Язык новорожденных, младенцев и маленьких детей. Как понять, что ребенок скоро заговорит
Дети могут вести себя по-разному. И даже опытные родители часто заходят в тупик, не зная, что делать со своим отпрыском и не понимая, как реагировать на его поведение. Перед вами 15 советов для родителей, которые помогут лучше понять вашего ребенка.
Зачастую малыш хочет сказать что-то родителям, но мамы и папы неверно расшифровывают их посыл, отчего ситуация может лишь усугубиться. Однако, есть несколько верных способов, , установить причину его поступков и «услышать», что на самом деле ребенок хочет «сказать» своим поведением.
Агрессия проявляется у детей в тот момент, когда им страшно в данной ситуации, и они не знают, как с этим справиться, поэтому и вуалируют свои чувства за несносным поведением агрессора.
Гиперактивность и непоседливость у ребенка сигнализируют о том, что ему страшно, и он нуждается в установлении четких правил со стороны родителей. Так, данное поведение показыва ет родителям, что ребенок ждет от них поддержки и опоры
Апатия крохи может быть следствием того, что он боится ошибиться, а это значит, что он не получит одобрения от родителей. На подсознательном уровне он ожидает лишь осуждение за его попытки к каким-либо действиям.
Беспомощность ребенка свидетельствует о том, что своим «ничегонеделанием» он помогает маме чувствовать себя нужной.
Когда малыш бьет родителей , то ни в коем случае взрослым нельзя делать тоже в ответ. Во-первых, таким поведением ребенок показывает, что он не знает как иначе вести себя в сложившейся ситуации, во-вторых, он сообщает родителям, что он нуждается в их твердых запретах.
Воровство у детей проявляется в том случае, когда им катастрофически не хватает любви и заботы со стороны взрослых и таким образом они демонстрируют свою злость на сложившуюся ситуацию.
Выдергиванием волос ребенок сообщает родителям о своем сильном внутреннем стрессе
Когда ребенок говорит очень тихим голосом, то это не связано с физическим недугом - ребенок боится и стесняется проявить себя не только в обществе, но и при родителях. Он стесняется и боится своих желаний, пребывает в стрессовом состоянии, что его не примут таким, какой он есть на самом деле
Когда м алыш начинает грызть ногти , то необходимо задуматься и внимательнее присмотреться, с какими страхами и стрессовыми ситуациями это может быть связано. Зачастую это связано со стрессом долгого и частого расставания с мамой.
Когда ребенок ест много , то так у него проявляется чувство повышенной тревожности, а еда помогает ему с этим чувством бороться. Процесс поедания пищи компенсирует крохе недостаток эмоциональной близости с его родными, в которой он очень сильно нуждается.
И наоборот, когда ребенок ест мало , своим поведением он сообщает, что не готов «переваривать» сложившуюся ситуацию в семье и таким образом держит от нее дистанцию.
Заниженная самооценка ребенка свидетельствует о том, что вашей привычкой является давать лишь советы, а не поддерживать и поощрять действия ребенка
Капризный ребенок - это тот ребенок, который не может говорить о своих желаниях прямо, так как боится быть всеми отвергнутым, поэтому и добивается своего лишь с помощью капризов.
Ложь у ребенка проявляется в том случае, если до этого у родителей была отрицательная реакция на его ошибки.
Если ребенок стал мочиться в постель и в одежду, значит, в семье стало происходить что-то такое, что вызывает у него сильную тревогу.
Присваивание чужого даже в том случае, когда родители приобретают достаточное количество игрушек, сигнализирует о том, что ребенок лишен права выбора при покупке.
Скрытность проявляется у тех детей, чьи родители раздражаются по любому поводу.
Трусость ребенок проявляет в тех случаях, когда мамы и папы слишком быстро спешат на помощь своему крохе, помогая преодолевать встретившиеся трудности. Своей трусостью ребенок говорит родителям о том, что они должны предоставить ему как можно больше самостоятельности.
Как бы странно, а порой и несносно, ребенок себя не вел, не думайте, что он делает это назло вам. Порой он и сам не понимает своих действий, так как его психика может быть еще не до конца сформирована в силу его возраста. Но в большинстве случаев, ребенок просто на подсознательном уровне применяет любой способ, чтобы найти взаимопонимание со своими близкими людьми. И если малыш будет окружен заботой, вниманием и любовью со стороны родителей, то у него не возникнет повода лишний раз покапризничать или похулиганить.
Также обязательно узнайте о том,
Этот вопрос волнует всех без исключения родителей. Особенно, если речь идет о первом ребенке. У меня растет сын. Ему 1 год 9 месяцев. Это мой второй ребенок. Говорит он еще немного, но я понимаю, что всему свое время. Сейчас он говорит предложениями всего лишь из двух слов, но начал активно запоминать и повторять слова.
С улыбкой читаю свой дневник про старшую дочь, когда она была еще совсем маленькой. С восторгом описываю ее первые слова и звукоподражания и каждый раз предвкушаю: «Она скоро начнет говорить!».
Такого рода записи в моем дневнике примерно с 8-9 месяцев. Дочь в возрасте от года до двух была просто болтушка. Могла подойти к совершенно незнакомому человеку и, жестикулируя, начать ему что-то «рассказывать». Правда болтала она больше «на своем». И так до двух лет…
Знаю, что есть такие дети, которые уже в год и месяц «У Лукоморья дуб зеленый» наизусть читают. Но это только с чужих слов. Что-то в жизни мне встречать таких не приходилось. Хотя, по рассказам родителей, я сама начала говорить очень рано: в 1,5 года со мной уже можно было беседы вести.
Мои наблюдения
Мы много общаемся с другими детьми и, как мне кажется, говорить предложениями более или менее большая часть детей начинает около двух лет. Причем многие мамы говорят, что с двух лет ребенка словно «прорвало».
Известно, что для того, чтобы ребенок начал раньше говорить, нужно с ним разговаривать. Причем делать это надо с самого рождения простыми словами и предложениями.
Среди моих знакомых мам, с которыми общаемся на улице, гуляя с детьми, есть одна особа (иначе не могу сказать). Она очень увлечена правильным питанием своего ребенка, но совершенно не думает о его развитии. Так вот она признается, что вообще с ним почти не разговаривает.
При этом они живут с сыном вдвоем и почти не общаются с родственниками. Результат налицо: мальчик в свои год и семь месяцев, розовощекий, упитанный и шустрый, не говорит вообще ничего!
Еще, думаю, что не менее важна здесь хорошая дикция. Есть у меня знакомая, которая переживала, что ее двухлетний сын не хочет ни говорить, ни повторять слова. Водила его по врачам, поила какими-то специальными лекарствами. А я обратила внимание на ее речь. Говорит она очень быстро. Возможно, в этом и кроется причина нежелания ребенка повторять слова.
