Священные камни в библии. Драгоценные камни в священном писании
Быт 2:12
...там бдолах и камень
оникс...
Быт 28:18
...и взял камень
, который он положил себе изголовьем,..
Быт 28:22
...то этот камень
, который я поставил памятником,..
Быт 29:2
...Над устьем колодезя был большой камень
...
Быт 29:3
...отваливали камень
от устья колодезя и поили овец;..
Быт 29:3
...потом опять клали камень
на свое место, на устье колодезя...
Быт 29:10
...то подошел Иаков, отвалил камень
от устья колодезя...
Быт 31:45
...И взял Иаков камень
и поставил его памятником...
Исх 15:5
...они пошли в глубину, как камень
...
Исх 15:16
...от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень
,..
Исх 17:12
...и тогда взяли камень
и подложили под него, и он сел на нем,..
Исх 25:7
...камень
оникс и камни вставные для ефода и для наперсника...
Исх 35:9
...камень
оникс и камни вставные для ефода и наперсника...
Исх 35:27
...князья же приносили камень
оникс...
Чис 35:23
...или какой-нибудь камень
, от которого можно умереть,..
Нав 24:26
...и взял большой камень
и положил его там под дубом,..
Нав 24:27
...вот, камень
сей будет нам свидетелем,..
Суд 6:20
...и положи на сей камень
, и вылей похлебку...
1Цар 6:14
...и был тут большой камень
,..
1Цар 7:12
...И взял Самуил один камень
,..
1Цар 14:33
...привалите ко мне теперь большой камень
...
1Цар 17:49
...И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень
,..
1Цар 17:49
...так что камень
вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю...
1Цар 25:37
...и замерло в нем сердце его, и стал он, как камень
...
2Цар 12:30
...а в нем было золота талант и драгоценный камень
, –..
4Цар 19:18
...дерево и камень
;..
Неем 9:11
...как камень
в сильные воды...
Иов 28:3
...и тщательно разыскивает камень
во мраке и тени смертной...
Иов 38:6
...или кто положил краеугольный камень
ее,..
Иов 38:30
...Воды, как камень
, крепнут, и поверхность бездны замерзает...
Иов 41:16
...Сердце его твердо, как камень
, и жестко, как нижний жернов...
Пс 77:15
...рассек камень
в пустыне и напоил их, как из великой бездны;..
Пс 77:20
...Вот, Он ударил в камень
, и потекли воды, и полились ручьи...
Пс 90:12
...да не преткнешься о камень
ногою твоею;..
Пс 104:41
...Разверз камень
, и потекли воды,..
Пс 113:8
...превращающего скалу в озеро воды и камень
в источник вод...
Пс 117:22
...Камень
, который отвергли строители, соделался главою угла:..
Пс 136:9
...Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень
!..
Притч 17:8
...Подарок – драгоценный камень
в глазах владеющего им:..
Притч 26:8
...Что влагающий драгоценный камень
в пращу,..
Притч 26:27
...и кто покатит вверх камень
, к тому он воротится...
Притч 27:3
...Тяжел камень
, весок и песок;..
Ис 28:16
...вот, Я полагаю в основание на Сионе камень
, –..
Ис 28:16
...камень
испытанный, краеугольный,..
Ис 37:19
...дерево и камень
, потому и истребили их...
Иер 51:63
...привяжи к ней камень
и брось ее в средину Евфрата,..
Иез 10:1
...который над главами Херувимов, как бы камень
сапфир,..
Дан 2:34
...доколе камень
не оторвался от горы без содействия рук,..
Дан 2:35
...а камень
, разбивший истукана, сделался великою горою...
Дан 2:45
...что камень
отторгнут был от горы не руками...
Дан 6:17
...И принесен был камень
и положен на отверстие рва,..
Агг 2:15
...когда еще не был положен камень
на камень
в храме Господнем...
Зах 3:9
...Ибо вот тот камень
, который Я полагаю перед Иисусом;..
Зах 4:7
...и вынесет он краеугольный камень
...
Зах 10:4
...Из него будет краеугольный камень
,..
Мф 4:6
...да не преткнешься о камень
ногою Твоею...
Мф 7:9
...подал бы ему камень
?..
Мф 21:42
...камень
Мф 21:44
...и тот, кто упадет на этот камень
, разобьется,..
Мф 27:60
...и, привалив большой камень
к двери гроба, удалился...
Мф 28:2
...приступив, отвалил камень
от двери гроба...
