Развитие мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи с помощью массажа и самомассажа пальцев рук. Пальчиковая гимнастика и массаж рук избавят от речевых проблем
Мелкая моторика играет ведущую роль в развитии ребенка. Но не все знают, как кроме игр развить умение пальчиков двигаться, чтобы ребенок, и речью вовремя овладел, и развитием не отставая от сверстников. Для этого оптимально подойдет массаж ручек и пальчиков.
Поскольку кончики пальцев напрямую связаны с мозгом, это объясняет прямое влияние пальчикового массажа на развитие речи и мыслительных процессов у ребенка.
Делать пальчиковый массаж можно с первых суток жизни маленького человека. Логопедическиймассаж не толькоразвивает речь, но и расслабляеторганизм, а также повышает настроение. Используется в комплексе с лечебным и некоторых других патологиях. При соблюдении основных правил массирования такая процедурабудет иметь следующие результаты:
- Удаляет омертвевшие клетки кожи;
- Улучшает состояние кожного покрова;
- Повышает трудоспособность ребенка;
- Понизит ;
- Позитивно воздействует на работу ЖКТ;
- Приводит в норму дыхательные процессы;
- Стимулирует работувнутренних органов;
- Активизирует речевые центры в мозгу.
Прежде, чем приступить к упражнениям пальчиковой гимнастики, необходимо проконсультироваться с врачом невропатологом, а также логопедом. Последний реально оценит необходимость логопедической гимнастикипальцев для конкретного ребенка. Время массирования согласно медицинским исследованиям составляет около 15 минут в день. Упражнения пальчиковой гимнастики сочетаются с играми для развития мелкой моторики.
С какого возраста
Если ребенку меньше 3-х месяцев, то необходимо проконсультироваться с невропатологом. Младенец может иметь или пониженный мышечный тонус. Если таких проблем нет, то достаточно простых поглаживающих и растирающих движений. Можно слегка разминать пальчики и ладони.
После трех месяцев родителииспользуютподсобные предметы, которые при массаже катают на ладошках и ручках малыша. Как оптимальныйвариант, в таком случае пригодится грецкий орех или шишка. Это предмет с выступами, но округлой формы.
После года ребенку назначается полноценный массаж, который включает в себякомплекс движений для развития моторики и речи.
Приемы и техники
Основные принципы проведения массажа для ребенка:
- Сначаларазмять мышцы запястий и кистей;
- Пощипывание осуществляется вместе с кожицей вокруг пальцев;
- Поглаживаниев каждой процедуре массажа. Так разглаживается кожа, и исчезают с нее складки;
- Вибрирующие колебательные движения с разной скоростью;
- Поглаживание по внутренней части ладони;
- Массаж пальцев рук в сочетании поглаживанием.
Это далеко не все приемы, которые включены в полноценную пальчиковую гимнастику. Важно, что в финале последними движениями считаетсяспокойное поглаживание пальчиков и ладоней ребенка.
После того, как малышу исполнится год, можно вовлечь его в процедуру массирования. Основные упражнения, которые можно предложить ребенку:
- Ребенок держится одинаковыми пальцами на обеих руках друг за друга, а мама пытается их рассоединить .
- Одновременный массаж двух пальцев на обеих руках. Малыш будет контролировать силу воздействия, и уравнивать ее.
- Между пальцем средним и указательным нужно вставить палец другой руки и вытаскивать его, немного покручивая.
В таких видах упражнения огромная ценностьв том, что ребенок сам их проводит, а взрослые только немного помогают.
Для грудничка
Для грудничка применяется следующая последовательность действий:еголадонь необходимо положить на свою руку и поглаживать все пальчики сначала вместе, а потом каждый по отдельности. Разминающие движения выполняются круговыми воздействиями, очень мягко. Обязательно нажимать на подушечки пальцев, но при этом не переусердствовать. Следующее воздействие на младенца – разжимать и зажимать кулачок. Главное, чтобы время массажа для маленького крохи не превышало 3-х минут.
Для детей от 1 года
Если ребенку больше года, то техника массажа становится другой. В первую очередь воздействие происходит на всю руку. Ее нужно погладить от локтя и до кончиков пальцев. Потом размять все запястье от ноготков, до самого верха, чтобыположительно воздействовать на суставы. Затем следует пощипать кисти рук по бокам,и размять бугорки под всеми пальцами. Согнуть и разогнуть каждый палец, а потом потрясти всю руку. Важно при этом произносить разные скороговорки и стихи. Так ребенку будет легче и веселее, к тому активируются речевые центры головного мозга.
При ДЦП
Массаж для рук ребенку с ДЦПсостоит из аналогичных методов воздействия, но передприменениемпроцедуры обязательно проконсультироваться с лечащим врачом. Если не хватает знаний, можно обратиться к видеоурокам , на которых вся техника массажа изложена подробно и профессионально.
Игровой массаж
Игровая форма логопедического массажапоможет не только активизировать речевые центры в мозгу ребенка, но и развить воображение, мышление, а также просто поднимет настроение. Все родители знают об играх, которые развивают мелкую моторику. В сочетании с пальчиковой гимнастикой они благотворно повлияют и на мышление, и на речь.
