Педагогический проект по социальному развитию. Социальный проект «Я и другие. Процедура обработки полученных данных: уровень знаний о родном городе оценивается в баллах
Управление образования администрации городского округа
«Город Йошкар – Ола»
Муниципальное бюджетное образовательбное учреждение
общеразвивающего вида «Детский сад №19
г.Йошкар – Олы «Василёк»
Исследовательский проект
«Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное развитие»
Чуксеева Елена
Александровна
/ст.воспитатель/
г.Йошкар – Ола
Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т.е. учить сопереживать.
В.А. Сухомлинский
Введение
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.
Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых “маугли”, показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
Само слово “общество” произошло от латинского “societas”, означающего “товарищ”, “друг”, “приятель”. Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.
Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:
Сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
Перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
Систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
Коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.
Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.
Актуальность проекта
Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.
Цель проекта
– создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
Задачи теоретического плана:
- Изучить научно – методическую литературу по проблеме социально – личностного воспитания дошкольников;
- Выявить уровень развития детей дошкольного возраста по социально – личностному развитию;
- Изучить позицию родителей по данной проблеме;
- создать единую систему системы работы администрации, педагогических сотрудников и родителей по социально-личностному развитию детей;
Задачи практического плана:
- Научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, а так же понимать эмоциональные состояния других людей
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
- формирование у детей основ личности будущего гражданина;
- профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем
Срок проведения проекта:
Реализация проекта рассчитана на один учебный год.
База проведения проекта: МДОУ №50 «Солнышко»
Объект исследования : дети дошкольного учреждения
Предмет исследования – воспитание дошкольников в процессе социализации в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза: работая над развитием социально – личностного развития детей мы накчим детей чувсивовать себя счастливыми, быть способными лучше адаптироваться в обществе и преодолевать трудности
Методы исследования:
Теоретические : изучение и анализ научных источников, методической литературы, программ, инновационного опыта .
Эмпирические (практические): наблюдения, беседы, экскурсии, культурно – досуговая деятельность, предметно – развивающая среда.
Значимость: проект, по нашему мнению, имеет огромное значение, как в теоретическом, так и в практическом аспекте применения.
Теоретическая значимость заключается в теоретической разработке и обосновании организационно- педагогических условий, влияющих на формирование нравственно – патриотического потенциала дошкольников.
Практическая значимость находит выражение в предоставлении возможности дошкольникам познать внутренний мир чувств и состояний,
Этапы реализации
этапы | результат |
|
Октябрь – ноябрь | «Я» | В процессе работы над проектом у детей повысилась самооценка , дети стали принимать себя такими какие они есть с гордостью отмечая свои достоинства и не боясь говоря о своих недостатках. |
Декабрь – январь | «Я и сверстники?» | Умение общаться со сверстниками, обучет детей вербальным и невербальным средствам общения, обучает трудиться и играть вместе со сверстниками воспитывая, доброжелательное отношение друг к другу. |
Февраль - апрель | «Я и другие» | Умение уважать окружающих,знать, любить и ценить свою семью, вести себя так, чтобы оттого, что он есть всем было только хорошо. |
Этап | Сроки |
|
1.Организационный | 1.Подготовка диагностического инструментария; 2.Определение исходного состояния работы по социально-личностному развитию детей. 3.Подбор литературы по социально – личностному развитию дошкольников. | сентябрь |
2.Основной | Совместная деятельность 1.Раздел «Я»
2.Картотека игр и игровых упражнений для развития навыков социализации. 3. Картотека игровых пособий, способствующих развитию социально-личностных качеств дошкольников. 4. Картотека практических ситуаций проблемного характера. 5.Составление словаря тезисов по социально-личностному развитию детей. 6. Оформление наглядного и теоретического материала по правовому воспитанию дошкольников. 7.Проведение консультаций для воспитателей. 8.Проведение совместных мероприятий со школой. 9.Проведение семинаров – практикумов. Взаимодействие с семьёй. 1.Оформление портфолио дошкольника. 2. Оформление стенда с фотографиями «Я живу в Марий-эл» 3.Организация консультативно-просветительской помощи родителям проведение очных и заочных консультации: «Что такое самооценка»., «Будем добры», «Воспитание добротой». 4. Совместная театральная постановка родителей и детей «В гости к масленице» 5.Проведение родительских собраний, «Игра это серьёзно», «Мужская рука», “круглый стол- «Как хорошо что есть семья, которая от бед любых хранит меня» Участие родителей в реализации проекта
| Октябрь - апрель |
Предполагаемы е конечные результаты.
- Повышение качества социально-личностного развития детей.
- Создание у детей целостного и системного представления о социальных нормах и правилах поведения в обществе.
- Развитие креативных способностей и практических умений дошкольников.
