Свадебный наряд индийской невесты. Индийская свадьба. Свадебные обряды, церемонии и ритуалы Индии
У индийского брака есть особенность, отличающая его от других – формируют молодую семейную пару не молодые, а родители жениха. Они выбирают сыну будущую жену, ведут переговоры с ее родителями о предстоящей свадьбе. Девушка может вообще не знать своего суженого, но ей остается только покориться родительской воле. Эта традиция сформировалась несколько тысячелетий назад, но с тех пор ничуть не изменилась, несмотря на большое количество в Индии каст и культур.
Помолвка – ашир-вад
По традиции, в Индии, прежде чем назначить свадьбу, родителями молодых тщательно изучаются их гороскопы, выбирается оптимальная для этого события дата, будущие родственники приглашаются на смотрины.
После того, как между родителями заключена договоренность о свадьбе, организовывается встреча молодых, вернее, две встречи – сначала дома у невесты, а потом у жениха. Эти встречи носят в Индии название «ашир-вад». Родители благословляют брак, совершается помолвка. Согласно свадебным традициям Индии, молодожены готовят друг другу подарки, также их щедро одаривают родители, ближайшие родственники. От помолвки до свадьбы проходит около двух месяцев.
Традиции накануне дня свадьбы
Разнообразие свадебных традиций впечатляет: каждый обычай имеет свой смысл и сопровождается определенными действиями. Красота индийских песен, танцев, шелест тканей, обилие цветов и благовоний, изысканные национальные блюда – индийцы не жалеют средств и сил для организации торжества.
Встреча гостей
Свадьба в Индии – это особое торжество, к нему долго готовятся, тратят много денег. Если семья обеспеченная, на свадьбу расходуется от 15 до 20 тысяч долларов. Приглашается 700-800 гостей, которых нужно обеспечивать жильем, а еще угощением много дней, ведь свадьба со всеми прелюдиями длится больше недели.
По давней традиции за четыре дня до свадьбы домой к девушке съезжаются все ее родственники, сооружают во дворе свадебный навес, украшенный гирляндами цветов, кокосов, бананов, ярких огней. Жители Индии такой навес называют «пандал». Посредине под навесом устанавливают большую чашу с рисом, поверх риса кладут большой цветок кокосовой пальмы – символ счастья, вокруг чаши горят огни.
Минди-девичник
Церемония «минди» предполагает разукрашивание национальным орнаментом рук и ног невесты при помощи хны. Согласно свадебной традиции в Индии, узоры девушкам наносятся на ладони и выше, охватывают руки до локтя. В результате вырисовывается что-то вроде своеобразных перчаток. После этого на руки девушке надевают золотые кольца, браслеты. Руки и стопы выбраны не случайно: на руках нанесены линии судьбы человека, а также на руках и ногах отражаются все семь чакр.Как это выглядит, показано на фото.
Родные, подружки девушки стараются сделать свадебные узоры как можно темнее: по традиции считается, что тогда будущий муж будет крепче ее любить. Процедура длится почти весь день: во время разрисовывания невесты молодые девушки и опытные женщины разговаривают с ней о том, что сулит брак, как правильно вести себя с будущим мужем, как построить счастливую семью. Поэтому считается, что чем сложнее рисунок, чем больше времени его выполняли, тем больше секретов супружеской жизни узнала невеста.
Согласно традициям Индии, невесте с нанесенными узорами уже не подобает покидать дом до самой свадьбы, ее жилье украшают яркими праздничными гирляндами из цветов, лампочек, фольги. После бракосочетания молодая жена не выполняет никакой домашней работы, пока узоры не сойдут полностью.
Санджит-предсвадебный ужин
Среди жителей Индии существует традиция: за пятнадцать дней да начала свадьбы индусы проводят ритуал поклонения Ганеше – богу богатства и изобилия. Представители обеих семей просят Ганешу поспособствовать проведению свадьбы, убрать все препятствия к ней.
Санджит – это сугубо женская предсвадебная церемония, одна из самых радостных и веселых в Индии. Гостеприимные женщины из семьи невесты приглашают на ужин женщин со стороны жениха. Вся доброжелательная компания песнями, танцами, тостами желает семейного счастья и благополучия невесте. Приготовленный родственницами невесты праздничный стол изобилует вкусными блюдами. Ужин длится долго, женщины веселятся от души.
Церемония гайе холуд
Это традиция восхваления желтого цвета, который в Индии считается символом солнца, обозначает супружескую верность. Начинается она дома у жениха: участники церемонии красят себе лбы желтой краской, а потом желтым порошком обсыпают друг друга. После нужно обязательно сообщить усопшим родственникам, что их потомок женится. Это делает отец жениха, перечисляя всех предков, словно приглашая их стать свидетелями знаменательного события.
Завершив обряд дома у молодого человека, вся процессия направляется к дому девушки, где «гайе холуд» повторяется сначала.
Свадебная церемония
Сама свадьба по индийским канонам и традициям невероятно красива. Сказка, оживающая перед глазами, заставляет трепетать сердца даже тех, кто давно не верит в чудеса. Красивые молодые люди, белая лошадь, как исполнение девичьей мечты, и многое другое. Вот как проходит свадьба по-индийски.
Приезд жениха
Мечта каждой девушки – суженый на белом коне! По свадебной традиции в Индии приезжает к своей избраннице жених – на белой лошади, украшенной красными и желтыми гирляндами. В сопровождении свидетеля, гостей, музыкантов с громкими песнями, плясками жених прибывает домой к девушке. Встречают его только мужчины – отец и дядя невесты, все женщины убегают с дороги, чтобы не попадаться жениху на глаза, это считается плохой приметой.
Младшему брату невесты предоставляется честь встретить жениха у самых ворот. По традиции он моет ему ноги, целует его, как родственника.
Шубхо дришти – самый первый взгляд
Сама свадьба в Индии начинается вечером дома у девушки. Для совершения обряда, согласно традициям строится специальный шатер. Его покрывают тентом, по углам ставят четыре пальмы. Шатер украшается живыми ароматными цветами, преимущественно желтых тонов.
Жених, стоя на камне, ожидает, пока вынесут деревянный паланкин с его суженой. Носильщики обносят невесту семь раз вокруг жениха и ставят. Гости просят парня и девушку обратить взгляд друг на друга, то есть совершить свадебный обряд шубхо дришти – первый взгляд.
Венчание
По всем традициям венчание в Индии совершается натощак, молодым запрещается что-либо кушать до завершения обряда.
Для венчания сооружается маленький свадебный храм «веди» из пяти бамбуковых палок, которые сверху накрываются тентом. Внутри храма зажигается огонь. Один конец сари невесты привязывают к кушаку жениха, чтобы объединить их навеки. Молодожены садятся возле огня.
Брахман (священник) читает молитвы, поет священные мантры, дает слово молодым для произнесения клятвы, после чего связывает руки молодой пары свадебной гирляндой из цветов, соединяя их души навеки, на все семь поколений. Как велит традиция, молодожены обходят вокруг огня семь раз. Отныне жених считает девушку своей женой, что подтверждает нанесением красной краски ей на лоб и пробор. Окрашенный красным пробор жители Индии называют «синдур».
Празднование в бозаргане
После венчания все гости направляются к специальному помещению – бозаргану, где сами себе устраивают веселое свадебное зрелище со своеобразными индийскими танцами, песнями, которое длится до утра.
По окончании свадебного веселья молодые все еще остаются ночевать дома у невесты, по традиции молодых укладывают спать в разных комнатах.
Провожают молодую жену в дом ее мужа
Утром второго дня гости уводят молодоженов, на которых все еще надеты свадебные наряды, домой к мужу, где родители еще раз благословляют молодых, дарят им подарки. На второй день свадьбы никаких событий не происходит, все отдыхают после вчерашнего праздника.