Бумага
Для развития детей можно использовать игры с комками бумаги, отлично подходит независимо от возраста. Ребенок будет комкать листы бумаги, и придавать им шарообразную форму. В итоге, из получившихся шаров получится любая игрушка. Достаточно склеить шары или сделать из них аппликацию.
Мелкие предметы
Оптимальным вариантом игры для развития мелкой моторике являются игры с мелкими предметами. Ребенку смешивают детали красного и синего цвета, их простят разделить по разным стаканчикам. Важно, чтобы детали были небольшого размера. Используется для этого смесь изфасоли и гороха. Предложите отпрыскурольне стандартногохудожника. Пусть нарисует картину из крупы. Закреплять их можно при помощи пластилина.
Рыбалка
Кроме этогопомогают развлекающие игры, в которых массирование можно совместить с развлечением, например, рыбалка. Малыш сидит в ванной и при помощи рук изображает плавающих рыбок. В это время мама их ловит, а затем массирует и отпускает. Все это сопровождаетсяшутками, стихами или скороговорками. В таком случае у ребенка еще и память будет развиваться.
Снегопад
Также специалисты советуютупражнение «Снегопад». В мешочек укладываются бумажные шарики разных размеров, а также разной фактуры. Их должно быть столько, чтобы ребенок, просунув руку, ощущал плотное прикосновение. Таким образом, шарики будут играть роль массажеров . В конце игры малышсделает крупный снегопад, разбросав все шарики вокруг, а потом их с мамой ждет уборка.
Родители знают, что развитие мелкой моторики положительно влияет на нормальную работуосновныхцентров мозга. Поэтому массаж ручек давно назначается детям от 0 лет и до школьного возраста. Медики рекомендуют логопедический массаж пальцев и рук при ДЦП, задержках умственного и , а также для расслабления мышечного тонуса. Важно, перед началом внимательно изучить технику проведения процедуры, посмотретьвидеоуроки и проконсультироваться с врачами.
У вас родился малыш. Все мысли заняты только им – как он растет, развивается. Сначала ребенок учится фиксировать взгляд, улыбаться, говорит первое желанное «АГУ»! Именно с этого первого гуленья и начинается . Но не всегда все идет так гладко, как хотелось бы маме и папе – речь у ребенка может появляться с задержкой или иметь дефекты. Последнее десятилетие стал очень распространенным такой способ устранения речевых дефектов, как логопедический массаж с помощью специалиста или самостоятельно, при наработке опыта.
Важность речевого развития
Заметьте, что заниматься развитием речи нужно не с первых слов, а первого дня рождения малыша. Хотя в последнее время стало модно слушать – спокойную, классическую, мамину колыбельную и, конечно же, папин голос. Речь – один из важных этапов развития ребенка. Сначала малыш издает звуки, после звуков наступает лепет: «ба-ба-ба», «да-да-да», «та-та-та», «ду-ду-ду», «бу-бу-бу». Лепет – это предречевая вокализация, своего рода тренировка мышц артикуляционного аппарата.
Если родители замечают какие-то признаки отставания в речевом развитии малыша, то в таком случае может понадобиться помощь специалиста. Перед посещением логопеда было бы неплохо посетить невропатолога, сделать энцефалограмму и нейросонограмму.
Логопедический массаж для детей в борьбе с задержкой речевого развития
Самым древним методом лечения многих заболеваний считается массаж. С давних времен люди методом нажатия на определенные точки пытались лечить разные недуги. Логопедический массаж – это тоже массирование и нажатие определенных точек языка, щек, губ, мочек ушей и рук.
Существуют различные виды логопедического массажа – это и , и логопедический массаж по Дьяковой, Краузе, Приходько.
Конечно же, наиболее эффективно проводят его квалифицированные и опытные специалисты, обученные по любой из методик или наработавшие свой личный опыт. Но при желании мама может научиться мастерству и делать речевой массаж ребенку самостоятельно. Самые простые и легко выполнимые упражнения мы и опишем в данной статье.
Логопедический массаж рук
Пальчики рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами. Распределение такое: большой палец связан с головным мозгом, указательный – с желудком, средний палец – с кишечником и позвоночником, безымянный – с печенью, мизинец – с сердцем. Ежедневно массируя пальчики малыша, вы будете стимулировать все его органы. Так что логопедический массаж нужно начинать с рук. Перед началом массажа тщательно помойте руки, продезинфицируете спиртом или стеллириумом, намажьте детским маслом.
- Массаж ручек нужно начинать с мизинчика, массируя от ноготка до основания каждый суставчик. Пройдите несколько раз каждый пальчик.
- Надавливайте на подушечки пальчиков от 3 до 10 раз, постепенно увеличивая и силу нажатия и их количество.
- Указательным пальцем массируйте круговыми движениями ладошку малыша, как вы делаете сороку-белобоку.
- Теперь те же движения, только надавливая указательным пальцем, начиная с края и сводя в центре ладошки. Повторить несколько раз.
- Кольцевой массажер наденьте на пальчик малыша и массируйте им сверху вниз каждый пальчик. Все упражнения начинайте с мизинца.
- Возьмите резиновый мячик с шипами или деревянные массажеры, водите ими по ладошке от запястий к пальчикам.
Логопедический массаж рук для детей не имеет противопоказаний. Его можно начинать делать с первых дней жизни. Главное чтобы у ребенка не было аллергии на массажное масло.
