Млекопитающие. Что чувствуют животные
Может быть, да; а может быть, и нет. Но это не имеет значения, чувствуют ли они также или нет.
Единственное, что имеет значение, могут ли они чувствовать боль; любое живое существо, которое способно чувствовать боль, заинтересовано в том - предпочитает или желает - чтобы не испытывать боль. Не имеет значения, чувствует ли животное боль также, как человек, или даже также, как другие представители того же биологического вида.
Частью нашего общепринятого мнения является то, что животные, как и мы, чувствуют боль и мы все заинтересованы в том, чтобы ее не испытывать. Хотя есть люди, которые скажут что-то наподобие: «животные не чувствуют боли», или «у животных нет чувств», никто действительно так не думает. В конце концов, у нас уже сотни лет существуют законы, требующие «гуманного» обращения с животными. Эти законы могут быть очень неэффективными, но они написаны, потому что мы все признаем, что животные чувствуют боль, что они могут страдать и у них есть чувства. Ведь у нас нет законов, требующих «гуманного» обращения с деревьями и камнями.
Однако, есть люди, которые скажут, что, хотя животные чувствуют боль, они не чувствуют ее так, как люди. И что? Мы не знаем, все ли люди одинаково чувствуют боль. Вы можете не чувствовать боль также, как чувствует ее ваш друг, но вы оба заинтересованы не испытывать боль независимо о того, как каждый из вас ее переносит. Вот то, что важно: то, что вы можете испытать опыт, который вы получать не хотите. Не имеет значения, что другой человек испытывает боль иначе, чем вы. Важно то, что она также способна испытать опыт, который не хочет иметь. Вы и она похожи - как бы по-разному вы ни чувствовали боль - в том, что вы оба можете получить опыт, который никто из вас получать не хочет. У вас одинаковый интерес, даже если сам опыт различен.
Тоже самое является правдой и применительно к животным.
На самом деле, люди и все животные, которых мы обычно используем для еды, исключая, возможно, моллюсков, таких как клемы и устрицы, все наделены способностью к ощущениям. Это означает, что они обладают субъективным чувственным осознанием; у них есть способность к чувствованию или восприятию через ощущения. Люди и животные все похожи в этом отношении: все они способны испытывать боль; они все являются существами, заинтересованными в том, чтобы не испытывать боль. Этот интерес всегда один и тот же, даже если опыты этой боли сами по себе различны.
Нам следует добавить, что есть тенденция думать, что люди страдают больше, поскольку они более сложны в интеллектуальном плане. Может быть, да; может быть, нет. Вполне может быть так, что животные страдают больше из-за умственных различий с людьми. Визит к стоматологу, хотя и болезненный, может представлять из себя значительно меньшее страдание и стресс, чем визит собаки к ветеринару. Человек знает, что боль скоро закончится, и понимает причину, по которой ее причиняют; собака не понимает, и это может сделать страдания собаки более тяжкими.
Наконец, имейте в виду, что, когда мы протестуем против того, что сделал Майкл Вик, мы делаем это не потому, что считаем, что собаки чувствовали боль точно также, как люди. Мы знаем, что собаки чувствуют боль, и наше моральное негодование по поводу того, что сделал Майкл Вик, не зависит от нашего мнения, что собаки и люди чувствуют боль одинаково. Главное, что собаки могут чувствовать боль, а не то, как они чувствуют боль. Наши общепринятые взгляды говорят нам, что эту боль невозможно оправдать морально, если у нас нет веского основания ее причинить. Наше моральное обязательство не связано с похожестью опыта; оно связана только с похожестью интереса. И все чувствующие существа одинаково заинтересованы в нежелании испытывать боль и страдания, насколько бы разным не был этот опыт. Обязательство не причинять боль и страдание без веского основания ни в коем случае не связано с фактическим опытом конкретного существа; это моральное обязательство уважать интерес, который есть у всех чувствующих существ.
На вопрос о чувствах животных без запинки положительно ответит любой, у кого есть питомец: нам не надо доказывать, что собака грустит, когда нас нет рядом, морская свинка радуется возвращению хозяина, а кошка приходит помурлыкать на колени, когда нам грустно. Ученые же не так уверены в том, что звери способны переживать, и это понятно: в лабораториях животные служат науке чем-то вроде расходных материалов, помогая искать лечение для человеческих болезней. На самом деле споры о том, есть ли у животных чувства, сравнимые с нашими, ведутся не одно десятилетие. Научный обозреватель Vox Брайан Резник резюмирует результаты исследований на эту тему.
