Режим дня подростка и его влияние на организм. Правильный режим дня школьника, его обоснование и неукоснительное соблюдение
В современной науке подростком считается ребенок в возрасте от 12 до 17 лет, когда у него активно идет половое созревание. В переходный период юноши и девушки часто становятся неуправляемыми, имеют сложности в общении с родителями, ищут свое место в жизни, что,в том числе, сказывается на их распорядке дня. Многие из них переходят на ночной образ жизни, уходя ночью в компанию к друзьям либо в ночные клубы, меньше уделяют времени учебе и больше общаются со сверстниками, так как в это время они могут почувствовать свободу от опеки взрослых. Заставить его жить по расписанию крайне сложно, но во имя здоровья попытаться наладить распорядок дня подростка все же стоит.
Когда следует начинать
Считается, что научить ребенка быть организованным можно только в возрасте до трех лет – дальше уже поздно. Мы не будем столь пессимистичными, но доля истины в этом есть. Если научить трехлетнего ребенка элементарно убирать за собой игрушки, чистить зубы и определить ритуал со сном (например, читать 15 минут перед сном), то организм в дальнейшем сам будет требовать такой распорядок. Конечно, с возрастом он будет корректироваться, но сигналы в головной мозг будут поступать правильные, выработается некая привычка придерживаться определенного расписания.
Неправильное расписание
Впрочем, распорядок дня так и так есть практически у каждого подростка. Другое дело, насколько он близок к здоровому. Это определяется физиологическими процессами, происходящими в организме, которые можно коротко охарактеризовать как биоритмы . Проще говоря, подростковый организм привыкает к определенному распорядку и уже не может от него отойти. Например, если подросток ложится в 2 часа ночи, то его организм будет засыпать в это время каждый день. Задача родителя – помочь ребенку найти здоровый баланс, который поможет ребенку все успевать, не жертвуя сном и другими необходимыми для здоровья вещами.
Зачем это нужно
Прежде всего, распорядок дня нужен, чтобы ограничить нагрузки на сердце. Если ребенок будет недосыпать и иным образом регулярно нарушать режим работыи отдыха, его нервная, сердечно-сосудистая и иммунная системы дадут сбой. Ребенок начнет часто болеть, станет нервным, раздражительным, что отразится на успеваемости и общении в социуме. Вторая причина – подготовить его к взрослой жизни, где он будет либо успешным (т. е. везде успевать), либо вечно отстающим.
Основы здорового распорядка дня
У подростка распорядок дня часто привязывается к школьному расписанию , когда уроки начинаются в 8-9, следовательно, встать нужно не позднее 7 утра. Спать подростку необходимо 8-10 часов, значит, ложиться в постель следует не позже 22:00 с учетом на книгу или другое любимое занятие. Когда в семье есть младшие дети, подростки легче усваивают правило, что после ужина в 20:00 им следует находиться в своей комнате и соблюдать тишину, т. е. в период с 8 до 10 вечера ребенок может заняться своими делами. Желательно также приучить его собирать вещи на следующий деньс вечера в этот период.
Гигиена
На гигиену нужно отвести хотя бы по 15 минут утром и вечером, чтобы умыться и почистить зубы. Принимать каждый день душ желательно, но на практике трудноосуществимо, хотя многие подростки с удовольствием принимают душпо утрам, чтобы взбодриться.Полезна будет и элементарная зарядка.В выходные также следует приучить подросткаподготавливать одежду на следующую неделю, т. е. успеть ее постирать, высушить и погладить, конечно, не без помощи родителей.
Уроки, секции, гулянье
Школа помогает организовывать подростка: в это время у него уроки, перемены, завтрак и обед. После учебы не нужно настаивать на том, чтобы ребенок сразу шел домой. Если у него есть свободное от секций время, он может позволить себе погулять с одноклассниками, даже если много задали. Мозгу требуется время на восстановление, поэтому после уроков стоит немного отдохнуть, прежде чем приступать к выполнению домашних заданий, тем более в зимнее время года, когда рано темнеет.
