Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы "весна идет, весне дорогу". Комплексное занятие «Как народ весну встречал» (подготовительная группа)
Ирина Калугина
Конспект итогового занятия «Весна» в подготовительной группе
МБДОУ Детский сад №34 «Чиполлино» р. п. Выездное
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области
«Коммуникация»
С интеграцией образовательных областей
«Познание» , «Социализация» , «Безопасность»
Выполнила воспитатель
МБДОУ Детский сад
№34 «Чиполлино»
Калугина И. А.
Программные задачи
ОО «Коммуникация» :
Развитие связной речи :
Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.
Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна ) с
использованием наглядных пособий, связно, с логической
последовательностью.
Словарная работа :
Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем,
Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.
Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.
Расширить словарь признаков по теме : «Весна » .
Грамматический строй речи :
Учить строить разные формы предложения, правильно его проговаривать.
Обогащать речь существительными, определениями, глаголами.
Продолжать подготовку к обучению грамоте посредством звукового анализа.
ОО «Познание» :
Учить детей использовать полученные знания при решении различных проблемных ситуаций, искать различия между разными весенними месяцами; - Учить детей устанавливать причинно-следственные связи в природе;
Расширять знания о характерных признаках весны .
ОО «Социализация» :
Воспитывать умения работать сообща;
Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
Воспитывать умение действовать в команде;
Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи;
ОО «ЧХЛ» :
Формировать интерес и потребность в чтении;
Оборудование :
Интерактивная доска, компьютер, магнитная доска, карточки с первоцветами и грибами, сигнальные значки, воздушные шарики,
бумажные кораблики с заданиями, индивидуальные тетради, карандаши.
Предварительная работа :
Чтение рассказов о весне , разучивание стихотворений, пословиц,
Рассматривание иллюстраций, анализ инсценировок, дидактическая игра «Времена года» , наблюдения в природе, рисование весенних пейзажей на бумаге и интерактивной доске, изготовление корабликов.
Ход НОД:
Воспитатель предлагает детям подойти поближе, читает стихотворение :
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им и поздоровайтесь. Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель обращает внимание детей на тучку из шаров :
Ребята, посмотрите, сегодня в нашей группе появилось что-то необычное. Как вы думаете, на что это похоже?
Воспитатель : В нашей группе появилась волшебная тучка.
Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Как хрустальные горошки,
Закатились к нам в окошко.
О чем же она нам хочет рассказать?
Воспитатель подходит к тучке, снимает капельку, на которой написано «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА»
Тучка приглашает нас с вами в сказку.
Но чтобы попасть в сказку, нужно пройти испытания – выполнить много заданий, чтобы тучка рассеялась, выглянуло солнышко, и можно было бы идти гулять. Вы ГОТОВЫ отгадать загадки?
1. Загадки.
На интерактивной доске появляются картинки, демонстрирующие загадки о весенних месяцах.
(дети отгадывают, нажимают маркером на нужную картинку)
2. Беседа о весенних приметах.
По каким признакам вы узнали этот месяц? (Солнце светит ярко, с сосулек падает капель, текут ручейки.) Знаете ли вы, как по-другому в народе называется месяц март? Например, солнечник - почему? Потому что утром еще бывают морозы, а днем солнце пригревает.
Какие перемены в пейзажах вы здесь наблюдаете? У апреля тоже есть другие имена. Например, его называют снегогон. О чем говорит вам это слово? (К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега.) А еще апрель называют водолей. Как появилось у апреля это имя? Именно в этом месяце всюду очень много воды : текут ручейки, разливаются реки, часто идут весенние дожди. В народе говорят : «Апрельские ручьи зелень будят» - что это значит? Это красивый месяц, появляются первые цветы. Назовите первые весенние цветы! (Первоцвет, подснежник, мать-и-мачеха.) (На магнитной доске появляются картинки с этими цветами) . Эти цветы очень любят свет, поэтому они зацветают еще до появления листвы на деревьях.
