Институт семьи в современном обществе. Виды семьи в современном обществе. Какие существуют типы и виды семьи? Характеристика видов семьи
В современных условиях всё заметнее становится кризис семьи как социального института общества. Кризис выражается в том, что семья всё хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание (социализацию) детей, воспроизводство населения и рабочей силы. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщины от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов.
Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Наиболее важным признаком современной семьи, по мнению историков и социологов, является переход от патриархального типа отношений в семье к отношениям демократическим. В патриархальной семье главенство, безусловно, принадлежало старейшине рода, а семья включала в себя несколько поколений. За последние сто лет патриархальная семья превратилась в секулярную семью, т. е. "атомарную", "точечную". В ее состав входят представители только одного поколения, и все вопросы семейной жизни решаются непосредственно членами семьи.
Ничто не мешает секулярной семье сохранять взаимосвязь со старшими поколениями, со своими родителями, перенимая их жизненный опыт и духовные традиции. Но власть старшего поколения уже не является столь безусловной и всеобъемлющей, как в предыдущий исторический период. С одной стороны, это расширило поле свободного выбора семейных приоритетов, стиля жизни, форм воспитания детей и т.п. С другой стороны - многократно повысило ответственность семьи за результаты реализации своего выбора.
Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому государству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи - персоналитарную (от лат. persona -- особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе.
Ceмья вo вcex oбщecтвax paзвивaeтcя кaк инcтитyциoнaльнaя cтpyктypa, цeлью кoтopoй являeтcя peшeниe oпpeдeлeнныx coциaлышx зaдaч. Kaкoвы ee фyнкции кaк ocнoвнoгo coциaльнoгo инcтитyтa?
- 1. Фyнкцuя ceкcyaлънoгo peгyлupoвaнuя. Ceмья -- этo глaвный coциaльный инcтитyт, чepeз кoтopый oбщecтвo yпopядoчивaeт, нaпpaвляeт и peryлиpyeт ecтecтвeнныe ceкcyaлышe пoтpeбнocти людeй. Bмecтe c тeм пpaктичecки кaждoe oбщecтвo имeeт aльтepнaтивныe пyти yдoвлeтвopeния ceкcyaльныx пoтpeбнocтeй. Hecмoтpя нa тo чтo cyщecтвyют oпpeдeлeнныe нopмы cyпpyжecкoй вepнocти, бoльшинcтвo oбщecтв лeгкo пpoщaeт нapyшeния этиx нopм. Пpи этoм, кaк нигдe, нaблюдaютcя oтклoнeния peaльнoй кyльтypы oт идeaльнoй. Ho чacтo нopмы ceмьи paзpeшaют ceкcyaльныe cвязи cyпpyгoв внe ceмьи.
- 2. Penpoдyкmшнaя фyнкцuя. Oднa из ocнoвныx зaдaч любoro oбщecтвa -- вocпpoизвoдcтвo нoвыx пoкoлeний eгo члeнoв. Пpи этoм вaжнo, чтoбы дeти были физичecки и пcиxичecки здopoвыми и впocлeдcтвии имeли cпocoбнocти к oбyчeнию и coциaлизaции. Bмecтe c тeм вaжным ycлoвиeм cyщecтвoвaния oбщecтвa являeтcя peгyлиpoвaниe poждaeмocти, избeжaниe дeмoгpaфичecкиx cпaдoв или, нaoбopoт, взpывoв. Ceмья -- этo ocнoвнoй инcтитyт, oтвeтcтвeнный зa вocпpoизвoдcтвo нoвыx члeнoв oбщecтвa. Дpyrиe пyти нeэффeктивны и, кaк пpaвилo, coциaльнo нe oдoбpяютcя. Пoэтoмy пoявлeниe peбeнкa внe инcтитyтa ceмьи oбычнo вызывaeт жaлocть, cocтpaдaниe или ocyждeниe.
- 3. Фyнкцш coцшлuзaцuu. Hecмoтpя нa бoльшoe чиcлo инcтитyтов, yчacтвyющиx в coциaлизaции личнocти, цeнтpaльнoe мecтo в этoм пpoцecce, бeзycлoвнo, зaнимaeт ceмья. Этo oбъяcняeтcя пpeждe вceгo тeм, чтo имeннo в ceмьe ocyщecтвляeтcя пepвичнaя coциaлизaция индивидa, зaклaдывaютcя ocнoвы eгo фopмиpoвaния кaк личнocти. В настоящее время в нашем обществе пытаются совместить усилия образовательных институтов и институт семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов.
- 4. Cmamycнaя фyнкцuя. Kaждый чeлoвeк, вocпитaнный в ceмьe, пoлyчaeт в кaчecтвe нacлeдия нeкoтopыe cтaтycы, близкиe к cтaтycaм члeнoв eгo ceмьи. Этo пpeждe вceгo oтнocитcя к тaким вaжным для личнocти cтaтycaм, кaк нaциoнaльнocть, мecтo в ropoдcкoй или ceльcкoй кyльтype и дp. В клaccoвыx oбщecтвax пpинaдлeжнocть ceмьи к oпpeдeлeннoмy coциaльнoмy cлoю пpeдocтaвляeт peбeнкy вoзмoжнocти и вoзнaгpaждeния, xapaктepныe для этoгo cлoя, и в пoдaвляющeм бoльшинcтвe cлyчaeв oпpeдeляют eгo дaльнeйшyю жизнь. Ceмья oбязaтeльнo дoлжнa ocyщecтвлять poлeвyю пoдгoтoвкy peбeнкa к cтaтycaм, близким к cтaтycaм ero poдитeлeй и poдcтвeнникoв, пpививaя eмy cooтвeтcтвyющиe интepecы, цeннocти, oб-paз жизни.
- 5. Зaщumнaя фyнкцuя. Bo вcex oбщecтвax инcтитyт ceмьи ocyщecтвляeт в paзнoй cтeпeни физичecкyю, экoнoмичecкyю и пcиxoлoгичecкyю зaщитy cвoиx члeнoв. Mы пpивыкли к тoмy, чтo, зaдeвaя интepecы и бeзoпacнocть любoй личнocти, мы зaдeвaeм и ero ceмью, члeны кoтopoй зaщищaют cвoero близкoro или мcтят зa нeгo. В бoльшинcтвe cлyчaeв винy или cтыд зa чeлoвeкa paздeляют вce члeны ero ceмьи.
- 6. Экoнoмuчecкaя фyнкция. Beдeниe члeнaми ceмьи oбщeгo xoзяйcтвa, кoгдa вce oни paбoтaют, кaк oднa кoмaндa, cпocoбcтвyeт фopмиpoвaнию кpeпкиx экoнoмичecкиx cвязeй мeждy ними. Moжнo cкaзaть, чтo ceмья пpeдcтaвляeт coбoй caмyю кpeпкyю экoнoмичecкyю ячeйкy oбщecтвa. Hopмы ceмeйнoй жизни включaют oбязaтeльнyю пoмoщь и пoддepжкy кaждoro члeнa ceмьи в cлyчae, ecли y нeгo вoзникaют экoнoмичecкиe тpyднocти.
Душевный переплет 08.09.2017
Дорогие читатели, в нашей рубрике поговорим сегодня о семье. Уверена, уже одно это слово вызвало в вас массу ассоциаций и образов, и это, конечно, неспроста. Ведь сколько у нас связано с семьей, с близкими людьми. Однако так непросто все бывает в семьях, и отношения в них бывают такие разные, и на все это в том числе влияет общественное представление о семье. Так какая она – современная семья? В этом нам поможет разобраться ведущая рубрики Елена Хуторная, писатель, блогер, автор интуитивных карт. Передаю Лене слово.
Рада приветствовать вас, мои дорогие. Тема семьи актуальна во все времена, и есть тем более множество различных взглядов относительного того, какой должна быть современная семья. Кто-то стремится держаться за прошлое, сохранять традиции, возвращаться к истокам. Кто-то, наоборот, отрицая весь накопленный опыт, ищет новые формы сосуществования в семье. Полагаю, истина, как всегда, где-то посередине.
Значение семьи
Что бы кто бы ни говорил, как бы некоторые ни обесценивали значение семьи в современном мире, а нельзя отрицать тот факт, что создание семьи важный этап в жизни человека. Кто-то приходит к этому еще в молодости, кто-то в более зрелом возрасте, у многих отношение к семье меняется на протяжении жизни, но так или иначе семья играет большую роль для нас.
