Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей. Оригами как эффективный метод развития образного мышления. Образное мышление у взрослых
Правильное развитие образного мышления очень важно в раннем детском возрасте. Именно от его уровня будет в дальнейшем зависеть словесно-логическое мышление, успеваемость в школе, способность к анализу. Как развить образное мышление у ребенка 5-7 лет. Советы родителям. Как помочь ребенку правильно развиваться?
Специфика мышления в возрасте 5-7 лет
В возрасте от у детей активно начинают развиваться различные виды мыслительной деятельности, которые подготавливают малыша к освоению программы в начальной школе. Как развить образное мышление у ребенка 5-7 лет. Советы родителям и помогут направить ребенка в нужное русло.
Особенности детей дошкольного возраста заключаются в том, что они способны мыслить образно, а не абстрактно. Для тренировки мышления у ребенка от пяти лет, необходимо все визуализировать. В процессе наглядного представления ребенок научится сопоставлять и анализировать. В последствие, это приведет к активному развитию словесно-логического мышления.
Способы развития образного мышления
Развивать детей лучше всего в игре. Именно игровая форма лучше всего усваивается малышами. Целью игровых заданий для развития образного мышления является научить ребенка систематизировать, анализировать, обобщать предметы.
Способы развития:
- В возрасте от пяти лет ребенок способен представлять предмет, не держа его в руках. Это свидетельствует о том, что у него начинает развиваться наглядно-образное мышление. Для его более активного развития можно использовать счетные палочки, спички. Можно предложить малышу сложить из палочек одинаковые фигуры, например, два треугольника. Взрослые могут самостоятельно выложить фигуру, и попросит ребенка удалить одну палочку, чтобы получилась совсем иная;
- Детям дошкольного возраста можно предлагать собирать конструкторы, мозаики по схемам. Схемы можно нарисовать самим, либо они идут в комплексе с наборами. Для детей 7 лет можно предложить изучить инструкцию, проанализировать с ним главные детали, а затем предложить собрать конструкцию по ;
- Эффективно развивает наглядно-образное мышление игра «продолжи рисунок». Смысл игры заключается в следующем: Ребенку предлагается рисунок, например, стол с тарелкой, и предлагается дорисовать детали, которые он посчитает нужным;
- Следующее задание, которое можно предложить ребенку – составление рассказа по картинкам. Малыш учится анализировать, выстраивать логические цепочки, выражать свои мысли. Часто такие задания дают детям при поступлении в начальные классы. По рассказам, составленным ребенком, психолог проверят уровень его развития;
- В виде интересной игры можно представить задание «найди лишнее». Ребенку нужно выбрать тот предмет, который не имеет ничего общего с остальными, изображенными на рисунке. После того, как малыш сделает свой выбор, попросите его объяснить, почему нужно исключить именно этот предмет;
- Логические паровозики из овощей и фруктов помогут ребенку составить цепочку из одинаковых предметов. Паровозики могут быть как из продуктов питания, так и из одежды, мебели, животных;
- В этом возрасте дети успешно разгадывают загадки и несложные головоломки. Можно попробовать с малышом продолжить стихотворение, не дочитывать последнее слово, чтобы ребенок, пользуясь рифмой и логикой, смог предложить свой вариант завершения.
В данной статье мы расскажем о том как развивать образное мышление у детей.
На занятиях, которые проводят с детьми дошкольного
возраста – играх, рисовании, конструировании из разных предметов, кубиков -
перед дошкольником всё время всплывают всё новые задачи, которые требуют
представлять ему что-то в уме. Именно поэтому у ребёнка начинает развиваться
образное мышление. Такое мышление становится основой для создания логического,
словесного мышления, в последствии оно понадобится для успешного усвоения
большинства школьных дисциплин.
Мир, который окружает ребенка, преподносит с каждым новым годом все более
сложные задачи, и для решения таких задач, уже мало всего лишь слышать, видеть,
чувствовать, но очень важно уже выделять определённые связи и отношения между
определёнными явлениями.
Проявление любопытства становятся нормальным сопровождением процесса взросления
малыша. Для самостоятельного ответа на многие вопросы ребенку нужно обращаться к
работе мышления. Как раз, при помощи мышления вы получаете разные знания, те
которые не дают нам органы чувств.
Можно отнести мышление к данным ощущениям и восприятий, которые сопоставляют,
различают и раскрывают отношения между происходящими окружающими явлениями.
Окончательный результат мышления, это мысль, которая выражается в слове.
Мышление ребёнка, точно, так как и остальные познавательные процессы, имеет
свои особенности. К примеру, малышу в среднем дошкольном возрасте на прогулке
около речки можно задавать подобные вопросы:
- Витя, а почему плавают по воде листики?
