Непослушание родителями часто применяется. Простые речевые манипуляции. Поощрение и наказание
Родители, которым повезло
с детьми… обычно имеют детей,
которым повезло с родителями.
Недавно ко мне, как классному руководителю, обратилась за помощью мама пятиклассницы Тани. Девочка - послушная и нежная в школе, дома грубит матери, не прислушивается к ее требованиям. «Я хочу, чтобы она была дома такая же, как в школе, - с отчаянием говорила мама. - У меня трое детей и их воспитанием занимаюсь одна - муж постоянно занят работой. Я все делаю сама, дети не знают о домашних хлопотах. А в ответ - такое пренебрежение!»
Проблема детского непослушания не такая уж редкая. Почему она возникает? Как найти контакт с ребенком? Попробуем ответить в нашей статье.
Чтобы достичь желаемого взаимопонимания с ребенком, нужно проанализировать свои отношения с ним со стороны, открыть для себя причины такого отторжения. К сожалению, иногда трудно адекватно оценить себя как родителя. Всегда кажется, что все делаешь правильно. Человек вообще привык винить других в своих проблемах.
Назовем наиболее частные причины детского непослушания. Узнаете ли вы в описанных ситуациях себя?
Причина 1: Недостаток внимания со стороны родителей
На дворе 21 век, появилось столько новинок техники, облегчающих ведение домашнего хозяйства. Но почему-то жизнь женщины не стала от этого легче и свободнее. Нам, как и Таниной маме, не хватает времени на детей. Или же усталость от рутинной работы отбивает всякое желание поиграть и позаниматься с ними.
К сожалению, мы обращаем внимание на ребенка, когда он в чем-то провинился - получил двойку, подрался, нагрубил маме. Тогда мы начинаем его активно «воспитывать». Наш малыш это замечает и неосознанно провоцирует родительское раздражение, чтобы получить хоть какую-то порцию внимания.
Что делать? Ответ, конечно, прост - уделять внимание своему чаду. Для этого не нужно так много времени, как нам кажется. Для установления контакта достаточно:
- в течение дня встречаться с ребенком любящим взглядом;
- совершать телесный контакт - обнимать, целовать и даже шутливо бороться с ним;
- как минимум 10-15 минут побыть с ребенком наедине вдали от кухни, телевизора и др. Почитать вместе, обсудить что-то интересное.
Ежедневное следование этим простым советам даст детям понимание того, что они нужны и любимы вами.
Причина 2: Самоутверждение личности ребенка
Однажды наступает момент, когда ребенок хочет выяснить, кто главный в доме - вы или он? Впервые это происходит в 1, 5 - 2 года, когда малыш криком добивается выполнения своих капризов. Если вы уступили первый раз, маленький смышленыш повторит этот номер вновь.
Подростки также борются за власть, протестуют авторитарному стилю воспитания.
Что делать? Если малыш кричит, наберитесь терпения и не уступайте капризам. Не кричите, не уговаривайте, отстранитесь от борьбы. Тогда он поймет, что крик, слезы и топанье ногами не действуют на вас.
Научитесь договариваться с ребенком. Отсюда, кстати, вытекает следующая причина конфликтов.
Причина 3: Неумение договариваться друг с другом
Если возникает спорная ситуация, то мы выплескиваем свою отрицательную энергию на ребенка, а она, по закону бумеранга, возвращается к нам уже из уст воспитанника.
Что делать? Существуют две психологические техники - «Активное слушание» и «Я - высказывание». Они придуманы не мной, существуют давно, но мало кто ими пользуется. Ведь нам проще копировать стиль поведения своих родителей, чем осваивать новый.
Итак, активное слушание заключается в том, что вместо того, чтобы задавать вопросы ребенку (Почему ты не убрал игрушки? Когда будешь готовиться к урокам? и т.д) , нужно его выслушать. Для этого сначала мысленно спросите себя: «Что я сейчас чувствую, когда сын (дочь) устроил беспорядок?» Раздражение, злость, обиду.
Далее приготовьте «я - высказывание». Суть его в том, что вы говорите о своих чувствах, а не о поступке ребенка. Нельзя в таких сообщениях произносить слово «ты». К примеру: «Знаешь, меня раздражает, когда в комнате беспорядок» (Вместо привычного: «Когда ты уже уберешь игрушки?»). Воспитанник не встретит вашу негативную энергию, так как вы не сказали слово «ты», значит, не ответит вам раздражением или грубостью.
Потом сделайте паузу. Можно еще добавить: «Что будем делать?». Ждем реакцию ребенка, слушаем его. Не унижаем, не давим на него, а договариваемся .
Если же сам ребенок чем-то подавлен, эмоционально возбужден, вновь отказываемся от расспросов. Лишние вопросы еще больше его расстроят. Лучше спросите у себя: «А что сейчас чувствует мой сын (дочь)?».
Затем произнесите ответ в утвердительной форме: «Ты злишься из-за двойки по английскому» или «Тебе страшно, что у тебя ничего не получится, поэтому не хочешь идти на уроки». Так мы показываем своему школьнику, что мы его понимаем, готовы помочь, не будем угрожать и ставить условия.