По поводу массажа языка лучше проконсультироваться со специалистом. В домашних условиях массаж языка можно делать зубной щеткой, можно так же использовать электрическую зубную щетку или детский набор зубных щеток фирмы кампол.
Логопедический массаж языка делается точечными и круговыми движениями поочередно и повторяется от 3 до 10 раз.
- Точечными движениями от левой стороны к правой от основания по краю языка (в виде U) и по средине.
- По такому же маршруту, только круговыми движениями.
- По всему языку зигзагообразным (Z) маршрутом с лева направо сначала точечными и затем круговыми движениями.
- Теперь по левому краю языка, от основания к кончику, проделайте те же упражнения
- По правому краю языка, от основания к кончику, чередуя точечные и круговые движения.
- В виде птички (V) от уздечки к кончику языка, начиная с левой стороны, чередуя точечные и круговые движения.
- Как две прямые параллельные линии, проводите от уздечки к кончику языка, сначала по левому краю, затем по правому. Не забывайте сначала делать точечные движения, затем круговые.
Логопедический массаж губ
Массаж губ делается круговыми движениями 50 раз по часовой стрелке и 50 раз против часовой стрелки.
- Один указательный палец поставьте у крылышка носика с левой стороны, а средний палец поставьте у уголка губ – проведите круговые движения. Затем, то же самое только с другой стороны.
- Поставьте указательные пальцы по средине над верхней губой и проглаживайте и круговые движения поочередно в стороны. Так же проделайте под нижней губой.
- По этакому же маршруту, как и в упражнении №2 проделайте пощипывание двумя пальцами.
- Пощипывание тремя пальцами.
- Теперь нужно повторить упражнение №3.
- Повторить упражнение №2.
Логопедический массаж заканчивайте массажем мочки ушей по 50 раз по часовой стрелке и против. Так же очень важно массировать «речевую точку», которая находится на кисти руки у основания перепонки между большим и указательным пальцем. Проделывайте круговые движения по 50 раз в одну сторону и 50 раз в другую сторону.
После массажа ласкайте малыша, похвалите его за послушание, поиграйте с ним. Главное, чтобы у малыша осталось приятное впечатление от массажа. И тогда он сам будет подставлять вам свой язычок и вскоре порадует новыми словами.
Занятия, развивающие мелкую моторику, состоят из интересных упражнений с разными предметами, в качестве которых могут выступать шнурки, бусинки, блестящие монеты, разные крупы, камушки небольшого размера. В последнее время некоторые педагоги стали высказывать негативное мнение по поводу игр ребенка с данными предметами, даже если все действия проходят под чутким контролем родителей.
Тренировать детские ручки можно и с помощью таких предметов, которые не несут в себе никакой опасности и являются абсолютно доступными. Родители смогут самостоятельно смастерить большинство из предложенных предметов, тем самым избавить себя от финансовых затрат. Ниже будут представлены разные варианты игр, которые окажутся полезными вам и вашему малышу для тренировки его ручек.
Пересыпание
Для этого упражнения снова пригодится крупа. Ребенку надо дать ложку и предложить ему пересыпать крупинки из одного стакана в другой. Хорошо, что данное упражнение можно выполнять и во время прогулок, играя в песочнице.
Ключик - замочек
Упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка, заключаются в выполнении несложных действий. Для этого прекрасно подойдет игра, где малышу предлагается открывать замок с помощью ключа. Если ребенок совсем мал, то занятие предполагает повторение одних и тех же действий: надо просто вставлять ключ в скважину и поочередно открывать и закрывать замочек. Если возраст ребенка больше года, то можно предложить ему несколько ключей и один замок. Он сам должен найти подходящий ключ и повернуть его в нужном направлении, чтобы замочек открылся. Наилучший вариант, если замок на чем-то зафиксирован, тогда он не будет двигаться и малышу будет намного удобнее. Родители должны проследить, чтобы все предложенные ключи не имели заостренных элементов.
Крышки и бутылочки
Для выполнения этого упражнения вам надо приготовить разные пузыречки, пластиковые бутылочки, баночки. Естественно, все они должны быть выполнены из безопасного материала и иметь закручивающиеся крышки. Отлично подойдут бутылочки, оставшиеся после детского питания. От вас требуется предложить малышу сначала открыть баночку, а затем аккуратно закрыть ее. Такая разновидность игр поможет в развитии не только моторики, но и координации, ведь малышу придется самостоятельно придерживать банку.
Развивающая подушка
Специальную подушку можно приобрести в магазине, а лучше, если родители сделают ее самостоятельно, вкладывая в нее всю любовь к своему ребенку. Лоскутки, из которых она будет сшита, должны различаться цветом и по текстуре. В основном наполнителем для нее служат крупа, фасоль, бисер. На подушку нужно пришить пуговки разного размера, липучки, в пару к пуговицам пришить петельки, а около липучек сделать кармашки для того, чтобы ребенок их закрывал. Предложите ребенку поиграть с такой занимательной подушкой, и увидите, что все ваши труды не были напрасными.
