«Тимур и его команда»: главные герои произведения А.П. Гайдара. Квест-игра с презентацией по повести гайдара "тимур и его команда" для начальных классов
Аркадий Гайдар.
Тимур и его команда
Вот уже три месяца, как командир бронедивизиона полковник Александров не был дома. Вероятно, он был на фронте.
В середине лета он прислал телеграмму, в которой предложил своим дочерям Ольге и Жене остаток каникул провести под Москвой на даче.
Сдвинув на затылок цветную косынку и опираясь на палку щетки, насупившаяся Женя стояла перед Ольгой, а та ей говорила:
– Я поехала с вещами, а ты приберешь квартиру. Можешь бровями не дергать и губы не облизывать. Потом запри дверь. Книги отнеси в библиотеку. К подругам не заходи, а отправляйся прямо на вокзал. Оттуда пошли папе вот эту телеграмму. Затем садись в поезд и приезжай на дачу… Евгения, ты меня должна слушаться. Я твоя сестра…
– И я твоя тоже.
– Да… но я старше… и, в конце концов, так велел папа.
Когда во дворе зафырчала отъезжающая машина, Женя вздохнула и оглянулась. Кругом был разор и беспорядок. Она подошла к пыльному зеркалу, в котором отражался висевший на стене портрет отца.
Хорошо! Пусть Ольга старше и пока ее нужно слушаться. Но зато у нее, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер.
Она туже перевязала косынкой волосы. Сбросила сандалии. Взяла тряпку. Сдернула со стола скатерть, сунула под кран ведро и, схватив щетку, поволокла к порогу груду мусора.
Вскоре запыхтела керосинка и загудел примус.
Пол был залит водой. В бельевом цинковом корыте шипела и лопалась мыльная пена. А прохожие с улицы удивленно поглядывали на босоногую девчонку в красном сарафане, которая, стоя на подоконнике третьего этажа, смело протирала стекла распахнутых окон.
Грузовик мчался по широкой солнечной дороге. Поставив ноги на чемодан и опираясь на мягкий узел, Ольга сидела в плетеном кресле. На коленях у нее лежал рыжий котенок и теребил лапами букет васильков.
У тридцатого километра их нагнала походная красноармейская мотоколонна. Сидя на деревянных скамьях рядами, красноармейцы держали направленные дулом к небу винтовки и дружно пели.
При звуках этой песни шире распахивались окна и двери в избах. Из-за заборов, из калиток вылетали обрадованные ребятишки. Они махали руками, бросали красноармейцам еще недозрелые яблоки, кричали вдогонку «ура» и тут же затевали бои, сражения, врубаясь в полынь и крапиву стремительными кавалерийскими атаками.
Грузовик свернул в дачный поселок и остановился перед небольшой, укрытой плющом дачей.
Шофер с помощником откинули борта и взялись сгружать вещи, а Ольга открыла застекленную террасу.
Отсюда был виден большой запущенный сад. В глубине сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай, и над крышею этого сарая развевался маленький красный флаг.
Ольга вернулась к машине. Здесь к ней подскочила бойкая старая женщина – это была соседка, молочница. Она вызвалась прибрать дачу, вымыть окна, полы и стены.
Пока соседка разбирала тазы и тряпки, Ольга взяла котенка и прошла в сад.
На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола. Крепко пахло смородиной, ромашкой и полынью. Замшелая крыша сарая была в дырах, и из этих дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие веревочные провода.
Ольга пробралась через орешник и смахнула с лица паутину.
Что такое? Красного флага над крышей уже не было, и там торчала только палка.
Тут Ольга услышала быстрый, тревожный шепот. И вдруг, ломая сухие ветви, тяжелая лестница – та, что была приставлена к окну чердака сарая, – с треском полетела вдоль стены и, подминая лопухи, гулко брякнулась о землю.
Веревочные провода над крышей задрожали. Царапнув руки, котенок кувыркнулся в крапиву. Недоумевая, Ольга остановилась, осмотрелась, прислушалась. Но ни среди зелени, ни за чужим забором, ни в черном квадрате окна сарая никого не было ни видно, ни слышно.
Она вернулась к крыльцу.
– Это ребятишки по чужим садам озоруют, – объяснила Ольге молочница.
– Вчера у соседей две яблони обтрясли, сломали грушу. Такой народ пошел… хулиганы. Я, дорогая, сына в Красную Армию служить проводила. И как пошел, вина не пил. «Прощай, – говорит, – мама». И пошел и засвистел, милый. Ну, к вечеру, как положено, взгрустнулось, всплакнула. А ночью просыпаюсь, и чудится мне, что по двору шныряет кто-то, шмыгает. Ну, думаю, человек я теперь одинокий, заступиться некому… А много ли мне, старой, надо? Кирпичом по голове стукни – вот я и готова. Однако бог миловал – ничего не украли. Пошмыгали, пошмыгали и ушли. Кадка у меня во дворе стояла – дубовая, вдвоем не своротишь, – так ее шагов на двадцать к воротам подкатили. Вот и все. А что был за народ, что за люди – дело темное.
В сумерки, когда уборка была закончена, Ольга вышла на крыльцо. Тут из кожаного футляра бережно достала она белый, сверкающий перламутром аккордеон – подарок отца, который он прислал ей ко дню рождения.
Она положила аккордеон на колени, перекинула ремень через плечо и стала подбирать музыку к словам недавно услышанной ею песенки:
Ах, если б только раз Мне вас еще увидеть, Ах, если б только раз И два, и три А вы и не поймете На быстром самолете, Как вас ожидала я до утренней зари Да! Летчики-пилоты! Бомбы-пулеметы! Вот и улетели в дальний путь. Вы когда вернетесь? Я не знаю, скоро ли, Только возвращайтесь… хоть когда-нибудь.
