ВОЗ продлила молодость. Всемирная организация здравоохранения разработала новую возрастную классификацию. Возрастные периоды жизни человека и его психического развития
Возраст - это не только количественное и абсолютное понятие. Он ещё существует в качестве этапа в процессе психологического и физического развития. Причём довольно долгого. От рождения и до самой смерти, если быть точнее. Десятки лет, а у некоторых - около или более ста. И, соответственно, не могли не образоваться возрастные категории и периоды жизни, которые во многом пересекаются друг с другом. Впрочем, об этом можно рассказать и более подробно.
Младенчество
Если говорить про возрастные категории, то начинать необходимо с самого раннего периода. И это, естественно, младенчество. Которое тоже делится на определенные категории. Первый длится с момента рождения и до 1-го месяца. Определяется он слабым эмоциональным развитием - у ребёнка слишком «обобщенное» состояние. А сам младенец требует постоянного участия родителей в каждом процессе его жизни.
2-й период - от двух до трёх месяцев. Он характерен более развитой эмоциональной системой. Можно заметить, что младенец уже умеет огорчаться и улыбаться знакомым людям, даже фокусировать внимание на лице.
Следующий период длится от 4 до 6 месяцев. У ребёнка уже более-менее окрепшая эмоциональная и сенсорная система. Он узнаёт людей, которые постоянно находятся рядом с ним, отличает знакомых от чужих, умеет определять направление, откуда исходят звуки.
В период с 7 месяцев до 1,5 года у ребёнка происходит формирование и обучение двигательным способностям. Когда его возраст превышает отметку 2 лет, начинается время повышенной двигательной активности. И сам ребёнок переходит в другую возрастную категорию.
Детство
Это довольно долгий период. Который делится ещё на несколько. На раннее детство (от 1 до 3 лет) и (от 3 до 7). Первую категорию ещё нередко называют ясельным периодом. Это условное деление, которое связано, преимущественно, с причинами социального характера. Ребёнок, который прошёл сначала через ясли, а потом и через детский сад, не испытывает в дальнейшем трудностей с вписыванием в новый коллектив (класс в школе).
Если говорить про возрастные категории, то такая ячейка, как школьники, может считаться одной из самых сложных в психологическом плане. Поскольку именно в период обучения формируется личность ребёнка и закладывается определённая «основа», которая сыграет свою роль в будущем.
К тому же дети, относящиеся к школьной возрастной категории, интенсивно растут во всех планах. Происходят такие процессы, как окостенение позвоночника и рост скелета, нарастает мышечная ткань, нервный аппарат мышц заканчивает формироваться, но зато увеличивается легочная ткань, ёмкость лёгких и их объём. И, конечно, ранние возрастные категории детей характеризуются функциональным развитием головного мозга. К 8-9 годам у ребёнка уже наблюдается твёрдо установленный
Подростковый период
Его также необходимо отметить вниманием, рассказывая про возрастные категории. Данный период неоднозначен. Девочки считаются подростками от 10 до 18 лет. Мальчики - от 12 до 18.
Дети этого возраста переживают переломные моменты в развитии организма, ведь происходит половое созревание. Деятельность эндокринной системы меняется, как и функциональность органов. Дети начинают расти интенсивнее, наблюдается увеличение массы тела. Выработка гормонов усиливается, что отражается на психосоциальном развитии. завершается вместе с окончанием полового созревания. И дети переходят в другую возрастную категорию.
Юность и молодость
Здесь уже большую роль играет психологический аспект, а не биологический. И мнения расходятся. Так, например, психолог Э. Эриксон считает, что юность длится с 13 до 19 лет, после чего наступает молодость, которая продолжается до 35-летнего возраста. В этот период личность начинает «зреть», реализовывать себя и, как правило, вступать в отношения.
А вот если обратиться к классификации АПН СССР, определённой в 1965 году, то вслед за подростковым периодом следует Но для девушек он начинается в 16 и заканчивается в 20, а для парней длится с 17 до 21.
Если говорить о биологической составляющей, то у людей данной возрастной категории наблюдается окончательное завершение физического развития. Но только у парней тело ещё не достигает силы и крепости, свойственной взрослому мужчине. То же самое касается и девушек. Фигура юных леди явно отличается от тех, которыми обладают женщины, прошедшие через роды. И вот в биологическом плане понятие молодости условно именно поэтому. Особе может быть 19 лет, и, по сути, психологически она считается девушкой. Но если она родила ребёнка, то тело её утрачивает молодость. И называть её объективно женщиной, а не девушкой.
Средний возраст
Или, как его ещё принято называть, зрелость. Рассказывая про возрастные категории людей по годам, её нельзя обойти вниманием. Считается, что это - самый длительный период. Традиционно длится от 21 года до 60 лет у мужчин, и от 20 до 55 - у женщин.
Таблица возрастных категорий показывает, что он делится на два периода. Первый - от 21-20 до 35. Характеризуется стабильной работой организма. После 35 у среднестатистических людей начинается нейроэндокринная перестройка. Основные физиологические показатели медленно, но прогрессивно снижаются. Возможно появление первичных признаков заболеваний, которые обычно одолевают людей старшего возраста. Но если человек здоров, ведёт правильный образ жизни - то всё это может отложиться на неопределённый срок. Опять-таки, возрастные категории людей - это одно, а то, как они распоряжаются своим здоровьем, - совсем другое. В 20 лет можно выглядеть на 35, и наоборот. У некоторых «особ» и в 25 почки отказывают.
Специфика зрелости
Специалистам, изучающим возрастные категории населения, удалось выяснить немало интересных и полезных данных. Например, смертность людей от злокачественных образований за последние 60 лет увеличилась в три раза.
А из-за того, что ко второму периоду зрелости человек всё чаще начинает ощущать утомлённость от постоянной работы и одинакового образа жизни, начинают проявляться различной формы патологии. Это травматизм (бытовой и производственный), опухоли, сердечно-сосудистые недуги. Во многом из-за того, что человек перестаёт критически себя оценивать, - ему кажется, что он так же молод и полон сил, как и в 25. Но если ему 50, то он уже не может делать что-либо так, как он с этим справлялся лет 20 назад.