Упражнение с пуговицами
Постарайтесь заранее подобрать пуговки разных цветов, желательно, чтобы все краски были яркими, привлекающими ребенка. Также все пуговицы должны быть разного размера, но в целях безопасности не выбирайте слишком маленькие. Для занятий понадобится прочная нить, на которую и надо будет надеть все пуговки с достаточно крупными отверстиями, чтобы у ребенка не возникло трудностей. В результате у малыша должна получиться разноцветная цепочка. Поверьте, всем детям очень нравятся такие игры с разными предметами, которые они могут очень долго разглядывать, перебирать, соединять, расставлять. Так они познают окружающий мир.
Вода и игрушки
Возьмите таз большого или среднего размера и вместе с малышом набросайте в него много разных предметов. Это могут быть крышки, небольшие резиновые игрушки, большие монеты и даже грецкие орехи. После этого предложите малышу выловить все эти вещи из воды. Для того чтобы немного упростить упражнение, можно предложить ему воспользоваться ситечком.
Игры с крупой
Такие игры всегда вызывают у детей радость и интерес. Для этого упражнения родители специально рассыпают на столе какую-нибудь крупу. Это может быть рис, гречиха, горох, фасоль. После этого можно предложить малышу помочь собрать крупу обратно в банку, потом спрятать в емкости небольшую игрушку и вместе с малышом попробовать ее найти. Еще интереснее будет пальчиком нарисовать какой-нибудь простой узор или рисунок. Никакой опасности игра не представляет, ведь все крупинки маленького размера, поэтому малыш не подавится ими.
Пустые коробки
Если в вашем доме появились пустые коробки, то не спешите от них избавляться. Они могут отлично подойти в качестве тренажера для развития моторики вашего малыша. Ребенок может с удовольствием их разглядывать, складывать в них различные предметы, открывать и закрывать. Такое занятие особенно понравится деткам самого младшего возраста.
Родительские вещи
Многим родителям известна любовь детей к их вещам. Малышей всегда привлекают кошельки, косметички, мамины сумки. Что может быть интересней, чем взять мамин кошелек, самому открыть замочек и высыпать на пол все монетки? В этом и заключается данное упражнение. Дайте ребенку сумку, наполненную разными безопасными предметами. Такая игра способна на долгое время увлечь вашего малыша.
Дырявая коробочка
Если у вас есть ненужные коробочки, то из них можно смастерить для ребенка увлекательную игрушку. Родителям надо подобрать некоторое количество крышек разного размера, на коробке вырезать отверстия в соответствии с размерами крышек. В магазинах всегда можно приобрести яркую игрушку подобного типа, например логический домик, и этим доставить радость ребенку. Но имейте в виду, что такое развлечение можно сделать самостоятельно в любую минуту.
Лепим ручками
Лепить из пластилина - излюбленное занятие детей. Этот материал как раз и предназначен для развития моторики. Лучше выбрать твердый пластилин и предложить ребенку размять его своими руками. Родители могут придумать совместное творчество с малышом. Например, мама может скатать небольшие шарики из пластилина и отдать их ребенку, чтобы он прикрепил их на подготовленную поверхность. После этого все шарики можно украсить с помощью крупы.
Сортировка предметов
Возьмите крупные бусинки, пуговицы, ракушки и смешайте их вместе. Важно, чтобы все предметы отличались размером и расцветкой. Предложите ребенку помочь вам разделить все предметы по разным характеристикам. Для начала пусть он выберет только большие предметы, потом, наоборот, маленькие. Для того чтобы немного усложнить задание, предложите малышу разделить все предметы на группы по цветам. Проследите, чтобы малыш захватывал предметы, используя только указательный и большой пальцы.
Страницы из книги
В этом случае ребенку надо дать специальную книгу. Она должна быть с яркими картинками, плотными картонными страницами. Поспросите малыша пролистать книгу по одной странице. Для того чтобы вызвать больший интерес, где-нибудь в середине положите маленький подарочек. Не заставляйте ребенка, и если ему это окажется не под силу, то поначалу помогайте и одновременно хвалите его.
Всеми любимый конструктор
Конструктор должен присутствовать среди игрушек у всех детей. Его по праву можно назвать самым лучшим тренажером, развивающим моторику рук. Вспомните, что во времена детства наших родителей, бабушек не было никаких современных инструментов по типу логических кубов, шнуровок и т.п. Зато конструктор был всегда и у всех. Постарайтесь подобрать для малыша конструктор с разной силой присоединения деталей. Так ребенок сможет быстрее освоить различные степени нажима.
Шнуровка
Сейчас в магазинах предлагается большое разнообразие шнуровок. Все они очень красивые, яркие и интересные. В домашних условиях можно предложить ребенку потренироваться на его ботиночках или одежде, которая предусматривает шнуровку.
Бумажные игры
Дайте ребенку один лист бумаги, который вам не нужен. Он должен его смять или разорвать на мелкие части. Таким образом, малыш тренирует захват и силу рук. Разорванные кусочки потом также можно использовать для интересного занятия. Вместе с ребенком вы можете сделать красивую аппликацию. Другой вариант занятий заключается в том, что мама берет небольшой предмет и заворачивает его в бумагу, а потом предлагает малышу найти его, т.е. развернуть лист.
Наряду с постоянной заботой о соматическом здоровье малыша, не меньших усилий требует от родителей и интеллектуальное развитие ребенка. Интеллект - это не только накопление суммы знаний, а в первую очередь умение применить эти знания на практике.
