Как развивать артистические способности у детей. Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются? Как создать условия для творчества ребенка
Артистизм — возможность красиво, убедительно, интересно, эмоционально передавать мысли, умение держаться на публике, харизматичность, виртуозность. Без сомнения, такие качества не станут ни для кого лишними. И даже если вы не предопределяете для ребенка будущую профессию артиста, то такие черты характера будут уместны в любом виде деятельности.
Развитие артистизма у ребенка – процесс кропотливый, но потраченное время и силы того стоят. Любой маме приятно будет смотреть, как ребенок уверенно держится на сцене, как он с легкостью заводит знакомства, как ему не страшно отвечать на уроках, он раскован и открыт новому. Важно развивать эти качества с того момента, как только малыш начинает разговаривать и выражать эмоции, ведь стать артистом в будущем ребенку помогут не только развивающие кружки и воспитание в специализированной школе, но и повседневное общение в семье.
Почему важно начинать развитие с рождения
Артистизм невозможно привить одной книгой или разговором с малышом. Это целое искусство, которое потребует немало терпения, целеустремленности и самоотдачи родителей. Если взглянуть на артистичность с точки зрения педагогики, то это не только внешние факторы, но еще и умение жить идеями, богатство личностных проявлений, игра воображения, внутренняя свобода. Вот почему так важно влияние родителей на этапе зарождения всего этого. Ребенок познает мир часто активно, иногда травматично, происходит в процессе этого как много нетипичных, так и противоречивых ситуаций, но родители, вместо того, чтобы ребенка постоянно останавливать, остепенять, наказывать, наоборот — должны поддерживать, развивать, внушать ему веру в себя.
Если у ребенка еще не было опыта в выходе на сцену, то непременно это скоро случится. Будет это стих с выражением в детском саду или школе, новогодний спектакль или басня, рассказанная гостям и родственникам в домашней обстановке, стоя на табуретке. В любом случае в какой-то момент для малыша это будет впервые и самое ценное, что вы можете ему при этом дать — это уверенность, независимо от исхода ситуации. Как бы не прошло выступление, ребенок должен понимать, что за это его не будут наказывать, ругать, в нем не разочаруются. Так, со временем, даже самый неуверенный малыш приобретет уверенность в своих силах, ведь у него будет самая мощная поддержка — родителей. На этапе взросления родители являются эталоном и примером, главными людьми в жизни, поэтому отношение к ребенку — ключевой момент.
Как реагировать на поведение ребенка
Становление маленького характера — это всегда непросто. Идеально ничего не бывает. Любое из поведений ребенка нуждается в корректировке и реагировании.
Встречаются ситуации, когда на городской сцене или на утреннике в детском саду, в хоре, ребенок запинается, заикается, засовывает руки в карманы и даже ковыряет в носу. Это говорит о незнании правил поведения. Случаются моменты, что страх овладевает ребенком до такой степени, что он отказывается выходить на сцену, тем самым подводит организаторов и других участников шоу. Это промах родителей, которые не смогли внушить уверенность в собственных силах и талантах. Поучающие наставления не спасут в данном случае. Если вы заметили у ребенка перед выступлением потливость ладоней, внезапное повышение температуры, болевые ощущения в животе, дрожь в коленях и руках, пересыхание губ – время поддержать! В данном случае подойдет история с детства, совместные воспоминания как вы к чему-то готовились.
А некоторым детям присущ эгоцентризм, это когда родители чрезмерно балуют ребенка, называя, например, дочку маленькой принцессой, и ограничивают себя в замечаниях в сторону ребенка, как бы жалея его. Такие дети редко уважают мнение других, могут капризничать при распределении ролей, не хотят мириться с участием на второстепенном плане. Такое поведение хоть и близко к артистизму, но скорее уже ближе к актерствованию, что в будущем не принесет ожидаемого результата.
Как помочь юной звезде избавиться от страха раз и навсегда
Результативно работает внушение ребенку, что все происходящее носит развлекательный характер и он может получать удовольствие от выступления, а развитие артистизма – главная составляющая успеха, кстати, даже многие взрослые практикуют такой подход для себя. Ощущая атмосферу праздника или игры, ребенок может избавиться от чувства страха, что поможет ему в будущем, когда его уже взрослая личность столкнется с какими-то волнующими моментами.
Это все касалось эмоциональной сферы, но есть еще и практическая. Родители должны стать и крепким тылом малышу, чтобы он не чувствовал себя брошенным наедине с проблемами. Так, не стоит откладывать заучивания стиха или танца на последние два дня. Ребенок должен понимать, что ему поручили ответственное задание, и «провалить» его он не имеет права. Конечно, об этом стоит позаботиться взрослым.
Проводить занятия лучше в спокойной атмосфере, не создавая лишнюю суматоху, спешку, тогда и ребенок будет спокоен. Цель каждого родителя – получать неподдельное удовольствие от выступления своего ребенка. Тогда и выступления станут более красочными, яркими, открытыми, ведь дети очень зависимы от мнения взрослых, им важно нравиться и вызывать чувство гордости за себя.
Дополнительные возможности для развития артистизма ребенка
Конечно, кроме взаимодействия ребенка с родителями, есть еще множество вариантов развивать творческие способности.
Результативно проходит развитие артистизма у детей на занятиях хореографией, где они вместе с другими участниками разучивают хореографические движения, тем самым самоутверждаются. Особенно это сказывается на выступлениях вместе с танцевальной группой. Когда все дети готовы и хорошо знают поставленный танец, им не за что переживать и вместе со всем коллективом они получают удовольствие от происходящего.
Развитие артистизма у детей на уроках пения также приносит свои плоды. К тому же, занятия пением с восторгом воспринимается среди малышей, особенно если их хвалить и всячески поощрять.
