Конспект занятия по развитию речи «Формирование грамматического строя речи через дидактические игры. Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошкольном возрасте
Поддубская Наталья Вениаминовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Детский сад № 36 "Полянка"
Населённый пункт:
Город Норильск, Красноярский край
Наименование материала:
Картотека дидактических игр
Тема:
"Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста по формированию грамматического строя речи и воспитанию гражданственности и патриотизма"
Дата публикации:
15.04.2018
Раздел:
дошкольное образование
Картотека дидактических игр
для детей младшего дошкольного возраста
по формированию грамматического строя речи
и воспитанию гражданственности и патриотизма
Тема «Семья»
Игра «Что такое хорошо», и что такое «плохо»
Цель : употреблять в речи прилагательные «добрый», «злой», «грустный», «веселый», наречия
«хорошо», «плохо»; образовывать наречия от прилагательных.
Воспитывать доброе отношение к людям и животным.
Оборудование: сюжетные картинки
Ход: воспитатель вместе с ребенком рассматривает сюжетные картинки и предлагает определить, как
в определенной ситуации, поступают дети. Если ребенок затрудняется, воспитатель задает
наводящие вопросы.
Игра «Ваня болеет»
Цель: употреблять в речи имена существительные множественного числа в родительном падеже;
составлять предложения с однородными членами; употреблять наречие «много»; отвечать на вопрос
«почему?».
Заботиться о других, сопереживать больному
Оборудование: сюжетная картинка
Ход: воспитатель вместе с ребенком рассматривает сюжетную картинку, рассказывает, что Ваня
заболел. Родители и друзья заботятся о нем. Мама принесла много подушек. Папа принес …и т.д.
Воспитатель предлагает ребенку рассказать, чего (кого?) много у Вани?
Игра «Мамин праздник»
Цель: формировать умение детей образовывать глаголы с помощью суффиксов; игра также
способствует развитию зрительного внимания.
Воспитывать любовь к самому близкому человеку – к маме.
Оборудование: сюжетная картинка
Ход: рассматривая сюжетную картинку, воспитатель предлагает ребенку закончить начатую фразу:
«Ваня на барабане … (барабанит) и т.д..
Упражнение «Подарок маме»
Цель : пополнение словарного запаса существительными. Обучение детей узнаванию предметов по
словарному описанию. Работа над слоговой структурой слова (отстукивание ударного слога в
Воспитывать любовь к маме, вызвать желание сделать маме подарок.
Оборудование: предметные картинки (цветы, конфеты, платок, духи и т.п.)
Ход : воспитатель раскладывает перед детьми предметные картинки, предлагает выбрать одну или
несколько. Ребенок составляет простое предложение сам или с помощью воспитателя: «Я подарю
маме …(платок) и т.д..
Игра «Что делает мама»
Цель : формирование умения детей отвечать на вопросы с опорой на сюжетные картинки. Развитие
диалогической речи. Развитие зрительного внимания.
Воспитывать у детей желание помогать маме (взрослым).
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход: рассматривая сюжетные картинки, воспитатель предлагает ребенку рассказать, что делает мама.
Ребенок составляет простые предложения: «Мама готовит обед» и т.д..
Игра «Помощница »
Цель : подбирать глаголы к существительным; формировать умение детей согласовывать
существительные с прилагательными.
Воспитывать уважение к труду, желание помогать взрослым.
Оборудование: сюжетные картинки
Ход: воспитатель предлагает ребенку посмотреть на картинки и рассказать, как Маня помогает
Игра «Семейный портрет»
Цель: употреблять в речи существительные в винительном падеже; различать свое имя и имена
членов своей семьи.
Воспитывать у детей любовь к самым близким людям.
Оборудование: сюжетная картинка или семейная фотография.
Ход: предложить ребенку посмотреть на семейную фотографию и назвать каждого члена семьи по
имени. Потом воспитатель предлагает ребенку рассказать кто кого любит, кто чем занимается.
Тема «Животные, птицы»
Лото «Один – много»
Цель: формирование грамматического строя речи, различение и употребление единственного
множественного числа имен существительных женского рода в именительном падеже. Развитие
зрительного внимания. Актуализация словаря по теме «Домашние птицы».
Оборудование:
Ход: вначале воспитатель выкладывает предметные картинки с изображением одной домашней
птицы. Ребенок составляет простое предложение: «Одна утка»… и.т.д..
Затем воспитатель выкладывает картинки, где изображено много домашних птиц. Ребенок составляет
предложение: «Много уток» и т.д..
Лото «Один и два»
Цель. Расширение словаря: числительные один и два. Формирование грамматического стоя речи,
различение существительных единственного и множественного числа мужского и женского рода в
именительном падеже. Актуализация словаря по теме «Домашние птицы»
Формировать эмоционально-положительное отношение к домашним птицам.
Оборудование: предметные картинки с изображением домашних птиц.
Ход: вначале игры воспитатель выкладывает предметные картинки с изображением одной птицы и
обращает на это внимание детей. Дети повторяют за воспитателем: «Один петух. Одна утка» и т.д..
Затем выкладываются картинки с изображением двух птиц. Воспитатель предлагает сказать детям,
сколько птиц на картинке.
Упражнение «Что делают?»
Цель: Формирование грамматического строя речи, образование и различение глаголов 3-го лица
единственного и множественного числа изъявительного наклонения, а также вопросов к этим
глаголам: что делает? что делают? Развитие зрительного внимания.
Актуализация словаря по теме «Дикие птицы»
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к диким птицам.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением диких птиц.
Ход: дети вместе с воспитателем рассматривают сюжетные картинки из жизни диких птиц и
составляют простые предложения, используя глаголы изъявительного наклонения.
Игра «Мама, папа и я»
Цель: познакомить детей с домашними и дикими животными, средой их обитания, развивать умение
находить одинаковых животных и объединять их семьи.
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к животному миру.
Оборудование: дидактическая игра «Мама, папа и я»
Ход: воспитатель выбирает одну карточку с изображением детеныша и вместе с ребенком находит
изображения мамы и папы этого детеныша. В процессе игры воспитатель неоднократно напоминает
названия животных, рассказывает, где они живут и чем питаются.
Тема «Детский сад»
Игра «Расскажи про детский сад»
Цель: способствовать развитию умения детей составлять простые предложения с использованием 2-3
слов; согласовывать существительные с прилагательными. Отвечать на вопросы.
Формировать положительное отношение детей к детскому саду, другим детям, персоналу.
Оборудование: дидактическая игра «Расскажи про детский сад».
Ход: воспитатель предлагает к рассмотрению детей сюжетные картинки из жизни детей в детском
саду: «Дети умываются», «Дети на прогулке» и т.д..
Дети с помощью воспитателя составляют простые предложения, состоящие из 2-3 слов.
Картотека игр и упражнений на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
2 Младшая группа
Содержание:1. Чудесный мешочек
2. Досказалка
3. Какая бывает собака?
4. Угадай, чей голос
5. «Один – много»
1. ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
Цель: Ориентироваться на род имени существительного при опре¬делении предмета по его признакам.
Оборудование: Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Ход игры:
Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)
Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки - это фрукты.
Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».
2. Досказалка
Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.