Когда в 2011 году нейробиолог Пегги Мейсон из Чикагского университета опубликовала работу об эмпатии у крыс, она стала прорывом и заставила ученого сменить область исследований. В своей публикации Мейсон показала, что если одну крысу посадить в клетку и позволить другой бегать поблизости, то «свободная» крыса находит способ открыть дверцу и освободить сородича. Более того, она сделает это, даже если ей предложить вкусное угощение: сначала выручит товарища-крысу, а затем обе разделят десерт. Из результатов эксперимента следовало: если крысы способны на такие формы эмпатии, значит, это может быть распространенной или даже общей чертой у всех млекопитающих, а не только у людей, как мы привыкли полагать.
Выводы Мейсон, разумеется, тут же столкнулись с критикой. Биолог из Оксфордского университета Алехандро Касельник провел ответное исследование, в котором продемонстрировал , что даже муравьи вызволяют своих из заточения в некоторых ситуациях, а ведь у муравьев нет мозга в обычном для млекопитающих смысле слова. По мнению Касельника, говоря об эмпатии у крыс, ученые наделяют их чувствами и эмоциями, которые испытывают сами. Испытывает ли крыса эмоции, выручая товарку, мы не знаем.
Психолог из Американского университета в Вашингтоне Алан Силберберг также уверяет, что Мейсон увидела в своем эксперименте больше, чем должна была. По его мнению, крыса открывала задвижку из эгоистичных соображений, а не ради комфорта другого существа, – просто ей хотелось получить товарища по играм. Силберберг показал , что когда в похожем эксперименте животные не могут играть вместе после вызволения из заточения, интерес крысы-спасателя к сородичу заметно ослабевал. Кроме того, крыса, умеющая жать на кнопку, открывавшую дверцу, будет делать это, даже если это не приводит к освобождению другого животного.
Поток критики, обрушившийся на нейробиолога, не означает, что в ее работу закралась ошибка. Но он подчеркивает главную трудность, с которой сталкиваются все, кто исследует поведение животных: интерпретировать их поступки мы можем как угодно, но с достоверностью установить, что же стоит за ними, практически невозможно. Никто не может усадить крысу на диван и поговорить с ней о ее чувствах.
Исследования, пытающиеся определить, способны ли животные сопереживать, ведутся уже более полувека. В 1959 году нейробиолог из Университета Брауна (США) Рассел Чёрч выяснил , что крыса, обученная жать на кнопку, чтобы получить лакомство, не будет делать этого, если нажатие приводит к тому, что животное в соседней клетке получает удар электрическим током. Тремя годами позже исследователи Джордж Райс и Присцилла Гэйнер провели другой не слишком добрый эксперимент . Одну крысу заключили в «сбрую» и подвесили над полом клетки; боль, причиняемая таким положением, заставляла животное пищать. Другая крыса находилась в соседней клетке вместе с рычагом, который мог опустить страдающую крысу на землю. Согласно публикации, свободные крысы действительно жали на рычаг, чтобы вызволить соплеменниц из их неудобной тюрьмы. Это привело авторов работы к заключению, что поведение животных «могло соответствовать альтруизму».
Как и в случае с Пегги Мейсон, такие выводы подвергались критике современников. Так, в одной из статей, опубликованных в качестве ответа Райсу и Гэйнер, указывалось , что крысы будут жать на рычаг, чтобы вызволить что угодно, что издает неприятные звуки, в том числе неодушевленный предмет. При этом чем противнее звук, тем больше стараются животные, – беспрерывный белый шум заставлял крыс действовать активнее, чем запись писка их товарок. Следовательно, говорили ученые, нельзя считать поведение крыс эмпатией – они просто хотели прекратить звуки.
Тем не менее исследования продолжались, и в 1964 году ученые выяснили , что «большинство макак-резусов предпочтут страдать от голода вместо того, чтобы получить еду, если для этого нужно дать разряд током сородичу». Исследование также отмечало, что животные склонны к большему «самопожертвованию» – именно так квалифицировали их поведение, – если это убережет от страданий знакомых им особей. Эти находки также не смогли убедить научное сообщество в том, что животные способны к эмпатии, пишет Резник: в науке царил бихевиоризм, и любые проявления в поведении зверей биологи объясняли ответом на те или иные стимулы – поощрение, наказание, конкуренция и так далее, но только не эмоциями. Так было до начала 2000-х годов.
