Трудновоспитуемые» дети: характеристика и направления работы с ними. Откуда берутся « трудновоспитуемые» дети
Факторы, обуславливающие "трудновоспитуемость" детей.
Проблема трудновоспитуемости - одна из центральных психолого-педагогических проблем.
Личность не всегда формируется по восходящей линии, в силу различных причин в ее становлении наблюдаются отклонения: ребенок начинает сопротивляться педагогическому воздействию. Часто это происходит на фоне отставания личности в положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т.д. В научных материалах для этой категории детей используются различные термины: "трудновоспитуемые", "трудные", "дети с отклоняющимся поведением", "дети с девиантным поведением", "дети осложненного поведения". Следуя традициям, которые заложили такие выдающиеся педагоги, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.Н. Сорока-Росинский и др., мы в своем исследовании используем термин "трудновоспитуемые" дети, не отвергая и современные подходы к данной проблеме.
В психолого-педагогической литературе достаточно основательно проработана проблема "трудновоспитуемых" детей.
Понятие "трудновоспитуемые" дети имело широкое распространение в довоенное время. Оно возникло не в науке, а в обыденной жизни.
Термин "трудновоспитуемость" вошел в науку в 30-е годы ХХ века. На определенное время это понятие исчезло, а в 50-60-х годах вновь появилось.
В настоящее время этот термин укоренился в словарях по педагогике и психологии .
Сегодня среди ученых идет дискуссия о целесообразности его использования. Думается, на современном этапе решения проблемы, базирующейся на гуманистической методологии, он не совсем удачно отражает ее суть.
Представления о "трудновоспитуемых" детях постоянно изменялись на протяжении всего развития общества, изменялось понимание причин, сущности, содержания и основных ее признаков.
Разработка проблемы "трудновоспитуемости" началась еще в 20-е годы. Это явление объясняется особыми социальными условиями и процессами, связанными с первой мировой войной, гражданской войной, революциями. Голод, эпидемии разрушили многие семьи, и дети остались без родителей. Волна детской беспризорности буквально захлестнула страну. В это время в учреждениях социального воспитания получила распространение теория "моральной дефективности", согласно которой утверждалось, что трудновоспитуемость является следствием врожденных дефектов. Многие педагоги и психологи того времени и позже своими исследованиями опровергали эту теорию и доказывали другие причины трудновоспитуемости. Эти исследования актуальны в настоящее время и имеют свое продолжение в работах современных отечественных педагогов и психологов.
Проанализировав психолого-социально-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что авторы по-разному трактуют понятие "трудновоспитуемые" дети. С.Т. Шацкий в своих работах отмечал, что "…трудные дети - это дети, которые живут в неблагоприятных условиях города и "впитывают" в себя плохие стороны взрослой жизни".Л.С. Выготский связывал проблему трудновоспитуемости с возрастными особенностями: "трудный ребенок - это подросток, так как именно подростковый возраст является трудным. Этот кризис усложняется неблагоприятными условиями воспитания". Близки точки зрения П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, А.И. Кочетова, которые в качестве главной причины появления трудновоспитуемости выделяют педагогическую запущенность.
У современных авторов несколько иная точка зрения. В частности, М.А. Галагузова отмечает: "Трудновоспитуемость - это сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания".
Анализируя литературу, можно выделить, что каждый автор в понятие "трудновоспитуемые" вносит то, что соответствует данному этапу развития общества. Если в 20-30-е годы было большое количество беспризорных детей, то естественно большое внимание уделялось этой категории "трудновоспитуемых" детей (С.Т. Шацкий и др.).
В современной социально-психологической литературе выделяют группу социальных отклонений, куда входят беспризорность, безнадзорность, недисциплинированность, употребление алкоголя, наркотиков и т.д. .
Данные исследователи рассматривают понятие "трудновоспитуемый" по-разному, однако сходятся в одном - поведение ребенка не соответствует нормам и правилам, которые приняты в обществе.
Причины такого поведения многообразны. Например, отечественные психологи (Л.С. Выготский, Л.М. Злобин) на первое место выдвигают внутренние причины: своеобразие характера, аномалии и трудности переходного возраста, а педагоги (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.А. Невский) - неблагоприятные условия воспитания, несовершенство учебно-воспитательной работы в семье и школе. Однако внутренние и внешние причины действуют в комплексе.
Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства. В переходный период тяжелого экономического положения страны, крушения прежнего мировоззрения и несформированности нового, отсутствия должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства общество пришло к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно тяжело в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Так, в Екатеринбурге, как одном из наиболее сложных по состоянию преступности городов России, подростковая преступность составляет около 14% .
На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия "трудновоспитуемые" дети. Первым признаком является наличии у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Норма и степень отклонения от нее чаще всего определяются тестовыми и экспериментальными методиками. Однако не все параметры отклоняющегося поведения психологи и педагоги умеют сегодня измерять и теоретически интерпретировать. Этих случаях ведется симптоматическое наблюдение.
Для характеристики отклоняющегося поведения используют также специальные термины - деликвентность и девиантность. Под деликвентным поведением понимают цель поступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.е. условно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объеме этого понятия включаются как деликвентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).
Во-вторых, к категории "трудновоспитуемых" относятся такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корригируются. В этой связи следует различать термины "трудновоспитуемые" и "педагогически запущенные" дети. Все "трудновоспитуемые" дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все "педагогически запущенные дети" "трудновоспитуемые", некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
В-третьих, трудновоспитуемые, это дети, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные дети, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих .
Трудновоспитуемость - проявление отрицательного в поведении человека, конфликтное состояние, рожденное из неприятия предлагаемых установок. Иногда этот конфликт - естественное столкновение противоречий, вызванное всего лишь непониманием друг друга. И тогда природа этого конфликта сама по себе не очень опасна, и конфликт может быть безболезненно устранен. Важно в этом случае понимание диалектического развития жизни. Положительное и отрицательное в мире существует всегда рядом: жизнь и смерть, здоровье и болезнь, плохое и хорошее, доброе и злое. В их столкновении и борьбе развивается жизнь, совершенствуется общества, коллектив, человек.
Для того, чтобы наметить типологию приемов работы с "трудновоспитуемыми", необходимо знать классификацию данной категории детей.
Существуют различные подходы к классификации "трудновоспитуемых" детей.
