Тематический план учебной программы. Основы воспитательной работы в детском саду
В истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса. В 20–30-е гг., когда система общественного дошкольного воспитания еще только развертывалась, педагогический процесс строился по организующим моментам, каждый из которых, в свою очередь, строился на основе следующих частей программы: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, природоведение, физическое воспитание, музо, изо (именно такие формулировки даны в программе), математика. Раскрывалось содержание каждого подраздела и предлагались конкретные формы работы. В конце каждого организующего момента указывалось содержание работы с родителями. Например, в средней и старшей группах предлагалось весь учебный год разделить на четыре квартала (осенний, зимний, весенний, летний). В каждом квартале было по четыре организующих момента. В осеннем квартале выделялись такие организующие моменты: «Организация жизни группы» (длительность проработки 15–18 дней); «Оздоровление быта» (продолжительность примерно 18–20 дней); «Празднование Октябрьской революции» (длительность примерно 20–25 дней); «Организация рабочей комнаты» (длительность проработки примерно 18–20 рабочих дней). Подобным образом был расписан каждый квартал.
Работа по организующим моментам предполагала, что в выделенное для нее время дети будут получать необходимые знания, закреплять их в играх, труде, изобразительной деятельности и т. д.
Такой подход к построению педагогического процесса имел как положительные, так и негативные стороны. Положительным было то, что дети в течение довольно длительного времени имели возможность сосредоточиться на определенном познавательном материале; у них формировались навыки социального поведения, мировоззрение.
В общих методических указаниях к работе по организующим моментам особо отмечается, что воспитатель должен быть внимателен к тому, что и как усваивают дети. Вот как говорилось об организующем моменте «Празднование Октябрьской революции»: «Основная особенность данного организующего момента – его яркая политическая насыщенность. Поэтому при недостаточном продумывании предлагаемого для проработки материала легко создать перегрузку, а это не уточнит и не углубит, а наоборот, запутает уже имеющиеся у детей понятия. Это чаще всего бывает тогда, когда детям дается много словесного материала, не связанного с какими-либо фактами из жизни и собственной активной деятельности детей»1 . Правомерное и разумное указание. Однако на практике оно не выполнялось. А построение педагогического процесса на основе выделения «организующих моментов» приводило к формализму и заорганизованности воспитательно-образовательного процесса.
В дальнейшем применялись и другие формы построения педагогического процесса: тематическая и комплексная. Сущность тематической формы в том, что в качестве основы педагогического процесса выделялась какая-то тема. Содержание ее раскрывалось, как правило, на занятиях. Изучение одной темы могло проходить на нескольких занятиях. В нее могла быть включена и другая деятельность, связанная с нею по содержанию. Отличие данной формы от рассмотренной выше состоит в том, что одна и та же тема могла повторяться в течение учебного года и ей не должен был подчиняться весь воспитательно-образовательный процесс. Содержанием темы мог стать какой-то один раздел программы (чаще всего был раздел общественно-политического воспитания), а другие разделы изучались параллельно.
«Комплексы» (так называли комплексное построение педагогического процесса) характеризовались попыткой установить логическую взаимосвязь между разными разделами. В один «комплекс» входили различные виды деятельности детей или разное, но близкое по теме содержание.
Все названные подходы к построению педагогического процесса объединяет одно – стремление сгруппировать, сблизить воспитательные воздействия, не распылять их, а давать концентрированно, целенаправленно. Такая идея положительна, она отвечает особенностям дошкольного возраста. Но принцип концентрированности не может быть применен ко всему содержанию сразу, и тогда какие-то стороны этого содержания становятся как бы второстепенными, а внимание педагога к их освоению снижается. Страдает главное – разностороннее развитие личности. К тому же выбор тем или содержания «комплекса» не имел научного обоснования и носил субъективный, «вкусовой» характер.
Современный подход – организация педагогического процесса на основе выделения воспитательно-образовательных целей. В качестве ведущей (доминирующей) цели выдвигается воспитательная задача. Ее содержание продиктовано особенностями развития детей на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Доминирующая цель определяет взаимосвязь и иерархию воспитательных и образовательных задач. От содержания доминирующих целей зависят порядок и взаимодействие разных видов деятельности, многоплановых по темам и формам организации и единых по мотивации и цели. Многоплановость содержания и форм позволяет удовлетворять и развивать разнообразные интересы и способности детей, а единая мотивация – направлять это развитие в общее педагогически ценное русло. Отличительная особенность такого построения педагогического процесса заключается в том, что меняется зависимость между разными видами деятельности. На первый план выходит то одна, то другая деятельность, наиболее оптимальная для реализации доминирующей цели. Другие виды не исключаются, а выполняют сопутствующую роль.
Например, в старшей группе в качестве доминирующей цели выдвинуто воспитание положительных взаимоотношений между детьми. Центральной формой работы с дошкольниками становится совместная деятельность, позволяющая упражнять детей в положительных взаимоотношениях. Это могут быть игра, труд, организованные на принципе совместности. В качестве сопутствующей деятельности выступают занятия (этические беседы о взаимоотношениях), самостоятельная индивидуальная художественная деятельность (ребенок готовит что-то для всей группы или мастерит подарок для друга), праздники и др. Но и в ведущей, и в сопутствующей деятельности решается главная задача – воспитание положительных взаимоотношений.
Каждый из названных подходов имеет и положительное, и негативное. До сих пор продолжается поиск оптимальной формы построения педагогического процесса в дошкольном учреждении.
Педагогический процесс эффективен при условии грамотного планирования. Тенденция отказа от планирования воспитательно-образовательного процесса, которая одно время имела место в отечественной системе дошкольного воспитания, не оправдала себя. Разумный план не сдерживает творчество педагога, а способствует ему.
Долгие годы воспитатели планировали свою работу по строго определенной схеме, следуя за выполнением режима дня. На каждый отрезок времени были определены обязательные виды деятельности, формы организации детей, содержание учебно-воспитательной работы. Так, на утро предусматривались индивидуальная работа с детьми, утренняя гимнастика, свободные самостоятельные игры детей. На первую половину дня планировались обязательные фронтальные занятия. Их выбор зависел от установленной «сетки занятий» (понедельник – развитие речи и лепка, вторник – музыкальное занятие и математика и т. д.). Для прогулок непременно прогнозировались наблюдения, труд, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми. Вторая половина дня посвящалась играм, коллективному труду, развлечениям, досугу.
Такое планирование имело много положительного: упорядочивало работу педагога, позволяло учитывать и распределять во времени многообразные воспитательные и образовательные задачи, чередовать активность и умеренность, регулировать физическую нагрузку. Но было и много недостатков. Это предрасполагало к формализации процесса воспитания, подчинению содержания форме, а не наоборот. Исключались принципы комплексности, концентрированности, что приводило к случайностям в определении содержания и целей разных видов деятельности.
Вот пример планирования одного дня. Занятия: 1-е– чтение рассказа Н.Сладкова «Разноцветная земля»; 2-е– декоративное рисование «Хохлома»; на прогулке – игра в магазин, наблюдение за транспортом, труд на огороде. Мы видим наборы разного содержания. Все из названного важно, но одно не помогает усвоению другого. Внимание ребенка постоянно переключается.
Сегодня в большинстве дошкольных учреждений отказались от такой формы планирования. Делаются попытки составлять работу по перспективным линиям развития детей в каждой возрастной группе. Воспитателю предоставляется больше свободы в выборе содержания и времени проведения тех или иных мероприятий. Правда, остается так называемый «блочный режим» проведения. Например, занятия всегда проводят в определенное время, сохранились «сетка занятий» и их набор. Выделен блок времени для игр, самостоятельной деятельности, индивидуальной работы с детьми. Например, воспитатель планирует работу помесячно. Сразу на все недели определяет содержание занятий (математика, рисование, аппликация, лепка, развитие речи, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой, экология, конструирование, ручной труд, ознакомление с окружающим, игровая деятельность, трудовое воспитание, прогулка, индивидуальная работа с детьми).