А сердечно-сосудистые заболевания - это и вовсе печальная тема. Они возникают из-за того, что постоянно сопровождает современного человека по жизни: стресс, нервное напряжение, депрессия, нерациональное питание, нехватка двигательной активности, курение, алкоголь. Вдобавок к этому, в период среднего возраста прибавляются дополнительные психические нагрузки, которые появляются по личным и семейным причинам.
Пенсионный возраст
В него вступают мужчины и женщины, которым исполнилось 60 и 55 лет соответственно. Признаки старения нарастают: изменяется структура волос и кожного покрова, становится другой походка, преображаются очертания фигуры. Пенсионный возраст сопровождается уменьшением массы сердца и его частотных сокращений. Кровеносные сосуды теряют эластичность, определённый объем крови тоже теряется. Изменяется и дыхательная система. Грудная клетка из-за изменений в сухожилиях и окостенения рёбер перестаёт быть такой подвижной, как раньше. И лёгкие, соответственно, не могут справляться со своей задачей по-прежнему «бойко».
Но, конечно, тут тоже всё зависит от физиологии. Люди могут отлично выглядеть и чувствовать себя прекрасно и в 65 лет, и в 70. Опять-таки, имеет значение образ жизни и то, насколько человек «устал» за время своего существования. Возрастные категории людей по годам - это одно. Но то, как они чувствуют себя в психологическом плане, - совсем другое.
Старчество
Это - последний промежуток жизни, выделяется он условно. Длится обычно от 75 до 90-100 лет. Но это в наше время. Вообще, возрастная периодизация - странная и неоднозначная тема, особенно если она касается людей, которым «за 35».
Вспомнить, хотя бы, конец XIX века. Тогда глубокими стариками, которым уже пора бы на покой отправиться, считались люди 45-50 лет! И это, на самом деле, воодушевляет в наше время. Выходит, старость постепенно «отступает», и продолжительность молодых возрастов вследствие этого увеличивается.
Возраст
I
Во́зраст
Различают В. хронологический (паспортный, или календарный) - период рождения до момента исчисления и В. биологический, характеризующий биологическое состояние организма на данный момент времени. Последний определяется совокупностью необратимых обменных, структурных и функциональных, в т.ч. приспособительных, изменений в организме (см. Онтогенез).
Такие изменения используются в качестве критериев возрастной периодизации жизни человека. Биологический В. может не соответствовать хронологическому. Применительно к человеку возрастные периоды - это те сроки, на протяжении которых совершаются определенные морфологические и функциональные сдвиги в отдельных тканях, органах и всем организме. у детей отражает этапы становления функциональных систем или органов. Возрастные периоды у детей
. Для периода детства характерна непрерывность процессов развития и Рост а.
В развитии организма ребенка выделяются два основных этапа - внутриутробный и внеутробный. Внутриутробный этап - от момента оплодотворения до рождения, его продолжительность 9 мес. (40 нед.); включает стадии эмбрионального (до 3-го месяца беременности) и плодного (с 3-го по 9-й месяц) развития. Внеутробный этап начинается с момента рождения ребенка. Его делят условно на 6 периодов: 1) период новорожденности - от момента рождения до 4 нед. (см. Новорожденный (Новорождённый));
2) грудной период (младший ясельный) - от 4 нед. до 1 года (см.
Грудной ребенок (Грудной ребёнок));
3) пред-дошкольный период (старший ясельный) - от 1 года до 3 лет (см.
Ясельный возраст);
4) дошкольный период - от 3 до 6-7 лет (см. Дошкольный возраст),
5) младший - от 6-
7 до 10-12 лет (см. Школьный возраст);
6) старший школьный, или подростковый, период - от 10-12 до 17-18 лет (см. Подростковый возраст).
Существуют и другие варианты периодизации детского возраста. Каждому периоду соответствуют определенные анатомо-физиологические особенности организма и степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Возрастные периоды взрослого человека
. Юношеский возраст - от 16 до 20 лет у женщин и от 17 до 21 года - у мужчин. В этот период характерно замедление роста (среднегодовая прибавка не превышает 1-2 см
). В юношеском В. обычно появляются мудрости. Зрелый возраст (первый период) - от 20 до 35 лет у женщин и от 21 до 35 лет у мужчин. Этот возраст - период расцвета всех функций организма и относительной стабилизации морфологических и обменных процессов. Зрелый возраст (второй период) -от 35 до 55 лет у женщин и от 35 до 60 лет - у мужчин. В этом периоде происходит существенная нейроэндокринная перестройка ряда систем организма. и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью. На выраженность различных показателей морфофункционального развития большое влияние оказывают конституционные особенности организма (см. Конституция).
В значительной степени от них зависят внешние проявления возраста, а его морфофункциональные признаки получают окончательную завершенность. Этим и определяются расхождение в сроках биологического и хронологического В., нередко наблюдаемое в жизни. На границе зрелого и пожилого возрастов выделяют Климактерический период ,
характеризующийся бурными сдвигами в нейрогуморальной регуляции. Особенно активно он проявляется у женщин. Пожилой возраст - от 55-60 до 75 лет у женщин и мужчин. В этом В. особенно часто встречаются заболевания сердечно-сосудистой системы - , атеросклероз и др. Старческий возраст - 75 лет и выше у женщин и мужчин (люди в возрасте 90 лет и старше относятся к долгожителям). В этот период происходит общая организма, снижается надежность адаптации (см. Старость ,
старение (Старость. Старение)).
