Вентцель педагогические идеи. Теория свободного воспитания К.Н. Вентцеля. Из анархистов в толстовцы
Вентцель Константин Николаевич - педагогические идеи
Вентцель занимался теоретической разработкой вопросов нравственного воспитания. Он опубликовал ряд статей, в которых пытался дать ответ на вопрос, как воспитать нравственную личность, и резко критиковал современную ему школу, главным пороком которой считал игнорирование личности ребенка.В годы первой русской революции Вентцелю и его единомышленникам из «Общества друзей естественного воспитания» представилась реальная возможность приступить к осуществлению своих идей на практике. 1 сентября 1906 г. в Москве они открыли Дом свободного ребенка. Это была своеобразная община, объединяющая детей, их родителей и педагогов; содружество, основанное на идеях братства, свободы и справедливости, в котором ребенок становился подлинным центром педагогической вселенной. Дом свободного ребенка явился качественно новым воспитательно-образовательным учреждением. В основу учебного процесса были положены потребности и запросы ребенка, которые всемерно стимулировались и развивались педагогами. Большое внимание Вентцель и его единомышленники уделяли привлечению родителей к идеям свободного воспитания, а главное — осуществлению этих идей в жизни семьи. В 1908 г. открылся Родительский клуб, главной целью которого являлось содействие сближению и единению родителей в деле свободного воспитания их детей. В клубе были созданы музей образцовых детских игрушек, предметные кабинеты, мастерские, организованы курсы по педагогике, имелась библиотека с литературой по воспитанию. Хотя Дом свободного ребенка просуществовал недолго (до середины 1909 г.) и пал жертвой, прежде всего, материальных трудностей, он явился наглядным доказательством возможности воплощения в жизнь принципа отделения школы от государства, полной автономии школы. В своих программных книгах «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад», «Новые пути воспитания и образования детей», написанных на основе накопленного опыта, Вентцель существенно обогатил теорию свободного воспитания.
В отличие от официальной педагогики, дрессирующей детей и подгоняющей их под определенный шаблон, теория свободного воспитания делала ребенка центром воспитательной и образовательной деятельности. Педагогу следовало опираться на самодеятельность ребенка во всех ее формах. В нравственном воспитании предполагалось содействовать ребенку в выработке своей личной нравственности и религии, в реализации права быть «свободным искателем и творцом духовных ценностей». Важнейшее значение придавалось учету индивидуально-психологических особенностей каждого воспитанника. Вентцель считал, что «систем воспитания должно быть столько, сколько существует детей».
Общечеловеческие ценности педагог ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач.
Вентцель написал первую в мире «Декларацию прав ребенка» (1917), являющуюся своеобразным гуманистическим манифестом. В ней он провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права и постановил, что основой воспитания должны являться индивидуальные особенности конкретного ребенка. Он обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое самоуправляющееся, доступное и бесплатное образовательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Он отстаивал право самоопределения ребенка во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. Дети должны сами искать истину, формировать ценности, самостоятельно осваивать мир и культуру, вырабатывая в себе способность их творческого преобразования. Вентцель отдавал приоритет развитию воли человека, в широком смысле понимаемой им как психическая активность вообще.
Декларация Вентцеля на десятилетия опередила аналогичную Декларацию, принятую ООН 20 ноября 1959 г. Совпадают не только их название, круг идей, но и группировка положений, ведущие разделы и направления. Несомненен и «дето-центрический» пафос обоих манифестов, их обращенность к миру ребенка. В них превалирует забота о реализации ведущих прав ребенка, о создании благоприятных предпосылок для того, чтобы он «развивался физически, умственно, нравственно, духовно здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства». Но даже при беглом знакомстве с «Декларацией прав ребенка» Вентцеля бросается в глаза, насколько этот документ глубже, гуманистичней и оригинальнее современного.
