Антикризисные меры. Календарь возрастных кризисов ребенка по неделям, месяцам и годам: скачки и фазы развития в детском возрасте
За первые полтора года жизни ребенок переживает колоссальные изменения. Больше никогда в жизни его развитие не будет настолько стремительным. Это настоящие скачки роста у детей! Рост, вес, физические и умственные возможности – темп развития ребенка поистине поразительный!
Но развитие ребенка не происходит равномерно. Все дети развиваются скачками. То кажется, что долгое время не происходит никаких перемен в развитии крохи, а потом вдруг неожиданно у ребенка появляется какой-то новый навык, происходит очередной скачок. На самом деле появлению каждого нового навыка у ребенка предшествует довольно долгий подготовительный период. Речь может идти примерно о неделе. И эта неделя – настоящий кризис для малыша, а часто и для напуганных родителей ребенка.
Эти кризисы развития детей настолько заметны и закономерны, что создан даже специальный календарь кризисов ребенка .
Но не стоит пугаться – поскольку каждый такой кризис является следствием бурного развития ребенка, эти кризисные недели складываются скорее в календарь скачков развития ребенка. Каждый кризис – это скачок развития нервной системы, скачок роста мозга, появление новых способностей у ребенка. Для малыша это сравнимо с открытием нового, абсолютно неизвестного ребенку мира. И это пугает ребенка.
Не пропустите новую статью про сон малыша |
Кризисы развития заставляют ребенка чувствовать себя взволнованным. Происходящие с ним и окружающим его миром перемены слишком стремительны. Они непонятны ребенку, и он напуган. Во время кризиса ребенок нуждается во внимании и помощи взрослых. Наберитесь терпения. В ваших силах помочь своему малышу легче и быстрее пройти каждый кризис, каждый скачок роста.
Таблица скачков роста показывает, как распределены скачки развития по неделям жизни малыша. Недели, выделенные цветом, показывают кризис. Тучкой обозначено самое тяжелое время. За кризисом следует солнышко – это спокойный период для малыша, окончание кризиса, развитие ребенка благополучно пережило очередной скачок. До следующего скачка и соответствующего ему кризиса будет довольно спокойное время закрепления малышом своих новых навыков.
Скачки развития у детей происходят примерно в одном и том же возрасте. До 1,5 лет ребенок переживает 10 таких скачков. Поначалу каждый кризис короткий и они часто меняются. Постепенно интервалы между кризисными периодами у ребенка удлиняются, но и длительность каждого скачка тоже увеличиваются.
Если ребенок родился раньше срока, то смотрите календарь скачков роста начиная с даты, когда ребенок должен был родиться. Если же ребенок родился позже срока, то начинайте отсчет раньше. Каждый кризис обычно сопровождаются тревогами, капризами, ухудшениями сна, слезами.
Кризисами возрастов отмечены определенные периоды в жизни каждого человека, особенно богат такими событиями детский возраст. Для дальнейшего развития ребенку необходимо пройти каждый кризисный этап, чтобы перейти на следующий жизненный уровень. Успешное преодоление детского кризиса является залогом гармоничной взрослой жизни, так как проблемы, решенные в детстве, не следуют тяжелым грузом за человеком всю жизнь. Под термином понятия возрастного кризиса в психологии понимается вспыльчивое, агрессивное или упрямое поведение, сопротивление авторитету взрослых.
Возрастной кризис – это резкая смена системы ценностей и переход личности на новый этап существования. В результате приобретаются новые качества, позволяющие адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Успешно пройденный кризис ребенка позволяет взрослеть, получать новые знания, навыки и взаимодействовать с другими членами общества.
Спокойное и мягкое течение возрастных кризисов возможно при условии пребывания ребенка в благоприятной окружающей среде. Задача родителей – понять богатство и сложность эмоциональных реакций маленького человека и облегчить ему коммуникацию с другими людьми. Любой кризисный период может иметь два варианта дальнейшего развития:
Приобретение положительных качеств характера (целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, инициативность), позволяющих достичь необходимых целей в жизни.
Формирование негативных черт (раздражительность, вспыльчивость, инфантильность), затрудняющих нормальную адаптацию и достижение поставленных целей. Острые проявления сложных периодов особенно ярко наблюдаются в неполных и асоциальных семьях. Наиболее напряженным критическим моментом кризисного возраста детей в такой среде является девиантное поведение, которое сопровождается вредными привычками и употреблением психоактивных веществ, разрушающих психику.
Кризис трех лет.
Является первым, который замечают родители. Всплеск эмоций из-за проблем с адаптацией имеет место у новорожденного, но из-за неумения выразить вербально свои претензии к окружающему миру, поведение младенца обычно объясняют физиологическими причинами.
В три года ребенок впервые пытается заявить о себе как личности, отдельной от родителей. С этим явлением связаны попытки проявить самостоятельность и инициативу. Поскольку малыш неопытен и возможности его ограничены, родители должны контролировать действия своего чада. Важно в этот момент не пресекать его желание действовать активно и самостоятельно.
Проявление упрямства и строптивости доходят до , который проявляется в совершении противоположных действий или полном игнорировании мнения и пожеланий окружающих. Часто поступки ребенка противоречат его истинным желаниям и приводят к негативным результатам (отказ правильно питаться, гулять).
Возрастной кризис семи лет.
