Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию (старшая группа). Конспект внеурочного занятия по художественно-эстетическому направлению «Радуга творчества»
Задача: Развитие нравственно-эстетических качеств личности ребенка через театрализованную деятельность.
Цели:
- Воспитывать в детях культуру речевого общения во время знакомства
- Развивать артистические способности детей средствами театрального искусства
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации
- Создать положительный эмоциональный микроклимат для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Оборудование: Ширма, куклы “би-ба-бо” Хрюша и Степашка, сундучок, пособие для игры “Ну-ка, угадай-ка?” (карточки формата 30х30 с изображениями: арбуза, машины, куклы, мишки, мяча, рыбки, скакалки, телефона, утюга, паровоза)
Ход занятия
Дети заходят в музыкальный зал под песню “Будем знакомы” А. Захаровой и А. Рыжовой. (Н.Е Богуславская, Н.А Купина “Веселый этикет” (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “АРД ПТД”, 1998г.)
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Какое замечательное слово - здравствуйте! Это вежливое слово означает пожелание здоровья человеку с которым здороваешься, а вы, ребята часто желаете здоровья своим воспитателям? Не забываете приходя утром в детский сад поздороваться со всеми? Для того чтобы вы не забывали здороваться при встрече, мы сейчас научим здороваться свои пальчики.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю -
Всех я вас приветствую! (Т.Сикачева)
(Пальцы правой руки по очереди “здороваются” с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками).
Ведущий: Замечательно! Я думаю, что теперь никто не забудет вежливое слово – здравствуйте! А знаете ли вы, ребята, о том, что здороваться надо всегда с хорошим настроением, вот посмотрите на меня: “Здравствуйте, ребята!” я пожелала вам здоровья, подарила вам хорошее настроение, а теперь каждый из вас поделитесь своей улыбкой с товарищем.
Игра “Передай улыбку” музыка В. Шаинского “Улыбка”. После игры на ширме появляется Степашка.
Степашка: Здравствуйте, девочки и мальчики. (ответ детей)
Ведущий: Ребята, вы узнали кто к нам пришел в гости? (ответ детей). Добрый день, Степашечка! Как замечательно, что ребята тебя сразу узнали, это значит что они тебя любят и рады встречи с тобой.
Степашка: Мне тоже всегда очень приятно встречаться с детьми и знакомиться. Ребята, давайте познакомимся? (дети знакомятся со сказочным персонажем называя свои имена).
Ведущий: Скажи, Степашка, а есть ли у тебя друзья?
Степашка: Друзей у меня много, но самый мой лучший друг - Хрюша! Мне так хотелось вас с ним познакомить, но он почему-то опаздывает, может случилось что-то? (задумчиво).
Слышен плач.
Ведущий: Ребята, вы слышите плачет кто-то? (на ширме появляется Хрюша)
Степашка: Хрюшенька, что случилось? Кто тебя обидел?
Хрюша: Меня никто не обижал, у меня большое горе! (плачет)
Степашка: Горе? Какое горе?
Хрюша поет песню “Разбитая ваза” А.Захаровой и А.Рыжовой.
Хрюша: Что же мне теперь делать?
Степашка: Для начала вытри слезы и поздоровайся с ребятами
Хрюша: (печально) Здравствуйте дети!
Степашка: Познакомьтесь, ребята, это мой лучший друг Хрюша, у него случилась неприятная история, и он не знает, что ему делать, поэтому плачет. Не могли бы вы посоветовать как поступить ему в этой ситуации. (советы детей)
Хрюша: Степашечка, как же я сразу не догадался попросить прощения у мамы за разбитую вазу? Спасибо вам, ребята, вы хорошие друзья. Сейчас я пойду и извинюсь перед мамой
Степашка: Я пойду с тобой Хрюшенька, чтобы ты не наделал еще каких-нибудь глупостей
Хрюша и Степашка: До свидания ребята! Спасибо за помощь! (уходят).
Ведущий: Как хорошо что у этой истории счастливый конец. Ребята! Никогда не забывайте здороваться при встрече и говорить до свидания, когда уходите, просить прощение и извиняться за свои плохие поступки, чтобы не пришлось потом огорчаться и плакать. Договорились? (ответ детей).
А сейчас пришла пора поиграть нам детвора!
Называется игра “Разминка театральная” (Маханева М. Д “Театрализованные занятия в детском саду”. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001г.)
