Патриархальная семья – не единственный ориентир для христиан. Патриархат в семье
Время не стоит на месте, и вместе с ним меняются общественные отношения, в том числе, приходят на смену друг другу и типы семьи. Так, у некоторых древних племен женщина являлась непреложным авторитетом — такую ячейку общества называют матриархальной. Сейчас настала эпоха эгалитарной семьи, в которой партнеры равны. Но наибольшее распространение в истории общества получил патриархальный тип.
Этот семейный уклад наделил властью мужчину , оставив женщине роль подчиненной, и просуществовал в большинстве стран с древних времён вплоть до XX века. Конечно, сейчас патриархат отошёл в прошлое, однако, мы до сих пор испытываем на себе его влияние. Итак, что такое патриархальная семья?
Определение и общее описание
Прежде всего, стоит сказать, что патриархальная семья — это тип семейного уклада, соответствующий патриархату. Само слово «патриархат» в переводе с греческого означает «власть отцов» , намекая нам на основную особенность данной формы социальной организации. При ней мужчина является основным носителем как политической власти, так и морального авторитета. Так, на Руси во главе государства стоял монарх, а во главе семьи — самодержец в миниатюре — отец. Одному подчинялась страна, другому — домочадцы.
Таким образом, семьи патриархального типа — это ячейка патриархального общества , где главенствует мужчина, женщина находится в зависимости от мужа, а дети — от родителей. В ней мужчина полностью обеспечивает своих родных, жена подчиняется ему беспрекословно и следит за бытом. Более того, супруги никогда не смогут поменяться ролями. В патриархальной семье женщина ни при каких обстоятельствах не пойдёт работать, а мужчина не начнёт посвящать время бытовым заботам. Детей они растят, как правило, в строгости, воспитывая в них с юности чувство уважения к родителям.
Особенности и признаки
Для классической патриархальной семьи характерны следующие черты:
Традиционная патриархальная семья
Люди, следующие традиционному патриархальному канону, живут по строгим правилам: все жизненные решения продиктованы разумными причинами и целями, ведущими к их процветанию. В традиционной ячейке патриархального типа:
Стоит отметить, что эти характеристики носят обобщённый характер и в той или иной степени применимы для любого патриархального народа. Однако культурные особенности каждого из них наделяют патриархальную семью своими особенностями. К примеру, в Древнем Риме, главой был pater familias, обладающий правом на женщину, как на вещь или раба, а у славян он и вовсе не имел права вмешиваться в женские дела. Мы же в нашей статье коснемся более подробно описания патриархальной русской семьи.
Патриархальная семья в России
У русских, как и у многих славянских народов, долгое время просуществовала большая патриархальная семья. Несколько пар, состоящих в браке, владели имуществом и занимались хозяйством. Руководил семьей домостроитель или иначе большак — самый опытный, работоспособный и зрелый мужчина. Власть главы семейства распространялась на всех ее членов. Обычно у него была советница — большуха. Это старшая из женщин, которая занималась хозяйством. Однако ее положение было немногим лучше, чем у менее значимых по статусу членов семьи женского пола. Напомним, что на Руси вдовы, к примеру, не имели права наследования.
В XVIII-XIX веках распространение получила индивидуальная патриархальная семья, состоящая из 2-3 поколений родственников. В низших слоях общества она и вовсе приняла форму православной — из 3 человек: отец, мать и сын/дочь.
В начале XX века в России произошли кардинальные изменения в экономике и производственных отношениях, а вместе с ними начал приходить в упадок и главенствующий в семье патриархат. Власть мужчины в доме нередко приводила к внутрисемейным кризисам. Эту тенденцию легко просмотреть по классической русской литературе. Только вспомните «Анну Каренину» Л. Толстого!
Так или иначе, а уже в 80-х положение женщины заметно улучшилось. К примеру, управление финансами стало для нее нормой. Мужская власть имела на данном этапе лишь регулятивный характер.
Патриархат и современное общество
Сейчас патриархальная семья — нередкое явление разве, что в странах Востока. В Европе и России этот тип семейного уклада себя полностью изжил. По мнению психологов, он крайне губителен для личности, а вырасти в такой семье может только неуверенный в себе человек с низкой самооценкой. Тем не менее влияние эпохи патриархата чувствуется до сих. Ведь до сих пор встречаются и единичные исключения, в которых есть несколько признаков патриархата.
Стоит задуматься: а, может, это и не так плохо, как принято считать в современном обществе? Ведь при патриархате не может быть брошенных и обездоленных стариков или детей, оставшихся без надзора. Да и взрослый человек никогда не останется со своими проблемами наедине. А воспитание ответственности и уважения к старшим еще никому не вредило.
Подобная ячейка общества, которой присуще сохранение крепких родственных связей с другими поколениями – это группа людей, состоящая из мужа, жены и детей.
В таких союзах главную роль играет мужчина: он принимает решения, обеспечивает жену и детей всем необходимым и имеет право последнего слова .
Рассмотрим, чем был обусловлен патриархат в прошлом и почему в некоторых браках он остается до сих пор.
Во-первых, долгое время в равных условиях больше пропитания для мог достать мужчина. В силу своих повседневных занятий женщина вряд ли могла ходить на охоту или же трудиться на рудниках. Раз муж приносит домой еду и обеспечивает детей – то ему и достанется право голоса при всех важных решениях.
Во-вторых, одной из причин является переход от традиционного к индустриальному обществу. Кто мог больше работать на производстве? Правильно, мужчины. Специфика отношения к женщине не могла ей позволить главенствовать. В то время даже образование для «слабого» пола было практически невозможным. Только дамы высших сословий могли пройти обучение, если имели на это желание.
Вначале 20 века женщины открыто начали бороться за свои права. Не зря мы отмечаем Международный женский день именно 8 марта – в этот день в 1908 году в Нью-Йорке состоялся первый митинг о равноправии.
На сегодняшний день в России, по данным статистики, превалирует традиционный тип семьи над партнерским – многие считают, что уважать мужчину, давать ему главенствующую роль в браке – это значит уважать историю прошлых поколений.
Признаки и характеристики традиционной патриархальной модели семьи
Давайте посмотрим, что характерно для брака подобного типа. Так как формулировки черт встречаются во многих учебниках размыто, мы подготовили для Вас наиболее полный список:
- Мужчина – носитель морального авторитета, а потому отвечает и за честь рода.
- Общество не осуждает и охраняет право «собственности» мужа над женой.
- Мужчина практически полностью несет ответственность за женщину и детей.
- Муж материально обеспечивает жену.
- Родители прививают детям с раннего возраста любовь к труду и ответственность за свои поступки.
- Глава чтит и уважает супругу, а она – его.
Патриархат имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако при всех недостатках плюсы перевешивают – разводов в таких браках практически нет, дети и старики всегда находятся на обеспечении, так как это считается одной из традиций подобного общества.
Характерные черты семьи патриархального типа поможет проследить следующий красноречивый пример.
Ни для кого не секрет, что пара Никиты и Татьяны Михалковых считается очень крепкой – еще бы, более 40 лет в браке, дети, внуки. Сегодняшнему поколению есть чему поучиться у старшего. Статный, волевой характер Никита показал своей будущей жене еще на первом свидании. На тот момент юная Таня работала манекенщицей и всерьез подумывала о карьере модели. На их встречу девушку собирал целый коллектив подруг – она ярко накрасилась, сделала достаточно вызывающую прическу. Как только Никита ее увидел, сразу же повел особу в туалет умываться.
