Интеллектуальное развитие дошкольников через развивающие игры. «Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.
С учетом актуальности проблемы организации педагогического процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, мы разработали программу интеллектуально-творческого развития детей 4-7 лет «Развивай-ка» (Приложение ).
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности с развивающими играми В.Воскобовича, Б.П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера.
Программа «Развивай-ка» предполагает использование следующих игровых технологий:
- Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Т.Г. Харько и В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» , которая представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича.
- Технология Б.П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр Никитина.
- Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математики.
Программа рассчитана на дополнительное образование детей (кружок) в течение 3 лет. Включает 20 занятий в год. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа включает в себя следующие разделы:
- Формирование конструктивного мышления дошкольников 4-5 лет.
- Формирование логико-математического мышления дошкольников 5-6 лет.
- Подготовка к обучению чтению дошкольников 6-7 лет.
На занятиях с детьми мы использовали следующие развивающие дидактические игры: игры В. Воскобовича: «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат», «Конструктор букв», «Шнур-Затейник», «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка», «Теремки Воскобовича», «Лабиринты букв», «Игровизор», игра Б.П. Никитина «Сложи узор», «Цветные счетные палочки Кюизенера», логические блоки Дьенеша.
Для проведения развивающих занятий, в кабинете педагога-психолога оформлен игровой макет «Фиолетовый лес» – это «интеллектуально-игровой центр», «населенный» персонажами сказок-инструкций к развивающим играм В.Воскобовича. «Фиолетовый лес» – это своего рода виртуальный, несуществующий мир, сказки которого и начинают каждое новое занятие. Сказка вводит ребенка в «необыденный» мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям. Вместе с Малышом Гео дети постигают азы математики и конструирования, учатся находить интересные, нестандартные решения простых, на первый взгляд, задач, знакомятся с буквами и учатся читать. Рядом с юными исследователями Фиолетового леса всегда мудрый Ворон Метр, который не только каждый раз придумывает для них новые трудные испытания, но и каждый раз непременно сам помогает их преодолевать. На волшебном озере Айс, где живет Золотая рыбка, наши путешественники знакомятся с нетающими льдинками и учатся конструировать из них разных животных. В Фиолетовом лесу есть Буквоцирк и Цифроцирк, в которых свои фокусы с дрессированными буквами и цифрами показывает Филимон Коттерфильд.
И это далеко не все приключения и испытания, с которыми приходится сталкиваться нашим кладоискателям и фантазерам на пути к постижению тайны поляны Золотых Плодов.
Такая сюжетно-тематическая организация интегрированных занятий и разнообразие в преподнесении игрового материала способствуют развитию мышления и речи детей, поддержанию у них положительного эмоционального состояния, интереса и внимания, а значит и лучшей результативности в усвоении знаний.
Педагогам ДОУ постоянно оказывается методическая и практическая помощь в обогащении развивающей среды групп, подбирается литература для освоения и совершенствования работы с развивающими играми, проводятся тематические консультации.
Поиск новых форм взаимодействия с родителями натолкнул нас на проведение совместных игровых занятий. На одной из встреч мамы и папы со своими детьми таинственным шепотом произносили волшебные слова-заклинания, с достойным восхищения энтузиазмом искали Малыша Гео в городе логических фигур. На построенном из волшебных кубиков автомобиле спешили на представление в цирк и конструировали зверей и акробатов с помощью «Чудо-крестиков».
Опыт проведения совместных игровых занятий показал и нам, и родителям не только значимость и важность такой работы с точки зрения воспитательно-образовательного процесса, но и ценность нашей программы для развития детей.
Заряд положительных эмоций, которые родители получили на занятиях, послужил толчком к их более плодотворному сотрудничеству с детским садом.
Результатом работы кружка «Развивай-ка» является высокий уровень интеллектуальных способностей детей, что подтверждается данными психологической диагностики МЭДИС.
Но своим главным достижением считаем то, что наши дети стали более активны, уверены в себе и инициативны.
Мы думаем, что разработанная нами система работы по интеллектуально-творческому развитию дошкольников с использованием развивающих игр будет интересна не только специалистам детского сада, но и воспитателям и родителям.
Конспект занятия по развитию конструктивного мышления с использованием развивающих дидактических игр с детьми 5-6 лет (кружок «Развивай-ка» 2-й год обучения)
Тема: «Прощание с журавлями».
Программное содержание:
- Развитие умения решать конструктивные задачи различными способами (по схеме, силуэту), развитие аналитико-синтетического мышления.
