Ребенок не хочет учиться: советы психолога. Что делать, если ребенок не хочет учиться. Что делать, если ваш ребенок необучаем
Вы когда-нибудь замечали, что ваше чадо испытывает проблемы с обучением - никак не научится решать задачи, не понимает правила правописания, не может связно высказывать мысли, писать, читать, внимательно слушать? Мешают ли данные признаки процессу обучения и как сильно они проявляются? Может быть, малыш не может сконцентрировать внимание на какой-либо теме и поэтому со стороны кажется, что он все время витает в облаках?
Ваш ребенок не одинок в этом. От необучаемости страдают многие дети школьного возраста.
Ниже перечисляются признаки и описываются причины необучаемости ребенка
1. Необучаемость как недуг.
В большинстве случаев, признаки возникают в легкой форме. В связи с этим зачастую необучаемость удается определить лишь спустя некоторое время. У одних детей встречается несколько видов необучаемости, у других - один вид.
Как говорят психологи, существует немало причин появления необучаемости. Какие-то из них можно выявить, какие-то - нет. Порой нарушения связаны с неверным развитием головного мозга, которое объясняется генетическими факторами. Данное нарушение может вызвать употребление наркотиков или алкоголя при вынашивании крохи. Не надо исключать неблагоприятную экологическую среду.
2. Иные причины необучаемости.
Перенесенные в детстве заболевания, травмы или несчастные случаи.
Преждевременные роды.
Расстройство нервной системы.
Запаздывание в развитии.
Перенесенное матерью при беременности заболевание или несчастный случай.
3. Диагностика необучаемости.
В детском саду или школе может случиться ситуация, когда малыш должен следовать указаниям педагога. Порой он не понимает речь и письмо. Необучаемость становится явной, когда по мере взросления чада отставание не проходит. Существуют всевозможные способы диагностики каждой формы необучаемости.
4. Формы необучаемости.
Нарушение языковых и речевых навыков. В большинстве случаев, дети «перерастают» его. Страдающие этим расстройством малыши отличаются следующим.
Ребенок понимает только маленький процент устной речи, не реагирует или неверно реагирует на услышанное (расстройство рецептивных функций).
Неверно называет предметы или неверно применяет слова, когда выражает мысли (нарушение речевых функций).
Неверно произносит звуки (нарушение артикуляции).
Нарушения, связанные с обучаемостью малыша. Ребенок намного медленнее своих ровесников учится читать, считать и писать.
Расстройство чтения или дислексия. Это проблемы, связанные с языком. Под этим понимаются затруднения в восприятии и произношении речи, в чтении. Появляется большой разрыв между действительными результатами обучения и учебным потенциалом.
Расстройство письма или дисграфия. Ребенок не осваивает элементарные правила правописания.
Расстройство счета или дискалькуляция. Ребенок не понимает математические правила или не справляется с задачами.
Расстройство общей моторики и координации движения. К примеру, малышу неудобно прыгать и бегать, трудно завязывать шнурки и застегивать пуговицы, писать, вырезать, раскрашивать картинку.
Невербальное расстройство. Малышу трудно осмысливать визуально-пространственную и невербальную информацию. Это влечет за собой ослабление зрительной памяти и математических способностей, проблемы с распознаванием образов, нарушения координации движений.
Расстройства внимания. Неспособность сосредотачивать внимание отрицательно воздействует на успеваемость ребенка и отвлекает его от занятий.
5. Как помочь?
Диагноз «необучаемость» не указывает на отсутствие умственных способностей чада. В принципе, в этом случае интеллект малыша может быть достаточно высоким. Он не отличается от других детей, просто не владеет некоторыми навыками.
При коррекции необучаемости медикаментозное лечение бесполезно. Ребенку может помочь только специальное обучение и родительское внимание. В некоторых школах есть особые программы обучения для необучаемых и плохообучаемых детей. Спустя некоторое время чадо сможет приобрести необходимые навыки, догнать сверстников и преодолеть свои недостатки.
Если ребёнок испытывает огромные трудности с учёбой: делает ошибки при письме, плохо считает, не спешите обвинять его в лени и невнимательности.
