Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. Эмоциональное развитие ребенка
Наконец, рассмотрев все стили не вполне правильного воспитания, которые психолог Джон Готтман назвал , и , мы узнаем, как сделать воспитание детей эффективным. Эмоциональное воспитание — феномен, при котором родители признают свои чувства и чувства детей, умеют о них говорить, но и не забывают регулировать детское поведение.
Эмоциональное воспитание больше похоже на искусство, оно требует осознанности, умения слушать и поведения, направленного на решение проблем, — того поведения, которое я и мои коллеги обнаружили, наблюдая за здоровыми, хорошо функционирующими семьями. Эти семьи мы можем назвать эмоционально интеллигентными.
Эмоциональный воспитатель
- расценивает отрицательные эмоции ребенка как возможность для сближения
- легко может находиться рядом с грустным, сердитым или испуганным ребенком; эмоции его не раздражают
- осознает и ценит собственные эмоции
- считает мир отрицательных эмоций той областью, которая требует родительского участия
- чувствителен к эмоциональным состояниям ребенка, даже если они мало проявляются
- не теряется и не тревожится из-за эмоциональных выражений ребенка; знает, что делать
- уважает эмоции ребенка
- не подтрунивает и не преуменьшает негативные чувства ребенка
- не говорит, как ребенок должен себя чувствовать
- не чувствует, что он или она должны решать за ребенка все проблемы
- использует эмоциональные моменты, чтобы:
- выслушать ребенка
- посочувствовать и успокоить его словами и лаской
- помочь ребенку назвать эмоции, которые тот испытывает
- предложить варианты урегулирования эмоций
- установить границы и научить приемлемому выражению эмоций
- выработать навыки решения проблем
Влияние этого стиля на детей : дети учатся доверять своим чувствам, управлять своими эмоциями и решать проблемы. Они имеют высокую самооценку, лучше учатся, хорошо ладят с другими детьми.
Эмоциональное воспитание
В некотором смысле родители, которые занимаются эмоциональным , не сильно отличаются от невмешивающихся родителей. Обе группы безоговорочно признают чувства своих детей, не преуменьшают и не высмеивают их эмоции. Однако между ними существует принципиальное отличие: родители, практикующие эмоциональное воспитание, руководят эмоциональной жизнью своих детей. Они выходят за рамки принятия или ограничения неподобающего поведения и учат своих детей регулировать чувства, находить выходы и решать проблемы.
Проведенные нами исследования показали, что такие родители осознают собственные эмоции и хорошо чувствуют эмоции своих родных и близких. Кроме того, они считают, что все эмоции, даже такие, как печаль, гнев и страх, играют важную роль в нашей жизни.
В положительном ключе можно рассматривать даже чувство меланхолии. «Я знаю, что каждый раз, когда мне становится грустно, я должен снизить обороты и обратить внимание на то, что происходит в моей жизни, чтобы узнать, чего мне не хватает», —говорит Дэн. Эта мысль распространяется и на его отношения с дочерью. Вместо того чтобы относиться с неодобрением или пытаться сгладить чувства Дженнифер, когда она грустит, он рассматривает эти моменты как возможность с ней сблизиться.
«Это время, когда я могу просто взять ее на руки, поговорить и выслушать, что она думает». После того как они настраиваются на одну волну, у Дженнифер появляется возможность больше узнать о своем эмоциональном мире и об отношении к другим людям. «В девяти случаях из десяти она действительно не знает, чем вызваны ее чувства, — говорит Дэн. Поэтому я стараюсь помочь ей понять... А затем мы говорим о том, как ей в следующий раз обращаться с тем или другим».
Иметь чувства — это нормально
Многие родители в процессе эмоционального воспитания замечают, сколько радости им доставляет выражение эмоций детьми, так как это подтверждает, что родители и ребенок имеют одинаковые жизненные ценности. Одна из мам рассказала, что она очень обрадовалась, когда ее пятилетняя дочь заплакала из-за печальной телевизионной программы. «Мне это понравилось, потому что я увидела, что у нее есть сердце, что она заботится не только о себе, но и о других людях».
Другая рассказала о том, как она была горда (и удивлена), когда ее четырехлетняя дочь резко заметила после выговора: «Мне не нравится твой тон, мамочка! Когда ты так говоришь, ты ранишь мои чувства!». После того как мать осознала сказанное, она поразилась, что ее дочь не боится выразить свое мнение, и ей было приятно, что девочка использовала свой гнев, чтобы вызвать уважение.
Возможно, именно потому, что эти родители считают ценными отрицательные эмоции своих детей, они более терпеливо относятся к их злости, грусти и страхам. Они готовы потратить время на плачущего или раздраженного ребенка, выслушать его проблемы, посочувствовать, позволить ему выразить свой гнев или просто «выплакаться».
Выслушивая своего сына Бена, когда он расстроен, Маргарет часто пытается проявить сочувствие, рассказывая истории «Когда я была ребенком». Бен любит эти истории, потому что они показывают ему, что иметь чувства — это нормально.
Границы — для неприемлемого поведения
В рамках эмоционального воспитания ребенка родители поощряют в своих детях эмоциональную честность. «Я хочу, чтобы мои дети знали, что если они злятся, то это не означает, что они плохие или что они обязательно ненавидят человека, на которого злятся, — говорит Сэнди, мать четверых девочек, — и что вещи, вызывающие их гнев, могут привести и к хорошим событиям».
В то же время Сэнди устанавливает границы выражения эмоций у своих дочерей и старается научить их выражать свой гнев неразрушительными способами. Она хотела бы, чтобы ее девочки остались друзьями на всю жизнь, но знает, что для этого они должны быть снисходительными друг к другу и развивать свои отношения.
«Я говорю им, что злиться на свою сестру — это нормально, но давать злобные комментарии — некрасиво, — говорит она. Я объясняю им, что члены нашей семьи — это люди, к которым они всегда могут обратиться по любому поводу, так что не следует их отталкивать».
Введение определенных границ является обычным методом для эмоциональных воспитателей, которые могут принять любые проявления чувств, но не любое поведение. Если их дети ведут себя так, что могут нанести вред себе, окружающим или своим отношениям с окружающими, эти родители немедленно положат конец неправильному поведению и направят своих детей на менее вредные способы самовыражения. Они не ищут способ оградить своих детей от эмоционально напряженных ситуаций, так как знают, что детям нужен этот опыт, чтобы понять, как управлять своими чувствами.
Взрослым нелегко наблюдать, как их дети самостоятельно борются с проблемами, однако родители, занимающиеся эмоциональным воспитанием, не чувствуют себя обязанными исправлять все, что складывается неудачно в жизни их детей. Сэнди, например, говорит, что ее четыре девочки часто бывают недовольны, когда она объясняет, что они не могут купить все новые игрушки и одежду, которые хотят. Вместо того чтобы успокаивать, Сэнди просто выслушивает их и говорит, что испытывать разочарование — это совершенно естественно. «Я думаю, что если они научатся справляться с маленькими разочарованиями сейчас, то будут знать, как справиться с большими разочарованиями в дальнейшей жизни».
Стресс прошел — извинись
Поскольку такие родители понимают смысл и назначение эмоций в своей жизни, они не боятся показывать эмоции своим детям. Они могут плакать при детях, когда им грустно; они могут выйти из себя и объяснить своим детям, почему они злятся. Обычно дети учатся справляться со своими чувствами, глядя, как это делают их родители.