Определение возраста
. Точное определение В. имеет важное значение в клинике, а также в судебно-медицинской практике. О возрасте судят на основании роста, массы тела, количества зубов, состояния кожи. Так, В. плода и новорожденного определяют по длине его тела, размерам головы и длинных трубчатых костей. У детей, подростков и юношей учитываются , масса тела окружность грудной клетки, количество и состояние зубов. Важным критерием для точного определения В. служат вторичные . Так, у девочек менструации появляются в среднем в 12-13 лет, оволосение в подмышечных впадинах и на лобке - в 11-15 лет, молочные железы достигают своего окончательного развития к 17-18 годам. У мальчиков оволосение в подмышечных впадинах и на лобке в среднем начинается в 13 лет, примерно в этот же период возникают первые поллюции. К 20-22 годам на лице человека появляются носогубные морщины, к 25-30 годам - морщины у наружных краев глазницы и позади ушных раковин, к 30-35 годам - подглазничных, к 40-45 годам - шейные морщины, к 55 годам - морщины на мочках ушей, кистях рук и подбородке. Объективным методом определения В. является рентгенологическое установление костного возраста. В основе этого метода лежат возрастные закономерности окостенения скелета. Как правило, для определения костного В. пользуются рентгенограммами кисти и дистального отдела костей предплечья. Точки окостенения в дистальном эпифизе лучевой появляются у девочек в среднем в 9 мес., а у мальчиков - в 11 мес., синостозы в дистальном эпифизе локтевой кости - соответственно в 17 и 19 лет. Зная время появления точек окостенения и синостозов, можно со значительной степенью точности установить В. человека. Библиогр.:
Биологический возраст, и старение, под ред. Д.Ф. Чеботарева, Киев, 1984; Венгер Т.Ф. и Савченков Ю.И. физиологические параметры детского возраста, Красноярск, 1981; Долецкий С.Я. и др. Морфофункциональное созревание детского организма, М., 1983; Руководство по геронтологии, под ред. Д.Ф. Чеботарева и др., М., 1978; ребенка, под ред. В. Козлова и Д. Фарбера, М., 1983; Фролькис В.В. и др. старения, Л., 1982. продолжительность периода времени от момента рождения до настоящего или до другого определенного момента времени; в статистике обычно измеряется числом лет, исполнившихся в последний день рождения. Во́зраст ана́томо-физиологи́ческий
- см. Возраст биологический. Во́зраст биологи́ческий
( . В. анатомо-физиологический) - В., определяемый по совокупности обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Во́зраст календа́рный
(син. В. хронологический) - В., определяемый по известной дате рождения. Во́зраст ко́стный
- В., определяемый по состоянию костного скелета исследуемого объекта, преимущественно по рентгенологическим данным, сопоставляемым со средними данными о сроках формирования и развития ядер окостенения и т.п. Во́зраст морфологи́ческий
(син. В. соматический) - В., оцениваемый по морфологическим признакам: и рост, состояние зубов, степень окостенения скелета, развитие вторичных половых признаков, степень эластичности и морщинистости кожи, состояние волосяного покрова и т.д. Во́зраст призывно́й
- установленный законом В., по достижении которого мужское подлежит призыву для несения обязательной военной службы. Во́зраст сомати́ческий
- см. Возраст морфологический. Во́зраст хронологи́ческий
- см. Возраст календарный. конкретная стадия (период) биологического и социально-психологического развития личности. Во́зраст грудно́й
(син. В. ясельный младший) - В. от 1 месяца до 1 года. Во́зраст дошко́льный
- В. от 3 до 7 лет. Во́зраст зре́лый
(maturitas) - В. от 20 до 55 лет у женщин и от 21 до 60 лет у мужчин. Во́зраст подростко́вый
- см. Возраст пубертатный. Во́зраст пожило́й
(praesenium) - В. от 55 до 75 лет у женщин и от 60 до 75 лет у мужчин. Во́зраст преддошко́льный
- см. Возраст ясельный старший. Во́зраст пуберта́тный
(лат. pubertas возмужалость, половая зрелость; син.: В. подростковый, В. школьный старший, ) - В. с 12 до 16 лет у девочек и с 13 до 17-18 лет у мальчиков; соответствует периоду полового созревания. Во́зраст репродукти́вный
- В., в течение которого сохраняется способность организма к воспроизводству потомства. Во́зраст ста́рческий
(senectus) - В. от 75 лет и старше. Во́зраст шко́льный
- В. с 7 до 16-18 лет, т.е. до момента окончания средней школы. Во́зраст шко́льный мла́дший
- см. Возраст препубертатный. Во́зраст шко́льный ста́рший
- см. Возраст пубертатный. Во́зраст ю́ношеский
(juventus) - В. от 16 до 20 лет у женщин и от 17 до 21 года у мужчин. Во́зраст я́сельный
- В. от 1 месяца до 3 лет. Во́зраст я́сельный мла́дший
- см. Возраст грудной. Во́зраст я́сельный ста́рший
(син. В. преддошкольный) - В. от 1 года до 3 лет.
1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .
Синонимы :Смотреть что такое "Возраст" в других словарях:
возраст - (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… … Большая психологическая энциклопедия
Четыре возраста человека: младенчество, детство, юность, старение. Арт Линклеттер Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет. Франсуа Ларошфуко Три возраста… … Сводная энциклопедия афоризмов
Человек средних лет, человек пожилой, в летах, в преклонном возрасте, в почтенных, преклонных летах. С малого возраста, с детства, с малых лет, смолоду, с малолетства, сызмала, с малых ногтей, от младых ногтей. От младых ногтей не могу видеть… … Словарь синонимов
возраст - ребенка, т.е. отдельный этап его развития, представляет собой реальное единство, т.е. такое объединение отдельных сторон, в котором целое представляет целый ряд таких свойств и закономерностей, которые не могут быть получены из простого сложения… … Словарь Л.С. Выготского
ВОЗРАСТ, возраста, муж. Период, степень в росте, развитии каждого человека. Младенческий, отроческий, юношеский, зрелый, старческий возрасты. Достигать старческого возраста. Человек зрелого возраста. ❖ Войти в возраст стать взрослым. Выйти из… … Толковый словарь Ушакова
Российская классификация населения по возрасту предусматривает распределение населения на следующие группы:
от 1дня до 7дней – новорожденные;
от 7 дней до 1 года – младенцы;
от 1 года до 3 лет – раннее детство;
от 4 лет до 7 лет – первое детство;
от 8 лет до 12 лет (мальчики) и
от 8 лет до 11 лет (девочки) – второе детство;
от 13 лет до 16 лет (мальчики) и
от 12 лет до 15 лет (девочки) – подростки;
от 17 лет до 21 года – юноши;
от 16 лет до 20 лет – девушки;
от 22 лет до 35 лет (мужчины) и
от 21 года до 35 лет (женщины) – I период зрелости;
от 36 лет до 60 лет (мужчины) и
от 36 лет до 55 лет (женщины) – II период зрелости;
от 61 года до 74 лет (мужчины) и
от 56 лет до 74 лет (женщины) – пожилые люди;
от 75 лет до 90 лет старые люди;
старше 90 лет – долгожители.
