11 месяцев ребенку что. «Папа» или «мама»? Ребенок начал говорить. Движения рук ребенка становятся более умелыми и ловкими
За несколько недель до начала второго года жизни малыш радует родителей множеством интересных способностей. Он уже почти самостоятельный, знаком с «взрослой» едой и даже обзавелся собственными предпочтениями. Заботливые мамы и папы могут помочь крохе усовершенствовать имеющиеся и получить новые навыки.
Что умеет ребенок в 11 месяцев?
В указанном возрасте малютка отлично , быстро перемещаясь в нужное ему место. Развитие ребенка на 11 месяце жизни предполагает и попытки ходить, но они пока несмелые и неуклюжие. Первые шажки кроха делает, держась за руку или опору, либо используя специальные игрушки. Малышу еще сложно следить за равновесием и балансировать, поэтому он часто падает.
Что должен уметь здоровый ребенок в 11 месяцев:
- садиться и вставать;
- обобщать и конкретизировать предметы (например, выбрать только машинки из игрушек и найти среди них красную);
- подражать звукам и речи;
- играть в сюжетные игры (баюкать, кормить куклу);
- выполнять просьбы – иди сюда, возьми, дай;
- жестикулировать;
- произносить короткие слова («мама», «пока»);
- взбираться на возвышенность и уметь спускаться;
- держать ложку, должен захватывать ею кашу или пюре;
- строить башенки из кубиков;
- перелистывать книжные страницы;
- различать части тела, показывать их;
- общаться с другими детьми и знакомыми взрослыми.
Чему можно научить ребенка в 11 месяцев?
Главная задача родителей – поддерживать малыша и помогать ему в совершенствовании навыков, выбирая комфортную форму обучения. Развивающие занятия для детей 11 месяцев предполагают улучшение уже имеющихся умений. Заставлять кроху что-то делать, если он к этому не готов, не нужно. Теоретически есть много вариантов, чему научить ребенка в 11 месяцев, но важно заниматься с малюткой, только если ему интересно:
- ходить;
- танцевать;
- внятно говорить;
- увеличивать словарный запас;
- подпевать.
Ребенку 11 месяцев – как научить ходить?
Большинство малышей рассматриваемого возраста пытаются делать самостоятельные шаги. В перечень того, что умеет делать ребенок в 11 месяцев, входит использование ходунков или специальных игрушек («каталок»), служащих поддержкой в этом занятии. Если родители стремятся обучить чадо держать равновесие без посторонней помощи, надо ежедневно тренироваться:
- Делать гимнастику и массаж, укрепляя мышечный корсет.
- Гулять (родитель должен держать кроху за руку).
- Дома сесть на расстоянии от малютки на 1-1,5 метра и звать к себе, протягивая руки.
Самостоятельная ходьба не является обязательным пунктом среди всего, что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Если малышу удобнее ползать, а шагать еще тяжело, нельзя его принуждать. Кроха пойдет, когда будет физически и психологически к этому готов. Ползание – тоже очень важная стадия в развитии, которая отвечает за формирование нормальной осанки и пространственное мышление.
Как научить ребенка 11 месяцев говорить?
За 4 недели до первого дня рождения малыш умеет общаться, но на примитивном языке. Его лексикон состоит из простейших коротких слов – «дай», «ам», «бай», «да» и других. Часто разговор крохи понятен только близким членам семьи (автономная речь). Развитие мелкой моторики у детей 11 месяцев должно улучшить этот навык. Научно подтверждено: мозговые центры ребенка, отвечающие за двигательные функции пальцев и речь, неразрывно связаны. Если постоянно предлагать крохе пальчиковые игры и занятия для совершенствования мелкой моторики, чадо заговорит быстрее и разборчивее.
Другие способы повышения речевой активности:
- беседы с малышом;
- пение;
- чтение сказок;
- прослушивание музыки.
Как научить ребенка 11 месяцев жевать?
Ближе к году дети уже неплохо орудуют выросшими зубами и деснами, особенно когда прикорм был начат своевременно. Если в списке того, что умеет ребенок на 11 месяце жизни, отсутствует жевание, следует стимулировать развитие данного навыка:
- Предлагать более густую пищу.
- Добавлять в супы и пюре мелкие твердые кусочки.
- Иногда давать погрызть яблоко или баранку.
- Угощать мягким мармеладом и зефиром.
- Садиться есть вместе, показывая малютке правильные движения на собственном примере.
Жевание – не обязательный пункт в перечне, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, но лишней эта способность не будет. После года он начнет постепенно переходить на «взрослую» твердую пищу и отлучаться от маминой груди. Корректное пережевывание поможет не только не давиться едой, но и способствует правильному формированию резцов, коренных зубов и челюстей.
Как развивать ребенка в 11 месяцев?