Как играем: произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко - на плите сбежало моло... (ко).
Ща-ща-ща - зеленая ро... (ща).
Чу-чу-ну - педаль кру... (чу).
Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит:
«Ло-», - вы досказываете: «-шадь».
Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на. Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.
3. Какая бывает собака?
Цель:
Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.
Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.
4. Угадай, чей голос
Цель
: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение
Ход игры:
Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» - спрашивает он. Дети: «Это лягушонок».- «Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка - громко».
Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.
5. «Один – много»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах (средняя, старшая группы).
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой - несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.
Ход игры: вначале воспитатель выкладывает предметные картинки с изображением одного предмета. Ребенок составляет простое предложение: «Одна утка»… и.т.д..
Затем воспитатель выкладывает картинки, где изображено многопредметов. Ребенок составляет предложение: «Много уток» и т.д..
1. Игра «Эрудит».
2.Игровое упражнение «Подскажи действия».
3Игра «Кто больше действий назовёт».
4.Упражнение «Назови первый звук слова»
5.«Составь рассказ»
1. Игра «Эрудит».
Цель:
закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У. Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры
: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы. Речевой материал: - У кого большой хобот? - У кого пушистый хвост? - У кого нос пяточком? - У кого длинные уши? - У кого есть копыта?
2. Игровое упражнение «Подскажи действия».
Игровые игры и упражнения на формирование навыков образование приставочных глаголов
Цель:
научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками. Наглядный материал: игрушечная машинка.
Ход игры
: экспериментатор показывал действия с машинкой и начинал предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие. Речевой материал: - Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); - Машина по дороге…(ПОехала); - Машина к мосту…(ПОДъехала); - Машина на мост…(Въехала); - Машина с моста…(Съехала); - Машина дерево…(ОБъехала). Экспериментатор повторял произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.
3. Игра «Кто больше действий назовёт».
Цель
: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.
Ход игры:
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.
4. Упражнение «Назови первый звук слова»
Воспитатель.
У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» - «б»; «Кукла» - «к»; «Гитара» - «гь».
Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.
5. «Составь рассказ»
Цель:
Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
Ход игры:
Дети учатся составлять рассказы о профессиях.
Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.
Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.
1. Игра «Скажи иначе»
2. Игра «Посели в домик»
3. Игра «Наоборот»
4.«Репортер»
5. «Распутай слова»
1. Игра «Скажи иначе»
Цель: учить детей подбирать синонимы.
Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое - темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).
Высохли цветы - завяли, зачахли.
Корм- пища, еда, продовольствие.
Долгий - продолжительный, длинный, длительный. И т.д.
2. Игра «Посели в домик»
Цель
– развитие умения определить слоговую структуру слова.
Педагог вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.
3. Игра «Наоборот»
Игры на обогащение словарного запаса
Цель:
– упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Ход:
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).
4. «Репортер»
Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон.
План вопросов:
Что это? (Головной убор …).
Из каких частей состоит?
Какого цвета?
В какое время года носят?
Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).
5. «Распутай слова»
Цель
: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры:
Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
Подготовительная группа
Содержание:1. «Зверюшки»
2.«Посчитай - ка»
3. Игры на образование сложных слов.
4. «Мой-моя-мое-мои»
5. «Подумай и назови».
1. «Зверюшки»
Игры на образование новых слов с помощью суффикса.
Цель игры : образовать новые слова с помощью суффиксов.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.
«Дом – домик – домишко – домище»
Цель
: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов
-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.
Материал:
карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)
Ход
: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».
2. «Посчитай - ка»
Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Цель
: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: Счет до 5 со словом лиса.
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д
3. Игры на образование сложных слов.
Цель
: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.
Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая.
У гусыни белая голова – она белоголовая.
У зайца длинные уши – он длинноухий.
У цапли длинные ноги – она длинноногая.
4.«Мой-моя-мое-мои»
Цель:
упражнение в согласовании местоимения с существительным.
1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.
Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.
5.«Подумай и назови».
Цель:
упражнение детей в образовании прилагательных от существительных
Предлагаем детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день...
Если на улице шум, то улица...
Если человеку сопутствует удача, то человек...
Если у человека талант, то человек...
Если весь день идет дождь, то день...
Если корова приносит людям пользу, то корова...
Если у человека есть здоровье, то человек...
Дидактические игры и упражнения по формированию синтаксической стороны речи для детей разных возрастных групп
«Кто сумеет похвалить»
Цель: формирование умения подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Материал: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.
Ход игры: Взрослый объясняет условия игры: «Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы - хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку».
Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ёжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый и т. п.
«Закончи предложение»
Цель: Упражнение в подборе слова, обозначающее действие
Ход игры: Воспитатель начинает предложение и просит детей правильно его закончить:
Зайчик испугался и …..
Ира обиделась и…
Маша взяла куклу и пошла…. И.т.д.
«Сосчитай воробьев»
Цель: учить согласованию существительного с числительным.
Оборудование: три картинки с изображением воробья, одна картинка с изображением стаи воробьев.
Ход. Взрослый предлагает ребенку посчитать трех воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» Контролируется правильность ответа (много воробьев).
Игра «Назови предметы»
Цель игры: овладение умением согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Игроки договариваются называть предметы одного цвета или размера, которые находятся вокруг, но не рядом. Предметы нужно называть вместе с их признаком, например, желтый цветок, зеленый мяч и т. д.
«Сплетем веночек»
Цель: Учить согласовывать существительное с числительным
Оборудование: Настоящие одуванчики.
Ход: Взрослый плетет венок, проговаривая с ребенком словосочетания: «Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков».
Аналогично можно собрать букет.
Игра «Какого это цвета»
Цель игры: овладение умением различать цвета, оттенки; согласовывать существительные и прилагательные.
Оборудование: карточки с изображением знакомых ребенку предметов и квадратиков (кружочков) разных цветов, которые соответствуют количеству предметов.
Ход игры. Картинки или квадратики взрослый распределяет между собой и ребенком поровну. После чего он называет предмет, а малыш находит квадратик подходящего цвета и вместе с взрослым проговаривает словосочетания, например, красная ягода, зеленый лист, синий мяч и т. д.
Игра «Кто что делает»
Цель игры: овладение умением правильно использовать в речи глаголы 3 лица, единственного числа, настоящего времени. Оборудование: мяч.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем, так и с группой детей. Игроки становятся в круг, взрослый, находящийся в его центре, бросает мяч любому ребенку и называет животное или имя. Ребенок, который поймал мяч, называет действие, которое соответствует животному или имени. Например: кошка – мяукает; собака – гавкает; Петя – играет; Света – рисует и т. п.
Средняя группа
«Размытое письмо»
Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.
Материал. Игрушечный мишка.
Организация. Воспитатель:
Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».
Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.
«Дополни предложение»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.
Игровые действия . Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.
Игра «Сломанное предложение»
Цель игры: тренировка ребенка в исправлении деформированной фразы, развитие связной речи, внимания, памяти, мышления.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый зачитывает ребенку слова, а тот должен их переставить таким образом, чтобы получилось целое предложение. Например: мама, печь, торт, вкусное - Мама печет вкусный торт. Маша, играть, с, кукла - Маша играет с куклой и т.д.