Однако Татьяну подобное поведение далеко не оскорбило, оно заставило убедиться ее в том, что Никита видит в ней не только красивую внешность, но и богатый внутренний мир. После свадьбы Михалков настоял на том, чтобы жена бросила модельную карьеру и занялась домашним очагом, – Татьяна уступила.
Данный пример показывает, что властный, сильный и придерживающийся традиций мужчина, способен создать крепкий долголетний союз. Однако на этом примеры не заканчиваются. Мы рассмотрим еще несколько знаменитых браков, но чуть позже.
Виды патриархального устройства семьи
Наши наблюдения позволили выделить следующие типы традиционных союзов по степени расстановки сил:
С жестким контролем
В такой ячейке ничего не делается без ведома мужа – что ни скажи, всегда должно быть так, как он решит. Этот вид редко когда встречается в настоящее время, так как был распространен в 18-19 веке. Сейчас тотальный контроль встречается разве что в очень религиозных союзах, в том числе и мусульманских, или в странах третьего мира.
Уважение и почитание мужчины
Такую позицию отстаивает наша православная церковь. Женщина тоже имеет свой вес в истории, однако главенствующую позицию героя и защитника всегда выполняет мужчина. Такой брак гармоничен сам по себе, так как выполняет свою функцию – воспитание гармоничной личности в спокойной обстановке.
Власть мужа может распространяться не на все сферы жизни.
Тогда семьи, в которых царит частичный патриархат, делятся на:
- те, в которых мужчина руководит финансовой частью;
- те, в которых муж отвечает за честь своей жены;
- те, в которых дети воспитываются мужчиной.
Что значит крепкий традиционный брак, на своем примере могут показать Владимир и Тамара Винокур. Их союз разменял уже 4 десяток – а все начиналось, когда обоим только было за двадцать. Вместе их свела работа, однако, несмотря на ухаживания Вовы, Тамара первое время была непреклонна, на все отвечала отказом. Спустя какое-то время они все-таки сошлись. До брака тоже дело доходило туго, ситуация была до боли смешная: театр, в котором работала Тома, требовал московскую прописку, а потому она предложила любимому человеку… фиктивный брак. Владимир настоял на своем – и вот он, счастливый пример перед нами.
Такие союзы можно отнести по второму типу нашей первой классификации, где мужчина советуется с женщиной, но все же решение принимает сам.
Особенности нормы воспитания детей в патриархальной семье
Воспитание детей в в таких союзах принято считать строгим, но справедливым – ребенку с детства прививают ценности современного общества, однако с опорой на уважение предыдущего поколения.
Приведем несколько советов по общению с ребенком, которыми пользуются патриархальные родители.
Всегда берите ответственность за себя и свои действия
Не стоит давать ребенку право решать за родителя. Например, Вы хотите наказать своего сына за пролитый на новые штаны соус. Не нужно спрашивать, что Вам с ним делать – даже в шутку. Родитель – образец поведения для ребенка, а потому следите за своим авторитетом.
Выделяйте время на отдых
Родители смогут воспитать ребенка в спокойной атмосфере только тогда, когда приведут себя и свои мысли в порядок. Ваши эмоции напрямую отражаются на детях.
Не переносите свои проблемы на детей
Трудный день на работе или неудачный шоппинг? Не нужно высказывать свои негативные эмоции при ребенке, еще хуже, если Вы просто решите выместить на нем все. Вам легче в таком случае, а детям хуже. Да, поймать подобные ситуации первое время нелегко, однако нужно выработать привычку постоянно анализировать свои слова – так привыкнуть будет намного проще.
Давайте выбор, когда это необходимо
Чтобы Ваш малыш вырос свободной независимой личностью, нужно не только прививать семейные ценности, но и заботиться о его собственном выборе – будь то даже конфета или начинка для пирожков. Если не хотите получить неблагодарного ребенка, то с детства приучайте детей к желанию решать что-либо самостоятельно.
Обращайтесь к опыту предыдущего поколения, но и о современных ценностях не забывайте
Лучшим способом вырастить достойного человека считается перенос в его поведение тех традиций и ценностей, которых веками придерживалась Ваша семья. Не стоит забывать, что Вы – продолжатели истории, а потому можете привносить в нее что-то новое. Когда ребенок вырастет, он поблагодарит Вас за правильное воспитание.
И мы предлагаем помочь Вам в этом. Семейное древо является воплощением традиций Вашей фамилии, ее благородной историей. Наши специалисты не только создадут по Вашим пожеланиям Родословную книгу , но и помогут ее заполнить.
Пусть ребенку кажется, что он абсолютно свободен
Семью патриархального типа характеризует властная забота о своих близких. То есть это ситуация, когда ребенку кажется, что все происходит по «законам улиц», хотя на самом деле Вы сами целиком и полностью контролируете обстоятельства. Поведение ребенка при этом может варьироваться: он либо будет плыть по течению, либо начнет активно бороться с существующей ситуацией. В первом случае ребенка нужно спасать сразу же, иначе неприятности неминуемы. Во втором – стоит понаблюдать и первое время сохранять позицию миротворца. Особенно, когда чадо доверяет Вам и рассказывает все секреты.
Во многих учебниках по обществознанию сказано, что для патриархальной семьи характерен признак тотального слежения за женой и детьми и свойственен контроль за всеми процессами в доме. Однако подобный подход изжил себя и может быть губителен для брака.
Примеры патриархальной модели семьи и воспитания детей за границей
Мы уже привели примеры счастливых патриархальных браков соотечественников. А что же творится там, на другом конце света? Оказывается, и за океаном тоже есть примеры традиционных семей, в которых мужчина играет ведущую роль.
Личность Арнольда Шварценеггера известна многим: бодибилдер, актер, политик. А что же у этого мужчины с женщинами? Свою единственную он встретил на благотворительном теннисном турнире в далеком 1977 году. Мария, племянница того самого Джона Кеннеди, долго отказывала ухажеру, а в конце концов сдалась. Пара вместе уже 25 лет, у них четверо детей: 2 дочери и 2 сына.
По слухам, Арнольд, будучи на съемках, изменял своей жене. Однако ни разу никто для близких не сделал из этого скандала, а сам Шварценеггер не бросил свою благоверную с детьми. Что, собственно, и характеризует традиционный и патриархальный тип семьи.
Мишель Пфайффер, известная актриса, и телепродюссер Дэвид Кэлли вместе уже больше 20 лет. Свела их судьба на вечеринке у друзей: они оба были восхищены, насколько их взгляды на воспитание детей похожи. Именно эта тема и свела парочку. Мишель часто отмечает, насколько ее муж тверд, прямолинеен и искренен – таким, по ее мнению, и должен быть настоящий мужчина.
Историю любви длиною больше, чем в полвека, Вам расскажут несравненные итальянцы Адриано Челентано и Клаудия Мори. Она началась с разбитых лампочек, ран и чувства вины. Долго бы еще Адриано, уже известный на тот момент актер, ухаживал за еще не прославившейся актрисой, если бы не случай. После свадьбы Клаудия во всем поддерживала мужа: было время, когда Челентано для съемок фильма заложил свой дом. Однако супруга поверила в успех киноленты, и они потом вместе отпраздновали беспроигрышную партию.
Стинг и Труди Стайлер. Она – популярная телезвезда, он – талантливый певец. Об их первом знакомстве история умалчивает, но оба супруга утверждают, что это была любовь с первого взгляда. Роман они скрывали долгое время – подальше от пересудов и сплетен журналистов. Они почти 40 лет вместе – знаменательная дата! Труди никогда не давила на Стинга, всегда и во всем его поддерживала. Именно она стала той точкой отсчета, благодаря которой певец изменился в лучшую сторону. Они назначили свою свадьбу спустя 10 лет отношений. По-настоящему один из традиционных браков.