Делаем длинную паузу и вновь пользуемся методом активного слушания. Ребенок сам поделится с вами, освободится от негативных эмоций. Возможно, в процессе своего монолога он сам придет к правильному решению.
А если нет, тогда вооружитесь листом бумаги и ручкой. Запишите все варианты ребенка и ваши, обсудите и совместно выберите тот, который будет устраивать вас обоих. При записи совместных предложений не критикуйте варианты воспитанника.
Причина 4: Месть за обиды
Бывает, что ваше любимое чадо мстит вам за ранее нанесенные обиды. Причиной может быть развод родителей, ревность к другому ребенку и др.
Что делать? Вновь используйте техники «Активное слушание», «Я - высказывание». Начните со слов: «Тебе больно, потому что…», или: «Чем я тебя обидела?». Слушайте, не оправдываясь. Далее исправляйте ситуацию, избавляйте ребенка от обиды.
Если причина в ревности, нужно сделать так, чтобы ваш воспитанник почувствовал себя любимым и необходимым вам.
Причина 5: Подражание вашему стилю отношений с другими домочадцами
Если вы разговариваете с мужем или другими членами семьи на повышенных тонах, ребенок будет копировать эту манеру.
Что делать? Работать над собой, контролировать эмоции, учиться быть мудрыми родителями.
Причина 6: Отсутствие принципиальности в родительских требованиях
Сегодня вы говорите «нет» детским желаниям, завтра поддаетесь уговорам, уступаете. В результате ребенок не выполняет ваших требований.
Что делать? Если уж устанавливаете какой-то запрет - идите до конца, будьте принципиальны и верны своему решению.
Причина 7: Отсутствие уважения к родителям
Иногда можно услышать от мам: «Я с ним не справляюсь, я не знаю, что еще делать!» И пускают ситуацию на самотек, потому что потеряли уважение ребенка.
Что делать? Причин для неуважения может быть много. Важно разобраться в них и устранять. Главное, чтобы вы были примером для подражания, превосходили ребенка в уме и силе.
Причина 8: Неправильный стиль отношений с ребенком
Подумайте, какой у вас стиль взаимоотношений с детьми. Можно назвать его авторитарный? Или попустительский? В первом случае родители давят на деток свои авторитетом. Есть две крайности такого воспитания: в результате вырастает либо неуверенный в себе человек, либо диктатор, действующий «напролом». Какой вариант вам нравится больше?
Кроме того, большое количество ограничений и запретов вместо уважения порождает страх и ненависть к вам.
Во втором случае родители потакают во всем любимому чаду, воспитывая эгоиста.
Что делать? Существует третий вариант воспитания - демократический. Не нужно властвовать или поддаваться ребенку. Необходимо договариваться . А как, мы написали выше.
Причина 9: Низкая мотивация родительских требований
Бывает, что ребенку непонятно, почему он должен убирать игрушки, читать неинтересную книгу, ложиться спать в назначенное время и т.д. Тогда он и сопротивляется вашим желаниям.
Что делать? Объясняйте всю пользу требований. Нужно лечь спать не потому, что уже поздно, а потому, что сон даст силы на следующий день. Нужно убрать игрушки не потому, что должен быть порядок, а потому, что так можно освободить место для других игр.
Причина 10: Неправильный алгоритм требований
Как дать задание воспитаннику, чтобы он его выполнил? Следуйте такому порядку:
Не говорите в пустоту, дождитесь момента, когда ребенок вас точно услышит. Уточните: «Ты меня услышал?» и получите подтверждение.
Проверьте, правильно, ли вас поняли: «Можешь ли ты повторить, что и как нужно сделать?»
Уточните, когда ребенок сможет выполнить задание: «Мы договорились? Сможешь сам? Когда планируешь сделать?»
Итак, мы рассмотрели основные причины детского непослушания. Помогли ли вам мои рекомендации?
Так или иначе, главное, чтобы в семье царили мир, любовь и взаимопонимание. Мы будем мудрыми родителями, и у нас все получится!
Дети всегда очень открытые и искренние. Они способны по-настоящему любить, принося родителям счастье и радость. Но, несмотря на то, что малыши всегда очень милые, и их все время хочется обнимать, целовать и баловать, одной их самых важных задач воспитания является обучение детей дисциплине. Это очень важно. Даже если Вы исповедуете полную демократию в семье, неуправляемый ребенок значительно усложнит Вашу жизнь. И дело даже не в том, что он будет постоянно досаждать и раздражать родителей. Излишняя избалованность и отсутствие уважения к взрослым помешает ему самому нормально развиваться, обучаться и самосовершенствоваться. В результате Ваш непослушный ребенок станет не только расхлябанным по жизни, но еще и не особо образованным.
Но что же должны делать родители с капризным и непослушным сорванцом? Если ребенок не слушается, ни в коем случае нельзя давить на него своим авторитетом, и тем более переходит к угрозам и наказаниям. Нужно постараться понять причину его плохого поведения. И только в том случае, если у Вас получится хоть немного проникнуть в мысли и переживания ребенка, Вы сможете скорректировать Ваши отношения, и уйдет.