Уровень интеллекта непосредственно зависит от степени развития логического мышления. Последнему можно научиться. И чем раньше вы с ребенком начнете заниматься в этом направлении, тем больше надежды, что проблем в школьном обучении у вашего ребенка не будет.
Развитие интеллекта находится в самой непосредственной зависимости от умения разговаривать и общаться. Речь и мышление - это две стороны одного процесса, а вернее - своеобразный замкнутый круг. Развивая речь ребенка, вы развиваете его мышление, и наоборот.
Есть много различных способов, методов и методик развития речи и мышления. Среди них, что, пожалуй, далеко не всем известно, - массаж. Существуют комплексы массажных упражнений для детей дошкольного и школьного возраста, влияющие как на развитие у ребенка речи, так и на развитие его мышления.
Массируя определенную микросхему тела (ухо, рука), мы заставляем четко и слаженно работать все системы организма. Именно слаженная работа всех систем подготавливает почву для лучшего развития памяти, интеллекта, улучшает эмоциональный фон, что также способствует более полному восприятию информации и умению ее логически преобразовать.
Массаж можно применять с самого раннего возраста. Лучше не гадать на кофейной гуще - вырастет из вашего ребенка интеллектуал или нет, а целенаправленно способствовать этому, помогая малышу самому осваивать азы массажа. Пока ребенок мал, ему такой массаж делает мама, играя и приговаривая. По мере взросления малыша постепенно можно научить его выполнять эти упражнения самостоятельно. Если массаж делается регулярно (каждый день), ребенок привыкает к этому ритуалу, выполняет его не тяготясь, как нечто само собой разумеющееся - как, к примеру, ежедневное умывание или чистку зубов. Эта процедура неутомительна, занимает не более 10 минут. Время, потраченное сегодня, в будущем поможет вашему сыну или дочери.
Аурикулярный массаж для детей
Этот массаж помогает лучше работать и развиваться различным системам организма, нормализует состояние нервной системы, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности и т. д.
Аурикула - это ушная раковина. Лечение путем воздействия на ушную раковину известно с древних времен. В Европе же аурикулотерапия начала применяться только в XX веке. Несложность выполнения этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить этот метод массажа в детскую практику. Такой массаж можно применять ежедневно и на протяжении всей жизни.
По утверждению восточных целителей, ушная раковина является пультом управления всего тела. Некоторые ученые представляют аурикулу как эмбрион (зародыш человека) в перевернутом виде: мочка уха соответствует голове, а по мере продвижения вверх (к верхушке уха) расположены зоны, представляющие туловище, органы туловища и конечности.
Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют 18 зон. Каждая зона «контролирует» определенную систему организма человека. Так, определены зоны для повышения силы концентрации внимания и улучшения памяти.
Самый простой вариант целенаправленного влияния на зоны внимания и памяти приводится ниже.
- противокозелок;
- треугольная ямка;
- зона перехода ножки завитка в его восходящую часть;
- воронка, самая глубокая часть раковины.
Массаж аурикул можно проводить несколько раз в день, но не чаще чем через 5 часов. Не рекомендуют выполнять его перед сном. Полезно растереть уши сразу после сна, можно не вставая с постели. Безусловно, это полезный, хотя и несколько грубоватый способ «разбудить» весь организм.
Аурикулярный массаж целесообразно начинать с области мочки и завитка, продвигаясь в направлении вершины ушной раковины и далее - ножки завитка, повторяя прием 2-3 раза. Затем 2-3 раза массируется противозавиток: сначала по верхней, потом по нижней его ножке. Далее указательным пальцем 2-3 раза выполняется поглаживание по краю границы противозавитка и раковины в направлении от противозавитка до внутренней стороны завитка.
После массажа самой ушной раковины надо хорошо отмассировать козелок и прилегающую к нему область. (Считается, что ежедневный массаж козелка улучшает работу иммунной системы организма.) Затем 2-3 раза выполняют поглаживание кожи перед козелком сверху вниз. Длительность аурикулярного массажа определяется появлением покраснения ушной раковины и чувства тепла в ней. В среднем это 3-5 минут.
Массаж ушных раковин нужно делать одноименными руками: левое ухо - левой рукой, правое ухо - правой рукой. Удобнее всего выполнять массаж, посадив ребенка на низкий стульчик, спиной к себе, или положив его на живот. Скрещенные руки ребенка в таком положении остаются под головой. Массаж нужно делать мягко, но чувствительно, без остановок, потому что прерывание массажа даже на 30 секунд отменяет весь предыдущий эффект. Желательно при массаже придерживаться одного ритма (медленного или быстрого). Как правило, выбор ритма происходит инстинктивно.
Эффект от массажа ушной раковины усиливается, если к нему добавить массаж и упражнения для кистей рук.
Кисти рук - еще один «экран» состояния систем и органов человека.
Знаете ли вы, что пальчики вашего малыша, еще такие неловкие и неумелые, помогают ему учиться мыслить? Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем лучше их координация, тем быстрее у него развивается речь, а следовательно, и мышление.
Считается, что если ребенок в 7-месячном возрасте может вытащить из кулачка хотя бы один указательный палец, то у него не предвидится речевых расстройств, сложностей в развитии мышления.