Период перехода от безмятежного детства к обязанностям школьной жизни часто является стрессом для неокрепшей детской психики. Поэтому следующий возрастной кризис — , приходится на семилетний возраст. У ребенка появляются в поведении черты, проявляющиеся психологическим изменением, которые не были типичны для него раньше:
- манерность, связанная с желанием казаться старше и ответственнее;
- утрата детской непосредственности;
- проявление грубости и своеволия.
Чуткое отношение родителей и педагогов способно помочь в преодолении возникших проблем. Значительную роль играет надлежащая подготовка к школе, которая предусматривает предварительное знакомство с детским коллективом и учителями. Полученные знания в рамках дошкольной подготовки облегчают нагрузку психического и физического характера.
Родителям важно осознавать сложность ситуации и следить, чтобы малыш не был перегружен дополнительными занятиями.
Подростковый кризис.
Наиболее сложным и трудным является , который обычно приходится на возраст от 12 до 15-ти лет. Продолжительность его индивидуальна и зависит от степени изменения физиологических функций организма и окружающей обстановки.
Кризис 12 лет объясняется началом изменения в сознании, когда в сложившейся ситуации подросток требует к себе отношения как к взрослому человеку. Требования родителей подчиняться контролю часто вызывает бурное негодование и протест. Гормональный всплеск вызывает острый интерес к противоположному полу, что может закончиться романтической влюбленностью или сексуальным контактом.
Причинами подросткового кризиса являются не только психологические проблемы, но и эндокринные изменения в организме.
Степень моральных ценностей, привитых ребенку ранее, определяют возможный вариант развития событий. Особенно опасная ситуация складывается в неблагополучных семьях, так как степень агрессии подростка, направленной на себя или на окружающих может принять опасный характер.
В отношениях с подростком первостепенное значение имеет уровень доверия и душевной близости, который создается в процессе постоянного общения с ребенком.
О специфике и особенностях подросткового периода.
Кризис у подростков кроме психологических проблем несет с собой и проблемы со здоровьем, так как развивается неравномерное формирование различных систем организма в этом сложном возрасте.
Появление вредных привычек может усугубить психологическое напряжение. Даже непродолжительное употребление алкоголя и наркотиков, а также курение может вызвать зависимость. На родителях, близких людях и педагогах лежит серьезная ответственность своевременного выявления нездоровых наклонностей.
Кризис подросткового возраста при неблагоприятном развитии ситуации может привести к уходу ребенка из дома и совершении им неправомерных действий. Негативная энергия, вызванная конфликтными ситуациями или одиночеством, приводит к суицидальным попыткам или завершенному суициду. Довольно часто демонстративные поступки приводят к неконтролируемой обстановке и заканчиваются трагично.
Несмотря на трудность подросткового кризиса, этот период необходимо преодолеть и трансформировать негативные проявления в положительные черты характера. Любой кризис способствует дальнейшему личностному развитию и закалке характера. Трудности взрослой жизни для ребенка, успешно преодолевшего подростковый период, окажутся по плечу. Последствием кризиса может стать психопатизация личности, которая в дальнейшем не будет поддаваться коррекции. По этой причине все нарушения развития детской личности должны своевременно исправляться.
Кризис является серьезным испытанием не только для самого ребенка, но и для его родителей. Чтобы пережить сложные периоды с минимальным ущербом для психического здоровья, придерживайтесь следующих правил:
Уважать право ребенка на собственное мнение. Даже в самом юном возрасте необходимо прислушиваться к пожеланиям, если они не противоречат здравому смыслу.
Следует обсуждать с ребенком планы, советоваться. Малыш во время кризисного периода становится критичным к действиям взрослых людей. Любую критику воспринимайте конструктивно, авторитарность только усугубляет возникшие проблемы.
Для успешного преодоления кризисов детского возраста воспитываем ребенка без крика. Истерические проявления у взрослых и любое проявление неуравновешенности способствуют агрессивности.
Чтобы сгладить проявления критических периодов, следует устанавливать дружеские и доверительные отношения.
Воспитание ребенка требует времени и сил. Проводите с ребенком больше времени. Дети, обделенные родительским вниманием, будут привлекать его самыми неприятными способами. При невозможности самостоятельного разрешения проблемы не стоит медлить с обращением к психологу.
Бывают ли кризисы у детей в другом возрасте.
При рассматривании сложившейся ситуации следует учитывать, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому не нужно ориентироваться на точное расписание кризисного периода.
Кризис 6 лет также является отражением кризиса первоклассника, так как большинство детей отправляются в школу именно в этом возрасте.
Не следует забывать, что современные дети могут отправиться в школу в 6, 7 лет или даже к восьми годам. Решение о начале образовательного процессе обычно принимают вместе с психологом, который способен точно определить готовность малыша к школе.
В семь лет малыш отправится в школу, исполненный ожиданием преуспеть в учебе и приблизиться к взрослой жизни, а кризис в 8 лет у детей начинается на втором году обучения, который сопровождается разочарованием в своих способностях. Часто временные трудности второго года учебы сопровождаются снижением самооценки и стеснительностью, строгость взрослых может привести к накоплению неразрешенных проблем и кризисному состоянию.
