Крестный ход есть в ночной рождественской службе. О богослужении и церковном календаре. Когда можно приложиться к Плащанице
***
Крестный ход - это православный обряд, осуществляемый
в форме благоговейного шествия верующих
с иконами, крестами, хоругвями и
другими христианскими святынями,
организуемого с целью прославления Бога,
испрашивания у Него милости
и благодатной поддержки.
"Крестный ход на Флора и Лавра". Художник Александр Маковский. 1921 год
Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны.
Крестный ход глубоко символичен. Торжественный колокольный звон выражает торжество Креста Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением. Крестный ход идёт под предводительством святых, иконы которых несут впереди. Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огня). Это происходит от икон, фимиама, осенения напрестольным крестом всех сторон света, окропления водой, горения свечей…
Практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами.
Крестный ход в Курской губернии
Для согласования есть два основных цикла. Регулярный набор услуг, которые ежедневно читают духовенство; детали и варианты этих услуг в зависимости от конкретного дня, сезона или фестиваля. Регулярная структура ежедневных услуг делится на две группы. Управление состояло из восьми служб.
В небольшие часы ночи. утреня. С рассвета до наступления ночи Лаудс Прайм, Терсе, Секст, Ничего. Письмо. Все услуги включали в себя пение Писания, чтения из Писания и молитвы. Некоторые из текстов были неизменными. Другие предметы не были исправлены. Некоторые тексты были прочитаны всеми, некоторые - назначенной группой из двух-четырех певцов, а другие были выделены одному чиновнику или читателю. Многое, что было исполнено всеми, было посвящено памяти. Книги обычно содержат только те предметы, которые требуются для определенной цели.
Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города.
Крестный ход в Москве
Православный праздник Рождество Христово
Двумя основными книгами были Антифон и Бревиария. Хоровые песнопения были найдены в Антифоне, хотя может быть отдельный Псалтирь и Гимнал. В более позднем средневековье все тексты были собраны вместе в Бревиаре, позволяя одному священнику читать только одно Ведомство или иметь доступ к полному тексту, когда он был спел корпоративно. Раньше было несколько отдельных книг.
Были две основные части мессы. Второй основной раздел был Канон мессы, во время которого священник освятил хлеб и вино, а затем священство. Это было создано Офферторией перед Каноном и завершением мессы после прихода священника. Те части мессы, которые исполнил тело духовенства в кулуаре, состояли из предметов, чьи тексты и мелодия изменились, а те предметы, тексты которых неизменны, но мелодия которых может измениться. Здесь элементы «Надстройки» отображаются курсивом.
Непосредственным поводом к организации умилостивительных шествий могли служить чрезвычайные обстоятельства, например, стихийные или природные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом.
Крестный ход в Санкт-Петербурге
От чего произошли крестные ходы?
Как и в случае с Управлением, для мессы были две основные книги: «Миссал для священника» и «Постепенное для тех, кто в хоре». Могут также быть отдельные книги для чтения и для пения непосредственно перед Евангелием. В раннем средневековье существовал более широкий круг отдельных книг для разных частей мессы; позже они были объединены в Миссала и Постепенно.
В дополнение к Управлению и мессе, были определенные дни, когда духовенство покидало эту просьбу и проходило шествие к определенному месту в церкви, известному как станция для специальной цели или по воскресеньям вокруг церкви, как акт еженедельной очистки из алтарей и всего духовенства и людей. Другие процессии шли вокруг церкви и монастыря, вокруг церкви или церкви, или в другую церковь. В каждом случае процессия обычно начиналась и заканчивалась духовенством в их местах в очереди.
Подобные шествия сопровождались общими молитвами, содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.
Во времена распространения ересей совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих от ошибок и заблуждений.
Всеукраинский Крестный ход, июль 2016 года
Процессия чаще всего происходила перед мессой и после вечерни. Песнопения, молитвы и другие предметы, необходимые для шествий в течение года, обычно составлялись в одной книге: Процессионеры. Было три основных цикла, которые влияли на детали содержания и ритуал повседневной структуры услуг. Неделя Фестиваль церковных сезонов в определенные дни.
