Кризис двухлетнего возраста. Рецепты отхаркивающих средств в народной медицине. Как правильно наказать малыша за проступок, но так, чтобы он понял, что сделал неправильно
Успехи собственных детей вызывают самые волнующие и радостные эмоции. Если вы являетесь родителями двухлетнего ребенка, то наверняка пребываете на седьмом небе от счастья, ведь в этот период ваше чадо развивается так стремительно, что взрослому человеку о таком можно только мечтать. Следующий год потребует от вас еще больше выдержки и спокойствия, однако помните, что результаты окупят все старания.
Физиологические особенности
Развитие ребенка 2 лет уже находится на таком уровне, что малыш уверенно прыгает и бегает. Его тело, прекрасно скоординированное в пространстве, уже достаточно окрепло. Дети в таком возрасте очень подвижны. Задача родителей при этом состоит в том, чтобы обеспечить малышам все возможности для активных игр. Рекомендуется регулярно проводить время на улице, где больше мотивации и пространства. Развитие ребенка 2 лет значительно улучшится, если он, к примеру, будет перешагивать через лежащее на земле дерево или ходить по нему, тем самым оттачивая чувство равновесия. На улице можно кормить птиц, висеть на турнике, подниматься по лестницам и спускаться с них… Дома у малыша гораздо меньше дел. Физическое развитие детей (2 года - рассматриваемый возраст) в этот период, как никогда, содействует знакомству с окружающим миром. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш регулярно выполнял следующие упражнения:
Психология малыша
Развитие ребенка 2 лет позволяет психике полностью раскрыться для получения новой информации. Конечно же, раньше ваше чадо тоже интересовалось многим, однако любопытство такого рода находилось в подчинении инстинктов, а не разума. Психологическое развитие ребенка 2 лет достигло той стадии, когда он моментально усваивает новую информацию и практически ничего не забывает. Это самый благодатный период для максимально эффективного развития. Освоение навыков происходит достаточно легко, при этом они запоминаются на всю оставшуюся жизнь.
Психическое развитие детей 2 лет позволяет им хорошо понимать простые рассказы взрослых, к примеру, о произошедших событиях. В игре малыши воспроизводят несложные логические действия. Они с удовольствием принимаются за строительство башенок или пирамидок.
Развитие ребенка в 2 года таково, что он уже умеет держать ручку (карандаш). Наступает время знакомить его с творчеством. Очень полезны уроки совместного рисования. Водите рукой малыша, давайте ему самостоятельно делать какие-нибудь загогулины. Несмотря на то что первые рисунки неразборчивы и абстрактны, их роль в развитии малыша вряд ли можно оспорить. Первое время рекомендуется давать чаду фломастеры - они не только яркие, но и очень легкие, поэтому работа с ними не потребует существенных усилий.
Двухлетний ребенок уже гораздо более усидчив, чем 6-12 месяцев назад. Он сможет удержать внимание на каком-либо действии даже на полчаса, особенно если и вы будете вовлечены в процесс. В этот период рекомендуется приобрести малышу первые паззлы и конструкторы (однако не выбирайте игрушки с мелкими деталями). Девочки с удовольствием поиграют в куклы. Малыши уже способны разобраться в том, что им нравится, а что - нет. Их непросто отвлечь от понравившегося занятия и так же сложно заинтересовать новым.
Дети в возрасте двух лет охотно принимают участие во взрослых занятиях. Этот период как нельзя лучше подходит для ненавязчивого трудового воспитания. Можно производить превращение совместной работы по дому в систему. Родителям при этом потребуется огромное терпение, ведь намного проще, к примеру, протереть пыль самостоятельно, но малышу тоже нужно учиться. Перечислим основные бытовые навыки:
- Малыш умывается, моет руки и пользуется полотенцем с незначительной помощью мамы.
- Помогает взрослым убирать стол после приема пищи.
- Разлитую жидкость может вытирать губкой.
- Густую пищу ест самостоятельно.
- Поливает цветы.
- Наводит порядок в своей комнате, складывает игрушки.
Базовые навыки и умения
Особенности развития ребенка 2 лет таковы:
Особенности организации жизни
Рассматривая развитие ребенка 2 лет, отметим, что в этот период малыш может с трудом засыпать днем или вовсе отказываться от дневного отдыха. В таком случае рекомендуется устраивать ему минимум час спокойного времяпрепровождения с чтением книг, к примеру. Однако не следует полностью отказываться от дневного сна, поскольку это вредно для здоровья малыша.
Не забывайте чередовать занятия чада во время прогулок и игр. Его внимание может быть направлено на что-то одно в течение тридцати минут.
Двухлетние дети, как правило, уже сами просятся на горшок. Но все-таки высаживайте их перед прогулкой и после дневного сна.
Работа над моторикой
Методика развития ребенка 2 лет предполагает проведение веселых соревнований (к примеру, кто быстрее сядет/встанет из лежачего положения). Они помогают прорабатывать крупную моторику малыша. Для проведения подобных упражнений рекомендуется использовать мягкую подстилку.
