Коррекционное занятие для детей с нарушением зрения. Конспект коррекционного занятия по зрительному восприятию для детей с нарушением зрения: « Как Бусинка искала друзей»
Общеобразовательные задачи:
- Продолжать формировать знания детей о временах года (о зиме), о диких животных в зимний период.
- Развивать связную речь детей.
- Учить выполнять движения в соответствии с текстом.
- Учить четко, следовать словесным указаниям.
Коррекционные задачи:
- Продолжать учить детей ориентироваться в микро- и макропространстве по звуковому сигналу.
- Развивать зрительно – моторную координацию детей.
- Развивать прослеживающую и глазодвигательную функции глаз.
- Продолжать учить детей устанавливать логические связи и закономерности.
- Развивать зрительное и слуховое внимание и память.
- Развивать восприятие цветовой насыщенности.
- Продолжать учить детей узнавать животных в контурном изображении.
Материалы и оборудование:
Письмо от Зимушки – зимы
Карта – путь в музыкальный зал
Картинки с отгадками.
«зашумленные картинки»
Символы животных
Квадраты со снежинками (комбинаторика).
Снежинки с лентами синих оттенков.
Ход занятия:
Воспитатель в группе: Ребята, какое время года сейчас наступило? Назовите признаки зимы. Ребята, смотрите, здесь лежит какое – то письмо, давайте его прочитаем.
Зимушка – зима (тифлопедагог): Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас у меня в гостях. Давайте с вами познакомимся, меня зовут Зимушка – зима, а вас как зовут? Очень приятно. Ребята, я знаю, что зима может быть суровой, а еще какой? Снег бывает белый, а еще какой? Молодцы! Ребята, я вас приглашаю в свои владения, посмотрите, вам здесь нравится? Давайте с вами присядем. Ребята, а вы можете назвать, какие развлечения бывают зимой. Я сейчас вас проверю. Я загадаю вам загадки, а вы внимательно слушайте.
1. обгонять друг друга рады,
ты смотри дружок не падай,
хороши они, легки,
быстроходные ….(коньки)
2. все лето стояли,
зимы ожидали.
Дождались поры,
Помчались с горы. (санки)
3. на снегу две полосы,
удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи – то…(лыжи)
Зимушка – зима: Молодцы, все мои загадки отгадали. Ребята, а давайте с вами покатаемся на лыжах. Встаньте поудобнее.
(Пальчиковая гимнастика – 2 раза).
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы.
Мы любим забавы
холодной поры.
Зимушка – зима: Давайте еще раз прокатимся. Ребята, мне братец мороз прислал фотографии, но в пути они склеились, и что с ними делать я не знаю, помогите мне.
Давайте с вами, попробуем найти лыжи и обвести их. («Зашумленные картинки). Молодцы, какие красивые у всех получились лыжи.
Ребята, меня очень долго не пускала в свои владения Осень, и поэтому животные, которые впадают в спячку, не легли спать. Вы мне поможете устроить их на зимовку?
Для этого нам с вами нужно попасть в лес. А чтобы туда попасть, слушайте волшебный сигнал (звучание). Как его услышите, закрывайте глазки. Звучит сигнал.
Вот мы с вами и попали в лес. А чтобы вернуться домой прозвучит другой звуковой сигнал, послушайте и запомните его.
Я предлагаю вам со мной погулять по зимнему лесу. Встаньте поудобнее, чтобы не мешать друг другу. (речь с движением)
ПРОГУЛКА В ЗИМНЕМ ЛЕСУ
Мы пришли в зимний лес Сколько здесь вокруг чудес! Справа березка в шубке стоит, Слева елка на нас глядит. Снежинки в небе кружатся, На землю тихо ложатся. Вот и зайка прискакал, От лисы он убежал. Серый волк по лесу рыщет, Он себе добычу ищет! Все мы спрячемся сейчас, Не найдет тогда он нас! Лишь медведь в берлоге спит, Так всю зиму и проспит. Пролетают снегири, Словно капельки зари, В лесу красота и покой, А нам не хочется домой! |
Ходьба на месте Разводят руки в стороны Прослеживают взглядом за рукой вправо Прослеживают взглядом за рукой влево Движение «Фонарики» сверху вниз, прослеживают взглядом за руками. Прыжки, руки показывают ушки зайца Руки двигаются попеременно вперед, пальцы полусогнуты. Руку на лоб, глядим в разные стороны. Руки домиком над головой Присесть Руки под щеку, Глаза закрыты Имитация полета птиц в разные стороны Руки в стороны, сверху вниз покачивая плавно опускаем вниз, машем рукой. |
Зимушка – зима: Вот и дошли мы до животных. Ребята, кого вы здесь видите? Какого они цвета, размера? А кто из животных впадает в спячку, где он зимует? А чтобы животным спалось лучше, надо их жилище накрыть снегом. Вы мне поможете устроить снегопад? Возьмите в каждую руку по снежинке, встаньте друг за другом. Под музыку мы с вами будем двигаться. Как только я скажу: Раз, два, три смотри! Вы будете искать по цвету своего соседа.