3. Возрастной контингент.
Возрастной контингент – группа лиц, объединённых двумя признаками: возрастом и каким-либо социально-экономическим или другим признаком.
В России различают следующие возрастные контингенты :
1). Ясельный (от 0 до 2 лет).
2). Дошкольный (от 3 до 6 лет).
3). Школьный (от 7 до 15 лет).
4). Трудоспособный (от16 до 59лет – мужчины; от 16 до 54 лет – женщины).
5). Репродуктивный (детородный) (женщины в возрасте от 15 до 49 лет).
6). Призывный (мужчины в возрасте от 18 до 49 лет).
7). Электоральный (мужчины и женщины старше 18 лет).
В российской статистике, а также статистике ООН особое место занимают укрупнённые группировки населения , построенные по двум признакам: возрасту и трудоспособности. При распределении населения в одну из трёх укрупнённых групп используют следующие критерии оценки:
1). Молодое нетрудоспособное население:
От 0 до 15 лет – для России;
От 0 до 14 лет – для стран ООН.
2). Взрослое трудоспособное население:
От 16 до 60(55) лет – для России;
От 15 до 65 лет – для стран ООН.
3). Пожилое нетрудоспособное население:
Старше 60(55) лет – для России;
Старше 65 лет – для стран ООН.
Как показывают эти данные, период трудовой деятельности в странах ООН значительно шире, чем в России: население раньше привлекается к труду и позднее выходит на пенсию.
3.3.4. Возрастная аккумуляция
Однолетние группировки подвержены деформации под влиянием возрастной аккумуляции.
Возрастная аккумуляция – более плотное сосредоточение населения в отдельных возрастных группах по сравнению с соседними группами.
Возрастная аккумуляция является результатом искажений сведений о возрастном составе населения.
Причины искажений сведений о возрастном составе населения:
1. Использование в статистических наблюдениях (переписях) способа опроса, при котором отсутствует документальная проверка правильности данных.
2. Склонность людей округлять числа до "0" на конце (или "5" и т.п.).
3. Психологический фактор: женщины не хотят быть старше, старики хотят быть моложе, подростки торопятся быть взрослыми; поэтому при опросе эти люди могут сознательно уменьшать (или увеличивать) свой возраст.
Существуют различные методы измерения возрастной аккумуляции . Все они основаны на использовании индексов (коэффициентов), характеризующих силу возрастной аккумуляции. Наиболее распространён индекс (коэффициент) Уипла , измеряющий возрастную аккумуляцию в возрастах, оканчивающихся на "0" и "5":
где
- численность населения в возрасте 25,
30, … , 60 лет;
- численность населения в возрасте 23, 24, … , 62 года.
Чем меньше возрастная аккумуляция, тем меньше будет индекс Уипла.
Методы снижения возрастной аккумуляции:
1. Запись даты рождения переписываемого, а не его возраста.
2. Методы сглаживания выступов и впадин в возрастной структуре (искусственные методы):
Графический метод;
Метод скользящей средней
и другие.
Все эти методы позволяют определить возрастной состав, более соответствующий действительности.
В целом проявление возрастной аккумуляции зависит от уровня развития страны. В развитых странах её значение сводится к минимуму.
Возрастное развитие человека рассматривается по-разному, что определяет особенности периодизации возрастного развития:
- Порядок жизненных событий;
- Биологические процессы человека;
- Развитие в социуме;
- Онтогенез психологии.
Возрастная периодизация человека объединяет период от зачатия до физиологической смерти.
На сегодняшний день не существует единой классификации возрастной периодизации жизни человека, так как она постоянно менялась в зависимости от времени и культурного развития.
Распределение возрастных периодов происходит тогда, когда в организме человека наступают определенные важные изменения.
Этапы возрастной периодизации – это периоды между границами определенного возраста в системе развития человека.
Давая определение возрастной периодизации кратко, можно выделить следующие этапы:
- Рождение человека;
- Взросление, а также становление определенных физических и социальных функций;
- Развитие этих функций;
- Старость и угнетение функционирования организма;
- Физическая смерть.
Каждый человек после рождения проходит все жизненные этапы последовательно. Из них состоит жизненный цикл.
Следует отметить, что не всегда наблюдается совпадение «паспортного» возраста с социальным, биологическим и психологическим.
Что же такое возрастная периодизация?
Рассмотрим основные периоды жизни здорового человека, которые выделяет возрастная периодизация в психологии. Характеристика возрастных периодов основывается на психологическом онтогенезе.
Периодизация возрастная с психологической точки зрения
1. Пренатальный отрезок, в котором выделяют 3 этапа:
- Предзародышевый. Продолжительность определяется двумя неделями, когда в яйцеклетке происходит оплодотворение;
- Эмбриональный. Длительность периода – до начала третьего месяца беременности. Период характеризуется активным развитием внутренних органов.
- Стадия плода. Длится с трех месяцев беременности до рождения ребенка. Формируются все жизненно важные органы, которые должны четко функционировать и позволить плоду выжить после родов.
2. Детство.
- От нуля месяцев до года;
- Раннее детство, которое проходит с одного года до трех лет. Характеризуется проявлением самостоятельности и независимости; интенсивным развитием речевых навыков.
- Дошкольная пора с трех до шести лет.
В этот период происходит интенсивное развитие ребенка, начинается этап социальных проявлений;
- Школьный возраст младшей группы. С шести до одиннадцати лет малыш активно включается в социальную жизнь; происходит интенсивное интеллектуальное развитие.