- Создание портфолио дошкольника.
Результаты проекта
- творческие работы родителей и детей, которые были представлены на муниципальных конкурсах ,
- презентация опыта работы на республиканских семинарах по реализации проектной деятельности;
- положительная динамика сформированности нравственных качеств дошкольников;
- совершенствование работы с детьми по данной проблеме.
- стало традицией проведение семейных творческих проектов, посвящённых 23 февраля, 8 марта, дню Победы, Дню защиты детей
- накопление материалов по взаимодействию ДОУ с семьёй;
- активное участие родителей в качестве исполнителей ролей на утренниках, открытых мероприятиях.
- повышение профессионализма педагогов МДОУ
- обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;
Перспективы развития
В процессе проведения проекта «Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное
развитие» это отличный «фундамент» для воспитания будущего поколения, социализированного к обществу, обладающего гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
Перспективу своей работы вижу в работе над темой «Я человек», которую планирую поделить на такие разделы как: «Что я знаю о себе» (Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои умения.). Важный раздел в развитии социальных навыков – «Земля – наш общий дом», в котором будет говориться о стране, народе, Земле.
Список литературы
1.Богданова О.С., Калинина О.Д. содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.
2.Дубровина И.В., АкимоваМ.К., Борисова Е.М., и др; под.ред. Дубровиной И.В. Самосознание. Отношение к себе /Рабочая книга школьного психолога/, М.1995г.
3. Лаврентьева Г.П. культура общения дошкольников.- К.: Рад. Шк., 1988г.
4. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5 – 8 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005г.
5. .Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребёнка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5 – 8 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005г.
6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1994.
7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков,1996г..
8. .Фоппель К. как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие /Пер. с нем: «Терра – Спорт», 2000г.
9. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2005.
Диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста
Представления, умения, навыки | Диагностические методики |
Ребёнок и взрослые |
|
5. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе. 6. Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности. (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).
| Д/упр. «Выложи цепочку». Вопросы: Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой? Инд. Беседы с детьми: Как воспитатель заботится о тебе? Где могут работать мамы? Чем мамы любят заниматься в свободное время? Анализ бытовых ситуаций: Почему сердится воспитатель? Как она себя ведёт при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации? Что обрадовало воспитателя или няню? Что они сказали? Как ты ещё хочешь их порадовать? Инд беседа с ребёнком: Как мы встречаем Новый год? Другие праздники? Есть ли в нашей группе что-то такое, чего нет в других семьях? Рассматривание ил. с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни. Анализ героев литературных произведений. Оценка качеств личности персонажей. (Красная шапочка -добрая или хитрая? Что можно сказать о характере бабушки? В чём это проявляется? И т. д.) Вопросы: Девочку зовут Оля. Как её будут звать, когда она вырастет? У Вовы папу зовут Алексей. Как будет полное имя Вовы, когда он вырастет? |
Ребёнок и сверстники . |
|
| Игра «Что кому?». Предлагается набор картинок с изображением мальчика, девочки, младенца, подростка. Набор предметных картинок: соска, машина, кукла, портфель. Предлагается разложить картинки по парам. Вопросы: Кто самый внимательный в группе? Кто никогда не опаздывает? Кто не любит расчёсываться? У кого кудрявые волосы и т. д. Рассматривание ил. с разными эмоциональными состояниями: Что чувствует этот ребёнок? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни. Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни, сюжетно-ролевые игры. Беседа: Зачем человеку выполнять правила поведения: уступать друг другу, не кричать, быть приветливым по отношению ко взрослым и детям, уметь научить другого тому, что умеешь делать сам, играть дружно, быть справедливым, соблюдать очерёдность? |
Отношение ребёнка к самому себе
| Индивидуальная беседа с ребёнком. Вопросы: Как зовут бабушек (дедушек)? Сколько у них детей? Как звали их мам (пап)? Кем они были? Работа с иллюстрациями: Покажи, где сердце, лёгкие, и т.д. Зачем человеку …? Как сохранить их здоровье? Что можно делать и чего нельзя? И т. д. Вопросы по картинке. Набор предметных картинок с изображением электроприборов. Вопросы: Что это? Как правильно пользоваться? Чего нельзя делать? Если случилась беда, что делать? Если человек тонет, каковы твои действия? Д/И на правила дорожного движения. Рассматривание иллюстраций о г. Волгограде, вопросы: Как называется город где ты живёшь? Какие знаешь памятники, улицы? И т.д. Беседа: Что делают в школе? Как называются занятия в школе? Как называется школьная сумка? Как проходит день школьника? Д/и «Режим дня школьника». Ребёнку предлагается разложить картинки в нужной последовательности. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни. Ребёнку предлагается построить сложную постройку по образцу; сложить поделку из бумаги, согласуя свои действия с предложенным алгоритмом; выполнить определённые действия по словесной инструкции педагога (например, подойди к полочке красоты, возьми самую большую поделку, потом зайди в центр экспериментирования, возьми ветродуй и всё это принеси сюда). Анализ: Где допустил ошибки? Что сделал не так? |
Сводная диаграмма результатов воспитательно – образовательной работы по теме
Диагностика проводилась по трехбалльной системе:
НИЗКИЙ: Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи, школа и т. д.