Есть понятие «необучаемость ребенка в школе», но пусть оно вас не пугает. Необучаемость не значит, что ребёнок не сможет учиться. Это означает, что вам надо уделить ему больше внимания.
Необучаемость - это несоответствие интеллекта и навыков, то есть о фактическом развитии ребёнка она не говорит. Напомним, что такой диагноз ставили в своё время А. Эйнштейну и У. Черчиллю.
Количество необучаемых детей составляет 5 % от общего числа школьников. Проявляется необучаемость уже в раннем детстве. Ребёнок начинает говорить позже сверстников, с трудом набирает словарный запас. В детском саду такой ребёнок часто путает простые слова, коверкает слова, делает грубые ошибки при чтении, письме и счёте, тяжело осваивает новые навыки, не умеет планировать свои действия, страдает плохой координацией движений.
В начальной школе необучаемый ребёнок плохо запоминает материал, с трудом заводит друзей, получает плохие оценки. Трудности с учёбой могут быть трёх видов.
- Дислексия - нарушение чтения. Дислексикам трудно читать, произносить и воспринимать речь, а также выражать свои мысли.
- Дисграфия - расстройство письма, неспособность усвоить простейшие правила языка.
- Дискалькулия - сложности при счёте, непонимание математических правил.
Психологи отмечают у детей также расстройство координации (ребёнку трудно раскрашивать картинки, завязывать шнурки, вырезать и т.д.). Даже учась в среднем звене, необучаемые дети плохо запоминают, медленно делают задания, избегают всего, что связано с чтением и письмом, не могут понять прочитанное, особенно абстрактный материал.
На сегодняшний день известно, что необучаемость - не черта характера, не вина ребёнка, это следствие неправильной обработки информации мозгом.
Не так всё просто
Единой причины необучаемости не существует. Безусловно, играют роль генетические особенности. Вероятно, что у кого-то из близких родственников ребёнка были аналогичные трудности.
Другая предпосылка - особенности функционирования мозга. Чтение и восприятие информации на слух - не такие уж простые процессы. Быстрый и точный анализ звуков - залог успешного обучения.
Этот анализ происходит во внутреннем ухе - улитке. Если на этом начальном этапе начинается сбой, появляется дислексия. Например, некоторые звуки имеют похожие частоты - «Б» и «П», «Д» и «Т». Дислексику трудно различить эти звуки.
Чтение требует синхронной работы глаз и ушей. Ребёнок видит буквы, его уши идентифицируют соответствующий звук (даже если он читает про себя). Глаза идут от буквы к букве, а улитка переводит буквы в звуки. Обе эти операции должны происходить синхронно. Если промежуток времени между операциями увеличивается, глаза и уши работают не слаженно. Буква без звука остаётся немой, в мозге не появляется её значение.
Есть ещё одно условие. Все люди имеют доминантное ухо - правое или левое. «Правши» анализируют информацию быстрее, чем левоухие. Соответственно и обучаются они легче. Почему? Правое ухо связано с левым полушарием, в котором происходит обработка языка. Если лидирует левое ухо, то информация попадает сначала в правое полушарие, где нет языкового центра, и затем переправляется в левое. Информация поступает к таким людям с опозданием и не полная - высокочастотные компоненты (те, что нужны для различия «Б» и «П») теряются «по пути».
Успех возможен!
Интеллект у необучаемого ребёнка может быть выше среднего. Просто ученик не может овладеть навыками, необходимыми для успешной учёбы в школе. Но важнее не оценка, а истинное развитие ребёнка. Поэтому ни в коем случае не внушайте ученику, что он неполноценный и никогда не достигнет успеха.
Обследование при необучаемости включает:
- медицинский осмотр ребёнка, чтобы исключить расстройство слуха и зрения;
- беседу с ребёнком, наблюдение за его поведением;
- психологическое тестирование;
- оценку речевого развития, заключение логопеда;
- оценку развития мелкой моторики, мышечного тонуса и координации движений.
После проведённых мероприятий медико-педагогическая экспертиза выносит заключение и даёт рекомендации по коррекции необучаемости. Коррекционные классы есть сегодня в каждой школе. В таких коллективах у ребёнка не возникает отчуждённости от сверстников. Победить необучаемость можно, но нагрузка должна быть посильной.