П/И « Живое домино». 2 раза.
Хороший снегопад у вас получился. Ребята, пока мы с вами устраивали снегопад, некоторые из снежинок потерялись. Вы мне поможете их найти?
Комбинаторика
Зимушка – зима: Внимательно посмотрите на листы, в каждом ряду и столбике снежинки, чем они похожи, чем отличаются? (похожи размером, цветом, формой, отличаются фигурой внутри снежинки и цветом фигуры).
Найдите среди этих снежинок нужные вам и поставьте их на пустое место. Куда ты поставил снежинку?
Зимушка – зима: Ребята, мне очень понравилось с вами гулять по лесу. Вы мне очень помогли. А что вы помогли мне сделать? За вашу помощь, я хочу подарить вам подарок. А найти его нам поможет волшебный колокольчик. Если он будет звенеть тихо, то там ничего нет, если будет звенеть громко, там и нужно искать. А вы ребята мне помогите. Вы будете по очереди выбирать направление движения и говорить, сколько шагов вы будете идти. А колокольчиком будем проверять. Вставайте друг за другом, в какую сторону мы пойдем все вместе (ребенок называет направление и сколько шагов надо пройти, остальные выполняют указание и слушают колокольчик).
Это книга обо мне и других временах года. Вы будете читать её и вспоминать обо мне. А теперь пора возвращаться в детский сад. Что нужно сделать,что бы вернуться обратно? Как услышите сигнал, закрывайте глаза. Вот мы и вернулись в детский сад. Давайте с вами прощаться.
Конспект подгруппового занятия для детей с нарушением зрения старшей группы, по теме: «Развитие зрительного восприятия. Игрушки».
Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения.
Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»
(Старшая группа.)
Цель: развитие зрительного восприятия.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.
Коррекционно-развивающие:
1) Формировать целенаправленность, осмысленность зрительного рассматривания картинок с изображением игрушек;
2) Активизировать зрительные функции с помощью зрительной гимнастики;
3) Развивать зрительное внимание;
4) Совершенствовать умение различать наложенные изображения.
5) Развивать мелкую моторику;
6) Развивать зрительно-моторную координацию.
Коррекционно – воспитательные:
1)
Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности.
Оборудование: предметные картинки формата А5 «Игрушки» (матрёшка, кукла, плюшевый медведь, машинка, мяч, пирамидка); наложенные изображения (5 объектов); сетка; прищепки; иллюстрация Буратино; маркеры; мультифоры; картинки к игре « Игра в бинокль» (на каждого ребенка); карточки с оттенками цветов (в конвертах на каждого ребенка); схема выкладывания игрушки из геометрических фигур (на каждого ребенка); ориентир для зрительной гимнастики.
Ход занятия:
1) Организационный момент:
Дети встают в круг.
Учитель-дефектолог: - Здравствуйте ребята! Меня зовут Юлия Сергеевна. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
Учитель-дефектолог: Проходите за столы, садитесь. Не забывайте, что нужно сидеть правильно, спину держать ровно.
Посмотрите ребята, к нам в гости пришел Буратино, и пришел он не с пустыми руками. Посмотрите, что нам принес Буратино! Это конверт, с интересными заданиями про игрушки. Только сам он их выполнить не смог. Давайте мы поможем Буратино!
Дети:- Давайте.