В народе его называют травень, цветень. Попробуйте объяснить эти названия. (Зеленеют листочки, земля покрывается травкой. Цветут деревья и кустарники.) Почему в народе говорят : «В мае коню сено дай, а сам на печь полезай» ? В мае очень переменчивая погода, бывают и заморозки. А какая травка в мае? (Мягкая, пушистая, шелковая, сочная и т. д.) Знаете ли вы, что в мае появляются первые грибы - строчки и сморчки (рассмотреть их на картинках) . Растут они только в лесу. Собирать грибы надо очень осторожно, но в сыром виде вообще их есть нельзя.
Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску, где расположены названия весенних месяцев.
Ребята, что общего у этих слов? (это весенние месяцы)
Какое слово можно убрать из этой цепочки и почему?
(слово «апрель» состоит из двух слогов, а слова март, май из одного слога)
Произнесите слова с одним слогом, с двумя слогами?
Молодцы! Вы отлично справились с заданием, и я1. убираю одну капельку. Наша тучка становится меньше и пропускает нас в сказку.
Послушайте ее :
«Жили-были четыре времени года. Вы их узнали?
Дети : Зима, Весна , Лето, Осень. (интерактивная доска)
Воспитатель продолжает рассказывать сказку : Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне . Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»
На доске появляются картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ.
Воспитатель : Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне ? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).
3. Беседа о солнце.
Только посмотрите, солнышко у нас почему-то невеселое.
Может, его стихотворение порадует. Вспомните, какие мы учили стихи про солнце?
Ребенок : Среди поля голубого
Яркий свет огня большого,
Не спеша огонь тот ходит,
Землю матушку обходит,
Светит весело в оконце
Ну конечно это солнце.
Нет, ребята, все равно не улыбается, что же нужно сделать, чтобы оно засияло? Как вы думаете?
Дети : Сказать как можно больше комплиментов
Дети называют различные эпитеты к слову «солнышко» - солнышко лучистое, солнышко-ведрышко, ласковое, красивое, доброе! Солнышко - наш друг, наша радость.
Воспитатель : Все равно не улыбается. Что же делать?
Дети : Раскрасить! (ребенок с пом. заливки раскрашивает солнце)
Вот теперь солнышко стало теплым. От его света мир становится прекрасней.
А на что похоже солнышко по форме? (На мячик, апельсин, блин)
А по теплу, которое от него исходит? (На печку, оно горячее как сковородка, чайник, костер) .
4. Звуковой анализ :
А еще, ребята, посмотрите в тетради, там есть рисунки тех предметов, на которые похоже солнышко, у каждого свой рисунок. Обозначьте кружочками нужного цвета каждый звук в своем слове.
(один ребенок делает анализ вслух)
Молодцы, тетради закрываем, все ли сделали правильно, я потом проверю. А за то, что вы хорошо работали,2. уберем еще капельку.
Воспитатель : Вот оно и солнышко улыбнулось вам! Покажите, как вам приятно греться на солнце. Вот также приятно и растениям и животным. А хотите посмотреть, как живут растения и животные весной в лесу ?
Физкультминутка :
Пойдемте на лесную полянку. Только помните, что в лесу не только деревья и трава растет, но и живут птицы, звери и насекомые, поэтому пойдем по лесу тихонько, чтобы ни кого не спугнуть, перешагиваем через пенечки-Вот первый пень, вот второй, третий, сколько пней мы перешагнули. (три) . Идем, раздвигаем ветки руками осторожно, чтобы не поломать. Идем только по тропинке, чтобы не вытоптать траву. Вот и вышли на полянку. Подышали, покружились, протянули ручки к солнышку. Как хорошо весной в лесу .
Муз. Послушаем шум леса. (10сек.)
5. Интерактивная технология «Большой круг»
Воспитатель : Я предлагаю поиграть в игру «Большой круг»
Она поможет нам узнать, сколько вы знаете пословиц о весне .
В.: Встаньте в круг и напомните всем правила игры.
Встают в круг и проговаривают правила игры : каждый имеет право высказать свое мнение, не перебивать, дослушивать мнение другого до конца, не повторять чужие ответы, высказав свое мнение подать руку рядом стоящему ребенку, договориться, кто из детей подведет итог .
В.: Ну что ребята, давайте начнем, вспоминать пословицы о весне .