Такому ребёнку нужно особое внимание со стороны родителей. Помогут специальные программы обучения, адаптированные к способностям детей в зависимости от проблемы. Наука постоянно изучает работу мозга, появляются методики, улучшающие процесс обучения. Например, недавно учёные открыли нейропластичность - это природная способность мозга преобразовывать клетки в ответ на опыт и обучение. Мозг можно и нужно тренировать.
Очень эффективен метод Томатис. Это особые аудио-вокальные тренировки, которые могут научить отчетливо слышать звуки. Со временем ребёнок может преодолеть свои недостатки и с успехом догнать и даже перегнать сверстников.
Ребенок не хочет делать уроки: советы психолога, мамы и преподавателя в одном лице
- Ах ты бестолочь такая!
- У всех дети как дети, а у меня эта/этот…
- Ну почему такой тупой/тупая?
- Мозги есть вообще?
- Я тебя сейчас прибью/убью!
- Что за тупорылый, безмозглый ребенок!
Страшные высказывания, не так ли? А ведь именно их часто слышат беззащитные создания, которых мы называем детьми. Очень хочется верить, что от вас ваши дочки и сыночки не слышат подобной брани даже тогда, когда ребенок не хочет делать уроки.
Когда лично я слышу или вижу, как родители ругают своих малышей, ощущаю непреодолимое желание подойти к ним поближе и врезать по заднице так, чтобы те подскочили и взвыли от боли, а потом еще на ухо выкрикнуть все то, что они «говорят» своим крохам. Но глубоко в душе я жалею их - бестолковых родителей, которые сами, видимо, недополучили любви, заботы, ласки, которые не в силах (не знают, как) справиться со своими эмоциями.
Ребенок не хочет учить уроки, что делать?
Будучи мамой второклассника, преподавателем, имея за плечами 15-летний опыт работы с малышами, хочу посоветовать следующее:
- Если ребенок не хочет учить уроки, давайте будем орать на него. Почему? Потому что он кажется тупым, потому что он не имеет право побаловаться, покривляться (дети вообще должны ходить по струнке смирно), ведь мы устаем на работе и дома, нас бесит совершенно все, начиная от недосыпа, маленькой зарплаты, непутевого партнера по жизни и заканчивая школой, плохими отметками, а потому нам обязательно надо сорваться на беззащитном создании - собственном ребенке.
- Если ребенок не хочет самостоятельно делать уроки, давайте доведем его до слез. Плачущая дочь или рыдающий сын - это жалкая картина. Но ничего, мы можем потерпеть это, потому что мы, родители, имеем полное право доводить детей до слез. Пусть они знают, что жизненный путь тернист, пусть с детства учатся проглатывать слезы. Кто как не родные мама и папа сделают детское сердце закаленным. Обязательно надо научить ребенка обижаться и жить с обидой в душе.
- Если ребенок не хочет учить уроки, давайте будем его бить… бить ремнем, ладошкой, палкой, наконец. А что? Сдачи он не даст, лишь скрючится от боли, а когда боль пройдет, он сразу же возьмется за ум и все быстро напишет/прочитает/порешает.
Как родители делают с детьми уроки, так они и обращаются с ними при других обстоятельствах: дома, на улице, в гостях и т.д.
Вот примерно какие крики слышала из соседнего дома, когда какая-то придурошная (уж простите за откровенность) мама заставляла школьника выполнять домашнее задание:
Знает ли эта женщина, как делать уроки с ребенком без криков и наказаний, когда малыш не хочет этого? Не думаю. Но ее счастье, что крики прекратились.
Дорогие родители, пишу статью, а самой рыдать хочется. Детки приходят в этот мир чистыми листочками, а мы, мамы и папы, записываем на этот листочек основу жизни. Наши дочки и сыночки - это наше с вами отражение. Помните ли вы об этом?
