Успех открытого воспитания: система Марии Монтессори. Методика раннего развития Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и минусы Система раннего развития ребенка м монтессори
Педагогическая история о воспитание и развитие детей сохранила сотни имен, но по пальцам одной руки можно пересчитать реальные школы, сохранившиеся после смерти авторов. Мария Монтессори стоит в этом почетном ряду. Произошло это не только потому, что многие ее прозрения нашли научное подтверждение, но и потому, что Мария нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике обучения и развития ребенка .
Система развития ребенка по Монтессори строилась не один день. Мария дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и некоторое время он лично возглавляет Монтессори общество Женевы. Она переписывалась с дочерью Зигмунда, детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями, по которым происходит правильное развитие ребенка . Но во многом она остается врачом и исходит из физиологии детей. Даже в понятие свободы она вкладывает биологическое значение и понимает под ней, прежде всего, независимость. На примерах из собственной педагогической практики Мария доказывает, что взрослый может не делать чего-то за малыша, а просто должен помогать ему действовать самостоятельно, поощряя физическое и личностное развитие ребенка . Ведь малыш попадает в наш мир и видит его чуждым и неприспособленным для его жизни. У него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. Ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми, и кроят мир под себя, не задумываясь о нем. А ему трудно расстегнуть пуговицы на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место.
М. Монтессори предлагает уже в 2,5-3 года дать ребенку возможность попробовать сделать это и многое другое самостоятельно. Учитель (взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для правильного развития ребенка, а их очень много. Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки - положи их в беспорядке, они вызовут только чувство бессилия перед хаосом мира. Монтессори предложила расположить их в определенной строгой логике, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Не только и не столько, потому что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее для личностного развития ребенка. Мария вообще считает, что порядок органичен для малыша, но он не всегда умеет сам его организовывать. Взрослый может создать условия, в которых порядок прост и естественен. Он не проводит с малышом долгие и изнурительные беседы, не пользуется образными иносказаниями, мораль которых выскакивает как чертик из коробки, оставляя лишь чувство недоумения. Учитель предлагает ребенку принять только одно четкое правило: «Взял, поработал, положи на место». Но чтобы работа приносила пользу для воспитания и развития ребенка, учитель дает малышу короткий (2-3 минуты) урок. На нем взрослый показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес.
Интерес - первое, что М. Монтессори выделяет в своей методике развития детей дошкольного возраста . Второе - индивидуальный подход. Это, конечно, не означает, что у каждого ребенка появляется отдельный учитель. Все немного по - другому. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием.
Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, как он переступает порог класса, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Хотя и здесь есть некоторые ориентиры. Так М. Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды (длительностью от 1 года до 3 лет), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Так развитие ребенка по Монтессори проходит в несколько этапов: от 0 до 6 лет развитие речи, а до 5,5 сенсорное развитие. В среднем с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни. И, конечно, нельзя не сказать о коротком (от 0 до 3 лет) периоде восприятия порядка. Он фактически определяет отношения малыша с миром, потому что касается не только порядка в окружающей среде, но и во времени (запускаются «внутренние часы» ребенка) и во взаимодействиях со взрослыми.
Если опоздать и не воспользоваться ценными для правильного развития ребенка появившимися у него возможностями, то малыш может потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет.
Монтессори призывает нас не ускорять физическое и психическое развитие ребенка , но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед малышом скатерть самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти не простые предметы, а те, что отобраны долгим наблюдением за тем, что и как помогает правильному развитию детей. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что малыш сможет их потрогать, ощупать рукой, увидеть или услышать различия. Так до известного только ему предела он может развивать все свои чувства. Это знание он может применить даже осваивая буквы, которые сделаны из шершавой бумаги наклеенной на дощечки. Обводя их пишущими пальчиками, ребенок запоминает не только саму букву, но и как ее писать.
Удивительно, но если для развития детей в детском садуучитель делает все правильно и родители ему не очень мешают, у ребенка возникает внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Оказывается что для того, чтобы ребенок учил (а лучше образовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать «уголек» в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить.
Сама Мария пишет: «Неверно, что Монтессори-учитель бездеятелен, когда обыкновенный учитель активен: вся деятельность обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя, его последующая «бездеятельность» - знак успеха». Главная задача взрослого в методе развития ребенка по Монтессори помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. В этом сложном деле учитель проходит через три этапа. Первый - подготовка привлекательной для малыша и удобной для его работы среды. Второй - разрушение той деятельности отдельных детей, которая мешает продвижению и развитию остальных. На этом сложном этапе учитель показывает шалуну, что его любят даже таким, беспокойным и несносным и вместе с тем без устали помогает малышу найти то, что заинтересует его и поможет сконцентрироваться на работе. Энергия ребенка перераспределяется с беспорядочного расплескивания к конструктивной деятельности, направленной на всестороннее развитие ребенка . На третьем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поисков и его работы.
Большая часть воздействий учителя происходит косвенно, через среду или с помощью правил, которые он придумывает вместе с детьми. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаются классы, где происходит развитие ребенка по Монтессори.
Мария заметила, что дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас и с теми, кто младше. Используя это наблюдение в своей методике развития детей дошкольного возраста, Мария наполнила свои классы детьми разных возрастов выделив две группы. В первой - дети от 3 до 6 лет, во второй от 6 до 12. У них разные задачи. До шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру. И если дети умнеют каждый в своем темпе и до своего предела, то культуру еще можно осваивать и в разных формах и направлениях.
Организовать помощь второй группе значительно труднее, поэтому классов для детей от 6 до 12 в мире значительно меньше, чем классов от 3 до 6. И все же в некоторых странах (США, Нидерланды) школ развития ребенка по Монтессори довольно много.
В основном это страны, где не было тоталитарных режимов, с которыми педагогика М.Монтессори не уживалась нигде в мире. Ведь диктаторам не нужны ответственные, независимые и самостоятельно мыслящие личности, которые воспитываются и развиваются в детях на занятиях в классах Монтессори.
К концу тридцатых годов в педагогической системе развития ребенка по Монтессори появляется новый мотив. Все, что происходит в мире, считает М. Монтессори, определено космическим планом. Его «пишет» Творец, и Он наделяет человека особой миссией. Людей ведут по пути от подмастерья, выполняющего волю Творца к вершинам мастерства. Уже сейчас столь несовершенный человек, единственное существо, наделенное разумом, несет ответственность за все, что происходит в мире. Но в жизни каждого из нас возникает конфликт между нашей космической задачей и тем, что мы делаем под воздействием социокультурных условий и обучения.
Маленького ребенка М. Монтессори воспринимает как наиболее «чистого» носителя замысла Творца. Тогда главная задача взрослых - не разрушить своим вмешательством этот замысел. Эти идеи не всегда воспринимаются теми, кто берется работать по системе М.Монтессори. Тем не менее, они вполне органичны для обучения иразвития ребенка по методике Марии Монтессори и придают ей стройность и завершенность.
Кто такая Монтессори? И почему ее подход к обучению так популярен?
Известный врач и педагог Мария Монтессори жила и работала в Италии, Испании, Нидерландах и даже Индии. Уже к 26 годам она стала одной из первых женщин-врачей в истории Италии. Отстаивая необходимость не только медицинского, но и педагогического вмешательства в жизнь детей с особенностями развития, убежденная католичка создала метод «научной педагогики». Она использовала собственные разработки и материалы своих учителей Итара и Сегена: знаменитых на весь мир французских врачей, ставших, по сути, первыми европейскими Дефектолог - специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с теми или иными особенностями физического и/или психического развития.">дефектологами .