Воскресенье было самым важным днем недели и началось позднее в субботу. Другие дни не были такого высокого ранга, кроме случаев, когда происходил праздник. Однако были определенные вещи, которые менялись в зависимости от дня недели. Каждый год средневековая церковь следовала за циклом жизни Христа. Цикл был рассчитан на два основных момента: Рождество и День Пасхи. Церковный год начался в воскресенье, 4 воскресенья перед Рождеством, в ожидании пришествия Иисуса Христа. Рождество, Крещение, Великий Пост, Страстная неделя, День Пасхи, День Вознесения, Пятидесятница или Уайт в воскресенье.
Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.
Одним из древнейших, ветхозаветных прообразов Крестных ходов служит семидневное обхождение Израильским народом стен Иерихона (Нав.6:1-4), торжественный перенос ковчега Завета из дома Аведдара в город Давидов (2Цар.6:12).
Через неделю после Пятидесятницы была Троица в воскресенье, а затем последовала серия воскресений после Троицы, пока Адвент не вернулся снова. Затем были другие христианские фестивали, в основном связанные с определенной датой. Среди них были праздники в честь Пресвятой Девы Марии, матери Христовой, включая ее очищение, Благовещение, Успение и Рождество; праздники апостолов, святых и мучеников, включая День всех святых. Одним из чрезвычайно важных праздников в позднем средневековье был Корпус-Кристи в честь тела Христа, распятого, воскресшего и присутствующего на мессе под видом освященного хлеба.
Неотъемлемым знаком любого крестного хода являются хоругви. Во время путешествия сынов Израилевых в Обетованную землю все 12 колен совершали свое путешествие вслед своих знамений, или хоругвей, и всякое знамя несли впереди за скинией, а за ним следовали все их колена. Как во Израиле хоругви имелись во всяком колене свои, так и у нас при всяком церковном приходе находятся во храме свои хоругви. Как все колена Израилевы путешествовали вослед своих хоругвей, так и у нас всякий приход во время Крестного хода следует вослед своих хоругвей.
Вместо же тогдашнего трубоглашения ныне у нас совершается церковный благовест, отчего освящаются весь воздух вокруг и все люди, а вся сила бесовская прогоняется.
В дополнение к фестивалям, празднуемым во всей западной церкви, были другие фестивали для национальных, региональных или местных святых, в том числе в некоторых случаях святого, после которого была названа конкретная церковь - святого покровителя. Обычно календар был скопирован в начале бревен, антифаналов, миссалов и ступеней, чтобы те, кто их использовал, могли идентифицировать соответствующие тексты и песнопения на каждый день.
Заказ и регулирование литургии
Для тех, кто читал литургию как часть своей повседневной картины, она была бы очень знакома. Было бы довольно просто поддерживать регулярную структуру услуг, даже с такими сложными формами, в которых разные предметы были распределены различным членам клерикального сообщества. Тем не менее, даже самые опытные клирики должны будут проверить исключительные детали.
Крестные ходы в России
Предлагаем вам малую толику о некоторых известных крестных ходах в епархиях Русской Православной Церкви. В реальности их конечно больше, крестные ходы проводятся ежегодно практически в каждой епархии.
Георгиевский Крестный ход
Георгиевский Крестный ход по местам воинской славы и героической обороны Ленинграда проходит в Санкт-Петербурге ежегодно. Начало традиции было положено в 2005 году, в год 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Помянуть погибших защитников Ленинграда на местах боев и захоронений собираются ветераны войны, представители поисковых отрядов, молодежной организации "Витязи", скауты, курсанты военных ВУЗов, прихожане храмов Петербурга.
Организатор: Настоятель петербургского храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной протоиерей Вячеслав Харинов.
Было строгое чувство порядка и приоритета, и каждый пункт в каждый день должен был быть выделен. Воскресенье или будний день, праздник или ярмарка, один сезон или другой, все эти факторы повлияли не только на то, что было прочитано или предпринято, но и на кого возложена ответственность за каждый предмет или действие. Такая информация была собрана в трех стандартных справочниках. Это были также книги, которые должны были использовать те, кто присоединился к клерикальному сообществу или в обучении приходскому служению.
