Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни. Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни Что должен уметь ребенок в 11 месяцев таблица
Наши детки растут очень быстро. Наблюдать за маленьким человечком не только интересно, но и полезно. Ведь это поможет выявить и своевременно устранить отставания в развитии.
Каждому возрасту малыша должны соответствовать определенные успехи. Что должен знать и уметь ваш ребенок в 1 год и 11 месяцев?
Физиология малыша в возрасте 1 года 11 месяцев
В таблице приведены нормы, установленные нашим Министерством здравоохранения. Ребенок, которому через месяц исполнится 2 года, приблизительно должен соответствовать этим параметрам.
Не стоит отчаиваться и поддаваться панике, если ваша кроха не соответствует указанным параметрам.
Каждый ребенок индивидуален!
Конечно, чтобы быть спокойным за развитие своего малыша, можно обратиться к доктору.
Что умеет делать ребенок в 1 год и 11 месяцев?
Рассмотрим подробно, на что может быть способен маленький человечек всего за месяц до своего двухлетия.
- Речь
Активно речь малыша начинает развиваться с полутора лет. В возрасте год и 11 он имеет уже достаточный для общения словарный запас. В его лексиконе присутствуют порядка 200 слов, которые он успешно складывает в небольшие предложения.
В этом возрасте нужно разговаривать с ребенком как можно больше. При этом не нужно сюсюкаться с ним, подражая его речи.
Напротив, при разговоре со своим крохой нужно четко выговаривать каждое слово. Тогда и речь его быстрее будет становиться правильной и понятной.
Очень полезно читать малышу детские стишки, напевать небольшие песенки. В возрасте год 11 месяцев малыш впитывает информацию, как губка. Он быстро схватывает отдельные фразы и слова, успешно повторяя их и расширяя свой словарный запас.
- Коммуникабельность
Совсем скоро вашему любимому человечку исполнится 2 годика. Вы устроите праздник, пригласите на него других деток. А умеет ли ваш малыш общаться со своими сверстниками?
За месяц до своей второй годовщины со дня рождения ребенок должен проявлять активное любопытство, стремиться к общению со своими ровесниками, пытаться идти первым на контакт с ними . В этот период между детьми наблюдается своеобразное сотрудничество. Они пытаются вместе выполнить какую-либо работу, к примеру, построить домик из кубиков.
К сожалению, между малышами могут возникать разногласия или ссоры. Кроха, если за несколькими малышами наблюдает один взрослый, может потребовать к себе повышенного внимания, показать задатки будущего характера.
В год и одиннадцать малыш понимает, когда к нему обращаются с просьбой или замечанием. При этом он реагирует на интонацию, выделяя в вашем голосе недовольство, просьбу или одобрение.
Большинство малышей в возрасте года и 11 месяцев охотно идут на контакт даже с малознакомыми людьми.
- Физическое развитие
Если ваш ребенок развивается нормально, то к году и 11-ти месяцам он уже многие вещи делает.
- Ходит и бегает без посторонней помощи.
- Поднимается и спускается по лестнице, при подъеме опираясь на каждую ступеньку только одной ножкой.
- Повторяет танцевальные движения, приседает и раскачивается под музыку, марширует.
- Подпрыгивает на двух или на одной ножке, не падая и не наклоняясь набок.
- Ловит мяч, бьет по нему в указанном направлении.
- Умеет пятиться назад.
К двум годам малыш должен быть активным, с интересом играть в подвижные игры и обладать хорошей координацией движения.
Чем ближе двухлетний возраст, тем активнее у детей развивается любопытство и любознательность. Они с интересом изучают все новое и незнакомое.
Для чего нужен режим ребенку? Каким он должен быть у малыша в 1 год 11 месяцев?
Режим дня дисциплинирует малыша и приучает его к порядку. Он знает, что после того, как он проснулся, нужно умыться и почистить зубки. Прием пищи в одно и то же время способствует хорошему аппетиту. Регулярный дневной сон успокаивает нервную систему ребенка.
Распорядок дня малыша в этом возрасте мало отличается от режима полутора или двухлетнего ребенка. Небольшое отличие существует между режимом детишек, которые сидят с мамой дома и теми, кто ходит в ясли. В первом случае утром кроха может поспать подольше. В детсад или ясли маленького человечка придется поднимать утром не позднее 7 часов.
Примерный распорядок малыша, который сидит дома с мамой или бабушкой выглядит приблизительно так:
- 09-00 — 9-30 Подъем, водные процедуры и зарядка
- 09-30 — 10-00 Завтрак
- 10-00 — 10-30 Развивающие занятия с взрослыми (лепка, рисование)
- 10-30 — 12-30 Прогулка и активные игры
- 12-30 — 13-00 Свободное время (игры с любимыми игрушками)
- 13-00 — 14-00 Обед
- 14-00 — 16-00 Дневной сон
- 16-00 — 16-30 Полдник
- 16-30 — 18-00 Прогулка
- 18-00 — 18-30 Развивающие игры с взрослыми (лепка, рисование)
- 18-30 — 19-00 Свободное время
- 19-00 — 19-30 Ужин
- 19-30 — 20-30 Чтение книжек, успокаивающие игры
- 20-30 — 21-00 Водные процедуры перед сном
- 21-00 — 9-00 Сон
Данный распорядок дня не является эталоном. Маленькие дети, как и взрослые, делятся на сов и жаворонков. Подстройте режим дня под биологические часики вашего малыша .
Чем кормить ребенка: питание карапуза в 1 год и 11 месяцев
Организм маленького человека значительно отличается от организма взрослого, поэтому для нормального развития и роста малышу необходимо оптимально сбалансированное питание, соответствующее его возрасту. В год и 11 ребенок хорошо управляется со столовыми приборами и умеет пережевывать пищу.
В ежедневном меню обязательно должны быть разнообразные продукты.
- Курица, говядина или телятина, нежирная свинина . Суточная норма этих продуктов составляет не менее 90 грамм. Обычно мясо подают в виде паровых котлет или мелких и хорошо потушенных кусочков. Можно давать ребенку сосиски или сардельки, но только отличного качества.