Когда оказалось, что дети, признанные «необучаемыми», освоили навыки счета, письма и чтения лучше и быстрее своих здоровых сверстников, было принято решение адаптировать методику и для последних. И вот, в 1907-м в Сан-Лоренцо был открыт первый «Дом ребенка», работавший по системе Монтессори, а еще через три года вышла первая книга о ее методе.
В России последователи этого подхода официально появились только в 1990-х, и популярность его в последние десятилетия продолжает расти.
А в чем его суть? Какие знания, умения и навыки он помогает развить?
Главный принцип монтессори-педагогики — это свобода ребенка в его деятельности, дисциплине и самостоятельности. Наблюдая за детьми и воздерживаясь от поощрений и наказаний (и вообще от любых оценок!), педагоги стараются не только формировать «обогащенную» среду для их развития, но и направлять этот процесс, исходя из индивидуальности и собственной активности каждого ребенка, то есть, позволяя заниматься тем, чем нравится, и тогда, когда хочется.
Методики, разработанные Марией Монтессори и ее последователями, в первую очередь сконцентрированы на развитии сенсорики: от осязания и слуха до различения тончайших оттенков вкуса и запаха. Упражнения на тренировку глазомера, а также игры с цифрами и геометрическими фигурами помогают детям незаметно перейти к абстрактным математическим понятиям. А развитие общей и мелкой моторики, включающее в себя задания на лепку и штриховку, вместе со специальной «зарядкой» для губ и языка, незаменимы при подготовке дошкольника к освоению навыков чтения и письма.
Основной упор при выполнении всех упражнений делается на развитие внимания и самомотивации, в результате дети получают практически все, что нужно для формирования их интеллекта. Для развития творческого воображения, навыков игры и общения программу необходимо дополнить разнообразными играми и творческими занятиями.
Насколько универсален такой подход к развитию?
Хотя изначально метод разрабатывался для детей с особенностями развития, к настоящему моменту последователи Марии Монтессори успели адаптировать его для обычных и одаренных детей, а также для взрослых, желающих стать преподавателями в монтессори-классах. Понятно, что универсальных подходов в педагогике, как и в других науках, не существует. Но исследования психологов, педагогов и врачей разных лет подтверждают, что если четко следовать принципам метода, то вреда ребенку такое обучение точно не принесет, особенно если компенсировать его недостатки с помощью элементов других подходов.
Сложно не согласиться со сторонниками монтессори-педагогики в том, что большинство детей и так любят познавать новое, и потому главной задачей взрослого становится сохранение этого интереса. Современным детям очень не хватает умения удерживать внимание на той деятельности, которая нравится, и сопротивляться отвлекающим факторам. А монтессори-метод позволяет сформировать это умение с помощью несложных приемов.
Вот только, чтобы все получилось, нужно начать заниматься развитием ребенка очень рано: первые материалы для концентрации внимания ряд специалистов предлагает давать уже через несколько часов после рождения. А это может оказаться намного сложнее, чем перестать ругать дошколят за ошибки.
Еще один вопрос к сторонникам развития по Монтессори касается использования в обучении электронных устройств. Сейчас мы буквально окружены гаджетами (не то что в начале XX века), и полный запрет на их применение не всем покажется адекватным, но большинство монтессори-педагогов его придерживаются и по сей день.
Чем дети, воспитанные по методу Монтессори, отличаются от сверстников?
Многих удивляет, что в монтессори-школах и садах дети разных возрастов обучаются в одном классе и могут свободно по нему передвигаться, самостоятельно выбирая, какие упражнения они будут выполнять. На первый взгляд кажется, что в таких условиях ребенок вырастет безответственным и капризным или развитым негармонично: по одним показателям опережающим сверстников, а по другим — сильно отстающим.
Практика показывает, что дети из монтессори-классов (от 0 до 6, от 6 до 12 и от 12 до 18 лет) вовсе не становятся неуправляемыми. Наоборот, чаще всего они очень дисциплинированны и раньше других учатся самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их. Правда, некоторые из них могут еще и сопротивляться внешнему контролю, особенно, если взрослый навязывает свое видение того, чем «надо» заниматься. Если же педагог способен предложить такому ребенку варианты, из которых можно выбрать себе задание, то обычно конфликтов не возникает.
В монтессори-садах дети предоставлены сами себе – не опасно ли это?
В детских садах, работающих по методике, есть и учебные планы, и четкие правила поведения, и схема подачи материала. Свобода детей состоит в выборе самого занятия из предложенных педагогом и того, сколько времени он потратит на его выполнение или повторение.
Воспитатель, как и при любой другой системе обучения, должен вмешиваться, когда это необходимо, или же не вмешиваться, если это позволит детям самостоятельно справиться с задачей или конфликтом. Суть работы педагога в таком классе - следить за соответствием среды и условий обучения потребностям ребенка и менять их, предлагая все новые задачи и упражнения и выражая постоянную готовность помочь, но не навязывая свою помощь.
Могут ли родители самостоятельно применять эту методику?
Современные последователи метода Марии Монтессори часто подчеркивают важность индивидуального подхода к воспитанию ребенка и учета его собственных границ Сензитивный период – период наибольших возможностей для развития той или иной стороны психики человека. Так, сензитивный период развития движений и действий ограничен первым и четвертым годами жизни ребенка. ">сензитивных периодов развития. Они считают (и справедливо), что, например, такой важнейший процесс, как внимание, начинает формироваться уже с рождения, поэтому на его качество влияет даже то, в каких условиях протекают роды. К тому же, никто не может знать личностных особенностей ребенка так, как его родители, и, с этой точки зрения, они даже имеют преимущество перед педагогами с самым лучшим образованием.
Каждый родитель без особого труда может научиться использовать развивающие методики и материалы, разработанные для обучения по методу Монтессори. Но научиться наблюдать за ребенком, отмечать, к чему он сам стремится, и направлять его в поисках, не делая выбор за него, для родителей может оказаться сложнее, чем для любого педагога. Любовь к науке и особый «дух ученого» Монтессори ставит выше любви человека к человеку, доступной, по ее мнению, каждому из нас.
юлия фугина
Педагогика Марии Монтессори
Вот уже почти 100 лет имя Марии Монтессори приковывает к себе внимание педагогов более чем в 80 странах мира. Известная как выдающийся ученый и гуманист еще в начале века она создала педагогическую систему , равной которой в мировом опыте не было и нет. В идеях Монтессори- педагогики привлекают глубокий гуманизм воспитательной и образовательной системы, отсутствие какого-либо авторитаризма. Монтессори - педагогика удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям, используя специально разработанные материалы под руководством опытного учителя… Сегодня педагогика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире. Тысячи педагогов , признавая педагогическую систему Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работает по ее педагогическим принципам . Функционируют тысячи детских дошкольных учреждений по всему миру, основанных на Монтессори-педагогике .
Для здоровых детей Монтессори-педагогика является развивающей, а для детей меющих какие- либо отклонения - терапевтической. Основным лечебным средством служат атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда и личность педагога .
Педагогические принципы системы М . Монтессори .
Мария Монтессори выделяет в своей педагогической системе несколько важных принципов :
1. ЗНАЧЕНИЕ СРЕДЫ В ВОСПИТАНИИ.
Одним из наиболее важных принципов Мария Монтессори считает значение среды в воспитании. Она утверждает, что для наиболее продуктивного развития ребенка необходимо создать среду, отвечающую его потребностям и интересам.
2. СВОБОДА И ДИСЦИПЛИНА.