В начале двухтысячных генетик из Университета Макгилла (Канада) Джеффри Могил анализировал данные из тысяч экспериментов по определению болевого порога у мышей – это нужно для разработки препаратов для пациентов с хроническими болями. Порог искали так: сковывали грызуна, чтобы он не мог убежать, опускали его хвост в горячую (49°С) воду и засекали время, когда животное выдернет хвост из воды. В результатах опытов Могил заметил странность : оказалось, что у каждой следующей мыши время, которое она соглашалась терпеть дискомфорт, уменьшалось. Ученый заключил, что причина такого последовательного понижения болевого порога в том, что мыши каким-то образом передавали соплеменникам информацию об испытанной ими боли (вынутое из горячей воды животное сажали в общую клетку, из которой и брали следующего подопытного). Это подтвердили последующие эксперименты: выяснилось, во-первых, что эффект снижения болевого порога теряется, если прошедших испытание животных сажать в отдельную клетку, а во-вторых, что мыши будут острее чувствовать стресс, если окружены сородичами, которым тоже больно, причем стресс больше, если мыши ранее были «знакомы».
Макгилл опубликовал описание своих находок в журнале Science, и оно стало первым свидетельством того, что какие-то животные, помимо приматов, могут испытывать так называемое «эмоциональное заражение» – чувство-предшественник эмпатии. Еще один эксперимент канадца тем более можно расценивать как доказательство эмпатии – в нем Макгилл показал, что если заставить одну мышь страдать (подопытным вводили препарат, вызывающий боли в животе), то знакомые с ней мыши будут «навещать» больного, даже если это не сулит им никаких бонусов. При этом любопытно, что таким поведением отличались самки животных, но не самцы.
Ни один из ученых, с которыми общался журналист Vox, не пытался утверждать, что животные способны на «когнитивную эмпатию» – высшую форму сопереживания, при которой человек думает о чувствах других и настраивает в зависимости от них собственное поведение («хочет ли тот, кому больно, чтобы я подошел и утешил его?»). Однако многие исследователи утверждают, что звери вполне могут испытывать менее сложные формы эмпатии.
Эксперименты нейробиологов из Университета Эмори (США) показали , что желтобрюхие полевки (эти зверьки отличаются моногамией, то есть формируют довольно прочные пары в рамках своего сообщества) очень хорошо чувствуют стресс своих сородичей и даже пытаются утешать друг друга. Если одна полевка пережила неприятный опыт, гормоны стресса повышаются не только у нее, но у обоих особей пары. Кроме того, если один из партнеров напуган, второй придет и будет облизывать его, чтобы успокоить, – шаг, на который полевки не идут ради других соплеменников. По мнению исследователей, таким отношениям между полевками способствует окситоцин – гормон, который, как считается, у людей упрощает социальное взаимодействие, заставляя мозг обращать больше внимания на партнера. Нарушения в работе контролирующих окситоцин генов у человека приводят к трудностям в общении, а назальное введение препарата с этим гормоном помогает аутистам поддерживать зрительный контакт.
Наконец – это менее удивительно, но все же – приматы тоже проявляют чувства, похожие на человеческие. Известный голландский приматолог Франс де Валь, собравший данные о трех тысячах драках между шимпанзе,описал , как обезьяны утешают соплеменников, проигравших в стычке. Особенно заметно такое поведение у родственников.
По мнению некоторых ученых, все это свидетельство того, что мы не такие уж особенные в своих чувствах, как думали прежде. Не то чтобы животные устроены так же, как люди, – просто мы похожи на животных. Де Валь утверждает, что игнорировать проявления эмпатии у других млекопитающих ошибочно: в конце концов, если это чувство так распространено среди людей, оно должно иметь эволюционные предпосылки, а значит, вполне может в менее сложных формах иметься у менее сложных существ. Сложно себе представить, что настолько универсальная для нас черта, как эмпатия, появилась вдруг из ниоткуда на этапе разделения ветвей человека и обезьяны.
Сравнивать проявление эмоций у животных и человека очень сложно. Трудность заключается в том, что первичные эмоции, имеющиеся как у животных, так и у человека, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных - антропоидов - и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам. Например, демонстрация оскала - широко распространенная у позвоночных инстинктивная программа (Приложение 1). Ее цель - предупредить при встрече с кем-либо, что вы вооружены и готовы за себя постоять.