1. Весна – днем красна
3. Грач на горе, весна на дворе
5. Весенний день год кормит…
6. Пришел май - только успевай да не зевай.
7. Коли в мае дождь, будет и рожь.
В.: Ребята, договоритесь, чья пословица вам показалась наиболее интересной, пусть он повторит пословицу еще раз и объяснит ее значение.
(Подвести итог игры )
В. Молодцы! Вы друг друга слушали, не перебивали, значит, вы настоящие друзья. А природу вы любите? Будьте ей тоже настоящими друзьями. Ой, ребята, а вот белочка к нам пришла и что-то нам принесла. А, это, чтобы вы не забывали, как себя вести в лесу, возьмите вот эти памятки, прочитайте дома с мамами и папами. А теперь также тихо пойдем из леса на свои места.
Тучке очень понравилась наша игра, передумала она поливать нас дождем. 3. Убираем еще капельку.
Предлагает занять свои места и поиграть в игру
6.«Незаконченное предложение»
Один ряд называет, за что любит Весну .
Другой ряд, за что не любит это время года.
(на доске появляются картинки)
ХОРОШО ПЛОХО
На улице стало тепло
Много ручейков, можно пускать кораблики
Все просыпается от зимней спячки
Скоро появятся первые первоцветы
В огородах, полях оживится сельхоз работы
Много воды, домой приходишь с мокрыми ногами
Много на улице мусора показалось из под снега
Дороги разбиты, плохо ездить на машине
Бабушка со мной мало играет, потому что занимается посадкой овощных культур
Умницы, очень понравились нашей тучке ваши ответы, и она потихонечку тает 4.(убираем следующую каплю, но гулять нас еще не отпускает.
7. А предлагает нам в игру поиграть : «Убери лишнее»
(Работа с интерактивной доской)
Выделить лишнее слово в строке, объяснив свой выбор.
Капель, проталина, урожай, сосулька
Мать-и-мачеха, медуница, подснежник, ромашка, ландыш.
Подснежник, весна , листопад, грач
Жаворонок, скворец, ласточка, снегирь, грач.
В : Вы мне много говорили о том, что весной идет посев и высадка овощных и плодовых культур.
Предлагаю вам решить один ребус.
8.«Расположи в нужной последовательности»
Всходы, плод, зернышко, цветок. (интердоска)
Листок, почка, ветка
Ребята и с этим заданием справились,5. уберем еще капельку, наша тучка совсем похудела.
Солнце радостно смеётся,
Звон капели раздаётся.
Ручейки звенят, бегут.
Птицы весело поют.
Шагает по земле весна ,
В гости к нам она пришла. –
Посмотрите, у нас тоже есть ручеек, а по нему плывут кораблики. Но у нас кораблики не простые, а волшебные. Т. к. вы скоро пойдете в школу, кораблики с сюрпризом. Они везут задания. Ну-ка, посмотрим (каждый ребенок подходит и берет один кораблик, делает задание, если он не справляется, ему помогают гости). (Если не хватит времени, несут их домой)
9. Задания корабликов :
1. Назови месяц между мартом и маем.
2. Объясни значение слова «проталина» .
3. Какие птицы называются «перелетными» .
4. Отгадать загадку :
Солнце, землю нагревая, гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая и ручьями слезы льет.
5. Объяснить значение слова «оттепель» .
6. Назвать весеннюю обувь.
7. Подобрать слова на вопрос : «Что делают?» -
сосульки, почки, птицы, дети.
8. «Исправь ошибку» : моя сапоги, мой перчатки, мои шарф.
9. Убери лишнее :
Куртка, резиновые сапоги, панама, перчатки.
10. Как мы назовем перчатки, если они из кожи?
А сапоги из резины, шапка из шерсти?
11. Отгадай загадку :
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
В гости к нам пришёл.
12. Каких перелетных птиц ты знаешь?
13. Найди ошибку и исправь предложение.
Пригрело солнце, потому что тает снег.
14. Найди ошибку и исправь предложение.
Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
15. Найди ошибку и исправь предложение.
Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
16. Найди ошибку и исправь предложение.
Наступила весна , потому что прилетели грачи.