- Потому что листья легкие и маленькие.
Дошкольники данного возраста не могут пока еще выделить существенные связи в
явлениях предметах и делать из этого обобщающие заключения. На всём протяжении
этого возраста мышление ребенка постоянно меняется. Это, конечно же, выражается
в первую очередь и в том, что малыш овладевает всё более новыми и удобными
способами мышления, а также и умственными поступками. Его развитие происходит
этапами, и каждый прошлый уровень просто необходим для последующего этапа.
Мышление развивается, переходя от наглядно - действенного к образному. После
этого на основе уже созданного образного мышления, постепенно начинает
развиваться образно-схематическое мышление, которое представлено промежуточным
этапом между такими мышлениями, как образным и логическим. При помощи
образно-схематического мышления можно установить отношения и связи между
предметами, а так же их свойствами.
Как правило, к поступлению в школу образное мышление ребёнка доходит до достаточно высокого уровня. Но это не означает, что больше можно не переживать о его дальнейшем развитии. Вовсе оно ещё не завершено. Занятия, проводимые с дошкольником, будут полезны и в школе.
Перемешанные буквы |
||
Развитие логического мышления у дошкольников
Многие из нас считают, что творческое мышление - это дар, и с этим нужно родиться. Если у вас нет такого врожденного дара, можно его развить. Вот несколько возможностей:
Избавьтесь от стереотипа: «творческие люди рождаются таковыми». Это первый и главный шаг.
Займитесь чем-нибудь творческим. Самое простое - это фото. Купите фотоаппарат или мобильный телефон с ним и снимайте все, что считаете интересным.
Перед сном не грузите голову насущными проблемами, пофантазируйте: путешествуйте в будущее, придумывайте какие-нибудь истории. Это все равно что писать книги, только в своем воображении (хотя можно и записать, но когда выспитесь:))
Очень хорошо влияет на творчество красота. Рисуйте ее для себя везде. Можно увидеть красоту даже в валяющемся мусоре. Сложно? Прищурьтесь - теперь плохо видны очертания предметов, и вместо мусора можно вообразить цветы, растущие на земле:)
Рисуйте, даже если у вас это плохо получается.
Не готовьте одно и то же, не пользуйтесь рецептами - создавайте свои блюда. Это интересно и, скорее всего, вкусно. Этот процесс может доставить массу удовольствия.
Интересуйтесь всем, ходите в новые места. Разнообразие информации и впечатлений расширяет горизонты вашей креативности.
При просмотре фильмов и прочтении книг - придумывайте на ходу продолжение.
Развивайте в себе творческие способности, и тогда мир станет для вас красивее и интереснее.
Критическое мышление - это такое мышление, которое было создано в византийских университетах христианскими богословами. Доказывать любую мысль, подтверждать, подкреплять любое основание, проверять любой тезис.
Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.
Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.
Бесплатные игры на мышление помогут ребёнку, научится выделять главное, обобщать информацию и делать соответствующие выводы. Постепенно наши игры на логику помогут развить у ребёнка умение здраво рассуждать самостоятельно, что важно для полноценного развития. Не забывайте, что помимо обучающей пользы, играя вы прекрасно проведёте время!
Развитие мышления у детей
Критическое мышление - это непредвзятое изучение предмета или проблемы. Процесс начинается с определения того, что предстоит изучить. Затем следует приступить к свободному выявлению фактов и рассмотрению вариантов и в конце перейти к основанному на фактах осмыслению. Затем сравниваются побуждения, предубеждения и предрассудки как учащегося, так и специалистов, вырабатывается основа для собственного суждения.
Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы. Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.
Логическое мышление необходимо постоянно тренировать, лучше всего - с раннего детства, чтобы избежать стереотипного мышления, которое свойственно основной массе людей. С помощью логического мышления вы сможете отделять существенное от второстепенного, находить взаимосвязи между объектами и явлениями, создавать умозаключения, искать и находить подтверждения и опровержения.
Технология развития критического мышления у детей
Критическое мышление - это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем. Что важно: выявить предубеждения; передать знания друг другу; влияние данных знаний для решения данной проблемы.
В дошкольном возрасте продолжается развитие действенной формы мышления. Она не исчезает, а совершенствуется, переходя на более высокий уровень, который характеризуется следующими особенностями.
Развитие логического мышления - одна из главных задач всестороннего развития детей, которому следует уделять серьёзное внимание. Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, процесс поисков и открытия существенно нового. Развитое мышление даёт возможность ребенку понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе, общественной жизни и межличностных отношениях. Логическое мышление является основополагающим при достижении успеха в жизни. С его помощью человек способен проанализировать любую ситуацию и выбрать наилучший вариант действий в сложившихся условиях.