«Дисциплина в свободе – вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Как добиться дисциплины в классе свободных детей? Разумеется, в нашей системе понятие дисциплины весьма отличается от ходячего понятия ее. Раз дисциплина основана на свободе, то и самая дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это – личность уничтоженная, а не дисциплинированная.
Мы называем человека дисциплинированным, когда он владеет собою и умеет сообразовать свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу. Это понятие активной дисциплины нелегко осознать и усвоить, но оно заключает в себе великий воспитательный принцип, весьма отличный от безусловного и не терпящего возражений требования неподвижности» .
Учительнице, намеренной вести ребенка в условиях такой дисциплины, необходимо овладеть специальной техникой, если она желает облегчить ему этот путь на всю его жизнь, желает сделать его полным господином над собою. Свободе ребенка должна полагаться граница в коллективном интересе, а форма ее – то, что мы называем воспитанностью. Следовательно, должно подавляться в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других или что носит характер грубого или невежливого поступка. Но все остальное - каждое проявление, имеющее полезную цель, – каково бы оно ни было и в каковой бы форме ни выражалось, не только должно быть дозволяемо, но и должно стать объектом наблюдения для воспитательницы.
Монтессори в своей работе приводит такой пример поведения педагога .
«Однажды дети, смеясь и болтая, собрались вокруг миски с водою, в которой плавало несколько игрушек. В нашей школе был мальчик всего двух с половиною лет. Его оставили вне круга, в одиночестве, и легко было видеть, что он сгорает от любопытства. Я издали наблюдала за ним с большим вниманием; сперва он придвинулся к детям и пытался протискаться в их среду, но на это у него не хватило сил, и он стал озираться во все стороны. Выражение его лица было необычайно интересно. Я жалею, что у меня не было в ту минуту фотографического аппарата. Взгляд его упал на стульчик, и он, видно, решил придвинуть его к группе детей и затем вскарабкаться на него. С сияющим личиком он начал пробираться к стулу, но в эту минуту учительница грубо (она бы, вероятно, сказала – нежно) схватила его на руки и, подняв над головами других детей, показала ему миску с водою,воскликнув : «Сюда, крошка, смотри и ты!»
Без сомнения, ребенок, увидав плававшие игрушки, не испытал той радости, какую должен был испытать, преодолев препятствие собственными силами. Желанное зрелище не могло принести ему пользы, между тем как осмысленная попытка развила бы его душевные силы. В этом случае учительница помешала ребенку воспитать себя, не дав ему взамен иного блага. Малютка уже начал чувствовать себя победителем и вдруг ощутил себя бессильным в объятиях двух сковавших его рук. Столь заинтересовавшее меня выражение радости, тревоги и надежды растаяли на его личике и сменились тупым выражением ребенка, знающего, что за него будут действовать другие. Устав от моих замечаний, учительницы давали детям полную свободу. Дети лезли с ногами на столики, ковыряли пальцами в носу, и к исправлению их не делалось никаких шагов. Другие толкали товарищей, и на лицах этих детей я читала выражение злобы; учительница же на все это не обращала ни малейшего внимания. Тогда я вмешивалась и показывала, с какой безусловной строгостью надо останавливать и подавлять все, чего нельзя делать, чтобы ребенок сумел ясно отличать добро от зла.
Вот отправная точка дисциплины, и основы ее должны закладываться именно таким путем» .
Воспитание должно приходить к ребенку на помощь разумным ослаблением социальных уз, ограничивающих его активность. И по мере того как ребенок подрастает в подобной атмосфере, его непосредственные проявления становятся более отчетливыми и с очевидностью истины раскрывают его натуру. По всем этим причинам первые шаги педагогического вмешательства должны клониться к развитию в ребенке самостоятельности.
3. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. Маленькие дети начинают требовать самостоятельности уже с момента своего отнятия от груди.
В противовес господствовавшему снисходительному подходу к «грудничкам» – мол, что с них возьмешь, – педагог-гуманист именно в этом возрасте увидела огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности.
Сущность развития младенца – самообучение, точно соответствующее программе, заложенной в нем природой. Этот-то процесс и формирует у ребенка «прообраз будущего религиозного чувства и особенностей своего национального сознания».Психолого-физиологической основой данного процесса выступает подмеченная М. Монтессори особенность раннего детства, которую она характеризовала как «абсорбирующий разум» . По ее мнению, если взрослые приобретают знания при помощи разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Просто живя, он учится говорить на языке своего народа, а «в его разуме совершается некий химический процесс» .У ребенка впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. Как бы воплощаются в нем. При помощи того, что его окружает, малыш создает собственную «умственную плоть» . Поэтому-то задача взрослых, по Монтессори , состоит не в том, чтобы обучать, а в том, чтобы помогать «разуму ребенка в его работе над своим развитием» , поскольку именно в раннем возрасте он обладает огромной созидательной энергией. «Всякая педагогическая мера , мало-мальски пригодная для воспитания маленьких детей, должна облегчать детям вступление на этот путь самостоятельности. Мы должны учить их ходить без посторонней помощи, бегать, подниматься и спускаться по лестницам, поднимать оброненные предметы, самостоятельно одеваться и раздеваться, купаться, произносить слова отчетливо и точно выражать свои желания. Мы должны развивать в детях умение достигать своих индивидуальных целей и желаний. Все это – этапы воспитания в духе независимости» .
4. УПРАЗДНЕНИЕ НАГРАД И НАКАЗАНИЙ
Наградой служит удовлетворение от ставшей доступной деятельности; наказанием- относительная изоляция от коллектива (посадка за отдельный, впрочем удобный стол с любимыми игрушками; при этом ребенок не лишается ласки воспитательницы). «Человек, дисциплинированный свободою, начинает жаждать истинной и единственной награды, никогда его не унижающей и не приносящей разочарования, – расцвета его духовных сил и свободы его внутреннего «я» , его души, где возникают все его активные способности». Оказывается что для того, чтобы ребенок учил (а лучше образовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать “уголек” в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить.
5. РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ.
М. Монтессори заметила , что дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас и с теми, кто младше. Используя это наблюдение, она наполнила свои классы детьми разных возрастов, выделив две группы. В первой - дети от 3 до 6 лет, во второй от 6 до 12. У них разные задачи. До шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру. И если дети умнеют каждый в своем темпе и до своего предела, то культуру еще можно осваивать и в разных формах и направлениях. Организовать помощь второй группе значительно труднее, поэтому классов для детей от 6 до 12 в мире значительно меньше, чем классов от 3 до 6. Таким образом, основные принципы школы Монтессори можно сформулировать несколькими словами – «главное, что мы должны помнить. Во-первых, это интерес ребенка, который приводит его к сосредоточению на учебе. Во-вторых, сотрудничество детей, неоценимая база которого – разновозрастность. В третьих, существование человеческого инстинкта автономности, который приводит к дисциплине и порядку. И все это основы организации школы моего направления» .
Основные понятия педагогики Монтессори .
Абсорбирующее мышление. Под абсорбирующим разумом Мария Монтессори понимает специфическую особенность ребенка впитывать как губка всю информацию вокруг себя. Об этом подробно было рассказано выше. Монтессори пишет : «Можно сказать, что если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи нашего разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Просто живя, он учится говорить на языке своего народа. В его разуме совершается некий химический процесс.Взрослые выступают в роли реципиентов : впечатления вливаются в нас, и мы запоминаем их, но не сливаемся с ними, как вода не сливается со стеклом стакана. У реже, напротив, впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. Они как бы воплощаются в нем. При помощи того, что его окружает, ребенок создает собственную «умственную плоть» . Мы назвали это «абсорбирующим разумом» . Постигнуть все способности детского разума весьма трудно, но бесспорно, что это чрезвычайно плодотворная форма мыслительной деятельности» .