Кстати, сейчас этот мальчик пошел в детский сад и уже вовсю разговаривает.
В чем секрет?
Так как я не могу похвастаться тем, что мои дети начали рано говорить, то мне всегда было интересно, что такого делают мамы с детьми, которые до двух лет начинают разговаривать предложениями. Спрашиваю и ничего нового не узнаю. Все то же: читают книжки, разговаривают с ребенком, поют песенки, рассказывают сказки. Видимо, никакого секрета тут нет, просто каждому свое время...
Конечно, бывают серьезные заболевания, которые и являются причиной детского молчания. Но в целом, детские психологи советуют не беспокоиться, если ребенок не разговаривает до трех лет.
Ожидание первых слов малыша всегда вызывает трепетные чувства у родителей. Сначала он только плачет и кряхтит, но вскоре начинает гулить, тренировать гласные звуки и произносить целые слоги. Чтобы малыш в будущем говорил правильно, с ним нужно постоянно заниматься, обращая внимание на все изменения в его лепете. Тогда родителям в будущем точно не придется обращаться к логопедам.
Первые звуки и «детский лепет» малыша
До того времени, когда малыш начнет произносить членораздельные звуки, пройдет несколько месяцев. Все дети, конечно, развиваются разными темпами: кто-то быстрее, кто-то - чуть медленнее. Однако первые три месяца каждый грудничок только спит, кушает и плачет. В этот период закладываются основы его будущей речи. Младенец быстро учится использовать свой голос, чтобы объяснять взрослым, что ему нужно. Когда он поймет, как это делать, его успехи в говорении станут для родителей более заметными.
Весь период подготовки к произношению первых слов можно разбить на несколько этапов, в зависимости от возраста карапуза:
- Первый месяц - плач и кряхтение. Этими нехитрыми способами малыш указывает родителям на мокрые пеленки, на то, что ему холодно, жарко, больно (колики, боль в ухе при воспалении, забитый носик), хочется есть или пить.
- Второй-третий месяцы - первые звуки. Двухмесячные карапузы уже пытаются произносить гласные «а», «о», «э». Некоторые тренируют и согласные «м», «б», «п», близкие к механизму сосания. Малыш осознает, что он может издавать звуки, и постепенно начинает контролировать эти действия.
- Четвертый месяц - произношение слогов. К четырем месяцам карапуз развивается настолько, что произносит слоги, которые также называют «детским лепетом». С этого момента остается немного времени до первого слова малыша. Он скажет его, как только научится произносить основные звуки и слоги.
Факторы, влияющие на развитие речи
Речь крохи - ювелирная система, на развитие которой влияют несколько факторов. И это отнюдь не только собственно развитие речевого аппарата будущего говоруна. Что же еще? Говорение - это сложный процесс, который протекает под действием многих факторов.
Физическое развитие
Проблемы со здоровьем могут стать причиной задержки речи. Своевременно посещайте педиатра и других специалистов, которых вам рекомендуют, соблюдайте их рекомендации. Следите за тем, чтобы малыш хорошо питался. До 6 месяцев рекомендуется кормить его грудью. Если это невозможно, проконсультируйтесь со специалистами по поводу выбора смеси.
Крепкая нервная система
Задержку речи вызывают и различные неврологические проблемы. Чтобы избежать их, поддерживайте дома спокойную обстановку, делайте малышу, проводите гимнастику. Если ребенок часто плачет или плохо спит, обязательно покажите его детскому неврологу . Также если были проблемы со здоровьем во время беременности, родов и периода новорожденности, необходимо посетить невролога и прислушаться ко всем его рекомендациям.
Грамотная речь в семье
Этот фактор играет, вероятно, самую важную роль. Чтобы малыш быстрее заговорил, ему важно слышать грамотную человеческую речь вокруг, которую он потом повторит. Поэтому общайтесь со своим карапузом как можно чаще, говорите ему слова и указывайте на людей и предметы, которые они обозначают. Дети - это маленькие “повторюшки”, они всегда подражают взрослым, поэтому разговаривайте с малышом четко.
Почему сюсюканье плохо влияет на речь малыша?
В процессе развития все дети копируют взрослых. Малыши постарше имитируют мамину походку, повторяют ее любимые слова и целые фразы. Это их способ обучения и познания окружающего мира. Если вы будете коверкать слова и искажать интонации, ребенок начнет подражать вам. В результате у него появятся речевые дефекты, которые придется устранять с привлечением логопеда. Поэтому не коверкайте слова, произносите их правильно.
Развитие речи. С чего начать? Говорит ЭКСПЕРТ
В каком возрасте ребенок начинает разговаривать
Первое слово малыша – это долгожданное событие для всей семьи.
У некоторых детей до года уже имеется десяток слов в словарном запасе, а другие малыши остаются «молчунами» до 1,5-2 лет.
Мы рассмотрим, какие факторы влияют на скорость появления речи у ребенка и как предотвратить задержку развития этого навыка.
Как происходит формирование речи у детей?
Появлению настоящей речи предшествует несколько этапов. Простейшие речевые реакции проявляются даже у новорожденных: малыш использует различные интонации для того, чтобы выразить те или иные чувства.
Весь первый год жизни ребенка происходит накопление его словарного запаса, сначала пассивное, затем – активное. На первой стадии малыш воспринимает речь взрослых и реагирует на неё, но не повторяет слова.
В период активного формирования словаря кроха уже копирует услышанные звуки, а позднее и составляет из них целые слова и фразы.
Можно выделить основные фазы развития речи у детей:
1 Речь до года. Первый этап, наступающий после крика, называют гулением. Он наступает в 2-3 месяца. Гуление – это простые гласные звуки и слоги: «а-гу», «ва».
В 4-5 месяцев к гулению добавляется смех, а также наблюдается смена интонации и тональности голоса.
К 6 месяцам речь у детей переходит в стадию лепета. Это более сложные звуки, чем гуление.
Кроха отчетливо произносит согласные буквы, в результате чего получаются слоги «ма», «ба», «па», «та».
В это же время появляется заметная реакция ребенка на голос родных людей и его тон. Малыши настораживаются и плачут, если слышат разговор на повышенных тонах.
А в ответ на ласковое обращение кроха улыбается и смеется.
2 Речь до 2 лет. В период от 1 года до 2 лет в речи появляются вопросительные обороты и просьбы. Из односложных и двусложных слов дети составляют предложения, рассказывают о том, что им нравится, а что – нет. Особенно активные малыши уже могут читать несложные стихи: считалки, потешки.
