Как правильно держать ручку при письме и почему возникают ошибки. Кто позаботится о том, чтобы ребенок писал красиво, быстро и грамотно? Правильная постановка руки при письме
Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но чаще всего им уделяется внимание лишь на первых порах, а потом все сидят “как сидят” и ручку держат “как держится”.
Конечно, научить ребенка правильно сидеть и правильно держать ручку — задача не из легких, тем более, что к 5—6 годам уже складывается определенная поза при рисовании и письме, часто неправильная, и неправильный способ держания ручки.
Как надо сидеть при письме?
- сидеть прямо;
- опираться спиной на спинку стула;
- не опираться грудью на стол;
- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола;
- придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких).
Как помочь научиться писать леворукому ребенку?
Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:
- нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;
- особое внимание следует уделить направлению письма: слева — направо;
- необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);
- очень подробно разобрать инструкцию вместе с ребенком;
- несколько раз выполнить движение в замедленном темпе;
- попросить ребенка “продиктовать” инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;
- выполнить все задания в медленном темпе.
Поза леворукого ребенка должна обеспечивать достаточно свободное и удобное письмо:
- ручка должна составлять одну линию с рукой;
- рука при этом должна располагаться под линией письма;
- особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки при письме.
Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий,- на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки, бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20% и сдвинута влево от центра тела;
- правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;
- свет при письме падает справа.
Правильное положение тетради при письме.
Однако правильная поза при письме это еще не все. Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно.
Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно.
Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.
У праворукого ребенка. У леворукого ребенка.
Как правильно держать ручку?
Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.
Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать.
Ваш малыш подрос, и самое время идти в школу и познавать навыки письма. На первый взгляд здесь нет ничего сложного и непостижимого, но маленькому человеку необходимо не только научиться писать, но и постичь саму технику этого процесса. Для этого следует знать, как научить ребенка правильно держать ручку, чтобы письмо стало легким и необременительным заданием. Такой навык нужно прививать с самого начала обучения, ведь если малыш привыкнет держать ручку неправильно, переучить его будет довольно сложно.
Правильная поза
Начните с того, что объясните ребенку, как правильно сидеть, когда он пишет. Спина должна быть ровной и опираться на спинку стула, ножки стоят ровно, упираясь на всю поверхность ступни, на полу. Обе руки лежат на столе в удобном положении, локти слегка выходят за край столешницы. Проследите, чтобы грудь ученика не упиралась в стол - оптимальное расстояние составляет 5-10 см. Плечи расслаблены и не должны напрягаться во время письма. Стол должен быть удобным, чтобы локти свободно скользили при письме. Голова немного наклонена вперед, тетрадь располагается на удалении в 20-30 см от глаз.
Научить ребенка правильно держать ручку и соблюдать правильное положение при письме очень важно. От первых навыков зависит формирование техники письма, его скорость и продуктивность. Ребенок научится правильно писать, при этом не испортит осанку.
Маленькие хитрости
Многим деткам очень тяжело привыкнуть к положению руки, когда в ней зажата ручка. Но можно попробовать поиграть с малышом в игру. Как научить ребенка правильно держать ручку с помощью обычных средств? Возьмите мягкую бумагу или салфетку. Маленький кусочек сомните и вложите ребенку под мизинчик и попросите сжать. Дайте в руку карандаш или ручку. Проследите, чтобы бумага так и осталась зажатой в ладошке. Посмотрите, как малышу удобно держать ручку, какие пальцы больше напрягаются, как рука лежит на столе. Таким образом, вы дадите ему представление о том, как нужно управляться с новым предметом и не ронять его. Такая игра подскажет, как научить ребенка держать ручку удобно.
Главное - спокойствие
Как научить ребенка правильно держать ручку, при этом не превратить такое задание в настоящую муку? Объясняйте малышу все на своем примере, при этом проявите терпение и проговаривайте каждую деталь. Подберите ручку, которая будет не слишком длинной, но и не короткой - оптимальная длина составит примерно 15 см. Она должна быть гладкой и без граней, тогда ребенку будет легче к ней привыкнуть. Попросите согнуть мизинец и безымянный пальчик, а затем прижать к ладошке. На ровный средний палец, примерно на середину, положите ручку, после чего попросите ребенка прижать ее большим пальцем. Указательный пальчик должен легко зафиксировать ручку сверху, при этом остаться довольно подвижным и не напрягаться.