2) Основная часть:
Задание 1: Дидактическая игра «Загадки»
Учитель-дефектолог: Буратино очень любит отгадывать загадки. Только не всегда отгадывает их правильно. Он будет очень рад, если вы поможете ему правильно их угадать. Послушайте внимательно загадку. Узнайте, о каких игрушках говорит Буратино.
Педагог читает загадку.
Учитель-дефектолог: Арина, о какой игрушке говорит Буратино в загадке?
Арина: - Матрёшка
Учитель-дефектолог: Правильно! Арина, пройди за сетку, найди матрёшку.
Прикрепи её на сетку, чтобы всем ребятам было видно.
Загадки:
1) Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я,
Подскажите-ка друзья? (Кукла)
2) Кто не ест душистый мёд
И в берлоге не живет?
Не умеет он реветь.
Это- плюшевый…. (медведь)
3)
Есть кабинка, кузовок,
Откидной на нём борток,
Есть колёсики и шинки
У игрушечной
...
(Машинки)
4)
Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
(
Мяч)
5)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
6)
Любит наряжаться свечка
А всего одна игрушка. В разноцветные колечки.
(Матрешка)
Надевай скорее, ну же:
Снизу- шире, сверху - уже.
(Пирамидка)
Учитель-дефектолог: - Ребята, а что это такое? Как можно назвать одним словом?
Дети: -игрушки
Учитель-дефектолог: Молодцы ребята! Вы хорошо справились с загадками Буратино.
Задание 2: «Дидактическая игра «Найди игрушку» (наложенное изображение)
- Учитель-дефектолог: Ребята, наши игрушки любят играть в прятки. Буратино часто не может их найти! Мы ему сейчас поможем. Возьмите на краю стола картинку положите перед собой посмотрите внимательно, найдите и обведите ту игрушку, которая вам больше всего понравилась.
Учитель-дефектолог: -Саша, ты нашел свою игрушку?
Саша: -Да
Учитель-дефектолог: -Какая у тебя игрушка?
Саша: пирамидка.
Учитель-дефектолог: -Возьми маркер, обведи пирамидку по контуру.
Учитель-дефектолог:- Настя, какую игрушку ты будешь искать?
Настя:- матрёшку.
Учитель-дефектолог: Возьми маркер, обведи матрёшку по контуру.
Учитель-дефектолог: Вот видишь Буратино, какие ребята молодцы, нашли все игрушки.
Задание 3: Зрительная гимнастика « Игрушки»
Учитель-дефектолог: Теперь, ребята, наши с вами глаза немного отдохнут.
Дети выполняют зрительную гимнастику.
Зрительная гимнастика:
Посмотрите, в магазине Движения глазами влево - вправо,
Все игрушки на витрине: вверх- вниз за ориентиром
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата.
Все на полочках сидят,
Поиграть они хотят. Сомкнуть веки,поморгать ( Проводится два раза )
Задание 4: Дидактическая игра « От темного, к светлому»
Учитель-дефектолог: -Ребята, игрушек бывает очень много и все они разного цвета. Буратино принес для вас мячики разных цветов (оттенков), чтобы вы с ними поиграли. Возьмите на краю стола карточки с мячиками, разложите их от самого темного к самому светлому. Справа – налево.
Учитель-дефектолог: Смотрите, наш гость немного устал. Давайте мы пройдем на ковер и тоже немного отдохнем.
Физминутка: «БУРАТИНО»
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашёл,
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Потянуться руками вверх, 2 раза нагнуться, развести руки в стороны, встать на носочки) Проводится 2 раза.
Учитель-дефектолог: А для того, чтобы помочь Буратино со следующим заданием, нужно подготовить наши пальчики.
Задание 5: Пальчиковая гимнастика: «Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят : кулачками.)
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно все пальчики .)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат
Проводится два раза
Задание 6: Дидактическая игра «Выложи из геометрических фигур игрушку»
Учитель-дефектолог: - Ребята, посмотрите, Буратино ещё очень любит рисовать. Он пробовал нарисовать портрет своего друга Мишки. Посмотрите что у него получилось (на доску вывешиваю схему из геометрических фигур).