3 Речь до 3 лет. Большинство детей уже уверенно общаются с другими малышами, родственниками, воспитателями. Количества слов в лексиконе теперь хватает для того, чтобы в простой форме рассказать о событиях, произошедших за день, тревогах и радостях.
Во сколько ребенок начинает говорить?
Развитие речи, как и других базовых навыков – вопрос индивидуальный. Существуют только определенные рамки, разделяющие нормальное развитие речи от патологического. Обращаться к логопеду нужно в том случае, если к 2,5-3 годам ребенок так и не смог освоить фразы из нескольких слов.
Время появления первого слова зависит также от темперамента ребенка. Спокойные малыши, которые больше любят рассматривать картинки и книги, обычно начинают говорить раньше.
Непоседам же, как правило, просто не хватает энергии на то, чтобы учиться разговаривать. Родителям подвижных деток переживать не стоит: со временем их речевые навыки достигнут уровня сверстников.
Первым словом ребенка будет та совокупность повторяющихся звуков, которую крохе легче всего произнести.
Это и самое ожидаемое «мама», а также «баба», «ляля» и другие.
Кстати, в первое время словом «мама» дети называют почти всех знакомых людей.
Чуть позже, когда кроха научится придавать смысловые оттенки словам, он поймет, что мама у него только одна, а у остальных людей есть свои имена.
Отличить осознанные слова от простых подражаний можно, если проследить, в каких ситуациях малыш произносит те или иные звуки. Возможно, сначала вы даже не будете понимать, что именно кроха имеет в виду.
Если один и тот же набор звуков применяется ребенком при одинаковых обстоятельствах, значит, его речь стала приобретать осмысленный характер.
Как помочь ребенку начать говорить?
От воспитания также зависит то, насколько быстро малыш освоит разговорные навыки. Есть несколько простых приемов , помогающих развить детскую речь:
1 Всегда разговаривайте с ребенком обычным голосом, внятно произнося слова. Не следует намеренно делать голос более высоким, имитируя детскую речь. Малыш должен слышать то, как нужно говорить правильно, и по возможности повторять за взрослыми.
2 Стремитесь расширять кругозор ребенка. Показывайте ему красочные иллюстрации, называйте окружающие предметы. Конечно, новая информация должна подаваться в умеренных количествах, чтобы не перегружать психику малыша.
3 Развивайте уже имеющиеся навыки. Например, звуковой маркер, обозначающий слово «машина» у ребенка – «би-би». Каждый раз, когда малыш называет этот предмет удобным для себя понятием, повторяйте его правильное название.
Обязательно задавайте вопрос, побуждающий малыша повторить за вами новое слово: «Что это?».
4 Не ограничивайте ребенка в общении с другими детьми.
Особенно хорошо, если круг общения малыша состоит из более старших детей или сверстников, уже умеющих разговаривать.
5 Читайте вслух детские книги, стишки, песенки. Сеанс чтения можно проводить не только на ночь, но и в течение дня.
Выбранная литература должна соответствовать возрасту ребенка.
6 Уделяйте время физическому развитию. Детская гимнастика несет не только оздоровительную, но образовательную функцию.
Непринужденная обстановка во время занятий физкультурой дает малышу отличную возможность выучить новые слова.
А повторяющиеся движения развивают чувство ритма, немаловажное для гармоничной речи.
Не нужно впадать в панику, заметив незначительное отклонение от норм развития речи у малыша. Но и игнорировать явное наличие дефектов произношения также нельзя.
Посоветуйтесь с доктором, если речь ребенка невнятна или малыш отказывается от общения. В большинстве случаев подобные проблемы легко решаются занятиями с логопедом или детским психологом.
Чем раньше начнется работа над нарушениями речи, тем скорее малыш освоит красивое и правильное произношение.
Добрый день! Когда ребенок начинает разговаривать, интересует практически всех ответственных родителей. У кого-то ребенок говорит полноценные слова уже в год, а некоторые дети и в 2-2,5 года не умеют говорить. Педиатры, неврологи и логопеды не дадут Вам четкий ответ по срокам, когда ребенок должен говорить, потому что это индивидуальное развитие каждого человеческого организма. Существуют средние нормы (а точнее статистика), по которым можно сделать вывод, что дети начинают говорить в возрасте 2,5-3 года.
Этапы формирования речи
- Пассивное накопление слов. Речь ребенка формируется с самого рождения. Сначала малыш слушает маму и папу и формируется так называемый пассивный словарный запас. Очень важно на этом этапе много разговаривать с ребенком, читать книги для соответствующего возраста, играть, петь. Кажется, что малыш еще очень мал и ничего не понимает, но это неправда. Именно сейчас нужно активно пополнять пассивный словарный запас ребенка.
- Активное накопление слов. На этом этапе ребенок начинает воспроизводить слова. Сначала это будут звуки, детский лепет, затем появятся слоги и полноценные первые слова. На этом этапе формирования речи необходимо продолжать заниматься с ребенком: книги, лепка пластилином, общение со сверстниками и так далее.
В каком возрасте ребенок говорит первые слова?
Для начала нужно разобраться что такое «первое слово». Если мы говорим про ребенка в возрасте до 7-8 месяцев, то за первое слово вполне сойдут «агу», «ма-ма-ма». Осознанно произнести слово «мама» или «папа» ребенок может в возрасте после 1 года («»). И это будет не просто лепет слогов, а осознанное обращение к конкретному человеку.
Ниже я приведу таблицу примерных сроков развития речи:
Возраст ребенка | Речевые навыки |
До 3 месяцев | Негромкое гуление, начинают появляться звуки как «ааа», «гуу», «ва» |
4 – 5 месяцев | Смех, визг |
6 месяцев | Появляются первые слова «ма», «ба», «па» |
7 – 8 месяцев | Ребенок понимает значения многих слов и выполняет простые просьбы «принеси мяч», «дай руку». Расширяется запас согласных и гласных звуков. Появляются звуки животных «гав-гав», «мууу», «ко-ко». Малыш узнает предметы по названию и ищет их взглядом. |
9 – 11 месяцев | Простые слова «мама», «баба», «дядя», «дай» и так далее. |
1 – 1,5 года | Словарный запас состоит примерно из 20 слов. Ребенок может по просьбе взрослого показать на картинке животных, растения, предметы. |
2 – 3 года | Ребенок понимает простые вопросы, может самостоятельно произносить слово с вопросительной интонацией. Выполняет более сложные просьбы «возьми мишку и посади его на стул». Знает и называет все свои части тела, окружающие предметы. Словарный запас расширяется до 100 слов. Понимает значения слов «верх», «низ», «большой», «маленький и так далее. |
3 – 4 года | Простые ответы на вопросы «Кто? Что? Где?». Строит предложения из 4 и более слов. Активно общается с окружающими людьми. |
Прежде чем бежать по врачам и паниковать по поводу ребенка-молчуна, необходимо выяснить: ребенок не умеет разговаривать или же просто ленится произносить слова, но все понимает? Если Ваш малыш старается говорить на непонятном языке, из его уст непрекращаемый лепет и звуки, он все понимает и выполняет Ваши просьбы – волноваться нет причин. Ребенок не глуп, развивается, но пока еще его нервная система не созрела для воспроизведения полноценных слов, а тем более предложений.