- Рыба . Так как малыш не сможет самостоятельно выбрать косточки, готовить рыбные блюда нужно из филе. Рыбу можно отваривать или тушить с овощами, готовить малышу из нее суп.
- Печень . Этот продукт очень полезен маленькому организму, так как содержит легко усвояемые высококачественные белки, минеральные соли, гликоген (природный крахмал) и витамины. Печень способствует нормальному пищеварению, благотворно влияя на кровь.
- Молоко и молочные продукты . В сутки малыш должен потреблять до 200 мл кефира и 600 мл молока (не только в чистом виде, но и с молочными кашами). Кроме того, крохе жизненно необходим творог. Если он не любит кушать его в чистом виде, испеките ему вкусные сырники или сделайте творожную запеканку, а если отказывается от молока, сварите какао. Давайте малышу сливочное масло до 15-20 грамм в сутки.
- Овощи и фрукты содержат большое количество витаминов и минералов, способствуют нормальному пищеварению. Оптимальным вариантом является использование продуктов, собранных со своего дачного участка. Но если у вас нет такового, старайтесь покупать овощи и фрукты на рынке у мелких российских продавцов, которые продают продукцию со своих приусадебных участков. Там, по крайней мере, не будет нитратов. В сутки малышу достаточно 250 граммов овощей и фруктов плюс 200 граммов картофеля. Не забывайте добавлять в овощные блюда зелень — лук, укроп или петрушку.
- Крупа . Каши из различных крупяных изделий составляют большую часть рациона ребенка в год и 11 месяцев. Не обязательно варить кашу на молоке. Из круп можно приготовить гарнир, запеканку, биточки или оладьи.
- Яйца . Продукт содержит такие полезные вещества — лецитин, цистеин и метионин. Вкусный воздушный омлет станет прекрасным завтраком для малыша.
- Напитки . В магазине имеется огромное количество соков для детей младшего возраста. К ним добавляется обычный (но не крепкий) черный или зеленый чай, компоты из сухофруктов или свежих ягод и кисели.
Приучайте ребенка кушать с хлебом, неважно с каким — пшеничным или ржаным. В нем имеются разные полезные компоненты.
Не давайте малышу блюда с острыми приправами. Кроме того, пища ребенка должна быть немного не досолена.
Досуг ребенка в 1 год и 11 месяцев: обучающие и развивающие игры
Чтобы малыш не отставал в развитии от своих сверстников, ему нужно уделять максимум внимания. Если ребенок ходит в детсад, там с ним занимаются методисты и воспитатели. Домашний же малыш может научиться чему-то новому только от близких людей.
В возрасте год и 11 нужно продолжать занятия и игры на развитие мелкой моторики . Рисование, лепка из пластилина, глины или теста, сборка пазлов, нанизывание бусинок не только укрепляют ручки малыша, но и способствуют развитию его речи.
Чтобы развивать интеллектуальные способности крохи, предложите ей разложить по цветам кубики или другие игрушки (красный к красному, зеленый к зеленому и т. д.).
Учите ребенка понятиям большой и маленький . Если у него есть матрешка или другие одинаковые игрушки разного размера, предложите ему выстроить их по росту. С тем же успехом можно разделить игрушки на мягкие и твердые.
Чтобы малыш не заскучал за монотонными ежедневными занятиями, проявите смекалку, и каждый день учите его чему-нибудь новому . К примеру, когда он освоит понятие твердый и мягкий, предложите ему найти и показать все мягкие или твердые предметы в вашем доме.
Чтобы маленький человечек развивался гармонично, уделяйте ему как можно больше времени . На прогулке рассказывайте обо всем, что вас окружает — о растениях, животных, домах или машинах.
Не забывайте уделять достаточно времени активным играм на свежем воздухе.
Чтобы развить коммуникативные способности, особенно если малыш не ходит в садик, гуляйте с ними на площадке, где много других детишек.
Общайтесь со своим любимым человечком каждую свободную минуту!
11 месяц у некоторых детей будет ознаменован первыми самостоятельными шагами. Но у большинства данное событие произойдет несколько позднее. Не торопите ребенка в естественном развитии, и не сравнивайте его достижения с успехами других малышей. У каждого ребенка свое неповторимое лицо и столь же неповторимое развитие. И ваша задача – вырастить уверенного в своих силах человека.
В этом возрасте особе остро стоит вопрос организации безопасного пространства для вашего активно действующего карапуза. Кроха не просто активно перемещается по квартире, он всюду находит себе предметы для изучения. Но порой они бывают не совсем подходящими для детской игры. Малыша этого возраста больше всего занимает вопрос: «Нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы что-то сделать с другим?» Поэтому юный исследователь, не задумываясь, может взять в руки попавшуюся ему на глаза сковородку и начать стучать ей по табуретке.
Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее превратить один из них в инструмент. Ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый в качество инструмента предмет служит маленькому человечку средством, а полученный эффект результатом.
В зависимости от использованных инструментов можно получить довольно неожиданный, не всегда приятный, результат. Следите за тем, что оказывается в руках у вашего малыша. Вышеупомянутую сковородку смените на машинку, а внимание к электроприборам, которое демонстрируют почти все малыши этого возраста, переключите на новую игру, организовать которую вам помогут советы, изложенные ниже.
Ребенку продолжают нравится игры «с общением», «совместное» с мамой пение, но на первое место выходят занятия с игрушками, причем с теми, которые заставляют думать. Пришло время пирамидок, матрешек, всевозможных коробочек и стаканчиков.
Учимся понимать друг друга
Ребенок охотно использует свой лепет, чтобы поговорить с новым человеком, и крохе нравится эксперименты со всевозможными звуковыми эффектами. Пребывая в хорошем настроении, малыш произносит яркие, интонационно богатые «монологи». Если же он раздражен, то замолкает или меняет интонацию. В этом возрасте у ребенка проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых еще нет у него в репертуаре. Некоторые слова малыш уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией.
Несмотря на то, что карапуз начинает ощущать себя самостоятельным человеком, он по-прежнему привязан к родителям. Если в комнату войдет незнакомый человек, маленький человечек прижмется к родительской ноге, и будет держаться за нее, пока «чужой» не уйдет.