П.П. Блонский выделяет следующие основные типы:
неуспевающие;
дезорганизаторы;
единственные дети в семье;
психически недоразвитые.
Л.С. Выготский в статье "Трудное детство" приводит классификацию, которая состоит из трех групп:
отклонения от нормы вследствие функциональных нарушений (правонарушители, дети с недостатками характера);
отклонения от нормы вследствие органического дефекта;
талантливые дети".
Третью группу (добавочную) он также относил к "трудновоспитуемым", Так как они выделяются из общей детской массы, им также требуется особый подход.
Доктор педагогических наук, в прошлом учитель, директор школы для "трудновоспитуемых" детей Костяшкин Э.Г. выделяет основные сферы проявления аморальности "трудновоспитуемых - область учения (учатся с трудом, плохо, лениво); область поведения (нарушают дисциплину, порядок). Он условно выделяет три типа "трудновоспитуемых":
психоневротики;
педагогически запущенные;
умственно недоразвитые.
Вайзман Н. , считая, что контингент "трудновоспитуемых" детей (подростков) неоднороден, разделил его на три группы:
Первая группа - это психически неустойчивые подростки, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. В школе такие учащиеся поясничают, демонстративно не подчиняются, прогуливают занятия.
Вторая группа - это подростки с ускоренным половым развитием и с повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью. Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя.
Третья группа - это подростки с расторможенностью влечений: им свойственны гиперсексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков. Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянные конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны.
Типология "трудновоспитуемых" детей позволяет не только корректировать систему воспитательных воздействий в целом, но и открывает пути осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку.
Часто к "трудновоспитуемым" относят детей с дефектами в развитии (умственного, физического и психического). Они отличаются от своих сверстников неспособностью к планированию и самоконтролю сложных форм поведения, умственным недоразвитием, примитивностью интересов, искажением поведения. С такими детьми трудно работать в обычной школе, поэтому обучаться они должны в специальных учреждениях, а коррекция их поведения требует участия специалистов-дефектологов.
"Трудновоспитуемость" имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. По мнению Н.П. Степанова, человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственно практической деятельностью человека.
Отечественные психологи и многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние на поведение "трудновоспитуемых" детей генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы. Между тем многие педагоги-практики считают, что это не так. Они связывают появление "трудновоспитуемых" детей с наследственностью. Подобные утверждения свидетельствуют о недостаточной педагогической грамотности и умелости таких учителей, нежеланием серьезно разобраться в проблеме и затратить побольше времени на "трудновоспитуемого" ребенка.
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин.
М.А. Галагузова выделяет ряд основных факторов, которые обуславливают отклонения в поведении несовершеннолетних.
биологические;
психологические;
социально-педагогические;
социально-экономические;
морально-этические.
Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка. При чем речь здесь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих отклоняющееся поведение, а именно о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требую также и медицинской. К ним относятся:
генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы;
психо-физические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению межличностных отношений ребенка в сфере сверстников, коллективе.
Психологические факторы, в которые включаются наличие акцентуации отдельных черт характера.
Дети с акцентуированными чертами характера чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
В каждый период развития ребенка формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. Например, у подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждения от той социальной сферы, где они живет, либо приобщения.
Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае выступает отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость.
Эгоцентрическая позиция с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим правам другого человека приводит к "отрицательному" лидерству, браваде криминальным поведением, низкой ответственности за свое поведение.
Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания.
Важным фактором отклонений является неблагополучие семьи, здесь следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений:
дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений;
нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье в результате развода;
асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей.
Анализ семьи и ее воздействия показывает, что у большинства детей нарушены условия их ранней социализации, которые ведут к различным формам отклонений.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство: расслоение общества на богатых и бедных, обнищание значительной массы населения; ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, содействующем разрушению ценностей; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям отклоняющегося поведения.
Все вышеперечисленные факторы действуют как отдельно, так и взаимообусловлено: факторы внутреннего порядка (биологические, психологические) являются следствием действий внешних факторов, а действия внешних факторов (социально-экономические, социально-педагогические) определяются внутренними.
Перечисленные факторы не действуют изолированно друг от друга. Никакая отдельно взятая причина не может фактически быть единственной: трудновоспитуемость всегда создается комплексом причин, стечением ряда неблагоприятных обстоятельств. Все причины начинают активно взаимодействовать, если совершаются педагогические ошибки. Внешние отрицательные факторы действуют на психику ребенка, создавая предпосылки внутренних причин негативизма. "Враждебная установка по отношению к внешнему миру, - писал Л.В. Занков, - есть следствие неправильного влияния педагогической среды на процесс развития ребенка". Вот почему важно знать не только воспитанность школьника, но и его отношение к воспитанию, восприимчивость к педагогическому процессу .
В.Н. Мясищев писал: "В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния, отрицательные установки и навыки личности могут иметь различное направление: или поверхностный, легко устранимый характер, или глубоко укоренятся и требовать длительного, настойчивого, систематического перевоспитания".
К внутренним предпосылкам негативизма относятся:
возникновение неразрешимого конфликта, обусловленного противоречиями между сознанием и поведением, личным и социальным опытом, потребностями и возможностями, целями, установками и способностями их достижения;
сложность и неравномерность формирования личности, которые порождают несоответствия в уровне положительных качеств, отсутствие связи между ними;
отставание в общем развитии, вызванное болезнями и другими неблагоприятными обстоятельствами;
высокое проявление нестандартности ребенка, его яркая индивидуальность или одаренность, которые делают его странным, непонятным для учителей и сверстников;
аномалии в наследственности (выражающиеся в основном в физических недостатках).
Эти предпосылки при благоприятных условиях и правильном воспитании еще не порождают трудновоспитуемости. Но при малейших недостатках семейного и школьного воспитания они активно проявляются, усиливая отрицательную направленность личности.
Анализ взаимодействия внешних причин и внутренних предпосылок дает возможность определить характер их влияния на личностные установки, определяющие поведение индивида. Такой анализ, подкрепленный практически (наблюдениями), помогает педагогу более точно поставить диагноз в каждом конкретном случае.
Также "трудновоспитуемых" следует различать по степени сопротивляемости. Г.М. Коджаспирова выделяет следующие группы:
1. Трудновоспитуемые, поведение и личность которых поддается достаточно быстрой коррекции - дети с начальной степенью дезадаптации; педагогические запущенные дети и дети с начальной неуспеваемостью; дети с хроническими заболеваниями или ослабленным здоровьем; дети с акцентуациями характера; нестандартные дети; неудачники и изгои; застенчивые, левши, с характером, медлительные.