СРЕДНИЙ: Поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к истории города, прошлому своей семьи и т. д.
ВЫСОКИЙ: Поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения. Охотно вступает в общение. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность. Проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника.
Анализ проведённой работы показывает:
1.Раздел «Я». В процессе работы над проектом у детей повысилась самооценка , дети стали принимать себя такими какие они есть с гордостью отмечая свои достоинства и не боясь говоря о своих недостатках. Результат улучшился на 0,4 единицы.
2. . Раздел – «Ребёнок и сверстники» включает в себя развитие вежливости, умение общаться со сверстниками, обучет детей вербальным и невербальным средствам общения, обучает трудиться и играть вместе со сверстниками воспитывая, доброжелательное отношение друг к другу. В результате систематической последовательной работы над этим разделом социально – личностного развития детей показатели повысились на 0,3 балла.
3. Раздел – «Я и другие». По результатам диагностики видно, что обучая детей различать людей по полу и возрасту, знать проявление половых возрастных особенностей, иметь представление о родственных отношениях, проявлять доброжелательное отношение к взрослым результаты повысились на 0,4 балла.
Анализ основных показателей свидетельствует об эффективности данной работы. В значительной степени повысился уровень представления дошкольников о себе, о сверстниках и улучшились отношения детей с взрослыми.
средняя группа
Тип проекта : информационно - исследовательский долгосрочный, групповой
Срок проведения: 5 месяцев
Участники: дети, педагоги, родители
Гипотеза : Социальному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей. Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям - это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.
Актуальность:
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Ребенок не оказывается перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения.
Исходя из вышесказанного, нами была выбрана тема проекта: «Ребенок в окружении людей».
Цель: развитие социально-нравственного развития детей 4-5 летнего возраста.
Задачи: для детей: конкретизировать, обогащать первоначальные представления: о себе, о членах семьи, о взаимоотношениях в семье; формировать представления: о собственной половой принадлежности, об отдельных средствах цивилизации, оразличных эмоциональных состояниях, оправилах взаимоотношений с детьми и взрослыми способствовать проявлению: сопереживания, сочувствия, сострадания, стремления помочь, чувства любви и привязанности; воспитывать уважение к взрослым людям разного возраста и пола, бережное отношение к процессу и результату их труда; актуализировать использование полученной информации о человеке в различных видах деятельности. Задачи для родителей: обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие ребенка, егоинтеллектуальное, эмоциональное развитие, приобщение к общечеловеческим ценностям. Задачи для педагогов: создать условия для социально-личностного развития детей.
Предполагаемый результат: Дети: проявляют интерес к познанию себя через отношения с окружающими, к познанию внутреннего мира чувств и состояний; формируется навык общения со сверстниками и взрослыми. Родители: путем обогащения родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье стремятся обеспечить ему развитие нового уровня его самосознания на пути к становлению «Я – личность».
План реализации проекта:
Подготовительный этап.