Остаются также две основные формы планирования: годовой и календарный план. И одну и другую форму используют заведующая, методист и воспитатель. Годовой план заведующей и методиста предполагает организацию работы всего коллектива в течение года. В нем выделяются по меньшей мере 3–4 ведущие задачи (количество определяют сами работники). Например: добиться выполнения программы по разделу «Связная речь» на занятиях и в повседневной жизни; внедрять эффективные методы и приемы формирования у дошкольников элементарных математических представлений; создавать основу экологической культуры путем внедрения целостной технологии эколого-личностного подхода к ребенку; систематизировать работу по приобщению семьи к экологическому воспитанию детей.
Затем раскрываются формы, в которых будет выполняться годовой план. Это могут быть семинары-практикумы, смотры-конкурсы, консультации, просмотры, педагогические советы, собрания и т. п.
Отдельный раздел плана – организационно-педагогическая работа (темы заседаний педагогических советов, тематические проверки, содержание работы родительского комитета, сотрудничество со школой и др.).
В календарном плане методист отмечает конкретные даты проведения мероприятий из годового плана.
Воспитатель также планирует общие задачи на год по своей группе. В календарном плане, который может составляться на месяц, на неделю, конкретизируются задачи и содержание работы.
Единой формы плана сегодня не существует. Каждое дошкольное учреждение, и даже каждый воспитатель, вправе сам определять удобную для себя форму планирования.
В планах прежних лет воспитатель писал отчет своей работы. Целью отчета был анализ качества педагогической работы за день. В конце каждого рабочего дня воспитатель был обязан провести анализ занятий, игр, труда, индивидуальной работы; отметить достижения и недостатки, трудности.
Требование к воспитателю анализировать свою работу вполне правомерно и целесообразно. Однако форма анализа оказалась сложной. И поэтому воспитатели стали выполнять его формально. Например, в плане указано: «Провести занятие...». В отчете воспитатель пишет: «Провела занятие...». Это привело к тому, что сегодня педагоги вообще не записывают (а часто и не выполняют) анализ своей работы. Однако нельзя говорить о серьезном отношении воспитателя к своей профессиональной деятельности, если он не признает важной роли изучения ее результатов. В современных дошкольных учреждениях с детьми одной и той же группы работают разные специалисты: воспитатель, инструктор по физической культуре, преподаватели иностранного языка, изобразительной деятельности, музыкальный руководитель и др. Каждый из названных специалистов, обучая ребенка, обязательно и воспитывает его (целенаправленно или стихийно). Воспитателю порой бывает трудно выявить, в результате каких воздействий у ребенка появилось что-то новое – положительное или не очень. А ведь в конечном счете за воспитание отвечает именно он. Поэтому так важно хотя бы периодически организовывать коллективное обсуждение динамики и качества развития каждого воспитанника.
В некоторых дошкольных учреждениях работает детский практический психолог. Его задача – анализировать процесс развития, отмечать отклонения, оказывать своевременную психологическую помощь. Функция воспитателя от этого не становится менее значимой. Кто же лучше, чем воспитатель, знает (должен знать) детей своей группы и их семьи? Именно он в состоянии помочь психологу найти социальные, педагогические причины отклонений в развитии. Однако эта помощь будет действенной, если он научился постоянно анализировать педагогические явления. И хотя науке и практике еще только предстоит найти наиболее экономный путь анализа педагогической деятельности воспитателя, отказываться от того, что есть сегодня, нельзя.
Воспитателю следует чаще обращаться к практическому психологу за советом, а психолог, в свою очередь, должен считать своим профессиональным долгом проводить анализ педагогического процесса, отдельных методов и приемов, которыми пользуется педагог, работая с группой детей или с отдельным ребенком. Ведь психологическая служба в дошкольном учреждении не может сводиться лишь к выявлению «дефектов» развития детей. Психолог в работе с отдельными детьми должен искать не дефекты, а то, что поможет развить совершенное в психике ребенка. Поэтому предметом внимания психолога должен быть весь педагогический процесс, объектом которого является ребенок. И здесь содружество с воспитателем просто необходимо. Целесообразно, чтобы психолог и воспитатель конкретной группы вместе планировали работу по изучению детей и созданию условий, обеспечивающих их успешное развитие.
Примерно один раз в квартал (в крайнем случае, два раза в год) воспитатель вместе с методистом дошкольного учреждения и психологом изучает достижения ребенка по разным разделам программы и линиям возрастного развития. К такой работе могут быть привлечены и другие специалисты, работающие с этими детьми. Результаты обсуждаются на родительском собрании, на педагогическом совете. Намечается содержание дальнейшей работы.
Старший воспитатель и психолог с участием воспитателя конкретной группы разрабатывают различные методики организации деятельности детей и наблюдений за ними в различных ситуациях, как естественных, так и смоделированных, для выявления уровня или динамики их развития. При этом ведущим методом остается длительное наблюдение за детьми. Только тщательное изучение с помощью разных методик, а не единичное тестирование (тесты употребляются лишь как элемент исследования), дает основание судить о степени развития или задержке в развитии ребенка. Проверка может проводиться на разном содержании. Всё зависит от поставленной задачи. Например, необходимо выяснить уровень развития игровой деятельности детей определенной возрастной группы. В этом случае планируется длительное (в течение недели) наблюдение за играми детей. Фиксируется содержание игр, их продолжительность, развернутость сюжета, наличие ролей, характер игровых и реальных взаимоотношений между детьми. Полученные данные соотносятся с объективными показателями игровой деятельности в определенном возрасте. Например, воспитатель знает, что дети среднего дошкольного возраста способны играть в небольших объединениях (2–3 человека), разворачивать простой сюжет, устанавливать ролевые отношения и удерживать их в течение 15–20 минут. Наблюдения же показали, что дети играют «рядом» , а не «вместе», часто меняют роль (« Я уже не мама, давай я буду дочкой»), не умеют договариваться друг с другом, не умеют разделить игрушки и др. Если подобная картина зафиксирована воспитателем один раз, то это еще не дает ему оснований делать вывод о неразвитости игровой деятельности. Он совместно с психологом должен установить причину нежелательных явлений. Если же в течение недели одни и те же дети проявляли себя аналогично, можно говорить об уровне развития игровой деятельности и планировать работу по исправлению положения.
Методики проверки всегда должны соответствовать задаче. Для выяснения усвоения знаний, например, проводится беседа с детьми. Но она не должна быть лишь вербальной. Дошкольник может лучше проявить себя, если беседовать по картинке, игрушке, если беседа проходит в естественной обстановке, как бы непроизвольно. Все это важно для фактического, а не формального выяснения картины развития детей и оценки эффективности педагогической работы.
Таким образом, планирование работы должно включать два взаимосвязанных блока: систематизированные мероприятия, направленные на решение воспитательно-образовательных задач, и поэтапная проверка уровня развития детей по определенным направлениям.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Составьте логическую схему базы знаний по теме юниты.
2. Дополните таблицу.
Раздел дисциплины |
Тематическое планирование |
Количество часов |
|
Модуль I . Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики |
Организация жизни детей раннего возраста в детском саду Организация и методика проведения режимных процессов в дошкольном образовательном учреждении | ||
Модуль II . Теория и методика воспитания |
Воспитание детей раннего возраста в различных видах деятельности (изобразительная, музыкальная) 2. Экологическое воспитание детей раннего возраста | ||
Модуль III . Теория обучения и образования (дидактика) |
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения | ||
Модуль IV . Организация образовательно-воспитательной работы в ДОУ |
Организация развивающей деятельности детей раннего возраста (речевая, сенсорная, двигательная, игровая, предметная) | ||
Модуль VI . Педагогический процесс в дошкольном учреждении |
Организация материально-технического оснащения групп раннего возраста. Медико-социальные условия пребывания детей раннего возраста в дошкольном учреждении |
Содержание разделов и тем учебной практики
Модуль I . Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики
Организация жизни детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста. Режим – основа жизни ребенка раннего возраста. Организация и проведение режимных процессов в дошкольном учреждении. Специфика режимных процессов в группах раннего возраста.
Методика проведения режимных процессов и их значение в воспитании и развитии детей раннего возраста. Организация занятий с детьми раннего возраста в структуре режима дошкольного образовательного учреждения.