Придя домой и, перекусив, у него есть еще время, за которые он может успеть и сделать уроки, и посетить спортивные секции, и поиграть в компьютер – желательно именно в этой последовательности. Если уроков слишком много, следует делать небольшие перерывы и чередовать устные и письменные, начиная с простых заданий.
Перед сном
Сон нужен ребенку для восстановления и если непосредственно перед ним будут напряженные домашние задания или многочасовые компьютерные игры, сон не будет качественным (он будет поверхностным и прерывистым). Хотя бы полчаса перед сном следует дать мозгу отдохнуть, переключив свое внимание на более спокойные игры, чтение книги, журнала, на крайний случай – прослушивание любимой музыки.
Особенности режима дня подростка
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) время бурного и во многом противоречивого развития. В это время происходят значительные изменения и в организме и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека.
Поэтому так важно уделить должное внимание режиму дня.
В действительности же режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается.
Состояние подростка в понедельник не похоже на его состояние в субботу. Оно одно в начале учебной четверти и другое в ее конце. А праздники? А болезни, а неожиданности разного рода? Все это конечно не отменяет режим, но заставляет ребенка (и нас) относиться к его установлениям сознательно, творчески и ответственно.
Уроки
Вы, родители, лучше, чем кто либо, видите: сколько времени тратит ребенок на приготовление уроков. Если это время больше 2-2,5 часов, надо вмешаться и выяснить в чем дело. Подросток работает нерационально, нет условий для занятий, испытывает особые трудности в приготовлении заданий по тем или иным предметам? Может быть много заданий.
Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побыв на свежем воздухе 1,5-2 часа. Время начала занятий, желательно, должно быть твердо зафиксировано. Воздух в комнате, где занимается подросток свежий. Тишина. Через каждые 45 минут перерыв, во время которого комната снова проветривается.
Свободное время
В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часов на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные занятия. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время (пожиратели времени – телевизор, компьютеры).
Еще 3 часа надо обязательно найти для активного отдыха на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, спорт). Но важно, чтобы подросток знал меру в подвижных играх. Хорошо, если он играет в футбол около часа – за этой границей начинается утомление и вместо пользы выходит «вред»: работоспособность ребенка не восстанавливается, а падает еще больше.
Контрольное время для других спортивных занятий: баскетбол , волейбол до 1,5 часа, катание на коньках до 1,5 часа, ходьба на лыжах – до 2 часов.
Понятно, что каникулярное время, в воскресные дни пребывание на воздухе должно быть увеличено, а в летнее время (если конечно дни не дождливые и не холодные) всю жизнь подростка, включая и сон, полезно перенести на свежий воздух.
Питание
Надо всячески противостоять складывающейся у подростка привычке «перехватывать» что-нибудь на бегу. Горячий завтрак так же необходим как обед.
Время завтрака и ужина определяется тем, когда подросток просыпается и ложится спать (завтрак через 30 минут после пробуждения, ужин – не позднее чем за 1,5 часа до сна).
Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сна. Потребность во сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет – 9-9,5 часов; в 15-17 лет – 8,5-9 часов.
Тип человека | Особенности режима | Пик работоспособности |
«Жаворонок» | Рано просыпается, рано ложится спать. | 9-10 часов утра, 16-17 часов вечера |
«Сова» | Встает позже, очень активен вечером. | 11-12 часов утра, 18-20 часов вечера |
«Голубь» | Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не поздно. | 10-12 часов утра, 15-18 часов вечера |
Режим дня способствует нормальному развитию ребенка, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине. Составляют режим дня с учетом состояния здоровья, возрастных анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей ребенка. Режим дня предусматривает определенную продолжительность различных занятий, сна, отдыха, регулярное питание, выполнение правил личной гигиены.