Учитель-дефектолог: Посмотрите внимательно, у вас на столах есть точно такие же портреты Мишки, пододвиньте их к себе поближе рассмотрите их. Скажите, из каких геометрических фигур состоит Мишка?
Дети: Квадрат, круг, овал, треугольник.
Учитель-дефектолог:- Ребята, посмотрите, туловище у Мишки из какой фигуры состоит?
Дети: - из квадрата.
Учитель-дефектолог: - Из какой фигуры состоит голова у Мишки?
Дети: - из овала.
Учитель-дефектолог: -Ребята, а какие части (детали) у Мишки мы с вами забыли отметить?
Дети: - уши, глаза, мордочка, лапы.
Учитель-дефектолог: -Правильно! Из какой геометрической фигуры они состоят?
Дети: - из круга.
Учитель-дефектолог: Посмотрите внимательно, по размеру все ли эти детали одинаковые?
Дети:- Нет. Глаза состоят из маленьких кругов, уши и лапы из средних кругов, мордочка из большого круга.
Учитель-дефектолог: Молодцы! Ребята, у вас на тарелочке лежат геометрические фигуры, возьмите их. Выложите из геометрических фигур точно такого же Мишку.
Итог занятия:
Учитель-дефектолог: Ну, вот мы и выполнили все задания Буратино.
Только прежде чем он уйдет, давайте вспомним, как мы ему помогали?
Дети: Мы отгадывали загадки, находили игрушки, обводили игрушки по точкам
Учитель-дефектолог: Правильно ребята! Скажите мне, с какими игрушками мы сегодня играли? (Дети перечисляют)
Учитель-дефектолог: -Ребята, а как нужно обращаться с игрушками?
Дети: бережно, аккуратно, не бросать их на пол, не ломать.
Учитель-дефектолог: Ребята, вы все молодцы! Выполнили все задания Буратино, помогли ему. Теперь он знает, как играть с игрушками и как с ними обращаться.
Буратино благодарит вас за работу, и говорит вам До свидания!
Задачи: — расширять и пополнять представления детей о различных насекомых (учить называть части тела насекомых, замечать цвет, величину, объяснять способ передвижения), закреплять обобщающее понятие «Насекомые»;
— формировать умение различать изображения с пересекающимися контурами, соотносить контурные изображения с цветными;
— учить анализировать образец насекомого, составленный из геометрических фигур, составлять целое из частей с опорой на зрительный образец;
— развивать прослеживающую функцию глаз, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, графо-моторные навыки.
Материал: — карточки с пересекающимися контурами насекомых (на каждого ребенка), цветные изображения этих же насекомых для игры «Узнай по контуру»;
— игрушки из набора «Насекомые» для игры «На лесной поляне»;
— опорные картинки для сказки «Ленивая пчелка»;
— наборы геометрических фигур (в соответствии с образцом) для задания «Выложи насекомое»;
— карточки для упражнения «Обведи по точкам»;
— фломастеры.
Предварительная работа: составить вместе с детьми схему леса на магнитной доске.
Ход занятия:
- Организационный момент. Игра «Узнай по контуру».
У детей картинки с пересекающимися контурами насекомых, справа на картинке три пустых квадрата.
Педагог: — Ребята, посмотрите внимательно на свои картинки и назовите, кого хотел нарисовать художник? (ответы детей) Положите в пустые клеточки цветные изображения. Назовите одним словом, кто это? (дети: — Это насекомые)
- Беседа. Вместе с детьми рассмотреть насекомых. Обратить внимание на цвет, величину. Назвать части тела насекомых.
- Упражнение «На лесной поляне».
Педагог: — Ребята, в прошлый раз мы с вами выложили на магнитной доске очень красивый лес. Вот только насекомых в нашем лесу пока нет. Вы хотите, чтобы в нашем лесу жили насекомые?
Дети рассаживают насекомых и объясняют их местоположение). Пример:
— Жук прилетел на дерево.
— Муравей приполз к муравейнику.
— Пчела прилетела на цветочную поляну.
Педагог: — Ребята, мне кажется, я знаю эту пчелку. Да это же Ленивица!
Садитесь на свои места. Я расскажу вам сказку.
- Сказка «Ленивая пчелка».