Почему ребенок не слушается
Психологи обращают внимание родителей на такие основные причины детского непослушания:
- желание ребенка привлечь внимание родителей
Зачастую дети начинают капризничать, если не получают должного внимания от мамы и папы. Они настолько нуждаются в участии взрослых, что способны не только стать заядлыми нытиками и забияками, но даже заболеть. Все это, конечно, происходит неосознанно, и винить малыша нет смысла. Он страдает в данной ситуации больше всех.
- потеря уверенности в себе
Если родители не обращают на ребенка внимания, и все, что он слышит в свой адрес, это критика и грубости, малыш аккумулирует в себе весь этот негатив, постепенно теряя веру в себя и в свою способность быть «хорошим» и нравиться взрослым. В глубине души ребенок сильно страдает и переживает, но внешне он не подает вида и зачастую выглядит безразличным. С его уст нередко слетают фразы: «Ну и что!», «Мне все равно!».
- борьба за самоутверждение в семье
Нередко дети начинают упрямиться для того, чтобы показать родителям свою самостоятельность и индивидуальность. Если взрослые общаются с ребенком постоянно в приказном тоне, ничего не объясняя и не слушая, малыш однажды наверняка топнет ножкой и захочет сделать все по-своему. И неважно, что его решение не самое удачное, и родители знают, как лучше. Ребенку просто необходимо самоутвердиться, как личность.
- месть взрослым за несправедливое отношение
Последняя наиболее распространенная причина – желание отомстить взрослым. Да, да, малыши на это способны. Но делают они это абсолютно не из-за своего пакостного характера. Если ребенок испытывает такие неприятные эмоции, вина за это полностью лежит на взрослых, которые не дали ему чувства уникальности, любви и защищенности. За что же мстят дети своим родителям? За то, что их больше всего ранит – невыполненные обещания, обман, и т.д. Если Ваш ребенок стал неуправляемым, не спешите его ругать, начните с себя. Подумайте, что в Вас не так, что Вы сделали неправильно, где допустили ошибку. проще всего, но ведь проблему это не решит. Вы сможете избежать детских истерик только в том случае, если полностью измените принципы воспитания и в корне пересмотрите свои отношения в семье. Сделайте ребенка счастливым, и он никогда не будет капризничать по пустякам.
Как заставить ребенка слушаться
Как заставить ребенка слушаться? Для того чтобы сделать отношения в семье более спокойными и гармоничными, родители должны следовать некоторым правилам в воспитании детей.
- не манипулируйте потребностью ребенка в Вашей любви. Услышать от мамы слова: «Если не перестанешь шалить, я тебя не буду любить» всегда очень обидно. И гораздо страшнее понимать, что мама еще и обманула, ведь она все равно продолжает баловать и покупать игрушки, несмотря на свое обещание. Лучше уж не прибегайте к таким угрозам вообще.
- Не будьте слишком строгими. Дети нуждаются в любви, доброте и вере в них. Не нужно пресекать попутки ребенка сделать что-нибудь самостоятельно, пусть даже это закончится шишкой на лбу, грязной одеждой или испорченной вещью.
- Не стоит постоянно навязывать детям свои идеи. Если Вы всегда мечтали научиться играть на фортепиано, но родители не могли Вам его купить, это не значит, что Ваш ребенок будет очень рад покупке дорогого инструмента. Возможно, ему для счастья будет достаточно футбольного мяча или простенькой фотокамеры. И все капризы пропадут сами собой.
- Не требуйте от малыша слишком больших достижений. Это вызовет бурю протеста и может привести к неприятным последствиям в . Заполняя день ребенка полезными занятиями, оставляйте ему достаточно времени для собственных увлечений, которые помогут ему самоутвердиться и выразить свою неповторимую индивидуальность.
- Если ребенок очень непослушный , не нужно ему во всем потакать. Никогда не отступайте от принятых решений из-за , и требуйте от малыша исполнения своих обязанностей в семье. Он ведь живет не в лесу. Кто-то его кормит, одевает, водит в зоопарк, покупает сладости. Он должен быть благодарным и, как минимум, исполнять свою часть работы по дому.
- , в отличие от их «советских» родителей, прекрасно осведомлены о своих правах. В нашем прошлом папин ремень был решающим аргументом во всех спорах. Сейчас любой малыш старше 3-х лет может прочитать Вам лекцию о том, что наказывать детей негуманно. И на самом деле это правильно. Только взрослые обязательно должны объяснить ребенку, что понятие гуманности включает также уважение старших и помощь близким.
- Не переживайте по поводу своей финансовой несостоятельности. Мнение о том, что ребенок растет непослушным из-за невозможности родителей покупать ему много игрушек, неправильно. На характер ребенка влияют только Ваши отношения и время, которое Вы проводите вместе.
