Организация и проведение досуговых мероприятий в доу. Культурно-досуговая деятельность в ДОУ
Досуговая деятельность в детском саду - важная часть жизни для детей дошкольного возраста. Она способствует:
- Развитию творческих способностях ребенка.
- Умению самостоятельно принимать решения.
- Возможности экспериментировать и импровизировать.
- Сохранению морального и физического состояния ребенка в результате культурного отдыха.
- Созданию привычки работать в компании и группах.
- Развитию коммуникативной культуры.
- Обогащению кругозора дошкольников через образовательные игры и развлечения.
- Воспитанию понимания и необходимости культурного досуга в жизни.
На самом деле культурно досуговая деятельность в детском саду включает в себя большое разнообразие влияния на развитие и воспитание детей. Однако, главное его задачей все же остается, снятия эмоционального напряжения у ребенка. Потому что в современном мире, маленькие детки довольно часто испытывают стресс и переизбыток негативных эмоций. Что впоследствии разрушает их моральное, духовное и физическое состояние. Для детского сада очень важно чтобы каждый их воспитатель создавал такие условия организации культурного досуга для детей, чтобы это было интересно и познавательно. При этом нужно использовать разные методики, техники и способы. То есть, проводить подобное мероприятие в игровой форме с каждым ребенком, включать в игру импровизацию. Чтобы по его окончании у детей было хорошее настроение, им было весело и они чувствовали себя счастливыми.
Немаловажно в этом процессе наблюдение за эмоциональным состоянием каждого ребенка. Воспитатель обязан подбадривать ребенка и хвалить, если видит, что воспитанник немного расстроен своим результатом или просто неактивен. В случае его неуверенности или замкнутости, воспитатель должен немедленно на это отреагировать и помочь ребенку в самостоятельном развитии его творческих способностей.
Подготовка культурно-досуговых мероприятий воспитателем
Главное здесь, чтобы культурные развлечения не были подготовлены. То есть, чтоб это не была готовая сценка, где каждый ребенок знает свою роль и свои слова. Идеальным вариантом считается сценка - импровизация, когда она начинает исполняться по примеру или под руководством воспитателя. Что дает педагогу исключить вариант оценки работы детей, а самому ребенку дает возможность больше раскрыться как личности, проявить свою фантазию и не волноваться о том, что он делает что-то не так.
Если воспитатель не может организовать культурный досуг детей, то на плечи маленьких воспитанников ложится огромная работа. Детей для сценки перед родителями заставляют учить стихи, песни и танцы. И в результате это приводит к их переутомлению и ухудшению эмоционального состояния. Они становятся капризными и не способными к восприятию новой информации.
Педагог детского сада предварительно планирует развлечения, учитывая при этом времена года и навыки, которыми уже обладают дети. К примеру, весной можно провести мероприятие «Весенний бал сказок», где каждый ребенок может раскрыться по-другому, выглядя во время мероприятия, как любимый герой из мультфильма. А также, если дети из старшей группы и готовы воспринимать более серьезною информацию, то проведите «Путешествие в страну дорожных знаков». Здесь очень важно правильно преподнести информацию, чтобы это было, действительно, интересно. Стоит использовать наглядные материалы, таблицы или плакаты. Моделировать детям ситуации, где они могут использовать и объяснять какое значение они имеют. Планирование подобных мероприятий заранее, способствует оптимальному взаимодействию с родителями и их детьми.
Воспитателем стоит учитывать, что каждое развлечение для детей должно быть в новинку. Оно не должно повторяться. Лучше всего проводить культурный досуг во второй половине дня, после сна детей. Делать это стоит каждую неделю. Но не очень долго (до 35 минут), чтобы дети не устали и не потеряли интерес к развлечениям. Также, было бы замечательно, если бы руководители данного процесса чередовались и менялись. В первую неделю назначают воспитателя группы, а на следующей неделе - это должен быть музыкальный руководитель. Во время проведения досуга для детей, в обязательном порядке, звучать музыка соответствующая теме мероприятия. Этим вопросом должен заниматься музыкальный руководитель. Он должен составлять музыкальные подборки и фонограммы.
Новые возможности для карьерного роста
Попробуй бесплатно! Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
Также, не мало важным является привлечения к процессу культурной деятельности ребенка его родителей. Приглашать на выступления бывших выпускников, детей, которые обучаются в музыкальной школе. Для расширения кругозора воспитанников детского сада.
Виды развлечений и отдыха для детей в детском саду |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развлечения в детском саду - это один из самых приятных мероприятий в данном дошкольном заведении. Во время его проведения, ребенок сможет расширить свой кругозор, получить уверенность в своих силах и почувствовать себя счастливым.
Развлечения в детском саду очень нужны и важны для детей, через подобные мероприятия или игры ребята знакомятся с различными видами искусства и сохраняет его эмоциональное состояние, позволяя чувствовать только положительные эмоции.
На первый взгляд развлечения является всего лишь веселой игрой. Однако, во время этой игры можно обучать детей чему-то новому, новой полезной информации. Играя важную роль в формировании художественно-эстетических вкусов. То есть, они играют две функции:
- Закрепление уже знакомых навыков и умений, которые были изучены на занятиях ранее
- Вызвать у детей в изучении чего-либо нового с целью расширение их кругозора, используя при этом обычные игры.
В свою очередь развлечения можно классифицировать на:
- Познавательные
- Спортивные
- Литературно-музыкальные мероприятия
- Театральные
Спортивный досуг для дошкольников предварительно составляется инструктором по физическому развитию детей. Он также учитывает временя года и подготовленность ребенка. Чтобы это не было для него тяжело, интересно и он не переутомился во время проведения данного мероприятия.
Во время таких мероприятий, лучше использовать тематическую музыку, чтобы было веселее. Что получают из таких спортивных развлечений дети? Они начинают развивать в себе дружеские отношения, работа в команде в совместной деятельности. Учатся прислушиваться к другим, верить в себя и в собственные силы, поддерживать членов своей команды- доброжелательности.