Регулярно в школе на утренниках и мероприятиях проводится набор талантливых детей и просто желающих. Как правило, школьная аудитория относится с радостью к проявленной инициативе и встречает новых звезд бурными аплодисментами. Такое теплое отношение вызывает у ребенка стремление к лучшим результатам, а вы, как родитель, поддержите его в этом и подтолкните на открытие новых способностей.
Профессиональные артисты утверждают, что чем чаще человек выступает, тем скорее проходит боязнь сцены. Но не обязательно выгонять ребенка сразу на сцену за приобретением опыта. Он нарабатывается и дома, во время разыгрывания сценки перед родственниками и друзьями. На каждом этапе главное поддерживать инициативу ребенка, даже если у него не получается с первого раза произвести фурор на родственников. Сделайте вид, что все хорошо, похвалите его, а в процессе разучивания следующей постановки поделитесь несколькими секретами, как сделать выступление еще лучше.
Артистизм в кругу семьи
Развитие артистизма в семье – это очень важно, но не стоит путать его с лидерством и эгоизмом.
- Развитие артистизма у детей в семейном кругу можно осуществлять с помощью таких способов:
- Не стесняйтесь идти в ногу со временем. Вместе со своим подрастающим чадом делайте селфи, придумайте ряд эмоций и по очереди изобразите их на камеру. Таким образом, развивается артистизм и уверенность перед камерой.
- Конечно же, важным пунктом в воспитании считается умение держать себя в руках. В карьере актера нужно держать себя в руках даже в стрессовых ситуациях, а бытовая ссора не должна выводить ни родителей, ни ребенка из себя. Всей семье стоит научиться находить компромиссы и выражать эмоции, согласно сложившейся ситуации.
- Если ребенок не выговаривает какие-то звуки, в обязательном порядке нужно репетировать их дома. Это могут быть стишки, скороговорки, диалоги. Чтобы потом, даже в случае волнения, не возникало с этим никаких сложностей.
- Прекрасным вариантом для вечера в кругу семьи будет пантомима. Эта игра не только развивает артистизм, но и здорово поднимает настроение.
- Смена ролей — тоже очень интересный вариант. Вы не просто таким образом сможете раскрыть актерских талант малыша, но и поставите его на свое место. Так, у вас будет возможность взглянуть друг на друга с иной стороны.
- Хорошая идея – рассказ стихотворения или исполнение песни на камеру. Получившийся ролик поможет определить, какие ошибки допускает ребенок, может где-то бегают глазки или он что-то теребит в руках от волнения.
Большинство маленьких детей славятся невероятным артистизмом, придают голоса и интонации куклам, ярко передают эмоции. Все это важно сохранить с детства и не упустить в подростковом возрасте! Так вы сможете еще с детства заложить крепкий фундамент творческого развития вашего ребенка.
Любой родитель, заботящийся о своем чаде, проявляет определенного рода озабоченность в плане выявления и развития склонностей ребенка. Не будем брать во внимание те ситуации, когда отец и мать «помешаны» на чем-то одном, например, хотят, чтобы ребенок стал непременно известным хоккеистом, независимо от того, достаточно ли у него для этого задатков. Не говоря уже о том, что их может и в помине не быть относительно данного вида деятельности.
Для начала стоит расставить все точки над i: что же такое задатки, а что — способности. Задатки — это некий фундамент, заложенный природой, это такие семена предрасположенности, которые передались с генами родителей, хотя и не всегда, но часто.
Способности — это степень потенциала для выполнения задач разного уровня сложности. Повысить планку способностей в том или ином виде деятельности при желании под силу любому человеку. Допустим, у ребенка есть физиологические задатки для занятий балетом. Если он будет прилежно заниматься, то вполне вероятно, достигнет высокого уровня мастерства. Но тут опять же один маленький нюанс: должно быть желание, не путать с желанием родителей. Без желания и действия любые задатки засохнут на корню.
Как же определить, чем собственно природа наградила вашего отпрыска. Верный путь для выявления — наблюдение. Для начала за играми ребенка, именно в них он проявляет свою натуру. Но бывают и явные проявления. Например, родители многих известных певцов утверждают, что в детстве эти люди, чуть ли не с рождения пели, да так, что родители сразу поняли: будущий певец или певица.
Если задатки очевидны, на основе их можно развивать и способности. Но тут тоже важно придерживаться золотой середины: не акцентироваться на чем-то одном — и точка. Дело в том, что в мире в отдельном виде ничего не существует, все взаимодополняет друг друга. Этот же принцип относится и к способностям: нужно разносторонее развитие, не следует задвигать другие виды деятельности далеко на задний план. Крайность не может быть развитием высшей степени.
Теперь немного о возможностях развития. Чтобы способности развивались, не стояли на месте, нужно задавать определенную планку. Очень важно не переборщить. Слишком низкая планка (когда все легко и неинтересно) — путь деградации. Слишком высокая — может привести к потере веры в свои силы и отсутствию мотивации. Планка должна быть такой, чтобы была определенная трудность в выполнении задачи, недотягивание до вершины. Такой расклад дает толчок для развития способностей. Появляется цель. Дети, занимающиеся спортом (и не только), очень часто равняются на чемпионов, профессионалов, которые для них становятся своеобразным эталоном. Родителям же нужно иметь в виду, что основы для развития способностей закладываются в дошкольный период. Большое значение при этом отводится опять же играм, через них ребенок проявляет свою индивидуальность.
Возвращаясь к задаткам, вспоминается этакий детский тест на выявление нестандартного мышления: «Назовите домашнюю птицу, фрукт и поэта». Если ваши ответы: курица, яблоко и Пушкин (соответственно), то похвастать, увы, нечем. Тест, конечно, примитивный, но доля истины в нем есть. Разные тесты помогают определить наличие определенных наклонностей или задатков.
Кстати, задатки могут выявиться и на стадии подражания: к чему ребенка тянет больше? О подражании читайте здесь.
Отдельная тема — одаренность. Одаренному ребенку с особой легкостью дается освоение предмета деятельности, к которому лежит душа. Но, конечно, же не стоит по этой причине гонять ребенка до последней степени усталости ради достижения сверхрезультата. Торопитесь не спеша. Всему свое время и место.