Способность создавать образы развивается прежде всего в игре и творчестве. Также влияет на неё качество воспроизведенных образов, которые получает ребенок, – мультфильмов, книжных иллюстраций, игр и игрушек.
КОМПЬЮТЕР И ТЕЛЕВИЗОР
Дошкольники обычно используют компьютер для игры или обучения. Отмечу, что гораздо полезнее научить ребенка играть в обычные – сюжетные, настольные, подвижные – игры, поскольку именно в такой деятельности происходит развитие. Во втором случае, когда родители хотят поскорее приобщить ребенка к современным технологиям и новым способам обучения, они ограничивают его возможности получать необходимую информацию с помощью органов чувств. Ребёнок познает в движении, опирается на осязательный и двигательный образ предмета, в том числе – и при зрительном восприятии. Поэтому обучение малышей за компьютером не создает благоприятных условий для развития интеллекта. Для ребенка-дошкольника основой развития является обобщение чувственного опыта.
Телевизор прочно занимает лидирующую позицию в списке предметов, считающихся необходимыми для ребенка (как вариант – заменяется демонстрацией мультиков или фильмов на компьютере). Бытует мнение, что просмотр мультфильмов
развивает фантазию. К сожалению, это дает обратный эффект.
Если принять во внимание, что в одну секунду на экране мелькает 24 кадра, то за десятиминутный мультфильм получится огромное число – более четырнадцати тысяч. А многие современные анимационные серии длятся намного дольше десяти минут.
…за короткий промежуток времени мозг получает невероятное количество рисованных образов, не успевая критически обрабатывать поступающую информацию. Так эти образы приобретают характер прочно усвоенных шаблонов. Даже если родители стремятся «уравновесить» восприятие ребенка, давая ему рассматривать книги или картины, показать десятки тысяч рисованных образов в день невозможно.
В 1997 году в Петербурге был проведен интересный эксперимент. Ученикам начальной школы было предложено сделать два рисунка: на первом их просили изобразить любой сказочный персонаж, на втором – персонаж, ставший героем популярного мультфильма. В первом случае рисунки детей были разнообразны и представляли множество авторских индивидуальных образов, нарисованных в собственной манере и без стеснения. Во втором – все без исключения дети пытались скопировать мультипликационное изображение. Рисунки выглядели как многократно повторенная копия. Часто дети отказывались от рисования, ссылаясь на неумение, и даже расстраивались, плакали и боялись, что «не получится похоже».
Рисованный образ усваивается памятью целиком и не дает возможности творчески осмыслить или переработать информацию. Взрослые, подумав, подтверждают, что мультипликационный образ вытесняет все другие, даже если до или после просмотра мультфильма они видели разные интерпретации. Если провести маленький эксперимент среди знакомых, смотревших в детстве советский мультик о Винни-Пухе, то на просьбу нарисовать медвежонка Винни с большой вероятностью можно получить один результат – копию мультипликационного персонажа.
Способность генерировать собственные идеи при этом ухудшается. Дети, много смотрящие телевизор, обычно не умеют вести сюжетно-ролевую игру, у них недостаточно развита фантазия. При рисовании они просят дать им определенное задание – что именно изображать и как. Придумать картинку им сложно. Для этих детей характерно использование шаблонов, срисовывание чужих изображений, попытки копировать мультипликационную стилистику.
Просмотр телевизора – ненормальный, нефизиологичный для нашего зрения процесс. При обыкновенном рассматривании глаза совершают множество движений, многократно «обводя» объект. Обработка впечатлений тоже происходит иначе: в наблюдении за реальным объектом глаза действуют одновременно с другими органами чувств, и образ получается многогранным. При восприятии образов с экрана ребенок не может установить взаимосвязи между отдельными картинками, что стимулирует отрывочное мышление, приучает к пассивному восприятию, приводит к разобщению различных функций (в просмотре мультфильмов участвуют зрение и слух).
Нужно помнить, что в детском возрасте зрительное восприятие очень зависимо от работы кинестетического и осязательного каналов, а при просмотре телевизора они бездействуют. К тому же лет до семи ребенок активно усваивает сенсорные эталоны, а телевизионные образы часто очень далеки от реализма. Поэтому для полноценного развития психических функций в дошкольном, а особенно в раннем детстве больше времени нужно уделять не телевизору, а творческой деятельности – рисованию, лепке, марионеточным спектаклям, играм с пальчиковыми и рисованными куклами, теневым представлениям. Работа с трехмерными материалами стимулирует кинестетический канал восприятия.
КНИЖНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ
Хотя рассматривание книжных иллюстраций влияет на образное мышление несравнимо меньше телевизионных или компьютерных изображений, важно помнить, что любой рисунок для ребенка – это эстетический эталон. Любимые книги вызывают у ребенка эмоции, с которыми книжные образы легко усваиваются как шаблоны.