Не менее увлекательное занятие - катание малыша на плечах у взрослого. Когда вы убедитесь в том, что чадо не боится высоты, потанцуйте или поприседайте. Это упражнение разовьет мышцы у вас обоих.
Что касается развития мелкой моторики, незаменимыми станут занятия с небольшими коробочками, наполненными пуговицами, или маленькими игрушками. Покажите малышу, как интересно перекладывать вещи из одной емкости в другую. При этом обязательно следите за тем, чтобы он ничего не проглотил. Еще один вариант упражнений для мелкой моторики - рисование пальчиками или кисточкой. Во время игры в песочнице предложите ребенку не просто копать лопаткой, а сделать куличики, вырыть гараж для автомобиля и проложить к нему дорогу. Дома устройте банные процедуры для любимой игрушки, параллельно изучая предметы для купания - мочалку, мыло, полотенце, шампунь. В это же время можно показать ребенку, какая водичка течет из крана - теплая, горячая или холодная.
Раннее развитие детей (2 года). Обращаем внимание на артикуляцию
- Покажите ребенку, как правильно задувать свечи, выдувать мыльные пузыри и т. п. Этот навык - индивидуальный, не все осваивают его в раннем возрасте. Не переживайте, если у малыша пока мало что получается.
- Выполняйте упражнение «Медленный и быстрый ветерок» (малыш при этом должен дуть со всей силы или плавно).
- Вместе стройте рожицы перед зеркалом. Показывайте язык и крутите им во все стороны.
- Учите ребенка делать пузыри в воде, выдувая воздух через трубочку.
- Произносите вместе с чадом звуки или слова с разной громкостью.
Помните, что самые эффективные занятия проводятся не по принуждению. Малыш быстрее обретет полезные навыки, если будет выполнять задания с удовольствием.
Сенсорика
- Давайте малышу ощупывать разные по фактуре объекты. Обсуждайте их свойства.
- Организуйте игры наподобие «Найди пару» (для успешного выполнения задания ребенок должен правильно соотнести белый трикотаж, ватный диск, твердый картон, мягкую бумагу и т. п.).
- Ближе к трем годам малыш уже должен пробовать определять вещи наощупь, с закрытыми глазами вытаскивая из мешочка фрукты, овощи, игрушки.
- Проводите занятия по знакомству ребенка с запахами и вкусами.
Ребенок 2 года. Развитие речи
Все способы, перечисленные ниже, подходят для тех малышей, которые уже умеют произносить отдельные слова (пусть даже на особом «детском» языке).
- Задавайте ребенку вопросы о том, что происходит вокруг (на улице и дома), что изображено на картинках.
- Подробно обсуждайте происходящие события. Таким образом, будет происходить постепенное пополнение пассивного словарного запаса вашего чада.
- Пойте малышу песенки, читайте ему стихи и сказки.
- Разыгрывайте совместные сценки (к примеру, из сказки «Теремок», когда ребенок играет роль мышки, сидящей в домике). В процессе занятия важно побуждать малыша к выполнению различных действий.
- Слушайте и пойте песни.
- Занимайтесь изучением прилагательных. Употребляйте их в общении с малышом, описывая различные предметы.
- Изучайте различные наречия, предлоги и местоимения.
- При осваивании различных лексических тем заостряйте внимание на том, из каких частей состоят объекты. К примеру, у дома есть окна, крыша, двери и т. п.
Задания для детей, еще не освоивших речь
А что же делать, если пока не разговаривает ребенок 2 года? Развитие речи малыша должно производиться по следующему сценарию:
Чему учится малыш
Развитие ребенка в 2 года позволяет ему изучать одновременно несколько свойств предметов. Вы можете, к примеру, положить в одну коробку желтые шарики, а в другую - синие кубики. Создавайте такие ситуации, когда малышу нужно будет продумывать решение проблемы. Чем, например, вытащить закатившийся под диван шарик? Пускай ваше чадо само найдет выход из положения.
В этом возрасте можно приобрести первые книжки с несложными загадками. Для того чтобы малышу было проще отгадывать их, рекомендуется показывать ему игрушку или картинку с изображением загаданного предмета. По завершении игры напомните ребенку о необходимости убрать все вещи на место.
Особенности поведения
Двухлетний возраст - пора активного развития творческих способностей и инициативности. Малыш уже многому научился - он сам кушает и одевается. При этом важно не препятствовать его самостоятельности.
На те или иные жизненные события чадо может реагировать по-разному, иногда слишком бурно. При этом важно обратить особое внимание на то, как ведут себя люди из его ближайшего окружения, ведь малыши в этом возрасте моментально заражаются эмоциями.
Главная задача родителей
Развитие ребенка 2-х лет должно осуществляться с обязательным поощрением различных проявлений творчества. Почаще предлагайте малышу лепить, разыгрывать сценки с куклами, рисовать и т. п. При этом не забывайте искренне хвалить чадо. Учите ребенка доброжелательному общению со сверстниками. Объясняйте ему, как важно уметь делиться и уважать собственность других детей. Покажите малышу, как жалеть и сопереживать (к примеру, погладить мальчика, который упал и горько плачет).
