Календарь возрастных кризисов ребенка по неделям, месяцам и годам: скачки и фазы развития в детском возрасте. Возрастные кризисы детей, проблемный период в развитии ребенка
В период роста и развития ребенка его психика и поведение постоянно претерпевают возрастные изменения. На протяжении переходных этапов детский организм плавно переходит с одной ступени своего развития на другую, однако не следует путать возрастные кризисы со скачками в развитии ребенка.
Кризис новорожденности
Проявляется в первые полтора-два месяца жизни . С физиологической точки зрения малыш только приспосабливается к окружающему его миру – учится постепенно отвыкать от своей внутриутробной жизни. Психологически это достаточно неспокойный период, когда грудной ребенок часто плачет и находится в эмоциональной зависимости от находящихся рядом взрослых. По истечении примерно двух месяцев малыш успевает освоиться с обстановкой, становясь более спокойным и даже в некоторой степени приветливым.Кризис раннего детства
От года до полутора лет ребенок вступает во вторую кризисную полосу, когда он учится ходить и говорить. В зависимости от режима дня и собственных потребностей малыш постепенно вырабатывает свои привычки и биоритмы для комфортного развития. В данный период он особенно привязан к матери, тем не менее осознавая, что она принадлежит не только ему одному. Ребенок даже способен проявлять свои первые «акции протеста», но любящие родители должны мягко и настойчиво корректировать его поведение.Кризис 3-х лет
Детские психологи характеризуют данный этап как самый острый и сложный, когда упрямство и строптивость ребенка могут достичь своего апогея. Малыши не только проявляют своеволие, но и нередко даже идут наперекор установленным ранее правилам. Однако это всего лишь проверка своих родителей на прочность и силу характера, насколько далеко можно дойти в своем непослушании. Не следует агрессивно реагировать на подобные эмоциональные всплески, достаточно бывает просто переключить внимание ребенка на какую-либо интересную деталь.Кризис младшего школьного возраста
Кризисная волна ребенка 6-8 лет напрямую связана с изменением его социального положения – бывший детсадовец становится школьником. Чтобы снизить возможные переутомления и тревожное состояние, родителям необходимо максимально комфортно обустроить быт ребенка, окружив его вниманием и заботой. Если новоявленный ученик не заинтересован в дополнительных занятиях и посещениях разного рода кружков и секций, психологи не советуют идти наперекор желаниям ребенка. Чрезмерная перегрузка обычно негативно сказывается на физиологическом и психологическом развитии детей.Подростковый кризис
Переходный возраст для большинства родителей обычно не проходит незамеченным. В возрасте 12-15 лет любимое чадо уже перестает быть ребенком, хотя и взрослым его тоже еще не назовешь. Несдержанность порою может даже перерасти в агрессию, а уверенность в своей правоте делает подростка довольно упрямым и своевольным. Ему очень важно самоутвердиться среди сверстников, при этом способы достижения цели часто приводят к асоциальному поведению. Для взрослых важно наладить доверительный контакт со своим ребенком, чтобы без особых волнений вместе пройти через неспокойный период переходного возраста.Через периодические возрастные кризисы обычно проходят все дети, однако их проявления напрямую зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Доброжелательные отношения с родителями способны смягчить острые углы и сделать неспокойный период максимально комфортным.
«Что случилось с моим чадом?». Такой вопрос периодически задают себе все родители. Ещё вчера кроха был послушным и тихо-смирно возился с конструктором, а сегодня милый ангелочек бросает любимую игрушку, громко топая ногами. Зачастую родители не понимают, что происходит, и начинают паниковать, злятся на детей и наказывают за плохое поведение. Но ситуация от этого не улучшается. Наоборот, малыш ведёт себя ещё хуже.
Прежде чем действовать, необходимо разобраться в причинах такого поведения, понаблюдать за ребёнком. Нередко родители отмечают резкую смену интересов малыша, стремление узнать новое, склонность к самостоятельности, скачок в умственном развитии. Возможно, ребёнок подошёл к очередному этапу в своём созревании.
