Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки. Лекции по дошкольной педагогике
Тест для педагогов
«Дошкольная педагогика» (с ключом ответов)
1. Источником дошкольной педагогики как науки – это …
а) религия;
б) экспериментальные исследования;
в) идеи сообщества жителей района, жилого комплекса;
г) взгляды разных семей на воспитание;
д) игры детей.
2. Дайте определение понятию «дошкольная педагогика».
а) наука о развитии ребенка дошкольного возраста;
б) наука об организации целостного педагогического процесса;
в) раздел педагогики, занимающийся вопросами воспитания ребенка в ДОУ;
г) раздел педагогики, занимающийся вопросами обучения детей;
д) раздел педагогики, занимающийся вопросами развития, воспитания и элементарных форм обучения дошкольников.
3. Сформулируйте основную цель дошкольной педагогики.
а) воспитать послушного ребенка;
воздействовать на дошкольников методом внушения;
в) научно обосновать технологию и методику образовательно – воспитательной работы с дошкольниками различных возрастных групп;
г) исследование конфликтов;
д) воспитать у детей желание учиться.
а) Методы педагогического исследования;
б) начальное образование;
в) воспитание, обучение, развитие, социализация;
г) предметная деятельность;
д) музыкальное образование.
5. Дайте определение понятию «образование».
а) процесс и результат обучения;
б) учение;
в) результат обучения;
г) результат воспитания;
д) цель воспитания.
6. Какие виды дошкольных учреждений были в России в XVIII – XIX вв.?
а) центры наставничества;
б) народные детские сады для детей бедноты;
в) экспериментальные школы;
г) гимназии для одаренных детей;
д) родильные дома.
7. Разработкой теоретических основ методики физического воспитания дошкольников в России занимались…
а) Р.С.Буре, Т.А. Маркова, В.И.Нечаева, Л.А.Пеньевская, Э.К. Суслова, А.В.Запорожец, С.А.Козлова;
б) В.Г.Алямовская, М.Ю. Кистяковская, В.Т. Кудрявцев, Н.Н.Кожухова, Э.Г. Степаненкова, С.Е. Шукшина;
в) Н.А.Ветлугина, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Т.Н.Доронова;
г) Л.А.Венгер, Л.С. Выготский, Л.Я. Гальперин, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков;
д) Т.Г.Казакова, О.П. Радынова, Н.П. Сакулина, Е.А.Флерина;
д) Т.Г.Казакова, О.П.Радынова, Н.П. Сакулина, Е.А.Флерина.
8. Дайте определение понятию умственного воспитания дошкольников.
а) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
б) педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования;
в) процесс философского осмысления жизни;
г) развитие активной мыслительной деятельности дошкольников, включающие формирование интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления, любознательности и умственных способностей;
д) организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию их эстетических чувств, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве.
9. Найдите верное утверждение.
а) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – задача нравственного воспитания;
Б) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – метод нравственного воспитания;
в) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – принцип нравственного воспитания;
г) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – форма нравственного воспитания;
д) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – результат нравственного воспитания.
10. Кто из современных педагогов, на Ваш взгляд, наиболее полно разработал теорию эстетического воспитания дошкольников?
а) О.С.Ушакова;
б) М.И.Мищенко;
в) Л.М. Кларина;
г) В.А. Сластенин;
д) Т.С.Комарова.
11. Кто из педагогов и психологов внес значительный вклад в теорию игры дошкольников?
а) М.И.Лисина;
б) Д.Б.Эльконин;
в) В.А.Сластенин;
г) Т.С.Комарова;
д) С.Н.Николаева.
12. выделите основные направления развития современников дошкольной педагогике.
а) разработка проблем содержания воспитания дошкольников в условиях ДОУ;
в) строительство саун и бассейнов при ДОУ;
г) открытие детских клубов при ДОУ;
д) разработка методики эффективной подготовки детей к школе.
13. Определите значение создания современной «Концепции дошкольного образования» (1989).
а) раскрыта сущность учебно – дисциплинарной модели образования;
б) определена личностно – ориентированная модель построения педагогической работы с детьми;
б) раскрыты направления работы с семьей дошкольников;
г) говориться о финансировании ДОУ;
д) раскрыты особенности «трудных детей».
14 Какие уровни управления дошкольным образованием существуют на современном этапе?