Прежде всего, он носит «субъектный» характер; в нем ребенок выступает не пассивным потребителем, дожидающимся, что государство и общество удовлетворят его насущные потребности, а активной, действенной силой. Это провозглашается уже в преамбуле Декларации: «Молодое поколение должно само бороться за свое освобождением. В свете данного принципа становится более понятен наиболее «шокирующий» принцип Вентцеля: «Каждый ребенок имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями». Данный посыл последовательно проходит через Декларацию: «Ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или другого воспитательного или образовательного учреждения. Воспитание и образование на всех его ступенях являются свободным делом ребенка. Каждый ребенок имеет право уклониться от того воспитания и образования, которое идет вразрез с его индивидуальностью». Как нетрудно заметить, в данном тезисе Вентцеля содержатся основные принципы гуманистической педагогики. Добавим к этому его призыв к «воспитанию без наказаний».
После Октябрьской революции Вентцель способствовал строительству школы нового типа: читал лекции на курсах учителей, принимал участие в организации института народного образования, разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. В 20-30-е гг. XX в. он основал новое направление — космическую педагогику, высшая цель которой — воспитание человека, осознающего себя гражданином Вселенной. Основой космического воспитания выступило естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного Космоса.
июл. 31, 2006 11:50 pm Константин Вентцель
Думая о жизни современной России, о человеке, которому «новый мир объявляет войну» и о том, как изменить сложившийся уклад жизни в лучшую сторону, я снова и снова мысленно спотыкаюсь о систему образования и воспитания. Именно там видится мне гордиев узел, именно оттуда нужно начинать «развязывать».
И речь даже не о самой системе, не о каких-то новых методах и методиках или чём-то подобном. Над этим сейчас по крайней мере думают...
Хочется говорить об изменении самого отношения к ребёнку – всех: от родителей до так называемых «социальных взрослых» (учителей, врачей и др.). Об изменении отношения к маленькому человеку в сторону ненасилия, уважения, личностной свободы...
И один из Творцов, чьё имя одним из первых вспоминается, один из тех, кто всё отведённое ему судьбой время посвятил продвижению этих идей в жизнь, – это Константин Николаевич Вентцель. Педагог. Философ. Писатель.
Константин Николаевич родился в 1857 году в Петербурге, потом жил в Москве. В революционные годы был увлечён созданием своей педагогической партии. Спасаясь от огненной стихии гражданской войны, приехал в Воронеж, где работал в губернском отделе народного образования. Умер Вентцель в 1957 году. Немало выпало ему на жизненном пути невзгод и тягостных минут. Прожив почти век, он пережил вместе со своей Родиной и её светлые, и тёмные дни. И большую часть своей жизни Вентцель посвятил педагогике, своей мечте вывести Россию туда, где «чудесного детства страна так отчётливо ясно видна».
Константин Николаевич был убеждён, что молодое поколение должно само бороться за своё освобождение, само – вместе с родителями и учителями – творить учебные заведения, в которых им предстоит обитать какое-то время. Потому что – «систем воспитания должно быть столько, сколько существует детей», потому что школа должна быть родной, любимой – плодом твоих усилий, твоим собственным детищем.
Вентцель – один из создателей и вдохновителей Дома свободного ребёнка, который был открыт 1 сентября 1906 г. в Москве и просуществовал до середины 1909. Это была своеобразная община, объединяющая детей, их родителей и педагогов. В этом учреждении Константин Николаевич мечтал построить отношения между воспитателем и воспитанником в форме «свободного духовного общения», когда педагог становится «другом, братом ребёнка, его старшим товарищем». Обучение в Доме свободного ребёнка опиралось на самодеятельность воспитанника, его желания и потребности.
Свобода в выборе (школы, учителя, программы, жизни в конце концов), отрицание насилия, уничтожение детского рабства (и в перспективе – рабства вообще), провозглашение активной позиции молодёжи в борьбе за место под солнцем, права ребёнка... Все эти идеи нашли отражение в Декларации прав ребёнка Константина Вентцеля, созданной им в 1917 году для Учредительного собрания, то есть на несколько десятилетий раньше аналогичной Декларации ООН. Именно в свободном воспитании молодого поколения Константин Николаевич видел путь к созданию общества на принципах согласия, дружелюбия, уважения...