Заключение
Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В целях достижения успеха следует набраться терпения, чтобы спокойно относиться к неудачам собственного чада. Не возводите раннее развитие в культ, чтобы не травмировать психику малыша.
Говяжья, свиная и куриная печень очень полезна и питательна для детей. С полутора лет и даже раньше совершенно спокойно можно кормить деток блюдами из печени. Печень содержит очень много полезных веществ, необходимых растущему организму: незаменимые аминокислоты, калий, натрий, кальций, магний, медь, хром, витамины групп А, D, E, K. Очень полезна для деток страдающих малокровием или заниженным содержанием гемоглобина.
О пользе озвученных минералов, витаминов и веществ можно говорить очень много. Если кратко, то:
Калий - помогают организму снабжать головной мозг кислородом. Вместе с Натрием регулирует водный баланс в организме и нормализует ритм сердца. Поддерживает нормальное функционирование мышц и нервов всего организма.
Кальций - самый распространенный и нужный макроэлемент в организме человека. Соли кальция - основной строительный материал для костей, зубов, ногтей; они также необходимы и для мышц, участвуют в процессах кроветворения, обмена веществ, способствуют уменьшению проницаемости сосудов, препятствуя проникновению микроорганизмов в кровь и повышая сопротивляемость организма к токсинам и инфекциям. Кальций благотворно влияет на нервную систему, оказывает противовоспалительное действие.
Магний - один из важных биогенных элементов. Важен для пищеварения. Магний необходим на всех этапах синтеза белка, тем самым является элементом, который контролирует энергетику организма.
Медь играет важную роль в поддержании нормального состава крови. Медь необходима для усвоения железа.Медь участвует в создании миелина - оболочки нервных волокон.
Хром усиливает процессы обмена углеводистых соединений. Хромосодержащие продукты (пивные дрожжи, печень) врачи рекомендуют побольше употреблять в пищу беременным, кормящим матерям, диабетикам, людям восстанавливающимся после травм и болезней.
Попробуйте начать давать ребёнку печень птицы - цыплята, индейка - она нежнее и ароматнее. Педиатры рекомендуют вводить в меню ребёнка куриную печень с 9-12 месяцев.
Чтобы печень при готовке получилась нежнее, замочите её сначала на пол часика в подсоленном молоке. После этого варите или тушите, а затем измельчите блендером в пюре и смешайте с картофельным или овощным пюре. Ребёнку должно очень понравиться это блюдо. Можно сделать безумно вкусные печёночные рулетики или печёночный торт.
Имейте в виду, что печень очень быстро портится. Не покупайте мороженую печень. Перед приготовлением внимательно осмотрите её, если что-то не нравится (цвет, жилка, обветрившаяся часть) отрезайте не задумываясь.
Любая мама - это настоящий комок переживаний и волнений, когда разговор заходит о её ребенке. Казалось бы, что может заботить мать двухлетнего малыша? Ведь ещё толком ничего не умеет. Но эта точка зрения в корне неправильная: как раз эти первые годы жизни малыша очень важны, поэтому матерям не нужно спустя рукава пускать развитие ребенка на самотек. Нужно тщательно следить за этим процессом, чтобы вовремя внести коррективы, если они понадобятся. В статье: «Как определить: правильно ли развивается ребенок в 2 года?» мы расскажем вам о том, на что нужно обращать внимание мамочкам двухлетних малышей.
4 203578
Фотогалерея: Как определить: правильно ли развивается ребенок в 2 года
На этот животрепещущий вопрос: «Как определить: правильно ли развивается ребенок в 2 года?» нельзя дать ювелирно точный ответ. Почему? Да потому что все детки разные, и развитие их происходит по-разному - это доказанный факт, здесь даже нечего обсуждать. Однако всё же есть основные моменты, навыки и умения, которые должны быть в частом употреблении детей того или иного возраста - вот о них мы и хотим с вами поговорить.
Чтобы определить уровень развития вашего чада и понять, соответствует ли он тому уровню, который устанавливают для 2-х-летних малышей педиатры, нужно внимательно проследить за крохой на протяжении нескольких дней. Вы сразу поймете: умеет ли он делать всё то, что должен уметь делать малыш в 2 года.
Правильно будет оценивать не только практические умения ребенка, а и оценить, например, уровень его социального и физического развития. Только в случае, если все параметры будут отличными (однако, опять же, не забывайте, что ваш ребенок может просто «не дорасти» до чего-то, а где-то, в то же время, «перерасти»), то можно будет сказать, что кроха развивается правильно и закономерно для своего возраста.
Физические параметры 2-летнего ребенка
Итак, малышу уже исполнилось два года, какие же характеристики физического развития вы должны наблюдать?
Если у вас сынишка, то его вес на данный момент в среднем должен составлять около 12,7 кг. Если же вы - мама маленькой принцессы, тогда это число снижается до 12,2 кг. Что касается роста, то обычно мальчишки в два года достигают 88 см, а девчушки - 86 см, хотя это больше всего зависит от наследственности.