Жила-была в улье пчелиная семья. Все пчелы в ней работали. Они собирали цветочный нектар и делали из него вкусный мед на зиму. И только одна пчелка ничего не делала. Ее так и звали – Ленивица. Целыми днями она летала над цветочками и пила сладкий сок.
Но вот наступила зима, и Ленивица осталась без меда. Стала она просить мед у подруг, но они с ней не делились. Только одна пчела пожалела Ленивицу и дала ей меда. Стало Ленивице грустно и стыдно. Она пообещала, что следующим летом будет трудиться наравне со всеми.
(Рассказ педагога сопровождается показом опорных картинок). Обсуждение сказки.
- Зрительная гимнастика «Полосатая пчела».
Полосатая пчела Дети прослеживают глазами за полетом пчелы
Торопилась, как могла. (траектория восьмерки).
Раз, два, три, четыре, пять Моргают глазами.
Будем мы с пчелой играть.
Она летает высоко, Движения по тексту.
Она летает низко.
Улетает далеко,
Прилетает близко.
Пчела по кругу полетела, Круговые движения глазами.
Словно яркий огонек.
Опустилась на поляну, Движения глазами вправо — влево.
Собирать цветочный сок.
- Задание «Выложи насекомое».
Педагог: — Ребята, у Ленивицы совсем нет друзей. А ей так хочется познакомиться с другими насекомыми. Давайте ей поможем.
(Рассматривание и анализ образца насекомого, составленного из геометрических фигур: стрекоза, божья коровка ). После обсуждения дети составляют насекомое с опорой на зрительный образец.
- Упражнение «Обведи по точкам».
Педагог: — Ребята, Ленивице пора возвращаться в свой улей. Давайте ей в подарок нарисуем рисунки (дети обводят насекомых по точкам).
Возрастная группа: Средняя группа. Дети 4-5 лет.
Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): Транспорт
Тема НОД: Игры с Гео.
Цель: Развитие прослеживающей функции глаз. Систематизация и закрепление знаний о геометрических фигурах.
Задачи:
- коррекционно-развивающие: развивать цветовосприятие, умение узнавать и называть цвет и форму;
- развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию; развивать зрительное внимание.
Коррекционно-образовательные: упражнять детей в определении геометрических фигур на основе словесного и зрительного восприятия; продолжать развивать умение объединять различные элементы геометрических фигур с целью создания новой фигуры, закреплять умение составлять изображение предметов из геометрических фигур; упражнять детей в квалификации предметов и фигур по форме; закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.Формы организации: подгрупповая
Формы реализации детских видов деятельности: решение проблемных ситуаций; дидактические игры и игровые упражнения; отгадывание загадок.Оборудование: фигурка сказочного героя Гео, коврограф, блоки Дьенеша, картинка-схема для выкладывания объекта, игровизор с маркером, лист с контурным изображением геометрических фигур, цветные верёвочки, предметные картинки, карточки и дорожки геометрических фигур, д/и «Собери фигуру».
Предварительная работа: игры с геометрическим лото, работа со счетными полочками (выкладывание геометрических фигур); работа с картинками-схемами, игровое упражнение с игровизором.
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Вводная часть: Приветствие, создание эмоционального настроя на работу Добрый день ребята. Вам нравиться играть с нашим другом Гео. Сегодня у нас намечается очень интересная игра. Наш друг Гео приготовил для нас интересные задания с геометрическими фигурами. Ему интересно, знаем мы их. И если мы все выполним, у него для нас сюрприз. Готовы поиграть с Гео?Воспитанники стоят в кругу. Выбирают приветствие. Приветствуют друг друга.
Дети отвечают
Основная часть
Первое задание: Д/игра «Геопаравоз» Раздаю картинки-схемы и блоки Дьенеша.
Молодцы! Вы замечательно выполнили это задание. Итак, какой предмет мы составили? Уточняю, какие геометрические фигуры дети использовали.
Гео, мы готовы выполнить твое следующее задание.
Второе задание: Д/игра «Предмет и форма». Гео, посмотри, всё ли ребята выполнили правильно.
Зрительная гимнастика Смотрим вправо - никого, Смотрим влево - никого.
Дети выкладывают на картинке-схеме объект из геометрических фигур.
Отвечают на вопросы
На коврографе дети соединяют цветными верёвочками форму и предмет.
