Классные часы для профилактики ассоциативного поведения. Классный час "от подростковой агрессии до асоциального поведения". Формирование гражданской позиции, правовой и
Слайд 1
Слайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПОДРОСТКА ШКОЛЫ
ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Слайд 3
Российский закон об образовании: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; способствовать реализации права граждан на свободный выбор взглядов и убеждений».
Выполнить задачи, поставленные в этой статье закона, можно только формируя в ребенке с раннего возраста социально приемлемые нормы поведения, развивая его нравственные представления.
Слайд 4
Перемены, происходящие в нашем обществе во всех сферах жизни, не могут не оказывать влияния на область обучения и воспитания детей и подростков. Существующие исследования, раскрывающие влияние социально-экономических условий в стране на жизнь несовершеннолетних, свидетельствуют, что жизнь подростка сегодня стала совершенно иной по сравнению с жизнью несовершеннолетних в докризисный период.
Кого проблемы должны волновать? Молодежь, которая хочет жить в здоровом - духовно и физически - обществе. Родительскую общественность: страх за будущее детей. Педагогов, обеспокоенных задачей сохранения нравственности и морали. Подростков, у которых формируется мировоззрение в сложившемся социуме и не всегда хватает собственных моральных сил для того, чтобы противостоять асоциальным явлениям.
Слайд 5
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.
Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием.
В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения.
Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают.
Характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.
Слайд 6
Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением.
Отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым нормам.
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те в или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным.
Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.
Слайд 7
физические психические педагогические социальные болезни
нарушения зрения, слуха
нарушения опорно-двигательного аппарата
задержка психического развития
умственная отсталость
нарушения речи
нарушения эмоционально-волевой сферы
одаренность
Слайд 8
Этапы асоциального поведения определены на основе признаков: 1) степень нарушения общественных требований, норм, законов со стороны личности, которая определяется путем анализа совершенных действий; 2) степень несоответствия общественным требованиям, нормам и законам; определяется через анализ отношения личности к этим требованиям и законам, а также оценку собственного поведения; 3) единичность и рецидивность асоциальных действий.
Слайд 9
Этапы формирования асоциального поведения
На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований. Подлинно асоциальное поведение еще отсутствует. Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам.
Причины отклонения кроются прежде всего в неправильном воспитательном воздействии. Помощь здесь имеет два воспитательных аспекта: направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребенка, имея характер измененной воспитательной деятельности
На данном этапе могут иметь место начальные элементы негативного общественного мнения о личности ребенка; замечания, дисциплинарные меры со стороны родителей, воспитателей и др. Возможна помощь консультационных кабинетов при школах, клиниках, региональные заведения социальной работы. При успешной работе прогноз может быть положительным. При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся.
Слайд 10
При начале асоциального поведения характеристика включает нарушение социальных требований, норм и проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно включение в группы с выраженным асоциальным характером поведения.
Отношение личности к общественным нормам здесь может быть различным: - личность воспринимает свое поведение как нормальное - личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует нормам и ценностям людей из близкого окружения; - личность оценивает отрицательно свое поведение, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам.
Помощь и санкции общества здесь могут иметь два аспекта. Если ближайшее окружение, имеют асоциальную систему норм и ценностей, то необходимо, чтобы помощь была направлена на это окружение. Можно добавить специальные советы, семейную терапию, работу социального работника, школьного педагога и психолога с семьей и малой группой.
Помощь ребенку имеет характер коррекционной деятельности. Ее цель - разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества. Необходима индивидуальная и групповая работа в школе и центрах внешкольной деятельности, работа с детскими объединениями. В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении.
Слайд 11
На третьем этапе асоциального поведения характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство), включение в группы с асоциальным характером поведения.
Отношение личности к общественным нормам: -личность принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам, -наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к конфликту.
Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально-релевантных, диспозиций. Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, индивидуальной и групповой терапии, труда и приобретения профессиональной квалификации, посредством создания условий для развития интересов. Санкции на этом этапе могут носить характер принудительного пребывания в специализированных воспитательных учреждениях открытого типа по решению суда, по предложению родителей, учителей, социальных работников с целью отрыва от вредного влияния окружающей среды.
