Изучить характерные черты образа родительской семьи у учащихся старших классов. Специфика современной семьи
Современная семья: специфика, тенденции
Семья как социальный институт очень тесно связана с происходящими в обществе изменениями. В первую очередь эти изменения фиксируются семейных установках, ценностях и моделях поведения. Какого рода изменения произошли в семье на протяжении последних десятилетий? Очевидно, что перемены столь масштабны и многочисленны, что мы в силу ограниченности своих возможностей не можем дать им соответствующую оценку. Ограничимся характеристикой основных тенденций в данной сфере, которые позволят понять специфику и причины происходящих перемен.
В период перехода от доиндустриального к индустриальному, а затем к постиндустриальному обществу отмечались следующие тенденции в развитии семьи.
1. Типичная доиндустриальная семья имела много детей и многочисленных родственников: бабушек, дедушек, тетей, дядей, кузенов и др. Такие большие расширенные семьи были хороши для медленно развивающихся аграрных обществ. Но они не были приспособлены для динамично развивающихся промышленных сообществ. Индустриализм привлек множество рабочих сил, потребовалось быстрое перемещение работников и их семей в новые места, где появлялась работа. Расширенная семья постепенно избавлялась от «лишних» людей, чтобы быть более мобильной. Новая нуклеарная семья стала атрибутом промышленного общества. Произошел переход от родственно-семейного принципа организации жизни, в том числе и экономической, и ценности родства и родственного коллектива к экономическим интересам, которые реализуются индивидами за пределами семьи и не в кругу родственников. В связи с урбанизацией и миграцией населения происходит процесс «сжатия семьи», так называемый закон «контракции» (сжатия), т. е. уменьшается количество ее членов. Этот процесс назван нуклеаризацией, переходом от расширенной, большой семьи к простой, малой, нуклеарной.
2. Аграрное общество, которое имело основной экономической единицей домохозяйство и в котором работали не за плату, а на себя, сменилось промышленным, в котором произошло разделение семейной и внесемейной деятельности, а также более заметное полоролевое разделение труда. Мужчины стали зарабатывать деньги за пределами дома, а женщины по-прежнему выполняли домашнюю неоплачиваемую работу. Позднейшее вовлечение женщин во внесемейную производственную деятельность не сказалось на их семейной занятости, которая не уменьшилась. Этот феномен именуется «двойной занятостью» женщин: одна за деньги, другая неоплачиваемая на себя и семью.
3. Расширенная многодетная семья все чаще заменяется не только на нуклеарную, но и на малодетную. Отмирание многодетности как нормы семейной жизни является глобальным процессом, отражающим фундаментальные изменения экономических, социальных и демографических условий жизни общества. Потребность в ограничении рождаемости в развитых странах объясняется комплексом факторов, как объективных, так и субъективных (экономических, экологических, медицинских проблем, а также изменением структуры жизненных ценностей у женщин и мужчин). Большая независимость и автономизация личности явились логическим и неизбежным следствием соревновательности в системе рыночных отношений; ребенок (дети) как смысл жизнедеятельности семьи стал конкурировать с ценностями социального статуса, свободного выбора образа жизни, профессиональной и личной самоидентификации. Появляется термин «планирование семьи», т. е. супруги решают, когда и сколько иметь детей .
Функция деторождения обособляется от сексуальной функции. Последняя имеет сегодня самостоятельное значение, и ее осуществление не связано с осуществлением репродукции.
4. Решение о вступлении в брак все больше замещается свободным волеизъявлением женщины и мужчины и их внутренним побуждением взамен существовавшей ранее регуляции этого процесса их родственниками и родителями.
5. Общественные регуляторы брака становятся более либеральными. Свобода брака логично дополняется антитезой – свободой развода. Общественное мнение, церковь, в том числе и католическая, а также юридические нормы постепенно становятся все более терпимыми к разводам, что сказывается на статистике разводов зарегистрированных браков и появлении альтернативных брачных форм. Возросшая экономическая независимость женщин и повышение их образовательного уровня делает более высокими и их требования к брачно-семейным отношениям. Поэтому, когда брачные отношения перестают их удовлетворять, они инициируют развод. Сегодня работающие женщины делают это чаще, чем мужчины, несмотря на то, что многие последствия развода, как свидетельствуют эмпирические исследования, для женщины более неблагоприятны, чем для мужчины. Самая низкая готовность к разводу отмечается у жителей аграрных районов; у женщин, которые находятся на иждивении мужа или имеют низкие заработки.
6. Появляются альтернативные формы брака. Их возникновение связано с так называемой сексуальной революцией 1960-х гг., т. е. радикальной ломкой традиционной системы половой стратификации, которая вызвала изменения в социальной и культурной сферах. Те, кто экспериментирует в брачных отношениях, составляют меньшинство населения. Однако эти новшества социально заметны. Среди них повторные браки, которые становятся уже обычным явлением; фактичес-кие сожительства (браки без юридической регистрации); пробные браки (сожительства до официальной регистрации); открытые браки (с взаимного согласия партнеров допускающие супружескую измену); свингерство (обмен супружеских пар своими партнерами, способ проведения совместного сексуального досуга двумя или несколькими сложившимися парами); синергамный брак (sinergamous marriage – близкий к двоеженству и двоемужеству); браки-посещения (visiting marriage, или гостевые браки); гомосексуальные браки и т. д.
Традиционные и новые формы брака и семьи существуют не изолированно, а находятся во взаимосвязи. Например, родители живут в «обычной» семье, а взрослые дети «опробывают» что-то новое. Р. Зидер оценивает эту ситуацию как исторически новую конкуренцию жизненных моделей.
7. Появляются и новые модели семейных отношений. Это сводные, или бинуклеарные, семьи (характерные для США), в отличие от мононуклеарной, в которой есть одно ядро, здесь есть две новые семьи родителей, в которых могут находиться дети от расторгнутого брака; коммуны (как, например, жилые сообщества в Германии в начале 1970-х гг., кибуцы в Израиле).
Становится больше приемных семей, а также неполных (в которых есть только один из родителей) и др. Распространение неполных семей связано с большим количеством разводов, увеличением овдовевших и деторождений вне зарегистрированного брака.
8. Процессы демократизации жизни в обществе, ориентация на необходимость защиты прав каждого человека обусловливают и изменение брачно-семейных отношений, которые все чаще становятся равноправными, учитывают интересы женщин и мужчин, взрослых и детей. Семья в индустриальном обществе рассматривается не как организация для воспроизводства рабочей силы, а как общность, в которой люди могут самореализоваться, раскрыться как личности.
Перечисленные тенденции отражают в основном институциональные изменения семьи. Но многие социологи обоснованно считают, что сущность изменений, затронувших семью, связана более всего с утратой формальных институциональных признаков в том виде, в котором они были присущи семье ранее, при усилении позиций неформальных, а следовательно, нужно анализировать частную сферу как неотъемлемую часть любого социума.