Описываемый возраст характеризуется ускоренным обретением новых умений и знаний об окружающем мире. Существует много методик, как развивать ребенка 11 месяцев дома, но прогрессивные педиатры рекомендуют не придерживаться строгих норм, а просто наблюдать за интересами малыша и поддерживать его стремления и начинания. Почти годовалый человек отличается любознательностью и сообразительностью, поэтому помогать ему в развитии очень легко.
Какие игрушки нужны ребенку в 11 месяцев?
Самые полезные предметы для обучения детей в указанном периоде – средства, способствующие улучшению мелкой моторики. Развивающие игрушки для детей 11 месяцев:
- сортеры;
- кубики;
- пирамидки;
- стаканчики;
- мозаики;
- шарики и мячики;
- «разрезные» овощи и фрукты (на липучках);
- матрешки;
- пластилин.
Дополнительно необходимо иметь сюжетные игрушки для детей 11 месяцев, с помощью которых малыш должен примерить на себя какую-то роль:
- набор инструментов;
- комплект доктора;
- пластмассовую кухонную утварь;
- куклу с коляской и другое.
Игры с ребенком 11 месяцев
Все знания о свойствах окружающих предметов и поведении живых существ дети получают во время развлечений. Педагоги рекомендуют такие развивающие игры для детей 11 месяцев:
- покажи, где (носик, хвостик);
- как говорит (собачка, кошечка, коровка);
- дай (попросить конкретный предмет определенной формы или цвета);
- покорми, причеши куклу;
- сложи игрушки в коробку;
- покатай мячик (научить подталкивать в правильном направлении);
- что за окном (показать облачко, солнышко, самолет);
- прятки.
И не перестает вас удивлять, и по вечерам, глядя, как он сладко сопит в своей кроватке, вы даже не представляете, как вы раньше жили без него. А, всего каких-то 11 месяцев назад вы только могли представлять, каково это быть молодыми родителями. Как раз в помощь таким вот молодым родителям, которые радуются каждой улыбке своего малыша, мы предлагаем нашу сегодняшнюю публикацию, которая посвятит их во все тонкости развития ребёнка в 11 месяцев. Мы обсудим аспекты физического развития, психоэмоционального становления, поговорим о том, что должен уметь ваш малыш и как помочь ему научиться всё это делать.
Ребёнок в 11 месяцев – важные этапы
Для многих родителей 11 месяц жизни их крохи ознаменовывается 2-мя самыми важными (после появления самого малыша на свет) событиями. Это первый шаг, и первое слово. Но, даже если этого не произошло – не отчаивайтесь. У вас обязательно всё впереди.
Первые шаги
Так, попытки делать свои первые шаги, держась за опору — вашу руку, бортик кроватки, ребёнок предпринимал ещё раньше, но сейчас – самое время для того, чтобы сделать свой главный шаг – без поддержки и вполне уверенно. Кстати, психологи уверяют, что в этом возрасте детки шагают уже вполне осознанно
. Но, даже если ваш малыш ленится это делать – подумайте, как его заинтересовать, чтобы он проявил такую свою самостоятельность.
Первое слово
Физиологические аспекты развития ребёнка в 11 месяцев
Двигательная активность ребёнка в 11 месяцев
Для этого возраста характерны следующие навыки: ползание, устойчивое сидение, возможность твёрдо стоять, держась за опору, умение подниматься, переворачиваться, наклоняться, перекладывание игрушки из одной руки в другую… Возможно, ваш малыш уже пробует ходить, правда, такие шаги ещё не слишком уверенные. Если же вы включите музыку ребёнку – то, он будет изображать танцевальные движения, стараясь попасть в такт музыки.
Если же ваш ребёнок в 11 месяцев ещё не стоит твёрдо на ногах – не впадайте в панику. Согласно отечественным стандартам педиатрии, не считается патологическим нарушением отсутствие навыков ходьбы у детей до … 18 месяцев
. Однако, для того, чтобы успокоить себя и убедиться в том, что с ребёнком всё в порядке – рекомендуется посетить невропатолога и ортопеда. Именно эти специалисты смогут ответить на вопрос, почему малыш не ходит, и как ему помочь. В этом случае, вам, скорее всего (при условии отсутствия патологий) будет прописан гидромассаж ножек, разрабатывающая гимнастика и . Кстати, если вы думаете, что использование такого приспособления, как ходунки, будет способствовать тому, что ребенок быстрее пойдёт – то, вы ошибетесь. Дети, родители которых используют этот аксессуар, напротив, позже начинают ходить. Да, и в общем, в последнее время, всё чаще можно услышать, что и лучше от их использования отказаться.
Питание
Поскольку, ваш малыш уже почти совсем большой, его можно более близко знакомить с блюдами взрослой кухни. Однако, ребёнку по-прежнему нельзя давать жаренного, жирного, острого, солёного и сладкого . А, вот супы, каши, овощные и фруктовые пюре, мясные тефтели, приготовленные на пару или паровая котлетка – всё это в обязательном порядке должно входить в ежедневный рацион питания малыша. Ну и, конечно же, молочные и кисло-молочные продукты – куда уж без них.