Ответ детей: При помощи костюма, грима, прически, головного убора.
Ведущий: А без костюма можно дети, превратится скажем в ветер, в дождик, в ливень, в страшную грозу, в бабочку, кузнечика или осу? (ответы детей).
Ведущий: Для этого нам нужны жесты и мимика, что такое мимика? Это выражение лица. Ну а жесты? Это движения. У каждого человека бывает разное настроение, его я буду называть, а вы ребята, мимикой попробуйте его показать.
(Дети мимикой показывают грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас.)
Ведущий: А теперь пообщаемся с помощью жестов. (дети жестами показывают: иди сюда, уходи, здравствуйте, до свидания, тихо, не балуй, погоди у меня, нельзя, отстань, думаю, нет, да)
Ведущий: Как тихо стало в нашем зале! (полушепотом). Ребята, к нам в гости должен прийти добрый старичок, а зовут его - Молчок. Когда он появляется, становится сразу тихо. Дедушка очень любит рассказывать детям интересные сказки и играть в игры. Давайте тихо, на цыпочках поищем дедушку. (дети ищут, но находят сундучок и волшебную палочку).
Ведущий: Наверняка дедушка очень торопился по своим лесным делам и не успел встретится с ребятами, но он оставил для вас волшебную палочку и сундучок с загадками для веселой игры.
Сейчас я взмахну этой палочкой, и вы больше не сможете говорить, а будете только двигаться.
Только в лес мы пришли, появились комары. (3. Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в детском саду”. Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. Москва “Школьная пресса” 2000г.)
Вдруг мы видим, у куста птенчик выпал из гнезда, тихо птенчика берем и назад в гнездо несем.
На полянку мы заходим, много ягод мы находим, земляника так душиста, что не лень и наклониться.
Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса, мы лисичку обхитрим, на носочках побежим.
На болоте две подружки, две зеленые лягушки утром рано умывались, полотенцем вытирались. Лапками шлепали, лапками хлопали. Лапки здесь и лапки там, что за шум и тарарам.
Дети исполняют танец лягушат под песню “Ки-ко-ко”. Ритмопластика А.И.Бурениной.
Ведущий: Устали, присядем, отдохнем, посмотрим что в сундучке? Как интересно, здесь прячутся загадки, да не простые, их загадывают с помощью мимики и жестов. Угадайте-ка скорее, что на этой картинке? (ведущий мимикой и жестами показывает арбуз, дети отгадывают).
Ведущий: А теперь ваша очередь.
Игра “Ну-ка, угадай-ка?”
Ведущий: При помощи мимики и жестов можно не только загадывать загадки, но и показывать сказки. Сейчас, ребята, мы с нашими зрителями превратимся в актеров театра “Пантомима”. (ведущий достает 2 карточки из сундучка. Задание для детей и воспитателя – сказка “Репка”. Задание для зрителей – сказка “Колобок”).
После показа “Репки” взрослые угадывают название сказки, а после показа взрослыми сказки “Колобок” дети-зрители так же отгадывают ее название, награждая артистов театра “Пантомимы” аплодисментами.
Прекраснейшие сказки,
Красивые, простые,
А может не простые
Показывали нам
Вы очень все старались,
Огромное спасибо
Я говорю всем вам!
В заключение я бы хотела подарить вам, ребята, и вам, уважаемые взрослые, в знак благодарности за ваше творчество, теплоту своего сердца.
(Ведущая прикладывает обе руки к своему сердцу и передает его детям и взрослым, каждый кладет подарок в свое сердце). Ведущая прощается со всеми. Под песню “Улыбка” В. Шаинского дети и взрослые покидают зал.
Конспект внеурочного занятия по художественно-эстетическому направлению «Радуга творчества».
Тема занятия. Зимняя сказка. Складывание из бумаги (оригами) фигурок зверей.
Цели:
выполнить коллективную работу в технике оригами;
закрепить умения и навыки работы с бумагой;
учить пользоваться схемами;
учить работать самостоятельно в группах;
развивать воображение, мышление, память;
расширять кругозор учащихся;
воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.
Задачи:
Познавательные:
Продолжить знакомство с рисунками - схемами;
Расширить и углубить знания детей об искусстве оригами;
Обогатить субъективный опыт учащихся об окружающей среде.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение;
На основе выявления индивидуальных особенностей учащихся развивать индивидуальность, индивидуальные способности, творческую активность.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе;
Способствовать воспитанию коммуникативной направленности личности.