Еще в то время, когда Ольга напевала эту песенку, несколько раз бросала она короткие настороженные взгляды в сторону темного куста, который рос во дворе у забора. Закончив играть, она быстро поднялась и, повернувшись к кусту, громко спросила:
– Послушайте! Зачем вы прячетесь и что вам здесь надо?
Из-за куста вышел человек в обыкновенном белом костюме. Он наклонил голову и вежливо ей ответил:
– Я не прячусь. Я сам немного артист. Я не хотел вам мешать. И вот я стоял и слушал.
– Да, но вы могли стоять и слушать с улицы. Вы же для чего-то перелезли через забор.
– Я?.. Через забор?.. – обиделся человек. – Извините, я не кошка. Там, в углу забора, выломаны доски, и я с улицы проник через это отверстие.
– Понятно! – усмехнулась Ольга. – Но вот калитка. И будьте добры проникнуть через нее обратно на улицу.
Человек был послушен. Не говоря ни слова, он прошел через калитку, запер за собой задвижку, и это Ольге понравилось.
– Погодите! – спускаясь со ступени, остановила его она. – Вы кто? Артист?
– Нет, – ответил человек. – Я инженер-механик, но в свободное время я играю и пою в нашей заводской опере.
– Послушайте, – неожиданно просто предложила ему Ольга. – Проводите меня до вокзала. Я жду младшую сестренку. Уже темно, поздно, а ее все нет и нет. Помните, я никого не боюсь, но я еще не знаю здешних улиц. Однако постойте, зачем же вы открываете калитку? Вы можете подождать меня и у забора.
Она отнесла аккордеон, накинула на плечи платок и вышла на темную, пахнувшую росой и цветами улицу.
Ольга была сердита на Женю и поэтому со своим спутником по дороге говорила мало. Он же сказал ей, что его зовут Георгий, фамилия его Гараев и он работает инженером-механиком на автомобильном заводе.
Поджидая Женю, они пропустили уже два поезда, наконец прошел и третий, последний.
– С этой негодной девчонкой хлебнешь горя! – огорченно воскликнула Ольга. – Ну, если бы еще мне было лет сорок или хотя бы тридцать. А то ей тринадцать, мне – восемнадцать, и поэтому она меня совсем не слушается.
– Сорок не надо! – решительно отказался Георгий. – Восемнадцать куда как лучше! Да вы зря не беспокойтесь. Ваша сестра приедет рано утром.
Перрон опустел. Георгий вынул портсигар. Тут же к нему подошли два молодцеватых подростка и, дожидаясь огня, вынули свои папиросы.
Основной смысл произведения отражается в понятиях «бескорыстие», «Благородство», «детство». Добрые дела не измеряются деньгами или чем-то материальным, они делаются бескорыстно - вот то, что должны понять маленькие читатели. «Ты о людях всегда думал, они отплатят тебе тем же», - говорит главная героиня мальчику Тимуру в конце произведения.
Детско-юношеская повесть "Тимур и его команда" была написана советским писателем Аркадием Гайдаром в 1940 году. До великой отечественной войны еще пять лет, советский народ еще не знает о том, какие испытания выпадут на долю страны. Однако писатель точно предчувствует надвигающуюся бурю. Что именно за война, и с кем сражается Красная армия, писатель не говорит, но события в книге происходят в военное время.
Сестры - восемнадцатилетняя Ольга и тринадцатилетняя Женя по просьбе отца-фронтовика отправляются на дачу, чтобы провести там оставшиеся летние деньки. В первый же день обстоятельства сводят сестер с пареньком по имени Тимур.
Женя знакомится с мальчиком во время обследования старого сарая. В заброшенном строении девочка обнаруживают штаб отряда "тимуровцев" - небольшого отряда ребят во главе с Тимуром. Мальчишки добровольно и тайно оказывают помощь людям, живущим в деревне, и особенно тем, чьи родственники воюют на фронте. Кроме того, ребята ведут свою собственную маленькую войну здесь, в поселке, и борются с бандой хулиганов, обворовывающих чужие огороды. Женя решает присоединиться к Тимуру и его команде, однако Ольга, случайно увидев мальчика в компании местного хулигана Мишки Квакина, запрещает сестре дружить с Тимуром.
Ольга подружилась с Георгием Гараевым, который приходится Тимуру дядей. Он танкист, образован, занимается пением. На празднике в парке Ольга узнает о родственной связи Тимура и Георгия и обвиняет мальчика в том, что он настраивает Женю против нее. Детям запрещают общаться.
В это время тимуровцы пытаются победить хулиганов. Они устраивают засаду и разоблачают шайку Мишки Квакина, заперев их в будке на площади.
Однажды Ольга уезжает в Москву, а Женю в назидание оставляет на даче. Но в столице девушка получает от отца телеграмму: тот приедет повидаться с дочерьми всего на три часа. Женя приехать не может, поскольку узнает о приезде отца поздно вечером, когда электрички уже не ходят, да к тому же на ее попечении осталась маленькая дочка соседки. Тимур приходит на помощь подруге: просит ребят приглядеть за малышкой, а Женю везет в Москву на мотоцикле.
Картинка или рисунок Тимур и его команда
Другие пересказы для читательского дневника
- Пикуль
Пересказ произведений Пикуля
- Краткое содержание Астафьев Бойе
- Краткое содержание Паустовский Снег
Татьяна Петровна, дочь Варя и няня эвакуировались из Москвы в маленький городок. Они поселились у местного старика. Через месяц Потапов умер. У дедушки был сын, который нес службу на Черноморском флоте.
- Краткое содержание Лесной царь. Жуковский
На лошади скачут через лес отец с сыном. У ребенка жар. Ему постоянно мерещатся несуществующие на самом деле существа.