А знаете ли вы, что делать уроки с ребенком без криков и наказаний можно лишь в том случае, если вы действительно любите и уважаете свое чадо, если учитываете особенности его психотипа (эннеатипа), знакомы с особенностями развития его возраста и помните, что постоянный контроль отбивает у детей желание делать уроки самостоятельно?! Не надо все сваливать на характер. Он формируется в процессе становления личности. И именно вы в большей степени влияете на это.
Ребенок не хочет самостоятельно делать уроки: как помочь ему?
«Пока с ребенком делали уроки,
все соседи выучили таблицу умножения,
а собака может пересказать повесть.»
Как помочь ребенку делать домашние задания, если он не хочет:
- Перестаньте все делать за него: пусть он/она сам(-а) достает учебники из портфеля, выполняет посильные задания без посторонней помощи.
- Помогайте ему лишь тогда, когда уверены, что задача ребенку не под силу.
- Приучайте доводить начатые дела до конца. Не приступайте ко второму предмету до тех пор, пока не сделает первый.
- Хвалите родное чадо как можно чаще. Хвалите даже в том случае, если домашнее задание сделано не совсем идеально. Подарите сыну/дочке уверенность. Ваша похвала будет лучшей наградой за старания.
- Чаще произносите такие фразы, как «ты это сможешь», «я верю в тебя», «если постараешься, ты … (решишь пример, напишешь без ошибок, хорошо выполнишь задание)», «у тебя обязательно все получится».
- Не навредите своей любовью и гиперопекой. Выбрали хорошую школу, лучшего учителя, купили школьные принадлежности и одежду? Вот на этом и остановитесь! Не надо делать за ребенка его дела: усаживать за уроки, собирать портфель, читать ему задания, решать за него задачи и т.д. Если все это делаете, не удивляйтесь тому, что ваш школьник/ваша школьница начнет вами манипулировать, а учителю будет говорить: «папа не сделал», «мама не положила», «бабушка забыла». Позвольте сыну или дочке чувствовать ответственность за выполнение домашнего задания или любого иного дела.
- Будьте терпеливы. Не подгоняйте. Уж тем более, не кричите. Когда захочется повысить голос, вспомните вот какую ситуацию: представьте, у вас на плите жарится картошка, она жарится-жарится и вдруг начинает подгорать, (Что вы будете делать?), вы же не будете орать на подгорающее блюдо, а спокойно снимете сковороду с плиты или уменьшите огонь (Правда?).
- Давайте советы, подсказки, но не решайте за ребенка, что и как ему сделать. Используйте фразы: «Попробуй сделать так…», «Наверное, ты торопился…», «Быть может, ты не заметил…».
- Развивайте интерес к учебе. Будьте чуточку не как все. Будьте креативны в своем подходе к выполнению домашнего задания. К примеру, можно устроить квест, совместить настольную игру с уроками (сделали математику - прошли один уровень, прочитали рассказ - прошли второй уровень и т.д.), можно сделать дополнительные пособия, с которыми вашему ребенку будет реально интересно возиться (допустим, у меня сын любит учить словарные слова, составляя их из вырезанных букв, или мы выполняем тесты онлайн), можно придумать мини-призы за хорошо выполненное домашнее задание, за отличное настроение, старание и пр. Вариантов разнообразить учебный процесс в домашних условиях бесконечно много. Делитесь ими в комментариях.
- Никогда не говорите об учителе плохо. Он - пример для подражания. Да, нам повезло с учителем. Наша Нина Николаевна - педагог от Бога. Дети ее обожают, родители ценят и уважают. Если у вас не такой учитель, можно перевести ребенка в другой класс. Но ни в коем случае никогда не говорите плохо об учителе. Это… как если бы вы сказали сыну/дочери, что у него/нее плохой отец или непутевая мать. К чему бы это привело? Верно, к серьезной психологической травме.
- Не сравнивайте свое чадо с другими детьми. Зачем топтать их и так хрупкую самооценку? Они у нас уникальные!
- Не старайтесь реализовать через ребенка свои мечты, собственные амбиции. Это, как минимум, глупо. Как максимум, подобное желание чревато страшными последствиями. Помните, ребенок - это отдельная личность, он проходит свой путь, а ваш вы уж как-то сами проходите дальше. Детки чувствуют, когда не оправдывают ожидания своих родителей, они очень болезненно это переживают, а соответственно, теряют интерес к учебе, становятся беспокойными, капризными и неусидчивыми.