Игра «Что я знаю о профессиях?»
Цель игры: обучение составлению предложений о людях знакомых профессий, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, внимания.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей различных профессий: шофер, повар, учитель, строитель, врач и т. д.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки и предлагает ему составить предложение о человеке этой профессии. Например: «Врач лечит детей», «Повар варит суп», «Учитель учит детей».
Игра «Почемучки – потомучки»
Цель игры: овладение умением задавать вопрос «почему?» и отвечать на него, используя союз «потому что». Обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, мышления.
Оборудование: сюжетные картинки, на основе которых будут задаваться вопросы.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки и задает по ним вопросы. Например: «Почему зимой носят шубы? Почему медсестра делает уколы? Почему люди открывают зонты?» и т. д. А ребенок отвечает на эти вопросы, используя союз «потому что». После этого малыш пробует задавать свои вопросы взрослому, используя союз «почему?»
«Согласие – несогласие»:
Цель: формирование у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Ход игры Воспитатель. Сегодня не будет дождя.
Дети. Нет, будет, потому что небо тёмное.
Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Воспитатель. Это - рыба.
Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.
Игра «Добавь слово».
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным, согласовывая их в роде и числе.
Ход игры: Воспитатель произносит часть предложения и предлагает детям закончить его, используя разные прилагательные.
У моего платья рукава (какие?) … (короткие, длинные и т.д.).
На моем пальто воротник (какой?) …
В комнате стоит шкаф (какой?) …
У моего брата варежки (какие?) …
«Кормушка»
Цель: практическое овладение умением использовать в речи предлоги «в», «на», «за», «из».
Ход игры.
На фланелеграф устанавливается картинка с изображением кормушки, повешенной на рябине. На дереве у кормушки сидят разнообразные птицы.
Дети отвечают на вопросы воспитателя:
Куда мы повесим кормушку? (На дерево)
Куда насыплем корм? (В кормушку)
Откуда вылетел воробей? (Из гнезда)
Куда села синица? (На рябину) и т.д.
«Незнайка»
Цель: практическое усвоение детьми предлогов «в», «на», «за», «из».
Ход игры.
Воспитатель сообщает детям, что Незнайка тоже составил свой рассказ о кормушке. Вот что у него получилось: «Кормушку повесили в дерево. Корм насыпали из кормушки. Воробей вылетел на гнездо. Синица села из рябины».
Дети исправляют ошибки, которые сделал Незнайка.
Старшая группа
«Закончи предложение»
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб , в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь… грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные… грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
«Добавь слова»
Цель: научить составлять распространенные предложения.
Ход игры: «Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.
«Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идѐт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мѐд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
Цель: учить строить простое полное предложение.
Материал: полоски бумаги разной длины, эмблемы солнышка, бумажные солнечные лучи.
Ход игры: Дети разделитесь на две команды. Каждая команда по очереди будет составлять фразы о весне. За каждое правильное предложение получите «солнечный лучик» для эмблемы солнышка.
Победит та команда, которая соберет больше «лучиков», у которой весеннее солнышко окажется «ярче».
Вариант 1. Игровые действия: выбрать полоски бумаги разной длины в зависимости от длины слова, запомнить слова, изменять порядок слов, правильно изменять форму слов, правильно строить предложения.
Деревья, на, почки, появляются.
Тают, сосульки, солнце, от.
Лес, подснежник, в, расцвели.
Трава, земля, расти, на.
Капель, крыша, капать, с.
Ручей, плыть, кораблик, по.
Дерево, скворечник, повесили, на.
Вариант 2. Игровые действия: самостоятельно придумывать полные предложения с заданным словом, выкладывать их с помощью полосок бумаги разной длины, озвучивать составленное командой предложение.
Весной дети…..
Весной птицы…..
Весной люди…..
Весной в лесу….
До весны….
После весны…..
Дидактическое упражнение «Ответь на вопросы»
Почему птицы осенью улетают на юг?
Когда можно переходить улицу?
Для чего нужен пылесос?
Вопросы «Почему?», «Когда?», «Зачем?», «Для чего?» развивают у ребёнка умение устанавливать причинно-следственные, временные, целевые связи и отношения.
«Фантастический зверь»
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.
Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).
Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.
Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».
Дидактические игры по обучению детей составлять предложения с однородными членами.
Из двух предложений составить одно (по образцу):
(составление предложений с однородными членами)
По нашей улице ходят троллейбусы. По нашей улице ходят трамваи.
По нашей улице ходят троллейбусы и трамваи.
Дети любят петь. Дети любят рисовать.
Дети любят петь и рисовать.
В этом лесу водятся волки. В этом лесу водятся медведи.
В этом лесу водятся волки и медведи.
Сегодня пасмурный день. Сегодня дождливый день.
Сегодня пасмурный и дождливый день.
Лисица – хитрое животное. Лисица – ловкое животное.
Лисица – хитрое и ловкое животное.
« Закончи предложение»
Цель: учить детей употреблять сложноподчинённые предложения.
· Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)
· Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)
· Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)
· Папа принёс конфеты и положил их... куда? (в конфетницу)
· Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)
· Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
· Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)
· Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
· Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
· Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки)
«Составь описание»
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный - это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат»).
Подготовительная к школе группа
Игры на составление предложений.
Игровое упражнение «Составь предложение»
Цель: учить детей составлять правильно предложения.
Ход игры:
Ребята, что же случилось с Незнайкой? Он очень огорчён. Знайка и ему дал задание составить предложения з слов. Но Незнайка не может выполнить это задание. Помогите Незнайке.
Детям предлагается составить предложения с предлогами из слов, данных в начальной форме. После того, как составит предложение и назовёт предлог, на доске появляется предложение, подтверждающий правильность ответа, с графическим изображением предлога.
Я назову слова, а вы «подружите» их, составьте из них предложение. Скажите, сколько слов в этом предложении. Назовите «маленькое» слово – предлог.
Например, машина, ехать, дорога, по – машина едет по дороге. В этом предложении 4 слова, «маленькое» слово – предлог по.
Материал:
Машина, гараж, стоять, в. (Машина стоит в гараже.)
Грузовик, заехать, дом, за. (Грузовик заехал за дом.)
Поворот, мотоциклист, выезжать, из-за. (Мотоциклист выезжает из-за поворота.)
Вертолёт, лес, над, лететь. (Вертолёт летит над лесом.)
Машина, ехать, мост, под. (Машина едет под мостом.)
Автомобиль, мост, выезжать, из-под. (Автомобиль выезжает из-под моста.)
Шоссе, по, автомобиль, мчаться. (Автомобиль мчится по шоссе.)
«Лесенка предложений»
Цель: составить предложение с соответствующим количеством слов.
Ход игры: на панно сюжетная картинка, на которой изображена девочка, сидящая на диване. На доске нарисована лесенка, на верхней ступеньки которой два деления, на следующей – три деления и т.д., на последней – пять делений. Педагог предлагает детям придумать предложения, количество слов в которых должно соответствовать количеству делений на ступеньках.
Девочка сидит.
Девочка сидит на диване.
Девочка Даша сидит на диване.
Девочка Даша сидит на деревянном диване.
Девочка Даша сидит на красивом деревянном диване.
«Составь предложение»
Мячик лежит на письменном столе.