За столом.
Работа на коврографе. (по одному) Гео хвалит детей за выполнение задания.
Раз-два, раз-два - закружилась голова. Глазки закрывали, глазки отдыхали. Как откроем мы глаза, Вверх посмотрим - да-да-да! Вниз ты глазки опусти, Вверх опять их подними. Пальцами погладь глаза - Отдыхать пора глазам!
А теперь ребята, садитесь за стол. Будем отгадывать загадки, а отгадку надо обвести на игровизоре.
Третье задание: Д/игра «Обведи фигуру, отгадав загадку.» Три угла, Три стороны Все углы во мне ровны. Треугольник
Нет углов у меня И похож на блюдце я, На медаль, на блинок, На осиновый листок. Людям я старинный друг. Называют меня … круг.
Не овал я и не круг, Треугольнику не друг. Прямоугольнику я брат, А зовут меня... квадрат.
Эти фигуры по городу мчат, В садики, школы развозят ребят. Едут автобус, троллейбус, трамвай. Ты на дороге смотри, не зевай! На эту фигуру похожи дома. прямоугольник Четвёртое задание: Д/игра «Чудесный мешочек».
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Дети отгадывают загадки и обводят по контуру отгаданную геометрическую фигуру.
Каждый ребёнок по очереди опускает руку в мешочек, нащупывает
Выполняется стоя.
Работа с игровизором.
Геометрическую фигуру, определяет и называет её.
Заключительная часть Ребята, вам понравилось играть с Гео? Какое задание вам показалось труднее всего? А с чем вы легко справились? Гео дарит детям д/игру из геометрических фигур «Собери фигуру». Спасибо Гео, в твою игру мы обязательно поиграем в группе. Дети делятся впечатлениями и отвечают на вопросы. Благодарят сказочного героя Гео.
Конспект коррекционного занятия по зрительному восприятию для детей с нарушением зрения: « Как Бусинка искала друзей».
Предлагаю вашему вниманию занятие по зрительному восприятию для детей младшей группы с нарушением зрения. Занятие по развитию восприятия сенсорных эталонов, с использованием игровой мотивации. Конспект занятия будет интересен учителям - дефектологам, воспитателям коррекционных групп с нарушением зрения, педагогам ДОУ.
Цель: развитие зрительного восприятия.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
1.Обобщить знания детей о сенсорных эталонах, учить использовать имеющиеся знания на практике: цвет, форма (круглая), величина.
2. Формировать у детей зрительные и тактильные способы обследования предметов, развивать систему «глаз-рука», зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать фантазию, творческие способности.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать у детей с нарушением зрения социально-адаптивные формы общения и поведения:(хорошо-плохо, добро-зло).
Здоровьесберегающие технологии
: пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз, релаксация.
Материал
: Раковина, жемчужина на ниточке, аудиозаписи различных звуков (шум моря, голоса птиц, песни «Доброта», картинки из серии «Хорошо-плохо»), учебное пособие «Полянка добра и зла»
Ход занятия:
Тифлопедагог: Ребята, вы любите мечтать?
Ответы детей: Да….
Тифлопедагог : Закройте глаза и представьте, что сейчас лето и мы находимся на берегу моря, светит солнышко и слышится плеск морской волны …(аудиозапись).
А теперь откройте и посмотрите вокруг! Дети находят раковину, в которой лежит бусинка на ниточке.
Тифлопедагог : Ой, ребята, что это мы нашли?
Ответы детей : Раковина, а в ней жемчужина.
Тифлопедагог: 30 лет и 3года пролежала она на пустынном морском дне. А когда она очутилась на берегу, то почувствовала, что она так одинока! У нее нет здесь друзей, и она не хочет покидать свою раковину. Ребята, давайте подарим бусинке свои улыбки, покажем ей, что мы рады ее видеть! (тренинг эмоций).
Дети дарят жемчужинке свои улыбки, и она покидает раковину.
Тифлопедагог берет за ниточку бусинку и держит на уровне глаз детей,слышится аудиозапись с голосом Бусинки:
33пустынных года я на дне морском лежала.
Все грустила и грустила, ничего не замечала.
Но увидев лица ваши, взгляд на них свой задержала!