Поверьте, при грамотном подходе вы будете делать уроки с ребенком без криков и наказаний. Больше того, ваш ребенок захочет самостоятельно делать уроки.
От себя еще добавлю: у ребенка должна быть и понимание того, зачем ему делать уроки. Уж точно не для того, чтобы быть отличником. Правда?) У моего сына есть мечта: открыть собственный ресторан. И он понимает, что для этого ему нужно иметь много знаний. А знания дает школа, поэтому уроки делать важно и нужно.
Ребенок не хочет делать уроки (видео «Что советует психолог, когда ребенок не хочет делать уроки самостоятельно»):
Как делать уроки с ребенком без криков и наказаний: личный пример
Давайте я расскажу о том, как мы делаем уроки. Итак, у меня сынишка ходит во второй класс. У него вторая смена: учится с 13:30 до 17:45. Программа, на мой взгляд, сумасшедшая. Постоянно какие-то доклады, рефераты, рисунки, песни, конкурсы, контрольные… Кажется, что заданиям нет ни конца ни края. Понятное дело, что это вызывает стресс у ребенка и доводит родителей до отчаянья. Что можно сделать? Как вариант, можно попросить учителя задавать меньше. Но, скажем, наш учитель и так бережно относится к деткам, задает то, что положено в рамках программы. А программа, как уже говорила, сложная.
Как мы делаем уроки с ребенком без криков и наказаний:
- После школы у сына есть час времени для себя. Да, это всего лишь час, но что поделать… Он или смотрит мультик, или гуляет на улице, или собирает свое бесконечное лего.
- Садится делать уроки в 19:30. Мы договорились, что в это время он уже за своим столом раскладывает учебники. К слову, у нас всегда идеальный порядок на его столе: ничего лишнего, лежат лишь книги, тетради по тому предмету, который он делает.
- На уроки у нас уходит в среднем 1,5-2 часа. Меньше можно, больше нельзя). Но это время он реально делает уроки, а не кушает яблочки, не бегает к телевизору, не рисует посторонние рисунки и пр. Не успел – будь готов получить двойку. Как правило, успевает). Если не успевает, просит дать ему еще несколько минут. Таким образом, ребенок самостоятельно делает уроки до 21:00-21:30. Я лишь время от времени подглядываю и помогаю в действительно сложных вопросах. Портфель собирает, конечно, сам. Было такое, что пару раз забывал тетради, ему становилось неловко в школе, теперь собирает все более тщательно. Не скрою, время от времени я перепроверяю портфель. И если вижу, что что-то не положил, спрашиваю: «Сыночек, ты уверен, что ничего не забыл положить в портфель?»).
- Если справился быстрее (а это для него серьезный стимул), он может еще позаниматься чем-то своим. Если не справился, моется, чистит зубки и спать.
- Утром у него есть 3 часа для своих желаний. Параллельно он старается помогать по дому (это приятно).
- С 10:00 до 11:00 у нас разные дополнительные обучающие занятия.
- С 11:30 до 12:30 у него снова есть время для себя. Потом уже обед и сборы в школу. Плюс мы повторяем стихи, песни, которые учили вчера.
- Да, в выходные один день он вообще ничего не делает из уроков, а во второй день старается делать домашнее задание по тем предметам, которые будут во вторник, среду, четверг, пятницу. Их не так много). Кстати, уроки на понедельник он делает, как правило, в пятницу.
Вот по такому примерно графику мы и живем. Порой бывают форс-мажоры). Я стараюсь не перегружать ребенка дополнительными занятиями, нам пришлось отказаться от нескольких курсов. Но здоровый и веселый малыш куда важнее, чем уставший и грустный родной школьник.