Человек тоже скалит зубы при сильном страхе или гневе. Оказаться адресатом такой демонстрации неприятно и совсем не хочется. Но у программы показа зубов есть еще два куда более мягких варианта. Первый - заискивающая улыбка. Так улыбается человек, вступая в контакт с тем, кого побаивается. Второй - это широкая улыбка. Так улыбается другому спокойный, уверенный в себе человек. В сущности, он тоже показывает вам, что вооружен и готов за себя постоять и в вашем снисхождении не нуждается.
Первое отличие эмоций человека от эмоций животного состоит в том, что эмоции животного напрямую зависят от его биологических потребностей, а эмоции человека зависят так же и от его социальных и духовных потребностей.
Животные для удовлетворения всех своих потребностей часто идут на все, вплоть до убийства другой особи того же вида. Но человек – существо социальное, наделенное разумом. Он должен уметь подавлять часть своих желаний и думать, к каким последствиям может привести реализация той или иной его потребности.
Второе отличие - человек наделен разумом и способен контролировать свои эмоции, оценивать их (правда, иногда не совсем верно), скрывать их или давать им волю, или даже симулировать их в зависимости от ситуации.
Оба названных выше отличия можно проиллюстрировать на примере такой эмоции, как оборонительная агрессия.
Оборонительная агрессия есть реакция человека или животного на какую-либо угрозу. Проявляется эта эмоция у человека и у животного по-разному.
Можно сказать, что механизм оборонительной агрессии у человека мобилизуется не только тогда, когда он чувствует непосредственную угрозу, но и тогда, когда явной угрозы нет. То есть чаще всего человек выдает агрессивную реакцию на свой собственный прогноз.
Третье отличие : человек способен обучаться в процессе своего развития, и в зависимости от его онтогенеза изменяются и его эмоции. С животными же такого не происходит.
Четвертое отличие состоит в том, что у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.
У человека и животного есть много сходных эмоций такие, как:
ü Интерес – это положительная эмоция, которая организует внимание на определённые объекты в данный момент времени или на определенные виды деятельности.
У человека эта эмоция обуславливается его системой ценностей. Интерес животного в исследовании какого-либо объекта заключается в ответах на вопросы «Не опасно ли это?», «Можно ли это съесть?» (Приложение 2).
Моя собака, когда видит какой-либо посторонний и неизвестный ей предмет, начинает испытывать к нему интерес. Подходя к нему тихо и осторожно, уже издалека, начинает принюхиваться. Если животное видит, что та или иная вещь не опасна, она подходит ближе.
ü Радость - основная положительная эмоция. Эту эмоцию испытывает как человек, так и животные. Радость дает человеку ощущение способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью, облегчает повседневную жизнь, помогает справиться с болью, достигать трудных целей. Испытывая радость, человек громко и восторженно говорит, может прыгать от счастья и размахивать руками. Животные, бегая, прыгая и играя, чувствуют удовольствие и всем своим видом показывают, что они счастливы. (Приложение 2).
Поскольку собака стайное животное, то по возращению хозяина она бегает, прыгает и играет, чувствует удовольствие и всем своим видом показывают, что она счастлива каждому возвращению хозяина.
ü Агрессия ещё одна эмоция присуща как человеку, так и животному. Причина этой эмоции является раздражённость к какой-либо ситуации. Разгневанный человек испытывает сильное напряжение, его мышцы напрягаются, кровь "кипит", повышается голос, он может начать размахивать руками, чтобы устрашить соперника. Животное также, испытывая эту, эмоцию начинает рычать и показывать оскал, всем своим видом демонстрируя: «Я вооружён, не подходи» (Приложение 3).
Охраняя свою еду, животное будет скалиться и рычать, чтобы отогнать противника от своей добычи. Человек также будет повышать голос для того чтобы напугать соперника и показать, что он опасен.
ü Отвращение
Когда человек испытывает отвращение , он стремиться устранить объект, вызвавший это чувство или отстраниться от него самому. Отвращение способствует переключению внимания. У человека отвращение как и гнев, может быть направлено на себя, вызывая самоосуждение и понижая самооценку или на других людей. У животного отвращение вызывается физиологическими факторами, которые оцениваются как «приятное - неприятное». Это может быть вкус, запах, звук и т.д. (Приложение 3).
Когда моя собака слышит звук, раздражающий её, она пытается заглушить её своим воем, либо убегает из зоны его слышимости.
ü Горе - обычно реакция на потерю, утрату - временную или постоянную, реальную или воображаемую, физическую или психологическую (это может быть утрата каких-либо привлекательных качеств в себе, позитивных установок на себя). Внутренняя работа, которую выполняет переживание горя, помогает человеку приспособиться к утрате. Горе заразительно вызывает у окружающих людей сочувствие, способствует усилению групповой сплоченности. Животное может чувствовать горе в связи с потерей детеныша, члена стаи.