Книги для приходского священника и епископа
Приходским священникам приходилось выполнять пастырские обязанности, которые можно найти в Руководстве. Только епископы рукоположили духовенство, подтвердили, освятили алтари, посвященные церкви, благословенные объекты и т.д. им тоже нужна была книга, в которой содержались эти обряды: Папский.
Маршрут: От Невского пятачка (г. Санкт-Петербург) через Синявинские высоты к Успенскому храму села Лезье-Сологубовка, рядом с которым находится Парк мира.
Совершается с 2005 года в период с 5 по 10 мая.
Великорецкий крестный ход
Один из крупнейших ежегодных крестных ходов России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца. Крестный ход известен с начала XV века. Первоначально совершался по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах в первое воскресенье после праздника перенесения святых мощей Святителя Николая в Бар-град (22 мая). С 1668 года по благословению епископа Вятского Александра установлена новая дата празднования - 24/6 июня. Позже, с 1778 года разработан и новый маршрут - сухопутный, действующий и поныне. За 5 дней пути паломники проходят 150 км.
Организатор: Вятская епархия.
Мы были в Диснейленде десятки раз на Рождество, и соответственно пересматриваем это руководство, так как все меняется. Если вы хотите прочитать наши анекдотические мысли и посмотреть фотографии декора с прошлого года, прочитайте наш пост. В прошлом году мы наслаждались развлекательным фестивалем «Праздники праздников» и пробовали многочисленные десерты, полюбили «Мир цвета» - «Сезон света», смотрели «Рождественский парад фантазий», катались на всех сезонных аттракционах, ели кучу рождественской еды и многое другое.
Мы надеемся, что этот подробный справочник окажется полезным для всех, кто впервые посетит ежегодных посетителей. Мы не были огромными поклонниками этого тура, но в зависимости от вашего интереса к изучению истории Рождества, доступа к достопримечательностям и бюджету вы можете наслаждаться этим. Уличная вечеринка потрясающая, с тремя кабальерами на праздничном поплавке, Микки Маусом и Минни-Маусом на уличных трехколесных велосипедах, флаг-носителями, несущими знаменами на пикадо, фламинго-танцорами-мексиканцами, танцорами-самбами и барабанщиками, а также гигантскими куклами «Моджиганга», включая Санта Клаус и миссис.
Маршрут: Начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора в Кирове, проходит через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт - село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров.
Что изображается в Литургии?
Найдите время, чтобы поместить его в свой график, потому что он полон забавных культурных предложений. Ничего вокруг, что мы рекомендуем планировать посещение. Если вам нравится обычная версия, вам понравится праздничная версия. Если вам не нравится их обычная версия, вам не понравится праздничная версия.
Что называется обедней?
Великий калифорнийский типично получает самый декор, с гигантской елкой в своем вестибюле много «древесных» украшений. В дополнение к декору в каждом из отелей есть рождественские развлечения. Тогда, конечно, есть лучшее рождественское «развлечение» для всех, и именно в отеле «Диснейленд».
Даты и продолжительность: 3 - 8 июня
Крестный ход на Ганину яму
Ход проходит в память убиенной царсской семьи ежегодно июле. Участники хода идут от Храма-на-Крови к монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Идут дорогами, по которым в 1918 году везли тела убитых Романовых. В 2015 года ход собрал около 60 тыс. паломников.
Организатор: Екатеринбургская епархия.
Катание на коньках происходит на «Олефском мороженном катке» и имеет дополнительную стоимость. Кроме того, в центре города Дисней есть свои праздничные украшения, живые развлечения по выходным и разнообразным ночам, а также множество ресторанов с собственными праздничными угощениями.
Если вы посещаете курорт Диснейленд во время рождественского сезона и, как праздничные угощения, ожидайте получить не менее 9 фунтов за каждый день своей поездки. Шутки в сторону. Не пропустите эту жемчужину закуски. Как и в случае с продуктами Хэллоуина в Диснейленде, вы также должны ожидать, что сезонные меню, состоящие из новых блюд, предлагаются в течение ограниченного времени. Эти новые блюда не обязательно будут привязаны к Рождеству, они будут предлагаться только в рождественский сезон.