В отношениях между родителями и детьми всегда есть место любви и доверию. Главное, не наделать ошибок и сохранить эти теплые чувства на протяжении многих лет. Когда дети испытывают положительные эмоции, они не шалят и не капризничают, они просто хотят делиться своим счастьем с окружающими. И это главное правило, как сохранить гармонию в семье. Заботьтесь друг о друге, старайтесь наполнить каждый свой день улыбками, и тогда капризам и плачу просто не останется места в Вашем доме.
Как обычно мы ищем подход к «трудному ребенку»? Пытаемся найти удачную модель воспитания в своем окружении. «Мой ребенок в 3 года не слушается, на ушах стоит, никто ему не авторитет. А у соседки малыш двух лет - уже сейчас идеальный, послушный. Может, присмотреться, как она себя с ним ведет, как воспитывает, и перенять опыт?» Не торопитесь - здесь можно допустить ошибку.
Малыш… Ради этого крохотного, родного человечка мама готова пожертвовать жизнью. Хочется дать ребенку все самое лучшее, всему научить, чтобы его судьба сложилась удачно и счастливо. Но не всегда на этом пути все гладко. Иногда беспомощно опускаются руки. Ребенок непослушный, он совершенно неуправляем и вас не слышит - что делать?
Это статья для вас, если:
- капризы, упрямство, истерики или игнорирование родителей для ребенка - не редкость;
- уже нет сил существовать в режиме вечных окриков;
- нервы постоянно на пределе, а когда срываетесь - мучает чувство вины;
- один «возрастной кризис» плавно перетекает в другой, и этому не видно конца;
- в голове целый «талмуд» из советов психолога, подруг и бабушек - а результата нет.
С помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана разберемся, как добиться послушания детей и наладить с ними спокойные, доверительные отношения.
Возрастные кризисы: ждать или действовать?
Часто проблемное поведение детей связывают с трудным переходным периодом в детском возрасте:
- ? - Видимо, кризис трех лет уже начинается.
- ? - Очевидно, кризис затянулся.
Но пока мы успокаиваем себя, уходит драгоценное время, а проблемы только закрепляются. Вот уже в и «психует» - как же он будет учиться в школе? Как сможет строить отношения с людьми?
Развитие психики малыша действительно проходит определенные возрастные рубежи. Но это вовсе не означает, что родителям придется «сидеть на корвалоле» до совершеннолетия любимого чада. Кризисные периоды можно превратить в трамплин для взлета к новым высотам в развитии ребенка. А заодно и отношения малыша с родителями будут становиться все более близкими и теплыми. Начать можно с простых шагов.
Шаг 1. Подобрать оптимальную модель воспитания
Как обычно мы ищем подход к «трудному ребенку»? Пытаемся найти удачную модель воспитания в своем окружении. «Мой ребенок в 3 года не слушается, на ушах стоит, никто ему не авторитет. А у соседки малыш двух лет - уже сейчас идеальный, послушный. Может, присмотреться, как она себя с ним ведет, как воспитывает, и перенять опыт?» Не торопитесь - здесь можно допустить ошибку.
Те методы воспитания, которые прекрасно срабатывают для соседского малыша, могут оказаться бесполезны и даже губительны для вашего ребенка. Разберем на примерах:
Малышу заданы свойства кожного вектора. Он быстрый, ловкий, подвижный. Рациональный и прагматичный: ищет во всем пользу и выгоду для себя. Это природный добытчик: отовсюду тащит в дом игрушки. Любит конкурировать и соревноваться, во всем быть первым. Непослушное поведение у таких деток выражается в том, что они «стоят на ушах», все разбрасывают, не стремятся учиться и слушаться. Если у вас так называемый , важно знать к нему правильный подход.
Мотивацией для него может быть желанная покупка или поход в новое, интересное место. Кожный ребенок должен четко понимать, «что ему с этого будет», если он выполнит вашу просьбу. Например, так: «Если ты сейчас быстро уберешь игрушки, то у нас останется время не только сходить в магазин, но и попасть на детскую площадку». А вот окрики и попытки пристыдить просто не сработают.
Действенное наказание при непослушании для такого малыша - это ограничение в пространстве (например, изоляция в своей комнате) и во времени (отменить или сократить время просмотра мультфильма, игр с гаджетами и т. д.). А вот бить и шлепать категорически нельзя. Сверхчувствительная кожа такого ребенка испытывает при этом сильнейший стресс. Чтобы погасить боль, выделяются опиаты (эндорфины), от которых со временем ребенок . И потом уже, сам не понимая почему, просто «нарывается на ремень».
Малышу заданы свойства анального вектора. Он медлительный «копуша», немножко неуклюжий, неспортивный. Его не затащишь бегать и прыгать - куда охотнее с гаджетом на диване посидит. Его талант - системный и аналитический склад ума. Поэтому он настроен делать все неторопливо, скрупулезно, уделяя внимание деталям.
Подарками и походами такого ребенка мотивировать не получится - они для него не имеют такой значимости. А вот по-настоящему он нуждается в одобрении и похвале родителей. Его природное стремление - послушание, он хочет быть самым лучшим сыном и учеником. Делать все идеально и получать высокие оценки.