В данном случае необходимо вовремя выявить и оказать необходимую помощь, устранив причины, и проведя необходимую коррекционную работу.
2. Трудновоспитуемые, коррекции нарушений поведения и личности которых требует значительных усилий и времени - дети и подростки с деликвентным поведением, бродяги, беспризорники; одаренные, неуспевающие с глубокой степенью запущенности; дети и подростки с нервно-психическими отклонениями (ЗПР); дети из детских домов, приемные дети.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что трудновоспитуемость всегда индивидуальна. Она - результат конкретных пробелов в социально ценном жизненном опыте воспитанника и тех личностных недостатков, в связи с которыми идет закрепление навыков отрицательного поведения.
Знание уровня трудновоспитуемости, ее признаков, причин возникновения позволяет определить основное направление индивидуальной работы.
Все дети уникальны и неповторимы. Однако ни один ребенок не бывает беспроблемным в процессе своего развития и воспитания. По некоторым причинам одни дети бывают сложнее, чем другие. На практике таких детей обычно называют «трудными», понимая их как социально и педагогически запущенных детей. В настоящее время в педагогике используют понятие «трудновоспитуемость ». Это - сознательное или бессознательное сопротивление ребенка или подростка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты педагогов, родителей, дефекты психического или социального развития, особенности характера, другие личностные характеристики учащихся (воспитанников), затрудняющие социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. Это по сути ни что иное, как «сопротивление воспитанию».
Известный врач-психиатр В. Леви пишет: «За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые НЕ здороваются,Не умываются ,Не чистят зубы,Не читают книги,Не занимаются (спортом, музыкой, ручным трудом, и т.п.),Не работают,Не женятся,Не лечатся и т.д. и т.п. – только потому, что их к этомупонуждали» . (Леви, В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2.. Кот в мешке. - М., 1994. С. 58-61). И еще: «Детство – время бессознательных обобщений. Отрицательное отношение к еде легко переходит в отрицательное отношение к людям. Представим себе хоть на минутку, что весь мир стал Заставляющим, Навязывающим, Принуждающим… Ежедневная необходимость сопротивляться… Сдаваться, притворяться сдающимся… Имейте в виду: своим каждодневным насилием вы подавляете у ребенка способность наслаждаться жизнью, радоваться…» (там же. С. 256).
С позиции педагога «трудновоспитуемость» – это трудности в обучении или воспитании. С позиции ребенка – это различные вариации и формы «сопротивления воспитанию (обучению)». По степени сопротивляемости и количеству затрачиваемых времени и сил на коррекцию возникающих проблем «трудновоспитуемые» дети делятся условно на две группы:
Дети, поведение и личность которых поддается достаточно быстрой коррекции – дети с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактогениями; педагогически запущенные дети и дети с начальной неуспеваемостью; дети с хроническими заболеваниями или ослабленным здоровьем; дети с акцентуациями характера; нестандартные дети (неудачники, застенчивые, изгои, левши, с характером, медлительные и т.п.);
- «трудновоспитуемые», коррекция нарушений поведения и личности которых требует значительных усилий и времени: дети и подростки с девиантным поведением, беспризорники, бродяги, одаренные, неуспевающие с глубокой степенью запущенности; дети и подростки с нервно-психическими отклонениями; дети из детских домов, приемные дети.
Причины трудновоспитуемости: биологические (наследственная предрасположенность, тяжелая беременность матери и токсикозы, трудные деформирующие роды, физические травмы, инвалидность и пр.); социальные (семья, школа, окружающая среда); социально-биологические. В широком плане – это неблагоприятные условия для полноценного развития личности ребенка, подростка. Определим (напомним) некоторые необходимые понятия.
Дезадаптация – состояние невозможности приспособиться к изменившимся условиям или преодолеть возникающие трудности.Дидактогения – возникновение негативных психических процессов в структуре личности учащихся (угнетенное состояние, фрустрация, страх), вызванное непрофессиональными педагогическими действиями учителей, родителей, воспитателей и т.п., отрицательно сказывающихся на деятельности и межличностных отношениях.
Основные симптомы-критерии дезадаптации : агрессия по отношению к людям, вещам; чрезмерная подвижность; постоянные фантазии; чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность; неспособность сосредоточиться на работе, неуверенность в принятии решений, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметная уединенность, неорганизованность, пассивность, чрезмерная угрюмость и недовольство; достижения ниже норм своего возраста; завышенная самооценка, капризы, эгоизм, инфантилизм, импульсивность, фрондерство (не принципиальное, а из духа противоречия демонстративное недовольство во всем и вся), фиглярство (шут, кривляка); постоянные побеги из школы или из дома; сосание пальцев, обгрызание ногтей, энурез, лицевые тики, дрожание пальцев рук, прерывистый почерк, говорение с самим собой.
Различают следующие виды дезадаптации :
патогенная – вызывается отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. По степени и глубине могут быть устойчивой, хронической формы (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов) и иметь пограничный характер (повышенная тревожность, возбудимость, страхи, энурез, навязчивые привычки и т.п.). Например, сложно проходит социальная адаптация умственно отсталых детей.
психическая – связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующие индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных коррекционных психолого-педагогических программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. Бываетустойчивой формы : акцентуации характера, снижение порога эмпатийности (умения сочувствовать и сопереживать), индифферентность интересов (безразличие, равнодушие), низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы (импульсивность, расторможенность, податливость чужому влиянию); способные и одаренные дети – инеустойчивой формы : психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка и подростка, неравномерное психическое развитие, состояния, вызванные психотравмирующими обстоятельствами: влюбленность, развод родителей, конфликт с родителями.
социальная - нарушение детьми и подростками норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.
Выделяют две стадии социальной дезаптации :
- педагогическая запущенность – характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическому воздействию, дерзостью, негативным отношением к учебе, различными социальными проявлениями: сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков, осложненные конфликтные отношения с учителями, родителями, сверстниками и др.