Эти примеры дают четко понять, что такое традиционная патриархальная семья, чем она отличается от других, как характеризуется и какие особенности ей присущи. После изученной статьи важно сделать вывод, что подобный брак строится на взаимном уважении, признании авторитета мужа и безграничном терпении и любви. Чаще всего именно подобный уклад помогает преодолевать новые цифры и отмечать юбилеи.
К сожалению, наша агиография, на которой воспитывались поколения русских православных христиан, не дает нам идеала семьи. Понятно, что большая часть наших святых - это святители, преподобные, мученики, канонизация которых связана отнюдь не с их семейной жизнью.
Протоиерей Георгий Митрофанов магистр богословия, профессор СПбПДА, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла при АППО
Ищите женщину
Если обратиться к нашим святым женам, то здесь мы обнаруживаем очень выразительные особенности. Прежде всего, можно констатировать, что святых христианок в наших святцах ничтожно мало, и это не случайно. В определенные эпохи канонизовали очень много, в другие - мало (как в синодальный период, когда почти за два века произошло всего лишь пять канонизаций до царствования Императора Николая II), и, тем не менее, святым женам места практически не находилось. А когда их все-таки канонизовали, то мы обнаруживаем тенденции, свидетельствующие, что даже среди прославленных святых христианок, женщин, которые посвятили себя семейной жизни, у нас в святцах нет. И это притом, что тема семьи для женщины более значима, чем для мужчины, поскольку в традиционной патриархальной семье вплоть до XX века женщина играла определяющую роль. Для нее жизнь сводилась, прежде всего, к семейной жизни, если она не была монахиней.
Услышав имена Евфросинии Полоцкой, Евфросинии Суздальской, мы сразу вспомним святых монахинь. В их житиях подчеркивается их нежелание вступать в брак, их отторжение от семьи. Что касается блаженной Ксении Петербургской, то ее святость, вроде бы отчасти связанная с браком, начинается только со смертью мужа. Кончина супруга стимулирует ее духовное служение. Складывается впечатление, что в семье она не могла проявить себя должным образом.
Исключения, подтверждающие правило
Пожалуй, единственным исключением из этого списка является Иулиания Лазаревская. Большая часть жизни ее прошла в семье. Но что мы видим в ее житии? Внутреннее тяготение семьей, несмотря на наличие детей; радость, что ее муж, часто неся дворянскую службу на окраинах России, годами отсутствует дома. А мечтает она только об одном - о служении людям (не столько детям, сколько людям). Вся ее семейная жизнь проходит в своеобразном игнорировании мужа, пусть не в пренебрежении детьми, но в обращенности не столько на детей, сколько на страждущих, болящих, скорбящих, которым она всячески помогает. И когда, наконец, она овдовела, перед ней как будто только и открылась подлинная возможность реализовать свои духовные таланты - не поступая в монастырь, но живя в миру как подлинная монахиня. Именно ее житие подчеркивает, что у поколения наших агиографов, а значит, в целом и у нашей Церкви (потому что агиографы, как правило, чутко реагировали на умонастроения церковного народа), идеал святой женщины не связывался с семьей. То же, впрочем, можно сказать и о святых христианах-мужах. Вполне конкретное ощущение профанности семьи и сакральности монашества переживалось на Руси всеми, в том числе даже семейными людьми. И так продолжалось веками.
Впрочем, есть еще одно исключение, касающееся уже не столько истории русских святых, сколько истории русской литературы (поскольку, несмотря на все усилия историков, до сих пор трудно говорить о реальных исторических прототипах главных героев) - замечательная повесть о Петре и Февронии. Это, пожалуй, единственное произведение, в котором идеал семейной, супружеской жизни формулируется и утверждается достаточно четко и последовательно. Данное литературное произведение как будто призвано показать народную жажду заполнения тех зияющих пустот в этом отношении, существующих в нашей агиографии.
Суровые реалии
Мы можем сделать предположение о том, что в жизни все-таки присутствовало то, на что не обращала внимания агиография. Оценить эту ситуацию мы можем на основании одного очень выразительного факта: до XV века Таинство Брака, венчание, как правило, не совершалось в семьях русских крестьян. Оно считалось "требой" для знатных и богатых. Семья, конечно, существовала. Но то, что венчание столь поздно входит в народную жизнь как обязательный элемент супружеской жизни, свидетельствует о не такой уж прочной связи брака с церковной жизнью.
На Руси существовала патриархальная, сохранявшая во многих своих проявлениях языческие рудименты семья, семья многодетная, семья, в которой женщина занимала в достаточной степени приниженное положение. На протяжении почти всей нашей истории вплоть до XIX века единственная форма реализации себя женщиной рассматривалась как реализация ее именно в семье, именно в воспитании детей, в служении мужу, причем служение мужу, как правило, воспринималось только в житейском, обыденно-бытовом контексте. Ничего подобного тому, что имело место в средневековой Европе (культ прекрасной дамы), у нас не только не существовало, но даже было бы непредставимо. Есть, конечно, книга, которая изображает нам картину русской семьи (важно подчеркнуть - семьи горожанина), характерной для малой, очень малой части русского народа, - это "Домострой". И хотя у нас "Домострой" по-прежнему остается популярным во многих, в том числе и православных, кругах, с евангельской точки зрения он не являет нам образ жизни христианской семьи.
Над страницами классики
Как это ни покажется парадоксальным, серьезное осмысление проблемы семейных отношений, серьезное отношение к женщине у нас начинает формироваться именно в синодальный период нашей истории. Действительно, русская художественная литература XIX века сказала не только о женщине, но и о семье гораздо больше возвышенных слов, чем на протяжении веков нам говорила русская агиография, вообще русская литература как таковая. Но этот возвышенный разговор и о женщине, и о семье, как правило, ставил женщину вне контекста духовной жизни. Идеалом женщины-христианки для нас почему-то стала Татьяна Ларина, выросшая в семье, где два раза в году говели. Она была воспитана на английских романах, пропитанных весьма сомнительным английским мистицизмом, она гадала, верила в вещие сны, вела себя совершенно неадекватно по отношению к неженатому мужчине и только в самом конце романа произнесла единственную, так сказать, безусловно христианскую, тираду. Получается, что на этом сомнительном основании, но с легкой руки Ф. М. Достоевского мы начинаем говорить о том, что Татьяна являет собой идеал женщины-христианки. На фоне русской литературы - наверное; но с точки зрения христианского мировоззрения весь ее жизненный путь требует очень серьезной "катехизаторской работы".
Постепенно именно в русской литературе, действительно уделяющей внимание женщине, - чем дальше тем больше возникает искусительное и опасное противопоставление подлинности любви вне брака, вне семьи профанности любви в браке, в том самом христианском браке, который был обязателен для всех лиц христианского вероисповедания в России. Действительно, создавая подчас яркие образы женщин, русская художественная литература по сути дела не предлагает нам идеала христианской семьи. В этом отношении даже Достоевский весьма показателен: как в его собственной жизни (при всем самоотвержении Анны Григорьевны), так и в его художественных произведениях мы видим удивительную скудость.