- Краткое содержание Убиты под Москвой Воробьева
Повесть «Убиты под Москвой» представляет собой образец так называемой «окопной» или «лейтенантской» прозы о Великой Отечественной войне, расцвет которой пришелся в СССР на 1950-60-е гг.
Ещё каких-то двадцать лет назад не было школьника, не знавшего повесть, которую написал писатель Гайдар, "Тимур и его команда". Детвора взахлёб читала книгу и смотрела фильм, который был поставлен по произведению. В школах, во дворах и в пионерских лагерях создавались отряды тимуровцев. Думал ли о такой популярности своей нехитрой повести, когда писал Гайдар "Тимур и его команда"?
Зачем оглядываться в прошлое?
Сейчас, в век электронных игр и Интернета, многие дети не читают книг и не знакомы с этим литературным произведением. Многие школьники даже и не слышали о знаменитой еще 20 лет назад книге, которую написал Гайдар, - "Тимур и его команда". Краткое содержание повести поможет им познакомиться с замечательной книгой, которую читали и любили их родители, дедушки и бабушки. А старшему поколению статья напомнит о любимой книге и, возможно, вызовет желание достать её с полки и вновь встретиться с полюбившимися героями, вспомнить юность и свою тимуровскую деятельность, да и просто заново пережить вместе с персонажами книги их приключения.
Аркадий Гайдар "Тимур и его команда". С чего все начиналось
Героини повести - Ольга и Женя - получили от отца телеграмму и отправились на дачу, где тринадцатилетняя Женя случайно оказалась в чужом доме, и сторожевой пёс не давал ей уйти. В ожидании хозяев девочка заснула, а проснувшись, увидела, что бдительный четвероногий сторож исчез. Затем она нашла записку от неизвестного по имени Тимур.
Девочка нашла револьвер и, играя, разбила зеркало. В ужасе она убежала из того дома, напрочь позабыв про ключи и про то, что должна была отправить телеграмму отцу с местной почты. Женя пришла к сестре, ожидая, что её хорошенько отругают. Однако незнакомая девочка принесла ей ключи и квитанцию. Телеграмма отправлена. Ко всему этому прилагается очередная записка от таинственного Тимура.
Женя попыталась узнать у сестры, кто такой Тимур. На что получила странный ответ: "Ну... это царь был такой... Завоеватель. Старый и злой". Но Женя понимает, что речь идет совсем не о том Тимуре, и так и не находит ответа на интересующий её вопрос.
Знакомство
Заинтересовала повесть, которую написал Гайдар, "Тимур и его команда"? Краткое содержание поможет вникнуть в суть произведения. Дальнейшие события развивались так: в старом заброшенном сарае, скрытом в зарослях сада, Женя обнаруживает целый штаб. Она принимается крутить штурвал, играя в бравого капитана, не зная при этом, что при помощи штурвала подаётся специальный сигнал. На сигнал прибегает целый отряд мальчишек, которые настроены весьма воинственно. Однако за девочку вступается всё тот же Тимур. Так произошло их знакомство. Он же рассказывает Жене об их отряде. О том, что они шефствуют над домами, из которых кто-то ушёл на фронт. Дома эти отмечены красной звездой, нарисованной на заборе.
Робины Гуды 20-го столетия
Группа Тимура ведёт скрытую деятельность, предпочитая не афишировать свои добрые дела. Стараясь помочь другим, ребята не думают о благодарности или о популярности. Их цель - поддержать тех, кому тяжело, в нужный момент успеть подставить плечо нуждающемуся. Настоящее мужское благородство в мальчишках описал Гайдар. Тимур и его команда - настоящие герои своего времени.
Продолжение повести. Досадное недоразумение
В роли отрицательных героев, без которых не обходится ни одна история, выступают Мишка Квакин и его компания. Мальчишки бродяжничают по дачному посёлку, совершают налёты на сады и огороды и всячески безобразничают. По нелепой случайности старшая сестра Жени Ольга, очень серьёзная и строгая девушка, видит Тимура в момент выяснения отношений с Квакиным и приходит к выводу, что Тимур - такой же хулиган и разгильдяй, а значит, нужно оградить от общения с ним младшую сестрёнку, попросту запретив ей дружить с Тимуром.
Как и многие, Ольга не знала о том, что Тимур с товарищами, не в пример группе Мишки Квакина, творят добрые дела.
О чем дальше рассказывает Гайдар? Тимур и его команда воюют с квакинскими помощниками. Они заперли дружков хулигана Мишки в будке на рыночной площади, а снаружи прикрепили плакат, глясящий, что внутри сидят ночные воришки, которые бродяжничают по садам, а ключи от будки висят позади плаката. Если кто решит выпустить воришек, пусть приглядится, нет ли среди них родни или знакомых лиц.
Ольга не верит сестре. Ссора
Находясь на даче, Ольга познакомилась с молодым человеком. Инженер Гараев приходится Тимуру дядей. Ольга гуляет с инженером Гараевым, он катает её на мотоцикле. О родственных связях её нового друга и соседа по даче с Тимуром Ольга не знает, а младшая сестра не может рассказать ей о деятельности Тимура и ребят. Это секрет. Она стала членом команды, а у них неписаное правило - тайну не разглашать.
Невзирая на запрет старшей сестры, дружба Жени с Тимуром и ребятами укрепляется. Всё становится явным, когда на празднике в парке инженер Гараев поёт, а Ольга аккомпанирует ему на аккордеоне. Тимур с Женей попадают в поле зрения сестры, и Ольга очень рассержена, что Женя ослушалась её и продолжает водиться с Тимуром. Она буквально обвиняет мальчика, что он дурно влияет на её младшую сестру и учит не слушаться старших. Гараев защищает племянника.