По своей сущности процесс изменения семьи двояк: с одной стороны, он адаптивен для индивида, создающего неформальную семью, а с другой стороны, неадаптивен для самой семьи и общества, в котором она функционирует. В современном обществе каждая семейная общность самостоятельно устанавливает для себя нормы, границы прав и обязанностей.
Социум в этом процессе как посредник не участвует. Это обстоятельство и эти условия обеспечивают возрастание престижа семьи как малой социальной группы, которая сохраняется в качестве важнейшей жизненной ценности человека.
Итак, семья как социально-психологическая целостность постоянно эволюционирует, но сегодня происходящие изменения более очевидны, чем когда бы то ни было. Социальная жизнь становится все динамичнее, усложняется структура личности, и эти процессы неизбежно воздействуют на взаимодействие индивидов и их жизнь в браке и семье. Разрушение традиционных форм семейных отношений повлекло за собой трансформацию семейных ролей, однако эти новые позиции пока не нашли социальной легитимизации и культурного символического закрепления.
Она является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.
Каждый ее член играет четко определенную роль – мама, папа, бабушка, дедушка, сын или дочь, внук или внучка. Ячейка общества является проводником норм и правил, которые приняты в обществе. Она способствует формированию полноценной личности человека, воспитывает духовные и культурные ценности, образцы поведения. Она дает подрастающему поколению первые представления о нравственности и гуманизме, жизненных целях.
Характеристика семьи как малой социальной группы
Первоначальной основой всех союзов является брак, который заключается двумя молодыми людьми по взаимной любви и симпатии. Традиционным видом отношений в нашей стране считается союз между мужчиной и женщиной. Другие формы, такие как многоженство, многомужество или однополые в России запрещены.
Ячейки бывают самыми разными. В одних царят гармония, открытость, эмоциональная близость и доверительные отношения, в других – тотальный контроль, уважение и подчинения старшему.
Семья, как вид малой социальной группы, может быть нескольких типов:
По количеству детей
- Бездетные – их мало, но они все таки есть.
- Однодетные – чаще всего это жители крупных городов, которые имеют всего одно малыша.
- Малодетные – в которых по двое детей. Это самый распространенный вариант.
- Многодетные – от трех и более чад.
По составу
- Полные – в которых есть мама, папа и дети.
- Неполные – отсутствует один из родителей по различным причинам.
По проживанию одного или нескольких поколения на одной жилой площади
- Нуклеарные – состоящие из родителей и детей, не достигших еще совершеннолетия т.е. двух поколений, которые живут отдельно от бабушек и дедушек. К этому стремится каждая молодая пара. Жить отдельно, только своей семьей, всегда лучше – меньше времени требуется на «притирки» друг к другу, сводятся к минимуму ситуации, когда муж или жена находятся «между двух огней», вынужденные принимать чью-то одну сторону и делать выбор в пользу родителей или супруга. Однако, не всегда получается сразу после свадьбы жить отдельно, особенно в крупных городах. Многие молодожены первые годы своей супружеской жизни вынуждены «гостить» у родителей, в ожидании решения собственного квартирного вопроса.
- Расширенные или сложные – те, в которых проживают сразу несколько поколений, три или четыре. Это распространенный вариант для патриархальной семьи. Такие социальные группы встречаются как в сельской местности, так и в городах. Ситуация, когда в одной трехкомнатной квартире проживают бабушка и дедушка, родители и их выросшие дети, которые также успели обзавестись собственными женами, мужьями и детьми – уже не редкость. Как правило, в таких союзах старшее поколение принимает активное участие в воспитании внуков и правнуков – дает советы и рекомендации, водит на дополнительные развивающие занятия во Дворцы культуры, Дома творчества или образовательные центры.
По характеру распределения семейных обязанностей
- Традиционная патриархальная. Главную роль в ней играет мужчина. Он – основной добытчик, полностью финансово обеспечивает потребности жены, детей, возможно и родителей. Он же принимает все основные решение, улаживает спорные ситуации, решает возникающие проблемы, т.е. берет на себя полную ответственность за членов своей фамилии. Женщина, как правило, не работает. Ее основная обязанность – быть женой своему мужу, невесткой родителям и матерью. Она следит за воспитанием и образованием детей, а также порядком в доме. Ее мнение при принятии важных решений обычно не учитывается.
- Эгалитарная или партнерская. Полная противоположность патриархальной. Здесь супруги играют равные роли, договариваются, идут на компромисс, совместно решают проблемы, заботятся о детях. Домашние обязанности в таких ячейках, как правило, тоже разделены. Муж помогает супруге мыть посуду, полы, пылесосить, принимает активное участие в повседневной заботе о детях – может также их искупать, если они еще слишком малы, переодеть, позаниматься с ними или почитать сказку на ночь. Такие семьи обычно более эмоционально сплоченные. Для супругов и детей нежные прикосновения, ласковые слова, объятия и поцелуи на ночь и перед уходом – норма. Дети, на примере своих родителей, более открыто выражают свои чувства как тактильно, так и словесно.
- Переходного типа – они вроде и не патриархальные, но еще и не партнерские. Это относится к тем союзам, в которых жена и муж решили быть более демократичными, поровну делить обязанности по дому, но на деле выходит, что женщина по-прежнему тянет всю ношу на себе, а действия мужа ограничиваются лишь чем-то одним – например, пропылесосил квартиру или помыл раз в неделю посуду. Или, наоборот, союз решает стать более патриархальным – муж работает, жена занимается домом. Но несмотря на это, супруг продолжает активно помогать супруге во всем, что касается быта и детей.
Функции семьи как малой социальной группы
Они выражаются в ее жизнедеятельность, которая имеет прямые последствия для общества.
- Репродуктивная, самая естественная функция. Это одна из основных причин создания ячейки общества – рождение детей и продолжение своего рода.
- Воспитательная и образовательная – она выражается в становлении и формировании личности маленького человека. Так дети приобретают первые знания об окружающем мире, усваивают нормы и допустимые модели поведения в обществе, приобщаются к культурным и духовным ценностям.
- Хозяйственно-экономическая – она связана с финансовым обеспечением, ведением бюджета, доходов и расходов, покупку продуктов, предметов обихода, мебели и техники, всего, что необходимо для комфортной жизни. Эта же функция включает в себя распределение трудовых обязанностей по дому между супругами и подросшими детьми, в соответствии с их возрастом. Так, например, пятилетнему ребенку вводят уже минимальные обязанности – убирать за собой игрушки, посуду, заправить кровать. Хозяйственно-экономическое обеспечение затрагивает также и заботу о престарелых или больных родственниках, опеку над ними.
- Эмоционально-психологическая – семья является надежным оплотом, тихой гаванью. Здесь можно получить поддержку, защиту и утешение. Установление эмоционально близких отношений между родными способствует развитию доверия и заботы друг к другу.
