Конспект занятия "пасхальный благовест" в подготовительной группе. Конспект занятия на тему "Пасха" в детском саду. Подготовительная группа
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «С кистью и краской готовимся к Пасхе»
Скороходова Елена Николаевнна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Семицветик», город Тамбов.Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме «С кистью и краской готовимся к Пасхе». Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной группы. Это конспект интегрированного занятия в областях:
- художественно – продуктивное развитие;
- познавательно – речевое развитие.
Задачи:
- познакомить с на¬родным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, тради¬циями, новыми словами и их значением;
- познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского на¬рода;
- научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества.
Планируемые результаты: развивать интерес к народному обрядовому празднику Пасха, ее обычаям, традициям; уважи¬тельно относиться к традициям русского народа.
Словарь: народный праздник, Великая Пасха, кулич, Красная горка, крашенки, писанки.
Материал: иллюстрации, кулич, пасха, яйца расписные, яйца силуэтные (из бумаги), ложки, горка, коллекция пасхальных яиц.
Подготовительная работа: беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини-выставка кол¬лекции сувенирных яиц.
Содержание деятельности:
-Здравствуйте, гости дорогие! Красному гостю - красное место.
У нас сегодня необычное занятие.
А поговорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.
Расскажите, какие праздники вы знаете?
(Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят елку, на Рождество – проводят гадания, на Троицу – почитают, восхваляют березку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения, и конечно, сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой.)
Послушайте русскую народную песню – закличку и скажите, кого мы закликаем.
- Звучит весенняя закличка «Жавороночки».
- Какие русские народные праздники приносит с собой весна?
(Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха).
- Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны - Пасхе.
- А что делают на Пасху? (Ответы детей)
- Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление. Считается, что именно в этот день сын Божий Иисус Христос воскрес из мертвых. Праздник пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, все живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом.
Пре¬дание рассказывает, что отец послал Иисуса Христа на Землю людям - на¬учить их жить по совести: помогать нуждающимся, делиться всем, что есть, с ближними, быть добрыми, трудолюбивыми. Люди прислушивались к нему, соглашались с ним. Но учение Христа не всем нравилось. Злые, жестокие люди решили убить Иисуса Христа. Они долго мучили его, требовали, чтобы он от¬казался от своего учения, но Христос не отрекся от своего учения - ведь он безгранично верил в то, что проповедовал людям.
Иисус Христос воскрес.
Пасха - самый главный праздник для православных христиан.
Пасха считалась «праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.
-В течение всей пасхальной недели на Руси звучал коло¬кольный звон. На пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Когда бьют во множество колоколов, то звон получается особенный, его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.
- Давайте и мы послушаем прекрасную музыку – звон колоколов.
- Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона?
(Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное)
На Светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!». И отвечать «Воистину Воскрес!», то есть христоваться.
Этот обычай очень давнишний. Из яйца выходит живое существо, зарождается новая жизнь. Это так символично для этого праздника. Яйцо занимает главное место в пасхальных обрядах. Крашеное или расписное, оно стало знаком, символом праздника. Яйцами обмениваются. Их дарят родным, соседям, всем, кто придет поздравить с праздником. Берут с собой, отправляясь в гости.
С крашеными яйцами на Пасху связана следующая история: ученица Иисуса Христа, святая Мария Магдалина, ходила из страны в страну и рассказывала всем о том, как Христос воскрес из мертвых и о том, чему он учил людей. Однажды она пришла в город Рим к рассказали римскому императору Тиберию, протянув ему простое яйцо, она громко сказала: «Христос воскрес!» Однако Тиберий не поверил, сказав: «Как же можно воскреснуть из мертвых, трудно в это поверить, так же трудно, как поверить в то, что это яйцо может стать красным». И пока он это говорил, яйцо стало меняться цветом, порозовело, потемнело и, наконец, окрасилось в красный цвет - цвет крови, которую пролил Христос за народ. С тех пор и возник обычай дарить друг другу крашеные яйца.
- Посмотрите, какие красивые могут быть крашеные яйца.
Рассматривается коллекция пасхальных яиц.
(Рассматривают украшенные яйца на выставке, подготов¬ленной детьми и родителями. Дают объяснения понятиям «пи¬санки», «крашенки»).
Скажите, дети, а кто знает, какое угощение готовят для праздничного стола?