Потеряв хозяина, животное испытывает глубочайшее психологическое потрясение. Она может отказываться от еды, скулить, выть, находиться на одном месте, ожидая своего хозяина (Приложение 4).
ü Презрение – чувство превосходства над каким-либо человеком, группой людей или предметом. Презирающий человек чувствует себя сильнее, умнее, лучше в каком-либо отношении, чем презираемое лицо, смотрит на него "сверху вниз", создает преграду между собой и другим. Презрение часто связано с ситуациями проявления ревности, жадности, соперничества. Оно может проявляться как сарказм, ненависть, жестокость к другим. Возможно, презрение эволюционно возникло как форма подготовки к встрече с противником, как демонстрация своей силы и непобедимости, стремление воодушевить себя и испугать соперника. У животных такая эмоция обусловлена социальными потребностями. (Приложение 5).
Проявление презрения часто можно наблюдать в том случае, когда крупного, уверенного в себе пса донимает пустым облаиванием не достойный внимания противник. Выражая свое презрение, собака как бы не замечает помеху, продолжая движение и занимаясь своим делом, при этом она активно обнюхивает и метит территорию, гребет задними ногами землю. Несмотря на кажущееся безразличие, хвост высоко поднят, уши напряжены, но морда не выражает агрессии, шерсть на холке не вздыблена. Однако если приставание перейдет границы дозволенного, собака может резко, с громким рыком наброситься и поставить нахала на место.
ü Страх является опасным из всех эмоций. Ощущение страха варьирует от неприятного предчувствия до ужаса. Причиной его обычно являются события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Природными стимулами страха являются одиночество, внезапное изменение стимула, боль и др. Страх переживается как незащищенность, неуверенность, чувство опасности и надвигающегося несчастья, как угроза своему существованию, своему психологическому "Я". Последствия страха: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения. Страх служит предупреждающим сигналом и изменяет направление поведения человека или животного (Приложение 6).
Страхом у собаки может служить её поведение в ситуации, когда животное находится в состоянии полного покоя и рядом с ним, с полки падает неожиданно какой – либо предмет (книга). Собака в этот момент испытает страх, так как сработает реакция самосохранения. Таким образом, реакции страха вызываются сильными, внезапными, незнакомыми, неожиданными раздражителями.
ü Стыд и вина считаются аспектами одной и той же эмоции, иногда рассматриваются как совершенно различные эмоции, не связанные друг с другом. Когда человек чувствует стыд, он отводит взгляд, отворачивает лицо в сторону, опускает голову. Стыд может сопровождаться покраснением открытых частей тела, в частности лица. В то же время чувствуется общая несостоятельность. Люди забывают слова, делают неверные движения. Стыд нередко сопровождается ощущением неудачи, поражения. В некоторых случаях он играет защитную роль, делает человека сенситивным к чувствам и оценкам окружающих, к критике. Избегание его является мощным стимулом поведения. Стыд - очень болезненная эмоция, его трудно замаскировать или скрыть. Усилия по восстановлению и укреплению своего "Я" после пережитого чувства стыда иногда продолжаются несколько недель.
Могут ли животные испытывать стыд? Вряд ли. Вот типичная ситуация: кот разбил вазу и прячется под кроватью от хозяйки. Это гораздо больше похоже не на эмоцию вины за испорченную вещь, ведь животное не может осознавать ее ценности. Если животное уже попадало в подобную ситуацию, то скорее это эмоция страха перед наказанием. Многие любители животных могут сказать, что никогда не наказывают свих кошек и собак, однако они, если что-то испортили, «чувствуют вину», это определяется по характерным признакам: голова опущена, уши прижаты. Такое поведение легко объяснить. Животное, особенно собака, существо стайное, она видит в хозяине не человека, а вожака, того, кто стоит на социальной лестнице ступенью выше, и боится его неодобрения. (Приложение 6).
Моя собака Харт, когда остаётся одна дома, обязательно что-нибудь да сделает неразрешенное. И после того, как я возвращаюсь домой, делает виноватый вид: поджимает уши, начинает давать лапу, жаться ко мне, в общем, показывает, что «чувствует вину».
Заключение
В данной работе проведено исследование по сравнению эмоций животного и человека, раскрыты такие вопросы как сущность эмоций, их роль в жизнедеятельности живых существ, происхождение эмоций, их зависимость от биологических, социальных и духовных потребностей. Было выяснено, что человек, в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом.
