сначала запускали петуха. В случае гибели хозяева отправляли кошку, чтобы наверняка очистить жилище от отрицательной энергии.
- Даже вход человека в дом – это не простое действо. Кто первый шагнет за порог, тому и умирать раньше других. По этой причине право зайти уступали старшему поколению – бабушкам и дедушкам.
Традиции белорусской культуры представляют собой переплетение христианства и язычества, семейных и общественных праздников. Сохранились общеславянские традиции. Среди православных традиций отмечается Пасха, Радоница, Троица, Петров день, Илья, Яблочный Спас, Покров. Масленица, коляды и Иван Купала – это пережитки языческой культуры, соединенные с крупными календарными праздниками и постами.
К особенным традициям белорусов можно отнести: Громница, кликанье весны, Юрьев день, дажинки, толока, деды, сорочины и родины.
Коляды
Как и у других славянских народов мероприятия проходят всю неделю от Сочельника перед Рождеством до Крещения. Традиция заимствована из католической Польши. Отличительными особенностями стал кукольный театр и выбор самой красивой девушки.
Громницы
Согласно легенде 15 февраля можно услышать гром. Жители деревни шли в церковь освятить свечи – громницы, чтобы защитить родных и хозяйство от злых сил. По возвращению домой глава семьи обжигал свои волосы свечой, осуществляя крестообразное движение. Обряд способствовал снятию боли. Оставшиеся свечи использовали в качестве защиты в разных случаях. Будь то рождение малыша или выгон скотины на выпас.
Гуканне весны
Кликанье весны совпадает с Благовещением на 7 апреля. В этот период особое внимание уделяли природе: по приметам предсказывали срок наступления оттепели. Девушки пели песни-веснянки, сидя на побережье речки.
Слава Богу,
Что весна пришла!
Я, молода, мимо жита пошла.
Расти, жито, коренистое,
Коренистое, лопушистое,
Чтоб под небо закачалося,
Чтоб я, молода, нажалася
И снопочков наносилася!
Говорило старшее поколение так: «на Матея дорога потеет, на Сараки деревья отпускаются, на Алексея рыба хвостом лед ломает, а на Благовещенье аист прилетает». Народный фольклор иногда сложно понять в виду специфики наречия. Но одно ясно точно: Сараки – вспоминание сорока мучеников по церковному календарю, отсюда следует вывод, что даты примет связаны с церковным календарем. А аист – символ скорого потепления и удачи. Хозяева двора были счастливы, когда птица поселялась на их территории. Конечно, поэтому к ней было особенное отношение.
Свадебные традиции белорусского народа
Мечтали о замужестве на колядовании, после Петрова поста и на праздник Покрова. Мало отличается белорусская свадьба от типичной у славянских народов. Главная особенность — это свадебный чин или сундук с приданным, который привозили в дом жениха. После брачной ночи свадьба завершалась «сладкой водочкой», славящей девичью честь, сбереженную для мужа. Спустя семь дней супружества устраивали порезвы, то есть приходили в гости к родителям невесты.
Белорусские бытовые традиции тесно переплетены с православными. Это отразилось в календарных празднествах и обычаях. Ежегодно в деревенских семьях проводятся различные мероприятия, посвященные каждому событию в жизни. Традиция – это культура народа, его изюминка и дань истории.
Пасха — одна из основных традиций белорусской культуры
Подготовка начиналась за неделю до Праздника. После освящения верб было принято съедать одну почку, после чего глава семьи легонько хлестал ветвями домашних, чтобы были здоровы. Как и у других славян, дом начищался до блеска. Жены пекли пшеничный кулич и красили луковой шелухой яйца. Всю Пасхальную седмицу, то есть неделю после Пасхи, по деревне ходили или, иначе говоря, волочились, волочебники. Так называли тех, кто пел песни с пожеланиями всего доброго. Их угощали и приглашали в дом. После каждого куплета следовало традиционное восклицание «Христос воскресе!».
По окончанию светлой седмицы с наступлением Радоницы белорусская семья идет на могилу родных, которую поливают водкой и накрывают рушником с едой. Количество блюд, как правило, нечетное. Перед трапезой вспоминают родителей: «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть». По этому обычаю и пословица соответствующая есть: «на Радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».
Лето и его урожайность в традициях
В теплое время года народ почитает Святых, которые помогают с животноводством и пашней. В начале мая отмечают Юрьев день в память Георгия Победоносца. Ему молятся о домашнем скоте. 6 мая принято варить овсяный кисель и пасти животных весь день. Когда хозяева выводят животных на поле, молятся Победоносцу Георгию, кропя стадо Святой водой. Хлестать нужно обязательно вербой, что была освящена перед Пасхой. Утренняя роса в этот праздник считается целебной. Ею омывали коров и мазали глаза. Так говорили в народе:
Святой Юрий, Божий посол,
К Богу пошёл,
Взял ключи золотые,
Отворил землю сырусеньку,
Пустил росу теплюсеньку
На Белую Русь и на весь Божий мир.
На Петров день, празднуемый 12 июля по окончанию поста Петра и Павла, земледельцы садят гречку. Апостол Петр – их покровитель в косьбе, в огородничестве и в скором созревании урожая. Об этом свидетельствуют народные летописи: «Святы Пятро - жыта ядро».
2 августа белорусы, как и все славянские народы, чтит пророка Илью, который имеет власть над погодой. Он, как и Петр, покровитель земледелия. Если сезон выдавался сухим, в этот день народ собирался, служили молебен, после чего следовала гроза. Этот же день почитали концом работы пчельника, потому как дело шло к жатве.
Воспользуйтесь нашим туристическим порталом для аренды — окунитесь в удивительный белорусский был и традиции белорусов.