Приучать ребенка к соблюдению режима необходимо с первого его жизни: определенное время сна и бодрствования, кормления, прогулок. Это не только облегчает уход за ребенком, но и постепенно с возрастом приучает его к порядку, опрятности; 1,5 – 2 лет дети переходят на одноразовый дневной сон, в зависимости от погоды прогулки на свежем воздухе занимают 3 – 4 часа. Рекомендуется ежедневно через 1 – 1,5 часа после завтрака заниматься физическим воспитанием ребенка.
Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено, что организм ребенка обладает наивысшей трудоспособностью в утренние часы. Поэтому в это время с детьми дошкольного возраста следует проводить наиболее трудоемкие занятия – рисование, лепка, работа с ножницами.
Во второй половине дня время занятий следует сократить, а время отдыха увеличить. Пребыванию на воздухе отводится 4 часа. В режим дня дошкольников обязательно должны входить утренняя зарядка, подвижные игры, физические упражнения, направленные на развитие основных движений – ходьба, бег, лазание.
Питание детей от 3 лет мало, чем отличается от питания взрослых. Необходимо достаточное количество витаминов, белков, углеводов. Принимать еду следует не раньше чем через 30 минут после игры или прогулки, а ужинать за 1 – 1,5 часа до сна.
Необходимо прививать ребенку гигиенические навыки; приучать самостоятельно умываться, чистить зубы и др. До 6 лет ребенок спит днем один раз. Родители должны постепенно готовить ребенка ко сну, успокоить его после игры, проследить за вечерним туалетом.
Поступление в школу переломный момент в жизни ребенка. Превышение допустимого уровня учебной нагрузки, отсутствие режима учебной работы, полноценного отдыха, физического труда, достаточно двигательной активности ведут к истощению нервной системы школьника, к переутомлению и ослаблению организма, к снижению его сопротивляемости различным инфекциям. Важно научить ребенка правильно регламентировать время учебной работы дома: чередовать виды занятий по различным предметам, делать перерыв между занятиями в 10 – 15 минут, во время которых снижается напряжение, отдыхают глаза.
Начинать приготовление уроков следует с письменных работ, а затем переходить к устным. Следует правильно организовать отдых школьников на воздухе. Прогулки, игры должны продолжаться не менее 3 часов в день, причем половина этого времени падает на перерыв между занятиями в школе и дома.
Для восстановления сил и работоспособности организма очень важен нормальный сон. Детям 7 – 10 лет необходимо спать не менее 10 – 10,5 часов, подросткам – не менее 8 – 9 часов, в противном случае их работоспособность падает на 30%. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, является причиной раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать излишних нагрузок, которые могут нарушить нормальный сон и вредно сказаться на состоянии ребенка.
Большое внимание в режиме дня школьника должно быть уделено питанию. Правильно организованный режим питания(4 – 5 – кратный прием пищи) имеет большое значение для его нормального физического и нервно – психического развития. Ужинать ребенок должен за 1 – 1,5 часа до сна.
Каждое утро ребенок должен делать зарядку, это должно войти у него в привычку. Серьезного внимания требует от родителей организация выходного дня и каникул школьника. Основные элементы режима дня (сон, еда, и т. д.) должны оставаться такими же, как и в обычные дни, но при этом максимум времени надо отвести пребыванию на воздухе, участию в походах и экскурсиях, посещению музеев, театров. В выходные дни необходимо дать ребенку выспаться.
Еще по теме Режим дня детей и подростков:
- Гигиенические требования к режиму дня, учебной деятельности, личной гигиене младших школьников и подростков.
Готовясь к первому сентября, родители заботятся о том, чтобы у ребенка была красивая школьная форма и принадлежности для учебы хорошего качества. И, как правило, не задумываются о планировании заранее режима дня на период учебы.
Заключается в рациональном распределении времени суток на фазы деятельности, отдыха и сна с учетом растущего организма.
Родители обязаны организовать для школьника с целью обеспечения наилучших условий, как для его работы, так и для отдыха. От этого напрямую зависит его здоровье, физическое развитие, школьная успеваемость.