17. Найди ошибку и исправь предложение.
Пришла весна , потому что проснулся медведь.
18. Убери лишнее :
Март, апрель, декабрь, март.
19. Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
Итог .
О каком времени года мы сегодня говорили?
Во что вам понравилось больше всего играть?
Ребята, я думаю, вы очень понравились весне , и она будет вас радовать хорошей погодой. Но у нас еще одна капелька от тучки осталась, а на ней написано «сюрприз» . На обратной стороне магнитной доски нарисована схема групповой комнаты . Место, где спрятан сюрприз, обозначено на схеме крестиком. Нужно его отыскать. Дети находят конфеты и угощаются.
Автор работы:
Гучок Ирина Валентиновна, воспитатель коррекционной группы, МОУ Средняя школа №7, детский сад «Волшебная страна», Карелия, г.Петрозаводск.
Конспект будет интересен воспитателям подготовительной группы детского сада.
Цель:
Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с весенними явлениями в природе.
Задачи:
Знать признаки ранней весны; уметь выделять и называть их, сравнивать, находить причинно-следственные связи в явлениях живой и неживой природы, жизни людей.
Закрепить знания детей о свойствах снега, уметь дать определение понятиям: снегопад, вьюга, метель, позёмка, пурга, капель, сосулька, наст.
Закрепить умение пользоваться картами, схемами, таблицами.
Использовать активный словарь по теме, уметь высказывать свои мысли развёрнуто, полным предложением.
Воспитывать интерес к наблюдениям за природой.
Материал к занятию:
бумажный самолётик с письмом, «Волшебная карта», таблица «Найди ключ», медали для умников, запись звуков весеннего леса, проталины из бумаги, снежинка из бумаги, таблица «Снежная таблица», кусочки ваты, цветные мелки, лист А3, наклейки с изображением животных.
Предварительная работа
: 1. Наблюдения и беседы на прогулке. 2. Подвижные игры «Ручеёк», «Не промочи ноги».3. Рассматривание альбома «Весна». 4. Чтение стихов, пословиц и поговорок о весне.
Ход занятия:
В детский сад прилетает самолётик.
В-ль:
Посмотрите, к нам прилетел самолётик, наверно кто-то нуждается в нашей помощи, давайте посмотрим, что на нём написано (разворачивает). Да здесь целое письмо. Читает: «Ребята, я колючий ёжик, сижу под пеньком и не знаю, пришла ли уже весна или ещё нет. Помогите мне понять, а то если я вылезу из тёплой листвы, я могу замёрзнуть. Напишите мне письмо и отправьте его самолётом». Ребята, поможем ёжику?
Дети:
Да.
В-ль:
Вы думаете зима просто так пустит нас в лес? Давайте посмотрим волшебную карту. (Разворачивают карту, читают первое задание).
1. Найдите ключи от лесных ворот:
Дальше по карте загадка:
2. Отгадай загадку: Все мы разные друзья
Путать нас совсем нельзя
Первый - раннею весной,
В серединочке – второй,
А как яблоня зацветёт,
Тут и третий брат придёт
Все же мы весенние,
Братья нераздельные. (Март, апрель, май)
Посмотрите на карте нарисована буква У, это конкурс Умников.
3. «Конкурс умников» на знание признаков ранней весны в сравнении с признаками зимы.
а) Что такое весна?
б) Назовите весенние месяцы по порядку.
в) Назовите весенние приметы (вначале в неживой природе, затем в растительном мире, животном мире, в жизни людей).
г) Почему весной вся природа оживает?
д) Почему перелётные птицы возвращаются на родину?
е) Какая птица возвращается первой?
ж) Почему говорят «Март неверен: то плачет, то смеётся»
з) Что такое гололедица? Почему она опасна?
и) Что такое сосульки? Они опасны?
к) Что такое наст? Как он образуется?
Награждаем самых умных детей медалями.
А дальше по карте магнитофон нарисован, давайте его включим и узнаем что там.
4. «Послушаем звуки весеннего леса». Игра «Кто, что услышал?» Дети перечисляют, что они услышали в разнообразии звуков.
Посмотрите, а это что за проталины на карте?