Если у ребенка явные отклонения в развитии, он постоянно молчит, не понимает, о чем Вы говорите и сильно отличается от ровесников, то это видно. И, скорее всего, такой ребенок стоит на учете у невролога.
Возможные причины нежелания ребенка разговаривать:
- Плохо развита мелкая моторика. Уже давно доказано, что мелкая моторика влияет на участок мозга, который отвечает за речь ребенка. Поэтому необходимо развивать мелкую моторику пальцев с помощью игр, занятий, которые может организовать любая заботливая мама. Например, лепка пластилином, перекладывание фасоли из одной емкости в другую, крепление прищепок на картонку. Вариантов масса!
- Члены семьи разговаривают на нескольких языках. В таком коллективе ребенку приходится очень сложно. Он путается в словах и долго не может построить предложения.
- Гиперопека родителей. Если мама и папа понимают ребенка с полуслова, по одному только взгляду, то зачем напрягаться что-то объяснять и говорить?
- Недостаток внимания и общения. Как правило, дети до 2 лет не посещают детские сады и постоянно находятся рядом с мамой или няней. Ребенку попросту не с кем разговаривать. А ведь детский коллектив особенно стимулирует потребность общаться, ребенку хочется повторять за окружающими.
- Стресс. Если в семье конфликты, ссоры, ребенок замыкается в себе, он постоянно находится в стрессовом состоянии.
Как быстро научить ребенка разговаривать?
- Постоянно разговаривайте. Ребенок должен слышать вокруг себя речь. Пусть это будет Ваш монолог, или общение с супругом, это не столь важно. Если дети растут в тишине, то и говорить они начинают позже.
- Постоянно заинтересовывайте ребенка. Новые впечатления стимулируют развитие речи. Рассказывайте ребенку обо всем, что Вы видите: про солнце и почему ночью его нет, про дождь, про цветы и насекомых. Заморозьте пакет с водой в морозилке и расскажите почему вода превратилась в лед.
- Читайте книги. Дети очень любят слушать как мама читает, рассматривают красочные иллюстрации. Старайтесь читать с выражением, с интонацией. Дети любят слушать одни и те же стихи и сказки по несколько раз.
- Уделяйте время музыке, танцам, пойте песни.
- Не заставляйте ребенка разговаривать насильно. Тем самым Вы просто-напросто перебьёте весь интерес к речи. Поощряйте любую попытку повторить новое слово.
- Нельзя разговаривать «малышковым» языком. Если ребенок говорит «ко-ко», то Вы в свою очередь говорите, что это курица. Проговаривайте слова четко и медленно.
ЗРР – задержка речевого развития
К сожалению, сейчас все чаще и чаще ставят детям диагноз «ЗРР». На подобную задержку развития могут указывать следующие факты:
- Ребенок говорит очень невнятно
- Гиперактивность, а порой неадекватное поведение
- Активный отказ от общения (протест)
- Ребенок не умеет хорошо пережевывать пищу
- Отсутствует зрительный контакт с окружающими людьми
- Постоянно открытый рот
Если что-то из перечисленного Вас очень беспокоит, то обратитесь к специалистам и начните заниматься с ребенком. Чем раньше начать занятия, тем быстрее Вы достигнете желаемого результата.
Занятия по развитию речи с ребенком необходимо проводить ежедневно. Чем больше усилий приложить сейчас, тем быстрее Вы получите результат! Когда ребенок начинает разговаривать и его речь становится все краше с каждым днем – это награда родителям!
Всего Вам доброго!
Оглавление [Показать]
Своевременное и полноценное владение речью для ребенка является одним из важных условий его развития как личности. Процесс формирования речи состоит из нескольких возрастных этапов, но, пожалуй, каждый из родителей хочет, чтобы малыши начали разговаривать с… пеленок. Причем строили свои предложения правильно. Возможно ли это и как этого добиться?
Чтобы ребенок быстрее заговорил, нужно дать попробовать кусочек селедки
Что на это можно сказать? Можно дать сразу горчицы, или соуса чили, тогда первое слово, которое произнесет ребенок, скорее всего, будет нецензурным. Шутки шутками, но на самом деле вопросу формирования речи отдается большое значение, и порой родители поднимают необоснованную панику.
Читайте также: Как понять грудного ребенка?
Масла в огонь подливаются в ходе разговоров среди мамочек, которые делятся своими успехами. Довольно часто можно слышать о том, что малыши начинают говорить уже в 1,5 - 2 года. Мамочки украшают свою речь красочными преувеличениями о цитировании поэмы «Мцыри». Найдутся и бабушки с тетушками, которые начнут причитать о том, что соседская Танечка уже давно говорит, хотя ей всего лишь годик, а вот наш Митенька молчит, хотя он намного старше.
Читайте также: Правильно ли ваш ребенок учится говорить
Родителям сразу стоит приучиться дифференцировать все подобные высказывания, и большую часть из них не принимать близко к сердцу. И тем более начинать посещать всех невропатологов города, психологов и логопедов. Самая главная задача родителей выяснить, как именно происходит формирование речи у ребенка, что зависит от малыша, и что от него совершенно не зависит и ложиться полностью на плечи родителей.
Читайте также: Первая улыбка твоего малыша
Важно!
Первое что нужно запомнить, а лучше записать, что единых сроков развития речи у ребенка не существует! Формирование речи носит абсолютно индивидуальный характер. Кстати, вопреки распространенному мнению, первое слово малыша может быть не «мама», как обычно считают мамы, а например «дай!».
Существенную помощь в формировании речи у ребенка может оказать живая речь родителей или близких с малышом. Важно чтобы это была именно общение с ребенком, а не услышанные речи с телевизора или радио - пользы от этого существенной нет.
Существуют определенные нормы, которые соответствуют возрасту ребенка, опять же эти нормы считаются средними.
Нормы формирования речи ребенка
Считается нормой, что годовасик произносит от 2 - 10 слов - это весь его словарный запас. Но, довольно часто, примерно, до двух лет, малыши ограничиваются лепетом или небольшим количеством слов. А еще чаще просто предпочитают молчать. Но и этот факт не является поводом для огромного количества исследований, и тем более паники родителей.