Согласно традиции, в Индии молодая жена может вернуться домой к своим родителям только спустя месяц, нанести им первый визит.
Приезд в дом мужа родственников жены
Отдохнув после свадьбы, на третий день родственники молодой жены по традиции приезжают с подарками домой к мужу, где для них уже накрыт праздничный стол и их снова ждут свадебные развлечения.
Что дарят согласно традициям?
В качестве свадебного подарка от родственников жители Индии охотно принимают золотые изделия, бытовую технику, мобильные телефоны, кухонную утварь, красивые картины, статуэтки, часы, деньги. Количество денег обязательно должно быть нечетным, например, не 200 рупий, а 205. В Индии существует традиция, что нечетное число принесет им удачу и достаток.
Чем ближе родственные связи, тем шикарнее будет свадебный подарок. Упаковываются подарки в бумагу «счастливых» цветов – желтой, красной, зеленой. При гостях молодые никогда не открывают подарки. Среди жителей Индии считается неприличным дарить алкогольные напитки, а также изделия из бычьей и свиной кожи.
Образ индийской невесты и жениха
Индийские невесты чрезвычайно красивы, их наряды очень богаты. По традиции, свадебное сари в Индии шьется из хлопка, шелка, шифона различных оттенков красного цвета либо золотистого. У индусов красный цвет издревле символизирует чистоту, невинность.Белый цвет жители Индии считают траурным.
Сари невесты украшается изящной вышивкой, бахромой, стразами, роскошными аксессуарами. Поддерживает свадебное сари золотой пояс. Блузка шьют либо простую, под цвет сари, либо золотистую, из парчи. Ее также оформляют вышивкой, бисером.
На шее у девушки – золотое ожерелье, передающееся по наследству от матери к дочери. Также украшают невесту золотые серьги, браслеты на руках и ногах. Браслеты бывают с орнаментами, эмалью, резьбой. Ювелирные украшения для свадьбы в Индии подбираются дорогие, очень редко используется бижутерия.
По всем традициям у индийской невесты есть одно отличительное свадебное украшение – большая серьга в крыле носа, от которой тянется цепочка к уху, как показано на фото.
Придерживаясь древней традиции, на свадьбу молодой девушке впервые рисуют хной бинди – красную точку на лбу, символизирующую в Индии замужнюю женщину. Бинди бывает различной формы – круглой, овальной и даже треугольной. Свадебный макияж подчеркивает особенную глубину глаз девушки, ее брови с четко очерченными волосками.
Волосы по традиции укладываются красивой свадебной прической, украшенной цветами и золотыми изделиями. Пенджабские девушки и женщины чрезвычайно скромны и застенчивы, их волосы постоянно собраны, среди них считается верхом неприличия ходить с распущенными волосами. Это могут себе позволить в Индии только девушки легкого поведения или жена наедине с мужем.
Жених в Индии тоже выглядит очень нарядно. По традиции, его узкие штаны и белый с красным свадебный сюртук расшиты золотым шитьем. Подпоясывает его красивый красный кушак. На ногах у него туфли с загнутыми носами, расшитые бисером. Голову увенчивает свадебный тюрбан из яркой ткани. Все это расшито бисером, бусинками, вышивкой, блестит и переливается на солнце. В некоторых районах Индии издавна существует традиция лицо жениха наполовину прикрывать подвесками из бусин или цветов.
Индийская свадьба – не просто праздник или традиция, это слияние двух больших семей, поэтому отмечают ее с особенной пышностью, соблюдением огромного числа свадебных ритуалов. Изучить их все не так-то просто. В видео ниже вы можете полюбоваться красотой индийской свадьбы:
Если вас заинтересовала информация о свадебных традициях в Индии, поделитесь своими впечатлениями и отзывами в комментариях.
Свадебные традиции в любой стране являются самыми интересными и красочными. Индия – это одна из немногих стран, в которой сохранились первозданные свадебные обычаи, пришедшие еще из древних времен.
Сразу хочется отметить, чем индийский брак отличается от брака в других странах . В нашем понимании брак – это совместное решение жениха и невесты, а в Индии решение о заключении брака полностью принимают родители жениха.
Они подыскивают своему сыну достойную невесту, договариваются с ее родителями, и в случае получения согласия – назначается дата свадьбы.
Согласия у невесты никто не спрашивает, от ее решения ничего не зависит, можно выйти замуж за совершенно незнакомого человека. Индийский брак часто называют «браком по договоренности».
Отношение индийцев к таинству брака
Свадьба в Индии – это не только соединение двух сердец, но и соединение двух душ. Индусы верят в то, что свадебный обряд соединяет души на семь последующих жизней. Развод и повторное замужество для индийских женщин большая редкость.
Большое значение придается целомудрию невесты, никто не женится на девушке лишенной целомудрия. Люди, заключившие нецеломудренный брак сразу становятся изгоями общества.
После свадьбы семьи молодых связываются неразрывными узами – теперь они одна семья.
Особенности индийской свадьбы
Дата свадьбы не назначается пока по инициативе родителей для жениха и невесты не будут составлены гороскопы. Только если звезды покажут совместимость и хороший союз – тогда начинают серьезно говорить о свадьбе.
Накануне свадьбы для молодых организуются две встречи – одна в доме невесты, а другая в доме жениха. Во время встречи родители и родственники одаривают молодых, также молодые готовят подарки друг другу.
Невеста за два дня до свадьбы никуда не ходит, а ее дом украшается гирляндами из цветов, разноцветными лампочками и фольгой.
Свадьбу играют за счет родителей невесты. На стол подаются исключительно молочно-вегетарианские блюда. Употребление мяса, рыбы и яиц запрещено. На свадьбу приглашают до 800 гостей.
Наряды друг другу выбирают и покупают молодые. Свадебное сари невесты должно быть красных оттенков, черный и белый цвет – запрещены. Волосы невесты укладываются в косу душистыми маслами, украшаются цветочными гирляндами и ювелирными украшениями.
Свадебная церемония
В день свадьбы молодым категорически запрещено есть вплоть до начала свадебной церемонии. Свадьбу играют вечером в доме невесты, жених должен прибыть верхом на лошади, его встречают только мужчины: отец невесты и дядя. По дороге жениха в дом не должна попасться женщина.
Встретив жениха у ворот, его ведут к будущей супруге, и они обмениваются гирляндами цветов - это обозначает венчание.
После ужина будущих супругов ведут в маленький храм — “веди”. В центре храма горит огонь. Концы одежд жениха и невесты привязываются друг к другу – так они должны обойти вокруг огня целых семь раз. Это обозначает привязанность друг к другу и крепкий союз. Теперь они уже муж и жена.
Далее супруги возвращаются в дом невесты, там молодых укладывают спать в разные комнаты. Молодого супруга оставляют ночевать в одной комнате, жена остается в своей спальне. Ранним утром молодая жена в свадебном наряде придет в дом мужа, в свой родительский дом она может вернуться только через месяц в качестве гостя.
На первый взгляд, может показаться, что индийская свадебная церемония и свадебные традиции далеки от современных взглядов. Но нужно отдать должное индийскому народу за такое многовековое уважение и почитание традиций предков.
Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D
Отправить
Класснуть
Линкануть
Вотсапнуть
Индийская свадьба по праву считается разноцветной, ведь такого изобилия красок не встретишь больше ни на одном другом торжестве. Пестрота здесь заметна во всем: в тканях одежды, в специях и цветах. Изобилие ритуалов, душевных песен и танцев, которые способны рассказать о чувствах, — это основа индийской свадьбы.
Индусы относятся с великим трепетом к бракосочетанию, ведь они считают, что не только материальные узы теперь связывают мужчину и женщину, а также их души объединяются на семь грядущих жизней.