Все проясняется. Друг не оставит в беде
Рассердившись на инженера Гараева и сестрёнку, Ольга едет в город, где проводит время у подруги. Вернувшись в свою городскую квартиру, она находит телеграмму от отца, в которой сообщается, что он будет проездом в городе.
А Женя тем временем, повеселившись на танцах и вернувшись на дачу, вызывается посидеть с маленькой дочкой соседки. Сестра посылает на дачный адрес телеграмму, написав "срочно выезжай", но Женя видит ее только поздно вечером вместе с телеграммой папы.
На помощь в этой непростой ситуации приходит Тимур, который берет мотоцикл своего дяди, чтобы помочь Жене добраться до города. Присматривать за малышкой остаётся один из товарищей, Коля Колокольчиков - профессорский внук. Тимур рассказывает дедушке Коли об их команде, и дедушка, узнав правду, перестает сердиться на поздние вызовы внука из дома и сам приглашает его со словами: "Тебя зовёт твой товарищ". Тимур привозит Женю очень вовремя. Ей все-таки удаётся повидаться с отцом.
Момент встречи дочерей и отца очень проникновенно описал А. П. Гайдар. Тимур и его команда не бросили друга в беде, несмотря на трудности и препятствия.
Заключительный аккорд: "У него есть друзья!"
Дяде Тимура Георгию Гараеву пришла повестка из военкомата. Его тоже отправляют на фронт. В день проводов Женя из штаба подняла всех ребят по общему сигналу. Провожали Георгия с музыкой. Ольга играла на аккордеоне, а рядом шёл мальчишеский оркестр с трещотками, банками и прочими подручными "инструментами".
На станции Тимур, проводив дядю, грустит, но старается держаться молодцом. Тем не менее у мальчика проскальзывают слова о том, что он остался один... На что старшая сестра Жени, Ольга, отвечает ему, что он всегда думал о людях и люди об этом не забудут, подразумевая, что один он не останется. И Женя отвечает ему, что Тимур - не один, у него есть его друзья.
Вот такую повесть написал Гайдар. "Тимур и его команда", краткое изложение которой закончено, - яркий пример того, что благородство, мужество и дружба побеждают любые трудности.
© OOO «Издательство Астрель», 2010
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Вот уже три месяца, как командир бронедивизиона полковник Александров не был дома. Вероятно, он был на фронте.
В середине лета он прислал телеграмму, в которой предложил своим дочерям Ольге и Жене остаток каникул провести под Москвой на даче.
Сдвинув на затылок цветную косынку и опираясь на палку щетки, насупившаяся Женя стояла перед Ольгой, а та ей говорила:
– Я поехала с вещами, а ты приберешь квартиру. Можешь бровями не дергать и губы не облизывать. Потом запри дверь. Книги отнеси в библиотеку. К подругам не заходи, а отправляйся прямо на вокзал. Оттуда пошли папе вот эту телеграмму. Затем садись в поезд и приезжай на дачу… Евгения, ты меня должна слушаться. Я твоя сестра…
– И я твоя тоже.
– Да… но я старше… и, в конце концов, так велел папа.
Когда во дворе зафырчала отъезжающая машина, Женя вздохнула и оглянулась. Кругом был разор и беспорядок. Она подошла к пыльному зеркалу, в котором отражался висевший на стене портрет отца.
Хорошо! Пусть Ольга старше и пока ее нужно слушаться. Но зато у нее, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер.
Она туже перевязала косынкой волосы. Сбросила сандалии. Взяла тряпку. Сдернула со стола скатерть, сунула под кран ведро и, схватив щетку, поволокла к порогу груду мусора.
Вскоре запыхтела керосинка и загудел примус.
Пол был залит водой. В бельевом цинковом корыте шипела и лопалась мыльная пена. А прохожие с улицы удивленно поглядывали на босоногую девчонку в красном сарафане, которая, стоя на подоконнике третьего этажа, смело протирала стекла распахнутых окон.
Грузовик мчался по широкой солнечной дороге. Поставив ноги на чемодан и опираясь на мягкий узел, Ольга сидела в плетеном кресле. На коленях у нее лежал рыжий котенок и теребил лапами букет васильков.
У тридцатого километра их нагнала походная красноармейская мотоколонна. Сидя на деревянных скамьях рядами, красноармейцы держали направленные дулом к небу винтовки и дружно пели.
При звуках этой песни шире распахивались окна и двери в избах. Из-за заборов, из калиток вылетали обрадованные ребятишки. Они махали руками, бросали красноармейцам еще недозрелые яблоки, кричали вдогонку «ура» и тут же затевали бои, сражения, врубаясь в полынь и крапиву стремительными кавалерийскими атаками.
Грузовик свернул в дачный поселок и остановился перед небольшой, укрытой плющом дачей.
Шофер с помощником откинули борта и взялись сгружать вещи, а Ольга открыла застекленную террасу.
Отсюда был виден большой запущенный сад. В глубине сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай, и над крышею этого сарая развевался маленький красный флаг.
Ольга вернулась к машине. Здесь к ней подскочила бойкая старая женщина – это была соседка, молочница. Она вызвалась прибрать дачу, вымыть окна, полы и стены.
Пока соседка разбирала тазы и тряпки, Ольга взяла котенка и прошла в сад.
На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола. Крепко пахло смородиной, ромашкой и полынью. Замшелая крыша сарая была в дырах, и из этих дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие веревочные провода.
Ольга пробралась через орешник и смахнула с лица паутину.
Что такое? Красного флага над крышей уже не было, и там торчала только палка.
Тут Ольга услышала быстрый тревожный шепот. И вдруг, ломая сухие ветки, тяжелая лестница – та, что была приставлена к окну чердака сарая, – с треском полетела вдоль стены и, подминая лопухи, гулко брякнулась о землю.