Модуль II . Теория и методика воспитания
Воспитание детей раннего возраста в различных видах деятельности. Изобразительная деятельность . Своеобразие изобразительной деятельности детей раннего возраста. Возможности развития и воспитания ребенка раннего возраста в изобразительной деятельности.
Музыкальная деятельность . Роль музыки в развитии ребенка раннего возраста. Особенности музыкальной деятельности в группах раннего возраста. Условия, содержание, формы и методы приобщения детей раннего возраста к музыкальной деятельности. Организация праздников для детей раннего возраста.
Экологическое воспитание . Своеобразие задач, специфика условий, содержания, форм и методов экологического воспитания детей раннего возраста.
Модуль III . Теория обучения и образования (дидактика)
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в период поступления ребенка раннего возраста в детский сад. Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста.
Модуль IV . Организация образовательно-воспитательной работы в ДОУ
Речевая деятельность . Речь как средство общения ребенка со взрослыми. Понимание речи ребенком и становление активной речи. Возможности разных видов деятельности в развитии речи детей. Задачи, содержание, методика проведения игр и занятий с детьми раннего возраста.
Двигательная деятельность . Значение двигательной деятельности для развития ребенка раннего возраста. Факторы, влияющие на двигательную активность. Обогащение двигательного опыта ребенка, задачи, условия, методика воспитания.
Предметная деятельность . Особенности общения и предметной деятельности ребенка раннего возраста. Задачи, содержание и методика воспитания детей раннего возраста в различных видах деятельности.
Игровая деятельность . Своеобразие игры, ее роль в развитии и воспитании детей раннего возраста. Особенности руководства игрой.
Модуль VI . Педагогический процесс в дошкольном учреждении
Организация материально-технического оснащения групп раннего возраста. Обеспечение детского сада оборудованием, игрушками.
Медико-социальные условия пребывания детей раннего возраста в дошкольном учреждении.
Самую массовую часть сети дошкольных образовательных учреждений создают детские сады различных направленностей, связанных с оказанием интеллектуальных, оздоровительных, коррекционных и других услуг детям от двух до семи лет, т.е. детям дошкольного возраста. В России в детские сады ходят около двух третей детей дошкольного возраста .
В детских садах общего назначения воспитанники делятся на группы: первая младшая группа - дети от двух до грех лет, вторая младшая группа - дети от трех до четырех лет, средняя группа - дети от четырех до пяти лет, старшая группа - дети от пяти до шести лет, подготовительная группа - дети от шести до семи лет. В каждой из групп 25 детей (в первой младшей группе не более 20). За группой закрепляется воспитатель. Руководит коллективом воспитателей старший воспитатель. Наряду с воспитателями педагогами детского сада являются (если они предусмотрены штатным расписанием) учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, методист, концертмейстер, социальный педагог, педагог-организатор. Что касается воспитательной работы, то это зона непосредственной ответственности воспитателей.
Работа детского сада по многим параметрам существенно отличается от деятельности школы. Так, в школе центральное место отводится учебным занятиям, в детских садах учебные занятия заменяются непосредственной образовательной деятельностью (НОД), которая чаще всего проводится в форме игры. Продолжительность непрерывной НОД составляет не более: 15 минут во второй младшей группе, 20 минут в средней группе,
25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной группе. В неделю проводится два ПОД - в младшей и средней группах, три НОД - в старшей и подготовительной группах.
В работе с воспитанниками детских садов учитывается их быстрое развитие, за год они взрослеют в большей степени, чем школьники. Таблица 7.4 дает представление о темпах взросления малышей.
Таблица 7.4 Особенности детей различного возраста |
|
Год жизни |
Особенности детей |
Ребенок знает более ста слов. Умеет употреблять формы единственного и множественного числа существительных, использует падежные окончания. Сложные но артикуляции звуки, например, т и ш, заменяются на более простые. Быстро осваивает новые навыки. Может водить ручкой или фломастером по бумаге. Развиваются несложные формы воображения. Мышление в основном наглядно-действенное. Ведущая деятельность - предметная игра, в основном в одиночку. Начинается общение со сверстниками. Возникает кризис трех лет как утверждение самостоятельности ребенка, сопровождающееся отделением его от взрослого. Развивается конфликт между потребностями ребенка быть самостоятельным, делать все самому и его возможностями |
|
Четвертый |
Дети способны делать простейшие умозаключения. Понимаются ответы на часто задаваемые детьми вопросы: как? почему? зачем? Внимание неустойчиво, но простейшие тексты запоминаются хорошо. Пересказ содержания детям, как правило, удается плохо. Начинает развиваться наглядно-символическое мышление. Ведущая деятельность - предметная игра в малой группе. Формируется представление о зависимости от родителей |
Продолжается развитие форм наглядно-образного мышления. Умозаключения выражаются в достаточно развернутых высказываниях. Детям нравятся рифмованные слова. Звуконроизпошение становится нормальным во всех отношениях. Ребенок различает формы, величины, цвета. Действия ребенка, особенно при конструировании новых предметов, приобретают целенаправленный характер. Ярко выражена потребность малыша в общении со сверстниками и родителями. Но общение с взрослыми он ставит на первое место. Растет интерес к собственной личности. Ребенок проявляет инициативу. Задаваемые вопросы становятся более целенаправленными. Преобладает вопрос: почему? Ведущая деятельность - предметная игра со сверстниками. Развивается кризис инициативы: ребенку часто кажется, что его инициативы не принимаются родителями |
|
Дети активно овладевают связной речью, могут пересказать простое литературное произведение, события из жизни семьи. Совершенствуется умение планировать свои действия, многозвенность которых увеличивается. В большей степени, чем ранее, приветствуются сюжетно-ролевые игры. Дети приобретают навыки выделения признаков предметов. Неживое они часто склонны считать живым. Приветствуются сказки. Растет значимость мнения сверстников. Наглядно-образное мышление дополняется словесно-рассудительным. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра. Порой развивается кризис идентичности: родители меня не любят |
Окончание табл. 7.4
Год жизни |
Особенности детей |
Словесное мышление начинает вытеснять наглядно-образное. Дети становятся способными понимать, а порой и выяснять связи, существующие между объектами и их свойствами. Малыш уже способен воспринять количества и множества. Переход в подготовительную группу связан с ощущением взрослости, поэтому растет потребность в самоутверждении. Растет инициативность и творчество. Дети способны проводить простейшие опыты, например, с увеличительным стеклом и магнитом. Проявляется интерес к будущему обучению. Существенно усложняются дидактические и развивающие игры. Быстрыми темпами развивается словесно-рассудительное мышление. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра. Ребенок старается стать членом коллектива сверстников. Он неохотно расстается с детским садом. Развивается кризис утраты детской непосредственности |
Согласно Ж. Пиаже в возрасте от двух до семи лет дети реализуют два этапа предоперационного мышления (параграф 4.13). Речь идет о символическом мышлении, например, замене реальных объектов схематическими изображениями. После достижения четырехлетнего возраста развивается интуитивное мышление. Дети обладают большим объемом знаний, но не знают его происхождение и не способны им распорядиться. Они все еще не способны понять интегрированные схемы действия, ни посредством оперирования предметами, ни тем более высказываниями.
Таким образом, на протяжении всего пребывания в детском саду дети постоянно совершенствуются. Сменяют друг друга:
- а) типы мышления: наглядно-действенный - наглядно-образный - словесно-рассудительный;
- б) виды игр: предметная игра в одиночку - предметная игра со сверстниками - сюжетно-ролевые игры;
- в) речь: совокупность отдельных слов - использование простых, а затем все более сложных предложений - связный текст;
- г) формы индивидуальной и социальной идентификации: осознание себя в качестве личности, развитие эгоцентризма - частичный отказ от эгоцентризма - преодоление эгоцентризма, готовность к коллективизму.
Разумеется, деятельностное, интеллектуальное, языковое и личностносоциальное развития поддерживают друг друга. Впрочем, не следует думать, что между ними существует полный параллелизм. То одно, то другое «забегает вперед». Нам неоднократно доводилось фиксировать такое соотношение: малыш А превосходит своего сверстника Б в языковой компетенции, но уступает тому в способности считать. Одного этого достаточно, чтобы считать, что нет полного параллелизма между языком и мышлением.