Авторучка должна быть немного наклонена вправо. В идеале ее конец должен быть направлен на правое плечо, хотя это не такое уж обязательное условие. К подобному положению важно привыкнуть, оно помогает снять напряжение с плеч и с шеи. Рабочая рука должна опираться на ребро или верхнюю фалангу мизинца. Ручку необходимо держать ровно по отношению к бумаге, наклон делаем за счет смещения тетради на угол примерно в 30 градусов. Такое положение руки и правильное расположение туловища покажет, как научить ребенка правильно держать ручку.
Обучение дошкольников правильному каллиграфическому письму занятие не сложное, но требующее определённого подхода и терпения от родителей. Чтобы процесс был продуктивным и ребёнок получал удовольствие от обучения, родителям стоит освоить некоторые тонкости.
Как держать ручку или карандаш
От правильного захвата ручки или карандаша будет зависеть почерк малыша, насколько быстро будет уставать рука во время письма или рисования. Чем быстрее малыш будет уставать, тем менее интересно для него будет занятие. Свободное движение руки и положение пальцев дадут ему возможность с лёгкостью выполнять письменные задания или рисунки, кроме того придадут его творениям аккуратность и точность. В будущем это поможет выработать красивый и понятный почерк.
Правильный обхват выглядит следующим образом:
- На первую фалангу среднего пальца, ближе к сгибу со второй фалангой помещаем кончик карандаша на расстоянии примерно полтора сантиметра от грифеля.
- Большой палец и указательный пальцы фиксируют стержень карандаша, обжимая его по бокам, чтобы он не соскальзывал.
- Безымянный палец и мизинец подогнуты внутрь ладони по направлению к большому пальцу, при этом они не сжаты, а немного расслаблены.
Важно! Нужно при этом объяснить ребёнку, что пальцы не должны быть сильно напряжены, также не следует напрягать кисть руки.
Есть несколько несложных приёмов обучения правильному захвату:
- с применением мелков;
- игра в дартс;
- ручка ложится "спать";
- насадка-помощница.
Как научить ребенка: 6 способов
Для того, чтобы сделать процесс обучения более интересным, существует несколько способов. Все они помогут ребёнку легче воспринимать информацию.
Пинцетный захват
Ручку пишущим концом ставим прямо на лист бумаги, верхний конец обхватываем 3 пальцами (большим, указательным и средним). При скольжении вниз к пишущему стержню пальцы займут удобное для письма положение.
Метод с салфеткой
Половинку мягкой салфетки сжимаем в комочек и даём ребёнку зажать безымянным пальцем и мизинцем, а оставшимися 3 пальчиками зажать ручку, не выпуская салфетку.
Использование мелков
Метод состоит в использовании коротких мелков, которые неудобно сжать в кулачок. Малыш поневоле приспособится взять его пальчиками, что в дальнейшем поспособствует выработке правильного обхвата ручки.
Игровой процесс в метание дротиков уже предполагает удобный захват для меткого попадания в цель. Во время письма ребёнку нужно лишь представить себе, что ручка - это кончик дротика и её нужно точно также держать.
Укладывание ручки "спать"
Поиграйте в «укладывание уставшей ручки спать». Первая фаланга среднего пальца - это кроватка, подушечка указательного - подушка для ручки, а подушечка большого укрывает стержень ручки, как одеялом.
Насадка на ручку для правильного письма
В магазине канцтоваров можно приобрести специальные насадки с удобными выемками для пальцев. Благодаря отверстиям рука принимает нужное положение, со временем вырабатывается привычка правильного захвата. Примечательно, что современные производители позаботились и о правшах, и о левшах.