Веревочные провода над крышей задрожали. Царапнув руки, котенок кувыркнулся в крапиву. Недоумевая, Ольга остановилась, осмотрелась, прислушалась. Но ни среди зелени, ни за чужим забором, ни в черном квадрате окна сарая никого не было ни видно, ни слышно.
Она вернулась к крыльцу.
– Это ребятишки по чужим садам озоруют, – объяснила Ольге молочница. – Вчера у соседей две яблони обтрясли, сломали грушу. Такой народ пошел… хулиганы. Я, дорогая, сына в Красную Армию служить проводила. И как пошел, вина не пил. «Прощай, – говорит, – мама». И пошел, и засвистел, милый. Ну, к вечеру, как положено, взгрустнулось, всплакнула.
А ночью просыпаюсь и чудится мне, что по двору шныряет кто-то, шмыгает. Ну, думаю, человек я теперь одинокий, заступиться некому… А много ли мне, старой, надо? Кирпичом по голове стукни – вот я и готова. Однако Бог миловал – ничего не украли. Пошмыгали, пошмыгали и ушли. Кадка у меня во дворе стояла – дубовая, вдвоем не своротишь, – так ее шагов на двадцать к воротам подкатили. Вот и все. А что был за народ, что за люди – дело темное.
В сумерки, когда уборка была закончена, Ольга вышла на крыльцо. Тут из кожаного футляра бережно достала она белый, сверкающий перламутром аккордеон – подарок отца, который он прислал ей ко дню рождения.
Она положила аккордеон на колени, перекинула ремень через плечо и стала подбирать музыку к словам недавно услышанной ею песенки:
Ах, если б только раз
Мне вас еще увидеть,
Ах, если б только… раз…
И два… и три…
А вы и не поймете
На быстром самолете,
Как вас ожидала я до утренней зари.
Да!
Летчики-пилоты! Бомбы-пулеметы!
Вот и улетели в дальний путь.
Вы когда вернетесь?
Я не знаю, скоро ли,
Только возвращайтесь…
хоть когда-нибудь.
Еще в то время, когда Ольга напевала эту песенку, несколько раз бросала она короткие настороженные взгляды в сторону темного куста, который рос во дворе у забора. Закончив играть, она быстро поднялась и, повернувшись к кусту, громко спросила:
– Послушайте! Зачем вы прячетесь и что вам здесь надо?
Из-за куста вышел человек в обыкновенном белом костюме. Он наклонил голову и вежливо ей ответил:
– Я не прячусь. Я сам немного артист. Я не хотел вам мешать. И вот я стоял и слушал.
– Да, но вы могли стоять и слушать с улицы. Вы же для чего-то перелезли через забор.
– Я?.. Через забор?.. – обиделся человек. – Извините, я не кошка. Там, в углу забора, выломаны доски, и я с улицы проник через это отверстие.
– Понятно! – усмехнулась Ольга. – Но вот калитка. И будьте добры проникнуть через нее обратно на улицу.
Человек был послушен. Не говоря ни слова, он прошел через калитку, запер за собой задвижку, и это Ольге понравилось.
– Погодите! – спускаясь со ступени, остановила его она. – Вы кто? Артист?
– Нет, – ответил человек. – Я инженер-механик, но в свободное время я играю и пою в нашей заводской опере.
– Послушайте, – неожиданно просто предложила ему Ольга. – Проводите меня до вокзала. Я жду младшую сестренку. Уже темно, поздно, а ее все нет и нет. Поймите, я никого не боюсь, но я еще не знаю здешних улиц. Однако постойте, зачем же вы открываете калитку? Вы можете подождать меня и у забора.
Она отнесла аккордеон, накинула на плечи платок и вышла на темную, пахнувшую росой и цветами улицу.
Ольга была сердита на Женю и поэтому со своим спутником по дороге говорила мало. Он же сказал ей, что его зовут Георгий, фамилия его Гараев и он работает инженером-механиком на автомобильном заводе.
Поджидая Женю, они пропустили уже два поезда, наконец прошел и третий, последний.
– С этой негодной девчонкой хлебнешь горя! – огорченно воскликнула Ольга. – Ну, если бы еще мне было лет сорок или хотя бы тридцать. А то ей тринадцать, мне – восемнадцать, и поэтому она меня совсем не слушается.
– Сорок не надо! – решительно отказался Георгий. – Восемнадцать куда как лучше! Да вы зря не беспокойтесь. Ваша сестра приедет рано утром.
Перрон опустел. Георгий вынул портсигар. Тут же к нему подошли два молодцеватых подростка и, дожидаясь огня, вынули свои папиросы.
– Молодой человек, – зажигая спичку и озаряя лицо старшего, сказал Георгий. – Прежде чем тянуться ко мне с папиросой, надо поздороваться, ибо я уже имел честь с вами познакомиться в парке, где вы трудолюбиво выламывали доску из нового забора. Вас зовут Михаил Квакин. Не так ли?
Мальчишка засопел, попятился, а Георгий потушил спичку, взял Ольгу за локоть и повел ее к дому.
Когда они отошли, то второй мальчишка сунул замусоленную папиросу за ухо и небрежно спросил:
– Это еще что за пропагандист выискался? Здешний?
– Здешний, – нехотя ответил Квакин. – Это Тимки Гараева дядя. Тимку бы поймать, излупить надо. Он подобрал себе компанию, и они, кажется, гнут против нас дело.
Тут оба приятеля заметили под фонарем в конце платформы седого почтенного джентльмена, который, опираясь на палку, спускался по лесенке.
Это был местный житель, доктор Ф. Г. Колокольчиков. Они помчались за ним вдогонку, громко спрашивая, нет ли у него спичек. Но их вид и голоса никак не понравились этому джентльмену, потому что, обернувшись, он погрозил им суковатой палкой и степенно пошел своей дорогой.