В психологии такое явление называется кризисом развития. Это период активной перестройки и появления новообразований в умственной и психической сфере человека. Возникает состояние, при котором имеющиеся у ребёнка средства достижения целей становятся неактуальными, формируются противоречия между тем, что он может, и тем, что он хочет.
Это вызывает сильные переживания, нарушения в поведении. Поэтому у большинства детей кризис проходит довольно болезненно, сопровождаясь капризами, упрямством, а также конфликтами с родителями и ровесниками.
Виды детских кризисов
За всю жизнь человек проходит через множество критических периодов. С большинством из них он сталкивается в детстве, поскольку в это время организм активно развивается. Психологи выделяют пять возрастных кризисов в развитии детей:
- (связан с отделением ребёнка от матери и приспособлением организма к условиям жизни);
- (столкновение с понятием «нельзя»);
- (появляется позиция «Я – сам!»);
- (кризис саморегуляции);
- (связан с половым созреванием).
Что должны знать родители о возрастных кризисах?
Родителям важно знать психологическую картину каждого критического периода, поскольку для кризиса характерна неотчетливость границ его начала и окончания. Хотя в названии значится возраст ребёнка, это совсем не означает, что кризис трёх лет начнется именно в три года. Это может случиться в два с половиной года или ближе к четырем.
Кроме того, у каждого ребёнка критические проявления могут быть выражены в разной степени. Некоторые дети становятся неузнаваемыми, а у других кризис протекает практически незаметно. То, как будет протекать этот период, во многом зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, а также от конкретной жизненной ситуации и манеры воспитания родителей.
Необходимо понимать, что кризис – это не плохо! Даже наоборот, это свидетельство развития. В результате ребёнок получает новое умение: то, чего он раньше не умел, становится для него нормой. В каждом возрастном кризисе есть новообразования, которые служат основой для дальнейшего развития ребёнка. Задача близких на данном этапе поддержать кроху в этот непростой для него период.
Как помочь ребёнку преодолеть кризис?
Прежде всего, родителям нужно набраться терпения. Кризис – дело временное и вскоре все его проявления сойдут на нет, при условии того, что близкие займут разумную позицию. Если внимательные родители своевременно заметят происходящие в малыше перемены, согласованно выстроят взаимоотношения в семье, то протекание кризиса в значительной мере смягчится.
В этой ситуации родителям придут на помощь знания основ возрастной психологии, владение методами и приёмам воспитания. Крайне важна согласованность требований к ребёнку, чтобы он понимал, что можно, а что нельзя делать.
В одно прекрасно утро вы проснетесь и поймете - что-то изменилось . Вместо привычно спокойного и позитивного карапуза в вашем доме появится маленький бунтарь, которого очень сложно уговорить делать все то, что раньше абсолютно не вызывало проблем.
Что происходит? Просто у вашего малыша возрастной кризис - необходимый и закономерный этап жизни, через который в той или иной степени проходят практически все дети. Самые значимые из них - кризис 1-го года, 2-х и 3-х лет.
По сути, кризис - явление позитивное , в результате малыш становится более самостоятельным, сознательным, происходит значительный скачок в его интеллектуальном и творческом развитии. Однако не все так просто и радужно, ведь непременной «свитой» подобных изменений являются непослушание, упрямство, капризы и истерики. Что делать с ребенком и как преодолеть кризисные этапы малыша в возрасте от 1 до 3-х лет, мы расскажем в сегодняшнем материале.
Кризис первого года
Кризис - явление закономерное, ведь наши дети растут и развиваются, у них появляются новые потребности, и им уже не подходят стереотипные старые принципы поведения, более того - мешают, сдерживая развитие малыша.
Суть кризиса первого года жизни - осознание малышом собственной самостоятельности , желание понять границы своих новых возможностей. Ранее кроха с его мама было почти одним целым, ведь малыш напрямую зависел от заботы взрослых. Но вот карапуз подрос, встал на ножки, освоил новые навыки и понял, что такое количество заботы и опеки как раньше, ему просто не нужно. Он уже многое может сам! И вот для того, чтобы донести эту информацию до взрослых, которые никак не могут понять и принять взросление малыша и по привычке продолжают контролировать каждый его шаг, малыш начинает бунтовать , отстаивая свою независимость .