Как правило, у ребёнка в 11 месяцев уже есть 4-6 зубов, поэтому, справиться с таким рационом он вполне может. Кстати, некоторые специалисты утверждают, что не стоит слишком измельчать продукты детского питания, превращая их в пастообразную массу. Ребёнок уже должен учиться жевать. Более того, пережёвывая небольшие кусочки пищи, он тем самым , соответственно раньше и лучше начнёт говорить. Да, и в этом случае вероятность того, что вы будете посещать логопеда в дальнейшем, тоже снижается. Так что, обратите на это внимание. Однако, кусочки должны быть такими, чтобы ребёнку было удобно их пережёвывать, а вы должны постоянно находиться рядом, для того, чтобы ребенок не подавился и не поперхнулся такой почти что взрослой пищей. Что касается рыбных блюд, то, в случае, если у ребёнка нет на них аллергии, рыбу можно давать 1 раз в неделю.
Что же касается количества кормлений, то, в этом возрасте ребёнка можно переводить на 4-х — 5-ти разовое кормление, сделав упор на сытный ужин (для того, чтобы ребёнок ночью не просыпался и не просил кушать). Хотя, если малыш проснётся в 10-11 вечера и попросит молока или кефира – отказывать ему не стоит.
Режим дня
В 11 месяцев вы же начинаете догадываться, кто такой ваш малыш. Он или жаворонок, который поднимается в 5 утра, и ложится спать в 8 часов вечера, либо сова, которая спит до 10-11 утра, но и ложится в 10-11 вечера. С ритмом биологических часов крохи родителям придётся смириться. Позвольте ребенку таким образом проявлять себя. К тому же, ему пока не надо спешить в садик или в школу, так что, пускай, спит тогда, когда ему нравится. К тому же, ваша попытка подстроить биологические часы под себя, может стать причиной стресса у малыша, а это негативно отразится на его нервной системе. Так что, придётся вам подстраиваться под ребёнка, а не ему под вас.
Что касается дневного сна, то, ребёнок спит уже не так часто, как раньше, и если вы укладываете его в течение дня 3 раза спать – можете считать, что вам повезло. Большинство же родителей заявляют о том, что их малыши отдыхают 2 раза, и такой сон длиться в среднем от 1,5 часа до 2, 5 часов.
Ребёнок и горшок
Как приучить ребёнка к горшку?
Первые слова, первые шаги, осознание предметов, которые окружают ребёнка и того, что происходит с ним – всё это располагает . Правда, некоторые родители стараются оттянуть этот момент, мотивируя тем, что ребёнок ещё слишком мал. Как бы там ни было, запомните одно золотое правило – легче ребёнка научить чему-либо, чем потом переучивать
. Это же можно сказать относительно знакомства с горшком. Однако, здесь также стоит учитывать тот факт, что все детки – разные, поэтому, вы как родитель – сами должны ориентироваться, готов ли ваш ребёнок или нет.
Психологические аспекты развития ребенка в 11 месяцев
Ваш малыш уже достаточно взрослый, чтобы адекватно воспринимать ваши слова и правильно (с эмоциональной точки зрения) на них реагировать. Поэтому, не удивляйтесь тому, что ребёнок поддерживает ваш шутливый тон и воспринимает его, как приглашения к игре, а вот ваша строгость его расстраивает и может даже довести до слёз. И хотя возможно, не все значения слова ему понятны – ваш тон он понимает прекрасно.
Ну, а для того, чтобы ребёнок не просто был слушателем, но и стал вашим собеседником, вы должны поощрять его стремление говорить. Для этого необходимо стараться ежедневно пополнять словарный запас новыми простыми словами, и звуками. В свою очередь побольше разговаривайте с малышом, называйте постоянно предметы, которые окружают вас, комментируйте свои действия. Всё это откладывается в сознании ребёнка.
Примечательно, что согласно этапам психологического развития детей – возраст 10-11 месяцев считается вполне приемлемым для обыгрывания ролевых и сюжетных игр
. Так что, составьте малышу компанию и поиграйте с ним его любимыми игрушками.
Чувства и поведение ребёнка в 11 месяцев
Все дети в 11 месяцев – страшно любопытные. Поэтому, не удивительно, что они стремятся не только осязать окружающие их предметы, но и пробовать их на вкус. Причём, это касается не только продуктов питания и игрушек, но и различных поверхностей. Родители должны понимать, что такая любознательность – это замечательное проявление процесса развития ребёнка, однако – это и большой риск. Поэтому, заранее позаботьтесь о том, чтобы в руки ребёнка, а уж тем более ему в рот, не попали вещи и предметы, которые могут причинить ему вред. Особое внимание хочется обратить на лекарственные препараты. Малыш, запомнив, что мама давала ему таблетки, может выпить всю упаковку, и это приведёт к беде…
Эмоциональная палитра чувств у ребенка также становится шире. У малыша уже бывает хорошее и плохое настроение, он может быть задумчив, а может быть игривым. Родителям необходимо улавливать его эмоциональный настрой и стремиться помочь его выровнять. В случае же апатичного поведения, отсутствия интереса к игрушкам и играм – обязательно найдите причину. Ведь, у маленьких детей настроение – это не только показатель того, что у них творится в душе, но и показатель того, как чувствует себя ребёнок. И, многие заболевания как раз начинаются с таких вот и грусти
.