3. Отрочество.
- Подростковый период.
Время интенсивного полового созревания, который длится до пятнадцати лет. Происходят значительные изменения в функционировании систем организма. Под их влиянием меняется взгляд на собственное «я» и представления об окружающей действительности.
- Юношеская пора.
Продолжительность периода – с шестнадцати до двадцати трех лет. С точки зрения биологии организм стал взрослым. Однако, исходя из социального развития, так сказать нельзя. Присутствует желание стать самостоятельным и независимым при отсутствии социальной ответственности.
Все важные решения, связанные с дальнейшей жизнью, принимаются в это время: выбор жизненного пути, профессии, самоопределения, формирование самосознания и отношения к саморазвитию.
Переход из одного возрастного периода в другой предусматривает возникновение кризисов, тех моментов, которые принято считать переломными. Они наступают из-за изменений в физиологии и психологии растущего человека. Кризисы – сложнейшие этапы жизненного пути, которые вызывают определенные трудности у самого растущего человека, а также людей, которые его окружают. Существует два вида переломных моментов: малые и большие.
Кризисы малые (1 и 7 лет, юношеский кризис) появляются с возникновением и развитием умений и навыков, которых не было раньше, возрастающей роли самостоятельности.
Большие кризисы (рождение, трех лет, подростковый) характеризуются полной перестройкой социальных и психологических отношений. Это время больших перемен, которое сопровождается эмоциональными всплесками, агрессией, непослушанием.
4. Зрелость.
- Молодость. Длится до 33 лет. Период активных личных отношений, связанных с построением семьи и рождением детей. Развитие профессиональной деятельности. Время утверждения себя во всех жизненных направлениях: сексе, любви, карьере.
- Кризис тридцати. К этому времени многие достигают того, к чему так стремились. Наступает переломный момент в жизни, когда человек начинает искать смысл жизни. Часто разочаровывается в том, что имеет. Стремится сменить место работы, образование, круг знакомых и друзей. По статистике, в этот период происходит большинство разводов.
- Период стабилизации. С 35 до 45 лет, как правило, люди довольны тем, чего достигли. Им уже не хочется перемен, они хотят стабильности. Приходит уверенность в собственных силах, устраивают успехи в карьере. Чаще всего состояние здоровья стабильно хорошее. Семейные отношения стабилизируются.
- Десятилетие кризиса (45 -55 лет).
Начинают проявляться первые признаки приближающейся старости: уходит былая красота, ухудшается самочувствие и здоровье в целом.
В семье появляется холодность. Дети, став взрослыми, ведут самостоятельную жизнь, в отношениях с ними происходит отчуждение. Усталость и депрессивные настроения – частые спутники этого возраста. Одни пытаются найти спасение в мечтах о новой яркой любви (или воплощают мечту в жизнь). Другие «горят» на работе, обеспечивая головокружительный взлет карьеры.
- Период равновесия. Возраст от 55 до 65 лет характеризуется постепенным отстранением от социальной жизни и трудовой деятельности. Это период относительного покоя во всех сферах жизни.
5. Старость.
Происходит переосмысление всей жизни, размышление о духовности и переоценка поступков. Обзор прожитых лет с точки зрения философии: прошла ли жизнь зря или была насыщенной и неповторимой.
В это время проявляются кризисные периоды, связанные с переосмыслением прожитой жизни.
- Оценка личности, которая не затрагивает профессиональной сферы;
- Отношение к старению и появлению признаков явного ухудшения здоровья и внешнего вида;
- Осмысление и принятие смерти.
1) Думая о ее неизбежности, человек вначале ощущает ужас от беспомощности, так как предотвратить это событие он не может.
2) Гнев, который изливается на всех молодых и здоровых, находящихся рядом. Он приходит с осознанием, что человеческая жизнь подходит к концу и поделать с этим ничего нельзя.
3) Попытка совершения сделки: с врачами или путем покаяния. Человек «выпрашивает» годы жизни, выполняя все предписания врача, занимаясь самолечением или активно посещая церковь.
4) Депрессия. Осознание неминуемой смерти не покидает человека. Он замыкается в себе, часто плачет, думая о родных и близких людях, которых ему предстоит покинуть. Наступает полное отсутствие социальных контактов.
5) Принятие смерти. Смиренное ожидание неминуемого конца. Состояние, когда человек психологически уже мертв.
6) Наступление клинической смерти характеризуется полной остановкой сердца и прекращением дыхания. В течение 15-20 минут человека еще можно вернуть к жизни.
7) Физиологическая смерть связана с прекращением работы всех функций организма.
Определение данной возрастной периодизации связано с физиологическими особенностями организма, уровнем развития психики, а также основными поведенческими особенностями человека.
Философское понятие о возрастной периодизации
Начиная с древности, в разных странах ученые имели свое представление о понятии возрастных особенностей. Современная возрастная периодизация с успехом использует предложенные модели.
Например, в Китае считали, что человеческая жизнь делится на 7 периодов, причем лучшим считался возраст с 60 до 70 лет. Это время называли духовным расцветом человека и проявлением его высшей мудрости.
Гиппократ разделял человеческую жизнь на 10 этапов, каждый из которых длился 7 лет. Отчет времени начинался с рождения.
Весьма интересно разделение этапов жизненного пути по Пифагору. Он считал, что возрастная периодизация – это подобие времен года.
- Весна.
Начало жизни. Период становление и развития личности. Проходит от рождения до 20 лет.
- Лето. Молодые годы от 20 до 40 лет.
- Осень. Лучшие годы человека, расцвет творческого потенциала. Длится от 40 до 60 лет.
- Зима – это старость, которая наступает с 60 лет.
Пифагор считал, что все в человеческой жизни характеризуется числами, которые обладают магическими свойствами.
Ученый предполагал, что возрастная периодизация развития – это изменяющиеся «сезоны» жизни, а человек является частью природной жизни.
В основе его возрастной периодизации и характеристики периодов лежит идея вечной жизни через перевоплощение и изменение.