На данном этапе минимальна вероятность, что личность сама справится с проблемами. Более вероятно формирование устойчивой готовности к асоциальному поведению и обогащению усвоенного асоциального опыта.
Слайд 12
Четвертый этап - устойчивое асоциальное поведение: рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером. Возможно, личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления.
Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно-воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них.
Весьма незначительна возможность успешного решения проблем, возможен отказ от преступных действий, но благоприятный результат затруднен обстоятельством, что процессы «навязывания ярлыка» уже устойчивы.
Пятый этап - устойчивое, особо опасное асоциальное поведение; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями. Санкции: принудительное пребы-вание в заведении закрытого типа. На данном этапе существует незначительная вероятность благо-приятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное.
Слайд 13
ДЕВИАЦИИ
Девиантное поведение - один из видов отклоня-ющегося поведения, свя-занный с нарушением со-ответствующих возрасту социальных норм и пра-вил поведения, характер-ных для микросоциальных отношений (семейных, школьных).
Проявления: демонстрация, агрессия, вызов, отклонение от учебы; уходы из дома бродяжничество, пьянство и алкоголизм; ранняя наркотизация; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.
Делинквентное поведение - повторяющиеся асоциальные проступки, которые складыва-ются в определенный устой-чивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за огра-ниченной общественной опас-ности или недостижения ре-бенком возраста, с которого начинается уголовная ответст-венность.
Проявления оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, мелкие кражи, вымогательство, распространение и продажа наркотиков.
Криминальное поведение - противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответ-ственности служит основа-нием для возбуждения уголовного дела и ква-лифицируется по опреде-ленным статьям уголовного кодекса.
Негативные формы девиаций являются социальной пато-логией: Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.
Слайд 14
Какими факторами можно объяснить асоциальное поведение в обществе?
преобладанием биологических инстинктов
генетическими особенностями
региональными факторами
психофизиологическими особенностями
социальной средой
Слайд 15
1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.
2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе.
3. Трудности в общении со сверстниками на улице.
Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения
4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы.
5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее.
6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям.
7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий.
8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания.
9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология.
10. Посттравматический синдром; перенесенное насилие.
11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям.
12.Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.
Слайд 16
Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.
Слайд 17
Важный по значимости фактор, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей, - школа. Имеет значение стиль работы.
Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми. Практика показывает, что учителя часто не имеют социально-педагогической подготовки. Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами - психологами, социальными педагогами.
1. Авторитарный характер Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка.
2. Либеральный характер Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей.
3. Вся работа направлена на усвоение знаний; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе.
Слайд 18
С целью создания социального портрета подростков 12–15 лет, обучающихся в школе, было проведено исследование, в ходе которого было опрошено 106 учащихся 6-9 классов, из них мальчиков - 52, девочек - 54.
Данные исследования показали: с 2 родителями проживают 84% подростков (мальчиков - 89%, девочек - 75%) с одной мамой проживают - 12% подростков (из них мальчиков - 9,7%, девочек - 14%). Исходя из полученных результатов, мы можем отметить, что большинство подростков проживает в полных семьях, и имеет возможность идентифицировать себя по половым признакам, наблюдать развитие взаимоотношений мужчины и женщины в семье. Тревогу вызывает тот факт, что каждую седьмую девочку воспитывает одна мать.
Социальный портрет подростка школы
Слайд 19
В свободное от уроков время подростки любят: проводить с друзьями на улице –52 %, участвовать в вечерах и дискотеках - 13 %, заниматься в спортивных секциях и кружках - 34 %. Здесь мы можем еще раз наглядно убедиться, что основным для подростка является общение со сверстниками, желание и стремление быть в группе, в компании себе подобных. Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован. Любимым жанром кино и литературы у подростков являются фантастика - 30%; боевики - 29%, детективы - 12%, триллеры - 12%, мистика - 5%, эротика - 8%.
