Разница между приемной семьей и опекой: в чем сходство и отличие? Какими правами и обязанностями наделены приемные родители несовершеннолетнего
Решение взять приёмного ребёнка в семью – очень ответственный шаг, требующий не только абсолютной уверенности в своих намерениях, но и непоколебимой решительности.
Будущим приёмным родителям предстоит пройти нелёгкий путь до того момента, когда они смогут взять за руку нового члена семьи.
Ведь требования к приёмным семьям предъявляются самые строгие. Органы опеки и попечительства, передавая ребёнка в семью, должны быть уверены в благонадёжности приёмных родителей.
Государство весьма лояльно относится к желанию усыновить или удочерить ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Поэтому строгие требования к приемным родителям по возрасту, семейному положению, количеству детей в семье будущих родителей не предъявляются. Но при этом есть перечень, ограничивающий ряд лиц в возможности брать приёмного ребёнка.
Кто не может выступать в качестве приемных родителей:
- недееспособные или ограниченно дееспособные лица, признанные таковыми по решению суда;
- лица, ранее лишенные родительских прав или ограниченные в них;
- лица, ранее за ненадлежащее выполнение своих обязанностей;
- бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине;
- нетрудоспособные лица;
- лица, имеющие заболевания, которые препятствуют возможности нахождения ребёнка в семье. К подобным болезням относятся туберкулез, инфекционные заболевания, злокачественные новообразования, психические расстройства, наркотическая и алкогольная зависимость;
- лица, не имеют дохода, соответствующего прожиточному минимуму;
- лица, имеющие или имевшие судимость.
Данные критерии призваны оградить детей, оставшихся без попечения родителей, от недобросовестных усыновителей и неблагоприятных условий жизни, а не выявить наиболее предпочтительных лиц среди кандидатов.
Возраст приемных родителей
Согласно Семейному кодексу РФ приемными родителями не могут быть совершеннолетние лица.
Верхний возраст приемных родителей ничем не ограничен. То есть любое совершеннолетнее лицо имеет право ходатайствовать о принятии ребёнка в семью.
Но органами опеки и попечительства, а также психологами, проводящими собеседования, будут учитываться возрастные особенности кандидатов в усыновители. Отказать в усыновлении, ссылаясь на возраст, государственные органы не имеют права.
Но имеют место ситуации, когда, например, по заключению психолога кандидатам запрещают усыновлять детей определенной возрастной категории (чаще всего малолетних) и предлагают принять в семью ребёнка, соответствующего рекомендациям.
Может ли стать приемным родителем пенсионер?
Законодательно людям пенсионного возраста не запрещается усыновление.
Но необходимо помнить, что органы опеки всегда действуют в интересах ребёнка. Каждый отдельный случай разбирается индивидуально.
Кандидату в усыновители придётся доказать возможность уделять ребёнку достаточно внимания и обеспечивать его всем необходимым на протяжении долгого времени.
Если уверенности в собственных возможностях нет, или органы опеки выступают против подобного усыновления, стоит рассмотреть иные вариант устройства детей, например, опеку или гостевой режим.
Если пенсионер приемный родитель, он будет напрямую участвовать в жизни и воспитании ребёнка, но при этом органы опеки смогут контролировать жизнь ребёнка вне детского учреждения и при необходимости корректировать её.
Полная семья
При семейном устройстве детей-сирот предпочтение, безусловно, отдаётся семьям максимально приближенным к портрету идеальной ячейки общества: молодые здоровые пары, отличающиеся образованностью и создающие о себе благообразное впечатление.
Полнота семьи также относится к предпочтительным качествам, но не является строгим критерием выбора. Одинокий кандидат может беспрепятственно претендовать на роль усыновителя.
На сегодняшний день практика передачи ребёнка одному усыновителю достаточно широка, и органы опеки, стремясь улучшить условия жизни детей, не препятствуют этому.
Важно понимать, насколько сложным является процесс воспитания ребёнка в неполной семье. Усыновителю придётся приложить немало усилий, чтобы восполнить пробелы, связанные с отсутствием участия одного из родителей.
Традиционная семья (зарегистрированный брак, традиционная ориентация)
даёт чёткие разъяснения по вопросу усыновления детей парами, не состоящими в зарегистрированном браке.Совместное усыновление возможно только традиционными семьями, зарегистрировавшими брак надлежащим образом в органах ЗАГС.
Сожительство не приравнивается к семье, но в этом случае ничто не препятствует оформить усыновление только одним лицом. Второе лицо в этом случае не будет документально выступать в роли родителя.
Особое внимание статья уделяет парам с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Российское законодательство запрещает совместное усыновление ребёнка лицами одного пола, независимо от наличия регистрации брака. По этой причине нетрадиционные иностранные семьи не могут претендовать на принятие российских детей в семью.
Физическое и психическое здоровье
Здоровью кандидатов в усыновители уделяется максимальное внимание.
Это не только позволяет обезопасить пристраиваемых детей, но и гарантирует физические и психические возможности кандидатов осуществлять надлежащее воспитание приёмного ребёнка.
Все кандидаты в усыновители обязаны предоставить в органы опеки и попечительства медицинское заключение, выданное лицензированным медицинским учреждением.