Мячик упал со стола.
Мячик закатился под стол.
Я достал мячик из – под стола.
Мячик лежит в ящике стола.
Я достал мячик из ящика стола.
Мячик закатился за стол.
Я достал мячик из – за стола.
Мячик лежит над столом.
«Магазин»
Цель: расширение словаря прилагательных по теме, учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры.
Дети «покупают» в магазине у воспитателя «банки с компотом», вырезанные из картона. На каждой из них нарисован определенный фрукт. Ребенок подходит к воспитателю и говорит: «Я хочу купить компот из вишен – вишневый компот»; «Я хочу купить компот из яблок – яблочный компот».
«Умная стрелка»
Цель: закрепление согласования глагола и существительного в числе.
Используется наглядное пособие: круг, разделенный на части, и подвижная стрелка, закрепленная в центре круга. На круге различные сюжетные картинки, изображающие действия.
Воспитатель называет действие (рисует, играют, строят, умывается, причесывается и т. д.). Дети ставят стрелку на соответствующую картинку и придумывают по ней предложение (Дети строят башни. Дети играют в футбол. Мальчик рисует дом. Девочка причесывается расческой и.т.д.).
«Придумай предложение»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления, учить составлять предложение по заданному слову.
Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.
Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:
Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.
«Пара слов»
Цель: учить строить простое предложение из двух заданных слов.
Материал: фото или картинки летних пейзажей, ситуаций, явлений природы; разнообразные предметные картинки.
Игровые действия: каждый участник игры берет себе по одной картинке из двух стопок и придумывает предложения с названиями изображений на них. Приветствуется юмор, распространенные фразы.
Воспитатель. Ребята, вы слышали когда-нибудь в грозу сильный гром? Однажды братцу Лето надоел этот шум. Он решил померить дождевые тучи:
Помогите тучкам соединить в одном предложении два разных слова.
Например, игрок взял две картинки: «медведь» и «солнце».
Медведь греется на солнце.
Медведю в теплой шубе жарко на солнце.
Медведь отнял солнце у крокодила.
Картинки: «муравей» и «цветок».
Муравей залез на цветок.
Муравей спрятался в цветке от дождя.
Муравей качается на цветке.
«Кто интересней придумает»
Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу.
Оборудование. Флажки, значки.
Описание игры. Педагог произносит одно слово (глагол), например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.
Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.
Игра «Справочное бюро».
Цель: учить распространять простое предложение однородными определениями, дополнениями.
Материал: фото или картинки с изображением домашних птиц, их птенцов; вывеска «Справочное бюро».
Игровые действия: создать словесный портрет взрослой домашней птицы, узнать птицу по описанию.
Воспитатель. Ребята, бывает, что дети могут потеряться. Что надо делать в таких случаях? (Ждать маму на одном месте, обратиться к продавцу, милиционеру и т.п.)
В нашей игре маленькие птенцы потеряли своих родителей. Они обратились в «Справочное бюро», но не знают имена родителей, зато знают, чем те занимаются. Выбирайте себе картинку с птенцом, роль которого вы хотите исполнять.
У «сотрудников бюро» имеются все картинки с изображением взрослых домашних птиц. Он по вашему описанию узнает, кто ваши «родители».
Например: «Мой папа большой, драчливый, задиристый, важный, разноцветный, хвост, гребешок и бородка. На его лапках есть острые шпоры. Он очень рано встает, кричит свою песню: «Ку-ка-ре-ку!».
Если «сотрудник бюро» угадывает ответ, то отдает вам соответствующую картинку. В данном случае – картинку с изображением петуха.
- «Моя мама большая, белая, с длинной шеей, с оранжевым плоским клювом. У нее широкие красные лапы, как ласты. Она любит щипать траву и плавать на пруду. Она громко зовет меня: «Га-га-га!»».
- «Моя мама толстенькая, пестренькая, с тонкой длинной красной шеей, с коротким, но пышным разноцветным хвостом. Она зовет меня вот так: «У-лу-лу, у-лу-лу!»».
- «Мой папа – красивый и гордый. Его хвост похож на павлиний. А таких красивых перьев не найти во всем птичнике. У него тонкая красная шея, клюв украшен длинной красной бородой. Когда он меня зовет, то кричит» «У-лу-лу, у-лу-лу!»». И т.д.
Игра продолжается со сменой ролей.
«Я иду гулять»
Цель: активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложений с однородными членами.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям представить, что они собрались пойти на каток. Кто-то из детей вызывается к столу, на котором разложены картинки с изображением одежды. Ребенок должен подобрать одежду, необходимую ему для прогулки. Образец речи детей: «Я надену трусы, майку, колготки, рейтузы, свитер, теплые носки, ботинки с коньками».
Далее могут обсуждаться следующие ситуации: занятия спортом, поход за грибами, поход на пляж, утренники в детском саду и т.д. Можно предложить детям самим придумать ситуации, в которых нужна специальная одежда.
«Что за чем мы будем мыть?»
Цель: активизация словаря по теме, формирование навыка построения повествовательных предложений с однородными членами.
Ход игры.
Дети делятся на две команды. Каждая команда получает набор предметных картинок с изображением различной посуды.
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, представьте себе ситуацию, что в доме отключили воду. В раковине осталась немытая посуда. У вас есть только два тазика воды – один с горячей, другой с холодной водой. Вы должны подумать, в каком порядке лучше всего мыть грязную посуду и почему? Разложите картинки в том порядке, в каком вы бы стали мыть посуду. А теперь опишите свои действия». Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание воспитателя.
Предметные картинки: 1) стеклянный стакан, чашка, вилка, тарелка, сковорода; 2) чашка, ложка, тарелка, половник, кастрюля. (Сначала моется посуда, наименее испачканная жиром.)
«Куда поставим мебель?»
Цель: закрепление представлений о различных видах мебели по ее назначению, формирование навыка составления предложений с однородными членами.
Ход игры.
Из числа детей выбирается ведущий, который будет называть различные помещения в квартире. Остальные дети называют мебель, которую туда можно поставить.
Например: коридор – вешалка, трюмо, тумбочка и т.д.
Воспитатель в это время может выставлять на фланелеграф предметные картинки или ставить на стол игрушечную мебель. Затем детям предлагается рассказать о той мебели, которая с их помощью поставлена в разных комнатах.
Дидактические игры по обучению детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение и составлять с ними предложения.
« Объясните, почему…»
Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.
Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.
Незаконченные предложения для игры:
Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)
Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)
Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)
Стало очень холодно… (пошёл снег)
«Зачем нам эти вещи»
Цель: научить использовать в речи сложноподчинённые предложения цели.
Ход игры. Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз чтобы: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».
Игра «Закончи предложение»
Цель: учить строить сложное предложение доказательной формы высказывания, упражнять детей в установлении причинно-следственных связей.
Материал: незаконченные фразы по теме «Птицы».
Воспитатель. Ребята, закончите предложения. За правильный ответ – фишка. Победит тот, кто соберет наибольшее количество фишек. Поощряются ответы с фантазией и юмором.
1. Курица – это птица, потому что…..
2. Ласточки улетают в теплые края, потому что….
3. Лебеди плавают по водоёму, чтобы….