Вы спите и видите свою дочь примой Большого театра, а сына - триумфатором Олимпиады? Ваши мечты могут стать явью, если своевременно распознать способности ребенка! С какого возраста в малыше может проявиться будущий Моцарт? И как сделать, чтобы раннее развитие способностей принесло внушительные плоды в будущем?
Обнаружить в малыше зачатки большого таланта - это лишь полдела. Самое главное - найти способ развить способности ребенка, да так, чтобы не отбить у него охоту к обучению!
Назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться способности, невозможно. Как отмечает психолог высшей категории, писатель Лариса Соловьева, детский возраст - пластичный. И то, что происходит с одним карапузом в годик, с другим может случится и в 3 года, и в 5.
Поэтому возраст никак не может указывать на талантливого ребенка - малыш может в годик лихо барабанить по клавишам музыкального инструмента, но это отнюдь не говорит о наличии у крохи способностей к музыке.
Чтобы получить тайные знания о явных способностях вашего малыша, с самых первых дней, внимательно за ним следите. При этом, если годовалый карапуз хорошо говорит, резво бегает и поет песни, не спешите записывать его в гении. Психологи определяют такое состояние, как высокую норму развития ребенка. И советуют родителям продолжать наблюдать за проявлениями способностей у сына или дочери - внимательно, но без фанатизма.
Заметив талант, не спугните его
Как бы вы не гордились своим маленьким чудом, будьте сдержаннее. Не следует развешивать художества малыша по всем стенам, ставить его «на табуретку» перед каждым случайным гостем. Задача родителей - не петь малышу хвалебные оды, а грамотно и аккуратно направлять его, тем самым стимулируя способности ребенка к дальнейшему развитию.
Если ваш карапуз сверх меры активен и проявляет чемпионские качества, не решайте за него, каким видом спорта ему заниматься. Со временем его склонности обнаружатся сами. Но если вы стремитесь ускорить этот процесс, подарите крохе наводящие предметы: футбольный мяч, клюшку, маленькие лыжи. Специально для девочек можете раздобыть гимнастическую ленту. И понаблюдайте, с каким из предметов и видов спорта ваш сын или дочь «подружится» больше всего. Ну и дальше - делайте выводы!
Другой пример: если кроха изрисовал каракулями несколько альбомов и даже обои, не спешите его ругать. Напротив, поощряйте его увлечение: покупайте краски, фломастеры, карандаши разных типов. Пусть ребенок выберет тот «инструмент», который ему сподручней, и рисует дальше. И, если двухлетний карапуз без конца распевает песни, изображает супергероев, наблюдайте за маленьким артистом и прислушиваться к нему. Пусть раз в неделю он устраивает домашние концерты. Возможно, это станет репетицией выступления на большой сцене.
Первым признаком таланта ребенка в любом возрасте является скорость выполнения различных задач. Когда мальчик или девочка быстро схватывают информацию и делают что-то, опережая своих сверстников, одаренность очевидна.
Вторым же признаком наличия одаренности у ребенка в той или иной области является та вовлеченность в это дело, которую малыш демонстрирует регулярно. Проще говоря - ребенку должно явно нравится то, в чем он преуспевает.
Детальный анализ
Самое опасное, что могут сделать любящие мама и папа, пытаясь развить способности ребенка - навесить на одаренное чадо «драмкружок, кружок по фото». Или разом все методики вместе взятые... Психологи нередко сталкиваются с феноменом: трехлетний малыш занимается английским, французским, рисованием, пением, фехтованием, но - при этом мама кормит его с ложки. Понятно, что подобный подход вредит самому ребенку, чьи таланты надо развивать последовательно и в соответствии с возрастом.
Если ваш карапуз проявляет активность в самых разных сферах, но ни в чем не выделяется конкретно, помочь определить «главные» способности ребенка может специальная диагностика. Пройти ее можно и в государственных досуговых центрах, и в частных психологических консультациях. В процедуру выявления склонностей малыша входят:
- подробная консультация с родителями и ребенком;
- поэтапное тестирование малыша;
- анализ и интерпретация полученных результатов;
- создание индивидуальной схемы развития ребенка по результатам тестирования (в зависимости от наличия тех или иных способностей).
На консультации также выявляется, насколько уровень развития вашего крохи превышает норму или соответствует ей.
Для диагностики способностей ребенка в возрасте до 3-х лет применяют та называемые проективные методики, с использованием различных рисунков, игр и упражнений, воспроизведением сюжетов из сказок. Игра создает абсолютно органичные условия для раскрытия потенциала ребенка.
Развитие способностей у детей - дело рутинное
Итак, у вашего малыша обнаружились определенные способности. Отлично! Следующий шаг, точнее - шаги, надо направить в секцию или студию нужного профиля. Потому что распознать талант ребенка - это лишь полдела. Самое главное - правильно развить детскую одаренность. И с этим в состоянии справиться только мудрый и профессиональный наставник - тренер, педагог, балетмейстер.
Иногда детей двух-трехлетнего возраста ставят на коньки, сажают за музыкальный инструмент. Столь раннее привлечение малыша к конкретному делу допустимо, если во главе угла стоят не родительские амбиции, а видимая потребность ребенка в данном занятии.
Тренер и наставник необходим еще и для того, чтобы у ребенка формировалась правильная самооценка. Ведь часто одаренные мальчишки и девчонки решают поставленные задачи не так, как другие. А воспитатели и педагоги редко встречают «на ура» проявление неординарности. Их реакция может «загасить» самооценку малыша и отчасти даже затормозить развитие способностей ребенка. Зато опора и вера человека «ведущего», наоборот, значительно продвигают дело. К тому же, именно наставник поможет выработать главное для развития способностей и таланта ребенка - мотивацию!