а) федеральный;
б) домашний;
в) семейный;
г) административный;
д) через социум.
15. Можно ли в современных условиях развития общества достичь цели воспитания – всестороннего и гармонического развития личности детей дошкольного возраста?
а) она является тем идеалом, к которому должно стремиться любое государство;
б) нельзя;
в) вполне можно;
г) зачем это для воспитания дошкольников;
д) для этого нет объективных условий.
16. Следует ли до сих пор руководствоваться Конвенцией о правах ребенка при организации целостного педагогического процесса в ДОУ?
а) она не связана с педагогическим процессом;
б) нет необходимости;
в) Конвенция обеспечивает правовую защиту детей во время организации педагогического процесса;
г) иногда;
д) она не направлена на содержание образования.
17. Уточните компоненты воспитательного процесса в ДОУ.
а) цель воспитания и развития детей;
б) двусторонний процесс;
в) результат воспитания;
г) работа с кадрами;
д) работа с родителями.
18.Выберите требование к плану работы воспитателя с группой детей.
а) план должен быть согласован с планами специалистов ДОУ.
б) отвечать пожеланиям родителей;
В) наличие волевого усилия;
г) переход на предметное обучение;
д) создание условий для дневного сна.
19. Выделите из предложенных факторы, направленные на охрану и укрепление здоровья детей в ДОУ.
а) дозированные движения;
б) двигательная активность;
в) наличие проблемных ситуаций;
г) сокращение времени сна за счет занятий;
д) экскурсии в музеи.
20. Какие принципы и требования должен отражать режим жизни детей в ДОУ?
а) учет возрастных возможностей детей;
б) предусматривать интересы детей;
в) развивать творчество детей;
г) наследственность;
д) социальное развитие.
21. Наиболее эффективный вид деятельности, способствующий развитию творческой активности детей – это деятельность…
а) трудовая;
б) правовая;
в) игровая)
г) клубная;
д) семейная.
22 Что является формой обучения детей в ДОУ?
а) консультации для родителей;
б) путешествие среди предметной среды;
в) режим;
г) занятие;
д) педсовет.
23. Что входит в структуру дидактической игры с детьми?
а) дидактическая задача;
б) сотрудничество детей;
в) присутствие на занятии родителей;
г) связь с социумом;
д) работа с бумагой.
24. На что следует обратить внимание воспитателям при организации процесса нравственного воспитания дошкольников в ДОУ?
а) на взаимоотношения детей в коллективе сверстников;
б) на отношение детей к наказаниям;
в) на капризы ребенка;
г) на заботу родителей о ребенке;
д) на планы работы педагога – психолога ДОУ.
25. На что направлена продуктивная деятельность дошкольников?
а) на формирование сознания;
б) на воспитание познавательной активности;
в) на развитие речи детей;
г) на моделирование предметов окружающего мира;
д) на связь с семьей.
26. Выберите из предложенных нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей.
а) вечера вопросов и ответов;
б) выставки детских работ;
в) индивидуальные консультации;
г) наблюдения;
д) анкетирование.
27. Существует ли специфика работы ДОУ с разными типами семей и какая?
а) индивидуальная работа с семьями «риска»;
б) нет такой специфики;
в) существует и зависит от установок воспитания и уровня педагогической компетенции родителей;
г) работа с семьями родителей – инвалидов;
д) работа с многодетными семьями.
28. Какие показатели наиболее важны в оценке эффективности работы с родителями дошкольников?
а) появление у родителей интереса к содержанию индивидуальных занятий с детьми;
б) интерес к качеству пищи для детей;
в) интерес к планированию работы ДОУ;
г) согласование целей, задач и методов воспитания и обучения детей в семье и ДОУ;
д) изучение творческих работ детей.
29. О чем должен знать воспитатель для определения готовности дошкольников к школе?
а) о физическом, психическом и социальном развитии ребенка;
б) об условиях проживания в семье;
в) о той школе, куда собирается идти учиться ребенок;
г) о наследственности ребенка;
д) о трудовой деятельности родителей.
30. какой документ определяет цели, задачи и содержание преемственности дошкольного и начального образования.
а) закон «Об образовании»;
б) Конституция РФ;
в) Типовое положение о ДОУ;
г) Концепция дошкольного воспитания;
д)Концепция содержания непрерывного дошкольного и начального школьного образования.