5. « Путешествие по проталинам». (На каждой проталине задание: изобразите ручеёк, перешагните лужи, перепрыгните сугробы, изобразите синиц, покажите весеннее солнце)
Так, а теперь на карте нарисована снежинка, надо её найти в группе. Дети ищут снежинку.
6. Задания под знаком «Снежинка».
В-ль: Ребята, зима очень злится и не хочет уходить, поэтому она часто посыпает нас снегом. Весна топит его тёплыми лучами, а зима опять сыплет его. Чтобы быстрее пришла весна нам надо разгадать «Снежную таблицу»
А вопросительные знаки предлагают вам подумать и дополнить таблицу.
Игра: «Снежная баба» Дети встают в круг друг за другом:
Сегодня из снежного мокрого кома - дети «катят ком»
Мы снежную бабу, слепили у дома – изобразить три кома
Стоит наша баба у самых ворот – показать двумя руками перед собой.
Никто не проедет, никто не пройдёт – погрозить пальцем
Знакома она уже всей детворе – шагаем друг за другом
А Жучка всё лает «Чужой во дворе» - лаем два раза
Дыхательное упражнение «Снежинки» (Взять кусочки ваты и попробовать держать их на лету, активно дуя на них).
Ну вот, осталось последнее задание, изобразить картину ранней весны. Только не перепутайте, картинок много, нужно выбрать.
7. Игра: «Нарисуйте картину «Ранняя весна» (На листе А3 рисуем коллективную картинку восковыми мелками)
В-ль: Вы молодцы, столько много знаете о ранней весне. Ну теперь пора написать ответ ёжику. Что мы напишем? Правильно, для ёжика ещё не настало время, ещё много снега и по утрам морозы, и нет пищи для него. Ой, а что это в уголочке письма? Значок глобуса. Давайте поищем сюрприз. (Около глобуса наклейки с животными) Это награда от ёжика за наши знания! Молодцы!
Cветлана Гористова
Конспект НОД «Весна пришла» в подготовительной группе
Конспект НОД
в подготовительной к школе группе
Тема : «Весна пришла »
Образовательная область «Познание»
Направление – «Познавательно-речевое развитие»
Интеграция образовательных областей :
«Познание» ,
«Коммуникация» ,
«Чтение художественной литературы» ,
«Музыка» .
Цель : способствовать обобщению представлений о весне как времени года , о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.
Задачи :
1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т. д.) .
2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне ; развивать логическое мышление, разговорную речь : обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.
3. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Планируемые результаты :
Дети имеют представления о характерных признаках весны (сильнее греет солнце, увеличивается день, тает снег, возвращаются перелетные птицы);
умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.
Материалы :
Картинки с изображением примет весны .
«Солнышко» .
Предварительная работа :
1. Рассматривание с детьми иллюстраций о весне , весенних изменениях в природе.
2. Беседы с детьми о бережном отношении к природе.
3. Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о признаках весны , почему наступает весна .
4. Чтение художественной литературы.
5. Заучивание стихов о весне , о весенних месяцах, загадывание загадок, поговорок и пословиц.
Ход НОД:
Воспитатель : Дети, подойдите ко мне, пожалуйста, давайте посмотрим в окно, что вы там увидели.
Красиво как кругом.
Сегодня мы с вами будем говорить о замечательном времени года. О каком - вы догадайтесь сами.
Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.
Прослушивание мелодии «Весенняя капель» .
Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?
Почему вы так думаете?
Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.
Дидактическая игра «Составь слово»
Из названий картинок вы должны выделить первый звук и составить из них слово.
Дети выполняют задание.
: Какое слово получилось? /Весна/
Она приходит ласково.
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
И как мы уже сказали - говорить мы сегодня будем о весне .
: Ответьте на мои вопросы, пожалуйста :
После какого времени года наступает весна ?
А перед каким временем года?
Все времена года идут друг за другом, а сколько их всего?
Дети, давайте вспомним приметы весны , а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слова «Весной… » .
(Дети выполняют задание) .
Как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи?
Наступит ли весна , если солнце не будет светить и пригревать?
Что-то загрустило наше солнышко.