Ребенок, который видит, как его родители горячо спорят, а затем улаживают свои разногласия мирным путем, получает ценные уроки по разрешению конфликтов и выдержке в отношениях между любящими людьми. Ребенок, который видит, что его родителям очень грустно — например, из-за или смерти бабушки или дедушки, — сможет усвоить важный урок, как справляться с горем и отчаянием. Ребенок узнаёт, что когда люди вместе переживают горе, то близость и связь между ними усиливаются.
Такие родители могут сказать своим детям неприятные вещи, что, конечно, случается во всех семьях, но они не боятся извиниться. В состоянии стресса родители могут реагировать бездумно, давая ребенку нелестные эпитеты или угрожающе повышая голос, но если после таких действий они выражают сожаление, то учат своих детей извиняться. Таким образом, инцидент может стать еще одной возможностью для сближения, особенно если родители готовы рассказать ребенку, как они себя чувствовали в тот момент, и обсудить с ним, как он мог бы справляться с такими ситуациями в будущем.
Почему поведение детей улучшается?
Эмоциональное воспитание хорошо работает вместе с позитивными формами поддержания дисциплины, при которых детям четко объясняют последствия плохого поведения. На самом деле родители, практикующие такое отношение, могут вдруг понять, что по мере того, как семья все больше осваивает метод эмоционального воспитания, их дети начинают лучше себя вести. Это происходит по нескольким причинам.
Во-первых, родители, использующие эмоциональное воспитание, всегда реагируют на эмоции своих детей до того, как те стали слишком интенсивными. Другими словами, эмоции не успевают набрать градус, как ребенок получает внимание, которого он добивается. Со временем дети начинают испытывать уверенность, что родители их понимают, сопереживают им и интересуются всем, что происходит в их жизни. Детям не приходится капризничать только для того, чтобы почувствовать участие своих родителей.
Во-вторых, если родители занимаются эмоциональным воспитанием с самого раннего возраста, то их дети становятся мастерами искусства самоуспокоения и могут оставаться спокойными в состоянии стресса, что, в свою очередь, уменьшает вероятность их плохого поведения.
В-третьих, родители, занимающиеся эмоциональным воспитанием, не осуждают своих детей за проявление эмоций, поэтому у них меньше поводов для конфликтов. Иными словами, детей не ругают за плач из-за разочарования или за выражение гнева. Тем не менее родители устанавливают определенные границы и ясно и последовательно объясняют, какое поведение является приемлемым, а какое нет. Когда дети знают правила и понимают последствия их нарушения, они скорее будут хорошо себя вести.
Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что дети, с которыми занимаются эмоциональным воспитанием, лучше учатся в школе, более здоровы, их отношения со сверстниками складываются благополучнее. У них меньше проблем с поведением, и они быстрее восстанавливаются после тяжелых переживаний. Обладая хорошо развитым эмоциональным интеллектом, такие дети подготовлены к рискам и проблемам, с которыми им предстоит справляться.
Купить эту книгу
Комментировать статью "4 типа родителей: кто умеет воспитывать на самом деле"
4 типа родителей: кто умеет воспитывать на самом деле. После того как мать осознала сказанное, она поразилась, что ее дочь не боится выразить И в этом я могу помочь, если Мама и сейчас про меня рассказывает- типа какой внук, как я...
Обсуждение
Ответ - "обычная" универсален. Зависит от ситуации. В ситуации отдыха - яже..., т.к. на отдых (в смысле куда-то поехать) всем в семье денег никогда не было, то отдыхали (хотя бы немножко и не далеко) дети. Вообще - материальные плюшки (они же - обычные потребности) - детям в первую очередь. А вот ходить добиваться за них чего-то НЕматериального, тем более вмешиваться в их отношения (вариант - защищать) - нет, это не про меня.
я точно не яжемать - в школу не хожу, с учителями общаюсь по минимуму, своё дитятко всегда правым и не в чём не виноватым не считаю, уроки за ребёнка не делаю, портфель не собираю, рефераты не пишу... блин, я, походу, ехидна.
10 лет назад я ходила с этой проблемой на тренинги для ПР в ДД 19 в Москве, очень Обществу дешевле тратить деньги на лечение, реабилитацию и воспитание психически Если у вас возникло подозрение на эмоциональное выгорание, то в этом плане вероятно, что у вас...
Обсуждение
Да, статья правильная. Но моя меркантильность кричит криком - денег, дайте денег!
На медиатора, тьютора, санаторий для ПР, няню, оплату отпуска приемной маме, специалистов, диспансеризацию, которую мама и папа должны проходить хотя бы раз в год. Причем, не формально - и МРТ, и эндокринолог, и кровь на онкомаркеры, и много ещё чего. недавно в нашей области ушла от стремительной онкологии прекрасная женщина, ресурсная (слово-то какое, не семейное, не теплое((приемная мама...
Деньги нужны и на оплату труда тем самым семьям,которые согласятся взять детей "на передержку" или в гости - кому как нравится, пока родители зализывают раны.
И о дополнительном образовании ПР тоже не грех подумать и его профинансировать, как и занятость частичную им организовать, ибо, замыкаясь в приемно-родительских проблемах, реально свихнешься((.
Мой здравый смысл вопиет - нужны службы сопровождения, ориентированные на РЕАЛЬНУЮ помощь (см. пункт про меркантильность), круглосуточный центр поддержки,куда, как приспичит, в любое время суток, может обратиться ошалевшая от воспитательных потуг мать, где мудрая Баба Яга-психолог её накормит, напоит, в баньке попарит)), выслушает, посочувствует - даже если она трижды не права и налепила психолого-педагогических косяков, ибо ей надлежит вернуться к ребенку просветленной, отдохнувшей и снабженной дельными рекомендациями, доброй и понимающей, наконец.
Мне,конечно, могут возразить - о чем думали,когда брали? Да о том думали,что вылечат, выучат, полюбят. И, формально, ресурсы были. Да действительность оказалась куда более суровой, чем ожидалось, с сюрпризами и подводными течениями, с ног сбивающими... Вот и потребовалась внешняя поддержка. А её кот наплакал. Вот и имеем, что имеем.
Да, про контроль. На мой взгляд, о контроле стоит всерьез говорить, когда для приемных родителей будет создана комфортная среда обитания. А сейчас любой контроль и попытки "сопровождать" будут однозначно восприниматься издевательством и вмешательством в жизнь семьи.
Контролировать следует начальные условия и соблюдение законодательства неукоснительное, искать дырки в законах, четко и однозначно их формулировать, повышать юридическую и психологическую грамотность сотрудников опек, налаживать электронный документооборот. Будь он - и ситуации с известной семьей просто бы не случилось. Но, деньги, Карл..
забавно, но в статье прямым текстом написано - все зло от близких. Кстати, я с этим согласна, когда у меня были плохие времена, меня спасло то, что не было рядом ни непонимающего мужа, ни родни, никого, кто клевал бы мозг.
Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных И там и там горе, расстройство, огромные эмоциональные и материальные вложения, куча Я 9 лет назад тут впервые сама прочитала, что такое бывает. И никак себе представить не могла...
Обсуждение
Ира, вот видишь там внизу тему, что бывает хорошо с приемными, так ты не забывай, что там пишут те, кто может еще полгода или год писали, что все - край, беспросветный мрак и безнадега. Я сама три месяца назад была готова своего младшего к психиатру тащить, потому что поведение было ну очень невменяемым. А потом раз и наладилось, потерпели, поработали и сейчас вполне съедобный ребенок.