Мк 9:42
...если бы повесили ему жерновный камень
на шею...
Мк 12:10
...камень
, который отвергли строители,..
Мк 15:46
...и привалил камень
к двери гроба...
Мк 16:3
...кто отвалит нам камень
от двери гроба?..
Мк 16:4
...И, взглянув, видят, что камень
отвален;..
Лк 4:11
...да не преткнешься о камень
ногою Твоею...
Лк 8:6
...а иное упало на камень
...
Лк 8:13
...а упавшее на камень
, это те,..
Лк 11:11
...когда
сын попросит у него хлеба, подаст ему камень
?..
Лк 20:17
...камень
, который отвергли строители,..
Лк 20:18
...Всякий, кто упадет на тот камень
, разобьется,..
Лк 24:2
...но нашли камень
отваленным от гроба...
Ин 1:42
...ты наречешься Кифа, что значит: камень
(Петр)...
Ин 8:7
...кто из вас без греха, первый брось на нее камень
...
Ин 11:38
...То была пещера, и камень
лежал на ней...
Ин 11:39
...Иисус говорит: отнимите камень
...
Ин 11:41
...Итак отняли камень
от
пещеры
где лежал умерший...
Ин 20:1
...и видит, что камень
отвален от гроба...
Деян 4:11
...Он есть камень
, пренебреженный вами зиждущими,..
1Пет 2:6
...Я полагаю в Сионе камень
краеугольный, избранный, драгоценный;..
1Пет 2:7
...а для неверующих камень
, который отвергли строители,..
1Пет 2:7
...камень
претыкания и камень
соблазна,..
Рим 9:32
...Ибо преткнулись о камень
преткновения,..
Рим 9:33
...вот, полагаю в Сионе камень
преткновения и камень
соблазна;..
1Кор 10:4
...камень
же был Христос...
Откр 2:17
...и дам ему белый камень
и на камне написанное новое имя,..
Откр 18:21
...И один сильный Ангел взял камень
, подобный большому жернову,..
3Езд 1:20
...Когда вы жаждали, не рассек ли Я камень
,..
3Езд 5:5
...и с дерева будет капать кровь, камень
даст голос свой,..
Прем 13:10
...или негодный камень
, дело давней руки...
Сир 6:22
...она будет на нем как тяжелый камень
испытания,..
Сир 22:22
...Бросающий камень
в птиц отгонит их;..
Сир 27:28
...Кто бросает камень
вверх, бросает его на свою голову,..
Сир 32:22
...Не ходи по пути, где развалины, чтобы не споткнуться о камень
;
Стены и своды романских соборов часто были расписаны фресками. Огромную роль в украшении храмов играла каменная скульптура. Лучшие романские соборы являют собой замечательное единство архитектуры, живописи и скульптуры.
Приближаясь к храму, верующие издали видели скульптуру фасадов. Внутрь проходили через богато украшенный вход - портал (от латинского слова «порта» - вход, ворота). Главный портал обычно находился на западном фасаде здания. Массивные бронзовые врата часто украшали рельефами с библейскими сценами.
Взгляд входящего неизбежно останавливался на рельефах, расположенных непосредственно над дверями. Чаще всего здесь находилось изображение Страшного суда.
Скульптуры портала собора в Шартре. XII в.
Наверно, самая знаменитая из средневековых сцен Страшного суда украшает портал собора Сен-Лазар во французском городе Отён (это редкий случай, когда известно имя мастера - Гизлеберт). В центре композиции - неподвижная и грозная фигура Христа, пришедшего, чтобы судить всех по их делам. По правую руку от него - ликующие праведники, по левую - трясущиеся от ужаса грешники, обречённые на вечные страдания. Некоторые из них уже попали в когтистые лапы чертей. Рядом ангел и дьявол взвешивают на весах души тех, чьи судьбы ещё не определены; они мучительно ждут решения. Самое замечательное в этом рельефе - богатство человеческих чувств. На лицах, в движениях людей читается страх или надежда, отчаяние или радость. Главное для мастера не правдоподобие фигур, а страдания и страсти людей, их богатая духовная жизнь.
Войдя в храм, верующий шёл в сторону алтаря, а перед ним на стенах, сводах, капителях колонн последовательно разворачивались библейские сцены: сотворение Адама, грехопадение, Благовещение, Рождество. Но главной была фигура Бога-Вседержителя, могучего властителя мира, беспощадного к нераскаявшимся грешникам. Именно таким видели Бога люди того времени. Приближаясь к алтарю, верующий успевал пережить в душе главные события Священной истории. Не случайно храм называли «Библия в камне».