Малыш в два года должен быть очень активным, его весьма увлекают подвижные задорные игры, ребята хотят как можно больше бегать, скакать. Ходят они уже умело, их не остановит препятствие, даже если оно в высоту достигает 20 сантиметров! При этом он даже не притормозит, чтобы переступить препятствие одной ногой, а сделает это, как взрослый человек. Кажется, что запас энергии и сил у малыша просто неиссякаемы! Вот уже и мамочка, и отец, и бабушки с дедушками утомились, а ребенок всё скачет, падает, поднимается и снова, снова скачет!
Однако это вовсе не значит, что вы должны его изводить длительными прогулками - нужно нагружать малыша в соответствии с его возрастом, чтобы, не дай бог, не переусердствовать и не навредить неокрепшему организму.
Обычно в этом нежном возрасте ребята могут частично сами себя одеть. У них отлично получается управляться с шапками и колготками, без труда они обуют и ботинки на ножки, правда, если они застегиваются на липучку, а не затягиваются шнурками.
О нервно-психическом развитии
Двухлетний малыш достаточно понятлив, он легко воспринимает несложные рассказы взрослых - например, вы можете рассказать ему о событиях вчерашнего дня - и он прекрасно поймет. Его речь становится всё более связной, в предложениях выстраиваются в логически обоснованный ряд по три слова. Он учится использовать существительные и прилагательные.
В играх тоже отмечается определенная логика, правда, она ещё примитивна, но ведь это только начало! Та, малыш с видимым удовольствием выстраивает башенки из кубиков, или быстро и правильно слаживает пирамидку.
Если вы будете с младых ногтей прививать ребенку любовь к литературе и читать ему много коротких простых стишков, то, скорее всего, к двум годам он уже запомнит некоторые из них и сможет с легкостью их воспроизвести.
Мир вокруг малыша пестрит разными цветами, и он уже знает, как выглядят и называются основные из них.
Скорее всего, мамочка двухлетнего ребенка уже не испытывает трудностей во время кормления. Ей не нужно пританцовывать и петь, тряся игрушками, чтобы засунуть в рот любимому чаду очередную ложку манной каши. Он прекрасно справляется с ложкой и может кушать сам. Так же легко малыш пьет из своей чашечки.
Также ребенок, возраст которого перевалил за двухлетнюю черту, может похвастать прекрасно развитой моторикой. Малыши в этом возрасте просто обожают рисовать, хотя у них это не особо получается. Но ведь как интересно наблюдать за тем, как на чистом листике внезапно появляются разные линии и пятнышки! Карандашик или фломастер ещё не занимают правильного положения в руке, кроха держит его всем кулачком.
Особый интерес проявляют малыши и к книгам. Правда, каждый по-своему. Однако чаще всего это выражается в безудержном желании малыша схватить страницу и скомкать шелестящую бумагу. Тут нужно проявить твердость и объяснить малышу, что книга - это не игрушка, ломать и рвать её нельзя.
Вас наверняка подчас раздражает то, что малыш лезет во все уголки и щели дома, что он не слушается вас и продолжает всё делать по-своему. Конечно, вы можете поднажать и установить над ним тотальный контроль и власть. Но нужно ли это? Помните, что сейчас ваш малыш развивается семимильными шагами, очень ускоренным темпом. Нужно ли сбивать его с этого пути своими постоянными запретами? Ведь ем так нужно до конца понять мир, в котором он живет. Поэтому лучше запаситесь терпением и помогайте малышу познакомиться с тем, что его окружает.
Есть несколько основных стоп-сигналов, заметив которые у собственного ребенка, вы должны забить тревогу или как минимум заволноваться.
- Если ваш малыш не может произнести даже трёх слов, не показывает жестом как минимум двоих близких ему людей или не знает наименований хотя бы трёх предметов, находящихся в комнате, где он проводит много времени.
- Если кроха не может сам присесть или встать с ножек.
- Если вы замечаете, что малыш плохо контактирует с окружающим миром (например, если он не понимает, когда с ним говорят ласково, а когда - строго и категорично, когда можно, а когда нельзя).
- Если вы проводите мимо малыша какой-то предмет, и он не следит за ним глазками и не пытается его взять и рассмотреть поближе.
- Если в то время, когда вы играете в игру, которая должна сопровождаться детским нетерпеливым ожиданием (например, ожидание: когда же появится мамино лицо во время игры в «кукушку») - это тоже тревожный сигнал.
- Если вы ещё кормите малыша самостоятельно или помогаете ему в этом, а кроха не пытается установить с вами зрительно-эмоциональный контакт.
Малыш и общество: о социальном развитии
Вы наверняка не раз с огорчением и удивлением замечали, что в возрасте двух лет ваш малыш совершенно не желает находить общий язык со своими сверстниками. Детки не хотят уживаться рядом, а уж тем более устраивать коллективные игры - они скорее будут толкаться и забирать друг у друга игрушки. Всё дело в том, что малыш в этом возрасте очень эгоцентричен, и он просто не может понять, как можно учитывать желание или потребность другого человека.
