Физическое самовоспитание и самосовершенствование - необходимое условие здорового образа жизни. Физическое воспитание -основа здорового образа жизни
“Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь”. Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.
Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23- 30 тысяч шагов, а дошкольник- 12 тысяч. Наблюдения доказывают: и те и другие выполняют половину.
Для того чтобы дети росли здоровыми, необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни. Как показывают исследования отечественных и зарубежных авторов, одним из мощных средств профилактики и укрепления здоровья растущего организма детей, являются занятия массовыми видами спорта, физической культурой в различных ее формах и сочетаниях, в том числе рекреационной, которые не требуют больших материальных затрат, но при правильной методике проведения занятий дают человеку здоровье, а, следовательно, уверенность и оптимизм в достижении поставленных им в жизни целей.
Интегральный подход к физической подготовленности учащихся позволяет преподавателям физического воспитания, организаторам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы вести индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных учреждений с учетом возрастных физиологических и педагогических особенностей к предпосылкамих физического воспитания. При выборе программ и дозирования тренировочных нагрузок по физической культуре и спорту необходимо учитывать физиологические особенности и педагогические аспекты возрастных групп школьников. При этом необходим учет их физической подготовленности, функционального состояния и развития базовых качеств с достаточно глубоким представлением и анализом индивидуальных особенностей растущего организма, начиная с младшего школьного возраста, кончая периодом окончания ими учебного заведения.
Физическое развитие носит гармоничный характер и, как правило, соответствует средним возрастным нормам учащихся. При планировании физических нагрузок следует исходить, прежде всего, из оптимальных индивидуальных норм, которые обеспечивали бы разностороннее, гармоническое развитие ребенка, а не из потребного форсированного роста спортивных результатов. Физиологический эффект от школьного урока физической культуры на организм занимающегося, зависит от его задач и характера учебной работы. При нормировании нагрузок рекомендуется учитывать пять компонентов:
- продолжительность упражнения;
- интенсивность;
- продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;
- характер отдыха;
- число повторений упражнения.
Одна из целей физиологически обоснованного нормирования нагрузок на уроках физической культуры заключается в том, что затраты энергии, число повторений упражнений и продолжительность выполнения серий упражнений были оптимальными. Если затраты энергии и число повторений упражнений малы, то эффект от упражнений будет понижен вследствие недостаточной мобилизации физиологических функций. Если же затраты энергии и число повторений и продолжительность упражнений чрезмерно велики, то эффект от упражнений будет понижен вследствие ослабления физиологических процессов в связи с истощением веществ, богатых энергией, и ферментов, а также нервных механизмов регуляции движений.
Поиск наиболее эффективных тренировочных режимов развития двигательных качеств – одна из главных задач физического воспитания школьников. К настоящему времени накапливается все больше денных о том, что физические качества учащихся следует, как можно полнее развивать уже в первые годы обучения в школе. Подчеркивается возможность целенаправленного развития выносливости у детей младшего школьного возраста.
При этом величина физической нагрузки для учащихся может быть значительно ниже величин оптимально допустимых. Степень таких уроков на организм занимающихся в целом и на вегетативные функции невелика. Однако на уроках общей физической подготовки и на занятиях спортивных секций школьного коллектива физической культуры нагрузка может значительно увеличиваться и достигать должных научно-обоснованных норм двигательной активности.
В разные возрастные периоды для школьников также различны и задачи физического воспитания, неодинаковы средства и методы их решения. В младшем школьном возрасте начинается приобщение детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, поэтому физиологическим особенностям растущего организма ребенка должно уделяться особое внимание. Замечено, например, что увеличение размеров тела у детей и подростков происходит неравномерно (гетерохронно). Рост и развитие происходят тем интенсивней, чем моложе ребенок. В младшем школьном возрасте необходимо совершенствовать координацию движений, развивать быстроту и стимулировать развитие как двигательной, так и сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим им рекомендуются занятия фигурным катанием на коньках, настольным теннисом, плаванием. С 9-10 лет можно начинать занятия акробатикой, спортивной гимнастикой, волейболом, баскетболом и другими видами спорта. В 12-13 лет можно начать заниматься легкой атлетикой, бегом на коньках и лыжах, футболом, хоккеем. У младших школьников достаточно высокая возбудимость мышц. Это может являться основой для развития качества быстроты, которое без специальной тренировки заканчивается уже к 13-14 годам.
Основной задачей физической культуры детей 5-9 классов является углубленное обучение базовым двигательным действиям. При этом более узко ставится задача углубленного изучения техники основных видов спорта (гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики, единоборств и плавания). Параллельно с этим углубляются их знания - по личной гигиене, влиянию занятий физическими упражнениями на системы организма (центральную нервную систему, кровообращения, дыхания, обмена веществ), а также на развитие волевых и нравственных качеств. Например, в возрасте 11-12 лет отмечается интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, как базиса скоростно-силовых видов спорта и сложно координационных видов деятельности человека, в том числе и отдельной профессиональной деятельности. В этом возрасте для развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) можно отдать предпочтение динамическим упражнениям взрывного характера, с использованием незначительных по весу отягощении, в том числе и веса собственного тела (прыжки в глубину с последующим отталкиванием, запрыгивания на скамейку, козла и др.). В старших классах общеобразовательной школы (10-11 классы) базовыми видами продолжают оставаться - легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, спортивные единоборства, плавание, прикладные и зимние виды спорта. При этом продолжается работа по совершенствованию техники. Например, в легкой атлетике - длительного и спринтерского бега, прыжков в длину и высоту с разбега, легкоатлетических метаний и др. В спортивных играх идет углубление изучения одной из игр (по выбору учащегося), где закрепляются и совершенствуются изученные ранее элементы техники и навыки (перемещений, поворотов, остановок), ловля, передача, падения, броски, а также защитные действия. При этом одновременно усложняется набор технико-тактических взаимодействий в падении и защите, а также процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов и воспитания нравственных и волевых качеств.