Когда сын ленится, капризничает (и при этом я понимаю, что это никак не связано со здоровьем) и вдруг говорит, что не хочет учить уроки, то его ждет худшее из наказаний: мама не будет с ним рядом в процессе выполнения домашнего задания, она не подскажет, не проверит уроки, не выполнит его последующие просьбы. Я позволяю сыну самостоятельно справляться с последствиями невыполненного или плохо выполненного домашнего задания. Если мой ребенок не хочет учить уроки, пожалуйста, пусть не делает, но ответственность за результат будет нести он. А я в свою очередь проведу вечер в раздумьях: в чем я, как мама, допускаю ошибку, почему мой ребенок не хочет учить уроки самостоятельно, что я могу сделать, чтобы у него было это желание…
Помню, как бабушка платила деньги моим младшим братьям за то, чтобы они ходили в музыкальную школу. Больше всего денег доставалось младшему, он бросил обучение через месяц, средний продержался чуть больше. Я же закончила музыкальную школу, потому что мне никто ничего не платил:) . Поэтому своему ребенку за оценки деньги не плачу, но, понятное дело, стимулирую к достижению максимально возможного результата. К примеру, эту четверть он закончил прекрасно - как и планировали (мечтали, хотели), за что был вознагражден игрушкой своей мечты (лего Nexo Knights ), плюс ко всему, мы сразу поехали отмечать победу в торгово-развлекательный центр (это был потрясающий день). К слову, у нас всегда есть выбор между наградой: за лучший и получившийся результат. То есть, я придерживаюсь стратегии « win - win », где нет проигравших.
Как-то шли с парка (ходили собирать листья для поделки «Шляпка осени»), и у нас случайно состоялся вот такой диалог:
Мама, а почему ты не любишь 4-ки?
Сынуля, ну почему же я не люблю четверки?! Люблю. Просто если есть возможность получить 5, зачем получать 4?
Но четверки же тоже относятся к хорошим оценкам!
Относятся. А когда мы ходим по магазинам, почему ты выбираешь себе самое большое лего, а не маленькое или среднее, оно ведь тоже относится к хорошим игрушкам?)
Мы оба рассмеялись, но каждый сделал свои выводы. Я, к примеру, и не догадывалась, что сына волнует мое отношение к оценкам. Этот диалог расставил многие точки над и + помог скорректировать мое поведение в отношении маленького наследника. Здорово, что диалоги между родителями и малышами существуют! Правда?
Берегите детей! Не отнимайте у них детство! Они так быстро вырастают(.
С пожеланиями удачи всем родителям, Зоя Гегеня =
Мой внук еще не пошел в школу, но мне кажется, что у не го будут проблемы с обучением, так как он совершенно не может концентрировать внимание на чем-либо больше 2-3 минут, быстро теряет мысль, очень плохо пересказывает знакомые сказки, перескакивает с одного на другое, я никак не могу научить его читать даже по слогам. Что делать? Родители у него с высшим образованием, бабушки с дедушками тоже не глупые люди. Как могло получиться, что ребенок такой необучаемый?
Пока о «необучаемости» Вашего внука речь вести рано. Вы, к сожалению, не написали, сколько ему лет, возможно, он в силу возраста еще не может выполнять те действия, которых Вы от него ожидаете. «Необучаемыми» считаются те школьники, которые не могут внимательно слушать, связно выражать свои мысли, рассуждать вслух, читать, писать, не усваивают правил правописания и никак не научатся считать и решать математические задачи.
Всего лишь расстройство внимания
Возможно, Ваш внук страдает всего лишь расстройством концентрации внимания, а умственный потенциал у него (кстати, как и у многих признанных необучаемыми детей может быть даже выше среднего.
Детям часто не хватает навыков, которыми они должны обладать на своей ступени развития (соответствующих возрасту).
Расстройство внимания само по себе не считается признаком необучаемости, хотя значительно затрудняет процесс обучения ребенка, так как неспособность концентрировать внимание отвлекает его от занятий и негативно влияет на усвоение новых знаний. Такие дети не являются необучаемыми, просто у них не развиты образовательные способности.
Виды необучаемости
Специалисты официально выделяют несколько видов необучаемости:
— дислексию (затруднение в чтении, произношении и восприятии речи, неумение выразить свои мысли)
— дисграфию (трудности в написании и усвоении правил правописания)
— дискалькуляцию (неумение считать, решать примеры и задачи).