4. У цапли, журавля, аиста длинные ноги, чтобы…
5. У чайки, утки, гуся на лапках есть перепонки, чтобы….
6. Совы – хищные птицы, потому что….
7. У утки широкий плоский клюв, чтобы….
8. Дятлов называют санитарами леса, потому что….
9. Кукушки подкладывают свои яйца в чужие гнезда, потому что…
10. Люди любят соловьев за то, что…..
11. Гнезда диких птиц трогать нельзя, потому что….
12. Люди делают зимой кормушки, чтобы….
13. Скворечники нужны весной для того, чтобы….
14. Многих птиц записывают в Красную книгу, чтобы…
15. В лесу нельзя шуметь, потому что….
16. Нельзя трогать птенцов в гнезде, потому что…..
17. Люди привлекают аистов к своему жилью, чтобы…
18. Орнитологи изучают повадки птиц, чтобы…..
Ребята, дома с родителями придумайте новые незаконченные фразы для этой игры.
Игра. «Про Потому и Почему»
Цель: учить детей пользоваться союзом «потому что», составлять сложноподчиненное предложение.
Описание игры. Воспитатель читает детям сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему».
«Жили – были Почему и Потому. Видят они, – катится бревно.
Почему оно катится? – спросило Почему.
Потому что оно круглое, - ответило Потому.
А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросило Почему.
Стали тогда Потому и Почему строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они, катятся и видят: летит птица.
Почему она летит? - спросило Почему.
Потому что у нее крылья есть, - ответило Потому.
А почему бы нам не сделать крылья? – спросило Почему.
Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился самолет. И полетели они дальше удивляться.
Вот, ребята потому все и делается на свете, что есть почему.
«Скажи точнее»
Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.
Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной). Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...). Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле). Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал). Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся). Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались). И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно).
Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами). Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать).
«Расскажем про белочку»
Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.
Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая). А волк, какой? (Злой, сердитый, недобрый). Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять... (и шишек набрать). Она залезла... (на высокую сосну). А на сосне шишек... (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку... (увидела волка). Но белочка... (не испугалась). Она бросила... (шишку прямо на волка). На лбу у него... (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.
«Весна к нам в дом стучится».
Цель: учить строить сложное предложение доказательной формы высказывания; упражнять детей в установлении причинно-следственных связей.
Материал: весенние пейзажи, сюжетные картинки о весне, любые предметные картинки.
Игровые действия: объяснять смысл пословиц, фраз, народных примет своими словами, составляя полное развернутое высказывание.
Воспитатель. Ребята, за что люди любят весну? Про это время года много сложено пословиц, поговорок, примет. Попробуйте объяснить несколько из них, а некоторые – продолжить.
Весенний дождь лишним не бывает.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Появились проталины, потому что……
Подснежник называется так, потому что…..
Люди увозят снег из города на поля, чтобы….
Грачи собирают ветки и прутья для того, чтобы….
Весенний день год кормит.
Март без воды – апрель без травы.
Коли в мае дождь, будет и рожь.
Майская трава и голодного накормит.
Игра «Кто сказал: «Мяу»?
Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие названия домашних животных; стимулировать развитие связной речи (умение строить простое полное предложение с предлогом).
Материал: фото или картинки с изображением домашних животных, игрушки «кот» и «собака», сказка В. Сутеева «Кто сказал: «мяу»?».
Игровые действия: находить спрятанную игрушку, называть её местоположение полным предложением с помощью слов-предлогов.
Воспитатель:
Ребята, вам знакома эта сказка?
Кто герои этой сказки? (щенок и кот).
Что делал щенок? (искал, кто говорит: «мяу»).
Что делал кот? (прятался).
Хотите с этими героями тоже поиграть в прятки?
Вариант 1.
Педагог «прячет» (расставляет) игрушки (картинки) «кот» и «собака». Дети называют их местоположение: «где кот?», «где щенок?».
Например:
Кот на стуле, а щенок под стулом;
Кот на диване, а щенок под диваном;
Кот на шкафу, а щенок в шкафу.
Вариант 2.
Ведущим выбирается ребёнок с помощью считалки:
Раз, два, три, четыре, пять – кот и пёс пошли гулять.
Раз, два, три, четыре – играли дружно, в мире.
Раз, два, три – друг другу помогли.
Раз, два – весёлая игра.
Останется один – из круга выходи.
― Дети выбирают себе по одной игрушке домашнего животного, оставляют их в корзине (на ковре), выходят из комнаты.
Воспитатель все игрушки прячет в комнате. Вернувшись, дети ищут каждый свою игрушку, рассказывают, где нашли.
Например:
Я нашла корову на книжной полке;
Я нашел лошадь за мячом;
Мой щенок сидел за креслом.
Вариант 3.
Игровые действия: повторять звукоподражания домашним животным, изменять свой голос, узнавать голоса друзей.
Один игрок выбирается при помощи считалки на роль «щенка», поворачивается к остальным игрокам спиной. Остальные выбирают себе по одной картинке домашнего животного. Любой из игроков громко произносит звукоподражание животному со своей картинки.
«Щенок «должен угадать, кто кричал. Правильность ответа «щенка» проверяется картинкой у игрока. При правильном ответе «щенка» дети меняются ролями.
Подготовила : учитель-логопед
Необходимое условие полноценной подготовки детей к школе - своевременная сформированность всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического строя. В совершенствовании речевой деятельности детей при подготовке их к школе формированию грамматически правильного строя речи должно отводиться значительное место. В школе, в первом классе в частности, грамматические навыки, обретенные ребенком в детском саду, и его речевой опыт будут первой опорой при теоретическом осмысливании языковых форм. Ребенок, не усвоивший эмпирически грамматических законов языка в дошкольный период, при изучении грамматики в школе будет испытывать затруднения, аграмматизмы в устной речи повлекут за собой специфические ошибки в письменной речи. Так, при изучении предложения, например, он будет оперировать формальными признаками, не осознавая интонационных и смысловых.
Практика работы со старшими дошкольниками показывает, что дети нередко допускают речевые ошибки определенного характера. Чаще всего в речи детей встречаются ошибки, связанные с семантикой (значением) слов, когда ребенок либо не понимает значение данного слова, либо его представления неточны (например, «кузнец - это большой кузнечик»). Ребенок может испытывать затруднения в подборе нужного слова из-за его незнания, заменять слово близким по значению, но не точным (вместо «свинья» - «хрюшка», вместо «хобот» - «нос»).
При составлении рассказов и при пересказах рассказы детей бывают недостаточно развернутые, схематичные, с бедным атрибутивным (прилагательные, наречия, причастия) и предикативным (глаголы) словарем. По этой же причине дети могут затрудняться сформулировать свой ответ или свое высказывание в логически правильно выстроенную и грамотно оформленную фразу, выразить свои мысли, чувства, эмоции.
Достаточно часто на поставленный вопрос дети отвечают однословным ответом, а на вопрос причинно-следственного характера со словом «Почему …?» начинают ответ со слов «Потому что …», опуская первую часть сложно-подчиненного предложения.