Если брать конкретный сценарий, то например во время проведения «Здоровый ребенок- в здоровой семье» детям смогут объяснить и привить привычку здорового образа жизни. Объясняя насколько это хорошо, что это правильно, приводя наглядные примеры или теоретические ситуации. А также это поможет не только детей приобщить к занятию физической культурой и спортом, а и самих родителей, которые являются большим примером для своего ребенка.
В детском саду важно проводить «День здоровья», которое также поможет ребятам получать удовольствие от процесса занятий спорта и физическими упражнениями. Это сформирует у них доброжелательное общение с детьми, укрепит взаимоотношение с другими детьми в группе. Обучит их навыкам помощи друг другу и поддержки.
Для подготовительной группы стоит использовать спортивный праздник –«Джунгли зовут». Что поможет детям расширить свой кругозор, познакомиться и усовершенствовать собственные знания об обитателях джунглей, о населяющем животном мире. А также, это помогает развить навыки движения. Потому что во время данного мероприятия, используется бег, ходьба, прыжки. Способствует формированию чувства взаимопомощи и ответственности за каждого члена команды.
Летний досуг в детском саду
В летний период досуг в детском саду также может включать себя и спортивные развлечения, где дети могут выйти во двор детского сада и провести замечательный день на свежем воздухе.
К летнему досугу относятся «Веселые летние старты». Суть мероприятия заключается в том, чтобы привить детям любовь к природе. Объяснить им как важно ее сохранять и ценить. Помогает развить отношения дружбы между детьми. Во время мероприятия используется множество эстафет, где деткам будет интересно участвовать. При этом необходимо использовать подручные материалы и спортивное оборудование: ободки, обручи, венки и кепки, мячи.
Организация праздника для детей с родителями- «Лето быстро пролетело». Во время мероприятия дети учат стишки и танцы. Музыкальным руководителем подбираются песни соответствующей тематики. И начинается целое представление, где каждый ребенок хочет проявить себя. Хочет чтобы на него посмотрели родители и гордились им. Правда, довольно часто маленькие воспитанники волнуются, забывают слова или уходят со сцены. За этим должен следить воспитатель, стараться подбадривать детей, подсказывать им слова, если они не могут вспомнить, успокаивать и поддерживать.
Также, для детей будет очень интересно проведения и участие в мероприятии- «Водные забавы» и «Песочная страна».
«Водные забавы» в обязательном порядке проводятся на улице, во дворе детского сада. Главной задачей данного мероприятия заключается в создании веселого и спортивного настроение у маленьких воспитанников, проявить в них желание заниматься спортом на улице. Развить у детей такой навык, как ловкость и сноровка. Используя при этом эстафеты, где дети должны четко выполнять ее правила.
«Песочная страна» обычно используется для развлечения и обучения в младшей группе. Где главной его целью считается ознакомление со свойствами песка. Это развивает у детей собственную фантазию, потому что они должны будут стоить песочные башни, замки, используя при этом ведерки и формочки в виде животных и морских обитателей. После подобного мероприятия у ребенка будет развита мелкая моторика, тактильная чувствительность. Так как, рассыпчатая структура песка позволяет положительно влиять на мелкие окончания пальцев рук, что также рождает новые ощущения.
Выездные мероприятия в детском саду. Как известно дети любят познавать что-то новое для себя. Поэтому детскому саду стоит иногда проводить выездные мероприятия. Воспитателям стоит отправиться с детьми в театр юного зрителя, где они смогут посмотреть выступление актеров в образе их любимых героев мультфильма и сказок. Также, стоит организовать поездку в цирк. Для детей это будет интересной поездкой, где они смогут познакомиться с миром животных в наглядном виде. Ни имеет значение к какой группе относится ребенок: младшей или старшей. Наблюдать за животными детям всегда было интересно. Особенно детей веселят клоуны. Во-первых, это развивает и расширяет их кругозор, а также создает у них отличное настроение и хорошие эмоции, которые позволяют сохранить их эмоциональное состояние.
Поездка в музей тоже отличная идея. Важно выбирать его специфику. Конечно, для детей младшей группы не будет интересно ходить по историческому или археологическому музею. Поэтому с детьми стоит отправиться в музей шоколада или музей восковых фигур.
В музее шоколада, деткам будет интересна история его создания, а после экскурсии проводится дегустация горячего шоколада. В музее собраны экспозиции и статуи из шоколада в виде животных, зданий и предметов.
В музее восковых фигур дети смогут познакомиться с выдающимися личностями и увидеть их в живую, а не на картинке. Воспитателю во время экскурсии стоит рассказывать интересные факты о жизни человека, стоя перед ней. Важно сделать подбирать информацию, чтоб она была корректной и информативной.
Выездные поездки включают в себя большую ответственность за детей. Чтобы ни один ребенок не потерялся в толпе и не начал нервничать. Здесь воспитателю нужно за ними следить. В этом деле необходима помощь родителей, которые будут помогать воспитателю.
Также в наше время сейчас есть выездные мероприятия прямо в детском саду. Воспитатель или родительский комитет организовывает выездные концертные программы. В детский сад приглашаются актеры и клоуны. Предварительно выбрав и обговорив программу, которая напрямую связана со временем года и подготовленности детей. Программа включает в себя множество интерактивных развлечений, которые во время игры обучают их чему-либо новому.
Культурно досуговая деятельность в детском саду для средней группы и старшей группы. Во время развлечений дети должны заниматься тем, что они любят. Перед ними должен открываться безграничный мир увлечений и приключений, которые должен пройти каждый, чтобы детство запомнилось ему как один из самых приятных периодов в его жизни. Поэтому воспитатели организовывают:
- Спортивные программы;
- Творческие гостиные и лаборатории;
- Шоу танцев и пения;
- Игры-путешествия;
- Эстафеты и конкурсы;
- Шоу-программы.
Движения для детей является неотъемлемой частью их жизни. Им нужно куда-то выплескивать свою энергию. Это понимают и воспитатели, которые используют данную информацию при планировании и организации культурного досуга детей, направив их энергию в нужное русло. Воспитатели устраивают для них танцевальные программы и спортивные эстафеты, которые так сильно нравятся детям.