Индийская невеста должна быть девственницей, так как целомудрие является незыблемым условием любого брачного союза. Ведические верования оставили свой отпечаток, поэтому женщина ассоциируется у жителей этой страны с полем. Мужчину рассматривают, как владельца поля, он должен первым его засеять и собрать урожай, став его хозяином. Если же первым сеятелем был другой человек, мужчина становится вором по отношению к женщине, а если они поженятся, то станут изгоями.
Свадебные обряды в Индии разделяются на три периода: предсвадебные церемонии, свадебное торжество и послесвадебные ритуалы. Первый этап начинался с создания гороскопа жениха и невесты, когда определяли их совместимость по характеру и темпераменту. К правильному выбору пары подходили очень серьезно, ведь развод в этой стране считается позорным. Поэтому, когда астрологическая совместимость подтвердится, родители молодых договариваются о проведении бракосочетания.
Свадебное торжество в этой стране является дорогостоящим. Во-первых, приданое у женщин Индии не маленькое, во-вторых, свадьба требует значительных денежных средств. Родители молодых также не скупятся на подарки и украшения, стараясь перещеголять друг друга.
Индусы верят, что брак в Индии не может быть счастливым, если его не благословили родители, поэтому все предсвадебные церемонии начинаются с «ашир-вад» — благословения родителями молодых. Обряд проходит сначала в доме молодой, а потом у жениха.
Примерно за месяц до свадьбы празднуется помолвка в Индии, которая имеет название «тилак». Ритуалы и обряды этого действия были описаны еще в Ведах, а сегодня они стали еще пышнее и торжественнее. В церемонии принимали участие только представители мужского пола. Отец молодой в сопровождении старейшин рода отправлялся к жениху в дом, чтобы поставить ему на лоб метку «тилак». Для этого использовалась смесь куркумы и шафрана, поэтому пятнышко имело бурый оттенок. Такой свадебный обряд Индии символизировал принятие родственниками невесты ее избранника. В этот день воздаются молитвы и почитают Богов. Знак жениху ставит брат невесты, после чего остальные мужчины тоже украшают себя яркими пятнышками, в знак уважения. Затем следует вегетарианская трапеза, и молодому вручают подарки.
Обряды перед свадьбой в Индии для женщин проходят отдельными гуляниями, которые называются «сангит». Это праздник песен и танцев, в котором участвуют женщины обеих семей. Сангит проходит весело, с шутками и плясками. На празднике можно услышать индийские свадебные песни, попробовать традиционные кушанья и увидеть красочные индийские наряды.
Самым прославленным свадебным обрядом Индии, является церемония «Менди» или «Мехенди», когда ладони молодой украшают узорами из хны. Подготовка индийской невесты к свадьбе невозможна без этого ритуала, ведь рисунок мехенди является одним из традиционных шестнадцати украшений новобрачной. К этому списку также относятся браслеты, которые означают, что девушка обручена. Церемония проводится в доме невесты, на которую приглашают лишь близких родственников. С этим обрядом также связаны некоторые свадебные приметы в Индии. К примеру, чем темнее получится ритуальный узор, тем сильнее будет любовь мужа к жене. После того, как рисунки хной нанесены, невеста не должна выходить из дому, и пока они не исчезнут с ее кожи, она не может выполнять хозяйственные работы.
Через несколько дней после проведения обручения, мать невесты начинает собирать приданое индийской невесты. Как правило, оно состоит из большого количества сари, выполненного из дорогих тканей, различных украшений, кухонной утвари и прочего. Приданое в Индии привозят в дом жениха после того, как завершится церемония бракосочетания.
Свадебное торжество
Индийские свадебные обряды начинались с появления жениха в доме невесты. Раньше он приезжал к ней на слоне или коне, с красиво украшенной сбруей, но сегодня свадебная процессия состоит из автомобилей. В день свадьбы руки и ноги молодых смазывают пастой из куркумы, чтобы кожа приобрела сияющий вид.
Мать девушки встречает своего будущего зятя и ставит ему знак «тилак» на лоб, который защитит его от зла. Затем жених идет в свадебный шатер, который заранее украшают листьями банана и кокоса, а также цветами, и ожидает невесту. В центре шатра разводят жертвенный огонь, рядом с которым будет проходить свадебная церемония.
Традиционные индийские свадебные обряды состоят из ритуала обмена гирляндами. Это древняя ведическая церемония, которая за многие века практически не изменилась. Во время нее молодые обмениваются цветочными гирляндами, что является символом принятия ими друг друга в качестве мужа и жены.
В шалаше принято проводить и другие свадебные обряды Индии. Сначала родственники новобрачных выстраиваются в четыре колонны, символизируя опору для своих детей. Затем следует ритуал «Канья Даан», когда отец невесты, взяв ее за руку, передает мужу. В этот момент воспеваются мантры, после чего тесть просит зятя помочь его дочери достичь религиозного совершенства, пользы и удовольствия. После этого выполняется индийский свадебный обряд, во время которого брахман связывает руки молодых тканью, в знак неразрывности их союза.
Новобрачные должны поднести к жертвенному огню рисовые зерна. Новобрачная кладет свою ладонь в ладонь мужа, а ее брат насыпает туда рис. Через их пальцы крупа просыпается, падая в огонь. Это подношение Богу смерти — Ямарадже, как просьба о долгой и процветающей жизни жениха.
Свадебные традиции в Индии этого дня завершаются церемонией обхода вокруг священного огня, как призыв к благодати в новообразовавшейся семье. В конце жених украшает пробор невесты краской из куркумы, в знак принятия ее в качестве жены. Потом он дарит своей избраннице золотое ожерелье, символизирующее его любовь и преданность. Затем новобрачные угощают друг друга сладостями.
Послесвадебные ритуалы
Когда церемонии в свадебном шатре завершатся, молодые отправляются в дом к жениху. Значение свадьбы в Индии таково, что женщина после свадьбы становится полностью ведомой своим мужем и не имеет права возвращаться к родителям. Поэтому после церемонии всегда происходят чувственные прощания молодой со своими родственниками.
Браки в Индии завершаются в доме жениха, где супругов встречают его тетки или сестры. Они выносят керамический кувшин с соленой водой и разбивают его о землю рядом с домом, что символизирует защиту от злых духов. Потом невеста опрокидывает правой ногой кувшин с рисом и монетами для привлечения богатства. Свекровь предлагает ей поднос с красной краской, куда новобрачная должна вступить, а потом пройти по белой дорожке. Красные следы ее стоп — это символ удачи.
Свадебные наряды
Отправляясь на торжество, нет смысла думать, что одеть на индийскую свадьбу, ведь национальные костюмы в этой стране являются привычными. Молодожены всегда одеты только в самые лучшие одежды, ведь на них будут устремлены все взоры. В разных регионах Индии носят разные виды сари, присущие той или иной местности.
Согласно Ведам, для женщин свадебная одежда в Индии должна быть красной. Сегодня в наряде невесты встречаются все больше оттенков этого цвета, а в некоторых районах страны надевают золотое, синее или зеленое сари. Черный цвет считался знаком невежества, а белый — траура, поэтому эти цвета запрещены на свадьбе.
Мужская свадебная одежда Индии состоит из длинного сюртука, украшенного вышивкой, и узких штанов. Костюм может быть разных цветов. Ноги жениха украшают туфли с загнутыми носками, на голове — тюрбан.
Индийские свадебные прически называются «кешапашарачану». Волосы должны быть собраны в косу и увенчаны цветами и различными украшениями.
На свадьбе жених и невеста подобны божествам, которые скромно сидят во главе торжества и восхищают своей красотой.