С московского вокзала Женя не успела послать телеграмму отцу, и поэтому, сойдя с дачного поезда, она решила разыскать поселковую почту.
Проходя через старый парк и собирая колокольчики, она незаметно вышла на перекресток двух огороженных садами улиц, пустынный вид которых ясно показывал, что попала она совсем не туда, куда ей было надо.
Невдалеке она увидела маленькую проворную девчонку, которая с ругательствами волокла за рога упрямую козу.
– Скажи, дорогая, пожалуйста, – закричала ей Женя, – как мне пройти отсюда на почту?
Но тут коза рванулась, крутанула рогами и галопом понеслась по парку, а девчонка с воплем помчалась за ней следом. Женя огляделась: уже смеркалось, а людей вокруг видно не было. Она открыла калитку чьей-то серой двухэтажной дачи и по тропинке прошла к крыльцу.
– Скажите, пожалуйста, – не открывая дверь, громко, но очень вежливо спросила Женя, – как бы мне отсюда пройти на почту?
Ей не ответили. Она постояла, подумала, открыла дверь и через коридор прошла в комнату. Хозяев дома не было. Тогда, смутившись, она повернулась, чтобы выйти, но тут из-под стола бесшумно выползла большая светло-рыжая собака. Она внимательно оглядела оторопевшую девчонку и, тихо зарычав, легла поперек пути у двери.
– Ты, глупая! – испуганно растопыривая пальцы, закричала Женя. – Я не вор! Я у вас ничего не взяла. Это вот ключ от нашей квартиры. Это телеграмма папе. Мой папа – командир. Тебе понятно?
Собака молчала и не шевелилась. А Женя, потихоньку подвигаясь к распахнутому окну, продолжала:
– Ну вот! Ты лежишь? И лежи… Очень хорошая собачка… такая с виду умная, симпатичная.
Но едва Женя дотронулась рукой до подоконника, как симпатичная собака с грозным рычанием вскочила, и, в страхе прыгнув на диван, Женя поджала ноги.
– Очень странно, – чуть не плача, заговорила она. – Ты лови разбойников и шпионов, а я… человек. Да! – Она показала собаке язык. – Дура!
Женя положила ключ и телеграмму на край стола. Надо было дожидаться хозяев.
Но прошел час, другой… Уже стемнело. Через открытое окно доносились далекие гудки паровозов, лай собак и удары волейбольного мяча. Где-то играли на гитаре. И только здесь, около серой дачи, все было глухо и тихо.
Положив голову на жесткий валик дивана, Женя тихонько заплакала.
Наконец она крепко уснула.
Она проснулась только утром.
За окном шумела пышная, омытая дождем листва. Неподалеку скрипело колодезное колесо. Где-то пилили дрова, но здесь, на даче, было по-прежнему тихо.
Под головой у Жени лежала теперь мягкая кожаная подушка, а ноги ее были накрыты легкой простыней. Собаки на полу не было.
Значит, сюда ночью кто-то приходил!
Женя вскочила, откинула волосы, одернула помятый сарафанчик, взяла со стола ключ, неотправленную телеграмму и хотела бежать.
И тут на столе она увидела лист бумаги, на котором крупно синим карандашом было написано:
«Девочка, когда будешь уходить, захлопни крепче дверь». Ниже стояла подпись: «Тимур».
«Тимур? Кто такой Тимур? Надо бы повидать и поблагодарить этого человека».
Она заглянула в соседнюю комнату. Здесь стоял письменный стол, на нем чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа, возле кожаных автомобильных краг, лежал старый, ободранный револьвер. Тут же у стола в облупленных и исцарапанных ножнах стояла кривая турецкая сабля. Женя положила ключ и телеграмму, потрогала саблю, вынула ее из ножен, подняла клинок над своей головой и посмотрелась в зеркало.
Вид получился суровый, грозный. Хорошо бы так сняться и потом притащить в школу карточку! Можно было бы соврать, что когда-то отец брал ее с собой на фронт. В левую руку можно взять револьвер. Вот так. Это будет еще лучше. Она до отказа стянула брови, сжала губы и, целясь в зеркало, надавила курок.
Грохот ударил по комнате. Дым заволок окна. Упало на пепельницу настольное зеркало. И, оставив на столе и ключ и телеграмму, оглушенная Женя вылетела из комнаты и помчалась прочь от этого странного и опасного дома.
Каким-то путем она очутилась на берегу речки. Теперь у нее не было ни ключа от московской квартиры, ни квитанции на телеграмму, ни самой телеграммы. И теперь Ольге надо было рассказывать все: и про собаку, и про ночевку в пустой даче, и про турецкую саблю, и, наконец, про выстрел. Скверно! Был бы папа, он бы понял. Ольга не поймет. Ольга рассердится или, чего доброго, заплачет. А это еще хуже. Плакать Женя и сама умела. Но при виде Ольгиных слез ей всегда хотелось забраться на телеграфный столб, на высокое дерево или на трубу крыши.
Для храбрости Женя выкупалась и тихонько пошла отыскивать свою дачу.
Когда она поднималась по крылечку, Ольга стояла на кухне и разводила примус. Заслышав шаги, Ольга обернулась и молча враждебно уставилась на Женю.
– Оля, здравствуй! – останавливаясь на верхней ступеньке и пытаясь улыбнуться, сказала Женя. – Оля, ты ругаться не будешь?
– Буду! – не сводя глаз с сестры, ответила Ольга.
– Ну, ругайся, – покорно согласилась Женя. – Такой, знаешь ли, странный случай, такое необычайное приключение! Оля, я тебя прошу, ты бровями не дергай, ничего страшного, я просто ключ от квартиры потеряла, телеграмму папе не отправила…
Женя зажмурила глаза и перевела дух, собираясь выпалить все разом. Но тут калитка перед домом с треском распахнулась. Во двор заскочила, вся в репьях, лохматая коза и, низко опустив рога, помчалась в глубь сада. А за нею с воплем пронеслась уже знакомая Жене босоногая девчонка.