Кризис в 5 лет у детей может проявиться при условии раннего интеллектуального развития. При этом следует учитывать, что по характеру это кризис первоклассника, особенности проявления которого заключаются в желании взросления и потребности в обучении. В данном случае ребенка следует обучать на курсах (например по изучению иностранного языка). Вполне подойдет и поступление в музыкальную или художественную школу, но при этом необходимо учитывать творческие наклонности ребенка и не навязывать ему свою волю.
Кризис в 9 лет у современных детей может активно проявиться в ситуации, когда родители решили повысить интенсивность обучения с помощью дополнительных занятий с репетиторами. Часто дети посещают различные кружки и секции. Это приведет к перегрузкам с несоответствием нагрузок и возможностей малыша. Груз накопленных проблем проявиться раздражительностью, плаксивостью, появлением страхов, ухудшением сна. К концу девятого года при бережном отношении к психике ребенка кризис первоклассника завершиться.
Кризис шести лет объясняется тем, что в школу отправили ребенка, который не готов к систематическим занятиям.
Кризисом полутора лет обозначается своеобразное состояние осознания своей отделенности от матери. В связи с этим ребенок может требовать постоянного ее присутствия в его жизни и следовать за ней как хвостик, раздражаться по поводу ее отсутствия или занятости. Вовлечение детей в развивающие игры и совместное познавание окружающего мира значительно облегчают процесс разделения.
Каждый ребёнок переживает возрастные кризисы. Это необходимо для становления полноценной личности и характера. В этой статье мы расскажем вам, когда возникают возрастные кризисы у детей и как они проявляются. Это поможет вам быть готовыми к определённым изменениям в поведении ребёнка.
Возрастным кризисом называют переломные, проблемные периоды в развитии ребёнка при переходе от одного возраста к другому. Как правило, они длятся несколько месяцев и проходят очень бурно. Связаны такие изменения с постоянным развитием малыша: новыми умениями, полученными знаниями, опытом общения со сверстниками, обстановкой в семье.
Кризисы развития происходят, как правило, у каждого ребёнка. Работая с различными детьми, современные психологи определили наиболее вероятные возрасты таких изменений. Календарь кризисов развития ребёнка включает в себя 6 основных кризисных этапов:
- до 1 года малыша,
- от 1 года до 1,5 лет,
- в 2 года,
- в 4 года,
- в 6-8 лет,
- в 12-14 лет (пубертатный кризис).
Определить точное время начала возрастного кризиса невозможно. Такое состояние сугубо индивидуально и проходит по-разному у каждого ребёнка. Многое зависит от воспитания малыша, его отношений с родителями.
Кризис развития детей до года (лактационный кризис) - комплекс переломных моментов, связанных с изменением количества грудного молока, которым питается малыш. Как правило, это происходит в 1, 3, 7, 11 месяцы жизни ребёнка.
С ростом малыш требует больше молока, чем может дать ему мама. Он ведёт себя беспокойно и раздражительно. Ситуация стабилизируется, когда у мамы нормализуется выработка молока. Главная ваша задача в этот момент - не паниковать и не нервничать, соблюдать правильное питание и необходимый режим.
Кризис от года до полутора лет у детей связан с постепенным развитием речи и обучением ходьбе. Малыш начинает замечать, что мама уделяет ему не каждую минуту своего времени. Он капризничает, плачет и устраивает истерики. В то же время, он уже многое учится делать самостоятельно. Плохое поведение может быть вызвано и чрезмерной опекой родителей.
Уделяйте внимание малышу, играйте, проводите больше времени с ним. Насладившись присутствием родителей, он вскоре сможет самостоятельно играть с любимыми игрушками.
В два года ребёнок начинает разделять мир на «хорошо» и «плохо». Такие понятия он осознаёт с помощью своих действий и реакции родителей на них. Кризис двух лет у ребёнка связан с поиском границ дозволенного. Если ваша реакция будет последовательной и закономерной, такое воспитание станет основой его восприятия.
К четырём годам малыш уже многое умеет делать самостоятельно. Он ведёт более активный образ жизни, посещает детский сад или общается со сверстниками во дворе. Такие перемены зачастую влекут некоторые изменения и в поведении. Малыш стремится к большей самостоятельности, желает оградить себя от вашей опеки и постоянной помощи или же наоборот - привлечь внимание.
Кризис 4 лет у детей требует особого внимания со стороны родителей: советы психолога гласят, что следует проявлять заботу и показывать любовь к малышу. Не забывайте, что уже в таком возрасте ребёнок формируется как личность, ему необходимо уважение и внимание.
Последующие возрастные кризисы связаны с проблемами социализации детей, влиянием внешнего окружения. Так, в 7 лет ребёнок вынужден погрузиться в непривычную среду - школьную жизнь. В старшем возрасте - 12-14 лет - он начинает переживать переходной этап в развитии.
Каждый возрастной кризис - испытание и для родителей, и для детей. Уделяйте внимание вашему ребёнку, проявляйте свою любовь и заботу. И тогда он будет расти здоровым и счастливым человеком.