У каждого подростка в жизни есть трудные ситуации. Помощь для их разрешения большинство предпочитает искать у родителей (48 %) или у друзей (45 %). Менее 2% подростков выразили готовность обратиться за помощью к классному руководителю.
54% подростков этого возраста испытали насилие со стороны других людей (мальчики - 65%, девочки - 40%). По видам насилия: избиение - 10%; издевательства, оскорбление - 28%; вымогательство денег и вещей - 5; другим видам насилия - 3%. 50% подростков считают, что, в основном, насилие исходит от чужих ребят. Для 28% источник насилия - одноклассники; для 20% - взрослые, для 3% подростков основной источник насилия - родители, а для 5% - учителя. 45% подростков о своей беде рассказывают друзьям; 40% -родителям. Готовы рассказать о своей беде учителям 1% подростков, представителям правоохранительных органов - 3%. 11% подростков о своей беде предпочли бы не говорить никому. О готовности совершить насилие подростки сказали так: готовы отомстить за нанесенную обиду - 46%, склонны сами совершить насилие - 3%, способны уйти из дома - 5,5%, могли бы совершить преступление - 2 %. 43% подростков ушли от ответа на этот вопрос. Причинами могут быть неспособность к насилию либо трудность прогнозирования поведения в той или иной ситуации.
Слайд 21
Слайд 22
12% не знают о влиянии наркотиков на организм
Мы видим, что наиболее лояльное отношение у подростков к употреблению алкоголя и курению. Необходимо значительно усилить работу по антиалкогольной и антиникотиновой пропаганде. Сочетать работу по пропаганде здорового образа жизни с организацией досуга.
Подростки отмечали, что взрослые проводят с ними беседы по проблемам, затронутым в анкетах. Но чаще всего эти беседы носят характер нравоучений и запретов. Подросткам хотелось бы больше говорить о том, как надо строить свои отношения с лицами противоположного пола, понять, почему люди тянутся к алкоголю, курению и наркотикам, как противостоять соблазнам и давлению сверстников, чем можно заменить асоциальный образ жизни, чтобы не остаться одному.
Таким образом, правильно организованная профилактическая работа позволит предупредить проявления асоциального поведения среди подростков.
Слайд 23
Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления.
Профилактическая работа
Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений.
Задачи профилактической работы
обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних
выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками
оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
оказание помощи по предупреждению правонарушений
профилактическая работа с семьями
Слайд 24
Типы профилактических мероприятий: предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие подобные обстоятельства; контролирующие проводимую работу и ее эффективность.
Подходы: информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения); социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий возникновения негативных явлений); медико-биологический (целенаправленные меры лечебно-профилактического характера); социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением).
Слайд 25
РАБОТУ С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ:
комиссия по делам несовершеннолетних
подразделения органов внутренних дел
органы опеки и попечительства
органы управления образованием
образовательные учреждения
специальные и специализированные учебно-воспитательные учреждения
органы социальной защиты
учреждения труда и занятости населения
учреждения по делам молодежи
учреждения культуры и физической культуры
учреждения здравоохранения
общественные объединения и ассоциации
Слайд 26
Главная цель - комплексная разработка и реализация в школе и семье результативной системы учебно-воспитательного воздействия на личность подростков с асоциальными проявлениями в поведении.
Принципы: Обеспечение приоритетности развития и воспитания детей в семье Гуманизация взаимоотношений детей и общества Осуществление комплекса мер, обеспечивающих гуманизацию социума ребенка, гармоничное развитие его личности, профилактику школьной и социальной дезадаптации Развитие форм работы по применению действенных методов общественного воздействия с целью коррекции поведения детей, находящихся в зоне социального риска.
Задачи: 1) Проанализировать причины девиантного поведения учеников, изучить их психологические особенности. 2) Разработать методику для выявления группы риска среди подростков с разными проявлениями девиантного поведения, проследить возрастную динамику этих проявлений. 3) Изучить особенности взаимоотношений родителей и подростков, выявить нарушения и психологические причины нарушений у детей. 4) Разработать рекомендации для учителей, классных руководителей по организации индивидуального учебно-воспитательного воздействия на подростков с учетом их психологических особенностей.