Группа поддержки
Итак, если удалось распознать способности ребенка и своевременно найти мудрого наставника, - дело практически в шляпе. Родителям остается во всем поддерживать одаренного отпрыска. Будьте начеку: в один момент ребенок взбунтуется и устанет от занятия «своей жизни». Здесь важно подготовиться заранее, чтобы суметь различить - каприз это или «полный финиш».
Но наблюдение за ребенком не стоит путать с тотальным контролем! С самого нежного возраста полезно приучать малыша к самостоятельности. Начните с пресловутой ложки, которую малыш должен уметь держать в руках во время еды уже к двум годам. И постепенно приучайте чадо планировать свои дела. Последний навык можно развивать уже лет с трех-четырех: пусть карапуз каждый день придумывает свой собственный план-действий. И в будущем вам не придется стоять у него над душой, постоянно напоминая о чем-то.
Как открыть способности ребенка «в домашних условиях»?
Как распознать способности в ребенке - прикладные советы ведущих мировых психологов:
Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса - диагностика интеллектуальных способностей и образного мышления у ребенка. Малышу дается лист формата А4 с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см)- по три в каждом. Карапузам предлагают красиво дорисовать и раскрасить круги так, чтобы из них получились некие предметы или даже сюжеты. Дальше детские творения следует оценивать по следующим критериям:
- продуктивность - количество кругов, которые ребенок сумел переоформить в образы;
- разработанность образа - полнота и разнообразие деталей изображаемых предметов;
- оригинальность - необычность образов;
- качество выполнения рисунка - аккуратность, использование цвета в дорисовывании и раскрашивании.
Чем выше данные показатели, тем очевиднее способности ребенка.
Как развить способности ребенка: взгляд из-за океана
Вопросы детских талантов интересуют ученых всех стран и континентов давно и пристально. Американский психолог Говард Гарднер в начале 1980-х годов прошлого века написал книгу «Рамки ума». Где выявил семь типов таланта, интеллекта:
Тип таланта | Что делают дети |
Вербально-лингвистический | Хорошо читают с раннего возраста, интуитивно пишут без ошибок, легко находят общий язык с другими детьми. Сферы деятельности: журналистика, писательство, преподавание, юриспруденция. |
Цифровой | Легко совершают математические действия, решают логические задачи; увлекаются программированием и компьютерной техникой. Сфера деятельности: инженерия. |
Пространственный | Мыслят образами, много фантазируют, любят рисовать, лепить, обладают ярким воображением. Сферы деятельности: архитектура, дизайн, живопись. |
Физический | Учебе и теориям предпочитают физические нагрузки, практические действие и манипуляцию. Сферы деятельности: спорт, строительные профессии. |
Личностный | Воспринимают происходящее на уровне эмоций, которыми богаты сверх меры. Очень интуитивны. Сфера деятельности: актерство. |
Межличностный | Любят и умеют общаются с людьми всех возрастов. Сферы деятельности: политика, торговля. |
Талант окружающей среды | Умеют наблюдать и изучать природу, животный и растительный мир. Сферы деятельности: биология, ботаника, садоводство, дрессура. |
Талантливый ребенок: работа на результат
Чтобы развитие способностей ребенка принесло в итоге свои грандиозные плоды, важно, чтобы это были именно его таланты! А не «зарытые в землю» стремления кого-то из родителей. Если мама мечтала летать под куполом цирка, не стоит отдавать в акробатки дочку-пышечку, которая обожает лепить из пластилина. А если папа грезил о карьере хоккеиста, нельзя тащить на каток малыша с абсолютным музыкальным слухом.
А вот похвала - весьма полезна и эффективна для развития детских способностей. Только при условии, если она - правильная. Хвалите сына или дочь не за наличие способностей, а за усилия и достижения. А еще - за старания, активность и деятельность. Тогда и результат не заставит себя ждать.
Взрослые не в праве ставить на талант ребенка, как на скаковую лошадку! Нельзя вкладывать в «большое будущее» своего отпрыска серьезные средства, и с нетерпением ждать дивидендов. Ребенок - это не бизнес-проект. И все без исключения мальчишки и девчонки имеют право на бесшабашное детство.
Одним из важнейших элементов всестороннего развития личности является воображение и фантазия человека. Именно эти качества помогают приобрести опыт построения отношений с окружающими людьми, выражать свои индивидуальные черты характера и достигать высот в разных жизненных сферах. К сожалению, большинство родителей не учитывают это, что в будущем приводит к ограничению возможностей, которые открываются в жизни перед детьми.
Художественное развитие — один из самых важных аспектов формирования личности
Как выявить и сформировать творческие способности дошкольников?
Единственным методом, который безошибочно проявить все интересы и наклонности дошкольников является игра. Но после того как выявлены интересы ребенка, необходимо создать правильные условия для поддержки ребенка в развитии этой заинтересованности, поработать вместе с ним над привитием желания заниматься любимым делом.
Совет родителям: предоставьте ребенку возможность развиваться, принимайте активное участие в этом процессе, но никогда не давите на ребенка, не заставляйте его заниматься прикладным искусством, если ребенок сам не изъявляет такого желания.
Обучение музыке надо начинать, когда ребенок сам этого хочет
Часто такая ошибка совершается, если родители желают развивать способности к музыке. Родители очень поспешно отдают ребенка в музыкальную школу, не привив ему интерес к занятию этим видом искусства.
Какими методами и средствами можно развить творческие способности дошкольников?
Начинать развитие творческих способностей детей целесообразно с самого раннего возраста. С этой целью можно использовать практически все, что окружает ребенка – разнообразные предметы, игры и ситуации общения. Основной целью творческого развития ребенка является умение придумать образ, с последующей его реализацией. Но гармоничное развитие должно происходить последовательно и методично.
Цели художественного развитияСовет: если вы играете с ребенком в развивающие игры, не доводите ситуацию до пресыщенности. Если вы почувствовали, что интерес к игре пропал, то ее лучше отложить.