Медицинское обследование включает в себя прохождение терапевта, инфекциониста, фтизиатра, психиатра и нарколога. Кроме того, необходимо будет сдать кровь на предмет наличия инфекции ВИЧ и гепатита B и C. Как видите, процедура усыновления ребёнка не требует идеального здоровья всех систем организма.
Кандидаты могут вполне иметь, например, глазные заболевания или проблемы с органами пищеварения. Подобные заболевания не будут препятствием для принятия ребёнка в семью. Медицинское заключение даёт подтверждение того, что у кандидата отсутствуют заболевания, непосредственно препятствующие усыновлению.
Осмотр врачом-психиатром – один из важнейших моментов медицинского освидетельствования.
Не выявленные нарушения психики у кандидатов могут иметь плачевные последствия для усыновленных детей.
Любой подтвержденный психиатрический диагноз будет препятствием для усыновления даже в случае длительной ремиссии.
Проходить медицинское освидетельствование можно не только в государственных учреждениях, но и в любой аккредитованной медицинской организации.
Отсутствие алкогольной и наркотической зависимости
Очевидно, что лица, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью, не могут заниматься воспитанием ребёнка и создавать для него приемлемые условия жизни.
В связи с этим при рассмотрении кандидатов обязательным условием является заключение от врача-нарколога.
Не стоит надеяться на усыновление, если будущий родитель стоит на учёте в психонаркодиспансере.
Отсутствие непогашенной судимости и проблем с законом
Ни одна процедура усыновления не обходится без заключения об отсутствии судимости у кандидата. Наличие проблем с законом ставит под сомнение возможность кандидата дать ребёнку надлежащее воспитание и привить ему соответствующий нормам общества образ жизни. Речь идёт также и о погашенной судимости.
Но не каждая судимость будет препятствием для принятия положительного решения по вопросу усыновления. Если совершенные преступления относились к категории небольшой или средней тяжести, суд с учётом иных обстоятельств может разрешить усыновление. Устойчивое финансовое положение, достаточное для содержания семьи
Финансовое положение будущих усыновителей подтверждается справкой с места работы или декларацией о доходах. Для разрешения на принятие ребёнка в семью не требуется заоблачных доходов. Заработная плата должна быть стабильна, а её размер не быть меньше прожиточного минимума, установленного в субъекте.
Будущим родителям стоит объективно оценивать свои возможности. Недостаточный заработок может стать проблемой уже после успешного проведения процедуры усыновления, особенно если в семье не один ребёнок.
Наличие жилплощади, удовлетворяющей санитарным нормам
Для успешного прохождения процедуры усыновления кандидаты должны иметь постоянное место жительства.
Каких-либо чётких норм соответствия жилых помещений Жилищным кодексом или иными нормативными актами не предусмотрено.
Тем не менее, проверка жилищно-бытовых условий является обязательной для усыновителей. Оценка пригодности жилья для проживания ребёнка осуществляется на усмотрение лиц, проводящих проверку.
К моменту проведения проверки, может создать приемная семья условия для ребенка – желательно оборудовать детскую или хотя бы отдельное спальное место, а также приобрести некоторое количество игрушек. Это ясно даст понять проверяющим, что ваши намерения серьёзны и обдуманы. Недопустима антисанитария в жилых помещениях.
Лица, проводящие проверку, особенно пристально будут оценивать безопасность ребёнка в стенах дома. Подойдите к этому вопросу ответственно.
Наличие положительного заключения от психолога
Помимо прохождения психиатрической экспертизы все кандидаты в приемные родители по направлению проходят собеседование с психологом.Если психиатр даёт заключение исключительно с медицинской точки зрения, то психолог рассматривает общую готовность и возможность кандидатов быть усыновителями.
Вопросы психолога будут направлены на выявление мотивации будущих родителей к усыновлению, искренность желания принять неродного ребёнка.
Кроме того, кандидатам будут предложены психологические тесты и анкеты, позволяющие составить наиболее полный психологический портрет. Процедура не является формальной, и относиться к ней нужно ответственно. Ответы на любые вопросы должны быть прямыми и искренними.
Даже при негативной характеристике от психолога, кандидаты могут обратиться в суд с заявлением об усыновлении. По решению судьи может быть назначена повторная экспертиза.
Наличие хорошей характеристики, как достойного члена общества, способного воспитать приемного ребенка
Чаще всего характеристику выдают усыновителям по месту их работы. Работодатель имеет возможность наблюдать своих работников в повседневных условиях и привычной для них обстановке.
Нет никого беззащитнее, чем дети. В семьях большинство родных людей о них заботятся, читают им сказки, защищают от всех невзгод, радуются их успехам. Ребенок без семьи лишен всего этого. Но в мире практикуется несколько видов помощи ребенку, в результате которой он обретает новую семью. усыновление и оформление приемной семьи. Чтобы не допустить печальных последствий таких действий, законодательство детально рассматривает порядок выстраивания отношений в новой семье.
Права и обязанности приемных родителей
Вопросы в сфере семейных отношений регулируются Семейным Кодексом РФ. В юридической терминологии процесс оформления называется опекунством, а новоиспеченные родители - это опекуны.
На практике процедура актуальна для семей, у которых нет собственных детей. Речь идет именно о традиционном союзе мужчины и женщины, состоящих в официально зарегистрированном браке. Лица, состоящие в гражданском браке, не могут быть усыновителями и приемными родителями, но они могут стать опекунами.