Неудавшееся воцерковление
Семья постепенно начинает развиваться в России именно как семья христианская (я имею в виду прежде всего наши народные массы) именно в XIX веке. С одной стороны, начинается, хотя и запоздалое, воспитание народа Церковью в плане выработки у него наряду с бытовым благочестием религиозного мировоззрения. А с другой - христианский брак приобретает вполне определенный правовой статус, который стимулирует людей к осознанию этого брака как единственного, на веки данного Богом. И должен сказать, что, несмотря на разного рода негативные тенденции, например "отходничество" (временный уход крестьян из мест жительства на заработки в города. - Прим. ред.) в XIX - начале XX в. семья все-таки существует в русском народе как безусловная реальность. Семья, может быть, не очень воцерковленная, но все-таки семья.
Именно эта проблема недостаточной воцерковленности русской семьи, как и в целом недостаточной воцерковленности русского народа, заставляет нас задуматься об очень многих проблемах, которые, видимо, на протяжении веков так и не были решены нашим духовенством.
Одной из причин слабости семьи в России является общинное сознание. У хуторян семьи были прочнее. Сельская община - это великое искушение русской истории. Именно сельская община, вопреки многим мифам, способствовала недоразвитию народа до такой степени, что он не только достаточно легко примирился с потерей Государя и Церкви, но и даже после коллективизации не нашел в себе сил свергнуть режим, превративший его в раба. К сожалению, на фоне этого факта у нас продолжают создавать и культивировать мифы не только о домостроевской патриархальной семье как об идеале, который у нас был, а потом куда-то неожиданно выветрился, но и об общине. Пора признать, что община во многом действительно способствовала недоразвитию у нас семьи, так же как способствовала недоразвитию у нас понятий государственности и церковности.
"Светлое" прошлое
Сейчас мы наблюдаем, как в православном сознании культивируются представления, что в советской стране с семейной жизнью все было хорошо. Более того, иногда звучат утверждения о том, советская семья была чуть ли не православной.
С чего начинают большевики после захвата власти? Уже в декабре 1917 года в ряду законов, касающихся Церкви и определяющих религиозную политику, принимаются законы, устанавливающие в качестве обязательного лишь гражданский брак - при этом до предела упрощая процедуру его заключения и расторжения. Большевики руководствовались при этом, очевидно, коммунистическими постулатами: мы помним, что в "Манифесте коммунистической партии" предполагалось уничтожение частной собственности, семьи и религии.
Пожалуй, более всех и откровеннее всех на эту тему писала народный комиссар призрения А. М. Коллонтай - так, что даже Ленин смущался. Она прямо говорила о том, что такая ликвидация буржуазного брака, который являлся браком именно церковным в дореволюционной России, и утверждение гражданского брака, максимально легко заключаемого и расторгаемого, является лишь первым шагом на пути к полной ликвидации семьи в коммунистическом обществе. Но со временем большевики отказались не только от идеи мировой революции и политики военного коммунизма. Они отказались и от идеи ликвидации брака. Более того, возникла прямо противоположная тенденция. В 30-е годы прошлого столетия начинает формулироваться некий "идеал" советской семьи.
К этому времени церковный брак уже практически не существовал. Многие христиане не венчались, а заключали лишь гражданский брак. Это привело после войны, в конце 40-х годов, к решению Синода о признании гражданского брака православных христиан браком, конечно нуждающимся в восполнении венчанием, но, тем не менее, браком.
Большевистский переворот был своеобразной победой культурно- исторической реакции в России. Он отбросил нашу страну на несколько веков назад. И вот в вопросах христианского брака мы оказались по сути дела в XV веке, когда, так же как для значительной части советского народа, церковный брак просто перестал существовать как реальность.
Диагноз: семейно неспособный
Большевистская политика, предполагавшая с самого начала огромные репрессии в отношении населения страны, привела к тому, что уже до войны у нас возникла колоссальная демографическая диспропорция: женщин стало значительно больше, чем мужчин. Вспомним те репрессии, которые проводили большевики. За одни 30-е годы большевики уничтожили в мирное время 9,5 миллионов человек (коллективизация, голод, большой террор). Указанная диспропорция между мужчинами и женщинами стала объективным условием, не позволяющим нормально развиваться семье как таковой. Советская жизнь, в свою очередь, привела к значительной миграции населения из деревни: стройки века, на которые направлялись люди часто молодого возраста, страшная деятельность ГУЛАГа и т. д.
С годами у нас выработался определенного рода тип женщины, которая воспитана и живет с осознанием невозможности для нее семейной жизни. Она мечтает о том, чтобы завести себе ребенка. Сама постановка такого вопроса - "завести ребенка" - предполагает огромное количество семей, в которых матери-одиночки либо вообще не имея мужей, либо расставшись с ними, либо потеряв их, воспитывают своих детей.
Итак, мужчин, мальчиков у нас и так меньше, чем женщин и девочек, но в такой неполноценной семье, в которой мальчика воспитывает мать, формируется такой тип мужчины, который крайне мало приспособлен к построению собственной семьи. Прибавим сюда еще одно "замечательное" явление советского времени - огромное количество детских домов, из которых выходят дети, также не приспособленные к созданию семьи, как и дети, выросшие в нормальных семьях.
Все указанные явления советской действительности, что бы ни говорили поборники "здоровой советской семьи", делали фактически невозможным существование обычной, и тем более, христианской, семьи. Конечно, были настоящие хорошие семьи, но на общем фоне их было очень немного. Эти семьи очень часто развивались в постоянном противостоянии с окружающим миром.
Вчера и сегодня
Сейчас мы столкнулись с таким положением вещей, которое делает проблему семьи трудноразрешимой. Пытаться строить семью по каким-то патриархальным, вычитанным из репринтных изданий представлениям - значит обрекать себя на заведомую неудачу. Невозможно возродить ту бытовую веру, которой веками жил русский народ и которая не оправдала себя уже на рубеже XIX-XX веков. Необходима семья, предполагающая нечто иное, а именно: осмысленное, продуманное, христианское и евангельское мировоззрение.
Церковное возрождение у нас - и для меня как петербуржца это очень прискорбно - ассоциируется почему-то с Московской Русью. У нас пытаются возродить церковную жизнь по принципу именно Московской Руси, а я могу вслед за Федотовым сказать, что гораздо более светлыми эпохами русской церковной истории были древняя домонгольская Русь, Синодальный период и, конечно же, кратковременный и поразительный период новомученичества.
Свидетельства о семьях новомучеников - это единственная, так сказать, перспектива для преодоления перекоса в нашей агиографии. Работая в Комиссии по канонизации святых, мы часто сталкивались с тем, что мученическую смерть принимали семьи, которые в 20-30-е годы ХХ века делали свой сознательный выбор в пользу Церкви, понимая, чем этот выбор грозит для семьи. Эти люди делали свой выбор в пользу церковной жизни и построения православной семьи в условиях обезбоженного общества и шли при этом на смерть. Они воспитывали своих детей с пониманием того, что, возможно, они с ними расстанутся, и, думая о том, что, попав в эти страшные детские дома для детей-врагов народа, их дети могли бы сохранить для себя какую-то веру, старались как можно больше заложить в них в ранние годы.
Культивирование очередного призрачного мифа о том, что якобы советская семья каким-то непонятным образом сохраняла в себе лучшие черты русской традиционной семьи, представляется искусительным и лживым. Наоборот, советская семья - это гораздо худшая семья, чем далеко не совершенная русская семья дореволюционного времени. Если мы хотим обрести для себя какие-то идеалы семьи, нам следует обратиться к пока еще мало известным семейным историям русских православных христиан эпохи гонений 20-40-х годов. Следует за примерами обратиться и к последующим десятилетиям, к ответственным православным семьям, как правило, из православной интеллигенции (среди простонародья мы таких примеров почти не находим), в которых жизнь и воспитание детей были направлены на воспитание мыслящих, ответственных христиан, готовых созидать свои христианские семьи в условиях современного богоборческого общества.