Надежда Прудникова
Дошкольная педагогика как наука
Подходы к определению дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до поступления в школу (Н. В. Микляева).
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе).
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает сущностные признаки образования детей дошкольного возраста (Н. Н. Сазонова).
Из выше сказанного следует, что дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.
Признаки дошкольной педагогики как науки.
Педагогика это наука, которая сопровождается восьмью признаками: предмет, цели, задачи, методология и т. д.
Дошкольная педагогика это все-таки отрасль.
Объектом науки является образование на разных ступенях, где знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности осуществляется под развитием интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического воспитания для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей.
Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования привело к трансформации направлений образования.
В 1989 г. была «Концепция дошкольного воспитания», где впервы были законодательно закреплены направления обучения и воспитания дошкольника. Направления предполагали физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.
В ноябре 2009 г. были введены «Федеральные государственные требования (ФГТ) к общему образовательному положению дошкольного образования (ООП ДО) №665 от 23.11.2009 г.». В рамках данного документа направления развития были дополнены образовательными областями: физическое развитие (физическая культура, здоровье, художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество, познавательно-речевое (коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социально-личностное (социализация, безопасность, труд).
В июне 2013 г. был принят документ об «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» (ФГОС ДО) – были пересмотрены образовательные области, где направлений развития не выделяется. До общественного обсуждения в проекте ФГОС ДО было обозначено четыре образовательных областей. В принятом же ФГОС ДО утверждены пять образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.
Предметом дошкольной педагогики являются особенности, признаки и сущность дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.
Ученые доказали, что образование может осуществляться по спонтанным и реактивным программам обучения. Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство педагога заключается в переходе на реактивные программы.
Разработка педагогической технологии дошкольного образования детей предполагают следующие задачи: это воспитание культуры общения, контроль когнитивной (познавательной) деятельности воспитанника и организация работы с родителями.
Методологическая платформа как наука.
Данный раздел дошкольной педагогики изменяется в связи с изменением ведущих педагогических теорий, нормативно правовой базы регламентирующие процессы образования.
Основные признаки методологической культуры педагога:
1. Познание различные понятий образования;
2. Понимание процедур закрепленных за основными понятиями педагогики;
3. Потребность воспроизводить практику образования в понятиях и терминах педагогики;
4. Критическое отношение к самоочевидным положениям педагогики;
5. Рефлексия результатов собственной познавательной деятельности.
Методология педагогики гораздо шире, чем методология дошкольной педагогики. Базовыми педагогическими теориями организации образования являются:
1. Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитие (например, тематические недели);
2. Целостный подход – ориентация на выделение в педагогической системе и развивающиеся личности интегративных инвариантных (постоянных) связей и отношений (ФГТ – интегративные качества);
3. Диалоговый подход – образование коммуникативного единства субъектов педагогического процесса, благодаря которому происходит саморазвитие и взаимораскрываемость (методы игрового обучения);
4. Антропологический подход – образование предполагает учет образовательных потребностей и интересов человека, но в рамках реализуемой образовательной системы.
Методология дошкольной педагогики предполагает разработку образовательной программы дошкольного учреждения, куда будут включены не более 60% материалов общей образовательной программы (ООП) и не менее 40% материалов детского сада.
Теоретико-методологическая основа ООП ДО:
1. Культурологический подход основан на взаимосвязи аксиологического, технологического и личностного творческого компонентов образования;
2. Деятельностный подход предполагает специальную работу по формированию деятельности ребенка по поводу его в позицию субъектов.
3. Личностный подход – опора
Культурологический подход в педагогики основан на психологической теории КИТРВПФ («Культурно-историческая теория развития высших психических функций» автор Л. С. Выготский).
1 идея. Л. С. Выготский считал, что биологический фактор меньше влияет на психику человека, чем социальный: «Ребенок – социальное существо с самого рождения»;
2 идея. Спонтанная программа обучения дошкольника всегда имеет конкретно тематический характер;
3 идея. Л. С. Выготский доказал влияние среды на развитие ребенка, в дошкольной педагогике этот научный тезис трансформировался в понятие предметно-развивающей среды, в рамках ФГТ были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды в дошкольных группах детских садов (шесть центров);
4 идея. Обучение определяет развитие, поэтому в рамках дошкольной педагогики педагог-мастер обладает образованием календарного и тематического планирования.