С вадебные обряды Индии отличаются четкой традиционностью - это означает, что они остались почти такими же, как и тысячелетия назад. Сразу подчеркну то существенное, чем индийский брак отличается от всех остальных. В других странах обычно юноша выбирает девушку, нередко встречается и обратная ситуация. В Индии же брак полностью зависит от решения родителей жениха. Они подыскивают подходящую невесту для своего сына и договариваются с ее родителями о будущем брачном союзе. От девушки мало что зависит: в конце концов, родители могут просто приказать ей выйти замуж даже за малознакомого юношу, и она обязана повиноваться. Именно поэтому индийскую матримониальную систему называют "браком по предварительной договоренности".
После договоренности между родителями организуется две встречи будущей ячейки общества, которая называется «ашир-вад» или «благословение». Первая встреча проходит в доме невесты, вторая - в доме жениха. Во время этих встреч молодые получают подарки от будущих родственников и одаривают друг друга.
Конечно, времена меняются, и все больше и больше браков в Индии заключается по любви, но столь продвинуты в этих вопросах лишь жители крупных городов, остальная же Индия живет по старинке.
На счастье молодых также сильно влияет принадлежность их к той или иной касте. Напоминаю, что в Индии существовало 4 основные касты - брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих). Естественно, брак можно заключить только среди семей в своей касте. Если же семья молодого человека выдавала его за девушку из более низкой касты, то престиж семьи снижался до касты семьи невесты. В современной Индии официально кастовая система отменена, но на деле - это не так. Принадлежность к той или иной касте легко определить (легко, конечно, индийцу, а не нам).
Но, какие-то подвижки есть… можно даже встретить такие объявления в газетах, в рубрике знакомств:
«Профессиональный образованный мужчина 79/5’7″CA/CPA/MBA, работающий в США, ищет образованную девушку. Каста не важна.»
Но, наравне с такими смелыми заявлениями, есть и такие:
«30-летний сикх в тюрбане(!), имеющий отдельный дом и доход в 50000 рупий»
В день свадьбы жениху и невесте не разрешается ничего есть вплоть до начала церемонии бракосочетания. В доме жениха девушки из числа родственниц исполняют свадебные танцы и песни. Затем совершается небольшой, но важный ритуал под названием "гайе холуд" - обряд восхваления желтого цвета, который у индийцев ассоциируется с цветом солнца и служит символом верности. Церемония "гайе холуд" очень напоминает праздник красок "холи", с той лишь разницей, что краска здесь одна - желтая. Сначала все присутствующие красят себе лбы, а потом обсыпают друг друга желтым порошком.
После "гайе холуд" отец жениха торжественным голосом перечисляет имена усопших родственников этой семьи, как бы призывая их в свидетели и сообщая духам предков, что их потомок женится. Затем все участники церемонии направляются к дому невесты, где церемония "гайе холуд" повторяется.
Костюмы жениха и невесты
Традиционные индийские свадебные наряды - самые изысканные и красочные подвенечные платья во всем мире. Красный цвет платья является общепринятым во всех областях Индии, однако, современные модницы стали использовать и другие цвета. Индийские свадебные платья очень сильно отличаются от традиционных западных нарядов. Невеста в день свадьбы должна буквально искриться - именно этого эффекта и пытаются достичь богатой вышивкой, украшениями и использованием отражающих тканей для платья - атласа, шелка или шифона.
Индия - страна большая и от области к области стиль подвенечного платья немного меняется, но неизменными остаются виды свадебных одеяний:
Сари - традиционная индийская одежда - кусок длинной ткани, особым образом обернутый вокруг тела.
. гагра чоли - традиционный североиндийский наряд, состоящий из длинной в пол юбки (лахенга), блузки с коротким\длинным рукавом и длинного шарфа, перекинутого через плечо.
. салвар (шалвар) камиз - появился в Индии во время монгольских завоеваний, но, в отличие от монголов, остался навсегда. Это крайне удобная одежда «на каждый день», состоящая из брюк и удлиненной блузы.
Почему именно красный и оттенки красного? Красный цвет - это цвет удачи, он принесет много счастья будущей семье.
Жениха и невесту, олицетворяющую собой красоту и изящность, облачают в роскошные одежды так, чтобы взоры гостей были устремлены на счастливую пару. Обязательными 16 элементами свадебного гардероба невесты, называемыми Солах Шрингар являются:
Свадебный наряд . По традиции, свадебной одеждой невесты является сари, ленга чоли (лехенга) или сальвар камиз. Однако свадебный наряд может соответствовать одежде, носимой в определённом регионе Индии. Классический индийский, соответствующий ведическим предписаниям свадебный наряд невесты должен быть красного цвета, хотя иногда встречаются и другие, например, пурпурный, бордовый, оранжевый, золотистый, в Махараштре - зелёный. Свадебное одеяние невесты у древних славян также было красного цвета, а старинное выражение "красна девица", пришедшее к нам из глубокой древности, означает следующее: невинна, чиста, скромна, красива, подобно невесте, облачённой в красное.
Чёрный и белый цвета запрещаются, т.к. чёрный считается символом невежества, нечистоты, тьмы, а белый ещё с ведических времён у индийских женщин считается цветом вдовства, траура. К слову стоит отметить, что в древности траурным цветом у всех индоевропейских народов, к примеру, славян также считался белый цвет. Чёрный же появился с приходом христианства, заимствовавшего его, как и традицию завешивания зеркал в доме усопшего, из иудаизма. В XVI в. английская королева Анна установила традицию носить черные одежды в знак траура. С тех пор во многих странах мира вдовы носят черные платья.
Кешапашарачана
. Чтобы сделать великолепную свадебную причёску (кешапашарачану)
, необходимо умастить волосы невесты душистыми маслами, украсить их цветочными гирляндами и ювелирными украшениями. Традиционной свадебной причёской является коса, украшенная цветочными гирляндами. Длинные волосы, заплетённые в косу, - важнейшая деталь внешности индийской женщины, сохранившаяся еще с ведических времён. В соответствии с ведическими традициями, у благочестивой женщины должны быть длинные волосы, заплетённые в косу. Расплетать волосы женщина может в следующих случаях: а) в периоды интимной близости с супругом; б) при совершении омовения.
Распущенные волосы допускаются и у девочек, не достигших половой зрелости.
Появление как говорится "на людях" в публичном месте с распущенными волосами считалось величайшим грехом и позором. Только гетерам (куртизанкам), блудницам и рабыням дозволялось носить распущенные волосы. Древнеславянские (старорусские) выражения "распутная" и "распутница" указывают нам на то, что и на Руси когда-то придерживались древних ведических традиций.
Каджал или анджана - чёрная подводка для глаз, делает взгляд невесты привлекательным и загадочным.
Бинди - красная точка на лбу, являющаяся священным символом замужней женщины. Иногда бинди дополняется маленькими белыми точками или изящными узорами вокруг бровей.
Синдур - пробор невесты, окрашиваемый в красный цвет во время свадебного обряда.
Мангтика - ювелирное украшение на проборе.
Натх - колечко для носа, которое носят в левой ноздре. Подобно бинди и синдуру, оно (носимое в левой ноздре) является символом замужней женщины.
Карн Пхул - необычайно красивые свадебные серьги, обычно в изобилии инкрустированные драгоценными камнями, отчего бывают довольно тяжёлыми.
Хаар - свадебное ожерелье, традиционно сделанное из золота и украшенное драгоценными камнями, имеющее различные варианты в зависимости от региона. Во многих семьях хаар передаётся по наследству.
Баджубанх (бааджубанд ) - браслеты, которые надевают на руки выше локтя.
Менди - узоры, нанесённые хной на руки и стопы.
Чудиян - браслеты, надеваемые на запястье, обычно красного цвета.
Итар - ароматические масла.