Детей, которые очень бояться ухода родителей, надо постепенно приучать к их временному исчезновению. В этом непростом деле вам могут помочь родственники или близкие друзья, хорошо знакомые малышу – если кроха остается дома с кем-нибудь знакомым, ему гораздо легче прощаться с родителями.
Двигательные навыки ребенка в 11 месяцев
В развитии двигательные навыков у детей 11 месячного возраста наблюдается заметные развития. Один ребенок совершенствует навыки ползания, а другой уже неплохо ходит. Но в противоположность малышу, настойчиво желающему ходить и только ходить, «специалисты по ползанию», передвигаются гораздо быстрее и лучше сохраняют равновесие.
При исследовании новой территории у умелого ползунка меньше шансов причинить себе вред. Заметим, что, по мнению некоторых исследователей, отсутствие в развитии ползункового периода сказывается в дальнейшем на развитии пространственной ориентации. Крохе необходимо много ползать , ходить вдоль опоры, самостоятельно контролируя нагрузки. Не используйте ходунки – только естественный переход в вертикальное положение позволит окрепнуть мышцам спины и убережет вашего карапуза от формирования неправильной осанки.
У ребенка появилось новое достижение – он научился рвать бумагу. Малыш хватает тонкие страницы журнала или телефонной книги и быстрым движением, поворачивая руку в запястье, разрывает листы. Примерно к этому времени у малыша может появиться еще один интерес – ему захочется заниматься строительством, и для этой цели он использует кубики. Положив один кубик на другой, кроха, конечно же, потом толкнет и свалит свое «сооружение». Однако вскоре вы заметите, что высота «башни» увеличивается – малышу уже хочется положить на второй кубик третий, а за ним и четвертый.
Вижу, слушаю, ощущаю…
Взрослый человек знает, что вещи, на которые мы смотрим издалека, не становятся меньше. Находясь в другом конце комнаты, мы с легкостью определим на глаз чашку такого же размера, что стоит перед нами. Эта способность учитывать расстояние при определении размеров предмета называется постоянством величин. Некоторые психологи считают, что у детей данная способность постепенно развивается, но все-таки нужно, чтобы у малыша была определенная тренировка в восприятии предмета.
В поведении 10-11-месячного ребенка есть признаки, свидетельствующие о появлении понятия о постоянстве величин. Большая собака, увиденная впервые, пугает малыша, даже если находится на другом конце комнаты, а вот с маленькой собачкой, которая оказалась совсем близко, карапузу хочется поиграть.
Малыш уже имеет понятие о том, как должны выглядеть те или иные вещи, и демонстрирует это различными способами. Подайте ребенку чашку вверх дном, и он немедленно перевернет ее. На этом возрастном этапе продолжает совершенствоваться звуковое восприятие ребенка. Услышав что-то за спиной, малыш немедленно поворачивается и смотрит на то место, где должен быть источник звука. Кроха может исключительно по голосу различать членов семьи и по легким изменениям тона понимает настроение близких – гнев, желание подразнить, спокойствие, радость.
В предыдущем месяце ребенка все еще привлекало опустошение коробочек и баночек. Теперь же он начинает интересоваться и их наполнением. Любознательный кроха засовывает пальчики в нос и в рот, надевает кольца на стержень пирамидки, прячет маленьких куколок в игрушечную мебель. Ребенка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет усердно трудиться, пытаясь засунуть куклу-матрешку в меньшую по размеру фигурку, издавая при этом недовольные звуки.
Ваше чадо может привлечь и еще одно занятие – забрасывание предметов в коробку. Когда ребенок был поменьше, он уже бросал в нее игрушки, но это были случайные движения. Прошло несколько месяцев, и малыш научился целенаправленно забрасывать предмет в коробку, теперь он будет экспериментировать, бросая предметы. Карапуз может подержать связку ключей над кастрюлькой, а потом разжать пальцы, чтобы проверить, как ключи звякнут на дне посудины.
Занятие с ребенком 11 месяцев
Поговорите с ребенком через картонную трубку стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием сын или дочка будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку звуки типа «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма»! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки. Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок станет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать умение крохи слушать.
Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке. Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка позволят ребенку тренироваться в наполнении и опустошении емкости. Сначала карапузу потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, можно дать ему пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе – они заметно добавят веселья.
Положите маленькую игрушку в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку – этот опыт поможет ему лучше понять, что такое «внутри», а что такое «снаружи». Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваше чадо любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.
Физическое развитие ребенка 11 месяцев
Если ваш малыш только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого младенец учится держать равновесие и вовремя останавливаться. Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.
Во время прогулки можно найти массу предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности вашего сынишки или дочурки, но и стимулировать развитие осязания.
Если малыш научился взбираться по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. Лучше показать ребенку безопасный способ спуска с лестницы, чем рассчитывать на то, что кроха никогда не окажется на ней.
20.12.2019 17:48:00 Лучшие способы стать стройной раз и навсегда Многие диеты обещают быстрый результат, но после них вес быстро возвращается. Пресловутый эффект йо-йо появляется через несколько недель, а весы показывают даже больше, чем до диеты. Но как же похудеть? |
19.12.2019 08:18:00 |
Ваш ребенок
Питание и уход за малышом
Сон и безопасность
Развивающие игры
Развиваем слуховое внимание
Игра 1. «Кто сказал мяу?»
Игра направлена на развитие слухового внимания и восприятия. Различая голоса животных, малыш учится прислушиваться к чужой речи и быстро реагировать на произнесённые слова.
Вам понадобятся
6 мягких игрушек (например, кошка, медвежонок, мышка, поросёнок, собака и лягушка) и непрозрачная ткань размером 40х40 см.
План игры
1. Расположите игрушки в ряд перед ребёнком и дайте ему возможность рассмотреть их. 2. Покажите, как «разговаривают» игрушки, озвучив каждую из них по очереди. 3. Накройте все игрушки тканью, а затем просуньте под неё руку, дотроньтесь до одной из зверюшек, покачайте её из стороны в сторону и произнесите свойственные ей звуки. 4. Снимите ткань и спросите: «Кто так сказал?» Если малыш не угадает, ещё раз покажите ему, как «разговаривают» все игрушки.