Развитие речи ребенка формируется из нескольких составляющих - активного, который подразумевает произношение слов и предложений, и пассивного, т. е. непосредственно понимание слов. Пассивная речь развивается на порядок быстрее, именно поэтому карапуз так внимательно слушает взрослых, понимает их речь, выполняет все порученные задания, но при этом может вообще не говорить, либо ограничиваться парой фраз. Специалисты утверждают, если малыш выполняет простые просьбы - принеси, отнеси, подай - то поводов для беспокойства нет, развитие речи протекает нормально.
Примерно с года и до 3 - 4 лет ребенок овладевает основными законами языка. К 3 - 4 годам словарь малыша составляет около 1000 слов, если младшие малыши могут использовать облегченные слова и просто подражать звукам, то к этому возрасту речь становится чистой.
Признаки благополучного развития речи
На осмотре доктор оценивает не только развитие речи ребенка, которое чаще соответствует средним нормам. Также оценивается и общее, физическое развитие малыша. Среди признаков благополучного развития речи особое значение имеет отсутствие неврологических заболеваний, малыш должен активно общаться с родителями и родственниками, но может стесняться разговаривать с посторонними.
Малыши могут активно повторять слова за родителями и решать свои проблемы при помощи речи, например, сказать, что кроха голоден, или не хочет играть с определенными игрушками или наоборот. Помимо этого, существуют и признаки неблагополучного развития речи.
Признаки неблагополучного развития речи
Могут формироваться, если сам малыш развивается с задержкой или малыш перенес тяжелое заболевание, или есть неврологическое заболевание. Обычно малыши неохотно повторяют слова и предложения за родителями или вовсе отказываются это делать. Кроме того, страдает и пассивная речь малыша, т. е. ребенок может не реагировать на просьбы родителей и делать вид, что не слышит и просто уходить.
Малыши чаще всего решают проблемы самостоятельно, не обращаясь за помощью к родителям, так как необходимо с ними говорить. Малыш предпочитает говорить на своем собственном языке, и остается безразличным к просьбе родителей повторить получше.
…И никак отсутствие речи, или ее задержка не связана с употреблением в пищу селедки или еще какого-либо продукта.
Лапушкина Юлия
Если вы будете правильно заниматься с ребенком развитием речи с рождения, то вам не придется в будущем обращаться к специалистам
Ребенок кряхтит, гулит, тренирует гласные звуки? Это уже первые шаги к будущим речам Цицерона, который обязательно вырастет из малыша под вашим чутким руководством. На что в лепете крохи обратить внимание мамам и папам?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ребенок 3 месяца: что умеет малыш?
До первых слов еще далеко
Первые три месяца новорожденный малыш только и делает, что спит, ест, покряхтывает, иногда плачет, иногда гулит и постепенно учится показывать голосом, что он хочет.
В первый месяц жизни крохи родители слышат плач и кряхтение, которыми он указывает на дискомфорт (мокрые пеленки, холод, жара), боли (колики, боль в ухе при воспалении, забитый носик) или голод.
Со второго месяца жизни малыш пытается произносить первые звуки, чаще гласные: “о”, “а”, “э”, а также пробует подступиться к согласным, близким к механизму сосания: “м”, “п”, “б”. Он начинает понимать, что сам может издавать звуки, и учится контролировать процесс.
Начиная с четвертого месяца ребенок уже произносит слоги - это и называют “детский лепет”. Маленькому говоруну нужно освоить произношение основных звуков и слогов, из которых позже будут сложены самые первые слова.
Речь крохи
Речь крохи - ювелирная система, на развитие которой влияют несколько факторов. И это отнюдь не только собственно развитие речевого аппарата будущего говоруна. Что же еще?
Физическое развитие Тщательно следите за здоровьем маленького, своевременно посещайте педиатра и других специалистов. Не менее важно следить, чтобы у малыша было здоровое и полноценное питание (грудное вскармливание до 6 месяцев или, если это невозможно по объективным причинам, подбор адекватной смеси, введение прикормов).
Работа нервной системы На эту сферу благотворно влияют массаж, гимнастика, спокойная психоэмоциональная обстановка в семье. Если были проблемы со здоровьем во время беременности, родов и периода новорожденности, необходимо посетить невролога и прислушаться ко всем его рекомендациям.
Речь в семье Этот фактор играет, вероятно, самую важную роль. Чем чаще кроха слышит правильную речь вокруг, чем чаще с ним общаются, тем быстрее он заговорит. Дети - это маленькие “повторюшки”, они всегда подражают взрослым, поэтому разговаривайте с малышом четко.
Минимум сюсюканий
Иначе умиление может потом смениться разочарованием. Не коверкайте слова, произносите их правильно. Детки не только повторяют поведение взрослых, но и копируют слова и даже целые предложения.
Постарайтесь, чтобы ваша речь была если не образцовой речью артистов академического театра или дикторов телевидения и радио, то, по крайней мере, достаточно правильной фонетически и не засоренной словами-сорняками, чтобы через несколько лет не пришлось переучивать ваших мальчишек и девчонок.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Ребенок 5 месяцев: первые игры и забавы 3 неврологические заболевания, которые чаще всего встречаются у новорожденных
По какой причине один логопед говорит, что надо постоянно просить не разговаривающего малыша повторять слова за взрослыми, называть ту вещь, которая ему нужна, требовать от ребенка: «Скажи это…», «Повтори то…», а другой логопед убеждает, что это лишь усугубит ситуацию молчания, и кроха совсем откажется говорить после таких настойчивых требований и предложений взрослых? К кому прислушиваться?
А заговорит ли малыш?
Правильно ли поступает мама, с завидным упорством «пристающая» к неговорящему карапузу: «Скажи «мишка!», «Скажи «это мяч!»? И хорошо ли она поступает, когда не добивается от малыша ответа и, отворачиваясь, и говорит: «Какой плохой мальчик!»?
Бывает, что ребенок один раз произнесет какое-то слово и затем больше не повторит его. Родители с энтузиазмом принимаются за свое чадо, требуют повторить это слово, назвать предмет, произнести слово по образцу. Сначала они ласково просят, после - требуют, и наконец, они разозлятся и поставят малыша в угол. Заговорит ли после подобных действий ребенок?
Скорее всего, что не заговорит. Кроме того, подобная ситуация нередко приводит к возникновению речевого негативизма. Это явление, при котором малыш с огромной неохотой вступает в речевое общение. Зачастую речевой негативизм появляется у деток, которые отстают в речевом развитии, причем взрослые с излишней активностью принуждают кроху заговорить или акцентируют внимание на недостаточно правильном произношении. Заикающиеся дети тоже могут иметь речевой негативизм, причиной которого является страх перед речевыми запинками.