- Духовная – связано с воспитанием у младшего поколения культурных, нравственных и духовных ценностей. Это чтение детям взрослыми сказок, стихов и басен, в которых рассказывается о добре и зле, честности и лжи, щедрости и жадности. Из каждой прочитанной сказки нужно делать вывод, как поступать хорошо, а как плохо. Посещать всеми детские кукольные и драматические театры, филармонию, смотреть постановки и концерты. Все эти действия способствуют формированию моральных и нравственных ориентиров, принятых в обществе, приобщает к культуре.
- Рекреационная – совместный досуг и отдых. Это и обычные повседневные вечера, проведенные в кругу родных, интересные путешествия, экскурсии, походы, пикники и даже рыбалка. Такие мероприятия способствуют сплочению рода.
- Социально-статусная – передача детям своего статуса, национальности, или принадлежности к какому-либо месту жительства, в городе или сельской местности.
Признаки семьи как малой социальной группы
Как групповое образование она имеет несколько видов признаков – первичные и вторичные.
Первичные
- единая цель и деятельность;
- личные взаимоотношения внутри союза, сформированные на основе социальных ролей;
- определенная эмоциональная атмосфера;
- свои ценности и моральные устои;
- сплоченность – она выражается в дружественных чувствах, взаимоподдержке и взаимовыручке,
- четкое распределение ролей;
- контроль за поведение членов фамилии в обществе.
Вторичные
- Конформность, способность уступить или подчиниться общему мнению.
- Эмоциональная близость отношений, принадлежность, которые выражаются во взаимной симпатии, доверии, духовной общности.
- Нормы поведения и ценности передаются от старшего поколения младшему через традиции и обычаи.
Особенности семьи как малой социальной группы: что характеризует ячейку общества
Семью, как малую социальную группу, отличают следующие признаки:
- Рост изнутри – выполняя репродуктивную функцию, она расширяется. С каждым новым поколением количество ее членов возрастает.
- Закрытость в отношении присоединения взрослых людей. У каждого ребенка есть свои мама и папа, бабушки и дедушки, других уже точно не будет.
- Каждое изменение, касающееся отдельной яцейки общества, контролируется обществом и фиксируется государственными органами. В день свадьбы в отделе ЗАГСа в официальной книге появляется запись о регистрации брака, при рождении детей выдаются сперва справки, а потом и свидетельство, при расторжении брака также приходится выполнять все юридические формальности.
- Долговременность существования. Каждый союз в своем развитии проходит определенный закономерный цикл – создание, появление первого ребенка, затем последующих детей, их воспитание и образование, период «пустого гнезда», когда уже взрослые дети сами женятся или выходят замуж и покидают отчий дом. А затем прекращает существовать, когда один из супругов умирает.
- Семья, как малая соц.группа, в отличие от других, не предполагает наличие единой для всех деятельности. Каждый член выполняет свои обязанности, у всех они разные. Родители работают, финансово обеспечивают всех, следят за порядком в доме. Основная деятельность для детей зависит от их возраста – игровая или учебная. И только в определенные дни все родственники могут быть заняты чем-то одним – совместным досугом, например, или субботником.
- Динамичные особенности – они выражаются в нормах поведения, идеалах, традициях и обычаях, которая каждая ячейка общества формирует для себя сама.
- Обязательность эмоциональных отношений. Родители и дети связаны любовью, нежностью и заботой. Эта психологическая вовлеченность носит тотальный характер для всех членов фамилии.
Отличительной особенностью рода может стать и создание своей родословной , генеалогического древа . Работа по оформлению семейного альбома может выполнить сразу несколько задач:
- Вовлекает каждого члена фамилии в этот процесс, совместную деятельность – маму, папу, детей, бабушек и дедушек.
- Она способствует укреплению рода, его сплоченности.
- Формирует уважительное отношение младшего поколения к истории своих предков.
Чтобы сделать генеалогическое древо по всем правилам и не запутаться в научных сложностях, воспользуйтесь услугой, которую предлагает компания «Российский Дом Родословия» в виде родословной книги . Ее авторы разработали уникальную методику, дают подробные рекомендации и инструкции, руководствуясь которыми вы без труда составите документальную историю своей семьи.
Введение
Изучение вопросов, так или иначе связанных с семейными отношениями, началось еще в древности. Еще тогда мыслители предпринимали первые попытки изучения семьи. С тех времен и на протяжении всего развития общества менялись взгляды людей на то, какими должны быть семейные отношения, какую роль они играют в жизни людей, изменилась система ценностей и социальных норм семьи и брака. Неизменным было и остается то, что семья играет важную роль во всех сферах жизни человека.
Одно из самых точных определений семьи принадлежит Н.Я. Соловьеву. По его определению, семья – «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». Ядром семьи являются супруги, между которыми создаются определенные взаимоотношения.
Семейные отношения – «…это сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания»
Изучению современной семьи в наше время уделяется достаточно большое внимание, как в нашей стране, так и за рубежом. Потому в психологии существуют различные точки зрения на феномен современной семьи.
В отечественной психологии проблемами современной семьи занимались Ю. Е. Алешина, Е.Г. Силяяева, А.В. Шавлов, И. Н. Обозов и А. Н. Обозова, Л.Д. Шнейдер, Н. Ф. Федотова, Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис и др., в зарубежной психологии необходимо отметить таких исследователей как В. Сатир, Дж. Левинджер, Р.А.Левис, Г.В. Спаниер и др.
1. Особенности современной семьи, ее признаки и формы
Анализ литературных источников показывает, что психологи, работающие с проблемами современной семьи придают большое значение ее особенностям и отличительным признакам по сравнению с семьей традиционной.
Шнейдер выделяет следующие особенности современной семьи :
Семья стала меньше по численности;
Современная семья менее стабильна;
Уменьшилось число семей, где глава муж;
Семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;
Значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.
К настоящему времени сложились разнообразные формы существования современной семьи
1. Брак на основе честного контракта. В таких семьях супруги ясно представляют цели вступления в брак. Для таких семей характерна свобода отношений.
2. Брак на основе нечестного контракта. Для таких браков характерна односторонняя выгода, т.е. кому-то из партнеров выгоден брак.
3. Отношения по принуждению. Форма брака, исключающая свободные отношения и основанная на том, что один супруг «осаждает» другого, а тот, чаще в силу жизненных обстоятельств, соглашается на компромисс.
4. Отношения – ритуал. Эти отношения строятся на исполнении социально-нормативных установок. Это брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам.
5. Отношения – любовь. Такой брак основан на взаимном согласии и взаимном доверии.
Но какой бы форме и категории не относилась семья, ее обязательно характеризуют определенные процессы, включающие аспекты психологической деятельности, круг общения, особенности эмоциональных контактов, социально-психологические цели и индивидуально-психологические потребности ее членов. Психологами изучаются все эти аспекты в совокупности, и каждый из них по отдельности.