Маленьким детям важна не информация, а отношение взрослого, невербальное общение. Поэтому сказки им лучше не читать, а рассказывать или хотя бы рассказывать почаще – чтобы видеть их эмоции и развивать воображение. При рассказывании один и тот же персонаж может принимать в фантазии ребенка любые очертания, а на картинке, сопровождающей текст, он остается без изменений.
Основная задача иллюстрации – помогать ребенку воспринимать текст, а не создавать образы, противоречащие содержанию или упрощающие его. Часто авторская трактовка иллюстратора не соответствует стилю или контексту произведения. Иногда пониманию препятствуют приемы художественной выразительности – сложные ракурсы, деформация предмета, схематизм.
Конечно, для ребенка важно видеть художественное, детально продуманное изображение. С другой стороны, оно мешает творить собственные образы, вызываемые текстом. Поэтому при выборе книг для чтения лучше идти на компромисс: чередовать иллюстрированные произведения и книги без картинок. И помнить – чем младше ребенок, тем реалистичнее должна быть иллюстрация.
Осторожно следует относиться к изображениям в страшных сказках или иллюстрациям напряженных моментов в тексте. Если ребенок слушает сказку или читает текст, он всякий раз заново строит образ неприятного персонажа и «уничтожает» его, побеждая испуг. Он владеет этими образами и может их преобразовывать по своему усмотрению. Если же персонаж изображен в книге, образ становится статичным – он не исчезает и не трансформируется, и страх ребенка остается непобежденным. Запечатленный в сознании жуткий образ может развиваться вплоть до навязчивых иллюзий или фобий. Нередки случаи, когда дети пытаются физически уничтожить страшную картинку – например, вырывают страницу книги или закрашивают изображение. Поэтому любые пугающие моменты лучше не показывать, а проговаривать.
В настоящее время довольно много книг для детей иллюстрируется при помощи примитивной компьютерной графики, без должного мастерства и художественного вкуса. Они наполнены шаблонными, бесхарактерными, халтурно проработанными образами.
Все чаще вместо иллюстраций используется набор отдельных картинок, предлагаемых базой изображений, и эти картинки в пределах одной страницы могут не сочетаться по стилю или цветовой гамме.
При выборе книг для маленького ребенка нужно учитывать, что любое изображение воспринимается им как образец. Подобные «рисунки» разрушают в детях чувство прекрасного…
КАРТИНКИ-КОМИКСЫ
Образы в комиксах обычно схематичны и гротескны. И действие иллюстрируется специфически – показываются отдельные кадры, связь между которыми читателю нужно устанавливать самостоятельно. Для маленького ребенка это нехорошо, поскольку он привыкает получать обрывочную информацию и очень легко усваивает стилизованные изображения. В результате дети часто отказываются от создания своих образов и постоянно воспроизводят засевшие в памяти образцы.
ИГРУШКИ
Дети отождествляют себя с вымышленными персонажами и сказочными героями, но намного сильнее отождествление происходит в игре, поэтому любимая игрушка становится другом и «зеркалом» маленького ребенка. Дети прочно запоминают образ того, с чем играют, и даже проецируют качества игрушки на собственное поведение. При выборе игрушек стоит обращать внимание на несколько важных моментов.
1. Главное достоинство игрушки в том, что она позволяет ребенку манипулировать ею, а не манипулирует им самим. Детальная, подробная, хорошо продуманная взрослыми игрушка часто слишком привязана к определенной игровой ситуации и не оставляет ребенку свободы и возможности управлять игрой. Кукла-парикмахер с расческой в руке предназначена для небольшого числа игровых сценариев. А один и тот же кубик часто служит детям и домиком, и машинкой, и пирожным для куклы. То есть чем меньше определена игрушка сама по себе, тем больше определений она получает в игре. В этом смысле хороши антропософские игрушки – они создают ясные образы человека или животного, но не «застывают» в отдельном сюжете.
2. Желательно, чтобы образ, который символизирует игрушка, был спокойным и позитивным. Игрушки, застывшие в определенной эмоции (даже восторженной), навязывают свой сюжет. Страшные образы необходимы детям в сказках и фантазиях, но в виде игрушечных монстров и оскаливших пасти зверей оказывают скорее разрушительное воздействие. Если ребенок использует чудовищ в фантазиях, обычно он их уничтожает и побеждает свои страхи. Когда страшные игрушечные персонажи участвуют в ежедневных играх, он свыкается с ними, перенимает их «настроение». Довольно часты случаи детских фобий, обусловленных тем, что в детской спальне стояла какая-нибудь большая мягкая игрушка в виде хищного зверя. Дошкольное детство – возраст коллекционирования эталонов восприятия, развития эстетического вкуса, и постоянное эмоциональное общение со страшным не приносит здесь пользу.