- Активизация словаря.
- Развитие мелкой моторики руки, воображения.
- Воспитание взаимопомощи и умения работать в коллективе.
Материал: комплекты развивающей игры В.В. Воскобовича «Чудо-крестики 2», кубики Б.П. Никитина «Сложи узор», схема «птичий клин», схема «Силуэт журавля».
Ход занятия
Оргмомент .
Педагог:
– Какое сейчас время года?
– Какие осенние месяцы вы знаете?
– Какой сейчас осенний месяц?
– Как можно назвать осень в ноябре?
– Какие изменения в природе происходят осенью?
– А вы знаете, что Малышу Гео подарили фотоаппарат? Он так обрадовался и ему поскорее захотелось сделать несколько фотографий. Самые красивые фотографии получаются на природе, поэтому несколько дней Малыш Гео наблюдал за птицами, их отлетом на юг. Давайте посмотрим, какие фотографии он сделал. (Демонстрация картинок с изображением различных видов перелета птиц).
Педагог: Сейчас я вам предлагаю построить птичий клин с помощью кубиков.
Конструирование птичьего клина по схеме с помощью кубиков Б.П. Никитина «Сложи узор» .
Педагог обращает внимание на коврограф, где прикреплена картина с тенью журавля.
Педагог:
– После прогулки Малыш Гео вернулся домой и увидел чью-то тень. Это была тень птицы, ее оставил Ворон Метр, написав в записке: «Здравствуй Малыш Гео! Я знаю, ты очень наблюдательный мальчик. Отгадай, чья тень изображена на картинке. Дам тебе подсказку: на картине изображена перелетная птица, которая улетает на юг клином»
– Малыш Гео растерялся и просит помощи у вас, дети. Подскажите Малышу Гео какие птицы улетают на юг клином. (Журавли)
Физминутка:
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
(Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями, махи руками)
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил
(Поглаживание рук, ног.)
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
(Руки вытянуты перед собой, вопросительная мимика.)
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
(Лёгкий бег на носочках на месте, кружатся.)
Педагог: Сейчас я предлагаю вам сделать журавля с помощью крестиков.
Конструирование журавля по силуэту с помощью развивающей игры В.В. Воскобовича «Чудо-крестики-2» .
Педагог:
– Сколько деталей вам понадобилось для построения журавля. (5)
– Из какой фигуры сделано туловище? (трапеция)
– Что вы делали с помощью прямоугольника? (шею)
– Из какой фигуры сделан хвост? (пятиугольник)
– Какую геометрическую фигуру вы использовали для того, чтобы сделать голову? (четырехугольник)
Детям предлагается обвести контур журавля на листе бумаги с помощью простого карандаша и дорисовать его, используя свое воображение.
Педагог:
– Давайте подарим свои рисунки Малышу Гео.
Малыш Гео предлагает детям сфотографироваться со своими рисунками и обещает на следующем занятии подарить детям фотографии.
Подведение итогов занятия .
ГАПОУ «Лениногорский музыкально-художественныйпедагогический колледж»
В настоящее время, в связи с введением ФГОС ДО, происходит изменение традиционной модели дошкольного образования. На смену учебно-дисциплинарной схеме взаимодействия взрослого и ребенка идет гуманистическая направленность дошкольного образования, которая проявляется в организации личностно-ориентированной модели развития ребенка, его творческого потенциала.
Проблема развитие интеллектуально - творческого потенциала личности ребенка является актуальной, так как социальный заказ общества сегодня ориентирован не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.
Особенностью периода развития ребенка старшего дошкольного возраста является то, что у него закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. Поэтому так важно именно в этот период помочь ребенку наиболее полно раскрыть свой потенциал.
Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность поэтапного обучения) и творческого компонента мышления.
Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти дошкольника, к превращению их в произвольные процессы. Развивая творческий подход к решению поставленной задачи, мы даем ему возможность вырасти мыслящей и творческой личностью. .