Давайте придумаем красивые слова к солнышку и будем расправлять его лучики.
Дидактическая игра «Подбери слово»
Солнышко, какое? (ласковое, желтое, теплое, яркое, лучистое, золотое, красивое, доброе, светлое)
- Есть такая пословица : «При матушке добро, а при солнышке тепло»
Какое красивое солнышко получилось, оно улыбается нам, а мы улыбнемся ему.
Физкультминутка «Веснянка »
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
(Идут по кругу.)
Побежал в саду ручей,
(Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей,
(Машут руками.)
А сугробы тают, тают,
(Приседают.)
А цветочки подрастают.
(Поднимают руки вверх.)
Ребята, ответьте на вопросы :
Какая погода бывает весной ?
Какие облака весной ?
Какая весной капель ?
Какое небо весной ?
В какую одежду одеваются весной люди ?
Какая весной вырастает травка ?
Дидактическое упражнение.
Продолжите словосочетание «Весенний»
/ день, погода, настроение, гроза, солнце, трава, месяцы. /
- Послушайте загадки :
Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (МАРТ)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел ? (АПРЕЛЬ)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Птицы первые летят.
Гром грохочет, угадай,
Что за месяц это? (МАЙ)
А сейчас мы с вами проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.
Викторина.
1. Какие деревья ранней весной украшают себя первыми? (ива или верба)
2. А какие деревья ранней весной остаются зелёными ? (ель и сосна)
3. Где лежит прошлогодний снег? (на земле, под новым снегом)
4. Где быстрее тает снег-в поле или в лесу?
5. Почему вокруг деревьев весной образуются воронки ?
6. Где гнездятся скворцы, если нет скворечников (под крышами домов, в дуплах птиц)
7. Для чего скворцы садятся на животных весной (коров, лошадей?
8. Почему птицы летят за тракторами и садятся на вспаханную землю?
Игра «Исправь ошибку»
Весенние месяцы – декабрь, январь, февраль?
-Весной идет листопад ?
Звери делают запасы весной ?
- Весной на юг улетают птицы .
Дети весной надевают весеннюю одежду
Подведение итогов.
Молодцы! О чем мы сегодня говорили на занятии? (о весне , о приметах весны , отгадывали загадки и т. д.)
Что было легко, а что трудно?
Публикации по теме:
Тема: Пришла весна – красна. Путешествие на луг, где много насекомых вокруг. (Познавательное развитие, развитие речи, коллективное рисование).
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе (с использованием нетрадиционных техник рисования – рисование.
Весенние животные Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна барсуки, ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места. Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог? Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать – в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.
Птицы весной Появляются первые насекомые и среди них сонные мухи, которые медленно ползают и греются на солнышке. Пришло время возвращаться перелетным птицам: для них есть корм насекомые и прошлогодние семена, которые легко найти на освободившейся от снега почве. В начале марта раньше других прилетают грачи и скворцы, а за ними жаворонки, чибисы, кукушки, ласточки, стрижи. Весной погода часто меняется. Иногда выпадает снег и птицы не могут найти себе корм. Прошлогодние семена вновь оказываются под снегом, а насекомые прячутся. В это время много птиц погибает от голода, поэтому весной в холодную погоду их надо подкармливать. Весной птицы вьют гнезда, которые служат им для высиживания яиц и выкармливания птенцов. Кукушки гнезда не вьют, а откладывают свои яйца в гнезда других птиц. Птенцам нужен корм, и птицы добывают его, уничтожая огромное количество вредных для человека насекомых. Будьте осторожны с птичьими гнездами. Не подходите к ним близко, и, тем более, не берите в руки птенцов. Птицы боятся запаха человека и не возвращаются в гнездо. Птенцы без помощи родителей погибают.