Взвешивание душ умерших. Рельеф собора в Отёне
В скульптурном убранстве романских храмов проявились не только религиозные чувства людей но и их любовь к фантастическому, необычайному. Здесь увидишь орнаменты, кентавров, драконов, играющих в шахматы обезьян. Захватывающие воображение фигурки диковинных существ, наверное, многим помогали скоротать время скучной проповеди. Самые строгие аббаты и епископы осуждали проникавшую в храмы народную фантазию, а некоторые монашеские ордены запрещали украшать свои храмы скульптурой.
) венец аммонитского царя, взятый Давидом, был из золота и украшен драгоценными камнями (). Об изделиях из драгоценных камней говорится в , и дал., , сравни «Печать». Драгоценные камни употреблялись не только в качестве украшения праздничных и священнических одежд, но и при постройках. Давид собирал драгоценные камни для постройки храма () и Соломон обложил ими храм ().
На символическом языке премудрость дороже всяких драгоценных камней ( и дал.). Будущее Царствие Божие изображается драгоценными камнями ( и дал., и дал.); также и величие самого Бога (, , , ). В следующих местах Библии драгоценные камни соединены и перечислены: и дал. и параллельное место и дал., где говорится о двенадцати камнях на наперснике первосвященника; , где в числе украшений тирского царя перечислены 9 драгоценных камней, и в и дал. – о 12 драгоценных камнях, которые служили основанием Нового Иерусалима. Исходя из вышеприведенных и других мест Библии мы приводим описание камней в алфавитном порядке.
Агат ( евр. шебо) восьмой камень в наперснике первосвященника. Теперешний агат (по названию реки Агатес в Сицилии), одна из пород кварца разнообразного цвета и рисунка; встречается молочно-белый, зеленоватый, дымчатый и черный. В древности ценился высоко, тогда как теперь он не причисляется к драгоценным камням вообще.
Аметист ( евр. ахламах) девятый камень в наперснике первосвященника и двенадцатый в прозрачный кристалл кварца, чаще лилового, иногда пурпурового цвета. В древности он служил целебным средством против опьянения, отчего греки и назвали его аметистос (не опьяняющий). Предполагают также, что слово «ахламах» обозначает египетский камень малахит, отличающийся красивым зеленым цветом.
Алмаз ( евр. аглом) драгоценнейший из всех камней, соединяет прозрачность воды с блеском огня и по своей твердости не поддающийся лучшему напильнику. Этот камень в трех местах обозначается еврейским названием «шамир»: у говорится о лбе, который тверже алмаза – символ отсутствия боязливости; далее у – о сердцах твердых, как алмаз и у – об алмазном острие на железном резце. Шлифовка алмаза, от которой зависит его ценность, не была знакома древним; они знали его, как самородный чистый кристалл.
Оникс ( евр. «шохам»), одиннадцатый в наперснике и пятый у . Он упоминается уже в , а также в числе приношений израильских начальников для святилища (, ). Два оникса с именами колен, по шести на каждом, были оправлены в золото и украшали нарамники ефода первосвященника (, ). Оникс упоминается также в числе других драгоценностей в , . По древним переводам, оникс – другое название берилла. Некоторые полагают, что это темнозеленый хризопрас. Название оникс (т.е. ноготь) давалось камням, которые имели светлые слои розоватого цвета, подобного цвету ногтей, переходящие в более темные слои различных оттенков или пятна различных цветов.
Рубин, сардоник или сардис ( евр. «одем»), драгоценный камень, первый в наперснике первосвященника и у , шестой в . Он упоминается также вместе с ясписом при описавши славы Божией (). Этот красного цвета камень, названный древними по имени города Сардиса, употреблялся для печати отдельно или на кольце. Его привозили из Вавилона, Индии и Египта.
Сапфир евр. саппир, пятый в наперснике первосвященника, седьмой у и второй в . Этот драгоценный камень, вывозимый из Египта и Индии, с древних времен высоко ценился. Он блестящего лазоревого цвета и поэтому, вероятно, служил символическим изображением славы Божией (, ) и будущей славы Сиона (). Красота Соломона уподобляется слоновой кости, украшенной сапфирами (). Это сравнение указывает или на его синюю одежду или на синие жилки, которые придавали белому, как слоновая кость, телу большую красоту. Князья израильские () видом уподобляются сапфиру. У говорится о сапфире, как редком камне.