При наличии любого из этих видов у ребенка возникает невероятный разрыв между его учебным потенциалом и реальными результатами обучения. Как бы ни волновала родителей необучае-I мость ребенка, только психологи могут решить, действительно ли ребенок необучаем, а для этого его предварительно тщательно тестируют. Многие родители просто слишком требовательны и хотят, чтобы их дети чуть ли не с рождения уже умели читать, писать и считать.
Главное — внимание
Если у Вас есть сомнения по поводу способностей внука, лучше всего пройти специальные тесты еще до школы, тогда останется время для коррекции нарушений, если они будут найдены. Лечить необучамость невозможно, заметное улучшение ситуации дает только родительское внимание и специальное обучение, адаптированное к потребностям и способностям ребенка. Со временем он может преодолеть свои недостатки, догнать сверстников и приобрести необходимые навыки, поэтому чем раньше начать коррекцию обучаемости ребенка, тем быстрее можно довести ее до нормы.
В чем причина необучаемости
Что касается причин возникновения необучаемости (Вас, видимо, очень волнует этот вопрос), психологи и доктора считают, что нарушения могут быть связаны с неправильным развитием головного мозга, обусловленным генетически (скорее всего, это не Ваш случай) или неблагоприятной экологической средой, в которой жил малыш в раннем детстве (а где у нас сейчас благоприятная экология?). Причиной может быть и перенесенное матерью в период беременности серьезное заболевание несчастный случай или травма Даже преждевременные роды или заболевания, перенесенные ребенком вскоре после рождения, могут привести к необучаемости.
Не надо так переживать по поводу еще не подтвержденной необучаемости Вашего внука, гораздо важнее, чтобы ребенок был здоров, а привить ему необходимые навыки всегда можно. Просто это потребует от всех его v родных и близких особого внимания, определенных усилий и большого терпения.
Апрель 8, 2011 12:31:31 ПП
ваш ребёнок не может внимательно слушать, связно выражать свои мысли, думать, читать, писать, не усваивает правила правописания и никак не научится считать и решать математические задачи? Насколько сильно проявляются эти симптомы и мешают ли они процессу обучения? Возможно, ребенок не может сосредоточить внимание на одном предмете и поэтому кажется, будто он постоянно витает в облаках?
В этом ваш сын или дочка не одиноки. Каждый десятый ребенок школьного возраста (почти 4 миллиона в мировом масштабе) страдает от необычного расстройства - необучаемости. Приблизительно 20% из них страдают расстройством концентрации внимания. Понятие необучаемости можно определить как «значительное несоответствие между интеллектуальными способностями человека и теми навыками, которыми он обладает на каждой ступени развития».
Диагностика расстройства и понимание ситуации поможет плавно перейти к следующему этапу - поиску проверенных способов разрешения ситуации. Кроме полной и абсолютной родительской поддержки, что нужно ребенку, чтобы состояться как личность, добиться успеха и независимости? Читайте дальше, чтобы узнать больше о причинах и признаках детской необучаемости.
Необучаемость как заболевание
Не существует очевидных, заметных с первого взгляда признаков, позволяющих с уверенностью диагностировать необучаемость. Симптомы в основном проявляются в легкой форме, поэтому иногда необучаемость удается выявить только на позднем этапе развития ребенка. Некоторые дети страдают необучаемостью одного вида, в то время как у других нередко наблюдается несколько видов необучаемости.
Психологи считают, что существует множество причин возникновения необучаемости. Некоторые из них можно установить, некоторые - нет. Иногда нарушения связаны с неправильным развитием головного мозга, обусловленным генетическими факторами. Употребление алкоголя или наркотиков во время беременности также может спровоцировать это нарушение, также как и неблагоприятная экологическая среда в детстве. Выделяют также другие причины возникновения необучаемости:
* Несчастный случай, травма или заболевание, перенесенное матерью в период беременности
* Запаздывание в развитии - замедленное развитие ребенка по сравнению с ровесниками
* При нормальном зрении и слухе ребенок неправильно воспринимает обыкновенные звуки и зрелища, что объясняется расстройством нервной системы.