Родителям на заметку
1. Игрушки должны быть знакомыми малышу, чтобы он мог сосредоточиться на их голосах и не отвлекался на их внешний вид. 2. Не торопите ребёнка, если он захочет подержать в руках игрушку, чей голос он угадал. Манипуляции с предметом позволяют установить связь между звуком, тактильным и зрительным образами. 3. Важно, чтобы каждая из игрушек говорила всегда одним и тем же голосом, чтобы малыш не запутался. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.
Развитие: наблюдаем за малышом
В одиннадцать месяцев мальчики весят 8,4-10,5 кг при росте 71,2-76,9 см, соответствующие показатели для девочек: 7,7-9,9 кг и 66,4-71,1 см*.
Большинство детей этого возраста предпочитают ползать, ведь так легче и быстрее перемещаться по дому. Многим удается сделать несколько шагов с помощью родителей, специальных игрушек-«каталок» или держась за мебель. Есть малыши, которые упорно пытаются ходить самостоятельно. Делая первые шаги, ребенок выглядит неуклюже: балансирует, расставив ноги, наклоняется вперед, подгибает коленки и высоко поднимает ручки - так ему легче удержать равновесие, ведь центр тяжести вашего крохи постоянно меняется, потому что он активно растет. Некоторые дети предпочитают балансировать с помощью только одной руки, в другой они держат любимую игрушку, с которой чувствуют себя более уверенно.
Словарный запас малыша растет. Он уже способен различать отдельные слова и целые предложения в потоке речи, хотя сам пока еще может произнести всего 2-3 слова. Ваш ребенок прекрасно понимает простые просьбы, например: «Принеси, пожалуйста, маме мячик», - и с удовольствием их выполняет, особенно, если его труд будет вознагражден похвалой или поцелуем.
Малыш активно исследует звуки, запахи, прикосновения и вкусы. Новые ощущения в большинстве случаев вызывают позитивные эмоции, но для развития логического мышления ребенку необходим и отрицательный опыт: некоторые предметы оказываются несъедобными или неприятными на ощупь, а некоторые звуки слишком резкими и пугающими. Если ваш кроха остро реагирует на новые ощущения, попробуйте знакомить его с ними постепенно и ненавязчиво.
В этом возрасте ребенок начинает лучше ориентироваться в пространстве и понимает, что такое «внутри» и «сзади». Теперь, если вы прячете игрушку за спину, его гораздо труднее обмануть. Он будет пристально следить за вашей рукой и сразу направится к «тайнику». Малыш испытывает определенные трудности, пытаясь поместить один предмет внутрь другого. Пока еще он не осознает, что схожие по форме предметы могут различаться по размеру, и не оставляет попыток положить большое ведерко внутрь маленького. Совсем скоро ребенок научится «на глаз» соотносить размеры предметов друг с другом и поймет, что можно положить маленькое ведерко в большое, а наоборот - не получится.
Большинство детей в этом возрасте любят убирать и раскладывать небольшие предметы или игрушки в ящики и коробки. Любимой игрушкой вашего крохи может стать обычная мамина сумка с кармашками, в которые можно сложить мелкие кубики, детали конструктора и другие ценные для малыша предметы.
*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).
В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.
Поведение: понимаем малыша
Малыш становится более общительным, теперь он охотно знакомится с новыми людьми и радостно приветствует не только маму и папу, но и других уже известных ему взрослых. Свое хорошее отношение ребенок выражает не только мимикой и лепетом, но и действиями, например, протягивая вам свою любимую игрушку.
Общение вашего крохи с детьми происходит иначе, чем со взрослыми. Он может довольно долго с интересом наблюдать за играми детей постарше и даже пытаться им подражать. А вот малыши-ровесники, находясь рядом, сначала будут играть по отдельности, не обращая друг на друга внимания. Но через некоторое время они «познакомятся»: начнут рассматривать друг друга, трогать ручки и лицо и даже могут обменяться игрушками.
Дети в этом возрасте достаточно уверенно передвигаются по комнате, забираясь в самые неожиданные места. Возможные ограничения со стороны взрослых вызывают у ребенка бурный протест, ведь они мешают ему исследовать окружающий мир и совершать интересные открытия. Даже понимая слово «нельзя», малыш теперь не всегда к нему прислушивается. Он активно пытается выбраться из коляски, кроватки или детского стульчика и сопротивляется привычным занятиям вроде смены подгузника или умывания после еды, потому что они ему наскучили.
Ребенок стремится все время быть в центре событий и будет громко выражать свое недовольство, если вы попытаетесь пообщаться с друзьями или сесть за стол без него. Некоторые дети даже отказываются ложиться спать, боясь пропустить что-нибудь интересное.
У одиннадцатимесячных детей отличное чувство юмора. Они чутко улавливают настроение взрослых и могут развеселиться просто за компанию. Если родители совершают «детские» поступки, подражая малышу, это рассмешит ребенка и вызовет у него искреннюю радость.
Питание
Детям в этом возрасте рекомендуются следующие нормы суточного потребления продуктов: грудное молоко (или адаптированная молочная смесь при невозможности грудного вскармливания) - 400 г, овощи - 180-200 г, каши -180-200 г, фрукты - 70-90 г, сок - 60-70 г, мясо - 60-70 г, молочные продукты - 40-50 г. Малышу можно съедать не больше половины желтка в день. Яичный белок детям до одного года давать не желательно, поскольку велика вероятность возникновения аллергических реакций.
Основу рациона одиннадцатимесячного ребенка составляют грудное молоко и фруктово-овощные пюре, однако, для правильного формирования речевого аппарата и тренировки пищеварительной системы пора попробовать «взрослую» пищу с кусочками. Чтобы заинтересовать малыша новой пищей, предложите ему вкусные мягкие кусочки, которые растворяются во рту при рассасывании: ломтики груши или яблока, макароны, вареную тыкву или картошку. В кашу на завтрак можно добавить ягоды, кусочки банана или яблока. На обед приготовьте малышу мясное блюдо с гарниром из овощей «как большому» - не в виде пюре, а с кусочками. Например, телятину по-домашнему с брокколи. Чтобы малыш не проголодался до ужина, предложите ему на полдник кусочек печенья или пшеничный сухарик.