Ребёнку лучше самому творить игру и «наделять» страшными качествами и вредным характером любую игрушку, которая потом сможет «избавиться» от злых чар и снова стать доброй зверушкой.
3. Для самых маленьких детей (период младенчества и раннего детства) желательно покупать игрушки из натуральных материалов. Также стоит следить, чтобы образ был цельным и узнаваемым. Игрушки-трансформеры, животные непонятного происхождения, гибридные существа на этом этапе только мешают ребенку приобщиться к реальности, которая для него и так нова и интересна. Чем младше ребенок, тем больше свободы ему необходимо в игре с предметом. Малышам полезно играть с природными материалами – шишками, палочками, песком. Примерно с года до трех лет ребенку важно максимально испробовать возможности материалов, которые попадают ему в руки. И чем шире выбор действий, тем лучше развивается его мышление.
Кроме игрушек, в поле зрения ребенка ежедневно попадает множество бытовых предметов. Иногда взрослые стремятся построить для малыша особый мир, заполняя его комнату кукольными, игрушечными, нереальными образами. Детская мебель, обои, текстиль, посуда пестрят изображениями мультипликационных персонажей. Покупая детские вещи, нужно помнить, что в эстетической изоляции дети не могут познавать окружающий мир и полноценно развиваться. К сожалению, современная индустрия не всегда отвечает требованиям хорошего вкуса, и идущие за ней взрослые мешают естественному развитию зрительного восприятия и формированию нормальных сенсорных эталонов…
Понимая, как работает сознание ребёнка, мы можем начинать развивать его мышление. Наш мозг имеет два полушария. Полушарие левое – аналитическое, отвечающее за обоснованное логическое мышление. Человек с более развитым левым полушарием выделяется последовательностью, алгоритмом действий и абстрактным мышлением. Он ставит задачи, выбирает методы её решения, осмысливает результаты и выводит заключение. Полушарие правое – творческое. Оно отвечает за фантазии и мечты человека, в результате которых мы имеем – музыку, поэзию, живопись. Люди с развитым правым полушарием любят читать и сами сочиняют рассказы, повести и романы. Специалисты считают, что у маленьких детей родители должны стараться развивать и логику, и творчество, но во время занятий присматриваться – как мыслит ребёнок, что ему легче даётся.
КАК РАЗВИТЬ МЫШЛЕНИЕ РЕБЁНКА.
Мышление человека делится на 4 вида. Рассмотрим их:
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ
проявляется у младенца, когда он тянет ручки — всё попробовать, пощупать, стремиться сломать машинку, разорвать мягкую игрушку, оторвать руки куклам. До 3х лет игры ребёнка основаны именно на этом виде мышления. Во взрослой жизни такой ребёнок становится – автомехаником, конструктором, наладчиком, про него говорят – «Мастер на все руки!»
Как заниматься с ребёнком?
— Собирайте вместе с ребёнком сортеры и конструкторы, стройте города и домики из кубиков. Вы увидите, как заинтересованный малыш будет разбирать вашу конструкцию, и строить по-своему, или добавлять новые детали так, как он видит объект своим мышлением. Разбирая вашу постройку, малыш анализирует и отбирает важные и не нужные для него детали. Объединяя их, он строит свой домик, тем самым применяя ещё одну мыслительную операцию – синтез.
— Сшейте куклам, мягким игрушкам разной одежды. Это не прихоть маленьких девочек, именно, раздевая и одевая, свою любимую игрушку, ребёнок, таким образом, будет развивать наглядно-действенное мышление. Сравнивая свою одетую куклу с бывшим её обликом, малыш производит обобщение и делает вывод.
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ.
После 3х лет у ребёнка дошкольного возраста формируется наглядно-образное мышление. То есть, приобретая тактильные навыки, ощупывая предметы и складывая их в фигуры, ребёнок начинает запоминать их образы и детали. Составляя, например, домик из отдельных предметов, ребёнок устанавливает взаимосвязь между ними, выделяет главные черты – стены, крыша и второстепенные черты – окно, дверь. Малыш начинает мыслить, оперируя системой образов и воплощая эти образы в рисовании, лепке, аппликации.
Как заниматься с ребёнком?
Нарисуйте ребёнку знакомые ему предметы, пусть отгадает – что это?
— Сложите из счётных палочек, спичек — фигуры, домик, дерево, покажите ребёнку, перемешайте палочки и попросите малыша самому сложить эту фигуру.
— Покажите сложенную фигуру ребёнку, а потом уберите 1-3 палочки в разных местах. Попросите малыша собрать полностью объект.