Камарбанд (камербанд ) - изящный золотой или серебряный пояс, инкрустированный камнями, который носят на пояснице для поддержания свадебного наряда.
Паял - серебряные ножные браслеты с множеством маленьких колокольчиков, издающих нежный мелодичный звон в такт походке.
Аарси - большое изящное кольцо-зеркальце, которое носят на большом пальце руки.
Помимо платья, существуют обязательные украшения, которые завершают образ невесты и несут в себе дополнительную символику - это ожерелья, стеклянные браслеты на обоих руках, серебряные браслеты на ногах, кольца на обеих руках, кольца на пальцах ног, сережки, серьга в носу с цепочкой к уху и специальные украшения на волосы - украшений в Индии не бывает много. Такое обилие - норма для индийской невесты, которая, как я уже говорила, должна блистать в прямом смысле этого слова. Чтобы там ни было, и жених и невеста сверху обильно посыпаются гирляндами цветов.
Есть еще одно украшение, мангаль-сутра (ожерелье тали), которое жених повязывает невесте на шею во время церемонии - это украшение символизирует то, что мужчина отдает себя под магическую защиту женщине (ведь именно женщина способна обеспечить процветание и удачу мужу). Ожерелье состоит из бисера или бусин черного цвета и золотой вставки.
Неотъемлемой частью украшения невесты служит также менди (мехенди) - кратковременная татуировка хной. Эти татуировки наносятся невесте, ее подругам и родственникам женского пола во время предсвадебных празднований. Менди в Индии наносится только во время крупных торжеств - Дивали (фестиваль Огней), свадеб, помолвки.
Менди или хна имеют различные оттенки и цвета, начиная от красноватых и апельсиновых, заканчивая коричнево-черными. Другие цвета также доступны, путем смешивания красок и добавления их к хне.
Чем изысканнее и замысловатее узор менди, тем более счастливой будет дальнейшая жизнь молодой семьи. Чаще всего в узоры вкрапляются символы плодородия и религиозные мотивы, а также можно зашифровать имя возлюбленного.
Свадебный наряд жениха, также как и наряд невесты, красив и изящен. Традиционно он состоит из шервани (длинный сюртук, застёгивающийся до воротника) различных цветов, украшенного вышивкой золотыми нитями, и чуридаров (узкие штаны). В дополнение к костюму одевают традиционные, расшитые бисером туфли с загнутыми носами, называемые джути, а также великолепный тюрбан, называемый пагди (пагри) или сафа . В Пенджабе лицо жениха закрывают подвесками из бусин или цветов, которые называются сехра. Одетые в богатые свадебные одежды жених и невеста подобно богу и богине ослепляют своей красотой.
Большая часть жителей Индии разделяет верования Индуизма и практикует традиционные ритуалы, существующие еще во времена зарождения религии. Одним из таких ритуалов служит свадебная церемония. Индийские свадьбы - грамотно продуманные изящные праздники, длящиеся от трех дней до нескольких недель (в зависимости от обеспеченности семей и таланта брахмана - ведущего церемонии). Причем каждый день совершаются определенные ритуалы, несколько меняющиеся от области к области и содержащие от восьми до восемнадцати основных шагов. У современной быстро развивающейся Индии, к сожалению, уже не хватает времени следовать всем многочисленным свадебный традициям, но все самое главное, все же, осталось неизменным.
В первую очередь, это касается оформления свадьбы, ведь блистательным жениху и невесте должны быть под стать и свадебные декорации. Традиционные цвета индийской свадьбы - красный и золотой. Красный, как я уже упоминала, приносит удачу, а золотой или желтый цвет - символ солнца и верности.
Из цветов для украшения чаще всего используются орхидеи, гвоздики, маленькие розочки, лилии - все это заплетается в гирлянды. Причем, нормой считается использование искусственных и живых цветов вместе. В декоре наравне с цветами используются ковры, гобелены, свечи и ладан. На украшение места празднования тратится обычно не меньше средств, чем на одеяния самих молодоженов и их близкой родни, поскольку свадьба - это еще и публичное объединение двух семей.
Сценарий свадебного дня и предсвадебных торжеств разнится от штата к штату, так что приводимый ниже список - только один из многочисленных вариантов празднований в Индии.
До церемонииSagaai (помолвка)
Сагааи - церемония обручения: невеста приходит в дом жениха со специальным подношением - matli, который приносит удачу. Обычно это некая шкатулка с конфетами и подарками для жениха и его семьи. Этот ритуал символизирует принятие семьей невесты союза их дочери и ее будущего мужа. Затем проходит небольшая церемония, на которой пять женщин от каждой семьи благословляет будущую пару.
Garba (вечеринка перед церемонией, мальчишник)
Гарба - танцевальная вечеринка, которая проводится накануне церемонии. Гарба - отличная возможность родственникам будущих молодоженов встретиться и приятно провести время накануне церемонии.
Pithi (церемония восхваления желтого цвета)
Желтый цвет в Индии символизирует верность, и просто нелепо было бы не воздать ему хвалу перед церемонией… что и делается в доме жениха и невесты, где собираются их родственники и друзья. Они наносят молодым на лоб желтую краску, тем самым очищая новобрачных перед церемонией, и обсыпают друг друга желтой краской.
Менди (украшение невесты, девичник)
За день до церемонии в доме невесты собираются ее близкие подруги и члены семьи, ее ноги и руки расписывают хной, после чего одевают в свадебный наряд под пение свадебных песен и вед.
Mandap Mahurat
Это типичный ритуал, проводящийся накануне какого-либо важного события в жизни семьи - Пандит проводит обряды в доме жениха и невесты, во время которых семьи молятся Ганешу и ищут его благословение.
Griha Shanti (Мир Вашему Дому!)
Это обряд изучения гороскопов будущих молодоженов и выбора наиболее благоприятной даты и времени церемонии. Обряд проводится Пандитом для невесты, ее родственников и членов семьи жениха. От выбора благоприятной даты зависит счастье и мир в семье.
Собственно свадьбу играют, как правило, вечером - и обязательно в доме невесты, куда в урочный час прибывает жених в сопровождении родственников и друзей. К этому моменту уже готов маленький храм, специально построенный для совершения обряда. Он покрыт тентом, украшен по углам четырьмя пальмами и убран множеством душистых цветов, в основном желтого цвета. Жених становится на плоский камень и ждет, когда несколько человек вынесут в деревянном паланкине невесту - в богатом, обычно ярко-красном сари, со множеством украшений. Семь раз носильщики обходят вокруг жениха, а затем, остановившись, просят молодых взглянуть друг другу в глаза. Взгляд этот называется "шубхо дришти" - самый первый взгляд.
День церемонии
Baraat (Свадебный кортеж)
Жених прибывает к месту проведения церемонии со своими друзьями и членами семьи. Многие в качестве транспорта используют лошадей или специальные повозки. Прибытие жениха сопровождается шумными празднованиями и танцами. Традиционно жители Гуджарта выбирают себе невест из других городов или деревень, поэтому в день церемонии свадебный кортеж жениха прибывает в деревню невесты.
Ponkvu (Прибытие жениха, начало церемонии)
Прибытие жениха считается официальным началом церемонии. Жениха приветствует его теща, пытаясь выполнить символический ритуал - ухватить жениха за нос, что должно напомнить ему, что именно он стучался в их дверь, чтобы просить руку их дочери.
Jaimala (Обмен цветочными гирляндами)
После церемонии Ponkvu появляется невеста, и они с женихом надевают друг другу на шею цветочные гирлянды. Традиционно, во время этого обряда жених находится выше невесты, обычно об этом заботятся друзья жениха, тем самым показывая, что невеста не может «забрать» жениха из семьи и от друзей.