Воспользовавшись таким случаем, Женя прервала опасный разговор и кинулась в сад выгонять козу. Она нагнала девчонку, когда та, тяжело дыша, держала козу за рога.
– Девочка, ты ничего не потеряла? – быстро сквозь зубы спросила у Жени девчонка, не переставая колошматить козу пинками.
– Нет, – не поняла Женя.
– А это чье? Не твое? – И девчонка показала ей ключ от московской квартиры.
– Мое, – шепотом ответила Женя, робко оглядываясь в сторону террасы.
– Возьми ключ, записку и квитанцию, а телеграмма уже отправлена, – все так же быстро и сквозь зубы пробормотала девчонка.
И, сунув Жене в руку бумажный сверток, она ударила козу кулаком.
Коза поскакала к калитке, а босоногая девчонка прямо через колючки, через крапиву, как тень, понеслась следом. И разом за калиткою они исчезли.
Сжав плечи, как будто бы поколотили ее, а не козу, Женя раскрыла сверток:
«Это ключ. Это телеграфная квитанция. Значит, кто-то телеграмму отцу отправил. Но кто? Ага, вот записка! Что же это такое?»
В этой записке крупно синим карандашом было написано:
«Девочка, никого дома не бойся. Всё в порядке, и никто от меня ничего не узнает». А ниже стояла подпись: «Тимур».
Как завороженная, тихо сунула Женя записку в карман. Потом выпрямила плечи и уже спокойно пошла к Ольге.
Ольга стояла все там же, возле неразожженного примуса, и на глазах ее уже выступили слезы.
– Оля! – горестно воскликнула тогда Женя. – Я пошутила. Ну за что ты на меня сердишься? Я прибрала всю квартиру, я протерла окна, я старалась, я все тряпки, все полы вымыла. Вот тебе ключ, вот квитанция от папиной телеграммы. И дай лучше я тебя поцелую. Знаешь, как я тебя люблю! Хочешь, я для тебя в крапиву с крыши спрыгну?
И, не дожидаясь, пока Ольга что-либо ответит, Женя бросилась к ней на шею.
– Да… но я беспокоилась, – с отчаянием заговорила Ольга. – И вечно нелепые у тебя шутки… А мне папа велел… Женя, оставь! Женька, у меня руки в керосине! Женька, налей лучше молоко и поставь кастрюлю на примус!
– Я… без шуток не могу, – бормотала Женя в то время, когда Ольга стояла возле умывальника.
Она бухнула кастрюлю с молоком на примус, потрогала лежавшую в кармане записку и спросила:
– Оля, Бог есть?
– Нету, – ответила Ольга и подставила голову под умывальник.
– А кто есть?
– Отстань! – с досадой ответила Ольга. – Никого нет!
Женя помолчала и опять спросила:
– Оля, а кто такой Тимур?
– Это не бог, это один царь такой, – намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, – злой, хромой, из средней истории.
– А если не царь, не злой и не из средней, тогда кто?
– Тогда не знаю. Отстань! И на что это тебе Тимур дался?
– А на то, что, мне кажется, я очень люблю этого человека.
– Кого? – И Ольга недоуменно подняла покрытое мыльной пеной лицо. – Что ты все там бормочешь, выдумываешь, не даешь спокойно умыться! Вот погоди, приедет папа, и он в твоей любви разберется.
– Что ж папа! – скорбно, с пафосом воскликнула Женя. – Если он и приедет, то так ненадолго. И он, конечно, не будет обижать одинокого и беззащитного человека.
– Это ты-то одинокая и беззащитная? – недоверчиво спросила Ольга. – Ох, Женька, не знаю я, что ты за человек и в кого только ты уродилась!
Тогда Женя опустила голову и, разглядывая свое лицо, отражавшееся в цилиндре никелированного чайника, гордо и не раздумывая ответила:
– В папу. Только. В него. Одного. И больше ни в кого на свете.
Пожилой джентльмен, доктор Ф. Г. Колокольчиков, сидел в своем саду и чинил стенные часы.
Перед ним с унылым выражением лица стоял его внук Коля.
Считалось, что он помогает дедушке в работе. На самом же деле вот уже целый час, как он держал в руке отвертку, дожидаясь, пока дедушке этот инструмент понадобится.
Но стальная спиральная пружина, которую нужно было вогнать на свое место, была упряма, а дедушка был терпелив. И казалось, что конца-края этому ожиданию не будет. Это было обидно, тем более что из-за соседнего забора вот уже несколько раз высовывалась вихрастая голова Симы Симакова, человека очень расторопного и сведущего. И этот Сима Симаков языком, головой и руками подавал Коле знаки, столь странные и загадочные, что даже пятилетняя Колина сестра Татьянка, которая, сидя под липою, сосредоточенно пыталась затолкать репей в пасть лениво развалившейся собаке, неожиданно завопила и дернула дедушку за штанину, после чего голова Симы Симакова мгновенно исчезла.
Наконец пружина легла на свое место.
– Человек должен трудиться, – поднимая влажный лоб и обращаясь к Коле, наставительно произнес седой джентльмен Ф. Г. Колокольчиков. – У тебя же такое лицо, как будто бы я угощаю тебя касторкой. Подай отвертку и возьми клещи. Труд облагораживает человека. Тебе же душевного благородства как раз не хватает. Например, вчера ты съел четыре порции мороженого, а с младшей сестрой не поделился.
– Она врет, бессовестная! – бросая на Татьянку сердитый взгляд, воскликнул оскорбленный Коля. – Три раза я давал ей откусить по два раза. Она же пошла на меня жаловаться да еще по дороге стянула с маминого стола четыре копейки.