Маршрут: Храм-на-Крови - центр Екатеринбурга - ВИЗ- Таганский ряд - Сортировку - поселок Шувакиш - монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме.
Даты и продолжительность: в ночь с 16 на 17 июля.
Калужский крестный ход
Крестный ход проходит с "Калужской" иконой Божией Матери, в рамках празднования годовщины преставления равноапостольного князя Владимира и дня памяти блаженного Лаврентия.
Организатор: Калужский миссионерский отдел Калужской епархии.
Вам нравится Рождество в Диснейленде? Что вам больше всего нравится? Протестантские конгрегации организуют дружеские услуги для святого вечера. Маттхаускирхе, Сендлингер Химмельфаркирхе и Церковь Гефсиманских церквей в Вестпарке. Архиепископ Мюнхенский и Фрайзинг, кардинал Рейнхард Маркс, отпразднует Рождество в Рождество в 22 в Либфрауэндоме. Есть отрывки из рождественской оратории Иоганна Себастьяна Баха. В 30 часов начинается соглашение с праздником В аббате Св. Бонифаза Йоханнес Экерт празднует понтификальный бархат в 30 часов. Есть мотеты, песни и органная музыка. Будут услышаны пастырская ярмарка в мажоре Карла Кемптера. Петр начинается в 3 часа дня рождественской сцены с объявлением о рождении Господа от римского Мартиролога, затем празднуется Христос. Павле начинается в 10 часов вечера. В церкви Св. Иоанна в церкви св. Кришмета для нарушителей слуха и глухих. Все тексты будут представлены и визуализироваться на языке жестов. Знак богослужения предоставляется подписывающим хором. В церкви Святого Матфея, Крисметте с пастором д-ром Норберт Рот и Маттеус-Мадригалистен. Кристетт в Отправителе Хельмефарцкирхе возглавляет пастор Карл Мель, молодежь церкви также примет участие в оформлении Метте с 11 часов вечера. В церкви Искупителя на свободе Мюнхена Кришметт начинается со священника доктора Флориан Иксен также в 23.
- В Швабингере Кройцкирхе начинается маленькое детское богослужение в 11 часов.
- Церковь Пола-Герхардт-Кирхе, Св.
- С 16 и далее будет воспроизводиться музыка.
Маршрут: От Свято – Троицкого Собора г. Калуги через более 30 насленных пунктов Калужской, Козельской, и Песоченская епархий с возвращением в Калугу
Даты и продолжительность: С 28 июня по 31 июля.
Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери
В Башкирии с 1992 года Башкортостанской митрополии проходит ежегодный Табынский крестный ход - шествие с Табынским образом Божией Матери.
Организатор: Уфимская и Салаватская епархия
Маршрут: проходит по районам Салаватской и Уфимской епархий Башкортостанской митрополии на место явления на р. Усолке у солёных ключей с. Курорт Гафурийского района, где более 450 лет назад обретен чудотворный образ.
Даты и продолжительность: Несколько крестных ходов могут начинаться из различных населенных пунктов в разные дни, при этом окончание ходов, сливающихся в завершение в одно шествие приурочено к девятой пятнице по Пасхе - дню празднования Табынской иконы Божией Матери.
Уфимский Троицкий Крестный ход
Троицкий Крестный проходит вокруг Уфы: паломники проходят более 120 км и молятся о здравии и спасении всех жителей города Уфы.
Организатор: Уфимская епархия
Маршрут: Начинается от Сергиевского Собора Уфы и проходит по окраинам г. Уфы.
Даты и продолжительность: начинается ежегодно в день Святой Троицы и продолжается 5 дней.
Крестный ход с иконой Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной
Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия. В дни хода икона переносится из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст.
Организатор: Курская епархия.
Маршрут: Знаменский мужской монастырь - Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь.
Даты и продолжительность: ежегодно 9 пятница по Пасхе.
Крестный ход с иконой Божией Матери
"Избавительница от бед" в Ташлу
Крестный ход с Ташлинской иконой Божией Матери, организованный силами казаков станицы Красноглинская Самарского окружного кзачьего общества, начался в 2014 году и прошел по территории Самарской, Нижегородской, Пензенской и Ульяновской областей. Ташлинская икона Божией Матери "Избавительница от бед" - чудотворная икона, почитаемая в Поволжье, главная святыня Самарской епархии – была обретена 21 октября 1917 года близ села Ташла Самарской губернии.