№ |
Мероприятия |
ответственный |
||
1. |
Подборка материала по теме проекта |
воспитатели | ||
2. |
Планирование деятельности по теме |
Систематизировать полученный материал |
воспитатели | |
3. |
Познакомить родителей с проектом |
Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта |
воспитатели | |
Диагностика социально- нравственного развития детей (Приложение №1) |
Выявить уровень социально-нравственного развития |
воспитатели |
Основной этап
Мероприятия |
ответственный |
|||
Беседы: «Я и моя семья», «Мой лучший друг», «Поведение в общественных местах», «Мои лучшие качества», «Хорошие поступки», «Задушевные посиделки». |
Выявить у ребенка отношение в семье, отношения в группе, уточнить поведение, которое считается нормой поведения в социуме, выявить самооценку ребенка. |
воспитатели |
||
Занятия: «На чем мы ездим», «Поведение в общественном транспорте», «Как я помогаю взрослым», «Во что я люблю играть», «Я такой», «Наша дружная семья», «Наше настроение», «Наш любимый детский сад» |
Развитие социально-личностных качеств: трудолюбие, сопереживание, эмоциональное восприятие, взаимопомощь. |
воспитатели |
||
Изодеятельность: “Я в детском саду”, “Мое настроение”, “Как я дома помогаю”, “Подводное царство» |
Развитие умений и навыков, воспитание аккуратности, умение доводить начатое дело до конца. |
воспитатели |
в течение проекта |
|
Социально – ролевые игры : «Семья», «Аптека», «Кафе», «Магазин», «Автобус», «Детский сад», «Шофер», «Доктор» |
Развить сюжет игры, игровой диалог, формировать культуру общения между детьми |
воспитатели |
в течение проекта |
|
Дидактические игры : Как избежать неприятностей? Кто в домике живёт Найди отличия Собери картинку Первая помощь Профессии Основы безопасности |
Уточнить знания детей о разнообразии профессий |
воспитатели |
в течение проекта |
|
Слушание сказок: Как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим |
Воспитатели, родители |
в течение проекта |
|
Экскурсии: В костюмерную В прачечную |
Расширить кругозор детей, воспитывать культуру поведения. |
воспитатели |
||
Игры на комуникотивно-эмоцианальную сферу: Подвижная игра “Морские волны”, “Большой круг-маленький круг”, “Зеркало”, “Строители” , “Ожерелье”, «День рождение»; Сказкатерапия: «Волшебная история», “Я все смогу” |
Развитие эмоционально-коммуникативной сферы |
воспитатели |
в течении проекта |
|
Развлечение : |
Развитие речи и интеллекта, воспитание выдержки, внимания, памяти, чувства ответственности. |
воспитатели |
||
Рассматривание альбомов: « Профессии», «Правила поведения с незнакомыми людьми», « Строение тела», «Как вести себя в детском саду», «Первая помощь» |
Воспитание чувство ответственности |
воспитатели |
в течение проекта |
|
Работа с родителями : Папки- передвижки: Социально-личностное воспитание. Учим ребенка общаться. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка Совместное издание альбома: «Вот я какой» и коробочек «добрых дел»- (для детей) |
Пропаганда активного семейного отдыха, создание условий для тесного продуктивного сотрудничества между детьми, родителями и педагогами в воспитании детей |
Воспитатели, родители, дети |
||
Встреча с интересными людьми: Кастеляншей, Прачкой |
Формировать представления о данных профессиях |
воспитатели |
||
Мероприятие: «День добрых дел»- родители занимаются ремонтом игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. |
Создание положительной атмосферы и уюта в группе |
воспитатели, родители |
Заключительный этап
мероприятия |
ответственный |
|||
Проект-слайд шоу: «Социально-личностное развитие в группе» |
воспитатели |
|||
Повторная диагностика социально- нравственного развития детей |
Выявить изменения |
воспитатели |
Светлана Устинова
Проект по социализации «Страна добра»
Проблема успешной социализации дошкольников
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом социального опыта , системы социальных связей и отношений . В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения , необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
Воспитание личности - всегда было сложной задачей.
Перед педагогами, кроме традиционных вопросов - чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема : как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.
Одна из главных целей - способствовать успешной социализации ребенка .
Успешная социализация дошкольника - проблема наиболее актуальная для дошкольного образовательного учреждения сегодня.
В детском саду педагогами созданы условия для успешной социализации , непрерывного социально -личностного развития, т. е. включения во все моменты образовательного процесса.
Именно социально-личностное развитие , целенаправленное, систематическое, помогает сформировать высокие нравственные личностные качества.
От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, поэтому задача педагогов направить свои усилия на создание в ДОУ условий для успешной социализации воспитанников .
Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. (высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций,.) Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.
Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.
Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.
Развитие социальных навыков детей . Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения , чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.
Обогащение предметно-пространственной среды , наполнение которой представляет ребёнку возможность для саморазвития.
Ещё одним важным условием является профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на развитие личности дошкольника :
Понять и помочь – основной принцип педагога;
Позитивное отношение к жизни;
Стремление к лучшему;
Формирование творческой активности;
- доброжелательное отношение ;
Обогащение внутреннего мира ребенка впечатлениями;
Грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса;
Создание и обеспечение условий социально -личностного развития ребёнка дошкольника
Воспитывает только тот, кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица , с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться :
Семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
Детский сад (в первую очередь воспитатели) ;
Общество (сверстники, друзья) .
При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье.
Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации ) . Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт , учится социальному ориентированию . Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения
Отсюда главная задача : создать условия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников детского сада.
Вот почему одной из главных задач деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.
Сотрудничество - общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса.
Общественное дошкольное воспитание, детский сад - это только помощник семьи в деле воспитания личности, и от признания этого факта значение детского сада ничуть не умаляется, но, напротив, все становится на свое место.
Для решения задачи было принято решении о разработке и реализации проекта «Страна добра » .
Реализация проекта «Страна добра »
Целью социального воспитания является сформированность готовности ребенка к вхождению в социум , дальнейшему освоению культуры. Под готовностью подразумеваются желания, способности и умения ребенка.