Светлана Мерченко
Город: Новосибирск
Практикующий псифхолог, специалист в области детско-родительских отношений, психолог организации усыновителей «День аиста», бизнес-тренер, многодетная -мама
Про кризисы развития детей слышали, пожалуй, все современные родители. То и дело кто‑то вздыхает: «У нас кризис трех лет» или «У нас подростковый возраст». Что же это значит? Возрастные кризисы - это такие периоды в развитии человека, при которых происходят резкие психические изменения. Еще вчера ваш школьник был вполне себе милым и покладистым, а сегодня вдруг стал спорить, противоречить, расстраиваться по пустякам, утрированно реагировать на любые замечания в свой адрес, и вы понимаете - вот оно, началось! Здравствуй, подростковый возраст! Однако проходит какое‑то время - год, два, три, и вы замечаете, что ребенок вернулся «в свои берега». Но при этом стал другим, более независимым, ответственным, самостоятельным. Кризис миновал, а результаты его остались. Возрастные кризисы встречаются на всем протяжении процесса взросления: как у детей дошкольного возраста, так и у подростков, поэтому особенно важно знать их отличительные черты и значение.
«Штормовые» периоды
О кризисах развития писали и Зигмунд Фрейд, и Лев Выготский, и другие известные ученые. В их трудах есть много общего (например, возрастные этапы кризисов) и принципиально разного. Но оставим тонкости профессионалам - родителям важнее знать главные особенности каждого кризиса, чтобы помочь своему ребенку пережить эти непростые периоды. В таблице ниже кратко описаны основные возрастные кризисы у детей.
Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы
Возраст | Предмет конфликта | Близкое окружение | Исход кризиса |
---|---|---|---|
0—1 год | Стоит ли доверять этому миру? | Поддержка, удовлетворение потребностей, забота, контакт, эмоциональное общение | Доверие к людям, позитивное отношение к себе |
Отсутствие поддержки, плохая забота, непоследовательность, эмоциональная «глухота» | Недоверие к людям, недоверие к себе | ||
2—3 года | Могу ли я контролировать этот мир?(или только свое поведение?) | Поддержка, введение разумных ограничений, адекватная степень свободы, отсутствие родительской агрессии в наказаниях | Автономия, стремление управлять собой |
Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия, жесткие или унизительные наказания | Сомнения в своих возможностях, стыд или тревожность | ||
4—5 лет | Могу ли я быть независимым от родителей и где границы моих возможностей? Что значит быть мальчиком и девочкой? | Поощрение активности, наличие исследовательских возможностей, признание прав ребенка, поло-ролевое признание | Инициативность, уверенность в своих силах, признание своего пола |
Неодобрение активности, постоянная критика, обвинения, неприятие себя как девочки или мальчика | Вина за поступки, ощущение собственной «плохости». Негативное отношение к собственному полу | ||
6—11 лет | Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? | Мягкое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания | Трудолюбие, наличие личных интересов и желания добиваться целей |
Несистемное или противоречивое обучение, отсутствие руководства, позитивных примеров для подражания | Чувство неполноценности, неуверенность и страх перед трудностями | ||
12—18 лет | Кто я без влияния родителей? Каковы мои личные убеждения, взгляды, позиции? | Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания, признание права ребенка на собственный внутренний мир | Идентичность, внутренняя целостность |
Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания | Смешение ролей, противоречие ценностей, эмоциональная зависимость |
Кризис первого года жизни
«Стоит ли доверять этому миру?»
Первый кризис происходит у детей в возрасте до года. Младенец, только появившийся на свет, беззащитен и беспомощен. Он буквально не может выжить, если рядом не окажется людей, которые позаботятся о нем. Но ребенку важно не только быть накормленным и умытым. Малышу нужна уверенность: его тут ждали. Ему необходимо видеть радость и счастье на лицах людей, которые заботятся о нем, чтобы впоследствии доверять людям, себе и миру. Постоянной заботой, лаской, надежным присутствием, бесконечными объятиями и поцелуями мама и папа доказывают: родиться - это прекрасно!
Но если малыш сталкивается с плохим уходом, равнодушием или наблюдает, что близкие люди страдают, печалятся, ругаются, часто отсутствуют, он делает целый ряд неутешительных выводов. Вывод о себе: «я их не радую, значит, я плохой». Вывод о людях в целом: «люди ненадежны, нестабильны, и доверять им не стоит». Все эти выводы ребенок делает неосознанно, но они становятся его руководством к действию, ведь это его реальный опыт. Поэтому в дальнейшем одни люди видят стакан наполовину полным, а другие - пустым. Одни видят возможности, а другие - проблемы. Одни находят силы бороться с трудностями, а другие сдаются без боя, ибо в глубине души знают, что всё бесполезно, ведь «я плохой» и «никому верить нельзя». Такое значение имеет первый возрастной кризис, наблюдаемый у детей до года.
Кризис 2–3 лет
«Самостоятельность или неуверенность?»
Дети учатся ходить, управлять своим телом: привыкают пользоваться туалетом, питаются за общим столом и постепенно становятся всё более независимыми. И эта «свобода» их манит: нужно всё потрогать, схватить, раскидать, то есть изучить. Дети становятся капризными и требовательными, потому что хотят понять, как управлять родителями, как сделать так, чтобы они по‑прежнему выполняли все их желания. А у родителей другая задача - научить ребенка управлять не миром, а собой. Самому ходить на горшок, самому есть, самому уметь останавливаться, слышать родительское «нет», реагировать на запреты и ограничения. Это трудное время.