Сенсетивность. Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с «космическим планом» развития сенситивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т. д. При этом учитель или родители могут знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискуют посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, которую искренне считают педагогикой ; взрослые могут наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка. Также можно предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал, чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент. С этой точки зрения «подготовленная среда» Монтессори-школы является оптимальным решением вопроса - в ней вокруг ребенка всегда есть все, что ему может понадобиться для реализации любых его познавательных интересов.
Сенситивные периоды, возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д. Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Отсюда выглядит дикой сама идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет, а также наличие всех образовательных программ,помимо индивидуальных : во-первых, биологический возраст 5 лет отнюдь не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сенситивного периода совершенно не гарантируют, что каждый ребенок проходит его именно в таком режиме.
Космическое воспитание.
Концепцию космического воспитания ребенка М. Монтессори создала в период своей жизни в Индии (1939-1945) под влиянием теософского учения, которым увлеклась, познакомившись с трудами теософов того времени. В основе этой концепции лежит идея познания человека во всей сложности и многообразии, его места в истории и культуре, идея о том, что все живое на земле имеет час рождения и час смерти, имеет свое продолжение во времени и свой феномен развития. Путь к ним лежит через ощущение себя в малом и большом мире, через чувствование своего окружения. Дидактический смысл космического воспитания ребенка лежит в плоскости утончения чувственного проживания различных явлений природы, культуры и жизни в социуме.
Педагогическая система Марии Монтессори – это способ обучения детей и преподавания в образовательных институтах, созданный доктором Марией Монтессори и в начале 20 века внедренный в практику. Основная суть данного метода заключается в открытом обучении вместо закрытого (фронтального, к примеру). Подобный тип педагогики можно назвать эмпирическим, поскольку ребенок своими наблюдениями помогает взрослому выбрать подходящие назидательные приемы, уместные именно для него и конкретной ситуации. Вся сущность педагогики сводится к тому, чтобы помочь ребенку сделать все самостоятельно.
Идеология
Система Марии Монтессори представляет собой уникальный метод педагогики, когда за основу берутся натура ребенка и он сам. Доктор верила в то, что все дети уникальны по-своему. Именно поэтому в ее методике детей не сравнивают и не измеряют по общепринятым стандартам. Взамен они получают свободное обучение, где априори не может быть давления и осуждения. У Марии было убеждение в том, что распространенный метод «кнута и пряника» сбивает внутреннюю ориентацию человека, в то время как он должен учиться согласно личным побуждениям. Связано это главным образом с тем, что подрастающий по природе своей стремится к участию во взрослой жизни своих родителей.
Система Монтессори ставит во главу потребности, способности и одаренность каждого отдельно взятого малыша. Обучаемость детей становится максимально продуктивной при их собственном выборе способа и ритма учебы. С этим связано поведение Монтессори-педагогов, при котором они позволяют детям самостоятельно определять область изучения, скорость, а также способы закрепления пройденного.
Основа педагогического метода Монтессори заключается в том, чтобы поддерживать естественную радость ребенка от обучения. Согласно доктору это чувство – одно из основных характерных черт маленького человека. Поэтому крайне важно сохранить его и управлять им посредством уважительного отношения, тем самым формируя полноценную и уравновешенную персону.
Дети, которым позволено определить собственный ритм обучения и интересы, отличаются уверенностью в собственных возможностях и показывают лучшие результаты в плане усвоения изученного.
Дополнительно, независимость закрепляется практическими заданиями. Для этого берутся различные сюжеты из повседневной жизни подрастающего. В дошкольных учреждениях Монтессори детки самостоятельно ведут свою жизнедеятельность, обучаясь этому посредством подражания. Педагогика Монтессори в школах предоставляет большие возможности для коллективных работ. Ученики делают свой добровольный выбор, с кем из других ребят сотрудничать и над какой целью трудиться. При этом в подобной деятельности акцент ставится на индивидуальности ученика как управляющего своим интеллектуальным развитием.
Для доктора Монтессори задачей первостепенного значения было развитие у малютки чувственных восприятий в способствующей атмосфере, которая удовлетворяла бы его психологические нужды. Вместе с тем крайне необходимо, чтобы учителя проникались его индивидуальными особенностями ребенка и тем, что его волнует в данную минуту, подстраивались под его личный ритм, а также были открыты к тому, что им тоже есть чему поучиться у обучающегося. Может быть такое, что он воспользуется специализированным математическим материалом не по назначению, а для строительства из него машинки или еще чего-то, и обучающий должен будет поддержать его решение.
Принципы монтессори-педагогики
Согласно Марии Монтессори, формирование личности маленького человека осуществляется в три стадии:
- первый этап детства (0 – 6 лет)
- второй этап детства (6 – 12 лет)
- юность (12 – 18 лет).
Все три вышеупомянутые стадии являются четко выраженными, независимыми фазами развития.
Первый этап – один из наиболее важных отрезков жизни, когда происходит формирование натуры и способностей малыша. Мария Монтессори называет возраст до шести лет вторым эмбриональным периодом роста, когда происходит развитие души и духа человека. Если у взрослого есть возможность процеживать свое восприятие, то маленький поглощает любую информацию из внешней среды и она составляет его индивидуальность.
Второй этап доктор обозначает как этап лабильности. По мере того, как происходит развитие ребенка, он переживает “чувствительный” и “сенситивный” периоды. В эти моменты он очень чувствительно реагирует на определенные раздражители внешнего мира, в частности в таких вопросах как: моторика, вербальные способности или социальные аспекты. Если во время восприимчивого периода помочь ребенку найти род деятельности, удовлетворяющий его потребности, у него может развиться такой навык, как глубокая концентрация. Итогом этого становится то, что кроха не отвлекается на прочие раздражители, а бывает занят освоением новых знаний, что положительно сказывается не только на его интеллектуальном развитии, но и личностном росте, в целом. Доктор это явление называет процессом нормализации.
Основа и принципы формирования методики Монтессори и сопутствующих пособий заключается в следующем наблюдении: одним из главнейших периодов чувствительности любого подрастающего является стадия усовершенствования чувств. Все дети испытывают естественное стремление щупать, нюхать и пробовать все на вкус. Основываясь на это наблюдение, доктор приходит к заключению, что интеллектуальные способности ребенка раскрываются не с помощью абстракции, а посредством его органов чувств. В процессе обучения ощущение и понимание объединяются в одно понятие.
Опираясь на изложенные результаты, Мария Монтессори смогла развить свою собственную систему педагогики, основанную лишь на чувственных восприятиях маленького человека. Таким образом, с помощью ее математического материла ребенок, зажимающий в кулачке одну бусинку и связку из сотни, уже представляет себе числа 1 и 100. И происходит это намного раньше, чем он научится абстрактному представлению о числах.
Десять заповедей Марии Монтессори
- Не нужно трогать ребенка, пока с его стороны не будет к вам обращения каким-либо образом.
- Нельзя высказываться плохо про ребенка, ни в его присутствии, ни за его спиной.
- Старайтесь концентрироваться на том, чтобы развить в подрастающей личности только хорошее, тем самым плохое сводя к минимуму.
- Активно подготавливайте среду и всегда тщательно за ней ухаживайте. Ребенок должен научиться конструктивно взаимодействовать с ней, помогите ему в этом процессе. Показывайте расположение каждого предмета и как правильно нужно с ним обращаться.