Развивая творческие способности дошкольников, следует прибегнуть к наглядным, словесным и практичным методам развития. Наглядные методы предвидят рассматривание нарисованных или реальных картин. Словесные методы включают разные формы общения, истории, рассказы, сочинение сказок. Практические методы основаны на развивающих упражнениях, играх, создании и использовании разных моделей. Сочетание всех методов совместно поможет максимально развить интеллектуальные способности дошкольников.
Работа с цветом — одно из средств художественного развития
Особое внимание следует уделять развитию художественно творческих способностей детей. Начинать работать над этим можно уже с годовалым малышом.
Именно в этом возрасте происходит изучение детьми предметов и их свойств. Надо позаботиться о том, чтобы ребенку на глаза попадали яркие карандаши, фломастеры, белая и цветная бумага, картон.
Начинать занятия можно с 1 года
В 2 годика дети знакомятся с окружающей средой, любят яркие цвета, проводят по бумаге линии и формы.
Начиная с трех лет, дети начинают рисовать каракули. Родителям следует обращать внимание на эти рисунки и стараться их расшифровать. Это поможет ребенку учиться связывать рисунок с образами. Необходимо предоставлять свободу малышу в его творениях, поддерживать и хвалить. Когда ребенка проявиться заинтересованность рисованием, его можно отдавать в художественную школу.
Какова цель развития художественных способностей детей?
Среди всех видов одаренности, именно творческие способности проявляются раньше всех. Проявления художественно творческих способностей присутствуют во всех видах искусства, но наиболее актуальным является изотворчество. Причина этого состоит в том, что рисунки дошкольников могут храниться, экспонироваться и изучаться, свидетельствуя о присутствии художественных способностей у ребенка.
Художественные занятия учат образному мышлению. Аппликация из салфеток
С помощью воображения дети с признаками одаренности создают чувственные образы, которые помогают раскрыть внутренний смысл событий и явлений. С помощью цветовой гаммы дети выражают свое отношение к предмету: темный – значит плохой и страшный, а светлый – красивый, хороший, добрый. Именно выразительность цветовых решений и динамичность рисунков является отличительным признаком одаренности. Большинство дошкольников с признаками художественной одаренности располагают лист для рисования по вертикали.
Следует учитывать, что у изобразительной одаренности есть такое свойство как «возрастная талантливость». Объясняется это тем, что в определенный момент все детки начинают рисовать, но потом эта способность в большинстве случаев исчезает. Поэтому очень важно вовремя заметить и поддержать развитие творческих способностей у ребенка.
Совет: не выбрасывайте рисунки ребенка. Именно они могут рассказать о его проблемах, ощущениях и эмоциях.
Детские рисунки выражают мысли и желания ребенка
Также по рисункам можно узнать об интересах, об отношении к окружающему миру, творческой активности и об уровне формирования технических умений и навыков вашего малыша.
Художественное воспитание дошкольников и развитие творческих способностей предвидит разные виды деятельности: лепка, графика, живопись, оригами. Целью таких творческих занятий является формирование образного мышления детей, развитие фантазии, выражение своих эмоций и чувств.
Ребенок, который еще плохо говорит, именно в творческой деятельности может выразить свои мысли, она также является хорошим помощником, который помогает справиться с переживаниями, улучшает эмоциональное развитие малыша.
Рисование у детей развитие воображение, внимание и усидчивость
Отличным результатом занятий художественным творчеством является успокаивание нервной системы, развитие усидчивости, терпения и выдержки.
Какова роль родителей в развитии творческого мышления у детей?
В 2-3 года у ребенка начинает развиваться фантазия и воображение. Именно благодаря воображению ребенок придумывает себе вымышленных героев, с которыми он дружит. Роль взрослого в игре придает ребенку уверенности в себе и силы. Для полноценного развития творческого воображения наиболее оптимальным вариантом будет, если родители будут играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры. Именно в таких играх ребенок может попробовать себя в разных ролях. Приготовьте вместе атрибуты к игре.
Совместные занятия очень сближают родителей и детей
Для полноценного развития мышления необходимо использовать предметы, которые помогут придумать и сделать что-то новенькое и необычное, осуществить какой-то эксперимент.
Кроме этого для этой цели подойдет головоломка, бинокль, магнит, мозаика, природный материал. Очень полезными будут наблюдения за животными на ферме, в зоопарке. Можно вместе сделать игрушки из лоскутков, ракушек, шишек, листочков. Неплохо будет сходить с ребенком в музей, аэропорт, поехать в деревню.
Ручной труд в детском саду ведется по специальным методикам
Волшебство нетрадиционных техник рисования
Уже в самом раннем возрасте малыши стараются отобразить свои впечатления об окружающем мире, используя изобразительное искусство. Порою отпадает необходимость в присутствии красок, кисточек и карандашей. Творческое развитие можно осуществить, используя свои пальчики, на запотевшем стекле можно рисовать ладошками, для рисунков на песке можно взять палочку вместо кисточки, также причудливые рисунки можно создать, используя мамину помаду или зубную пасту.
Рисование на ткани одна из нетрадиционных методикДетей можно и нужно вводить в волшебный мир нетрадиционных техник рисования. Это очень увлекательное и завораживающее занятие для детей.
Необходимо использовать любую возможность для развития творчества нетрадиционными способами. С этой целью можно использовать множество ненужных вещей, которые есть в каждом доме. Интереснейшие картины можно создать с помощью зубной щетки, поролона, пробок, пенопласта, катушки ниток, свеч. На улице можно рисовать палочками, создать композицию с помощью шишек, листьев, камушков, пуха одуванчика или тополя.