Даже если кто-то существует вне семейных связей и объясняет это тем, что у него нет в них потребности, это часто связано с какими-то внутренними проблемами, а не с тем, что человеку действительно лучше быть одному, чем с кем-то.
Наряду с этим есть и другое заблуждение, что якобы семья может решить все наши проблемы. Одиноким женщинам часто кажется, что если они только выйдут замуж, то это избавит их от всех забот, они будут под защитой, опекой, и им больше не о чем будет волноваться в жизни. И мужчины стремятся найти свою вторую половину, чтобы наладить свою жизнь. Однако нужно помнить, что само по себе создание семьи никаких гарантий не дает. Семья – это всегда то, что мы в нее вкладываем. Поэтому если нам хочется отдачи от этих отношений, то нужно быть готовыми вкладывать много и бескорыстно. Только тогда она многое нам сможет дать.
Однако, несмотря на то, сколько семья требует сил, дает она действительно немало. В идеале – ощущение близости, поддержки, возможность полноценно растить детей. Радость оттого, что рядом родной человек, с которым можно делить все и хорошее и плохое, и от этого отношения между вами только крепнут, становятся глубже, теплее.
Но даже если семья далека от идеала, она все равно приносит свои дивиденды – в каком-то смысле избавляет от одиночества, придает должного статуса, позволяет получать некие блага в обмен на то, что человек готов вложить в нее.
Так что неудивительно наше стремление создавать семьи – они обогащают нашу жизнь, делают ее более осмысленной, наполненной. Имея семью, мы зачастую чувствуем себя более уверенно, защищено. И, конечно, хочется, чтобы в семье все было хорошо и правильно, – именно к этому мы и стремимся прежде всего.
Традиционная современная семья
Потому часто именно с этого начинаются наши мечты – хочется жениться или выйти замуж за любимого человека, родить детей и жить долго и счастливо. Сколько бы мы претензий ни испытывали к традиционной модели семьи, но и сейчас она является самой распространенной.
Отчего так? Оттого что сильны общественные установки и память веков в нас, или это обусловлено физиологически, или потому что это и есть самая лучшая модель семьи, позволяющая людям реализовать себя на этом поприще наиболее полно?
Однако что вообще есть традиционная семья? Ведь представление о ней тоже меняется со временем, и еще в прошлом веке традиционный взгляд на семью вовсе не предполагал разводы и повторные браки, а теперь, хотя и с оговорками, но мы все же принимаем это.
Конечно, модель семьи во многом зависит от устройства общества в целом. Меняется общество – меняется семья. Сейчас общество становится более свободным, в этом же направлении эволюционирует и институт семьи. Мы выходим за рамки дозволенного ранее, стараемся найти для себя комфортные формы существования, пробуя то, что еще недавно считалось недопустимым.
Почему это происходит? Семьи не идеальны. Традиционная модель хотя и проверена временем, но и в ней люди далеко не всегда бывают счастливы. Несмотря на то, как много дают семейные отношения, они, помимо этого, также накладывают довольно жесткие ограничения. И чтобы не попадать под них, чтобы реализовывать потребности, которым они мешают, люди или предпочитают сохранять свою свободу, либо создают семьи новых видов. Ищут нечто иное. Вступают в другие отношения, по-другому строят их.
Возвращение к истокам
Некоторая часть людей видит решение в возрождении традиций. На их взгляд, раньше все очень мудро и правильно было – строгое разделение на мужское и женское, крепкие семьи, много детей, здоровое общество.
Мудрость, которая досталась нам от прежних поколений, действительно несомненна. Мы уже касались этой темы в нашей рубрике, когда говорили про . Современным людям определенно есть чему поучиться у предков, и это совершенно точно помогает улучшить отношения в семье.
Однако разве все так однозначно было и в прошлом тоже? Так уж все поголовно счастливы? Никаких семейных и любовных трагедий и все живут душа в душу до конца дней?
Как мы уже говорили, семья сама по себе, какая бы она ни была, это не решение всех проблем. Люди есть люди, в их жизни всегда будут испытания, конфликты, недопустимые влечения, и никакое воспитание и ограничения не способны изменить их суть. Мудрость веков несомненна, но сами люди далеко не сразу становятся мудрыми. А значит, и жизнь в семье это результат, никем и ничем не гарантированный в любую эпоху.
Кроме того, сохранить семью в том виде, в каком она была прежде, это все равно что пытаться говорить на старорусском – неудобно, совершенно неэффективно и никому не нужно. Каждому времени свой язык, в каждом времени по-своему строят семью. Нельзя заставить дерево вырасти обратно – можно только обрубить ему ветки или его само. Или – посадить новое.
Нетрадиционная семья
Новое дерево рядом со старым это как раз и есть разновидности нетрадиционных семей. К ним относятся не только гомосексуальные пары, хотя именно они как раз на слуху в последнее время. Но также это касается гостевых браков, совместного проживания с друзьями, открытых браков, свингерства, бездетных браков, групповых семей.
Сложно винить людей в том, что они ищут для себя отношения, которые наиболее полно отвечали бы их потребностям. И дело тут не в порочности, а в каких-то внутренних проблемах или особенностях, которые заставляют людей отходить от общепринятых схем поведения.
Нельзя сказать, что это однозначно плохо, хотя и утверждать, что это так уж хорошо, тоже вряд ли кто взялся бы. И опять же не по причинам морали и нравственности, а в первую очередь потому, что сами люди и их близкие далеко не всегда бывают счастливы в таких союзах.
Это, в общем-то, не относится к гомосексуальным парам, гостевым бракам или парам, которые не хотят иметь детей. Скажем так, все это хотя и не вписывается в традиционное представление о семье, но и не противоречит особо принципам построения счастливых отношений. Просто приходится делать поправки на психологические и физиологические особенности людей, образующих такие семьи. И благо, что они имеют в наше время возможность отличаться от других людей.
Но вот что касается открытых браков, свингерства, создания семей с друзьями, то эти союзы, как правило, оказываются весьма недолговечны и никому из участников счастья не приносят. Тем не менее нельзя не заметить, что польза таких отношений состоит в том, что они многому могут научить их участников. В том числе ценить проверенную веками модель семьи и понимать, что лучше нее люди еще ничего не придумали.
Семья после развода
Однако если лучше не придумали, то почему семьи постоянно распадаются? Процент разводов растет, люди хватаются за голову – куда катится мир!
А он не катится, а развивается. Да, раньше никто и представить себе не мог, что можно по три раза разводиться и снова строить новые отношения. Иметь детей от разных мужей и жен и при этом растить и воспитывать их. Однако, согласитесь, теперь и страсти такие, как во времена Анны Карениной, сложно представить. И если человек не счастлив, то не в силу обстоятельств и невозможности их изменить, а только потому, что он сам прилагает недостаточно усилий к этому.
Вот мы ранее задавались вопросом о том, почему семьи не идеальны, несмотря на проверенную веками модель, и почему люди в них не всегда счастливы. А ведь все это потому, что, как мы опять же сказали ранее, сами люди не идеальны и не совершенны и далеко не сразу становятся мудрыми. Так что дело не в том, что семьи их в чем-то ограничивают, а в том, что в силу духовного развития их потребности таковы, что постоянно заставляют чувствовать неудовлетворение.
Если не делать выводы из своего опыта, то можно сколько угодно партнеров перебрать, вступать в сколь угодно экзотические отношения, но найти счастье это так и не поможет. Для тех же, кто действительно нацелен создать семью своей мечты, наше время открывает большие возможности.
Многие из тех, кто заключает повторные браки, говорят, что новые семьи более счастливые. Потому что новые отношения создаются с большей осознанностью, с лучшим знанием себя. И если партнеры, бывшие и настоящие, достаточно мудры, то и дети с лихвой получают и внимания, и заботы, иногда в два раза больше, чем в обычных семьях.
Так что не стоит шарахаться от разводов и повторных браков как черт от ладана. Не стоит винить себя, что что-то не получилось и не удалось. Главное, делать правильные выводы из полученного опыта и использовать его себе во благо.
Как построить счастливую семью
Мы часто ищем счастье не в том, в чем оно в действительности заключается. Кажется, что нужно быть богатыми, успешными, статусными, и вот тогда цель в жизни будет достигнута. Кто-то старается угодить своим родителям с выбором. А кто-то, наоборот, всеми силами стремится быть на них не похожими. Для других же важно просто состоять в браке, как будто это уже само по себе достижение.