Эстетическое воспитание.
Работа направлена на формирование:
Личностных УУД: проявления интереса при работе с бумагой, к поделкам из неё.
Регулятивных УУД: пошагового выполнения задания; внесения соответствующих изменений в результаты своей деятельности под руководством учителя.
Познавательных УУД: выделения общих принципов; понимания символов моделей, приведённых в схемах.
Коммуникативных УУД: представления о правилах общения в группах; умения адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
Ход занятия.
Оргмомент.
Техника безопасности при работе с ножницами.
Помни! Ножницы – это орудие труда, а не игрушка.
Беседа.
а) Из истории оригами.
Когда-то очень-очень давно жил-был лист бумаги. Ещё не было никаких специальных машин, и его сделали вручную китайские мастера. Лист был ужасно дорогой и очень красивый. Потом у него появилось много братьев и сестёр. На бумаге стали писать, из неё делали деньги. Мастера никому не рассказывали, как делают бумагу. Прошло много времени, и один из мастеров всё же раскрыл секрет. Так бумага из Китая перебралась в Японию. И японские мастера стали делать её ещё лучше, больше и красивее, чем китайские.
И вот, наконец, из небольших квадратных кусочков бумаги стали складывать самые разные фигурки: бабочек, журавликов, цветы, коробочки и многое-многое другое. Люди соревновались друг с другом, придумывали всё новые фигурки. Так складывание бумаги превратилось в искусство и стало называться японским словом ОРИГАМИ.
Оригами – это искусство складывания бумаги в виде замысловатых фигурок, в буквальном переводе с японского «оригами» означает «сложенный из бумаги». Оригами – волшебная страна, где каждый найдёт себе по душе модель.
б) Схемы по складыванию.
Фигурки привозили в другие страны, их жители тоже с удовольствием повторяли уже известные и делали всё новые и новые игрушки. Запомнить порядок складывания многих игрушек было трудно, поэтому старались его записать. Но ведь люди разных стран не говорят на одном языке, поэтому записи не мог прочитать каждый. Так появился новый язык – ЯЗЫК ЗНАЧКОВ. Его придумал японец, которого звали Акира Йошизава. С помощью этих значков, понятных всем, можно было на простых рисунках-схемах записать весь путь бумажки от квадратика до фигурки. Мы с вами тоже учимся читать схемы оригами, чтобы делать интересные складные игрушки.
Проверка готовности к уроку.
Перед работой проверьте своё рабочее место. У вас на столах должно быть: цветная бумага, ножницы, клей, кусочек двойного скотча, шаблоны квадратов, простой карандаш.
5. Сказка.
- В сказочном лесу жила-была Полянка. Тихо в зимнем лесу, грустно, скучно, всё спит.
Снежная Королева засыпала снегом, сёстры: Вьюга и Метель надули сугробы. Батюшка Мороз сковал реки льдом. Матушка Зима одела все деревья в белые шубы и шапки.
Полянка лежала под тёплым снежным одеялом и вспоминала лето, когда было весело, шумно, все звери любили собираться на этой Полянке побегать, попрыгать, поиграть.
Задумалась Полянка, как же сделать, чтобы зверей снова собрать, повеселиться? Да где сейчас найдёшь их? Заскучала Полянка, загрустила.
- Давайте ребята, поможем ей! Поставим ёлочку и соберём зверей!
6. Подготовка к практической работе.
Мы будем работать в группах. Каждая группа собирает определённую фигуру, а какую, узнаем из загадок.
* Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (ель)
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.(заяц)
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
(лиса)
Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(медведь)
7. Практическая работа.
Вы получили схемы, по которым будите складывать свои фигуры. Помните, что складывать нужно аккуратно, чётко. Если возникнут вопросы, поднимите руку, я помогу. Приступаем к работе.
8. Составление картины.
9. Подведение итогов.
Галина Орехова
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию (старшая группа)
Вид деятельности : Аппликация
Тема : «Сказочная птица»
Программные задачи :
Учить детей самостоятельно находить способы изображения для создания сказочной птицы, используя полученные ранее знания и умения на занятиях по аппликации (объемной, отрывной, обрывной) .
Развивать воображение, образное мышление, эстетическое отношение к окружающему муру, чувство цвета, эстетическое восприятие .