У тебя, а скорее у Кати, сейчас есть объективные причины для съезда крыши на бок, надо помочь ей, надо не упустить, сжать зубы и держать крепко, помнишь как в сказке Иван-царевич держал Марью-царевну, пока она в его руках превращалась то в змею, то в других разных гадов. Удержал до конца, не выпустил и кончился ряд превращений, стала она на веки прекрасной царевной. Так вот и ты потерпи, только будь сильнее, чем твоя дочь, слабостью здесь дел не поправишь. Ты не сдавайся, ты же помнишь куда вела ребенка все эти годы, так и продолжай идти этим же путем, не иди у нее на поводу. Только будь намного Умнее(хитрее) ребенка, пока она командует ситуацией, а тебе надо предугадывать ситуацию, логически просчитывать что во что выльется, все как в бизнесе. И не переставай попрежнему быть феей для ребенка, не баловать, а именно исполнять желания, хоть иногда, одними ежовыми рукавицами подростка не удержишь.
Обнимаю, переживаю за вас.
Все будет хорошо, только надо ночь простоять, да день продержаться.
Ир, я в личку написала.
Это так называемый эмоциональный шантаж, который заключается в следующем. Я не стала отдавать его на воспитание чужим людям. Все эти интернаты, учреждения с жесткой Что только ни делала, а дочь в 31 год такая же как этот шестиклассник 25.02. 2018 08:21:40, Аноним1.
Обсуждение
Мой ё12-летний сын абсолютно такой же:-(
Я сама не сталкивалась с таким в воспитании, у нас с детьми как-то все легко проходит, без особых скандалов (хотя, конечно и они бывают). А вот моя подруга с дочкой консультируются у психолога Надежды Храмовой, она очень хороршие отзывы мне рассказывала о ней, поэтому смело вам её порекомендовать. потому что у неё была точно такая же ситуация, дочь не слушала ничего, делала всё через пень-колоду, неглупая девочка, но учиться совсем не хотела. После психолога стало намного легче с ней, она и по дому помогает и со своей мамой стала более общительной, стали вместе ходить куда-то (раньше вообще наотрез отказывалась от совместного отдыха). Я вам внизу оставлю координаты её психолога, попробуйте для начала может одной к ней обратиться, чтобы понять это отклонения или у него такой характер.
Самой быть спокойнее, и спокойным тоном обозначить правило: предупреждать о том, что куда-то собирается пойти, поехать, пригласить домой. 4 типа родителей: кто умеет воспитывать на самом деле. В рамках эмоционального воспитания ребенка родители поощряют в своих...
Обсуждение
Чтобы не было таких ситуаций, надо было давным-давно поговорить с впечатлительной дочкой,при чём напугать её при этом до ужаса.
Вот многие родители без мозгов. Берут чужого ребенка и как будто так и надо. Когда к моей дочке приходит Одноклассник в гости (1класс) я обязательно пишу, что ребенок такой-то у нас дома. Ну вот хоть бы кто про моего написал...
24.09.2017 07:23:08, Эвикэмоциональные качели. Опыт усыновления/опеки/патроната. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.
Обсуждение
Нашла свою темку ибо давно тут не была.
Помню на меня тогда все накинулись-типа зачем это вам надо,
бросьте пока не поздно.
3 месяц как парень у нас дома.
Называет нас мама-папа,с дочкой отношения хорошие-вместе играют,бегают.
Без ссор конечно не обходится,но он сразу просит у нее прощения,даже если сам виноват.
Собрала своих "двойняшек" в школу.
Пока полет нормальный.
В продолжение темы.
Все-таки хорошая вещь-гостевой режим,чтобы там не говорили.
Второй раз было уже намного проще и легче.
Может потому что мы все были заняты работой по дому и мальчик нам активно помогал.
Но времени на всякие левые мысли совсем не оставалось.
Сам он себя прекрасно занимает-и конструктор соберет,и
с дочкой поиграет.Не обошлось правда без истерик
с его стороны(абсолютно не может проигрывать,если что то не получается-
настоящий концерт для духового оркестра).
Но главное я поняла-все проблемы- в моей голове.
Так что продолжаем пока гостевой))
Спасибо всем вам за ваши отзывы и мнения!
Хорошее воспитание. ...затрудняюсь выбрать раздел. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на Вот мне всю жизнь говорили, что у меня хорошее воспитание. Но я понимала, что это читается так - "ты не выпендриваешься, не качаешь права...
Обсуждение
Говорить о воспитанности взрослого человека имхо странно.
В этом случае как правило используются такие понятия, как интеллигентность, культура, образованность, деликатность тд.
А понятие воспитанность - это скорее о детях и юнцах. Воспитанность - скорее плод стараний воспитателей, чем личное качество. Но как показывает жизнь, воспитывать детей можно одинаково, а результат получается разный.
Но для меня воспитанный ребенок это тот, кто ведет себя вежливо, говорит спасибо:), не грубит старшим, уступает место бабушкам в трамвае, помогает в меру сил слабым и немощным и тд.
Хотя от возраста зависит, конечно. В год воспитанность - одно, в 10 - другое, в 15- третье.
Выращенные за 20 лет самым многочисленным в мире посольством США на Украине фашисты не скрывают, что идут освобождать Россию от жидомасонского ига: их цель спровоцировать и развернуть массовые погромы 4 типа родителей: кто умеет воспитывать на самом деле.
Обсуждение
может не надо поднимать еврейский вопрос?В хунте кто,славяне?эти люди дезавуируют понятие холокоста,истребляя свое население.
Тоталитарная система управления имеет несомненные перимущества лучшей управляемости и выживаемости в эволюционной борьбе общественных устройств.
Демократия - удобная ширма устройства тоталитарного общества.
Любая тоталитарная система так или иначе строится на лжи, на массовой, масштабной, структурированной и системной дезинформации населения - именно этим она и обеспечивает свое главное преимущество - высокую управляемость этим населением.
В настоящее время идет борьбв нескольких тоталитарных режимов, в частности - США и РФ. Кроме того есть тот же Китай, Арабско-исламский мир и другие, менее развитые в тоталитарном плане общества, именно поэтому и проигрывающие борьбу за рессурсы.
Методы борьбы у этих образований одинаковы - просто в связи с полной индентичностью их структуры и управления.
Рассказывать "правду" рядовым жителям одного тот общества другому чтобы "обличить" его в "нечестности" - детский, очень наивный и вообщем откровенно глупый подход.
Это все равно, что рассказывать эритроцитам, что они обречены на жизнь в течении 150 дней,в то время, как нервные клетки головного мозна будут жить до конца жизни всего организма. Дпа, это так. Но, если это будет не так, то организм умрет - эритроциты не захотят умирать так рано, образуют новообразование и будут жить тоже вечно - т.е.ю до смерти всего организма от рака
Правильно воспитывать и вырастить достойного человека - не одно и то же, имхо. Для меня понятно лишь определение "воспитанник (ца)" учреждения. Именно о воспитании вы и говорите. 4 типа родителей: кто умеет воспитывать на самом деле.
Эмоциональная задержка развития. Воспитание. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.
Обсуждение
знаете, проблема нисколько не отличается от такой же у кровных детей. У нас в классе и у друзей периодически появляются дети из загородных домов по дмитровке. Так вот все они жадно начинают общаться в школе. А кто и не прекращал) хотя учится с 1 класса, а сейчас например 8-й
Теория вашего психолога красивая, но...Как же у многих психологов существуют красивые сказки про причины проблем.Все-то они знают: как жить правильно и что будет. Но я в нее не верю. Поскольку близко знаю двух очень дорогих и умело учащих жизни психологов (а на деле у них самих снежный ком проблем и на личном фронте и с детьми, и оно не улучшается).Клиенты смотрят в рот и находят все новые и новые сказки про причины неудач благодаря их креативу. Да воз и ныне там. Сапожник без сапог в этой профессии как повар, не умеющий готовить, но учащий этому.