Скоро лето Поздняя весна, месяц май пора цветения черемухи, сирени, яблони, абрикоса и других фруктовых деревьев. На лугах зацветают красный клевер и ландыши. Большинство птиц в мае уже сделали кладки и высиживают птенцов, а соловьи только прилетели из дальних стран. Они прилетают перед цветением черемухи, устраивают гнезда на земле, в густых зарослях травы. Питаются соловьи червями, пауками, насекомыми, ягодами. Весной рыба идет на нерест. Она упорно преодолевает течение, плывет в верховья рек, выходит на залитые водой луга. Здесь для мальков безопасней и много корма. Рыба нерестится как можно ближе к верховьям реки, к ее истокам, чтобы течением слабых мальков не унесло - в море. Еще один признак весны весенние дожди. В народе говорят: если в мае идет дождь, значит, будет в поле рожь.
Труд людей весной Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы. Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений, высадить картофель. В конце весны, в теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты. В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми веществами, которые убивают насекомых-вредителей. Так же, как осенью, нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью. Весной в садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников. На улицах городов, поселков и сел подрезают деревья и высаживают новые растения. В парках и скверах высаживают декоративные цветы.
Реквием по сосульке (Татьяна Гусарова) Весна пришла. Бегут ручьи. Журчат, смеются, веселы... И острые носы свои Сосульки с крыши свесили. Но вот висят они и очень Мучаются, маются. У них лишь вечером и ночью Насморк прекращается. А днём опять носам беда. Сливаясь с шумом уличным, Не просто капает вода- Уходит жизнь сосулечья. (Ф.Тютчев) Зима недаром злится Прошла её пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё гонит зиму вон. И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима ещё хлопочет И на весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит! Взбесилась ведьма злая И снегу, захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало, Умылася в снегу. И лишь румяней стала Наперекор врагу.
«Весна» (И.Токмакова) К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают под её ногами. Чёрные проталины На полях видны. Видно очень тёплые ноги у весны. «Март»(Г. Лагздынь) Мы сегодня рано встали. Нам сегодня не до сна! Говорят, скворцы вернулись! Говорят, пришла весна! А на улице мороз. Снег летит колючий, И ползут по облакам В белых шубах тучи. Ждём, весна. Давным- давно, А ты бродишь где-то! Без тебя ведь не придёт Солнечное лето!
Загадки о весне Дни погожие не редки, Греются на солнце ветки. И, как маленькие точки, На ветвях набухли... (почки) В теплый день из-подо льда Мчится талая вода. И шумит всех птиц звончей Этот озорной... (ручей) На лесной проталинке Вырос цветик маленький. Прячется в валежник Беленький... (подснежник) Белоснежною горой Во дворе стоял зимой. Где он был, теперь потоп Стал водицею... (сугроб)
Посмотрите-ка, ребята, В небесах повисла вата К нам плывут издалека В синем небе... (облака) Что за тонкие иголки Зеленеют на пригорке? Это, выросши едва, К солнцу тянется... (трава) Жёлтые, пушистые Шарики душистые. Их укроет от мороза В своих веточках… (Мимоза) Понавесили корзины На березы и осины. Каждая корзинка дом, А зовется он... (гнездом) Смастерим для птичек дом С круглым маленьким окном. Вот скворец сел на орешник, Строем мы ему... (скворечник)
Пословицы, поговорки о весне Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок. Весна длинным днем красна. Весна красная, а лето страдное. Весна на тепло щедра, да скупа на время. Весна и осень на пегой кобыле ездят. Весна красна, на все пошла. Весна говорит - гнило! А лето - мило, лишь бы было! Весна красна цветами, а осень снопами. Весной ведро воды - ложка грязи; осенью ложка воды - ведро грязи. Весной дождь парит, а осенью мочит. Весенний день – что ласковое слово. Весною день упустишь, так годом не вернешь. Весной дождь парит, а осенью мочит. Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Конспект НОД
в подготовительной к школе группе
Тема: «Весна идет»
Образовательная область «Познание»
Направление – «Познавательно-речевое развитие»
Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.
1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).
2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, пословицы); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.
3. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
В подготовительной к школе группе
Тема: «Весна идет»
Образовательная область «Познание»
Направление – «Познавательно-речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.
Задачи:
1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).
2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, пословицы); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.
3. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Планируемые результаты: Дети имеют представления о характерных признаках весны (сильнее греет солнце, увеличивается день, тает снег, возвращаются перелетные птицы); умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.
Материалы:
· Картинки к ребусу «Весна», набор букв, картинки с изображением 4-х времен года.