Так ли важен возраст?
Каждый из нас сам волен определять, по каким критериям определять возрастной период, в котором он живет. Ведь понятие «возраст» весьма относительно.
Кто-то считает себя молодым до тех пор, пока сохраняется внешняя привлекательность и крепкое здоровье. Часто люди пытаются всеми доступными средствами продлить это внешнее проявление молодости. А кто-то и 80 ведет активный образ жизни, привлекая окружающих своим оптимизмом. Как правило, такие люди очень мало болеют, сохраняя активность до глубокой старости.
Помните, что возраст определяется состоянием души, а не цифрами в паспорте.
Периодизация возраста – это разграничение человеческой жизни на отдельные этапы по биологическим, отчасти социальным и экономическим характеристикам. Число «стадий» развития человека после его рождения может варьировать от трех до 24-х. Наиболее простая и универсальная классификация включает три основных периода: детство, зрелость и старость. Древнегреческий философ и математик Пифагор (IV в. до н.э.) различал четыре периода в жизни человека, соответствующие четырем временам года: становление – «весна» (0-20 лет); молодость – «лето» (20-40 лет); расцвет сил – «осень» (40-60 лет); увядание – «зима» (60-80 лет).
В нашей стране принята следующая схема возрастной периодизации (таблица 1).
Таблица 1
Возрастные периоды жизни человека
Для этой схемы характерно некоторое повышение границы старческого возраста, что соответствует основной демографической тенденции XX столетия – увеличению средней продолжительности жизни.
Разумеется, установление границ периодов всегда условно: индивидуально и исторически они могут смещаться в ту или иную сторону. Особенно это относится к периоду старения, когда бывает достаточно сложно разграничить старческий возраст с пожилым, с одной стороны, и долгожительским – с другой.
В то же время существует мнение, что «нисходящий» период жизни человека начинается уже в 30-35 лет, когда осуществляется переход от молодости к зрелости, а ощутимые изменения обычно наблюдаются после 45 лет. Возраст 45-59 лет, непосредственно предшествующий пенсионному, предлагается даже выделить как «средний» по физиологическим и социальным особенностям.
Следующий за ним период собственно пожилого возраста также может характеризоваться еще значительной активностью и сохранением профессиональной работоспособности, тогда как конечный этап жизненного цикла – физиологическая старость – начинается с 75 лет. Долгожители (после 90 лет) могут уже рассматриваться как модель поздней физиологической старости.
Своеобразна возрастная периодизация абхазов – этноса с высоким процентом долгожителей. Ее называют «категориальной», а не хронологической. Для каждой категории описаны свои социальные роли, но сами возрастные пороги четко не фиксированы. Например, категория молодого человека – от 18 лет до женитьбы, или девушки от 15-17 лет до замужества. Вместе с тем, предполагается связь долгожительства с высоким социальным положением в обществе и семье. Существование совета старейшин, куда обычно входили главы семейств, также способствовало развитию культа предков и почитанию «живых предков». Тем самым создавался бытовой, моральный и психологический климат, помогавший самоутверждению старейшин. Старейшины (обычно люди старше 50-60 лет) руководили всей хозяйственной, общественной и идеологической жизнью групп.
Своеобразная черта уклада – «социальная импликация» («подразумевание») долголетия влиятельного и ценного члена группы. Это сформировавшееся в абхазском этносе понятие «настоящего старика», которое в дальнейшем могло быть уже достаточно не зависимо от реального биологического долголетия. Получалось некое «социальное долголетие» – возведение в статус долгожителя – глубокого старика – людей, еще далеко не достигших этого возраста. Этнологи считают «социальное долголетие» самостоятельным этнокультурным феноменом, который в своей дальнейшей эволюции подчиняется социальным закономерностям. В целом перечисленные выше особенности уклада содействовали престижу старости и активному долголетию. В истории народа это был интуитивно найденный путь к продлению человеческой жизни.
3.2. Основные медико-биологические концепции старения организма человека
Старение человека – универсальный и закономерный биопсихологический процесс, характеризующийся постепенностью, разновременностью и неуклонным прогрессированием, и затрагивающий в той или иной степени все уровни биологической организации. Старение ведет к снижению жизнеспособности человека и в конечном итоге определяет продолжительность его жизни.
Проявления старческой инволюции, характерные для некоторых органов, отмечаются уже на третьем десятилетии жизни. Атрофия тимуса (вилочковой железы) начинается в подростковом возрасте, а к 30 годам эта железа может вообще не определяться. Яичники подвергаются инволюции к 50 годам или даже позднее. В центральной нервной системе старение разных ее отделов происходит в различные сроки. В ходе старения возрастные изменения могут протекать с разной скоростью. Например, возрастные изменения скелета развиваются раньше, но прогрессируют медленно, тогда как в нервной системе изменения возникают намного позже, но протекают гораздо быстрее.
Характерная особенность периода старения – развитие приспособительных механизмов, которые как бы притормаживают, замедляют угасание жизненных функций. Это так называемый процесс «витаукта» (от лат. vita – жизнь, auctum – увеличивать). Так, при гибели одних клеток, другие берут на себя их функцию.
Для старения человека характерно большое индивидуальное разнообразие в темпах и интенсивности его проявлений.
В современной геронтологии для оценки процессов старения выделяют следующие понятия:
– гетерохронность – различие во времени наступления старения отдельных клеток, тканей, органов и систем;
– гетерокинетичность – старение с различной скоростью;
– гетерокатефтенность – разнонаправленность возрастных изменений, при которой идет подавление одних процессов и активизация других.
Таким образом, старение является длительным, неравномерным процессом, определяющим время и характер наступления старости – заключительного этапа жизни.
Исследования биологии и медицины позволили ответить преимущественно на два вопроса – когда и как начинается старение. Наиболее сложно оказалось объяснить, почему оно происходит, раскрыть причины и механизмы этого явления.