Право на воспитание не своего ребенка распространяется как на мужчин, так и на женщин. Подробности и нюансы данной процедуры урегулируются статьей 153 Семейного Кодекса РФ.
Важно отличать усыновление, опекунство и приемную семью. Права и обязанности приемных родителей и детей в этих случаях существенно отличаются. Например, в случае усыновления ребенок теряет статус сироты и связанные с ним социальные льготы. Приемные родители - это люди, которые берут в свою семью ребенка и заключают договор с органами опеки. Таким людям выплачивается зарплата и идет трудовой стаж.
Также государство выплачивает средства на содержание ребенка. Одним из условий заключения договора является наличие в семье других детей (родных или приемных). Чтобы стать опекуном, договор составлять не нужно. Таким людям государство выплачивает только ежемесячное пособие на содержание ребенка.
Усыновители становятся полноценными родителями, поэтому никаких льгот не получают, за исключением тех, которые предусмотрены многодетным гражданам (если в семье трое и более детей).
Кто может стать приемными родителями
Требования к кандидатам закреплены на законодательном уровне. Их смысл заключается в том, чтобы государство смогло защитить интересы каждой из сторон. Требования следующие:
- Наличие приемлемых жилищных условий. Подразумевается законодательно установленная норма жилплощади. Такая норма может отличаться, в зависимости от региона проживания кандидатов. Размер жилплощади на одного человек должен быть равен 12 кв.м. Для москвичей полагается 33 кв.м на одну персону. Если семья состоит из двух человек, то норма возрастает до 42 кв.м.
Также важно, чтобы жилье имело доступ к коммуникационным благам, а его санитарная площадь была не менее 6 кв.м. Жилье может быть съемным или в собственности.
- Кандидату нужно собрать отзывы от своего ближайшего окружения. Эти сведения помогут составить его психологический портрет. В частности, потребуется письменная характеристика от соседей и от коллег по работе.
- Кандидат не должен быть уличен в правонарушении уголовного порядка. Заявки от граждан с судимостью не принимаются и не рассматриваются.
- Здоровье. Кандидат должен быть физически и психологически здоровым, не иметь каких-либо зависимостей или онкологических недугов.
Что входит в обязанность приемных родителей
Права и обязанности приемных родителей охватывают все аспекты жизни приемного ребенка. Если резюмировать, то этот список состоит из следующих пунктов:
- Забота о здоровье малыша.
- Доступ к образованию.
- Организация нормального досуга.
- Воспитание.
- Защита его юридических интересов.
- Защита от неблагоприятных условий жизни.
- Защита от различного рода негативных ситуаций до наступления 18-летнего возраста.
Рассмотрим каждый из пунктов более детально.
Забота о здоровье
Есть ряд нормативных документов и положений, указывающих на права и обязанности приемных родителей в плане доступа к медицинским услугам. Если малыш заболел, то приемные родители обязаны обратиться к доктору для диагностики и лечения.
Кроме того, приемные родители обязаны обеспечивать плановые осмотры ребенка у педиатра и других специалистов. Если тот или иной врач дает отдельные рекомендации, то они должны быть выполнены.
Доступ к образованию
Права и обязанности приемных родителей в области образования рассмотрены в статье 148 СК РФ. Согласно положениям из данной статьи, приемные родители вправе самостоятельно выбирать детский сад или школу. Они несут ответственность за материальные, технические и психологические условия, при которых ребенок получает образование.
Иными словами, приемные родители обеспечивают ребенка одеждой, канцелярскими товарами и другими принадлежностями. Они должны поддерживать связь с педагогами, следить за поведением ребенка, обеспечивать посещаемость им занятий, посещать родительские собрания.
Досуг и воспитание
Нормальное детство ассоциируется с беззаботностью. Такая атмосфера служит залогом формирования полноценной, адекватной личности. Право на детство есть у каждого ребенка, независимо от вида семьи, в которой он растет.
Права и обязанности приемных родителей в области организации досуга исключают ограничение ребенка в общении, трудовую эксплуатацию и запрет на проведение нормального досуга.
Если есть возможность, приемные родители могут записать ребенка в спортивные секции, в кружки, на курсы. Если у малыша есть свои индивидуальные предпочтения, хобби и увлечения, то он имеет полное право на их развитие.
Защита юридических интересов
Права и обязанности приемных родителей кратко не заканчиваются обеспечением бытовых условий. Они должны всесторонне защищать Согласно закону, до достижения 10-летнего возраста отстаивание прав малыша возложено на местные органы опеки.
После 10 лет ребенок самостоятельно принимает решение во многих вопросах, включая возможность оставаться в приемной семье. Во многих случаях приемные родители выступают официальными представителями ребенка.
Статья 37 СК РФ призвана защищать В частности, права и обязанности приемных родителей, опекунов, попечителей и усыновителей предусматривают возможность совершения сделок от имени приемного ребенка или дачи согласия на таковые.
Порядок осуществления контроля
За защитой от неблагоприятных условий тщательно следят представители местных органов опеки. Они обязаны посещать ребенка с момента начала его проживания в приемной семье. В течение первых 3 месяцев они вправе приходить еженедельно, в дальнейшем проверки сокращаются до 1 раза в месяц. Если никаких сомнительных фактов в отношении ребенка не зафиксировано, то последующие посещения осуществляются 1 раз в 3 месяца.