— Играя со счётными палочками, вы можете попутно знакомить ребёнка с первыми геометрическими фигурами – квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб. Хорошо, если малыш запомнит, чем отличается квадрат от прямоугольника.
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
К 5 годам у дошкольников начинает развиваться словесно-логическое мышление. Логическое мышление подразумевает — анализ фактов, сравнение, выделение главного, обобщение и вывод. Таким образом, словесно-логическое развитие ребёнка заключается в выражении действий логического мышления словами. Если 3х летнего малыша спросить, показывая на машинку: «Это что за игрушка?», он ответит: «Это машинка, она ездит». Ребёнок 5 лет ответит в, более развёрнутом виде: « Это машинка, у неё большие колёса и кузов, она возит дрова, песок». Такой ответ показывает способность детей к анализу и выделение главной черты предмета – одной из основных мыслительных операций детей дошкольного возраста.
Как заниматься с ребёнком?
— Специалисты советуют первое время, занимаясь с малышом, проговаривать вслух свой анализ, обобщение и вывод. Например, выложите одежду и поставьте рядом туфли, объясняете: «Здесь лежат вещи, что у них общего? Куртка — одежда, платье — одежда, кофта — одежа, а туфли — не одежда, это обувь. Они здесь лишние, их надо убрать».
— Составьте таблицу и разложите предметы по их предназначению, цвету, геометрической форме, животные, птицы, рыбки, цветы. Добавьте в строку 1-2 элемента не соответствующие остальным. Ребёнок должен найти и объяснить, чем они отличаются. Или оставьте 1 клеточку свободной, пусть малыш добавит фигуру, которая должна находиться в этой строке и объяснит – почему?
— Поиграйте с ребёнком в противоположные слова — антонимы: большой – … маленький, толстый – …худой, весёлый — … грустный, высокий — … низкий. Пусть ребёнок расскажет, где живут звери: заяц — … нора, птица — … гнездо, медведь — … берлога. Назовёт действия, которые выполняют специалисты: воспитатель — … воспитывает, строитель — … строит, доктор — … лечит.
— Играйте с ребёнком в настольные игры, шашки, шахматы, прямое назначение которых – развитие логического мышления.
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
Развитие творческого мышления не зависит от возраста и сформированных интеллектуальных данных ребёнка. Этот вид мышления характеризуется способностью к творчеству — предлагать новые нестандартные решения старых задач. Фантазии и воображения, которыми обладает каждый малыш — обязательные условия творческого процесса. Именно родители должны содействовать развитию творческого мышления у детей.
Как заниматься с ребенком?
— Каждый раз после прогулки предлагайте ребёнку нарисовать парк, в котором вы гуляли – деревья, цветы, дорожки, лавочки. Или нарисовать необыкновенное, забавное, что его удивило сегодня на улице. Пусть он объяснит, почему это его поразило.
-Читая сказки, рассказы о животных предложите ему сочинить концовку истории героя, подсказывайте, фантазируйте вместе с ним.
— Развивая воображения малыша, вечером устройте Театр теней. Дети любят представления и активно участвуют в них. Включите лампу, натяните белую ткань, с помощью набора картонных фигур разыграйте сказку. Или покажите фигуры на пальцах, которые проецируются в виде летящей птицы, прыгающего зайца, собачки.
— Вырезание новогодних снежинок, оригами, лепка, конструирование, раскраски, поделки осенью из шишек и листьев – виды прикладного искусства, развивающие детское творческое мышление.
Уважаемые Родители Красноярска!
В нашем разделе — « » – « » вы узнаете адреса магазинов, где можно приобрести игрушки для младенцев, наборы и конструкторы, куклы и аксессуары, машины и техника, настольные и электронные игры, музыкальные инструменты.
Помогите нам развивать сайт, расскажите о нём друзьям, нажав кнопочку:)
Мыслительная деятельность человека является многогранной. Ведь каждому из нас приходится сталкиваться с самыми разными задачами, требующими своего, особого подхода. Образное мышление непосредственно связано с восприятием человеком предметов реального мира. Происходит оно в тесном взаимодействии с другими психическими процессами - памятью, вниманием, воображением.
У каждого ли человека имеются способности мыслить образно?
Развитие образного мышления интересует многих, однако есть взрослые, которые не уверены в своих способностях. Необходимо понимать, что в человеческом мышлении некоторые процессы осуществляются визуально. Иногда человек осознает, что он оперирует своими прошлыми восприятиями, их воспоминаниями, как реальными предметами. Чтобы оценить данную особенность, можно ответить на три следующих вопроса:
- Из какого материала были сделаны ваши любимые ботинки, когда вам было 15 лет? Каковы они были на ощупь?
- Сколько окон в деревенском домике у вашей бабушки (вашего дедушки, троюродной тети)?