-Как отмечают люди Пасху? (На Пасху ходили в гости, уст¬раивали гулянья, качались на качелях, красили яйца, пекли кули¬чи, делали пасху из творога. Все это освящали в церкви и дарили друг другу в знак любви и дружбы.)
-Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из тво¬рога пасху, готовили вкусные блюда, доставали из сундуков праздничные одежды, принимали гостей, кто-то в гости шел. Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес».
Освященному в церкви яйцу приписывались ма¬гические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града.
Кто знает, как украшали яйца, чтобы они были красивые?
- Просмотр видео о крашении яиц.
А прежде чем съесть крашеные яйца, с ними устраивали разные игры.
Я предлагаю вам поиграть в эти старинные игры.
Игры детей.
Я предлагаю вам разрисовать или яйца сваренные, или выточенные из дерева, или просто их бумажные силу¬эты. Выбирайте себе любые.
- Ребята, работу по росписи яиц выполняют с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо, мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка.
Выполнение работы детьми под русскую народную мелодию.
-Какие пасхальные яйца у нас получились? (Писанки.)
-Умели на Руси потешить друг друга веселыми разговорами и перекинуться метким словом, посмешить.
Наши ребята знают много веселых потешек.
- Звучат потешки (Каравай - каравай)
- Практическая работа. Оказание индивидуальной помощи в ходе оформления изделия.
Подведение итогов
- Осмотрите свои работы (выставка)
- Чем замечательны ваши сувениры?
- О чем вы думали, когда готовили их?
- С какими чувствами украшали пасхальные яйца?
- Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.
Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи. СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ. ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!
Пусть в ваших сердцах сохранится радость, светлое настроение и везде сопутствует вам удача.
Разинькова Наталья Александровна
Воспитатель ВКК
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 55»
2016г. г. Воронеж
Конспект ОД в подготовительной группеТема: « Пасхальное яйцо»
Цель:
Продолжать знакомство детей с русским народными традициями, с мастерством миниатюрной росписи.
Задачи:
Учить рисовать традиционные элементы;
Уточнить предоставление об элементах декоративной росписи яйца;
Совершенствовать умение использовать полученные знания в собственном творчестве;
Продолжать учить пользоваться цветом как средством художественной выразительности;
Развивать фантазию, наблюдательность и воображение;
Формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому, воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа.
Предварительная работа
Знакомство с праздником «Пасха». Рассматривание иллюстраций сизображением яиц. Игра в мини-музей писанок. Беседа о том, что в разныхвидах декоративно-прикладного искусства часто встречается одинаковыеэлементы декора.
Оборудование, материалы, инструменты:
Плакаты с элементами орнамента (символы солнца, бесконечники,звездочки, снежинки, растительные мотивы; прямые волнистые изигзагообразные линии), шаблоны в форме яйца с орнаментальными сетками;игра «Найди пару» - шаблоны в форме яйца с различными росписями. Яйца -писанки. Фотографии с изображением пасхальных яиц.
Запись колокольных звонов с пением птиц.
Аудиозапись «Арабеска».
Вода в баночках, кисти 3 шт. № 1, 2, 3 - белка, гуашь в палитре - яркиецвета, умные палочки, простые карандаши, подставки салфетки.
Корзина в ней шаблоны в форме яйца в цвете, конфеты, рушники.
Ход занятия
Эмоциональный настрой.
«Справа друг и слева друг
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Вводная часть.
Ребята на прошлой неделе мы с вами праздновали один из величайших христианских праздников. А что это был за праздник? Что обозначает слово «Пасха» (избавление, освобождение). В этот день мы празднуем победу жизни над смертью. Победу добра над злом. Это праздник торжества жизни. А что в этот праздник вы слышите повсюду (слышен звон колоколов)?
Включается аудиозапись - «Звон колокола и пение птиц»
Ребенок читает стихотворение
«Колокол дремавший
Разбудил поля
Улыбнулась солнцу
Сонная Земля
Тихая долина
Разгоняет сон,
И за лесом синим
Замирает звон!
В какое время года это происходит (всегда весной, когда пробуждается природа)? А в какой день недели бывает этот праздник? Какое поверье раньше было у людей (на главную площадь люди ставили качели, а кто выше раскачается, будет самым счастливым и богатым в этом году, водили хороводы - это напоминало движение солнца, они верили, что это поможет быстрому приближению тепла)? Какая примета была в пасхальный день (если погода солнечная, то это к хорошему урожаю к жаркому лету)? Как праздновали? Что готовили? Что являлось главным символом стола? А почему? Яйцо - символ жизни, воспевание солнца как источника жизни на Земле. Что делали люди с яйцами? Как они их называли? Какие они яйца раскрашивали? Затем как стали называться яйца? Почему? Что с ними делали? Для чего их расписывали? Какой обычай был и есть в наше время? Что говорят люди друг другу на «Пасху»?