Но и такой малыш может стать . В его случае - это упрямцем, спорщиком по любому поводу. Почему это происходит? Так бывает, когда его неторопливый ритм жизни идет вразрез с маминым - быстрым, активным и подвижным. Например, ребенка все время подгоняют, поторапливают, одергивают. На это он реагирует еще более сильным торможением - .
Чтобы изменить эту ситуацию - дайте малышу больше времени для выполнения любой задачи. Поддержите его стремление сделать что-то не быстро, а качественно. Обязательно хвалите за прекрасный результат. Если куда-то предстоит идти - лучше предупредить ребенка заранее. Резкие перемены - стресс для него, ему надо подготовиться, настроиться, закончить дело, которым занят в данный момент.
Малыш - обладатель зрительного вектора. Эмоциональный, впечатлительный, «слезы близко стоят». Одновременно очень пугливый, склонный к страхам - и сопереживающий. Жалеет жучков и паучков, спасает от дождя божьих коровок. В потенциале он может вырасти крупным деятелем культуры или реализовать себя в гуманистических профессиях врача, воспитателя.
Если такой ребенок не слушается - у него это выражается в и слезах. Дело в том, что малыш просто пока не умеет справиться с тем огромным эмоциональным диапазоном, который задан зрительному человеку с рождения. Помочь здесь может воспитание чувств - через на сострадание.
А к шести-семи годам уже можно привлекать такого ребенка к посильной помощи слабым. Помочь пожилой соседке, проведать больного друга. Когда свои эмоции ребенок реализует в сопереживании другим - у него уходят истерики и страхи.
Малыш - носитель звукового вектора. Малоэмоциональный интроверт, погруженный в свои мысли. У родителей быстрых и активных это может вызвать сомнения: все ли в порядке с ребенком? Например, звуковой ребенок 3 лет не слушается. Что делать, если он может даже не приходить на зов, игнорировать просьбы? Кажется, будто он «туго соображает» - не сразу, с отсрочкой отвечает. Может даже позже начать говорить, чем остальные дети. Часто стремится быть один, изолируется от шумной детской компании. Бывает, его вообще не заинтересуешь ничем, кроме «гаджетов». Как быть?
На самом деле такому ребенку задан вовсе не низкий, а, наоборот - самый высокий потенциал абстрактного интеллекта. Его мыслительный процесс имеет большую глубину. Из такого ребенка вполне может вырасти великий ученый. Для этого необходимо создать нужные условия.
Прежде всего - это звуковая экология. Особо чувствительное ухо ребенка реагирует сильным стрессом на шум, крики, громкую музыку. Создайте в доме атмосферу тишины. Полезна классическая музыка - тихим фоном, чтобы ребенок вслушивался. Говорить с ним тоже стоит на пониженных тонах, мягко, четко и внятно. Избегать пустословия и слишком экспрессивной, эмоциональной подачи.
Современные дети являются носителями 3-4 и более векторов из восьми возможных. Чтобы выстроить точную модель воспитания, нужно учитывать свойства каждого из них.
Постичь эту науку вовсе не сложно - ею успешно пользуются тысячи родителей по всему миру. Они с радостью делятся тем, насколько легко становится общаться с ребенком. Из постоянной войны и испытания на прочность их родительство стало источником огромной радости:
Тренинг «Системно-векторная психология» не только помогает понять душу ребенка и подобрать к ней ключи. Он дает целую систему рекомендаций, с помощью которых родительское слово для ребенка становится важным и значимым. Раскроем несколько таких секретов.
Шаг 2. Сделать родительское слово значимым
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »Ребенок - это развивающаяся личность, интересы которой необходимо уважать. Родитель ответственен за жизнь, здоровье и благополучие своих детей, но он может лишь мягко направлять, деликатно советовать и скрыто манипулировать, ни в коем случае не склонять к послушанию агрессией. Насильственные меры не дают эффекта и ломают психику. Во все времена актуален вопрос недопонимания между ребенком и взрослым. Надо заметить, что сейчас мамы стали более грамотными и мудрыми, так как могут найти решение практически любой проблемы в интернете. Психологи поделились своими наблюдениями, а мы расскажем вам про то, как добиться послушания ребенка и как вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы не навредить.
Почему ребенок не слушается родителей?