Рисование с цветным песком — отличный способ развития мелкой моторики
Преимущество нетрадиционных способов развития детского творчества в том, что не существует четких правил и рамок. Слова «нельзя» или «неправильно» отсутствуют. Такой вид творчества приносить детям огромную радость и положительно сказывается на психологическом состоянии здоровья детей. Ребенок избавляется от внутренних страхов, становиться уверенней в себе и в своих силах. Дети учатся выражению своего замысла, также они знакомятся, как работать с разными материалами. При работе в нетрадиционных техниках у детей развивается образное мышление, мелкая моторика рук, воображение и фантазия. Такой вид творчества стимулирует находить новые творческие решения.
Объемная аппликация из бумаги
Правила для родителей по развитию художественных способностей ребенка
Для дошкольников рисование — это одно из самых обожаемых видов деятельности. Таким образом, ребенок может выразить свои мысли и переживания, происходит его полноценное творческое развитие. Но для того, чтобы в этом процессе не происходило ошибок родителям необходимо учитывать несколько правил.
- Правило первое. Не критикуйте и не высмеивайте ребенка. Если у него не получается что-то — помогите ему, подскажите как лучше сделать.
- Правило второе. Не делайте ограничения для ребенка в средствах для рисования. У вашего ребенка всегда должно быть много разного вида красок, мелков, фломастеров, карандашей. Пускай рисует, сколько захочет.
- Правило третье. Следите, чтобы занятие не затягивалось по времени. Нельзя чтобы ребенок уставал. Это способствует формированию плохого отношения к рисованию. Однако если ребенок весь увлечен творческим процессом – не перебивайте его, дайте доделать работу до конца.
Аппликация орешками — нетрадиционное творчество
Художественные упражнения для совместной деятельности родителей с детьми
- Создание новых оттенков цветов с помощью размывания акварели.
- Использование штрихов для закрашивания крупных деталей, использование при рисовании цветных карандашей.
- Использование пальчиковых красок во время творческой деятельности.
- Сотворение фона, с помощью нетрадиционных методик. Для этой цели можно:
- распылить с помощью зубной щетки акварель;
- создать фактуру, используя соль;
- украсить фон, используя штампы из подручных материалов (сырой картошки, картона);
- создать фон с помощью мыльных пузырей (для этого мыло добавляется в гуашевые краски и выдуваются на лист).
Детский рисунок изонитью
Кроме этого, родители вместе с детьми могут освоить и другие интересные техники для творчества: коллаж, квиллинг, бумажная пластика, оригами, объемная аппликация, изонить.
Как создать условия для творчества ребенка?
Для создания условий с целью активного развития художественно-творческих способностей ребенка надо следовать некоторым требованиям:
- создать обстановку для стимуляции творческой деятельности (в семье должна преобладать дружелюбная обстановка, ребенку должен быть предоставлен свободный доступ к максимально разнообразному изобразительному материалу);
- силы должны использоваться по максимуму;
- у ребенка должен быть выбор в том, какие способы деятельности использовать, продолжительность занятий, их частота и поочередность;
- необходимо постоянно поддерживать ребенка, если что-то не получается, подбадривать, хвалить, стимулировать к творчеству.
Творческая обстановка дома
Организация детской творческой деятельности дома
Для художественной деятельности, как ни для какой иной существует необходимость в создании особой организации условий для занятий творчеством ребенком. Поэтому родителям очень важно создать отдельный уголок для ребенка и подобрать все необходимые средства рисования.
Детский набор для рисования
- Комната должна быть хорошо освещенной, свет должен попадать с левой стороны.
- Необходимо приобрести отдельный стол для творчества.
- Мебель должна соответствовать росту малыша.
- Желательно чтобы на столе было покрытие из клеенки.
- Бумага для творчества должна быть разного формата: альбомы для рисования и ватманы или обои. Именно такая бумага удобна в использовании: она не промокает и не коробится. Большой размер листов не стесняет движения рук ребенка.
- Для рисования необходимы гуашевые краски. Именно такие краски хороши для накладывания одного цвета на другой. В упаковке должно быть 6 или 12 баночек с цветными крышками и надписью «нетоксично».
- При покупке кисточек следует обратить внимание на номер, указанный на ручке. Чем тоньше кисточка, тем меньше номер. Для занятий творчеством необходимы толстые кисти (с 18 номера по 20). Для самых маленьких детей нужны специальные круглые кисти, с длинным ворсом.
- Емкость для промывания кисточки нужно выбирать устойчивую к падению и желательно, чтобы она была прозрачной.
- Также должны быть под рукой тряпочки изо льна для удаления лишней влаги.
- Также для изобразительной деятельности необходимы карандаши. В коробке должно быть 6,12 или 24 карандаша. Следует обратить внимание на мягкость карандашей. Лучше всего подойдут мягкие карандашики – М, 2М, 3М.
- Очень необходимым является стакан для хранения карандашей. Необходимо приучать ребенка ставить карандаши на место назад в стакан.
- Дети очень любят рисовать восковыми мелками и карандашами. Они очень удобны в использовании, так как рисуют легко и мягко.
- Также стоит приобрести фломастеры. Детям нравится рисовать ими, так как они оставляют яркий привлекательный след на бумаге. Но существенными недостатками фломастеров можно указать то, что они не позволяют проводить по смешиванию цветов и очень быстро высыхают, если не закрыть колпачок.
- Для занятий лепкой стоит приобрести пластилин в коробке с 6 или 12 кусочками.
- Отличным средством при обучении лепке считается глина.
Цветная глина — набор для лепки
Глина является природным пластичным материалом. По цветовой гамме она бывает желтовато-коричневая, красноватая, серовато-белая, зеленовато-голубая, бурая. Для того чтобы хранить глину необходимо в емкость налить немного воды, а сверху накрыть тканью. Также для занятий лепкой необходимо приобрести специальные пластиковые подставки или использовать для этой цели кусочки линолеума. Для того чтобы проверить готова ли глина к работе, ее необходимо размять с небольшим количеством воды, скатать в жгутик. Если она не трескается – можно приступать к работе.
Работа с глиной — лепка домика
Как оформлять детские работы и сделать из них презентацию?
- Прежде всего, обсудите с ребенком, какие работы ему больше всего по душе.