Понятно, что подобные воззрения казались в то время неправильными, недопустимыми... Каждое выступление педагога, будь то статья или книга о воспитании, с большим трудом становилась достоянием общественности. Его критиковали все: монархисты и коммунисты, либералы и реакционеры, верующие и атеисты, авторитетные педагоги и толстовцы. А Константин Вентцель не мог равнодушно смотреть на то, что происходило вокруг:
И опять окружен я рабами в цепях,
И они, торжествуя, цепями звенят,
И толкуют о том, как в ребячьих сердцах
Они будут выращивать рабство и страх.
И "Свободный ребенок" объявлен мечтой
И волшебным, несбыточным сном.
И о клетке они говорят золотой
Под тяжелым железным замком...
Слова мудрого педагога тогда не были услышаны. Декларация прав ребёнка так и осталась невостребованной.
А сейчас многие пророчества К.Н. Вентцеля начинают сбываться. Актуальна как никогда проблема религиозной и этнической нетерпимости, о которой так часто говорят в последнее время все, кому не лень, и о том, как же её в людях воспитывать...Почему бы не начать с толерантного, уважительного отношения к собственному ребёнку?.. С того, о чём так много писал
известный русский педагог К.Н. Вентцель.Декларация прав ребенка
1. Каждый ребенок, рождающийся на свет, каково бы ни было социальное положение его родителей, имеет право на существование, т.е. ему должна быть обеспечена определенная совокупность жизненных условий, как она устанавливается гигиеною детского возраста, необходимых для сохранения и развития его организма и для успешной борьбы последнего с враждебными жизни влияниями.
2. Забота о доставлении детям требуемых гигиеною детского возраста жизненных условий лежит на родителях, на обществе в его целом, на государстве. Роль каждого из этих факторов и их взаимное отношение в деле доставления ребенку этих условий определяются соответствующими узаконениями.
3. Каждый ребенок, какого бы возраста он ни был, есть определенная личность, и ни в каком случае не может считаться ни собственностью своих родителей, ни собственностью общества, ни собственностью государства.
4. Каждый ребенок имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями. Это право ухода от родителей принадлежит ребенку во всяком возрасте его жизни, причем государство и общество должны заботиться о том, чтобы никакие перемены в этом отношении не повлекли за собою ухудшения в материальных условиях жизни ребенка.
5. Каждый ребенок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей и дарований, т.е. право на воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью. Осуществление этого права должно быть гарантировано бесплатным предоставлением ему во всех возрастах его жизни соответствующих воспитательных и образовательных учреждений, где бы все стороны его природы и характера получили наиболее благоприятные условия для своего гармонического развития.
6. Ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или другого воспитательного или образовательного учреждения. Воспитание и образование на всех его ступенях являются свободным делом ребенка. Каждый ребенок имеет право уклониться от того воспитания и образования, которое идет вразрез с его индивидуальностью.
7. Каждый ребенок с того возраста, когда это сделается для него возможным, должен принимать участие в общественно необходимом промышленном, земледельческом или каком-либо ином производительном труде, в размере, определяемом его силами и способностями. Этот труд, однако, не только не должен наносить ущерб физическому здоровью детей или служить помехой в деле их духовного развития, но должен слиться в одно целое со всей системой воспитания и образования народа.
8. Ребенок во всех возрастах своей жизни в своей свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком. Если те или другие права не осуществляются им, то это должно быть обусловлено только отсутствием у него необходимых для осуществления этих прав физических и духовных сил. При наличности же последних возраст не должен служить ограничением к пользованию его этими правами.
9. Свобода заключается в возможности делать все, что не наносит вреда физическому и духовному развитию ребенка и не вредит другим людям. Таким образом, пользование каждого ребенка своими естественными правами не должно встречать иных границ, кроме тех, которые диктуются законами нормального физического и духовного развития самого ребенка, и кроме тех, которые гарантируют другим членам общества пользование теми же правами.
10. Та или другая группа детей в своих взаимных отношениях между собой и в своих отношениях к окружающим ее взрослым может быть подчинена правилам, запрещающим действия, наносящие вред общественному целому. Все, что не запрещено этими правилами, не должно встречать препятствий к своему осуществлению. Никто из детей не должен быть принуждаем к деланию того, что не предписано этими правилами.