Режим дня ученика, организованный правильно, строится на основе строгого чередования его элементов (утренний подъем, прием пищи, приготовление домашнего задания и т.д.). При их выполнении в определенном порядке, ежедневно в один и тот же период времени, центральная нервная система образует связи, облегчающие переход от элемента к элементу, затрачивая на их выполнение минимум энергии.
Составляя школьника, необходимо учитывать его возрастные особенности, в первую очередь - Ведь простая нагрузка для учеников среднего и старшего возраста окажется непосильной для школьников младших классов.
Каждое утро ребенка-школьника должно начинаться зарядкой, прогоняющей остатки сонливости и дающей заряд бодрости на день. Основная деятельность детей школьного возраста - учеба. Важным моментом является приобщение детей к физическому труду (школьная мастерская, занятия в кружках, помощь по домашнему хозяйству, работа в саду и огороде и т.д.).
Подготовка домашних заданий занимает у младших школьников от полутора до двух часов, ученики средних классов затрачивают на это от двух до трех часов, а старшим школьникам необходимо три-четыре часа. Не рекомендуется выполнять домашние задания сразу после возвращения из школы. Перерыв между школьными занятиями и домашними должен составлять не меньше двух с половиной часов, причем большая часть времени должна отводиться на прогулки и игры на воздухе. Учащиеся первой смены подготовку домашних заданий должны начинать не ранее, чем в 16-17 часов. А режим дня школьника второй смены предусматривает начало выполнения домашних заданий с 8 - 8.30 утра. После их выполнения - прогулка на воздухе. Причем родители этих школьников должны следить за тем, чтобы домашние задания не выполнялись ими в вечернее время, после прихода из школы.
Выполняя задания дома, желательно делать десятиминутный перерыв через каждых 40-45 минут и проветривать комнату. Для выполнения домашних заданий школьнику должны быть созданы условия со спокойной обстановкой.
Режимом дня школьника также предусматривается время для деятельности по интересам (рисование, чтение, музыка, конструирование) - от одного часа для младших школьников до двух с половиной часов для старших. Школьники также в обязательном порядке должны привлекаться к посильному домашнему труду.
Соблюдение школьниками режима приема пищи в строго определенное время способствует выработке условного рефлекса, вызывающего аппетит, и лучшему усваиванию питательных веществ, а также становится залогом здоровья.
Завершается режим дня школьника вечерними гигиеническими процедурами, на что отводится 30 минут. В этот период ученик также должен привести в надлежащий вид свою обувь и форму.
Время ночного сна ребенка составляет приблизительно 10 часов. Очень важно ложиться спать и подниматься в один и тот же период времени. Школьники младшего возраста должны ложиться спать не позднее 21.00, а старшего - в 22.00 - 22.30. Ученики и первой, и второй смены должны подниматься утром в семь часов.
Ориентировочный режим дня школьника, учащегося в первую смену:
в 7 утра - подъем;
с 7 ч. до 7. 30 мин. - зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;
с 7. 30 мин. до 7. 50 мин. - завтрак;
с 7. 50 мин. до 8. 20 мин. - время на дорогу в школу;
с 8. 30 мин. до 12. 30 мин. - школьные занятия;
с 12. 30 мин. до 13 ч. - время на дорогу из школы;
с 13 ч. до 13. 30 мин. - обед;
с 13. 30 мин. до 14. 30 мин. - сон или отдых;
с 14. 30 мин. до 16 ч. - игры на воздухе или прогулка;
с 16 ч. до 16. 15 мин. - полдник;
с 16. 15 мин. до 18 ч.- работа над домашними заданиями;
с 18 ч. до 19 ч. - на воздухе;
с 19 ч. до 19. 30 мин. - ужин;
с 19. 30 мин. до 20. 30 мин. - занятия по интересам (чтение, спокойные игры, помощь семье и т.д.);
с 20. 30 мин. до 21 ч. - подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
с 21 ч. - сон.