Закон соотносительности ментального, языкового и деятельностного представления теории действует применительно к малышам с той же неукоснительностью, что и для взрослых. Все представления теории в процессе их круговорота обогащают друг друга, но при этом каждое из них сохраняет относительную самостоятельность.
Особо следует сказать о роли игры в воспитании дошкольника. Игра - это та форма деятельности, которая доступна ребенку с первого дня существования. В ней отходит на задний план достижение некоторой конкретной цели. Она непременно проводится по некоторым правилам, предполагающим творчество. В игре ее субъект, в данном случае - дошкольник, обязательно проявляет индивидуальность. В коллективных играх еще и выстраиваются в определенном порядке отношения участников друг с другом. Наконец, игра дает толчок ментальности и языку. Таким образом, она открывает перед педагогом огромные возможности но целенаправленному развитию дошкольника . В распоряжении педагога много разных видов игр, в частности подвижные, строительные, конструктивные, дидактические, сюжетно-ролевые и творческие.
Выше мы довольно детально охарактеризовали специфику детского сада и его воспитанников по сравнению с общеобразовательной школой и ее учащимися. Но, разумеется, между ними есть и много общего. Главный принцип педагогики - максимизация компетентностей воспитанников - актуален для детского сада в не меньшей степени, чем для школы. И там, и там реализуются определенные мета- и подвиды воспитания. С этой целью выбираются некоторые формы воспитательной работы. В детском саде, это, в частности, разнообразные игры, этические беседы, чтение литературы, анализ поступков героев сказок, мультфильмов, взрослых и детей в жизненных ситуациях, выставки, концерты, праздничные мероприятия, конкурсы, экскурсии, прогулки.
Планируя работу, воспитатель, прежде всего, должен провести мониторинг кругозора воспитанников. На основании наблюдений, сведений от коллег по детскому саду, бесед с воспитанниками, контактов с родителями малышей, педагог определяет уровень развития двигательных и других физических качеств, эмоциональной отзывчивости, внимания, памяти, воображения, мышления, речи, любознательности, сообразительности, критичности, наблюдательности, умения слушать воспитателя, следовать его указаниям и работать в нужном темпе, пытливости, самостоятельности, дисциплинированности, мотивации, познавательной активности, способности контролировать собственные аффективные проявления, в частности приступы гнева, и агрессивность детей. Определяются сильные и слабые стороны каждого воспитанника, трудности с которыми тот может встретиться в дальнейшем. После этого намечаются желаемые цели. Фиксируется, насколько часто повторяются цели, чтобы в последующей работе уделить, внимание, прежде всего общим для наибольшего числа малышей целям. Их желательно ранжировать, выделяя цели первого, второго и третьего рангов. Когда цели определены, то избираются формы воспитательной работы и их соотносительность с определенными мета- и подвидами воспитания. После этого устанавливаются сроки достижения поставленных целей, и составляется план воспитательной работы, рассчитанный на год, который можно конкретизировать для меньших календарных сроков, в том числе и на один месяц. Итак, для воспитателя решающее значение имеет, во-первых, диагностика уровня развития воспитанников, во-вторых, целеполагание, определение желаемых целей, в-третьих, сочетание целей с мета- и подвидами воспитания, а также формами воспитательной работы. Первые два обстоятельства находят выражение в листе мониторинга и целеполаганий, третье - в плане воспитательной работы воспитателя. Их схематическая форма может быть такой (табл. 7.5 и 7.6).
Таблица 7.5
Форма листа мониторинга и целеполаганий воспитателя
Таблица 7.6
Форма плана работы воспитателя детского сада
Метавид воспитания |
Подвид воспитания |
Форма работы |
||
В отличие от воспитателя старший воспитатель составляет план работы всего детского сада. На этот раз объектом воспитательной работы являются не отдельные воспитанники, а параллели групп и детский коллектив в целом. Подобно заместителю директора школы по воспитательной работе старшему воспитателю следует отображать в плане также актуальные события, происходящие а) в мире, б) в стране, в) в субъекте федерации, например, в крае или области, г) в городе или селе. Примерная форма годового плана воспитательной работы детского сада приведена в табл. 7.7.
Таблица 7.7
Форма плана воспитательной работы детского сада на год
Выводы
- 1. Быстрое развитие детей дошкольного возраста проявляется в смене типов мышления (от наглядно-действенного до словесно-рассудочного), видов игр (от предметной игры в одиночку до сюжетно-ролевых игр), речевых актов (от отдельных слов до связного текста), форм идентификации (от осознания своего Я до готовности к коллективизму).
- 2. Малыши владеют некоторыми простыми теориями. Их ментальное, языковое и деятельностное (обычно в форме игры) представления обогащают друг друга.
- 3. Составлению плана работы воспитателя предшествует диагностика детского кругозора. Она содержит ряд этапов:
- определяются сильные и слабые стороны воспитанников;
- намечаются желаемые цели;
- фиксируется их частотность и ранг;
- определяются формы воспитательной работы;
- их соотносительность с определенными мета- и подвидами воспитания;
- устанавливаются сроки достижения поставленных целей.
- 4. План работы воспитателя составляется на год и конкретизируется для меньших промежутков времени.
- 5. Объектом годового плана воспитательной работы детского сада является коллектив воспитанников в целом и параллели соответственно младших, средних и старших групп.
- Для детей, лишившихся родителей или оставшихся без попечения, а также детей,остро нуждающихся в защите государства, образуются детские дома. Ниже рассматриваютсявопросы воспитательной работы в детских садах.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-68.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад 25» пгт. Сибирцево Черниговского района Приморского края ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад 25» пгт. Сибирцево Черниговского района Приморского края
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ! МДОУ ЦРР ДС 25 это: - 35 лет работы -260 озорных мальчишек и девчонок - 29 творческих педагогов - отзывчивое родительское сообщество - современная развивающая среда - открытость всему новому - всегда положительный настрой на работу - уверенность в успехе
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ - создание среды, способствующей индивидуализации условий обучения для каждого ребёнка - предоставление ребёнку возможности выбора, как через планирование соответствующей деятельности, так и через организацию центров активности - участие семьи - максимальное сохранение и укрепление физического и психического здоровья в период дошкольного детства.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 1. Личностно - ориентированное взаимодействие детей друг с другом, детей и взрослых, педагогов и родителей. 2. Конструирование образовательного процесса осуществляется на основе модели субъект - субъектного взаимодействия педагога с детьми и их родителями. 3. Реализация модели субъект - субъектного взаимодействия основана на способности конструировать педагогический процесс на основе педагогической диагностики. 4. Открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями, другими учреждениями посёлка и района.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Центр активности (центр развития, тематический центр) – это специально организованное место, оснащенное игровым, дидактическим оборудованием, художественной и научной литературой, материалами для экспериментов и исследований. Материалы в центрах подобраны разнообразные, используя их, дети могут проявлять нестандартный и творческий подход, материалы должны подталкивать детей к самостоятельному исследованию. Предметы расположены на полках так, что ими легко и удобно пользоваться. Дети свободно перемещаются между центрами. Количество, названия и наполнение центров не являются раз и навсегда закрепленными. Воспитатели периодически модифицируют центры, заменяя материалы, которые уже стали привычными и неинтересными на новые. Материалы в центре изменяются и в соответствии с темами проектов. При работе над проектом могут возникать временные мини - центры для решения определенных задач.
Оснащение каждого центра подобрано таким образом, что позволяет использовать во всех видах деятельности принцип интеграции образовательных областей с преимущественным освоением одной или нескольких образовательных областей. В процессе работы педагогов в группах сложились следующие постоянные центры активности: 1. Центр грамоты Преимущественная реализация задач образовательных областей « Коммуникация », « Чтение художественной литературы » 2. Центр математики / манипулятивных игр Преимущественная реализация задач образовательной области « Познание » (Формирование элементарных математических представлений) 3. Центр естествознания Преимущественная реализация задач образовательной области « Познание » (Формирование целостной картины окружающего мира) 4. Центр социализации Преимущественная реализация задач образовательных областей « Социализация », « Безопасность », « Труд » 5. Центр искусства Преимущественная реализация задач образовательной области « Художественное творчество » 6. Центр физического развития Преимущественная реализация задач образовательных областей « Физическая культура », « Здоровье » 7. Открытая площадка (участок) Реализация задач всех образовательных областей
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательная система строится на основе проектной деятельности по определенной теме. Организация совместной деятельности организуется по следующей структуре: 1. Организация первого круга - утреннее приветствие - обмен новостями - планирование деятельности или темы по модели « трёх вопросов » (начало темы) или решение проблемных задач, специальных заданий, игровая деятельность по теме проекта
Работа с семьёй (оснащение центров к теме проекта дидактическим, игровым материалом, создание книжек - малышек, оформление и создание газет, выставок, практическая помощь в работе в центрах, организация чаепития, участие в неформальных праздниках (День воздушного шарика, день Тигра и т. п.)