Хотя сказать, что двухлетний ребенок асоциален нельзя, у него могут появляться даже друзья - те детки, которые ему приятны, игры с которыми доставляют ему наибольшее количество положительных эмоций. Обычно друг до боли похож на вашего малыша: у него такой же темперамент и характер. Однако полноценной дружбой это назвать нельзя - она сможет возникнуть между ребятами только спустя три-четыре года. Тогда их игры приобретут иной характер, они не будут просто играть рядом друг с другом, а начнут взаимодействовать и получать от этого истинное удовольствие.
Развитие речи малыша
Словарный запас ребенка резко возрастает в период между полутора и двумя годами. Обычно когда крохе уже исполнилось 2 годика, в его словарном запасе присутствует 100-300 слов (количество зависит от внешних факторов). Слова эти ребенку наиболее понятны и доступны, он слышит их и пользуется предметами, которые они обозначают, изо дня в день. Поэтому этими словами обычно становятся названия любимых игрушек, предметов, которые его окружают. Он уже понимает, что такое - разные размеры, и в его речи уже можно встретить слова, описывающие величину тех или иных предметов по отношению к другим объектам (например, «мишка большой», а «зайка - маленький»).
Чем больше вы общаетесь с ребенком, читаете ему книги, рассказываете стишки и сказки - тем большим будет и словарный запас малыша. Поэтому когда вы слышите, что кроха заговорил на своем, не понятном вам, языке - не смейтесь над ним, а попытайтесь понять и подправить чадо. Пытайтесь с самого детства учить ребенка правильному произношению.
Малышу ещё тяжело произносить согласные со всей необходимой твердостью, поэтому он умильно смягчает эти звуки (вместо «дай» говорит «дяй», а вместо «танк» - «тяньк»). В связи с тем, что его артикуляционный аппарат ещё не готов к большим нагрузкам, в речи малыша вы пока что не сможете услышать шипящих звуков или согласных «р» и «л».
Помимо того, что кроха, как может, упрощает свой детский язык, он ещё и зачастую сокращает длинные и неудобные к произношению слова. Например, вместо слова «молоко» он может постоянно говорить «ко», или «моко». Также зачастую двухлетний ребенок долго не может определиться с тем, как ему произносить то или иное слово, поэтому он может постоянно произносить его по-разному, выкидывая их него то один сложный звук, то другой.
Даже если ваше чадо умеет громко и пронзительно пищать, всё же слабые голосовые связки и нетренированный речевой аппарат не позволят ему разговаривать очень громко. Голос малыша всегда немного приглушенный, тихий. Эта же причина порождает частую замену звонких согласных - глухими (например, вместо четкого «бом-бом», ребенок произносит «пом-пом»).
Детская речь в два года уже богата интонационно. Малыш знает, что если он чего-то хочет, нужно обратиться к маме требовательным голосом. А если у него что-то болит, то интонация вмиг «съезжает» на жалобные нотки.
Весь второй год ребенок будет совершенствовать свои речевые навыки и наверняка преуспеет в этом. Ведь он уже не глуп, и понимает, что только с помощью логически связанных слов он сможет удовлетворять некоторые из своих потребностей (так как об их исполнении нужно уметь попросить). Но до взрослой и грамотной речи малышу ещё очень далеко! Он по-прежнему не может похвастаться богатым словарным запасом и частенько облегчает себе труд, заменяя сложные слова простыми сочетаниями слогов (вместо «кушать» он просто скажет «ам-ам»). Кроме того, в речи ребенка сейчас вы сможете услышать только те названия предметов, с которыми малыш непосредственно сталкивается во время игры или исследования квартиры. Естественно, ждать от крохи какой-то грамматической связности предложений нет никакого смысла. Он ещё не знает о волшебной силе предлогов и союзов, он не умеет правильно поставить окончание того или иного слова. Ну и, конечно, его ещё будет с головой выдавать неправильное, искаженное произношение большинства слов. Он будет менять местами слоги или вовсе выкидывать их из слов ещё не одну неделю.
Развиваемся, играя…
Ещё не пришло то время, когда развитием вашего малыша будут заниматься непосредственно те люди, которые знают, как это организовать - то есть, педагоги. Пока что главный стимул и «толкатель» умственных процессов малыша - это вы, поэтому вам нужно уметь правильно организовать досуг так, чтобы во время игры ребенок параллельно учился и развивался. Это поможет «догнать» ваших сверстников по всем параметрам, если вам кажется, что вы с малышом где-то немного отстали.
Итак, в какие же игры можно поиграть с двухлетним малышом?
Игра первая: Учим Цвета
Для этой игры вам нужно будет отобрать несколько однотипных игрушек разных цветов и найти бумажные листики таких же расцветок. Вы можете взять, например, машинки или резиновые пищалки в форме зверей.
Разложите этот инвентарь на полу и устройтесь с малышом рядом поудобнее. Поиграйте отдельно с каждой выбранной игрушкой, имитируя её настоящее поведение. Например, если у вас собраны зверушки, то покажите малышу, как квакает и прыгает жабка, как рычит и прыгает грозный лев, как чирикает маленькая птичка.