Основные причины непослушания детей:
- возможно, вы возложили на ребенка непосильный груз ограничений и предъявляете к нему слишком много требований;
- ребенок растет и в процессе развития его психика преодолевает несколько кризисов, может быть причина упрямства в стрессе от такого перехода (психологи выделяют ряд критических моментов, когда высок риск бунтарства - 1 год, 3 года, начало обучения в школе, подростковый период и переходный возраст);
- негативное действие слово “нельзя” - если его употреблять слишком часто, то он будет плохо действовать на поведение, лучше его исключить из лексикона, заменив на рекомендации (говорить “нельзя” нужно редко при возникновении большой опасности);
- если нет послушания, то вполне вероятно, что мама и папа действуют неразумно, непоследовательно, поддаются своим перепадам настроения и эмоциям, мало изучают своего ребенка и детскую психологию;
- некоторым детям позволено абсолютно все, и это приносит печальные плоды, поэтому все же должны быть некие рамки поведения, за которые ни при каких условиях нельзя переходить (из-за вседозволенности и удовлетворения любого каприза дети в один прекрасный момент выходят из под контроля);
- отсутствие авторитета родителя - такое может иметь место из-за того, что ребенок наблюдает полное несовпадение слов взрослого с его действиями, поэтому если что-то обещаете (как поощрение, так и наказание), то делайте это, в противном случае не говорите этого;
- нередко ребенок живет в большой семье, где у взрослых разные идеалы и отличается мировоззрение, вреден сильный контраст между требованиями к ребенку от мамы и папы или родителей и бабушек с дедушками (то есть губителен тот факт, когда одни жестко воспитывают, а другие явно балуют, в этой ситуации малыш может запутаться, например, маме и бабушке вредно тайком разрешать ребенку то, что запрещено папой, тогда у ребенка сложится ошибочный стереотип, что маму можно слушаться, а папу не обязательно);
- элементарное неуважение родителей к ребенку, ведь ему необходимо хоть в чем-то самовыражаться и иметь собственное мнение, делать выборы;
- развод родителей - эта ситуация может сильно пошатнуть психику ребенка, хоть это заметно и не сразу, он мучается от чувства вины, может быть упрямым, вести себя непредсказуемо и устраивать скандалы на пустом месте;
- возможно, ребенок мстит взрослому, ведет невербальный диалог при помощи поступков, бросает вызов;
- систематические конфликты в семье - ребенок копирует модель поведения взрослых, а также всеми возможными способами борется за то, чтобы на него обратили внимание (часто в период конфликтов в семье, внимание полностью переключается на выяснение отношений, а ребенок уходит на задний план и остается заброшенным, что очень вредно);
- ребенок учится самоутверждаться и заявлять о себе в этом мире, он пытается манипулировать мамой и папой, проявляя свою, как ему кажется, состоятельность;
- часто жалуются на непослушание родители таких детей, которые ничем не заняты в жизни, ведь если ребенок не реализуется в искусстве, спорте, хобби, то у него остается много нерастраченной энергии;
- постоянная демонстрация родителями, друзьями, родственниками истеричного поведения - ребенок в высокой долей вероятности скопирует эту модель и заберет с собой в свою взрослую жизнь;
- привычка родителей кричать на ребенка - в этом случае, его восприятие сильно снижается, крик неэффективен с педагогической точки зрения, непослушание от него только усилится плюс ребенок будет жить в состоянии фонового стресса.
Как вести себя родителям с непослушными детьми?
Поощрение и наказание
Следует хвалить и наказывать ребенка по факту, то есть за сильные нарушения, он получает большие санкции, а за незначительные - малые санкции. То же и с поощрением.
Полезно смастерить дома что-то вроде доски почета, где вы будете ежедневно, хотя бы в течение недели, отмечать моменты послушания ребенка и также фиксировать все его пакости. Например, дела, которые вам запомнились, можно обозначать при помощи кружочков разного цвета или каких-либо символов, рисунков, наклеек.
Когда позитивные значки будут преобладать над отрицательными заметками, ребенок получает награду. Если наоборот больше негатива, то он может лишиться сладостей, мультиков или игры в гаджет на один день (это не слабое наказание, а серьезная утрата, поэтому разумно использовать такой способ наказания). Так он отследит связь между своим поведением и последствиями.
Доверие и контакт
Стройте с ребенком не напряженные, а доверительные отношения. Такая модель лучше жесткого авторитарного воспитания. В таком случае ребенок безбоязненно задаст все вопросы и будет доверять в ответ, не будет опасаться родительского гнева. Всегда разговаривайте и старайтесь договориться со своими детьми, обсуждайте все проблемы и происшествия. Здесь необходимо упомянуть, что любому ребенку очень нужна ласка и физический контакт со взрослым.
чтобы ребенок слушался родителей, необходимо вовремя хвалить и разумно наказывать егоВнимание и понимание
Даже если ваш рабочий график слишком плотный, и у вас много друзей, уделяйте детям больше внимания. Вашу усталость как рукой снимет при живом общении с ребенком. Поймите, что надо делать акцент не на проведенных вместе часах и днях, а на качестве вашего общения.
Если совсем нет времени, то выделите ровно полчаса, но в это время полностью сосредоточьтесь на продуктивном общении с ребенком, держите с ним тесную связь, позитивно разговаривайте и улыбайтесь.
Дети нередко становятся непослушными при взрослении. Может иметь место отрицательное влияние его окружения. Будьте рядом в тяжелые моменты, когда ребенок пытается самовыражаться за счет домашнего противостояния и бунтарства. Всегда поддерживайте и будьте готовы оказать помощь.
В разговоре отделяйте ребенка от его негативных поступков. То есть вы должны донести, что вы его в любом случае любите и всецело принимаете, а недостойное поведение является просто плохим поступком, но не его плохой чертой или частью характера.