Использование сказочного мира для детей является обыденным делом. Они живут в своем воображаемом мире, где каждый фрукт или игрушка может разговаривать, она оживает в его руках. Поэтому элементы сказочного мира так важны в развлекательных программах, где ребенок сможет широко использовать и развивать свою фантазию. Также, ребенку нужно давать возможность чувствовать себя творцом. Для этого организовываются различные мастер-классы, приглашают специалистов в этом деле и начинают творить. Детки с удовольствием создают фигурки из пластилина, рисует открытки и картины родителям, строят здания и автомобили из конструктора или лего, развивая при этом мелкую моторику пальцев. Во время проведения мастер классов, воспитатель обязан следить за состоянием каждого ребенка, помогать ему в изготовлении своего изделия, если он видит, что ребенок не справляется. Педагог должен хвалить и поддерживать детей, чтобы они не чувствовали себя неловко и не стеснялись. При этом ему запрещается давать какую-либо оценку деятельности ребенка или сравнить его работу с другими.
Организация культурно досуговую деятельности в детском саду
Для начала стоит четко понимать, что такое «отдых». В первую очередь, это культурно досуговая деятельность для снятия напряжения или усталости, которая восстанавливает всевозможные ресурсы ребенка. То есть, физические и эмоциональные. Также, важно знать, что данное понятие делится на активный и пассивный отдых. Отличие между ними в том, что во время пассивного отдыха снимается напряжение с использованием мышечного расслабления и происходит он, к примеру, во время наблюдения за восходом солнца, рассматриванием произведений искусства и природы. Во время активного отдыха идет огромное воздействие на мышцы тела. В основном, к нему относится гимнастика и физические нагрузки, спортивные развлечения.
В детском саду чаще всего используется несколько практик развлечений, где ребенок может играть такие роли:
- Ребенок в процессе развлечений является слушателем и зрителем.
- Ребенок является участником процесса, при этом его участниками могут становиться и взрослые.
Для детей необходимо проводить различные праздники. Праздновать их дни рождения. Ведь, главная задача всего мероприятия- в создании отличного настроения для маленьких воспитанников. Воспитателю при организации необходимо соблюдать принципы русских традиций во время праздников. А именно: духовное возвышение, объединение людей, развитие их творческих способностей и состояние гармонии с самим собой.
Культурно досуговой деятельностью считается самообразование и творчество. Самообразование у детей проходит в свободное время, в процессе которого развивается личность ребенка, его Я. Раскрывается его творческий потенциал. К таким развлечениям можно отнести и компьютерные игры, эксперименты, экскурсии и выставки.
Для развития творческих способностей, детям организовывают такую среду, где это бы привело к желаемому результату. Организовывать студии при детском саду, посещать дома творчества. Это долгий процесс формирования его личности.
Организация досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Мастер-класс раскраска "Смешарики"
Цель: организация досуговой деятельности детей.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию идею организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Раскраска "Смешарики". Данный материал будет интересен для воспитателей не только старшей, но и других групп детского сада.
Раскраска, как и рисование, помогает развивать творческое мышление, развивает воображение. Дети, занимаясь раскрашиванием картинки, учатся самостоятельно принимать решения (какой цвет выбрать, какого цвета тот или иной предмет в жизни и т.д. Раскрашивание рисунков повышает концентрацию внимания детей, т.к. им приходится следить за правильностью нанесения цвета, его расположением и соблюдать аккуратность, боясь испортить изображение, не заходить за контуры рисунка. Так же использование раскраски помогает познакомить ребёнка с окружающим миром и правильным его восприятием.
Многие воспитатели, особенно в летний период, сталкиваются с вопросом - как правильно и в то же время интересно организовать досуговую деятельность детей. Вот одна из моих идей:
Рассказать детям о том, что герои их любимого мультфильма прислали для них задание, а именно раскраски. Кто хорошо выполнит задание- получает медаль! (Медали готовятся заранее, смотрите фото).
Вот как мы раскрасили Смешариков)))
- Заранее распечатанные раскраски:
- Раскраска "Крош и Ёжик"
- Раскраска "Ёжик".
- Ребята с энтузиазмом принялись выполнять задание.
- И получили заслуженные медали!
Идея проста в исполнении, но интересна! Надеюсь кому-то пригодиться!
Представление опыта работы по теме:
«Культурно-досуговая деятельность в детском саду»
В жизни человека, а также и ребенка происходит чередование будней и праздников. Но чаще, в жизни детей больше будней, наполненных режимом и рутиной. Поэтому так необходимо организовать правильный интересный и полезный досуг для каждого ребенка. Различные праздники, развлечения, игры создают отличное настроение, вызывают положительные эмоции, помогают выявить интересы, стремления и желания детей заниматься той или иной деятельностью. Правильно планировать культурно-досуговую деятельность ребенка уже необходимо в дошкольном возрасте.
Культурно-досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для раскрытия его таланта и общего развития.
В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения с взрослыми и сверстниками, наполняя его значимым содержанием, а в итоге формируются основы общей культуры. Следовательно, надо учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия, поэтому культурно-досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых.
Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.
Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий – отдыхать. Отдых можно подразделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов, размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, труд на участке, подвижные игры и т.д.
Виды отдыха :
· самостоятельные занятия физическими упражнениями;
· труд на территории детского сада;
· спортивный отдых;
· игры со снегом, песком и водой;
· прогулки;
· беседа с взрослым;
· игровая деятельность;
· чтение книг;
· просмотр мультфильмов;
· рассматривание иллюстраций в книжном уголке;
· прослушивание сказок, песен, мелодий.
Развлечения – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.
Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.
В практике работы дошкольных учреждений используют три вида развлечений: дети являются только слушателями или зрителями, дети – непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети.
· театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф и др.);
· познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников; обычаев и традиций родной страны; экологические;
· спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты;
· музыкально – литературные концерты.
К развлечениям относятся шутки, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.
Виды развлечений :
· концерты: тематические, музыкально-литературные и др.;
· народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;
· познавательные вечера: КВН и викторины;
· спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др.;
· театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок и др.;
· забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др.;
· просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.
Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках.
Виды праздников:
· народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;
· государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;
· международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
· православные: Рождество Христово, Пасха и др.;
· бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;
· праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник «Мыльных пузырей», «Оригами» и др.