Проявления речевого негативизма
Когда малыш отказывается говорить, тем самым он выражает протест против непомерных требований взрослых. На всякий вопрос или обращение к нему ребенок станет отворачиваться и молчать, а иногда - мычать и показывать пальцем. Детки с речевым негативизмом часто стараются удовлетворить свои потребности самостоятельно, чтобы не обращаться к взрослым. Они сами достают игрушки с полки, берут из шкафа нужные вещи, включают телевизор или компьютер. Подобная «самостоятельность» может даже обрадовать родителей, но они просто не знают, что за этим кроются несформированные навыки речевой коммуникации и явление стойкого речевого негативизма.
В норме речевое развитие малыша проходит такие этапы:
Этап первый:
Развивается мотивация к речи, возникает желание говорить с окружающими;
Развиваются способности ребенка к имитации речи взрослых.
Этап второй:
Обогащается словарный запас (происходит накопление слов);
Развивается грамматическая сторона речи, то есть, малыш правильно употребляет слова и согласовывает их в предложениях.
Этап третий:
Развивается монологическая и диалогическая речь.
Работа родителей по развитию речи крохи должна строиться, опираясь на эти три этапа. Стоит заметить, что они не имеют четких границ и иногда их области накладываются друг на друга.
Как вызвать желание говорить?
Если ребенок совсем не говорит, то в любом возрасте вы должны начинать с первого этапа. То есть для начала нужно вызвать у малыша желание общаться, формируя его мотивацию к речевому общению. Начинается все с простейшей игры. Садитесь рядом с ребенком, берите в руку куклу (у вас девочка) или машинку (мальчик), и выполняйте действия с игрушкой. «Вот наша куколка идет: топ-топ. Как ходит наша кукла?» И ответьте сами: «Топ-топ». «А какое имя у нашей куклы?» И опять давайте сами ответ, не требуйте ничего от крохи: «Ляля. Имя нашей куклы - Ляля». Не ожидайте сразу первых слов от ребенка, не требуйте, играйте и произносите снова и снова самые простые слова: «Ляля», «Би-би», «Топ-топ»…
И если услышите от карапуза робкое «Би», похвалите его, порадуйтесь! Это будет маленькой победой, вашей и малыша! Вы установили контакт, у крохи появилось желание общаться и разговаривать. И теперь можете переходить ко второму шагу – стимулированию имитации речи взрослого малышом.
Нужно отобрать 5-10 простых по слоговому составу слов – названий предметов, любимых игрушек ребенка. Например, играйте с кубиками и говорите: «Берем большой кубик. Это что?». И после паузы, если малыш не скажет сам, говорите за него: «Кубик». «Мы ставим его на второй кубик. Получается домик. Что построили?» «Домик» и т. д. Постепенно увеличивайте паузы после вопросов, поощряя ребенка вступить в диалог. Нужно стремиться к тому, чтобы кроха следил за вашей артикуляцией. Если он молчит и ничего не отвечает, не стоит его ругать. Продолжайте с энтузиазмом озвучивать любые действия. Так же разговаривайте с малышом в период режимных моментов. Важно, чтобы ребенок не догадывался, что вы с ним специально занимаетесь для развития речи, общение должно быть непринужденным, естественным, комфортным для малыша. И главное не использовать слова «повтори» и «скажи».
Через время малыш сам начнет повторять слова и слоги за вами, отвечая на вопросы. Не забывайте искренне хвалить его! На первых порах не следует требовать правильного произношения слов, ведь кроха на это просто не способен. Надо поощрять любую речевую его реакцию. Постепенно создавайте стимулирующие ситуации, чтобы у ребенка возникла потребность общаться с окружающими. Спрашивайте: «Что ты нам принес?», «Что ты держишь в ручках?», «Что ты сделал?» Активизируйте выученные ранее слова, ставя кроху в ситуацию выбора: «Чего тебе хочется: печенья или конфеты?», «Какая игрушка тебе нужна: мяч или машина?» Такие вопросы не только побуждают давать вербальный ответ, но и содержат в себе подсказку - слово для имитации. Но нужно использовать только те слова, над которыми вы проводили предварительную работу. Подкрепляйте речевую активность малыша, не скупясь на похвалу и добрые слова. Избегайте оценок, поправлений, любых требований: «Неправильно!», «Скажи вот так…», «Повтори!» Помните, что задача – избавление от речевого негативизма, стремление к тому, чтобы ребенок сам начал проявлять активность в речевом общении, и совершал это с удовольствием.
Уже давно установлено, что после полутора лет в арсенале ребенка появляется первое активное слово, и к 2 годам дети, как правило, начинают говорить. Причем овладение активными словами имеет характер «взрыва» - еще месяц назад ребенок молчал и вдруг заговорил так, что и остановить невозможно. Такая внезапность в овладении речью, считают некоторые ученые, происходит потому, что дети в 1,5 года делают своего рода открытие: каждая вещь имеет название, которое можно узнать у взрослого. Бесконечные вопросы ребенка «это что?», казалось бы, это мнение подтверждают. Но, конечно, думать, что ребенок в 1,5 года способен открыть всеобщий закон, - значит сильно преувеличивать интеллектуальную мощь малыша. Ни один ребенок в столь юном возрасте такой закон сформулировать не может. И все же скорость, с которой расширяется запас слов ребенка, поразительна.
Но с другой стороны, установить точную дату появления первых слов не так-то просто. Дело в том, что по срокам появления речи и по объему своего активного словаря дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть дети, которые уже в 10-11 месяцев говорят до 10-15 слов, а бывают случаи, когда и в 2,5 года упорно молчат, несмотря на нормальное в целом психическое развитие.
Столь существенные индивидуальные различия не позволяют также составить хотя бы примерные возрастные нормы речевого развития. Уже не раз психологи пытались точно установить, сколько слов должны знать дети каждого возраста. Однако все эти попытки пока ничем не кончились, потому что между детьми от года до двух лет слишком большие различия. Чтобы как-то преодолеть трудность, Ш. Бюллер, сопоставляя данные изучения речи детей, подсчитала минимальный и максимальный словарь для каждого возраста. Оказалось, что между этими величинами существуют огромные различия. Например, в год и три месяца минимальный словарь ребенка - всего 4 слова, а максимальный - 232(!). При этом все дети совершенно нормально развивались, и среди них не было ни одного вундеркинда или умственно отсталого.