2. Функционально-ролевой аспект современной семьи
Поиск наиболее важных сфер и феноменов современной семьи может идти в направлении анализа семейных функций и семейных ролей.
Наиболее значительные работы в области исследования функциональных взаимоотношений в семье представили А.И. Антонов, С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев и др. Но следует отметить, что единого перечня семейных функций не существует, исследователи предлагают различные варианты, которые дополняют друг друга. Наиболее полный и современный вариант классификации предлагают Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис, выделяя следующие основные функции семьи.
· воспитательная функция – удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве, воспитание детей;
· хозяйственно-бытовая – формирование и расход семейного бюджета, поддержание физического состояния семьи, уход за больными и престарелыми;
· эмоциональная – стабилизация близких эмоциональных отношений членов семьи, удовлетворение потребности в симпатии, уважении, признании, психологической защите;
· функция первичного социального контроля – выполнение социальных норм членами семьи;
· функция духовного общения – взаимное духовное обогащение, организация досуга;
· сексуально-эротическая – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи.
Авторы отмечают, что внутренняя суть функции может измениться с изменением условий существования семьи, т.е. в недавнем прошлом в какую-либо функцию вкладывался определенный смысл, который в настоящее время изменился, дополнился или утратил свою значимость.
Функции семьи задаются потребностями, субъектами которых выступают общество, семья и личность. Функции семьи реализуются в процессе выполнения семейных ролей и определяют, прежде всего, их содержание.
Проблема распределения ролей между супругами является основанием для деления семей на традиционные и эгалитарные.
Особенностью современного этапа становления семьи является значительное увеличение эгалитарных семей и соответственно уменьшение числа традиционных.
В традиционной (патриархальной) семье роли и обязанности жестко распределены по нормам, предписанным половыми ролями. Это семья, глава которой мужчина – добытчик, кормилец, женщине в такой семье отведена роль воспитателя.
а) существует традиционное разделение мужской и женской роли в сфере «вторичных» функций;
б) выражена система норм, обосновывающих это распределение, позиция ответственности за семейные функции;
в) ведущая роль в принятии семейных решений принадлежит мужу; высок авторитет отца, осуществляющего социальный контроль поведения и воспитания детей.
Модернизированная (эгалитарная) семейная модель предполагает:
а) распределение ролей в бытовой сфере, основанное на относительном равенстве вкладов супругов во внешнюю деятельность;
б) позицию совмещения ответственности за выполнение функций семьи;
в) демократическую структуру лидерства;
г) «эгалитарную концепцию семейной жизни», т.е. нормы равенства мужа и жены в семье и вне ее.
3. Лидерство в современной семье
Распределение ролей и функций в семье тесно связано с понятиями лидерства в семье. В связи с этим нужно отметить, что «…сейчас глава семьи – не глава «по закону», а лидер, то есть чье психологическое влияние признается добровольно». Потому можно считать, что в эгалитарном браке оба супруга в равной степени могут быть лидерами, а в традиционном – роль лидера принадлежит мужчине.
Симметричным можно назвать такой брак, где оба супруга равноправны, никто из них не подчиняется другому. В таком браке все проблемы решаются согласованно путем обмена или нахождения компромисса. Комплементарный брак подразумевает единовластие, т.е. один распоряжается, а другой ждет его указаний. В метакомплиментарном браке один из партнеров добивается своей цели путем манипулирования другим, подчеркивая свои слабости, неопытность, бессилие.
Н.Ф. Федотова утверждает, что в современной семье признание мужем своего главенства базируется в основном на приоритете в материальном обеспечении семьи и успехах в производстве, т.е. в деятельности за пределами семьи. С точки зрения женщин же, для признания главенства мужа не достаточно его исполнения роли главного кормильца. Приписывая мужу роль главы семьи, женщины обращают внимание на его участие в организации досуга, в формировании благоприятного психологического климата, и в меньшей степени – в организации быта и в воспитании детей. При этом для жен важно не столько само участие мужа в этих делах, сколько то, что он участвует в них более активно, чем мужья в других семьях.
Основой для признания главенства жены является высокая оценка ее многогранной деятельности в семье не только ей самой, но и ее мужем. При этом наиболее сильным мотивом признания главенства жены признается ее авторитет у детей и повседневный труд, связанный с заботой о детях. Женщины ухаживают за детьми и воспитывают их независимо от их общественного статуса и образования. В отличие от мам, отцы занимаются ребенком тем больше, чем выше их образовательный уровень и общественный статус.
При высокой оценке своей семейной деятельности у жен часто присутствует признание несостоятельности мужа в организации семейной жизни. Поэтому, исследования современной семьи Федотовой доказали, что в семьях с женским главенством наблюдается низкая удовлетворенность браком (особенно у женщин).
4. Психологические факторы благополучия современной семьи
Исследователями современной семьи выделяется несколько факторов супружеского благополучия:
· Психобиологическая совместимость – основной фактор, влияющий на благополучие в семье. Он включает в себя взаимоуважение, взаимное влечение, готовность супругов к семейной жизни, долг и ответственность, самообладание и гибкость и т.п. В связи с этим нужно отметить, что частые разводы в современных семьях можно объяснить неготовностью супругов к вступлению в брак, неумением мужчин нести ответственность за семью, т.к. возраст вступления в брак стал значительно моложе, и изменились причины заключения брачных отношений;
· Образование. Многочисленные исследования говорят о том, что высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Но большинство исследователей склоняется к тому, что уровень интеллекта партнеров не должен значительно отличаться. Брак может существовать в патриархальной или приближенной к ней форме, если у мужа образование выше, чем у жены, но если интеллект и образование жены выше, чем у мужа – это проблемный брак;
· Трудовая стабильность. Существует мнение, что люди, часто меняющие место работы отличаются неумением налаживать длительные отношения, что отражается не только на работе, но и на семейных взаимоотношениях;
· Возраст. Наиболее оптимальным периодом вступления в брак считается возраст девушки – 20 лет, юноши – 24 года. Более раннее вступление в брак подразумевает неготовность к супружеской жизни, недостаточность жизненного опыта для создания семьи. Более позднее вступление в брак влечет более длительный процесс адаптации супругов друг к другу, т.к. характер и жизненный уклад уже более сформированы и устойчивы;
· Продолжительность знакомства. Непродолжительный период ухаживания не может показать будущих супругов в разных жизненных ситуациях. Потому, при непродолжительном знакомстве супруги рискуют узнавать друг друга, уже будучи в браке, где проявляются все, до этого момента не увиденные, личностные качества и слабости характера партнеров.