- социальная запущенность – дети не только плохо учатся, оказывают противодействие педагогическим воздействиям, но и имеют очень узкие интересы, у них не сформированы к-л полезные практические умения и навыки, профессиональная направленность. Для них характерна отчужденность от семьи и школы. Они формируются под воздействием асоциальных, криминогенных группировок, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок. Социальные отклонения: беспризорничество, бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное и асоциальное поведение, проституция.
В психолого-педагогической литературе под социально-педагогической запущенностью понимают стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств, навыков общественного поведения, обусловленные неблагоприятными влияниями микросреды и недостатками педагогического процесса. Возникновение социально-педагогической запущенности длительный процесс, проходящий несколько стадий.
Первая стадия связана с возникновением предпосылок педагогической запущенности, которые формируются преимущественно в дошкольной период. Доминанты отклонений: недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимание, усидчивость, память, эмоциональная устойчивость); слабая психолого-педагогическая подготовка к школе (искаженная информация о ней, отсутствие элементарных учебных навыков).
Вторая стадия характеризуется появлением начальных форм отклонений в поведении. Это свойственно обычно учащимся начальных классов. Доминанты отклонений: отсутствие успеха в различных видах деятельности, неумение выполнять требования педагога, слабость внутригрупповых отношений. Проступки носят преимущественно ситуативный характер, осознаются слабо, но могут глубоко переживаться.
На третьей стадии неблагоприятные тенденции в поведении школьника стабилизируются. Это характерно для подростков 10-13 лет. Проступки связаны обычно с нарушением норм жизни класса или школы; носят преимущественно ситуативный, а иногда и преднамеренный характер. Подросток способен осознать нарушение норм, даже переживать его, но невсегда умеет предвидеть отрицательный результат своих действий.
Четвертая стадия связана с возникновением устойчивых признаков асоциального поведения. Она характерна для старших подростков и старшеклассников (14-17 лет). Проступки носят обычно преднамеренный характер. Школьники не только понимают асоциальную направленность своего поведения, но и часто оправдывают свои действия. Подобные состояния являются предпосылкой возможных правонарушений и даже преступлений.
Вместе с тем, социальная дезадаптация - обратимый процесс. При своевременном вмешательстве и коррекции поведение и развитие детей может вернуться или приблизиться к норме. Вспомним опыт работы с трудновоспитуемыми детьми А.С. Макаренко.
Пути предупреждения социально-педагогической запущенности : изучение учащихся, определение видов отклонений, их причин; просветительская работа не только с ребенком, но и с его ближайшим окружением; работа в микросреде, где живет ребенок; организация лечебной работы, если это необходимо; привлечение учащихся к видам деятельности, исходя из доминанты их отклонений.
Таким образом, детей с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактогениями, педагогически запущенных, надо вовремя выявить и оказать им необходимую помощь, устранив причины, вызывающие дезадаптацию, и проведя необходимую коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях и отклонений в поведении.
Дети с хроническими заболеваниями и ослабленным здоровьем могут быть переведены на полное или частичное домашнее обучение.
Дети с акцентуациями характера имеют тенденцию к социально-положительному развитию при правильном отношении к ним воспитателей и адекватном влиянии на них всего социального окружения. В противном случае развитие может быть социально-отрицательным.
Акцентуация характера (по К. Леонгарду) - чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы. Основные типы акцентуации характера: а)астенический (быстрая утомляемость, раздражительность, тревожность); б)циклоидный (чередование фаз хорошего и плохого настроения); в)гипертимный (приподнятое настроение, повышенная активность, жажда деятельности, не доводимая до конца); г)лабильный (резкая смена настроения в зависимости от ситуации); д)сензитивный (повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, боязливость, нерешительность); е)психастенический (высокая тревожность, мнительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям, замкнутость, интроверсия, неразвитость эмпатии, необычность мышления); ж)эпилептоидный (склонность к злобно-тоскливому настроению, раздражительности, внутренней неудовлетворенности в форме злости, гнева, ярости, жестокости, конфликтности); и)застревающий (повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, стойкость отрицательных переживаний, стремление к доминированию, высокая конфликтность, склонность навязывать свое «Я»; к)истероидный (демонстративный – притворство, лживость, фантазирование, авантюризм, тщеславие, стремление «убежать в болезни», завоевать восторженное отношение окружающих); л)дистимный (подавление, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни); м)неустойчивый (склонность поддаваться влиянию окружающих, к поискам новых впечатлений, компании, контактов); н)конформный (подверженность групповому влиянию).
Особо следует рассмотреть проблему неуспевающих детей . Существует много подходов к классификации причин неуспеваемости. Одна из главных причин – это педагогическая запущенность. Кроме того, отсутствие педагогической помощи и контроля при слабых интеллектуальных возможностях учащихся приводит к пробелам в знаниях и к стойкой неуспеваемости. Есть дети с так называемой относительной неуспеваемостью, при которой происходит отставание реального уровня знаний от фактических способностей учащихся. Это может быть вызвано расхождением между потенциальными возможностями ребенка и предъявляемыми к нему заниженными требованиями.
Исследователь данной проблемы Л.С. Славина выделяет следующие группы неуспевающих школьников: 1) дети с неправильным отношением к учению; 2) усваивающие материал с трудом (низкая обучаемость); 3) дети, у которых не сформированы умения учебной работы;
4) учащиеся, не умеющие трудиться; 5) дети, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы. При этом неуспеваемость может носить эпизодический характер (ослаб контроль, возникли интересы вне школы и т.п.); быть частичной, но относительно стойкой по основным или отдельным предметам (невысокие способности ученика к данному предмету, отсутствие интереса к нему, конфликт с учителем и др.) или носить характер общего и глубокого отставания в учении по многим предметам в течение длительного времени.
Преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае индивидуально: начиная от помощи по преодолению трудностей в усвоении материала и возникших пробелов в знаниях до перевода в классы коррекции и даже во вспомогательные школы. К общим мерам можно отнести тщательную и продуманную диагностику причин явления, корректное их устранение, терпение, уважение к личности ребенка вне зависимости от его школьных успехов.
«Сопротивление воспитанию» характеризуется сложными структурными образованиями в личности школьника – подростка или старшеклассника. Преодоление «сопротивления воспитанию» требует особых условий воспитания или перевоспитания (в т.ч. возможно в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа).