Показ яиц с росписью мастерицами.
Дети давайте рассмотрим вот эти яйца. Какую использовали мастерицы роспись? А какую роспись вы еще знаете? А какие элементы узора вы знаете?
Солнечные: круг, круг с прямыми и волнистыми линиями, сочетание кругов, круги с точками. Какой цвет?
Растительные мотивы: листья, ветки, цветки, деревья, венки.
Воздушные элементы: снежинки, дождинки, радуга.
Бесконечники: напоминают восьмерку, завиточки символизируют бесконечность жизни, возрождение природы
Зооморфорные: изображение птиц, животных (или только рожки).
А что помогало мастерицам в росписи яйца (орнаментальные схемы-сетки)?
Чем они облегчали труд (её делили на части, чтобы со всех сторон был виден ритмичный узор). А элементы можно разместить внутри участка и на пересечении линий. На основе орнаментальных сеток можно создавать множество композиций.
Игра «Найди пару»
Молодцы как вы много знаете, сегодня, когда я пришла в д/с, почтальон передал мне посылку из города Москва от детей д/с №3. Они пишут нам, что они научились только раскрашивать яйца, а расписывать еще не умеют. Но узнали, что в нашем детском саду настоящие художники и просят вас помочь им расписать яйца. Мы справимся? Тогда поспешите, порадуйте малышей научите их мастерству.
Пальчиковая гимнастика «Кисточка»
Кисточку в руках катаю, между пальчиков кручу
Непременно каждый пальчик, быть послушным - научу.
Поднимаюсь вверх, опускаюсь вниз, рисовать сейчас начну.
Практическая работа детей под музыку «Арабески»
Анализ
Кто хочет рассказать о своей работе? Какой у тебя узор? Цвет? Почему? Вы все молодцы, вам понравились ваши работы? Вы настоящие художники. А за то, что вы потрудились, для вас есть угощенье.
Елена Сидубаева
Конспект занятия кружка «Декупаж» в подготовительной логопедической группе. Тема: «Украшение яиц к пасхе»
Конспект кружковой работы «Декупаж »
в подготовительной логопедической группе «Дружная семейка»
Тема : «Украшение яиц к пасхе »
Руководитель кружка : воспитатель I категории Сидубаева Е. Г.
Цель : формирование умений создавать декоративную композицию на объемной форме в технике «декупаж » ; развивать творчество.
Интеграция :
О. О. «Познание»
Расширять кругозор детей о духовных праздниках, познакомить с символами праздника «Пасха » .
О. О. «Музыка»
Создавать благоприятный музыкальный микроклимат.
О. О. «Труд»
Закрепить навыки аккуратного наклеивания в технике «декупаж »
О. О «Коммуникация»
Развивать диалогическую речь (добиваться полных ответов на вопросы) Активизировать словарь по теме : «пасха » , «символ»
О. О. «Здоровье»
Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
О. О. «Социализация»
Воспитывать интерес к народным играм, взаимовыручку и взаимопомощь в игре.
Демонстрационный материал : украшенные писанки , картины с праздником «пасха »
Раздаточный материал : яйца, салфетки 3-х слойные, ножницы, клей, кисти, салфетки
1. Организационный момент.
Воспитатель вносит в группу поднос с пасхальными яичками «писанками» .
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла кругом.
Я не зря принесла вам весенним днем эти яички и хочу спросить : «Какой духовный праздник приближается?»
Скажите, что означает слово «Пасха » ?
(избавление)
2. Энциклопедический рассказ о празднике
В России святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей. В этот праздник люди забывают про свои обиды, мирятся друг с другом.
О каком пасхальном обычае вы знаете ?
А почему в Пасху мы раскрашиваем и дарим друг другу яйца?) Яйцо-это маленькое чудо,это символ жизни.
Чтобы новый дом получился красивым, крепким, а жизнь в нем была счастливой, в фундамент дома закладывали яйцо. Прежде чем посеять пшеницу, яйцо крошили и рассыпали по полю - верили, что урожай будет хороший. Эти обряды складывались веками и дошли до наших дней. Один из них - красить и украшать яйца , а затем дарить друг другу.