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Физическое развитие - Физическое воспитание в детском саду. Э.Степаненкова - Программа оздоровления детей в ДОУ. Л. Банникова - "Расту здоровым" В.Зимонина - Программа "Здоровье" МДОУ ЦРР ДС 25 Социально-личностное - Основы безопасности детей дошкольного возраста О.Князева, Р.Стеркина - "Я-человек" С.Козлова - "Маленькие Россияне" Н.Арапова - Пискарёва - "Свет Руси" Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет. - "Развитие представлений о человеке в истории и культуре" И.Мулько. - Трудовое воспитание в детском саду. Т.Комарова, Л.Куцакова, Л.Павлова Познавательно- речевое Развитие речи детей 3-7 лет. Т.Гризик -Формирование ЭМП в детском саду. Н.Арапова- Пискарёва Математика в детском саду. В.Новикова - "Живая экология" А.Иванова -"Дошкольнику - об истории и культуре "России" Г.Данилина Художественно-эстетическое - Программа эстетического воспитания 2-7 лет. Т.Комарова, А.Антонова, М.Зацепина -"Природа и художник" Т.Концева - "Ладушки" И.Каплунова, И.Новоскольцева "Музыкальные шедевры" О.Радынова Программное обеспечение: - Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - "Детский сад 2100"
ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ СИСТЕМЫ - Повышение уровня квалификации педагогов ДОУ - Контроль за качеством деятельности педагога - Создание условий для сотрудничества, сотворчества, соуправления - Работа по созданию позитивного имиджа ДОУ Администрация Педагог
ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ СИСТЕМЫ Совместное участие в реализации проекта - Совместное участие в выставках, вернисажах, конкурсах - Участие в праздниках, досугах, развлечениях, акциях. - Участие в наполнении развивающей среды группы - Благоустройство игровых площадок, территории ДОУ Родитель - Совместное интегрированное планирование деятельности по всем направлениям развития - Создание благоприятных социально - эмоциональных условий для комфортного пребывания ребенка в группе - Изучение закономерностей развития ребёнка, сбор данных, составление отчетов о развитии детей. - Обеспечение условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья на основе личных данных каждого ребенка. Педагог - Обеспечение условий для реализации воспитательно - образовательного процесса - Наблюдение, беседы, участие в совместной деятельности - Контроль за качеством освоения программ Администрация Ребенок
ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ СИСТЕМЫ - Вовлечение родителей в жизнедеятельность группы, ДОУ - Отчёт о продвижении ребёнка - Педагогическое просвещение родителей - Организация и проведение неформальных встреч - Сбор данных о ребёнке: здоровье, интересы, особенности характера любимые занятия и т. п. - Оказание консультативной помощи родителям Педагог - Изучение запросов родителей - Соцопросы, анкетирование, тестирование - Предоставление дополнительных образовательных услуг - Согласованность действий по обеспечению качества жизнедеятельности и воспитательно - образовательного процесса Администрация Родитель
ОТКРЫТОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОУ Открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями является одним из условий успешной реализации воспитательной системы ДОУ. Основным результатом открытости системы является успешное взаимодействие с социумом, осваивая который ДОУ само становится мощным средством социализации личности ребёнка. Включенность семьи в жизнь ДОУ, преемственность и единство требований семьи и ДОУ, взаимоотношения родителей в семье, стиль воспитания в семье, родительское сообщество Пространство развития родителей Пространство развития ДОУ Педагоги Пространство развития педагогов Ребенок Пространство развития ребенка Система мотивации и стимулирования, мастерство и профессионализм, сотрудничество, сотворчество, педагогическое сообщество (социально - психологический климат в коллективе, сплоченность) Предметно - развивающая среда, интеграция специалистов, образовательное пространство, дополнительное образовательное пространство, социальная ситуация развития, медико - социально - психолого - педагогическое сопровождение, детское сообщество
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО Одной из основных проблем, на решение которых направлена воспитательная система ДОУ, является проблема преодоления « ведомственного » характера образовательных учреждений, создание условий для широкого сотрудничества в сфере образования, консолидации общества на основе заботы о будущем молодого поколения. Управление образования Уссурииский пединститут ПИППКРО Спасский Педколледж Детская Библиотека Поликлиника ДОУ 25 Школа Школа искусств
ПРИОРИТЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕ Формирование основ здорового образа жизни Создание здоровьесберегающей среды Гармонизация психоэмоционального состояния ребенка СЕМЬЯ Педагогическое просвещение родителей Воспитание уважения к родителям и членам семьи ребенка Совместная деятельность педагогов с семьёй по воспитанию детей РОДИНА Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства Формирование толерантного сознания воспитанников КУЛЬТУРА Формирование культуры мира и межличностных отношений Формирование основ национальной культуры Формирование уважительного, бережного отношения к культурным ценностям
Предполагает взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего педагогического коллектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации. В условиях демократизации управления ДОУ реализация этого положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля - самоконтролю, то есть работе на доверии.
МОТИВАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ Усилить методическую подготовку педагогов на уровне методических объединений ДОУ, района, в рамках повышения квалификации. Проведение мероприятий по развитию коммуникативной культуры (семинары, тренинги) Организовать мониторинг воспитательно - образовательного процесса в ДОУ, развития личности каждого ребенка, профессиональной компетентности педагогов. Проведение семинаров по теме « Изучение и обобщение педагогического опыта ». Поддержка инновационных процессов в ДОУ, обобщение и распространение педагогического опыта на всех уровнях.. Создание условий для системной самообразовательной деятельности на базе ДОУ (часы компьютерной грамотности, мастер - классы, консультации методиста) Организация повышения квалификации педагогов с использованием методов дистанционного обучения Профессиональные проблемы Анализ профессиональной компетентности педагогов Центра на основе диагностики. Проведение групповых и индивидуальных консультаций по вопросам аттестации Работа « Школы профессионально - личностного роста педагогов » (ШПЛРП) для молодых педагогов Освоение педагогами приемов дистанционного обучения с целью совершенствования научно - методического обеспечения учебного процесса на основе применения современных информационных технологий. Профессионально - личные проблемы
Разработка мероприятий, направленных на развитие коммуникативной культуры педагогов: - ролевые игры; - психологические тренинги; - групповые дискуссии. Мероприятия по овладению навыками компьютерных технологий: - часы компьютерной грамотности; - создание собственных компьютерных презентаций. Разработка мероприятий по повышению уровня творческого самовыражения: - ролевое участие педагогов в досуговых мероприятиях - участие в творческой группе по разработке сценариев для различных мероприятий в ДОУ Организация системы поощрений: - моральные; - материальные; Проведение конкурсов различной тематики между педагогами ДОУ Привлечение средств массовой информации. Индивидуальная помощь по преодолению психологических барьеров, связанных с вхождением в новый коллектив, психологическое сопровождение в период адаптации к новым условиям труда Психологические барьеры
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОДИТЕЛИ: проявляют чувство причастности к жизни ДОУ, совместной ответственности за результаты воспитания детей; знания и умения в области воспитания детей; ПЕДАГОГИ: обладают специфическими знаниями в области дошкольной педагогики и психологии, умениями адекватно использовать образовательные и воспитательные технологии, проектировать совместную деятельность с детьми; имеют возможность ценностного самоопределения в современной педагогической действительности, роста профессионализма, изменения своей профессиональной позиции. ДЕТИ: осознают значимость ценностного самоопределения на индивидуально - личностном уровне; имеют опыт творческой, созидательной деятельности на основе осознанного выбора, специфические умения решения жизненных задач; сформирована собственная субъектная позиция;
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТА И ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА Отслеживание результатов воспитательно - образовательного процесса ведется по нескольким уровням: Ближний уровень наблюдение, беседы, разбор ситуаций, анализ продуктивной деятельности, ситуативное тестирование. Средний уровень тестирование, открытые занятия, мастер - классы, творческие мастерские, конкурсы, анализ творческих мероприятий, проводимых вместе с детьми, анкетирование родителей. Дальний уровень сравнительный анализ уровня « воспитанности » детей, анкетирование, анализ успеваемости выпускников ДОУ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Мишутка» городского округа г. Ак-Довурак Республики Тыва
Воспитательная система работы детского сада через духовно-нравственное воспитание
Подготовила:
Старший воспитатель
Монгуш С.К
Ак-Довурак- 2014
1. Информационная справка
Детский сад «Мишутка» является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением с приоритетным осуществлением «Познавательно-речевое развитие детей с посредствами театрализованных игр»
Детский сад открылся 1989 году.