В повседневной педагогической практике можно наблюдать конкретные проявления «сопротивления воспитанию» . Согласно Л.И. Маленковой (2002), к ним можно отнести:
Общение фазическое – бессодержательное общение ради самого процесса общения (установление контактов, обмен информацией, позициями, эмоциональными переживаниями, психическими состояниями и пр.). В числе любимых занятий такие школьники называют: «стоять в подъезде», «ходить по улице», «тусоваться в беседке» и т.п.;
деморализацию – моральное разложение, утрата нравственных критериев, падение дисциплины и т.п.;
- комплекс неполноценности – синдром, заключающийся в стойких переживаниях
человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков, своей неполноценности в системе межличностных социальных отношений. Результатом его может стать деформация естественного развития личности;
- девиантное поведение – поведение с отклонениями от принятых в обществе правовых или нравственных норм (озорство-хулиганство, кражи («взял без спросу»), драки, другие преступления против личности);
- дистимию – подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;
- отчуждение – система отношений человека с окружающей действительностью, при которой все социальные ценности (дружба, культура, образование, воспитание и их носители, в т.ч. педагоги) осознаются как противоположные его собственным взглядам, устремлениям – от болезненного ощущения несходства до полного неприятия и даже враждебности. Отчуждение выражается в чувстве обособленности, одиночества, отверженности, потере своего «Я».
Каковы возможные пути преодоления «сопротивления воспитанию»? Продуктивно выполнять, например, следующие правила.
1. Придерживайтесь следующей логики: принять воспитанника таким, каков он есть – понять природу возникновения негативных явлений, изучив их причины – найти адекватные меры реабилитации (создание воспитывающей среды, включение в коллективную творческую деятельность, индивидуальный подход и пр.).
2. Используйте в воспитании явление (метод) сублимации: переноса, переключения с одних ценностных ориентаций и видов деятельности на другие, более социально ценные.
3. Начинайте с простого, легкого, но с более быстро ощутимым результатом.
4. Используйте имеющиеся позитивные знания, умения и навыки для формирования новых.
5. Не критикуйте, не низвергайте, а возвышайте, внушайте оптимизм.
6. Используйте приемы похвалы, одобрения, положительных авансов, косвенного неодобрения, шутки, но не насмешки и пр. У каждого человека своя потребность в одобрении. Не советуют хвалить за природные способности, легко дающиеся хорошие результаты в чем-либо, за достигнутое не своим трудом, больше двух раз за одно и тоже, из жалости, из желания понравиться. Очень важно хвалить в случае сформировавшегося комплекса неполноценности.
7. Помогите найти друга, близкого по духу (или животное).
Трудновоспитуемость - явление многоаспектное и одновременно интегральное. Известный русский ученый, врач и педагог П.Ф. Лесгафт (1837-1909) выделил характерные типы школьников: лицемерный, честолюбивый, добродушный, забитый - мягкий, забитый - злобный, угнетенный. Причины формирования каждого из них определяются прежде всего теми условиями семейной жизни, в которых воспитывается ребенок. Любой тип своеобразно проявляется в отношениях со сверстниками и воспитателями. Для воспитателя учет и педагогическая деятельность по преодолению его негативного своеобразия представляет определенные трудности.
Как отмечалось, трудновоспитуемость характеризуется проявлением неприятия требований воспитателя. Практика свидетельствует о том, что можно выделить следующие формы проявления:
открыто-экстремистское (попытки блокировать, нейтрализовать влияние воспитателя посредством оговора, создания психологического вакуума, «приклеивания» насмешливых кличек, демонстрации непризнания и т.п.);
скрыто-экстремистское (внешне поддерживая действия воспитателя, особенно в его присутствии, но делая все, чтобы противостоять их реализации);
открыто-агрессивное в виде бойкота действий воспитателя, своими действиями, открыто активизируя окружающих на противодействие;
саркастическое, проявляющееся не только в недоверии к воспитателю, но и неверии в его цели и способы их достижения;
скрытое-исподтишка, внешне относясь безразлично или поддерживая воспитателя, его положительные и отрицательные действия, одновременно подстрекая других к противодействию. Одна из самых омерзительных форм проявления позиции личности;
безразличное, выражающееся в не восприятии и не реагировании на действия воспитателя;
формальное по отношению к личности и деятельности воспитателя, проявляя недоверие к нему. Оба, и воспитатель, и воспитуемый, в данном случае как бы живут в совершенно разных временных и пространственных измерениях.
Важнейшая задача различных категорий воспитателей - обеспечение наиболее целесообразной педагогической деятельности по предупреждению трудновоспитуемости детей и подростков. В этих целях
необходимо:
глубокое знание родителями своего ребенка, воспитателями отличительных особенностей воспитанников;
умение педагогически грамотно учитывать многообразие факторов, влияющих на своеобразие развития и воспитания ребенка, формирование у него трудновоспитуемости;
умение наиболее целесообразно реализовать свои воспитательные возможности в работе с ним;
умение научить ребенка видению мира, развивать его умственные способности с самого раннего детства;
умение педагогически грамотно организовывать взаимодействия основных субъектов воспитания.
Педагогу принадлежит важная роль в предупреждении формирования трудных в воспитательном отношении детей. Для достижения этой цели он может привлекать и других воспитателей, общественность.
Не менее важна задача воспитателей уметь строить воспитательную работу с трудными в воспитательном отношении детьми, разрешая их проблемы.
В воспитательной работе с трудновоспитуемыми требуется особая настойчивость и педагогическая целесообразность. Интенсивный воспитательный процесс, объектом которого выступает трудновоспитуемый, имеет своей целью известную гармонизацию психики ученика, придание ей наивысшей устойчивости. Создавая наиболее оптимальные условия для этого, воспитатели способствуют максимальному раскрытию дарований каждого.
Генеральный путь преодоления трудновоспитуемости в максимальном раскрытии индивидуальности - «самости» ребенка (для него самого, родителей, воспитателей) и организации единства взаимодействия всех субъектов и объектов по ликвидации этого явления на основе превращения объекта (трудного ребенка) в активный субъект этого взаимодействия.
Обычные методы и приемы воспитания, которые приводят к хорошим результатам в работе с основной массой детей, к трудным детям не подходят. Для них нужны другие методы и приемы. У каждого из них есть что-то особенное, личное, не похожее на иных трудных детей: свои причины, свои отклонения от нормы, свои пути развития. Для педагогически грамотной работы с трудновоспитуемыми требуется прежде всего выявить эти причины и индивидуальные особенности ребенка.