Чтобы пальцы ребенка работали лучше, нужно умело их помассировать. Такой массаж можно начинать в возрасте, когда ребенок еще лежит (4-5 месяцев).
Массажные приемы на кисти руки выполняются поверхностью первого, второго и третьего пальцев или только подушечками больших пальцев.
Сначала поглаживается, а затем с усилием растирается и разминается тыльная сторона кисти, потом ладошка. Движения идут по направлению от кончиков пальцев к запястью, как если бы вы надевали перчатку. Ладонь надо растирать и разминать интенсивнее, с большими усилиями, чем тыльную поверхность кисти. Не ленитесь и разотрите самую серединку ладошки. Там находится так называемая «Точка труда», или «Дворец труда». Ее нетрудно отыскать: зажмите руку ребенка в кулачок, и безымянный палец будет указывать место расположения этой точки.
Далее нужно хорошо растереть линию (границу) перехода тыльной стороны кисти в ладонную со стороны большого пальца. И только потом массируем пальчики. Это надо выполнять особенно тщательно. Каждый пальчик массируется от кончика до основания со всех сторон. Сначала необходимо размять ногтевую фалангу, зажав ноготь с двух сторон. Потом растираем пальчик до самого основания. Удобнее всего это делать, как бы ввинчивая массируемый пальчик. После интенсивного растирания массаж заканчивается поглаживанием пальчика, его растягиванием.
Особое внимание следует уделить массажу большого пальца и выдающихся частей ладони у основания этого пальца. Кисти рук массируются по очереди: сначала правая ладошка, а затем левая, сначала мизинчик на правой руке, а затем на левой, безымянный на правой - на левой и т. д.
Общий массаж кисти заканчивается растиранием запястий, что улучшает лимфоток. Считается, что улучшение лимфотока способствует повышению иммунитета.
Кисти рук можно массировать в течение дня многократно!
Работа мелких мышц кистей рук хороша для самодиагностики. Чем тоньше, дифференцированнее работа этих мышц, тем лучше будет развиваться мыслительная деятельность, речь.
Обращайте внимание на ведущую руку ребенка. У людей с доминантным (ведущим) левым полушарием лучше работает правая рука (их большинство), с доминантным правым полушарием - левая. Сейчас таких детей становится больше. Встречаются дети, которые одинаково хорошо работают и правой и левой рукой - это так называемые амбидекстры. Не вдаваясь в подробности существующих теорий, напоминаем родителям, что нет необходимости заставлять ребенка работать только правой рукой. Это чревато довольно серьезными последствиями: могут выявиться негативные проявления психики ребенка.
Крепко сожмите руку в кулак. Сильнее! Резко разожмите. Сложите руки ладонь с ладонью. Локти на высоте плеч, пальцы и ладони обеих рук соприкасаются. С помощью больших пальцев раздвиньте руки и одновременно приподнимите локти. Потрясите руками и повторите упражнение. Движения большого пальца к себе и от себя - очень хорошее и полезное упражнение.
А теперь попытайтесь слегка сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Обопритесь руками о стену. Нажмите сильнее - расслабьте кисти. Вытяните руки вперед. Поднимите кисти рук вверх, дайте им свободно упасть вниз. Наконец одной рукой поддержите другую в запястье и энергично потрясите. Это упражнение улучшает циркуляцию крови. Кожа становится теплой, суставы - упругими, пальцы - гибкими.
Своеобразные «занятия» вы можете проводить чуть ли не ежечасно, в процессе бытовых действий.
Ваш малыш учится застегивать пуговицы. Не торопите его и не спешите сами застегнуть ему пальто. Лучше предложите ему попробовать застегнуть еще более мелкие пуговицы.
Очень полезна для развития координации движений рук шнуровка ботинок. Если ботинок нет, то дыроколом можно проделать отверстия на плотной бумаге, картоне и показать малышу, как туда продевается шнурок. Затем он сможет по дырочкам составлять рисунки, орнаменты, после выполнения узора завязать бантик. Эти занятия развивают зрительную память, учат концентрировать внимание.
Дайте в руки ребенку тонкие счетные палочки. Их надо удержать в пальчиках, суметь выложить ту или другую комбинацию, незатейливый узор, который со временем может усложниться. Более старшим детям можно предложить выложить из палочек «колодец». Сначала размеры колодца будут произвольными, а потом заданными. Если ребенок сможет выполнить такое упражнение, предложите ему выстроить такой же колодец при следующем условии: палочки можно брать только одноименными пальцами обеих
рук: сначала выстроить колодец мизинцами, затем только безымянными, средними, указательными и, наконец, большими пальцами.
Задания эти трудные, но выполнимые при приобретении определенной сноровки. Если же одновременно и взрослые будут старательно выполнять это задание, внося в игру соревновательный элемент, у ребенка будут формироваться только положительные эмоции, он потянется не только к играм, но и к самим родителем, потребует играть с ним еще и еще и будет при этом развиваться.
Чтобы ребенок не скучал, а одновременно и развивался, покупайте ему мозаику, пластилин, чаще предлагайте краски с кисточками, карандаши и раскраски или просто лист бумаги и ножницы. Хороши и любые игры с пальчиками, изображение фигурок пальчиками.