* Преждевременные роды или заболевания, перенесенные ребенком вскоре после рождения
* Присутствие токсинов в утробе или развитие в неблагоприятной экологической среде
* Несчастные случаи, травмы или заболевания, перенесенные в раннем детстве
Диагностика необучаемости
В школе или детском саду может возникнуть ситуация, в которой ребенок должен следовать указаниям воспитателя или учителя или реагировать ожидаемым образом. Иногда ребенок не может понимать письмо или даже не всегда понимает устную речь и не может пересказать услышанное. Необучаемость становится очевидной, когда отставание в учебе не проходит по мере взросления ребенка. Существуют различные методы диагностики каждого вида необучаемости. Диагноз «необучаемость» ставят ребенку (или взрослому) только после проведения всех необходимых тестов.
Виды необучаемости
Нарушение в развитии речевых и языковых навыков. Это нарушение очень часто встречается и, как правило, его «перерастают». Дети, страдающие этим расстройством, отличаются от ровесников следующим:
* Неправильно произносят некоторые звуки (например «клошечный клолик», а не «крошечный кролик») (нарушение артикуляции).
* Неправильно использует слова для выражения своих мыслей или неправильно называет предметы (нарушение речевых функций).
* Понимает лишь небольшой процент устной речи и неправильно реагирует на услышанное или не реагирует совсем (расстройство рецептивных функций).
Нарушения, связанные с образовательными способностями ребенка: ребенок очень медленно учится читать, писать и считать - гораздо медленнее своих ровесников.
* Расстройство чтения. Это необычное расстройство также получило название «дислексия». Дислексия представляет собой трудности, связанные с языком. Дислексы испытывают затруднения в чтении, произношении и восприятии речи, а также им тяжело выразить словами собственные мысли. Возникает невероятный разрыв между их учебным потенциалом и реальными результатами их обучения.
* Расстройство письма. Дисграфия имеет неврологическую этиологию и заключается в расстройстве письма, при котором человек испытывает трудности в написании букв или же не может усвоить правила правописания и поэтому делает грубые ошибки даже в самых элементарных словах.
* Расстройство счёта. Дискалькуляция - это нарушение, при котором ребенок не может справиться с математическими задачами или понимать математические правила и абстрактные математические концепции.
Другие нарушения: если проявления необучаемости не подпадают ни под одну из перечисленных выше категорий, их относят к следующим видам.
Расстройство координации движения и общей моторики: ребенок не может выполнять действия, требующие координации групп крупных или мелких мышц. Например, ребенку трудно раскрашивать картинку, вырезать, писать, застегивать пуговицы и завязывать шнурки, ему неудобно бегать и прыгать.
Невербальное расстройство: при неврологическом нарушении функции полушарий головного мозга ребенку трудно осмысливать невербальную или визуально-пространственную информацию. Это приводит к нарушениям координации движений, трудностям с распознаванием образов, ослаблению математических способностей и зрительной памяти.
Расстройства внимания: само по себе расстройство внимания еще не считается видом необучаемости. Однако неспособность концентрировать внимание отвлекает ребенка от занятий и негативно влияет на успеваемость. Поэтому расстройство внимания можно условно отнести к нарушениям, связанным с образовательными способностями ребенка.
Как помочь
Если ребенку поставили диагноз «необучаемость», это ничего не говорит о его умственных способностях. По сути, интеллект ребенка в этом случае может быть даже выше среднего. При этом ребенок не отличается от сверстников, просто он не владеет определенными навыками, необходимыми для успеха в школе и на работе. Очень важно понимать это и не внушать ребенку мыслей о его неполноценности, чтобы он вырос успешным и уверенным в себе.
Медикаментозное лечение совершенно бесполезно при коррекции необучаемости. Заметное улучшение дает только родительское внимание и специальное обучение, адаптированное к потребностям и способностям ребенка. В большинстве развитых стран работают государственные школы для детей с подобными расстройствами. В некоторых школах существуют специальные программы обучения для плохо- и необучаемых детей. Эти программы разработаны с учетом вида необучаемости, которым страдает ребенок. Со временем ребенок может преодолеть свои недостатки, догнать сверстников и приобрести необходимые навыки.