Все эти факторы определяют в семье психологическую совместимость или несовместимость. Психологическая совместимость – «взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании – сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентаций, личностных и психофизиологических особенностей»
Психологическая несовместимость – «это невозможность в критических ситуациях понять друг друга».
В процессе адаптации друг к другу перечисленные критерии могут изменяться за исключением ценностей и психофизиологических особенностей. Потому эти два критерия имеют наибольшее значение в оценке психологической совместимости или несовместимости партнеров.
Хорошая семья – важнейшая предпосылка полноценной жизни для подавляющего большинства российских женщин, хорошая семья является для женщин основой благополучной жизни. Но какой же должна быть семья, чтобы женщина считала свою семейную жизнь счастливой?
Следующая обязательная составляющая счастливой семьи – это дети. Причем не так важно их число, сколько сам факт их наличия. 46,2% всех счастливых семей имели одного несовершеннолетнего ребенка, 19,4% – двух, 2,0% – трех и более, в 6,0% случаев в этих семьях были как несовершеннолетние, так и уже выросшие дети, и в 13,3% – уже взрослые дети. При этом доля бездетных счастливых семей составляла всего 13,1%, хотя доля бездетных семей в общем массиве опрошенных была 34,6%. Впрочем, обратная зависимость не работает – само по себе наличие детей недостаточно, чтобы женщины считали свою семью счастливой. Только половина всех женщин, имеющих детей, сочла свою семью счастливой.
Третьей особенностью семей, которые женщины считают счастливыми, является официально зарегистрированный брак. Среди женщин, состоящих в официальном браке, свою семью считали счастливой 69,0%. В то же время среди тех женщин, кто состоял в гражданском браке, смогли сказать это о своей семье всего 40,2%, а наличие постоянного партнера вообще не рассматривалось женщинами как семья – всего 5,3% женщин из этой группы считали, что у них есть счастливая семья. Почти 80% из них надеялись, что для них это еще в будущем. Такую же надежду разделяло и почти 40% женщин, состоявших в гражданском браке.
Что же касается остальных характеристик того, как должна выглядеть типичная счастливая семья, то картина получается далекой от романтизма. Если идеальный мужчина для женщины – это в первую очередь такой мужчина, который способен обеспечить защиту от внешнего мира, то счастливая семья – это семья, в которой женщина чувствует себя «за мужем» как если и не за «каменной стеной», то хоть за какой-то спиной, и где основу материального благополучия семьи создает муж. Во всяком случае, в семьях 56,5% женщин, которые считали, что им удалось создать счастливую семью, благосостояние семьи определялось главным образом за счет заработков мужа, что намного больше, чем в других семьях. Учитывая тот психологический пресс, под которым живут сегодня россиянки, а также набор и характер проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни, это вряд ли может вызывать удивление.
Для современной женщин важнее равенство прав с мужчиной, чем главенство в семье или наличие у нее больших прав – 70,2% женщин из счастливых семей полагали, что они имеют с мужчиной равные права и только 9,6% – что у них прав больше (15,8% считали, что больше прав у мужчин, а остальные затруднились с ответом на этот вопрос
Среди причин конфликтов в семьях женщины назвали следующие (табл. 1):
Еще одной вполне прагматичной важнейшей составляющей счастливой семейной жизни выступали для женщин нормальные жилищные условия. Более 60% женщин из счастливых семей (при 42,5% по массиву в целом) жили в отдельных квартирах. При этом среди женщин, живших в общежитиях и служебных квартирах, заметно выше, чем в среднем, был процент тех, кто уже не надеялся иметь счастливую семью.
В исследовании выявлена зависимость ощущения счастья в семье у женщины от уровня ее образования (табл. 2):
Вряд ли стоит удивляться при этом, что самая низкая доля женщин, считающих свою семью счастливой, в среде разнорабочих и подсобных рабочих – 33,7%. В то же время именно в этой группе самый высокий процент женщин, называющих пьянство и наркоманию у кого-либо из близких в числе основных проблем неустроенности собственной жизни.
Заключение
Таким образом, рассмотрев основные характеристики современной семьи, можно сделать следующие выводы.
Анализ литературы по проблеме семейных отношений подтверждает интерес исследователей к проблемам современной семьи. В большинстве теоретических работ и практических исследований подчеркивается меняющийся в зависимости от изменений общества характер семейных отношений.
Говоря о функциональных особенностях современной семьи, нужно отметить, что функции семьи так же изменились в последнее время в связи с изменением внешних обстоятельств, воздействующих на семью. Меняется не только внутреннее содержание функций, но и их количество. Например, некоторые исследователи отмечают недавнее появление психотерапевтической функции.
Изучение лидерства в семье позволяет сделать вывод о том, что для каждой семьи характерно индивидуальное распределение ролей и лидерства.
Исследуя благополучные и неблагополучные семьи, многие авторы отмечают, что благополучие в семье зависит в первую очередь от совпадения ценностных ориентаций супругов и их психофизиологической совместимости. Здесь так же прослеживается некоторая тенденция к росту неблагополучных семей.
Современные исследования семьи позволяют говорить о том, что субъективное ощущение удовлетворенности браком женщиной состоит из следующих составляющих:
· Любовь в семье, которая должна придавать прочность и надежность отношений;
· Наличие регистрации брака, как фактор постоянства;
· Способность мужчины быть опорой и защитой семьи;
· Мужчина, как создатель материального благополучия в семье;
Таким образом, не смотря на изменения традиций, форм и других признаков современной семьи, женщины, говоря о семейном благополучии, более склонны к традиционным формам семьи, считая, что именно в них они будут чувствовать себя более счастливыми и удовлетворенными браком.
Список литературы
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1993. – 175 с
2. Борисова О.Н. Новое и традиционное в социальном регулировании брачно-семейных отношений // Методология исследований управления социальными процессами в процессе перестройки. – Калинин, 1979. –с. 88-94
3. Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., 1984.-325 с.
4. Добрович А., Ясицкая О. Милые бранятся… - М.: Московский Рабочий, 1988. – 172 с,
5. Женщина новой России. Какая она? Чем живет? К чему стремится? / Аналитический доклад. – М.: Институт социально-психологических исследований РАН, 5 декабря 2001
6. Кузнецова Л.Н. Кто сейчас глава семьи? // Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. – М., 1987. - с.143-151
Сообщение
На тему: «Особенности современной семьи»
Выполнила:
Студентка Ш-31 группы
Ильченко Анна
Преподаватель:
По ПМ 03.01 «Теоретические основы
деятельности классного руководителя»
1. Изучить характерные черты образа родительской семьи у учащихся старших классов.
2. Рассмотреть особенности брачно-семейных представлений старшеклассников.
В эксперименте мы использовали опросник Д.Х. Олсона (см. приложение 1). Так же, школьникам было предложено написать сочинение на тему «Моя будущая семья».
3.2 Результаты исследования
Результаты диагностики см. приложение 2.