Некоторые дети могут допускать аграмматизмы при согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде («белая платок»), образовании притяжательных и относительных прилагательных («лисиный хвост», «виноградовый сок»), могут испытывать затруднения при подборе однокоренных слов к заданному слову, образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (вместо «окошечко» - «маленькое окно»), употреблении неизменяемых форм существительных («много пальтов»), родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе («не стало воробея», «много окнов») и т. п.
Причины подобных проблем в речи детей могут быть различными. Одной из них может быть отсутствие четкой системы в формировании речевых навыков детей. Другой причиной может стать неправильное речевое воспитание детей в семье, когда с детьми младшего дошкольного возраста излишне долго «сюсюкают», копируя речь малышей и умиляясь их лепету, вместо того, чтобы давать ребенку образец правильной речи, что, соответственно, тормозит речевое развитие ребенка . Иногда, наоборот, родители старших дошкольников современный принцип педагогики «общение с ребенком на равных» воспринимают буквально, разговаривая с ним как со взрослым, употребляя сложные для детского восприятия слова и выражения, не объясняя их смысла. Причиной могут быть соматическая или психоневрологическая ослабленность, а также индивидуально-личностные, типологические особенности конкретного ребенка.
Любые, даже незначительные недостатки в развитии речи детей, могут повлиять на его психическое развитие в целом, отразиться на его учебной деятельности , сказаться на его успеваемости в школе, стать одной из причин школьной дезадаптации, способствовать развитию у него отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма).
В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями. Это диктует необходимость осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию грамматического строя речи.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Дидактические игры по формированию грамматического строя речи помогут познакомить ребенка с правилами словообразования, словоизменения. Такие игры необходимо проводить с дошкольниками, тогда в будущем у них не возникнет трудностей при изучении русского языка . Все игры достаточно просты в исполнении, для их проведения необходимы картинки, игрушки, предметы, специальные дидактические карточки с изображениями отдельных предметов и явлений, а также участие в занятиях не только грамотного специалиста, но и родителей. Добивайтесь не односложных ответов ребенка на ваши вопросы, а проговаривание ответа целым предложением. Чем больше времени вы будете уделять развитию речи ребенка, тем грамотнее и чище она будет звучать.
Предлагаю вам игры по теме «ФРУКТЫ»
Лексический словарь:
Существительные: сад, дерево, плод, ствол, ветви, корни, кора, листья, семена, косточка, апельсин, ананас, банан, груша, вишня , черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарин, фрукт, гранат, хурма, киви, персик, абрикос , кожура, долька, сердцевина, сок, джем, варенье, компот, повидло.
Глаголы: расти, цвести, ухаживать, сажать, поливать, зреть, плодоносить, наливаться, зацветать, отцветать, вырасти, созреть, дозреть, срывать, окапывать, заготавливать, сушить, варить, консервировать.
Прилагательные: красивый, сочный, вкусный, спелый, свежий, аппетитный, сахарный, нежный, кислый, сладкий, мягкий, твердый, ароматный, наливное, румяное, лимонный, грушевый, сливовый, виноградный, вишневый, абрикосовое, яблочное, персиковое.
«Один - несколько»
Цель: уметь употреблять имена существительные в именительном падеже множественном числе.
Описание: можно проводить со зрительной опорой и без нее. Главное, чтобы вопрос взрослого звучал правильно.
Пример: Взрослый: - Если один, то это – лимон, а если их несколько, то это - … . Ребенок: - Лимоны.
(яблоко – яблоки, персик – персики и т. д.)
Ошибки: Взрослый может неправилно задать вопрос: ОДИН ЛИМОН, А НЕСКОЛЬКО - … Ребенок: - НЕСКОЛЬКО ЛИМОНОВ. В данном случае ребенок ответит на вопрос взрослого правильно, но в данной игре цель: существительные во множественном числе именительном падеже , а не в родительном.
«Один-много»
Цель: уметь употреблять имена существительные во множественном числе, родительном падеже.
Описание: взрослый называет ребенку название фрукта со словом ОДИН, а ребенок изменяет название фрукта со словом МНОГО.
Пример: Взрослый: - Один мандарин. Ребенок: - Много мандаринов. (одна груша-много груш, один фрукт-много фруктов и т. д.)
Ошибки : те же, что и в предыдущих играх.
«Чего много?»
Цель: уметь употреблять имена существительные во множественном числе родительном падеже.
Описание: взрослый говорит ребенкусловосочетание или предложение, а затем задает ему вопрос. Ребенок отвечает фразой или предложением.
Пример: Взрослый: - В саду растут груши. Значит в саду много чего? Ребенок: - В саду много груш. (много деревьев, много плодов, много ананасов и т. д.)
Ошибки: много дерев, много ананас …….
«Чего не стало?» или «Чего нет?»
Цель: уметь употреблять имена существительные в единственном и множественном числах, родительном падеже.
Описание: в альбоме нарисовать или наклеить разные фрукты: на одной странице по 1 шт. разных, на другой странице по 3 шт. каждого фрукта. Сначала работать по картинкам с 1 фруктом. Ребенок рассматривает картинки, затем взрослый или ребенок закрывает фрукт ладошкой (фишкой, квадратиком, т. е. прячет) 1 фрукт. Далее так же работать по картинкам с несколькими фруктами.
Пример: (ед. ч.) Взрослый: - Чего не стало? (Чего нет?) Ребенок: - Не стало яблока. (Нет яблока.) (не стало груши, не стало персика и т. д.)
(множ. ч.) Взрослый: - Чего не стало? (Чего нет?) Ребенок: - Не стало яблок. (Нет груш.) (не стало груш, не стало персиков и т. д.)
Ошибки: не стало грушов, не стало яблоков …………
«Сосчитай до 5»
Цель: уметь согласовывать имена числительные с существительным, изменяя его по падежам.
Описание : для игры можно использовать цифры и картинки. Можно одинаковые нарисованные предметы от 1 до 5.
Пример: перед ребенком в ряд разложены цифры от 1 до 5. Подставляя картинку к каждой цифре по порядку слева направо, ребенок проговаривает: ОДИН ЛИМОН, ДВА ЛИМОНА, ТРИ ЛИМОНА, ЧЕТЫРЕ ЛИМОНА, ПЯТЬ ЛИМОНОВ.
Ошибки: ошибка проявляется в основном при проговаривании с числительным 5 (5 банана, 5 сливы и т. д.)
«1 – 3 – 5»
Цель: уметь согласовывать имена числительные с существительным, изменяя его по падежам.
Описание: игра проводится так же, как в игре «Сосчитай», только вместо 5-ти цифр используются только 3.
Пример: перед ребенком в ряд разложены цифры от 1 -3 - 5. Подставляя картинку к каждой цифре по порядку, ребенок проговаривает: ОДИН ПЕРСИК, ТРИ ПЕРСИКА, ПЯТЬ ПЕРСИКОВ.
Ошибки: те же, что в предыдущей игре.
«Назови ласково»
Цель: уметь употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме.
Описание: взрослый называет ребенку слово, а ребенок называет его же, но в уменьшительно-ласкательной форме. Игру можно проводить с любым предметом – мяч, машинка, шарик. Взрослый называет слово и бросает (катит) предмет. А ребенок этот предмет возвращает взрослому тогда, когда правильно произносит ласковое слово.
Пример: Взрослый: - Я тебе буду называть слово, а ты называй его ласково. Ананас.