При организации праздников как особого вида культурно-досуговой деятельности следует соблюдать принципы, характерные для русской праздничной традиции, - раскрытие творческих сил, состояние всеобщей гармонии.
Структура праздника: танцы (народные, современные); пение; художественное слово; инсценирование стихов, сказок; постановка пьес; шутки, сюрпризы; игры; игра на детских музыкальных инструментах; оформление зала.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью. Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка, раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы. Самообразование происходит в свободное время, осуществляется под руководством взрослых и может быть опосредованным или прямым. Оно во многом зависит от предметно-развивающей среды. Взрослым необходимо формировать у них интерес к новым знаниям, умение их «добывать», умение доводить дело до конца, упорство, навыки самостоятельной и совместной работы, уважение к мнению других детей.
· При организации самообразования важно исходить из того, что нужно помочь ребенку на основе принципа развивающего обучения.
· Формируя навыки самостоятельной деятельности, воспитатель должен научить ребенка оценивать свои вопросы и затруднения, как повод для обращения к собственным возможностям, постепенного осмысления необходимости создания в сотрудничестве с взрослым нового способа действия.
· Деятельность, связанная с самообразованием, носит творческий характер.
· С целью формирования этой деятельности необходимо развивать творческое воображение.
Виды самообразования.
· Игры: сюжетно-ролевые, настольные.
· Экспериментирование.
· Самодеятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность.
· Познавательные беседы.
· Экскурсии: в парк, в лес, по историческим местам.
· Посещение музеев, выставок, театров, цирка, зоопарка др.
Творчество – тоже рассматривается как культурно-досуговая деятельность ребенка. Обычно чем культурнее человек, тем разнообразнее его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности.
У всех детей есть способности. Дошкольники от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создавать необходимую творческую проектировочную среду.
На развитие творчества детей большое влияние оказывает организация занятий в детском саду: художественной, театральной, музыкальной и др. Основная цель этих занятий – обеспечить каждому дошкольнику уверенность в своих возможностях и способностях. Этому способствует доступность и посильность заданий, четкое поэтапное объяснение, установка на необходимость получения знаний и навыков, взаимосвязь учебного материала и интеграция искусств, создание проблемно-поисковых ситуаций, а также реализация на практике индивидуального подхода.
Развитие творческого потенциала ребенка – это длительный процесс, который направлен на формирование его личности в целом, поэтому творческие задания должны способствовать развитию восприятия, мышления, воображения.
Выводы.
Все перечисленные виды досуговой деятельности очень интересные, разнообразные и доступные для маленьких детей. Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности.
Консультация для воспитателей
«Организация культурно-досуговой деятельности»
Рассмотрим вопросы организации культурно-досуговой деятельности, которая обеспечивает:
*Культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического развития дошкольников;
*Развитие детского творчества в различных видах художественной деятельности;
*Развитие способности к импровизации, готовности к экспромту;
*Создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;
*Формирование коммуникативной культуры дошкольников;
*Расширение кругозора детей, их обогащение разнообразными впечатлениями за счёт средств интеграции различных образовательных областей;
*Формирование представлений о формах культурного отдыха, воспитание потребности в культурных развлечениях.
Культурно-досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на воспитание и развитие ребёнка, на формирование его Я - концепции. Но главной приоритетной задачей является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятие психического напряжения, что является чрезвычайно важным для ребёнка, испытывающего стрессы и напряжения современной жизни! Реализация этого условия требует от педагогов умения организовывать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, весёлым и радостным для каждого ребёнка. С целью обеспечения психологического комфорта, педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения, снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так! Поэтому на развлечениях должны быть не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация, либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом.
Содержание развлечений с детьми планируется педагогами (воспитателями, муз, руководителями, инструкторами по физическому воспитанию) исходя из текущей работы, в которой отражается: время года, тематика разделов из различных образовательных областей, владение детьми различным музыкальным и игровым репертуаром. Например, это могут быть «Зимние Забавы» (игры, аттракционы зимней тематики). «Кем быть?» (развлечение с родителями – знакомство с профессиями). «В гостях у сказки!» (чтение любимых сказок, просмотр мультфильмов). Как правило, развлечения планируются и проводятся в соответствии с реализацией различных тематических образовательных проектов, являясь их кульминацией. Такое проектное планирование позволяет оптимально интегрировать содержание работы, рационально спланировать формы воздействия с детьми и их родителями.
Содержание и форма развлечений должны варьироваться, поскольку каждый досуг должен внести новизну, быть сюрпризом. Ответственным за проведение различных по форме и содержанию развлечений должны быть разные педагоги (оптимальным является чередование организаторов детского досуга). Например, воспитатель организует в группе дни рождения детей, вечера загадок, игр, аттракционов, поэтические вечера. Инструктор по физическому воспитанию - спортивные развлечения в спортзале или на улице. Музыкальный руководитель – музыкальные гостиные, вечера любимых песен, праздник (Новый год, 8 марта, 23 февраля).
На любом развлечении должна звучать музыка, поэтому музыкальный руководитель рекомендует и помогает воспитателям в организации мероприятия, подборе музыки. Возможными формами досугов и развлечений, которые будут интересны детям и не потребуют длительной подготовки могут быть «Посиделки», «Мы играем и поём», «Танцевальное ассорти», «Кукольный театр»…. и др.
При планировании досуга учитываются время года, грядущие события, праздники, актуальные интересы детей, возможности, которые есть в детском саду. Например, вечер игр после Нового Года может быть посвящён зимним забавам. Осенью - вечер стихов и сказок для малышей можно составить из коротких сказок о животных, которые по-разному готовятся к зиме. В марте можно организовать с детьми старшего возраста игры с инструментами, как озвучивание стихов на весенние темы или творческую работу по теме «Капель», «Ручейки».
Игровой материал, используемый в культурно-досуговой деятельности.
Игра-забава с мыльными пузырями
Задачи: Доставить детям удовольствие, создать радостное настроение и положительный эмоциональный настрой, способствовать установлению дружеских взаимоотношений между детьми. Способствовать профилактике нервно-психического напряжения в период адаптации к детскому саду.