- Из белой плотной бумаги вырезается рамка. По размеру она должна быть чуть меньше рисунка. Затем необходимо наложить ее на рисунок.
- Картину необходимо повесить так, чтобы ребенку было удобно подойти к ней и рассматривать ее.
- Для хранения рисунков должна быть выделена отдельная полка.
- Не забывайте, перед тем как отправить рисунок на хранение подписать его, указав дату, возраст ребенка. Положите картинку в файл.
- Для фигурок, сделанных из глины и пластилина, тоже должно быть отведено специальное место.
- Если уже набралось много рисунков можно организовать выставку работ. На нее можно пригласить родных и близких и организовать настоящий праздник.
- Всячески поддерживайте ребенка. Не забывайте похвалить его при первой возможности. Это даст ему вдохновение для дальнейшей работы и будет способствовать развитию его художественно творческих способностей.
Способности или индивидуальные особенности ребенка делают его уникальным. Каждый родитель страстно желает своему любимому чаду успешной и яркой жизни, поэтому выявлением одаренности и развитием способностей маленького человека лучше заняться как можно раньше.
Правильное и, главное, своевременное выявление наклонностей малыша дошкольного возраста способствует наиболее полноценному их развитию. Как определить, что ребенок наделен выдающимися способностями, которые помогут ему достичь успеха в любой сфере деятельности?
Кто и где выявит способности ребенка
Для выявления способностей и наклонностей ребенка существует три места – это детский сад, школа и, безусловно, семья. При этом основная роль ложится на семью. Педагоги дошкольного учебного учреждения работают в рамках определенной программы, нацеленной на массовое обучение и воспитание детей. На определение индивидуальных качеств остается немного времени. И хотя большую часть времени малыш проводит именно в детском саду, основная роль будет принадлежать родителям.
В школе, где подросток получает огромное количество знаний, та же проблема. Нацеленность традиционной программы на массовое обучение оставляет учителям совсем мало возможностей для строго индивидуального подхода к каждому в классе.
Единственное место, где маленький человек получает максимальное внимание, это семья. Именно родителям принадлежит заслуга в своевременном выявлении и последующем развитии нового члена общества с набором уникальных качеств и способностей.
Замечательный факт
История Томаса Эдисона – неоспоримое доказательство, что только благодаря родителям ребенок получает шанс стать выдающимся человеком.
Будучи маленьким мальчиком, Томас вернулся из школы с письмом от учителя. Мать не смогла сдержать слез, когда прочитала письмо. Она даже прочла его сыну: «Ваш ребенок слишком гениален для нашей школы, поэтому заботьтесь о его образовании самостоятельно».
Через много лет, разбирая семейный архив, Томас нашел письмо учителя к его матери. «Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем продолжать учить его в школе вместе с другими детьми. Настоятельно рекомендуем заниматься его образованием дома» – вот что на самом деле было написано в том послании.
Когда вскрылась правда, Томас Эдисон имел мировую известность как изобретатель.
Правильный подход к ребенку, определение его способностей – главный залог будущей успешной жизни маленького человека.
Как выявить способности ребенка
Существует несколько практических методов для выявления уникальных способностей и творческих наклонностей детей. Первые два больше подойдут для изучения детей дошкольного возраста, последний актуален для работы со школьниками.
- Анализированное наблюдение. Простой метод позволит выявить, к чему ребенок проявляет истинный интерес, а какие занятия не приносят ничего, кроме скуки. Совет: Чаще всего малыш спрашивает именно о том, что занимает его больше всего. Будьте внимательны к его вопросам, и вы сможете понять круг его интересов.
- Игровое наблюдение. Во время игры дети дошкольного возраста открываются максимально. В коллективной игре легко выявить лидерские качества, способность к коммуникации с другими детьми. Наблюдение за игрой малыша дошкольного возраста в куклы или машинки позволит понять, насколько развито воображение и логика.
- Тесты, опросы. Такие методы используют при затруднении выявления наклонностей детей школьного возраста или для подкрепления ранее полученных результатов. Тесты или опросы могут провести сами родители, насчет результатов лучше посоветоваться со специалистом.
Способности не имеют ничего общего с приобретенными умениями и навыками человека, но именно они объясняют легкость их получения. Именно благодаря индивидуальным способностям человек становится успешен в той или иной сфере жизни. Правильное определение творческих наклонностей детей – залог будущей счастливой жизни.
Существуют определенные признаки, которые позволят определить в какой сфере развитие более продуктивно.
Признаки высокого интеллекта
- Заинтересованность окружающим миром: повышенное внимание ко всему происходящему. Долго наблюдает за прыгающей лягушкой, работающей машиной или дождем.
- Усвоение информации в больших объемах. Легко выдерживает чтение больших рассказов, может пересказать сюжет, заостряет внимание на деталях.
- Стремление к сбору и систематизации полученных сведений. Малыш задает большое количество вопросов о конкретном событии, строит логические цепочки, упорядочивает информацию.
- Большой и быстро пополняемый словарный запас. Впервые услышав слово, поняв его значение, ребенок в дальнейшем часто и правильно использует это слово в повседневной речи.
- Аналитические навыки: может просчитать развитие событий, установить причину и следствие, сделать выводы. Прошел дождь, асфальт стал мокрым, цвет потемнел, дождь – это вода, если вылить воду на асфальт, он потемнеет.
- Признаки критического мышления. Ребенок не доверяет конкретному источнику, перепроверяет полученную информацию. К примеру, задав вопрос маме и получив ответ, с уточняющим вопросом подходит к отцу, бабушке или дедушке.
Признаки выраженных творческих способностей
- Использование воображения. Любит фантазировать, добавляет яркие детали к рассказу о произошедшем событии, во время игры в куклы или машинки придумывает невероятные сюжеты.
- Использование интуиции для решения творческих задач. Поступил правильно, но не может дать четкие объяснения, почему принял именно такое решение.