После этого возьмите заготовленные листики и разложите их прямо на полу перед малышом. На каждую бумажечку поставьте игрушку такого же цвета и объясните малышу, что это - домик для ваших зверушек (или гаражи для машинок - смотря что вы выбрали для игры). Каждый раз, когда ставите игрушку на тот или иной листик, вслух проговаривайте о том, какого же они цвета и почему вы ставите игрушку именно на эту бумажку. После этого можно перемешать игрушки и предложить ребенку самостоятельно подобрать домик каждому зверьку.
Игра вторая: Что поплывет, а что - утонет?
Приготовьте для игры большой таз, налейте туда немного воды (не стоит наливать полный тазик, так как в процессе вы можете забрызгать, а то и залить весь пол вокруг). Возьмите три-четыре предмета, которые изготовлены из разных материалов и имеют разные характеристики плавучести. Например, подойдет пробка из-под вина или шампанского, металлическая ложечка, небольшая веточка и детская пластмассовая чашечка. Много предметов не набирайте - малыш может просто в них запутаться.
Теперь пригласите малыша в игру и поинтересуйтесь: как он думает, какие из предметов будут держаться на воде, а какие - утонут? Вполне вероятно, что ответ ребенка будет неправильным, однако не расстраивайтесь - он ведь ещё не знаком со свойствами тех или иных предметов и ваша цель - обучить его этому.
После того, как ребенок высказал свои предположения на счет того, что утонет, а что будет плавать, бросьте все эти предметы в тазик с водой и дайте крохе вдоволь наиграться с предметами.
Пока ребенок увлечен «купанием» предметов, вы параллельно в игровой форме рассказывайте ему о его свойствах. Например: «Малыш, это - пробка, она сделана из очень легкого, воздушного материала, поэтому она не тонет в водичке, а плавает на поверхности». Или так: «А это - ложечка, она сделана из металла. А так как металл очень тяжелый, то ложечка не может плавать - и сразу же тонет».
Не забудьте о том, что после каждой игры нужно приучать ребенка убирать за собой. Поэтому когда вы закончите, предложите ему вытащить все предметы из водички и вытереть насухо чистым полотенцем.
Благодаря этой простой и увлекательной для малышей игре, детки научатся понимать. Какими свойствами может обладать тот или иной предмет.
В этой игре вы будете разучивать с малышом голоса птиц и зверей. Поэтому вам понадобятся либо игрушки, либо картинки, на которых будут изображены попарно мамы-зверушки и их детки. Лучше всего выбирать тех зверей, с которыми малыш уже знаком: например, мышку и серого мышонка, утку и крохотного утенка, лягушку и её зеленого детеныша, корову и теленка, кошка и котенка, собачку и щенка, курочку и цыпленка.
Сначала вам нужно будет каждую зверушку (или картинку) тщательно рассмотреть и рассказать ребенку, какие звуки производит то или другое животное. В обязательном порядке отметьте, что у взрослых зверушек голоса погрубее, громче, зычней. А у их детенышей голосок тонкий, писклявый. Малыш должен понять, что голос взрослого животного (равно как и взрослого человека) отличается от голоска детеныша (или ребенка).
Возьмите кошку в руки, погладьте её и громко мяукните: «Мяу!». Спросите у малыша: «А кто это у нас так громко мяукает? А кто говорит «мяу» тоненьким звонким голоском? Правильно, это ребеночек мамы-кошки. А как называют её ребеночка? Да, котёнок. А как котёнок мяукает?».
Мы только что рассказали вам о подготовительном, ознакомительном этапе игры. Теперь перейдем непосредственно к обучающей забаве.
Итак, вы уже определили и запомнили, какое животное издает какой звук, как называются их детеныши - теперь можно начать игру.
Разложите на полу перед ребенком все игрушки или картинки со зверятами. Теперь попросите кроху отвернуться, а сами в это время сымитируйте голос какого-то животного, например, громко мяукнете. Малыш должен угадать, во-первых, голос какого животного только что прозвучал и, во-вторых, была ли это взрослая кошка, или маленький котенок? Попросите своё чадо показать вам картинку с изображением той зверушки, которая только что подала голос.
Теперь поменяйтесь ролями - отворачивайтесь сами, а ребенок пусть издает голоса животных. Вы тоже угадывайте и хвалите своего, когда у него особенно точно получается сымитировать голос.
Это очень хорошая и добрая игра, с помощью неё вы сможете показать ребенку и закрепить его знания о том, какие животные существуют, как называются их детки и какие у них голоса, чем отличается взрослый голос от тонкого детского голоска. Отличное упражнение для развития памяти!
Вот такими нехитрыми способами вы сможете проверить, насколько соответствует уровень развития вашего двухгодовалого чада принятым педиатрами и детскими психологами нормам. Однако, как мы уже говорили, не стоит равняться исключительно на эти нормы, все детки идут по своему собственному пути развития и могут где-то отставать от сверстников, но в то же время в чем-то их опережать. Просто не забывайте: в этом возрасте ребенок хватает всё на лету, нужно лишь успевать давать ему все эти знания. Поэтому правильно организованный совместный отдых с играми и развивающими занятиями помогут вам вырастить настоящего вундеркинда!