Так же как врач тщательно исследует организм больного, ищет и находит истоки болезни, чтобы приступить к лечению, так и педагогу необходимо вдумчиво, внимательно, терпеливо исследовать, изучать умственное, эмоциональное, нравственное развитие ребенка, искать и находить причину, в силу которой он стал трудным. Благодаря полученному знанию он определяет и применяет на практике такие меры воспитательного воздействия, которые бы учитывали особенности индивидуального мира этого ребенка.
Необходимо, чтобы трудные ученики были для педагогов прежде всего воспитанниками, чтобы учение для них стало сферой утверждения высокого человеческого достоинства. Макаренко подчеркивал: бить на красоту, на чувство собственного достоинства - бить наверняка.
В каждом конкретном случае воспитательная работа имеет свое содержание. Раскрыть различные технологии воспитания и перевоспитания практически невозможно. Здесь не всегда нужна изоляция ребенка от естественной среды, обычных условий, в которых он живет. В то же время в работе с отдельными трудновоспитуемыми обычные условия воспитания неприемлемы. Им нужны специальные образовательные (исправительные) учреждения, уровень строгости в которых, режим и организация воспитательной работы соответствуют глубине деформации личности и агрессивности проявлений. Обычные учреждения для них бесполезны, а для окружающих их детей они опасны.
Считается, что «подтянуть» трудного ребенка можно, заставив его выучить определенный материал. Такой подход ошибочен. Нельзя достигнуть качественного изменения в умственной деятельности трудного ребенка какими-то чрезвычайными мерами, особыми средствами воздействия на его волю. Нельзя заставить быть умнее.
После использования «волевых» становятся бессильными те средства, которые необходимо применять и которые являются единственным выходом.
В качестве примера воспитательной работы можно привести технологию практики по преодолению трудностей в обучении, изложенную Сухомлинским.
Укреплять у ребенка веру в свои силы и терпеливо ждать того
момента, когда произойдет хотя бы маленький сдвиг в его умственной
деятельности. Сдвиг этот по существу очень маленький, с первого
взгляда он может показаться просто случайной удачей. Но эта удача
переживается ребенком как радостный успех, из которого он черпает
новую энергию.
От успеха к успеху - в этом заключается умственное (и не только) воспитание трудного ребенка.
Поддерживать позитивную деятельность ребенка, стимулировать его познавательную активность. Если ему что-то не удалось
сегодня, то не ругать, не оглушать его «двойкой». Не следует оценивать его результаты, согласно инструкции об оценке успеваемости.
Такой ребенок требует других критериев оценки. На начальном
этапе его результаты следует сравнивать с его прежними достижениями. Слабое, хилое растение нуждается в специальном уходе и
поддержке.
Стараться, чтобы ребенок не оказывался в безысходном положении, в безнадежности.
Исключительная внимательность и терпеливость на уроке, где
трудный ребенок находится рядом с более способными детьми. Ни
одним словом, ни одним жестом нельзя дать ему почувствовать, что
учитель перестал верить в его будущее.
Стремиться, чтобы на каждом уроке трудный ребенок делал
какой-то, пусть самый незначительный, шаг на пути познания, добивался какого-то успеха.
Не бояться того, что на протяжении нескольких недель, может
быть, и месяцев трудный ребенок выполняет задания не той трудности, что основная масса учащихся. Пусть делает специально подобранные для него задания - оценивайте их результат.
Последовательно, настойчиво и в то же время терпеливо и терпимо относиться к непонятливости грудного ребенка. В этом случае
можно надеяться, что у него наступит то, что можно назвать озарением. Это станет могучим эмоциональным толчком. Душевная чуткость,
знание психики ребенка, терпеливость и настойчивость - все это способствует тому, что умственное развитие трудного ребенка постепенно выравнивается, он перестает быть трудным.
Эти идеи и позиции Сухомлинского получили свое блестящее развитие в опыте педагогов-новаторов в конце XX в. (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталов и др.).
Итак, причины и факторы трудновоспитуемости многоаспектные и многоуровневые. Они взаимодействуют и взаимообусловлены. Знание причин, личностный уровень взаимодействия с ребенком - основной путь к успеху по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости.
Откуда берутся « трудновоспитуемые» дети?
«Трудный» подросток - это понятно. Обычно это тот, который не умеет себя вести, у которого сформировано «негативное отношение к школе, желание уклониться от своих обязанностей», который груб недисциплинирован, который вызывает возмущение и огорчение учителей и родителей. В общем, человек, которого упустили, не воспитали…Но младший - то школьник! Почему учителя заговорили о нём? Почему ранее он характеризовался только положительными эпитетами: любознательный, доверчивый, послушный, великодушный. Воск да и только, делай что хочешь! И вдруг – ужасно непослушный, ужасно вредный, агрессивный, недисциплинированный. На уроке не желает работать, будоражить класс. В общем, целый набор качеств педагогически запущенного. Что это – переломный возраст в связи с акселерацией ? Нет, этим прикрываться рано. Хорошо, что ещё не « трудный», а «трудновоспитуемый». Но от этого не легче ни учителю, ни родителям.
И всё же он есть. Что же предопределяет его появление?
Начало всему там, где мы, взрослые, не обеспечили ему « нормальную жизнь», где вместо воспитания стихия и самотёк. Вот и катятся дети из начальных классов по наклонной в подростковые « трудные», и ничто и никто им не мешает – ни школа, ни семья. Иногда даже способствуют.
Философия поведения детей имеет свои законы. Как показывают наблюдения, поведение младшего школьника зависит от эмоционально – нравственной атмосферы, которая складывается в семье и в школе. Но особенно в семье, и об этом пойдёт главным образом разговор.
В воспитании семейный климат – это жизнь родителей, их отношения, дух семьи. Вот почему нам, педагогам, кто ещё озабочен воспитанием будущего страны, кто не очтуждён от детей и родителей (а таких отчуждённых становится, к сожалению, всё больше). Дети – это зеркало нравственной жизни отцов и матерей. И чтобы хорошо узнать своих воспитанников, понять их характеры, мотивы поведения, духовные запросы, надо глубже знать их семьи.
Детская грубость, чёрствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило,- результат отрицательной системы отношений в семье и образа её жизни. Это отсутствие уважительных, добрых, заботливых отношений отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи. Не случайно сами учителя говорят: « Когда ребёнок трудновоспитуемый прежде всего ищи причину в семье».