Организатор: Самарская епархия.
Маршрут: Самара - село Ташла, около 71 км.
Даты и продолжительность: начало в первый день Петрова поста, продолжительность 3 дня.
Крестный ход памяти всех новомучеников
и исповедников Российских
Крестный ход проходит ежегодно с 2000 года. Он посвящен памяти всех новомучеников и исповедников Российских, в том числе - мучеников Вавилова Дола: убиенных в годы советской власти насельников пещерного монастыря, некогда располагавшегося в живописном лесном массиве Заволжья. Общая протяженность крестного хода составляет 500 километров.
Организатор: Саратовская епархия.
Маршрут: Саратов - Вавилов Дол
Даты и продолжительность: 26 июня - 17 июля.
Волжский крестный ход
Волжский Крестный ход начал свою историю с 1999 года. Тогда в преддверии 2000-летия Рождества Христова по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 20 июня от истока Волги начался Крестный ход по водам трех великих славянских рек: Волги, Днепра, Западной Двины. В 2000 году дореволюционная традиция освящения истока реки Волги и начало Волжского крестного хода были объединены в один праздник с этого времени. В 2016 году XVIII Волжский крестный ход пройдет в рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на святой Горе Афон.
Организатор: Тверская епархия.
Маршрут: Ольгин монастырь в Волговерховье - Вознесенский собор города Калязин.
Даты и продолжительность: 28 мая - 26 июня
Иринарховский крестный ход
Каждый год в июле из Борисоглебского монастыря совершается крестный ход на источник преподобного Иринарха. Он посвящен почитаемому святому обители – прп. Иринарху Затворнику и символически соединяет собой село Кондаково – его родину и Борисоглебский монастырь – место его пребывания и упокоения. Крестный ход традиционно проводился свыше 300 лет. В годы Советской власти – не проводился. Возобновлен по старому маршруту в 1997 году. Крестный ход завершается в воскресенье. Протяженность: не более 60-65 км. Участники: свыше 2000.
Организатор: Ярославская и Ростовская епархия.
Маршрут: Борисоглебский монастырь – Троица–на–бору – Селище – Шипино – Кишкино – Комарово – Павлово – Ильинское – Красный Октябрь – Языково – Алешкино – Кучеры – Ивановское – Титово – Звягино – Емельяниново – Георгиевское – Никульское – Горки – Зубарево – Давыдово – Новоселка – Кондаково – колодчик преподобного Иринарха
Даты и продолжительность: Проводится ежегодно на 3 - 4-ой неделе июля. Сроки утверждаются Владыкой Ярославским и Ростовским Кириллом ориентировочно за месяц до его начала.
Изменения в федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в простонародье называемые новым законом о митингах , всё же вступили в силу. Этот закон ставит новые задачи и перед Церковью: ведь крестный ход – это шествие, и православные пикеты – тоже традиционная форма выражения гражданской позиции православной общественности. Корреспондент Правмира выясняет последствия вступления в силу нового закона у юристов и законодателей.
Теперь, согласно новым правилам, штраф для физических лиц за «нарушение порядка проведения митинга» будет составлять от 10 до 20 тысяч рублей, а при нанесении ущерба здоровью или имуществу - до 300 тысяч рублей. Верхняя граница штрафов для должностных лиц составляет 600 тысяч рублей, а для юридических - миллион рублей.
В новой редакции появились в качестве санкций обязательные работы. Кроме того, запрещается находиться на митингах в масках и организовывать «массовое одновременное пребывание граждан в общественных местах», если оно грозит нарушением общественного порядка. Проводить митинги закон советует в специально определённых региональными властями местах, а вне их - лишь по согласованию с государственными или муниципальными органами.
Оппозиция и гражданские активисты мгновенно окрестили новый закон антиконституционным. Впрочем, он вызвал обеспокоенность и у людей, далёких от политики. Представители Православной Церкви, например, обеспокоены ужесточением процедуры организации крестных ходов и молебнов. Что ожидает тех, кто решил собраться «больше трёх», и имеет ли право власть принимать подобные меры?