11. Правила, которым подчиняется та или другая группа детей и связанных с ними общей жизнью взрослых, должны быть выражением общей их воли. Всем детям должно быть предоставлено право участвовать в составлении тех правил, которыми регулируется их жизнь и деятельность. Каковы бы ни были эти правила, они должны быть одинаковы для всех, как для детей, так и связанных с ними взрослых, при непременном условии, чтобы они не стояли в противоречии с требованиями социальной справедливости.
12. Никто - ни родители, ни общество, ни государство не могут принуждать ребенка обучаться той или другой определенной религии или принудительно исполнять ее обряды.
13. Ни один ребенок не должен терпеть стеснения из-за своих убеждений, лишь бы их проявления не нарушали равные права других членов общества, взрослых и детей.
14. Каждый ребенок может свободно выражать в письменной или устной форме свои мнения и мысли в той же степени, в какой этим правом пользуются и взрослые люди, т.е. с теми только ограничениями, которые диктуются благом общества и составляющих его личностей и которые должны быть точно установлены законом.
15. Каждый ребенок пользуется правом образовывать с другими детьми или взрослыми те или другие союзы, кружки и тому подобные общественные соединения в той же мере, в какой это право принадлежит и взрослым людям. Безусловно, запрещается образование таких союзов, которые преследуют цели и задачи, стоящие в противоречии с истинным благом ребенка и его нормальным физическим и духовным развитием, а также в той или другой мере нанесение вреда обществу в его целом или составляющим его личностям. Эти случаи должны быть точно оговорены в законе.
16. Ни один ребенок не может быть подвергнут лишению свободы, кроме тех случаев, точно формулированных в законе, когда этого требует благо ребенка и окружающего его общества. Также ни один ребенок не может быть подвергнут никакому наказанию. С проступками и недостатками ребенка должно бороться при помощи соответствующих воспитательных учреждений, путем просвещения или лечения его, а не наказанием и всякими мерами репрессивного характера.
17. Государство и общество должны всеми средствами наблюдать за тем, чтобы все перечисленные в предыдущих параграфах права ребенка не терпели ни в чем умаления; они должны ограждать эти права от всяких попыток покушения на них и всех, кто не исполняет своих обязанностей по отношению к молодому поколению, должны принуждать к этому.
18. Для реального осуществления прав ребенка должен быть образован особый фонд молодого поколения, достаточный для того, чтобы права ни одного ребенка ни в чем не терпели умаления. Фонд этот может быть образован путем установления специального налога или путем отчисления из общих государственных средств. Расходы, производимые из этого фонда, должны находиться под строгим общественным контролем.
Местонахождение:
в домашнем офисе, т.е. за компом
Настроение:
Музыка:
JOHN THE WHISTLER - Wild wild web
ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич , российский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Дворянин, сын действительный статский советник. Учился в Технологическом институте (1875-76) и Санкт-Петербургском университете (1876-77). С 1880 года участник революционного народнического движения (в 1885 году арестован в Воронеже, выслан). С 1891 года работал в статистическом отделении Московской городской управы. С 1919 года в Воронеже: преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования.
Педагогические взгляды Вентцеля развивались в русле педоцентризма. В центре воспитания, по Вентцелю, - интересы и потребности конкретного ребёнка, цель воспитания - развитие внутренней свободы личности, духовной самостоятельности, сохранение ребёнком своего «я», «прояснение» и «проявление» в ребёнке заранее заложенного образа.
Вентцель разрабатывал основы и принципы свободной школы и свободного воспитания. Во главе образовательной деятельности находился не учебный план, а «план жизни ребёнка». Первым этапом предусматривалось формирование внутренней образовательной программы. В нравственном воспитании акцент делался на содействии ребёнку в выработке своей личной нравственности и религии, реализации права быть «свободным искателем и творцом духовных ценностей». Ведущая роль отводилась эстетическому воспитанию.
Разработал принципы организации воспитательно-образовательного учреждения - Дома свободного ребёнка, и пытался реализовать их в Москве (1906-09). Большое внимание Вентцель и его единомышленники уделяли претворению этих положений в жизнь семьи.