Если в семье возникли условия, при которых есть угроза жизни и здоровью ребенка, то приемные родители немедленно должны сообщить об этом в органы опеки. Игнорирование таких условий влечет за собой административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность. Юридическое основание - пункт 3 статьи 153 СК РФ.
Ответственность за поведение приемного ребенка
Помимо вышесказанного, права и обязанности опекунов и приемных родителей распространяется на поведение ребенка в свободное от учебы время, включая время каникул.
Если ребенок совершит противоправное действие до наступления совершеннолетия, то наказание в виде административной или уголовной ответственности несут приемные родители. Ребенок может быть поселен в специализированные исправительные учреждения, а выплата штрафов возлагается на ответственных за него лиц.
Права приемных родителей
Роль приемных родителей не исчерпывается только обязанностями. Права и обязанности приемных родителей СК РФ разъясняет в статье 153, пункт 3. К ним относятся:
- Право выбора метода воспитания.
- Право выбор образовательного учреждения.
- Если кто-то из родственников незаконно задерживает ребенка у себя, то приемные родители вправе возвращать его к себе в дом.
- Участие в совершении сделок и представительство во всех необходимых случаях.
Нюансы
Целесообразно более детально рассмотреть случай общения ребенка с биологическими родственниками. Статьи о правах и обязанностях приемных родителей из СК РФ гласят, что ребенок имеет право беспрепятственно общаться с биологическими родителями или родственниками, но (как было упомянуто выше) приемные родители вправе возвращать ребенка к себе.
В таких случаях решающую роль играет объективная оценка ситуации с точки зрения интересов ребенка. Он имеет право оставаться там, где для него есть наиболее благоприятные условия.
Получение материальной помощи
Также немаловажен вопрос о правах и обязанностях приемных родителей и порядок финансирования. С момента проживания ребенка в новой семье его приемные родители имеют право получать все действующие социальные выплаты. Размеры выплат варьируются в различных регионах страны. На 2018 год утверждены примерно следующие суммы:
- Если ребенок - инвалид, а семья проживает в Москве, то положена выплата в размере 27 500 рублей раз в год.
- Здоровым детям выплачивается 16 873 рубля один раз в год.
- Если ребенку меньше полутора лет, то приемным родителям полагается ежемесячная выплата в размере 40% от средней заработной платы.
- В зависимости от региона, могут быть дополнительные виды выплат приемным родителям.
Льготы и гарантии приемных родителей
Помимо финансовой поддержки, родители могут рассчитывать на следующие виды помощи государства:
- Льготы на оплату транспортных расходов и коммунальных услуг.
- Бесплатные путевки в оздоровительные учреждения (на ребенка).
В задачи органов опеки входит обязанность не допускать случаев, когда причиной приема ребенка в свою семью становится расчет на получение льгот и привилегий. Потенциальные родители предварительно проходят тщательную проверку.
На что имеет право приемный ребенок
Глава 11 СК РФ рассматривает права ребенка в приемной семье. Их можно коротко резюмировать так:
- Знать всю правду о своих биологических родителях. Исключением являются случаи, когда есть опасность, что правдивая информация может нанести ребенку моральный вред.
- Основное его право - возможность жить в семейном кругу. Поэтому госорганы отдают предпочтение семейной форме воспитания, если соответствуют иные условия.
- Если к ребенку в приемной семье плохо относятся, то до 14 лет он может обращаться с жалобой в органы опеки. После 14 лет имеет право писать заявление в суд.
- Имеет право получать и пользоваться социальными выплатами.
- Если имеет собственный источник дохода, то с 14 лет вправе самостоятельно распоряжаться полученными средствами.
Права и обязанности приемных родителей, записанные в договоре, заканчиваются, когда ребенок достигает совершеннолетия.
Согласно статье 152 Семейного Кодекса Российской Федерации, если орган опеки и попечительства заключает договор о приемной семье с приемными родителями (родителем), по которому приемные родители обязаны осуществлять опеку и попечительство над ребенком (детьми), на срок, указанный в договоре приемные родители признаются для ребенка приемной семьей.
Тем, кто всерьез задумывается о создании приемной семьи и ищет ответ на вопрос, мы предлагаем ознакомиться с нашей статьей.
Кому разрешено быть приемными родителями
Для того, чтобы стать приемным родителем, требуется быть совершеннолетним дееспособным лицом. Приемными родителями могут быть семьи или одинокие лица обоего пола, если они согласны взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание. Приемными родителями одного ребенка может быть или одинокий усыновитель, или лица, состоящие в браке (см. ст. 153 СК РФ).
- или ограниченные в родительских правах граждане;
- Недееспособные или ограниченно дееспособные граждане;
- Бывшие опекуны или попечители, отстраненные об обязанностей опекуна или попечителя по своей вине за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
- Бывшие усыновители, если усыновление было отменено по суду за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
- Лица с ограничениями по состоянию здоровья, которые не позволяют им быть усыновителями;
- Хронические наркоманы и алкоголики;
- Лица с судимостями, в том числе за преступления против семьи, против чести и достоинства, против здоровья и жизни, против половой неприкосновенности.