Аскетизм недоразвитости
Мы уже значительное время можем свободно черпать информацию из разных источников. И выяснилось: тот идеал советского нравственного и даже аскетического человека, которым мы жили, оказался совершенно призрачным. Помните, мы часто рассуждали следующим образом: "Да, на Западе есть изобилие всего, но там мало читают. На Западе вроде бы такие хорошие социальные условия, но там журнал "Playboy" продается и порнографические фильмы транслируются, а у нас этого нет. Поэтому мы нравственнее Запада. На Западе больше, чем у нас, практикующих христиан, но мы все равно в глубине души остаемся православными христианами. И даже Бога-то на самом деле и Церковь гнали оттого, что мы неравнодушны к Богу, а на Западе потому Церковь не гонят, что там равнодушны к Богу".
Долгое время мы жили в таком совершенно извращенном представлении о самих себе: что бы у нас ни происходило, мы все равно лучше всех. И вдруг с окончанием советского строя возникла ситуация, когда у нас появилась возможность получить все то, что искушало Запад. И что мы обнаружили? Мы обнаружили, в общем-то, истину, которую очень непросто озвучить: мы были более аскетичны от недоразвитости. Да, на Западе можно увидеть киоск с порнографическими журналами, мимо которого спокойно проходят люди. Появление подобного рода изданий у нас сопровождалось страшным ажиотажем. Сегодня мы оказались в очень тяжелом периоде нашей истории. Общество материального потребления, начавшее формироваться у нас, гораздо сильнее может разрушать нас, чем оно разрушает Запад.
Это серьезная проблема, потому что общество завистливых бедняков, которым являлось советское общество, дорвавшееся до материальных благ, менее всего склонно прислушиваться к какой бы то ни было одухотворенной проповеди и уж тем более отзываться на проповедь патриархальной замоскворецкой семьи, которую чаще всего православные проповедники и предлагают. Нам тяжелее всего осознать то, что мы были часто аскетичны от недоразвитости. Именно эта культурно-историческая недоразвитость, инфантильность нашего общества, которая проявляется на разных уровнях, проявляет себя и в семейной жизни. Она может, конечно, преодолеваться, но только одним путем - воспитанием христианской ответственности.
Ответственное христианство
А мы чаще всего предлагаем людям поехать то в благодатный монастырь, то к духоносному старцу, как это продемонстрировано в фильме "Остров", обнажившем самое главное: не хотим мы Христа искать в Церкви, нам в Церкви нужно найти старца, который, наконец, возьмет на себя ответственность за все наши поступки, в том числе ответственность за нашу семейную жизнь.
И вот идут православные христиане к старцу и спрашивают у него советов относительно вещей, о которых он не имеет никакого представления, а он предлагает им в лучшем случае то, что вычитывает из репринтных изданий, или то, что приходит ему в голову на основании его явно неудавшегося личного жизненного опыта. Получается так, что, культивируя в людях это духовное иждивенчество, этот дух патернализма, мы на самом деле не делаем того, что должны делать прежде всего: приучать их к ответственному христианскому выбору, который они должны делать самостоятельно, ради Христа и Церкви, в результате чего их семья должна действительно стать малой Церковью.
Поэтому проблема семьи - это, по сути дела, проблема Церкви. В современном обществе человек мало на что может повлиять. Более того, мы не можем решить каких-то глобальных задач и в нашей Церкви.
Но есть в этом мире одна сфера, в которой именно от нас зависит очень много, - это наши семьи. В семье у нас есть гораздо большая свобода, чем в обществе, в государстве и даже в Церкви как в административной структуре. Я имею в виду и мирян, и священнослужителей. В семье мы можем гораздо больше, чем где бы то ни было. И вот здесь мы должны отдавать себе отчет, что главным испытанием нас как христиан будет созидание наших семей.
По сути дела, ответственность свою мы будем нести не за возрождение "Святой Руси", не за "победу Православия" во всем мире и даже не за всех наших прихожан - это немыслимо; а прежде всего за тех, кто нам особенно близок - за наших домашних.
Мы все, так или иначе, мыслим стереотипами – обобщениями большей или меньшей степени. Но стереотипы загоняют нас в угол и не дают творчески развиваться. А ведь именно семья – это поле для непрекращающихся творческих экспериментов. Свой взгляд на стереотипы в семейных отношениях представляет протоиерей Владимир Пучков.
Принято считать, что православие и современная либеральная идеология диаметрально противоположны. Я с этим спорить не стану. Но есть темы, рассуждая на которые и православный активист, и прожженный либерал скажут примерно одно и то же. Например, семейная жизнь. Я почти уверен, что и один, и другой в разговоре на эту тему не обойдут вниманием «Домострой». Конечно, первый сошлется на эту книгу с серьезным и почти благоговейным выражением лица, а второй – с ироничной ухмылкой, но это не меняет сути. А она такова: о семейной жизни верующих бытует ряд стереотипов. Вот о них мы сегодня и поговорим.
Итак, «Домострой». С самого начала разочарую и ревностных, но несемейных христиан и насмешников-либералов – никакого отношения к жизни современной верующей семьи эта книга не имеет. В лучшем случае это литературный памятник XVI века, отражающий некоторые особенности быта на Руси времен Ивана Грозного. Сборнику можно найти хорошее место на книжной полке, его можно читать и даже исследовать, но жить по нему нельзя. Как нельзя, например, лечить современные болезни, пользуясь аптечным справочником начала прошлого века.
Следующий стереотип – обязательная патриархальность семейного уклада. Остановитесь, пожалуйста, все те, кто сейчас потянулся к Новому Завету, чтобы открыть сокровенное место в Послании к ефесянам. Спорить с апостолом Павлом никто не собирается. Внесем лишь некоторую ясность. Ну, во-первых, чтобы правильно понять текст, нужно знать контекст его написания. А он таков: на территориях первоначального распространения христианства повсюду царил патриархальный уклад. Не как норма веры, а как норма жизни и быта. И в семье, и в обществе женщина занимала вторичное, подчиненное положение. Так что апостол пишет о естественных вещах для его времени. Во-вторых, как бы ни менялось время, а главенствующее положение мужчины в семье никто не отменяет. Только бы понимание этого главенства было правильным. А вот тут и начинается самое интересное.
Для начала я попрошу читателей вспомнить, сколько они знают семей с классическим патриархальным укладом. Задумались? То-то же. Патриархальных семей сегодня единицы из тысяч. А те немногие примеры, знакомые нам, являются образцом не патриархальности, а неумелой стилизации. Нет, я не собираюсь порицать смиренных жен за их покорность. Если женщина по натуре такова, это нормально, естественно и хорошо. А вот мужчина, ищущий женской покорности, порицания вполне достоин. А на ваше гневное «Как так?» я отвечу: доминирования ищет лишь тот, кто слаб и не уверен в себе.
Теперь о мужчинах. Кто такой мужчина? Тот, кто ответственен, силен, надежен и добр. Все остальные – носители штанов. Ну а теперь посмотрите вокруг себя. Мужская мелочность, склочность, жадность сегодня никого не удивляет. Хитростью, изворотливостью и беспринципностью нынче чуть ли не хвалятся, а честь и благородство стали восприниматься как отвлеченные понятия из книг, которые никто не читает. А сколько среди нас нытиков, ипохондриков и просто слабаков? Помните видео, не так давно бурно обсуждавшееся в интернете, где падающая со скалы девушка хватается за ногу парня, а тот всеми силами старается ее от себя оттолкнуть? Сколько комментариев к ролику, оставленных мужчинами (мужчинами?), которые не могут вызвать ничего, кроме гадливости и стыда… Мужчины нынче в дефиците.