Деятельностный подход – это психологический подход.
Дошкольная педагогика предполагает формирование умений и навыков у детей восьми базовых видов деятельности:
1. Физическая культура – двигательной деятельности;
2. Социализация – игровая деятельность;
3. Труд – трудовая деятельность;
4. Коммуникация – коммуникативная деятельность;
5. Познание – познавательно-исследовательская и продуктивной (конструктивной) деятельности;
6. Чтение художественной литературы – восприятие художественной литературы;
7. Музыка – музыкально-художественная деятельность;
8. Художественное творчество – продуктивная деятельность.
Форма игры в образовательном процессе ДОУ – это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности.
Методы дошкольной педагогики:
1. Методы изучения педагогического опыта;
2. Методы педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, беседа, анкетирование.
Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности на получение новых знаний о закономерностях образования.
Законом целостного образовательного процесса является эффективное взаимодействие педагога с воспитанником.
3 2 . Основные понятия дошкольной педагогики.
ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.
РАЗВИТИЕ - процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.
ОБУЧЕНИЕ - двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений, развития познавательной активности детей.
ФОРМИРОВАНИЕ - процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: воспитания, обучения, социальной среды в целом.
4. История развития дошкольной педагогики как науки за рубежом (я.А.Коменский, и.Г.Песталоцци, р.Оуэн, ж.-ж.Руссо, ф.Фребель, м.Монтессори).
Возникновение дошкольной педагогики как науки относится к веку, когда чешский педагог ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670 г.г.) создал первую систему дошкольного воспитания. В своих трудах Я.А.Коменский изложил прогрессивные идеи о развитии и воспитании ребенка:
Указал на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Разработал возрастную периодизацию, включающую четыре возрастных периода: детство, отрочество, юность, возмужалость. Каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школе.
Для детей от рождения до б лет предназначается "материнская школа"
Выдвинул идею природособразности воспитания;
Созданное им пособие "Видимый мир в картинках" положило начало наглядному ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей жизни; ,
Обосновал необходимость широкого использования наглядных методов в воспитательно-образовательной работе с детьми;
Важной задачей воспитания детей до б лет считал развитие органов чувств, речи и представлений об окружающем;
Предложил программу знаний, подготавливающую ребенка к систематическому обучению в школе, которая содержала начатки знаний из всех областей наук. Знания и навыки располагались по принципу последовательного перехода от простого к сложному, от легкого к трудному;
швейцарский педагог ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827 г.г.) придавал важное значение дошкольному воспитанию,
Основной задачей воспитания считал формирование нравственного облика ребенка, отвергая нравоучения как средство нравственного воспитания, стремился развить у детей любовь прежде всего к матери, затем к сверстникам и взрослым, воспитать чувство долга, справедливости путем упражнения и нравственных поступков;
Выдвинул идею соединения производительного труда с обучением;
Разработал идею элементарного обучения, согласно которой в основе всякого знания лежат основные элементы: форма, число и счет. Первоначальное обучение должно основываться на этих элементах;
Уделял большое внимание разработке задач, содержания и методов дошкольного воспитания ребенка в семье;
В умственном воспитании на первое место выдвигал развитие мышления, умственных способностей, упорядочивание представлений;
Создал "Книгу матерей", где он писал о том, что мать, как основная воспитательница, должна развивать физические силы ребенка с раннего возраста, прививать ему трудовые навыки, вести его к познанию окружающего мира, воспитывать любовь к людям.
Во второй половине XIX века немецким педагогом ФРИДРИХОМ ФРЕБЕЛЕМ (1782-1852 г.г.) была создана система воспитания маленьких детей, имевшая большое значение для развития теории и практики дошкольного воспитания во всем мире. По его мнению, в основе всего существующего лежит бог, единое божественное начало, а человек - маленькое существо, носящее в себе частицу божества. Назначение человека - выявить заложенное в нем божественное начало. Воспитание должно способствовать творческому самораскрытию личности и заложенных в ребенке инстинктов и способностей, а не определять их. Основой воспитания ребенка в детском саду Фребель считал игру, через которую выявляется заложенное в ребенке божественное начало, рассматривал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения. Для развития ребенка в раннем возрасте он предложил шесть"даров". Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Недостатком этих даров является надуманное символическое обоснование, сухость,
абстрактность. Большой заслугой немецкого педагога явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами- строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги и т.д.
МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952 г.г.) - итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания, в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики" изложила свою систему дошкольного воспитания.
Ее прогрессивные идеи:
Впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения;
Для обеспечения детям условий свободной самостоятельной деятельности произвела реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: парты заменены легкой, по росту детей мебелью, внесено гигиеническое и трудовое оборудование;
Определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дид.материал, Монтессори вместе с тем требовала вооружения воспитателей методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей;
Наряду с основной формой воспитания и обучения детей- самостоятельными занятиями- предлагала применять разработанную форму - индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность
Создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.
Можно выделить и негативные стороны в теории Монтессори:
Строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения;
Детской творческой игре не придавала положительного значения, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей;
Исключила из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи, приобщения детей к художественному творчеству народа, литературным произведениям;
Считала, что от 3 до 6 лет возраст не приобретения знаний, а период формального упражнения всех сторон психической активности, которые стимулируются сенсорной сферой.
Роберт Оуэн организовал первые дошкольные учреждения для детей рабочих, где воспитывал их в духе коллективизма, прививал им трудовые навыки, учитывая их интересы и используя в работе с ними игры и развлечения как важнейший воспитательный фактор.
Мы рассмотрели наиболее прогрессивные и известные во всем мире педагогические теории, которые составляют основу дошкольной педагогики
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области Д. п. носят междисциплинарный и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, дет. психологии и возрастной физиологии: данные этих науч. дисциплин выступают теоретич. основой для разработки целей, средств и приёмов воспитания и обучения в дошк. возрасте.
После 1917 развитие отеч. Д. п. характеризовалось в течение неск. лет определённым идейно-пед. плюрализмом, когда одновременно существовали разл. направления в дошк. воспитании. В 20-х гг. сохранялись дет. сады, работавшие по системе Фребеля, по «методу Тихеевой», а также иные, сочетавшие элементы разл. систем. В то же время начал формироваться тип сов. дет. сада. Проводились всерос. съезды по дошк. воспитанию (1919, 1921, 1924, 1928), в к-рых принимали участие учёные в области педагогики и психологии (П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, К. Н. Корнилов), педиатрии и гигиены детей (Е. А. Аркин, В. В. Гориневский, Г. Н. Сперанский, Л. И. Чулицкая), иск-ва и худож. воспитания (Г. И. Рошаль, В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, М. А. Румер). В этот период развернулись исследования по проблемам воспитания в дошк. учреждениях детей раннего возраста (В. М. Бехтерев, Н. М. Щелованов, H. M. Аксарина и др.).
Важную роль в формировании советской Д. п. сыграла Н. К. Крупская. Она вместе с др. педагогами (Д. А. Ла-зуркина, М. М. Виленская, Р. И. Пру-шицкая, А. В. Суровцева) проводила в теорию и практику дошк. воспитания идеи, вытекавшие из своеобоазной трактовки социально-экон. положений марксизма. Эта трактовка заключалась в чрезвычайной идеологизации всего процесса дошк. воспитания, выражавшейся в доминировании целей политических над гуманистическими.
2-й съезд по дошк. воспитанию (1921) провозгласил идею создания системы обществ. дошк. воспитания на марксистской основе. Ведущими принципами вос-пигат. работы утверждались , материализм, активизм. Подчёркивалась необходимость уделять большое внимание знакомству детей с основами политграмоты, исследовательским методам в изучении детьми окружающего мира. Идеологич. установки в области Д. п. характеризовало преувеличение роли трудового воспитания в дошк. возрасте, активная антнрелиг. пропаганда, отрицат. отношение к кукле, сказке, традиц. праздникам, игнорирование мн. положений дорев. педагогики. В сер. 20-х гг. был провозглашён отказ от попыток приспособления и использования («советизации») иных педагогических систем, и к кон. 20-х гг. , следовавшие системам, к-рые не получили одобрения Наркомпроса, были закрыты.
Изменения в работе дошк. учреждений, неизбежно следовали за изменениями в шк. политике. Постановления ЦК ВКП(б) о школе 1931-36 способствовали уменьшению идеологизации содержания и форм воспитат. работы, отказу от крайностей, характерных для предыдущего десятилетия. Неоднозначные последствия для изучения развития ребёнка имело постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936). Были подвергнуты критике механистич. подходы к объяснению факторов дет. развития (биологи-заторское и социологизаторское направления) и недостатки тестовых измерений. Однако данное постановление повлекло сворачивание ряда направлений в области изучения детства.