Пример режима дня для младшего школьника, учащегося во вторую смену:
в 7 утра - подъем;
с 7 ч. до 7. 15 мин. - зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;
с 7. 15 мин. до 7. 35 мин. - завтрак;
с 8 ч. до 10 ч. - работа над домашними заданиями;
с 10 ч. до 11ч. - деятельность по интересам (музыка, чтение);
с 11ч. до 11. 30 мин. - второй завтрак;
с 11. 30 мин. до 12. 30 мин. - прогулка;
с 12. 45 мин. до 13ч. - обед;
с 13 ч. до 13. 20 мин. - время на дорогу в школу;
с 13. 30 мин. до 18-19 ч. - школьные занятия;
с 18-19 ч. до 20 ч. - прогулка;
с 20 ч. до 20. 30 мин. - ужин;
с 20. 30 мин. до 21. 30 мин. - занятия по интересам;
с 21. 30 мин. до 22 ч. - подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
с 22 ч. - сон.
Совсем немного времени осталось до начала зимних каникул. Все школьники - от мала до велика - ждут их с нетерпением. Ведь каникулы - замечательная возможность выспаться, вдоволь нагуляться, пройти все уровни любимой компьютерной игры, лежать на диване и клацать пульт телевизора. Безусловно, все родители мечтают о том, чтобы каникулы прошли для ребёнка с максимальной пользой. «Как с толком организовать отдых школьника во время каникул?», - этот вопрос беспокоит практически всех родителей. Из этой статьи вы почерпнёте полезные практические советы о том, как выработать правильный подход к организации отдыха ученика на каникулах.
Отдых для школьников
Каникулы - долгожданная пора прекрасного времяпрепровождения для детей и их родителей. Как сделать, чтобы ребёнок мог с пользой насладиться каждым мгновением отдыха? Необходимо правильно организовать его. Нужно чётко понимать: от того, как ученик проведёт , как он отдохнёт, зависит успешность его обучения в следующей четверти. Итак, базовые правила по организации отдыха школьника во время каникул:
- Соблюдаем режим. Время подъема и «отбоя», часы приёма пищи, гигиенические процедуры: всё это должно соответствовать возрасту и потребностям школьника.
- Следим за питанием. Постоянное употребление конфет, батончиков и прочих сладостей, газировки, еды из фаст-фуда не принесут здоровья ученику.
- Занимаемся спортом. Пусть ребёнок не забывает о ежедневной утренней гимнастике, а игры на свежем морозном воздухе прибавят бодрости, укрепят и закалят его.
- Расширяем кругозор. Предлагаем ученику интересные книги для чтения во время каникул, посещаем библиотеку.
Помним, что во время каникул самое главное - восстановиться после напряженной учёбы и подготовить организм к следующему учебному периоду. А варианты могут быть самые разные.
Планирование режима дня
Приступая к планированию содержания каникул для вашего ребёнка, прежде всего, выясните, как сделать это с максимальной пользой. Обратите ваше внимание на режим дня ученика во время каникул . Многих родителей тревожит вопрос: «Стоит ли позволить ребёнку изменить привычный режим дня в каникулярный период?». То есть, позволить вставать позже обычного, сместить режим завтраков-обедов-ужинов, время прогулки и прочее. В этом случае всё индивидуально, родители вправе выбирать режим дня ребёнка во время каникул. Лучше всего обратиться к индивидуальному подходу решения этого вопроса, потому что один ребёнок нормально переносит подъем рано утром, а другой - тяжело адаптируется ко всяческим изменениям. Детям второго типа (чаще всего это относится к младшим школьникам) лучше оставить привычный для них режим, который был в учебное время. Так мы не нарушим благоприятное психоэмоциональное состояние ребёнка. Можно просто немного сместить и отхода ко сну: например, на 1 час. Всё-таки ребята утомились во время учёбы: пусть отдохнут.
Можно и совсем отказаться от чёткого соблюдения режима: пусть планы на день слегка откорректируют его. Однако при этом следует сохранять время продолжительности сна детей:
- младшим школьникам врачи рекомендуют спать 10-11 часов
- детям 10-11 лет - не меньше 10 часов
- ученикам 12-14 лет - около 9 часов
- старшеклассникам можно спать немного меньше (8 часов).