Проанализировав ответы школьников на вопросы опросника Олсона и содержание сочинений, мы получили следующие результаты.
В качестве наиболее значимых ценностей старшеклассниками были обозначены «родные и близкие», «здоровье», «друзья.
Школьникам было предложено дополнить фразу: «Любовь - это:…». Было замечено, что наиболее часто встречающиеся ответы были следующие: «Любовь - это сложное чувство, не поддающееся описанию», «Радость для двоих и необходимость быть вместе». Причем, интересным оказался тот факт, что 40% девушек ответили, что любовь - это боль, самопожертвование. По-видимому, такая оценка любви связана с безответным чувством, которое характерно вообще для данного возраста, а для девушек особенно. Большинство же юношей отвечало, что любовь это взаимопонимание, нежность, «встреча двух сердец и слияние двух тел».
Девочки четко представляют цепочку: любовь - родители и дети – родители - совместная жизнь – доверие – поддержка - уверенность. Мальчики меньше пишут о доверии и взаимопонимании. Причем если у девочек с возрастом число позитивных оценок семьи растет, то у мальчиков снижается. Вероятно, это объясняется тем, что девочки, взрослея, все более идентифицируют себя с образом семьи, мальчики же, оставив позади идеальный образ семьи, ищут внесемейной социализации.
Восприятие ревности как одного из проявлений любви наблюдается у значительного числа респондентов. По-видимому, в данном возрасте проявление ревности имеет приблизительно ту же ценность, что и любовь, в то время как с возрастом ревность воспринимается больше как проявление самолюбия, нежели любви.
При изучении такого аспекта как отношение молодежи к сексу, были получены следующие данные. Присутствие в любви интимной близости считают обязательным 48 % респондентов, причем в группе юношей данный показатель почти в 2 раза выше, чем в группе девушек (61 и 35 % соответственно); 35 % опрошенных указали, что наличие интимной близости зависит от силы чувств (девушки давали такой ответ в 1,5 раза чаще). Обнаружена закономерность, заключающаяся в том, что среди тех, кто не живет половой жизнью, большинство руководствуется принципом, что «интимная близость определяется силой чувств», а 2/3 респондентов живущих половой жизнью считают наличие половой близости необязательным. У большинства опрошенных первый половой контакт был в возрасте 14-15 лет, причем юноши начинают жить половой жизнью в среднем на 1,5-2 года раньше, чем девушки.
Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о том, что представления молодежи о любви и браке отличаются от взглядов старшего поколения. Так, 71 % респондентов считают возможным вступать в половые отношения до брака, причем данный показатель не зависит от пола. Данный вывод иллюстрируется и тем обстоятельством, что 1/3 респондентов считает регистрацию своих отношения для создания семьи совсем не обязательной, 35 % допускают такую возможность при наличии определенных обстоятельств, остальные (40%) придерживаются традиционной точки зрения.
Среди критериев выбора партнера главными были названы два: личностные характеристики (73%) и внешнее обаяние (67%). Показательно, что несмотря на возрастающую роль денег в жизни россиян, большей частью молодежи ценятся личностные качества, а не материальное положение.
При ответе на вопрос: «Какую роль играет мнение родителей при создании семьи?» 62 % опрошенных выбрали вариант ответа «не играет никакой роли» и только для десятой части мнение родителей является решающим. На наш взгляд, данное обстоятельство напрямую связано с тем, что отношения в родительской семье не совпадают с представлениями молодежи о счастливой семейной жизни. Только 16 % респондентов хотели бы, чтобы их будущая семейная жизнь была похожа на семейную жизнь родителей.
Таким образом, на основе полученных данных были сделаны следующие выводы:
1. Любовь и брак по-прежнему являются одной из главных жизненных ценностей современной молодежи.
2. Изменения взглядов молодежи на любовь и брак, внесенные трансформацией социокультурных норм и традиций, существенно снизили степень влияния родителей на формирование их представлений о любви и браке.
3. Наибольшие различия в представлениях о любви и браке зависят от пола респондентов.
4. Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях.
Изучив брачно-семейные представления у школьников старших классов, мы считаем необходимым рекомендовать для внеклассной деятельности реализацию специальных коррекционно-познавательных программ для школьников. Такие программы должны оказывать помощь в социальной адаптации и готовности к браку. Реализация программы должна создать условия для получения психологических знаний и навыков, которые необходимы для организации оптимального межличностного общения и взаимодействия.
Одной из форм реализации программы является проведение «Дня семьи», который в той или иной степени затрагивает все стороны семейных отношений. Формы проведения возможно видоизменять в соответствии с социальными запросами молодежной среды, но некоторые вопросы должны обсуждаться обязательно. К ним относятся: способность планировать бюджет семьи; решение конфликтных ситуаций; практические навыки в домашних делах; знание особенностей мужской и женской психологии; отношение к вещам и одежде; способность вербально выражать эмоции (объяснение в любви).
Программа подготовки должна быть многосторонней и предусматривать приобретение знаний и навыков на теоретическом, практическом и эмоциональном уровне.
Заключение
Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к браку и семье как основной ячейке общества.
Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.
Особое значение готовность к браку приобретает на современном этапе развития общества, когда число браков «де-факто» увеличивается по сравнению с числом заключенных браков. Здесь наблюдаются особенности социальных установок и мотивов, которые сформировались у молодежи относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм.
Тем не менее, исследование ценностных ориентаций учащейся молодежи на протяжении последних четырех лет показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. При этом рассматривается как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья.
При создании идеального образа семьи и, прежде всего своей собственной, в качестве основных ценностей называются взаимопонимание, любовь, гармония в отношениях, успешный секс и наличие детей. При этом, существует большой круг социальных и психологических факторов, которые вызывают сомнение в возможности успешного создания и функционирования молодой семьи.
В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. Все это важно, но при нынешнем темпе жизни «естественный» механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому психологам и педагогам необходимо целенаправленно заниматься со школьниками, подготавливая их к будущей семейной жизни. При этом, необходимо акцентировать внимание школьников на следующей информации:
1. этической стороне семейной жизни. Подросток должен уважать отца и мать, дружелюбно относиться к братьям и сестрам, знать о культуре интимных чувств, правильно представлять себе «идеальных» мужа и жену, учиться ответственности, честности, сдержанности, доброте, уступчивости, осознавать моральные основы семейных отношений;
2. правовой стороне семейной жизни. Школьника необходимо познакомить с основами законодательства о браке и семье, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу;
3. психологической стороне семейной жизни. Школьник должен понимать основы брака и семейной жизни, психологию других людей, должен учитывать развитие чувства, должен владеть навыками общения;
4. физико-гигиенической стороне семейной жизни. Школьник должен получить знания о физиологических особенностях мужского и женского организмов, правдивую информацию о половых отношениях в соответствии с возрастом;
5. хозяйственно-экономической стороне семейной жизни. Подростка с раннего возраста надо приобщать к домашнему труду, приучать выполнять семейные обязанности. Детей нужно учить проводить досуг вместе с семьей, отдыхать в выходные вместе с родителями. Обязанности мальчика и девочки по дому можно разделить.
