Использование театрализованной деятельности в детском саду. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
Детское творчество – основа для гармоничного развития ребенка. Одним из эффективных видов малышей является театрализованная деятельность в детском саду.
Театральные постановки близки и понятны детям, потому что в их основе лежит игра – основа детской сущности. Малыши в детском саду принимают участие в театрализованных представлениях с большим энтузиазмом.
Кроме того, театр способствует всестороннему развитию ребенка, помогая решать многие проблемы современной педагогики. Также развивает интеллект, формирует художественное и эстетическое восприятие.
В чем заключается польза от театрализованных занятий в детском саду?
Благодаря подобным занятиям происходит:
- расширение знаний об окружающей среде;
- формирование самостоятельности и творческой активности;
- обогащение словарного запаса;
- развитие памяти, образности мышления и фантазии;
- улучшение координации движений, плавности и гибкости;
- повышение выразительности речи и дикции;
- приобретение навыков внешнего выражения чувств героев через мимику, жесты и интонацию;
- умение работать в коллективе.
Театрализованная постановка в детском саду способствуют нравственному воспитанию дошкольников. Ведь каждое представление основывается на определенном литературном произведении или сказке, которое несет духовно-нравственную составляющую.
Через эмоциональное восприятие, ребенок постигает такие важные понятия как дружба, честность, смелость, предательство, добро, зло и т.д.
Театрализованная сказка в детском саду помогает ребенку преодолеть робость и застенчивость. Постепенно малыш приобретет уверенность в своих силах, и его самооценка неуклонно растет.
Как правило, сначала педагог знакомит малышей с разновидностями театра. Существенно облегчают эту задачу наличие театрализованных уголков в детском саду. Они могут включать в себя такие виды театра: кукольный, масок, матрешек, настольный, театр из пластилина или игрушек и т.д.
Для младших дошкольников кукольный или пальчиковый театр – завораживающее зрелище. Постепенно дети вовлекаются в театрализованные игры. Затем игровые задания постепенно усложняются.
Старшие дошкольники уже могут принимать непосредственное участие в спектаклях. Первые выступление на сцене перед зрительным залом – непростое испытание для ребенка. Важно, чтобы родители верили в своего малыша и всячески его поддерживали и подбадривали. И тогда страх и застенчивость постепенно сменится уверенностью и радостью от игры.
Театр для детей – это веселье и множество позитивных эмоций. А так как театрализованная деятельность неразрывно связана с музыкой и танцами – это еще больше усиливает детские впечатления и делает игру еще более привлекательной.
В то же время, театрализованная деятельность в детском саду может принести немало хлопот родителям. Ведь очень часто юному актеру или актрисе необходимо изготавливать или брать в прокат костюмы для игры. Также нужно постоянно помогать и поддерживать любимое дарование. Но, несмотря на все возможные трудности, результат превзойдет все ваши ожидания.
Глаза ребенка буду светиться от счастья, а родители буду испытывать чувство радости и гордости за подрастающее чадо.
Театрализованная деятельность в детских садах учит детей видеть красоту окружающего мира. Кроме того, детский театр вызывает интерес у малышей к своей культуре, театру и литературе. А в ходе театрализованной игры, происходит постепенное раскрепощение ребенка, которое помогает развить творческую активность и умение импровизации.
Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги “Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет ” Щеткин А. В. / Под ред. О. Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 128 c.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека - это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность - это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество - это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, JI. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра
Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Культура и техника речи
Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Основы театральной культуры
Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем
Программные задачи
Активизировать познавательный интерес детей.
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
Снимать зажатость и скованность.
Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.
Учить согласовывать свои действия с другими детьми.
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
Развивать чувство ритма и координацию движений.
Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
Пополнять словарный запас.
Учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам.
Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
Знакомить с создателями спектакля.
Знакомить с театральной терминологией.
Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.
Воспитывать культуру поведения в театре.
Предполагаемые умения и навыки детей
Умеют действовать согласованно.
Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
Умеют строить простейший диалог.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
Старшая группа
Сентябрь
Занятие 1. Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать
Занятие 2. Попробуем измениться
Занятие 3. Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть?
Занятие 4, Игровой урок
Занятие 1. Одну простую сказку хотим мы показать
Занятие 2. Играем пальчиками
Занятие 3. Постучимся в теремок
Занятие 4. Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно
Занятие 1. Многим домик послужил, кто только в домике ни жил
Занятие 2. Косолапый приходил, теремочек развалил
Занятие 3. Учимся говорить по-разному
Занятие 4, Учимся четко говорить
Занятие 1. Раз, два, три, четыре, пять - стилей мы будем сочинять
Занятие 2. Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем
Занятие 3. Рассказываем про любимые игры и сказки
Занятие 4. Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился
Занятие 1. Гордится Петенька, красой, ног не чует под собой
Занятие 2. Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не достался
Занятие 3. Сочиняем новую сказку
Занятие 4. Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем
Занятие 1. Наши эмоции
Занятие 2. Изображение различных эмоций
Занятие 3. Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса
Занятие 4. Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья
Занятие 1. Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей
Занятие 2. Друг всегда, придет на помощь
Занятие 3. Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!