Вот тут то и начинается самое интересное - малыш становится беспокойным, он протестует и расстраивается по любому поводу, наотрез отказывается слушать родителей и не хочет делать то, что уже хорошо умеет. Также в период кризиса многие родители замечают, что малыш как будто «прилип», не отпуская маму ни на шаг, из-за чего у нее возникают сложности с посещением душа, туалета, невозможно выйти из комнаты и оставить ребенка одного.
Кризис двух лет
Возможно, вы еще не успели забыть кризис первого года жизни, как малыш переходит в новую фазу взросления, которая опять же сопровождается открытым бунтом против привычных правил - кризис двух лет .
Чаще всего этот кризис проходит под знаком слова «нет!». Негативная реакция у ребенка возникает почти на все, как новые, та и вполне привычные действия вызывают у малыша приступ неконтролируемого .
Причина кризиса двух лет проста - малыш все больше открывает возможности своего тела, чувствует себя отдельной личностью, которая может оказывать сопротивление родительскому контролю.
С помощью каждого очередного «неть!» малыш раз за разом утверждается в своем состоянии, понимает, что он уже не одно целое с мамой, учится осознавать себя самостоятельным человеком.
Общаться с маленьким упрямцем становится очень сложно: что проблемные ситуации растут как грибы после дождя, малыш отстаивает свои позиции, словно следуя девизу Портоса из романа «Три мушкетера» - «Я дерусь, потому что я дерусь!». Так и ребенок, который находится в состоянии кризиса двух лет, отказывается и спорит уже не потому, что действительно чего-то хочет и ли не хочет - а просто потому, что так надо.
Как реагировать родителям ? Быть спокойнее и гибче. Конечно, не стоит постоянно уступать малышу, так маленький бунтарь может превратиться в необузданного тирана. Понимать, что границы дозволенного существуют ребенку необходимо, благодаря этому он чувствует себя в безопасности. Однако не менее важной для малыша является возможность сделать что-то по своему желанию, понять, что какой-то ситуацией управляет он сам.
Наша мама- Nunuм рассказывает :«У нас номер с «не обращать на истерики внимания» не прошел, кричит еще больше. А вот поговорить спокойно и ласково - это новое чудодейственное открытие нашего папочки. В очередную истерику, он посадил её рядом с собой и так ласково стал с ней разговаривать, мол, всё ведь в порядке, просто, если мама с папой говорят «нельзя», значит и вправду - нельзя. Катя замолчала, слушала его внимательно, а потом делала все правильно. Я не могу сказать, что она моментально успокаивается, ноет, конечно, но ей как-то легче отпустить истерику, если вокруг комфортная и спокойная обстановка, а не угрюмые и злые родители».
Безусловно, родителям стоит предложить малышу возможность выбрать, какую именно футболочку он наденет сегодня на прогулку и прислушаться к его мнению . Неплохо также стать мастером отвлекающих маневров и сказочных отступлений, которые помогут разрешить ситуацию, когда малыш абсолютно не хочет прислушиваться к вашим просьбам.
Однако в случае, если ситуация все-таки зашла в тупик и малыш пытается добиться своего при помощи истерики, переключение внимания, уговоры и уступки уже не помогут. Поговорите с ребенком серьезно, но доброжелательно, объяснив капризе, что в данном случае не можете пойти на компромисс и назовите причину. Ребенку необходимо знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда. Этот список должен быть достаточно коротки, его пункты должны касаться безопасности малыша и быть для него предельно ясными.
Больше никаких объяснений не нужно, так как зачастую развитие истерики провоцируется повышенным вниманием к ребенку благодарной аудитории, состоящей из его родных, активно пытающихся его утешить.
Когда малыш успокоится, присядьте рядом с ним, так чтобы ваши глаза были на уровне, и поговорите о случившемся. В разговоре родителям лучше избегать обвинительных фраз в адрес малыша, а использовать «я-выражения», высказывая собственные эмоции и мысли: «мне не нравится, когда ты так себя ведешь», «я расстраиваюсь и плохо себя чувствую, после твоих капризов», «я думаю, что лучше было бы выйти с детской площадки без истерики», «я знаю, что ты можешь вести себя хорошо».