Внутри всех форм мышления осуществляется развитие основных мыслительных операций. Учить детей мыслить - задача, которую должны решать взрослые. Даже маленьким детям нецелесообразно давать знания в «готовом виде», когда основная нагрузка ложится на память. Следует учить ребенка анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; подводить его к классификации; побуждать к высказыванию собственных предположений. Перед детьми необходимо ставить задачи, стимулирующие их познавательную активность, требующие размышления, сравнения
Большое место среди познавательных процессов человека вообще, а ребенка дошкольного возраста в особенности занимает воображение. Воображение и мышление – процессы близкие по своей структуре и функциям. Л.С.Выготский назвал их «чрезвычайно родственными», отмечая общность их происхождения и строения как психологических систем. Воображение он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек использует мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляют мотивацию поиска, и определяет его направление. Чем более неопределенной является проблемная ситуация, чем больше в ней неизвестного, тем значительнее становится роль воображения. Оно может осуществляться при неполных исходных данных, поскольку дополняет их продуктами собственного творчества .
Для развития творческого воображения необходимо побуждать ребенка к поиску решения задачи, подталкивать к маленьким открытиям, просто учить фантазировать. Например, летом на прогулке педагог предлагает детям рассказать, каким был куст сирени весной, а затем мысленно вообразить, как он будет выглядеть осенью, зимой.
Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, является основой творческой деятельности ребенка. Задача взрослых - всячески развивать у детей способности к воображению.
Развитие творческого мышления и воображения создают базу для развития интеллекта. Для этого необходимо создать условия, а именно: развивающая среда, воспитание и обучение в семье и в детском саду, собственная деятельность дошкольника по саморазвитию своих интеллектуальных способностей. При выборе методов и приемов обучения и воспитания педагогу необходимо учитывать характер предстоящей деятельности, поставленные программные задачи, индивидуальные особенности детей. В работе можно использовать как традиционные методы и приемы, так и нетрадиционные. Такие, как метод проблемного изложения, побуждающий детей к самостоятельной познавательной активности; исследовательский метод, основным видом которого является детское экспериментирование, способствующее наглядному убеждению детей в правильности выбранного решения какой-либо задачи; прием «Бином фантазии», целью которого является развитие творческого воображения – способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств; эвристические приемы (метод проб и ошибок); мозговой штурм, позволяющий высказывать как можно больше количества вариантов решения; метод синектики с использованием критики, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи .
В заключение хочется отметить - взрослый должен сотрудничать с ребенком, понимать его и поддерживать. В группе должна быть создана атмосфера доброжелательности и доверия. Положительные эмоции создают фундамент для проявления творческого интереса. Педагоги должны видеть индивидуальность каждого ребенка и стремиться к раскрытию творческого потенциала каждой личности.
Список использованной литературы:
1. Орлова Т.Э. Развитие интеллектуальных и творческих способностей у старших дошкольников. Программа.Конспекты/Т.Э.Орлова, О.Г. Сабаева.-Волгоград: Учитель, 2016.-243 с., стр.4].
Электронные ресурсы:
3. [ http://vikent.ru/enc/2766/]/
Одним из критериев предшкольной подготовки детей является интеллектуальное развитие.
По мнениюбольшинства родителей детей старшего дошкольного возраста, подготовленность ребенка к школе заключается в умении читать и считать.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы убедились, что одним из важнейших вопросов в работе является развитие познавательных процессов детей, как средства успешного перехода к школьному обучению.
Современные дети активно познают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, не развита мелкая моторика, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования указаныЦелевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, ребенок обладает установкой, обладает развитым воображением, владеет устной речью, развита крупная и мелкая моторика, проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений.
В связи с этим мы обозначили проблему – Как сделать эффективной работу по развитию познавательных процессов детей, развития воображения, крупной и мелкой моторики детей, развитию самостоятельности.
Всем известно, что«Детство — важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребёнок»
(Сухомлинский В.А.)
Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях, воображении и др.Оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды.
Существует много интересных современных методик для развития интеллекта детей дошкольного возраста. Мы выбрали развитие интеллектуальных способностей детей через художественно-творческую деятельность под девизом «Чувствовать, познавать, творить». Вместе с тем это нам поможет развить у детей крупную и мелкую моторику, чтоважно при подготовке детей к школе, подготовить пальчики к письму.
Эту работу мы начинаемс развития движения рук, пальцев кистей рук. Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Затем дети придумывают что-то неповторимое из разного материала, каждый раз экспериментируя со способами создания объекта.
«Из соленого теста, которое дети сами готовят»
«Из камней и ракушек собранные детьми»
«Из ваты»
«Из крупы, бобов, овощей»
«Из разного вида бумаги»
В работе используетсяи другой безопасный материал для создания детских работ, где развивается воображение, речь, познавательная активность, моторика рук.