Речь ребёнка в 11 месяцев
Речевые навыки – очень важный индикатор развития ребёнка, как физического, так и психологического. И, на то, как скоро заговорит ребёнок, конечно же, влияют многие факторы. Однако, родители должны понимать, что многое также зависит и от них. Так, в среднем словарный запас крохи уже должен состоять из 3-5 понятных, пускай и сокращённых слов. Он также может использовать «свои» слова, которые обозначают один предмет или игрушку.
Ну, а для того, чтобы разговорить малыша, как мы уже писали выше – побольше с ним общайтесь, задавайте ему вопросы, . Кстати, в этом возрасте дети понимают в 6 раз больше информации, чем могут её воспроизвести.
11 месяцев – это возраст подведения итогов, достижений в развитии ребенка и в освоении умений и навыков. Малыш становится более эмоциональным, его многие действия осознанные и планомерные, он проявляет личностные черты характера и радует родителей успехами в речевом, физическом и психологическом развитии.
Физическое развитие в 11 месяцев
Физические показатели малыша за этот месяц могут увеличиться на 1-1,5 сантиметра в росте и на 300-400 граммов в весе и составлять к концу одиннадцатого месяца в среднем от 8,5 до 10,5 килограммов и от 70 до 80 сантиметров.
Что умеет ребенок в 11 месяцев
- Окрепшие ножки малыша позволяют ему уверенно стоять, ходить, придерживаясь за опору и даже делать первые самостоятельные шаги без поддержки.
- Малыш может подолгу сидеть, уверенно держа спинку и подолгу ползать на четвереньках.
- Из положения стоя ребенок может сесть и наоборот.
- Малыш показывает указательным пальчиком на интересующую его игрушку, предмет или человека.
- Кроха проявляет интерес к сбору пирамидки или построению башни из кубиков, может с легкостью брать мелкие предметы двумя пальчиками.
- Во время принятия пищи малыш пытается кушать самостоятельно ложкой и пить из чашки, придерживая ее двумя руками.
- К этому возрасту дети имеют в основном 4 передних зуба – 2 верхних и 2 нижних, но все происходит у каждого ребенка индивидуально. У некоторых возможно и большее количество зубов, а у других, наоборот, их пока нет. Консультация с детским стоматологом необходима при отсутствии зубов у малыша при достижении ним возраста одного года.
Продолжается формирование речевых навыков пополняется словарный запас, появляются в лексиконе короткие слова. Малыш все активнее пытается повторять услышанные звуки и слова взрослых. Ребенок умеет попросить еду или питье (например, «ам-ам»), озвучить голоса животных (например, «ав-ав).
Малыш понимает просьбы взрослых, может подать или взять нужный предмет, бросить игрушку. Слушая разговор взрослых, может повторять отдельные слоги или слова (например, «дай», «нет»), понимает и показывает покачиванием головы «да» и «нет».
Умеет хитрить, понимает, как привлечь внимание взрослых. Может начать хныкать, чтобы на него обратили внимание или взяли его на руки.
Во время игры проявляет настойчивость в достижении цели. Например, долго и упорно складывает кубики один на другой или кладет мелкие предметы в большую емкость. Любит похвалу и реагирует на нее улыбкой.
Ребенок проявляет сообразительность при манипуляциях с предметами. Он может высыпать из большой коробки все предметы, чтобы найти нужную игрушку или мячом сбить другую игрушку.
Проявляется интерес к сюжетно-ролевым играм. Ребенок кормит или качает куклу или мягкую игрушку, прижимает ее к себе, чтобы пожалеть, причесывает ее, катает на машинке или в игрушечной коляске.
Тест на развитие детей в 11 месяцев
- Основные навыки ребенка – ползание на четвереньках, уверенное и самостоятельное сидение и твердое стояние у опоры.
- Проверка внимания ребенка проводится методом игры. Попробуйте несколько раз класть и вынимать игрушку в коробку и из коробки и закрывать ее крышкой. Сможет ли ребенок сообразить, что игрушка находится в закрытой коробке.
- Малыш должен знать назначение обычных бытовых предметов таких, как ложка, чашка, расческа, мочалка и уметь показать движениями, как ними нужно пользоваться.
- Ребенок должен уметь нанизывать колечки на стержень пирамидки, и ставить кубики один на другой (хотя бы 2-3 кубика).
- Малыш должен уметь выбрать по просьбе взрослых одну игрушку из большого количества предметов. Например, попросите его подать вам машинку или мячик. Хорошо даже если ребенок просто указывает пальчиком на нужный предмет.