Знаете ли вы? Карандаш своим происхождением обязан британским пастухам. Именно они после сильной бури обнаружили в корнях выломанного бурей дерева тёмную, пачкающую руки массу. Изначально материал принимали и за уголь, и за свинец, но после проб применить по назначению, поняли, что ошиблись. Потом из этого мягкого сланца стали производит тонике палочки для рисования, а чтобы стержень не пачкал руки, оборачивали его бумагой или другим материалом.
Важен не только захват
Научить правильному захвату - это полдела, не менее важно объяснить, как при этом нужно сидеть: как расположить локти, спину, как близко должна располагаться тетрадь или альбом для рисования.
Расположение руки
Правила расположения рук:
- Во время письма рука опирается на тыльную сторону запястья и ребро ладони.
- По мере продвижения по листу, ладонь плавно скользит по нему, приподнимая ребро и опираясь на запястье.
- Локти не должны свисать со стола целиком, за край столешницы выступает только сгиб.
- Локтевые сгибы образуют почти прямой угол между плечом и предплечьем.
- Левая рука лежит ладонью вниз на столешнице у края тетради либо прижимает левую сторону тетради, если малыш пишет на её правой стороне.
- Учимся правильно сидеть за столом:
- Сидеть нужно с прямой спиной, стопы при этом должны свободно стоять на полу или подставке.
- Предплечья на столе перед собой, между краем стола и телом небольшое расстояние 2-3 см.
- Тетрадь или альбом расположены перед глазами под углом 30 градусов относительно поверхности стола. Её левый край смотрит, примерно в центр груди.
- Свет на тетрадь или альбом должен падать с левой стороны для правшей, с правой для пишущих левой рукой.
Важно! Неправильное положение корпуса во время работы за столом может привести к искривлению позвоночника в раннем возрасте. Слишком низкий наклон над тетрадью приведёт к ухудшению зрения.
Лучшая ручка
Залог успеха - удобная ручка, поэтому сразу отметаются слишком толстые или слишком тонкие стержни. Детские мышцы не до конца оформлены, им тяжело удержать объёмную или наоборот выскальзывающую из рук конструкцию. Следовательно, усилий прилагается больше, рука устаёт быстрее, кроме того пальчикам тяжело складываться в нужную позицию. Объём стержня должен соответствовать захвату руки.
Наиболее удобная форма стержня их трёх граней, длиной до 12-13 см. Она должна быть из лёгкого материала, чтобы писать без особых усилий и не оттягивать руку. Идеальным дополнением будет прорезиненная вставка со стороны пишущей части. От усилия детская рука потеет, а резина уберёт эффект скольжения по стержню влажной руки. Перед тем как дать малышу проверьте скольжение шарика. Чем легче скольжение, тем меньше усилий, соответственно меньше усталости.
Производители канцтоваров сегодня уделяют много внимания детской продукции, для безопасности деток, которые грызут колпачки, выпущены специальные колпачки с отверстиями. Если, малыш увлечётся и проглотит колпачок, во-первых, через отверстия будет поступать воздух, чтобы он не задохнулся. Во-вторых, у родителей или воспитателей есть время для оказания помощи. Кроме того, детские письменные принадлежности производят из безопасных, не токсичных материалов.
Знаете ли вы? В 1884 году страховой агент Ватерман, которому приходилось заполнять много бумаг, изобрёл первую ручку. Прототип шариковой ручки был перьевым и заправлялся чернилами.
Типичные ошибки при захвате ручки или карандаша
При обучении обращайте внимание на ошибки, которые дети допускают при первых пробах письма или рисования:
- указательный палец расположен поверх большого;
- указательный и средний сжимают большой пальчик, стержень ручки при этом смещается;
- указательный и средний пальчики практически сомкнуты, а большой «ушёл» вниз;
- обхват стержня четырьмя пальцами, включая безымянный;
- большой палец перекрывает указательный;
- рука сомкнута в кулачок, при этом стержень ручки смещён до вторых фаланг указательного и среднего пальцев, а удерживает его лишь большой.