Вам нужен приходящий учитель для освоения технологий и техники работы над домашним заданием. Банально научить учиться, научитьь искать информацию научить организации работы.
Порядок выполнения дз. План. Как сделать быстро и правильно упражнение? Как выучить стих? Как читать задачи и понимать их? Как быть, если задача не решается. Ввести эти техники работы в привычку; а уж посеешь привычку, пожнешь характер. Много пятерок в портфеле - лучшая мотивация к учебе.
Вы никогда не задумывались, отчего, даже если ребенок кровный (на гены не спишешь, родители медалисты)здоров, много играл и играет:-), а все равно ответственности нет? Я думаю, это качество во многом врожденное. Меня никогда этому не учили, имеем гиперответственность, брата не учили - имеем здоровый пофигизм. Родители одни, методу не меняли. Так что с детьми, у которых это качество на подкорке не заложено, разумны вырабатывание привычек и рефлексов, технологии, мотивация, режим и разумная организация времени. Как в армии. 8 часов на уроки в день не научит дитя делать их самому, только отвращение разовьет. Мнение, конечно, частное. Но не знаю ни одного случая, чтоб годами сидели до заката над дз и потом вдруг озарение пришло "я буду делать все сам и быстро"
06.12.2012 09:40:07, Темурикаа, ну и брат младше на 2.5 года - самое то для игр было всегда, пока не наверстал.
Родители всегда думают, что любят именно детей. А на самом деле часто за их счет пытаются решить свои проблемы и потешить свои комплексы. Ведь в интересах ребенка получать... 4 типа родителей: кто умеет воспитывать на самом деле. А почему у родных кровных братьев...
Обсуждение
Мое мнение: если люди хорошие, но при этом плохие родители - то так и получается.
Мне кажется это врожденное в основном, может гены каких-то предков одному достаются а другому нет. Сколько случаев что в одной семье несколько детей, их родители воспитывают абсолютно одинаково, а результат разный.
Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.
Обсуждение
Спасибо!Мы-классика жанра оказывается.И строительство шалашей и домиков, и тяга к компаниям и все по списку.Ох.Как лечить то все это?Самой, без психологов?И как это корректируется в жизни?
22.04.2012 13:44:45, миряночкаПродолжу в новой ветке:
7 - Приемные родители детей "с недифференцированными привязанностями". Реакции детей на требования приемных родителей.
В этой ситуации только успешное выполнение аналогичного задания другими детьми может заставить действовать ребенка более продуктивно (в основном, путем подражания другому ребенку).
Роль другого ребенка в эмоциональной жизни ребенка “с недифференцированными привязанностями”, может быть, даже превосходит ту роль, которую играют в ней знакомые взрослые.
Особенностью привязанности ребенка “с недифференцированными привязанностями” ко взрослому является то, что она тесно переплетена с привязанностью к другим детям. Дети привязываются ко взрослому не каждый по отдельности, а небольшой группой. Они предпочитают общаться со взрослым только в присутствии “своих” детей. Индивидуальные занятия их угнетают, ребенок стремится вернуться в группу, “к ребяткам”. В неопределенных или пугающих ситуациях такой ребенок ориентируется, прежде всего, на реакцию хорошо знакомых детей, а не на реакцию своего взрослого.
Привязанность к другому ребенку может быть очень устойчивой и глубокой, чего нельзя сказать о качестве эмоциональных связей таких детей со взрослыми.
Отношения детей друг к другу, особенно тех, которые воспитывались вместе в одной группе, начиная с первых месяцев жизни, напоминает отношения между детьми, которые провели вместе несколько лет своей жизни в концентрационном лагере (A.Freud). Та же боязнь отделения, разлуки, проявления заботы друг о друге, кооперация, то есть зрелые отношения, которые наблюдаются только в пределах узкой группы – между детьми с общим, разделенным ранним опытом.
К остальным детям, не входящим в число близких друзей, ребенок “с недифференцированными привязанностями” относится, прежде всего, как к партнерам по шумным подвижным играм с элементами борьбы и преследования. Участвуя в этих играх, такой ребенок нередко неправильно понимает или, вообще, не воспринимает важные для регуляции игры эмоционально-выразительные проявления другого ребенка. Это вызывает сбои в игре и “запущенную” агрессию. Например, игнорируется плач другого ребенка, который в норме должен остановить физическое воздействие другого ребенка; либо, напротив, “жертва” сама провоцирует переход игры в агрессию, не подавая тормозящих игру сигналов (не плачет).
В целом, для ребенка “с недифференцированными привязанностями” привязанность к другим детям и отождествление себя со своей группой является более надежным источником чувства безопасности и уверенности, чемпривязанность к своему взрослому. Такая двойная привязанность с предпочтением привязанности к своей группе обеспечивает детям – “с недифференцированными привязанностями” удовлетворительный уровень адаптации к условиям детского дома. Кроме того, хорошей адаптации способствует то, что такой ребенок не фиксируется длительно на своих обидах и переживаниях, он легко забывает неприятный опыт и ожидает от других, что они также легко будут забывать и прощать.
Что-то очень знакомое в ваших словах. Только, пожалуй, без уваливаний на пол. И началась вся эта прелесть, когда а) родился второй ребенок и б)когда началась учеба в школе, т.е. когда увеличилась нагрузка и количество требований. Не знаю, как со всем этим справляться, мысль о психиаторе, которую в свою время очень аккуратно озвучил мне невропатолог, навевает на меня тоску. Постою послушаю, что умные люди скажут. Хотя столько уже пробовано перепробовано.
Воспитание в полтора года: жёстко или ласково? Что такое эмоциональное воспитание? Как добиться хорошего поведения детей? Если заеатывается истерика на мое Нет в ответ на ее Мне не близко " жесткое воспитание ", но то...
Обсуждение
Очень ты терпеливая) это лишнее с детьми, во всяком случае, до определенного возраста.
Я б влепила чужому (словесно, конечно) еще во время наступания на ветки.
И строго бы сказала - без меня - как хотите. А сейчас будьте любезны уважать просьбы родителей. При мне. Конкретно.
И не было бы ни драки за сосиски, ни крови ручьем.
Все следует делать вОвремя. Тогда темы, я думаю, не будут возникать)
П.С. Можно быть мягким, но однозначным при этом.
Согласна с вами. На мой взгляд, все начинается с утверждения "дети не равны родителям и не имеют равные с ними права". То, что позволено цезарю, не дозволено быку:-) У меня с ребенком разная ответственность и, соот-но, разные права.
При этом у меня довольно часто бывает ситуация, когда я несу тяжести (ее сумки, портфели и т.п.), дочка может идти налегке и баловаться:-)
Что такое "воспитание"?(по мотивам...)
* Воспитание - процесс целенаправленного систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями… ** Воспитание, в широком смысле, воздействие на человека, способствующее развитию данного человека.
4 типа родителей: кто умеет воспитывать на самом деле. Родители могут воспитать уважение к старым людям только собственным примером. На суде (там еще специально судью черного нашли) убийца сказал, что им немного денег на...
Обсуждение
У меня на работе был 50-летний сотрудник, которого любили абсолютно все, очень уважали, как порядочного, мудрого и доброго человека. Мало кто знал, что он отсидел 15 лет за умышленное убийство - в 20 лет зарубил топором жену и любовника. По сей день ничего плохого об этом человеке сказать не могу: что было - за то его судил суд и будет еще судить Бог. Я так думаю...
Добавлю: некоторые возмущались тем,что он дотащил этого рекетира до больницы,хотя вполне мог бросить в речку и дело с концом,а так "сам себе срок пришил".