В процессах старения на возрастные изменения органов и тканей наслаиваются и те, что вызваны внешними воздействиями. Обусловленные старением изменения – это физиологические процессы, которые, по мнению многих ученых, первично не являются заболеваниями, но все же приводят к ограничению функциональных возможностей организма и снижению его устойчивости к различным вредным влияниям.
Несмотря на большой интерес ученых самых разных специальностей и широких кругов научной общественности к проблеме старения, мы до сих пор не знаем в точности, что его вызывает. Нет пока единой универсальной и завершенной теории старения. Есть многочисленные гипотезы, нередко частично совпадающие друг с другом или рассматривающие разные звенья одних и тех же процессов. В целом эти гипотезы затрагивают все уровни – от молекулярного до систем регуляции целостного организма, так как при всей важности и первичной значимости молекулярно-генетических изменений только ими было бы трудно объяснить все многообразие проявлений в общей картине старения человека. На каждом новом уровне биологической организации возникают свои качественно новые механизмы, ведущие к старению.
По сути, основной вопрос о природе старения был поставлен еще знаменитым философом древности Аристотелем (384-322 до н. э.): является ли старение естественным процессом или болезнью? Как известно, древнегреческий ученый ответил на него так: «Болезнь есть преждевременно приобретенная старость. Старость – естественная болезнь». Это определение не потеряло своего значения и в наше время. Хотя ныне представляется неоспоримым, что старение – это естественный процесс, несомненно и то, что у высших позвоночных и особенно у человека характерной формой старения является возрастание числа патологических изменений, проявляющихся различной симптоматикой и вызывающих разнообразные жалобы. Эту специфическую особенность периода увядания весьма лаконично, но точно выразил древнеримский врач Гален, писавший, что здоровье в старости качественно отличается от здоровья в любом другом возрасте, представляя нечто среднее между здоровьем и болезнью. Высказывание античного медика подтверждают результаты современных исследований долгожителей, чей возраст превысил 100 лет.
К числу наиболее ранних гипотез относится представление о старении, как прогрессивном истощении заданной жизненной силы, – например, восходящие к Аристотелю и Гиппократу теории «изнашивания» организма и «растраты» жизненной энергии и силы, прослеживающиеся вплоть до 50-х годов XX века и даже позднее.
Молекулярно-генетические гипотезы. Наибольшее внимание обычно привлекают молекулярно-генетические гипотезы, объясняющие процесс старения первичными изменениями генетического аппарата клетки. Большую их часть можно подразделить на два основных варианта. В первом случае возрастные изменения генетического аппарата клеток рассматриваются как наследственно запрограммированные, во втором – как случайные. Таким образом, старение может являться запрограммированным закономерным процессом, логическим следствием роста и созревания, либо результатом накопления случайных ошибок в системе хранения и передачи генетической информации.
Если придерживаться первого мнения, то старение по сути становится продолжением развития, в течение которого в определенной, закрепленной в эволюции последовательности включаются и выключаются различные участки генома. Тогда при «растягивании» программы развития замедляется работа «биологических часов», задающих темп программе старения. Например, в опытах с ограничением питания в молодом возрасте (животные с «продленной жизнью») происходит замедление роста, а, следовательно, и старения, хотя механизм далеко не так прост. Предполагается, что замедление роста и отодвигание полового созревания и достижения окончательных размеров тела приводит к увеличению продолжительности жизни. То есть, старение, как и другие этапы онтогенеза, контролируется генами.
Гено-регуляторная гипотеза. Согласно этой гипотезе первичные изменения происходят в регуляторных генах – наиболее активных и наименее защищенных структурах ДНК. Предполагается, что эти гены могут определять темп и последовательность включения и выключения тех структурных генов, от которых зависят возрастные изменения в структуре и функции клеток. Прямых доказательств возрастных изменений ДНК немного. В последнее время высказывалось предположение о связи старения с участками ДНК, некоторые из которых сокращаются в размерах при старении. Сообщалось и об открытии особого хромосомного фермента, препятствующего старению ДНК и способного омолаживать клетки человека (В. Райт и сотрудники).
Гипотеза ошибок была впервые предложена Л. Оргелем (1963). Она основывается на предположении, что основной причиной старения является накопление с возрастом генетических повреждений в результате мутаций, которые могут быть как случайными (спонтанными), так и вызванными различными повреждающими факторами (ионизирующая радиация, стрессы, ультрафиолетовые лучи, вирусы, накопление в организме побочных продуктов химических реакций и другие). Таким образом, гены могут просто терять способность правильно регулировать те или иные процессы в связи с накоплением повреждений ДНК.
Особое значение придается так называемым «свободным радикалам» – высокоактивным химическим частицам. С возрастом они накапливаются в тканях и в силу своей активности могут в конечном итоге ухудшать работу клеток и повреждать ДНК. В экспериментах Н.М. Эммануэля (1972) достигнуто продление жизни лабораторных животных при введении веществ, связывающих свободные радикалы, прежде всего так называемых антиоксидантов (метионин, витамин Е и другие). Этот результат рассматривается как косвенное свидетельство в пользу свободнорадикальной гипотезы.
В то же время существует специальная система репарации (то есть, восстановления, от лат. reparatio), обеспечивающая относительную прочность структуры ДНК и надежность в системе передачи наследственной информации. В опытах на нескольких видах животных показана связь между активностью систем репарации ДНК и продолжительностью жизни. Предполагается ее возрастное ослабление при старении. Роль репарации отчетливо выступает во многих случаях преждевременного старения и резкого укорочения длительности жизни. Это относится, прежде всего, к наследственным болезням репарации (прогерии, синдром Тернера, некоторые формы болезни Дауна и другие). В то же время имеются новые данные о многочисленных репарациях ДНК, которые используются как аргумент против гипотез ошибок. В статье под названием «Наука отрицает старость» французский исследователь Р. Россьон (1995) полагает, что в свете этих фактов теория накопления ошибок в нуклеотидных последовательностях требует пересмотра. Все же репарация, видимо, не приводит к 100% исправлению повреждений.