Информационной основой социального воспитания является процесс ознакомления детей с социальной действительностью , так как адекватность жизнедеятельности человечества современному миру напрямую зависит, в первую очередь, от степени информированности о современном состоянии окружающего мира, а затем и от готовности действовать определенным образом на основе имеющейся информации.
Во время реализации проекта , особое внимание уделялось пространству развития детства : поскольку в детском возрасте закладываются не только базовые психические качества, позволяющие ребенку как субъекту и личности быть успешным в основных видах деятельности, но и ключевые компетенции, которые являются основой успешности человека во взаимодействии с окружающим миром, залогом его полноценной социализации .
В настоящее время проблема социального развития детей дошкольного возраста выходит на первый план. Сутью всех вопросов, связанных с развитием личности ребенка, его воспитанием, социализацией является его социальное самочувствие , потребность и способность взаимодействовать с миром. Поэтому закладывание основ социальной компетентности способствует оптимальному вхождению ребенка в социальный мир , социальная компетентность ребенка рассматривается как способность удовлетворять собственные потребности через общественно приемлемые способы реализации активности во взаимодействии с окружающими.
Для активного усвоения дошкольниками ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента в их жизнедеятельности воспитательная работа направлялась таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Целостность в осмыслении понятий социальной действительности достигалась благодаря широкому использованию литературы, музыкальному, изобразительному материалу, а также собственному творческому использованию окружающей действительности. Учитывая особенности возраста, педагоги определяли тематику дня и содержание работы в соответствии с общей темой недели. Для полноты раскрытия содержательного аспекта темы создавались в нравственно-этические ситуации как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности. Большое место в течение дня занимала совместная деятельность взрослого и ребенка по закреплению понятий в разных формах.
Кроме того, были созданы условия для свободной и самостоятельной деятельности детей. Игровые обучающие ситуации проводились в форме увлекательных и познавательных игр, т. к. игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.
Содержание обучения должно выводить ребенка за пределы его непосредственного личного опыта в сферу опыта человеческого и тем самым давать ребенку новую форму жизни в обществе – взаимодействие с обобщенными, общечеловеческими знаниями. Поэтому в проект были включены упражнения когда, детям предлагалось мысленно стать участником событий, дать оценку поступков героев, предложить и обосновать свой вариант поведения.
Трудности, с которыми столкнулись педагоги при реализации проекта :
Невозможность индивидуального подхода к “проблемным” детям из-за большого количества детей в группе;
Несовпадение требований, взглядов, подходов к воспитанию детей родителей и педагогов;
Нежелание родителей сотрудничать с воспитателями в решении проблем ребенка;
Занятость родителей решением своих проблем и их невнимание к проблемам ребенка;
Отсутствие достаточно времени для общения (как у воспитателей, так и у родителей) и как следствие, несвоевременное решение проблем ребенка;
Отсутствие индивидуальной и групповой работы с родителями (консультирование по проблемам ребенка, незнание психологии взрослого, некомпетентность в решении проблем взрослых.)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
Проект – разработанная идея для претворения в жизнь.
– проект, участниками которого являются не только педагоги, но и другие социальные группы и структуры: дети, родители, школа, Управление образования, Управа, СМИ.
– это открытое образовательное пространство, организованное таким образом, чтобы в процессе активного участия в преобразовании окружающего мира социального успеха добивались участники, проявившие определенные личностные качества.
Социально-педагогические проекты, как правило, характеризуются протяженностью во времени. Они рассчитаны на работу с детьми и родителями во время всего учебного года. Не говоря уже о сотрудничестве со специальными отделами Управ, со СМИ и др. Социально-педагогический проект, начавшись в одном учебном году, может продолжаться из года в год, переродившись в организацию музея или в собственное, авторское направление в работе (так произошло с нашим проектом «Мы – потомки победителей»).
Мою статью о социально-педагогических проектах дошкольного учреждения можно прочесть в журнале «Обруч» №42007г.
Больших результатов в установлении партнерских отношений между педагогами и родителями, родителями и детьми, и, наконец, между дошкольным учреждением и другими социальными структурами района добился детский сад под моим руководством, осуществляя совместную работу с семьями воспитанников над социально-педагогическими проектами.
Практически каждый учебный год, начиная с 2005-2006, детские сады под моим руководством: №1405 (Зеленоград), а затем и детский сад №1734(ЮВАО), осуществляли работу над авторскими социально-педагогическими проектами.