- Как будет выглядеть латинская буква S, если ее «отзеркалить» в обратную сторону?
Обычно люди, которые отвечают на первый из перечисленных вопросов, представляют себе обувь, которую они носили в подростковом возрасте, мысленным взором «дотрагиваясь» до ее поверхности. Что касается второго вопроса, то обычно человек извлекает из памяти образ этого дома, «обходит» его кругом, считая окна. Что касается буквы S, то обычно в процессе ее мысленного «отзеркаливания» человек мысленно вращает ее и «смотрит» на результат. Эти примеры показывают, что в процессе воспроизведения образов участвуют одни и те же психические процессы.
Образное мышление у деток дошкольного возраста
Наглядно-образное мышление является главным типом мышления у ребенка в дошкольном возрасте. Именно с его помощью малыш совершает большинство операций. К тому моменту, когда ребенок вступает в этот период развития, он умеет выполнять только те задания, которые можно сделать с помощью орудия или ручками. Такие действия направлены на то, чтобы достичь непосредственного результата. В процессе развития ребенка его действия становится все более сложными. Возникают задачи другого типа, в которых результат активности малыша будет не прямым, а иметь косвенный характер. Самый простой пример - это бросание мячика об стенку. Мяч кидается для того, чтобы ребенок его затем снова поймал. Те же задачи, в которых результат действий косвенный, включают в себя игру с конструктором, механическими игрушками и проч.
Развитие наглядно-образного мышления у детей - важная задача. Ведь чтобы решать усложненные задачи, не обойтись без умения управлять образами. Также данный тип мышления учит ребенка реагировать на образы, предъявляемые внешним миром. Поэтому для дошкольника развитие образного мышления является залогом успешного обучения в младших классах. В среднем дошкольном возрасте дети учатся удерживать в воображении образы различных предметов, закреплять шаблоны. К примеру, огурчик ассоциируется с формой овала, квадрат - с формой поверхности стола.
Простые способы развития воображения у дошколят
Самые простые методы развития наглядно-образного мышления у дошколят - это:
- Наблюдение красивых пейзажей.
- Экскурсии на различные выставки произведений искусства.
- Путешествия, в которых родитель расскажет подробно о памятнике природы.
- Пазлы различных уровней сложности.
- Изготовление поделок из цветного картона, аппликаций.
- Рисование с использованием как ведущей, так и неведущей руки.
Оригами
Большой популярностью у родителей и педагогов пользуется изготовление фигурок из бумаги. Для этого требуется всего лишь несколько предметов - картон, бумага, ножницы. Как правило, маленькие дети не очень интересуются сложным процессом сгибания бумаги до тех пор, пока не увидят результат. Поэтому взрослому хорошо для начала продемонстрировать «чудеса» этого вида поделок.
Лепка из пластилина
Это один из самых простых и увлекательных способов развития образного мышления для малышей. Лепка позволяет развить не только фантазию, но и мелкую моторику. Даже если у малыша будут получаться самые простые изделия - «колобки», «морковки», «мячики», самое главное, чтобы занятие у него вызывало интерес. Пластилин должен быть мягким, пластичным. Можно заменить этот материал полимерной глиной или же предложить ребенку лепку из соленого теста.
Образное мышление. Младшая школа
Становясь старше, ребенок постепенно перестает в своем мышлении опираться на наглядные образы. Возможности мышления становятся все более широкими, малыш учится давать все более широкие характеристики объектам. Он учится оперировать разными образами в памяти, преобразовывать их - к примеру, соединять объекты и разделять их в своей фантазии. Развитию логического и образного мышления способствуют различные игры:
- Настольные игры (например, домино, лото). Интерес у малыша могут вызвать и специальные головоломки.
- Чтение различных детских книг, красочных журналов с интересными описаниями, энциклопедий.
- Работа творческого характера: рисование, макраме, создание аппликаций. Развитию образного мышления у школьников помогает и лепка.
- Просмотр мультфильмов и фильмов об окружающем мире.
- Семейные праздники, путешествия.
- Прогулки на природе.
Хорошим упражнением для развития наглядно-образного мышления дошкольников является игра «На что это похоже?». Она позволяет ребенку научиться оригинально и творчески подходить к решению задач. Задание заключается в том, что на каждую картинку (кружочек, квадрат, треугольник, спираль, или абстрактный рисунок) нужно придумать как можно больше ассоциаций. Это упражнение хорошо проводить в группе деток. Данная игра хорошо способствует развитию образного мышления у младших школьников.