- Установите постоянный контакт с малышом, подразумевающий оказание помощи при призыве, а также готовность прислушаться и ответить, с чем бы он к вам ни обращался.
- Проявите уважение к маленькому, допустившему оплошность, которую можно исправить, однако если он некорректно использует развивающие материалы или делает что-то, что способно нанести вред ему, его развитию или другим детям, то стоит незамедлительно его остановить.
- Проявите уважение к ребенку, который отдыхает или наблюдает за тем, как работают другие, или же размышляет о своих действиях, прошлых или будущих. Не зовите его и не принуждайте к другого рода активностям.
- Помогите сориентироваться тем, кто еще в поиске выбора работы.
- Проявите готовность каждый раз заново разъяснять ребенку что-то, чего он до этого не мог осознать – помогайте подрастающей личности познавать что-то новое, бороться с несовершенством. Проявите в этом особую выдержку и доброту. Будьте рядом с теми детьми, которые все еще находятся в поиске, и не мешайте уже сориентировавшимся.
- Обращаясь с детьми, всегда пользуйтесь лучшими манерами и отдавайте им все самое хорошее, что есть в вас и вашем окружении.
Подготовка окружающей среды
Подготовка окружающей среды является ключевым моментом в педагогике Монтессори. В обратном случае ее функционирование, как системы, было бы невозможным. Подготовка среды позволяет ребенку понемногу выходить из-под взрослого попечительства, приобретать от нее независимость. Именно поэтому крайне важно создать такую среду, которая бы полностью соответствовала ему. Таким образом, размеры оборудования в месте, где ребенок учится, должны быть подобраны под его рост и пропорции. Кроме того, у него должна быть возможность свободно перемещать предметы мебели и самому выбирать, где он будет заниматься. И даже шумное передвижение различных предметов с одного места на другое Монтессори считает хорошим упражнением на моторику. Ребенку предстоит освоить, как практически бесшумно передвигать мебель, тем самым не мешая остальным.
Окружающая среда для крохи должна быть оборудована с эстетикой и элегантностью, приветствуется использование хрупкого фарфора. Очень важно с малых лет научить ребенка обращению с подобными вещами и осознанию их ценности. Такие вещи должны быть расположены в непосредственной доступности для него: не слишком высоко и не слишком низко. Находясь постоянно в поле зрения маленького человека, они служат своеобразным вызовом. Важно, чтобы все предметы были выполнены из разных материалов, поскольку так он познает социальное поведение по отношению к другим детям и учится брать в расчет чужие нужды.
Ребенок о своем рабочем пространстве должен заботиться сам, тем самым обретая автономность от родителей или воспитателя.
Взрослые в системе Монтессори
С первой минуты своего появления на свет дети стремятся к тому, чтобы обрести свободу и независимость от взрослых. Мария Монтессори называет это намерение биологическим принципом жизни человека. Аналогично тому, как развивается организм ребенка, позволяя ему свободно двигаться, таким же образом дух крохи рвется к источникам новых знаний и автономности.
И в этом стремлении ребенка задачей взрослого становится стать ему союзником и посодействовать ему в создании такого окружения, которое соответствовало бы его нуждам и тяге к учению. В педагогической методике Монтессори взрослые рассматриваются как ассистенты, тактично направляющие ребенка к самостоятельной жизни. Причем делается это, учитывая вышеперечисленные принципы Монтессори. Следует также помнить, что у ребенка есть способность самому всему научиться, от взрослого же лишь требуется направить его к изучению и отстраниться. Вмешиваться в познавательные процессы малыша не стоит, лучше в этом деле оставаться наблюдателем.
Учитывая тот факт, что каждый малыш переживает восприимчивые периоды по-своему, ориентированность всех учебных планов должна быть индивидуализирована. Обучающему необходимо научиться распознавать сенситивные периоды и помогать ребенку находить такую деятельность, которая вызывала бы у него живой интерес. Вместе с тем крайне необходимо представлять ему свободу выбора относительно рода его деятельности.
Роль воспитателя
Существуют также определенные принципы, связанные с поведением воспитателя в педагогической системе Монтессори. Заключаются они главным образом в следующем: преподаватель категорически не должен нарушать процесс саморазвития ребенка. Здесь важно усвоить главную идею, передаваемую Марией Монтессори своим последователям: родители не являются творцами своего чада, он сам служит архитектором собственного развития, они же – лишь ассистенты в этой работе, помогающие своему ребенку.
Это же видение воспитательного процесса и является главной идеологией всей педагогической системы, заключающейся в том, чтобы помочь своему ребенку самостоятельно развиваться со дня его появления на свет. Доктор Монтессори ждет от взрослых, что в них произойдет смещение фокуса с себя самих на ребенка и его будущее. И действия их будут мотивированы именно этими помыслами.
Современные родители и педагоги могут опираться на различные методы воспитания и развития ребёнка. В продаже есть много книг соответствующего содержания, в крупных городах открываются детские сады и центры раннего развития ребёнка, работающие по авторским педагогическим программам. Многие наслышаны о методике Монтессори, разработанной ещё в первой половине XX века. На каких же принципах основана эта система? Подойдёт ли она любому ребёнку? Какие ещё важные аспекты будут интересны родителям?
Немного истории
Мария Монтессори (итальянский доктор, антрополог, педагог) является создателем уникальной методики воспитания, которая стала популярной в первой половине XX столетия. Свою медицинскую карьеру Мария начинала ассистентом врача, и, работая в учреждении для детей с ограниченными возможностями (в психиатрической больнице), интересовалась методами лечения таких ребят. Монтессори пришла к выводу, что их проблемы с интеллектом отчасти не только медицинские, но и педагогические.
Монтессори видела, насколько одиноки эти дети, с ними никто не занимался, у них даже не было игрушек. И тогда она стала приносить ребятам простейшие предметы: лоскуты, коробки, бусины. И малыши словно ожили.
Мария Монтессори разработала уникальную методику воспитания, которую вначале использовала в работе с детьми с ограниченными возможностями
Впоследствии Мария заняла должность директора Ортофренического института, специализирующегося на подготовке учителей для работы с больными детьми. При институте была школа, где Монтессори сама занималась с малышами. Результат был очевиден: многие ученики сдали экзамен на уровне общеобразовательной школы.
Доктор постепенно совершенствовала свою систему воспитания и обучения, и затем решила применять её и на здоровых детях - были организованы специальные детские сады для малышей 3–7 лет.
Школы Монтессори получили большую популярность в Европе (особенно в Германии, Австрии, Нидерландах), США, Японии, Северной Корее. В России же данная методика долгое время была недоступной.
Нарком просвещения А. В. Луначарский пытался провести ряд экспериментов по внедрению педагогических принципов Монтессори в систему советского дошкольного образования. Однако нововведение не одобрил Сталин: распространение методики оказалось под запретом, а Марии Монтессори присвоили ярлык «реакционного педагога».
Об этой педагогической системе в нашей стране не вспоминали до 90-х гг. Именно в это время начинают появляться первые пособия. Сегодня же по этой уникальной методике в России работают многие детские сады, центры раннего развития ребёнка, а мамы самостоятельно занимаются дома с детьми.
Сегодня системой Монтессори увлекаются многие мамы и применяют её в домашних занятиях с детьми
Логическим продолжением данного обучения является начальная школа, однако в России из-за жёстких стандартов образования это проблематично. Функционируют или редкие экспериментальные площадки на базе обычных школ, или же частные школы («на бумаге» они числятся обычными). Хотя за границей обучение по Монтессори оканчивается в 10–12 лет.