Утром и вечером главной пищей малыша по-прежнему остается материнское молоко.
2. О времени введения прикорма не забудьте посоветоваться со своим педиатром.
Уход за ребенком
Малышу в этом возрасте полезно как можно чаще ходить босиком по разным поверхностям, от мягкого ворса ковра до плитки в ванной. Разнообразие очень важно при восприятии мира через ощущения. Позже, это поможет ребенку при знакомстве с новыми предметами и явлениями: его не будет пугать и беспокоить резкая смена ощущений.
Во время ежедневного купания развивайте координацию и глазомер ребенка. Например, с помощью «утиного супа». Запустите в ванну к малышу резиновых утят и вооружите его обыкновенной поварешкой. Покажите, как можно поймать утенка с помощью поварешки и «перелить» его в тазик. Совсем скоро ваш кроха самостоятельно сможет набрать целый тазик «утиного супа».
Обучение и общение: занимаемся с малышом
Большой интерес у детей в этом возрасте вызывают книжки с картинками. Сначала ребенок воспринимает их как обыкновенные игрушки и только потом начинает сосредотачиваться на их содержании. Для начала лучше выбрать книжки с простыми историями и яркими крупными картинками, на которых изображены знакомые малышу предметы. Читая вслух книжки, сядьте так, чтобы ребенок мог видеть картинки и помогать переворачивать страницы, а также наблюдать за вашей мимикой и артикуляцией. Подражайте голосам зверей, меняйте тембр и интонацию голоса для того, чтобы удержать внимание малыша на процессе чтения. Детям нравится рифмованная речь. Если вы будете часто читать вслух одно и то же стихотворение, скоро ваш кроха сам сможет вставлять правильные звуки и слова в нужных местах.
Поощряйте попытки ребенка начать диалог: «разговаривайте» с ним по игрушечному телефону, «звоните» вместе с ним куклам или любимым мягким игрушкам. Задавайте малышу вопросы, на которые он сможет ответить жестами: «Где мамино ушко?», «Где папина рука?» и т.п.
Играя в кубики или собирая с ребенком пирамидку, рассуждайте о разнице в размерах разных предметов. Попросите малыша найти самую большую или самую маленькую деталь. Помогите ему, разложив все детали в определенной последовательности.
Учите ребенка правильно использовать понятия «теплый» и «холодный». Например, дайте ему пощупать продукты, которые вы достали из холодильника, обсудите с ним, какие они холодные. Ну, а руки после этого надо помыть теплой водой.
Веселым и познавательным для малыша может стать любое обычное для взрослых занятие, например, поход в магазин. Подробно описывайте товары, стоящие на полках, «советуйтесь» с малышом о том, что именно купить. Разрешите ребенку самому положить в корзинку небольшие продукты.
Учите малыша одеваться и раздеваться самостоятельно, например, застегивать и расстегивать молнию или кнопки. Сначала попробуйте сделать это на игрушечном костюмчике у куклы или плюшевого мишки, а потом - и на настоящей одежде. Научиться надевать перчатки или варежки ребенку будет гораздо легче, если вначале использовать большие перчатки мамы или папы.
Все дети от природы очень музыкальны, устраивайте перерывы между «серьезными» занятиями, чтобы попеть и потанцевать вместе. Отбивайте ритм, используя столовые ложки или бубен.
В этом возрасте внимание ребенка очень быстро переключается. Как только вы заметите, что ему становится скучно, начинайте заниматься другими делами. Ваш малыш всегда готов узнать что-то новое об окружающем мире.
Сон
В одиннадцать месяцев малыш прикладывает много усилий, учась самостоятельно ходить и осваивая игры с мелкими предметами, поэтому полноценный сон ему просто необходим. В этом возрасте дети спят около 13 часов в сутки*. Оптимальный режим: длинный ночной сон продолжительностью 10-11 часов и 2 перерыва на сон днем.
Постарайтесь следовать одной и той же схеме, готовя ребенку ко сну. Соблюдение определенных ритуалов поможет ему почувствовать себя в безопасности. Скорее всего, ваш малыш уже умеет засыпать самостоятельно, ведь он совсем большой. Однако из-за повышенной физической активности, дети легко перевозбуждаются, и поэтому могут спать беспокойно и часто просыпаться ночью. Не оставляйте ребенка плакать в одиночестве. Поцелуйте его, обнимите, пожелайте спокойной ночи и напомните, что вы совсем недалеко. Чаще всего, малышу достаточно знать, что мама рядом, чтобы успокоиться и снова заснуть.
У многих детей со сном ассоциируются определенные слова или поступки родителей: например, мама только перед сном гладит малышу пяточки и называет специальным ласковым словом – «сплюшечка», «сонюшка» и т.п. Такие «сонные» традиции также помогают крохе расслабиться и быстрее заснуть.
Примечание:
(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.
Безопасность
Еще раз убедитесь в том, что ваш дом достаточно безопасен для подросшего малыша. Уберите в труднодоступные места все потенциально опасные вещества и предметы, в том числе мамины украшения и косметику.
Если вы храните игрушки малыша в сундуке или коробке с крышкой, убедитесь, что крышка не может захлопнуться и прищемить ребенку ручки. Позаботьтесь о том, чтобы острые углы на мебели были снабжены специальными накладками, а дверцы - заглушками, не позволяющими малышу самому их открыть. Возможно, стоит заклеить стеклянные или зеркальные дверцы шкафов специальной защитной пленкой, которая предотвратит рассыпание осколков.
Не оставляйте ребенка одного в ванной или на кухне. Не позволяйте ему без присмотра играть целлофановыми пакетами или оберточной бумагой.
Помните, что даже самый дружелюбный и воспитанный домашний питомец в мире не должен находиться наедине с малышом без вашего контроля.
Ваш малыш с каждым днем становится всё взрослее, не за горами первый день рождения. Малыш, так много узнал и многому научился за это время, но сколько еще интересного впереди.