Как взрослые, так и дети на протяжении жизни проходят через разные возрастные кризисы. Согласно утверждениям психологов, основная масса кризисных скачков, связанных с возрастом, происходит в детстве и в период отрочества. Это легко объясняется тем, что именно в эти годы у человека наблюдается наиболее динамичное развитие, которое требует постоянных перемен.
Врачи выделяют несколько кризисных периодов детского возраста
Формирование общей и нервно-психической реактивности у детей идет неравномерно. Этому процессу свойственны периодические скачки. Такие достаточно резкие и бурные качественные взрывы сменяются периодами более спокойного развития. Кризисы детского возраста разделяются на 5 основных фаз:
- Кризис новорожденности. Длится эта фаза 6-8, иногда 9 недель после рождения.
- Кризис раннего детства. Он приходится на возраст 12 - 18, 19 месяцев (рекомендуем прочитать: ).
- Кризис 3 лет. Может стартовать еще в 2 года и тянуться вплоть до 4.
- Кризис 6-8 лет (рекомендуем прочитать: ).
- Кризис подросткового периода. Он бывает в 12, 13, 14 лет.
Кризис новорожденности
Среди специалистов принято рассматривать детский кризис, который переживает новорожденный, с физической и психологической стороны. С точки зрения физиологии подразумевается процесс адаптации крохи к новым условиям своего существования, которое кардинально отличается от внутриутробного периода. После рождения малышу, чтобы выжить, нужно самостоятельно делать многие вещи - например, дышать, согревать себя, добывать и усваивать пищу. Чтобы помочь ребенку адаптироваться и сделать протекание этого процесса как можно менее стрессовым, родителям следует выработать спокойный режим дня, обеспечить регулярный сон и полноценное питание, наладить процесс грудного вскармливания.
На фазе психологической адаптации важнейшую роль играют действия и эмоции родителей ребенка. Грудничок, который только недавно появился на свет, еще не обладает основными навыками общения, поэтому ему требуется помощь и поддержка, особенно со стороны мамы.
Именно она способна на интуитивном уровне понять, в чем конкретно нуждается ее малыш. Однако очень сложно доверять исключительно себе и своему малышу, тем более если вокруг много бабушек, родственников и знакомых, которые постоянно что-нибудь советуют. Все, что нужно делать маме, это носить кроху на руках, прикладывать к груди, обнимать и защищать от ненужных переживаний, плюс иметь железную выдержку.
Маме новорожденного ребенка важно выстроить собственные отношения с малышом, наладить взаимопонимание
Данный кризис проходит к 6-8 неделе после рождения. О его завершении свидетельствует появление комплекса оживления. При виде маминого лица малыш начинает улыбаться или каким-то другим доступным ему способом показывать свою радость.
Кризис раннего детства
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Время кризиса раннего возраста длится с 12 месяцев до полутора лет. В этот период малыш активно познает мир вокруг себя, учится ходить и говорить. Естественно, в таком возрасте речь ребенка еще не очень понятна. В то время как родители говорят о «собственном языке» крохи, психологи ей дали название автономной детской речи.
На данном этапе к грудничку, для которого мама является центром всего его бытия, приходит понимание того, что она обладает еще и собственными интересами и желаниями, а потому не может принадлежать только ему. Вместе с этим появляется страх быть потерянным или брошенным. Именно в нем кроется причина странного поведения грудничков, которые только научились ходить. Например, они могут не отходить от мамы ни на шаг или поступать по-другому - постоянно убегать, заставляя тем самым уделять себе внимание.
Умение самостоятельно ходить становится своеобразной вехой в развитии ребенка - он потихоньку начинает осознавать свою отдельность
Эта фаза отмечает начало проявления у ребенка собственной воли и принятия им первых самостоятельных решений. Наиболее доступный и понятный ему способ отстоять свое мнение – это протест, несогласие и противопоставление себя другим. Категорически нельзя пытаться бороться в эти моменты с ребенком. Во-первых, это не даст никаких результатов, а во-вторых, сейчас ему необходимо ощущать непоколебимую любовь со стороны родителей и иметь их физическую и эмоциональную поддержку.