Потому что в них улыбка, словно лучик засияла!
Дети рассматривают бусинку, играют с ней, подставляя свои ладошки, закрывают глаза, бусинка приветствует каждого. Дети наощупь определяют, что она холодная, гладкая, круглая по форме. Открывают глаза и с помощью остаточного зрения называют цвет, блеск и т.д.
Тифлопедагог: Ребята, бусинка рада, что встретилась с вами. Я думаю, что мы сможем ей помочь обрести много новых друзей. Давайте нарисуем их, таких же кругленьких, но разных по цвету. Ведь она об этом так мечтает!
Дети садятся за столы, делают пальчиковую гимнастику «Замок»:
На двери весит замок, кто открыть его бы смог?
Покрутили, потянули и открыли!
Дети с помощь внутренних трафаретов, обводят круг, закрепляя при этом его свойства: он круглый, у него нет углов. Для штриховки предлагаются карандаши разного цвета, дети самостоятельно выбирают тот, который им больше нравится.
Тифлопедагог: Какого друга вы подарите бусинке и как его назовете?
Ответы детей:
синий - воздушный шарик.
красный - Синьор Помидор
желтый - Колобок
оранжевый - Солнышко, апельсин
зеленый-Горошинка
голубой – Снежок.
Повторяют правила «Волшебного Карандашика» - правила правильной штриховки: штриховать в одном направлении, не оставляя белых просветов, не выходить за контур и т.д.
Тифлопедагог: Ребята, совсем недавно у вас были одинаковые кружки, но с помощью «Волшебного карандашика», и умелых ручек, они превратились в разноцветные кружки, по форме очень похожие на нашу бусинку.
Мы старались, мы трудились, глазки наши утомились.
Пальчики гулять пойдут - наши глазки отдохнут!
Вышли пальчики гулять, чтобы глазкам помогать - имитация игры на фортепиано.
«Что делать?»- отдыхать!
Руками глазки прикрываем и тихонечко моргаем! - прикрываем ладошками глаза,моргаем
Руки вверх подняли, опустили вниз – смотрим глазами вверх, вниз, не поднимая и не опуская при этом голову
Тифлопедагог: Ребята, смотрите, какие чудесные получились друзья для нашей Бусинки. И как она рада своим новым друзьям! (Бусинка начинает качаться на ниточке)
Ой, ветерок уносит нашу Бусинку, скорее за ней! Дети берут свои работы и идут за тифлопедагогом и Бусинкой, находящейся у нее в руке.
Тифлопедагог: Ой, ребята, Бусинка не хочет лететь дальше, она остановилась. Давайте подуем на нее, может ветерок ослаб.
Дуем тихо, тихо, а потом, вздохнув - сильней, сильней!
Тифлопедагог: Не летит наша Бусинка, что же случилось с ней?
Бусинка (аудиозапись):
Чудесная полянка взгляд мой привлекла.
Но не та поляна Грусти и Зла,
А другая зеленая поляночка - Добра!
Тифлопедагог: Ребята посмотрите, здесь две полянки: Добра и Зла. Полянка Добра - зеленая, здесь растут цветы, поют птички, находятся сюжетные картинки с добрыми поступками из серии «Хорошо-плохо». На полянке Зла: сухие деревья, сухая трава, нет птиц и цветов, картинки с плохими поступками детей. Наша Бусинка хочет остаться на полянке Добра со своими друзьями. Давайте попрощаемся с ними. Дети прощаются с Бусинкой и ее друзьями.
Бусинка благодарит детей за помощь: Вы помогли мне найти новых друзей и сами стали моими друзьями.
Тифлопедагог: Почему Бусинка выбрала полянку Добра?
Ответы детей …
Тифлопедагог: Посмотрите, на полянке Добра нас ждет угощение. Дети находят корзинку с Чупа-чупсами, звучит песня «Доброта». Видите, ребята, если делать добро, оно всегда вернется добром! Ведь нет ничего дороже дружбы, ценнее доброты! Вы все молодцы, спасибо вам.
Дети уходят в группу, рассказывая друг другу, какого цвета им досталось угощение, какого вкуса и запаха. Но главное, что они сделали доброе дело - это выше всех похвал!