Зачем необходимо образное мышление взрослому
Развитое образное мышление необходимо во многих профессиях - например, без него не обойтись дизайнерам. Фраза «нарисуйте мне что-нибудь яркое и запоминающееся» не должна ставить работника в тупик; напротив, эти слова должны быть катализатором мыслительной деятельности. Работа над образным мышлением помогает развивать и аналитические способности. Упражнения для развития таких навыков будут полезны не только работникам творческих профессий, но и всем тем, кто хотел бы расширить свой кругозор.
Образное мышление: как развить взрослому
Прежде чем приступать к выполнению упражнений, взрослому необходимо поверить в себя, выбросить мысль о том, что он не обладает хорошо развитым чувством юмора, творческой жилкой, воображением. Все эти способности есть у каждого - просто, скорее всего, они оказались на «задворках» сознания.
Прямое доказательство того, что каждый человек обладает воображением - это способность вызывать в памяти наглядные образы. Каждый помнит, как выглядит его родитель, подруга или друг. Человек также способен описать особенности ближайшей к нему станции метро или же любимого места в городе. Не нужно подолгу заниматься упражнениями на развитие образного мышления, чтобы восстановить в памяти мелкие детали любимых мест, вспомнить, как выглядят дома и улицы родного города. Так, можно совершить воображаемое «путешествие» во времени и снова оказаться в плену ярких воспоминаний. Поэтому стоит только немного потрудиться, чтобы расширить пространство своей фантазии.
Бином фантазии
Хорошим способом развития образного мышления является упражнение под названием «Бином фантазии». Его автор - знаменитый сказочник Джанни Родари. Нужно сказать, что методика подойдет как взрослому, так и ребенку. Писатель поясняет: обычные ассоциации не развивают воображения. Например, словосочетание «конь - пес» не дает простора для фантазии, являясь всего лишь упоминанием животных из одного семантического ряда.
Способ Джанни Родари способствует развитию художественно-образного мышления. «Бином фантазии» в идеальном варианте должен определяться посредством случая. Например, можно открыть наугад книгу (или разные книги) на разных страницах. Можно скомбинировать два отрывка фраз из рекламы.
Эксперимент сказочника
Джанни Родари вспоминает о том, как на уроке экспериментировал с детьми со случайно выбранным словом «шкаф». Отдельно взятое, оно вряд ли смогло бы вызвать какие-либо эмоции - никто не станет ни смеяться, ни плакать, думая о шкафе. Однако если связать понятие «шкаф» с понятием «пес», то все становится совершенно иначе. Самый простой способ связать воедино эти два образа - использовать предлоги. Например, «пес в шкафу», «пес на шкафу». Тогда воображение подскажет различные образы - это может быть собака, бегущая с собственной будкой на спине по улице. Или же собака, у которой есть персональный шкаф с разными нарядами.
Другие методы
Еще несколько способов развития образного мышления:
- Работа с друдлами - каракулями со множеством значений, которые необходимо описать. Такие картинки по своему виду напоминают каракули, которые человек рисует во время разговора по телефону или же слушая скучную лекцию. Однако у друдла есть одна особенность - его создатели изначально закладывают в него смысл. На картинке ниже можно увидеть друдлы, которые способствуют развитию образного мышления.
- Еще один способ - пробовать воспроизводить в воображении только что увиденные предметы. Хорошо помогает игра под названием «Спички». Для ее проведения нужно бросить на стол пять спичек, посмотреть на них, отвернуться, и на другом конце стола изобразить их расположение другими пятью спичками. Поначалу может не получиться, однако практика со временем принесет результат. С каждым разом необходимо стараться тратить меньше времени на воспроизведение. Когда начнет получаться, количество спичек можно увеличить.
- Также можно придумывать новые функции уже привычным предметам. К примеру, в привычных кружевных или капроновых колготках можно сушить лук, использовать в качестве оформительного элемента для декора цветочных горшков, изготавливать из них куклы.
- Еще один хороший способ - это подбор эпитетов и антиэпитетов к слову. Для выполнения этого упражнения нужно выписать по центру листа бумаги любое слово, с правой стороны - те определения, что ему подходят. С левой - разместить слова, которые никак нельзя употребить с этим предметом или явлением. В качестве примера можно рассмотреть слово «человек». Человек может быть свободным, умным, богатым, худым, продвинутым и т. д. Определения, которые не подойдут к этому слову - старинный, тугоплавкий, жидкий, заостренный.
- Можно попробовать воспроизвести последнюю встречу с друзьями или коллегами. В процессе воспоминания необходимо постараться вспомнить: сколько человек было в компании? Что на них было надето? Какие блюда были на столе? О чем шел разговор, какие темы обсуждались? Какие переживания сопровождали эту встречу?
Данные упражнения можно преобразовывать на свое усмотрение. Главное в них то, что эти методы задействуют образное мышление. Чем чаще выполнять упражнения, тем больше это свойство психики будет развиваться.