Сардоникс пятый в , разновидность халцедона – прозрачный, блестящий камень с розовым отливом, который привозился из Индии и Аравии.
Смарагд, изумруд ( евр. барекет), т.е. молния, третий камень в наперснике первосвященника, девятый у и четвертый в , ярко блестящий драгоценный камень, зеленого цвета. Древние ставили его на второе место после алмаза. Они получали его из Скифии, Эфиопии и других мест. Радуга вокруг престола Божия сияла, подобно смарагду ().
Топаз ( евр. «питдах»), второй в наперснике первосвященника и у , девятый в . Топаз прозрачен, как вода и ярко блестит, переливаясь всеми оттенками желтого цвета. Высказывается мнение, что «питдах» – не топаз, а хризолит. Древние получали топаз с островов Красного моря, которые Плинием названы «Топазовыми островами». Топаз из Эфиопии упоминается у как одно из самых драгоценных сокровищ.
Халцедон третий в , как предполагают, тот же, что «шебо» или агат. Древние называли халцедоном различные сорта камней, по имени города Халкедона близ Византии, откуда привозили этот камень. Теперь это название обозначает один из видов кварцевой породы.
Хризолит седьмой в . Так называется теперь прозрачный светлозеленый драгоценный камень, привозимый из Индии, Египта и Бразилии. Некоторые полагают, что хризолит есть иное название бирюзы.
Хрисолиф , русс. пер. топаз), руки Соломона уподобляются ряду золотых кругляков, усаженных фарсисскими камнями (русс. пер. топазами ().
Хризопрас десятый в . Теперь это название обозначает одну из разновидностей халцедона, окрашеннного окисью никеля в маслянистый прозрачнозеленый цвет.
Яспис ( евр. «яшпех»), двенадцатый камень в наперснике и первый в , упоминается также в и в , где он называется драгоценнейшим и кристалловидным. Поэтому некоторые думают, что этот камень обозначает алмаз. См. "Алмаз" . Другие полагают, что «яшпех» обозначает опал, камень молочно-белого цвета, отсвечивающий искорками синего и красного цвета.
Яхонт ( евр. «лешем»), седьмой в наперснике первосвященника, по общему мнению, то же, что и гиацинт. По Плинию, яхонт обладал свойством, притягивать к себе легкие предметы, подобно янтарю. Порядок 12 камней в наперснике первосвященника виден из следующей таблицы, в которой на первом месте поставлены еврейские названия и под ними соответствующие русские названия в переводе Библии 1907 г. (Изд. Брит. Библ. Общ.). Из этой таблицы явствует, насколько трудно установить полную точность при переводе названий этих камней.
1. Одем – Рубин
2. Питдах – Топаз
3. Барекет – Изумруд
4. Мофек – Карбункул
5. Сапир – Сапфир
6. Яхалом – Алмаз
7. Лешем – Яхонт
8. Шебо – Агат
9. Ахламах – Аметист 10) Таршиш – Хризолит 11) Шохам – Оникс 12) Яшпех – Яспис
Неизвестно в каком порядке были начертаны имена колен Израилевых на этих камнях. Может быть, по старшинству, как это было с надписью на ониксах, которые были на нарамниках одежды первосвященника () или же руководились происхождением родоначальников колен от различных матерей, или порядком их расположения в стане (). Неизвестно также, было ли начертано имя Левия. Если имя Левия было там, то имена Ефрема и Манассии, вероятно, были соединены под именем Иосифа.
Приближается Рождество и захотелось вспомнить какую-нибудь красивую и занимательную библейскую легенду, полную тайн и загадок. Например, поговорить о драгоценных камнях, упомянутых в Библии. Многие авторы, изучавшие свойства камней еще в древности, ссылались на сведения, которые содержатся в Библии. Без преувеличения можно назвать эти камни легендарными и самыми ценными по своим качествам. На хорошо известной картине Тициана "Введение девы Марии во храм", написанной в 1539 году и хранящейся в Галлерее Академии изящных искусств в Венеции, на груди Первосвященника видно наперсие или пектораль с 12 драгоценными камнями - это золотая пластина, которая надевалась на грудь с помощью золотой цепи.
Высокий старец с седой бородой в золотисто-зеленой одежде с золотым полумесяцем на шапочке встречает богоизбранного ребенка благославляющим жестом.
Введенские храмы в России посвящены этому знаменитому церковному празднику, который отмечают как католики, так и православные христиане. Но мне сейчас интересна иная линия событий.