Ваш малыш уже умеет...
Мальчики:
68,9-81,1 см.8,3-12,3 кг.
44,3-50,0 см.
44,8-56,3 см.
68,8-79,4 см.
8,2-11,4 кг.
43,2-49,6 см.
45,0-42,7 см.
Физическое развитие на 11 месяце жизни
За одиннадцатый месяц жизни малыш должен набрать 400 — 450 грамм.
Длина тела ребенка увеличивается за этот месяц 1-1,5 на см. Окружность груди и головы на 0,5 см.
Продолжают прорезываться зубы. К одиннадцатому месяцу их может быть уже восемь. Как правило это — 2 нижних средних резца (прорезываются в 6-7 месяцев); 2 верхних средних резца (в 8-9 месяцев) и 2 верхних боковых резца (в 9-10 месяцев) и 2 нижних боковых резца (в 11-12 месяцев).
Нервно-психическое развитие ребенка на 11 месяцев
Ваш малыш уже такой большой, он понимает Ваши просьбы и запреты, ну и конечно же не забывает время от времени показывать свое «Я», ведь он уже большая личность.
Двигательные навыки в 11 месяцев
В одиннадцать месяцев ребенок умеет:
- Самостоятельно садиться и вставать;
- Взбираться на возвышение и спускаться с него;
- Преодолевать различные препятствия;
- Может быстро и на большие расстояния передвигаться на четвереньках;
- Малыш может пить из чашки или поильника, при этом умеет удерживать его самостоятельно;
- Пытается самостоятельно есть ложкой;
- Свободно приседает;
- Под музыку изображает некоторое подобие танца;
- Всё лучше начинает ходить без посторонней помощи. Большинство малышей ходит держась за руку взрослого или балансируя при помощи рук. Во время ходьбы малыш покачивается, наклоняет тело вперед, расставляет ноги, хватается за опору.
Познавательное развитие
Малыш в 11 месяцев может играть в простые сюжетные игры (кормить кукол, укладывать их спать, купать и так далее). Хорошо знает и показывает части тела на себе и других людях.
Многие малыши умеют строить башню из нескольких кубиков, различают цвета, нанизывают кольца на пирамидку.
По просьбе взрослого находит и подает нужную игрушку.
Очень нравиться малышам в этом возрасте копировать действия взрослых. Поэтому взрослым следует тщательно следить за своими действиями, так как малыш может очень быстро перенять вредные привычки.
Ближе к году малыши начинают активно интересоваться общением с другими людьми, особенно с детьми.
Активно развивается вкус и осязание малыша. Ребенок пробует новую еду, ему интересно трогать разные поверхности. Очень полезно в этом возрасте, для развития ребенка, давать посходить ему босиком по песку, траве, шершавой поверхности. Дать потрогать мокрые игрушки, опустить его ручку в баночку с фасолью, с желе.
Развитие речи
Ребенок к 11 месяцам начинает хорошо имитировать простые звуки, такие как шум мотора машины, ход часов, как капает вода, как говорят животные и другие.
Старайтесь как можно чаще поощрять стремление ребенка говорить. Задавайте побольше вопросов, в этом возрасте ребенок понимает в 5-6 раз больше, чем может произнести.
Ребенок с большим интересом следит за тем как говорят взрослые, за их губами. Начинает употреблять упрощенные слова (ав-ав, бух, би-би и другие). К 11 месяцам, в словарном запасе у малыша, примерно 4-5 таких упрощенных слов. У некоторых крох появляются специальные слова, которые они придумали сами для обозначения тех или иных предметов. Например, рыбу малыш может назвать «бак», колготки «оты» и другие.
В 11 месяцев ребенок хорошо понимает, когда его хвалят, а когда ругают.
Уход за ребенком в 11 месяцев
Режим и распорядок дня к 11 месяцам остается прежним. Дети в этом возрасте, как правило, спять два раза в день, кушают 4-5 раз.
Многие малыши к 11 месяцам отвыкают от ночных кормлений.
К 11 месяцам малыши начинают ходить, поэтому необходимо обратить внимание на обувь малыша. Она должна быть подходящего размера, с достаточно жесткой подошвой, с твердым задником, хорошо сгибаться и изготовлена из безопасных материалов.
В этом возрасте можно начать или продолжить (если Вы уже начали) приучать ребенка к горшку. Не забывайте хвалить малыша, даже если он просто посидел на горшке, это очень важно!
Уделяйте внимание гигиене полости рта, особенно если у малыша уже прорезались зубки.
В остальном уход за малышом остается прежним. Умывания, купания, прогулки на свежем воздухе, массаж, гимнастика.
Питание ребенка в 11 месяцев
У многих детей к году аппетит снижается, чаще всего это связано с прорезыванием зубов, другие же так показывают свой характер. Запаситесь терпением, чтобы накормить малыша прибегайте к разным хитростям. Еда в виде игры, кормите одновременно его и его любимую игрушку, украшайте блюда, давайте что-нибудь вкусненькое.
Как правило, к 11 месяцам основные продукты уже введены в рацион питания малыша. Это разнообразные каши, овощи, фрукты, мясные и рыбные блюда, кисломолочные продукты, выпечка.
Для малыша этого возраста подходят блюда гомогенной консистенции, измельченные, с мелкими кусочками, тушеные, приготовленные на пару или отваренные.
К 11 месяцам малыш может есть многие взрослые блюда, разница лишь в том, что в детское блюдо не добавляют специи и придают ему соответствующую консистенцию. Например, рагу с мясом и овощами можно приготовить для всей семьи. Используя для этого не жирное мясо говядины или курицы. Специи взрослые добавляют себе в тарелки, а порция ребенка просто разминается вилкой на маленькие кусочки или до пюреобразной консистенции. По желанию мясо для малыша можно размельчить с помощью блендера, либо разделить на небольшие волокна и смешать с овощами.