Питание детей в возрасте 11 месяцев
Режим питания в этом возрасте остается пятиразовый. К этому времени в рацион детского меню введено большее количество продуктов из общего стола. Исключение пока составляют некоторые напитки (кофе, черный чай, коровье молоко) и такие продукты, как грибы, шоколад, все виды орехов и пчелиный мед. Некоторые овощи и фрукты (манго, мандарины, апельсины и томаты) могут вызывать у ребенка аллергическую реакцию. Поэтому с ними нужно быть очень осторожными. Все блюда должны готовиться способом варки, тушения или запекания с минимальным количеством сахара, соли и без приправ.
Теперь нет необходимости готовить детские блюда отдельно от взрослых. Единственное, что необходимо делать обязательно, это измельчать на блендере приготовленную пищу для ребенка. Средний объем потребляемой малышом в сутки пищи составляет от одного литра до литра двухсот граммов плюс к этому жидкости в виде соков, воды и молока. Кстати, молоко может быть грудное и давать его ребенку можно не только в утреннее и в вечернее время, но и по требованию, если вы не планируете отказываться от грудного вскармливания в ближайшее время.
В детское меню должны входить овощные блюда в сыром виде, а также в тушеном, вареном, в виде рагу и в составе супов и запеканок. Большое значение для питания малыша имеют каши и разнообразные супы, кисломолочные продукты (особенно творог и кефир), а также вареное мясо и отварная рыба.
Режим дня
Наиболее приемлемый распорядок дня для ребенка, а конкретно сон и бодрствование, напрямую зависит от биоритмов крохи. Если мама будет их учитывать в режиме дня, то у малыша не будет проблем с настроением или аппетитом. У каждого ребенка может быть свой индивидуальный график дневного и ночного сна. Одни дети любят ложиться спать попозже и бесполезно их укачивать и петь колыбельные до этого времени. Другие, наоборот, рано начинают капризничать и засыпают. Важно, чтобы в этом возрасте дневной сон по-прежнему оставался дважды в день по 1,5-2 часа, а ночной – не менее 10 часов с 1-2 пробуждениями для кормлений. Так постепенно малыш приучится к распорядку дня, который очень пригодится при посещении детского сада в будущем.
Психологическая близость матери и ребенка во многом зависит от количества времени, проведенного в непосредственной близости друг с другом. Берите как можно чаще своего кроху на руки, обнимайте его, разговаривайте с ним, хвалите его. Ребенок очень в этом нуждается даже тогда, когда он умеет самостоятельно ходить и ползать.
Продолжайте помогать ребенку развивать речь. Ловите его каждое слово, повторяйте с ним звуки и слоги, пытайтесь понять, что хочет сказать ваш кроха. Обязательно используйте различные речевые игры.
Развитие речи малыша напрямую связано с развитием мелкой моторики. Чтобы ребенок мог говорить четко, понятно и вовремя, необходимо ежедневно проводить занятия и игры, которые будут развивать активность пальчиков.
Продолжайте уделять внимание физическому развитию малыша, делайте ему массаж и проводите гимнастические упражнения, соответствующие этому возрасту. Если ребенок вместо ходьбы предпочитает ползать, не стоит заставлять его насильно ставить на ножки. Все придет в свое время.
Постарайтесь продумать заранее, как сделать незабываемым знаменательное событие в семье – день рождения вашего крохи. Один год – это важный этап в жизни малыша и его родителей. Подумайте, как украсить комнату, какой торт приготовить, составьте меню и пригласите маленьких гостей. Для ребенка этот день должен быть интересным, веселым и запоминающимся.
Игры для речевого развития
- Используйте на различную тематику, показывайте их ребенку ежедневно.
- Игра – лучший способ для развития речи и пополнения словарного запаса. Обязательно проговаривайте все свои действия в игре и названия предметов. Хорошо, если ребенок будет пытаться повторять некоторые слова или звуки вместе с вами. Помните, что обучение необходимо начинать с коротких существительных.
- Поиграйте с малышом в игру «А что это?» или «А кто это?». Для этого потребуется небольшая коробка, в которую нужно поместить различные знакомые для крохи бытовые предметы или любимые игрушки. Доставая их поочередно, спрашивать, кто это и проговаривать четко слово – ответ.
- Читайте малышу сказки, вместе просматривайте яркие красочные картинки в книжке, называйте предметы и указывайте на них детским пальчиком.
- Для развития детского челюстного аппарата рекомендуется давать ребенку морковку или хлебный сухарик.
Игры для развития мелкой моторики
- Детям нравится «рисовать» пальчиками по мелкой крупе. Для этого нужно насыпать в неглубокий поднос или тарелку манку или муку и поводить пальчиком ребенка, рисуя солнышко, рыбку, цветочек и т.п. В дальнейшем позволяйте крохе самостоятельно рисовать свои картины.