Эти ошибки заставят прилагать больше усилий при нажиме, выворачивать кисть в нужном для грифеля направлении. Ребёнок будет больше уставать, кроме того пострадает качество его работы. При таком обхвате вряд ли получатся ровные линии, красивые буквы или аккуратный рисунок. Почерк же будет не разборчивым и не красивым.
Залог правильного захвата, или когда стоит начинать обучение
Мелкую моторику, в принципе, начинают развивать с 6-7 месяцев:
- малышу дают разрывать кусочки бумаги;
- мять пластилин или кусочки теста;
- делают массаж ладошек;
- дают «перебирать» разную по размеру крупу;
- играют «в ладушки».
Дети от 2-3 лет требуют более серьёзных занятий:
- собирание пазлов;
- конструктор с небольшими деталями;
- нанизывание бусин разного размера на нить;
- вязание узлов на верёвочках;
- поделки своими руками из бумаги, желудей, каштанов, листьев и т.д.;
- вырезание ножницами бумажных фигурок;
- оформление альбомов «раскрасок».
Важно! Занятие с самыми маленькими конструктором или бусинками нужно проводить под контролем родителей, так как дети из любопытства могут проглотить мелкие детали.
По мнению детского педиатра Е.О. Комаровского подготовку к письму, нужно начинать с 4 лет, с 5 можно выписывать буквы, буквосочетания и отдельные слова. Мелкую моторику у детей нужно развивать с самого маленького возраста, ведь это необходимо не только для правильного письма и рисования. До школы желательно подготовить малыша: научить его правильно держать в руках ручку или карандаш, правильно сидеть. В последствие первоклассник будет спокойно и внимательно усваивать учебный материал, а не бороться с усталостью.
Видео: как научить правильно держать ручку
Первым делом стоит объяснить ребенку, что ручку в руке следует держать не вертикально, а под углом, при котором верхний конец ее будет «смотреть» на плечо. Ручку надо держать тремя подогнутыми пальцами: большим, средним и указательным. Обучаемый обязан уяснить, что сначала ручку укладывают на вторую фалангу среднего пальца. Указательный палец поддерживает ручку сверху, а большой палец – слева. Безымянный палец и мизинец подгибаются к ладони.
При расположении руки на столе опорой для кисти должны служить третья фаланга мизинца и внешнее ребро ладони. Слишком сильно ручку сжимать не стоит, а рука всегда должна быть в свободном положении. Оптимальное расстояние от пальцев на ручке до кончика стержня составляет обычно около 2 см.
Усвоить как правильно держать ручку можно при помощи метода пинцетного захвата. Смысл упражнения заключается в том, что ребенок должен вертикально поставить ручку на стол и ухватиться за ее конец тремя пальцами. Скользящими движениями пальцы опускаются вниз до тех пор, пока они не окажутся в требуемом для письма правильном положении.
С совсем юными обучаемыми можно поиграть в игру «Спокойной ночи, ручка». Ребенок должен уложить ручку в «кроватку», положить под «голову» ей «подушку» и укрыть сверху «одеялом». Нетрудно догадаться, что «кроватка» – это средний палец, «подушка» – указательный палец, а «одеяло» – палец большой.
Несколько слов стоит отдельно сказать о том, как научить ребенка правильно держать карандаш. В целом, процесс обучения идентичен обучению ребенка правильно держать ручку. Отрабатывать навык правильного захвата карандаша пальцами рекомендуется с использованием более объемных принадлежностей. В этом случае ребенку будет проще разглядеть и запомнить как на карандаше должны быть расположены пальцы. В местах соприкосновения пальцев с карандашом можно даже сделать специальные отметки.
Обучение с применением специальных средств
Обучить ребенка как держать ручку при письме возможно и с помощью некоторых подручных или специальных средств. К подручным средствам можно отнести бумажную салфетку, либо носовой платок. Данное простое приспособление необходимо сложить в несколько раз и прижать к ладони безымянным пальцем и мизинцем. Затем свободными тремя пальцами следует произвести обхват ручки. Пальцы без труда сделают это правильным образом.