3. Рассматривание красиво украшенных писанок .
Полюбуйтесь, чем украшены яйца ?
Что обозначает волнистая линия, точки, круги, цветы? (река, солнце, весна)
Ребята, праздник Пасхи мы встречаем
И яички украшаем
Вот пасхальное яйцо-
Ах, не празднично оно.
Ты яичко покатись-
К празднику принарядись.
4. Практическая часть
А украшать мы яички будем в знакомой нам технике «декупаж » .
Подумайте, кто какими узорами хочет украсить свое яйцо ?
Намазываем яйцо клеем;
Накладываем узор;
Разглаживаем кисточкой.
(Оказание индивидуальной помощи при наклеивании салфеток
Вот и окончена работа
Позабыты все заботы.
Вот яичко покатилось
К Великому празднику Пасхи принарядилось .
5. Обобщение. Анализ
Посмотрите, что за чудо, какие разные, удивительные и красочные получились ваши пасхальные яички .
Какое настроение оно у вас вызывает?
-Как в народе говорится : «Кончил дело, гуляй смело!» Пришла пора поиграть детвора
6. Народная игра «Собери яйца»
При помощи считалки выбирается «зайчик» . Ему завязывают глаза, затем раскладываются яйца в различных местах (на лавочке, на столе, под скамейкой, около шкафа.) .
Дети хором проговаривают : «Зайчик, мимо не беги, мне яички подари. Их я к Пасхе соберу , ищи, я помогу!»
«Зайчик» собирает яйца при помощи детей, которые указывают ему путь : 3 шага вперёд, вправо, наклонись, проползи, перешагни и т. д.
Конспект интегрированного занятия «Пасха идёт!» - страница №1/1
Образовательные области – Социализация, Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Физическая культура, Музыка.
Конспект интегрированного занятия
«Пасха идёт!»
Цель: дать знания о забытых и утраченных, уважаемых и значимых, берущих истоки из глубокой древности обрядах, традициях, обычаях.
Воспитание нравственных чувств: добро, любовь к ближнему, трудолюбие.
Материал к занятию: готовые изделия пасхальных яиц, силуэты яиц разного тона для детей, краски, кисти, салфетки, вода в баночках, аудиозапись «Пасхальный Благовест»
Чтение стихотворения А.Плещеева «Христос Воскрес»:
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит
Заря глядит уже с небес…
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос Воскрес, Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля.
Весна идет, полна чудес
Христос Воскрес, Христос Воскрес!
Есть много праздников, которые любят встречать россияне. Но одним из главных является весенний праздник- Пасха. Это светлый и добрый праздник несёт с собой веру, надежду и любовь
Канун самой строгой последней недели поста - Страстной, когда в воздухе уже чувствуется весеннее обновление, - приходится на Вербное Воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим.
У православных славян существовало множество обычаев, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют "чистым", причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом.
Во время богослужений в этот день вспоминают важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, показав тем самым пример братской любви и смирения. С этого дня и до воскресенья во всех православных храмах церковные службы будут посвящены воспоминанию о земных страданиях Спасителя.
В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца.
В этот день убирали в избе, всё мыли и чистили. На Севере и в Средней полосе России было принято собирать и сжигать ветви можжевельника, для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал человека и "животинку" от болезней.
Бытовало также поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти.
Люди убирали дворы, скребли и чистили дом, ходили в баню, закупали провизию, заготавливали пышные куличи и творожные пасхи.
Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца . По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. Для крашения яиц применяли луковую шелуху яркие обрезки шелка.
С Четверга готовили пасху, пекли куличи, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца. По тому, как удался хозяйке кулич, судили о будущем: если
поднялся, всё будет хорошо, а если корка растрескалась –
случится несчастье.
В церковь бабушка ходила. Рассказывают дети.
Помолиться в божий храм
Под свечами и кадилом
Куличи святили там.
Скоро Пасха, Воскресенье,
Зазвенят колокола.
Вешний праздник воскрешенья,
Жизни вечная хвала!
Само собой, все подготовительные работы: стряпня, покраска яиц, должны быть закончены до Светлого Воскресенья. Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Такое умывание принесет красоту и богатство.
Вечером перед Пасхой все отправлялись в храм, где всю ночь шла
большая служба. Она так и называется – всеобщее бдение.
«Бдение» – от глагола «бдить»: быть внимательным, не спать.