2005-2006 уч.г. - «Мой детсадовский дворик»
2006-2007 уч.г. - «Красивая площадка для дошколят»
2007-2008 уч.г. - «Город моей мечты»
2009-2010 уч.г. - «Мы – наследники победителей»
2010-2011 уч.г. - «Мечтаем о космосе»
2011-2012 уч.г. - «Сказка на всю жизнь» (посвящен творчеству
Астрид Линдрен)
2012-2013 уч.г. - «Я-горожанин»
Вот примеры некоторых проектов, осуществляемых в ДОУ.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«МОЙ ДЕТСАДОВСКИЙ ДВОРИК»
В начале 2005-2006 уч.года педагогический коллектив детского сада поставил перед собой задачу: в рамках экспериментальной работы по сотрудничеству с родителями привлечь к благоустройству территории учреждения семьи воспитанников. Разработали Положение конкурса «Мой детсадовский дворик», в котором были перечислены следующие методические рекомендации родителям, изъявившим участвовать в проекте.
Главное условие участия в проекте – наличие желания, прежде всего, у ребенка внести свою лепту в благоустройство территории детского сада.
Желаем удачи и вдохновения!
В проекте приняли участие 33 семьи. Представленные работы были оценены в различных номинациях: рисунки, коллажи, макеты, компьютерные технологии. Оценивали работы сами дети и их родители, а также компетентное жюри, состоящее из специалистов дошкольного образования.
На заключительном этапе – во время проведения финала конкурса, который проводился в помещении Управы Панфиловского района г.Зеленограда, была организована «презентация» - дети и их родители представляли свои работы. Лучшие работы были награждены грамотами и призами. Вручали призы Глава Управы и начальник окружного управления образования.
В 2007г., во время «Дней Московского образования», социально-педагогический проект «Мой детсадовский дворик» был представлен на ВВЦ и коллектив детского сада был награжден Грамотой Департамента образования города Москвы и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«КРАСИВАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ »
В 2006-2007уч.году коллектив детского сада осуществил работу над проектом «Красивая площадка для дошколят».
Одна из основных задач проекта обозначалась так: «Укрепление связей детского сада № 1405 со школой № 718 в целях укрепления преемственности образовательных учреждений».
На этот раз создателями конкурсных работ стали школьники – бывшие выпускники нашего детского сада. В преддверии предстоящих работ по благоустройству территории детского сада, педагоги дошкольного учреждения предложили школьникам создать эскизы для росписи прогулочных веранд.
Участие в конкурсе приняли 56 учеников, начиная с 5-ого и заканчивая 11-ым классом.
Во время проведения финала конкурса дошкольники сами выбирали лучшие эскизы и голосовали за них. Все участники проекта были награждены грамотами, дипломами и ценными подарками от Управы района.
(Подробно о проекте «Красивая площадка для дошколят» можно прочитать в моей статье «Социально-педагогический проект: новые возможности». «Обруч» №4, 2007).
«Любовь к Родине начинается с семьи»
Ф.Бэкон
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«МЫ – ПОТОМКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ»
Организатор проекта:
ГОУ детский сад № 1734
Участники проекта : дети-дошкольники, родители и члены семей воспитанников, педагоги и администрация детского сада, дошкольный отдел ЮВОУО.
Цели и задачи проекта:
Сроки реализации проекта: 2009-2010 уч.год
2010-2011уч.год (продолжение)
2011-2012уч.год (продолжение)
2012-2013 уч.год (продолжение)
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Необходимость качественного изменения в подходах к патриотическому и гражданственному воспитанию подрастающего поколения.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1.Осведомленность детей-воспитанников детского сада о своих родственниках - участников ВОВ и возникновение желания узнавать как можно больше о членах своей семьи, о генеалогическом древе семьи.
2. Зарождение у детей чувства гордости за свою семью, за свою Родину.
3.Формирование у родителей ответственного отношения к интересам детей;
понимания важности положительных примеров на формирование личности ребенка.
4. Установление партнерских отношений между всеми участниками проекта: родителями воспитанников, педагогами детского сада, окружным Управлением образования.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1-ый этап – подготовительный (сентябрь - декабрь 2009г.)
Работа педагогического коллектива:
Работа с родителями воспитанников:
Непосредственное участие родителей в работе над проектом («домашнее задание»):
2-ой этап (январь-февраль 2010г.)
Совместная работа творческой группы педагогов детского сада, родителей воспитанников и воспитанников детского сада:
3-ий этап – заключительный (март-май 2010г.)
Совместная работа дошкольного отдела ЮВОУО и администрации ГОУ.
Составление совместного плана работы дошкольного отдела ЮВОУО и ГОУ детского сада №1734 на 2010 год; включение в него:
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«МЫ – ПОТОМКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ »
Во время утренника, посвященного Дню защитника Отечества, 23 февраля, ребята уже сами рассказывали своим друзьям о своих родственниках. А во время празднования Дня Победы в мае, на детский праздник были приглашены ветераны - родственники детей, ныне живущие в наши дни. (Подробнее о работе над проектом можно прочесть в журнале «Обруч» №3, 2010г. в моей статье «Мы – потомки победителей»). За осуществление социально-педагогического проекта «Мы - наследники победителей» педагогический коллектив детского сада №1734 (и я, как автор проекта) был награждена памятной медалью, утвержденной префектурой Юго-Восточного административного округа «За вклад в подготовку празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне».