Для чего нужен новый закон?
Это безусловно антиконституционный закон, который необходимо оспаривать в Европейском суде, - убеждён политолог . - Митинги должны носить уведомительный, а не разрешительный характер. Свобода собраний закреплена у нас в Конституции именно как свобода , то есть гражданин вправе реализовывать это право и без участия государства.
Впрочем, его коллега, политолог Анатолий Гагарин, настроен менее категорично.
Скорее всего, данный закон будет играть профилактическую роль, определять берега, которые не стоит переступать, - предположил он. - Государство в любом случае должно было принять какие-то меры, чтобы упорядочить практику проведения митингов. Сейчас массовые выступления зачастую проводятся по поводам и без, не имея реальной цели. В законе, например, будут запрещено лукавство - митинги под видом прогулок. Что ж, власть имеет право не допускать, чтобы её обманывали . Но, конечно, меня волнует, как сложится правоприменительная практика. Хоть Россия - и не страна прецедентного права, но у нас огромное значение имеет правоприменение. Меня беспокоит, как этот закон будет применяться к тем, кто, например, случайно оказался на месте митинга? Словом, к закону необходима дополнительная инструкция, чётко разъясняющая эти моменты.
- Что касается крестных ходов и других подобных массовых мероприятий и шествий, они всегда были сложными мероприятиями, требовали хотя бы временного перекрытия движения, а потому и раньше согласовывались с администрацией и полицией. Единственным изменением стало увеличение возможностей для произвола местных органов власти, которые теперь вправе не разрешить его проведение. Впрочем, администрация и раньше могла отказать в проведении каких-то акций под предлогом организации других мероприятий. Теперь им не нужно будет мотивировать свой отказ, и только, - пояснил политолог.
С тем, что процедура организации массового мероприятия не так существенно отличается от предыдущей, согласны и некоторые представители оппозиции.
В том, что касается процедуры, в принципе, ничего существенно не изменилось. Администрация и раньше отказывала нам в проведении определённых мероприятий, но если раньше эти запреты можно было как-то обжаловать в судах, то теперь у них появился законный способ не допустить собрания граждан - своего рода, способ очистить их совесть, - считает депутат Молодежного Парламента Свердловской области, член КПРФ Ростислав Журавлёв.
В КРПФ убеждены - закон будет применяться точечно, лишь к членам оппозиционных партий, и положительного эффекта принести не способен.
Сейчас мы стараемся, пытаемся соблюсти законный порядок организации митинга - подаём заявки, сотрудничаем с полицией. Но представьте, если меня даже один раз оштрафуют на 300 тысяч, как организатора мероприятия - я просто перестану этим заниматься. Вместо меня придут другие люди, которым уже не важно будет соблюдать закон. Когда же в стране начнутся социально-экономические потрясения, на улицы будут выходить простые горожане, не искушённые в политических вопросах. Они невольно допустят нарушения и пострадают больше всего от этого закона, - поясняет секретарь Свердловского обкома КПРФ по работе с молодежью Игорь Файфер .
Закон принят впопыхах, в ответ на митинговую активность граждан, - считает заместитель председателя Законодательного Собрания Свердловской области, член партии «Справедливая Россия» Георгий Перский . - Но ведь она началась не на пустом месте, а на волне фальсификаций выборов, в результате которой люди разочаровались во власти и попытались докричаться до неё хотя бы таким способом. Закон по своей сути коррупционный, поскольку он предоставляет очень широкие возможности для усмотрения правоприменителей, в частности, органов местного самоуправления и региональных властей. Именно они должны выбрать место для проведения акций, и не исключено, что такое место будет выбрано одно на всю область.
Свадьба – пикет или митинг?
Обеспокоенность в связи с новыми правилами выразил и другой член «Справедливой России», депутат Таганского района Москвы юрист Илья Свиридов .
Новый закон о митингах, к сожалению, теперь будет действовать в отношении любых относительно крупных скоплений людей. Относительно – потому что право определения, что некоторое количество человек, собравшихся в одном месте по какому-либо поводу, являются публичным мероприятием, будет принадлежать правоохранительным органам, то есть – конкретным людям в форме. Поэтому надо читать закон, и учиться согласовывать с властями любые уличные мероприятия, - считает депутат.