Madhuparka (Семья невесты принимает жениха)
Теща приводит жениха в Мандап - специальный навес или шатер для молодоженов, где происходит самый главный обряд вечера. В мандапе горит традиционный огонь и произносятся священные молитвы. Вторым не менее важным элементом свадьбы служит Шамиана - матерчатый шатер для гостей, где они угощаются в ожидании жениха и невесты. В мандапе брат невесты омывает жениху ноги, тем самым «принимая» его в семью, а сестра невесты в это время пытается «украсть» его ботинки. Ведь по традиции жених должен покинуть свою свадьбу в той же обуви, в которой он на нее пришел, а если ботинки «украдены», их нужно «выкупать» у своей невестки.
Kanya Agamana (Выход невесты)
Невесту в мандап приводит ее дядя по материнской линии. Перед началом церемонии между женихом и невестой натянут специальный занавес (antarpaat), отделяющий их друг от друга. Гуру начинает обряд, занавес опускается и пара может обменятся гирляндами. Церемония проводится перед священным огнем.
Kanya Daan (Передача невесты)
Обряд передачи невесты ее родителями жениху - рука невесты помещается в руку жениха. Родители невесты ничего не едят перед церемонией, тем самым очищая себя. Считается, что на свадьбе родители передают свою дочь, Богиню Лакшми, жениху - Богу Вишну.
Hasta Milap (Союз двух душ)
Шарф жениха привязывается к сари невесты, что символизирует союз двух душ. Гуру произносит молитвы, призывая Богиню Лакшми и Богиню Парвати. Родственники пары объединяются, посыпая молодых рисом и лепестками.
Varmala
Шеи новобрачный обвязываются шнурком, дабы защитить их от зла. Это делают старшие родственники молодоженов.
Mangal Pheras
Молодожены 4 раза обходят священный огонь, символизируя основные человеческие цели в жизни - Дхарма (мораль, праведность), Artha (богатство, материальное благо), Кама (радость, душевное удовлетворение) и Moksha (освобождение, вечное блаженство). В это время Гуру произносит молитву и жених повторяет за ним. Забавно, что после 4 кругов молодые очень спешат занять свои места, поскольку есть такая примета, что тот, кто первый сядет на свое место, будет управлять домом.
Saptapadi (Семь ритуальных шагов)
Жених помогает невесте сделать семь ритуальных шагов (коснуться большим пальцем правой ноги семи «ступеней»), в то время, как они произносят семь клятв. Каждый шаг также сопровождается молитвой, которую произносит жених.
1. С первым шагом пара просит у богов чистой, безбедной и благородной жизни.
2. Со вторым шагом они молятся о физическом и психическом здоровье и просят для себя здоровую и мирную жизнь.
3. Третий шаг - это просьба о духовной силе для выполнения духовных обязательств.
4. На четвертом шаге просят счастья и гармонии, которые можно достичь через взаимную любовь, доверие и долгую жизнь вместе.
5. Пятый шаг делается с молитвой о благосостоянии всех живущих родственников и о рождении благородных детей.
6. Шестой шаг обещание быть вместе и пройти вместе через все радости и невзгоды.
7. Во время последнего седьмого шага они молятся о жизни в целом, прося взаимопонимания, уважения, единства не только для себя, но и для всего мира.
Sindoor Daan
Далее черед ритуала Синдхур даан. Синдхур - красный порошок, которым жених наносит полоску на пробор невесты. Эта красная полоска в волосах, так же как и точка посредине лба, говорит о замужнем статусе женщины.
Saubhagyavati Bhava
Семь замужних женщин со стороны невесты проходят мимо пары и шепчут благословения в правое ухо невесты.
Ashirwaad
Свадьба традиционно заканчивается тем, что молодая семья просит благословения у старших.
После церемонии
Vidaai
Церемония отъезда недавно поженившейся пары - часто сопровождается слезами радости и печали.
Ghar Nu Laxmi
Когда пара приезжает в дом жениха, невеста приветствуется, как Богиня Лакшми, приносящая удачу в новый дом. Свекровь (мать жениха) помещает емкость с рисом при входе в дом. Если невеста просыплет рис, касаясь его правой ногой, то это к богатству. Таким образом, невеста принимает свои обязанности в ее новом доме.
Aeki Beki
Игра, смысл которой заключается в поиске кольца, которое помещается в поднос с водой, красным порошком, молоком и несколькими монетами. Считается, что тот, кто найдет кольцо четыре из семи раз, будет главой дома и станет управлять домашним хозяйством. День заканчивается молитвами с просьбами о счастье и любви молодых.
Вся свадебная процессия движется потом к тому месту, где священник, произнеся молитву и выслушав клятву молодых, соединит руки новобрачных гирляндой цветов. Жених в этот момент нанесет красную краску на лоб и пробор своей невесты: теперь они уже муж и жена. Затем все отправляются праздновать в помещение, называемое “бозарган”, где устраивается целое представление с танцами и песнями. Веселье длится всю ночь, а утром гости покидают дом молодой жены, уводя ее в дом мужа, где молодых также ждут подарки и благословение. В этот день никаких церемоний не происходит: все отдыхают. И только на следующий день в доме мужа принимают родственников жены с подарками, устраивают для них обед и развлечения.
Жениха проводят в пандал и сажают возле чаши с рисом. Появляется невеста в сопровождении матери, родственников и друзей. Жених встает, под звуки свадебной мелодии невеста медленно надевает ему на шею цветочную гирлянду и получает от будущего мужа такую же. Затем молодые обмениваются кольцами, и жених дарит невесте золотую цепочку, которую она отныне будет носить до конца своих дней.
Женщины на юге не выкрашивают пробор и не ставят на лбу знак замужества. Для них таким знаком служит золотая цепочка. Снять ее - плохое предзнаменование.
Вечером молодых уводят в отведенную для них комнату, где Мужу вручают стакан с молоком и оставляют одного, а молодую жену уводят к гостям. Начинается праздничный ужин. после которого все гости со стороны жениха уходят домой, а невеста возвращается в комнату к мужу. Наутро он увозит ее в свадебное путешествие.
А теперь о самой дешевой в мире свадьбе, которая обходится в 1 рупию и 25 пайсов (примерно 16 копеек). На самом севере страны живет племя нандхари. Свадьбу здесь празднуют исключительно просто, даже аскетично. Приданое, подарки, любая демонстрация богатства, хвастовство обеспеченностыо категорически запрещены. Одиночных свадеб у нандхари не бывает. Несколько раз в году устраиваются коллективные торжества, в которых принимают участие 30-50 пар новобрачных.
Зачастую это происходит вблизи маленьких деревень, и для того, чтобы вместить всех многочисленных родственников и просто гостей, жители строят целый городок из палаток и шалашей. Ритуал венчания начинается рано утром под открытым небом. Женихи и невесты с ног до головы одеты в белое. Девушкам из украшений разрешено надеть на шею только гирлянду из белых цветов. Сначала выходят женихи. Они торжественно рассаживаются на циновках из рисовой соломы. Затем подходят невесты, разумеется, каждая к своему суженому. Впрочем, бывает и так, что девушка не помнит или не уверена в том, ее ли это избранник, и тогда на помощь приходит чудо техники - фотография. (Бедные девушки, которые выходили замуж до изобретения фото!) Невесты надевают на женихов белые гирлянды и садятся по левую сторону от своих будущих мужей. При этом невозможно определить степень обеспеченности невесты - все равны.
Священнослужитель поочередно подходит к парам и наливает "святую" воду в пригоршню каждой невесте и каждому жениху. Молодые должны сразу же ее выпить. Затем священник разжигает огонь и произносит молитвы, время от времени подливая масло - делает он это специальной ложечкой, выполненной в виде небольшого челнока.