Но особое внимание следует обратить на психологическую сторону семейной жизни. Опыт показал, что семья распадается чаще там, где имеется психологическая незрелость супругов.
У девушек это проявляется в том, что они хотят походить на парней. В детстве они постоянно находятся рядом с мальчиками, играют только с ними. В подростковом возрасте они «рубахи-парни», могут закурить, выпить. Это создает дисгармонию созревания психики человека. Мужской вариант психической незрелости выражается иначе. Юноша старается подольше остаться ребенком. В будущем он превратится в обузу для жены.
С детства у ребенка нужно воспитывать уважение к противоположному полу. Юноше полезно привить мысль о том, что аморально оставить женщину, ждущую от него ребенка. Девушке - что аморально вести себя слишком призывно, выставлять себя напоказ, чрезмерно обнажаться и краситься.
Воспитывая детей, надо прививать им такие черты: терпеливость, чуткость, тактичность, недопустимость злых насмешек. Ребенка нужно учить тому, чтобы он умел строить свои отношения с людьми, совместно с ним проживающими. Воспитанный таким образом ребенок гораздо легче будет переносить семейные трудности. Проще будет и ему, и с ним. Умение жить счастливо в семье - это редкое качество. Но его можно и нужно воспитать в детях.
Список литературы
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Мысль, 1993. - 175 с.
2. Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1992. – 24 с.
3. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. – 1992. – № 3 – 4. С. 24 – 33.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1999. – 224 с.
5. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. – 1985. – № 4. С. 10 – 20.
6. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. – 1983. – № 3. С. 83 – 89.
7. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. – Томск: ТГУ, 1999. – 154 с.
8. Кратохвил С. Психология семейно-сексуальных дисгармоний. – М.: СФЕРА, 1998. – 256 с.
9. Круглов Б.С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодежи к семейной жизни // Психологический журнал. - №6. – 2000.
10. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.: Московский психолого-социальный ин-т, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с. С. 52.
11. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. - М., 1991. – 143 с.
12. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня, - М.: Наука, 1965. С. 58-63.
13. Подготовка молодежи к семейной жизни в условиях улучшенной социальной среды // http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/fh.htm
14. Сатир В. Вы и ваша семья. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. – 302 с.
15. Трофимова Ю.В. Общепсихологический подход к изучению семьи // Социальная работа в Сибири: Материалы научно-практической конференции. – Новосибирск, 2004. – 413 с.
16. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. – СПб., 2001. – 384 с.
17. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
18. Шапиро Б.Ю. Половое воспитание, сексуальное образование и подготовка к семейной жизни // Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. /Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 1997. Т. 2. С. 131-137.
Приложение 1
Опросник Д.Х. Олсона для детей подросткового возраста
Ф.И.О._____________________________________________
Возраст____________________________________________
Дата исследования__________________________________
Инструкция:
Вариант А. Опиши, пожалуйста, свою семью (ты, твои родители).
Прочитай написанные в таблице высказывания и оцени их с помощью представленных вариантов ответов.
Утверждение | Почти никогда | Время от времени | Почти всегда |
||
1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью | |||||
2. При решении проблем учитываются предложения ребенка | |||||
3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи | |||||
4. При установлении правил поведения учитывается мнение ребенка | |||||
5. Нам нравится делать что-то всей семьей | |||||
6. В нашей семье лидер (т.е. главный человек) может меняться | |||||
7. Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем с посторонними | |||||
8. Способы выполнения различных дел в нашей семье могут меняться | |||||
9. Члены нашей семьи любят проводить свободное время вместе | |||||
10. Наказания обсуждаются родителями вместе с детьми | |||||
11. Члены нашей семьи чувствуют, что мы очень близкие друг другу люди | |||||
12. В нашей семье дети могут принимать самостоятельные решения | |||||
13. Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускает | |||||
14. Правила в нашей семье могут меняться | |||||
15. Нам легко представить себе, что можно сделать всей семьей | |||||
16. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому | |||||
17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений | |||||
18. Трудно сказать, кто у нас в семье самый главный | |||||
19. Единство очень важно для нашей семьи | |||||
20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи |
Вариант Б. А теперь, пожалуйста, опиши самую хорошую семью, о которой ты мечтаешь.
Утверждение | Почти никогда | Время от времени | Почти всегда |
||
1. Члены нашей семьи обращались бы друг к другу за помощью | |||||
2. При решении проблем учитывались бы предложения ребенка | |||||
3. Мы с одобрением относились к друзьям других членов семьи | |||||
4. При установлении правил поведения учитывалось мнение ребенка | |||||
5. Нам бы нравилось делать что-то всей семьей | |||||
6. В нашей семье лидер (т.е. главный человек) мог бы меняться | |||||
7. Члены нашей семьи были бы более близки друг с другом, чем с посторонними | |||||
8. Способы выполнения различных дел в нашей семье могли бы меняться | |||||
9. Члены нашей семьи любили бы проводить свободное время вместе | |||||
10. Наказания обсуждались бы родителями вместе с детьми | |||||
11. Члены нашей семьи чувствовали бы, что мы очень близкие друг другу люди | |||||
12. В нашей семье дети могли бы принимать самостоятельные решения | |||||
13. Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускал бы | |||||
14. Правила в нашей семье могли бы меняться | |||||
15. Нам легко было бы представить себе, что можно сделать всей семьей | |||||
16. Домашние обязанности могли бы переходить от одного члена семьи к другому | |||||
17. Мы советовались бы друг с другом при принятии решений | |||||
18. Мы бы точно знали, кто у нас в семье самый главный | |||||
19. Единство было бы очень важно для нашей семьи | |||||
20.Мы бы всегда знали, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи |
Приложение 2
Результаты диагностики
№ испыт. | Опросник Д.Х. Олсона для детей подросткового возраста. Вариант А | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | |||||||||||||||||||||
2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | |||||||||||||||||||||
3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||
4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||
5 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | |||||||||||||||||||||
6 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | |||||||||||||||||||||
7 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
8 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
9 | 3 | 4 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | |||||||||||||||||||||
10 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||
11 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
12 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | |||||||||||||||||||||
13 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||
14 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||
15 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | |||||||||||||||||||||
16 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||
17 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||
18 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||
19 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||
20 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
21 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||
22 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
23 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
24 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | |||||||||||||||||||||
25 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
26 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
27 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
28 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | |||||||||||||||||||||
29 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||
30 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | |||||||||||||||||||||
31 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | |||||||||||||||||||||
32 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | |||||||||||||||||||||
33 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||||||||||
34 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 3 | |||||||||||||||||||||
35 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||
№ испыт. | Опросник Д.Х. Олсона для детей подросткового возраста. Вариант Б |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 3 | 5 | 5 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||
4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||
5 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
6 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||
7 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||
8 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 5 | 4 | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||
9 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||||||||||
10 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||
11 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 5 | 3 | 3 | 4 | 3 | |||||||||||||||||||||
12 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
13 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | |||||||||||||||||||||
14 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
15 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
16 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||
17 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | |||||||||||||||||||||
18 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
19 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | 5 | |||||||||||||||||||||
20 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||||||||||
21 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | 5 | 4 | |||||||||||||||||||||
22 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
23 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
24 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
25 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
26 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | |||||||||||||||||||||
27 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | |||||||||||||||||||||
28 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||
29 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 5 | |||||||||||||||||||||
30 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | |||||||||||||||||||||
31 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
32 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
33 | 3 | 5 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
34 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
35 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | |||||||||||||||||||||
11. В конце исследования мы провели повторную диагностику, чтобы выявить достоверность поставленной гипотезы. 2.2 Анализ результатов педагогического исследования по выявлению роли семьи в формировании потребности в самоутверждении сельского школьника В период преддипломной практики мною было проведено исследование
Специфика современной семьи в России (хотя семьи у нас очень неоднородные) определяется, по меньшей мере, четырьмя особенностями.