Действительно, согласно закону № 54-ФЗ: «Публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений », то есть под данное определение может попасть самый широкий спектр акций.
В частности, при обсуждении нового закона о митингах на думском профильном комитете, депутат Д. Гудков метко подметил, что его свадьба, которая запланирована на июль, наверняка будет признана публичным мероприятием, так как соберет много политиков и оппозиционеров. Поэтому он заранее будет ее согласовывать с властями, - продолжает Илья Свиридов. - Кроме свадеб, празднеств и фестивалей, к публичным мероприятиям, похоже, будут отнесены и религиозные обряды. В частности, уличные молебны и крестные ходы вполне могут быть расценены как «митинг» и «шествие» соответственно. И если на них не будет получено разрешение, то на организатора (скорее всего, на РПЦ - как общественную организацию) может быть наложен штраф - от 70 до 200 тысяч рублей. Если же «виновным» посчитают конкретного батюшку, то штраф гуманнее - от 20 до 30 тысяч рублей. А если, не дай Бог, во время крестного хода будет «создана помеха движению пешеходов», то штраф могут выписать уже более серьезный - батюшке от 30 до 50 тысяч, РПЦ - от 250 до 500 тысяч рублей.
Федеральный закон передает право определения порядка согласования публичных мероприятий властям субъектов Федерации. В Москве, к примеру, действует Закон города Москвы № 10 от 4 апреля 2007 года «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований». Согласно ст. 2 этого закона, для проведения законного публичного мероприятия нужно подавать заявление в орган исполнительной власти, не ранее 15 и не позднее 10 дней до даты мероприятия. Если количество предполагаемых участников не превышает 5 000 человек, то заявка подается в префектуру соответствующего округа. Если превышает - то уже в Правительство Москвы, - разъясняет депутат.
Вообще же я лично считаю, что это - абсурд, и очередной пример непрофессионализма «законодателей», которые однозначно должны были определить, что религиозные мероприятия, связанные с отправлением культа, не подпадают под действие нового закона. Теперь же вопросы духовной жизни россиян фактически переданы в ведение мирских властей, что является явным нарушением конституционного права на свободу вероисповедания, закрепленного 28 статьей Конституции РФ, - подчёркивает Свиридов.
Как пройти крестным ходом?
Новый закон вызывает тревогу и у людей, не связанных с политикой. В частности, кандидат юридических наук, вице-президент фонда «Возвращение» Даниил Петров считает - новый закон является лишь показателем страха властей перед народом, и ощутимой польз не принесёт.
Очень трудно согласовать каждый крестный ход - на Светлой неделе, например, некоторые храмы устраивают их каждый день. При этом лично я, участвуя в таких крестных ходах, не раз видел, как они, когда приход непосредственно выходит на улицу, вызывают временные затруднения в проезде транспорта, в проходе пешеходов. Идеальное подпадение под введенный сегодня Думой и Президентом запрет! - отмечает Даниил. - Попытки власти бороться со смекалкой своего народа, как правило, заканчиваются такими вот нелепицами (ведь понятно, против каких недавних починов политически активных граждан введёны эти запреты: против так называемых «контрольных прогулок» тех, кто недоволен властью и тому подобное).
При этом Даниил Петров надеется, что, по советскому обыкновению избирательно применяя закон, власти не решатся штрафовать участников крестных ходов и прочих безобидных шествий. Но вот к людям, не разделяющим оптимизма по поводу действующей власти, закон будут активно применять.
С точки зрения правового государства это, конечно, недопустимо - правовая норма не может избирательно применяться к одним гражданам и не применяться к другим. Нынешняя власть в России склонна к ностальгии и плохо скрываемой любви ко всему советскому. Вот и во вступивших сегодня в силу законах о митингах проявилась традиционное для советской власти боязнь своего собственного народа. Посоветовал бы законодателям в принятии решений руководствоваться разумом, интересами развития и взросления нашего общества, а не страхом перед этими неминуемыми явлениями, - подытожил Даниил Петров.