Гипотезы: Если в организации учебно-воспитательного процесса изучить специ-фику и динамику проявления девиаций у подростков, выявить группу риска, вести индивидуальную работу; вооружить взрослых знанием особенностей личности, то можно ожидать позитивного влияния на подростков в отношении усвоения норм общественного поведения; сознательного и обоснованного выбора ими форм поведения, исключающих проявление девиаций.
Слайд 27
Задачи школы по профилактике асоциального поведения: создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации; целостность образовательного процесса, повышение воспитывающего характера обучения и обучающего эффекта воспитания; своевременное выявление неблагополучных семей; формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска»; создание форм просвещения родителей по актуальным проблемам коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков; недопущение немотивированного исключения детей из школы; совершенствование психолого-педагогической помощи детям со школьной дезадаптацией; работа по формированию и поддержанию стремления детей и подростков к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими и санитарными знаниями; развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков; организация оздоровительных мероприятий для подростков; развитие системы учебных курсов по вопросам правоведения; организация досуговой деятельности подростков, нравственного воспитание; профориентация и трудовое устройство; пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни; оказание социальной помощи семьям.
МЫ В ОТВЕТЕ ЗА НАШИХ ДЕТЕЙ и чтобы не винить себя и не думать о том где не доглядела, используй превентивные меры
Цель: Профилактика суицидального поведения у несовершеннолетних.
Подготовительная работа:
Надо рассматривать эту проблему через призму трех составляющих:
1. . Выяснить какие сайты посещают ребята, чем интересуются, о чем говорят, как спят ночью. Постоянная тесная связь с родителями поможет выяснить это.
2. . Мы знаем, что мысли о смерти посещают нас всех в минуты отчаяния. Отчаяние наступает как последняя капля терпения от невозможности выходы из конфликта отношений, а отношения со своими сверстниками у подростков стоят на первом месте в их мире. Наблюдение за классом. Подключить родителей, если есть подозрительные симптомы, сразу рассказать педагогу-психологу и родителям.
3. Внутрисемейные проблемы . Знать семейные взаимоотношения по возможности у каждого ученика. Мы знаем, что подчас это невозможно из-за замкнутости родителей и детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УХТИНСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ ИМ. Г.В. РАССОХИНА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
(на собственном опыте)
Евлоева Виктория Владимировна,
Классный руководитель и
учитель английского языка
Ухта, Республика Коми
2017
КЛАССНЫЙ ЧАС – ПРАКТИКУМ.
Универсальные приемы, снимающие асоциальное поведение у подростков.
Цель: Профилактика суицидального поведения у несовершеннолетних.
Подготовительная работа:
Надо рассматривать эту проблему через призму трех составляющих:
- Опасные организации, зомбирующие несовершеннолетних . Выяснить какие сайты посещают ребята, чем интересуются, о чем говорят, как спят ночью. Постоянная тесная связь с родителями поможет выяснить это.
- Взаимодействие со сверстниками . Мы знаем, что мысли о смерти посещают нас всех в минуты отчаяния. Отчаяние наступает как последняя капля терпения от невозможности выходы из конфликта отношений, а отношения со своими сверстниками у подростков стоят на первом месте в их мире. Наблюдение за классом. Подключить родителей, если есть подозрительные симптомы, сразу рассказать педагогу-психологу и родителям.
- Внутрисемейные проблемы . Знать семейные взаимоотношения по возможности у каждого ученика. Мы знаем, что подчас это невозможно из-за замкнутости родителей и детей.
- С детьми 10-13, 14 (по обстоятельствам) лет просто поиграть, создавая веселую, дружественную атмосферу.
- Со старшими подростками необходимо предварительно поговорить о том, что их тревожит – это лучше сделать индивидуально или в маленьких группах, отдельно мальчики, отдельно девочки.
Упражнения для профилактики суицидального поведения в классе, на классном часе могут быть применены на любом другом уроке для снятия усталости и разрядки напряжения у учащихся между собой, а также напряжения в отношениях с учителем-предметником, классным руководителем.