Вместе с родителями в эту священную ночь не спали и дети, их
тоже брали в храм на праздник, даже самых маленьких.
Начинают праздник Пасхи в семье все без исключения со слов: «Христос воскрес» и отвечают: «Воистину воскрес».
Воскресение Христово символизирует красный – цвет самой жизни, её победы над смертью, на Руси называли Пасху красной. Поэтому букеты из красных роз, гвоздик и тюльпанов очень уместны в этот день. Белый цвет символизирует всё самое святое и светлое. Букеты из цветов белого цвета, например, роз или лилий, можно дарить на все христианские праздники.
Цветы, которые использовались при подготовке праздничного торжества, на Руси назывались пасхальными. Это были весенние цветы, которые расцветают как раз в это время: нарциссы, гиацинты, тюльпаны, ландыши, фиалки, подснежники, одуванчики, мать-и-мачеха, а также розы и гвоздики. Пасхальными цветами украшали церкви, жилище, праздничный стол. Считалось, что цвета пасхального стола - жёлтый и зелёный – это цвета первых весенних цветов.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали.
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
За столы обратно сели
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите своим родным приготовить пасхальные расписные яйца?
Показ готовых изделий, образцов яиц и их рассматривание.
Чем вам нравятся яйца на выставке? Какой узор нанесен на яйца? Какие краски нужно брать для росписи яиц?
Выбор детьми силуэта яйца и самостоятельная творческая деятельность, индивидуальная помощь в ходе работы.
Воспитатель: У нас все приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать силуэты яиц к Празднику Пасхи интересным узором.
Итог – анализ:
На ваших пасхальных яйцах получился яркий, красочный узор, ваши родные будут рады такому подарку, потому что он сделан от души.
Как люблю я праздник Пасхи! В светлый праздник Воскресенья
Приготовлюсь к четвергу Подарю своим друзьям
Бабушка яички красит По яичку с поздравленьем
Я ей тоже помогу. И скажу: «Раскрасил сам!»
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты,
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В старину, если рисовали на яйце элементы сосны – это означало, что желают долголетие тому, кому дарят это яйцо.
Звезда – нравственная чистота, человеколюбие.
Петушиный гребень – к урожаю.
Цветы – символ красоты.
Точечки – символ плодородия.
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ №4 «Буратино»
Месторасположение: Ярославская область, город Тутаев
Цель:
Задачи:
Систематизировать представления детей о празднике Пасха ;
Продолжать , вызвать у
детей желание узнать еще больше о праздновании Пасхи;
Введение в словарь детей с объяснением лексического значения
слов «кулич», «пасха»;
- воспитывать и его традициям, умение чтить и
Оборудование:
Интерактивная доска;
Корзина с пасхальными угощениями (кулич, крашенки);
Иллюстрации на тему «Пасха»
Организационно-мотивационный этап
Дети входят в группу, воспитатель предлагает им собраться вместе в центре на ковре.
Воспитатель:
Вы сегодня утром уже приветствовали друг друга- здоровались. Давайте перед занятием ещё раз поприветствуем друг друга, но уже по- другому. Как предлагаете? (Христос Воскресе- Воистину Воскресе)
Почему именно такими словами? (Идёт Пасхальная неделя, после Пасхи 40 дней можно так приветствовать друг друга)
Воспитатель:
Пасхальная неделя нам приносит много радости, приятных сюрпризов.
— Вы ничего нового не заметили в группе? (На столе удивления появилась красивая корзина).
Что хочется сделать? (посмотреть, что в ней)
Мне тоже очень любопытно, что в ней.
(дети достают предметы, называя их)
Может все эти предметы можно назвать одним словом? (пасхальные)
Основной этап
Откуда вы знаете, что это Пасхальные предметы? (высказывания детей)
Что такое Пасха? (высказывания детей)
Воспитатель:
Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, победа Добра над Злом. Это время, когда каждый должен задуматься о своих поступках: хороших и плохих, должен понять, что он сделал плохого и исправить это. Бог так возлюбил людей, что пришёл в мир для их спасения. Он учил людей быть . Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили, распяв на кресте. Но Христос победил смерть, он воскрес из мёртвых, поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес!» А им отвечают «Воистину Воскрес!». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы, соблюдают традиции своего народа на Пасху: красят яйца, пекут куличи, делают пасху.