Средствами музыки и изобразительного искусства создать у детей хорошее настроение, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, птицам, побуждать к помощи друг другу и живым существам.
Предварительная работа :
Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением сказочных птиц. Беседы о сказочных персонажах.
Материалы и оборудование :
Иллюстрации сказочных птиц, ножницы, клей, кисточка, салфетка, набор цветной бумаги.
Ход занятия:
В. Ребята, сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло , светло, весело и уютно. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.
В. Когда мы с вами гуляли на улице, мы слышали как поют птицы. А почему раньше, не было слышна пение птиц?
(Птицы улетали зимовать в теплые страны)
В. Ребята каких птиц вы знаете?
(Домашних и диких и перечисление)
В. Скажите ребята, а чем похожи птицы?
(У птиц есть крылья, клюв, перья, туловище, голова) .
В. А чем они отличаются друг от друга?
(Цветом, размером, оперением)
В. Ребята, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка :
Ну-ка, птички полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили.
Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели.
В. Ребята, у нас есть возможность отправиться в путешествие в сказку. Там мы сможем увидеть сказочных птиц. Хотите?
(Хотим)
В. Давайте сядем на ковер, закроем глаза (Звучит музыка «Лебедь» ) и представим себе сказочную птицу. Представили?
В. Ребята опешите, какую сказочную птицу вы представили.
(Ответы детей)
В. Удивительно красивый образ у вас получился. Посмотрите, пожалуйста, на сказочный сад, какие красивые птицы живут в нем.
В. Ребята, чтобы создать сказочных птиц надо быть волшебником и сейчас мы с вами станем волшебниками, вы ведь хотите сделать сказочных птиц?
(Ответы детей)
В. Но, для этого надо произнести заклинание!
Чтобы стать волшебником
Нужно просто встать,
Свои глаза зажмурить
Немножко помечтать
Где водятся волшебники?
В фантазиях твоих.
И чудо происходит
У тех, кто верит в них!
В. Ну. А теперь ребята вы волшебники, возьмите волшебные инструменты, которые вам необходимы, для создания сказочных птиц и приступайте к волшебству.
(дети выполняют работу, педагог напоминает приемы : вырезания, наклеивания. Подсказывает, помогает).
В. Ребята, мы с вами хорошо поработали, но нам нужно возвращаться назад в группу и своих сказочных птиц вы возьмите с собой. Эти прекрасные птицы украсят нашу группу и будут напоминать нам о нашем сказочном путешествии.
В. Ребята, давайте произнесем заклинание :
Раз, два, три,
В группу нас верни !
В. Ребята, а почему ваши птицы сказочные?
(Ответы детей и краткий анализ работ)
Публикации по теме:
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию «Ульяшка-умняшка в гостях у ребят» Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию «Ульяшка в гостях у ребят». Цель: познакомить детей с красками как средством.
Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Нас песня к Победе вела» Конспект НОД по художественному- эстетическому воспитанию детей в подготовительной группе на тему: «Нас песня к Победе вела» Цель: - Воспитывать.
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) - «Флаг Мира» старшая группа КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ с использованием нетрадиционной.
Конспект совместной НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Сказка мыльных пузырей» в старшей группе Цель: расширение представления детей о веществах и их свойствах в ходе исследования, применять полученные знания в продуктивной деятельности.
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Дом, в котором ты живёшь» (средняя группа) Тема: «Дом, в котором ты живёшь» Цель: Научить детей рисовать дом прямоугольной формы с треугольной крышей. Задачи: 1. Учить детей рисовать.
Тема: "Что такое красота?
Цели: выяснить представление детей о красивом в жизни, природе, искусстве; способствовать формированию нового понятия "чувство красоты"; дать доступные сведения о людях, создающих красоту; воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.
Оборудование: корона для царевны Несмеяны, музыкальное сопровождение, Книга с иллюстрациями «100 красивейших городов мира», поделки, изготовленные детьми.
Ход занятия
1. Сообщение темы.
-На уроках по эстетике мы будем беседовать о красоте, которая нас окружает.
-Ребята, что бы вы могли назвать красивым?
2. Вступительная беседа.
– Вспомните, что красивого вы видели, когда шли в школу.
-Красивое можно увидеть (цветы, картину, море, небо, танец и т. д.), услышать (песню, музыку, плеск волны, шелест листьев и т.д.), почувствовать красоту доброго, благородного, мужественного поступка. Таким образом, красота – это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче.