Все эти и другие ошибочные убеждения, ценности, устремления зачастую и подталкивают нас к выбору спутника жизни, который, как потом показывает время, вовсе не способен сделать нас счастливыми. Да и вообще ведь никто не способен. Счастье можно найти только в себе.
Так что чтобы построить счастливую семью, нужно в первую очередь развиваться самому. Неважно, есть у вас уже спутник жизни или вы еще только мечтаете о встрече с ним, занимайтесь собой. Ищите в себе свое счастье. Учитесь ценить, благодарить, принимать, прощать. Учитесь любить. Умение чувствовать любовь всегда притянет в вашу жизнь нужного человека, с которым вы будете по-настоящему счастливы.
И ведь тренироваться можно на чем и на ком угодно – на родителях, детях, сослуживцах, на случайном прохожем, толкнувшем да еще и обругавшем вас. Умейте увидеть и понять их страхи и сомнения, посочувствовать им, сделать для них что-то приятное.
Все наши отношения – отражение нас самих. Тем более это касается семейных отношений. Поэтому чем лучше, чище, светлее вы сами, тем счастливее будет ваша семья.
С теплом,
Хуторная Елена
Возможно, вам также будут интересны следующие статьи на тему отношений:
И для настроения прозвучит чудесная композиция GIOVANNI MARRADI — With you .
Понятие семьи. Семья представляет собой союз лиц, основанный на браке, родстве, воспитании детей. Семья удовлетворяет важнейшую потребность отдельных людей и общества в целом в воспроизведении рода. Она играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе.
При определении родства исходят из двух критериев. Во-первых, имеет место супружеское родство. Мужчина и женщина, вступая в брак и образуя семью, становятся родственниками друг другу не по крови, а по брачному союзу. В этот же круг с образованием семьи входят и родственники супругов (отцы и матери, бабушки и дедушки, тети и дяди, братья и сестры и т.д.). Происходит своеобразное слияние двух семей. Во-вторых, родство может иметь характер кровнородственной связи. Такая связь существует между родителями и детьми, между братьями и сестрами, двоюродными родственниками. Соединение этих двух типов родства выражается единым термином – «родня».
Семья – это «маленькая страна» со своими законами, правами и обязанностями, финансами, заботами о материальном благосостоянии. Здесь выполняются такие важные социальные функции, как власть и управление, образование и воспитание, разделение труда, хозяйственная деятельность, сохранение культурных традиций, связь поколений и т.д. Поэтому общество и государство придают важное значение упрочению семейных отношений, видя в них основу своей устойчивости. Для того, чтобы укрепить позиции семьи, правительствами многих стран принимаются специальные меры. Они включают в себя различного рода пособия и финансовые льготы, отпуска для родителей в связи с уходом за маленькими или больными детьми, создание дошкольных детских учреждений, приспособление режимов рабочего дня к нуждам семей. В ряде стран время ухода за детьми засчитывается в общий трудовой стаж при начислении пенсий. Нередко в связи с рождением ребенка выплачиваются единовременные денежные пособия, суммы которых возрастают с каждым последующим ребенком.
Ядром семьи, её основой являются супружеские, брачные отношения. Брак – это исторически сложившаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Государство торжественно оформляет появление каждой новой семьи, помогает ей преодолевать трудности, регулирует отношения, заботится о детях.
Схема: Структура семьи. По числу родителей семьи подразделяются на полные (при наличии обоих родителей) и неполные (при отсутствии одного из родителей). По количеству поколений семья делится на нуклеарную (в ее состав входят родители и дети) и расширенную (включая бабушек и дедушек). По выбору места жительства семьи подразделяются на те, в которых молодожены живут с родителями мужа или жены, и те, в которых молодожены живут отдельно от родителей.
Функции семьи. В людях заложен инстинкт отцовства и материнства, потребность иметь детей. Поэтому рождение ребенка – самое важное событие в семье. Репродуктивная (от лат. reproduction) функция семьи состоит в биологическом воспроизводстве человека как вида Homo sapiens. Ребенок дает и матери, и отцу высокие чувства, которых ничем другим не компенсировать. «Жизнь без детей, что земля без цветов» – говорит народная мудрость. Дети выступают главной ценностью не только семьи, но и всего общества уже по той причине, что без них нет будущего ни у рода, ни у народа, ни у государства.
С данной функцией тесно связана воспитательно-регулятивная функция. Она состоит в воспитании детей, определении норм поведения членов семьи в различных сферах жизни. Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, когда ухаживают за малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребенка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определенных нравственных качеств).
Хозяйственно-бытовая функция семьи связана с обеспечением материальных условий жизнедеятельности домочадцев и ведением домашнего хозяйства. Она подразделяется на функцию производства, распределения и потребления материальных благ в рамках семьи, а также на функцию наследования семейного имущества. Семья – это не только отношения между родственниками, но и само место проживания, хозяйственная деятельность, бытовые условия жизни. В доиндустриальных обществах двор крестьянина, мастерская ремесленника или лавка торговца одновременно служили и местом проживания семьи. В индустриальных же обществах производственная сфера и сфера проживания постепенно отделились друг от друга. Многие стороны быта современной семьи насыщаются техникой: активно используются стиральные машины, кухонные комбайны, пылесосы, холодильники, радиоаппаратура и т.д.
Рекреативная (от лат. recreatio – восстановление) функция семьи проявляется в обеспечении её членам комфорта и домашнего уюта, в организации рационального досуга и отдыха, в создании условий для укрепления здоровья. Большинство родителей трудятся на производстве или в учреждениях, дети учатся в школе, а отдыхать все приходят домой, в семью.Правда, для работающих на производстве мам дома зачастую начинается не отдых, а «вторая смена» в рамках выполнения хозяйственно-бытовой функции: приготовить ужин, постирать бельё, навести порядок в квартире. А ведь мамам тоже надо отдохнуть. Поэтому им должны помогать и папы, и дети.
Эмоционально-психологическая функция семьи состоит в удовлетворении потребностей членов семьи в любви и дружбе, в уважении и признании, эмоциональной поддержке и психологической защите, в формировании чувства защищенности. В древности для человека самым страшным наказанием было изгнание из рода, лишение его поддержки родичей. Одиночество и для современного человека остаётся очень болезненным состоянием, которого все стараются избегать. В семье человек обретает близких, дорогих, родных, любимых людей. В хорошей семье все любимы и значимы. Члены семьи вместе переживают радости и горести, решают жизненные проблемы, поощряют успехи детей.
Связь поколений. В понятие поколения вкладывают различный смысл.Например, родители, дети, внуки - это три последовательных поколения. Промежуток времени между рождением отца и сына, матери и дочери называется продолжительностью поколения (в среднем это около 30 лет). Вместе живущие поколения людей образуют возрастную структуру населения города, области, страны. В историко-культурных исследованиях понятие поколения чаше всего имеет символический смысл. Оно характеризует здесь участников или современников важных исторических событий. Например, говорят о поколении Великой Отечественной войны, поколении людей эпохи «перестройки».
Связь поколений особенно ярко проявляется в семье. От поколения к поколению передается накопленный обществом багаж культуры: жизненный опыт и знания, житейская мудрость и религиозные верования, моральные нормы. Здесь дети получают первый опыт взаимодействия с другими людьми на основе общих норм поведения, обычаев, традиций и ритуалов.
Современные тенденции развития семьи. В наши дни наметились две основные тенденции в развитии семейных отношений. Первая связана с сохранением, укреплением или даже возрождением традиционной семьи, где основная роль принадлежит мужу. Он является хозяином, собственником имущества, обеспечивает экономическую самостоятельность семьи. Все остальные члены семьи должны беспрекословно выполнять его волю. Роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства.
Вместе с тем все чаще встречаются семьи, в которых отношения между мужем и женой строятся на основе равенства, где отсутствует жесткое закрепление обязанностей. Здесь женщины активно участвуют в жизни общества, в экономическом обеспечении семьи и играют важную роль в принятии семейных решений. Широкое распространение данного типа семейных отношений, с одной стороны, способствовало росту самосознания женщины, ее социальному и культурному развитию. С другой стороны, предпочтение, отдаваемое личной свободе, порой наносит ущерб взаимной ответственности супругов и сплоченности семьи. Уменьшается число лиц, официально вступающих в брак, ослабевает прочность семейных отношений, увеличивается количество разводов. Часто люди живут вместе, ведут одно хозяйство, но брак не регистрируют, или же брачные отношения юридически оформляются тогда, когда появляются дети.