- Мелкая моторика развивается при рисовании тонкими карандашами, цветными мелками или пастелью, а также при лепке пластилином (или специально приготовленным соленым тестом). Толстые карандаши и фломастеры использовать нежелательно. Из пластилина можно научить ребенка раскатывать колбаску, разрезать ее на небольшие кусочки и формировать из них маленькие шарики.
- При помощи небольших пластмассовых формочек (пасочек для песка) малыш может пересыпать семечки или овсяные хлопья из одной посуды в другую. Это отлично развивает координацию движений и укрепляет мышцы рук. Такую же игру – занятие можно повторять и во время вечернего купания. Дети очень любят переливать воду или наполнять ней емкость.
- Покажите ребенку, как можно нанизывать пластмассовые колечки себе на запястье, а потом снимать их. Можно, чтобы малыш надевал колечки и на руку взрослого.
Календарь развития младенца в 11 месяцев (видео)
Что должен уметь ребенок в 11 месяцев? Если ориентироваться на нормы развития, то можно обнаружить, что малыш что-то делает очень хорошо, а что-то у него не получается. Важно учитывать индивидуальные особенности грудничка. Ведь развитие психомоторных навыков зависит от многих факторов: веса, мышечного аппарата, темперамента, климата, наследственности, состояния здоровья, атмосферы в семье.
Если какие-то навыки не наблюдаются, не стоит волноваться раньше времени. Конечно, в этом возрасте кроха должен уверенно сидеть и ползать. Если он не предпринимает попыток подниматься вертикально, это даже лучше, по мнению некоторых ортопедов. Чем позже ребенок освоит вертикальное положение, тем естественнее будут формироваться изгибы позвоночника. Навык ползания может развиваться в течение нескольких месяцев. У некоторых младенцев он настолько совершенствуется, что их проворству можно только позавидовать.
Оценка психомоторного развития по «мюнхенской диагностике»
В 1997 году педагогами, психологами и медиками в Институте социальной педагогики в Мюнхене была создана функциональная диагностика, по которой можно оценивать психомоторное развитие детей до 3 лет. Что может ребенок в 11 месяцев согласно этой диагностике?
- Из положения сидя подтягивается при помощи опоры и встает.
- Может сделать несколько шагов вдоль опоры.
- Делает шаги при поддержке за обе руки.
- Поднимается на одну ступеньку при поддержке.
- Ударяет небольшими предметами друг о друга.
- Может взять и удержать игрушку (еду) вытянутым большим и указательным пальцем.
- Также может совершать эти движения согнутыми пальцами.
- Умеет листать картонные книги.
- Катает машинку, игрушку на колесиках.
- Бросает предметы в коробку.
- Перекатывает мяч.
- Находит спрятанные предметы.
- Указывает на объект вытянутым указательным пальцем.
- Складывает самую маленькую деталь пирамидки или матрешки в самую большую.
- Берет в руки карандаш и пробует рисовать.
- Выражает желания и требования при помощи звуков, слогов.
- Указывает, где мама и папа.
- Может произносить несколько осмысленных слов.
- Заметна реакция на запреты, порицания и похвалу.
- Малыш понимает значение слов и выполняет просьбы: «принеси», «дай мне», «иди ко мне».
- Если его спрашивают о знакомом предмете или человеке, начинает его искать в пространстве.
- Хорошо хлопает в ладоши, кивает, показывает «пока» рукой.
- Проявляет заботу о кукле, мягкой игрушке: может погладить, пожалеть, уложить спать.
Подробнее о двигательных навыках
В 11 месяцев малыш умело орудует ложкой, хорошо держит чашку, может нарисовать свой первый рисунок в виде росчерка - все эти движения требуют точности и ловкости, развитой координации «глаза-руки». Что еще умеет делать грудничок?
- Ползание. Еще месяц назад грудничок мог ползать по-пластунски. Но в 11 месяцев малыш должен уметь свободно и быстро ползать на четвереньках. Передвижение должно быть скоординированным и синхронным. Ребенок переставляет конечности таким способом: левая рука - правая нога, правая рука - левая нога и т.д.
- Равновесие. Благодаря постоянному ползанию, у малыша хорошо развивается координация движения и равновесие. Чтобы проверить это умение, можно провести такой эксперимент. Ребенка усадить на ровную поверхность и поднять сначала одну ногу, затем обе. Малыш не будет опрокидываться назад, он старается балансировать и удерживать равновесие, тянется корпусом вперед, вытягивает ручки. Иногда может помогать себе, опираясь на одну руку.
- Делает первые шаги, держась за руки взрослого. Если кроху поставить на ровную и твердую поверхность, взять его за ручки, слегка приподняв их вверх, он начнет спонтанно делать шаги. Не у всех детей этого возраста получается это упражнение. Первые шаги неуверенные, слишком широкие, ноги при этом сильно выпрямляются.