Правильное расположение пальцев на ручке можно формировать и при игре в детский дартс с дротиками на липучках или с магнитным концом. Обхват дротика пальцами идентичен обхвату ручки, поэтому перед тем как практиковаться правильно держать ручку полезно будет поиграть с ребенком в эту интересную игру. Дартс, тем самым, выступает в роли обучающего упражнения.
Не лишним будет приобрести в магазине и ручку-самоучку. Данное устройство имеет специальные углубления, благодаря которым расположить пальцы неправильным образом будет попросту невозможно. В магазинах можно отыскать и особые трехгранные карандаши, которые также значительно облегчают процесс обучения.
Обучить ребенка правильно держать в руке карандаш можно с помощью мелков масляной пастели. Для этого необходимо взять мелок и аккуратно разломать его на части так, чтобы каждый кусок был размером не более 3 см. Мелок такой длины при рисовании просто невозможно держать в кулаке, поэтому ребенок будет вынужден брать его исключительно пальцами. Порисовав так несколько недель, обучаемый привыкнет держать рисовальные принадлежности соответствующим образом. Тогда уже можно будет мелок заменить карандашом.
Подготовка руки к письму и обучение ребенка правильной посадке за столом
Одного умения правильно держать ручку в руке недостаточно для того, чтобы начать обучение письму. Для этого рука должна быть специально натренирована. Подготовка руки к письму может осуществляться с помощью следующих упражнений:
- Пальчиковая гимнастика. Сюда относятся инсценировка сказок и стихов при помощи пальцев, складывание пазлов и мозаики, а также игра с мелкими бусинками, камешками, пуговицами.
- Вырезание ножницами фигурок. Вначале практикуется силуэтное вырезание с предварительной прорисовкой контуров, а затем уже – без прорисовки. Из фигурок можно делать аппликации.
- Рисование и раскрашивание. Делать это необходимо с использованием различных принадлежностей: мелков, карандашей, фломастеров. Данное чередование способствует формированию умения дифференцировать степень нажима на бумагу.
- Складывание оригами и плетение из бумажных полосок. Начинать следует всегда с изготовления простых фигурок.
- Штриховка. Упражнение будет особо действенным при соблюдении заданного направления штриховки, параллельности линий и четкого расстояния между ними.
Подготовка руки к письму должна осуществляться параллельно с постижением правил грамотной посадки за столом. Ребенку крайне важно усвоить следующие требования:
- сидеть необходимо прямо;
- стопы ног должны находиться на полу или подставке;
- оптимальное расстояние между грудью и письменным столом – 1,5-2 см;
- оба локтя должны лежать на столе;
- лежащий лист бумаги располагают под углом, составляющим 30 градусов;
- нижний левый угол бумажного листа должен быть на уровне середины груди.
В заключение
- Соблюдение всех указанных правил в сочетании с проведением упражнений для подготовки руки к письму непременно произведет положительный эффект.
- Овладение навыками письма невозможно без тщательного и неустанного контроля родителей. Поиск ответа на вопрос, как научить ребенка правильно держать ручку должен на время озаботить всех взрослых членов семьи.
- Обучение следует совмещать с игрой, поскольку таким образом можно добиться искренней заинтересованности ребенка.
Показать ребёнку как правильно держать письменные принадлежности нужно уже тогда, когда он впервые начинает проявлять к ним интерес. Педагоги не устают повторять, что научить новому всегда намного легче, чем потом исправиться закрепившееся умение и переучиться. Для этого родителям нужно иметь не только терпение, но и базовые знания тех способов и методов, с помощью которых можно легко, быстро и весело привить малышу навык владения ручкой.
Почему так важно держать пишущий инструмент правильно
Правила пользования письменными принадлежностями разработаны специалистами разного профиля (педагогами, медиками, психологами). Они учитывают сразу несколько факторов:
- удобство - сам процесс не должен вызывать дискомфорт, так как писать в жизни нам приходится много;
- каллиграфию - важно, чтобы рукописный текст можно было легко прочесть;
- производительность - возможность писать быстро и при этом не чувствовать усталости;
- сохранение здоровья - осанки, остроты зрения.