Игра-забава с воздушными шарами.
Задачи: Формировать умение интересно проводить досуг, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Обеспечить профилактику нервно-психического напряжения в период адаптации к детскому саду.
Игра-забава с водой.
Игры-забавы с детскими вертушками.
Задачи: Содействовать созданию радостной атмосферы, хорошего настроения, профилактике нервно-психического напряжения в период адаптации к детскому саду .
Игры-забавы с игрушками (механические заводные и музыкальные игрушки).
Задачи: Содействовать созданию радостной атмосферы, хорошего настроения, профилактике нервно-психического напряжения. Учить самостоятельно организовывать свой досуг.
Игры-забавы с водными механическими игрушками «Утята».
Задачи: Предложить детям принять участие в игре, учить действовать сообща. Создавать положительный эмоциональный настрой в адаптационный период.
Развлечение: спектакль «Капризка»
Задачи: Пробуждать у детей интерес к театрализованной деятельности, формировать умение следить за развитием событий в кукольном спектакле.
Игра-забава «Музыкальный волчок» или «Юла».
Задачи: Способствовать профилактике эмоционального напряжения, обеспечивать условия для общения детей.
Игра-забава «Курочки клюют».
Задачи: Создавать радостный эмоциональный фон, способствовать становлению доброжелательных взаимоотношений между педагогом и детьми.
Игра-забава со светящимися игрушками (браслеты, ушки, палочки) .
Задачи: Способствовать профилактике утомления, снятию эмоционального напряжения, повышать двигательную активность.
Игра-забава с механической каргопольской игрушкой.
Задачи: Способствовать снятию психофизического напряжения, создавать благоприятный, комфортный климат в группе.
Дискотека «Пляшем и поём»
Задачи: Доставить детям радость, способствовать снятию эмоционального напряжения. Предоставить детям возможность свободно двигаться под музыку, выполняя знакомые танцевальные движения.
Игра-забава со светящимися предметами.
Задачи: Способствовать эмоциональной разрядке. Обогащать двигательный опыт детей, привлекать их к коллективным формам организованной двигательной активности.
Мультконцерт: прослушивание детских песен из мультфильмов.
Задачи: Учить узнавать знакомые песни, подпевать. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, способствовать снятию эмоционального напряжения.
Игра-забава «Найди сюрприз» .
Задачи: Предложить детям найти, опираясь на зрительные ориентиры (бантики, завязанные на ветках кустарников) сюрприз, приготовленный педагогом. Способствовать профилактике нервного перенапряжения, доставлять детям радость.
Игра-забава «Музыкальный микрофон караоке» .
Задачи: Способствовать развитию музыкально - ритмических движений, чувства ритма. Учить детей двигаться под музыку. Поощрять инициативу, танцевальное творчество.
Мультконцерт: просмотр фрагментов мультфильмов «Крошка-енот», «Каникулы в Простоквашино».
Задачи: Приобщать детей к музыкальному искусству через ознакомление с детскими песнями, учить подпевать, слыша знакомые песни. Способствовать профилактике нервного перенапряжения.
Игра-забава «Волшебная снежинка» .
Задачи: Предложить детям рассмотреть подвешенные на ниточках бумажные снежинки. Предложить подуть на снежинки, устроить соревнование – чья снежинка поднимется выше, чья будет дольше кружиться. Доставить радость, способствовать снятию психоэмоционального напряжения в конце дня.
Театрализованная игра «Концерт»
Задачи: Учить детей использовать знакомый песенный и стихотворный репертуар в игре, вызывать желание музицировать и декламировать стихи. Поощрять непринуждённость, импровизацию. Самостоятельность, творчество.
Игра-забава «Лови мыльный пузырь» .
Задачи: Способствовать созданию радостной обстановки, профилактике эмоционального напряжения. Повышать двигательную активность детей.
Мультконцерт: песня «Песенка Деда Мороза» из мультфильма «Дед Мороз и лето».
Задачи: Предложить детям послушать песенку, создать радостную атмосферу. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, поощрять желание танцевать.
Игры с игрушками-забавами по выбору детей.
Задачи: Вызывать у детей радость от контакта с игрушками-забавами, приучать играть дружно, не ссориться, уступать, принимать во внимание желание других детей.
Игра-забава «Топотушки» .
Задачи: Учить детей выполнять игровые действия (танцевать в парах, энергично притопывать одной ногой, держать руки на поясе, следить за осанкой). Развивать чувство ритма.
Игра-забава «Летят самолёты» .
Задачи: Предложить детям запустить разноцветные бумажные самолёты. Повышать двигательную активность, способствовать эмоциональной разрядке.
Дискотека «Танец утят»
Задачи: Учить детей выполнять эмоциональные движения под музыку в соответствии с её характером, развивать чувство ритма. Способствовать снятию эмоционального напряжения, обеспечить профилактику переутомления.
Игра-забава «Метель» .
Задачи: Предложить детям подуть на бумажные снежинки, подвешенные на нитке, понаблюдать за их движением, обсудить, у кого из ребят получился более «сильный ветер». Способствовать профилактике нервного перенапряжения.
Игра-забава «Кораблики» .
Задачи: Учить детей пускать кораблики, продолжать знакомить со свойствами предметов (лёгкие в воде не тонут). Способствовать профилактике нервного напряжения, дополнять словарь понятиями, связанными с наблюдаемыми явлениями.
Игра-забава «Салют».
Задачи: Предложить детям ловить разноцветные маленькие «дождинки» - кусочки фольги или бумаги, подбрасываемые взрослым. Способствовать профилактике нервного напряжения, эмоциональной разрядке.
Мультконцерт «Веселинка»: песня «В траве сидел кузнечик», «Антошка».
Задачи: Создать радостное настроение, учить подпевать, выполнять танцевальные движения.
Игры-забавы с вертушками
Задачи: Повышать двигательную активность детей, обогащать двигательный опыт. Обеспечить профилактику нервного перенапряжения.
Игры-забавы с заводными игрушками-забавами.
Задачи: Учить детей играть вместе, содействовать созданию положительного эмоционального климата в группе. Проводить профилактику нервного перенапряжения.