Воспитатель:
А как в вашей семье праздновали Пасху? (рассказы детей)
Воспитатель:
На Пасху вся семья собиралась за общим столом, дарили друг другу подарки. А на столе обязательно были пасхальные угощения. Эти угощения накануне освещались в храме. Принято на Пасху целовать друг друга при встрече три раза-христосоваться.
(рассматривание иллюстраций на большом мольберте)
Воспитатель:
А ещё на Пасху люди внимательно наблюдали за погодой.
На Пасху пасмурная или снежная ночь, значит, год будет урожайным.
На Пасху дождь с громом — к богатому урожаю.
Ясная погода на пасху — к сухому лету.
А если погода была мрачная, то люди звали солнышко специальными закличками.
Название статьи: Праздник «Пасха» в детском саду. Конспект НОД для подготовительной группы.
Физкультминутка
Солнышко-ведёрышко, (руки вверх, тянемся)
Выгляни в окошечко! (руки сложены перед собой)
Солнышко, нарядись! (показываем платье)
Красное, покажись! (поворачиваемся)
Солнышко, солнце, (тянемся)
Выгляни в оконце, (выглядываем)
Посвети немножко, (фонарики)
Дам тебе горошка!
Воспитатель:
Ребята, кто из вас знает, почему на Пасху принято дарить именно яйцо, окрашенное в красный цвет? Почему на Пасхальном столе должна быть пасха? Почему кулич?
А вы хотите это знать? (ответы детей)
Я не знаю ответа на эти вопросы, мне нужна помощь. Вы мне можете помочь, объяснить?
Где можем найти ответ на интересующий нас вопрос?
Обратимся к интернету, зададим интересующий нас вопрос, смотрим, какую информацию нам даст интернет.
(просмотр эпизода из фильма «Пасха» 1 канала телевидения 2011г.)
Воспитатель:
Почему яйцо? Почему красное?
Почему пасха?
Что интересное запомнили про кулич?
Воспитатель:
Как вы думаете, кто мог нам оставить эту корзину с Пасхальными угощениями? (варианты детей)
А мог просто прохожий, ? Почему? (на Пасху принято угощать крашеными яйцами и куличами)
А только ли на Пасху надо одаривать людей, делиться с тем, у кого ничего нет?
(нужно быть щедрым, заботливым, внимательным к тем, кто рядом с нами, к бедным и обездоленным)
А приходилось вам когда-нибудь делились чем-нибудь с другими?
Расскажите нам об этом (рассказы детей)
— Как предлагаете распорядиться угощениями в корзине? (варианты детей, выбираем один из всех путём голосования- меньшинство подчиняется большинству)
Воспитатель:
На Пасху люди веселились, играли в игры с крашеными яйцами.
Какие вы знаете Пасхальные игры? (ответы детей и рассматривание иллюстраций на мольберте)
А мы с вами поиграем в игру «Перенеси-не урони»
(Дети делятся на 2 команды, по очереди каждый в команде несёт на ложке яйцо, обегает стойку, возвращается и передаёт в ложку следующему игроку яйцо. Побеждает та команда, которая быстрее пробежит и не уронит яйцо.)
Воспитатель:
На Пасху принято дарить подарки, я тоже хочу вам подарить необычный подарок. Его сможет увидеть только тот, кто умеет дружить, быть внимательным к своему товарищу, работать в команде.
(дети получают картину-пазл для разукрашивания «Кулич»)
Воспитатель:
Вы можете выбрать с товарищем кусочек кулича, раскрасить его, а затем мы соберём общий красивый пасхальный кулич.
Оценочно-рефлексивный этап
Воспитатель:
Что новое для себя вы открыли на занятии?
Чему вы удивились? (получился не просто кулич, а игра-бродилка, можем придумать сами игру)
Когда радовались?
Может вам было грустно? Почему загрустили?
Что бы вам хотелось ещё сделать на этой праздничной пасхальной неделе?
(позвонить в колокола, испечь маленькие куличики и угостить ими друзей, спеть пасхальные песни, поиграть в пасхальные игры)
Чтобы помнили о намеченных делах на праздничной неделе-запишем на доске с помощью картинок. (дети выбирают и прикрепляют на магнитную доску картинки с изображениями: кулича, колокола, ноты, крашеного яйца)
Воспитатель:
Я хочу поблагодарить вас всех за занятие, а начну с …
(собираем всех детей в цепочку аплодисментами)
Название: Праздник «Пасха» в детском саду. Конспект НОД для подготовительной группы.
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, народные праздники, Развивающие игры, Подвижные игры, Подготовительная группа