Оптимальный объем физических упражнений благоприятно воздействует на развитие костного аппарата. Но если подросток выполняет неадекватную его возрасту физическую нагрузку, то может происходить преждевременное окостенение и прекращение роста трубчатых костей организма. Мышечно-связочный аппарат у детей и подростков обладает хорошей эластичностью. У них наибольшая гибкость в сравнении с взрослыми и более старшими учащимися. В этих возрастных группах скелетные мышцы развиваются пропорционально увеличению размеров тела, а мышечная масса опережает развитие силы. Отставание в развитии силы, при этом, обусловлено не физиологическим ее поперечником, а способностью включения меньшего числа функциональных двигательных единиц в работу. Поэтому школьники младшего и среднего возраста не могут выполнять значительную мышечную силовую нагрузку. Развитие силовых возможностей человека заканчивается лишь к 20-25 годам. Однако максимальная сила кистей рук у школьников-спортсменов может быть достаточно высокой и по своим показателям приближаться к уровню взрослых.
Базовое физическое качество выносливость развивается несколько позднее, нежели скоростные качества. Вместе с тем, при соответствующей тренировке, показатели скоростной выносливости могут быть достаточно высокими и в подростковом возрасте.
В центральной нервной системе процессы возбуждения и торможения у детей обладают небольшой силой, но достаточной уравновешенностью. Сила нервных процессов и работоспособность нервных клеток с возрастом повышаются. У младших школьников процессы возбуждения обычно, как правило, преобладают над процессами торможения, поэтому в начале обучения их, например, элемента техники, происходит достаточно широкая иррадиация возбуждения. Способность к развитию торможения в центральной нервной системе с возрастом повышается. Преобладание возбудительных процессов у детей и подростков четче выражается в предстартовом состоянии. Школьники способны быстро усваивать новые движения, чему в известной мере способствует высокая пластичность центральной нервной системы, созданием предпосылок к формированию условно-рефлекторных связей. Следовательно, обучение спортивной технике следует начинать уже в младшем школьном возрасте.
У школьников, в сравнении с взрослыми, отмечается более высокий обмен веществ и энергии, что является одной из главных особенностей бурно растущего организма. Основной обмен (расход энергии в состоянии покоя) идет тем интенсивнее, чем моложе организм ребенка. Нормальное физическое развитие школьника предполагается тогда, когда процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции. Поэтому питание его должно быть достаточным по калорийности и полноценным по содержанию необходимых питательных веществ, которые содержат компоненты белковой пищи, т.к. белки являются основным пластическим материалом, строящим ткани организма ребенка.
Процесс управления физическими движениями школьника обусловлен сложной деятельностью отделов головного мозга. При этом созревание нервных клеток, которые участвуют в управлении движениями, заканчивается к 13-14 годам. С этого возраста движения у школьников могут быть такими же хорошо координированными, как и у взрослых
Объективная оценка уровней подготовленности и состояния школьников разного возраста является не только первоочередным, но и важнейшим обязательным условием в работе с учащимися общеобразовательных учреждений по физическому воспитанию и спортивному совершенствованию.
Наши дети стали меньше двигаться. Куда исчезла двигательная активность? Появились многосерийные детективы по телевизору, кто-то придумал “тихие игры”, и дети - само послушание! Играют в разные головоломки, никому не мешают и, чего греха таить, радуют взрослых тем, что и им можно заняться своими делами…
Сегодня двигательная активность детей - проблема! В большом городе не хватает стадионов и бассейнов. Дети не занимаются физкультурой и потому, что нет условий, а условия должны создавать родители, закладывая привычку с ранних лет. Двигательная активность - биологическая потребность. Для каждого возраста она имеет свой оптимум. Если сегодня вы, родители, двигаетесь меньше, чем вчера, то завтра ваши дети будут двигаться еще меньше. Потребность в движении воспитуема, но может быть загублена. Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту, и двигательная активность снижается на 50 процентов. Когда учителя физкультуры намекнули, что детям, имеющим избыточный вес (если это не болезненное проявление!) и отнесенным в специальную группу, а значит, практически освобожденным от физкультуры, надо больше двигаться, им ответили: запрещено инструкцией. Кто же создает эти инструкции?
Сегодня нормальный день старшеклассника - шесть уроков в школе плюс два-три часа дома на самоподготовку, три-четыре часа телевизор плюс чтение книг. Дети стоят на остановках, ожидая трамвай, чтобы проехать одну-две остановки. Дети ожидают лифт, чтобы подняться на второй-третий этаж.
Физическая нагрузка крайне необходима детям! Она не только тренирует сердце и сосуды, готовя к жизни, но и развивает мышцы - периферическое сердце, - которые при необходимости приходят на помощь организму. Чтобы ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно - один час ежедневно.
Вполне естественно, что учащиеся утомляютсявовремя учебной работы. Это объясняется однообразием работы, которое ведет к снижению внимания и работоспособности детей. Для того чтобы этого не происходило педагоги должны проводить занятия, направленные на формирование физического воспитания. Кроме этого школьникам должны прививать основные концепции здорового образа жизни. Учащимся объяснялось, что выполнение физических упражнений позволит укрепить здоровье, улучшить физическое развитие и подготовленность, только если они будут соблюдать некоторые важные методические правила (системность, постепенность, индивидуальность).
В современности физическая культура и здоровый образ жизни являются типом человеческой жизнедеятельности. Физическое воспитание осуществляет прямое воздействие на человеческие взаимоотношения в пределах общества, формирует человека как личность. Воспитание, имеющее направленность физического типа, а также спортивные занятия, считаются средствами здорового образа жизни. Они осуществляют развитие всесторонних и гармоничных качественных характеристик личности.
Воспитание физической направленности является педагогическим процессом, который нацелен на формирование общества, обладающего крепким здоровьем, совершенными физическими данными, а также социальной активностью.
Изучение физической культуры необходимо всем людям, так как нынешние условия жизнедеятельности стремительно ведут к снижению уровня человеческой двигательной активности. Такой дефицит влечет за собой падение уровня человеческой трудоспособности к умственной и физической деятельности, уменьшает способность организма к борьбе с заболеваниями.