Требовательным двухлетним «террористам» нужны разумные ограничения, когда «нельзя» - это всегда «нельзя», и адекватная степень свободы. Родителям стоит набраться терпения и подождать, пока «Я сам» моет руки, метет веником, открывает ключами дверь. Так рождается уверенность в своих силах, первое «я могу!» и самостоятельность. В результате ребенок стремится управлять собой, а не манипулировать родителями. Но поиск «родительской кнопки» характерен для всех трехлеток, поэтому очень важно не перегнуть с наказаниями, не проявлять физической агрессии, не стыдить ребенка, не унижать, ведь пока он умеет очень мало.
Чем жестче вы «вбиваете» в него правила, чем чаще вините в проступках, чем больше будет критики и насмешек над «неряхой» и «грязнулей», тем более неуверенным и неуправляемым может стать человек в будущем. Такой взрослый будет вынужден спорить с правилами и законами, доказывать своё право на уважение, видеть угрозу своему достоинству в любом косом взгляде и приказе начальства. Корни деспотизма, агрессивности, тотальной неуверенности также часто лежат в этом периоде.
Кризис 4–5 лет
«Что значит быть мальчиком или девочкой?»
В возрасте четырех-пяти лет дети узнают, как устроен мир, интересуются, какое место в нем отведено взаимоотношению полов. Игры в «дочки-матери», в рыцарей и суперменов, в «магазин», в «больницу» - все это отражает желание ребенка найти свое место в мире, понять, что несет в себе знание «я девочка/я мальчик»? Быть девочкой - это значит быть красивой, как принцесса, трудолюбивой как Золушка или жертвенной, как Русалочка? А мальчик - это кто? Тот, кто не плачет, ничего не боится, может дать всем «сдачи», или тот, кто умный, добрый и терпеливый?
Все наши гендерные стереотипы и ожидания закладываются в этот период и переносятся из отношений родительской пары. Девочка и мальчик внимательно наблюдают за поведением родителей, они чувствительны к их словам и оценкам. Таким как «настоящий мужчина никогда не позволит женщине нести сумки» или «настоящая женщина не нуждается в помощи, она всё может сама». Ребенок считывает отношения родителей между собой, их проговоренные и негласные ожидания друг к другу, и таким образом формируется его будущее отношение к людям своего и противоположного пола. Где та граница, чего я никогда не смогу только потому, что я мальчик или девочка? Почему мальчикам нельзя красить ногти, ведь это красиво? Почему девочке нельзя прыгать с гаража, ведь получается? Чем больше у родителей противоречивых чувств к полу ребенка, тем сложнее ему сформировать свое представление об этих нормах.
В современном обществе эти границы всё больше размываются, поэтому именно родители играют решающую роль в том, что будет понимать ребенок под словом «девочка/женщина» и «мальчик/мужчина». Чем больше он в детстве слышит негативных, обесценивающих фраз о том, что «все бабы дуры» и «мужики перевелись», чем хуже отношения между родителями, тем сложнее и запутаннее становится его личная жизнь в будущем. А если перед глазами есть пример довольно счастливых отношений родителей, когда каждый доволен своей судьбой и ролью, реализован и в семье, и в карьере, у ребенка нет мучительных переживаний относительно своего пола, - у него есть четкие ориентиры, как стать счастливым. Чтобы помочь ребенку успешно пройти этот кризис, родителям нужно ни много ни мало - всего лишь быть счастливыми.
Кризис 6–11 лет
«Как выжить и приспособиться к миру?»
Возраст 6–7 лет во многих культурах связан с началом обучения. Ребенок идет в школу, он осваивает ту систему знаний, которую накопили предыдущие поколения. Очень важно сделать обучение поддерживающим, а не карающим. Ребенок теряет интерес, когда не видит заинтересованности взрослых (родителей, учителей) самим процессом, когда им важнее академические оценки, шаблоны, стандарты, чем живой блеск в глазах ребенка. Когда в процессе обучения вместо поддержки ребенок слышит от взрослого оскорбления, угрозы «стать дворником», это не только принижает самооценку, но и губит желание учиться.
Родителям важно найти ту область, которая ребенку действительно интересна, и своим поведением убедить его: «Я верю в тебя, ты сможешь, у тебя получится!». Если это не математика, то, возможно, футбол; не футбол, так танцы; не танцы - так бисероплетение. Часто родители видят «успешность» исключительно в пределах школьной программы, но это неправильно. Если же ребенку вообще «ничего не интересно», значит, количество критики уже зашкалило и у малыша сформировалось устойчивое представление о себе как о неумехе и никчемном человеке.
Ребенку важно видеть в своем близком окружении взрослых, которые увлечены своим делом, имеют хобби, получают удовольствие от своих занятий. Это становится источником вдохновения и рождает стремление учиться самому. Если же он слышит ворчание об опостылевшей работе, наблюдает вечное ожидание пятницы и выходных, однообразие и рутину, то ему не с кого брать положительный пример. «Зачем чему‑то учиться, чтобы потом так же мучиться?».
Трудолюбие взращивается через удовольствие, через обретение чувства «я могу!», которые стимулируются поддержкой и заинтересованностью родителей. А чувство неполноценности рождается в результате родительского равнодушия и чрезмерной критики. В итоге, став взрослыми, люди ставят себе совершенно разные по амбициозности планки: кого‑то интересует «журавль в небе», а кто‑то довольствуется «синицей в руках».
Кризис 12–18 лет
«Кто я без влияния родителей?»