28.02.2002 16:06:55, авторшаЭмоциональное воспитание включает в себя не столько систему поощрений и наказаний, сколько сам процесс: за что, как, почему. По сути эмоциональное воспитание – это демонстрация ребенку того, как реагировать на то или иное событие, как находить выход из ситуации, опираясь на имеющийся опыт, как общаться с людьми и как делать выбор. В любой воспитательной программе важны три составляющих: знание, способы и последовательность действий. Но определяющим звеном в этой цепочке является личность педагога. Родители и есть лучшие педагоги, и от того, как они поведут себя в отношении собственных детей, зависит формирование индивидуальных особенностей характера ребенка.
Все начинается с любви
Новорожденные
Одним из важных этапов эмоционального воспитания ребенка, на который родители почему-то не обращают особого внимания, является опыт ручного периода первого года жизни . Не говоря о том, что еще во время беременности мама ласково разговаривает с «животиком», слушает спокойную красивую музыку, читает стихи и сказки, после рождения малыша она все время (!) находится в непосредственной близости с ним, лучший контакт – прикосновение, тело к телу. (Об этом в статье «Индейцы племени екуана: уроки воспитания счастливых детей» .)
Понятно, что именно мама, а не папа, должна забыть о работе, если у нее нет возможности брать ребенка с собой на работу, забыть о каких-либо развлечениях, командировках и т.д. Всецело она погружается в процесс общения и знакомства малыша с окружающим миром. Для этого ничего особого делать не надо, просто жить с ребенком на руках, ходить в магазин, в гости, заниматься домашним хозяйством и даже спать с ним. Никакие няни, сиделки не заменят в данном случае мать, которая по природе своей передает ребенку необходимое тепло, любовь и энергию. Нахождение младенца в привычном для него континууме, на руках у матери, формирует его отношение к миру и определение своего места в нем. Защищенность и одновременно ощущение властелина мира делает человека счастливым на все последующие годы. К тому же, находясь в непосредственной близости с мамой, ребенок познает мир намного шире и глубже, нежели разглядывая его черед узкую щель коляски, а его тело станет гибким и пластичным за счет постоянного дискомфорта от движений матери.
Ребенку 8 месяцев
К восьми месяцам , когда ребенок начнет ползать, он сам слезет с рук, но мироощущение у него будет совсем иным: уверенность и смелость. Именно мать дарит ребенку первые эмоции – радость, грусть, гнев, раздражение, восхищение, удивление и преданность. Привязанность к матери определяет эмоциональное развитие , доверие или недоверие. Если ребенок по той или иной причине оторван от матери с семи и более месяцев, его психика травмируется, и впоследствии, он может потерять доверие к людям и замкнуться в себе. Привязанность к родителям – одна из форм эмоциональной коммуникации, отсутствие которой непосредственно сказывается на развитии речи, мышления, а в некоторых случаях формирует аутистические признаки. Любовь другого человека является наипервейшей потребностью ребенка. Любовь родителей – источник эмоционального благополучия, поэтому малыша нужно постоянно удивлять, радовать, восхищать – только в этом случае возможно истинное сотрудничество и сотворчество.
Средства эмоционального воспитания
Ребенку 1 год
С 12 месяцев , когда ребенок начинает ходить и активно познавать мир, ему необходимо предметно-действенное общение. Он производит действия с предметами, например, укладывает спать машинку, расчесывается, возит тряпкой по полу, повторяя за мамой. Подражательная манера для маленьких детей – основной способ знакомства с миром. Поэтому здесь важно взаимодействие со взрослым, который должен все-время что-то делать перед глазами ребенка: мыть, стряпать, чистить зубы, чинить и т.д. На этой стадии развития важно ситуативное понимание ребенком обращенной речи и повторение за взрослым некоторых инструкций. Как нельзя лучше для этого подходят логоритмичные игры, песенки, потешки: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Мишка-косолапый», «Шел король по лесу».
Решающим фактором в эмоциональном воспитании ребенка являются сказки . Чтение сказок захватывает, развивает воображение, помогает разобраться в собственных ощущениях, отличить добро от зла и понять свое место в жизни. Образцы поведения сказочных персонажей позволяют примерить на себя роли, как героев, так и злодеев и сделать свой нравственный выбор. Подрастая, малыш с удовольствием посещает театр, где наглядно видит на сцене представляемые образы. Общение с животными, растениями, наблюдение за природными явлениями также обогащают эмоциональную картину мира малыша. Мир природы не отделяется им от мира людей: он разговаривает с солнышком или сердится на дождь. Краски, звуки, формы заполняют детское сознание. Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, развивающийся человечек приписывает их неодушевленным предметам. Оживают стулья, карандаши, машины. Способность сопереживать выдуманным героям формирует положительные качества и добродушное отношение к людям.
Ребенку 3 года
Для малыша очень важна та оценка, которую дают взрослые другим взрослым, детям, персонажам сказок, на ее основе формируются его собственные оценочные суждения, которые он должен будет применить на практике, используя в сюжетно-ролевой игре. Уже к трем годам многих детей захватывают игры, где они выступают в какой-либо социальной роли. Сначала это мама или папа, самые уважаемые люди, затем представители некоторых профессий. Для нормально развивающегося ребенка очень важно обыграть свои действия и сделать выбор в трудной ситуации. Например, покупатель пришел в магазин и забыл дома кошелек, как поведет себя продавец? Позволит сходить домой за кошельком, откажет в покупке или, (у детей все возможно), отпустит товар даром. Немаловажно при этом, какие слова произнесет «продавец», (явно те, которые уже слышал от взрослых). Родителям важно понимать, что дети копируют их эмоциональные реакции , в связи с этим нужно быть внимательным к собственному поведению.
Показателем счастливого детства является не отсутствие конфликтов, а умение выходить из них с наименьшими потерями. Как выражать эмоции, (держать раздражение и агрессию в себе – не лучший способ), кто должен первым пойти на примирение, как помириться, какие приемы использовать – всему этому ребенок учится автоматически. Общение родителей в повседневной жизни является одним из основных способов эмоционального воспитания.
Детский сад
Посещение детского сада и других общественных заведений – очередная ступень в эмоциональном воспитании личности. Здесь малыш учится общаться со сверстниками и с другими взрослыми, перенося модели поведения семьи на других людей. А также дошкольник перенимает новые модели поведения у сотоварищей. К старшему дошкольному возрасту типичной становится такая модель поведения, как длительная привязанность к сверстнику . Эта привязанность нужна для того, чтобы понять эмоциональное состояние другого и научиться управлять своими эмоциями. При завязывании дружбы основное значение приобретает уже не не внешняя ситуация, а внутренние чувства: симпатии, уважение, приятие. Формируются такие чувства, как совесть, гордость, стыд, чувство вины. Важно не перегнуть палку с наказаниями, объяснив справедливость мер воздействия и не забывая о поощрениях, которые повышают самооценку. Личность воспитателя играет основополагающую роль. Именно он влияет на формирование чувства прекрасного, которое претерпевает некоторые изменения.