Взаимосвязь, основу которой составляют ЗОЖ и физическое воспитание создают возможности для всестороннего развития личности в перечисленных ниже областях. Стоит учесть, что развитие личности этими средствами является специфичным процессом, который невозможно заменить иными методами.
- Моральное воспитание. Во время спортивных тренировок человек испытывает повышенные физические нагрузки. Они играют огромную роль в обеспечении получения человеком таких характеристик, как сила воли, дисциплинированность, решительность, выдержка, самообладание, смелость, уверенность. Соревнования в спортивной среде раскрывают многие моральные качества, например, уважение, честность;
- Умственное. Регулярные занятия спортом повышают умственную работоспособность. В период активной умственной работы необходимо проведение регулярных спортивных занятий. Однако подбирать систему упражнений требуется в соответствии с индивидуальными особенностями человека и его уровнем здоровья;
- Эстетическое. Средствами физических упражнений тело человека гармонично развивается не только с визуальной стороны, но и с внутренней, заключающейся в приобретении утонченных выразительных движений, энергичной активности. После тренировки человек испытывает эстетическое удовольствие, созданное собственными силами. Этот факт повышает значимость здорового образа жизни, заставляя человека соблюдать все его элементы с целью достижения максимального результата;
- Трудовое. Физическое воспитание наделяет человека качествами, которые подготавливают его организм к выполнению полезного обществу труда или работы. Этот тип развивает целенаправленность, трудолюбие, сознательную ответственность за свой труд.
Принципы физической культуры
Базу культуры физического типа составляют следующие основные принципы:
- всестороннего и гармоничного личностного развития;
- взаимосвязи физического воспитания и практической жизни;
- оздоровительного действия.
Ведение здорового образа жизни и изучение культуры физического типа вместе представляют собой средство, занимающее первое место в обеспечении развития человека как личности. Эти факторы способны не только произвести положительные изменения биологического характера, но и выработать нравственные убеждения, привычки, развить внутренний духовный мир человека. Именно поэтому каждый человек обязан знать о здоровом образе жизни и соблюдать его основные элементы, регулярно давать своему организму физические нагрузки.
О здоровом образе жизни
Укрепление уровня собственного здоровья является долгом всех людей, населяющих нашу планету. ЗОЖ представляет собой активную трудовую, семейную, бытовую, а также деятельность человека, направленную на обеспечение досуга и общественные нужды.
Базовые элементы
Здоровый образ жизни образуют некоторые элементы, среди которых требуется выделить:
- развитие тяги к здоровым привычкам и навыкам с детства;
- поддержание благоприятной среды обитания, характеризующейся безопасностью, а также получение знаний о воздействии окружающих предметов и явлений на человеческое здоровье;
- исключение вредных привычек;
- формирование и регулярное выполнение принципов правильного питания;
- ведение физически активной жизнедеятельности, выполняя упражнения, характерные возрастным особенностям, а также учитывающие индивидуальную физиологию;
- соблюдение гигиенических процедур, а также знание техники оказания первой помощи;
- регулярное закаливание;
- в отдельный пункт помимо базовых элементов принято выделять самочувствие: духовное, интеллектуальное, эмоциональное.
Питание
Существует два закона правильного питания, которые должны соблюдаться каждым человеком.
- Получаемая и расходуемая энергия должна быть уравновешена. При получении излишка энергии (пищи) человек начинает полнеть. Доказано, что этой проблеме в настоящий момент подвержено более 33% людей в нашей стране. Полнота провоцирует развитие атеросклероза, сахарного диабета, появление сердечных болезней, гипертонии, а также других заболеваний.
- Рацион человека должен представлять собой разнообразное меню, которое может реализовать потребности организма в необходимых пищевых волокнах, белках, жирах, углеводах, минералах, а также в витаминах. Большинство поступающих с пищей веществ самостоятельно не вырабатываются внутренними органами организма, а их отсутствие грозит развитием опасных болезней, а в некоторых случаях и летальным исходом.
Каждому нужно знать основные правила рационального питания, которые помогут в обеспечении здорового образа жизни:
- получение организмом пищи должно осуществляться исключительно при ощущении голода;
- человеку следует отказываться от еды при наличии болей, лихорадки, повышения температуры, а также во время умственного или физического недомогания;
- перед сном необходимо воздерживаться от пищи;
- не стоит есть до и после трудной работы, физической и умственной активности.
Полезный режим питания имеет 4 ступени:
- первый завтрак составляет 25% рациона;
- второй завтрак составляет 15%;
- обед образует 40%;
- ужин – 20%.
Человеку необходимо ужинать не позднее, чем за полтора часа до сна. Все приемы пищи рекомендуется осуществлять в одно и то же время, чтобы организм выработал условный рефлекс. Ни в коем случае после еды нельзя выполнять физические упражнения, необходимо оставлять время для переваривания еды. Питание, организованное по всем перечисленным принципам, обеспечивает правильное формирование организма, сохраняет здоровье человека, повышает работоспособность и продлевает жизнь.
Процедуры закаливания являются мощнейшим оздоровительным средством, которое помогает избежать развития многих заболеваний, улучшить кровообращение, нормализовать обмен веществ, повысить работоспособность человека, а также продлить ему жизнь.
Существует огромное разнообразие видов закаливания, каждый из которых несет пользу человеческому организму. Наибольшую эффективность от закаливания можно получить во время проведения специальных процедур, основанных на температурном воздействии. Во время закаливания, требуется соблюдать принципы процедуры, чтобы извлечь из нее максимальную пользу:
- закаливание должно иметь систематический и последовательный характер;
- при выборе процедур требуется учитывать индивидуальные особенности человека, его уровень здоровья и общее состояние эмоционального фона.
Одной из эффективных процедур закаливания считается контрастный душ, принятый по окончанию физической нагрузки. Такой вид закаливания укрепляет нервную систему, сосуды эпителия и подкожной клетчатки, развивает способность к терморегуляции, стимулирует нервные механизмы. Контрастный душ благотворно влияет не только на взрослых, но и на детей.