Если гражданин принял решение стать приемным родителем, он может взять на вооружение следующий порядок действий для достижения своей цели.
Обращение в территориальное отделение органа опеки и попечительства
Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами либо принять детей на воспитание в приемную семью, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 423 от 18 мая 2009 г. (п. 2) определяют, что орган опеки и попечительства осуществляет подбор и учет граждан, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью.
Граждане, выразившие желание взять ребенка на воспитание, должны представить в орган опеки и попечительства документы, список которых вам выдадут в органе опеки, а также пройти подготовку в качестве приемных родителей или в организации, получившей полномочия на проведение такой подготовки от органа опеки (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 235 от 13 марта 2015 г.).
Как проходит подготовка приемных родителей
Для прохождения курса подготовки вы можете обратиться с заявлением и удостоверением личности в орган опеки и попечительства или в любую образовательную организацию, осуществляющую подготовку приемных родителей, независимо от места своего проживания (п. п. 12, 13 и 14 Порядка).
После обучения вы получите свидетельство о прохождении подготовки в соответствии с п. п. 11, 18 Порядка.
Вы имеете право на получение подготовки безвозмездно, в соответствии с п. 5 Порядка.
Подготовка пакета документов в орган опеки и попечительства
Согласно п. 4 Правил № 423 вы должны представить в орган опеки и попечительства документы в соответствии с прилагаемым перечнем:
- Заявление о назначении вас приемными родителями;
- Документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, например, выписку из домовой книги, копию лицевого счета с места жительства или выписку из ЕГРН;
- Документы, подтверждающие доходы претендентов, например, справку с места работы о должности заявителя и о размере средней заработной платы за последний год, а для пенсионеров – копию пенсионного удостоверения и справку из Пенсионного фонда РФ;
- выданную в ОВД;
- Медицинское заключение о состоянии здоровья, полученное как результат прохождения медицинского освидетельствования. Перечень учреждений, в которых можно пройти освидетельствование, можно взять в органе опеки.
- Если заявители находятся в браке, предъявляется копия свидетельства о браке;
- Свидетельство о прохождении обучения в качестве приемных родителей;
- Автобиографию претендента;
- Письменное согласие на прием ребенка в семью от всех совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с усыновителем, включая детей, которым уже исполнилось 10 лет;
- Документ, удостоверяющий личность заявителя.
Подача документов в орган опеки и попечительства, получение заключения комиссии
Документы вы можете подать в орган опеки лично, через МФЦ, если у органа опеки заключен с ними договор о взаимодействии, а также через интернет в электронном виде на сайте государственных услуг.
Рассматривая вопрос, как стать приемными родителями, следует понимать, что орган опеки и попечительства обязан провести обследование ваших условий жизни и познакомиться с членами вашей семьи. В ходе обследования представитель органа опеки проверяет жилищные условия, оценивает личностные качества, делает вывод о мотивации заявителей и о способности их к выполнению обязанностей по воспитанию приемного ребенка. Акт обследования будет составлен в течение трех дней после проведения обследования.
Акт обследования и документы, представленные заявителем, ложатся в основу заключения о возможности для заявителя быть приемным родителем или о мотивированном отказе в удовлетворении его просьбы. Заключение орган опеки и попечительства дает в течение десяти дней с момента приема заявления. Если вы получили отказ, вы можете обжаловать его в суде, согласно п. 9 Правил.
Получив заключение о возможности быть приемным родителем, вы можете подобрать ребенка для приема его в семью на воспитание. Заключение будет действительно в течение двух лет с момента выдачи.
Подбор ребенка для опеки
Орган опеки и попечительства должен обеспечить вас информацией о детях, оставшихся без попечения родителей. Также вы получаете доступ к федеральному и региональному банку данных о детях, оставшихся без попечения родителей (п. п. 15, 68 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ № 588 от 15 июня 2015 г.).
Чтобы посетить ребенка, вы должны получить направление на посещение в органе опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. Заявитель знакомится с ребенком и принимает решение о приеме его в семью на воспитании или об отказе в приеме. Тогда, согласно п. 10 Правил и п. п. 71 и 74 Административного регламента заявители могут получить следующее направление для знакомства со следующим ребенком.
Решение органа опеки о назначении Вас приемными родителями
После того, как решение взять конкретного ребенка на воспитание в семью принято, вы пишете заявление в орган опеки и попечительства о своем желании взять на воспитание этого ребенка и представляете все документы, на основании заявления орган опеки вынесет решение о назначении вас приемным родителем.
Согласно п. 9 Правил, родители могут забрать ребенка в семью после получения решения от органа опеки.
Договор о создании приемной семьи
Договор о создании приемной семьи заключается на основании вынесенного органом опеки решения о назначении вас приемными родителями. В договоре необходимо указать существенные условия: срок, на который договор заключается и данные на ребенка, который принимается в семью на воспитание.
В термине «приёмная семья» главное слово именно последнее – и не случайно. Именно ради того, чтобы ребенок, оказавшийся по тем или иным причинам без попечения родителей, обрел семью, и создавался этот механизм. С психологической точки зрения, семья – важнейший институт социализации личности ребенка (да и взрослого человека тоже). Процесс социализации в семье происходит путем усвоения образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей.