Из проведенных наблюдений можно сделать следующие выводы о том, что между эмоциями человека и эмоциями животного есть существенные различия, вытекающие из различий в потребностях человека и животного. Круг потребностей человека гораздо шире круга потребностей животного, следовательно, шире и круг его эмоций.
Таблица 2. Принципиальные отличия эмоций человека от эмоций животного.
Собака | Человек | |
Различия в эмоциях | эмоции зависят от биологических потребностей | эмоции зависят от социальных и духовных потребностей |
не наделёна разумом, не способна контролировать эмоции | наделен разумом, способен контролировать свои эмоции, оценивать их, скрывать их или давать им волю, или даже симулировать их в зависимости от ситуации | |
собака не способна обучаться в процессе своего развития | способен обучаться в процессе своего развития | |
нет нравственных чувств | есть высшие нравственные чувства; они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных и духовных условий |
Литература.
1. Карен Оверолл «Клинические методы коррекции поведения», глава10.
2. Симонов П.В. Что такое эмоции? М., Наука, 1966.
3. Бахур В.Т. Эмоции: плюсы и минусы. - М., Знание, 1975.
4. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., Знание, 1982.
5. Материал из Википедии - свободной энциклопедии.
6. Изард К.Е. Эмоции человека. М., Изд-во МГУ, 1980.
7. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., Изд-во полит. литературы.1978.
8. Бахур В.Т. Эмоции: плюсы и минусы. - М., Знание, 1975.
9. Большая Советская Энциклопедия, т. 49.
10. Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1958.
11. Советский энциклопедический словарь. 4-е издание, М., 1988.
Вспомните:
Какое значение имеют мимические мышцы?
Ответ. Основная особенность мимических мышц состоит в том, что, в отличие от всей остальной скелетной мускулатуры, они не выполняют никакой двигательной функции, по крайней мере, она минимальна.
Мимические мышцы выполняют специфические функции, которые следуют из их названия. Они прикрепляются к костям черепа только одним концом, а вторым вплетаются в кожу, при сокращении вызывая ее смещения и появление различных гримас на лице. Большинство мимических мышц располагаются на лице вокруг естественных отверстий, таких как глазницы, рот, нос.
При сокращении мимической мускулатуры происходит сужение этих отверстий. В то время, как все скелетные мышцы покрыты фасциями – оболочками из соединительной ткани, - мимические мышцы ее лишены. Наиболее крупной мимической мышцей является лобно-затылочная мышца, которая имеет лобное и затылочное брюшко. Они расположены в соответствующих областях и соединены между собой так называемым сухожильным шлемом, который покрывает сверху череп.
Почему возникает эмоциональный стресс?
Ответ. Эмоциональный стресс представляет собой психоэмоциональное состояние человека, возникающее вследствие воздействия стрессоров – внутренних или же внешних факторов, вызывающих отрицательные эмоции, которые способствуют резкому выходу из зоны комфорта и требуют определенной физиологической и психологической адаптации. По своей сути данное проявление можно отнести к естественным защитным реакциям организма в ответ на перемену привычных для него условий и возникновение разного рода конфликтных ситуаций.
Вопросы после § 35
Что называют эмоциями? Каково их значение?
Ответ. Эмоции - одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе в ответ на действие внешних раздражителей. Радость, горе, страх, гнев, сострадание, блаженство, жалость, ревность, безразличие, любовь - это различные виды и оттенки эмоций.
Показателями эмоций служат эмоциональными состояниями. Они имеют внешнюю (двигательную) и внутреннюю (вегетативную) стороны. Внешне эмоции проявляются в реакциях – голосовых, мимических, слезных. Человек может сознательно управлять ими., сдерживать или усиливать. Вегетативные реакции эмоций связаны с работой сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринных систем и не поддаются контролю со стороны сознания.
Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Они отличаются от других психических процессов, но отделить их трудно, так как они сливаются в едином переживании человека. Например, восприятие произведений искусства в образах всегда сопровождается теми или иными эмоциональными переживаниями, выражающими отношение человека к тому, что он чувствует. Интересная, удачная мысль, творческая деятельность сопровождаются эмоциями. Разного рода воспоминания также связаны с образами и несут в себе не только информацию, но и чувство. Простейшие вкусовые ощущения, такие, как кислое, сладкое, горькое и солёное, также настолько слиты с эмоциями, что без них даже не встречаются в жизни.