Каждый из двух типов семей обладает своими достоинствами и своими недостатками. В традиционной семье больше порядка и стабильности, зато в семье нового типа больше эмоций и свободы. Основой удачного супружества может быть как первый, так и второй тип семейных отношений. Но при одном условии: если оба супруга нацелены на один и тот же тип отношений. Проблемы возникают при столкновении разных представлений о том, какой должна быть семья. Даже если будущая семья представляется как нечто среднее между описанными типами, с признаками и одного, и другого (а таких семей немало сегодня), то для прочности брака необходимо, чтобы все-таки в конкретных сферах отношений было сходство взглядов и ожиданий между супругами. Если ожидания оправдываются, а представления не расходятся, особых разногласий у членов семьи не будет.
Для современной семьи характерна нуклеаризация, т.е. стремлениемолодых супругов жить отдельно от родителей. Часто это благотворно сказывается на молодой семье, т.к. в ней быстрее идёт адаптация к новым ролям, условиям жизни. Меньшая зависимость от родителей способствует формированию ответственности. Вместе с тем такая семья лишается систематической помощи родителей, особенно в период рождения ребёнка, когда она особенно необходима.
Экономические преобразования в обществе способствуют его дифференциации, появлению новых типов семей. Понятно, что семья бизнесмена отличается от семьи безработного. В семьях людей, поглощенных бизнесом, дети материально обеспечены, но часто лишены духовно-нравственного общения с родителями, родители поручают воспитание детей нянькам, гувернанткам и остаются чуждыми для них. В семьях фермеров дети обычно раньше, чем в других семьях, вовлекаются в трудовую деятельность.
Если раньше семья создавалась преимущественно для продолжения рода, передачи накопленных прежними поколениями материальных ценностей, более экономного расходования сил и средств на жилищное обеспечение, то сегодня семья - это, прежде всего, духовное сообщество, содружество во имя интересной, культурной и богатой впечатлениями жизни. Семья создает чувство устойчивости в бурно изменяющемся мире, помогает сообща выработать тактику поведения в обществе и определить жизненные перспективы.
Вопросы и задания
1. Как вы понимаете слова: «семья - ячейка общества»?
2. Расположите перечисленные в параграфе функции семьи в порядке их значимости в современном обществе. Поясните свое мнение.
3. В чем состоят преимущества многодетной семьи? Какие меры предпринимает наше государство для поддержки многодетных семей?
4. Какой мотив заключения брака в наше время является ведущим? Почему вы так считаете?
5. Что вы понимаете под ценностями семейной жизни? Приведите примеры из жизни вашей семьи, ближайшего окружения.
6. Охарактеризуйте роль семьи в современном обществе. Как вы понимаете утверждение: «здоровье общества» зависит от «здоровья семьи»?
Статья посвящена одному из главных социальных институтов общества – семье. Современная семья не может формироваться и функционировать в отрыве от общества и государства. Поэтому в настоящее время долгосрочной целью семейной политики должно являться укрепление семьи как социального института.
- Процесс формирования и функционирования современной семьи
Современная городская семья находится в состоянии перехода от старых образцов поведения и установок на жизненные ценности, от прежних форм отношений к новым. Как во всякий переломный период, это связано с определенной ломкой стереотипов, которые не всегда проходят безболезненно.
Семья как социальный институт представляет особый интерес, поскольку с одной стороны она обеспечивает стабильность общества и эволюционирует вместе с ним, а с другой стороны выступает как пространство, в котором происходит личностное становление человека. Сегодня семья проходит испытание на прочность. Причем эксперимент над ней проводит само общество. И все же при всех трудностях она живет и исполняет свои функции.
Рассматривая роль семьи в процессе социального воспроизводства подрастающего поколения, следует отметить, что существует и оборотная сторона медали. В данном случае речь идет о таких негативных явлениях, как консерватизм мышления и стереотипов поведения, которые унаследованы от уже ушедших поколений, и которые вольно или невольно передаются новым поколениям. Всякое новое неминуемо содержит в себе элементы старого, причем не только лучшего свойства .
К сожалению, семья может выступить не только в качестве источника нравственного и физического здоровья, но также источником аномалий, которые прямо или косвенно отражаются на состоянии младших поколений. Так, приобщение детей к спиртному, наркотикам, нервные перегрузки в результате напряженных отношений между мужем и женой, эмоциональная глухота и неумение помочь ближнему, безусловно, сказываются на психическом, а иногда и физическом состоянии того или иного члена семьи. Распространение нервно-психических заболеваний связано не только с трудовой деятельностью и ритмом городской жизни, но и семейными конфликтами .
Эмпирический материал показывает, что родительские образцы поведения в отношениях к детям, другим людям в большинстве случаев являются своеобразным эталоном для новых семей (дочерей и сыновей) на протяжении достаточно длительного времени. Лишь немногие респонденты (12%) не считают своих родителей примером для себя. Подавляющее большинство (87,9%) видят в своих родителях образец поведения в отношении к труду и детям. Итак, в процессе воспроизводства и воспитания молодого поколения семья выступает в качестве генератора, источника взглядов, представлений о мире, о месте человека в обществе .
Молодежь особенно восприимчива к различным инновациям. В молодости особенно активно создается система ценностей, и то, какими будут эти ценности, определяется объективной структурой тех отношений, в которых находятся молодые люди. Социально-экономические реформы в России влекут трансформацию молодежного образа жизни, меняется и отношение молодежи к семье, браку. Поэтому те тенденции, которые мы перечислим ниже, касаются в первую очередь молодых семей, не ограничиваясь, впрочем, только ими. Еще несколько десятилетий назад, гражданские браки рассматривались как аморальное и безнравственное явление. В настоящее время и мужчины, и женщины не торопятся официально оформлять свои отношения, предпочитают сначала просто пожить вместе, без штампа в паспорте. Общество в целом относится к гражданским бракам все более лояльно, возможно, поэтому такая форма отношений стала очень распространенной, особенно в молодежной среде. Разводы в нашей стране также стали обыденным явлением. Согласно данным Демографического Ежегодника Организации Объединенных Наций, который включает мировую статистику, публикуемую ежегодно, Россия лидирует в списке стран с самым высоким числом разводов и детей, рожденных вне брака .
На стабильность семейных отношений в последнее время все сильнее действует и неравная нагрузка, приходящаяся как в самой семье, так и в общественной жизни на долю мужа и жены. Работая на производстве и дома, женщина больше устает, перегружена разными заботами .
Проблема разводимости населения очень серьезна. Несомненно, отрицательные последствия разводов сказываются не только на моральном и психологическом состоянии людей, но и непосредственно влияют на снижение рождаемости, поскольку разводы часто не компенсируются повторными браками, особенно у женщин, поэтому демографические потери от разводов неизбежны. Снижение рождаемости в свою очередь негативно сказывается на воспроизводстве населения города .
Именно поэтому, многие специалисты по проблемам брака и семьи считают, что одним из важнейших условий повышения рождаемости, помимо стимулирующих мер демографической политики в стране (речь о материнском капитале) является профилактика разводов, предотвращение распада семьи, повышение устойчивости брачно-семейных отношений .
Опросы общественного мнения в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья – одно из условий деградации общества. Система высшего образования должна учитывать роль семьи, ее значимость для молодежи. Поскольку именно нынешней молодежи предстоит решать социальные, экономические, культурные, духовные задачи, которые будут стоять перед российским обществом в первой половине XXI века. Современное российское общество на протяжении последних лет испытывает постоянные кризисы во всех сферах социальной, экономической и психологической жизни, которые влекут за собой трансформацию всех его подсистем, в том числе и института семьи .
Сама по себе семья не может формироваться в отрыве от общества и государства. Современное государство в России, как считает А.И. Антонов, стремиться заменить собой семью в целях все более многостороннего подчинения личности интересам корпоративного капитализма, разрушает основы семьи и фамилизма. В настоящее время стратегической долгосрочной целью семейной политики должно являться укрепление семьи как социального института. Эта цель наиболее полно выражается в упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов индивида, одиночки на интересы жизни в семье и семьей .