Конечно учителя не боги, они не всесильны. Но если знают, что в семье худо живётся их воспитаннику, должны, проанализировать неудачи семейного воспитания, постараться помочь, добиться положительного влияния на отцов и матерей, а через них на воспитанников. Жизнь сегодня тяжёлая и суровая, всё больше напряженных и тяжёлых ситуаций, которые порождают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность, и на этом фоне всё чаще приходиться сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием. Исчезает теплота, сердечность семейных отношений, возрастает дефицит общения родителей с детьми.
Дефицит общения родителей с детьми не служит основой успехов школьников в учебной деятельности , увеличивает число «трудновоспитуемых». Семья мир сложных взаимоотношений . В ней всё по своему. Свои причины, порождающие неблагополучие. Вместе с тем есть сходные черты – отсутствие подлинного интереса, подлинного внимания, подлинного уважение к ребёнку. В детском коллективе возникают конфликты, что ведёт к отчуждению ребят со всеми вытекающими отсюда последствиями. Начинается и самое большое, пожалуй, зло – сопротивлению воспитательному воз действию, неподчинению учителю. Так ребёнок становится «трудным.» Он осознаёт, что в классе он не в центре внимания. Поэтому пытается навязать свою волю, грубит сверстникам и учительнице.
А что же родители. Когда узнают о «неупровляемости» своего дитя? Принимают экстренные меры? Изменяют своё отношение к ребёнку, приведшие к кризису? Нет, чаще всего обвиняют школу и учителя в неумении работать. Их словами правят не разум, а эмоции, «наш ребёнок не хуже других».
Ясно, что без влияния на семью изменить жизнь и поведение ребёнка невозможно.
Какую стратегию в данной ситуации должен применить учитель? Быть готовым начать контакт с семьёй с хорошей вести. Обращаться с отцом и матерью так, чтобы устранить все препятствия к началу общения. Начало контакта должно быть в форме спокойного обмена мнениями по поводу каких-то общественных событий или проишествии. Учитывая, что многие родители ориентированы на то, чтобы дать своим детям то, чего не получили сами, но «перегибают палку». Родительская любовь как чувство не должна быть самоцелью. Есть любовь деятельная, та, которая органически сливается с чувством ответственности за ребёнка, есть другая - ради удовлетворения родительских потребностей. Такая любовь уродует ребёнка. Отцы и матери должны видеть своего ребёнка личностью, а не смотреть на него как на экзотический цветок, который может погибнуть от северного ветра. Не стоит читать лекцию, поступать в соответствии с конкретной ситуацией. Есть семьи, где материальная сторона заслоняет духовную жизнь ребёнка и родителей. Всё идёт от отца и матери. Главную задачу они видят в том, чтобы «жить не хуже других». На это уходит всё время и все силы души. А страдают дети. Домашние разговоры вертятся вокруг денег, благ, приобретений. Давно замечено: тому, кто в детстве не усвоил «науки добра и щедрости», любая другая наука не пойдёт в прок. Вот и детям из таких семей не везёт в учении. Хотят того родители или нет – ребёнок становится эгоистичном излишне практичным, стремится, «урвать» у других. Когда родители обнаруживают (как правило, поздно) эти качества у своих детей, то ради их « спасения» выражают готовность сотрудничать с учителем. Однако дело редко доводят до конца, боясь общественного мнения, не «впускают» учителя в мир своей семьи. Постараться объяснить родителям, что нельзя строить жизнь за счёт других. Без труда дома ребёнок не оценит того что делают для него папа и мама. Напомнить родителям мудрость о том, что главный метод воспитания семейного – это собственная жизнь, собственное поведение лично отца и матери.
Есть семьи, где годсподствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правил, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна ограниченность, бедность чувств.
Здесь царит неуважение и недоверие друг другу, грубость и оскорбления, скандалы и драки. Дети живут на собственном попечении. Таким детям безразлично как к ним относятся.
Это самый трудный случай, но к сожалению самый распространённый отрицательный «семейный опыт». В этом случае родителей надо расположить к себе, заручиться доверием, не обижаться на их замечания. Надо выявить кто из родителей пользуется большим доверием у ребёнка. Эффективность такого подхода заключается в желании учителя пробудить в родителях потребность раскрыться, создать обстановку близости, тепла и мира.
В ликвидации трудновоспитуемости ребёнка многое можно сделать в школе. это тот случай, когда учителю не надо придумывать что - то особенное. Доброе, человеческое отношение в сочетании с требовательностью – вот и весь секрет.
Следующий тип семьи, глее господствует внешняя благополучность, здесь как будто любят друг друга.
Родители вовлекают детей в домашнюю работу, интересуются успехами в учёбе. Но случаются и конфликты, сопровождающиеся несдержанностью в появлении эмоций. И тогда на детей сыплются ругательства. Причина конфликтов кроется не в злости, а в низком уровне их педагогической культуры, в их усталости и раздражительности.
Во всей педагогической деятельности учителя стержневая направляющая линия - борьба не с ребёнком, не с его родителями, а с причинами, вызывающими нежелательное влияние семьи на поведение ребёнка. Научить семью любить друг друга. И ничего, что не всё сразу получается, что не всегда удаётся изменить в нужном направлении образ жизни семьи. Главное тут – желание учителя, воспитателя внести труд своей души, обратить знания о семье в утверждение добра и помощи детям . Чтобы засеять поле, надо его распахать. Так и в работе учителя.
тема: «Трудновоспитуемые дети и методика работы с ними »
Дреко Надежда Федоровна
Мастер производственного
обучения
Санкт-Петербург 2017
По отношению к подростку термин «трудновоспитуемость» означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда и проявление недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, - сначала «трудные» дети и школьники, а затем - взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
Выделим типичные группы по степени отклонения от норм:
1. Ребенок, по своему развитию находящийся ниже нормы (не соответствующий уровню нормально развитого ребенка его же возраста). Данная категория называется субнормность (от лат. sub - под и norma - образец).
2. Ребенок, характеризуемый определенной одаренностью, его отличает повышенное развитие в качественном или количественном отношении. Эта категория была названа супранормностъю (от лат. Isupra - над, выше и norma - образец). К супранормным относятся одаренные дети, не способные адекватно реализовать свои возможности в условиях среды их жизнедеятельности.