После Февральской революции 1917 года развивал идею педагогической революции, которую трактовал как кардинальную реформу воспитания и образования, создающую условия для свободного развития личности. В работах «Как бороться с милитаризмом» (2-е изд., 1917), «Современный момент и свободное воспитание» и «Отделение школы от государства и декларация прав ребёнка» (обе в 1918) обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое, самоуправляющееся, бесплатное учебно-воспитательное учреждение, находящееся в ведении общин или свободных союзов граждан. Ставя общечеловеческие ценности над классовыми, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач.
В «Декларации прав ребёнка» (одной из первых в мировой практике) в 1917 году провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права (в том числе на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание детских организаций и объединений и др.). После Октябрьской революции выступал против милитаризации и подавления личности. В 1917-22 годах разрабатывал принципы построения единой трудовой школы в РСФСР. После резкой критики его педагогической концепции (её объявили вредной и реакционной утопией, содействующей контрреволюции и буржуазии) Вентцель отошёл от активной педагогической деятельности. В 1920-30-х годах труды Вентцеля посвящены развитию гуманистических традиций отечественной философии, созданию религии творческой личности, основанной на культе ребёнка (неопубликованные работы: «Творческое жизнепонимание в христианстве и толстовстве», 1926; «Философия творческой воли» и «Луч света на пути творчества», обе в 1937).
Соч.: Основные задачи нравственного воспитания. М., 1896; Борьба за свободную школу. М., 1906; Этика и педагогика творческой личности. М., 1911-1912. Т. 1-2; Как создать свободную школу. (Дом свободного ребенка). 3-е изд. М., 1923; Новые пути воспитания и образования детей. 2-е изд. М., 1923; Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. 4-е изд. П.; М., 1923; Освобождение ребенка. 3-е изд. М., 1923; Свободное воспитание. Избр. труды. М., 1993.
Лит.: Стеклов М.Е. Эволюция педагогических взглядов К. Н. Вентцеля. Смоленск, 1999; Вентцель / Сост. Г. Б. Корнетов, М. В. Богуславский. М., ; Чмырева Е.В. Теория свободного воспитания К. Н. Вентцеля и модернизация современной школы России. Пятигорск, 2001; Богуславский М. В. К. Вентцель: подвижник свободного воспитания // Лидеры образования. 2002. № 9.
М. В. Богуславский.
Педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Учился в Технологическом институте (1875-1876 гг.) и Петербургском университете (1876-1877 гг.). С 1880 г. участник революционного народнического движения (в 1885 г. арестован в Воронеже, выслан). С 1891 г. работал в статистическом отделении Московской городской управы. С 1919 г. в Воронеже: преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования. С 1922 г. в Москве, на пенсии.
В книге "Этика и педагогика творческой личности" (т. 1-2, 1911-1912 гг.) Вентцель выделял 3 важнейшие сферы человеческой деятельности: этическую, направленную на осуществление нравственного идеала; педагогическую, имеющую в виду воспитательные задачи; политическую, задача которой - изменение форм обществ, жизни. Подчёркивая взаимообусловленность этих видов деятельности, на первый план выдвигал задачу нравственного совершенствования личности.
Педагогические взгляды Вентцеля развивались в русле педоцентризма. Совместно с членами комиссии по организации семейных школ Педагогического общества при Московском университете (О. В. Кайданова , И. И. Горбунов-Посадов, M. M. Клечковский, Н. В. Чехов и др.) разрабатывал основы и принципы свободной школы и свободного воспитания. Главная задача воспитания - развитие творческой, независимой, самобытной личности, чувствующей свою неразрывную связь и солидарность со всем человечеством. Главное средство нравственного, умственного и физического развития - творческий производительный труд. Вентцель детально разработал принципы организации воспитательно-образовательного учреждения - Дома свободного ребёнка и пытался реализовать их в Москве (1906-1909 гг.).
После Февральской революции 1917 г. социальный переворот мыслил в единстве с педагогической революцией, которую трактовал как кардинальную реформу воспитания и образования, создающую условия для свободного развития личности. В работах "Как бороться с милитаризмом" (1917 г.), "Современный момент и свободное воспитание" и "Отделение школы от государства и декларация прав ребёнка" (1918 г.) обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное учебно-воспитательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Ставя общечеловеческие ценности над классовыми, считал, что школа не должна служить орудием осуществления полит, задач.