Семья была и остается наиболее устойчивой первичной «ячейкой» общества, меняется лишь ее структура и функции, отношения с другими социальными институтами. Задача, следовательно, состоит в дальнейшем развитии и совершенствовании семейно-брачных отношений, в поиске путей и методов их регулирования на всех уровнях общественной организации .
Список литературы
- Игебаева Ф.А. Семья как базовый агент социализации личности. //Инновационная наука. Международный научный журнал, 2016. №1. – С.170 –171.
- Игебаева Ф.А. Влияние образа жизни городской семьи на стабильность брачно-семейных отношений // Современный мир: экономика, история, образование, культура: сб. научных трудов. - Уфа: Изд-во БГАУ, 2005.– С.257– 263.
- Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка //Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Сб. статей Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011. – С.135 – 138.
- Александрова И.В. Воспроизводство населения как объект социального управления. – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 168 с.
- Аитов Н.А., Говако Б.И., Игебаева Ф.А. Город. Население. Трудовые ресурсы. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1982. – 144с.
- Игебаева Ф.А. Образ жизни городской семьи и факторы ее дестабилизации //Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, № 1. – С.140 – 142.
- Игебаева Ф.А. Особенности демографического развития города и стабильности семьи. // Социально-политические науки. - 2013. – №2, С.79 – 81.
- Игебаева Ф.А. Роль семьи в социализации личности. В сборнике: Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 49-51.
- Игебаева Ф.А.Семья как фактор формирования духовно-нравственных основ личности. В сборнике: Философия духовно-нравственной и гражданской самореализации личности в условиях региональной ментальности. IX Междунар. науч.-практ. конф., нояб. 2005 г. Пенза, 2005. - С. 81-83.
- Пасовец Ю.М. Демографический потенциал современной России в региональном разрезе // Социологические исследования. 2011. - № 12. – С. 64 –69.
- Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России в XXI веке, М., ИД «Грааль», 2002. – 246с.
- Игебаева Ф. А. Семья в трансформирующемся российском обществе. // Социологические исследования. 2014. № 9. – С.73 – 76.
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №32
Семья в современном обществе
Выполнила:
Борисова Анна,
ученица 11 «Б» класса
Научный руководитель:
Картамышева О.В.
г. Рыбинск
Введение..............................................................................................3
Глава 1. Общая роль семьи в современном обществе .............................................................................................4
1.1. Семья как объект социологического исследования ...............................................................................4
1.2. Типы и функции семьи .................................................................................................................. 8
Глава 2.Проблема неполных семей ............................................................................................................................14
2.1. О семьях с одним родителем ..........................................................14
2.2.Негативные факторы воспитания .....................................................................................................19
2.3. Пути выхода из сложившейся ситуации ..........................................................................................................24
Заключение.........................................................................................28
Библиография.....................................................................................30
ВВЕДЕНИЕ
Люди есть такие –
Самые дорогие,
Самые любимые,
Самые ранимые.
Если спросите: кто это?
Вам не долго ждать ответа.
На вопрос отвечу я:
Просто-напросто семья!
Надежда Кочи
Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучалась многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин объясняли семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. Разные социальные школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах семьи как социального института и малой группы. Затем эти представления о семье превратились в стереотипы, которые препятствуют выявлению новых тенденций и закономерностей в развитии института семьи.
Цель:
Раскрытие понятия эволюции семьи и места неполных семей в современном обществе.
Задачи:
Определить, какое значение вкладывается в термин «семья» в настоящее время
Выделить и провести анализ основных функций современной семьи
На основе этого выделить наиболее актуальную проблему наших дней – проблему неполных семей
Найти пути выхода из сложившейся ситуации
Я считаю нужным освятить эти проблемы, так как в последние десятилетия XX века и, особенно в начале нового тысячелетия они стали восприниматься обществом как само собой разумеющееся. В конце концов, может произойти распад семьи как социальной системы. Я считаю, что уже сейчас необходимо искать пути решения данной проблемы.
Глава 1. Общая роль семьи в современном обществе
1.1. Семья как объект социологического исследования: структура, жизнедеятельность, тенденции и проблемы
Примерно до середины XIX века семья рассматривалась как изначально моногамная ячейка общества.Философов античности, средневековья и отчасти Нового времени семья интересовала не как социальный институт, а интересовало только ее отношение к социальным порядкам и к государству. Идеологи феодализма считали неотъемлемым качеством семьи патриархальность. Буржуазные философы видели «естественную» связь между семьей и собственностью. Гегель писал: «Семья в качестве лица имеет свою внешнюю реальность в некоторой собственности; в собственности она обладает наличным бытием своей субстанциальной личности лишь как в некотором имуществе. В сказаниях об основании государства или, по крайней мере, нравственно упорядоченной общественной жизни введение прочной собственности появляется в связи с введением брака».
Таким образом, в процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности изменялись в зависимости от характера производства в данном обществе и культурных традиций данного общества.
Резко возрос интерес к проблемам семьи в конце XX века. Это связано с происходящими кардинальными изменениями в экономической и социокультурной сфере жизни общества, которые оказывают огромное влияние на жизнедеятельность человека: на его положение на работе, в быту, в семье.
Такие изменения Э. Тоффлер определил как переход к информационному обществу. Он говорил о том, что до индустриальной революции формы семьи были неодинаковы. Когда господствовало сельское хозяйство, люди обычно жили в больших семьях под одной крышей и работали вместе как производственная ячейка («общая семья» в Индии, «задруга» на Балканах, «большая семья» в Восточной Европе). И семья тогда была неподвижной – она своими корнями уходила в землю.
Во время индустриальной революции семьи испытали стресс от перемен: внутри каждой такой семьи столкновение между традиционными устоями и прогрессом выражалось в форме конфликтов, падения патриархальных авторитетов, изменений в отношениях между детьми и родителями, в новых понятиях о собственности. С развитием технического прогресса семья утратила возможность работать вместе как производственная ячейка. Постепенно и болезненно структура семьи начала меняться. Так называемая малая (нуклеарная) семья, состоящая из отца, матери и нескольких детей, стала стандартной, социально признанной «современной» моделью во всех индустриальных обществах.
Начиная с 70-х годов XX века, прежняя нуклеарная семья, характерная для индустриального общества, оказывается в кризисном положении. Ослабляются внутрисемейные и распространяются внебрачные связи, возрастает количество неполных семей, при общем уменьшении рождаемости увеличивается число детей, рожденных вне брака. В 1997 г. в России родилось в незарегистрированном браке 25,33% от общего числа родившихся, в 1998 г. – 26,95%, 1999 г. – 27,93% .
Таким образом, можно выделить три основные структурные составляющие современной семьи:
· Родственная (сложная) – клан родственников с их супругами и детьми. Это наиболее редко встречающийся вид семьи в наше время;
· Нуклеарная (массовая семья) – состоит из одной брачной пары. Эта семья автономна и малодетна;
· Неполная – быстро распространяющаяся в современном обществе модель семейных отношений. Состоит из одного родителя и детей (преимущественно одного ребенка).
Соотношение удельного веса между этими видами семей в России по структурному признаку следующее:
· Нуклеарная семья – около 80%;
· Неполная семья – около 19%;
· Родственная семья, с несколькими брачными парами и многодетная – 1%.
Что же все-таки понимается под термином «семья» на новом этапе развития человечества? А.Г. Харчев определял семью как «малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства». Но в последние два десятилетия в области семейно-брачных отношений наблюдается ряд негативных тенденций, которые не могут дать этому определению реализовать себя в полной мере. Они выражаются в следующем:
Уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка;
Увеличение так называемых “легкомысленных”, необдуманных браков;
Непонимание некоторой части молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье;
Рост количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения;
Увеличение числа абортов и всех последствий, связанных с ними;
Рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем;
Увеличение числа мужчин и женщин, которые затем не могут повторно вступить в повторный брак;
Рост алкоголизма, который сильно подрывает семейные устои и ведет к рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями;
Значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной безграмотности супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни.
В связи с этим, состояние семьи как социального института можно оценить как кризисное.
Несмотря на все изменения, которые претерпела семья за все свое существование, неизменными остались две ее характеристики: а) семья как социальный институт общества. Следовательно, общество заинтересованно в качестве семьи и организации этого социального института; б) семья как малая социальная группа и, следовательно, ее члены заинтересованы в ее организации на протяжении всей жизни.
Но нельзя говорить о том, что кризиса института семьи нет, он есть и, самостоятельно, без помощи государства и других социальных институтов, семье не подняться.