Поэтому мало вложить в руки ребёнку ручку и показать, как правильно её держать. Нужно научить его ровно сидеть за письменным столом во время письма, тренировать мышцы руки, чтобы они могли управлять пишущим инструментом, а также развивать мелкую моторику для выработки точности и уверенности движений. Но делать это необходимо постепенно, играя. Тогда малыш научится писать легко и быстро, а почерк у него будет аккуратным и разборчивым.
Когда нужно приучать ребёнка к правильному захвату ручки
Как правило, родители совершают ошибку, думая, что ребёнок ещё маленький, и при первых его художественных экспериментах не следует вмешиваться в процесс. Но делать это нужно уже начиная с 3–4 лет. Для любых корректировок и приобретения стойких рефлексов это самый подходящий возраст .
Когда кроха создаёт свои шедевры, нужно ненавязчиво и мягко показывать и направлять, вкладывать в его руку пишущий инструмент так, как того требуют правила. Понятно, что не сразу у вас всё получится. Начните с того, что дайте ребёнку ручку, возьмите его руку в свою, зафиксируйте принадлежность для письма и так вместе рисуйте.
Детям такое времяпрепровождение очень нравится. А вы при этом потихоньку идёте к своей цели: отрабатываете и автоматизируете навык.
Учтите, неправильный захват ребёнком карандаша - проблема, охватывающая особенности его физиологического и психологического развития.
Для успешного обучения письму необходимо соблюдение определённых условий:
- во-первых, важна готовность малыша для овладения новым навыком. Элементарно, его пальцы должны быть достаточно сильны, чтобы удержать ручку в нужном положении;
- во-вторых, ребёнок должен захотеть научиться сначала рисовать, а затем писать. Здесь требуются мотивация и личный пример;
- в-третьих, достичь успеха можно только регулярно тренируясь и усложняя поставленные задачи. Умение правильно держать ручку (карандаш) - это такой же навык, как и умение ходить, говорить, шить, вязать и т. п. Малышу нужно показать, рассказать и дать возможность постоянно совершенствоваться.
Только при соблюдении этих трёх условий реально получить желаемый результат.
В формировании навыка выделяются три основных этапа: 1 этап - аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. При этом большое значение имеет не только уровень развития ребёнка, наличие определённых знаний и умений, но и способ объяснения тому, что и как должен делать ребёнок, степень осознания выполняемого действия…
Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.
Третий этап - автоматизация - и есть этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.
Выбор ручки, карандаша
К первым средствам для письма малышей предъявляются свои требования. Выбранные для ребёнка пишущие принадлежности должны быть цветными и яркими, средней длины (не более 15 см) и толщины, без множества граней, рифлений, надсечек, лучше матовые, нескользящие, нежели глянцевые.
Что касается ручек - они могут быть шариковыми или капиллярными, но должны иметь не слишком тонкий стержень и писать по бумаге мягко. Можно приобрести специальные ручки-самоучки. В их корпусе есть прорезиненые углубления для пальцев или пометки-напоминалки, разработанные индивидуально для правшей и левшей. Карандаши ребёнку, который только учится держать их в руке, лучше покупать трёхгранные, качественные, мягкие.
В продаже имеются специально разработанные для малышей силиконовые насадки для ручек и карандашей, изготовленные так, чтобы обратить на себя самое пристальное внимание - в виде сказочных персонажей и зверушек. Они показывают, как правильно расположить пишущее средство в руке.
Пишущие принадлежности, насадки для тех, кто учится писать - фотогалерея
Ручка-самоучка показывает, как правильно расположить пишущее средство в руке
Существует много моделей ручек, в которых предусмотрены резиновые вставки с выемками для пальцев - грипперами Насадки на ручки бывают разных размеров, изготавливаются из разных материалов. При выборе учитывайте индивидуальные особенности строения кисти ребёнка В продаже можно найти трёхгранные мелки, которые, как и трёхгранные карандаши, помогают формировать правильный захват пишущих принадлежностей у ребёнка Трёхгранные карандаши толще обычных. Их удобно держать именно правильно Если ребёнок держит ручку слишком низко, можно оснастить её специальным ограничителем
Как ребёнок должен держать инструмент для письма
С самого начала обучения малыша художественным навыкам и письму обратите внимание на то, правильно ли он берёт ручку (карандаш) и насколько сильно прижимает её к бумаге во время рисования (написания букв). Дети часто слишком крепко держат письменные принадлежности либо чрезмерно давят на них, отчего их пальцы очень быстро устают.