Краткое описание сути педагогики Марии Монтессори
Кратко суть методики Монтессори можно передать в одной фразе «Помоги мне это сделать самому». Автор системы была глубоко убеждена, что в каждом малыше с рождения скрыт мощный внутренний потенциал. Важно создать условия для того, чтобы он раскрылся, и тогда сформируется гармоничная личность.
Система Монтессори предполагает воспитание без какого-либо принуждения. У ребёнка должен сам по себе проснуться естественный интерес к обучению. При этом учитываются его физиологические и психологические потребности в данный момент. Ключевым моментом будет «чего хочет ребёнок».
Основные принципы воспитания
В целом методика опирается на ряд принципов:
- Наблюдение за ребёнком. Задача взрослого (родителя, воспитателя) – пристально изучить малыша, понять особенности его внутреннего мира.
- Гуманизм - полное отсутствие психологического насилия, употребления тоталитарных педагогических методов.
- Свобода, независимость. Энергию ребёнка недопустимо подавлять, нужно, наоборот, направлять её в созидательное русло.
- Минимум влияния со стороны взрослого. Он просто помогает малышу разобраться в предмете, который он выбрал, ненавязчиво направляет, создаёт необходимую развивающую среду.
- Индивидуальный подход. Учитываются особенности ребёнка, степень его активности.
По Монтессори, ведущей мотивацией для ребёнка является стремление к познанию, любопытство, энтузиазм. Воспитание при этом органично переплетается с обучением. У малыша развиваются навыки самостоятельности и одновременно обогащается эмоциональный мир, формируется самоуважение.
Сенситивные периоды: в каком возрасте что развивать
В методике Монтессори выделяются важные сенситивные периоды. Это возраст, в котором малыш наиболее легко и естественно постигает определённые вещи:
- Восприятие порядка (0–3 года). Дети учатся убирать за собой, соблюдать чистоту, вытирать пролитую воду, собирать рассыпанную крупу, мыть посуду. Согласно методике, в 4 года кроху уже труднее приобщать ко всему этому.
- Развитие действий, движений (1–4 года). Активно развивается координация, укрепляются мышцы. Самое время для освоения детских площадок с их лесенками, горками, качелями.
- Сенсорное развитие (0–5,5 лет). Познание мира посредством звуков, запахов, тактильного восприятия. Формируются представления о цвете, размере, форме.
- Восприятие маленьких предметов (1,5–5,5 лет). Это развитие мелкой моторики. Именно в это время важны манипуляции с различными предметами: перекладывание бусинок, нанизывание их на нитку, сортировка крупы, фасоли, гороха, собирание пазлов и пр.
- Речевое развитие (0–6 лет). Помогают этому различные карточки и прочие средства наглядности, книжки. Здесь уже возрастает роль взрослого.
- Развитие социальных навыков (2,5–6 лет). Опять-таки всё должно усваиваться непринуждённо, недопустимо ребёнка насильно заставлять здороваться или говорить «спасибо».
Когда время ещё не пришло либо, напротив, упущено, ребёнку будет уже трудно или попросту неинтересно осваивать определённый навык.
Видео: в чём заключается метод Монтессори
Сравнение методики Монтессори с другими системами раннего развития
Как известно, система Монтессори - не единственная методика раннего развития детей, поэтому будет интересно сравнить её с другими системами.
Таблица: сравнение системы Монтессори с другими методиками раннего развития
Автор методики | Отличительные черты |
Зайцев | Система предлагает игровую форму работы. А занятия по Монтессори - это не игра, а, по сути, обычная жизнь ребёнка. Материала здесь нужно намного больше, чем таблицы и набор кубиков. |
Гленн Доман | Обучение по Доману идёт, главным образом, с помощью карточек, нет воздействия на осязание. У Монтессори же большое значение придаётся именно осязательной функции. |
Никитины | Хотя занятия по Никитиным чем-то напоминают метод Монтессори (родитель воспринимается как старший товарищ, а не проверяющий), но в этой системе значительная роль отводится закаливанию малышей, чего нет у Монтессори. |
Сессиль Лупан | Данная система нацелена на максимально активное познание в первый год жизни ребёнка. У Монтессори же всё подаётся дозированно, равными порциями в разном возрасте. Ребёнок постоянно находится в процессе познания. |
Плюсы и минусы Монтессори-педагогики
Безусловно, методика Монтессори уникальна и мало кого оставляет равнодушным. Её сторонники выделяют следующие весомые преимущества педагогической системы:
- Методику можно адаптировать под разные культуры, ведь она опирается на базовые потребности ребёнка.
- Ребята учатся всему с удовольствием, ведь они сами выбирают, чем им заняться. Нет скуки, страха перед трудным заданием, которое навязывает взрослый.
- Дети, которых обучали по Монтессори, лучше других справляются с бытовыми обязанностями, более ответственные, могут правильно распределять своё время, умеют занять себя, при этом уважая потребности окружающих.
- Дидактические пособия и упражнения с ними способствуют ускоренному развитию мыслительной деятельности, логики и моторики.
Методика Монтессори способствует ускоренному развитию интеллекта, логического мышления
Однако же у методики есть и свои противники. И их критические замечания можно изложить в следующих тезисах:
- Отсутствуют спонтанные творческие игры, например, сюжетно-ролевые. А это очень важно для развития воображения ребёнка, его эмоциональной сферы. Система не уделяет достаточного внимания творческим видам деятельности (изобразительному искусству).
- Преимущественное интеллектуальное развитие искажает нормальную психологию, лишает малыша беззаботной радости детства. Монтессори недооценивает роль игры в развитии ребёнка, заменяет её полезными занятиями с обучающими пособиями.
- В педагогическом процессе игнорируется чтение сказок. Мария Монтессори считала их уходом от реальности и заменяла реалистическим описанием предметов. Отсюда у ребёнка не формируется умение сопереживать, фантазировать, вести внутренний диалог с героями произведения.
- Ребёнку, который дома занимался по этой системе (а также посещавшему такой детский сад) будет довольно сложно в обычной школе, где все ученики сидят за партами, выполняя конкретное задание учителя. К тому же у такого школьника уже сформировано отношение к взрослому как к помощнику, а не как к авторитету.
- Многие дети воспитываются в семьях с авторитарным порядком и поэтому не каждая мама способна выступать в роли старшего товарища, помощника (что предполагает система Монтессори).
- Методика подходит не всем детям. Это неудачный вариант для слишком подвижных, активных ребят, имеющих проблемы с усидчивостью, концентрацией внимания. Кроме того, если у малыша выражены творческие способности, то они будут невостребованными, поскольку методика опирается на рациональный способ познания мира.
Методика Монтессори не подойдёт для слишком активного, подвижного ребёнка, поскольку она нацелена на спокойные занятия, предполагающие концентрацию внимания
Видео: кому не подойдёт методика Монтессори (объясняет специалист)
Создание развивающей Монтессори-среды дома
Поскольку в системе Монтессори первоочерёдную роль играют условия для раскрытия потенциала ребёнка (а не навязывание готовых шаблонов), то возрастает роль развивающей среды. В детской комнате ребёнка желательно выделить несколько ключевых зон развития:
- Зона практической деятельности. Её задача - привить навыки самообслуживания, выполнения простейших бытовых функций. Сюда помещаются функциональные игрушки: посуда, предметы для уборки (желательно настоящие, а не игрушечные - губки, тряпочки, щётки и пр.), пособия с пуговицами, кнопками, молниями, шнуровки и пр.