В Церкви не против более четкого контроля за проведением крестных ходов и молебнов:
– Верующие люди, как во время крестного хода, так и во время какой-то общественной акции, конечно, должны соблюдать порядок, не должны портить чьё-то имущество, оказывать неповиновение представителям правоохранительных органов, – Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом протоиерей Всеволод Чаплин .
В этом смысле закон дисциплинирует и православных людей , что совершенно правильно. Это касается как гражданской активности, которая может выражаться в том числе в массовых мероприятиях под открытым небом, и в совершении крестных ходов и других богослужений вне церковной территории. Таких богослужений и мероприятий сейчас становится больше, и слава Богу, но одновременно, согласно поправкам в закон о митингах, теперь при этом будет нужно проявлять больше ответственности и дисциплинированности.
Протоиерей Всеволод подчеркнул:
Мне кажется, что принятие изменений в закон - это шаг в правильном направлении, но и законодатель, и правоприменитель должны помнить, что массовые мероприятия - это не только политические митинги, но и богослужения, и концерты, и народные торжества, а иногда даже свадьбы и похороны. Поэтому, возможно, в будущем стоит посмотреть на практику правоприменения и, может быть, сделать различия между политическими и неполитическими акциями. “
Впрочем, у нового закона есть и сторонники.
Право на митинг vs право на мирную жизнь
Я не вижу проблем в связи с его принятием. Речь идёт об урегулировании данных отношений, только и всего, - считает депутат Областной думы, член фракции «Единая Россия» и «Народного фронта» Евгений Артюх . - Мы признаём права людей, желающих собираться на массовые мероприятия, но нужно учитывать и права на мирную жизн ь тех, кто не ходит на митинги. Массовые акции - это часто перекрытие улиц, по которым едут машины обычных граждан, везущие, например, детей в школу. Закон же направлен на гармоничное регулирование прав всех категорий людей. Что касается штрафов, то в Германии, например, они гораздо больше, чем в России. Более того, закон предусматривает создание так называемых «гайдпарков» - специальных мест для проведения митингов. Ничего репрессивного я в этих мерах не вижу.
По мнению депутата, все запреты нового закона вполне разумны, однако и он признал - основанием для митинга теперь служит разрешение органов власти, а не уведомление желающих.
Однако в большом городе, где существуют такие пробки на дорогах, без этого и не обойтись. Да, право на свободу собраний закреплено в Конституции, но она, хоть и является актом прямого действия, всё же нуждается в дальнейшем нормотворчестве, в детализации её с помощью закона. Порядок проведения митингов действительно стал разрешительным, но вряд ли это повлечёт за собой существенное нарушение прав граждан, - считает Евгений Артюх.
Главное – чтобы никто не пострадал!
Представители МВД, со своей стороны, к нововведениям относятся философски - исполнять его им всё равно придётся.
Наша задача, как сотрудников полиции - следить за тем, чтобы и те, кто придёт на мероприятие, и журналисты, и люди, которые просто проходят мимо, не пострадали. Поэтому я считаю, что запреты, содержащиеся в законе, вполне обоснованы. Например, запрет приходить на акции с закрытыми лицами. Если, допустим, кто-нибудь бросит кусок асфальта или зажжёт файер, как мы сможем найти виновного, если и он сам, и все вокруг, будут в масках? - поясняет руководитель пресс-службы ГУ МВД РФ по Свердловской области Валерий Горелых . - Никто не собирается посягать на права граждан, но если у кого-то есть претензии по поводу закона, их нужно направлять законодателю, а не полиции. Лично мне кажется, что ничего страшного в этих изменениях нет, а резкие высказывания по поводу закона - это чистой воды популизм. Было бы уместнее, если бы его критики отчитались перед народом, сколько, к примеру, новых детских садов они построили за время своего депутатства.
Впрочем, практически все опрошенные сошлись во мнении - закон действительно даёт широкие возможности для произвола властей. Какие мероприятия и где именно будут разрешены, на кого станут налагаться огромные штрафы и т.д. - на все эти вопросы в тексте изменений нет ответа, и потому остаётся лишь ждать первых результатов правоприменительной практики.
Ксения Кириллова