Ребенок: - Ананасик. (груша-грушка, дерево-деревце, яблоня-яблонька и т. д.)
Ошибки: яблонечка, деревко …..
«Расскажи, какой?» или «Подбери признак»
Цель: уметь подбирать прилагательные к существительному по основным признакам: цвету, форме, величине, вкусу, тактильному восприятию.
Описание: взрослый предлагает ребенку подобрать слова-описания, которые отвечают на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? к данному фрукту или другому существительному. По возможности дать ребенку потрогать, посмотреть, попробовать описываемый предмет. Можно нарисовать или положить перед ребенком 5-10 фишек (пуговиц, звездочек). Когда ребенок называет признак предмета, берет или зачеркивает фишку (пуговицу, звездочку). Можно подсказывать ребенку наводящими вопросами: Какой (ая, ое) он (она, оно) по цвету? Форме? Размеру? Вкусу? На ощупь? и т. д.
Пример: Взрослый: - Апельсин. Он какой? Ребенок: - Апельсин круглый, большой, оранжевый, шершавый, твердый, сочный, сладкий, ароматный.
Ошибки: у него есть косточки, его едят, он растет на дереве …..
«Подумай, о чем (или о ком) я загадал (а)»
Цель: уметь по описательному признаку, отгадывать предмет.
Описание: взрослый перечисляет признаки предмета, а ребенок отгадывает, о чем (о ком) загадал взрослый. Если ребенок затрудняется отгадать по признакам, взрослый дополняет описательные детали.
Пример: Взрослый: - Круглый, большой, оранжевый, шершавый, твердый, сочный, сладкий, ароматный. Что это? Ребенок: - Апельсин!
При затруднении : Он растет в жарких странах. У него ест кожура, мелкие белые косточки. Его можно разделить на дольки. Когда его чистишь, может брызнуть сок.
«Скажи наоборот»
Цель: уметь подбирать слова с противоположным значением.
Описание: взрослый говорит ребенку словосочетание, ребенок должен подобрать слово с противоположным значением.
Пример: Взрослый: - Апельсин большой, а мандарин …… Ребенок: - Маленький. (яблоко гладкое – ананас шершавый, лимон твердый – банан мягкий и т. д.)
Ошибки: часто дети употребляют слова БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ вместо ВЫСОКИЙ, ДЛИННЫЙ, УЗКИЙ и т. д.
«Сравни»
Цель: уметь находить отличие у 2-х предметов и сравнивать их по признакам с противоположным значением.
Описание: опираясь на знания признаков предмета, уметь формулировать и проговаривать фразу с союзомА или И . Взрослый предлагает рассмотреть или представить 2 предмета и помогает их сравнить (т. е. найти сходство и различие) с помощью наводящих вопросов. Для начала рекомендуется найти сходство, а затем отличие.
Пример: Взрослый: - Посмотри, это апельсин и лимон. Сравни их по цвету? Ребенок: - Апельсин оранжевый, а лимон желтый. Взрослый: - Сравни их на ощупь? Ребенок: - Апельсин шершавый и лимон шершавый.
Ошибки: ограниченный словарный запас прилагательных. Неумение находить и употреблять в речи сходные и различные состояния предмета.
«Мой, моя, моё, мои» или «Жадина»
Цель: уметь согласовывать местоимениеМОЙ , МОЯ, МОЁ, МОИ с существительным.
Описание: так же по картинкам или слову взрослого, ребенок правильно проговаривает фразу.
Пример: Взрослый: - Давай поиграем в игру «Жадина». Я буду пытаться забрать у тебя картинку, а ты мне ее не отдавай, только правильно проговаривай фразу со словом МОЙ, или МОЯ, или МОЁ, или МОИ. Если говоришь неправильно, я картинку беру себе.
Взрослый: - Дай ананас! Ребенок: - Мой ананас! и т. д.
Усложнение: Взрослый: - Про что можно сказать: МОЯ? Ребенок: - Моя слива, моя груша, моя вишня и. т.д. Так же со словами МОЙ, МОЁ, МОИ.
Ошибки: а)мой слива, мои вишня и т. д.
б) ребенок может сказать «не дам ананас» - эта фраза неправильная.
«Один – одна – одно»
Цель: уметь согласовывать числительные ОДИН, ОДНА, ОДНО с существительным.
Описание: 1 вариант: перед ребенком картинки или нарисованные предметы по 1 шт. Ребенок показывает на каждый предмет и правильно проговаривает фразу.
2 вариант: взрослый называет предмет, а ребенок правильно проговаривает фразу.
Пример: 1 вариант: один лимон, одна слива, одно яблоко и т. д.
2 вариант: Взрослый: - Лимон. Ребенок: - Один лимон. и т. д.
Усложнение: Взрослый: - Про что можно сказать – ОДИН? Ребенок: - Один апельсин, один лимон и т. д.
Взрослый: - А про что можно сказать – ОДНА? Ребенок: - Одна слива, одна груша и т. д.
Ошибки:
«Два - две»
Цель: уметь согласовывать числительные ДВА, ДВЕ с существительным
Описание: 1 вариант: перед ребенком картинки или нарисованные предметы по 2 шт. Ребенок показывает на 2 одинаковых предмета и правильно проговаривает фразу.
2 вариант: взрослый называет 2 предмета, ребенок правильно проговаривает фразу.
Пример: 1 вариант: два абрикоса, две груши и т. д.
2 вариант: Взрослый: - Персики. Ребенок: - Два персика. и т. д.
Ошибки: один слива, одна яблоко и т. д.
Ольга Тумакова
Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры и упражнения могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание и соответствующая задача. Отбираются игрушки, с которыми легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.
Дидактические игры:
«Кто ушел, кто пришел»
Цель: Закрепить правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже ед. и мн. числа
Материал: Игрушки – животные, с которыми производят действия: заяц – зайчата, кошка – котята и т. п.
Правила игры: выбрав игрушку и выполнив действие с ней, ребенок, говорит что он делал от имени игрушки.
Игровые действия: Дети, по просьбе взрослого выбирают игрушку – животное, называют ее. Взрослый предлагает выполнить упражнения зайцу с зайчатами. Затем воспитатель спрашивает: «Что делал заяц?», ребенок выполняющий данную роль отвечал (прыгал). Потом воспитатель спрашивал зайчат: «Что делали зайчата?», дети, выполняющие роль зайчат (дети, в руках которых игрушка - зайчонок) отвечают (прыгали). Игра продолжается с другими игрушками.
«Что изменилось»
Цель: Упражнять детей понимать и правильно употреблять предлоги с пространственным значением (в, на, за, около, под).
Материал: Игрушки: стол, кукла.
Правила: Взрослый расставляет предметы и игрушки, задает вопрос, дети отвечают. Если ответ неточный, то воспитатель подсказывает полный ответ: «Кукла стоит около стола» и т. п.
Игровые действия: Детям предлагают усадить куклу за стол, под стол, около стола. Затем смена положения: за столом, на столе, под столом, а дети отгадывают, что изменилось и проговаривают предложением.
«Спрячь игрушку или прятки»
Цель: Упражнять детей в усвоении предлогов и падежей.