На примере детского проекта «Волшебные макароны»,хотим показать как мыработали над развитием мышления, мыслительных операций и интеллектуальных способностей ребёнка. Целью данного проекта было изготовитьподелку из макаронных изделий. При создании поделок у детей возникли вопросы: Что такое макароны? От куда они берутся? Имы решили, а почему бы нам не выяснить,что такое макароны, какие сорта бывают. Была проведена исследовательская работа с детьми, изучена история возникновения макарон,закупленымакароны, создан мини- музей хлеба. Дети имели право выбора для создания творческих работ разные виды и формы макаронов. В итоге поделились своим творением с родителями в Арт-салоне.
«Арт — салон»
«Творчество детей»
Работая над данной проблемой, мы сделали вывод, что у детей повысился интерес к творческо-художественной деятельности, повысилась познавательная активность, но вместе с тем детям не хватает уверенностив себе, самостоятельности в выборе материала, тематики, слабо развито воображение. Для решения этой проблемы, решили включить в работу по развитию интеллектуальных способностей детей посредством художественно-творческой деятельности через нетрадиционное рисование.
Считаем,с помощью использования нетрадиционных способов рисования возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить, активизировать творческую активность и развить моторику рук.
Для себя чётко выделили критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Рисование позволяет ребёнку создать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов- отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики интеллектуального развития.
В работе с детьми мы использовали разные нетрадиционные техники рисования (рисование солью, кляксография, рисование мылом, рисование поролоном), которые создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоциональное положительное отношение к деятельности.
Очень нравится детям «Рисование на молоке».
У детей получаются необыкновенно красивые узоры, дляэтого требуется молоко, жидкость для мытья посуды, гуашь, кисточки, ушные палочки и немного творчества и воображения. Если вы, в молоко капните немного жидкости для мытья посуды, а затем ушной палочкой или кисточкой гуашь, у вас получатся неповторимые узоры. Этот узор можно перенести на бумагу, приложив ее к рисунку на молоке. Такой эксперимент можно порекомендовать провести дома, это увлекает ребенка, пробуждает любопытство и интерес к творчеству, дает первоначальное представление о мире науки и кроме этого рефлексирует.
Так же детям нравится рисование мыльными пузырями, где дети выражают свои фантазии. Переливающие пузыри разными цветами радуги всегда вызывают восторг и извлекают уроки физики даже для маленьких экспериментаторов.
Для работы с мыльными пузырями нам нужны: мыльные пузыри или жидкое мыло или моющее средство для посуды, краски (пищевые красители или гуашь), трубочки для коктейля, одноразовые ложки и одноразовые стаканчики,бумага (лучше использовать плотную, например: акварельную или ватман).Перед знакомством детей с такой техникой, важно с ребенком поиграть в игры на развития дыхания, например «Задуй шарик в ворота» — ребенок трубочкой для коктейля задуваетшарик из бумажной салфетки в ворота.
Хорошо смотрятся рисунки, выполненные в технике рисования Граттаж. Это просто и интересно. Процарапывая зубочисткой картон, залитый черной тушью или гуашью. Если до заливки покрасить картон в различные цвета, то рисунок будет интереснее. Рисунки выполненные в такой технике развивают не только воображение, но и усидчивость, терпение, моторику рук.
Воспитанник нашего детского садастал призером в муниципальном фестивале детского творчества «Золотой ключик» в номинации «Живопись», с работой «Золотая рыбка» выполненной в технике Граттаж.
Опытом работы по проблеме развития познавательных процессов детей посредством художественно-творческой деятельности, мы поделились на муниципальном методическом объединении воспитателей, где каждый педагог попробовал сам выполнитьнетрадиционные техники рисования представленные выше.
«Рисование на молоке»
«Рисование мыльными пузырями»
«Граттаж»
Таким образом, содержание данной работы было направлено на развитие познавательных процессов дошкольников, воображения, самостоятельности, развитие мелкой и крупной моторики рук, на развитие уверенности в собственных силах. Для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться. Рисуйте, творите, экспериментируйте с детьми!
Наша работа дает возможность детям участвоватьв конкурсах художественного творчества разного уровня, где дети имеют успех.
«Золотая осень»«Одуванчики»
«Родные березки»
«Цветы России»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 5»
Кулундинского района Алтайского края
Доклад
Развитие интеллектуального и творческого потенциала у детей предшкольного возраста в условиях внедрения ФГОС
Выполнила учитель предшкольной подготовки
Гетман Елена Викторовна
2015
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
С 2011 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, в котором акцентируется работа с одарёнными детьми в школе. И одним из направлений реализации национальной образовательной инициативы является система поддержки талантливых детей. В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения как школьников так и предшкольников, направленных на оптимальное развитие интеллектуально – творческого потенциала детей.
Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются уже в предшкольном возрасте. Поэтому так важно именно в этот период помочь ребенку наиболее полно раскрыть свой потенциал.
Интеллектуально- творческий потенциал - многообещающие таланты и способности, которые могут развиваться дальше.
Для развития интеллектуально- творческого потенциала детей, я ставлю перед собой следующие цель и задачи:
Цель : создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.
Задачи:
1) развитие познавательных интересов, потребностей и способностей;
2) формирование умений принимать нестандартные решения;
3) создание условий для раскрытия личностного потенциала детей, их оптимального самоопределения и самореализации.
Одним из условий в работе с детьми предшкольного возраста является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которые побуждают у них потребность в творческом самовыражении.
Важным приемом развития креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны, необычайная внимательность, ненасытное любопытство.
Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой. Разумеется, далеко не у всех детей есть умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, потенциал каждого человека можно развивать. Для его развития необходимы стимулы.
На развитие интеллектуально - творческого потенциала личности должны быть направлены развивающие методы и приемы обучения и воспитания, которые осуществляются в процессе учебной деятельности.
Выбор методов и приемов – это всегда поиск оптимального пути обучения и воспитания, т.е. наиболее выгодного пути, позволяющего быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. При выборе методов и приемов учитывать характер предстоящей деятельности, поставленные программные задачи, индивидуальные особенности детей.
Методы и приемы: 1. Словесные методы: – объяснение – описание – разъяснение
2. Наглядные методы: – наблюдения (натуральных объектов в реальных условиях и в групповых условиях) – иллюстрация (фото, рисунки, схемы, плоских моделей, плакатов) – видеометод
3. Практические методы: – упражнения – синхронное рисование – самостоятельный показ детьми известного способа работы
– прием «пассивных» движений с неуверенными детьми
– частичный показ способа работы
4.
Игровой метод.
Понятием «интеллект» (лат. intellectus - ум, рассудок, разум) обычно принято характеризовать мыслительные способности человека.
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Предшкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.
Интеллектуальное развитие детей предшкольного возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности предшкольников.
Интеллектуальное развитие детей должно включать:
И речевого общения;
развитие пространственного мышления и (календарь, время);
развитие логического мышления (классификация, соотношение);
формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.
Упражнения для развития интеллектуальных способностей детей
1. Составление рассказа или истории по картинкам. Ребенку показывают 4 картинки, на которых изображена сказка или известные ему события. Задача ребенка разложить картинки в правильной последовательности и составить небольшой рассказ, используя иллюстрации.
2. Узнавание предметов по ряду признаков. Ребенку называются эпитеты, по которым нужно догадаться, о каком предмете идет речь. К примеру, желтый, кислый, овальный (лимон).
3. Сравнение двух или нескольких предметов. Ребенку предлагается назвать, чем похожи между собой слова. К примеру, кошка, книга, крыша. Можно предложить ребенку назвать, чем похожи кошка и собака или стол и стул. Далее нужно найти отличия у предметов: ручка и карандаш, дерево и кустарник.
4. Подобрать к предмету подходящую пару, которая будет связана с ним логически. К примеру, стрелка – часы, колесо - ? (стрелка является частью часов, поэтому правильный ответ – машина, т.к. колесо – это часть машины. Белка – дупло, медведь - ?; охотник – ружье, рыбак - ?.
5. Решение логических задач.
Рома ростом выше Вани, но ниже Егора. Кто выше Ваня или Егор?
На столе стояло 3 тарелки с клубникой. Коля съел 1 тарелку клубники. Сколько тарелок клубники осталось?
6. Анализ понятий и выделение признаков у предметов. Какой из предметов лишний и почему? Ночник, торшер, лампа; корова, лошадь, лев; картофель, морковь, огурец.
7. Подобрать слово противоположного значения. Покупать – продавать, открывать - ?; помнить - ?; полный - ?; голодный - ?
Особенностью организации интеллектуального развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов.
Одновременно с развитием интеллектуального потенциала развивается и творческий потенциал предшкольников.
Творчество - понятие многогранное. Прежде всего, его можно определить как качественную характеристику индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, отличающейся той или иной степенью новизны ее содержания, применяемых методов и полученных результатов.
Творческий потенциал - это широта и разнообразность творческих возможностей личности. Как его увеличить?