Наперсник (или наперсие, нагрудник, на иврите - хошен) крепился к ефоду (элемент одежды священника, похожий на фартук) с помощью золотых цепочек и голубых шнуров. Иногда его описывают как сумку, иногда как пектораль, которую надевали на шею. 12 камней символизировали 12 колен израилевых. Существует много споров, какие же 12 драгоценных камней входили в это древнее культовое украшение, поскольку названия камней в Библии не соответствуют современным названиям и существует довольно много версий, толкований и переводов. Вопрос этот интересует и историков, и минерологов, и ювелиров, а также, как увидим, литераторов и их читателй.
Легенда же такова. Камни для наперсника Первосвященника в Иерусалимском храме привезла в подарок царю Соломону царица Савская. Кстати, существует путаница с храмами на картине Тициана, ведь если следовать хронологии от рождества Христова - к тому времени, когда Мария была маленькой девочкой, храм Соломона уже был давно разрушен, а второй Иерусалимский храм еще не построен. А наперсник, если таковой существовал во времена царя Соломона, должен был пережить и более раннее разрушение храма Соломона. Учитывая, что царь Соломон жил в X в. до н.э. этому артефакту должно было быть сейчас порядка 3 тысяч лет. Cуществовала и могла ли существовать в действительности такая святыня? Теоретически, конечно, могла. А вот мог ли такой артефакт сохраниться до наших дней?
Первосященник Аарон. Икона 1822, из церкви Николая Елагина дворца (Петербург), с 1930 г - в Русском музее
Согласно легенде, после разрушения Иерусалимского храма воинами Тита в 70 году н. э. наперсие не попало в руки римлян. Его спас человек, по имени Левит, который тогда же был убит своим другом, помогавшем ему. За свтотайство полагалось наказание, которого тот не испугался, но, тем не менее, всю пектораль оставить у себя побоялся - вытащил только самые ценные камни, с которыми убежал в Рим. Пектораль уже без этих камней была найдена женщиной, которая бежала с ним в Египет, затем артефакт попадает в Венецию, где, опять же, по легенде, много веков хранится в еврейском квартале в Венеции. Это, как бы, и объясняет тот факт, что Тициан знал, как выглядела святыня. А на картине, якобы, изображен Иуда Левий Абрабаел (Абраванель), интеллектуал и, по преданию, хранитель пекторали, современник Тициана. Наперсник (хошен) изобразил еще один итальянский художник - Романелли (в Ватикане).
Сошлюсь на... дамский роман с элементами детектива, чем, безусловно, повергну в шок истинных историков. Поклонницей дамских романов я не являюсь и, наверное, ни за что не стала бы читать "Хромого из Варшавы" Жюльетты Бенцони, если бы не обнаружила в основе этого 4-томника (!) - детективный сюжет о поиске пропавших из пекторали камней в духе Дэна Брауна. Моим оправданием может быть 2 момента - во-первых, я тайком почитываю детктивы, которые, на самом деле, люблю и обожаю, а во-вторых, автор и ее персонаж - знатоки и фанатики драгоценных камней и, конечно, мне было очень любопытно, что она накопала. Поскольку традиционные версии, в общем, известны и изложены в той же Википедии.
По сюжету, действие которого развивается накануне II Мировой войны, некий Симон Аарон, являющийся хранителем священной пекторали, рассказывает о предании, что если найти оставшиеся 4 драгоценных камня и восстановить украшение - сила камней сыграет решающую роль в объединении еврейского народа и обретении ими своего государства на землях, некогда им принадлежащих. Итальянский аристократ и известный антиквар Морозини помогает ему в этом. Он и выступает в романе Шерлоком Холмсом, который носится по всей Европе в поисках звездчатого сапфира (который позже считался вестготским и много столетий хранился в его семье), алмаза Йорков, опала Сисси - императрицы Елизаветы, супруги австрийского императора Франца-Иосифа и рубина испанских Габсбургов. Все камни несут проклятье и по их кровавым следам идет сыщик. Своим обладателям эти знаменитые камни не приносили счастья, как всегда бывает с похищенными святынями.