1.2. Типы и функции семей
Типы семей. Основаниями для разграничения семей на типы могут служить: наличие одной или нескольких брачных пар и их возраст, наличие в семье несовершеннолетних детей, число поколений в семье, наличие родственников по боковой линии (братья, сестры, племянники и т.д.). При классификации семей исходят из сочетаний видов семей, описанных в п.1.1.
Типы семей:
1. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей.
2. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним родителем.
3. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним из родителей супругов.
4. Семьи с двумя или более брачными парами, с детьми и без детей, с одним из супругов (или без него) и с другими родственниками (или без них).
5. Семьи, состоящие из матери с детьми.
6. Семьи, состоящие из матери (отца) с детьми.
7. Семьи, состоящие из матери с детьми с одним из родителей матери (отца).
8. Семьи, состоящие из отца с детьми, с одним из родителей отца (матери).
9. Прочие семьи.
Основными в России являются семьи, обозначенные в пунктах 1 и 5, т.е. нуклеарные и неполные.
Функции семьи. Семья выполняет различные функции. Функции семьи связаны с потребностями общества и личности. Знание функций семьи чрезвычайно важно. Через функции, с одной стороны, можно понять сущность семьи как социального явления и тем самым определить характер взаимосвязи семьи и общества, с другой можно проанализировать деятельность семьи как малой социальной группы, и тогда проявляется роль функции как главной составляющей стабильности брака.
Функциональный подход к анализу семьи был и остался ведущим, т.к. функция производна от потребности.
Функции семьи можно подразделить на две группы: 1) как социального института общества; 2) как малой социальной группы. Только успешно осуществляя функции на уровне малой группы, семья может обеспечить и успешную реализацию своих функций как социального института.
В зависимости от приоритетов того или иного общества, периодов их исторического развития, менялся как характер исполнения функций, так и их иерархия. В жизнедеятельности современной семьи, прежде всего, приобретают основное значение функции, связанные с общением и эмоциями, имеющими место, как между супругами, так и детьми и родителями.
В зависимости от типа семья выполняет следующие функции:
1) Репродуктивная.
С точки зрения общества функция деторождения – это воспроизводство следующего поколения, производство рабочей силы. Сколько же в семье должно быть детей, чтобы функцию деторождения считать выполненной? Первый ребенок нужен супругам для самоутверждения, для завоевания определенного социального статуса в обществе, для укрепления брака и, наконец, просто для создания семьи. Но для пользы самой же семьи желательно иметь несколько детей, чтобы внимание родственников и родителей не концентрировалось лишь на одном ребенке. Иначе, таким образом, можно воспитать нахлебника и вымогателя.
Сейчас в нашей стране (да и, пожалуй, во всем мире) наблюдается процесс массового снижения детности семьи.
Динамика детности семьи: суммарный коэффициент рождаемости на одну женщину в 1945-1997 гг. (город - село)
Год | Всего |
1945-1949 | 2,46 |
1950-1954 | 2,20 |
1955-1959 | 2,08 |
1960-1964 | 1,98 |
1965-1969 | 1,88 |
1970-1974 | 1,86 |
1975-1979 | 1,80 |
1980-1990 | 1,64 |
1996 | 1,28 |
1997 | 1,23 |
На основе данных этой таблицы можно утверждать, что на одну женщину в 1997 году приходилось примерно по одному ребенку, тогда как в послевоенный период этот коэффициент составлял более двух детей. Суммарный коэффициент рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения.
Понятно, что современная семья по преимуществу малодетная. Средний состав российской семьи сегодня составляет 3,2 члена, т.е. сегодня в семье есть отец, мать и один, реже два ребенка.
Отсюда можно сделать вывод, что важнейшую свою функцию современная семья не выполняет.
2) Воспитательная.
Семьей создается нравственная основа будущей жизни подрастающего поколения. Ребенок – явление социальное. Отношение ребенка к среде, в которой он живет, и среды к ребенку проявляется в переживаниях и деятельности самого ребенка. В связи с этим воспитательная деятельность семьи – это, прежде всего, создание условий для взращивания ребенка: материальные основания, эмоциональный фон, духовный мир. Воспитательная деятельность определяет все другие виды деятельности. Она тесно связана с хозяйственно-экономической функцией.
3) Хозяйственно-экономическая функция.
В настоящее время хозяйственно-экономическая функция проявляется там, где вся семья задействована в одном производстве, где все ее члены заинтересованы в результатах своего труда, где семья становится экономической единицей.
Семья связана с распределением материальных благ. Как подфункцию здесь можно рассматривать содержание детей, поддержание стариков, ведение домашнего хозяйства. Как социальный институт, осуществляя хозяйственно-экономическую функцию, семья вплетается в экономическую структуру общественного производства, становится ее подсистемой.
Как малая социальная группа, осуществляя хозяйственно-бытовую функцию, семья берет на себя часть обязанностей общества по обслуживанию населения. Сегодня это обслуживание часто осуществляется посредством семьи, в рамках семьи, за счет семьи (стирка, уборка, мелкий бытовой ремонт и т.д.).
Без осуществления семьей этой функции, невозможно было бы осуществить ни одну из указанных функций в том виде, который они сейчас из себя представляют.
4) Функция общения.
Функция общения состоит из постоянных эмоционально насыщенных контактов, взаимоподдержки, взаимодоверия всех членов семьи, обеспечивая личности психологический комфорт.
Общение в семье – это жизнь самой семьи. Без общения семья не может существовать.
Таким образом, подводя выводы по главе, можно сказать, что положение института семьи в современном обществе очень нестабильно, т.к. происходит процесс дифференциации семьи и общества в целом. Изменения затрагивают все стороны общественной жизни, в том числе и брачно-семейные отношения. Меняется и роль семьи в обществе: семья начинает рассматриваться не как производственная ячейка, а как совокупность функционирования социально-экономического, воспитательного, духовного и других факторов, влияющих на жизнедеятельность человека.
Глава 2. Проблема неполных семей
2.1. О семьях с одним родителем
Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.
Неполная семья – малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети, дети – бабушки и дедушки.
Такие семьи называют еще "материнскими", а женщину, воспитывающую ребенка (детей) без отца - "одинокая мать".
Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения традиционно считались разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость.
Модель неполной семьи объективно более соответствует постиндустриальному обществу с его социальной мобильностью, высоким уровнем развития научных и промышленных технологий, информатизации, а значит, и большим значением профессионализма, трудно совмещающимся с выполнением семейных обязанностей.
Переписи населения последних десятилетий фиксируют рост числа неполных семей в общей численности семей в России. Так, в 1979 г. доля неполных семей составляла 14,7%; в1989 г. их стало уже 15,1%. Микроперепись 1994 г. выявила в составе всех российских семей 16,6% неполных.
Неполные семьи - сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту. Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, могут быть самыми разными.
Основными причинами увеличения неполных семей являются:
1) Увеличение количества разводов.
Развод – частая причина появления неполных семей. Поскольку дети, как правило, остаются с матерью, то у матери образуется неполная семья, а отец либо становится одиночкой, либо вступает в новый брак, либо возвращается к своим родителям.
Фактор развода в современных условиях стал механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений. Сегодня наблюдается сокращение доли мужчин и женщин, состоящих в браке, рост численности разведенных и повторно не вступивших в брак женщин. О динамике нестабильности браков свидетельствует таблица:
Динамика нестабильности браков
Год | В тысячах | На 1000 населения | ||
Браков | Разводов | Браков | Разводов | |
1992 | 1053,7 | 639,2 | 7,1 | 4,3 |
1993 | 1106,7 | 663,3 | 7,5 | 4,5 |
1994 | 1180,6 | 680,5 | 7,4 | 4,6 |
1995 | 1074,4 | 665,6 | 7,3 | 4,5 |
1996 | 867 | 562 | 5,9 | 3,8 |
1997 | 928 | 555 | 6,3 | 3,8 |
В 1997 году на каждые 100 вновь заключенных браков приходилось около 60 разводов. По сравнению с 1992 годом улучшилось соотношение (на 1000) расторгаемых и заключенных браков. Однако можно отметить, что тенденция к расторжению брака растет, и будет расти за счет вероятности развестись в течение одного года супружества.