Фруктовые соки - 90-100 мл;
Фруктовое пюре - 90-100 грамм;
Творог - 50 грамм;
Желток - 1/2
Овощное пюре - 200 грамм;
Молочная каша - 200 мл;
Мясной фарш - 60-70 грамм;
Рыбное пюре - 60-70 грамм;
Печеночный фарш - 30 грамм;
Кефир - 200 мл;
Сухари, печенье - 10-15 грамм;
Хлеб - 10 грамм;
Растительное масло - 5 — 6 грамм;
Сливочное масло 5-6 грамм.
Примерный рацион питания ребенка в 11 месяцев
6:00 - Грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл
10:00 - Каша (170 грамм), 1/2 желтка фруктовое пюре (30 грамм), хлеб (10 грамм);
14:00 - Суп овощной, протертый 50 мл; Овощное пюре 150 грамм; Мясное пюре (или рыбное 1-2 раза в неделю)- 60 грамм; Хлеб 10 грамм, Фруктовый сок 50 мл.
18:00 -Адаптированный кефир - 150 мл; творог(50 грамм); печенье (5-10 грамм);
22:00 — Грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл.
Если у матери имеется молоко, то идеальным для нормального развития ребенка, считается кормить его грудным молоком, хотя бы 1-2 раза в день до года, и после первого года жизни(до тех пор, пока у матери есть молоко).
Необходимые обследования в 11 месяцев
В 11 месяцев необходимо сходить к врачу педиатру, для оценки физического и нервно-психического развития ребенка. Врач взвесит и измерит ребенка, расспросит о том что он умеет. Полученные данные занесет в историю развития ребенка.
Как играть с ребенком в 11 месяцев?
В 11 месяцев ребенок хорошо умеет находить предметы, поэтому ему очень понравиться если Вы будете простить его выбрать из кучи игрушек и дать Вам конкретную игрушку. Обязательно хвалите его, ведь он так старается.
Также малыша очень занимают части тела, которые он уже не плохо знает и показывает. Поспрашивайте его «Где у него (или у Вас) ротик? Где глазки?»
Малыш уже умеет играть в простые сюжетные игры, помогите ему в этом - покормите кукол, уложите их спать.
Рассматривайте с малышом книжки с яркими картинками, давайте ему самому возможность листать страницы.
Малыш в этом возрасте очень активен, поэтому любит играть в шумные, подвижные игры. Особый восторг взывают раскачивания, подбрасывания, кружения, опускания вниз головой. Особенно хорошо эти игры получаются у пап, так как они физически сильнее и надежно страхуют малыша.
Какие игрушки подходят для данного возраста?
Ближе к году малышам всё больше нравиться играть не с игрушками, а со взрослыми предметами. Не заглушайте его интерес, ведь малышу вполне можно дать кастрюлю, старые часы или телефон. Пусть возиться с ними, изучает.
Одни и те же игрушки быстро надоедают малышу, поэтому старайтесь их менять, так же не стоит предлагать одновременно слишком много игрушек. Это может быстро утомить ребенка.
В этом возрасте малыш очень активен, не стоит сдерживать его, старайтесь больше с ним разговаривать, рассказывать и показывать. Играйте с ним, а через игру учите самостоятельности, общительности, приучайте к труду.
Здравствуйте, дорогие читатели. Вашему ребёночку уже 11 месяцев, всего через 30 дней он будет отмечать свой первый день рождения. Малыш совсем взрослый, совершает свои первые шаги, пусть и с поддержкой взрослых. В этой статье вы сможете узнать, что должен уметь делать ребёнок в 11 месяцев.
Особенности физиологии малыша
Ребёнок уже имеет достаточно окрепшую систему мышц. Поэтому теперь не редкость увидеть топающего карапуза. Правда чаще всего он ещё держится за мамину руку.
В одиннадцатимесячном возрасте возможно наличие четырёх зубов – центральных резцов на нижней и верхней челюсти. Хоть это всё индивидуально. И является нормой даже полное отсутствие зубов до года. Так что не расстраивайтесь, если ваш кроха всё ещё не обзавёлся ими.
Малыш подрос, стал тяжелее. Характерным для этого возраста будет наличие таких параметров: у мальчиков вес от 7,6 кг до 11,6 кг при росте от 69,9 см до 79,2 см; у девочек вес от 6,9 кг до 11,2 кг при росте от 67,7 кг до 77,8 кг.
Мой карапуз уже весил 10 кг 800 грамм, рост – 78 см.
Развитие
В жизни малыша всё больше новых открытий. Он уже такой взрослый. Давайте рассмотрим, какие же особенности наблюдаются в его развитии, какой прогресс в мелкой и крупной моторике, в эмоциональной и интеллектуальной сфере.
Как ребёнок умеет двигаться
Одиннадцатимесячный карапуз уже умеет:
- Ловко владеть кистью руки, и индивидуально всеми пальчиками.
- С абсолютной лёгкостью садиться и приподнимается. Сидит уверено и продолжительное время.
- Умеет ползать .
- Поднимается, держась за кого-то или за что-то. Таким же образом пытается совершать свои первые шаги.
- Может залазить на невысокие предметы мебели и самостоятельно с них слазить.
- Пытается шагать без чьей либо поддержки.
Мой сын в 11 месяцев уже начал самостоятельно ходить. Правда делал буквально два-три шага и падал на попу. Но при этом не расстраивался, а даже улыбался . Потом снова вставал и пробовал идти. Иногда он ленился и перемещался, держась за кроватку.
Интеллектуальное развитие карапуза
Ваш ребёнок изменился, он уже понимает практически всё, что вокруг него происходит. Разбирает то, о чём говорят взрослые, о чём они его просят. Только сейчас вы впервые сможете не просто услышать слова «мама» или «папа», они будут направлены именно на вас. Ребёнок посмотрит в вашу сторону, потянет ручки и скажет – «мама». Это незабываемое ощущение. Какими ещё навыками в умственном развитии обзавёлся малыш:
- Когда ребёнок голоден или хочет писать — он уже осознанно произнесёт слова, символизирующие эти процессы («ням», «пи-пи»).
- Пытается разговаривать голосами животных.
- Понимает значение просьб, услышанных от родителей, и послушно выполняет их.
- Знает, что такое «нельзя». И уже спокойно к этому относится, не обижается и не сердится.