Работа эта должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность рано начинает привлекать внимание детей. На занятиях по художественной деятельности развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса. В связи с этим стоит задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения творческого потенциала.
Условия, способствующие развитию творческого потенциала у детей:
Планирование содержания и методов обучения, учитывая взаимосвязь всех видов деятельности.
Педагогический процесс на основе интеграции видов работ с детьми, способствующих накоплению впечатлений, эмоций, опыта.
Предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, доступность любого материала для деятельности.
Создание творческой, доброжелательной атмосферы на каждом занятии, тактичное, внимательное отношение к каждому ребенку, уважение к его творчеству.
Возможность для совместного творчества.
Обогащение эмоционально-интеллектуального опыта детей.
Нестандартные подходы в организации творческой деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Использование разнообразных нетрадиционных техник рисования. Нетрадиционные техники развивают фантазию, уверенность в себе, наблюдательность, импровизацию. Эти техники детям очень нравятся, и они их применяют в самостоятельной деятельности.
Изготовление поделок из различного материала.
Успех в работе может быть достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в группе предшкольной подготовки, должны подкрепляться в условиях семьи. Только систематическая, планомерная работа даст положительные результаты. В кабинете оформлен стенд «Наше творчество». Дети участвуют в театральной деятельности. Они показали сказки «Репка» и «Рукавичка» для родителей и для первоклассников. Так же приняли участие в районной выставке «Пасхальные мотивы» и в международной акции «Кормушка для пичужки». Я как учитель приняла участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Творчество без границ».
В результате этой работы у многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности, уверенности. У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям. Таким образом, можно заключить, что применение системы творческих заданий на занятиях способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала предшкольников.
Ребенок - это загадка, маленькое чудо, а чудеса непостижимы. Его можно сравнить только с внутренней звездой, холодный блеск, который разогреет Солнце. От всех нас зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или гаснущей.
Подводя итог, можно сказать, что новые Федеральные Государственные стандарты образования второго поколения через систему требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательной программы расширяют возможности организации работы с интеллектуально – творческими детьми. Но возможности эти будут реализованы только благодаря педагогическому мастерству учителя, когда руководят этим непростым процессом становления юных дарований одаренные взрослые – педагоги, которые в каждом ребенке сумеют разглядеть и развить его интеллектуально-творческий потенциал.
Литература:
Предложенный список литературы поможет педагогам и родителям в подборе дополнительных игр, упражнений и тестов в работе с детьми.
1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
2. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др.; по ред. А. Б. Воронцова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
3. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. И. Сафронова. - М.: Просвещение, 2011. - 32 с.
Ольга Андреевна Гегеня
Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством развивающих игр В. В. Воскобовича
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 134 г. Томска, Иркутский тракт 51/1, т. 751882
Сообщение
(из опыта работы)
«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством технологии В . В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
Ст. воспитатель : Гегеня О. А.
Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сензитивный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования у ребёнка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи.
Результаты исследований таких психологов, как Р. Зайонц, В. Н. Дружининым показывают, что уровень интеллектуально-творческого развития дошкольника , достигаемый им к шести-семи годам, существенно зависит от того, насколько продуманными верным было обучение ребёнка в семье и в детском саду, в какой мере характер занятий соответствовал возрастным психологическим особенностям ребёнка и типу ведущей деятельности.
Всестороннее развитие дошкольника можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребёнка формируется воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников развития интеллектуально -творческого потенциала ребёнка.
Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста , которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Степень готовности ребёнка к обучению в школе может определяться не только тем, что будущий школьник будет уметь читать, считать, знать цифры. Несомненно, это тоже имеет большое значение, но подготовка к школе заключается и в психологической готовности, предполагающей у детей семи лет наличие развитых познавательных процессов, сформированность произвольных мыслительных операций.
Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста . В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный , то есть "приобретенный", интеллект . Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект , у них может быть развит плохо .
Бытует мнение, что сензитивность дошкольного возраста предопределяет самостоятельное становление познавательных процессов, и вмешиваться в процесс развития совсем не обязательно. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы нужно тренировать и совершенствовать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность. Развивающее обучение способствует не только психическому развитию , но и совершенствованию функций мозга. Если удаётся найти ключ к управлению развитием мышления ребёнка- дошкольника , то открываются возможности для совершенствования всех познавательных процессов.