Ребёнок должен держать ручку (карандаш) в руке крепко, но не зажимать, писать уверенно, но не давить на бумагу.
Как же правильно в руке держать ручку (карандаш, фломастер)?
- К ладони подгибают два пальца: безымянный и мизинец.
- Руку опирают на парту (стол) третьей фалангой мизинца и внешним ребром ладони так, чтобы подогнутые пальцы находились почти перпендикулярно краю столешницы.
- Ручку зажимают между большим пальцем (располагая его немного выше) и указательным, на расстоянии примерно 1,5–2 см от конца, который скользит по бумаге.
- Средний палец подкладывают снизу под ручку (чтобы опорой ей служила вторая фаланга) - он в захвате не участвует, но исполняет роль подпорки.
- Инструмент для письма располагают не вертикально относительно бумаги, а под углом.
Раньше, когда писали перьевыми ручками, обязательным условием было, чтобы их верхний конец направлялся в сторону плеча (если её держать неправильно, кончик пера не будет раздваиваться, чернила к нему не будут поступать, и писать ручка не будет). Сегодня же, используя современные письменные принадлежности, соблюдать это условие не обязательно. Но конец ручки всё равно должен «смотреть» в сторону пишущего.
- Во время письма пальцы не напряжены, кисть подвижна, локоть от стола не отрывается, ручка в руке движется свободно.
Ещё один нюанс. Карандаш во время письма нужно держать одним способом, а для рисования и штриховки он может располагается в руке по-другому.
При постоянных тренировках уже год спустя навык у ребёнка может стать рефлекторным.
Как распознать неправильный навык
Каждый ребёнок индивидуален. Некоторые сразу же берут пишущие принадлежности в руку так, как полагается. Кого-то нужно направить, показать, дать потренироваться.
Педагоги советуют протестировать малыша и определить, правильный ли у него захват ручки, не позже 4-летнего возраста. Тогда в случае если крохе потребуется корректировка, у родителей будет время позаниматься с ним, и к школе он уже будет держать инструменты для письма как положено.
В 1–1,5 года малыш зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает движения, он пытается изобразить что-то определённое, получая радость от самого процесса, и способен «рисовать» с большим увлечением.
В 2–3 года ребёнок держит карандаш сверху, зажимая его в ладони. Это позволяет детям выполнять довольно сложные движения, но движения спонтанные и почти не ограничиваются ориентирами.
С 3 лет линии при рисовании более определённые, менее разбросанные и не повторяются бессмысленно. Улучшается координация при выполнении вертикальных движений, но ещё плохо выполняются имитационные движения. В этом возрасте овалы у ребёнка неровные, но на рисунках их уже много.
В 3–4,5 года ребёнок умеет правильно держать карандаш и свободно манипулирует им. Совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельным. Рисунки разнообразны по сюжетам. Дети не только рисуют, но и пытаются подписывать свои рисунки.
В 5 лет хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи. Ребёнок способен ограничивать длину штрихов, которые становятся более ровными и чёткими. Это происходит в результате изменения способа держания карандаша и ручки. Дети всё больше стараются писать буквы.
В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими, ровными, овалы - завершёнными.
В 6 лет детям доступны любые графические движения, штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму.
М. Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО
Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям
Ребёнок держит ручку неправильно если:
- она располагается в кулаке;
- его захват похож на щепоть или горсточку;
- большой палец его руки располагается на ручке ниже, а указательный выше (либо к нему перпендикулярно);
- опорой ручке служит любой другой палец, а не средний;
- малыш держит ручку (карандаш) либо дальше от пишущего конца, либо ближе, чем рекомендуется;
- верхний конец ручки направлен от себя или в сторону, а не к себе, как полагается;
- ребёнок слишком сильно зажимает ручку в пальцах;
- рука его зажата, напряжена;
- он пишет, сильно надавливая на бумагу;
- нажим при письме или рисовании у малыша слишком слабый.