Вся жизнь ребенка - это ряд разных ролей: ученика или друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта. В подростковом возрасте возникает главный вопрос: «Кто же я на самом деле?». До этого периода дети практически не критикуют своих родителей и значимых взрослых, они на веру принимают все наши правила, убеждения и ценности. В отрочестве важно разобраться в этих идеях, ролях, отстраниться от родителей и собрать все представления о себе в одну целостную идентичность. Идентичность - это чувство собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Поиск своей идентичности, ответа на вопрос: «Кто я?» - и есть главная задача этого периода.
Под влиянием разных людей у ребенка за всю его жизнь накапливаются весьма противоречивые ценности. Например, в семье есть важная ценность - учеба. А у ребенка важная ценность - дружба. И друзья как на подбор те, кто ценности учебы не видит. Подросток встает перед выбором: или «забить» на учебу вместе с друзьями, или, выбрав учебу, потерять компанию друзей. Родителям в этот период приходится нелегко именно потому, что суть самого кризиса - в уходе из‑под влияния родителей. Отсюда явное непослушание, неповиновение, споры, «уход в себя», хлопанье дверями и другие варианты подросткового бунта.
Родителям важно найти баланс между отстаиванием требований, от которых они не откажутся, и новой свободой в идеях и поступках, которую получает подросток. Например, алкогольное опьянение - ни при каких обстоятельствах. Это недопустимо. Точка. Зато твой гардероб - может, нам он и не нравится, - но он твой, сам решай. Постарайся только одеваться по погоде, а красота и стиль - твои прерогативы. От действий родителей во многом зависит, сможет ли человек стать самодостаточной устойчивой личностью, со своими внутренними принципами, или будет постоянно зависим от мнения сначала родителей, потом второй половины, начальника и других значимых людей.
Кризис завершается тогда, когда чувство внутренней уверенности подростка перестает быть в постоянном конфликте, споре, диалоге: «Как поступить? Что выбрать? Как правильно? Кому поверить?», когда ответы найдены и появляется устойчивость: «я знаю себя, я действую, опираясь на свои, а не на навязанные ценности».
Всё можно исправить
Но что если по каким‑то причинам кризис пройден в негативном ключе? Неужели уже ничего не исправишь? Конечно, это не так. У любого человека на протяжении всей жизни есть возможность измениться. А дети очень гибки и пластичны, они способны «добирать» то, чего им не хватило когда‑то. Например, дети, лишенные в младенчестве родительского тепла и любви, пережившие эмоциональное отвержение или потерю родителей, могут вырасти вполне адаптированными взрослыми, если будут получать больше любви и внимания на следующих этапах. Однако в процессе взросления неправильно пережитый кризис будет отражаться на поведении ребенка, на его эмоциональном мире до тех пор, пока не разрешится «с другим выводом».
Поэтому родителям важно понимать две вещи. Первое - последствия негативного выхода из детского кризиса отражаются на качестве жизни человека всю оставшуюся жизнь. Второе - если во время кризиса допущены какие‑то ошибки, их можно исправить и дать ребенку, независимо от его возраста, возможность пережить этот конфликт в другом ключе.
Современным родителям приходится непросто. Новые знания по воспитанию, советы психологов, давление общества, страх быть неуспешным родителем, страх вырастить неуспешного ребенка… Всё это выдержит не каждый. Известный педагог-гуманист Януш Корчак сказал по этому поводу: «Не мучь себя, если не можешь сделать что‑то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всё возможное».
КАЛЕНДАРЬ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ
Большинство детских психологов сходятся во мнении, что для ребенка возрастные кризисы просто необходимы, не пережив их, малыш не сможет полноценно развиваться. В жизни малыша чередуются стабильные и кризисные периоды – это своеобразный закон развития детской психики.
Как правило, кризисы проходят довольно быстро – всего за несколько месяцев, в то время как периоды стабильности намного продолжительней. Но, стоит отметить, что неблагоприятное стечение обстоятельств может значительно увеличить продолжительность кризисного периода, иногда беспокойный период в жизни малыша может длиться год и более. Во время кризиса у ребенка происходит значительный сдвиг в развитии, меняется модель его поведения, обычно, эти периоды кратковременные, но достаточно бурные.
Начало и конец кризиса определить довольно сложно, обычно в это время ребенок практически не поддается воспитанию, не действуют уговоры и договоренности, которые успешно применялись родителями ранее, поведение малыша становится необъяснимым, реакция на различные ситуации довольно бурно. Многие родители отмечают, что в периоды кризиса дети становятся более капризными, плаксивыми, появляются вспышки гнева и истерики. Но, не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и каждый конкретный кризис может протекать по-разному.
Календарь кризисов ребёнка
Для ребенка этот период тоже не проходит незаметно, ему тяжело найти общий язык с окружающими, у малыша происходит внутренний конфликт.
Различают несколько возрастных кризисов:
Кризис одного года;
кризис 2-х лет;
кризис 3-х лет;
кризис 6-8 лет.
Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды, рассчитать их поможет календарь возрастных кризисов ребенка, он подскажет, когда ваш малыш будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам стоит уделить максимум внимания своему чаду.
Давайте рассмотрим подробнее, как меняется поведение малыша в кризисные периоды и как следует себя вести родителям.