Затем все пары поднимаются, и женихи привязывают концы своих кушаков к концам шарфов невест. В этот узел жених обязан вложить плату за свадьбу - так сказать, свадебный взнос. По традиции он равен 1 рупии 25 пайсам. Разрешается, правда, его увеличить до 13 рупий, но ни пайсой больше, иначе это будет расценено как предосудительное мотовство. Связавшись, пары образуют круг и начинают медленно двигаться в обход огня. Они должны совершить пять полных кругов, после чего священнослужитель благословит молодых. Он призывает бога ниспослать милость новобрачным и желает им долгой и счастливой супружеской жизни.
Далее все пары расходятся по своим местам, садятся в том же порядке, как и в начале церемонии, а священник обходит их, развязывая концы шарфов и вынимая спрятанные деньги. Все собранные деньги передаются главным распорядителям, на них покупают пищу для участников церемонии и гостей. Обычно обед устраивается чрезвычайно скромный, состоящий из сластей и фруктов.
По окончании свадьбы невеста отправляется в дом мужа, не неся с собой ни приданого, ни подарков. В этом доме она должна прожить не менее недели, и только потом ей будет дозволено нанести визит родителям.
В Индии существует красивая легенда о муже и жене, которые были идеальной парой во всех отношениях:
ни он, ни она никогда в жизни не взглянули на кого-либо другого. Жили супруги дружно и счастливо и умерли в один день. В тот же вечер недалеко от Полярной звезды взошла новая звезда Анадурата — в честь счастливой семейной пары. Вот эту звезду и показывает в день свадьбы жених своей невесте, как бы призывая ее следовать примеру тех счастливых влюбленных.
Вот краткий очерк нескольких свадебных обрядов в их традиционном виде. Разумеется, на самом деле их очень много, различные обряды можно встретить и в пределах одного штата, и в пределах города, и даже общины, но важно отметить то общее, что присуще абсолютно всем индийским свадьбам. Прежде всего это огонь, олицетворяющий присутствие самого бога: все клятвы благочестия даются при нем. Другая особенность - многочисленность. На любую свадьбу, какой бы бедной она ни была, приглашают огромное количество людей.
И еще несколько слов - об украшениях. Ювелирные изделия - это не столько признаки роскоши, сколько важная дань символике. Для такого торжественного события, как свадьба, обычно готовят известное количество специальных изделий, которые вручают как невесте, так и жениху. Например, для невесты делают брачное ожерелье - "тали", или "мангель-сутра", которое во время свадебной церемонии жених надевает суженой на шею. Отныне женщина будет носить "тали" всю жизнь (если только не овдовеет). Вручение браслета во многих районах страны связывается со вступлением в родственные, братские и сестринские, отношения.
Индийская семья многочисленна. Она зачастую состоит из родителей, их женатых сыновей с женами и детьми, неженатых сыновей и незамужних дочерей - порой в доме живет до шестидесяти человек. Традиция отдает невестку в полную власть свекрови, а если девушка выходит замуж за младшего в семье, то на нее распространяется и власть старших невесток. Только воспитанная с детства сдержанность помогает свекрови подавить ревнивую неприязнь к жене сына и не очень обижать ее.
Мужчины отдают родителям весь свой заработок, и хозяйка дома определяет, на что и как надо тратить деньги. Если свекровь не балует невестку подарками, последняя должна обходиться теми вещами, что привезла из родного дома или получила в подарок на свадьбу. Если свекровь не считает нужным привлекать невестку к обсуждению бюджета семьи, к вопросам воспитания и обучения детей и решению других проблем, невестка будет жить как бесплатная прислуга, проводя свои дни у очага, детской кровати, за стиркой, мытьем посуды, полностью лишенная права голоса. Найдет родня мужа нужным отослать детей к каким-нибудь родственникам - отошлют. Найдут нужным взять для мужа вторую жену - возьмут.
К счастью, тяжелые отношения в индийской семье - скорее исключение из правил. Кроткие, работящие, терпеливые невестки, особенно те, кто "сумел" родить сына, довольно быстро вписываются в семейный круг. Ступенью ниже стоят те, кто рожает девочек. Но поскольку в Индии принято иметь много детей, то с годами появляются и мальчики, и девочки, и женщина-мать занимает в семье прочное место.
Дети в семьях растут в атмосфере доброжелательности. Первые слова, которые они слышат, призывают к доброму отношению ко всему живому. "Не раздави муравья, не ударь собаку, козу, теленка, не наступи на ящерицу, не бросай камней в птиц, не разоряй гнезд, не приноси никому вреда" - эти правила со временем принимают новую форму: "Не обижай младших и слабых, уважай старших, не подними нескромного взгляда на девушку, не оскорби нечистой мыслью женщину, будь верен семье, будь добр к детям".
Для индийцев характерна естественность - здесь не увидишь в семейном кругу вызывающее поведение, кокетство. Женщина до такой степени прочно замыкает кольцо своего внутреннего мира вокруг мужа, его жизни, его интересов, что для нее просто перестают существовать все другие мужчины.
Иностранцы, неглубоко знающие Индию и ее народ, часто удивляются "неконтактности" здешних женщин, которые вроде бы совсем не реагируют на присутствие незнакомых мужчин. Они любят красиво одеваться - для мужа. Холят свою кожу, убирают волосы, сурьмят веки, выкрашивают красной краской пробор в волосах, надевают украшения - для мужа. Учатся петь и танцевать - для мужа. И если муж жив и здоров, если он предан семье - а это правило, исключения из которого очень редки, -женщина счастлива, она ничего больше и не желает.
При всем различии свадебных церемоний в разных штатах и уголках страны есть и общее. Очень похожи всюду слова торжественной клятвы, которую произносят юноша и девушка, вступая в брак:
"Клянемся быть вместе и в горе, и в счастье - до того дня, когда смерть разлучит нас..."
В принципе все индийские свадьбы в обеспеченных семьях очень дорогие. Они обходятся от пяти тысяч до двадцати тысяч рупий, в зависимости от материального положения родителей. Но в штате Пенджаб свадьба - особенно дорогостоящее предприятие: во-первых, за невестой полагается большое приданое, а во-вторых, родители молодых стараются перещеголять друг друга и блеснуть щедростью и богатством.
Обычно между помолвкой, во время которой жених надевает невесте на палец обручальное кольцо, и свадьбой проходят один-два очень напряженных месяца. В эти дни родители невесты собирают приданое дочери:
множество сари на все случаи жизни, другую одежду, украшения, кухонную утварь... Два дня до свадьбы невеста никуда не выходит. Дом ее украшают фольгой, гирляндами цветов и разноцветных лампочек.
Наконец наступает день свадьбы, на которую собирают до 700-800 гостей. Родители невесты должны обеспечить их угощением и жильем. Невесту одевают в ярко-красное сари, на руках у нее обязательно ярко-красные браслеты, означающие, что девушка выходит замуж. Она будет носить эти браслеты, по крайней мере, еще месяц после свадьбы.
Вечером невесту выводят на открытую площадку перед домом, где она терпеливо дожидается прибытия жениха. Пенджабские девушки считаются очень скромными и застенчивыми. Это подчеркивается тем, что лицо невесты наполовину прикрыто сари. Наконец верхом на лошади прибывает жених - его одежда расшита золотым шитьем, он подпоясан огненным кушаком, на голове яркий тюрбан. Позади на разукрашенной лошади скачет дружка - "маленький жених" в таком же наряде.
Эту процессию обычно сопровождают музыканты. Поскольку гости веселятся, поют и танцуют прямо на дороге, то всем прохожим без объяснений понятно, что происходит на этой улице. Встретив жениха у ворот, родители невесты ведут его к новобрачной, и молодые обмениваются гирляндами цветов - это, собственно, и означает венчание.