Наше будущее – это прежде всего наши дети. Какими они вырастают, во многом определяется участием каждого гражданина России в их воспитании. Не случайно в нашей стране долгие (лучшие!) годы образование называлось «народным». Отход от этого принципа привел нашу страну к упадку и разладу между поколениями. Сегодня мы с вами можем стать проводниками возрождения российскому образованию почетного титула «народного». А возможно это сделать с помощью социально-педагогических проектов.
Давыдова Ирина Вадимовна
Валерия Меркулова
Проект по социально-личностному развитию дошкольников в первой младшей группе
Проект по социально-личностному развитию детей
в первой младшей группе «Развитие личности младшего дошкольника в условиях ДОУ».
Актуальность проекта:
В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда, делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым.
Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.
Описание проекта.
Цель проекта: развивать личностные качества детей, формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающих.
образовательные:
Расширять представления детей себе, своей семье, о родном крае;
Учить детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
развивающие:
Развивать инициативу, организаторские способности, умение действовать в команде, трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе;
Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, повседневном общении и бытовой деятельности, постепенно развивая опыт общения каждого ребёнка;
воспитательные:
Способствовать установлению добрых отношений между детьми: помогала детям лучше узнать друг друга, налаживать контакты, на основе общих интересов и возникающей взаимной симпатии;
Продолжительность проекта: 6 месяцев (октябрь – март).
Участники: воспитатели, дети, родители.
Планируемый результат: Личный опыт ребёнка обогащен так, что он естественным путём, в доступных ему видах деятельности самостоятельно осваивает средства и способы познания, общения и деятельности. В группе создан эмоционально-комфортный климат и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми, поддерживается инициатива детей. Сотрудничество с семьей помогает добиваться высоких воспитательных результатов. У ребёнка воспитана любовь к самому близкому - к родной семье, дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
Планируя работу по теме с учётом интеграции образовательных областей «Социализация», «Познание» и «Коммуникация» определила задачи подготовительного этапа:
Цель – Создать условия для благоприятного протекания процесса социализации детей младшего дошкольного возраста.
1. Организовать предметно развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста с учётом возрастных и гендерных особенностей.
2. Разработать перспективный план мероприятий по формированию у детей позитивного отношения к себе, сверстникам и взрослым.
3. Учить детей доброжелательно относится к сверстникам, проявляя эмоциональную отзывчивость и интерес в совместной игровой деятельности.
4. Объединять детей для совместной игровой деятельности на основе общих интересов или предпочтений.
5. Формировать чувство принадлежности к группе, развивая навыки социального поведения.
Формирования у ребёнка положительного отношения к сверстникам невозможно без формирования благоприятной психологической обстановки в группе. Поэтому во всех видах деятельности я придерживаюсь следующих принципов:
поддерживаю теплую и сердечную атмосферу в группе,
каждого ребёнка называю уменьшительно – ласкательным именем,
поддерживаю значимость каждого ребёнка с помощью проговаривания их положительных личностных качеств,
способствую поддержанию интереса к совместным делам в группе (разучивание песенок и стихов, инсценировка сказок, трудовые поручения и др. ,
в процессе образовательной и совместной деятельности наполняю жизнь малышей интересными событиями, занимательными играми, полезными и познавательными игровыми ситуациями.
Эти принципы укрепляет доверие детей ко мне, помогают сплотить их в дружный коллектив.
Начиная работать по теме:
изучила методическую литературу,
провела анкетирование родителей по темам: «Игрушки вашего малыша»,
«Ваше отношение к играм»;
провела диагностику игровых, коммуникативных и социальных компетенций детей,
подготовила консультации для родителей: «Играем дома», «Игрушки учат говорить», «Игры и упражнения для развития речи детей», «Игры и игрушки для мальчиков и девочек», «Во что и как играют современные дошкольники», «Игра – важное средство воспитания детей» и др.,
оформила дидактические альбомы «Дружба зверей», «Дети дружат и играют вместе»,
Пополнила предметно – развивающую среду:
приобрела яркую посуду в игровой центр «Жилая комната»,
сшили фартуки, сарафаны для девочек, приобрели жилетки и кепки, для мальчиков,
сделала атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Доктор», «Парикмахерская», «Магазин»,
приобрела специальные машины для игры в «Строительство», «Дорога», «Спасатели»,
обновила маски животных для игр – драматизаций,
изготовила и приобрела картотеки «Сюжетно – ролевые игры», «Безопасные игры», «Игры для задиристых детей», «Игры на развитие навыков общения и уверенности в себе», «Дружные игры»,
подобрала аудиотеку, куда вошли: «Современные хороводы для малышей», «Весёлые песенки», «Мелодии для подвижных игр» «Сказки», подборка классической и релаксационной музыки и др.