- Встает на ноги из положения сидя. Этот навык вырабатывается с опорой. Самостоятельно подняться малыш пока не умеет. Как стимулировать развитие этого умения? Можно положить на краю дивана игрушку и попросить малыша взять ее. Грудничок, который находится на полу, попытается подняться, опираясь о диван, и добыть игрушку. Такие упражнения можно повторять ежедневно. Когда малыш встает, то сначала выносит одну ногу вперед, опирается и подтягивается. Нужно следить, чтобы ребенок при подъеме одинаково умело мог выносить вперед и правую, и левую ногу.
- Развитие хватательного навыка. Большой предмет ребенок может захватывать всей ладошкой. Но если грудничку предложить маленькую игрушку, кусочек печенья, он возьмет лишь двумя пальцами - большим и указательным. Этот навык называется щипцовым захватом. Он должен быть одинаково хорошо развит на обеих руках. Если малыш отдает предпочтение только правой или левой руке, нужно стимулировать его к симметричному развитию навыка.
Есть ли разница в моторном развитии девочки и мальчика в 11 месяцев? В «Мюнхенской функциональной диагностике развития», как и в других достоверных и объективных источниках, нет данных о гендерных различиях в формировании навыков. Специалисты считают, что не стоит акцентировать внимание на этой теме. На темпы развития может влиять тип телосложения, развитие мышечного аппарата, темперамент, наследственность, а также родовые травмы и неврологические нарушения.
Речевое и психоэмоциональное развитие
Моторные навыки ребенка в 11 месяцев связаны с развитием речи, интеллекта, эмоций. Нельзя выделить главные и второстепенные умения малыша, их нужно рассматривать в комплексе.
- Повторение слогов. В этом возрасте кроха может повторять слоги, которые воспроизводят взрослые. Для этого нужно сесть рядом с малышом, медленно и с четкой артикуляцией произносить разные типы слогов. Одиннадцатимесячный грудничок способен хорошо копировать не только слоги, но и интонации.
- Речь сопровождается жестами. На вопросы грудничок может отвечать движениями головы: «да» или «нет». Можно заметить: когда грудничок что-то просит и произносит «дай-дай», то одновременно протягивает ручку и многократно сжимает ее. Логопеды считают, что такой жест говорит о готовности малыша говорить. Важно в этом возрасте развивать мелкую моторику, которая связана с развитием речи. Гибкие пальчики и множество тонких движений кистями рук подтолкнет кроху к быстрому речевому развитию.
- Первые слова. Появляются специфические слова детского лексикона: «би-би», «брр» (машинка), «ля-ля» (кукла, ребенок), «па-па» (пока и папа). При этом слова употребляются в широком значении. Например, «ба-ба» может указывать на любую бабушку, не только родную; «ав-ав» может обозначать собаку, кошку, любое животное. Малыш может называть словами не только предметы, но и действия, даже отдельные ситуации. Не сразу мама может разобраться в лексиконе грудничка. Логопеды рекомендуют специфические детские слова переводить на «взрослый» язык и выговаривать их правильно. Исправлять грудничка не нужно, он должен слышать альтернативный вариант и со временем перейдет на него.
- Развитие памяти и мышления. В 11 месяцев дети умеют воспроизводить в памяти образы предметов. Если попросить грудничка найти мяч или куклу, он будет искать предмет по зрительному образу, который уже заложен в памяти. Малыш пока что мыслит когнитивными схемами, то есть запоминает какую-то цепочку событий и признаки объектов. Но если появляется что-то новое, ребенок может растеряться, потому что это не вписывается в его прежнюю мыслительную схему. Познание мира происходит благодаря постоянному расширению и изменению этих схем. В этом возрасте дети начинают группировать предметы и объекты по признакам: еда, игрушки, люди, животные и т.д.
- Реакция на запреты. Грудничок понимает, когда ему запрещают что-либо делать. В первую очередь он проверяет реакцию мамы, потому что базовое чувство безопасности связано именно с ней и ее эмоциональными реакциями. Если, скажем, на прогулке он нашел камушек и хочет попробовать его на вкус, то первым делом посмотрит на лицо мамы. Часто в этом возрасте дети послушны и реагируют на табу. Но не за горами тот возраст, когда ребенок начнет испытывать терпение родителей и проявлять свое знаменитое «я сам!».
- Реакция на поощрения. В 11 месяцев малыш умеет воспринимать и осознавать похвалу. Психологи рекомендуют поощрять грудничка, хвалить, если у него что-то получилось, подбадривать, если что-то не выходит. Похвала и позитивное отношение к деятельности грудничка уже в этом возрасте влияет на формирование адекватной самооценки в будущем.
- Грудничок выполняет просьбы. Малыш хорошо понимает значение просьб и пожеланий взрослых. Он охотно приносит игрушки, делится печеньем, «помогает» по дому. Начинаются примитивные сюжетно-ролевые игры, которые помогут грудничку социально адаптироваться, развивают коммуникативные навыки.