Тренировки
Важнейшим условием ЗОЖ является активный двигательный режим, который основан на регулярных тренировках. Занятие спортом позволяет укрепить и сохранить здоровье, развить физические качества человека, сыграть огромную роль в обеспечении профилактики изменений возрастного характера.
Физическое развитие характеризуется следующими качествами:
- увеличение уровня силового критерия;
- развитие выносливости и быстроты;
- работа над улучшением ловкости;
- работа над гибкостью человеческого тела.
Работа над каждым из них укрепляет здоровье. Однако не каждое качество будет повышать уровень здоровья в том же объеме, как и другие. Чтобы произошло формирование устойчивости к болезням, требуется развивать выносливость, являющееся самым ценным качеством. Желательно, чтобы выносливость развивалась в тесной взаимосвязи с закаливанием и другими элементами здорового образа жизни.
О физической нагрузке
Постоянные физические упражнения, входящие в основу жизнедеятельности человека, являются главным способом его стремления к гармонии. Стоит учесть, что многая двигательная активность, совершаемая в результате какой-либо работы, не являет собой физические упражнения. Ими можно считать исключительно индивидуально подобранную систему движений, имеющую целенаправленное действие на органы и системы, и отвечающую за формирование качеств физического плана, а также за коррекцию дефектов телосложения.
Физическое воспитание требуется прививать человеку с детства, так как оно позволяет укрепить сердечно-сосудистую систему, развить костный и мышечный скелет.
Физические нагрузки дадут положительный результат при соблюдении трех важных правил:
- требуется тщательно подбирать систему упражнений в зависимости от уровня здоровья человека;
- нельзя заниматься спортом во время болезни или в первые дни после излечения;
- не следует выполнять упражнения за час до или в течение 2 часов после приема пищи.
Во время спортивных занятий человеческий организм отвечает на него встречной реакцией, активизируя все внутренние органы и системы. Из-за этого происходит расход энергии и улучшение костного и мышечного скелета спортсмена, а также растет подвижность нервных процессов.
Именно благодаря регулярным спортивным тренировкам достигается эффективный рост уровня физической подготовленности человека. С целью достижения максимального оздоровления и улучшения телосложения многие люди придерживаются принципов здорового образа жизни. Это способствует повышению тяги к соблюдению режима занятий спортом, а также ускоряет появление желаемого результата.
Гигиена спорта
Здоровый образ жизни подразумевает под собой обеспечение безопасной среды, которая окружает человека. На спортивных тренировках также следует проявлять активность в обеспечении оптимальных условий для занятий. В гигиену спорта входит создание мероприятий гигиенического характера, которые будут способствовать укреплению иммунитета, росту работоспособности, выносливости, а также скорейшему достижению результатов.
Так как выполненные упражнения способствуют не только росту мышечной массы, но и создают воздействие на все органы и системы организма, следует обращать особое внимание на гигиену окружающей среды.
- В условиях тренировки на природе происходит повышение общего оздоровления, так как наряду с упражнениями проводится закаливание и обогащение организма кислородом. Также происходит увеличение емкости легких.
- В условиях пониженных температур:
- наблюдается усовершенствование функции организма, отвечающей за теплорегуляцию;
- происходит понижение чувствительности к низким температурам;
- проводится профилактика простудных заболеваний.
Стоит отметить и получение повышенного эффекта от тренировки, что обусловлено увеличением интенсивности и плотности занятия.
Гимнастика
Основным элементом физического воспитания выделяют гимнастику. Гимнастика являет собой систему, которую образуют специально разработанные физические упражнения, осуществляемые посредством методических приемов. Ее функцией считается общее физическое развитие, а также усовершенствование двигательных навыков и оздоровление.
Существует несколько разновидностей гимнастики:
- утренняя зарядка – это система физических упражнений, выполняемая после пробуждения на протяжении четверти часа. Зарядка необходима для быстрого перевода человека из пассивного состояния в активное, а также она заряжает бодростью;
- производственная гимнастика выполняется на протяжении 10 минут средствами простейших упражнений, которые способны настроить человеческий организм на рабочий лад. Во время рабочего процесса такую зарядку следует делать несколько раз, чтобы снять усталость, и повысить работоспособность. Этот вид гимнастики подбирается специально для каждой профессии;
- профессиональная гимнастика, имеющая прикладной характер, подразумевает под собой регулярное выполнение упражнений, которые развивают только необходимые группы мышц. Обычно этот вид занятий используется для того, чтобы помочь человеку в максимальной мере овладеть трудовым мастерством профессии;
- основная гимнастика обучает человека прикладным двигательным навыкам (например, бег, ходьба, метания и другие), упражнениям гимнастического и акробатического характера;
- вспомогательная спортивная гимнастика необходима для развития определенных физических качеств, характерных для разных видов спорта;
- прикладная военная гимнастика обеспечивает формирование физических навыков к быстрым действиям, учитывая специфику военных специальностей;
- атлетический тип гимнастической тренировки состоит из системы упражнений с использованием отягощений и без них. Необходима для обретения стройной фигуры и рельефной мускулатуры;
- лечебную гимнастику используют для восстановления подвижности при повреждении каких-либо частей тела, а также для устранения недостатков телосложения при ранениях, травмах, болезнях.
Базовые упражнения
Физическое воспитание достигается необязательно спортивными тренировками, оно может основываться и на регулярном выполнении любого типа зарядки. Для достижения большей эффективности от здорового образа жизни необходимо хотя бы по утрам выполнять зарядку, основой которой являются некоторые упражнения.
Ходьба в течение минуты
Во время выполнения дыхание должно иметь ровный характер, спина должна быть выпрямлена.
Разминание мышц шеи
Для этого необходимо поставить ноги на ширину плеч, а руки расположить на поясе. Головой следует выполнять круговые движения сначала в правую сторону, а потом в левую (по 5). Такие упражнения следует выполнять плавно и медленно.
Разминание рук
Для этого требуется поднимать руки, соблюдая последовательность:
- вверх;
- за область головы;
- одна рука направлена вверх, вторая в сторону и наоборот.
Повторять цикл действий нужно с первого пункта 6 раз.