Обычно возрастные нормы развития ребенка служат ориентиром. Очень важно, чтобы с ростом малыша все было хорошо и с его развитием. Он должен постепенно подниматься как бы по ступени вверх.
Физическое развитие ребенка 2-х лет
Показатели физического развития к концу второго года жизни малыша в среднем достигаю таких параметров:
- вес: 12,3-12,7 кг.
- рост: 84-86 см.
На втором году жизни вес ежемесячно прибавляется на 200-250 граммов, а рост на один сантиметр.
Динамика роста и веса для девочек и мальчиков от 1 до 2 лет
Из данной таблицы следует, что средний показатель прибавления в весе за год составляет 2,3-2,6, а в росте — 10,5-11,7.
Мальчики берут верх в своем физическом развитии уже в этом возрасте. Увеличение окружность грудной клетки у мальчиков немного отстает от девочек и составляет к концу второго года 1,2-1,7, тогда как у девочек — 2,2-2,6. Но делая выводы, нужно не забывать и об особенностях телосложения семьи .
Для хорошего физического развития не исключайте из питания животные белки и минеральные соли.
Освоенные новые навыки и умения
Какие двигательные навыки (способность управлять своим телом) обретает малыш?
- Уверенная ходьба.
- Прыжки.
- Ходьба по лестнице (вверх, вниз).
- Преодоление препятствий (обходит, перепрыгивает или перешагивает препятствия высотой 20 см).
- Удар ногой по мячу, броски мяча.
- Умеет ловко лазить и пятиться назад.
- Прыгать на одной ноге.
- Проходить сквозь обруч.
- Удерживать равновесие на перекладине.
Умения
- Использование предметов по прямому назначению (карандашом рисовать, совком копать, есть ложкой, расчесываться расческой).
- Листать страницы книжки.
- Стоять на цыпочках.
В этом возрасте двигательная активность ребенка интенсивно развивается. Физическое развитие оценивается с точки зрения координации и согласованности движения. Развивайте у детей физические навыки, а также крупную и мелкую моторику.
Отдайте предпочтение прогулкам, вместо многочасового просмотра мультиков. Гуляйте с ребенком на свежем воздухе, совмещая прогулку с посещением детских игровых площадок. Игровые комплексы с каруселями, качалками, лазами — прекрасные помощники для физического развития.
Развитие речи в 2 года
Словарный запас детей от 1,5-2 лет может составлять от 40 до 100 слов, а к концу второго года может достичь 300 слов. Наряду с пополнением словарного запаса ребенок улавливает и смысл сказанного, у него интенсивно развивается понимание речи. Дети сочетают два-три слова, из таких комбинаций получаются фразы: мама пришла, большая машина уехала. Главное, чтобы малыш смог сочетать слова по смыслу .
Если у ребенка не получается образовать фразы (ошибается в сочетании слов), то нужно правильно произносить полностью фразу, но не отдельное слово. Подобным образом он поймет, как правильно строить фразы.
Любопытно то, что, знакомясь с новыми предметами, малыш пытается узнать о функции нового предмета, и спрашивает «Как называется это?». Взрослый не только должен назвать этот предмет, но еще и показать ребенку, как им пользоваться.
Попытайтесь построить общение со своим чадом таким образом, чтобы свои потребности он выражал словами, даже если вы прекрасно понимаете его с полуслова. В некоторых случаях ребенок может попросить какой-то предмет жестом или неправильно произнести слово.
Например, малыш говорит: «Мама, дай бибику», а мама в ответ: «Что дать, не понимаю?». Такой способ непонимания будет хорошо стимулировать ребенка в первом случае говорить, а во втором правильно произносить слова.
Чтобы развивать мелкую моторику, нужно устраивать занятия и игры, в процессе которых участвуют кисти и пальцы (рук и ног), в таком случае они будут выполнять мелкие и точные движения. Можно предложить порисовать, сложить кубики, собрать мозаику или пазлы. Мелкие движения пальцев рук и развитие речи тесно связаны друг с другом.
Особенности развитие психологии детей 2-3 лет
Поведение малыша в двухлетнем возрасте носит непроизвольный характер. Он не может управлять собой по своему желанию, таковы особенности второго года жизни.
Еще одной закономерностью считается то, что ребенок не может долго сосредоточивать внимание на одном предмете.
Многие родители пользуются этой возрастной особенностью в свою пользу, отвлекая внимание ребенка по необходимости. В этом возрасте он четко понимает о назначении предметов в домашнем обиходе и применяет их. Например, применение предметов личной гигиены при умывании, использование столовых приборов во время еды.
- Речь более понятна , чем у полугодовалого, иногда с использованием прилагательных.
- Ребенок может складывать пирамидку, кубики, мозаику.
- Может разрезать бумагу, держа ножницы в одной руке.
- Под ритмичную музыку подтанцовывает (покачивается, приседает, притоптывает).
- Выполняет простые указания и просьбы.
- Способен запомнить четверостишья, потешки, песенки.
- Рисует, из пластилина лепит простые фигурки.
- Разбирает игрушки , пытаясь изучить содержимое.
Познавательные способности ребенка 2-х лет
- После показа он может собирать пирамиду из 5 колец (от большего кольца к меньшему, и наоборот).