- Зона сенсорного развития. Это различные мелкие предметы, пазлы, коробочки с крупой, сенсорные мешочки, формочки-вкладыши, наборы геометрических фигур разной формы, размера, цвета, музыкальные инструменты, молоточки, баночки с ароматическими веществами, лоскутки тканей разной фактуры, опять-таки шнуровки и пр. В целом здесь находятся предметы для развития органов чувств. Вообще, Монтессори уделяла особенное внимание развитию осязания и мелкой моторики, считая, что именно точные действия с мелкими предметами совершенствуют мышление, речь, память, внимание.
- Зона родного языка. Здесь дети изучают буквы, учатся чтению, готовятся к освоению навыков письма, развивают звуковое восприятие. Соответственным будет и наполнение зоны: карточки с шершавыми (из бархатной бумаги) буквами, слогами и целыми словами, просто фигурки букв, их трафареты для обводки, манная крупа с подносом (на ней ребёнок будет выводить буквы) и пр.
- Математическая зона. Здесь находятся коробки с цифрами (карточки и объёмные фигуры), знаки для овладения действий сложения, вычитания, умножения и деления, штанги, веретёна, доски Сегена, набор золотых бусин и пр. Причём необязательно, чтобы дошкольник освоил все математические действия (особенно умножение и деление): всё зависит от его энтузиазма, индивидуального темпа развития.
- Естественно-научная, или космическая зона. Здесь малыш знакомится с окружающим миром (в том числе со вселенной), учится классифицировать живую и неживую природу, познаёт в ней взаимосвязи и закономерности. У ребёнка будет возможность провести настоящие опыты: например, убедиться, что дерево горит, а камень тонет в воде, соорудить мини-вулкан, который будет извергаться и пр. В зоне находятся различные карточки с изображениями растений, животных, плакаты по строению человека, глобус, карты мира, модели планет Солнечной системы и пр., материалы для опытов.
- Зона развития крупной моторики, или двигательная. Находится она в отдалении от других зон и содержит в себе спортивное оборудование.
Понятно, в домашних условиях (особенно если детская комната маленькая) часто нереально обустроить все эти зоны, но стараться хотя бы выделить отдельные полочки, например, в стеллаже для каждой группы пособий.
Фотогалерея: комнаты маленьких детей, оформленные по условиям Монтессори
В детской представлен замечательный уголок для развития крупной моторики Даже плед на кровати предоставляет возможность для развития сенсорики Такой гардероб с раннего возраста приучает малыша к самостоятельности, формированию навыков самоосблуживания Задача родителей - периодически менять содержимое верхних и нижних полок, чтобы малыш сам выбирал себе пособия для занятий
Правила обучения и материалы для занятий
Интересно, что в роли игрушки по данной методике могут выступать самые обычные предметы: тазик, ситечко, салфетки, ложка, губка и пр. Наряду с ними, существуют и специально разработанные Монтессори-пособия: например, Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши, числовые станки, рамки с застёжками и пр.
Наряду с обычными предметами методика предполагает использование специальных пособий, разработанных Марией Монтессори
В целом дидактические материалы в системе Монтессори вызывают у ребёнка живой интерес, предполагают практическую деятельность (а не абстрактные объяснения взрослого), дают возможность многократного повтора, самостоятельного исправления ошибки, воспитывают самостоятельность и независимость.
Занимаясь с дидактическим материалом, нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила:
- Все пособия и игрушки расположены в открытом доступе. Но малыш должен усвоить, что их нельзя разбрасывать по комнате, а нужно обязательно класть на свои места.
- Малыш всегда сам выбирает материал для занятия.
- Взрослый должен рассказать крохе, что не стоит переключать внимание с одного пособия на другое: упражнение следует довести до конца.
Педагогу или родителю нужно чаще хвалить ребёнка, уважать его усилия. Это будет ещё больше стимулировать самостоятельность, уверенность в своих силах.
Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой». Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием.
Родителям (поклонникам системы Монтессори) под силу организовать у себя дома «развивающую среду» - позволять детям участвовать в уборке и прочей бытовой деятельности
Конкретные примеры упражнений
В каждой зоне развития ребёнок может взять понравившиеся ему пособия и заниматься с ними. Упражнения могут быть самыми разными, например, следующими.
На развитие мелкой моторики и осязание:
- Манипуляции со счётными палочками. Простейшее упражнение, которое может выполнять уже годовалый ребёнок, - собрать палочки в коробку. В ней проделывается отверстие, через которое малышу нужно поместить внутрь палочки поочерёдно. Более сложный вариант для карапуза постарше - разложить в кучки палочки двух цветов (в дальнейшем их будет три, четыре и т. д.). Из счётных палочек ребёнок уже в 3–4 года может выкладывать различные фигуры - заборчик, ствол дерева, пешеходный переход, цветочек, геометрические формы и пр.
С раннего возраста малыши могут заниматься со счётными палочками - сортировать их, выкладывать фигуры - это хорошо развивает мелкую моторику
- Игры с прищепками (возраст 2–4 года). Дошкольнику предлагается корзинка с бельевыми прищепками. Края корзины не должны быть очень толстыми, как вариант можно заменить её объёмной или плоской картонной фигурой. Задача малыша - прицепить каждую прищепку на край корзинки, при этом её нужно брать тремя пальчиками. Такое упражнение на мелкую моторику замечательно готовит руку к письму.
Игры с прищепками готовят детскую ручку к письму
- «Определи материал на ощупь» (4–5 лет). В коробочке лежит много пластин одинакового размера: из дерева, стёкла, обтянутые тканью. Ребёнок с завязанными глазами должен распределить их на группы.
Видео: игра на развитие мелкой моторики (перекладывание шариков ложкой из ведёрка в формочки)
На обучение математике:
- Соотнести изображение числа с простым предметом (листочком, жёлудем, пуговицей и пр.): например, положить два листика возле цифры «2». Это можно предлагать уже 4-летнему ребёнку. В этом же возрасте малыш может выводить изображение цифры пальчиком на манке.
Дети соотносят конкретное число с количеством предметов
- Ящик с веретёнами (5–6 лет). Это пособие представляет собой ящичек с 10 отделами. На каждом написано число от 0 до 9, также предлагаются 45 веретён-палочек. Задача ребёнка - положить в каждое отделение соответствующее количество палочек. Если нет такого классического пособия, его можно заменить отдельными нумерованными коробочками и счётными палочками (спичками, желудями и пр.).
Задача ребёнка - разложить палочки в нужном количестве в каждое отделение
- Упражнения с золотыми бусинами (для ребёнка 6–7 лет). Ребёнок учится сопоставлять конкретное количество бусинок с цифровым изображением (таким образом, развивается абстрактное мышление, усваивается понятие числа). В пособии золотые бусины объединяются по разрядам: поштучные бусинки (числа до 10), стержень (десяток - на него нанизано 10 бусин), пластинка (совокупность десяти стерженьков - 100 бусин), куб (1000 бусин - совокупность десяти пластинок). Одновременно ребёнку предлагаются карточки с числами. Взрослый называет какое-то число, например, 123, показывает карточку и объясняет, что нужно взять одну пластинку с бусинами, 2 стерженька и 3 отдельных бусинки. Затем малыш выкладывает из бусин другие числа и, наоборот, подбирает карточки к комбинации бусин.