- Тактильные приветствия. Поздоровайтесь, улыбнувшись, друг другу. Стоим в кругу – поздороваемся с соседями руками, поглаживанием или рукопожатием; спиной друг к другу поздоровайтесь затылками и плечами. Повернитесь лицом друг к другу, поздоровайтесь коленями, а теперь сплетите правые ноги в приветствии.
- Игра «Угадай кто это». Рассаживаемся по группам. Тянем листочек с фамилией члена группы. Задание: рассказать о члене своей группы так чтобы мы все гордились бы им. Остальным узнать о ком идет речь.
- Упражнение «Дождь в джунглях». Прошу обратить внимание на данное упражнение оно нам знакомо в другой интерпретации «Зоопарк», что еще раз говорит нам о том, что такие упражнения универсальны: подходят и для взрослых в случае эмоционального выгорания и детям для профилактики суицидального поведения. Мы его усложним, слушайте инструкции внимательно и следуйте им. Встанем в круг друг за другом паровозиком. Делаем массаж соседу спереди: пошел легкий дождик, подул легкий ветерок, поползли листики по земле, дождик пошел сильнее, ветер стал раскачивать деревья, ветер стал сдувать листики и мы все перелетаем на новое место – меняемся местами. Встаем снова за спиной друг друга – мы попали в джунгли – пробежала мышь, проползла кобра и стала жалить, идет слон, на нас нападает лев и мы убегаем, и снова меняемся местами, снова пошел сильный дождь, он стал слабеть, подул слабый ветерок и все мы разлетелись на свои места.
- Упражнение рука. Обведите свою руку на листе бумаги, подпишите свое имя. Передавайте своему соседу справа и пишите одно доброе прилагательное на одном из пальцев, подходящее вашему сосед слева. Получите свой листочек обратно прочтите и убедитесь в том, что все вокруг настроены доброжелательно по отношению к вам.
- И последнее упражнение дыхательное. Руки можно поднимать или не поднимать, как вы хотите. Понаблюдайте за своим нормальным дыханием оно будет на счет 2 или 3. Мы делаем вдох на 4 и выдох на 4 счета и так до 8 или 9 (с детьми делаю до 7). Больше ничего не говорю, просто считаю. Медленно и равномерно мозг наполняется кислородом, настроение меняется, напряжение снято, тема сменилась, говорим о чем-то светлом и веселом, например, о премьерах в местном кинотеатре.
Предлагаю ситуацию для обсуждения : Позвольте рассказать вам вчерашнюю ситуацию на перемене перед уроком. Кто-то взял чужую вещь и начал бросать по классу. Знакомо? Виноватых нет. Чуть не подрались. Нарастает конфликт, доходит до слез. Что делать? Что бы вы сделали ребята на моем месте, примените какой-нибудь прием из уже известных вам или дайте другое решение для улаживания конфликта. И, вообще, есть ли какой-нибудь способ отучить детей брать чужие вещи. (Слушаю предложения детей и обсуждаем наиболее подходящий, потом рассказываю, что сделала сама)
Классный час «Невозможно жить без … драк?»Цели: профилактика агрессивного поведения учащихся
сплотить детский коллектив;
воспитывать чуткость, доброту, отзывчивость, милосердие по отношению друг к другу,
умение находить общий язык с окружающими;
развивать познавательную активность учащихся.
Задачи: - создание условий для понимания учащимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться.
Вовлечение всех учащихся в игровое взаимодействие и формирование сплоченного коллектива.
Развитие коммуникативных навыков, умений слушать других и высказывать свое мнение.
Воспитание уважительного отношения друг к другу.
Ход классного часа.
(на слайде начало предложения: невозможно жить…)
Уч.: Как вы думаете, без чего невозможно жить?
(дети: без семьи, друзей, мамы и т.д.)
Уч.: Посмотрите на продолжение фразы: Невозможно жить без драк.
Вы согласны с этим?
Поднимите руки те, кто хоть раз ударил кого-нибудь. Значит, нельзя без драк?
А как избежать драк?