- 1. Современная семья - это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке. Это не означает, что так не было раньше, но сейчас это стало основным критерием. Современную девушку вряд ли удастся выдать замуж или сосватать без ее воли. Статья Филатовой А.Ф., доцента ОмГПУ, члена правления Омского отделения ППЛ: Особенности современной семьи. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа http://www.omsk-ppl.narod.ru/Stat/SovrSem.htm . - Дата доступа: 18.09.13.
- 2. Переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). Такая ситуация - результат реализации потребностей в свободе и самостоятельности молодых людей. Но раздельное проживание молодых семей снижает или делает невозможным участие бабушек и дедушек в воспитании внуков. Вместе с тем, на фоне доминирования нуклеарного типа семьи у нас нередко встречаются и «территориально расширенные» семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приобрели полной финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.
- 3. Современная семейная система является достаточно открытой - сегодня легко вступить в брак и также легко развестись. Правовые, этические, религиозные и социально-психологические барьеры как для создания, так и для расторжения брака сведены к минимуму.
- 4. В современной семье особую роль играет родительство. Принципиально новая, гуманистическая позиция - это отношение к ребенку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Сегодня особое значение в родительско-детских отношениях занимают эмоциональная и духовная близость, эмпатия.
Следует особо отметить феномен отцовства. Для современного отца характерно более раннее включение в воспитание - в младенчестве или даже в пренатальном развитии («школы отцов», роды вместе и т.д.). Отцовская любовь теперь приравнивается к любви материнской. «Отец 21 века» чаще берет на руки ребенка, больше гуляет с ним, общается, причем с удовольствием, таким образом, мы видим безусловно принимающую любовь отца. Также важны ответственность и пластичность современных отцов, готовность к перераспределению ролей в семье.
Кроме вышеперечисленных особенностей можно обозначить такие тенденции развития современной семьи.
- 1. Падение рождаемости, уменьшение числа детей в семье. А рост однодетных семей означает обеднение эмоциональной сферы и социально-коммуникативных связей ребенка.
- 2. Появление так называемых «двухкарьерных» семей, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В двухкарьерных семьях особое значение приобретает вопрос о распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, взаимозаменяемости в распределении семейных ролей, общности семейных и личностных ценностей, а также наличии ресурсов для поддержки семьи в вопросах воспитания детей и помощи в хозяйственно-бытовой сфере.
- 3. Поляризация возраста вступления в брак - либо очень рано (16-17 лет), либо после 30 лет. В случае увеличения брачного возраста молодые люди, как правило, осознанно не торопятся создавать семью до более или менее сложившейся профессиональной и финансово-экономической основы. В результате часто получается, что они остаются в одиночестве навсегда, особенно женщины. Мужчин меньше (97 мужчин на 100 женщин), на всех женщин их не хватит, тем более - достойных.
- 4. Все более часты случаи (хотя «неравные браки» были распространены и ранее) увеличения возрастной разницы между супругами до 15-20 лет, причем в том числе и в сторону - жена старше.
- 5. Проблема вдовства. Решается, если жена - старше. В основном же, женщины переживают своего супруга. Средняя продолжительность жизни мужчины более чем на 10 лет меньше, чем женщины.
- 6. Большое количество разводов. Примерно 1/3 всех семей пережили развод. А по стрессогенности развод занимает второе место после смерти близкого человека. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируются лишь спустя 1-3 года после развода.
- 7. Возрастание количества повторных браков - люди все же ищут свою половину. Отсюда - проблема неродных детей.
- 8. Рост количества детей-подкидышей, беспризорных детей, отказ от детей в роддомах. Рост детдомов, интернатов и пр.Статья Филатовой А.Ф., доцента ОмГПУ, члена правления Омского отделения ППЛ: Особенности современной семьи. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа http://www.omsk-ppl.narod.ru/Stat/SovrSem.htm . - Дата доступа: 18.09.13.
- 9. Рост семейно-бытовых «криминальных» ситуаций, преступлений. Обычно - на почве пьянства.
- 10. Увеличение числа бездетных семей. «Отсрочки» часто обусловлены трудностями в молодости - финансово-экономическими, жилищными, а также задачами завершения образования или осуществления карьеры. Однако, в конечном счете супруги в таких семьях приходят к осознанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису. Следует также отметить увеличение количества женщин (а в последнее время и мужчин), не имеющих возможности иметь детей в силу медицинских причин.
- 11. «Заграничные» браки распространяются все больше. Однако часто уехавшие за семейным счастьем за рубеж, не находят его и там, ввиду личностных особенностей, а также непривычного менталитета «заграницы». К тому же неизбежны ностальгия по родине, отрыв от друзей, родственников, родной природы, культуры и т.д.
- 12. «Экзотические» семьи (однополые браки, свингерство и пр.) - пока еще в России явление редкое, но уже существующее.
- 13. Возрастание числа лиц, которые предпочитают альтернативные формы брака: а) одиночество; б) «гражданские» браки; в) материнские семьи - как осознанное решение женщины. «Мать и дитя» - сейчас обычное явление. И даже нескольких детей некоторые современные женщины вырастить могут и без мужа.
Таким образом, учитывая большое число разводов, рост лиц зрелого возраста, не вступающих в брак, появление других форм отношений - все это дает основание сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы о вырождении семьи как социального института.
Однако за последние годы наметился явный, безусловно, положительный сдвиг в пользу выбора семьи как оптимальной формы партнерского союза с целью обеспечения необходимых условий для личностного роста и саморазвития.