Игра-забава «Лёгкое пёрышко».
Задачи: Учить детей выполнять игровые действия: сдувать небольшое пёрышко, правильно набирать воздух носом и выпускать его через рот. Способствовать формированию правильного носового дыхания, эмоциональной разрядке.
Игры-развлечения с водой «Водоплавающие игрушки»
Задачи: В ходе игры обратить внимание на различные свойства воды. Учить наблюдать за движением различных предметов в воде. Способствовать профилактике нервного напряжения.
Игра-забава «Солнечные зайчики».
Задачи: Обеспечить профилактику эмоционального перенапряжения у детей, учить следить за «зайчиком» глазами.
Игра-забава «Ты вертись, моя вертушка».
Задачи: Способствовать повышению двигательной активности детей, профилактике эмоционального перенапряжения.
Мультконцерт «Мы - певцы»
Задачи: Предложить детям послушать песню «Два весёлых гуся». Учить подпевать, выполнять танцевальные движения, развивать творческие способности детей.
Игра-забава «Разноцветные воздушные шары».
Задачи: Учить детей узнавать и называть основные цвета, развивать цветовое восприятие. Доставлять детям радость от игры с воздушными шарами, способствовать профилактике эмоционального перенапряжения.
Свободное музицирование.
Задачи: Формировать у детей интерес к музицированию, к участию в оркестровке знакомых песен с помощью погремушек, маракасов, бубна. Развивать музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Игра-забава «Карусель».
Задачи: Учить детей кружиться в парах, тройках. Держась за руки, обогащать двигательный опыт. Развивать координацию движений. Способствовать профилактике нервного напряжения, эмоциональной разрядке.
Перспективное планирование культурно-досуговой деятельности в первой младшей группе.
Октябрь
1.Вечер развлечений «Музыкальные игрушки»
2.Физкультурное мероприятие «Мы смелые умелые»
3.Развлечение «Мир игр»
Ноябрь
1.Досуг «Под грибком»
2.Физкультурный досуг «Играем в подвижные игры»
Декабрь
1.Досуг «Праздник ёлки»
2.Развлечение «Хоровод, хоровод»
Январь
1.Развлечение «Песенки поём»
Февраль
1.Досуг «Вот как мы умеем»
2.Физкультурное мероприятие «Мой весёлый мяч»
Март
1.Развлечение «Пляска с куклами»
2.Спортивное мероприятие «Через ручеёк»
Апрель
1.Развлечение «Весенние забавы»
2.Досуг «На кораблике плывём»
Май
1.Развлечение «На полянке»
2.Досуг «Едем, едем»
Перспективное планирование культурно-досуговой деятельности во 2 младшей группе.
Сентябрь
1. Развлечение «Наш друг Светофор»
2. Вечер развлечений «Мои любимые игрушки»
Октябрь
1. Обще садовское мероприятие «Праздник Осени»
2. Вечер развлечений «Весёлый огород»
3. Физкультурное мероприятие «Весёлые старты»
Ноябрь
1. Досуг «Путешествие в страну мыльных пузырей»
2. Обще садовское мероприятие «День Матери»
Декабрь
1. Обще садовское мероприятие праздник «Новогодняя сказка»
2. Развлечение «Наряжаем ёлку»
Январь
1. Вечер загадок «Предметы бывают разные – опасные и безопасные»
2. Дискотека «Зимушка-зима»
3. Физкультурное мероприятие «Зимняя спартакиада»
Февраль
1. Досуг «Путешествие в сказочную страну»
2. Обще садовское мероприятие «День Защитников Отечества»
Март
1. Концерт для мам, бабушек и сестрёнок.
2. Обще садовское мероприятие «Широкая Масленица»
3. Театрализация по сказке «Заюшкина избушка»
Апрель
1. Спортивный праздник
2. Развлечение «Весенние забавы»
3. Презентация «День Космонавтики»
Май
1. Спортивное развлечение «Спасатели вперёд»
2. Досуг «На улицах города» (ОБЖ)
3. Обще садовское мероприятие «День Победы»
Перспективное планирование культурно-досуговой деятельности в средней группе.
Сентябрь
1.Развлечение «Прощание с летом»
2.Досуговое мероприятие «Поиграем»
Октябрь
1.Праздник «В гости Осень к нам пришла»
2.Физкультурное мероприятие «Спорт – это здоровье»
3.Развлечение «Мир игр»
Ноябрь
1.Развлечение, посвящённое Дню матери
Декабрь
1.Новогодний праздник «Путешествие по сказкам»
2.Развлечение «В гости к Айболиту»
Январь
1.Развлечение «Весело живём - песенки поём»
2.Физкультурное мероприятие «Зимушка-Зима»
Февраль
1.Досуг «Зимние забавы»
2.Физкультурное мероприятие «Олимпиада»
3.Обще садовское мероприятие «День Защитников Отечества»
Март
2.Спортивное мероприятие «Дружные ребята»
Апрель
1.Физкультурное развлечение «Ручеёк»
2.Досуг «В страну Добрых дел»
3.Досуговое мероприятие «Всё о космосе»
Май
1.Развлечение «Вместе весело шагать»
2.Досуг «Светофор – наш друг»
3.Обще садовское мероприятие «День Победы»
Перспективное планирование культурно-досуговой деятельности в старшей группе.
Сентябрь
1.Развлечение «Здравствуй, детский сад»
2.Физкультурное мероприятие «Весёлое путешествие»
Октябрь
2.Физкультурное мероприятие «Физкультура для ребят»
Ноябрь
1.Праздник «Концерт для мамы»
2.Физкультурный досуг «Весёлые старты»
Декабрь
1.Новогодний праздник «В гости к Деду Морозу»
2. Физкультурное мероприятие «За снежком»
Январь
1.Развлечение «Госпожа Метелица в гости нас зовёт»
2.Физкультурное мероприятие «Зимние забавы»
Февраль
1.Праздник «Папа может»
Март
2.Спортивное мероприятие «Мамины помощники»
3.Праздник «Широкая Масленица»
Апрель
1.Праздник «Полёт к звёздам»
Май
1.Развлечение «День веселья»
2.Праздник «День Победы»
3.Праздник «Выпуск в школу»
Перспективное планирование культурно-досуговой деятельности в подготовительной к школе группе.