В "Декларации прав ребёнка" (одной из первых в мировой практике) в 1917 г. провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права (в т. ч. на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание детских организаций и объединений и др.). Наказания заменялись мерами просветительского характера. Наибольшую критику вызвали положения, касающиеся права ребёнка выбирать себе воспитателей, уходить от родителей в случае дурного обращения, не посещать школу в принудительном порядке. Не учитывалось, что Вентцель имел в виду не разрушение семьи и школы, а недопустимость противоправных действий в отношении детей и необходимость предоставления им возможностей активно проявлять свою жизненную позицию.
После Октябрьской революции выступал против всех форм милитаризации и подавления личности. В 1917-1922 гг. разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. После резкой критики своей педагогической концепции, которую назвали вредной и реакционной утопией, содействующей контрреволюции и буржуазии (1922 г.), отошёл от активной педагогической деятельности. В 20-30-е гг. труды Вентцеля посвящены развитию гуманистических традиций отечественной философии, созданию религии творческой личности, основанной на культе ребёнка и понимаемой им как творческое и сознательное устремление духовно освобождённого человека к высшим нравственным идеалам [неопубликованные работы: "Творческое жизнепонимание в христианстве и толстовстве" (1926 г.), "Философия творческой воли" и "Луч света на пути творчества" (1937 г.)].
Разрабатывал новое направление в воспитании - космическую педагогику, высшая цель которой - полное освобождение и раскрепощение личности, обладающей собственной нравственной религией и осознающей себя Гражданином Вселенной. Космос (или ноосфера, по В. И. Вернадскому) трактовался Вентцелем как целостное единство вселенской жизни и регулятор человеческого общества. Важнейшим нравственным императивом выступало утверждение воспитанником роли своей личности в Космосе, стремление понять его законы.
Многие идеи свободного воспитания (уважение к личности; создание школы-общины, организованной на принципах самоуправления; творческий характер производит, труда; связь образовательной деятельности с жизнью, природой и др.) нашли применение в строительстве советской школы.
Литература: Чехов Н. В., К. Н. Вентцель (1857 - 1947). [Некролог], Начальная школа, 1947, № 5; Королев Ф. Ф., К. Н. Вентцель - виднейший представитель свободного воспитания (1857-1947), Советская педагогика, 1964, № 4; Винокуров С. В., Пчельников Т. С., К. Н. Вентцель, в кн.: Видные русские педагоги в Воронежском крае, Воронеж, 1972; Михайлова М. В., Дом свободного ребенка, Советская педагогика, 1983, № 4.
М. В. Михайлова, Н. В. Богуславский
Константин Николаевич Вентцель (1857–1947) считал, что принцип свободы должен стать базовым в «педагогике будущего». Задача воспитателя состоит не в объявлении ребенка свободным, а в том, чтобы помочь ему в действительности стать таковым. В представлении К.Н. Вентцеля ни ребенок не должен подчиняться воспитателю, ни воспитатель – ребенку. Только при таких условиях воля каждого может достичь полноты своего проявления как в сфере постановки целей, так и в области их осуществления. Ребенок и воспитатель представляются здесь двумя равноправными субъектами, между которыми устанавливается связь, эту связь можно назвать воспитывающим общением. По мнению педагога, устранение принудительного начала нисколько не означает отказа воспитателя от активного вмешательства в дело воспитания и не ведет к пассивности. Вместо того чтобы действовать прямо на воспитанника, «воспитатель действует на окружающую среду, пользуясь методом косвенного воздействия».
В организации процесса воспитания К.Н. Вентцель настаивал, чтобы ничто не преподносилось детям в готовом виде. Деятельность воспитателя должна сводить к минимуму дурное влияние окружающей среды, создавать условия для сознательной нравственной деятельности, ставить детей в необходимость действовать для других. Истинная нравственность, полагал педагог, – это не исходная точка воспитания, а результат собственного опыта ребенка и его деятельности. Таким образом, роль воспитателя, подчеркивал ученый, не принижается, а еще более возвышается и усложняется, приобретая новый характер.