Обратите внимание на детали:
- ребёнок во время рисования постоянно поворачивает лист в разные стороны - он не умеет изменять положение карандаша (ручки) с участием пальцев;
- преобладание маленьких предметов на рисунке свидетельствуют о том, что малыш пишет, зажимая кисть, фиксирует её на плоскости листа.
- Если ребёнок левша
При постановке руки и обучении письму леворукого ребёнка следует учитывать некоторые отличительные особенности:
- источник света на рабочем месте левши располагается справа;
- тетрадь или лист бумаги лежат с наклоном вправо (либо прямо), а по мере заполнения страницы, сдвигаются вверх;
- расстояние от пишущего конца ручки до пальцев составляет 3–4 см;
- ручка в руке размещается так: зажимается между большим и указательным пальцами и опирается на подушечку среднего;
- указательный палец левши обязательно выпрямлен, чтобы ребёнку видно было строчку.
Леворуким детям обычно легче писать прямо, а не с наклоном вправо. Они также часто плохо ориентируются, где у них правая, где левая рука. Упростить здесь задачу можно, пометив доминирующую конечность браслетом.
Что касается ребят-амбидекстров (одинаково владеющих и левой, и правой рукой), то специалисты советуют по максимуму адаптировать их к жизни в праворуком обществе.
Моего в школе неправильно научили держать ручку, очень близко к стержню, плюс он не видел, что писал, каракули получались, переучила, сейчас пишет гораздо красивее.
Irevichus
При правильном положении меньше устаёт рука - я сейчас своих некоторых учеников учу, которым по 16–17 лет.
кошка
http://www.uaua.info/mamforum_arch/theme/552193.html
Дочка-первоклашка ужасно писала, пока держала неправильно. Сейчас держит правильно, и почерк стал каллиграфический.
marina_kr
http://www.uaua.info/mamforum_arch/theme/552193.html
Карандаши именно трёхгранные, толстые, с ними и научила: и ложку держать, и ручку. Ну, понятно, что и без них объясняла как правильно держать.
Nata Jamp
Мы всё перепробовали. Помогли только эти рыбки (насадки). У меня ребёнок ещё и двумя руками пишет. Покупали для каждой руки свою рыбку и разного цвета.
Nataly84
https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685
У меня красивый почерк. Ручку держу неправильно. В процессе рука устаёт только. Хорошо, что придумали компьютеры. Сыну 3-х гранные карандаши купила.
https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685
Нам такие ручки (самоучки) не понравились. Во-первых, тяжеловаты они. Во-вторых, пазы высоко расположены. И мне, и ребёнку удобнее ниже к стержню держать. А вот рыбки нам подошли идеально.
НЕКТАРИНКА96
https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685
У меня сын держал между средним и безымянным. Очень аккуратно раскрашивал, за края не выходил, если исправляли - ругался и бросал всю «учёбу». Постепенно после 4-х лет, то я скажу, то в садике, начал втайне от меня корпеть, пытаться правильно держать, у него получалось плохо, как если бы мы левой рукой начали рисовать. Но тактом и похвалой добились (я и воспитатели) - теперь держит правильно.
Я с самого начала покупала треугольные карандаши и мелки, у ребёнка просто не было шансов неправильно держать их. В итоге и ложку, и карандаши, и ручку держит нормально.
Claimore
http://www.nn.ru/community/my_baby/my_baby/kak_nauchit_rebenka_pravilno_derzhat_ruchku.html
Видео: как научить ребенка правильно держать ручку
Навыки правильного письма очень важны для гармоничного развития ребёнка как личности, его здоровья и профессионального роста в будущем, поэтому заниматься постановкой руки нужно с самого раннего детства. Существует много способов научить малыша держать пишущий инструмент правильно. Уделите упражнениям всего 20 минут в день, превратите их в увлекательную игру, и вас обязательно ожидает успех.