- Быстрая реакция на события, умение подстраиваться под возникшую ситуацию. «Переобувается» на ходу и меняет свое решение в зависимости от ситуации. Например, мама не купила слишком дорогую игрушку, малыш не устраивает истерику, а просит купить более дешевый вариант.
- Высокая эмоциональность, внимание к чувствам детей или взрослых, умение сопереживать или разделить радость.
- Проявление интереса к творчеству – живописи, поэзии, музыке и т.п. Выделяет любимых авторов, художников или музыкантов, ориентируется в мире творческих людей.
- Склонность анализировать свои чувства и поступки.
Признаки сенсорных (практических) наклонностей
- Желание работать руками с использованием различных материалов и инструментов.
- Легкое усвоение различных практических навыков. Для мальчиков – это интерес к строганию, паянию, конструктору. У девочек этот признак проявляется в любви к шитью, вязанию или вышиванию.
- Повышенное внимание и уход за членами семьи или друзьями, стремление оказать помощь во время болезни.
- Интерес к механизмам. Малыш с удовольствием помогает папе с ремонтом различной техники, с удовольствием собирает палатку во время похода.
- Специальные способности, или правильный путь развития.
Теперь вы поняли, что ваш ребенок – маленький хранитель уникальных способностей. Следующий шаг – сузить круг поисков и выбрать путь развития для малыша. В зависимости от наклонностей детей нужно развивать конкретные способности.
Взаимосвязь наклонностей и способностей
Ярко выраженная склонность к любым вычислениям или измерениям, проявление логики во всех вопросах, стремление систематизировать данные свидетельствует о предрасположенности детей к точным наукам – математике, физике или химии.
Тяга к музыкальным произведениям, постоянное мурлыканье мелодий, отличная память на музыкальные произведения свидетельствует о музыкальных способностях.
Ребенка не оторвать от книги, он проглатывает целые тома художественной литературы, читает произведения вне учебной программы, может быть, даже сам сочиняет? Это говорит о творческих литературных способностях.
Вернувшись из детского сада или школы, ребенок не только рассказывает, но и показывает, что происходило за день, подражает поведению близких людей, с удовольствием участвует в творческих самодеятельных представлениях. Это прирожденный актер. Нужно развивать театральные способности.
Обычно детей не оторвать от рисования. Но если ваш малыш проводит с карандашами или красками практически все свободное время, любит лепить, а на все праздники вы получаете подарок, созданный его руками, сфера его творческих способностей кроется в изобразительном искусстве.
С дошкольного возраста ребенок проявляет ловкость и сноровку, отлично бегает, легко переносит самые серьезные нагрузки, его нужно отнести к будущим блестящим спортсменам.
Если в вашем доме много конструкторов, а ребенок проявляется большой интерес к сложным механизмам, скорее всего, у него технические способности.
Много друзей, легкость в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми, умение налаживать контакт даже с незнакомыми людьми говорят о коммуникативных способностях. Если ваш ребенок чувствует себя как рыба в воде среди абсолютно посторонних детей и легко вовлекает их в игру, налицо социальные способности.
Дети могут проявлять склонность сразу к нескольким сферам деятельности. Или наклонности могут быть выражены не совсем ярко. Если вы достаточно долго наблюдали за ребенком, но не уверены до конца, какие способности нужно развивать, простой тест помогут определиться с верным ответом.
Внимательно прочитайте следующие утверждения, подтвердите или опровергните их:
- Отличная память на стихи и рассказы.
- Ребенок чувствует ваше настроение.
- Чадо задает познавательные вопросы, например, кто придумал время.
- Отличная ориентация на местности (даже в незнакомом районе).
- Походке малыша позавидовала бы балерина.
- Любимое дело – слушать музыку.
- Круг интересов – окружающий мир: гроза, молнии, дождь, снег и т.п.
- Идеальная слуховая память: если переставить местами слова в любимой книге, он обязательно поправит вас.
- Быстро освоил завязывание шнурков или езду на велосипеде.
- Вы регулярно становитесь зрителем домашнего театра с любимым чадом в главной роли или участником творческих вечеров.
- Во время путешествия внимание ребенка сосредоточено на особенностях местности.
- Отлично различает звук музыкальных инструментов.
- Схематически изобразить местность ребенку намного легче, чем объяснить словами.
- Сопровождает активной мимикой большую часть слов и движений.
- Все игрушки лежат на месте от самой маленькой до самой большой или разобраны по шкафам соответственно цвету или размеру.
- Объясняет свои поступки чувствами, которые испытывал в тот момент.
- Каждый день вы слушаете удивительные истории, которые «произошли» с вашим малышом.
- Каждый услышанный звук удостаивается комментария.
- Во всех незнакомых людях ищет сходство со знакомыми ему детьми или взрослыми.
- Удивляет вас четкой оценкой своих сил и возможностей (например, я не смогу нести эту сумку, она слишком тяжелая).
Ключ к пониманию
- Если вы подтвердили высказывания 1, 8, 17, у ребенка проявляются лингвистические способности.
- Если вы подтвердили высказывания 6, 12, 18, налицо музыкальные способности ребенка.
- Если вы подтвердили высказывания 3, 7, 15, у вашего малыша математические способности.
- Если вы подтвердили высказывания 5, 9, 14, у вашего малыша сенсорные способности.
- Если вы подтвердили высказывания 10, 16, 20, у вашего малыша склонность к самопознанию.
- Если вы подтвердили высказывания 2, 10, 19, основа для развития – психологические способности.
- Если вы подтвердили высказывания 4, 11, 13, ярко выражены топографические (пространственные) способности.
Теперь вы во всеоружии, так как точно знаете, какие именно способности ребенка нужно развивать, чтобы в будущем он достиг неимоверных высот. Успех чада в ваших руках. Главное – не поддаваться искушению и не прививать ребенку ненужных ему качеств. Развивая именно природные склонности, вы добьетесь максимального успеха в его развитии.