3. Ребенок, характеризуемый уклонением от нормы в узком смысле слова. Такая категория характеризовалась как денормность (от лат.de - приставка, означающая отсутствие или понижение чего-либо и norma - образец). В каких-то направлениях этот ребенок не достиг уровня нормального развития, что сказывается на его поведении, отношениях, возможности в самореализации.
На практике очень трудно провести черту не только между денормностью и супранормностью, но даже между субнормностью и супранормностыо. Неумение воспитателя понять особенности ребенка чаще всего выступает основным фактором формирования у него трудновоспитуемое.
Природа отклонения у каждого ребенка своя. По совокупности она
может быть обусловлена влиянием:
а) внешнего фактора - Сорока-Росинский называл это экзогенным от греч. ехо - снаружи, вне и genos - происхождение) фактором.
Своеобразие детей этой группы объясняется главным образом внешними условиями среды и воспитания;
б) внутреннего фактора - результата какой-нибудь органической особенности душевной или нервной природы ребенка. Такая категория определялась эндогенным (от греч. endos - внутри и genos - происхождение) фактором. Дети этой группы характеризуются внутренними отклонениями в развитии, сказывающимися на их отношениях и поведении. В этом случае внешние факторы способны ослаблять влияние внутренних или, наоборот, усиливать их негативное проявление.
Методы перевоспитания
Одним из основных методов перевоспитания является метод переубеждения.
Его основным назначением является изменение мотивов оправдания неправильного поведения, формирование у учащихся социально ценностных мотивов поведения. Используя метод переубеждения в работе с ребенком, необходимо руководствоваться следующими приемами:
- создание положительного общественного мнения;
- переубеждение ребенка словом и конкретной деятельностью;
- создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта.
Еще один метод который дает хорошие результаты это метод переучивания.
Назначением этого метода является преодоление отрицательных привычек учащихся, нездоровых потребностей, неправильных действий ученика, изменение его жизненного опыта. Для положительного использования этого метода необходимо использовать следующие приемы:
- Включение учащегося в активную социально ценную деятельность, в которой он ранее не участвовал из-за своих вредных привычек.
- Оценка и поддержка положительных проявлений со стороны учащегося.
- Контроль и проверка выполнения предъявляемых к нему требований.
- Предъявление четких запретов на негативные проявление учащегося.
Интересным в воспитательной работе с трудновоспитуемыми является метод взрыва.
Целью метода взрыва является стремительное разрушение негативных качеств и привычек в поведении учащегося, отрицательных стереотипов поведения ребенка.
Конкретными приемами являются:
- доведение до наивысшего эмоционального начала отрицательных переживаний ребенка.
- создание ситуации глубоко эмоционального переживания, которое приводит к эмоциональному и моральному удовлетворению и успокоению.
После успешного использования метода взрыва хорошие результаты дает метод реконструирования . Когда ребенок готов к принятию помощи, способен оценить адекватно и осознать бесповоротно свои проблемы в поведении.
Целью метода является внесение определенных корректив в духовный мир ученика, сохраняя уникальность и неповторимость личности ребенка. Приемы:
- создание положительных перспектив,
- использование ведущих положительных качеств ребенка,
- ведение дневников самонаблюдения и саморазвития,
- составление программ саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребенка.
Все перечисленные методы не будут иметь результатов, если не использовать в своей деятельности методы поощрения и наказания.
Целью этих методов является стимулирование положительного поведения учащихся, содержание отрицательного поведения.
Приемами положительного воспитательного воздействия могут быть:
Похвала.
Грамоты,
Благодарности,
Поощрительные записи в дневниках,
Участие в праздничных мероприятиях и т. д.
При работе с трудновоспитуемыми детьми я часто использую метод похвалы.
Похвала должна следовать непосредственно за поведением
Прибегать к похвале достаточно часто.
Хвалить ребенка даже за небольшие шаги в желательном направлении.
Стараться находить в поведении ребенка больше положительного чем плохого.
Также необходимо объяснить ребенку причину, почему это желаемое поведение.
Большое значение в становлении характера ребенка имеет метод самоисправления.
Целью этого метода является развитие активности ребенка и приучение его к пониманию необходимости в изменении своих качеств личности, своего характера.
Для использования этого метода необходимо активно применять приемы, которые могут быть эффективны в работе с обучающимися:
Самоуправление,
Самоприучение
Самооценка
Главным условием данных методов является системное четко выстроенное воспитание в коллективе, организация взаимовоспитания и самовоспитания.
Эффективность индивидуальной работы с учащимися зависит от уровня компетентности, профессионализма и педагогического мастерства преподавателя. Кроме этого, каждый педагог, работающий с трудным ребенком должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не только не приведут к положительному результату, но и могут усугубить положение ребенка и привести к непредсказуемым последствиям, а также повлиять на авторитет самого педагога.
Для работы по формированию личности необходимо определить уровень воспитанности.
Таким образом, выдержка и терпение особенно необходимы при работе с "трудными". Процесс воспитания, а процесс перевоспитания особенно, как и любой труд, встречает сопротивление материала, в данном случае - сопротивление трудновоспитуемого подростка воспитательному воздействию, У "трудных", как правило, хронически осложнены отношения с учителями в школе, дома с родителями, у многих вообще отсутствует элементарный опыт нормальных, спокойных, доброжелательных отношений со взрослыми.
Данное обстоятельство обязывает социальных работников в отношениях с этими подростками строго придерживаться принципа А. С. Макаренко: "как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему".
В данной статье раскрыты следующие положения:
Раскрыто понятие трудновоспитуемости;
Определены причины появления трудновоспитуемости и классификация по типам запущенности;
« Трудный ребенок - несчастливый ребенок. Он находится в состоянии войны с самим собой, а следовательно, и со всем миром. » Трудному ребенку очень важно найти себя, поверить в свои силы для того, что бы жить в согласии с окружающим миром и самим собой.
Список источников:
1. Аникеева Н. П. Психологический дух в коллективе. –Т.:переизд. 2013г.
2.
Садиков Б. Материалы на трудно воспитуемых подростков –Термиз.:2015г.
3. Психология человека от рождения до смерти /под редакцией А.А.Реана СПбПрайм-ЕВРОЗНАК,2002.656с.(Серия «Психологическая энциклопедия»)
4. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.,переизд. 2012г.
5.Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Переизд.под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2015г.