Средства развития мыслительной активности детей разнообразны. Анализ жизненных ситуаций, осуществляемый совместно с ребенком, его экспериментирование с предметами и объектами природы, разнообразные игры и многое другое способствуют развитию у детей гибкости мышления, умения создавать образ и оперировать им, рассуждать, выявлять противоречия, соглашаться с чьим-то мнением или отстаивать свое. Развивающие игры стали особо популярны в связи с реорганизацией всей системы образования в нашей стране, когда игра вновь стала рассматриваться в качестве одного из важных средств обучения, развития и воспитания ребенка.
Я занимаюсь данной темой, потому что считаю, что эффективное развитие интеллектуальных способностей детей – одна из самых актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Всестороннее развитие дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально - творческого потенциала ребенка.
Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности . Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях , имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений и действий.
Для решения воспитательных и образовательных задач, в своей работе я использовала технологию В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» .
Данные игры совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление и речь. Технология «Сказочные лабиринты игры» в первую очередь направлена на организацию такого развивающего обучения , в котором тренируются и развиваются виды умственной деятельности ребёнка-дошкольника . От научения зависит не только психическое развитие , но и биологическое созревание организма.
Игры, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович , по моему мнению, соответствуют тем требованиям, которые предъявляет нам современное образование. Особенностями развивающих игр В . В. Воскобовича являются :
1. связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим (через символ и алгоритм решения) .
2. система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой
3. реализация принципа системности.
Одна из главных задач игровой технологии – гармоничное сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал, а также
1. Развитие у ребёнка познавательного интереса , желания и потребности узнать новое. 2. Развитие наблюдательности , исследовательского подхода к явлениям и объектам
окружающей действительности. 3. Развитие воображения , креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4. Формирование базисных представлений (математических, об окружающем мире, речевых умений.
Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым , самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Использование данных игр в системе их постоянного и постепенного усложнения, позволило мне добиться определенных положительных результатов. Игры, использовались мной в зависимости от возрастных особенностей детей.
Свою работу по технологии В. В. Воскобовича , я разделила на три этапа.
1-этап – средняя группа. Дети на данном этапе, при помощи обследовательских действий знакомились с цветом, формой, усваивали некоторые представления. В данном возрасте дети осваивали такие игры, как «Двуцветный квадрат» , «Чудо-головоломки» , «Игровизор» , «Ларчик» , «Математические корзинки» , «Шнур-затейник» , «Кораблик Плюх-Плюх» , «Елочка» .
Я в группу поочередно вносила игры, говорила название игры, но не объясняла, как в нее играть, предоставляя возможность детям самим придумать правила игры, применить свое творческое воображение.
Так, например, внося в группу игру «Двухцветный квадрат» , я дала детям возможность рассмотреть игру, попробовать ее на ощупь. При самостоятельной игровой деятельности с квадратом, дети получали фигуры одного цвета, отметили, что из большого квадрата получается маленькая фигурка. Интересное знакомство произошло у детей с игровым комплексом «Ларчик» . При помощи «Волшебных веревочек» , дети без труда рисовали различные фигуры на игровом поле, создавали картинки. Ребята обратили внимание на такое свойство «Волшебных веревочек, как липучесть. После презентации каждой игры, я знакомила детей со сказками, которые сопровождают игры. Это сказки Фиолетового леса, в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания . Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводилась воспитателю. Я знакомила детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирала игровые задания в зависимости от возрастных возможностей и интересов детей средней группы, играла и занималась вместе с ними. Ребята с удовольствием слушали сказки, решали интеллектуальные задачи и выполняли творческие задания вместе с героем и со мной. К концу года, дети легко конструировали простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создавали образы объектов по собственному замыслу. Добиться таких результатов способствовали игры «Геоконт» , «Чудо-крестики» , «Двухцветный квадрат» , «Шнур-Затейник» и т. д. При помощи «Конструктора цифр» , мне удалось в доступной форме познакомить детей с цифрами : ребята запомнили текст считалки и сопоставляли его с элементами восьмерки. Это способствовало тому , что дети научились из слов считалки составлять модели некоторых цифр. Практически все занятия проходили в виде сказок, где вопросы и задания ставил не воспитатель, а сказочный герой, которому необходимо было решить какую-либо проблему. Дети с удовольствием занимались весь год и добились хороших результатов.