Занятие 4. Когда, страшно, видится то, чего и нет
Занятие 1. Каждому страх большим кажется
Занятие 2. Преодолеем страх
Занятие 3. У страха глаза, велики
Занятие 4. Если с другом ты поссорился...
Занятие 1. Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить!
Занятие 2. Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца, быстро разрешил
Занятие 3. Как поссорились Солнце и Луна
Занятие 4. Викторина «Мы любим сказки»
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
(Б. М. Теплов)
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.
Задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
- Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
- Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).
- Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
Проектирование предметно-развивающей среды:
- Учитывать индивидуальные социально – психологические особенности ребенка.
- Особенности его эмоционально – личностного развития.
- Интересы, склонности, предпочтения и потребности.
- Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.
- Возрастные и полоролевые особенности.
Тема занятия Форма |
Цель | Месяц | Дополнения | |
1. Беседа –
диалог: “Мы
идем в театр” 2. Игра: “Попробуем измениться” 3. “Рифмованные движения” |
1. Активизировать творческие
проявления детей. 2. Развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребность в познании нового. 1. Развивать способность понимать собеседника. 1. Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия. |
Сентябрь | Театральная зона
детского сада Музыкальное сопровождение |
|
1. Игра: “Где мы были, мы не скажем, а что
делали – покажем” 2. “Словесное комментирование” 3. Кукольный спектакль: “Непослушная Маша” 4. Игрушки, народные игры и забавы |
1. Учить детей адекватно
передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике,
интонации (хвастовство, испуг, радость). 2. Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы. 1. Учить доводить до детей замысел сказки. 1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в детском саду. 1. Продолжать знакомить детей
с условиями быта и жизни людей. |
Октябрь |
Чтение сказки “Зайка – зазнайка” Педагоги, Игрушки из дерева, глины, соломы, тряпичные куклы, современные
игрушки. |
|
1. “Театральные профессии” (2 недели) 2. Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство” 3. Теневой театр: “Птицы улетают” |
1. Уточнить знания детей о
театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер,
оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки. 2. Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию. 3. Воспитывать у детей любовь к театральному искусству. 1. Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа
воплощения действий, образа литературного персонажа. 1. Учить детей изготавливать декорации для теневого театра в форме
рисования, вырезания, оформления любой техникой. |
Ноябрь | Картинки с профессиями
Педагоги, родители, дети |
|
1. Психогимнастика
2. Драматизация 3. Изготовление масок и костюмов по сказке: “Рукавичка” 4. Разгадывание кроссворда: “Театральные профессии” |
1. Учить детей угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (злой принц, Аленушка) их эмоциональные состояния. 2. Развивать умение переключаться с одного образа на другой. 1. Учить детей узнавать героев по характерным признакам. 1. Привлечь родителей и детей к изготовлению атрибутов, масок к сказке. 1. Расширять кругозор детей. |
Декабрь |
Театральная зона, костюмы, маски Кроссворд |
|
1. Посещение новогодних
представлений в драмтеатре (2 недели) 2. Оформление фотоальбома: |
1. Развивать у детей интерес к
сценическому мастерству. 2. Активизировать познавательный интерес к театру. 3. Воспитывать у детей “зрительскую культуру”. 4. Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д. 1. Продолжать учить детей обобщать накопленный опыт, развитие дружеских
взаимоотношений. |
Январь | Родители, дети | |
1. Чтение скороговорок
2. Чайнворды, 3. Просмотр видеокассеты по сказке: “Двенадцать месяцев” 4. Рисование по сказке “Двенадцать месяцев”. 1. Занятие: “Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем” 2. Упражнения на ритмизацию: “Движения героев сказки” 3. Настольный театр по сказке: “Бобовое зернышко” |
1. Продолжать знакомить с
жанровыми особенностями скороговорок. 2.Отрабатывать у детей дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. 1. Продолжать учить детей разгадывать головоломки на тему о театре,
театральных жанрах, средствах художественной выразительности на
определенную букву: р, к, а. 1. Помочь детям понять и осмыслить смысл сказки, настроение ее героев. 1. Упражнять детей в создании сюжета по данному произведению, в передачи
взаимосвязи между создаваемыми образами. 1. Создать положительный эмоциональный настрой. 1. Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок. 1. Привлечь детей и родителей к изготовлению героев из пластилина,
папье-маше, ткани. |
Февраль |
Чайнворды, головоломки Видеосалон доу Педагоги, дети, Картинки по сказкам |
|
1. Игра: “Угадай по музыке”
2. Занятие: “Друг всегда придет на помощь” 3. Музыкальная сказка для родителей: “Айболит и воробей” 1. Психогимнастика 2. Занятие – викторина: “Мы любим сказки” 3. “Сказочная |
1. Учить детей словесно фантазировать по
музыкальной композиции. 2. Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии. 3. Продолжать сюжет по музыкальной композиции. 1. Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг
другу. 1. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к сказке. 1. Продолжать учить детей определять по ритмическому рисунку проблемные
ситуации. 1. Закреплять умение детей использовать различные средства
выразительности в передаче образов героев. 1. Развивать художественно – творческие способности детей. |
Апрель | Музыкальный зал
Стихи и рассказы о друзьях, рассказы из личного опыта Педагоги, дети Картинки, Родители, дети, |
Предположительные результаты детей:
- Дети должны владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
- Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
- Проявлять интерес, желание к театральному искусству.
- Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.
- Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.
Формирование у дошкольников опыта социальных навыков поведения через театрализованную деятельность
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Вся жизнь детей насыщена игрой. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность. Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка. Если ребёнок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и примитивно, то такой ребёнок требует особого внимания со стороны взрослого. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личностного развития. Игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Действительно, наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом. Это предоставляет пищу для размышления о направленности педагогического руководства детской театрализованной деятельностью, т.е. воспитание у ребёнка основ общей культуры, приобщение к искусству театра, развитие творческой активности и игровых умений детей.
Театр – это средство эмоционально-эстетического развития детей в детском саду. Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелость). Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно такая способность к идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-то персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Для работы над продолжительным действием мы рекомендуем брать народные сказки. Очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель (от 3 до 5). В этот период сказка легко запоминается детьми, не требует специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди. Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно. Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминают роли всех героев. Постепенное знакомство с сюжетом даёт возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки, в её образном строе. Именно через роль в театрализованной игре ребёнок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Для того чтобы ролевое поведение детей обогащалось, надо давать примеры ролевой игры. Это достигается как при проигрывании ролей детьми, так и при выступлении тетра взрослых. Основу для пополнения художественных впечатлений составляет также чтение детской литературы.
Накоплению театральных впечатлений способствуют инсценировки, показанные взрослыми или старшими детьми. Большое значение для старших дошкольников имеет участие в спектаклях для малышей. Старшие дети начинают относиться к предстоящему показу более ответственно: внимательно осматривают костюмы, примеряют их, старательно репетируют. После просмотра спектакля проводится беседа, в которой в общих чертах педагог узнаёт мнение малышей: понравилось ли выступление, о чём был сюжет и т.д.
Дети в процессе знакомства с театром не только узнают театральные профессии, но и могут проявить себя. В подготовительный к спектаклю период можно объединить ребят в творческие группы. Группа режиссёров отбирает претендентов на роли, делает замечания относительно качества исполняемой роли. Группа актёров репетирует роли для постановки. Группа художников-декораторов рисует пригласительные билеты, афиши, элементы декораций. Группа костюмеров готовит элементы костюмов (часто с родителями). Группа гримёров в день представления готовит исполнителей к выходу на сцены.
Педагог должен отслеживать количество и качество проигрываемых ролей ребёнком, поощрять каждое выступление в роли, анализировать игру. Следует привлекать к игре детей, которые пока пассивно участвуют в игровой ситуации, использовать малейшее их желание, стремление к общему действию. Для раскрепощения детей чаще применять общие игры, в которых нет индивидуальных ролей или они очень малы. Это даст ребёнку возможность, с одной стороны, ощутить себя в роли и с другой – не находиться в стрессовой ситуации. В работе следуют использовать достаточное количество игр-импровизаций для того, чтобы не шаблонизировать сознание детей, а стимулировать, развивать творческие проявления дошкольников. Творчество в игре у детей проявляется и в оформлении места для игры, в придумывании и воплощении ролей, и в общем участии в игровой ситуации, где каждый ребёнок мыслит и действует по-своему.
Педагог-психолог
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Крикота Валентина Михайловна
- < Назад
- Вперёд >
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Театрализованная форма деятельности является универсальным средством гармоничного развития ребенка и эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. Театрализованное представление дает детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развертывающимся сюжетом, побуждает детей принять активное участие в действии. Также такой вид деятельности решает и познавательные задачи: закрепляет знания о сезонных изменениях в природе, знакомят с повадками диких животных и т.д.
Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширению зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми). Игровая театрализованная деятельность помогает детям освоить элементарные этические понятия, воспитывает культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивают эстетический вкус.
Театрализованная деятельность активизирует мышление ребенка, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал так: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя как вербальные (интонация, лексика и синтаксис), так и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную роль в этом играет театрализованная деятельность.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Театрализованная деятельность помогает решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.
Занятия с включением театрализованной деятельности являются одной из форм работы с детьми, уже начиная с первой младшей группы. Целью их является обогащение детей радостными впечатлениями. В первой младшей группе лучше начинать знакомство с театральной куклой – би-би-бо, и театрализованными играми. Начиная со второй младшей группы детей последовательно необходимо знакомить с видами театра, основами актерского мастерства. В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе ребята чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость и стеснение, обычно участвуют в инсценировке как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.