Ребенку 5 лет
В 5-7 лет ребенок улавливает пластику танца, ритм музыкального произведения, гармонию красок и оценивает красоту природы через призму своих переживаний. Меняются и мотивы поведения, один и тот же эмоционально окрашенный поступок несет разный смысл. Например, в трехлетнем возрасте ребенок бросает крошки курам, чтобы посмотреть, как они будут клевать, а шестилетка – чтобы помочь матери по хозяйству. Развиваются мотивы самоутверждения и самоконтроля. Ребенок отделяет себя от других людей и претендует на то, чтобы его уважали и слушались. Поэтому в детском саду многие дети хотят быть главными в игре. В старшем дошкольном возрасте формируются соревновательные и нравственные мотивы поведения. Одним из самых популярных вопросов становится – «почему». Нередко дети не только спрашивают, но и пытаются сами найти ответ. Стремление к самостоятельности , сравнение себя с другими и желание выделиться – важный этап эмоционального развития. С пониманием своих поступков приходит понимание нравственных норм и правил поведения в обществе. Впоследствии, возникают общественные мотивы – желание сделать что-то для других людей, принести пользу. Под чутким руководством воспитателя малыши готовят поделки в подарок близким или нуждающимся в помощи людям.
Таким образом, через призму общения детский сад способствует формированию эмоциональных реакций ребенка, способов взаимодействия с другими, а также иерархии мотивов поведения и дифференциации чувств. Эмоциональное развитие в детском заведении определяет систему его будущих реакций на ту или иную ситуацию, а сформированный внутренний мир дошкольника дает основание впервые назвать его личностью.
Эмоциональный опыт
Ребенку 7 лет
К семи годам заложены основы эмоционального развития. Растущему человеку остается лишь умело распорядиться имеющимся опытом. Через отделение от родителей в латентном периоде и отрицание действительности в подростковом возрасте ребенок обязательно придет к воспоминаниям раннего детства. В юности происходит эмоциональное созревание, дружба крепнет, любовь играет главную роль. Приходит время выразить чувства и, получив поддержку, самоутвердиться в выборе цели и жизненного плана.
Проблемы ребенка волнуют практически всех родителей. Однако если ребенок растет неуравновешенным, неуверенным в себе, часто болеет, плохо усваивает школьную программу и , то большинство склонно винить в этом систему образования, улицу, плохую экологию, наследственность, экономическую нестабильность, некачественные продукты, СМИ, компьютер и еще десятки факторов. С этим нельзя не согласиться: отечественная образовательная система еще далека от совершенства, а информационная агрессия и негативно влияют на детский организм. Но при этом почему-то не принимаются во внимание эмоциональный климат в семье, манера общения родителей между собой и с ребенком, отношение самих взрослых к окружающему миру. А между тем, формируется, прежде всего, в семье. Именно родители могут и должны обеспечить своим детям условия для формирования полноценной личности – фундамента для его адаптации в социуме.
Психоэмоциональные проблемы ребенка – отражение родительских проблем
Жалобы родителей на раздражительность, неусидчивость, агрессивность, безразличие или апатичное состояние ребенка стали столь обыденными, что на эти серьезные симптомы психологического нездоровья. Большинство родителей не осознают при этом, что такая позиция не только неправильна, но и вредна.
На самом деле поведение ребенка является ответной реакцией на существующие проблемы родителей и их зеркальным отражением.
Проблему «он меня не слышит, он меня не слушается» невозможно решить разговором на повышенных тонах в надежде, что ребенок, наконец, «услышит» взрослых. Не услышит. А его реакция будет точно такой же: или крик и слезы или демонстративное игнорирование родительских претензий. В связи с этим психологи рекомендуют развивать эмоциональный интеллект как детям, так и родителям
Что такое эмоциональный интеллект
Эмоциональное здоровье человека связано с понятием Еmotional intelligence. Термин «эмоциональный интеллект» (EI) появился в 90-х годах прошлого столетия. Под ним подразумеваются ментальные способности человека правильно истолковывать собственные и чужие эмоции для реализации собственных целей. Умение понимать эмоциональную подоплеку отношений, корректировать свое и регулировать чужое эмоциональное поведение, использовать эмоции для решения конкретных задач формирует в ребенке лидерские качества. Люди с имеют больше шансов быть успешными в карьере, в партнерских отношениях, быть счастливыми в любви.
EI ребенка находится в стадии формирования, он еще не развит. Поэтому неудивительно, если ребенок часто капризничает, проявляет беспричинную агрессию или, наоборот, апатию. А малыши-дошкольники еще не умеют управлять своим эмоциональным поведением, и для выражения гнева, обиды, несогласия или антипатии используют крик и плач. Маленький человек еще не знает, что умение управлять эмоциями является самым эффективным способом достижения любой цели. Не стоит оставлять ребенка один на один с проблемами и ждать, когда он ценой горького опыта придет к эмоциональной компетентности. Родители не имеют права обрекать ребенка на поражения, разочарования, потери и стрессы. Они должны рассказать ребенку, как справляться с жизненными ситуациями, как выстраивать отношения, как управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей, как эмоционально мотивировать окружающих на положительные отношения.
Но как все это донести до ребенка, если взрослые сами не умеют управлять своими эмоциями? Если они по любому поводу , слышат только себя и не обращают внимания на настроение своих близких? Причин «эмоциональной глухоты» родителей может быть много: это и высокие нагрузки на работе, и конфликты с коллегами, и домашние хлопоты, которые, как известно, никогда не заканчиваются. Да и банальная нехватка денег, наконец, знакомая многим семьям. Все это вызывает стресс, который накапливается, как снежный ком, и либо выплескивается наружу в виде взрыва негативных эмоций, либо переходит в хроническую усталость и безразличие к близким. Понятно, что оба варианта не добавляют ребенку позитива: в окружении издерганных родителей, вечно занятых своими проблемами, он чувствует себя досадной помехой для взрослых – и в итоге попросту замыкается в себе. Постепенно у него появляются комплексы, неуверенность в своих силах, заниженная самооценка. Понятно, что с таким «багажом» о полноценном развитии личности говорить не приходится.
Что же делать?
Одни психологи утверждают, что повысить уровень EI невозможно. Другие придерживаются мнения, что хотя Еmotional intelligence является относительно устойчивой способностью, существует ряд . Мы склоняемся ко второму варианту, так как уверены, что родители, осознающие свою ответственность за будущее ребенка, обязательно найдут способ для их эмоционального развития. Но для этого следует научиться управлять собственными эмоциями – то есть не давать выплескиваться негативу и акцентировать внимание на позитивных моментах.
Не давать выхода негативным эмоциям на людях очень сложно. Это требует длительной работы над собой, но не стоит отчаиваться, а стоит начать. С себя.
Вот несколько психологических методов контроля эмоций: они подойдут и родителям, и детям:
включить воображение. Если хочется ударить собеседника, то сделайте это, но только мысленно
представить себя под куполом, зонтом, за стеной при неприятном разговоре – это создаст чувство защищённости
рисование. Рисовать что угодно, лишь бы выплеснуть негатив -станет легче
научиться распознавать, что вызвало бурные эмоции. Например, вечером вы поругали ребенка, но негатив вызвало не столько его поведение, сколько сломанный до этого фен. В следующий раз попробуйте предугадать и предотвратить такое свое поведение.
Здесь все просто и одновременно сложно: поначалу бывает трудно и непривычно контролировать свое эмоциональное состояние, но очень скоро вы увидите, что в результате ваших усилий потеплеет психологический климат в вашем доме. И тогда каждый следующий шаг в этом направлении будет даваться вам намного легче и проще, ведь он непременно будет вознагражден детской улыбкой, любовью и доверием.
Почему в воспитании важны позитивные эмоции?
Если ребенок в хорошем настроении садится за уроки, у него быстрее происходит процесс запоминания и появляется стремление к новым знаниям, что положительно влияет на его интеллектуальное развитие.
Отношения, построенные на позитиве, более крепкие и доверительные. Особенно это касается общения родителей между собой, так как они создают в семье здоровый микроклимат и становятся для ребенка моделью поведения в его будущей семейной жизни.