После ужина молодых ведут в "веди" - маленький храм, сооруженный из пяти бамбуковых палок, покрытых тентом. В центре его горит огонь. Один конец сари невесты привязан к кушаку жениха, что должно означать их союз и привязанность друг к другу. Молодых сажают возле огня. Затем молодые должны подняться, взяться за руки и обойти вокруг огня семь раз.
Вот теперь они уже супруги. По возвращении в дом невесты молодого мужа с шутками и прибаутками укладывают спать в отдельной комнате, а жена остается в своей девической спальне. Родственники мужа отправляются ночевать к себе домой. Утром молодую жену все в том же свадебном наряде уводят в дом мужа. Теперь молодая жена придет в дом родителей в гости только через месяц - нанесет "первый визит".
Во многих районах Южной Индии церемонии обручения не существует. Родители жениха и невесты не спешат объявить о дне свадьбы, а первым делом изучают гороскопы молодых. Только в том случае, если звездные предначертания совпадут, родители невесты приглашают будущих свойственников на смотрины.
Наконец начинаются торжественные приготовления. За четыре дня до свадьбы съезжаются все родственники невесты. Во дворе ее дома воздвигают особый навес - пандал, украшенный цветами, гирляндами из кокосов и бананов, разноцветными огнями.
В центре пандала устанавливают большую чашу, до краев наполненную рисом, поверх которого лежит цветок кокосовой пальмы, - все вместе это символизирует счастье. Вокруг чаши зажигают огни. Однако церемония начинается не в пандале, а в храме, присутствует на ней только невеста, до жениха очередь еще не дошла. В половине седьмого утра девушку, одетую в свадебное сари, ведут в храм. Там невеста бросает на пол четыре кокосовых ореха, раздает милостыню беднякам, а затем возвращается домой.
Жениха встречают только отец и дядя невесты. Ни одна женщина из дома не должна попасться на пути будущего мужа. У самых ворот жениха встречает младший брат невесты, моет ему ноги и целует его. Это означает, что будущие зять и шурин породнились.
Индийская свадьба - это не просто торжественная формальность, это дань традициям, соединение судеб и начало новой жизни. Роскошь и богатство - неотъемлемая черта этих свадеб. В этом посте вы узнаете о ритуалах, свадебных обычаях в Индии, а так же увидите красоту, которая витает вокруг церемонии.
Прежде всего, стоит понимать то, что индийские свадьбы несут в себе глубокий смысл. Индусы убеждены: свадебный ритуал связывает жениха и невесту на все следующие семь жизней, потому следует подойти к нему со все ответственностью и провести торжество на высшем уровне.
Индийская свадьба обычно проходит в три этапа: церемонии до свадьбы, свадебный обряд и постсвадебные церемонии. Длится свадьба по обыкновению 4-5 дней.
Церемония помолвки (Тилак) является одним из первых важных мероприятий. Традиционно она организуется за месяц до свадьбы. Участвуют в ней только мужчины, так как индуистское общество патриархально и особо почитает мужское начало. Отец невесты направляется в дом жениха и сообщает ему, что невеста будет счастлива принять его в мужья. Затем он наносит на лоб жениха красную точку (Тилак из кумкума - порошка красной куркумы или шафрана), как символ принятия его в будущие зятья. Так же жениху преподносят подарки, а он, в свою очередь, передает подарки невесте.
Семья невесты приглашает всех родственниц, которые собираются и танцуют, поют народные песни на свадебную тематику под звуки дхолака (деревянного барабанчика).
Бинди - красная точка, которую наносят на лоб невесты, как знак того, что она замужняя женщина.
Сухагин - одна из церемоний, которая проводится в доме невесты. Во время этой церемонии воздаются молитвы женщинам, которые умерли раньше своих мужей. Этих женщин называют сухагин.
Когда девушка выходит за муж, ей все желают быть сухагин. Ведь в Индии все благосостояние мужа находится в руках жены. О том, чтобы мужчина был всегда радостен, здоров, доволен жизнью должна заботится его жена. Она не может показывать при муже никаких отрицательных эмоций, которые могли бы омрачить его настроение.
Если муж умирает раньше жены (особенно если от болезни), то жена должна снять с себя все украшения, разломать их, одеть белое сари и носить траур до конца своих дней. Как правило, ко вдовам относятся очень прохладно, избегают приглашать их в свет, а их социальный статус - самый низкий.
Церемония Менди является неотъемлемой частью досвадебных обрядов, проходящих в доме невесты. Этот обряд подразумевает нанесение рисунков из хны на тело. Считается, что, придя в дом жениха, невеста не должна работать, пока рисунки менди не смоются на ее теле.
После этой церемонии девушка не должна покидать дома до дня свадьбы.
В день свадьбы или за день до него обязательно проходит обряд Халди. Согласно нему, на лицо, руки и ноги жениха и невесты наносят пасту из куркумы, чтобы придать таким образом сияние.
Наряд невесты и жениха
Невеста должна уделить большое внимание прическе. По традиции, волосы должны быть собраны и заплетены в косу, украшены драгоценностями, цветами, умаслены душистыми маслами. С распущенными волосами в публичном месте появляться нельзя. Это разрешено только несовершеннолетним девочкам.
Важным атрибутом так же является Натх - колечко, которое носят на левой ноздре. Оно так же как и красная точка, и окрашенный в красный цвет пробор невесты являются символами замужества.
Браслеты, серьги, тяжелые ожерелья - все это дань традициям.
Традиционный свадебный наряд невесты красного цвета, хотя встречаются и синие, и пурпурные и зеленые... Черный и белый цвета запрещены. Черный говорит о нечистоте, а белый - цвета траура.
Свадебный наряд жениха обычно также эффектен. Длинный сюртук, расшитый золотыми нитями, узкие штаны, туфли с загнутыми носами и тюрбан. Считается, что жених и невеста должны быть одеты так, чтобы ослеплять всех своей красотой. И, похоже, им это удается.
Свадебная церемония
В день свадьбы жених отправляется к дому невесты вместе со своей процессией, которую называют Барат Никаси. Традиционно он должен ехать на лошади или слоне, то сейчас многие обходятся просто автомобилями.
В доме его встречает мать невесты, а затем он следует к месту проведения свадебного обряда, где ожидает появления своей избранницы.
Этот момент - ключевой и каждая семья старается оформить его как можно эффектнее.
Конечно же, невеста выглядит просто потрясающе! Теперь вы знаете, сколько подготовки для этого нужно.
Конечно, традиции традициями - но люди есть люди:) Устают индийские жених и невеста во время всей этой кутерьмы не хуже, чем наши, русские)
Когда невеста появляется, она несет в руках гирлянду из цветов. Молодые обмениваются гирляндами, что и является признанием женой мужа и наоборот.
Брак священен и не должен быть расторгнут, для чего концы одежды невесты связывают в узлы, развязывать которые она не должна после свадьбы.
Еще один традиционный обряд - это Ладжа Хома. Брат невесты насыпает в ее ладони рисовые зернышки. Половина из них сыплется в ладони к жениху. Невеста сыплет зерна в огонь, прося таким образом бога смерти даровать ее мужу долгую и счастливую жизнь.
Кульминация обряда - обход священного огня по часовой стрелке три раза.
Завершающий ритуал индийского бракосочетания - нанесение женихом на пробор невесты красного порошка из киновари. Так он принимает ее в жены.
А затем начинает грандиозный пир. Молодожены кормят друг друга сладостями, что символизирует их заботу друг о друге. К слову сказать, кушанья на индийских свадьбах выглядят просто роскошно.
Затем невеста прощается со своим домом и родными и едет в дом мужа.
Прибыв в дом мужа, невеста встречается со свекровью. При входе невеста должна наступить в поднос с красной краской и оставить красные следы на белой материи - на удачу:)
Вот такие красивые свадебные традиции существуют в Индии.