Обобщая обзор некоторых молекулярно-генетических гипотез старения, делаем вывод, что вряд ли позиции «запрограммированных» и «незапрограммированных» воздействий на генетический аппарат можно жестко противопоставлять друг другу. В процессе старения происходит взаимодействие генетических и экологических факторов, то есть, образ жизни, экология могут повлиять на темп старения. Иными словами, представление о старении как следствии развития и дифференциации, неизбежный итог хода биологических часов, определяющих программу биологического развития, отнюдь не исключает влияния разнообразных случайных молекулярных повреждений, которые могут порождать дальнейшие ошибки.
Нейроэндокринные гипотезы. Нейроэндокринная система человека является основным регулятором его жизненных функций. Поэтому с самого начала в геронтологии активно разрабатывались гипотезы, связывающие ведущие механизмы старения на уровне организма с первичными сдвигами в нейроэндокринной системе, которые могут привести к вторичным изменениям в тканях. При этом, более ранним представлениям о первичном значении изменений деятельности той или иной конкретной железы (гипофиза, щитовидной или, особенно, половых желез и т. д.) приходят на смену взгляды, согласно которым при старении изменяется функция не одной какой-либо железы, а вся нейроэндокринная ситуация организма.
Довольно широкую известность получили гипотезы, связывающие старение с первичными изменениями в гипоталамусе. Гипоталамус – отдел промежуточного мозга, генератор биологических ритмов организма, играющий ведущую роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции, которая осуществляется через центральную эндокринную железу – гипофиз.
Согласно гипотезе «гипоталамических часов» (Дильман, 1976), старость рассматривается как нарушение внутренней среды организма, связанное с нарастанием активности гипоталамуса. В итоге в пожилом возрасте резко увеличивается секреция гипоталамических гормонов (либеринов) и ряда гормонов гипофиза (гонадотропинов, соматотропина), а также инсулина. Но наряду со стимуляцией одних структур гипоталамуса, другие при старении снижают свою активность, что приводит к «разрегулированию» многих сторон обмена и функции организма.
Опыт создания общебиологической комплексной теории старения целостного организма отражен в адаптационно-регуляторной гипотезе (Фролькис, 1975). Она опирается на общее представление об изменениях саморегуляции организма на разных уровнях его организации как причинах старения. Следствием этих процессов являются сдвиги в адаптивных возможностях. Благодаря неравномерному характеру этих возрастных изменений, приспособительные механизмы развиваются на разных уровнях жизнедеятельности, начиная с регуляторных генов. Ведущее значение в механизмах старения целостного организма придается изменениям нейрогуморальной регуляции, затрагивающим и сферу психики, эмоций, мышечную работоспособность, реакции в системах кровообращения, дыхания и т. д. Вместе с гено-регуляторной концепцией, эти положения и составляют основу адаптационно-регуляторной теории, рассматривающей старение как сложный, внутренне противоречивый процесс. В. В. Фролькис (1995) считает, что болезни старости также зависят от изменения активности определенных генов. Следовательно, можно предположить связь возрастной патологии с гено-регуляторными механизмами старения.
Наряду с возрастной инволюцией, угасанием, нарушениями обменно-гормонального статуса и ряда функций, этот период характеризуется также возникновением важных адаптивных механизмов. Так, например, при падении секреции гормонов щитовидной железы повышается чувствительность к ним соответствующих тканей («мишеней»).
К молекулярно-генетическим и нейроэндокринным гипотезам непосредственно примыкают и иммунные гипотезы старения.
Иммунная система тесно связана с адаптацией, приспособлением организма к стрессу, вызываемому изменениями окружающей среды. Здоровая иммунная система защищает организм от вторжения вирусов, бактерий, грибков и многих других чужеродных субстанций. При старении ее функция снижена, она теряет свою эффективность в выполнении ряда специфических задач. С этим связано повышение восприимчивости организма к ряду заболеваний, особенно к так называемым аутоиммунным болезням, в основе которых потеря способности организма отличать «свои» белки от «чужих». У пожилых людей процент различных аутоантител, вырабатывающихся против собственных белков, значительно повышен. В период от 40 до 80 лет он может увеличиться в 6-8 раз. Все это ведет к саморазрушению и старению организма, его «иммунологическому разоружению». Критика этой гипотезы сводится к тому, что в этом случае речь идет не о первичных изменениях. Поскольку сама иммунная система очень сложна, а ее регуляция не вполне выяснена, попытки ее «омоложения» еще не вполне подготовлены: «взбодрение» общей иммунной реакции может усилить аутоиммунные процессы.
Лимфоидная гипотеза. Новый вариант иммунной теории старения основывается на представлении о старении как возрастном снижении интенсивности самообновления организма и утрате его сопротивляемости, на несомненной связи иммунной системы со старением и длительностью предстоящей жизни (Подколзин, Донцов, 1996). Предполагается, что причиной рано наступающего снижения иммунных функций является необходимость ограничения роста, при этом лимфоцитам приписывается контроль над процессами деления самых различных типов клеток, а следовательно, участие в ключевых механизмах реализации программы роста. Ослабление этой функции лимфоцитов может предопределить и снижение потенциальной способности клеток к делению в старости. Морфологическим субстратом старения, по мнению авторов гипотезы, является гипоталамус, оказывающий первичное регулирующее влияние на иммунную систему.
В качестве аргумента приводятся, в частности, некоторые результаты пересадки регуляторных ядер гипоталамуса старым животным, что позволило восстановить у них ряд частных функций (половую, иммунную и другие) и достичь некоторых показателей общего омоложения.
В заключение можно отметить, что к настоящему времени собрано огромное количество фундаментальных данных о сущности, особенностях и механизмах процессов старения на разных уровнях биологической организации. Хотя предложено уже около 300 гипотез, действенная полноценная теория онтогенеза пока еще не создана. Несомненно, что она вберет в себя многое из того, что содержится в современных гипотезах. В любом случае, очевидно, что поскольку старение человека определяется по крайней мере двумя группами факторов – генетическими и экологическими, – не существует какой-то единственной универсальной причины старения, но множество частично взаимосвязанных и независимых механизмов как запрограммированных, так и случайных, которые и составляют комплексный феномен – старение.