(ответы детей фиксируются на доске)
Уч. Я думаю, что все догадались, что речь сегодня пойдет о драках, а, вернее, о том, как их избежать. Сначала выясним, что такое драка.
Драка – это взаимные побои, вызванные ссорой, скандалом.
А после драки есть те, кто остаются довольными?
(Рассматриваем последствия драк)
Уч.: Давайте поиграем в писателей. Разделимся на две команды: первая- писатели- реалисты, которые придумывают то, то может быть на самом деле. А вторые- фантасты. Я читаю начало рассказа, а вы придумайте его продолжение.
1.Коля пришел в класс в начале второй четверти. В первый же день успел подраться с Мишей из- за стула. Ребята решили…
2.Во время перемены Коля нечаянно толкнул Мишу. Миша в ответ…
3.Коля отобрал и Миши его ручку. Никита видел все это и …
Уч.: А сейчас после трудной работы предлагаю немного отдохнуть и послушать стихи. Которые, кстати, тоже относятся к нашему занятию.
1ученик:. Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один лягнул приятеля немного посильней,
Другой лягнул приятеля немного побольней,
Один разгорячился, лягнул, что было сил,
Другой его рогами под брюхо зацепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.
2ученик. СОНЕЧКА.
Тронь её нечаянно-
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась! -
Слышен Сонин голос. -
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
-Голова болит:
Я бы полежала бы,
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка.
И сидит тихонечко.
3 ученик. ОБИЖАЛКИ.
Мы с моей соседкой Галкой
Сочиняли обижалки.
Вот придет обидный срок,
А у нас готово впрок:
Я скажу ей ты - ворона,
А она мне ты- глухарь.
Я скажу ей - макарона,
А она мне ты - сухарь.
Я ей - мышь!
Она мне - крыс!
Стой-ка!
Чем мы занялись?
Для чего нам обижалки?
Мы стоим, соображаем:
Мы совсем друг друга с Галкой
Никогда не обижаем!
Уч.: Спасибо за эти поучительные стихи. А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.
Уч.: А теперь посмотрите на конкретные советы, как избежать драк.
Если тебя рассердили действия одноклассника и тебе захотелось его ударить, то мы предлагаем делать следующее:
Снять напряжение с помощью счёта до 10;
Умывания или обмывания рук;
Направления агрессии на неодушевлённый предмет (эспандер, шарики, подушку, боксёрскую грушу и т. д.);
Агрессию направить в другую сторону: проявить заботу, милосердие к ближним.
Осознать последствия и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.
Если тебя втягивают в драку, мы хотим порекомендовать:
Отойти от этого человека в сторону, зайти в класс;
Сказать обидчику о том, что ты чувствуешь в данный момент:
Я зол, но отказываюсь драться с тобой.
Я возмущён твоим поведением.
Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать.
Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?
Не нападать первым;
Перевести конфликт в шутку.
Подведение итогов.
Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро и быть терпимым к окружающей действительности.
Милосердие - активная доброта, выраженная в действии. Если у вас появилось желание очередной раз ударить кого-нибудь, остановитесь и вспомните, что вашу энергию и активность можно направить на помощь слабым и беззащитным. «Твори добро»
Рефлексия. В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Каждый поступок человека имеет результат.
Результат поступков должен быть положительным.
Следите за своими поступками.
На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие и вы чувствовали себя хорошо прикрепите на солнышко весёлый, а если тебе было грустно и не интересно, то прикрепите грустный.
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной
Солнце достать
И подарить его людям.