Сентябрь
1.Досуг «День знаний»
2.Физкультурное мероприятие «Спорт, спорт, спорт»
Октябрь
1.Праздник «Здравствуй, осень золотая»
2.Физкультурное мероприятие «Физкульт - Ура»
3.Досуг «Весёлая ярмарка»
Ноябрь
1.Праздник «Концерт для мамы»
2.Развлечение «День рожденья»
Декабрь
1.Праздник «Здравствуй праздник, Новогодний»
2. Физкультурное мероприятие «Снежный колобок»
Январь
1.Развлечение «В зимнем лесу»
2.Физкультурное мероприятие «Путешествие в страну здоровья»
3. Досуговое мероприятие «Коляда»
Февраль
1.Праздник «Лучший папа»
2.Досуговое мероприятие «Проводы зимы»
Март
1.Праздник «Поздравляем мамочку с праздником весны»
2.Спортивное мероприятие «А ну-ка, мамы!»
3.Праздник «Широкая масленица»
Апрель
1.Праздник «Полёт к звёздам»
2.Спортивное мероприятие «Быстрые и ловкие»
3. Досуг «Дорожная азбука»
Май
1.Развлечение «День веселья»
«Организация досуговой деятельности в ДОУ»
Досуг – совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями (играми, чтением, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятием физкультурой и спортом).
Привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.
Педагогу важно найти такой баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.
Культурно-досуговая деятельность предполагает:
1. Отдых
2. Развлечения
3. Праздники
4. Самостоятельную художественную и познавательную деятельность
5. Творчество.
Рассмотрим подробно все виды организации детского досуга.
Отдых не предполагает лежание на диване или сидение на стульчиках. Воспитатель во время отдыха создаёт эмоционально-положительный климат в группе, обеспечивая чувство комфорта во время занятий детьми разными видами деятельности: играми, рассматриванием иллюстраций, лепкой, рисованием, конструированием, спортом, слушанием музыки, просмотром мультфильмов и т. д., т. е. под отдыхом понимается активность детей в разных видах деятельности.
Развлечение – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада. Они являются яркими моментами в жизни детей:
Радуют их
Обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями
Содействуют творческой активности
Организации дружного коллектива
Способствуют всестороннему развитию (дошкольники знакомятся с различными видами искусств и литературой, их лучшими образцами; возбуждают радостные чувства, повышают жизненный тонус; способствуют сплочению детей и взрослых, вызывают чувства доброжелательности, симпатии, доверия друг к другу; позволяют каждому ребёнку проявить свою индивидуальность и уверовать в свои возможности).
Вечера развлечений бывают трёх видов:
1. Организованные для детей взрослыми.
2. Проводимые силами детей, но с помощью взрослых.
3. Организованные взрослыми при участии детей в составлении программы и исполнении номеров.
К организации развлечений предъявляются следующие требования:
Разнообразие содержания;
Художественные достоинства материала и качество его исполнения как взрослыми, так и детьми;
Занимательность содержания, новизна его элементов;
Доступность репертуара и разнообразные формы его проведения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития;
Направленность на развитие активности, воображения и инициативы ребёнка,
Соблюдение определённой продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида (от 10-15 до 30-40 минут).
К развлечениям нужно предварительно готовиться: продумать тему, содержание, оформление.
Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, требующие и не требующие подготовки, а также включать несложные спортивные аттракционы.
Формы проведения развлечений.
1. Концерт (могут быть приглашённые артисты или сами дети).
2. Кукольный театр – самый доступный, зрелищный и простой в организации вид развлечений.
3. Теневой театр. В нём играют куклы-силуэты. В подготовительной группе дети сами могут показать спектакль. Репертуар кукольного и теневого театров: народные сказки, маленькие рассказы, инсценировки песен.
4. Настольный театр игрушек. Используются игрушки или фигурки из картона, фанеры, бумаги. Чаще всего устраивают в младших группах по знакомым сказкам, потешкам, стихам. В старших группах представление устраивают сами дети.
5. Инсценирование на фланелеграфе. Можно использовать во всех группах.
В старших – показывают дети.
6. Инсценировки, сценки (в старших группах сами дети).
7. Дни рождения детей.
Объединить по месяцам именинников, петь для них песни, рассказывать стихи, подарить подарки, сделанные своими руками.
8. КВНы, викторины, турниры, игры-путешествия (в старших группах).
9. Забавы.
У малышей по потешкам, стихам, с заводными игрушками, сюрпризами, пальчиковыми играми. Для старших – фокусы, шарады, вечера загадок, аттракционы.
10. Тематические развлечения (по творчеству писателей или композиторов).
11. Театрализованное представление. (готовится долго, с участием музыкального руководителя и воспитателя).
12. Зрелище (посещение театра, музея, цирка и т. д.).
Праздники
Они занимают особое место в организации досуга и соединяют в себе разные виды искусств: музыку,художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство и поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. Тематика и содержание связаны с календарными праздниками.
Структура праздника может быть различной. К составлению программы или сценария надо подходить творчески, учитывать конкретные условия детского сада, опыт работы педколлектива.
Праздники можно проводить в утреннее время или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа, в зависимости от возраста детей и содержания праздника.
Оформление яркое, красочное, торжественное. В подготовке участвует весь педагогический коллектив д. сада, но особая роль отводится муз. руководителю и воспитателю возрастной группы. Они должны из разученного муз. репертуара отобрать те произведения, которые наиболее ярко исполняются детьми, затем выстроить их в определённой последовательности, включая стихи, аттракционы, инсценировки, сюрпризы.
Праздники можно проводить в двух близких по возрасту группах.
На праздниках дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребёнка, стимулом его дальнейшего развития.
Особо следует рассмотреть физкультурные праздники, досуги, дни здоровья. Они зарекомендовали себя как наиболее приемлемые и эффективные формы активного отдыха детей.
При их организации важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. И, конечно же, положительные результаты могут быть достигнуты только при условии тесного сотрудничества коллектива ОУ с семьёй.
Физкультурные праздники.