Семья – самый распространенный тип так называемой малой группы – а для малых групп психологи выделяют целый ряд специфических признаков. Это, как отмечает Светлана Иванова, заведующая кафедрой психологии развития и образования Псковского государственного университета, общие цели и общая общая для всех членов группы деятельность; личный контакт между членами группы; определенный эмоциональный климат внутри группы; особые групповые нормы и ценности; физический и моральный образец члена группы; ролевая иерархия между членами группы; относительная независимость (автономность) этой группы от других; сплоченность группы; социально-психологический контроль поведения членов группы; особые формы и способы управления групповой деятельнотью со стороны членов группы. Кроме того, для малых групп хараеткрны конформность членов группы (степень уступчивости в пользу группового решения), интимность отношений, гомогенность (однородность по составу), стабильность группы, добровольность объединения индивидов в группу. Семья, отмечает исследователь, относится к разряду первичных групп и предполагает высокую степень интимности и доверительности отношений, эмоциональной вовлеченности членов группы в ее дела.
Такие тесные взаимосвязи между членами группы, как в семье, обусловливают огромное влияние семьи на развитие ребенка. В семье получают первичные знания об окружающем мире и культуре, в семье учатся отношениям с людьми, усваивают представления о добре и зле, о порядочности; семья создает для ребенка первые модели социального поведения. Именно поэтому настолько важны факторы готовности семьи к тому, чтобы стать приемными родителями для ребенка, оставшегося без кровной семьи – а эта категория детей чаще всего оказывается достаточно сложными в педагогическом отношении.
Факторы готовности
Психологи, работающие с детьми и их семейным устройством, выделяют несколько факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. Это, по С. Ивановой, «образ мыслей семьи», отражающий всю систему ценностей, установок, потребностей и мотивов семьи, ориентированных на реальные возможности её жизнеобеспечения, а также сформированную со временем способность адаптации целей, установок, ценностных ориентаций семьи к реалиям внешней жизни; «образ общения в семье», характеризующий межличностную коммуникативность, имеющую особую значимость в силу личностно-интимного характера общения; неформальность отношений между членами семьи; развитие таких механизмов, как эмпатия, идентификация, педагогическая рефлексия, а также особая значимость отношений с родителями; отношение социальной среды к семье; традиции нации, народности, места проживания семьи - членам семьи приходится приобщаться к особенностям культуры, нравов, обычаев, языка различных наций и народностей; традиции семьи (семейные нормы и правила поведения), выступающие одним из средств формирования у детей высоких нравственных качеств; интеллектуальный уровень учащихся школы, группы, класса, в котором учится ребенок - от данного фактора во многом зависит успех воспитания, который всегда оценивается с помощью сравнения.
При этом перечисленными факторами дело не ограничивается. Успех воспитания в семье определяется еще и частыми факторами: это представления родителей об эталоне воспитанной личности, от которых зависит последующий ход воспитания; расположенность к полу ребёнка в семье; педагогическая культура общения родителей, отражающая систему знаний и навыков тактичного поведения в различных ситуациях, а также знания о психологических последствиях для другого человека той или иной формы поведения; мотивы появления ребёнка. Важны также преобладающие в семье настроения, индивидуальные способности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке и юмору, тип личности и поведения родителей.
Больше всего благополучию ребёнка, по результатам исследований, способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет развитие ребенка.
Еще более четко психологи очерчивают “портрет” неблагополучной семьи: она характеризуется психологическим пренебрежением, а следовательно — последовательной неспособностью кровного или приемного родителя обеспечить ребёнку заботу, внимание, поддержку, привязанность, принятие и понимание. Эти факторы, по опыту работы психологов и специалистов опеки, приводят к психическим деформациям ребенка, снижению его самооценки и веры в себя, к утрате чувства принадлежности к обществу детей и взрослых, а в конце концов — к разрушению здоровья и развития ребёнка.
Таким образом, отбор замещающих родителей становится чрезвычайно важной операцией, от которой в первую очередь зависит главное – процент детей, успешно закрепляющихся в приемных семьях, и их успешная адаптация в новом доме. По С. Ивановой, учитывать в этом отборе приходится не только возраст, пол будущих приемных родителей, их социальную принадлежность, жилищные условия, наличие собственных детей и их возраст, профессию и место работы, религиозные убеждения, доход, состояние здоровья, занятия в свободное время и т. д. Куда важнее психологические особенности: мотивы, по которым люди собираются взять в семью детей, отношение к кровным родителям приемных детей, стиль воспитания собственных детей.
Практика семейного устройства детей показывает, что существуют пять основных групп замещающих родителей-воспитателей по мотивации: родители-воспитатели с четко выраженным материнским отношением к детям (это часто одинокие люди, не имеющие соб- ственных детей); профессиональные педагоги, которые из чувства сострадания взяли на себя ответственность за воспитание осиротевших детей; молодые, романтически настроенные люди, для которых воспитание детей - это возможность реализовать свои способности, а также принести пользу другим людям; наконец, родители, ищущие материальных благ и бонусов от участия в благотворительности.
Не только мотивация
Психологическая готовность стать приемными родителями может быть разложена на несколько составляющих, отмечают Вероника Ослон, ведущий научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ, и ее ученица Юлия Евстратова. В первую очередь, психологическая готовность предполагает ситуативную (временную) и общую (заблаговременную, длительную) готовность.