3. Музыкальная пауза
-Послушайте музыку. Вам понравилась эта мелодия? Что вы себе представляли, когда слушали ее? А теперь под эту музыку выполним разные движения. Какое у вас стало настроение? Почему?
4. Конкурс «Царевна Несмеяна»
-Одна из самых лучших, самых высоких способностей человека – это уметь удивляться. Но, к сожалению, этот дар не каждому дается от природы, точно так же, как не каждый обладает от рождения музыкальным слухом или чувством юмора.
Вспомните русскую сказку о царевне Несмеяне, которую ничто не могло рассмешить. Попробуйте представить эту царевну на веселом детском празднике, на котором все дети смеются, радуются, а бедной Несмеяне вовсе не смешно. Она и понять не может, над чем смеются другие и что же такое веселье? Ведь злой волшебник у нее отнял дар удивляться всему смешному и веселому.
Давайте поможем царевне Несмеяне избавиться от злых чар волшебника. Попробуйте рассмешить нашу царевну.
5. Рассказ учителя
-Есть и такие люди, которые лишены чувства красоты. У них может быть хорошее зрение, хороший слух, но они не видят и не слышат, не умеют удивляться красоте. И таким людям жить очень трудно, ведь они вообще не видят вокруг прекрасного. Значит, вся красота жизни для них наглухо закрыта...
– Можно ли в такой беде помочь и как? Что бы вы посоветовали таким людям?
Нам очень жаль людей, которые равнодушны к красоте своего города, леса, речного берега, к закату солнца, к нежной музыке, к цветам, к голосу соловья и т. д., и если им не помочь, то такие люди могут принести немало бед. Например, человек, который любит и ценит красоту, никогда не сломает ветку березы, никогда не сорвет с клумбы цветок, не бросит камнем в птицу, а, наоборот, будет сам стремиться сделать что-то красивое, порадовать других.
6. Рассказ учителя о людях, создающих красоту
-Давайте поговорим о людях, создающих красоту.
-Назовите людей, которые работают над тем, чтобы у нас в стране все было красиво, все радовало бы глаз человека, создавало бы хорошее настроение.
- Это дворники, которые делают улицы чистыми. Это садовники, строители, архитекторы, которые создают красивые города. Это парикмахеры, портные, которые заботятся о красоте человека. Это музыканты, художники, поэты, писатели, это все люди, которые трудятся и любят свою Родину.
7. Итог занятия
-Дети! Будьте активными создателями красоты, будьте настоящими друзьями ее.
- Какие красивые дела вы можете сделать в школе, классе, дома, на улице?
-Например, мы можем оформить красиво класс и поддерживать всегда в нем чистоту и порядок, посадить цветы, деревья и ухаживать за ними, а самое главное самим не портить красоту, созданную людьми и природой и не позволять это делать другим.
8. Дети украшают класс своими поделками, поливают цветы, наводят порядок в классе.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35»
Программа
«Красота спасёт мир»
(для учащихся с умственной отсталостью)
5 - 11 классы
Составитель: Пепеонкова Н.В.,
учитель математики
высшей квалификационной категории.
г. Череповец,
2015 - 2016 уч. год
«Чтобы воспитать человека чувствующим
и думающим, его следует, прежде всего,
воспитать эстетически».
(Ф. Шиллер)
Программа по художественно-эстетическому воспитанию «Красота спасёт мир», разработана для реализации на классных часах (5 - 11 классы) в МБОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35» г. Череповца Вологодской области. Она учитывает индивидуальные, возрастные особенности детей с проблемами интеллектуального развития и затрагивает формирование всех общечеловеческих ценностей.
Здоровье, Семья, Отечество, Культура, Человек, Труд, Природа - это общечеловеческие ценности, которые являются основой воспитательного процесса в становлении личности любого ребёнка.
Внутренний мир ребенка с проблемами в умственном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём?
Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно-эстетического освоения мира.
На важную роль искусства и творчества в воспитательно-образовательном процессе детей с отклонениями указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демюр, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко и другие. Специалисты в области художественной педагогики Н.И. Сакулина, Н.А.Ветлугина, В.А. Езикеев, Т.С. Комарова утверждают, что процесс восприятия искусства и творчества детьми представляют собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательную и эмоциональную стороны.
Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использовании различных видов искусства и творчества в процессе обучения и воспитания детей с проблемами умственного развития. Важно отметить, что в работе с детьми данной категории главными являются те формы работы, которые способствуют формированию социально-адаптированной личности. Одними из таких форм являются формы художественно-эстетического освоения мира. Они используются не только как средство художественной культуры, но и оказывают на детей с умственной отсталостью лечебное воздействие, являясь способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.
А.В. Запорожец указывал, что способность понимать умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно создает художественные образы в своем воображении, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности.
Таким образом, каждый классный час по художественно-эстетическому воспитанию школьников с проблемами интеллектуального развития должен опираться, прежде всего, на следующие требования:
- создание обстановки эмоционального благополучия;
- создание и обновление предметно-развивающей среды;
- творческий подход к содержанию материала, используемого на классном часе;
- вариативность в выборе тем классного часа, форм его проведения, средств и методов работы с детьми;
- использование дифференцированного подхода в обучении детей, учитывая их психофизические особенности;
- осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Вологодского края);
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- преемственность в работе с учреждениями культуры (посещение музеев, выставочных залов).
Целью программы является: формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное; воспитание умения воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю красоту человека.
Задачи:
Способствовать развитию художественно-эстетических качеств учащихся с умственной отсталостью через организацию классных часов с использованием музыки, живописи, поэзии, декоративно-прикладного творчества.
Создание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей детей.
Создание высокого уровня эстетических потребностей.
Воспитывать сердечное отношение к людям, трудолюбие.
Дать характеристику стиля, рассмотреть цветовые решения в подборе гардероба, дать практические советы по приобретению и уходу за одеждой.
Данная программа состоит из нескольких блоков. Каждый блок решает ряд определённых задач. Для каждого блока подобраны наиболее эффективные формы работы с учащимися. Наиболее подробно эти данные приведены в таблице.
№ п/п | Название блока | Задачи блока | Формы работы |
1 | Красота и труд - вместе идут | Показать роль труда в физическом, нравственном, эстетическом формировании человека. Вызвать уважение к рабочей профессии; помочь осознать высокое благородство цели и мотивов труда. Развивать потребность трудиться добросовестно, творчески, вносить красоту в процесс и результат своего труда | Экскурсия, беседа, игры-тренинги, ролевые игры. |
2 | Красота родной природы | Раскрыть величие и красоту природы как источника чувств и творческой деятельности. Привить любовь к природе родного края с использованием активных форм обучения, технических средств обучения, произведений поэзии, живописи, музыки. | Беседа по картинам, экскурсия в природу (парк), посещение выставок, прослушивание стихотворений, чтение отрывков из произведений |
3 | Я в мире… мир во мне… | Познакомить с огромного миром и помочь почувствовать важность каждого человека в нём. Содействовать определению своего Я и места для себя в этом мире. Способствовать раскрытию внутреннего мира человека. | Беседа, игры-тренинги, анализ ситуаций, совместный просмотр фильма. |
4 | Сила красоты и доброты | Воспитание эстетических и нравственных качеств у учащихся, развитие мышления, творческих способностей. Эстетика в одежде, поступках людей. | Дискуссия, просмотр фильмов, игры-тренинги, анализ ситуаций. |
5 | Наследники традиций | Развить речевую, мыслительную деятельность, творческую деятельность учащихся. Активизировать воображение. | Беседа, посещение памятных и исторических мест (музеи) |
Блок «Красота и труд - вместе идут» включает в себя изучение эстетически значимых мест родной Вологодчины и профессий, связанных с этими местами.
Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами знакомства с профессиями наших предков и профессий сегодняшнего дня.
Блок «Красота родной природы» включает в себя изучение прекрасного в природе России и малой Родины - Вологодчины с использованием литературных, музыкальных и художественных произведений по теме классного часа.
Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами поэзии, релаксационной музыки - «звуки природы», знакомства с картинами русских художников-пейзажистов, знакомство с творчеством Вологодских поэтов и художников.
Блок «Я в мире… мир во мне…» включает в себя изучение детьми общекультурных ценностей: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость, внимательность и предупредительность.
Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств к самому себе, средствами тренинговых занятий по теме классного часа, диспутов после просмотра или иллюстрирования различных жизненных ситуаций (отрывки фильмов, презентации).
Блок «Сила красоты и доброты» включает в себя изучение эстетических и нравственных качеств людей, способствующих развитию мышления, творческих способностей, формирующих эстетику в одежде, поступках детей.
Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств по отношению к внешнему виду и поступкам людей средствами.
Блок «Наследники традиций» включает в себя изучение традиционной народной культуры Вологодской области (праздники, обряды, особенности мужского и женского костюма, мужское ремесло и женское рукоделие, каноны мужского и женского поведения в семье (общине).
Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами народной традиционной культуры.
Тематика классных часов
по художественно-эстетическому воспитанию
5 класс
Разделы (блоки) программы |
||||
Красота и труд - вместе идут | Красота родной природы | Я в мире… мир во мне… | Сила красоты и доброты | Наследники традиций |
«Шубка овечки - теплее любой печки». Знакомство с особенностью разведения овец. Что овечка нам приносит? | Любимый парк родного города. Анализ стихотворений о парках КиО г. Череповца. Рисование иллюстраций. | «Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?». | «Какого человека можно назвать красивым? Можно ли стать красивым?». | «Все игрушки в сундучке на цветном половичке». Традиционные игрушки наших предков. |
6 класс
Разделы (блоки) программы |
||||
Красота и труд - вместе идут | Красота родной природы | Я в мире… мир во мне… | Сила красоты и доброты | Наследники традиций |
«Скатерть бела весь свет одела» Знакомство с технологией изготовления Вологодского кружева. | Природа и фантазия. «Фотоконкурс овощей необычной формы или размера». | Тайны вокруг нас - вещь временная. Тайное всегда становиться явным. | Красота человеческих отношений. Чтобы иметь друга, надо быть им. | «Кузьминки» - 14 ноября. Традиция празднования Кузьминок в Вологодской области. |
7 класс
Разделы (блоки) программы |
||||
Красота и труд - вместе идут | Красота родной природы | Я в мире… мир во мне… | Сила красоты и доброты | Наследники традиций |
«Зимой и летом» одним цветом». Лес родного края: ель, сосна. Что нам даёт лес? Профессии, связанные с лесом. | Моя малая Родина - Вологодский край. Посещение музей (пейзажи Вологодчины) Фотоконкурс «Я и природа». | Хорошие манеры. | Красота человеческих отношений. Сеющий неправду - пожнет беду. | Традиция празднования Рождества на Руси. Что такое «Вертепный театр»? |
8 класс
Разделы (блоки) программы |
||||
Красота и труд - вместе идут | Красота родной природы | Я в мире… мир во мне… | Сила красоты и доброты | Наследники традиций |
«Прянична доска с целого пенька». Традиционные ремёсла и трудовые занятия: изготовление пряника, его предназначение. Пряничник. | «Люблю берёзку русскую…» Береза - это символ России, любимое дерево с древних времен, для православных людей это главное дерево жизни. | «Суд» над пороками людей (ложь, наркомания, алкоголизм и т.д.). | «Подарок моим друзьям». | «Прилетела птица из-за морья, вывела весну из затворья». Представление наших предков о небесном светиле - солнце. Использование солнца, как оберега на прялках, в избе и на одежде наших предков |
9 класс
Разделы (блоки) программы |
||||
Красота и труд - вместе идут | Красота родной природы | Я в мире… мир во мне… | Сила красоты и доброты | Наследники традиций |
«Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть». Красота водных ресурсов Вологодчины. Традиция рыболовства в Вологодской области. | Творчество Фёдора Тютчева (в зависимости от времени года) «Осенний вечер» «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит» «Зима недаром злится» | «Что значит владеть собой?» Расскажи мне о себе. Расскажи мне обо мне. | Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них. | «Вода - всему господин». Вода (живая и мёртвая) родники, источники, ключи и традиции их почитания. |
10 класс
Разделы (блоки) программы |
||||
Красота и труд - вместе идут | Красота родной природы | Я в мире… мир во мне… | Сила красоты и доброты | Наследники традиций |
«В пастухи наймёшься - вся деревня в долгу!» Красота лугов Вологодчины. Традиционный труд людей на лугах: пастушество, сенокос. | Творчество Сергея Есенина (в зависимости от времени года). «Отговорила роща золотая…» «Еду. Тихо. Слышны звоны…» | «Что такое характер? Можно ли изменить свой характер?» (диспут) | «Надо ли любить всех?» | «Традиция празднования Пасхи». Пасхальные игры, традиционная кулинария на пасху |
11 класс
Разделы (блоки) программы |
||||
Красота и труд - вместе идут | Красота родной природы | Я в мире… мир во мне… | Сила красоты и доброты | Наследники традиций |
«Берёза, моя берёзонька!» Ремесло не коромысло - плеч не оттягивает! (плетение из бересты: туески, солонки, корзинки, лапти из бересты) | Творчество Рубцова «Родная природа» | «Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?» (диспут) | «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?». | «Традиционный костюм Вологодской области (мужской, женский) Вышивка, ткачество и пояса - обереги народа. Символика цвета в традиционной культуре. |
Калейдоскоп возможных форм работы с детьми
по художественно-эстетическому воспитанию
Праздники:
· «Мы за чаем не скучаем».