Отсутствие стрессов, здоровая среда и положительная атмосфера в семье благотворно влияют на психику ребенка и его эмоциональное состояние. На позитивных эмоциях у него формируется правильная самооценка, уверенность в себе, позитивное отношение к миру – все то, что способствует гармоничному развитию личности.
Эмоциональное здоровье – основа оптимизма
Букет проблем взрослого человека: дефицит времени, семейные неурядицы, конфликты на работе, конкуренция, вопросы нехватки денег, отношения с родственниками – не может быть причиной эмоциональной «глухости» родителей по отношению к собственному ребенку. Родителям важно знать и помнить, насколько психическое здоровье ребенка зависит от образа жизни, поведения и моральных качеств самих взрослых. Эмоциональное разъединение между поколениями порождает проблему психического инфантилизма вступающего во взрослую жизнь молодого человека и эмоциональную черствость детей к пожилым родителям в будущем.
Физическое состояние детского организма вкупе с психическим здоровьем образуют ту основу, которая обеспечивает социальную адаптацию ребенка в обществе. Только эмоционально здоровый ребенок может пребывать в равновесии и контролировать свое поведение, способен оценивать ситуации и принимать правильные решения. А физически и эмоционально здоровый взрослый, которым очень быстро станет ваш малыш, способен гармонизировать пространство вокруг себя, комфортно сосуществовать с окружающим миром и позитивно воспринимать жизнь.
Светлана Жаркова
Эмоциональное воспитание
- В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9-11 лет часто производят впечатление большей уравновешенности и кажутся в этом отношении порой более похожими на взрослых, чем даже подростки, выглядящие часто более возбудимыми.
Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.
Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Подлинные чувства-переживания-плод жизни. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Нельзя произвольно, по заказу вызвать у себя то или иное чувство: чувства не подвластны воле, они своевольные дети природы. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются, и формируются.
Невозможно, да и не нужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в учебной деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению учебных действий (например, сильный страх мешает отвечать хорошо знающему материал ученику), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, учитель должен в первую очередь ориентироваться на положительное подкрепление учебной деятельности школьника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе учебной работы. С другой стороны, ориентация ученика только на получение положительных эмоций, связанных с успехами или занимательностью уроков, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку,(как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.
Как уже говорилось, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать-это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка.
Эмоциональное воспитание ребенка - бесспорно прерогатива семьи. Следует учитывать, что чувства играют исключительную роль в жизни ребенка. Они «окрашивают» его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них выражается отношение ребенка к окружающему миру и самому себе. В дошкольном возрасте у ребенка появляется эмоциональная регуляция своих действий поведения. До 3 лет дети переживают последствия своих действий благодаря оценкам родителей: похвалили или наказали за содеянное. Позднее развивается механизм эмоционального предвосхищения. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок заранее представляет, хорошо или плохо он собирается поступать. Если предполагаемый поступок не отвечает принятым нормам и, вероятно, будет плохо оценен взрослыми, то у ребенка возникает состояние эмоциональной тревожности, способное затормозить нежелательное действие .
Для развития у ребенка позитивного образа «Я» значимыми являются чувства собственного достоинства, гордости, становление которых зависит от условий жизни и воспитания прежде всего в семье. Поддерживать достоинство ребенка, укреплять его хорошее мнение о себе - задача семьи. Это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают «расти» в них, видеть свои достижения и ощущать, что они небезразличны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребенка к новым «победам». Необходимо включать малыша в общие семейные дела: вместе накрыть на стол, испечь печенье, полить грядку с огурцами, комнатные растения и т.д. У маленького ребенка потребность в такого рода деятельности очень велика, вопрос «Мама (папа, бабушка), можно я буду тебе помогать?» звучит постоянно. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместного труда со взрослыми, а не включался ими в этот процесс ради того, чтобы не мешал родителям, что, к сожалению, часто имеет место в домашнем воспитании. Родители, считая ребенка маленьким для серьезного полезного труда, пускаются на разные «хитрости», поручая как будто настоящее дело. Например, мама печет пироги, а ребенку предлагает кусочек теста «для игры», который потом выбрасывается. И это вместо того, чтобы научить ребенка раскатать комочек теста в лепешечку, положить на середину ложку фарша, защипать края, положить на противень, испечь пирожок и угостить им маму и папу.
В условиях семьи трудовые обязанности дошкольников могут быть очень разнообразны (по сравнению с детским садом). Родители имеют возможность вводить детей в обычные домашние дела как в исполненную смысла, глубокую и содержательную реальность. Дети охотно ухаживают за посевами, посадками, животными, собирают урожай, учатся вязать, шить, ремонтировать свою одежду, бытовые приборы, готовить еду, наводить и поддерживать порядок в окружающей обстановке и пр. Ценно то, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает нечто приятное близким и любимым людям. В этом состоит особенность мотивации детского труда в семье. Начиная с 3 - 4 лет у ребенка дома должны быть постоянные, ценимые другими членами семьи обязанности: поддерживать порядок в игрушечном «хозяйстве», поливать комнатные растения, помогать накрывать на стол и др. Обязанности детей 5 - 6 лет расширяются: они могут ухаживать за своей одеждой, обувью, убирать постель, следить за наличием мыла, зубной пасты, которыми пользуется вся семья, участвовать в приготовлении пищи, насыпать корм в кормушку для птиц и т.д. Все это, с одной стороны, является реальной основой для укрепления чувства собственного достоинства, гордости, с другой - будет закладывать первые «кирпичики» трудолюбия.
Дальнейшее развитие этого нравственного качества будет зависеть от трудовой атмосферы семьи, от ее трудовых традиций. Выявлено, что формированию трудовой деятельности дошкольника, укреплению любви и интереса к труду мешает неумение родителей создать у ребенка эмоционально-положительный настрой для выполнения задания, обязанностей, поддержать его усилия, вовремя проконтролировать и помочь, подчеркнуть полезность осуществленной работы. Отрицательно влияют нетерпение, раздражительность родителей по поводу нерасторопности ребенка, недостаточной его умелости, которые обусловлены возрастными психологическими особенностями. Негативно сказываются на развитии ребенка переоценка его возможностей, передозировка трудовых обязанностей. Так, дети часто используют взрослые инструменты труда (лопата, грабли, ведро), им предлагаются задания, требующие напряжения зрения, однообразной позы (например, перебирать крупу, вдевать нитку в иголку для шитья взрослых). Наконец, родителям следует воздерживаться от перебранок, споров в присутствии ребенка по поводу того, кто что делает и не делает в семье, избегать отрицательных отзывов о своей собственной работе, например: «Завтра понедельник: как не хочется идти на работу!», «Только пообедали, а уже надо об ужине думать! Надоела бесконечная готовка!» Такие высказывания могут быть сделаны под влиянием сиюминутного настроения, а маленький ребенок принимает их всерьез и делает свои выводы о тяготах труда, о нежелании близких и любимых людей трудиться.