Количество возрастных групп -12
В детском саду оборудованы:
групповые; спальные комнаты; умывальные, туалет;
участки детского сада;
методический кабинет;
медицинский кабинет; изолятор;
музыкальный зал;
физкультурный зал;
плавательный бассейн;
кабинет народной педагогики;
кабинет русского языка;
кабинет учителя-логопеда;
кабинет педагога-психолога.
Территория детского сада оборудована спортивной площадкой; прогулочными участками для каждой возрастной группы детей.
Обучаются и воспитываются дети по программе воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Комаровой, Т.С. Гербовой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
Дополнительные программы: Программа по социально-педагогической направленности «Давай, познакомимся»; Программа дошкольного образования компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи; Программа по русскому языку для детей старшей и подготовительной групп детских дошкольных образовательных учреждений»; Программа по музыке для дошкольных образовательных учреждений» В.Г Черезовой; Программа по эколого-биологической направленности «Юный эколог».
1.2 Сведения о квалификации педагогических кадров
ДОУ укомплектовано педагогическими кадрами на 100%. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении осуществляет педагогический коллектив в количестве – 33 человек:
заведующая - 1 человек;
старший воспитатель – 1человек;
заместитель заведующей по ВМР- 1 человек;
воспитатель - 24 человек;
педагог-психолог - 1 человек;
музыкальный руководитель - 3 человек;
учитель-логопед – 1 человек;
учитель русского языка – 1 человек;
инструктор по физическому воспитанию – 1 человек;
Инструктор по плаванию -1 человек
1.3.Качественные характеристики педагогических кадров
Критерии оценки качества
количество
МБДОУ укомплектован кадрами
Образовательный ценз
специальное (дошкольное)
другое педагогическое
Среднее специальное
специальное (дошкольное)
специальное педагогическое
Квалификация
Повышение квалификации (прохождение курсовой подготовки за последние 5 лет)
Педагогический стаж
От 5 до 10 лет
От 10 -20 лет
От 20 и выше
1.4.Характеристика семей
Педагогический коллектив строит свою работу в тесном контакте с семьей.
При выстраивании взаимодействия с родителями учитывались следующие данные:
Занятость родителей
Всего родителей – 520
Служащие – 47 – 9%
Интеллигенция-105- 20,2%
Предприниматели – 20 – 3,8%
Рабочие – 221 - 42,5 %
Не работающие – 112 – 21,5%
Студенты – 3- 0,7 %
Пенсионеры – 12- 2,3 %
Состав семей
Всего семей – 300
Полная – 217 - 72,4 %
Не полная – 48 – 16 %
Состоящие в разводе – 5 – 1,6 %
Матери одиночки – 21– 7 %
Опекуны – 9 – 3 %
Пояснительная записка.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными. Именно поэтому дети и их родители нуждаются в усиленной поддержке со стороны воспитателей, что требует их профессиональной подготовки. К одному из них относится разработка программы духовно-нравственного воспитания дошкольного образовательного учреждения.
Дошкольный возраст- это уникальный период в жизни человека, когда происходит приобщение к духовно- нравственным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка, закладываются основы социального, эмоционального волевого, познавательного развития. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы.
Определяющим в воспитании и развитии человека является понятие духовно-нравственных ценностей.
С 1 января 2014 году вступил в силу закон о введении ФГОС ДОО утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года.
Основные принципы дошкольного образования по ФГОС:
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обобщение детского развития;
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-учет энтнокультурной ситуации развития детей.
Основная общеобразовательная программа с учетом ФГОС состоит из обязательной части, которая составляет 60 %, и части формируемой с участниками образовательных отношений до 40 %.
В части формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности, парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы.
И на основе вышесказанных принципов учреждение ставит перед собой следующие цели и задачи:
Воспитать в ребенке родную культуру, язык, как естественной эмоциональной среды ребенка;
Включить различных форм фольклора в содержание обучения и воспитания;
Воспитать в ребенке любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, городу, улице, малой Родине;
Приобщать к национальным обычаям, обрядам, национальным видам одежды, кухни, ремеслам;
Знакомить детей с государственными символами Тыва и России;
Учить с уважением слушать Гимны России и Тувы;
Воспитать бережное отношение и любви к родному краю, к его природе, растениям, животным, птицам; достопримечательностям; культуре;
Учить уважать культуру и традиции других народов.
1. Актуальность концепции воспитательной системы ДОУ
Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для восприятия и усвоения культуры любой нации и народа.
Дети практически все усваивают по принципу подражания. Ближайшее окружение, социальная среда оказывают решающее влияние на формирование начального мировосприятия, мировоззрения и у детей, поэтому учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на поддержку положительного влияния среды и на компенсацию отрицательных моментов.
Тувинцы говорят: «Не знаешь историю -заблудишься, не знаешь родословную, родных – будешь нуждаться в жизни» (Тоогу билбес тоорээр,торел билбес турээр). Но национальное высыхает, исчезает, если нет национальных песен, заботы, обряды, появляются люди, не помнящие родства. Они не будут уважать и свою культуру (как можно уважать, того, чего не знаешь?), тем более другую. Каждая нация достойна огромного уважения своей историей, самобытной философией, нравственными и эстетическими понятиями. С исчезновением языка исчезает и сам народ, чтобы не случилось непоправимого, необходима работа с детьми именно дошкольного возраста. Изучая эту проблему, мы пришли к выводу, что необходимо включить в воспитательную систему работы детского сада духовно- нравственное воспитание детей.
Для реализации потенциальных возможностей детей дошкольного возраста требуются соответствующие социальные условия жизни и воспитания, которые мы необходимо создать в дошкольном учреждении.
В программу включены все виды деятельности, которой можно осуществлять и на занятиях, и вне занятий, т.е в режимных моментах. Так же элементы тувинского и русского фольклора включаются в НОД, ИЗО деятельности, на музыкальных занятиях, по хореографии, в логопедических занятиях. Данная программа тесно связана с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А Васильевой, где рекомендовано, что по работе по ознакомлению с окружающим миром педагог должен учитывать при проведении воспитательной работы региональный компонент, природу родного края, народные традиции, краеведение.
2. Краткое содержание программы.
Тема 1. Человек в мире людей
Основной педагогический постулат: помоги ребенку осознать, что он человек и относится к человеческому роду, генетически наделен чувством (умеет мыслить), сознанием (умеет осознавать), и все это проявляется в его поведении (умеет оценивать). Помоги ребенку относиться, например, к своему имени уважительно, убеди, что его имя всегда будет связано с его делами: хорошими и плохими. Убеди, что хорошие дела в настоящем и будущем возвышают его имя (Не давай имени исчезнуть)
Цель ДОУ- установление доброжелательной социальной среды для развития ребенка с учетом семейного опыта. Чего не должно быть в дошкольном учреждении- педагогической догмы, подавляющей интересы, чаяния и чувства ребенка.
Я человек, имя- наречие, знакомство с именем своим, что оно означает, кто его родственники, (родители, дедушки, бабушки, братья, дяди, тети), как их имена, откуда я родом, система родства по материнской, по отцовской линии- гениалогия; кто наши соседи, наши сверстники, земляки, горожане, люди разной национальности.