- Соотносит геометрическую объемную фигуру с плоским аналогом.
- Определяет предмет по его характерным признакам весу, фактуре, то есть тяжелый, мягкий.
- Ориентируется в разных величинах (например, сравнивая матрешку по высоте, цвету, объему, ширине).
- Зрительно выделяет предмет по его форме (сопоставляет геометрические фигуры по форме, и вставляет в соответствующие окошки).
- Выделяет три-четыре цвета , некоторые называет или подбирает к данному образцу.
- Проводит линии различной длины, направленности и формы, называет, что нарисовано.
Во что поиграть с ребенком в возрасте двух лет?
В этом возрасте малыш уже осознанно совершает какие-нибудь действия, поэтому хочет узнать побольше об окружающем его мире. А окружает малыша множество предметов, с которыми можно и .
Желательно отметить, что дети в этом возрасте сосредотачивают внимание только на небольшом количестве предметов. Они быстро увлекаются новым занятием, но также устают за короткое время и теряют интерес к ним. Играйте в небольшие по длительности и простые для восприятия игры.
- «Кто быстрее»
Соорудите небольшие ворота из конструктора на полу или на столе, и устройте гонки: кто быстрее докатит свой предмет до ворот. Предложите малышу выбрать для гонок одну из фигурок. Предметы должны быть различной формы: мяч, кубик, палочка, брусок, колесо. После нескольких стартов покажите, что круглые фигурки лучше катятся, объясните малышу — почему так происходит.
Эта игра научит различать предметы по форме.
- «Сходства и различия»
Возьмите 2 вещицы или картинки, и рассуждайте, в чем их сходства и отличия. К примеру, у медвежонка и белочки есть глаза, уши, носик, лапы, хвостик; но у белочки шерстка рыжая, а у медвежонка — коричневая. Если с первым заданием справились с легкостью, можно усложнить второе: предложите 2 машинки разных цветов.
Игра развивает внимательность.
- «Сравнение»
Предложите малышу четыре мягкие игрушки или куклы, и дайте 3 блюдца, хватит ли всем блюдец? Разложите и сделайте вывод: «Блюдец меньше, чем игрушек». Проделайте то же самое для случаев «больше» и «равно». Комбинируйте количество игрушек и блюдец. Не берите слишком много, начните с 5.
Игра обучает действиям сравнения, считается началом изучения математики.
- «Книга своими руками»
Возьмите несколько кусочков картона одинакового размера. Совместно вырезайте из старых журналов и газет понравившиеся иллюстрации. В процессе научите ребенка правильно пользоваться ножницами. Приклейте картинки на картон. В каждом кусочке картона проделайте 2 отверстия, затем сложите все кусочки друг на друга и перевяжите ленточкой или веревкой. Получилась книжка. Можно подбирать тематические картинки и придумывать к ним историю.
Игра развивает любовь к книгам, воображение, мелкую моторику.
- «Крепость»
Совместно постройте надежную крепость, которая спасет ее обитателей от невзгод. В качестве строительного материала используйте коробки разных размеров, подойдут любые: из-под обуви, сока, техники. Соорудите крепость, башню, замок или дом, складывая коробки по периметру, а затем друг на друга.
Игра развивает воображение.
Питание и уход
В двухлетнего ребенка должны нужно включать легко усваиваемые белки, витамины и минеральные вещества. В рационе питания — молочные каши, кисломолочные продуты (кефира по 500 -700 мл в день или молока), творог или сыр (блюда из творога: творожные запеканки, вареники). Овощные блюда из различных овощей (свекла, капуста, морковь, тыква, кабачки).
Несколько простых блюд для питания двухгодовалого малыша
1. Салат «Снеговик»
Салат выкладывается слоями, каждый из которых пропитывается сметаной. Внизу — отварная куриная грудка, затем — вареная морковь, следующий слой состоит из вареной свеклы, завершающий слой — тертый сыр. Верхний слой похож на голову снеговика, можно добавить глазки из маслин, реснички из зелени и, конечно же, не забыть прикрепить нос-морковку.
2. Гречневые котлеты
На обед можно предложить малышу гречневые котлеты. Для начала сварите 0,3 кг говядины в слегка подсоленной воде. Затем достаньте мясо и отварите в той же воде половину стакана гречки. Для фарша пропустите через мясорубку мясо, добавьте в него гречку, 1 яйцо, мелко порезанный и обжаренный лук, специи по вкусу. Слепите котлетки и обжарьте их на сковороде или приготовьте в мультиварке на пару.
3. Зразы из творога и тыквы
Измельчите 0,5 кг творога, добавьте 2 яйца, 0,5 стакана сахара, немного муки, соль по вкусу. Тыкву нужно разрезать и запекать в духовке при температуре 180 градусов в течение 40 минут. Тыкву измельчить и добавить к творожной массе. Слепить зразы, обвалять в муке и обжарить. Подавать со сметаной.
Ухаживая за двухлетним малышом, нужно заботиться о его здоровье и безопасности, обеспечивать комфорт и всестороннее развитие, соблюдать режим сна и питания.