Список привычек Спать с открытой форточкой Спать с открытой форточкой Обманывать Обманывать Умываться Умываться Чистить зубы Чистить зубы Грызть ногти Грызть ногти Сутулиться Сутулиться Класть вещи на место Класть вещи на место Выполнять домашнее задание Выполнять домашнее задание Заниматься спортом Заниматься спортом Пропускать уроки Пропускать уроки Говорить правду Говорить правду Лениться Лениться Читать лежа Читать лежа Курить Курить Мыть за собой посуду Мыть за собой посуду Драться Драться Конфликтовать Конфликтовать
Минздрав Курильщик, помни о своих близких. Пассивное курение наносит вред окружающим тебя людям! Никотин Углекислый газ Окись углерода Синильная кислота Аммиак Смолистые вещества Органические кислоты Ядовитые вещества, содержащиеся в дыме табака: Инфаркт миокарда Язва желудка Рак легких Туберкулез Хронический бронхит Болезни курильщиков: ТАБАКОКУРЕНИЕ
Вред курения Вред алкоголя Вред наркотиков Никотин-причина многих смертельных заболеваний; Никотин-причина многих смертельных заболеваний; желтеет эмаль зубов; желтеет эмаль зубов; меняется цвет лица; меняется цвет лица; волосы теряют блеск, выпадают; волосы теряют блеск, выпадают; ногти на руках приобретают желтый оттенок, слоятся, ломаются; ногти на руках приобретают желтый оттенок, слоятся, ломаются; курящий человек приносит вред окружающим («пассивное курение») курящий человек приносит вред окружающим («пассивное курение») Каждая рюмка действует на организм, как яд; Каждая рюмка действует на организм, как яд; особенно сильно страдает зрение; особенно сильно страдает зрение; может возникнуть опухоль голосовых связок, воспаление легких, туберкулез, а цирроз печени ведет к смерти; может возникнуть опухоль голосовых связок, воспаление легких, туберкулез, а цирроз печени ведет к смерти; появляются постоянные боли в животе, тошнота, пропадает аппетит, что ведет к истощению организма; появляются постоянные боли в животе, тошнота, пропадает аппетит, что ведет к истощению организма; нарушается память, воля; нарушается память, воля; происходят изменения в системе кровообращения и сердце-инфаркт, кровоизлияния происходят изменения в системе кровообращения и сердце-инфаркт, кровоизлияния Растерянность галлюцинации; Растерянность галлюцинации; повышенные эмоции и нерациональное поведение; повышенные эмоции и нерациональное поведение; провалы памяти; провалы памяти; головокружение и тошнота головокружение и тошнота нарушение пищеварительной системы; нарушение пищеварительной системы; головная боль; головная боль; раздвоение изображения; раздвоение изображения; изменение цвета кожи и осанки; изменение цвета кожи и осанки; моральная деградация; моральная деградация; передозировка ведет к смерти передозировка ведет к смерти
Среди первоклашек последних лет % уже обременены «букетом» хронических болезней, а сколько еще прибавится за 11 школьных лет!
Правила здорового образа жизни Отказ от разрушителей здоровья, Отказ от разрушителей здоровья, т.е. от вредных привычек Систематические занятия Систематические занятия физкультурой и спортом Соблюдение правил личной Соблюдение правил личной гигиены и режима дня Рациональное питание Рациональное питание Закаливание организма Закаливание организма Положительные эмоции Положительные эмоции
Что такое здоровье? - Здоровье - это когда тебе хорошо. - Здоровье - это когда ничего не болит. - Здоровье - это от слова «здорово». - Здоровье - это красота. - Здоровье - это сила и т.д. «Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия».
Итог: О чем говорили сегодня? О чем говорили сегодня? Какие привычки Какие привычки называют полезными? называют полезными? Какие вредными? Какие вредными? К чему приводят К чему приводят вредные привычки? вредные привычки? Может ли человек сам Может ли человек сам избавиться от вредной привычки? Что для этого необходимо сделать? Какие основные выводы Какие основные выводы мы можем сделать?
Выводы: Существуют разные привычки: Существуют разные привычки: полезные и вредные. Хорошие привычки можно Хорошие привычки можно в себе развивать. в себе развивать. Надо стараться вести себя так, Надо стараться вести себя так, чтобы не приобретать плохих привычек. Не иметь вредных привычек Не иметь вредных привычек помогает сила воли.