- Общение. Постепенно проходит период, когда ребенок боялся незнакомых людей и мог заплакать, если его брали на руки и забирали от мамы. Теперь грудничок больше доверяет миру и охотнее общается с новыми людьми. Также у крохи могут появиться первые друзья в песочнице. Вместе дети пока не умеют играть, но первые ссоры из-за игрушек уже могут возникать. В этом возрасте малыши соглашаются на обмен игрушками с другими детьми, таким способом легко решаются конфликтные ситуации.
Дети этого возраста хорошо улавливают настроение взрослых по глазам, мимике, интонациям голоса. Их эмоциональная сфера также расширяется. Психологи не рекомендуют подавлять негативные эмоции грудничка.
За одиннадцатый месяц ребенок набирает в среднем 400 грамм веса и вырастает на 1,5 см. Таким образом, вес 11-месячного ребенка около 9500 - 10000 г, а рост - 72-78 см. Прибавка в последний, 12-й месяц до года составит примерно 350 г и средний вес ребенка в год составит 10 - 10,8 кг, а рост - 74-80 см.
Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес, но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах : для мальчиков , для девочек .
Что умеет ребенок в 11 месяцев
1. Ребенок к году может самостоятельно встать с опорой, приподняться, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.
2. Дайте ребенку коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте коробочку, показав шарик. Затем нужно вынуть шарик и дать ребенку пустую коробочку. Ребенок замечает отсутствие шарика и смотрит на вас удивленно.
3. Ребенок может целенаправленно звонить в колокольчик, по назначению использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки. Есть с ложки - это не значит, что он полностью съест ложкой всю предложенную ему пищу, ребенок в 11 месяцев понимает назначение ложки, загребает ей пищу и тянет в рот.
4. Дайте ребенку кубики, покажите, что можно построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.
5. Ребенок делает обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела.
6. Ребенок любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.
7. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики, мячики).
8. Появляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке.
9. Выполняет первые простые поручения (дай, покажи, иди/ползи...), понимает слово “нельзя”, очень хорошо ориентируется в помещении.
10. К концу года произносит особые “слова”, понятные только матери и ребенку: например, “бах” - падение, “фа” - шапка, и т.д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотнесения. Появляются первые упрощенные слова: “кис-кис”, “ав-ав”, “дай”, “бай”.
Сколько ест ребенок в 11 месяцев
Питание по-прежнему 5-разовое, таким оно и сохранится до 2 лет. К пюре с мясом или рыбой предложить немного салата из натертых или мелко нарезанных овощей либо винегрет. Творог давать и в виде пудинга, запеканки. Поскольку ребенок просыпается позже, весь режим сдвигается на 1-1,5 часа вперед. Последнее (пятое) кормление грудью можно заменить кефиром, а если ребенок к этому времени спокойно спит, отменить вообще.
Сколько спит ребенок в 11 месяцев
Режим и распорядок дня ребенка в 11 месяцев
Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. Примерный распорядок дня малыша .
Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.
Здоровье ребенка в 11 месяцев
Большинство впедиатров не назначают на 11-месячный возраст регулярного медицинского осмотра, но вы можете обратиться к врачу, если у вас возникли какие-либо проблемы, которые не могут подождать до следующего визита.
Развивающие занятия и игры для 11-месячного ребенка
В 11 месяцев ребенок хорошо играет в сороку-ворону, ладушки, но эти игры уже становятся ему не интересны.
Ребенок теперь без посторонней помощи может сложить башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями, вкладывает друг в друга формочки разного размера.
В 11 месяцев можно предложить малышу игру с ведерком, в которое он будет собирать игрушки, а потом вываливать их снова на пол.
Доступны ребенку в этом возрасте игры с разными природными структурами - соленым тестом, пересыпание круп и злаков из формочки в формочку, пересыпание муки, переливание водички. Внимательно следите за ребенком во время этих игр, малыш все будет стараться попробовать на вкус, поэтому водичку наливайте кипяченую, а злаки берите не крупные, желательно более или менее мягкие (сухие бобы нельзя). Такие игры отлично развивают мелкую моторику, что напрямую сказывается на развитии речи.
Игра «В ямку бух». Посадите малыша на колени аккуратно подбрасывайте его в, говоря при этом: «По кочкам, по кочкам, по узеньки дорожкам…» или «Едем, едем…», а затем, меняя интонацию, скажите: «В ямку бух!» и осторожно опустите ребенка вниз. Когда малыш уловит изменения в голосе, он будет ждать этих слов и радоваться, предвкушая их. Игра развивает слуховое восприятие, устанавливает связь между движением и звуком, обучает восприятию интонационной окраски речи, развивает слуховую память.
И обязательно продолжить развитие тактильного восприятия и ассоциирование его со свойствами предметов. Давайте малышу потрогать разные предметы, называя их свойства: ковер – мягкий, стол – твердый, деревянный, вода холодная, вода теплая и т.д.