2 этап – старшая группа. На данном этапе дети учились с помощью образов запоминать понятия, символы. В старшей группе, кроме игр, которые использовались в средней, дети познакомились с «Прозрачными буквами» , «Прозрачным квадратом» , «Прозрачными цифрами» и т. д. На этом этапе дети знакомились с основными приемами, приобрели навыки конструирования, пробовали выполнять задания, требующие интеллектуального напряжения , волевых усилий и концентрации внимания. Совершенствование игровых умений и навыков происходило в самостоятельной и совместной с детьми и воспитателем творческой деятельности. Я старалась побуждать детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д. В группе были дети, которые ни с кем не общались, были замкнутыми, но благодаря, использованию игр в самостоятельной деятельности, ребята стали общаться со сверстниками, что способствовало социально – личностному развитию дошкольников . В данной группе, я проводила комбинированные занятия из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий и упражнений для каждой игры. Так, например, проходило занятие «Школа волшебства» , на котором я использовала развивающие игры В . Воскобовича : «Геовизор» , «Чудо-Крестики» , игровое поле из комплекта «Ларчик» , «Квадрат Воскобовича » (четырехцветный) . Данный набор игр, способствовал развитию таких процессов , как память внимание, логическое и творческое мышление, воображение и речь. Также в группе проходили занятия в виде викторин, на которых ребята учились действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству. Использование на занятиях игр Воскобовича помогло мне эффективно решить образовательные задачи на математике. Дети научились определять свойства предметов, делать анализ их строения, научились измерять длину разными мерками, сравнивать величины на основе измерения.
3 этап- подготовительная группа. А на этом этапе дети знакомятся с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, сложение, трансформация, планирование своих действий, постоянное усложнение игр позволило мне поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. На этом этапе я больше уделяла внимание развитию творчества и самостоятельности. Детям, я стала давать возможность изобретать игровые задания и упражнения, придумывать и конструировать предметные формы, составлять к ним схемы. На всех этапах работы с играми Воскобовича , мне приходилось создавать творческую атмосферу : поощрять и поддерживать детскую инициативу, рассматривать любые предложения детей. для меня очень важно было заинтересовать детей данными играми, ведь, если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то малыш будет с ней заниматься на всех этапах, а соответственно повышать свой уровень развития , интерес .
Сейчас, в подготовительной группе, дети легко справляются с заданием и сами усложняют его. На данном этапе, я стала уделять очень большое внимание самостоятельной игровой деятельности. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка , так как в самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется умелость и интеллект , и самое главное, проявляется неограниченная возможность придумывать и творить.
Для эффективного решения образовательных задач по технологии «Сказочные лабиринты игры» очень важно было оснастить группу играми и игровыми пособиями, то есть создать развивающую среду . В этом большую помощь нам оказали родители детей, они не только закупили игры, но и и помогали изготавливать дополнительные экземпляры. Родители, на протяжении все лет обучения, были в курсе всех событий, происходящих в группе. С ними были проведены консультации на темы : «Развивающие игры В . Воскобовича » , «Возможные пути совместного решения образовательных и воспитательных задач», кроме консультаций еженедельно проводились индивидуальные беседы с родителями, в которых обсуждались индивидуальные успехи ребенка, его интересы , а так же проблемы и пути их совместного решения, родители получали рекомендации по дальнейшему сопровождению в саморазвитии ребенка . В конце каждого полугодия, мы приглашаем родителей на открытые занятия, где они видят, как работают их дети, что умеют делать, что вызывает трудности. И в связи с этим получают рекомендации для занятий с детьми дома.
Качественная реализация технологии «Сказочные лабиринты игры» невозможна без определения уровня развития детей . Рекомендуется диагностика психологическая, которая поможет определить уровень интеллектуального развития детей . Её проводит психолог при помощи классических, адаптированных к дошкольному возрасту тестов . Не менее важна и диагностика педагогическая, которая показывает качество освоения детьми образовательного материала комплексных или парциальных программ. Мой опыт показывает, что развивающие игры В . В. Воскобовича дают возможность проявлять творчество и детям и взрослым.
Это подтвердили и результаты диагностики интеллектуально- творческих способностей , проводимой в старшей и подготовительной группе, на занятиях и вне их систематически использовались развивающие игры Воскобовича . Дети легко и быстро справились с заданиями и показали хорошие результаты. Одновременно проводилась аналогичная диагностика с детьми таких же возрастных групп, где в обучение не использовалась данная технология, результаты были значительно ниже. Это еще раз подтверждает, что развивающие игры Воскобовича эффективно развивают психические процессы, происходит раннее творческое и интеллектуальное развитие детей .