От ощущений эмоции отличаются тем, что ощущения никакими специфическими субъективными переживаниями типа удовольствия или неудовольствия, приятного или неприятного обычно не сопровождаются. Они дают человеку объективную информацию о том, что происходит в нём и вне его. Эмоции же выражают собой субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами.
Эмоции- это особый класс психических явлений, процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами. Они отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания (удовлетворение, радость, грусть) и в них отражается значимость для индивида явлений ситуации, которые его окружают.
Чем эмоции человека отличаются от эмоций млекопитающих животных?
Ответ. К числу основных эмоций, общих у человека и высших млекопитающих, относятся: интерес, удовлетворение, надежда, радость, пренебрежение, гнев, страх, горе.
Эмоции, как и ощущения, - базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях - субъективное отношение к различным аспектам этого бытия.
Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь - с функцией правого полушария. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Обнаружено, что в области подкорки (в гипоталамусе) существуют особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания, удовольствия, агрессии, успокоения.
Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т. п. Все основные эмоции носят врожденный характер. Доказательством тому служит тот факт, что у всех народов, независимо от их культурного развития, одинаковая мимика во время выражения тех или иных эмоций.
У животных (приматы, собаки, кошки и другие) мы можем наблюдать ту же мимику, что и у человека. Однако врожденными являются не все внешние проявления эмоций; некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания (например, специальные жесты, как знак той или иной эмоции).
Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им, человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему.
Высшие животные тоже могут оценивать эмоциональные состояния друг друга.
Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма переживаемых эмоциональных состояний.
Большинство физиологических изменений при эмоциях относятся к активации симпатической вегетативной нервной системы, повышение артериального давления и учащение пульса, учащение дыхания, расширение зрачков, повышение потливости при снижение секреции слюны и слизи, повышение уровня глюкозы в крови, ускорение свертываемости крови, перераспределение крови из живота и кишечника в мозг.
Опишите основные эмоциональные состояния?
Ответ. Эмоциональное состояние - это непосредственное переживание какого-либо чувства. В зависимости от удовлетворения потребностей переживаемые человеком состояния могут быть положительными или отрицательными. С учетом характера воздействия на деятельность человека эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы, например, вдохновение или расслабляют человека, парализуют его силы, например, паника. Различное воздействие одного и того же чувства на деятельность разных людей обусловлено индивидуальными особенностями личности и ее волевыми качествами. Например, страх может дезорганизовать трусливого человека, но мобилизовать смелого.
По динамике протекания эмоциональные состояния бывают длительными и кратковременными, по интенсивности - интенсивными и слабовыраженными, по устойчивости - устойчивыми и изменчивыми.
В зависимости от формы протекания эмоциональные состояния делятся на чувства, аффекты, страсть и др.
Простейшей формой эмоционального переживания является эмоциональный тон, т.е. эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие человека к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон накапливает в себе отражение наиболее общих и часто встречающихся признаков полезных и вредных факторов окружающей действительности и позволяет принять быстрое решение о значении нового раздражителя (красивый пейзаж, неприятный собеседник). Эмоциональный тон обусловлен личностными особенностями человека, процессом протекания его деятельности и др. Целенаправленное использование эмоционального тона позволяет воздействовать на настроение коллектива, продуктивность его деятельности.
Чувство - это сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни. Чувство зависит от социальной деятельности, мировоззрения, направленности человека. Может быть связано с состоянием здоровья, временем года, окружающей обстановкой.
Аффект - это кратковременная бурнопротекающая эмоция, которая имеет характер эмоционального взрыва. Переживание аффекта носит стадиальный характер. На первой стадии человек, охваченный вспышкой ярости или дикого восторга, думает только о предмете своего чувства. Его движения становятся неконтролируемыми, изменяется ритм дыхания, расстраиваются мелкие движения. Вместе с тем на этой стадии каждый психически нормальный человек может затормозить развитие аффекта, к примеру, переключением на другой вид деятельности. На второй стадии человек утрачивает способность контролировать свои действия. Вследствие этого он может совершить поступки, которые не совершил бы в обычном состоянии. На третьей стадии происходит расслабление, человек переживает состояния усталости и опустошенности, порой он не способен вспомнить эпизоды событий.