Разминание предплечья
Необходимо встать так, чтобы ноги были на ширине плеч. Кисти должны быть сжаты в кулак. Предплечьями следует осуществлять круговые движения по 5 раз в каждую сторону.
Базовое положение: верхние конечности согнуты в области локтей, а сами локти разведены в стороны на уровне грудной клетки. Выполняются движения в стороны, распрямляя руки, а назад – обратно сгибая их в локтях. На разведении рук следует сделать вдох, на сведении – выдох. Необходимо осуществить 6 повторов. Руки должны быть на одном уровне на протяжении всего упражнения.
Исходное положение: одна рука направлена вверх, другая – вниз. Энергично, но плавно следует менять положения рук 6 раз. При выполнении требуется следить за ритмичностью дыхания.
Расположив ноги на ширине плеч, нужно направить руки вперед и выполнять туловищем наклоны в направлениях:
- к левой нижней конечности;
- вперед;
- к правой нижней конечности.
Выполнить необходимо 6 циклов наклонов, при этом следует стремиться достать пальцами до пола.
Упражнение на пресс
Из положения «лежа» необходимо перевести тело в положение «сидя». Руки должны быть убраны за голову. При выполнении следует следить за дыханием: лежа – вдох, сидя – выдох. Повторить задание нужно 20 раз.
Приседания
Ноги на ширине плеч, руки расположить на талии. Во время приседания руки вытягиваются вперед, стопы не отрываются от пола. Делать задание нужно 20 раз.
Следует присесть и расставить ноги как можно шире. Руки сжать в замок и начать переносить вес то на левую ногу, то на правую, выполняя присест. Сделать нужно по 10 раз на каждую ногу.
Необходимо выпрямить спину и ровно встать. Осуществлять следует простой перекат с пятки на носок 15 раз. Делать это упражнение необходимо в медленном темпе.
Прыжки
Осуществлять прыжки необходимо 15 раз, меняя положение рук и ног: при выдвигании левой ноги вперед, руки необходимо поднять, а при правой вперед – опустить.
Прыжки: ноги в стороны, рука одна вперед, другая назад; ноги вместе – обратное положение рук.
Отжимания
Необходимо принять упор «лежа», расставив широко руки. Следует согнуть руки в области локтей, чтобы опустилось туловище, а затем вернуться в исходное положение.
Восстановление сердечного ритма и расслабление мышц: ходьба с замедлением в течение двух минут.
Итог
Физическая культура представляет собой элемент общей человеческой культуры, а также неотъемлемую часть здорового образа жизни. ЗОЖ помогает не только в обеспечении укрепления здоровья, но и способен избавить от врожденных и приобретенных болезней. Ведение здорового образа жизни и занятия спортом необходимы для активизации умственного и физического труда. Особенно в таком физическом воспитании нуждаются дети, чтобы образовался фундамент для их физического развития и здоровья.
Alla Baimashkina
Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры
Подготовила инструктор ФИЗО
Баймашкина Алла Владимировна
Введение
Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни . Его нельзя ни купить, ни приобрести, ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.
Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется ЗОЖ, на 20% - экологическими; на 20% - биологическими (наследственными) факторами и на 10% - медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья . И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни , подрывает свое здоровье , обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь .
Зарождение ЗОЖ напрямую связано с теми далекими временами древности, когда первобытный человек стал создавать орудия труда, когда он начинал осознавать, что его жизненные успехи во многом предопределяются его физическими способностями , его умением быстро настигать добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, когда он стал пользоваться физическими упражнениями при подготовке к охоте на крупных и опасных зверей. Жизнь убедительно свидетельствует о том, что человек становится человеком только в условиях общественной жизни , только в процессе воспитания и обучения, только в процессе созидательной трудовой деятельности.
Цель : Определить и обосновать потребность в здоровом образе жизни и его формировании средствами физической культуры .
Задачи : 1. Определить, что является здоровым образом жизни .
2. Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры .
1. ЗОЖ и его компоненты
Перед тем, как коснуться этой темы, я хотела бы раскрыть, что такое личность. Личность - это социальная категория, это характеристика человека, как общественного индивида, субъекта и объекта социальных отношений. «От начала и до конца личность это явление социальной природы, социального происхождения…» Понятие «личность» указывает на связь человека и общества. Таким образом , следует, что нужно обращать особое внимание на ведение здорового образа жизни (ЗОЖ) . Ведь, если каждая личность будет вести ЗОЖ, то тогда всё наше общество будет здоровым , а это весьма значительно. Теперь, прежде чем продолжить эту тему, остановимся на самом понятии образ жизни (ОЖ) . ОЖ обычно связывают с характером, спецификой поведения отдельных людей или целых групп населения. Говорят об ОЖ какого-то лица, об ОЖ городского, сельского населения, иногда о профессиональных особенностях и т. п. И подобные представления не вызывают возражений - они широко вошли в наш быт. Но нам следует дать научную трактовку этого понятия, коль скоро мы попытаемся соотнести его со здоровьем - очень сложной категорией, подверженной влиянию многих факторов и условий. И всё же образ жизни включает основную деятельность человека, куда входит трудовая деятельность, социальная, психо-интеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.
Однако не следует путать понятия «Образ Жизни » и «условия жизни » .
Образ Жизни - способ переживания жизненных ситуаций , а условия жизни - деятельность людей в определённой среде обитания , в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз , психологическую ситуацию в мини и макросреде , быт и обустройство своего жилища.
Отсюда, по логике, определено, что ОЖ непосредственно влияет на здоровье человека , а в то же время условия жизни как бы последовательно оказывают влияние на состояние здоровья .
ЗОЖ можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья . При этом необходимо учесть, что ОЖ человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни , его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями .
Таким образом , под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека , которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Некоторым может показаться, что между здоровым образом жизни и здравоохранением можно правомерно поставить знак равенства. Последнее чаще квалифицируется, как система общественных и государственных мер по охране и укреплению здоровья населения (профилактика, лечение, реабилитация) .
ЗОЖ - это, прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих предоставляющие им возможности в интересах здоровья , гармонического, физического и духовного развития человека.