Во время физкультурных праздников дети принимают участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики.
В течение учебного года со старшими дошкольниками желательно провести 2-3 праздника на воздухе, длительностью не более 90 минут. Тематика может быть различной. Они могут быть организованы не только на участке, но и в близлежащем лесу, парке, стадионе. При подготовке необходимо:
Определить задачи, время и место проведения;
Подготовить конкурсы, игры, соревнования;
Назначить ответственных;
Определить количество участников;
Обозначить порядок проведения, поощрения.
При организации праздника нужно помнить:
Недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых,
Желательно участие вех детей;
Не увлекаться излишними репетициями, сохранить интерес детей;
Рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности.
Проводятся 1-2 раза в месяц от 30 до 50 минут. Не требуют специальной подготовки, строятся на знакомом детям материале. Досуг желательно проводить с несколькими группами, близкими по возрасту. При этом необходимо активное участие воспитателя: он даёт команду, подводит итог, является судьёй соревнований.
Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя играет музыка.
Физкультурные досуги могут отличаться по содержанию и композиции. Рассмотрим несколько вариантов.
1в. Построен на знакомом материале. В его содержании игры малой и средней подвижности, аттракционы, отдых, игры словесного характера, спокойные игры.
2в. Составлен из спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, тенниса.
3в. Содержание включает: бег, прыжки, метание, лазание, ползание на четвереньках, езду на велосипеде и т. д. В основу положен принцип индивидуального дифференцированного подхода к детям.
4в. Весёлые старты. (игры-эстафеты).
5в. С музыкальным сопровождением (танцевальные композиции).
6в. Спортивное ориентирование.
Досуговая направленность в работе с родителями.
Праздник «Матери»;
Семейные посиделки;
Вернисаж «Наши дочки и сыночки»;
Семейные газеты;
Дни рождения детей;
Походы;
Экскурсии;
Выставки;
Дни открытых дверей.
Особенности организации досуга в летнее время.
1. Отсутствие систематических занятий значительно разгружает педагогов и позволяет им по новому подойти к планированию мероприятий. Например, при подготовке выставки можно несколько дней заниматься этим достаточно плотно, не организуя при этом других видов деятельности.
2. Оптимальной формой могут быть такие мероприятия, которые не требуют значительной подготовки со стороны детей и громоздкой подготовки со стороны взрослых.
Формы могут быть разными:
Музыкальные часы;
Кружки;
Выставки;
Игры-путешествия;
Творческие площадки;
Летние праздники на воздухе.
Приобретая опыт, дети к старшему возрасту могут самостоятельно организовать свой досуг: занять себя игрой и пригласить поиграть других детей, начинают проявлять свои индивидуальные творческие наклонности, появляется желание посещать кружки и центры творчества.
Воспитатель должен содействовать и умело направлять детей в разных творческих направлениях, побуждать их заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры, разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, обыгрывать народные потешки, а также поддерживать желание петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками, рисовать, лепить, раскрашивать картинки, экспериментировать, наблюдать, собирать коллекции.
Поддубровская Я.А.
МБДОУ № 101
Пояснительная записка
Актуальность данной работы заключается в том, что она рассказывает о значимости правильной организации и осуществлении культурно-досуговой деятельности в дошкольном учреждении. Досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры.
Культурно-досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для раскрытия его таланта и общего развития.
Основная цель данной работы – формирование представления о культурно-досуговой деятельности в детском саду.
Задачи, поставленные для достижения цели:
Дать представление о видах культурно-досуговой деятельности в дошкольном учреждении;
Познакомить с целями, задачами и содержанием спортивных праздников и досугов в детском саду;
Рассказать об организации и планировании физкультурного праздника в детском саду, варианты его проведения.
Глава 1. Культурно-досуговая деятельность в детском саду
В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняя его значимым содержанием, а в итоге формируются основы общей культуры. Следовательно, надо учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия. Культурно-досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых. Она осуществляется как в дошкольном учреждении и дома , так и в специализированных учреждениях.
Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.
Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий – отдыхать. Отдых можно подразделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов, размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры и т.д.
Виды отдыха:
· самостоятельные занятия физическими упражнениями;
· работа на территории детского сада;
· спортивный отдых;
· игры со снегом, песком и водой;
· прогулки;
· беседа со взрослым;
· игровая деятельность;
· чтение книг;
· просмотр диафильмов, мультфильмов и др.;
· рассматривание иллюстраций в книжном уголке;
· прослушивание сказок, песен, мелодий.
Развлечения – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.
Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.
В практике работы дошкольных учреждений используют три вида развлечений: дети являются только слушателями или зрителями, дети – непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети.
· театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф и др.);
· познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников; обычаев и традиций родной страны; экологические;
· спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты;
· музыкально – литературные концерты.
К развлечениям относятся шутки, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.
Виды развлечений:
· концерты: тематические, музыкально-литературные и др.;
· народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;
· познавательные вечера: КВН и викторины;
· спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др.;
· театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок, мюзиклы, оперы и др.;
· забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др.;
· просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.
Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада.
Виды праздников:
· народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;
· государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;
· международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
· православные: Рождество Христово, Пасха, Троица и др.;
· бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;
· праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник «Мыльных пузырей», «Оригами» и др.
Для достижения главной цели работы были рассмотрены разные виды культурно-досуговой деятельности в детском саду.
А так как в нашем саду приоритетное направление – это физкультурно-оздоровительная работа, то данный опыт, подробно знакомит с целями, задачами и содержанием спортивных праздников и досугов. Приведены примеры и варианты организации и планирования физкультурного праздника в МБДОУ № 101.
Подробно познакомиться с различными видами досуга в детском саду, можно в Приложение.
Список использованной литературы
Дошкольное воспитание «Активный отдых – физкультурные праздники и досуги». № 12 – 2001, стр. 30-34
Дошкольное воспитание «Джунгли зовут». № 7 – 2006, стр. 69-70
Дошкольное воспитание «Новогодние праздники». № 12 – 2004, стр. 39-44
Дошкольное воспитание «Активные формы отдыха». № 5 – 2007, стр. 35 – 39