Получается, что сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, от условий его жизни и воспитания и от того, по какому именно пути идет развитие вашего ребенка. Как мы уже говорили, развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом и активное развитие. Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную. Так, на 7-8-м месяце жизни ребенок может понимать многие слова. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый. Он уже умеет искать предметы глазами. Мама спрашивает малыша: «Где часы?», а он ищет глазами будильник и останавливает на нем взгляд; «Где мячик?» - и малыш ищет глазами мячик, а когда найдет, улыбается и рассматривает его. Такие игры полезны для понимания значения отдельных слов. В 8-9 месяцев дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с собственными движениями. Всем известны знаменитые детские игры в «ладушки», «в сороку-ворону». Скажешь ребенку «ладушки-ладушки» - и он начинает весело хлопать в ладошки. А скажешь «до свидания» - и он начинает махать ручкой.
«Все понимает, - удивляются растроганные родители, - а вот сказать ничего не может». Действительно, до определенного возраста число понимаемых ребенком слов значительно превосходит число активно произносимых. И у некоторых детей этот период развития только пассивной речи очень сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, понимая все, что говорят ему взрослые и даже хорошо выполняя их простые инструкции (дай, сядь, возьми), не произносить ни одного слова - либо вообще молчит, либо объясняется со взрослым с помощью лепетного говорения. И все-таки речь при этом развивается.
Обычно у таких детей переход к активной речи происходит внезапно. Еще вчера ничего не говорил, а сегодня уже все говорит развернутыми предложениями. И это понятно. Ведь достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарем ребенка. И бывает так, что дети, упорно молчащие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, у которых первые слова появились уже в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребенка всего два-три слова. Если он понимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно ребенок заговорит. А вот как рано или насколько поздно, зависит от условий жизни малыша, которые создают и организуют взрослые.
Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать малышу словесный образец: «Скажи - часы, скажи - ложка». И к великой радости родителей многие малыши уже в 8-10 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослым те или иные простые слова, поражая всех своими «необыкновенными способностями». Стремление научить слову, безусловно, появляется в играх, которые развивают у ребенка подражание. «Скажи, скажи, скажи…» - без устали обращаются к малышу взрослые. Долгое время принято было считать, что такие игры являются чуть ли не единственным источником, развивающим собственную активную речь ребенка. Однако внимательный анализ развития подражания у малыша позволяет выделить некоторые очень важные его особенности. По-видимому, несмотря на впечатляющую простоту обучения с помощью этого метода, прямой связи между подражанием и активной речью все же нет. Ребенок может легко воспроизвести то или иное слово, но вместе с тем никогда не использовать его в реальной и живой ситуации взаимодействия с окружающими людьми. К тому же подражание у детей этого возраста носит отсроченный характер, ребенок может повторить слово лишь спустя некоторое время, когда даже взрослый забудет о том, что сам научил ему ребенка. Очень часто упорные попытки родителей добиться от своего малыша повторения кончаются ничем. Так, например, в 8-10 месяцев ребенок произносит в ответ совершенно иную, но свою собственную вокализацию. В год с напряженным вниманием всматривается в шевелящиеся губы взрослого, Сам шевелит губами и будто бы даже что-то шепчет, но ничего не произносит. И лишь спустя некоторое время при совершенно других обстоятельствах появляется в жизни ребенка это долгожданное слово.
Получается, что обучение слову не носит столь прямой и простой характер. Вместе с тем подражание - необходимое условие овладения речью, ведь дети всегда говорят на том же языке, что и родители, используя те же слова и те же звуки. Но все же умение подражать и воспринимать слова по образцу еще не ведет к самостоятельному активному использованию тех же слов в жизни ребенка и в его общении с другими людьми. Что же нужно, чтобы ребенок перешел от пассивного понимания речи и от простого подражания взрослому к активной речи, к собственным первым словам?
Уже сейчас вы научились интерпретировать разные звуки, которые издает ваш ребенок - от восторга до крайнего расстройства. Когда вы научитесь слушать ребенка внимательно, вы станете все лучше и лучше понимать его вербальную и невербальную коммуникацию.
У детей реакции проходят медленнее, чем у взрослых. Это нужно учитывать, когда вы учите ребенка говорить. Слушая ребенка, учитывайте, что ему может понадобиться время, чтобы дать вам обратную связь. Если вы не можете понять, что говорит ваш ребенок, не волнуйтесь. Ни один родитель не может понять каждый крик и лепетание своего ребенка. Тем не менее, когда вы внимательно слушаете ребенка и пытаетесь понять его, происходят две вещи. Во-первых, ребенок понимает, что кого-то интересуется его мыслями и чувствами. Во-вторых, со временем, методом проб и ошибок, вы в конечном счете начнете понимать большинство слов своего ребенка.
В возрасте пяти-шести месяцев ваш ребенок будет издавать непонятные звуки, часто бессмысленные, но как радостно слышать их папе и маме. Этот лепет служит хорошей практикой для развития речи. К шести месяцам ваш ребенок захочет попрактиковать свой новый «язык» с любым, кто готов его слушать. Шесть месяцев - это очень социальный возраст. Ваш ребенок будет рад компании других людей и начнет говорить с ними по-своему. Практически каждый человек, которого увидит ребенок, будет объектом его новых речевых навыков.
Самый приятный собеседник - ребенок
Как только ваш малыш начинает произносить гласные звуки, он начинает считать себя настоящим собеседником. Не имеет значения, что вы не можете понять его, а он не может понять вас. В конце концов, то же самое верно для многих разговоров между взрослыми. Ваш ребенок хочет поговорить с вами точно так же, как вы говорите с другими.
Вы можете удивиться в первый раз, когда поймете: ваш ребенок, кажется, ждет от вас, что вы ответите на его непонятные звуки. Кажется невероятным, что всего за шесть месяцев он начинает понимать отдельные слова и фразы взрослых. Когда он начинает делать паузы в своем лепете (возможно, чтобы убедиться, что вы слушаете), вы должны отнестись к нему, как ко взрослому. По вашему поведению ребенок начнет понимать, когда его очередь слушать и ваша очередь говорить. Прислушайтесь и присмотритесь к малышу: он останавливается, чтобы послушать, что вы говорите, и вправду может быть лучшим собеседником, чем взрослые.
Имитация речи ребенком
Подражание и повторение вашим ребенком ваших слов в течение ближайших нескольких месяцев может быть очень частым. Даже если вы не поймете его, все равно оба можете получать удовольствие от «разговора», и ваш ребенок тоже будет наслаждаться разговором с вами.
Когда ваш ребенок старается "разговаривать" с вами, будьте вежливы. Реагируйте на слова вашего ребенка так же, как на слова любого взрослого. Участвуя в разговоре с ребенком лицом к лицу, держите с ним зрительный контакт. Вы можете отвечать на лепет ребенка, используя реальные слова или повторяя звуки и слоги за своим ребенком. Как только вы прекратите говорить, ваш ребенок может начать «говорить» с вами снова, пытаясь поддержать разговор.