Ситуативная готовность – готовность творчески использовать ранее приобретенные знания, умения, установки и навыки в текущей обстановке в данный момент времени. Это динамическое целостное состояние личности, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия и внутренняя настроенность на определенное поведение. Общая же готовность предполагает предшествующую специализированную подготовку и пополнение арсенала знаний, умений и навыков.
Что касается психологической готовности к взаимодействию с ребенком, то опытный психолог и исследователь Ольга Антонович выделяет несколько компонентов такой готовности. Мотивационный компонент (зачем семье нужен именно этот ребенок). Эмоциональный компонент (комфортно или дискомфортно воспринимается родительство; фон настроения, как результат – эмоциональное и оценочное отношение родителей к ребенку). Когнитивный компонент – система знаний взрослого о собственных особенностях характера, способах взаимодействия с ребенком на разных стадиях его развития и стилях воспитания. Поведенческий компонент — положительное эмоциональное отношение родителей к ребенку, проявляющееся в восприятии состояния ребенка, в конструктивном реагировании на проявления ребенка, создании позитивных детско-родительские отношений.
По В. Ослон, одно из ключевых условий готовности приемной семьи – реалистичные ожидания и требования членов базисной семьи и приемного ребенка (детей) друг к другу. Будущие родители и дети, как правило, имеют представления об «идеальном родителе» и «идеальном ребенке», отмечает исследователь – и бывают в результате разочарованы столкновением с реальностью. Таким образом, нужно формировать более осознанную готовность к приему – а для этого можно обучать замещающих родителей умению наблюдать за поведением ребенка, думать о нем как о реальном человеке с его возможностями и потребностями.
Еще одно важное качество, напрямую влияющее на успех приемной семьи – это поддержание баланса между автономией и зависимостью ее членов. Именно в силу нарушения этого баланса возникают деструктивные стили воспитания. В частности, по результатам исследования Вероники Ослон, для замещающих семей чаще свойственна склонность к гиперопеке, нежели к гипоопеке. Если присутствует страх не справиться с ребенком и — как следствие – сверхконтроль за поведением ребенка, это также признак недостаточной готовности.
В конечном итоге, степень готовности семьи стать приемной для сложного ребенка, оставшегося без попечения родителей (а “простых” детей в таких ситуация, еще раз скажем, не бывает) приходится определять не заочно, а индивидуальным исследованием, полноценной диагностики. И это – наряду с обучением необходимым методикам, теориям, навыкам – одна из задач школ приемных родителей, функционирующих в России.
Настоящее образование
Замещающая, она же приемная, она же фостерная семья – это семья, для которой воспитание детей – настоящая работа. Это профессиональные родители, подход к которым определяется именно профессиональными критериями. Так обстоит дело с точки зрения и юриста, и педагога-психолога.
Объем работы, требующей профессиональных знаний, велик, отмечает Зоя Лаврентьева, профессор кафедры педагогики и психологии Новосибирского государственного университета. Детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо, прежде всего, помочь справиться с психологическими проблемами, возникшими у них в связи с утратой собственной семьи; найти способы коррекции эмоциональных и поведенческих стереотипов, выработанных в неблагоприятных обстоятельствах; создать оптимальные условия для развития, обучения и воспитания в новой для них ситуации жизнедеятельности; обеспечить наиболее адекватную адаптацию и социализацию.
По данным на начало 2010-х годов, процент возврата детей из приемных семей – то есть катастрофических срывов формата “мы не справились”, которые отзываются в детях и несостоявшихся родителях настоящими трагедиями – около 2%. Это значит, что в десятках случаев ежегодно готовность родителей принять в семью ребенка оказывается недостаточной. Понимая ограниченный потенциал краткосрочных курсов приемных родителей, в НГУ несколько лет назад организовали полноценное заочное высшее образование приемных родителей. Была создана специальная учебная группа, где обучаются только те студенты, которые уже имеют статус приемного родителя. Она не только заочная, но и с графиком обучения, подогнанным под школьные каникулы.
“На первых же занятиях с группой приемных родителей стало ясно, что необходимо находить не только организационные, но и нестандартные способы их профессионального обучения, - пишет Зоя Лаврентьева. - Им явно было недостаточно только знания, они готовы были преломлять всякое научное сведение через собственную практику”.
В качестве основного метода исследования было выбрано включенное наблюдение, где этапы исследования определяются временем изучения основных образовательных предметов. Авторы курса предусмотрели также диагностику и выявление динамики развития приемного ребенка, позволяющая приемным родителям определять качество своей работы. Правда, поскольку некоторые исследовательские методики рассказывают о быте и жизни семьи слишком много, оговорено право «отсрочки» от публичной рефлексии некоторых исследовательских данных.
Обучение организовано максимально разнообразно, в том числе создаются временные группы для исследовательских заданий на базе учреждений дополнительного образования и общественных организаций. А чтобы не создавалось ощущение постоянной зависимости от подсказок со стороны, в исследовательскую программу вводится изучение личностного роста самих приемных родителей. Необходимо активно внедрять тренинги эмоционального и профессионального выгорания, тренинги развития творческих способностей и т.д., отмечает Зоя Лаврентьева. Такой серьезный подход к обучению приемных родителей - а его возможно распространить и на тех, кто только собирается ими стать - способен значительно поднять уровень приемных родителей и сделать их действительно профессионалами в воспитании детей. Что, в свою очередь, сведет к минимуму риск возвратов и благотворно повлияет на имидж приемных семей, который в последнее время оставляет желать лучшего.