Но именно им, сильным, ответственным и надежным, абсолютно незачем самоутверждаться за женский счет. Какой смысл мужчине (настоящему, понятное дело) стремиться доминировать над той, которая по определению слабее, которую апостол Павел назвал «немощным сосудом»? То-то и оно, что незачем. К доминированию стремятся слабаки. Те, кто до потливости ладоней боятся женской самостоятельности и индивидуальности. И когда таким встречаются тихие и покорные девушки, создаются современные «патриархальные» семьи, где муж не слезает с пьедестала даже на ночь, а корону не снимает и в ванной. А жена, сама того не замечая, пестует комнатного Наполеона, постепенно превращая его прихоти, комплексы и заблуждения в закон жизни для целой семьи. За годы священства я сполна насмотрелся на такие семьи. Все они по-своему разные, но два признака в них всегда одинаковы: такие семьи часто выглядят благопристойными и образцовыми, но никогда не бывают счастливыми; взаимоотношения внутри такой семьи больше напоминают ролевую игру, чем реальную жизнь.
Знаю, знаю я, что услышу в ответ: «Бог нам счастья не обещал», «Семейная жизнь – не радости, а крест», «Отношения в семье – тяжкий труд» – и прочее в духе поговорки «У верблюда два горба, потому что жизнь – борьба». Честно признаюсь, мне не известно, кто это сказал. Но точно знаю, кто не говорил – Христос. Вспомните евангельские блаженства. Как по-русски будет «блажен»? Правильно. Счастлив. Выходит, обещал Христос счастье. Еще как обещал. О трудностях семейной жизни говорит апостол Павел, замечая, что связавшие себя узами брака будут иметь скорби по плоти. «Будут иметь» вовсе не значит «миг счастья, жизнь в муках». Почувствуйте разницу. И поймите, что христианская семья не просто может быть счастлива, счастлива она быть должна. Уже хотя бы потому, что является самым простым, доступным и доходчивым примером христианской миссии. Чтобы любой иноверец или неверующий, посмотрев на счастливую христианскую семью, мог сказать: «Я тоже так хочу, и, если такая семейная жизнь возможна во Христе, я готов быть с Ним».
Стереотип третий – Kinder, Küche, Kirche. Вот скажите мне, кто, когда и зачем придумал, что православная женщина обязательно должна раствориться в хозяйственно-бытовых заботах? Согласен, в не очень давнем прошлом женщины не работали, а сидели дома, вели хозяйство и воспитывали детей. Ну так в те времена многое было не так, как сейчас. Мужчины, например, в поте лица возделывали землю или занимались грубыми ремеслами, а не сидели в офисах и не проводили досуг в интернете. Так какой смысл требовать от женщин жить обычаями тысяча семьсот затертого года, тогда как сами мы лишь на словах умеем вздыхать «о старине глубокой», будучи вполне современными людьми? Или дело опять в страхе перед женской самостоятельностью? «Ох, – вздохнут некоторые, – мирская работа прививает женщинам мирские замашки». Ну и пусть себе прививает. Право же, давно пора отрешиться от предубеждений против косметики, маникюра и прочих элементов женского ухода за собой. Разве в этом грех? Или носительница длинной юбки и платка застрахована от лицемерия, склочности и двоедушия?
И, наконец, самое главное. Мужчины, не бойтесь любить. Хочет жена быть домохозяйкой? Дайте ей такую возможность. Желает развиваться в профессиональном плане – радуйтесь вместе с ней ее успехам. Стремится быть покорной – уважайте ее смирение. Пытается быть равноправным партнером – цените ее неравнодушие. Главенство мужчины в семье очевидно и неоспоримо. Но оно не в умении ударить кулаком по столу и гаркнуть: «Я сказал». Оно в заботе и доброте. Не в умении взять верх в споре и доказать свое, а в способности избежать конфликта. Мужчина в любой семье – центр стабильности, мира и спокойствия. Женщина не в силах взять на себя эту роль, мужчина не вправе от нее отказаться.
Протоиерей Владимир Пучков
Монахиня Нина (Крыгина), насельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», кандидат психологических наук, в прошлом - профессор Магнитогорского государственного университета, ведет большую воспитательную, просветительскую и миссионерскую работу. Она выступает перед разными аудиториями с разными темами бесед, но всегда неизменными остаются живой интерес слушателей к словам и мнению матушки Нины, ее умение «дойти» до каждого своего собеседника, разбудить в нем самые добрые мысли и чувства.
Тема доклада, с которым она начала недавно выступать - «Царская Семья как идеал христианской семьи». О своей новой работе матушка Нина говорит так:
Как-то один уважаемый мною человек сказал, что русские люди лучше умеют умирать, чем жить. Я не согласна с таким утверждением, потому что считаю: без праведной жизни человеку умереть достойно не удастся. По той простой причине, что в самом слове «смерть» заложено слово «мерило» - мера жизни, мера того, как прожита эта жизнь.
Так вот, что касается проблем семьи, с которыми нам приходится сталкиваться… Мы живем в особое время, когда очень многое в нашем государстве рушится.Рушатся те традиции, на которых создавалось когда-то очень мощное государство. Мы живем в то время, когда в России разрушается институт семьи, когда многие семьи стали одно- или малодетными, когда стабилен лишь рост абортов и социального сиротства (социальное сиротство - это дети-сироты при живых родителях), когда растет количество детей, пополняющих детские дома.
И очень хочется понять, что произошло, что было утеряно, почему в царское время в России при Николае II разводились лишь 2-2,5% семейных пар, а остальные семьи были крепкими и стабильными.
Что же происходит с нами сегодня? Как психолог могу сказать, что в сложившейся ситуации людям очень важно найти правильные ориентиры, идеал. Найти идеальных людей, не теоретически придуманных, а тех, кто реально жили совсем недавно и от которых нас отделяет не так уж и много времени.
Почему эти люди должны достичь чего-то конкретного, высокого, к чему хотелось бы стремиться и тянуться? Такой идеал необходим и для взрослых, потому что он помогает им переносить трудности, и для молодого подрастающего поколения, потому что они только начинают жить, и очень важно, чтобы они не сделали ошибки.
Но когда я попыталась для себя понять, каким сделать этот идеал семьи - реальный, конкретный, я поняла, что лучше, чем идеал Царской Семьи найти невозможно. Потому что это тот редкий случай, когда вся семья полностью, состоящая из отца, матери и пятерых детей, причислена к лику святых. Причем эта Семья жила не так давно: очень мало времени отделяет нас от их мученической кончины, еще есть люди, которые общались с ними лично.
Так вот, тем людям, которые пытаются сейчас создать семью и хотят, чтобы эта семья была счастливой, очень важно понять основы, на которых была создана Царская Семья, конкретная семья, которая была счастлива в браке. Счастливы были Царь и Царица как супруги - об этом они писали. Счастливы были как родители - об этом они тоже писали. То есть счастливы были на всех уровнях: и на супружеском, и на родительском.
И дальше интересно бы было разобраться: как у них это получилось, ведь они жили в очень сложную эпоху, когда было столько трудностей и противоречий - ничуть не меньше, чем сейчас. И как им удалось в этом противоречивом мире создать счастье семьи, ощутить это счастье. Вспомним строки, которые написал Царь Николай на 20-летие супруги - он писал, что счастлив безмерно и благодарен Богу за то, что счастье и любовь соединили их жизнь.