Хорошо бы научить ребенка играть на воображаемом пианино. Кисть при этом надо держать округлой, пальцы немного согнутыми. Ударять сильно, уверенно о твердую поверхность, например о стол, только подушечками пальцев, начиная с большого и заканчивая мизинцем. Когда опускается на поверхность большой палец, все остальные подняты. Большой палец отрывается от поверхности только тогда, когда следующий палец уверенно ударяется о стол, и т. д.
Много других упражнений вам подскажет ваша фантазия, ведь взрослые любят играть не меньше детей.
Обращаем ваше внимание на то, что во время этих игр-занятий ваш ребенок получает определенные знания, и в первую очередь речевые, с того самого момента, когда происходит первое общение родителей со своим ребенком. Не ждите, когда ребенок заговорит. Разговаривайте с ним как можно больше с первых дней его жизни. Молча реагируя на вашу речь, он, тем не менее, накапливает пассивный запас знаний, который ему будет просто необходим уже в более осознанные периоды его развития.
Самомассаж для детей имеет очень важное значение, поскольку таким образом они учатся лучше понимать свое тело и между делом развивают мелкую моторику рук. Предлагаемый самомассаж для детей дошкольного возраста можно начинать проводить в любом возрасте. Это игровой самомассаж для детей, позволяющий проводить с пользой для здоровья малыша. Обратите внимание, что самомассаж для детей 3-4 лет отличается тем, что движения менее точные, допускается импровизация в том случае, если мелкая моторка пальчиков еще не развита полностью. А вот самомассаж для детей 5-6 лет уже должен быть более точечным и правильным, таким образом ребенок будет приучаться следить за мелкими движениями своих рук.
Китайский обычай перебирать в руках целительные шары, каштаны или грецкие орехи основан на целебном эффекте активности рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев при самомассаже, стимулируя прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью.
Самомассаж кистей рук, пальцев и ладоней для детей
Самомассаж рук для детей важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге. Так как каждый пальчик, как на ручках, так и на ножках детей отвечает за определенный орган, рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с детьми. Самомассаж пальцев рук для детей позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие малыша.
«Растирание ладоней» - трем правую руку о левую, пока не почувствуется тепло. Этот самомассаж ладоней и пальцев рук для детей является подготовительным этапом, нужно чтобы ребенок почувствовал тепло.
«Браслетик» - растирание запястья одной руки другой.
Самомассаж кистей рук для детей продолжается работой с каждым пальчиком отдельно, что активирует работу головного мозга.
«Снятие перчатки» - указательным и большим пальцами «снимаем» перчаточку с каждого пальчика.
Со стопами делаем то же самое: растираем, поглаживаем, массируем каждый пальчик, стучим кулачком по пяточке.
Перед занятиями для концентрации внимания предложите детям помассировать «точку ума» - указательным пальцем массировать между бровей над носом (9 раз - в одну сторону, 9 - в другую).
А по окончании какого-либо занятия предложите указательным пальцем помассировать кончик носа «точку веселья» (9 раз в одну сторону, 9 в другую).
Аурикуломассаж или самомассаж ушей для детей
Аурикуломассаж - это массаж ушной раковины, который активизирует работу всего организма. Ухо человека по форме напоминает человеческий зародыш или продольный разрез больших полушарий мозга. Специалисты полагают, что помимо чисто внешнего сходства они имеют много общего и в нервных связях.
Учеными замечено, что, если ребенку 2 - 3 раза в день проводить массаж ушных раковин, он меньше болеет, лучше развивается, нормализуется работа многих систем организма. Правильно проводимый самомассаж ушей для детей является незаменимым средством для профилактики простудных забеолваний.
Точки ушных раковин, рефлекторно связанные с верхними дыхательными путями:
- Точка горла и гортани.
- Козелок.
- Точка полости носа.
- Противозавиток.
Самомассажу обучают детей с 3-летнего возраста. Большой эффект наблюдается, когда массаж проводится в игровой форме, на психоэмоциональном подъеме.
«Согревание ушек». Большой палец руки заводим сзади ушной раковины и с помощью указательного и среднего пальцев растираем уши от мочек к верхнему краю ушной раковины, затем в противоположном направлении (10 - 12 с).
«С днем рождения». Напоминаем ребенку, что при поздравлении с днем рождения принято потягивать именинника за уши вверх с пожеланием расти большим и здоровым. Потягиваем верхнюю часть ушной раковины вверх 7-10 раз.
«Возьмем силы от земли». Потягиваем мочку уха 7 - 10 раз.
«Чебурашка». Оттягиваем уши в стороны. Устраиваем «конкурс», кто больше всех похож на Чебурашку (7 - 10 с).
«Слоник». «Похлопаем» ушками, как слоник в зоопарке. Сначала заворачиваем ушные раковины вперед, затем назад. Каждое движение повторяем 5 - 7 раз.
«Наушники». Вначале «разогреваем» ладошки, потерев правую руку о левую в течение 5 -7 с. Затем плотно ладонями закрываем ушные раковины. Выполняем вращение вперед, затем назад. Каждое вращение повторить 5 - 7 раз.
«Насос». Плотно придавливаем ладони к ушным раковинам, затем быстро отпускаем. Повторяем 7-10 раз. Это упражнение меняет давление в наружном слуховом проходе, в результате проводится массаж барабанной перепонки уха.
«Козелок». Находим козелок, при небольшом надавливании вращаем его вправо, а затем влево (7 - 10 с).