Национальный региональный компонент:
Как нарекали детей в старину тувинцы и что означали древние тувинские имена, значение прозвищ (шола);
Знакомство с названиями частей тела и лица на тувинском языке;
Сравнение культур тувинского и русского народа;
Знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками афганской и чеченских войн РФ и РТ.
Компонент ДОУ.
Проследить связь имен в семье во времени (в честь кого-то или истории имен);
Знакомство с известными людьми, рожденными в городе Ак-Довурак;
Знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками афганской и чеченских войн в городе Ак-Довураке.
Тема 2.Человек в мире природы.
Основной педагогический постулат: Помоги ребенку осознать, что он часть огромной живой природы. Убеди его, что природа есть главный капитал человечества, доброжелательное отношение к природным богатствам и ресурсам- залог безопасной жизни самого себя и других людей, животных на земле.
Традиционная культура тувинцев- кочевое скотоводство, охота и земледелие- требовали особого подхода, привития с раннего детства специальных навыков поведения в окружающей природной среде. Основная черта характера тувинцев, отличающихся от других, - это глубокое уважение к природе, знание и почитание ее. Главные из них:
Элементарно-научные знания о природе, народные приметы о погоде, весна-лето-осень-зима соответствие примет в наше время;
Отношение человека к природе в старину и нынешнее время, чем отличаются;
Животный и растительный мир.
- хозяйство и образ жизни народов (русского и тувинского); дать детям понять некоторые названия деревьев, животных, птиц на тувинском языке, знакомить с животными и растительным миром Тыва (Барун-Хемчикского кожууна)
Компонент ДОУ.
Экскурсии, целевые прогулки к достопримечательностям (река Хемчик, гора Кара-Даш, Артаар-Тей, Шангыр). Обсудить названия этих мест, почему так назвали.
Тема 3. Человек в истории.
Дать представление о прошлом, настоящем и будущем; объяснить значение слов - год, месяц, неделя, день, утро, вечер, ночь; учить называть их последовательно.
Национально-региональный компонент:
- Дать представление об особенностях погоды, природы, земли.
Исторические предания о древнейших насельниках края. Предания об освоении и заселении Тувинского края, какие национальные праздники празднуют тувинский народ, в чем ценность и особенность.
Компонент ДОУ:
Празднование некоторых тувинских праздников, таких, как Наадым, кидис байырлалы (праздник войлока), Шагаа, куда, дожек-дой, Чаш хылбыктаары и др.
Тема 4.Человек в мире вещей
Дом как первая родина ребенка, его первая «колыбель»;
Особенности заселения нового жилища. Приметы и поверья;
Подворье, надворные постройки, ворота;
Одежда; влияние хозяйственных занятий, ее характер; материал для приготовления одежды; элементы женского и мужского костюма их сходства и различия;
Предметный мир и вещи в загадках
Национально-региональный компонент.
Особенности жилища тувинского народа (юрта);
Внутреннее убраснтсво тувинской юрты как символическая структура;
Красный угол- домашний очаг – печь;
Мужская, женская половина юрты;
Одежда тувинского народа- типы головных уборов;
Костюмные комплексы разных этнических групп. Манера ношения; костюм как второе «Я» человека;
Символика головного убора (шапка, платок), пояса;
Символика орнамента;
Украшения.
Компонент ДОУ:
Создание музея «Тувинская юрта» с утварью, национальной вышивкой, тувинском костюмов; в группах создать мини-макет «Тыва ог», соответствующей каждой возрастной группе.
Тема 5.Человек в мире символов.
Родина- РФ, столица- Москва, символика РФ, общие сведения о РФ
Национальный региональный компонент
Малая Родина- Тыва, столица-Кызыл, символика РТ, г Ак-Довурака, значение цветов на символике; изобразительные символы на тувинском костюме, изделиях, юртах и т.д
Компонент ДОУ
- изображения флага, герба РТ, РФ и Ак-Довурака, карты мира, страны; альбом «Тувинские узоры», что означает каждый узор и где используется
Тема 6. Человек в мире искусства.
- знакомство детей с изобразительным и музыкальным искусством.
Национальный региональный компонент.
- знакомство с произведениями тувинских поэтов, писателей, художников, тувинским фольклором.
Компонент ДОУ
- разучивание тувинских песен, частушек, старинных игр, танцев;
Рисование, аппликация тувинского орнамента.
В воспитании ребенка в традициях народа, сообщении ему основанных на духовно-нравственных воззрениях видений жизни большая роль отводится сказкам. Для постановок спектаклей мы используем русские и тувинские народные сказки.
Тематика и содержание спектаклей, которые показываем детям, имеет нравственную направленность. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Содержание сказок помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомиться с правилами этикета, обрядами, традициями. А любимые герои становятся образцами для подражания.
Такой подход позволяет объединять возможности различных областей знаний и создает условия для целостного мировосприятия.
3. Основные виды совместной деятельности детей и взрослых.
Возрождение и становление духовного потенциала развивающейся личности, формирование у детей духовно-нравственных ориентаций должно идти путем приобщения к различным видам культурно-творческой деятельности. Широкий спектр предлагаемых ребенку видов деятельности позволяет ему, во-первых, проявить и реализовать свои склонности или способности к тому или иному роду занятий, а во-вторых, помогает усвоить морально-этические нормы поведения и взаимодействия с людьми, поскольку осознанное присвоение личностью этих норм возможно только в процессе соответствующей деятельности. (Приложение 1)
Поисково-исследовательская деятельность - это активность ребенка, напрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
К старшему дошкольному возрасту поисково-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Поисково-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Детская игра - исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.
Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений
между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.
В нашем ДОУ все виды деятельности детей, взрослых планируется по годовому плану, по календарному плану воспитателей и специалистов. Воспитатели проводят интересные исследовательские проекты как «Домашние животные» (воспитатель старшей группы Хертек Д.С), «Законы улиц и дорог» (воспитатель подготовительной группы Бирлей Л.К), «Очень ценный клад вода» (воспитатель подготовительной группы Ооржак А.А).
Так же проводятся интересные проекты совместно с родителями, детьми и воспитателями (краткосрочные) – фотовыставка «Мамина улыбка» посвященный к Дню матери; «Огородные фантазии» посвященный к урожаю; коллективная выставка по ИЗО «Зимний калейдоскоп» к Новому году; «Лучшая снежная, ледяная скульптура» фотовыставка «Мой папа солдат» посвященный к Дню защитника Отечества и другие интересные мероприятия.
Такие совместные мероприятия сплачивают родителей с коллективом детского сада. Родители более заинтересованы, готовы помочь в духовном и материальном плане группе своих детей. Ради своих детей родители готовы участвовать во конкурсах и проектах разных уровней.
Наши воспитанники активно участвуют в внтурисадовских и муниципальных, региональных и российских конкурсах разного характера и награждаются дипломами и грамотами.
Администрация детского сада работает по следующей структуре:
(Приложение 2)
Новое выбранное направление в новом с 2014-2019 учебные годы : «Познавательно- речевое развитие детей с посредствами театрализованных игр » удобна, практична и понятна для детей и родителей.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Ее можно интегрировать с духовно-нравственным воспитанием. Все рассказы, сказки, прибаутки, пословицы стихи после чтения можно инсценировать. Дети- это маленькие актеры, они по-своему любят сыграть любые «сложные» роли.
Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; на развитие всех ведущих психических процессов. Она способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.
Все виды детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование) носят моделирующий характер и представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно-оформленного результата. Именно в силу своего созидательного характера продуктивная деятельность создает благоприятные условия для становления социально-личностных качеств ребенка, способствует развитию социально значимых умений и навыков, специфических человеческих способностей.
Сочетание разновидностей детской деятельности способствуют успешному духовно-нравственному развитию личности ребёнка.
(Приложение 3)
Большое значение по духовно-нравственному развитию детей имеет активная, разнообразная деятельность детей. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей, а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче. Освоение детьми представлений о родном крае происходит во всех видах
детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, на прогулках, в процессе организаций экскурсий, наблюдений.
В детскую библиотеку дети ходят по плану воспитателей, участвуют в конкурсах, посвященных юбилею писателей.