2. Основные элементы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы :
Распорядок дня
Рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание
Режим сна
Оптимальный двигательный режим,
Закаливание и т. д.
Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека. Большое внимание надо уделять формированию сознания личности как общественной единицы.
Распорядок дня
Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна. Чтобы ребенок рос здоровым и активным , нужно правильно организовать его деятельность на протяжении суток. В решении этой задачи очень важное значение имеет режим дня. Он представляет собой определенную систему, которая помогает распределить время сна и бодрствования, приема пищи, гигиенических процедур, занятий, игр и прочей деятельности детей.
Состояние ребенка, как физическое , так и психическое, полностью зависят от соблюдения или несоблюдения установленного режима. Даже небольшие запаздывания на сон или прием пищи способны отрицательно повлиять на общее самочувствие малыша.
Режим дня в детском саду организован в соответствии с нормами СанПиНа. Его планируют таким образом , чтобы малыши смогли чередовать активную деятельность со спокойной и имели достаточно времени и на прогулку, и на принятие пищи, и на здоровый сон . Педагоги советуют родителям и дома придерживаться хотя бы приблизительно режима дня, который установлен в детском саду.
Рациональное питание.
Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Питание рассматривают одним из основных факторов внешней среды , определяющих нормальное развитие ребенка Жизнедеятельность детского организма протекает с большим расходом энергии, которая восстанавливается за счет веществ, поступающих с пищей, поэтому правильное питание оказывает самое непосредственное влияние на рост , состояние здоровья и гармоничное развитие ребенка. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым
пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и
жирные кислоты, различные классы углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов.
Максимальное разнообразие пищи
Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и
блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохран
ность исходной пищевой ценности.
Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе неперено
симость ими отдельных продуктов и блюд).
Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания,
включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеб
лока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хране
нию, приготовлению и раздаче блюд.
Режим сна.
Сон – важнейшая часть в жизни маленького ребенка . Качество сна непосредственно влияет на физическое развитие , эмоциональное состояние, поведение и настроение крохи. Поэтому важно обеспечить здоровый и полноценный сон для малыша и ночью, и днем.
Оптимальный двигательный режим.
Одним из основных условий совершенствования двигательного режима являлось глубокое изучение индивидуальных особенностей детей в разных видах двигательной активности и осуществление на этой основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода. В основу его положены концептуальные положения дошкольной педагогики и психологии и формирования личности в процессе деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, А. П. Усова) .
Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной активностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность ДА, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом-седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз, а также возрастающими познавательными интересами детей. В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни . Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам) . Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем ДА детей, который может быть, достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении.
Существует 2 вида массажа детям – укрепляющий и лечебный.
При таких заболеваниях, как паховая или пупочная грыжа, рахит, дисплазия или кривошея, вывих бедра, лечение лучше доверить специалистам.
Укрепить организм здоровому ребенку может помочь любой из родителей, чаще всего это мама.
При регулярном проведении интенсивного воздействия происходит прилив крови к массажируемой области, за счет этого улучшается работа не только кровообращения , пищеварения, но и всей сердечно – сосудистой системы.
Органы дыхания получают приток крови и кислорода, легкие и бронхи укрепляются, и ребенок становится более стойким к простудным заболеваниям.
Регулярный массаж ребенку, зарядка и закаливание – залог крепкого иммунитета.
Механические воздействия на ручки, ножки способствуют развитию двигательной системы ребенка, помогают ему раньше перевернуться на спинку, начать ползать и встать на ножки.
При различных заболеваниях умело сделанный массаж ребенку поможет обойтись минимальным количеством лекарств, будет способствовать более быстрому выздоровлению .
Как делать массаж ребёнку : подготовка и проведение
– Для проведения массажа ребенку требуется удобная ровная поверхность, это может быть обыкновенный стол для пеленания, детское масло и теплые руки.
– Массаж малышу можно делать только тогда, когда у ребенка нет температуры.
– Во время проведения всех манипуляций с ребенком нужно постоянно говорить, рассказывать ему, что вы собираетесь с ним делать. Очень хорошо, если малыш примет массаж за игру. Позитивный настрой – половина успеха.
– Основными приемами массажа ребенку будут :
Поглаживание;
Нежное растирание;
Мягкое разминание;
Легкая вибрация.
Закаливание.
Обо всех системах по закаливанию детей наверняка вы слышали, их немного. Главная трудность заключается в их регулярном поддержании.
1) Воздушные ванны можно применять с первых дней жизни детей , это самый простой способ закаливания. Продолжительность пребывания на свежем воздухе зависит от температуры воздуха и возраста ребёнка. Но любая прогулка не будет полезна, если малыш одет не по погоде или выходит на улицу очень редко.
2) Водные процедуры очень распространённый вид закаливания. В любом возрасте к водным процедурам нужно относиться с аккуратностью. В самом начале делайте обтирания, затем умывания и только потом переходите к душу и обливаниям.
Обтирания делают с раннего возраста мягкой мочалкой или варежкой начиная с температуры 37°С, постепенно сбавляя.
Процедуры по умыванию начинайте с рук, лица и ног, постепенно переходя на остальные части тела. Температурный режим тот же что и при обливании. Обливания можно совмещать с любым видом процедур. Не забывайте, ребёнок не должен переохлаждаться, что обычно происходит при продолжительном купании в речке или в ванной.
3) Солнечные ванны приятный и самый любимый вид закаливания, который доступен только преимущественно летом в солнечные дни при температуре 22-29 °С. Закаливания начинают с 20 минут в утреннее и вечернее время, при наличии головного убора.
Все виды закаливания противостоят любым простудным заболеваниям, укрепят иммунную систему и поднимут настроение.
Влияние физической культуры и спорта на здоровье ребенка .
Физическая культура положительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями , обучение их доступным двигательным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года - это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными . Вначале все происходит в игровой форме , но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигательная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учреждений и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка , проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индивидуальности ребенка, использования разнообразных упражнений , у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.
Движение, физкультура и спорт - это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет . На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования .
Положительные характеристики спорта :
При физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
Спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
Регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни , исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
Спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку ;
Постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
Благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно - сосудистой системы;
Благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
Улучшает внимание и познавательные способности детей;
Человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.
За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность. В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни .
В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем , рекомендуются занятия лечебной физкультурой . Лечебная физкультура - комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.
Продолжительность занятий лечебной физкультуры :
20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности , выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).
Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи :
Выработка навыка правильной осанки;
Укрепление и оздоровление всего организма , тренировка дыхательной системы, сердца;
Расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
Тренировка ослабленных мышц;
Удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.
Заключение.
Совет 1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой , ни в коем случае выказывайте свое пренебрежение к физическому развитию .
Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре , так будет относиться к ней и ваш ребенок. Часто ребенок живет под грузом запретов : не бегай, не шуми, не кричи громко. А ущемление потребности в самовыражении больнее всего ударяет по самооценке и активности растущего человека. «Почему ты не делаешь зарядку? Почему так долго сидишь перед телевизором? Почему так поздно ложишься спать?» - все это пустой звук для ребенка. Родители должны хорошо знать потребности и возможности своего ребенка и как можно полнее учитывать их.
Совет 2. Высокая самооценка – один из мощных стимулов для ребенка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно поддерживайте в своем ребенке высокую самооценку – поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите еще большее старание. На занятиях физической культурой необходимо выдерживать единую «линию поведения» обоих родителей – не должно быть противоположных распоряжений (мама – «хватит бегать» ; папа – «побегай еще минут пять» ). Если это происходит – ни о каком положительном отношении ребенка к физкультуре просто не может быть и речи.
Совет 3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребенка во время занятий физическими упражнениями . Иногда родители не могут понять, почему ребенок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей. Причиной могут быть и усталость, и какое-то скрытое желание (например, ребенок хочет быстрее закончить занятие физкультурой , чтобы посмотреть интересную телепередачу). Постарайтесь понять причину его негативных реакций. Не жалейте времени на то, чтобы установить с ним душевный контакт.
Совет 4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребенок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить ее и только после этого продолжить занятие.
Совет 5. Не ругайте своего ребенка за временные неудачи. Ребенок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребенку понять, что они уважают его чувства, желания и мнения.
Совет 6. Важно определить индивидуальные приоритеты ребенка в выборе физических упражнений . Практически всем детям нравится подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребенок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но какие-то качества, например физической силы , ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребенок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.
Совет 7. Не меняйте слишком часто набор физических упражнений . Если комплекс ребенку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение.
Совет 8. Важно соблюдать культуру физических упражнений . Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Все должно делаться «взаправду» .
Совет. 9. Не перегружайте ребенка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребенка выполнять физические упражнения , если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре исподволь , собственным примером.
Совет 10. Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребенка : понимание, любовь и терпение.
Успехов вам и удач!
Список литературы
1. Бальсевич В. К. Здоровье в движении М .: Советский спорт,1998. - С. 130.
2. Вавилов Ю. Н. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи. Теория и практика физической культуры . - 1995, № 4. С. 11-14.
3. Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта. - Киев : Олимпийская литература, 2002.- С. 293.
4. Головин О. В. Двигательная активность – основа формирования здоровья дошкольника . Интегральная физиология – М .: Академия, 2004. – С. 136.
5. Глухов В. И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни . - Киев : Здоровье , 1989. – С. 70.
6. Евсеев Ю. И. Физическая культура - Ростов на Дону : Феникс, 2004. – С. 382.
7. Хрипкова А. Г. ,Антропова М. В. Забота о здоровье детей . -М., 1980. –С. 86.
Физическое воспитание – система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.
Цель физического воспитания – разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья.
Основные средства физического воспитания – физические упражнения, использование естественных сил природы (солнечной энергии, воздушной и водной среды и т.п.), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т.д.). Физические упражнения разносторонне воздействуют на развитие физических способностей. Познание закономерностей их влияния на организм и методика выполнения дают возможность использовать физическую культуру для достижения целей физического воспитания. Осуществляется такое воспитание по трем основным направлениям: общая физическая, профессиональная физическая и спортивная подготовка.
На развитие теории физического воспитания большое влияние оказали идеи Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. В России научные основы физического воспитания были разработаны Н.И. Пироговым и И.М. Сеченовым. Основоположником научной системы физического воспитания считают П.Ф. Лесгафта, который ввел понятие «физическое образование».
Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение следующих задач:
– содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья;
– развитие основных двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается гармоничным развитием всех физических качеств – силы, выносливости, ловкости и быстроты. Особенно следует сказать о выносливости. Приучая школьников преодолевать неуверенность, страх, усталость, болевые ощущения, мы тем самым воспитываем у них не только физические, но и моральные качества;
– формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Двигательная деятельность успешно осуществляется лишь тогда, когда человек владеет специальными знаниями, умениями и навыками. Опираясь на двигательные представления и знания, ученик получает возможность управлять своими действиями в разнообразных условиях. Двигательные умения формируются в процессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют развивающее и воспитывающее значение (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика и т.п.);
– воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся. Как известно, природе ребенка свойственна интенсивная двигательная активность. В интересах физического воспитания необходимо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся на долгие годы;
– приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Школьники должны получить четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т.п.
Воспитание физической культуры учащихся – важный и весьма сложный элемент внутришкольного управления. Оно осуществляется и направляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива: руководителей школы, учителей, классных руководителей, органов ученического самоуправления при активной поддержке и помощи родителей.
Таким образом, все компоненты базовой культуры личности взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому в реальном учебно-воспитательном процессе сложно выделить в изолированном виде формирование любого из них, но воспитателю необходимо знать их совокупность, специфические задачи и особенности.
Сообщение из опыта работы «Физическое воспитание, как основа здорового образа жизни»
Здоровье – это состояние полного физического,
духовного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней и физических дефектов
(Всемирная организация
здравоохранения)
Воспитание здорового дошкольника является приоритетной задачей в нашем детскому саду, и, по роду деятельности, для меня – основной. В соответствии с современными требованиями в понятие “здоровый дошкольник” мы обязаны включать не только телесное здоровье ребенка, но и уровень его общей культуры и социального развития. Интеграция образовательных областей дает возможность оптимизации оздоровительной работы.