«Совет. Пусть ученики выспятся на каникулах, ведь часто во время школьных занятий они недосыпают, а это чревато неврозами, срывами, депрессивными состояниями».
Организм ребёнка должен восстановиться во время каникул - это основная цель отдыха между учебными четвертями. Это приобретает особую актуальность зимой, когда потребность сна увеличивается.
Где провести каникулы?
Нередко бывают ситуации, когда ребёнка не с кем оставить дома во время каникул. Хорошо, когда у родителей тоже каникулы или они могут взять отпуск. Но что делать, если провести каникулы вместе с ребёнком не представляется никакой возможности? Рассмотрим варианты.
- В гости к бабушке. Близкие родственники для того и существуют, чтобы выручать нас в сложных ситуациях. Школьник под присмотром бабушки на каникулах - неплохой вариант. О питании и режиме можно не беспокоиться, главное теперь - предложить идеи для досуга.
- Пришкольный . Есть случаи, когда такие лагеря функционируют и в межсезонье, а не только летом. Узнайте о наличии такого лагеря в школе.
- Туристическая поездка с классом. Если классный руководитель ещё и хороший организатор, то дети могут отправиться под его руководством в поездку по достопримечательностям страны. Это прекрасный способ обеспечить досуг ребёнка во время каникул, при котором работающие родители испытают облегчение. А школьник научится самостоятельности, крепче подружится с одноклассниками, увидит и узнает много нового. Такие поездки запоминаются на всю жизнь.
Что можно предпринять, если не с кем оставить ребёнка в дни школьных каникул (видео)
Как провести каникулы дома
Если же ребёнку предстоит остаться на каникулах одному дома, то не забывайте о его безопасности: проведите инструктаж, чаще звоните ему.
Расскажите, чем он может заняться дома, когда вы на работе:
- Давайте задания. Пусть прочтёт определённое количество страниц детской книги, а вечером перескажет. Пусть нарисует рисунок или подготовит стенгазету на заданную тему. А можно изготовить поделку, коллаж, аппликацию. Подскажите ребёнку идеи для интересных дел, и пусть он меньше просиживает у компьютера или перед телевизором.
- Давайте волю творчеству. Предоставьте возможность для творчества детей. Обеспечьте девочек пяльцами, нитками, схемами вышивок, красками, кистями и бумагой, а мальчиков - новым современным конструктором. Пусть занимаются, ведь новое всегда вызывает интерес.
Многим родителям легче усадить ребёнка перед компьютером или телевизором, чтобы он не ныл от безделья. Однако не многие знают, что младшим школьникам рекомендуется проводить время у компьютера не больше 20 минут, а ученикам постарше - не более 30 минут. Сидение перед экраном таит в себе опасность потери зрения, выработки плохой осанки, а слабая приводит и к появлению всяческих болезней. Поэтому тщательно продумайте, чем мог бы заниматься ребёнок, находясь дома.
Учимся, играя
Полезным во время каникул будет ненавязчивое развитие ребёнка в рамках школьной программы. Особенно это качается младших школьников. Организуйте игры-занятия вместе с ребёнком во время каникул.
- Чтение. То, что обязательно надо читать во время каникул – это факт. Посетите книжный магазин или библиотеку – пусть ребёнок сам выберет заинтересовавшую его книгу. Тогда и заставлять читать не придётся.
- Математика. Придумывайте для учеников младших классов игры с математическим уклоном. К примеру, «Клад» (где нужно считать шаги и выполнять несложные примеры), «Кулинарный шедевр» (где при приготовлении блюда можно тренироваться в мерах веса или поделить между гостями испеченные булочки). Обращайтесь за помощью к ребёнку: так он будет чувствовать свою значимость и с интересом выполнять ваши задания. Повторяйте таблицу умножения, расклеивая стикеры с заданиями по дому. Пользу принесут занятия с головоломками, игры в шахматы, лото и шашки.