В беседе с вашим ребенком учтите: разнообразие общения ускоряет процесс обучения. В общем, чем больше вы говорите, тем больше ваш ребенок будет пытаться говорить вместе с вами. Так он получает первые социальные практические навыки. В ближайшие месяцы ваши разговоры станут для ребенка способом изучать более сложные звуки. Обсуждайте с ребенком что-нибудь, но не монополизируйте разговор. Не забудьте дать вашему ребенку понять, что вы его слушаете.
Следите за своей речью
Пусть хорошей привычкой для вас станет рассказывать своему ребенку что-нибудь даже до того, как он сможет понять что-то из ваших слов. Описывайте ему то, что вы делаете. К примеру: "Сейчас я собираюсь сменить свой подгузник. Сначала мы должны снять ползунки..."
Также описывайте то, что делает ребенок. "Посмотри, как ты испачкался. Давай подойдем к ванной и умоемся." Ваш разговор будет поддерживать интерес ребенка, поможет ему отполировать свои социальные навыки и заложить основы для изучения слов.
Какой самый лучший способ для родителей поговорить со своим ребенком? Давайте начнем с основных ориентиров. Старайтесь не чувствовать себя слишком глупо, когда говорите с ребенком. Даже если у вашего ребенка еще слишком маленький словарный запас, он начинает понимать сам разговорный процесс. Чем больше вы говорите с ним, тем больше он узнает.
Не стесняйтесь говорить со своим ребенком тем высоким, певучим голосом, который использовали родители с грудными детьми на протяжении веков. Дети лучше реагируют на более высокие звуки, поэтому использование высокого голоса будет удерживать внимание вашего ребенка дольше.
Помните, что обсуждать что-то с малышом – это естественно. Вам не нужно упрощать свои слова и грамматику ради ребенка. Помните, неважно, насколько вы упростили свой язык, ваш ребенок не понимает все, что вы говорите (по крайней мере, пока ему не исполнится шесть месяцев, но ему нравятся ваши рассказы. Ваш ребенок просто любит общаться с вами. Ему все равно, говорите вы о погоде, работе по дому или термодинамике ядерного синтеза.
Не тратьте много времени и энергии на то, чтобы понять, что именно говорит ваш ребенок. Он, возможно, вообще ничего не говорит, просто произносит звуки. Смысл во фразах ребенка обычно появляется до года. А пока ребенок просто пытается издавать звуки и учиться быть общительным, именно так, как он видит это у взрослых.
К концу шестого месяца, прежде чем ребенок произнесет свои первые слова, он начинает понимать несколько простых фраз, которые вы говорите. Так что сейчас самое подходящее время, чтобы начать учить его словам. Чем больше вы говорите с ребенком о том, что происходит здесь и сейчас, и описываете, как это происходит, тем легче будет ребенку установить связи между тем, что он видит, и собственной речью.
Как научить ребенка правильной речи?
Если вы любите музыку, вы можете выбрать ее из огромного ассортимента мелодий. Большинство из ритмических песенок будут хорошей инвестицией в развитие речи вашего ребенка. Пусть тексты и мелодии будут простыми, но от этого ваш ребенок будет наслаждаться не меньше, слушая их снова и снова.
С ребенком от шести месяцев (или даже раньше) до года, нужно говорить медленно и четко, чтобы дать вашему ему больше возможностей понимать и различать отдельные слова. Подчеркните в своей речи самые важные слова, особенно существительные (человек, место или вещь), через музыкальные акценты и частые повторения.
Если вы достаточно часто будете повторять в стихах одни и те же существительные, ваш ребенок скоро поймет, что обозначают эти слова: названия вещей, имена, события, явления. Даже если ребенок пока что не понимает, для чего предназначены эти предметы, он будет ассоциировать названия с реальными объектами.
Развитие речи и танцы
Хотя разговор с вами обеспечит ребенку основную часть довербального обучения языку, существуют и другие способы научить ребенка говорить. Как и все средства обучения языку, для детей лучшими являются те, которые поощряют их говорить. Этим средством, веселым и забавным, могут быть танцы. Во время танцев можно рассказывать ребенку, как и что нужно делать, петь песенки, и он очень быстро запомнит слова.
Обучать ребенка чтению и речи еще рано. Он может читать что-то с вами или играть сам по себе, но в этом возрасте стоит избегать книг с бумажными страницами. Ваш ребенок будет не только "читать" книги, но станет рвать страницы, жевать их, бросать и всячески портить.
Для детей есть специальные книги из толстого картона или пластика. Их сложно порвать или испортить. Эти книги можно дать ребенку для изучения слов и простейших фраз.
Что еще можно предпринять, чтобы научить ребенка говорить?
Отвечайте на зов и крики ребенка
Младенцы не могут вам сказать ничего внятного, зато через плач могут передавать сигнал о своих эмоциях и потребностях. В первый год плач - это основа их системы связи. Когда мы отвечаем на крик, дети понимают, что они находятся в мире, который их услышит, что они сейчас в безопасном месте, где их потребности удовлетворят.
Беседуйте со своим ребенком, даже если вам кажется, что он вас пока что не понимает и не может вам ответить. Рассказывайте ему о своих чувствах, эмоциях, описывайте самые простые действия. Ребенок привыкнет к потоку речи и постепенно начнет различать слова. А потом и сам будет говорить с вами.
Общайтесь с ребенком регулярно
Если вы регулярно говорите с маленьким ребенком и слушаете его, ему будет легко выучить язык. Моделирование речи - лучшее учебное пособие. Дети, слушая правильную речь, и сами учатся говорить правильно. При моделировании правильной речи они будут постепенно учиться строить предложения и фразы.
Пойте малышу песни
Эти песни могут быть какими угодно: песня во время купания в ванной, во время мытья посуды, во время гуляния в парке, во время смены подгузников, а также традиционная колыбельная перед сном. Ритмы и мелодии музыки, по словам психологов, способствуют изучению языка. Через год регулярного прослушивания песенок ребенок узнает массу новых слов и сможет повторять их.
И помните: когда вы покупаете музыкальные диски для детей, это только полдела. Ваш ребенок запомнит гораздо больше слов посредством вашего живого пения, чем при прослушивании электронной музыки.
Чтение, песни, стихи, разговор с ребенком - все это способствует развитию языка вашего ребенка и навыкам его общения. Но главный стимул для ребенка - это звук вашего голоса и вся та любовь, которую вы можете ему дать. Чтобы научить ребенка говорить, наслаждайтесь общением с ним.