Все упражнения проводятся парно, одновременно обеими руками.
Комплексы упражнений для самомассажа для дошкольников
Выбирая комплекс упражнений для самомассажа, не забудьте и о других частях тела. Предлагаемые далее комплексы самомассажа для дошкольников позволяют проводить работу по регуляции деятельности всех внутренних органов, укреплению иммунитета и нервной системы.
Самомассаж «Петушок»
- Раз и два! Раз и два! (тереть ладони друг о друга),
- Начинается игра! Красим крылья и живот (поглаживать ладонями руки, живот),
- Красим грудочку и хвост (поглаживать грудь),
- Красим спину (поглаживать поясницу),
- Красим ножки (поглаживать ноги),
- Красим гребешок немножко (поглаживать голову).
- Вот какой стал петушок (поставить руки на пояс, горделиво выпрямиться),
- Ярко-красный гребешок (сделать несколько полуоборотов влево-вправо).
Массаж спины «Суп»
Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину стоящего впереди.
- Чики-чики-чики-ща!
- Вот капуста для борща (похлопывают ладонями по спине).
- Покрошу картошки, свеколки, морковки (постукивают ребрами ладоней),
- Полголовки лучку да зубок чесночку (поколачивают кулачками).
- Чики-чики-чики-чок (поглаживают ладонями) -
- И готов борщок!
Комплекс самомассажа «Маленькие волшебники» Потягивание «Лепим человечка»
1. На вдохе левой ногой ребенок тянется пяткой вперед по полу , а левой рукой - вверх вдоль туловища. Задержка дыхания, при этом руки и ноги максимально вытянуты. Выдыхая и расслабляясь, ребенок произносит: «Ид-д-да-а-а».
2. На вдохе правой ногой ребенок тянется пяткой вперед по полу , а правой рукой - вверх, вдоль туловища. Задержка дыхания, при этом руки и ноги максимально вытянуты. Далее на выдохе ребенок произносит «пин-гал-ла-а».
3. Обеим пятками ребенок тянется вперед по полу , а руками - вверх вдоль туловища. Задержка дыхания и на выдохе ребенок медленно произносит «су-шум-м-м-на».
Массаж живота «Месим тесто» (лежа на спине)
1. Имитируя движения тестомеса , ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает.
2. С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз , чуть глубже, словно палочкой проверяет готовность теста.
Массаж грудной области (сидя «по-турецки»)
1. Поглаживание груди со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».
2. «Заводим машину» - вращательные движения пальчиками по середине груди по часовой и против часовой стрелки со звуком «ж-ж-ж».
3. «Машина завелась» - ребенок нажимает пальчиком на область сердца со звуком «пи-и-и».
Массаж ушных раковин (сидя «по-турецки»)
Ребенок «лепит» ушки для Чебурашки или для доброго милого слона.
1. Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.
2. Ласково оттягивает ушки вверх, вниз, в стороны (по 5 - 6 раз).
3. Нажимает на мочки ушей («вешает на них красивые сережки»),
4. «Лепит» ушки внутри - пальцами внутри раковины делает 7 - 8 вращательных движений по часовой и против часовой стрелки («Пусть ушки будут чистыми…»).
5. С усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин, проверяет «прочность», заглаживает поверхность вокруг ушей.
Массаж рук и ног
Малыш «лепит» руки, ноги, ловим солнечного зайчика, птичку, качает малышку (поглаживание, растирание, разминание, пощипывание, вибрация, встряхивание, поочередное напряжение и расслабление мышц).
Самомассаж лица, головы и шеи для детей
Самомассаж головы и шеи укрепляет нервную систему, успокаивает и нормализует сон малыша. Можно порекомендовать следующий самомассаж лица и головы, который укрепляет также луковицы волос и усиливает приток крови к головному мозгу.
1. Сильным нажатием пальчиков ребенок имитирует мытье головы.
2. Затем пальцами, как граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
4. «Догонялки» - сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
5. «Конкурс причесок» - ласково, с любовью расчесывает пальцами, словно расческой, волосы.
Самомассаж лица для детей позволяет улучшить работоспособность мимической мускулатуры, расслабить её и снизить уровень напряженности.
«Лепим красивое лицо»
1. Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее.
2. Надавливает пальцами на переносицу , середину бровей, делая вращательные движения по 5 - 6 раз по часовой и против часовой стрелки.
3. С усилием надавливая , «рисует» красивые брови, затем щипками «лепит» густые брови от переносицы к вискам.
4. Мягко и нежно «лепит» глаза , кончиками пальцев надавливая на их уголки, массируя вокруг глаз и расчесывая длинные пушистые ресницы.
5. Надавливая на крылья носа , ребенок ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.
Массаж шейных позвонков. Игра «Буратино»
Буратино своим длинным любопытным носом «рисует» солнышко, морковку, дерево. Наклоны, повороты, круговые движения головы в разные стороны.
Массаж шеи (сидя «по-турецки»)
1. Поглаживание шеи от грудного отдела к подбородку - «Лебедь», «Жираф».
2. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
3. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кистей рук.
4. «Лебединая шея» - представив, что у него красивая лебединая шея, ребенок любуется ею, как в зеркале.
Статья прочитана 14 181 раз(a).