Для родителей важно переключиться с мысли о том, что их чадо – беспомощное создание, дать ему возможность развиваться самому на этом этапе взросления. Понятно, что требуется оценка его возможностей и при надобности периодическое подталкивание крохи к чему-то или наоборот некоторое замедление его темпа.
Психологи смогли рассчитать по неделям и месяцам периодичность кризисов у детей в первые полтора года. Они создали для этого специальный календарь в виде таблицы по неделям. Те недели, когда у ребенка наблюдается кризисное состояние, закрашены более темным цветом. Желтым оттенком обозначается благоприятное время развития, а тучкой – самые сложные периоды.
Календарь кризисов развития малыша по неделям
Кризис трех лет
Так называемый кризис 3 лет может произойти не строго в 3 года. Он имеет достаточно широкие временные границы. Время его начала и завершения может колебаться от 2 до 4 лет - это связано с индивидуальными особенностями отдельного ребенка. Также этому периоду характерны острые скачки с проявлениями, которые мало поддаются корректировке. От родителей потребуется немалое терпение и выдержка. Не стоит очень резко реагировать на истерики и капризы малыша (рекомендуем прочитать: ). Достаточно эффективным является в таких ситуациях метод переключения внимания. При очередном истерическом всплеске нужно постараться отвлечь кроху, заняв его чем-то другим, более интересным.
7 ярко выраженных симптомов кризиса 3 лет
Самыми распространенными признаками данного кризисного скачка являются:
- Негативизм. Кроха начинает негативно относиться к одному из родителей или даже к нескольким родственникам сразу. Это выливается в его непослушание и отказ от общения и какого-либо взаимодействия с ними.
- Упрямство. Требуя что-либо, ребенок становится слишком настойчивым, но при этом не имеет ни малейшего желания выслушивать позицию родителей, пытающихся объяснить ему причины, по которым они не могут исполнить его просьбу. Кроха неспособен изменить свое изначальное желание и готов отстаивать его до конца.
- Строптивость. Она заключается в поступках, которые дети совершают наперекор. Например, если ребенка просят собрать вещи, он разбросает еще больше игрушек, если попросить его подойти, он убежит и спрячется. Такое поведение вызвано скорее протестом против правил, установленных норм и ограничений, нежели связано с конкретным человеком.
- Своеволие или стремление все делать самостоятельно без помощи взрослых. В 3 года крохе трудно сделать оценку собственного потенциала и сопоставить его со своими реальными возможностями. Это приводит к тому, что он часто совершает нецелесообразные действия, в результате сердится, потерпев неудачу.
- Бунтарство. Желая сделать так, чтобы с его мнением считались, малыш сознательно конфликтует с окружающими.
- Обесценивание. Ребенок перестает ценить все, что было раньше ему дорого. Это сводится к поломанным игрушкам, порванным книгам и неуважительному отношению к близким людям.
- Деспотизм. Кроха требует, чтобы родители выполняли все его капризы, тем самым он пробует подчинить их своей воле.
Ранний детский аутизм
Важно не исключать возможности того, что возрастные кризисы у детей могут сопровождаться психическими отклонениями. В этот период происходит гормональная перестройка. Ее причиной служит активизация ядер промежуточного мозга и гипофиза. У ребенка стремительно идет развитие процесса познания, именно это является почвой для выявления нервно-психических заболеваний.
На этой фазе развития ребенка может сформироваться ранний детский аутизм (рекомендуем прочитать: ). Это определенное отклонение в психическом развитии. Для болезни характерно резкое снижение потребности контактировать с окружающими. Ребенок не имеет желания беседовать, общаться, он не проявляет никаких эмоций на действия других людей, то есть смех, улыбка, испуг и другие реакции ему чужды. Крохе не интересны ни игрушки, ни животные, ни новые люди. Такие дети развлекаются, повторяя однообразные движения - например, раскачивая туловище, перебирая пальцами или вращая кисти рук перед глазами. Такие особенности в поведении требует обязательной консультации психоневролога. Чем раньше начать лечение, тем больше шансов на успешный результат.
У данного кризисного периода можно выделить два главных аспекта:
- Физическое развитие. Это очень напряженное время для организма. В этом возрасте ребенок стремительно растет с точки зрения физических показателей, совершенствует тонкости моторики рук, у него развиваются определенные достаточно сложные нервно-психические функции.