Если вы утратили доверие взрослеющего ребенка и понимание между вам отсутствует, необходимо наладить отношения. Не лезьте в душу и не навязывайтесь. Начните больше интересоваться его жизнью. Постарайтесь понять и изучить то, к чему тянется он. И говорите о том, что несовпадение мнений и интересов людей - это абсолютно нормально, зато вам будет о чем поговорить и что обсудить.
Авторитет и пример родителей
Чтобы ребенок хорошо развивался и считал нормой подчинение родителям, будьте последовательны и разумны в вашей речи, поступках и требованиях. Для этого постоянно занимайтесь саморазвитием, читайте умные книги, изучайте психологию, основы НЛП, учитесь понимать и убеждать окружающих, тренируйте умение влиять на людей, вам это очень пригодится в общении с детьми.
Авторитет родителя выражается в том, что если он дал обещание, плохое или хорошее, то обязательно его выполнит. Если же действия будут расходиться со словами, тогда ребенок перестанет слушаться, зная, что вы бросаете слова на ветер и не делаете сказанного. Когда не уверены в себе, то лучше не давайте обещаний. Эту же плохую привычку пустословия ребенок может унести в свою взрослую жизнь.
Подавайте желаемый пример. Если вы требуете от ребенка дисциплины, то будьте дисциплинированы сами. Учите силе воли - проявляйте ее сами. Ребенок все это увидит на деле. Говоря о вреде курения, алкоголя, сквернословия или недостойного поведения, пользе спорта, правильного питания, аккуратности, подтверждайте это своей жизнью.
дети берут пример со взрослых, поэтому родителям следует вести себя достойноПравильная реакция на истерики
Огромное количество родителей обеспокоены тем, что у ребенка периодически случаются истерики. Причем, он обычно выходит из себя в самый неподходящий момент, когда находится в общественном месте, например, в супермаркете.
Знайте, что истеричность может являться одним из проявлений расстройства психики или неврологических проблем. Необходимо обследоваться у врачей. Если нарушений не выявлено, значит, истерики - это стопроцентное следствие неправильного воспитания.
Подумайте над своим поведением, вы что-то делаете не так. Подстраивайтесь под ребенка, стараясь скорректировать его поведение. Изучите глубже вопрос, как вести себя при детской истерике, чтобы не усугубить, а исправить сложившуюся ситуацию. Если истерики - это последствие ошибок в воспитании, то все это обратимо, если вы постараетесь, то сможете отучить ребенка так себя вести.
В момент, когда начинаются крики, слезы, падения на пол, стук кулаками и прочее, сохраняйте полное спокойствие. Если истерика случилась в людном месте, то на корню пресекайте попытки сердобольных посторонних взрослых вмешаться в ситуацию и успокоить вашего ребенка. Такие моменты ухудшат положение.
Ваша задача - сменить обстановку, дождаться окончания плача, затем абсолютно непоколебимым спокойным голосом поговорить с ребенком. На маленьких детей отлично действуют отвлекающие маневры - просто переключите внимание на что-то очень интересное и предмет переживаний будет забыт.
Например, если ребенок еще не умеет кушать сам, но очень хочет это делать, роняя еду на пол, то может протестовать против того, чтобы вы его кормили. В таком случае возьмите куклу, любую другую игрушку, которую можно покормить, пусть ребенок займется этим. А вы потихоньку кормите его, пока он занят.
Если ребенок категорически не желает слышать ваши объяснения про то, что вы сейчас не можете купить определенную сладость или игрушку, то не обращайте внимание на крик. Поддавшись один раз, вы закрепите привычку выпрашивать все плачем. При истерике демонстрируйте равнодушие, и в то же время желание помочь. Но помните, вы должны быть непреклонны.
Простые речевые манипуляции
Не используйте слово “нельзя” и частицу “не”. Например, когда вы говорите “не бегай”, “не кричи”, “не прыгай” и подобное. Так говорить неэффективно, так как наше сознание фильтрует такие слова. Лучше замените на другие указания.
При общении с девочкой, важно объяснить все подробно и в красках, эмоционально говоря о своих чувствах и потребностях. А при общении с мальчиком, вы должны максимально кратко и четко сказать о том, что требуется сделать в данный момент. Но это универсальная рекомендация, на деле же все очень индивидуально.
Не делайте многократного повторения своих просьб. Произносите требование один раз и точка. Далее должно следовать наказание. Причем, не забывайте объяснить, за что ребенок был наказан. Так вы приучите ребенка слушаться с первого раза.
Если вам не удается привлечь внимание ребенка, он упорно вас игнорирует, то подключите свою хитрость. Попробуйте говорить с ним необычно, например, шепотом или выстройте свои слова в песенку. Меняйте тембр и скорость речи. Попробуйте донести информацию, используя не слова, а понятные жесты и яркую мимику.
Чтобы выстроить гармоничные взаимоотношения со своим ребенком, любите его и помните, что говорил доктор Комаровский. Он справедливо упоминал в своих передачах и статьях, что “стая не идет за детенышем”, напротив, ребенок должен жить по правилам, установленным в этой семье мудрыми взрослыми, а не диктовать свои правила. Вы несете за него ответственность, у вас больше знаний.