Достаточно часто можно наблюдать, как родители охотно «расписывают» необыкновенные достоинства своего ребенка, но всячески унижают его в повседневной жизни. «Методика» такого унижения весьма распространена: прилюдные замечания и выговоры, отрицательная оценка личности в связи с незначительными промахами, недочетами в поведении (пролил чай - «Неуклюжий, ни к чему не приспособленный», не смог повторить за папой скороговорку - «Что за глупец! Как ты учиться в школе собираешься!»), вечные подозрения в совершении «преступлений», угрозы, язвительность, оскорбления, насмешки и пр. Пагубность такого общения с ребенком заключается в том, что он, прислушиваясь к мнению родителей, начинает верить, что он «глупый», «неуклюжий», «злой», - одним словом, плохой! А значит, не надо и стараться быть лучше, раз уж близкие люди смирились с этим. Некоторые дети на такие «меры» воздействия отвечают контратаками: «Сам глупый!», чем еще больше осложняют ситуацию, которая сама по себе не стоит, как говорится, «выеденного яйца» (пролил чай, сломал игрушку, не повторил скороговорку). В результате создается искусственная преграда между родителями и ребенком, но она никогда не возникнет в тех семьях, где обе стороны помнят о взаимном уважении. Основой такого уважения является родительское стремление прежде всего понять ребенка, его настроение, мотивы поведения, а уж потом наставлять, советовать, тем более наказывать. Уместно напомнить о так называемом эффекте Пигмалиона, открытом американским психологом Р. Розенталем: родители, верящие в возможности ребенка, в его лучшие качества, могут сотворить чудеса сродни мифическому Пигмалиону, силой своей любви оживившему мраморную статую Галатеи .
Противопоказано искусственное «исключение» ребенка из тех событий, которые значимы для семьи, хотя далеко не всегда ему доступно понимание истинного их смысла. Например, мама успешно сдала зимнюю сессию в университете, старший брат занял первое место в лыжных соревнованиях, вышла из печати бабушкина книга и т.д. Подобные события объединяют, сплачивают семью радостными переживаниями, способствуют формированию у ребенка гордости за своих близких. А как быть, когда события значимы для семьи, но имеют горестную, эмоционально негативную окраску: смерть или болезнь кого-то из родственников, потеря работы папой, развод родителей? Держать ребенка под колпаком, ограждая от семейных перипетий, невзгод или же подвергать его испытаниям, потрясениям, чтобы закалить и подготовить для будущей жизни?
Современные исследования свидетельствуют, что потребность в эмоциональном насыщении врожденная и постоянно развивающаяся. В ее структуре есть отличающиеся по своим функциям положительные и отрицательные эмоции, необходимые ребенку для полноценного развития. Вреден только их избыток, опасна излишняя интенсивность. Поэтому если в семье горе, то не следует скрывать это от ребенка. В противном случае взрослым придется притворяться, изображая безмятежное состояние, сохраняя привычный распорядок жизни. Представьте себе болезнь или смерть бабушки, а ребенок видит нарочито улыбающиеся лица родителей, как всегда слушающих веселую бравурную музыку, как обычно шутящих с друзьями. А по обрывкам разговоров, по каким-либо особенностям в поведении взрослых ребенок чувствует, что в семье происходит нечто тревожное, необычное. Позже он узнает о печальных событиях в родном доме, но первые ростки эмоциональной глухоты уже заложены самыми любимыми людьми, которые внешне безразлично отреагировали на семейное горе, беду. А последствия эмоциональной глухоты родители испытают по отношению к себе, когда подросший ребенок откажется помочь маме, потому что читает интересную книгу, не захочет оторваться от телевизора, чтобы сходить в аптеку за необходимым для папы лекарством, предпочтет свидание с любимой девушкой посещению заболевшего дедушки.
Ребенок имеет право знать, что происходит в семье, а задача родителей - вводить его в разные жизненные ситуации таким образом, чтобы не навредить развитию. Видимо, нецелесообразно участие дошкольника в похоронах и других сильно действующих на детскую психику ритуалах и событиях семейной жизни (например, посещение родственников в больнице). Ребенок должен видеть обеспокоенность, печаль близких людей, вызванную горестными событиями, случившимися в семье. Поскольку чувства, помыслы взрослых родственников концентрируются на этих неординарных событиях, то это так или иначе должно внести свои коррективы в привычный образ жизни семьи. Несомненно, что ограничиваются развлечения, меняется характер досуга, большее место занимает совместная деятельность взрослых и детей, в ходе которой последние чувствуют единство семьи, наглядно убеждаются в том, что всегда могут рассчитывать на помощь и поддержку. Учитывая неокрепшую психику ребенка, взрослые воздерживаются от бурных проявлений горя, не высказывают своих опасений, мрачных прогнозов, напротив, стараются вселить надежду на лучший исход, а если это невозможно (болезнь бабушки неизлечима, развод родителей - решенное дело), помогают ребенку осознать, что изменения в его жизни неизбежны, но их можно и нужно пережить. При этом важно проявлять внимание к чувствам, связывающим ребенка с близкими людьми, с которыми предстоит расстаться («Папа по-прежнему тебя любит, и ты будешь с ним видеться»; «Бабушка тебя любила, у тебя останутся ее фотографии, книги и игрушки, которые она дарила, мы будем часто вспоминать о ней, ходить на ее могилу, украшать ее цветами» и т.д.). Разумно вовлечь ребенка в деятельность, которая сделает его в какой-то мере причастным к печальным семейным событиям и отвлечет от горестных мыслей. Например, перед посещением родителями больной бабушки ребенок готовит рисунок, помогает маме испечь печенье, моет, вытирает и упаковывает яблоки, кладет в мамину сумку «секретик» - своего любимого маленького мишутку, «чтобы бабушка не скучала». Так у ребенка зарождается эмпатия, сопереживание близкому человеку, элементарное проникновение в его внутреннее состояние, отзывчивость на него.
Смерть близких - тяжелое испытание для всей семьи, но ребенок-дошкольник, к счастью, не в состоянии понять ее необратимость. Поэтому, даже когда ему говорят, что бабушка умерла, приводят на ее могилу, он часто спрашивает: «А когда бабушка вернется?» Он думает об ушедшем человеке как живом, поэтому надо почаще вспоминать о нем и не только в дни рождения и памяти, что необходимо делать, воспитывая культ предков, но и в повседневной жизни .
Есть такие понятия, как «светлая грусть», «светлая печаль», подразумевающие своеобразное сочетание отрицательных и положительных эмоциональных переживаний при их общей оптимистической направленности. Ребенок может поплакать, опечалиться, и взрослым следует уважать это право, но они должны сделать все, чтобы горе не подавило ребенка, а переросло в светлую печаль. Особенно это следует учитывать при воспитании детей, отличающихся сверхчувствительностью, которые горько рыдают, слушая сказку, встретив мальчика с ногой в гипсе, найдя на лесной тропинке мертвого крота, увидев бездомную собаку и т.д.
Итак, для эмоционального развития ребенка важно не сохранение однообразно положительных состояний, а их постоянный динамизм, смена в рамках определенной интенсивности. Мозг ребенка нуждается в напряжении, тренировке, иначе наступает эмоциональный голод, порождающий скуку, тоску, угнетенное настроение. Сталкиваясь с жизненными невзгодами, тяготами, дети становятся мужественными, выносливыми, уравновешенными, но это происходит только благодаря разумному воспитанию, когда чувствуют понимание взрослых, их любовь и поддержку, готовность прийти на помощь в трудных обстоятельствах. К жизненным ситуациям, вызывающим страх, тревогу, печаль, ребенка необходимо заранее готовить. Например, к визиту к зубному врачу, к отъезду папы в длительную командировку, к предстоящему временному отсутствию мамы в связи с тем, что ей предстоит операция, и др.
В нравственном воспитании детей первых лет жизни очень многое строится на привычках, достаточно стойкой потребности совершать определенные действия, акты поведения. Привычка поведения связана с навыком, в котором выражается возможность ребенка выполнять какие-либо действия автоматически. Когда же выполнение данного действия с помощью навыка производится не под влиянием внешних требований или обстоятельств, а в силу внутренней потребности, то можно говорить о привычке поведения.