- Социальные перемены. Дети начинают ходить в младшие классы, им предстоит непростой процесс адаптации к новым условиям, требованиям и окружению. Такие изменения могут спровоцировать формирование у ребенка комплекса отклонений в поведении, получившего общее название «школьный невроз».
«Школьный» кризис связан с повышением нагрузок и получением новой социальной роли учащегося
Школьный невроз
Ребенку при школьном неврозе свойственны различные поведенческие отклонения. У одних школьников это:
- повышенная тревога;
- боязнь опоздать на занятия или сделать что-нибудь не так;
- нарушение аппетита, которое наблюдается особенно в утренние часы перед школой, а в некоторых случаях может сопровождаться тошнотой и даже рвотой.
В других случаях подобные отклонения проявляются как:
- отсутствие желания вставать, одеваться и идти в школу;
- неспособность привыкнуть к дисциплине;
- невозможность запомнить задания и отвечать на поставленные вопросы учителей.
В большинстве случаев школьный невроз можно встретить у ослабленных деток, вышедших из дошкольного возраста, но из-за физических и психических данных отстающих от однолеток.
Родителям необходимо хорошо все взвесить, прежде чем отдавать шестилетнего кроху в школу. Спешить с этим не стоит и в семь лет, если, по мнению детского врача, ребенок еще не готов к таким переменам.
Комаровский не рекомендует перегружать кроху, пока он полностью не приспособится к новому жизненному укладу. Лучше повременить с дополнительными секциями и кружками. Скрытые повреждения головного мозга, которые могли быть приобретены вследствие осложнений при родах или беременности, инфекции или травмах, полученных в дошкольном или младшем возрасте, могут проявиться в период адаптации к школе. Признаками этого выступают:
- утомляемость;
- двигательное беспокойство;
- возобновление заикания, которое могло присутствовать в дошкольном возрасте;
- недержание мочи.
Кроме обязательной помощи врача, надо создать дома спокойную атмосферу. Не ругать и не наказывать кроху, не ставить перед ним непосильных задач.
Для возраста 12-15 характерны самые заметные изменения - как в физиологии, так и с психологической точки зрения. В подростковый период у мальчиков отмечается повышенная возбудимость и несдержанность, достаточно часто они могут даже проявлять агрессию. Девочкам в этом возрасте свойственно неустойчивое настроение. Кроме того, независимо от пола, детям-подросткам характерна повышенная чувствительность, безразличие, чрезмерная обидчивость и эгоизм, а некоторые начинают проявлять к окружающим черствость, граничащую с жестокостью, особенно это касается самых близких людей.
Стремясь быть самостоятельными, не зависеть от взрослых и пытаясь самоутвердиться, подростки нередко совершают опасные и необдуманные поступки. Например, не сумев найти себя в учебе, спорте или творчестве, они начинают курить, приобщаются к алкоголю, пробуют наркотики или вступают в раннюю половую жизнь. Еще одним из способов самоутверждения у подростков является группирование, то есть времяпровождение и общение в группе сверстников.
Если сравнивать с первоклассником, то подростку требуется столько же внимания родителей, а иногда и намного больше. Однако воспринимать его необходимо как взрослого человека, а не как ребенка, и понимать, что сейчас его самолюбие особо уязвимо. Абсолютно бесполезно подростку навязывать собственное мнение. Для того чтобы добиться результата, стоит только направлять ребенка. Он должен считать, что решение принимает самостоятельно.
Подростки в период кризиса требуют едва ли не больше внимания, чем первоклассники
Психические расстройства в подростковый период
В подростковый период в некоторых случаях у детей наблюдаются определенные психические расстройства, которые достаточно сложно отличить от обычных особенностей кризисного состояния. На этом этапе развития, особенно в тех ситуациях, когда мальчик или девочка ускоренно созревают в физическом и половом плане, способна проявится скрытая до сих пор предрасположенность к серьезным заболеваниям, связанным с психикой. Совершенно не помешает и даже поможет консультация с психиатром, если в обычном поведении подростка наблюдаются следующие изменения.