Судьба несовершеннолетних детей, оставшихся без родительской опеки, может быть устроена различными способами – передача в детский дом, или воспитание в приемной семье.
Приемное родительство имеет ряд существенных отличий, как от усыновления, так и от содержания в детском учреждении и находится под контролем социальной службы.
Понятие приемной семьи
Под приемными родителями понимаются супруги, состоящие в (или один взрослый), принявшие на воспитание ребенка, оставшегося без родительской опеки по различным причинам. Родители принимают ребенка в семью по договору со службой опеки за вознаграждение, при этом обязуются обеспечивать ему питание, проживание, а также полноценное обучение и развитие.
Законодательное регулирование приемного родительства осуществляется:
Глава 21 СК РФ определяет понятие приемной семьи, а также содержание и основные условия соглашения о приемном родительстве, Постановление № 423 устанавливает порядок выбора родителей и создание приемной семьи.
Ст. 8 закона № 48 регламентирует полномочия сотрудников опекунской службы в плане подбора приемных родителей для детей, оставшихся без попечения биологических матери и отца.
Договор со службой опеки на содержание приравнивается к гражданским сделкам и регулируется положениями ГК РФ о и договорах, кроме случаев, описанных в Семейном кодексе. Расторжение договора возможно по инициативе любой из сторон, если это не противоречит интересам ребенка.
Формально для расторжения договора по инициативе приемных родителей должны быть существенные причины, но на практике родителям, не желающим больше воспитывать приемного сына или дочь, не оставляют детей принудительно на срок дольше месяца с момента извещения о желании расторгнуть соглашение.
Права и обязанности приемных родителей
Приравниваются к правам опекунов и попечителей несовершеннолетних, при этом опека осуществляется над детьми до 14-ти лет, а попечительство – над детьми в возрасте 14-18 лет.
Права приемных родителей перечислены в ст. 148.1 СК РФ и включают в себя:
- право возврата приемных детей от любых лиц, их удерживающих, в том числе от биологических родителей;
- право воспитывать приемных детей по своему усмотрению;
- право выбирать школу, колледж и иное образовательное учреждение для приемных детей;
- право представлять .
Важно учесть, что при выборе способа воспитания приемные родители обязаны обеспечивать ребенку всестороннее моральное, нравственное и физическое развитие, а также следить за качественным обучением в школе и контролировать все этапы социализации в период взросления.
Контроль над выполнением родительских обязанностей в отношении приемных детей осуществляется службой опеки, сотрудники которой руководствуются интересами детей и условиями договора, заключенного с приемными родителями.
В таком договоре обязанности и права родителей прописываются как можно более подробно, и при невыполнении любого пункта служба опеки вправе санкционировать приостановку выплаты вознаграждения, а при многочисленных нарушениях дети могут службой опеки из семей на основании невыполнения приемными родителями своих обязанностей или нарушения прав детей.
Отличие прав приемных родителей от прав родных
Родительские права в приемной семье практически приравнены к правам биологических родителей или усыновителей с целью максимального соблюдения интересов детей, но реализация таких прав имеет ряд ограничений. К таким ограничениям относятся:
- отсутствие права препятствовать общению с родителями;
- отсутствие права самостоятельного выбора способа обучения;
- отсутствие .
Приемные родители воспитанникам общаться со своими биологическими родителями за исключением случаев, когда подобное общение опасно и запрещено судом, в отличие от родных отца и матери, которые при нахождении ребенка в семье могут запретить ему общаться с любыми лицами, не приходящимися родственниками, в том числе с бывшими опекунами.
Выбор способа обучения (домашнее или общешкольное) могут самостоятельно определять только и мать или усыновители, а приемные родители должны в данном вопросе учитывать мнение сотрудников опеки (п. 6 ст. 148.1 СК РФ), в противном случае опека может оспорить решение приемных родителей в судебном порядке.
Также приемные родители полностью лишены права на наследство воспитанников после их смерти за исключением особых постановлений суда при совпадении следующих условий:
- отсутствие у умерших сирот иных наследников;
- факт нуждаемости и нетрудоспособности приемных родителей.
Важно помнить, что только биологические родители и усыновители вправе представлять интересы своих детей без доверенности, а на основании предъявления страницы паспорта с записью о детях. Приемные родители должны предъявлять копию договора со службой опеки во все инстанции, где требуется защита интересов детей.
Обязанности приемных родителей прекращаются после расторжения договора с органами опеки или окончания срока его действия, и при разрыве соглашения с приемных родителей снимаются все обязательства по содержанию бывших воспитанников. Биологические родители или усыновители несут вплоть до достижения детьми 18-ти лет или их эмансипации вне зависимости от наличия или факта нахождения ребенка в семье.
Приемное родительство позволяет детям, оставшимся без родителей, воспитываться и жить в полноценной семье, а наличие вознаграждения и возможность прервать процесс воспитания без материальных последствий делает приемное родительство привлекательной для семей формой устройства детей. Чтобы свести вероятность распада приемной семьи к минимуму, необходимо предусматривать максимум условий в договоре со службой опеки.