· Картинки с изображением примет весны.
· «Солнышко».
Предварительная работа:
1. Рассматривание с детьми иллюстраций о весне, весенних изменениях в природе.
2. Беседы с детьми о бережном отношении к природе.
3. Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о признаках весны, почему наступает весна.
4. Чтение художественной литературы.
5. Заучивание стихов о весне, о весенних месяцах, загадывание загадок, поговорок и пословиц.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем говорить о замечательном времени года. О каком - вы догадайтесь сами. Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.
Прослушивание мелодии «Весенняя капель».
Воспитатель: Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?
Дети: О весне.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.
Воспитатель: Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.
Дидактическая игра «Составь слово»: Из названий картинок вы должны выделить первый звук и составить из них слово.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Какое слово получилось?
Дети: Весна.
Воспитатель: Она приходит ласково.
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
Воспитатель: И говорить мы сегодня будем о весне.
Воспитатель: Ответьте на вопросы:
После какого времени года наступает весна?
А перед каким временем года?
Все времена года идут друг за другом, а сколько их всего?
Воспитатель: Дети, давайте вспомним приметы весны , а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слова «Весной…».
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи?
Дети: Снег тает, потому что солнышко стало сильнее пригревать.
Воспитатель: Наступит ли весна, если солнце не будет светить и пригревать?
Дети: Нет, солнце - главный помощник весны.
Дети: Что-то загрустило наше солнышко.
Давайте придумаем красивые слова к солнышку и будем расправлять его лучики.
Дидактическая игра «Подбери слово»
Солнце, какое? (ласковое, желтое, теплое, яркое, лучистое, золотое, красивое, доброе, светлое)
Есть такая пословица: «При матушке добро, а при солнышке тепло»
Какое красивое солнышко получилось, оно улыбается нам, а мы улыбнемся ему.
Физкультминутка
Улыбаются все люди,
Весна! Весна! Весна!
Она везде она повсюду,
Красна! Красна! Красна!
По лугу, лесу и полянке,
Идёт! Идёт! Идёт!
На солнышке зовёт погреться,
Скорей! Скорей! Скорей!
И ручеёк бежит задорно,
Звенит! Звенит! Звенит!
По камушкам река широко,
Журчит! Журчит! Журчит!
И запахи кругом повсюду,
Цветы! Цветы! Цветы!
И всё живое сразу слышит,
Весенний звон!
Воспитатель: Ребята, ответьте на вопросы:
Какая погода бывает весной?
Какие облака весной?
Какая весной капель?
Какое небо весной?
В какую одежду одеваются весной люди?
Какая весной вырастает травка?
Дидактическое упражнение.
Скажите со словом «Весенний» - день, погода, настроение, гроза, солнце, трава, месяцы.
Воспитатель: Послушайте загадки :
- Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (МАРТ)
- Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (АПРЕЛЬ)
- Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Птицы первые летят.
Гром грохочет, угадай,
Что за месяц это? (МАЙ)
Дети повторяют все месяцы весны.
Воспитатель: А сейчас мы с вами проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.
Викторина.
- Какие деревья ранней весной украшают себя первыми? (ива или верба)
- А какие деревья ранней весной остаются зелёными? (ель и сосна)
- Где лежит прошлогодний снег? (на земле, под новым снегом)
- Где быстрее тает снег-в поле или в лесу?
- Почему вокруг деревьев весной образуются воронки?
- Где гнездятся скворцы, если нет скворечников (под крышами домов, в дуплах птиц)
- Для чего скворцы садятся на животных весной (коров, лошадей)? (чтобы нащипать шерсти для гнезда)
- Почему птицы летят за тракторами и садятся на вспаханную землю? (после пахоты ищут червячков)
Игра «Исправь ошибку»
Весенние месяцы – декабрь, январь, февраль?
Весной идет листопад?
Звери делают запасы весной?
Весной на юг улетают птицы.
Дети весной надевают весеннюю одежду
Воспитатель: Молодцы! О чем мы сегодня говорили на занятии? (о весне, о приметах весны, отгадывали загадки и т.д.)
Что было легко, а что трудно?