Материал: для второго варианта: знакомые игрушки, кукла Таня, собачка.
Правила: Часть детей прячется, другая часть детей подсказывает кукле, где прячутся дети.
Второй вариант: дети указывают куда спрятать ту или иную игрушку, а собачка ищет.
Игровые действия: К детям пришла кукла Таня. Она хочет поиграть с ними в прятки. Сначала прячутся дети по подсказке воспитателя: … спрячься за шкаф, …спрячься под стол, … за дверь и т. п. Кукла Таня ищет их «Где же Соня? Она под столом».
Теперь прячется кукла Таня, а дети ищут и говорят, куда она спряталась.
«Скажи, что изменилось? Чего не стало?»
Цель: Упражнять детей в усвоении формы родительного падежа мн. числа существительных; развивать внимательность, память, воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным.
Материалы: Группы игрушек - по две-три штуки, ширма
Правила: Дети внимательно рассматривают группы игрушек, выясняют какие исчезли и правильно проговаривают слова.
Игровые действия: «Ребята посмотрите на стол. На столе много игрушек. Давайте назовем их» - дети перечисляют группы игрушек. «Сейчас я их спрячу и некоторые из них убегут, а вы должны узнать чего не стало» Взрослый просит рассмотреть группы игрушек, ставится ширма, за которой взрослый убирает одну из них, ширма убирается и через 30 сек. спрашивает: «Каких игрушек не стало» или «Чего не стало». Дети отвечают, после чего игрушки возвращаются. Игра повторяется несколько раз (4-5раз). Если дети проговариваю неверно, то слова исправлялись.
«Короткие слова»
Цель: упражнять в умении употреблять предлоги к – от, на – с (со, в – из, по; закреплять умение составлять простые предложения; развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук.
Материал: парные картинки в виде парных пазлов, например, на первой изображен котенок на заборе, на второй – котенок спрыгивает с забора.
Правила: отобрать картинки в пары по фону.
Игровые действия: перед детьми выкладываются первые половинки картинок. Взрослый предлагает детям рассмотреть картинки, назвать их. Взрослый задает вопросы по каждой картинке: «Что (или кто) это? Что он делает?» Затем дети находят к картинке пару, составляя предложение с предлогом. Например: Цветы стоят в вазе. Цветы достали из вазы.
На желтом фоне – предлог по. Кто по чему едет, идет, гуляет: Мальчик идет по дорожке. Мальчик поднимается по лестнице; Машина едет по дороге. Машина едет по мосту; Кто идет по забору. Кошка гуляет по крыше; На зеленом – предлоги в – из: Собака сидит в будке. Где сидит собака? (в будке); Собака вылезла из будки. Откуда вылезла собака? (из будки); Девочка сидит в домике. Где сидит девочка? (в домике); Девочка вышла из домика. Откуда вышла девочка (Из домика); Цветы поставили в вазу. Куда поставили цветы? (в вазу); Девочка достала цветы из вазы. Откуда девочка достала цветы? (Из вазы); На розовом – предлоги на – с (со): На полке лежат игрушки. Где лежат игрушки? (на полке); Девочка взяла с полки зайку. Откуда девочка взяла зайку? (С полки); Кофта висит на вешалке. Где висит кофта? (на вешалке); Мальчик снимает с вешалки кофту. Откуда мальчик снимает кофту? (С вешалки); Яблоко лежит на столе. Где лежит яблоко? (на столе); Девочка взяла яблоко со стола. Откуда девочка взяла яблоко (Со стола). На голубом фоне – предлоги к – от: Котенок бежит к дереву. К чему бежит котенок? (К дереву); Котенок бежит от дерева. От чего бежит котенок? (от дерева); Машина едет к светофору. К чему едет машина? (к светофору). Машина отъехала от светофора. От чего отъехала машина? (от светофора); малыш идет к маме. К кому идет малыш? (К маме); Малыш побежал от мамы. От кого побежал малыш? (от мамы).
«Назови маму и его детеныша»
Цель: Упражнять детей в употреблении трудных форм с суффиксами – онок, енок: котенок
Материал: Карточки с изображением домашних животных мамы и их детенышей (кошка с котенком, собака с щеночком, корова с теленком, свинья с поросенком, овца с ягненком, коза с козленком)
Правила: ребенок, рассмотрев картинку, называет маму и ее детеныша
Игровые действия: взрослый показывает одну картинку и просит назвать маму, а затем назвать ее детеныша. Если малыш ответил неверно, то взрослый исправляет ошибку и просит повторить правильно.
«Скажи, что делает бабушка? (Дедушка)»
Цель: Упражнять в умении составлять короткие предложения.
Материал: Сюжетные картинки с изображением людей, выполняющих действия: подметает, моет посуду, варит обед, забивает молотком гвозди, копает землю (грядку) и т. п.
Правила: Ребенок составляет предложение по рассматриваемой картинке.
Игровые действия: играть могут сразу несколько детей. Взрослый показывает картинку и спрашивает: «Что делает бабушка?». Дети подготовившись, поднимают руку для ответа. Взрослый по очереди дает возможность высказать всем желающим и оценивает высказанное предложение (поощряет, просит уточнить, повторить). Затем картинка меняется.
«Волшебная коробка»
Цель: Упражнять детей в умении употреблять существительные среднего рода.
Материал: Занимательная коробка с игрушками: ведро, яйцо, колесо, яблоко, мячик, лягушка, зайчик.
Правила: дети сами вынимают предмет и описывают его сначала по вопросам, затем без вопросов.
Игровые действия: В ходе игры детям предлагают вынуть одну игрушку (любую) и описать ее, отвечая на вопросы: Что это? (яблоко); Какое яблоко? (красное, вкусное, круглое) и т. п.
«Чудесный мешочек»
Цель: Закреплять умения детей употреблять существительные среднего рода, использовать глаголы в разной форме
Материал: Занимательный мешочек с предметами. Игрушка – заяц, предметы - муляжи: морковка, огурец, яблоко, помидор, лимон.
Правила: Дети выполняют задания: узнают показанный предмет и называют его. Второй вариант – дети узнают предмет по описанию и называют его.
Игровые действия:
Первый вариант: В гости к детям приходит заяц с мешком. Вопрос: Что у тебя в мешке? Заяц достает морковку. Что это? Какая морковка?
Во втором варианте: заяц опускает руку в мешочек и описывает тот предмет, который у него в руке, а дети отгадывают.
«Подарки»
Цель: Упражнять детей в усвоении винительного падежа
Материал: Подарки – коробочки с наклеенными предметными картинками: маленький утенок, плюшевый мишка, резиновая кукла и т. п.
Правила: взрослый задает вопрос, дети называют картинку.
Игровые действия: Вопрос: Что лежит в этом подарке?
Ребенок рассматривает и называет: «Утенок» и т. д.
Публикации по теме:
Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Улыбка» г. Феодосии Республики Крым» Конспект комплексной.
Использование ИКТ в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Актуальность Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел их применять в различных.
Игры на развитие грамматического строя речи Задание №1. Дать «ласковые имена»: Валя-Валечка Вася Соня Саша-Сашенька Даша Ира Люда Катя Аня Зина Рая Сима Серёжа Миша Костя Дима Наташа.