Лактационные кризисы
Лактационные кризисы, то есть, уменьшение выработки молока на фоне установленной лактации проходят довольно быстро, как правило, в течение нескольких дней. Основное условие в данный период – это неограниченное прикладывание малыша к груди, ночное кормление. Как правило, лактационные кризы случаются в первый месяц жизни малыша, в 3 месяца, 7, 11 и 12 месяцев.
Традиционно это объясняется тем, что у малыша возникает потребность в большом количестве молока, нежели вырабатывается у мамы. В эти периоды малыш становится более беспокойным, он плачет после кормления, требуя дополнительной порции. Частота прикладывания к груди в этот период возрастает. Как правило, для крохи лактационные кризисы в 1и 3 месяца не представляют какой бы то ни было угрозы или опасности.
Для того чтобы этот период прошел как можно быстрее маме стоит соблюдать режим, не волноваться и не паниковать. В этом случае лактация налаживается сама собой довольно быстро. Главное не прекращать кормить ребенка, прикладывать его к груди как можно чаще. Не стоит докармливать или допаивать ребенка в этот период, откажитесь от успокоения при помощи пустышки.
Стоит заметить, что лактационные кризисы реже случаются у мам, которые уверены в успешности грудного вскармливания и обучены правильному прикладыванию к груди.
Кризис первого года жизни малыша
Кризис в конце первого года жизни переживают практически все малыши. В этом возрасте многие дети уже начинают самостоятельно ходить, произносят первые слова, пробуют одеваться и кушать без помощи взрослых. Как правило, в это время, ребенок отвечает капризностью на чрезмерное желание родителей помогать ему во всем и опекать его. Новые навыки дают малышу возможность почувствовать себя самостоятельным, но вместе с этим, ребенок начинает испытывать страх, что теряет маму. Девочки, обычно переживают этот кризисный период немного раньше мальчиков около полутора лет, а вот у парнишек эти волнения проходят ближе к двум годам.
Как же вести себя родителям в это непростое время? Во время первого возрастного кризиса малыш испытывает огромную потребность в общении с мамой, он хочет находиться рядом с ней всегда, не отступая ни на шаг. Если маме необходимо отлучиться, то ребенок начинает капризничать и скучать, а по возвращению просится на руки, пытается привлечь внимание к себе различными способами. Маме, для того, чтобы иметь возможность заняться своими делами следует прежде уделить время малышу, поиграть с ним, почитать книги, поговорить. Насладившись присутствием мамочки, ребенок совсем скоро захочет поиграть самостоятельно.
Очень часто родители встречаются с проявлением упрямства в этот период жизни их крохи. Ребенок может отказываться от еды, прогулки, протестовать против одевания. Таким образом ваш малыш пытается доказать свою взрослость и самостоятельность. На помощь вам может прийти любимая игрушка ребенка: машинка или куколка собираются гулять, а зайка хорошо ведет себя за столом.
По окончанию этого периода ваш малыш получит новые знания о себе, своих возможностях и окружающем мире, проявятся ранее неизвестные черты характера. Помните, что если этот период пройдет неблагоприятно, то возможно нарушение в правильности развития.
Как пережить кризис двух лет у малыша?
В этом возрасте малыш начинает бурную исследовательскую деятельность, пытаясь выяснить, что делать можно, а чего нельзя. Это необходимо ребёнку, чтобы определить для себя границы дозволенного и почувствовать, что он находится в безопасности.
Психологи объясняют это довольно просто: модель поведения младенца формируется на основе реакции мамы и папы на то или иное действие со стороны малыша, если реакция закономерна, то она откладывается у ребенка как норма, в случае, если реакция родителей будет отличаться от привычной – малыш не будет чувствовать себя в безопасности. Родителям важно уяснить, что такая проверка со стороны малыша является не прихотью, а желанием убедится, что все в порядке. Стоит помнить, что со временем вашему чаду придется столкнуться с сопротивлением других людей и окружающей среды.
Родителям в этот период развития стоить четко установить границы того, что делать можно и того, чего делать категорически нельзя. Отступать от этого запрета нельзя ни в коем случае. Если вы поддадитесь жалости, разрешите что-то из запретного, то ребенок моментально почувствует свою власть и будет пытаться манипулировать вами.
Каждый родитель должен находить пути воздействия на малыша самостоятельно, руководствуясь индивидуальностью ребенка, ведь кому-то достаточно намека, кто-то реагирует только на окрик, а некоторые понимают требования родителей только после проведенной беседы.
Стоит отметить, что самым действенным способом прекращения истерики признано отсутствие публики, поэтому, психологи рекомендуют иногда оставлять без внимания капризы и истерики малыша.
Что стоит делать родителям, если у ребенка случилась истерика? Во-первых, не стоит ублажать желание ребенка, вы должны стойко придерживаться своих запретов. Во-вторых, не пытайтесь переключить внимание ребенка, этот способ подходит лишь для совсем маленьких деток. В-третьих, постарайтесь кратко и емко объяснить капризуле, почему его требования не будут выполнены. Если ребенок подойдет к вам за успокоением, не отталкивайте его и постарайтесь обсудить возникшую ситуацию, когда малыш придет в норму.