К кон. 30-х гг. сложились осн. теоретич. положения советской Д. п., к-рые оставались общепризнанными до сер. 80-х гг. Были определены осн. принципы: идейность, систематичность и последовательность воспитания, связь его с жизнью, учёт возрастных психофизиол. особенностей ребёнка, единство семейного и обществ. воспитания. Утвердился принцип ведущей роли воспитателя в формировании личности ребёнка, подчёркивалась необходимость чёткого планирования воспитат. работы. В 1934 принята первая программа работы дет. сада. Над разработкой разл. вопросов Д. п. работали Н. А. Ветлугина, А. М. Леушина, Р. И. Жуковская, Д. В. Менд-жерицкая, Ф. С. Левина-Щирина, Е. И. Радина, А. П. Усова, Б. И. Хача-пуридзе и др. Разрабатывались частные методики Д. п.: развития речи - Тихеева, Ф. Н. Блехер, Е. Ю. Шабад; изобразит. деятельности - Флерина, А. А. Волкова, К. М. Лепилов, Н. А. Са-кулина; музыкального воспитания - Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов; природоведения - Р. М. Басе, А. А. Быстрое, А. М. Степанова; формирования элементарных магем. представлений - Тихеева, М. Я. Морозова, Блехер. Вместе с тем в силу сложившихся социально-полит. условий развития страны произошло определённое отчуждение сов. Д. п. от мировой теории и практики дошк. воспитания.
Исследования вопросов дошк. воспитания продолжались и в годы Вел. Отеч. войны. Изучались проблемы физич. воспитания и закаливания, дет. питания, охраны нервной системы детей, патрио-тич. воспитания. При создании АПН РСФСР (1943) был сформирован сектор проблем дошк. воспитания. В послевоен. период работа в области Д. п. развивалась в респ. НИИ педагогики, на кафедрах пед. ии-тов. Усовой совм. с сотрудниками была разработана система дидактики дет. сада (1944-53): выделена программа и методика обучения дошкольников, а впоследствии осуществлено введение систематич. обучения в дет. саду. Во 2-й пол. 50-х гг. были проведены опыты обучения детей 6 лет и изучения иностр. яз. в дет. саду.
В 1960 создан НИИ дошк. воспитания АПН РСФСР. Его сотрудниками совм. со специалистами АМН СССР была создана единая программа воспитания детей в дошк. учреждениях, направленная на ликвидацию разобщенности в воспитат. работе с детьми раннего и дошк. возраста.
Возникновение НИИ ДВ способствовало Значит. усилению изучения разл. аспектов дошк. детства. Повысилось внимание к психол. аспектам развития дошкольника. Широкую известность получили работы А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Л. И. Венгера, H. H. Поддья-кова.
Во 2-й пол. 70-х гг. Запорожец разработал концепцию обогащающего развития ребёнка с первых лет жизни (амплификация развития). Ее реализация требует поиска резервов возможностей дошкольника при макс, учете его возрастных и индивидуальных особенностей. Важнейшие направления исследований в совр. Д. п. формирование наглядно-образного мышления как основы понятийного мышления, воспитание устойчивых нравств. привычек, развитие творческого воображения, широкое использование игры в целях воспитания и обучения.
С сер. 80 х гг. возникло широкое об-щественно-пед. движение, охватившее и систему дошк. воспитания. Изменение подходов к целям, содержанию и средствам воспитания приводит к появлению новых концепций дошк. воспитания, характеризующихся ориентацией на признание самоценности дошк. детства, на необходимость отхода от авторитарных методов, на отказ от идеологич. крайностей в содержании воспитания и обучения, на создание возможностей для более свободных к естественных позиций участников пед. процесса - ребенка и воспитателя.