- Научился махать или кивать головой, когда хочет сказать «нет» и «да» соответственно.
- Умеет прощаться с помощью махания ручкой.
- Произносит слова благодарности путём кивания головой.
- Осознанно совершает определённые действия, например, играет мячом, звонит в колокольчик.
- Играет в игры типа «коза-дереза» и «ладушки».
- Самостоятельно собирает пирамидку, матрёшек, строит замок из кубиков.
- Малыш подражает маме. Готовит кушать в игрушечной посудке, качает куколку и кладёт её спать.
- Ребёнок уже дал предметам и действиям свои названия, например «ляля», «биби», «бах».
- Развились навыки сообразительности. Малыш понимает, что может использовать какие-то вспомогательные предметы для достижения своей цели.
- Кроха научился манипулировать, понимает, что можно «поплакать», чтоб получить желаемое.
Эмоции и социальные навыки
У ребёнка развивается психологическая дифференциация. В одиннадцатимесячном возрасте ему свойственны следующие умения:
- По настроению ребёнка уже можно понять нравится ему какое-то действие, человек, животное, игрушка или наоборот вызывает только чувство неприязни.
- Если кроху что-то не устраивает, например, его заставляют кушать что-то «невкусное» или купаться (если он этого не любит), то ребёнок всем своим видом будет показывать протест и упрямиться.
- Малыш уже свободно общается с другими детками. Теперь он стал выбирать себе друзей и в этот список входят далеко не все дети его окружения.
- Важно приучать малыша оставаться без мамы, становиться самостоятельным.
Сколько кроха спит и как кушает
Многие родители в этом возрасте уже заканчивают вводить прикорм деткам . Естественно в рационе малыша ещё нет жирного мяса или рыбы , грибов, красных и оранжевых фрукт и ягод, цитрусовых, сладостей. Еду для малышей всё ещё измельчают. Стараются давать минимум соли и сахара или не давать их вообще.
Прикорм заменяет практически все приёмы пищи. Если вы планируете в ближайшее время отучать карапуза от груди или от смеси, вам необходимо такое кормление свести до минимума, например, только перед сном.
Суточная норма малыша – литр пищи, без учёта жидкости. Кушает ребёнок пять раз в день.
У многих деток уже есть хотя бы четыре зубика. Поэтому им уже можно давать еду, которую следует учиться пережёвывать.
Ребёнок продолжает спать до 14 часов в сутки, 10 часов приходится на ночное время. Дневной сон может быть, как одноразовым, так и двухразовым. Ребёнок за раз может спать до двух часов. По ночам он практически не просыпается. Возможно, одно кормление.
В зависимости от индивидуальных особенностей некоторые дети могут просыпаться очень рано, а другие ложиться очень поздно. Но вы всё равно старайтесь приучать малыша к режиму дня , например не давать ему уснуть до 21:00 или наоборот так изматывать кроху, чтоб к этому времени он уже был готов упасть на подушку.
Малыш становится самостоятельным
Уже подошёл такой возраст, когда ребёнок хочет казаться старше, показывать, что и сам может справляться со своими делами. Вы можете позволять крохе выполнять следующие действия:
- Умываться, мыть ручки.
- Расчёсываться
- Пользоваться ложкой, чашкой.
- Самостоятельно надевать шапку, носочки.
- Помогать по дому, например, вытирать пыль, класть на место разбросанные игрушки.
Вы не только не должны противостоять его начинаниям, но и поддерживать малыша в этом. И главное не забывайте хвалить своего карапуза.
Что умеют мальчики, а что девочки
В одиннадцатимесячном возрасте уже с лёгкостью можно замечать отличия не только в физическом развитии мальчиков и девочек, но и в их поведении и даже способе играть.
Что должен уметь мальчик в 11 месяцев
- Любит активные игры.
- Он любопытный и полный энергии.
- Отдаёт предпочтение машинкам, мячику.
- Не любит долго сидеть на месте. Находится в постоянном поиске чего-то нового.
- Любит слушать разные звуки, может долгое время нажимать на кнопки музыкальных игрушек.
- Отдаёт предпочтение детям своего возраста. С лёгкостью знакомится.
Что должна уметь девочка в 11 месяцев
- Любит спокойные игры.
- Может длительное время сидеть на месте, заниматься понравившимся делом.
- Отдаёт предпочтение куклам, посудке, мягким игрушкам.
- Обожает копировать маму. Хочет, как она краситься, наряжаться.
- Обожает кормить свои игрушки с ложечки, сажать их на горшок , катать куклу в коляске .
- Девочкам интереснее играть с карапузами постарше. И они долго стесняются прежде, чем начать знакомство.
Не стоит забывать и об индивидуальных особенностях детей. Поэтому эти признаки мальчиков и девочек весьма относительны.
Активно развиваем малыша
- Стимулируйте ребёнка к первым самостоятельным шагам.
- Водите малыша по ступенькам, держа его за одну руку.
- Продолжайте заниматься мелкой моторикой ребёнка. Пусть собирает пирамидки, кубики, пересыпает крупы, рисует по рассыпанной муке, разворачивает обёртки от конфет.
- Когда малыш купается, пусть играет разными игрушками, давайте ему ковшик, пусть переливает воду.
- Пусть в его жизни появятся ролевые игры. Кормите куколку, кладите её спать, одевайте.
- Занимайтесь творческим развитием. Пусть малыш рисует, лепит з пластилина или солёного теста.
- Общайтесь с ребёнком, как со взрослым. Называйте ему все звуки и предметы, которые попадают в его поле зрения.
- Продолжайте читать ему сказки, рассматривайте вместе картинки в книге, называйте ему то, что там изображено.
- Обязательно выводите ребёнка на детскую площадку, ходите в гости к другим малышам. Ребёнку просто необходимо общение со сверстниками.
Вот так незаметно и пролетели 11 месяцев из жизни вашего комочка счастья. Ещё совсем чуть-чуть и ваш ребёнок начнёт самостоятельно ходить, а потом бегать, в его речи появятся первые словосочетания, а потом целый предложения. Помогайте вашему малышу расти здоровым и правильно развиваться.