Ребенок должен идти туда, куда его ведут опытные и умные взрослые, привыкнуть слушаться с малолетства. Помните, что запрет должен оставаться запретом, несмотря на истерики.
Не делайте из ребенка домашнего бога, бесконечно жалея его, будьте строги, спокойны и справедливы, тогда вырастите дисциплинированную и самодостаточную личность с сильным стержнем внутри.
Реакция родителей на непослушание ребенка чаще всего предсказуема – негатив и ответная агрессия с целью пресечь нежелательное поведение. В результате ребенок нервничает, обижается, супротивничает и вскоре становится вовсе неуправляемым. Понятно, что ни о каком взаимопонимании и договоренностях в таком случае не может быть и речи.
С чем связано непослушание детей и как его предотвратить? Каким образом поступить, если ситуация выходит из-под контроля и вы видите, как эмоции, и ваши, и ребенка «зашкаливают»? Может быть, стоит проявить жесткость и наказать неслуха, стремящегося идти наперекор? Или, напротив, собрав силу воли, уступить, чтобы прекратить нагнетание страстей?
Как реагировать на непослушание ребенка?
Великий педагог Я. Корчак, труды которого неплохо бы изучить всем, кто хочет стать родителями, считал самой страшной ошибкой понимание педагогики как науки о воспитании детей. Он говорил, что это наука о воспитании человека.
По мнению Корчака, бурная реакция родителей на непослушание ребенка порождена лицемерием: взрослые постоянно говорят «пусть дети будут лучше нас», но, навязывая им свои «нормы» и «правила», они отрезают им путь к проявлению индивидуальности, упорно стремятся сформировать юную душу по своему, «правильному», образцу.
Педагог призывает родителей постараться понять, чем вызвано непослушание детей, что они хотят этим сказать? Правда в том, что при близком и постоянном общении в памяти чаще всего остаются негативные моменты, когда ребенок противоречил или не слушался. Даже если он как-то пытался объяснить свое поведение, его слова не были услышаны. Непослушание чаще всего приписывается трудностям взросления или природному упрямству – взрослым так удобнее.
Между тем, ни один ребенок не станет проявлять неповиновение «просто так», непослушание детей всегда чем-то обусловлено: усталостью и переутомлением, болезнью, протестом против несправедливости, желанием заявить о себе и своих правах, неумением выразить свои желания иначе. И только в отдельных случаях это происходит из вредности и желания изучить реакцию взрослого.
В зависимости от случая есть три вида реакции на непослушание ребенка:
- игнорирование
- отвлечение
- наказание
Прежде чем среагировать, подумайте об истинной цели воздействия на ребенка. Не говорит ли в вас эгоизм или жестокость? Не превышаете ли вы полномочия по отношению к личности, за которую несете ответственность?
Как наказать ребенка за непослушание?
Для маленьких детей важно понимание границ поведения – это залог их безопасности. Однако не так много встречается ситуаций, в которых детям действительно что-то угрожает. Например, когда девочка идет с мамой гулять на площадку в новеньком платьице, нет опасности ее жизни и здоровью. Почему же мама постоянно кричит: «Стой, негодница, куда на горку полезла? Сейчас платье порвешь!»? А если опасения оправдываются, то малышке несдобровать: крик, оскорбления, а то и шлепки!
Можно ли считать, что в данном случае имеет место непослушание ребенка ? Может быть, это мама чего-то недопонимает? Для малышки гулять значит лазить на горку, играть в песочнице, качаться на качелях, а не стоять рядом с мамой, слушая, какая она «куколка» и «зайка» от ее подружек.
Предостерегают психологи и от . Есть очень тонкая грань между дисциплинарным воздействием и жестокостью. Чуть больше эмоций – и вот уже воспитательный момент превращается в насилие и глумление над личностью. Недавний телерепортаж о том, как отчим «воспитывал» пасынка за непослушание, пока не убил его, должен послужить уроком всем, кто отдает предпочтение физическому воздействию.
Гораздо правильнее и эффективнее выбирать такие меры, которые помогут детям осознать неправильность своих поступков. Для этого не стоит принимать решения сгоряча и немедленно: пусть ребенок успокоится. Затем поговорите с ним, выясните, как он сам оценивает свое поведение. Не скрывайте, что вы расстроены и разочарованы, потому что считаете его серьезным и ответственным человеком, который может словами объяснить свои желания и поступки.
Если ребенок осознал, что неправ, и извинился, наказание отменяется. Достаточно проговорить, как подобная ситуация в дальнейшем будет разрешаться «цивилизованным» способом.
Если упрямится, не желая признавать очевидного, оставьте его в комнате одного «подумать», лишив чтения на ночь, компьютерной игры или просмотра мультиков.
Чем бы ни было вызвано непослушание ребенка, нужно помочь ему справиться с этим состоянием и показать другие пути для выражения чувств и желаний.