Так на основе чего создавался этот брак? Когда я стала анализировать те документы, архивы, публикации, которые дошли до нас, я пришла к очень глубокому для себя убеждению, что нынешнее поколение очень мало знает о Царской Семье. Даже если посмотреть на наши учебники истории и увидеть, что они были одобрены Министерством образования, можно понять, что эти учебники были написаны в соответствии с идеологией того времени, в котором были изданы - и очень много из тех публикаций, которые вышли в свет в годы советской власти, было написано в соответствии с советской идеологией.
В православной психологии об этом говорится так: «мы смотрим на мир через грязное стекло своих страстей, мы свой внутренний мир привносим на то, что мы видим, и искажаем его в большей или меньшей мере». Поэтому когда мы читаем, что было когда-то написано о Царской Семье, о Царице, надо прекрасно понимать, что в этом есть доля личного, личной характеристики человека, который это писал.
Поворотным пунктом в моем личном отношении к Царской Семье стало одно событие. Еще будучи студенткой, я однажды шла по Москве и увидела, что на витрине одного из издательств были выставлены фотографии Царской Семьи. Когда я увидела их лица, я просто оторопела, потому что поняла, что то, о чем говорили нам в школе - это ложь. Потому что члены Царской Семьи - не просто аристократы: это - духовная аристократия, это гораздо выше - аристократия духа.
Есть такое понятие, что в глазах людей отражается небо. То есть когда становится ясно, куда устремлена их душа - вверх или вниз… Так вот в глазах Святых Царственных Страстотерпцев отражается небо - то, чем они жили, то, что отразилось в их образе.
Анализируя все, что было написано о Царской Семье, я пришла к глубокому убеждению, что в основе их семейного счастья было заложено то, что в православии называется обычным словом - целомудрие. Это то слово, которое сейчас стараются затереть, убрать из нашего лексикона. Так вот, что такое целомудрие? Целомудрие - это целостность, мудрое отношение к жизни, чистота души и тела, целостность ума, не загрязненного страстями. Таким образом, целомудрие - целостное отношение к жизни, когда вершиной всего является Бог, и все идет, опираясь на духовность. Такое целомудрие мы хорошо видим на примере жизни Царской Семьи, в которой был традиционный уклад патриархальной семьи.
Что такое патриархальный уклад? Когда во главе семейства находится мужчина, муж - и только он. Он находится в послушании к Богу и в исполнении Его заповедей - через это идет благодать на главу семьи. А помощницей главе семьи в этом послушании, именно помощницей, а не наставницей, не учительницей, становится его жена. Она находится в послушании своему мужу, поэтому благодать идет и на нее. Дети, видя послушание родителей, тоже растут послушными, и благодать идет на них.
Вот когда эта иерархия соблюдается, то в семье идет все очень гармонично. Это подобно соку, находящемуся в живом растении: если перерезать у растения какую-то ветвь, сок перестает туда поступать. Сначала там еще теплится некая жизнь, но потом она прекращается, и лист или ветка отмирают. Точно так же и в отношении семьи: если на каком-то уровне нарушается благодать, нарушается эта Богом задуманная иерархия, то семья испытывает серьезные трудности. Это - духовный закон, который никто не отменяет, знают об этом люди или не знают.
В Царской Семье была именно такая иерархия, традиционный патриархальный уклад. Конечно, Царица Александра могла быть в чем-то эмоциональна - всем психологам известно, что женщины более эмоциональны, чем мужчины. Но нельзя забывать и о том, что в Царской Семье всегда главой был Император. И надо понять, что он как мужчина нередко советовался со своей женой как помощницей, но окончательное решение всегда принимал лично. Это однозначно.
Давайте более внимательно посмотрим, какими Царь и Царица были супругами и родителями, и сравним их семейную жизнь с жизнью многих современных семей. Сейчас очень много супругов разводятся на самых разных стадиях супружеской жизни. Известно, что в супружеской жизни есть несколько периодов, которые называются кризисными и в которых существуют определенные факторы риска развода. Это и первый год супружеской жизни, и рождение первого ребенка… последний кризис, которого раньше никогда не было на Руси - выход на пенсию.
Все дело в том, что у нас потеряна культура семейных супружеских отношений. Почему потеряна? Потому что в основу создания семьи не ставится благочестие, в основу создания современных семей очень часто ставятся собственные мнения и личные амбиции: «Я сам все понимаю, и никто мне не указ». Что из этого происходит? А происходит то, что через некоторое время такие семьи, в которых люди не хотят слушать друг друга, начинают испытывать огромные трудности.
Здесь имеется два выхода. Первый, и лучший вариант, когда человек приходит к сократовскому убеждению: «Я знаю, что ничего не знаю» и начинает искать помощи у других людей. А другой выход, когда появляется озлобленность и желание порвать не только с семейной жизнью, но и уйти из жизни; у нас ежегодно регистрируется 60 тысяч самоубийств.
Не случайно многие московские психологи говорят о том, что у нас в России целомудрие заложено в центр культурного ядра нации, и пренебрегать этим нельзя, потому что это проводит к нарушению государственной безопасности.
В отношении супружеской жизни Венценосной семьи можно с уверенностью говорить о том, что Царь и Царица были благочестивыми, глубоко верующими людьми, людьми целомудрыми. Понятие целомудрия и решило их судьбу: они жили по Божиему замыслу, пытались очень бережно относиться друг к другу и другому человеку - как к святыне. Целомудрие в браке - его основа: когда два человека смотрят друг на друга и видят святость друга, они относятся друг к другу как к святыне.
Царь и Царица старались беречь это чувство - любовь, и, кроме того, они старались его воз-де-лы-вать. Не так, как происходит сейчас: чуть случатся в семье какие-то трудности, люди махнут друг на друга рукой и разбегаются в разные стороны… Если познакомиться с тем, что писала Царица Александра, можно увидеть и понять многое. Не забывая при этом, что это были реальные люди, жившие совсем недавно. «Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения…»; « Как счастлив дом, где все - дети и родители - верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом как преддверие неба. В нем никогда не может быть отчуждения»; «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи. И семейное счастье - когда все честно выполняют свои обязанности»; «Дом - это место тепла и нежности».
И вот так они жили, так понимали семейную жизнь - «место тепла и нежности», очень бережного отношения друг к другу. И дальше. Человека раздирают страсти.Вспоминаю, как недавно в монастыре на Новом Афоне умер совсем еще молодой монах; приехал другой монах, который сказал нам замечательную фразу, которая близка и понятна всем. Он сказал, что «только после этой смерти молодого схимника я понял, как дороги друг другу все люди, и что только грех отделяет нас друг от друга» - только грех.
Так вот, члены Царской Семьи, не будучи монашеской семьей, хорошо понимали эти духовные тонкости, они понимали, что друг от друга исходят причины ссоры и разногласия. Поэтому они старались работать над усмирением своих страстей, старались проявлять добродетель. Об этом можно совершенно конкретно говорить, знакомясь с письмами и дневниковыми записями Святых Царственных Страстотерпцев. К примеру, Царица Александра Феодоровна, которая всей душой стала человеком православным, писала: «К спасению нужно стремиться каждый день и час, спасение достигается не одним нашим читанием, а усердным прилежанием, постоянным отрезвлением …» И дальше - «Живущий - возрастающий, слепой - возросший».
Император и Императрица стремились к спасению, и им это удалось, как и всем их детям. Поэтому все они, без исключения, причислены к лику святых.