– А ты ночью по веревке из окна лазил, – не поворачивая головы, хладнокровно ляпнула Татьянка. – У тебя под подушкой есть фонарь. А в спальню к нам вчера какой-то хулиган кидал камнем. Кинет да посвистит, кинет да еще свистнет.
Дух захватило у Коли Колокольчикова при этих наглых словах бессовестной Татьянки. Дрожь пронизала тело от головы до пяток. Но, к счастью, занятый работой дедушка на такую опасную клевету внимания не обратил или просто ее не расслышал. Очень кстати в сад тут вошла с бидонами молочница и, отмеривая кружками молоко, начала жаловаться:
– А у меня, батюшка Федор Григорьевич, жулики ночью чуть было дубовую кадку со двора не своротили. А сегодня, люди говорят, что чуть свет у меня на крыше двух человек видели: сидят на трубе, проклятые, и ногами болтают.
Сюжет
Героиня, к которой привязывается ход событий повести, - Женя, дочь советского командира полковника Александрова. На даче, где Женя отдыхает со старшей сестрой Ольгой, девочка обнаруживает штаб загадочной организации школьников. Предводитель ребят, мальчик по имени Тимур Гараев, знакомит Женю с организацией, задача которой - помощь членам семей красноармейцев и их защита от садовых воришек из банды Мишки Квакина. Он знакомит её с Гейкой, Колей и Симой.
Вскоре Тимур разговаривает с Мишкой говоря о том, что ему надо перестать делать плохие поступки. Ольга заметила их вдвоём и сразу говорит Жене о разговоре с Тимуром и Михаилом. Ольга подумала, что Тимур точно такой же хулиган. Старшая сестра Жени запретила ей разговаривать с Тимуром.
Позже Гейка приходит к хулиганам с угрожающим письмом. Слова этого письма слышал помощник Квакина по прозвищу «Фигура», Алёша и сам Квакин. Прочитав письмо Квакин не пугается и готовит бойцов к битве. Тимур об этом узнал.
Битва длилась долго. Хулиганы кидались яблоками и дрались кулаками. У тимуровцев же были только кулаки. Всё таки хулиганы попали в ловушку и они видели избитых бойцов Тимура. Квакин и его большая шайка перестал хулиганить. Основную идею добровольной взаимопомощи в конце повести Ольга выражает следующей фразой:
Воплощение в жизни
Прообразом «тимуровцев» были скауты (которые так же рисовали звёзды на домах семей погибших Георгиевских кавалеров Первой Мировой как знак своего им покровительства), а также дети православных священников, которые одевались со скаутами и тимуровцами сходным образом - в майки и шорты.
После выхода книги о Тимуре понятие «тимуровца», пионера , помогающего людям, широко разошлось по всему СССР .
Продолжения повести
В том же году Гайдар написал продолжение «Тимура…» - повесть «Комендант снежной крепости». В первые дни Великой Отечественной Гайдар написал киносценарий «Клятва Тимура», который завершил своеобразную трилогию.
Экранизации
Повесть стала основой для одноимённых кинолент и гг.
Ссылки
- Электронная версия в Библиотеке Максима Мошкова
- Мариэтта Чудакова . Дочь командира и капитанская дочка (22 Января 2004)
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Тимур и его команда (повесть)" в других словарях:
Тимур и его команда: Тимур и его команда повесть Аркадия Гайдара Тимур и его команда советский детский художественный фильм, снятый в 1940 году режиссёром Александром Разумным по оригинальному сценарию Аркадия Гайдара Тимур и его команда… … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Тимур и его команда (значения). Тимур и его команда Жанр: повесть, соцреализм
- «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА», СССР, СОЮЗДЕТФИЛЬМ, 1940, ч/б, 80 мин. Школьный фильм. О группе пионеров, помогающих семьям красноармейцев. Действие фильма, ставшего классикой советского кино для детей, происходит в одном из дачных поселков, расположенном … Энциклопедия кино
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гараев. Тимур Гараев Информация Пол мужской Возраст мальчик Создатель Аркадий Гайдар Тимур Гараев персонаж ряда произведений Аркадия Гайдара, советский мальчик, помогавший людям.… … Википедия
А, муж. Заимств.Отч.: Тимурович, Тимуровна; разг. Тимурыч.Производные: Тимурка; Тима; Мура.Происхождение: (Тимур (Тамерлан) имя среднеазиатского эмира и полководца. От тюркск. темир ‘железо’. Распространению имени способствовала повесть Гайдара… … Словарь личных имен
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гайдар. Тимур Аркадьевич Гайдар Дата рождения … Википедия
Годы в литературе XX века. 1940 год в литературе. 1896 1897 1898 1899 1900 ← XIX век 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 … Википедия
Аркадий Гайдар Аркадий Голиков Имя при рождении: Аркадий Петрович Голиков Дата рождения: 9 (22) января 1904(1904 01 22) … Википедия
Настоящая фамилия Голиков (1904 1941), русский писатель. Произведения для детей о романтике революционной борьбы («РВС», 1926; «Школа», 1930), о сложных проблемах нравственного и гражданского воспитания в духе идеалов социалистического общества… … Энциклопедический словарь
Из повести для детей и юношества «Тимур и его команда» (1940) советского писателя Аркадия Гайдара (псевдоним Аркадия Петровича Голикова, 1904 1941). Пионер Тимур решает вместе с собранной им командой сверстников взять на себя заботу о семьях… … Словарь крылатых слов и выражений
Книги
- Тимур и его команда: повесть, киноповесть, киносценарий , Гайдар, Аркадий Петрович. Сказать про Тимура, что он хороший, положительный мальчик, - невозможно. Он - настоящий! Такой, каким должен быть мужчина, - ответственный, храбрый, добрый и нежный. У него было прекрасное,…