На основе многолетней практики сотрудничества детского сада с социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность, которая успешно реализуется на практике. По вопросам духовно – нравственного воспитания детский сад тесно сотрудничает:
С
Детский сад
КСС
Детская городская библиотека
МБОУ СОШ №4,2
Дошкольные образовательные учреждения
ДЮСШ
Этот отбор объектов социальной сферы позволяет систематизировать работу ДОУ в вопросах духовно – нравственного воспитания и успешной социализации детей.
Взаимодействие участников воспитательного процесса строится на коллективной творческой деятельности. Это позволяет лучше узнать друг друга, способствует развитию взаимоотношений, усиливает взаимное влияние участников деятельности.
4.Работа с семьями.
Позитивный опыт общения родителей с воспитателями и детьми способствует развитию единого контекста воспитания в семье и в детском саду, формированию и проявлению активной педагогической позиции родителей.
Усваивая, нормы поведения и отношения родителей ребенок много перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи. Учитывая данные результаты, педагогический коллектив определил формы работы с родителями.
Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют.
5. Управление образовательным учреждением
Особенности управления воспитательной системой.
Содержание управления системой духовно-нравственного воспитания включает анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса воспитания, определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности; научно обоснованное планирование, подбор, обучение и расстановку кадров, своевременную корректировку системы воспитательных воздействий.
Структура управления ДОУ
Заведующая детским садом
Педагогический совет
Старший воспитатель
Старшая медицинская сестра
Зав. по хозяйственной работе
Воспитатели
Специалисты
Обслуживающий персонал
Педагог-психолог
Учитель -логопед
Инстр. по физическому воспитанию,инструктор по плаванию
Дети
(Приложение 3)
6.Управление воспитательно-образовательным процессом ДОУ состоит из нескольких уровней:
Определение основных задач, их анализ, коррекция, анализ приоритетных направлений и методической работы осуществляется на педагогических советах (проходят 4 педсовета в год);
Влиять на изменение основных задач может общее собрание ДОУ (проводятся 2 раза в год), а также заседание родительского комитета;
Оперативное управление осуществляется через производственные совещания (проводятся ежемесячно);
Координация управленческой деятельности осуществляется также на административном совещании, в состав которого входит заведующий ДОУ, старший воспитатель, старшая медсестра.
Управление воспитательной системой создает возможности, при которых воспитательный процесс становится эффективным и действенным .
Педагогический процесс - это совокупность различных мероприятий, явлений, направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата. Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
Календарный план является обязательным документом.
В работе используются дополнительные программы, которые позволяют сделать воспитательно-образовательный процесс комплексным, а также способствуют реализации задач духовно-нравственного воспитания, делая образование вариативным.
7.Организация работы педагогических кадров.
Методическая работа в дошкольном учреждении - это часть системы непрерывного образования педагогов, которая, несомненно, отражается на повышении качества дошкольного образования, достижении оптимального уровня развития каждого дошкольника. Целями методической работы являются освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагога к организации педагогического процесса; обмен опытом между членами педагогического коллектива.
Работа с кадрами направлена на формирование творческого коллектива единомышленников. В связи с этим организована следующая работа: совместное обсуждение и определение генеральных линий развития дошкольного учреждения; создание творческих групп, разрабатывающих отдельные аспекты
Ожидаемые результаты воспитательной системы ДОУ
Направление
Задачи
Система стимулирования педагогов
Поощрение деятельности творчески работающих педагогов (положение о выплатах стимулирующего характера)
Контроль и оценка деятельности педагогов
Совершенствование системы контроля в ДОУ
Разработка критериев и показателей результативности педагогов
Обсуждение результатов контроля и выработка рекомендаций
Изучение системы учета достижений детей и педагогов в различных видах деятельности.
Раскрытие профессиональных и личностных качеств работника
Делегирование
полномочий
Реализация возможности и стремления педагогического коллектива обеспечить согласованность действий руководителя и педагогов в учебно-воспитательном процессе.
Участие педагогов в управлении и планировании
Решение вопросов инновационного, глубокого и гибкого подхода к реализации образовательных задач;
Развитию кооперативной модели управления, преимуществом которой являются её прогрессивность, экономичность, гуманность и возможность не ограничивать деловую инициативу членов коллектива.
Создание условий для инновационной деятельности
Развития каждого педагога в учреждении, с учетом их объективных возможностей, уровня профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.
8.Контроль процесса воспитания
Контроль - это целенаправленная деятельность по установлению соответствия функционирования, развития всей системы ДОУ, каждого его подразделения и работы сотрудников требованиям нормативных актов и принятым решениям. Именно контроль в различных его формах и методах обеспечивает слежение за состоянием, развитием педагогического процесса, помогает выявить недостатки в работе, установить их причины, а значит, наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности, повысить качество дошкольного образования.
Сбор информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса происходит в ходе контроля: оперативного, тематического, итогового.
Контроль в ДОУ осуществляется на основе годового, календарного планов работы. Глубокий и всесторонний анализ позволяет каждому воспитателю со стороны взглянуть на свою работу, продумать и оценить ее с точки зрения педагогики и психологии, стимулирует творческий поиск в воспитательной работе.
9.Основные способы достижения целей .
Показатели
Дети
Имеют необходимые знания и представления о нравственных правилах и нормах поведения.
Выражают чувства сопереживания, взаимопомощи другим сверстникам.
Проявляют интерес, внимание и заботу к родным и оказывают помощь окружающим.
Педагоги
Активизировалась работа педагогов на педсоветах, консультациях, семинарах и улучшилась содержательная сторона их проведения;
Повысилась эффективность методов и приемов в работе с детьми;
Пополнилась предметно-развивающая среда в ДОУ
Улучшилось качество планирования воспитательно-образовательной работы с детьми;
Систематизировались знания воспитателей в теоретических вопросах;
Родители
Создание у родителей мотивации к сохранению семейных традиций и зарождение новых;
Повышение компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания;
Активное участие в мероприятиях ДОУ.
Социум
Наличие планов совместной деятельности.
Обогащение знаний педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Создание условий для успешной социализации ребенка.
ДОУ
Создание системы методической работы диагностик, тестов, анкет:
Для педагогов;
Родителей;
Создание видиотеки и фонотеки русских народных сказок;
Повышение статуса ДОУ .
10. Результат воспитания
Понимание того, что ребенок является целью, субъектом, результатом и критерием эффективности воспитательной системы, то мы пришли к необходимости разработки модели выпускника на основе компетентностного подхода.
Выпускник воспитательной системы это:
физически развитый;
не имеющий вредных привычек;
владеющий приемами и способами оздоровления своего организма;
имеющий устойчивую потребность вести здоровый образ жизни
Гуманная личность , которую характеризуют:
уважение прав, свобод и достойнств других людей;
интерес к дюдям, общительность;
терпимость, умение ужиться с другими;
сформированная потребность в охране и защите своего здоровья и всего живого;
владение коммуникативными способностями.
Творческая личность , которой присущи:
стремление к развитию индивидуальных способностей;
постоянному обогащению внутреннего мира;
Ответственный человек :
обладающая пониманием смысла радости и счастья;
добросовестная, порядочная;
способная на бескорыстную заботу о других.
В целом, воспитательная система как бы повернулась лицом к общественности, стала более открытой, в большей степени отвечающей запросом родителей, детского сада, но и, конечно же, ребенка.
Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система.
Литература:
1. В.Н Косарева, Народная культура и традиции, изд Волгоград, 2012 г.
2.Н.Г.Зеленова,Л.Е Осипова «Мы живем в России». ИЗД Скрипторий,М,2007 г
3. Кенин-Лопсан М.Б, Традиционная культура тувинцев._ Кызыл, Тув. КН изд.,2006
4. Сувакпит О.О, Монгуш Б.М, Кара-Куске Ч.К «Тыва ясли-садик уругларынга номчулга ному», ТНЧ, 2001
5.Салчак О.В «Методическая разработка: «Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру»
6.Примерная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в образовательных организациях Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва ИРНШ, Кызыл-2014
7. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика - Синтез, 2010.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Совместные дела с родителями
Женская половина юрты
Стенд о Туве