· «Праздник семейных династий»
· «Папа, мама и я - дружная семья».
Устные журналы:
· «Очевидное - невероятное».
· «Моя родословная».
· «Семейные традиции».
Диспуты:
· «Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективи-стом?».
· «Что такое духовность человека?».
· «Разумное и нравственное всегда совпадают».
Вечера :
· «Молодость наших бабушек».
· «Орден твоего деда».
Викторины :
· «Классики литературы о добре и зле».
· «К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне».
· «Новогодняя. По странам и континентам».
· «Братья наши меньшие».
Беседы :
· «Как изучить самого себя».
· «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?».
· «В дружбе - сила».
Выставки поделок :
· «Золотые бабушкины руки».
· «Природа и фантазия».
Конкурс сочинений:
· «Я и мой старший брат».
· «Я в ответе за младших в семье».
· «Мои соседи».
· «Что значит быть человеком?».
· «Береги честь смолоду».
· «Самый дорогой человек».
Заочные путешествия:
· «Здесь живут мои родственники».
· «Дорогами великих географических открытий».
· «По странам и континентам».
Игры-путешествия:
· «Праздничный сюрприз».
· «Снежная сказка» (для 5 - 6 классов).
Тридцать пестрых дел (по Н. Щурковой):
· «Волшебный стул».
· «Презентация мира».
· «Социодрама».
· «Разброс мнений».
· «Публичная лекция».
· «Открытая кафедра».
· «Пять минут с искусством».
· «Защита проекта».
· «Философский стол».
· «Приглашение к чаю».
· «Сократовская беседа».
· «Дерево, посаженное тобою».
· «Корзина грецких орехов».
· «Театр-экспромт».
· «Час тихого чтения».
· «Турнир знатоков этикета».
· «Дискуссионные качели».
· «Гостиная (поэтическая, музыкальная, театральная)».
· «Интеллектуальный аукцион».
· «Большой круг».
· «Диалог с веком».
· «День добрых сюрпризов».
· «Путешествие в свое прошлое».
· «Проблемы и аргументы».
· «Свободный разговор».
· «Смешинка».
· «Этический тренинг».
· «Конверт дружеских вопросов».
· «Выпускной ринг».
· «Когда говорят предметы».
· «Калейдоскоп».
· «Лукошко».
· «Маски».
· «В одной связке».
Творческие конкурсы:
· На лучшее сочинение на тему... («Как я провел лето»).
· На лучшее стихотворение о...
· Рисунков на асфальте.
· Рисунков на тему... («Первый день зимы»).
· На лучшее поздравление с... (Днем учителя).
· Агитпредставлений.
· Юных фотолюбителей.
· Юных модельеров.
· На лучшую праздничную стенгазету.
· Поделок из бумаги (оригами).
· Исполнителей народных песен.
· Рисунков на стекле (витражей).
· Юных джентльменов.
· Фигурок из желудей и шишек.
· Инсценированной сказки.
· Картин из цветов (флористика).
Список литературы:
1. Баранов Д. А., Баранова О. Г., Зимина Т. А. Русские дети. Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия. - СПб., 2006.
2. Гуров В.Н . Социальная работа школы и семьи. - М., 2002.
3. Дитятко - что тесто, как замесишь, так и выходит. Сборник учебных программ и методических разработок по традиционной народной культуре. Часть I . - Череповец: КнигоГрад, 2013. - 260 с.
4. Кислицына Т. Г. Русская семья: От рождения к вечности. - М., 2008.
5. Кислицына Т. Г. Русская семья, праздники и традиции. - М., 2009.
6. Погодина Е. В. Взаимодействие семьи и школы как одно из условий создания единой воспитательной среды. - Череповец, 2001.