У Бенцони пектораль описана так: большая и массивная прямоугольная пластина длиной 30 см, на которой в 4 ряда расположены 12 золотых розеток со вставленными в них крупными кабошонами драгоценных камней, совершенно не похожими на привычные камни. В них помещались сардоникс, топаз, темно-красный рубин, агат, аметист, берилл, малахит и бирюза - камни прекрасно подобраны по размеру и великолепно отполированы. Не хватало сапфира, алмаза, опала и рубина. Рубин повторился у Бенцони, не могу сказать почему. Может опечатка или ощибка перевода. Совсем не упомянуты изумруд и яшма, которые присутствуют во всех версиях. Мне кажется на месте малахита должен быть изумруд, но не буду сейчас в это углубляться. Прикрепленная с двух сторон цепочка позволяла носить пектораль на шее. С обратной стороны каждого камня выгравировано очень маленькое изображение звезды Соломона. Правда, по более распространенной версии на камнях вырезаны имена колен Израиля (сыновей Иакова). Буквы этих имен составляли полный алфавит древнего иврита и при взаимодействии с уримом и туммимом буквы начинали мерцать, складываясь в слова и предложения. Правда, древний автор Флавий в книге "Иудейские древности" отметил, что камни перестали излучать сияние за 200 лет до того, как он писал эти строки (1 в н.э.)
Краткая справка - 12 камней упоминаются как в Ветхом, так и в Новом Заветах. В первом содержится описание наперсника как "инструкция" по одеянию священника, я бы сказала. В наперснике хранились Урим и Туммим. В первом ряду: рубин, топаз, изумруд. Во втором: карбункул, сапфир, алмаз. В третьем: яхонт, агат и аметист. В четвертом: хризолит, оникс и яспис. (Исход, глава 28). В Новом Завете в книге "Откровения Иоанна Богослова" (Апокалипсис) камни упоминаются при описании стен "Небесного Иерусалима" - вместо алмаза, карбункула, агата и оникса упомянуты хризолит, халцедон, сардоникс, хризопраз и иакинф (гиацинт). Двенадцать ворот - это двенадцать жемчужин, улицы из золота. (Есть город золотой... ) До сих пор ведутся споры о порядке камней - по горизонтали или вертикали, некоторые преполагают, что истинный порядок составляет периметр - в соответствии со стенами храма. Есть версия о 12 драгоценных камнях в основании небесного храма, на каждом из которых написано имя одного из апостолов.
Каифа - Гафт, Понтий Пилат - Кирилл Лавров в фильме Бортко.
Могу предположить, что правила в отношении камней были строгие, но определенные допущения могли существовать. По меньшей мере камень мог быть более или менее ценным, то есть была возможность замены одного камня другим. В основе были 12 камней, известных и доступных в Палестине. Наперсник Первосвященника - уникальная святыня. Историки находят много параллелей между этим артефактом и нагрудными украшениями у египтян, у которых они были особенно распространены и возведены в культ. Символику и назначение связывают с именем египетской богини Истины, а предмет с похожим назначением (У рим и Туммим) носил в Египте судья. Также есть теории о соответствии 12 камней хошена 12 месяцам - то есть, каждый камень в этом случае будет соответствовать одному из знаков зодиака. Кстати, существует современный тип кольца "табаат хошен", который вкючает 12 небольших камней, повторяющих расположение камней в наперснике-хошене.
Пасхальное шествие
Cамый интересный факт, связанный с наперсником-хошеном, на мой взгляд, все-таки в том, что в нем хранились урим и туммим - инструменты предсказания, своего рода жребий, "да" и "нет". Конечно, драгоценные камни, использованные в наперсии, не могли быть простыми украшениями и даже всего лишь лишь символами 12 колен израилевых. Они должны были играть роль в ритуальном предсказании. Есть версии, что урим и туммим также были камнями, по сиянию или туману вокруг них определяли божественную волю. Несомненно, у такого ритуала более древнее происхождение, пророчества и предсказания характерны для языческих культов, отголосок которых и описан в древних библейских текстах. Возможно, существование наперсника можно считать доказательством того, что украшения из камней, как ритуального назначения, так и личные - имели изначально религиозное значение и связывали человека с высшими силами. Cкорее всего древние люди были убеждены в этом. Не в этом ли секрет нашей любви к красивым камням? И не сохранился ли, вопреки всем законам вероятности, этот таинственный наперсник из Иерусалимского храма? А Жюльетта Бенцони вовсе не сочинила эту историю, а просто увлекательно пересказала?
Так, царица Савская пришла в Иерусалим к царю Соломону с весьма большим богатством, великим множеством золота и драгоценными камнями
«И слуги Хирамовы, и слуги Соломоновы, которые привезли Соломону золото из Офира, привезли и красного дерева и драгоценных камней»
Храм Соломонов был обложен «дорогими камнями для красоты»
Таинственный Вавилон был украшен «золотом, и камнями драгоценными, и жемчугом»
Основания стены небесного Иерусалима украшены «всякими драгоценными камнями»
Драгоценные камни широко использовались в Палестине, им придавали большое значение, как и всяким камням, которые по своим качествам и свойствам считаются ценными даже для современных минералогов и ювелиров.