Трехлетний кризис малыша
Практически у всех малышей происходят изменения в поведении в возрасте от двух до трех лет - так называемый кризис трех лет. В это время дети становятся капризными, их поведение меняется далеко не в лучшую сторону: истерики, протест, вспышки гнева и агрессии, своеволие, негатив и упрямство – таким своего ребенка вы еще не видели. Все эти проявления кризиса связаны с тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает позиционировать себя как самостоятельную личность, проявляет свою волю.
Ребенку необходимо давать возможность выбора, для этого родители должны применять своеобразные уловки, например, позволить малышу самостоятельно выбрать посуду из которой он будет есть или из двух кофточек ту, которую он желает надеть на прогулку.
Истерические припадки, швыряние на пол вещей и игрушек в этот период вполне естественно. Беспокоиться стоит лишь в том случае, если ребенок не может выйти из состояния истерики или они повторяются по несколько раз на дню.
Постарайтесь всяческими уговорами и объяснениями не допустить того, чтобы у малыша началась истерика, ведь предотвратить ее зачастую легче, нежели остановить. Самое главное, что должны помнить мамы и папы – нельзя допускать того, чтобы в ходе истерики ребенок получил желаемое.
Бывает ли так, что кризиса у трехлетнего ребенка не случается? Скорее, бывает так, что этот период проходит быстро и не вносит значительных изменений в характер и поведение малыша.
Ребенок в возрасте 4-5 лет капризничает – как с этим бороться?
Самым трудным детским возрастным кризисом считается кризисный период, приходящийся на трехлетний возраст. И вот, казалось бы, когда этот период остался позади должно наступить затишье, но вдруг ребенок становится снова беспокойным, капризным требовательным. С чем это связано?
В психологии кризис 4-5 лет не отмечается специалистами, скорее, наоборот, в это время малыш должен стать более устойчивым к различным ситуациям и раздражителям, в данном возрасте у малыша заканчивается период формирования речи, ребенок может достаточно четко и логично излагать свои мысли. Именно сейчас он испытывает большую потребность в общении со сверстниками.
Кризис в возрасте 4-5 лет редко переживают дети, посещающие дошкольные учреждения, секции и кружки. Поэтому, если вы заметили, что ребенок стал капризным или наоборот слишком замкнутым, то, скорее всего, это повод расширить его круг общения со сверстниками.
Кризис у ребенка в 7 лет – что же делать?
Кризис семилетнего ребенка, также как и кризис у трехлетки, сопровождается резкой сменой поведения. В этот период создается впечатление, что ребенок не слышит замечания и просьбы взрослых, также ребенок в это время позволяет себе отступить от дозволенных рамок: он пререкается, оговаривается, кривляется. Довольно часто кризис у семилетнего ребенка связан с началом его учебной деятельности.
Стоит помнить, что детская психика – довольно сложна и малопредсказуема, поэтому этот кризисный период может начаться раньше (в 5-6-летнем возрасте) или позже (8-9лет). Главная причина этого кризиса заключается в том, что малыш переоценивает свои возможности.
Как же проявляется кризис в 7 лет? Ваш малыш стал быстро уставать, появилась раздражительность, нервозность, необъяснимые вспышки гнева и ярости? Тогда самое время бить тревогу, а точнее, более внимательно относиться к ребенку. В это время ребенок может быть чересчур активным, а может наоборот замкнуться в себе. Он стремится подражать взрослым во всем, у него появляются тревожность и страхи, а также неуверенность в себе.
К семи годам игра постепенно отходит на второе место, уступая обучению. Теперь ребенок познает мир совсем по-другому. Этот процесс скорее связан не с началом обучения в школе, а с тем, что ребенок пересматривает собственную личность. В это время ребенок учиться осознавать свои эмоции, теперь он понимает, по какому поводу он огорчен или испытывает радость. Болезненно малыш переживает, если его внутреннее «Я» не соответствует идеальному
Если прежде вашему крохе было достаточно просто быть уверенным в том, что он лучше всех, то теперь ему необходимо уяснить, действительно ли это так и почему. Для того чтобы оценить себя, ребенок следит за реакцией окружающих на его поведение и довольно критично анализирует все происходящее.
Родителям стоит помнить, что самолюбие ребенка еще очень уязвимо, именно поэтому самооценка может, как завышаться, так и занижаться необоснованно. И первое, и второе ведет к серьезным внутренним переживаниям малыша и может послужить причиной его замкнутости или, наоборот, гиперактивности. Кроме того, сейчас кроха стремится повзрослеть как можно скорее, взрослый мир для него очень притягателен и интересен. В этом возрасте у детей довольно часто появляются кумиры, при этом малыши активно подражают выбранному персонажу, копируя не только его положительные, но и отрицательные поступки и действия.
Что же делать родителям в это время? Конечно, прежде всего, вам нужно помочь ребенку научиться реально оценивать свои возможности, при этом сохранив его уверенность в себе. Это поможет ему научиться адекватно оценивать свои достижения и не приведет к разочарованию в самом себе. Старайтесь оценивать поступки ребенка не целиком, а по отдельным элементам, учите малыша тому, что если что-то не получилось сейчас, в будущем обязательно все пройдет именно так, как хотелось.
В заключение хотелось бы сказать, что существует еще один кризис – кризис переходного возраста, который также требует определенной модели поведения от родителей. Помните, что все только в ваших руках, помогите ребенку справится с его переживаниями, поддержите и направьте его. Родительская любовь способна помочь пережить любой, даже самый сложный кризис.