Страсть - сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, которое является доминирующим мотивом деятельности, приводит к сосредоточению всех сил на предмете страсти. Страсть может определяться мировоззрением, убеждениями или потребностями личности. По своей направленности это эмоциональное проявление может быть положительным и отрицательным (страсть к науке, страсть к накопительству). Когда речь идет о детях, имеют в виду увлечения. Подлинно положительные увлечения объединяют ребенка с окружающими, расширяют его сферу познания. Если положительное увлечение изолирует ребенка от сверстников, то, возможно, оно компенсирует чувство неполноценности, переживаемое им в иных сферах деятельности (в учебе, спорте), не связанных с его интересами, что свидетельствует о неблагополучии личности.
Воздействие мыслей и насыщенных их энергией тонких тел человека на все окружающее особенно заметно на примере отношений человека и животных. Наши братья меньшие, оказывается, реагируют не столько на внешний облик хозяина или другого человека, сколько на его ауру. Известный всем народам факт, что животные могут безошибочно и мгновенно определять моральную сущность незнакомых людей, объясняется именно этой способностью. Считывая информацию, содержащуюся в ауре человека, животные в некотором роде подобны ясновидящим, воспринимающим невидимое обычным людям… Оказывается, братья меньшие могут ведать многое, недоступное нам. Причина этого в том, что все живое на Земле наделено свойством подсознательной интуитивной связи с единым энергоинформационным полем Вселенной.
А поле это, по мнению ученых, содержит сведения абсолютно обо всем: о прошлом, настоящем и будущем, о Космосе, звездах и планетах, о разумной и неразумной жизни в самых отдаленных уголках Мироздания. Эзотерические учения именуют его Тонкими мирами, Акашей, Астральным Светом и т. п. В этой реальности нет каких-либо жестких границ ни в пространстве, ни во времени. Ясновидение, предвидение будущего – это прежде всего способность «считывать» информацию тонкоматериальных пространств. Однако подобная способность свойственна не только человеку, но и животным. Издавна известно, что собаки чувствуют приближение смерти хозяина. Возможность «заглянуть» в будущее появляется у них именно благодаря способности воспринимать параллельный, Тонкий мир и информацию, содержащуюся в нем. Для получения подобной информации животным вовсе не приходится блуждать по иным мирам. Они находят ее в ауре (биополе) самого человека. Ведь наше подсознательное «Я» тоже знает заранее, что произойдет с нами в ближайшем будущем. Но уж так устроены его взаимоотношения с разумом, что сознание человека обычно не знает того, что ведомо подсознанию.Зато у животных связь с Тонким миром существует постоянно, правда, на более низком, «зверином» уровне. Тем не менее даже такой уровень позволяет четвероногим обитателям планеты знать прошлые и будущие события. Эта способность животных была известна многим поколениям индейских охотников: они знали, например, что бесполезно ставить ловушку на том месте, где когда-либо уже был пойман и убит койот, – тонкоматериальное пространство данного места раз и навсегда запечатлело информацию об этом, и потому другое животное, оказавшись на том же самом месте, не поддастся ни на какую приманку: оно как бы «видит» все, что произошло с его предшественником. Животное-дух проводник Это же умение воспринимать параллельный мир лежит в основе непостижимой способности животных возвращаться к хозяевам, даже если те оказались на очень большом расстоянии от них. Известен случай, когда кошка, увезенная в другой город родственницей хозяйки, сбежала от нее и вернулась домой, пробежав в целом свыше трехсот километров. Животные в отличие от людей прекрасно воспринимают информацию параллельного мира. И не только воспринимают, но и реагируют на нее. Всем известно, что собаки и лошади безошибочно отличают доброго человека от злого. Они могут это делать благодаря способности считывать информацию, содержащуюся в нашем биополе. Злобный, мстительный, эгоистичный индивидуум окружен целым коконом колючей, разрушительной энергии своих собственных негативных мыслей и чувств. Аура же спокойного, доброго, благородного человека излучает энергию гармонии и душевной теплоты, которая не только любима животными, но и необходима им. Известно и то, что чуткость животных к энергии тонкого плана издавна использовалась людьми для определения характера незнакомого человека. В Агни Йоге говорится о том, что в Древнем Китае и странах Востока было принято показывать гостям собак и лошадей. По реакции этих животных определялась сущность пришедшего человека. Наши меньшие братья реагируют не на слова и уверения – они безошибочно определяют характер биополя гостя. Но тут есть одно особое обстоятельство: аура человека способна передавать свой заряд живущим с ним питомцам. Недаром говорят, что домашние животные характером похожи на своих хозяев. Находясь рядом с недобрым, раздражительным, завистливым хозяином, астральное тело животного буквально пропитывается его энергией, в результате чего та же кошка или собака становятся «терафированными», несущими в своей ауре негативную психическую энергию.