В Библии говорится, что наперсник Первосвященника, в котором он отправлял служение Иегове, был украшен драгоценными камнями. Здесь название «наперсник» означает особую одежду на груди Первосвященника, сшитую вместе с полотняной сумкой, где находились таинственные Урим и Туммим, с помощью которых Первосвященник разъяснял повеления Иеговы. Одевался наперсник поверх ефода из двух кусков дорогой материи, тканной из золота, виссона и шерсти пурпурного и красного цветов.
Кольца, цепи и другие украшения, прикреплявшие наперсник к ефоду, были сделаны из золота.
Сумка самого наперсника украшалась двенадцатью драгоценными камнями, помещенными в золотые оправы. На камнях были выгравированы названия двенадцати колен Израилевых.
Наперсник назывался также «судный», потому что его носил Первосвященник - высокопоставленное лицо, которое должно было служить источником правды и суда для иудейского народа и решения которого всегда должны были быть справедливы и обязательны для иудеев. Первосвященник был также главою всех остальных священников Иудеи, и только он один мог представать перед лицом Бога.
Описание камней наперсника даны в той же ветхозаветной книге Исход.
Исход, глава 28:
17. И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд - это один ряд.
18. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз.
19. Третий ряд: яхонт, агат и аметист.
20. Четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они.
21. Сих камней должно быть двенадцать, по числу двенадцати имен сынов Израилевых, по именам их, на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен.
Помимо этого описания (1500 г. до нашей эры), до нашего времени дошло еще четыре: в Септуа-гинте, греческом переводе Библии, сделанном в Александрии в первой половине III в. до нашей эры; в Вульгате, латинском переводе, сделанном святым Иеронимом примерно в 400 г.; и в двух книгах Иосифа Флавия: в книге «Иудейская война», написанной около 75 г. вскоре после разрушения Иерусалима, и в книге «Иудейские древности», написанной примерно в 93 г.
Хотя большинство камней, упомянутых в Библии, носят названия, которые употребляют и в наши дни, эти камни могут и не соответствовать современным названиям. Во многих случаях название переходило к камню, совершенно непохожему на предыдущий. Наперсник Первосвященника, захваченный римлянами после разрушения Иерусалима, исчез, и поскольку в легендах фигурируют разные наборы камней, то трудно определить их подлинные названия.
Еще один набор из двенадцати камней упоминается при описаний стен Небесного Иерусалима. Этот набор отличается от камней, украшавших наперсник Первосвященника: здесь вместо алмаза, карбункула, агата и оникса появляются хризолит, халцедон, сардоникс, хризопраз и иакинф (гиацинт). Вот что мы читаем в Апокалипсисе (Откровения Иоанна Богослова) в главе 21:
19. Основания стены города украшены всякими Драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд.
20. Пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирил, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.
21. А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло.
Существует интересная гипотеза Е. Лазарева, изложенная в журнале «Наука и религия», о связи камней Небесного Иерусалима, символизирующих двенадцать колен Израилевых, и зодиакального ряда. Лазарев приводит таблицу соответствия камней Первосвященника и камней из Откровения Иоанна Богослова, а также знаков Зодиака и камней из Изборника князя Святослава (1073 г.).
Сард - это коричневатая разновидность халцедона, но в Библии этим названием обозначали красный камень сердолик, или карнеол, тоже разновидность халцедона. Название «сард» происходит от латинской формы греческого слова «Сардис» - столицы Лидии в Малой Азии. Смарагд - это церковнославянское название изумруда. Вирилом, как известно, на Древней Руси называли современный берилл. Словом «яспис» здесь названа яшма. Лигур - загадочный камень. Кроме Ветхого Завета он упоминается у Иосифа Флавия в книгах «Иудейская война» и «Иудейские древности». В древнерусском Изборнике Святослава, где перечень драгоценных камней близок к ветхозаветному, на месте лигура стоит гиацинт. Предполагают, что лигур - это желтоватая разновидность циркона.
По предположению Е. Лазарева, куб Небесного Храма венчает двенадцатиступенчатую пирамиду. Ступени пирамиды и отмечены самоцветами Откровения.
Символом первой ступени, ближайшей к Небесному Граду ступени является яспис, или яшма.