Задача ребёнка - соотнести конкретное количество бусинок с цифровым изображением
На изучение родного языка:
- «Шершавые буквы» (3–4 года). Ребёнок изучает алфавит с помощью тактильных ощущений. На таблички из картона либо дерева наклеены буквы из бархатной бумаги (гласные на розовом фоне, согласные - на голубом). Малыш достаёт из коробки букву, педагог показывает, как двумя пальчиками можно её обвести (словно написать). Дошкольник повторяет это движение и называет букву. Для лучшего запоминания очертания буквы проделать это можно и в воздухе.
- «Узнай букву» (4–5 лет). Материал для упражнения понадобится аналогичный. Малыш с завязанными глазами должен определить на ощупь шершавую букву и угадать её название. Проверяет дошкольника педагог либо другой ребёнок.
- «Шершавые слова» (4–6 лет). Предыдущее задание усложняется: в коробке находятся уже таблички с целыми словами из шершавых букв. Ребёнок опять-таки с завязанными глазами должен, ощупывая поочерёдно буквы, соединить их в слово.
- Письмо на манной крупе (4–5 лет). Вначале ребёнок обводит пальцами шершавую букву, а затем проделывает то же движение на подносе с манкой. Вместо пальцев можно использовать тонкую деревянную палочку.
Запоминание букв происходит за счёт тактильных ощущений
На ознакомление с окружающим миром:
- «Кто где живёт?» (3–4 года). Упражнение знакомит малыша со средой обитания растений, животных, людей. На большом листе бумаги обозначены земля, вода, воздух. Рядом находится корзинка с фигурками и маленькими картинками. Задача ребёнка - разложить картинки и фигурки там, где они обитают в природе. Первый раз задание выполняется под присмотром взрослого, он даёт подсказки. Полученные знания откладываются в сознании ребёнка, и в следующий раз он уже выполняет упражнение самостоятельно.
- «Деревья, листья, плоды» (3–6 лет). Цель упражнения: учиться соотносить листья и плоды конкретных деревьев, понять, что не все деревья имеют плоды. Ребёнку предлагается коробка с двумя отделениями: с одной стороны - карточки, изображающие различные деревья (с подписями), в другой - картинки с листьями, настоящие плоды или игрушки, их изображающие. Малыш берёт любую карточку дерева и подбирает к ней соответствующую пару - картинку с листочком и плод (если он есть у данного дерева).
В ходе упражнения дети устанавливают соответствие между конкретным деревом, его листьями и плодами (если они у него есть)
- «Солнечная система» (5–7 лет). Цель - познакомиться с планетами Солнечной системы, узнать их название и порядок расположения. Ребёнку предлагаются пронумерованные 9 шаров разного размера (из дерева, глины, пластмассы и пр.), плюс самый большой шар, обозначающий Солнце, шнурки для обозначения орбит, карточки с названиями планет. Задача ребёнка - выложить на ковре 9 орбит из шнурков (в центре Солнце), расположить шары-планеты и обозначить название каждой. Проверить правильность задания может педагог либо сам ребёнок с помощью контрольной карты. В дальнейшем задание можно усложнить - добавить спутники планет.
Уже в дошкольном возрасте, по Монтессори, ребёнок может усвоить название планет и порядок их расположения вокруг Солнца
Упражнения на приобретение практических (бытовых) навыков, в свою очередь, можно разделить на несколько групп (выполнять их можно с 2–3 лет):
Советы по организации домашних занятий с детьми разного возраста
До года
Уже с 5 месяцев мама может использовать бизиборды, ведь эти развивающие пособия придумала именно Мария Монтессори (изначально они были деревянными, сегодня же адаптировались в мягкие коврики и книжки). Также можно использовать тактильные упражнения с подушечками, наполненными крупами, камешками, пенопластом. Пусть кроха их просто трогает.
Интересно, что идея создания бизиборда (развивающей доски) принадлежит именно Марии Монтессори
Ещё один вид занятий - протягивание карапузу предметов, перекладывание их из одной детской ручки в другую.
Видео: развивающие игрушки по Монтессори для младенцев
С годовалого возраста и до 3 лет
Диапазон упражнений расширяется, добавляются такие варианты:
- Игры с водой. Малыш вылавливает из тазика с водой мелкие игрушка, камушки (руками или сачком), льёт воду из леечки, переливает жидкость с одной ёмкости в другую.
После года уже можно предлагать ребёнку манипуляции с водой
- Нанизывание предметов на опору (по принципу пирамидки).
- Игры с ложкой (вылавливание с её помощью предметов).
- Упражнения с прищепками (закрепление их на верёвке, ткани).
- Застёжки, шнуровки.
- Сортировка предметов, насыпанных в одну ёмкость (пуговицы, макароны, мелкие игрушки и пр.).
После года можно вводить упражнения на сортировку крупы, мелких предметов
- Рисование на песке палочкой, кистью и пр.
- Кормление пластиковой игрушки (через прорезанный рот).
- Лепка из пластилина (скатывание шариков, колбасок).
Видео: игры с водой по Монтессори
Для возраста 2–5 лет
Уже активно привлекаются деревянные игрушки (геометрические фигуры и пр.), пазлы, дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром. Начинается изучение цифр и букв.
В период с 2 до 5 лет уже начинается изучение цифр и букв
Кроме того, следует активно привлекать ребёнка к выполнению домашних бытовых дел: помощь в стирке, уборке, приготовлении пищи (например, замесить тесто, разложить фрукты по цвету).
После 5 лет
В этом возрасте развивается усидчивость, усложняются освоенные прежде навыки ухода за собой, уборки в доме. Активно идёт обучение математике, чтению. Ребёнку предлагаются упражнения для тренировки навыка письма (печатные штриховки, прописи, рисование букв на доске мелом и пр.). Более разнообразными становятся игры по ознакомлению с окружающим миром (например, на тему космоса).
Интерес к сенсорным играм в этом возрасте уже снижается. Повысить его можно, например, занятиями с кинетическим песком.
Полезная литература о системе развития Монтессори
Родителям, которые решили дома заниматься с ребёнком по системе Монтессори, будет полезно ознакомиться со следующими изданиями:
- Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М. 2000
- Монтессори М. Дом ребёнка: Метод научной педагогики. - Гомель, 1993.
- Монтессори М. Значение среды в воспитании // Частная школа. - 1995. - №4.
- Монтессори М. Подготовка учителя: // Альманах «МАМА»: Научно-методическое издание Межрегиональной альтернативной Монтессори-ассоциации. - Вып. 1. - М., 1994.
- Дичковская И. Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни: образовательная система Монтессори. - М., 1996.
- Монтессори М. Разум ребёнка // Монтессори. - М., 1999.
- Афанасьева Т. Учить по Монтессори. - М., 1996.
- Богуславский М. В., Сороков Д. Г. Юлия Фаусек: Тридцать лет по методу Монтессори. - М., 1994.
- Хилтунен Е. Авторская программа воспитания и обучения в российском Монтессори-детском саду и начальной школе. - М., 2000.
- Педагогика М. Монтессори: Курс лекций. - Ч. 1–2. - М., 1992–93.
- Сумнительный К. Е. Как помочь ребёнку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). - М., 1999.
- Сумнительный, К. Е. Домашняя школа Монтессори. 2 года / К. Е. Сумнительный. - М., 2014.
- Пляс, Мари-Элен 60 занятий с ребёнком по методике Монтессори / Мари-Элен Пляс. - Москва, 2014.
- Орлова, Дарья Большая книга Монтессори / Дарья Орлова. - М., 2011.
- Хейнсток, Элизабет Гениев учат с рождения. Система Монтессори у себя дома / Элизабет Хейнсток. - М., 2012.