Лит А р к и и E А, Ребенок в дошк. годы M 196u2 Воспитание и обучение в дет саду, под ред AB Запорожца и Т А Марко юй M, 1976, Подготовка детей к школе p дет саду, под ред Ф. А Сохина и Т В Та-рунтаевой M, 1977, Воспитание дошколь ника в семье Вопросы теории и методики, под ред. Г А Марковой, M, 1979, Основы Д1 III сольной педагогики, под ред А В За порожца, Т А Марковой, M, 1980, А к с а-р и и a H M, Воспитание детей раннего розраста, M, 197 73, Буре P Воспитание в процессе обучения на занятиях в дет саду, M, 1981, Усова А П, Обучение в дет саду, M, Дошк. педагогика, под ред В И Ядэшко, Ф А Сохина, M, История дошк. педагогики в России Хрестоматия M., Дошк. педагогика, под ред В И Логиновой и II Г. Саморуко вой, ч 1 - 2, M, История сов дошк. педагогики. Хрестоматия, M., История дошк. педагогики, под ред. Л Н Литвина и др., M, 1989.
А. Н. Литвин, В. И. Логинова.
Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .
Смотреть что такое "ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА" в других словарях:
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - отрасль педагогики, изучающая закономерности развития и воспитания детей от рождения до поступления в школу. Выделилась со 2 й пол. 19 в … Большой Энциклопедический словарь
Дошкольная педагогика – наука, изучающая закономерности воспитания, развития, обучения и образования ребенка от рождения до поступления в школу.
Предметом являются вопросы воспитания и развития детей дошк.
Возраста.
Функции дошкольной педагогики:
1.Описательно – прикладная. Заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса.
2.Прогностическая. Подразумевает научный прогноз путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДУ.
3.Творчески – преобразовательная. Предполагает учет научного исследования, прогнозирования при создании проектно – конструктивных технологий.
Основные понятия дошкольной педагогики.
Воспитание - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.
Развитие - процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.
Обучение - двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений, развития познавательной активности детей.
Формирование - процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: воспитания, обучения, социальной среды в целом.
Педагогика как самостоятельная отрасль теоретического знания стала оформляться в XVII в. К этому времени назрела острая потребность в науке, призванной улучшить существовавшую педагогическую практику, расширить границы и возможности воспитания и образования.
Становление и развитие дошкольной педагогики.Возникновение дошкольной педагогики связано с именем чешского педагога и философа 17в. Я.А.Коменского (1592-1670 г.г.), который создал первую систему дошкольного воспитания. Он указал на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; разработал возрастную периодизацию, включающую четыре возрастных периода: детство, отрочество, юность, возмужалость. Он предложил программу знаний, подготавливающую ребенка к систематическому обучению в школе, которая содержала начатки знаний из всех областей наук.
Знания и навыки располагались по принципу последовательного перехода от простого к сложному, от легкого к трудному.
С научных трудов Я. А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории. Блестящая плеяда последующих педагогов-классиков (Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) значительно продвинула разработку теоретических проблем воспитания и обучения.
Достойный вклад в создание классической педагогики сделали наши соотечественники Белинский, Герцен, Чернышевский, Толстой. Мировую славу русской педагогики принёс К.Д.Ушинский. Ушинский считал, что «педагогика – это искусство». Он создал психолого-педагогическую концепцию развития личности и на её основе теорию воспитания и обучения. Видел цель обучения дошкольников в умственном развитии и развитии речи. Его работы «Детский мир», «Родное слово» не утратили значение в настоящее время.
XIX в., отмеченный выдающимися достижениями, прежде всего в области естествознания, физики, математики, был благоприятен и для развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоятельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процесса воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдается дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная педагогика.
XX в. с его бурными социально-политическими изменениями во многих странах поставил перед педагогикой проблему воспитания человека в новом обществе. Ее исследовали С.Т. Шацкий, П.П. Блонский. Теоретические работы Н.К.Крупской (1869-1939) охватывают широкий круг педагогических проблем, в том числе имеющих непосредственное отношение к воспитанию детей дошкольного возраста. Ядро учения А.С.Макаренко (1888-1939)- теория воспитательного коллектива. Макаренко разработал также важнейшие вопросы семейного воспитания. Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности - таков лейтмотив педагогического учения В.А.Сухомлинского (1918-1970).
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Еще по теме Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции. Становление и развитие дошкольной педагогики.:
- 1. Становление и развитие дошкольной педагогики как науки.
- 2. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат, связь педагогики с другими науками.
- 3.Отрасли современной педагогики, связь дошкольной педагогики с другими науками
- Педагогика в системе наук о человеке. Объект, предмет, функции педагогики. Гуманистическая направленность современной педагогики.