В Откровении сказано, что стена Небесного Иерусалима «построена из ясписа» (Откр. 21:18), и само его сияние на небе «подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному» (Откр. 21:11). Иисуса Христа на небесном престоле в час Второго Пришествия Иоанн Богослов уподобляет яспису (Откр. 4:3). Напомним, что этот камень занимал третье место в четвертом ряду судного наперсника (Исход 28:20). Пророк Иезекииль упоминает о яспи-се в числе прочих драгоценностей печально известного города Тира.
Вторая (предпоследняя на пути к Небесному Иерусалиму) ступень в Откровении Иоанна Богослова отмечена сапфиром.
«Настоящим» сапфиром называют «королевский сапфир» глубокосинего цвета. В Библии часто встречаются сравнения сапфира с небом: «И видели Бога Израилева; и под ногами его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как само небо, ясное» (Исход 24:10).
Считается, что сапфир дарует человеку верность и скромность, помогает молитвенному сосредоточению. Поэтому сапфир называют еще «камнем монахинь», который охлаждает страсти и хранит целомудрие.
Ступень третья
- это халцедон, или халкидон (в древнем произношении).
Этот камень упоминается только в одном месте (Откр. 21:19). В других частях Библии место халцедона занимает красный камень карбункул (по-латински - «уголек»). Возможно, карбункулом в древности называли рубин или гранат.
Четвертая ступень Небесного Храма - смарагд.
Кроме того, на этот камень указывается при описании радуги, которая окружала престол Божий: «и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр. 4:3).
Пятая ступень - сардоникс.
Как известно, в древности ониксы не разделяли на разновидности. Так, например, у древних иудеев упоминается камень «яхалом», который соответствуют ониксу. Этот камень представляется как особое произведение земли Хавила (Бытие 2:12). Сардоникс употреблялся в древности для изготовления ефода и наперсника (Исход 25:7, 9). На двух таких камнях были вырезаны имена колен Израилевых (Исход 28:9, 12). Название его встречается у Иова (28:16) и у пророка Иезекииля (28:13).
Шестая ступень - сердолик.
Греческое имя этого камня сардион происходит от названия города Сардис в Малой Азии. Благодаря своему яркому огненному цвету он часто используется как метафора славы и величия Бога.
Седьмая ступень - хризолит.
На древнееврейском языке хризолит называли «таршиш». Так назывался город, известный в греческом варианте как Тартесс. Этот город упоминается в Библии, Ветхом Завете под названием Таршиш и располагается на юге Испании.
На восьмую ступень лестницы приходится вирил - принятая в церковнославянском языке форма названия берилла.
Профессор Г. Г. Леммлейн установил, что древнееврейское слово «шохам», которое переводчики Ветхого Завета на греческий язык истолковывали как «берилл», первоначально именовало бирюзу. Этот камень известен и тем, что, по свидетельству пророка Иезекииля, он входил в число драгоценных камней из сокровищницы тирского царя (Иезекииль 28:13).
Ступень девятая - топаз.
Греческое слово topadzos связывают с глаголом топали (topadzo) - «ставить на место» или «нащупывать», «догадываться». Он символизирует терпеливое перенесение различных тягот, которые верующие добровольно принимают на себя. Зодиакальный знак Рака, которому соответствует девятая ступень, отмечает тот рубеж в годичном круговороте, когда день идет на убыль и начинает погружаться в холод и темноту.
Десятая ступень - хризопраз.
В древности хризопразом называли любой зеленый камень, так как главной характеристикой камней тогда считали их цвет. Слово хризопраз (или хризопрас) впервые появилось в греческом тексте Нового Завета.
Это слово может быть связано с именем Христа или христианством. Скорее всего, имя Христа ассоциировалось с представлением о золотом сиянии или золотистом камне: ведь на иконах одежды Христа часто покрывают золотыми полосками - символом света.
Одиннадцатая ступень - гиацинт (иакинф).
Этот камень - первый в третьем ряду судного наперсника Первосвященника.
В православном месяцеслове упоминаются трое святых по имени Иакинф, погибших мученической смертью во II, III и IV вв. В церковнославянской традиции это имя переводят как «яхонт».
Аметист - двенадцатая ступень.
В Новом Завете название этого камня встречается только однажды. В средние века считалось, что носить аметист достойны только люди высокой духовности. Даже после того, как они покидают мир земной, принадлежащий им аметист сохраняет силу их духа и впитывает дисгармоничные энергии других людей, когда они берут в руки этот камень.