- Развитие речи и логика. Общайтесь с ребёнком , играйте с ним в устные игры, развивающие воображение, речь, логику, словарный запас.
- История, география, биология, химия, физика. Каникулы – лучшая пора, чтобы спланировать посещение музеев, тематических выставок, исторических мест. Школьник совершенно ненавязчивым путём пополнит свои знания, расширит кругозор, а то и увлечётся чем-то всерьёз.
- Эстетическое воспитание. Приобщайте ученика к лучшим образцам музыки, живописи, народного творчества. Каникулы – самое время сходить на выставку или концерт детской филармонии, а потом высказаться о своих впечатлениях.
- Уроки на каникулах. Вы знали, что на каникулы задают уроки? Да, для того, чтобы школьники не потеряли сноровку в обучении. Рекомендуется не делать всё сразу, а выполнять по одному уроку в день.
«Совет. Лучшее время для выполнения заданий по школьной программе во время каникул – 11-12 часов дня. Не переусердствуйте!»
Поддерживайте интерес у ребёнка к учёбе естественными способами. Не забывайте, что детям необходим отдых.
Проведём время вместе
Лучше всего на каникулах проводить время вместе с детьми. Готовясь к школьным каникулам, составьте программу их проведения. Планируйте её совместно с ребёнком: предоставляйте возможность предложить самому интересные занятия, сделать выбор в пользу любимых дел. Поинтересуйтесь, куда бы хотел ученик отправиться, что посетить. Вариантов интересных мест для посещения – масса: кино, театр, кафе, каток, боулинг, роллердром, сказочное новогоднее представление, детский развлекательный центр. Есть и бесплатные развлечения: прогулки и подвижные игры на природе, походы в гости, посещение праздничной ёлки и т. д.
Совместное проведение времени пойдёт на пользу всей семье, особенно сегодня – во время катастрофической занятости многих родителей.
Даже если родители во время каникул на работе, им нужно постараться организовать вечерний семейный досуг: викторины, совместные тематические игры и прогулки, весёлый семейный ужин.
«Совет. Устройте , испеките вместе печенье, украсьте ёлку. Совместные занятия приносят удовольствие и надолго запоминаются. Мастерите фигуры из снега, если позволяет погода, украшайте ёлку на улице. Проводите время вместе».
Старайтесь всеми силами отвлечь ребёнка от компьютера и телевизора, при хорошей погоде свободное время проводите на свежем воздухе. Вместе катайтесь на коньках и санках, бросайтесь снежками, лепите снежную бабу. Цените минуты общения с детьми: это способствует укреплению взаимопонимания в семье, создаёт отличное настроение.
Путешествуем с детьми
Если каникулы родителей и детей совпали, то можно отправиться в путешествие вместе с детьми. Сегодня туристические компании предлагают на любой вкус: уикенды и двухнедельные туры, жаркие страны и прелести северных краёв, автобусные туры и круизы, экскурсии по родному краю. Также путешествие можно организовать самостоятельно. Для того чтобы такой отдых был по-настоящему интересным, можно придумать идею-фикс. К примеру, укрепляем знания английского языка, изучаем живопись в музеях Парижа, проверяем легенды и мифы Древних Египта и Греции и т. д. Время в путешествии, проведённое вместе, принесёт всем массу удовольствия.
Путешествуя, расширяйте познания и словарный запас ребёнка. Обсуждайте вместе всё, что видели, делали, слышали, чему удивились. В дороге читайте книги - сейчас их просто загрузить в планшет. Давайте ребёнку тематические задания на основе полученных впечатлений: пусть он сделает коллаж из фото или нарисует увиденное в путешествии.
Выводы
От того, насколько продуктивным будет детский отдых в период каникул, зависит состояние здоровья ученика и его позитивный настрой на дальнейшую учёбу. Посодействуйте отличному времяпрепровождению школьника на каникулах и вскоре увидите, как он, довольный и бодрый, будет радовать вас новыми успехами.