Ишмухаметова Ляйсан Акбулатовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
ГБОУ Республиканский инженерный лицей-интернат
Населённый пункт:
г.Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала:
Классный час
Тема:
"Социальные нормы и асоциальное поведение"
Дата публикации:
11.04.2017
Раздел:
среднее образование
Классный час по теме «Социальные нормы и асоциальное
поведение»
План классного часа
1. Организационный блок
1.1 Приветствие учащихся и гостей
2. Актуализация знаний, умений, навыков
2.1 Вступительная беседа
3. Основной этап классного часа
3.1. Просмотр видеоролика, определение темы урока
3.2. Практическая работа в группах:
А) составление модели человека социального и асоциального
Б) работа с ситуацией
3.3. Выступление учеников
3.4. Анкетирование, ознакомление с итогами анкетирования
4. Подведение итогов классного часа
4.1. Оценивание работы на классном часе
4.2. Рефлексия
Паспорт открытого классного часа
1. Класс: 9в
2. Продолжительность: 35 минут
3. Место проведения: 325 кабинет
4. Форма: дискуссия
Социальные нормы и асоциальное поведение»
Формирование гражданской позиции, правовой и
нравственной культуры старшеклассников
7. Задачи:
Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и
чужих поступков.
Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение
говорить «нет» в ситуации нравственного выбора
Учить формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Образовательные:
Познавательные универсальные учебные действия
Формирующие умственные операции:
· Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или
несколько объектов, имеющих общие свойства;
· Сопоставлять объекты по нескольким признакам;
Формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:
· Высказывать предположения;
· Выявлять известное и неизвестное;
Универсальные учебные действия (регулятивные, коммуникативные)
· Формировать умение оценивать результаты своей деятельности;(Р)
· Формировать умение работать в малых группах;(К)
· Формировать умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный
вопрос;(К)
· Формировать умение корректировать свои действия и других;(Р)
· Формировать вербальные и невербальные способы коммуникации.(К)
Универсальные учебные действия (личностные)
· Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
· Формировать личностную мотивацию учебной деятельности;
8. Воспитывать качества лидера на примере работы в группах.
9. Основной дидактический метод: стимулирования и мотивации учения
(по Ю.К.Бабанскому)
10.Частные методы и приёмы: метод эвристической беседы, методы
организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
11. Дидактические средства: мультимедийный проектор, экран;
раздаточный материал для учащихся.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости,
давайте их поприветствуем.
1. Просмотр видеоролика : Предлагаю вашему вниманию небольшо й
видеоролик, внимательно просмотрим его и определим тему нашего
классного часа.
Ребята высказывают свои мнения, формулируют тему.
Учитель читает эпиграф:
Р.Эмерсон
2. Работа в группе: Составление модели человека , живущего по
социальным нормам и человека асоциального. (3 мин.)
Ученики составляют модель человека, закрепляют на доске, соединяют
лестницей.
Истинный показатель цивилизации-
Не уровень богатства и образования,
Не величина городов, не обилие урожаев,
А облик человека, воспитанного страной.
Р.Эмерсон
Чем выше на ступени находится человек, тем цивилизованнее общество.
Слайд: Социальные нормы
3. Работа с ситуацией: Ученикам раздаются листы с описанием ситуации, им
необходимо выяснить асоциальность поступка, причины, приведшие к
возникновению данной ситуации и помощь, которую можно оказать этим
Ситуация 1. Человек идет мимо озера и видит тонущего человека. Тот, кто на
берегу, в панике бегает, кричит, но реальную помощь не оказывает. Тонущего
спасает идущая мимо группу молодых людей.
Ситуация 2. В родильном доме от малыша отказалась несовершеннолетняя
Ребята высказывают свои мнения, определяют причины, которые приводят к
совешению асоциальных поступков.
Слайд.
4. Работа с ситуацией (обратная): Ребята сами предлагают ситуации
А теперь я предлагаю вам определить уровень своей ответственности и
способности к совершению поступков с помощью анкеты.
5. Анкетирование, результаты
Слайд
6. Ребята, сегодня мы с вами говорили об общественных нормах, причинах,
которые могут привести к нарушению этих норм и что нужно делать для того,
чтобы избежать проступков. Я даю вам несколько секунд, определите
насколько комфортно было вам на уроке и какую степень пользы вы
получили.
Раздаю график, каждый ставит точку, затем на доске ученик соединяет.
7. И в заключении я предагаю вам послушать притчу.