Структура работы по теме разделила на следующие блоки:
1. Блок «Я сам», который включает в себя темы:
«Моё имя»,
«Кто такой «Я»?»,
«Мои игрушки», «Мои любимые сказки»,
«Я хочу, могу, умею»,
«Моё настроение»
В этот блок вошли игры, на осознание ребёнком самого себя, своей индивидуальности, на развитие самооценки, предпочтений и возможностей, своей индивидуальности. С помощью игр и упражнений помогала детям узнавать свои отличительные черты, обогащала знания детей о гендерных особенностях мальчиков и девочек, их личностных качествах.
2. Блок - «Я и другие дети», темы которого:
«Плохо быть одному»,
«Мы разные»,
«Мы веселимся, смеёмся, играем»,
«Говорим руками и телом», «Помогаем друг другу», «Мальчики и девочки».
В этом блоке подобраны игры и упражнения на развитие чувства симпатии по отношению к сверстникам, на развитие способности понимать индивидуальность других детей. Предлагая игры и упражнения, учила детей сочувствовать друг другу, взаимодействовать между собой в игровой деятельности.
3 блок - «Я и культура общения». Сюда вошли темы:
«Мы поссоримся и помиримся»,
«Что такое хорошо, что такое плохо»,
«Давай поговорим»,
«В гостях у сказки»,
«Уроки общения» и др.
Здесь подобраны игры на формирование у детей норм социального поведения, умения договариваться, учитывать интересы друг друга. В этом блоке учила детей игровому взаимодействию на основе доброты, сочувствия, взаимной помощи.
Реализация проекта:
Виды деятельности
Совместная деятельность с детьми Интегрированное итоговое занятие "Найди мое имя" Интегрированное итоговое занятие по теме "Игрушки" Развлечение "Мы умеем умываться" Развлечение "Вот как мы умеем"
Игра на развитие коммуникативных качеств "Круг доброты", "Найди игрушку" "Здравствуйте ребята" "Назови имя"
Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: "Играем дома", "Полезные игрушки" Наглядная информация: "Игры для детей осенью" Фотоотчет "В детском садике своем дружно, весело живем".
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность "Я мальчик, я девочка" Интегрированное занятие "Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой" НОД "Я - человек" Развлечение "Наши добрые дела"
Игра на развитие коммуникативных качеств Игра «Найди девочку, найди мальчика» Игра «Где наши детки». Дидактическая игра «Чего не хватает?» Упражнение на определение эмоций.
Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: "Играем для развития речи" Наглядная информация: "Дыхательная гимнастика" Фотовыставка "С мамой весело гуляем".
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность "Говорим руками" Интегрированное занятие "Дружба и друзья" Совместная деятельность "Давай дружить" Развлечение "Играй, веселись и с друзьями подружись"
Игра на развитие коммуникативных качеств Игра «Подружись». Игра «Подружись». Игра «Кулачки». Игра «Кулачки».
Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: "Совместные игры зимой" Наглядная информация: "Зимние забавы" Родительское собрание "Не болеем мы зимой"
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Совместная деятельность с детьми Развлечение "Веселимся и играем" Развлечение "Если сказку любишь ты" Развлечение "Колобок для Сережи"
Игра на развитие коммуникативных качеств Игра «Давай дружить». Игра «Давай дружить». Игра «Давай дружить».
Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: "Агрессивный ребенок" Наглядная информация: "Зимние забавы" Фотоотчет "Новый год встречаем, весело играем"
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность "В гостях у сказки Репка" НОД "Правила поведения воспитанных детей" НОД "Карлсон в гостях у детей" Развлечение "Урок вежливости"
Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: "Научи ребенка дружить" Наглядная информация: "Игры для развития общения" Родительское собрание "В детском садике своем мы играем и растем".
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Совместная деятельность с детьми НОД "Что такое хорошо" Совместная деятельность "Путешествие в мир игрушек. Хорошо-плохо". НОД "Ссора" Развлечение "Праздник добра""
Игра на развитие коммуникативных качеств “До свидания – здравствуй” “Ласка” “Проснись” "Прошу – не надо”
Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: "Кризис 3х лет" Наглядная информация: "Если ребенок капризничает" Фотовыставка "Малыши-крепыши"
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Совместная деятельность с детьми Итоговое мероприятие «Ребята, давайте жить дружно»
Анализ результатов Мониторинг социально-личностного развития детей