За период 1990-1997 гг. в России было расторгнуто более 2 460 000 браков, таким образом, остались без отца и реже – без матери 2 150 000 детей, жизнь которых может оказаться вследствие этого ущербной. Интересно, что чем меньше в семье детей, тем выше вероятность развода. Так, 35,9% разведенных семей были бездетными, 43% имели одного ребенка, 20,3% - двух детей.
В социологии ситуация развода в семьях с детьми рассматривается как частный случай ситуации социальной. Ее теоретический анализ осуществляется в двух плоскостях: а) применительно к обществу, где развод выступает как социальный институт и социокультурное явление; б) для характеристики развода в семье с детьми как малой социальной группе.
Сам развод из явления в прошлом запретного, исключительного трансформировался и стал массовым. Высокий уровень разводимости характерен для многих современных государств. Однако, Россия на протяжении последних десятилетий занимает второе место (после США) в мире по этому показателю, существенно опережая другие державы.
Если в конце 50-х годов число разводов в нашей стране составляло менее 1 на 1000 населения, то в дальнейшем оно неуклонно возрастало, о чем свидетельствует диаграмма:
Коэффициенты разводимости в РФ (на 1000 населения)
Отмечая рост уровня разводимости в России, нужно учесть, что в 1965 году были облегчены юридические условия для развода и поэтому к фактическому их числу добавились браки, давно распавшиеся, но своевременно не оформленные юридически. Влияние этого фактора на коэффициент разводимости продолжалось несколько лет.
В середине 90-х рост разводимости по стране сменился стабилизацией, но на высоком уровне – около 4,5 разводов на 1000 населения.
Таким образом, проблемы устойчивости брачно-семейных отношений по-прежнему актуальны для многих российских семей.
2) Увеличение количества рождений вне официально зарегистрированного брака.
При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Такая семья всегда состоит из матери с детьми. Современная семья демонстрирует отказ от патриархальности. Наблюдается тенденция к снижению нормы брачности. Четверть опрошенных респондентов не видит в семейном образе жизни исключительной ценности, около 12% живут в незарегистрированном браке. В данном случае семья изначально является монородительской, и ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. В обыденном российском сознании за женщинами, воспитывающими ребенка без отца, закрепился термин «мать-одиночка».
Статистика последних десятилетий показывает, что неблагоприятное развитие брачно-семейных отношений в России, прежде всего, проявляется в росте внебрачной рождаемости. В России по сравнению с 1970 годом в 1998 году число внебрачных рождений увеличилось больше, чем в 1,5 раза (с 201,2 до 345,9 тыс. чел.). Если в 1970 году было 10,6% внебрачных детей (от общего числа родившихся), в 1990 г. – 14,6%, в 1998 г. – уже 27%.
a) Матери, родившие ребенка без мужа сознательно.
b) Матери, родившие ребенка без мужа вынужденно.
c) Матери, усыновившие ребенка, без мужа.
Если раньше рождение внебрачных детей происходило в силу непредвиденных обстоятельств, то к концу XX в. – началу XXI в. все больше женщин рожают «вне брака» сознательно, чтобы реализовать свои потребности в материнстве.
3) Увеличение смертности мужчин .
Среди семей, ставших неполными из-за смерти одного из супругов, больше матерей с детьми, чем отцов с детьми. Причина в том, что смертность мужчин несколько выше, следовательно, вдов оказывается больше, чем вдовцов. Именно по этому исследователи уделяют большое внимание изучению вдов. Но стоит заметить, что в более уязвимом положении оказываются все-таки вдовцы, а не вдовы. К тому же именно вдовцы чаще стремятся жениться повторно.
По мнению В. Солодникова, само вдовство является разнокачественным, т.е. существуют две переменные, которые задают специфику вдовства: «естественность» или искусственность вдовства. В первом случае причиной является смерть одного из супругов от естественных причин (старости и сопровождающих ее болезней), во втором – вследствие несчастных случаев, пагубных пристрастий, внезапных заболеваний и т.п.
Таким образом, вдовство является серьезным испытанием, жизненным вызовом для уцелевшего супруга и его родственников, включая детей.
2.2. Негативные факторы воспитания
Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.
Неполная семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. Именно через воспитание демонстрируется ценность пословицы: «Как аукнется, так и откликнется».
Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми другими. Такие дети обычно хуже адаптируются в социальной среде. Н. Соловьев говорил, что «отец по своим потенциальным возможностям не менее одаренный воспитатель, чем мать. К своей воспитательной функции он так же, как и мать, подготовлен природой и обществом. Во-первых, у отца уравновешенная нервная система. Он меньше отдает распоряжений детям и меньше отменяет их. Во-вторых, воспитателю необходимо обладать достаточно большим объемом разнообразной информации. Объем подобной информации у него чаще всего не меньше, чем у матери, а нередко и больше. В-третьих, для воспитания детей необходимо время, которое воспитатель может уделить непосредственно воспитуемому. Такого времени у отца часто гораздо больше, чем у матери». Таким образом, можно сказать, что воспитание ребенка без отца неполноценно.
Одна из проблем неполных семей – совмещение профессиональной и родительской ролей, что, при режиме полной занятости, существенно снижает время, которое могло бы быть использовано матерью для совместного времяпрепровождения с ребенком, минимизируя, таким образом, воспитательное внимание матери.
В тех случаях, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком и воспитанию его со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Согласно данным исследования, проведенного Т.А. Гурко, лишь 53% матерей получают такую помощь от родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения, 4% - подруги, коллеги по работе, 3% - соседи, 3% - родители отца ребенка, 4% - отец ребенка. Значительной части матерей (21%) помощи по уходу за ребенком и по его воспитанию практически никто из близких не оказывает. Только 7% из них в момент опроса не работало, большинство матерей (68%) работали полный рабочий день.
В неполных семьях остро стоит проблема надзора за детьми, потому женщина бывает вынуждена оставлять детей одних или малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, матери приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количество времени.
Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:
1. Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм деформации воспитания.
2. Отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке. Впоследствии, такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но, т.к. она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний.
3. Препятствие контактам ребенка с отцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу.
4. Двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения.
5. Стремление матери сделать ребенка образцовым, несмотря на то, что у него нет отца. Мать становится «домашним надзирателем». Ребенок либо становится пассивным, либо включается в жизнь уличных компаний.
6. Отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых ребенок мешает, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения.
Употребление алкоголя и курение подростков, проживающих в различных типах семей (%)
Варианты | Семьи | |||||||||
С отцом и матерью | С отчимом | Без отца | Без матери | всего | ||||||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
Курят: | ||||||||||
Часто | 23 | 13 | 39 | 25 | 25 | 9 | 20 | 17 | 24 | 13 |
Редко | 25 | 13 | 19 | 29 | 23 | 18 | 38 | 20 | 26 | 14 |
Выпивают: | ||||||||||
Часто | 11 | 10 | 12 | 14 | 6 | 6 | 20 | - | 10 | 9 |
Редко | 28 | 46 | 25 | 28 |
Анализируя данные таблицы можно сказать, что уровень девиации у мальчиков (независимо от типа семьи) выше, чем у девочек. Это связано, вероятно, с желанием соответствовать стандартам «мужественности», сформировавшимся в нашем обществе. По данным этой таблицы можно заметить, что более неблагоприятные показатели свойственны девочкам из семей с отчимами (сводных) – они чаще курят. Мальчики из сводных семей лишь чаще выпивают в сравнении с мальчиками из материнских семей. Дети, растущие без отца или матери, на общем фоне проявляют меньший уровень девиации.
Уместно сказать, что порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная, хотя и полная (например, когда в семье отец-пьяница). Здесь очень важно очертить границы, когда полная семья перестает быть полезной для ребенка: когда имеет место насилие со стороны отца к членам семьи. Но нередко и то, когда, разрывая отношения с отцом, матери не задумываются о том, что жизнь станет очень сложной без него. В результате этого процесс воспитания оказывается нарушенным, и те трудности, которые испытывает неполная семья, оказываются гораздо более серьезными, чем те, которые испытывала полная семья.
Издержки воспитания в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависящих от пособий». Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, поскольку они в целом в большей степени зависимы от социальной поддержки государства. Исследование Е.В. Андрюшиной среди подростков Москвы подтвердило приведенные выше выводы. Подростки из неполных семей в сравнении с ровесниками из полных отметили серьезные материальные трудности, испытываемые семьей: соответственно 30 и 15%.