Здесь нужно особенно остановиться на том, какими отцом и матерью были Царь и Царица. Это очень важно по одной простой причине. Сейчас очень многие родители говорят, что у них просто нет времени на воспитание детей и общение с ними, потому что они очень много заняты на работе. По отношению к Государю, говоря современным языком, давайте подумаем: кто больше него был в то время занят на работе? Хотя тогда это называлось службой… «Служить Богу, служить Отечеству…»
На его плечах лежала забота о всем государстве. Николай II был человеком, который прекрасно понимал, что за всю свою деятельность он должен будет дать ответ перед Богом. Во многих дошедших до нас воспоминаниях о Царе можно прочесть, что он был удивительным отцом. Конечно, он был очень много занят на службе, но то время, которое ему было позволено находиться с семьей, он использовал настолько мудро, что его можно назвать примером отца для всех. В своих воспоминаниях воспитатель и наставник царских детей Пьер Жильяр отмечает, что Император для детей был и отцом, и Государем, и товарищем. И объяснялось это тем, что перед Царем как Государем склоняли головы и министры, и духовные иерархи, и их мать, которая находилась в послушании мужу.
В отношении роли отца-Императора было сказано, что он был добрый отец, с открытым сердцем, которое отзывалось на радость и на беды детей. В нечастые совместные семейные вечера Царь лично хорошо поставленным голосом читал детям произведения русских классиков. Обратите внимание на эту деталь: он брал для чтения не первую попавшуюся книгу, он обдуманно подбирал книги, с чтением которых «выходил» в семью. И это тоже показатель бережного отношения к своим детям, к своей семье, осознания своей ответственности за воспитание детей. И этому нам сегодня надо учиться на примере Царя.
К сожалению, в современных семьях мы очень часто наблюдаем другое - когда мать и отец приходят с работы и говорят: «Мы устали». Дети вместо живого общения с родителями довольствуются телевизором или компьютером. В Царской Семье этого не было: была мера духовной ответственности, целомудренное отношение к жизни, к своим детям.
Давайте посмотрим, что выносят наши дети, когда проводят совместные семейные вечера совместно с родителями? Они понимают, что они любимы родителями. Потому что в любом другом случае детям трудно объяснить, что мы их любим. Они находят этому свое собственное объяснение: если бы родители нас любили, они находили бы время для общения с нами… Наши дети в такие вечера впитывали бы любовь, не страстную, а духовную любовь, которая помогла бы семье сплотиться во всех трудностях и которая помогла бы им при необходимости взойти на Голгофу всей семьей, когда никто не дрогнет, никто не предаст.
Остановлюсь еще на Царской Семье. Именно через Царя, через отца дети приучились заниматься физическим трудом. Известно, что Царь был физически очень развитым человеком, с детства приученным к труду; любил греблю. Поэтому в Царской Семье матросы обучали детей гребле и плаванью, они занимались наведением порядка и чистоты в доме и на территории. И это не было каким-то излишеством, это была родительская мудрость. Еще раз могу отметить, что в их воспитании не было каких-либо крайностей.
Крайности, наоборот, возникают сейчас в некоторых современных семьях, когда родители не готовят своих детей к реальной жизни. Одна из крайностей заключается в том, что взрослые начинают запугивать детей всеми страхами жизни, и их дети становятся трусливыми, боясь сделать самостоятельно самое элементарное. Или наоборот, истерично-безудержными, живя по принципу «будь что будет, я ничего не могу изменить». Вторая крайность - когда родители стараются содержать детей в тепличных условиях: они все возникающие у ребенка трудности берут на себя и таким образом воспитывают в детях беспомощность и зависимость от условий.
В отношении Царицы можно сказать, что это была очень мудрая мать. Воспитатель Царских детей Пьер Жильяр писал так: «Она была одарена самыми прекрасными нравственными качествами и всегда руководствовалась самыми благородными побуждениями. Она была честна перед собой, перед людьми и перед Богом». Она никогда бы не стала делать вид, что стала православной. И если она оставила прежнюю протестантскую веру и перешла в Православие, то приняла его всем сердцем, о чем она и писала в свое время.
Она была удивительной матерью: доброй, очень теплой, отзывчивой к нуждам своих детей. В Царской Семье все было удивительно естественно и гармонично, Александра Феодоровна была замечательной супругой и матерью. И этим она может быть примером для многих современных женщин, которые с головой уходят в карьеру, занимаются своим имиджем или прежде всего думают о благоустройстве дома, а не о детях.
Особенно отметим, что Царская Семья была семьей многодетной: в ней воспитывалось пятеро детей. По своей сегодняшней работе я знаю, что в современных семьях возникает очень много проблем в отношении детских ссор. Даже два ребенка не могут ужиться между собой: они начинают ссориться, у них возникает какая-то ревность по отношению к родителям и родителей к ним. А было ли такое в семье Императора? Было. Потому что это были реальные дети, со своими взглядами и чувствами. Но мать пыталась владеть ситуацией. В одном из писем старшей дочери Императрица пишет: «Не ссорьтесь друг с другом, это в самом деле просто безобразно. Всегда будьте любящими и добрыми».
Вот такие маленькие штрихи, маленькие зарисовки к портрету всех членов Царской Семьи, позволяют ближе познакомиться с их жизнью. Сумели ли Царь и Царица воспитать достойных детей, любящих друг друга? Сумели. Вот одна деталь нашей истории: четыре девочки, четыре княжны нередко подписывали свои послания единым именем, составленным из первых букв их собственных имен - ОТМА (Ольга, Татиана, Мария, Анастасия). В каких современных семьях есть сейчас такое единение?
В отношении Царевича Алексия ситуация еще более сложная. Перед родителями стояла особая задача его воспитания, ведь растет не просто сын - долгожданный, любимый всеми, - растет наследник престола страны, которую они очень любили и были ее истинными патриотами. В результате был воспитан такой ребенок, о котором окружающие его люди говорили, что из него в будущем для России вырастет великий царь. Есть воспоминания о том, как Царица наставляла своего сына. Она говорила так: «Не стоит гордиться своим положением - перед Богом все равны». И вот это ощущение, что перед Богом все равны - самое главное в воспитании человека.
В конце выступления мне хотелось бы привести еще одно высказывание Царицы Александры: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле. Они должны учить детей примером своей жизни». Это старый педагогический прием, известный уже много-много веков. Одно дело - знать, а другое дело - это знание в своей жизни воплотить примером для своих детей. И пример Царской Семьи, явленный нам - очень яркий.
Вспомните, как повела себя Царица, когда началась первая мировая война. Она пошла работать сестрой милосердия в госпиталь, где находились солдаты и офицеры, которые не щадили своей жизни за Бога, Царя и Отечество. Она пошла как любящая мать, потому что, как она писала сразу же после своей коронации, она ощутила, что это было ее венчание с Россией, что русские люди стали ее детьми. И так же, как она когда-то сидела у постели своего больного родного сына, она сидела у постели раненых российских солдат, молитвенно прося облегчения их страданий. Она работала в операционной во время сложнейших операций. Известно, что многие солдаты и офицеры, которые были на грани смерти, просили Императрицу, чтобы она просто посидела рядом с ними, и никогда не получали отказа.
Поступок матери стал примером и для Великих княжон, они последовали ее примеру. Старшие дочери, Ольга и Татиана, окончив курсы медсестер, тоже пошли работать в госпиталь. Многие знают, как представительницы женского пола реагируют на кровь, на открытые раны; преодолеть этот страх дано не каждому - только тому, у кого есть любящее людей сердце. А эти юные девушки работали в операционной… Марию и Татиану родители не отпустили работать в госпиталь, но они помогали раненым по-своему: готовили бинты, шили белье.