К.Н. Вентцель утверждал, что ребенок развивается по собственным законам, определяемым его индивидуальностью, поэтому не может быть единой, одинаковой для всей системы воспитания. Для каждой личности воспитателем должна быть найдена своя индивидуальная система воспитания. Постичь законы развития индивидуальности ребенка – такова задача воспитателя. В воспитании педагог выделял нравственное развитие как самую сложную сферу деятельности педагога и полагал, что его целью должно стать пробуждение в человеке лучших стремлений. На первый план в этом процессе Вентцель выдвигал воспитание воли и активности личности. Главным инструментом развития воли, по мысли педагога, выступает производительный творческий труд. Трудовое воспитание он связывал с умственным и физическим: «Производительный труд есть такой фактор в воспитании и образовании детей, который должен радикально перевернуть всю существующую систему воспитания и образования».
44. Педагогическая теория каптерева
Петр Федорович Каптерев (1849-1922 - автор работ по теории и истории педагогики: “Дидактические очерки”, “Педагогический процесс”, “История русской педагогики”. Его заслугой является попытка создать психологически обоснованную дидактику. Он разрабатывал такие дидактические проблемы, как цель и задачи обучения, выбор предметов учебного курса и их распределение,. методы обучения и др. Каптерев выступал с требованием создания единой школьной системы, доступной для всех слоев народа; первым шагом к этому он считал преобразование начальной школы в 6-летнюю и уравнение ее курса с курсом городских училищ.
Заслуга его в развитии педагогической мысли состоит прежде всего в том, что он в полном виде, целостно охватил педагогическое знание, включая физиологический, психологический, философский, исторический и собственно педагогический аспекты. П.Ф. Каптерев ввел новое емкое понятие - «педагогический процесс», что позволило более глубоко разрабатывать педагогические проблемы. Под педагогическим процессом он понимал единство биологического (природного, генетического) и социального (культурного, общественного) в процессе развития ребенка, что, по сути дела, явилось продолжением антропологического направления в русской педагогике, начало которому было положено еще К.Д. Ушинским.
П.Ф. Каптерев создал стройную педагогическую теорию, которую изложил в таких фундаментальных работах, как «Основные начала семейного воспитания» (1898), «Педагогический процесс» (1905), «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1908), «История русской педагогии» (1915), «Педагогическая психология» (1914), «Дидактические очерки» (1915) и др.
П.Ф. Каптереву принадлежит большая роль в разработке проблем трудового воспитания и обучения в средней школе. Он категорически выступал против какой бы то ни было профессионализации общеобразовательной школы, указывая, что если «отвлеченная и мертвая книжность вредна», то «грубый утилитаризм и мастеровщина в школе еще вреднее». Трудовое начало в школе, по его мнению, должно способствовать всестороннему развитию прежде всего мыслительных способностей учащихся. Физический же труд, взятый сам по себе, теряет значительную часть своей ценности, фактически является простой физической нагрузкой, которая может иметь воспитательное значение у маленьких детей, но совершенно бесполезна в юношеском возрасте.
Вместе с тем П.Ф. Каптерев полагал, что ручной труд учащихся как один из элементов общего образования совершенно необходим в школе потому, что он развивает физические силы человека, позволяет выработать точность действий, правильно использовать различные материалы, учит преодолению трудностей. Однако полную воспитательную силу ручной труд сможет приобрести только тогда, когда он будет находиться «в тесной связи с содержанием теоретических работ», будет способствовать умственной деятельности учащихся. Только такая школа будет не просто вооружать учащихся навыками труда, но, развивая мышление, она будет вырабатывать у них и осознанное отношение к труду.
Широкое признание П.Ф. Каптерев получил как теоретик семейного воспитания. Это произошло еще в конце прошлого века, когда западный мир признал высокий уровень постановки и разработки проблем семейного воспитания в педагогике России, чему способствовала Всемирная выставка в Чикаго в 1898 г., где были представлены экспонаты родительского кружка при Педагогическом музее военно-учебных заведений Петербурга, который возглавлял П.Ф. Каптерев, а участие принимали такие педагоги, как А.Н. Острогорский, А.Я. Герд, К.Н. Вентцель и др.