Достигая этой цели, мне необходимо было решить определенные задачи:
*охранение и укрепление здоровья детей. Снижение заболеваемости, повышение защитных сил организма ребенка.
*Совершенствование физических качеств. Профилактика и коррекция негативных тенденций.
*Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре и спорту, потребности к самосовершенствованию
Выступая в триединстве, они, в то же время, разделяют работу по определенным направлениям, требуя разных подходов, методик и технологий.
Здоровый ребенок рассматривается нами в качестве целостного телесно-духовного организма, и оздоровление трактуется как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
В своей работе я апробирую и применяю эффективные приемы инновационных здоровьесберегающих технологий, нетрадиционной гимнастики. В систему индивидуальных занятий включаю элементы ритмики с фитболами.
По итогам работы в 2016 году нашему детскому саду было присуждено первое место в соревнованиях на город « Весёлые старты», «Звёздная галактика». В этом достижении большое место было отведено оздоровительной работе.
Для реализации задач укрепления здоровья детей в нашем детском саду имеются прекрасные возможности. Включает в себя: спортзал и спортплощадку, позволяет разнопланово подходить к развитию здоровья.
Условия развивающей среды ДОУ позволяют комплексно решать проблемы сохранения и развития здоровья детей, делая мою работу актуальной во всех направлениях:
Совершенствование предметно-развивающей среды ДОУ
*Диагностика, профилактика, коррекция отклонений в физическом развитии детей
*Оптимизация двигательной активности детей
*Закаливание
*Интеграция работы ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка
*Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре и спорту
*Повышение профессионального мастерства
Таким образом, направления моей работы как инструктора по ФИЗО достаточно разнообразны. Но я уверена, что они не будут результативны без формирования у детей привычки к здоровому образу жизни. Необходимо здесь и сейчас заложить основу личной ответственности за свое здоровье и осознание зависимости окружающего мира от образа жизни и нравственной культуры каждого из нас. Поэтому, определила это для себя требующим особого внимания направлением.
Ученые доказали, что возраст до 7 лет наиболее благоприятен для обретения привычки быть здоровым. Современная реальность диктует, что быть здоровым – это модно. Я стремлюсь показать детям престижность активной жизненной позиции, эстетики тела, сбережения и развития здоровья.
В решении этой задачи меня поддержали все специалисты ДОУ, воспитатели и родители. Совместные планы работы включили качественное взаимодействие в пропаганде физической культуры и спорта, освоении детьми физкультурных знаний и связанных с ними умений и навыков, составляющих основу интеллектуальных ценностей физической культуры. Интеграция усилий всех педагогов по воспитанию привычки к здоровому образу жизни помогает мне достигать определенных успехов в этой работе.
С логопедом мы вместе работаем над правильным дыханием ребятишек. Работа каждого на своих занятиях над одними и теми же задачами позволяют помочь проблемным детям быстрее справиться со своими недостатками.
Хореограф учит детей, как передавать мысли, чувства и впечатления через ритмические танцевальные движения. Музыкальный руководитель создает сценарии и музыкальное оформление физкультурных праздников и развлечений, готовит с детьми художественную часть спортивных соревнований.
Хочу отметить тесное сотрудничество с психологом ДОУ. С ее подачи я применяю на своих занятиях психологию телесности. Это очень помогает преодолеть проблемы неуверенности детей в собственных силах и возможностях своего тела. Формирование произвольности движений основывается на использовании творческого воображения. Возникает так называемая “осмысленная” моторика. Эффект развития “осмысленной” моторики может быть усилен на индивидуальном занятии, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующим “лицами”.
Например, работаю с ребенком, испытывающим существенные трудности при подбрасывании мячика одной рукой и попытке его поймать – другой. “Не получается? Ничего страшного, – говорю я ему. – Ты пока немножко отдохни, а руки пусть поработают вместо тебя. Ты только наблюдай за ними. Дай им имена. Они сестры или подружки? Во что они любят играть? Сколько им лет – пять, шесть? ... Какие они умелые, ловкие! Похвали их, погладь. Они могут и тебя научить так здорово подбрасывать и ловить мячик...” Результат заключается в том, что эффект отдельной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, целостного психосоматического состояния, которое далее может воспроизводится в режиме двигательного саморазвития.
Таким образом, междисциплинарные связи помогают мне решить свои профильные задачи.
В сотрудничестве с воспитателями я осуществляю работу по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре и спорту. Проведение системы интегрированных комплексных занятий, например цикла “Я и мое тело”, дало возможность стимулировать у воспитанников потребность в самосовершенствовании и саморазвитии, формировании адекватной самооценки
Каждый цикл завершается совместным досугом с родителями, где полученные знания и навыки демонстрируются детьми и закрепляются в играх и соревнованиях. Свою спортивную подготовку дети и их родители показывают на соревнованиях “Папа, мама и я – спортивная семья”.
Разъясняю ребятишкам, что порой от умения бегать, прыгать, лазить, правильно упасть может зависеть сохранность их жизни. Использую игровые проблемные ситуации, подвижные игры-задания, коллективное взаимодействие.
Особое внимание уделяю повышению двигательной активности детей на воздухе. Летом – это народные игры (городки, пионербол...), зимой – катание на лыжах и санках.
Каждую зиму на территории детского сада заливается каток, который становится любимым местом спортивных игр.
Пропаганду физкультуры и спорта я веду не только на занятиях с детьми, но и примером собственной жизни. Я глубоко убеждена, что приверженности к здоровому образу жизни можно добиваться от воспитанников только тогда, когда сам ведешь таковой.
Активизирую интерес детей к спортивным достижениям путем участия в ежегодных соревнованиях “Веселые старты” . Проводим соревнования между группами старших дошкольников и между командами нашего детского сада и соседнего ДОУ.
Мой девиз: “Если не я, то, кто? А, если я, то все за мной!” Среди коллег и родителей воспитанников у меня немало единомышленников.