Неполнота семьи увеличивает риск того, что дети, выросшие в неполной семье, не смогут создать собственную полноценную семью. По различным оценкам от 38,5% до 63% матерей-глав неполных семей сами воспитывались в таких семьях. Потому, несмотря на огромное желание создать семью, гармоничное супружество таких детей в будущем часто не реализовывается.
Следует также отметить, что все неблагоприятные факторы, сказывающиеся на родителях, такие как плохое жилье, материальные проблемы, частая смена места жительства, плохое физическое и психическое здоровье неблагоприятно сказываются и на детях.
Таким образом, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга.
2.3. Пути выхода из сложившейся ситуации
Как говорилось раньше, проблема увеличения численности неполных семей в нашей стране назревает уже давно, но в последнее десятилетие она стоит особенно остро. Нашей властью не до конца осознается масштабность и глубина кризиса семьи и не ведется полноценная дискуссия о поиске выхода из сложившейся ситуации. На Западе с этой проблемой столкнулись гораздо раньше. В США существуют организации, которые занимаются проблемой разводов, вдовства и расставанием родителей. Их главная цель – помочь приспособиться к новым условиям жизни: программы помощи включают психологическую, юридическую и социальную поддержку. В нашей стране такая система помощи только начинает создаваться и, следовательно, еще не распространена так, как в Америке. Наше государство на всех этапах своего существования проявляло заботу об одиноких матерях, имеющих несовершеннолетних детей. Конечно, формы и масштабы такой помощи не оставались неизменными. В Кодексе о браке и семье указано, что государство проявляет заботу о семье путем предоставления пособий и льгот одиноким матерям (наряду с другими мерами охраны прав и интересов семьи). Наиболее общей формой помощи, которой пользуются практически все неполные семьи с несовершеннолетними детьми, является государственное ежемесячное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей в размере минимальной заработной платы. Государственные пособия, установленные для одиноких матерей, назначаются и оплачиваются также вдовам, имеющим детей, но не получающим на них пенсии по случаю потери кормильца. Предусмотрена еще одна важная форма помощи одиноким матерям: одинокая мать может поместить ребенка в детское учреждение на воспитание, и имеет право забрать его оттуда.
Но нельзя рассматривать только материальную сторону выхода из этой ситуации. Прежде всего, надо задуматься, почему же так происходит? Можно ли возродить нуклеарную семью? Ответ на вопрос кроется в самом обществе.
Д. Попеное, чтобы возродить нуклеарную семью, предлагает восстановить культурное значение добровольной пожизненной моногамии. Вот более эффективные меры:
1) Обуздать сексуальную революцию. Он предлагает действовать в трех направлениях:
Сексуальное воздержание, по крайней мере, до окончания школы.
Поощрение сексуальной сдержанности до замужества.
Управление организованной индустрией развлечений. Ответственность за идеи, которые внедряются в массовую культуру, должна быть большей.
2) Содействовать браку:
Разъяснять эмоциональные, экономические и медицинские преимущества пожизненной моногамии.
Просвещать население в отношении природы современного брака. Разъяснить, что он не сводится лишь к нахождению идеального спутника, жизнь с которым наполнена страстью и романтикой. Брак – это длительная дружба между мужчиной и женщиной, которая требует не только постоянных усилий и забот, но и строгих моральных обязательств перед обществом, а также коммуникативных навыков.
Предавать позору и стыду супружеские пары, имеющие детей, но разводящиеся без объективных на то оснований, а также тех, кто заводит детей вне брака. Позор - один из самых действенных рычагов социального контроля. (Выделив этот пункт у Попеное, сразу вспоминается П. Бергер, который говорил, что убеждения, насмешки, презрение, т.е. моральные средства, средства общественного мнения действуют намного сильнее на человека, чем какие-либо другие механизмы социального контроля).
Широко обнародовать данные исследований о том, насколько пагубно влияют на детей распавшиеся браки.
3) Усилить внимание культуры к детям:
Все родители желают добра своим детям. Большинство взрослых людей стремятся дать им все самое лучшее. Мы не можем позволить, чтобы проверенные веками культурные традиции и приоритет в деле рождения детей все меньше зависел от нашей воли (что мы сейчас и видим). Задача осложняется еще тем, что сегодня менее одной трети семейных пар имеют детей, тогда как в прошлые века эта цифра превышала три четверти. Следует подумать и о завтрашнем дне, ведь дети – наше будущее.
Но все-таки не следует забывать, что лучшая борьба с проблемой – это ее профилактика. Система профилактики по сокращению численности неполных семей должна включать в себя:
a) Меры, предупреждающие негативные тенденции в сфере устойчивости семьи;
b) Меры, нейтрализующие влияние «факторов риска» на стабильность семейных отношений;
c) Меры, устраняющие подобные отрицательные воздействия;
Контроль над проведенной работой и ее результатами.
Я считаю, что основной объем этих мер должен проводиться на базе средних, средних специальных и высших учебных заведений, чтобы предупредить последствия возникновения неполных семей на раннем этапе их возникновения.
Таким образом, подводя выводы по главе, можно сказать, что количество неполных семей с каждым годом увеличивается, растет число разводов и, что необходимы конкретные меры по решению проблем такой слабозащищенной семейной группы, как неполная семья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение я хотела бы сказать, что, анализируя проведенную работу, я пришла к неутешительным выводам.
В процессе эволюции брачно-семейных отношений семья утратила свою целостность и традиционное значение. На смену родовой пришла нуклеарная семья. Стал распространяться такой тип семей как неполные семьи. В определении понятия «семья» я присоединилась к мнению одного из авторитетных социологов-семьеведов А.Г. Харчева, который определил семью как малую социальную группу и как социальный институт. Действительно семья сохранила эти два определения семьи до наших дней. Но сегодняшняя семья не обладает стопроцентной устойчивостью. Наука ориентирует общество на то, чтобы принимать и понимать разные стили жизни. Семья с одним родителем неполна с демографической точки зрения, она имеет свои психологические и социальные трудности, тем не менее, это одна из разновидностей современной семьи. «Отменить» ее нельзя, но можно способствовать увеличению нуклеарных семей и тем самым сокращать численность неполных. Здесь я присоединилась к мерам по увеличению численности нуклеарных семей, предлагаемых Д. Попеное.
Я считаю, что правильнее называть такую семью не неполной, а семьей с одним родителем. «Неполная» ассоциируется с неполноценной, ущербной, а это, согласитесь, вещи разные. Сама формулировка как бы утверждает: негативные последствия неизбежны. Исходя из моей работы, можно сделать вывод, что не всегда неполная, или, лучше выразиться, семья с одним родителем, хуже нуклеарной.
Если мы рассмотрим ситуацию развода, которая является самым распространенным фактором появления неполных семей, то увидим, что большинство детей из распавшихся семей ни эмоционально, ни психологически, ни умственно не отличаются от своих сверстников из семей с обоими родителями, так что «неполная семья» и «неблагополучная семья» - не синонимы. Все считают, что развод – катастрофа; что детям в распавшейся семье плохо. Под общественное мнение подстраивается самосознание – как супругов, так и детей, побуждая их считать себя все более несчастными. Большинство детей называют это событие самым сильным жизненным потрясением. Однако в долгосрочной перспективе почти все дети адаптируются к новым условиям.
Такие же выводы мы можем сделать, рассматривая и другие причины, приводящие к появлению таких семей. Все больше появляется женщин, которые сознательно идут на то, чтобы родить ребенка без мужа.
И, все таки, неполные семьи – это девиация, отклонение от нормы. В таких семьях нарушается процесс воспитания и социализации детей, уменьшается уровень рождаемости из-за материальных трудностей, которые испытывают эти семьи.
Таким семьям, несомненно, требуется помощь социальных служб и государства, так как появление монородительских семей тесно связано с материальными трудностями.
Актуальность эффективной социальной защиты в отношении данной категории семей определяется тем, что речь идет, прежде всего, о содержании и воспитании значительной части детей. Как говорится в пословице: «Как аукнется – так и откликнется». Это значит, что от качества воспитания детей зависит наше будущее. Воспитывая детей в неполных семьях, прежде всего, нужно опираться на поддержку государства, как с материальной стороны, так и в социальном плане.
Таким образом, не надо пытаться жестко отстаивать свою точку зрения насчет того, что неполная семья – это плохо, надо лояльнее относиться к таким семьям и всячески поддерживать их и помогать им.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрюшина Е.В. Семья и здоровье подростка// Народонаселение. 1998. №2
2. Борисов В.А. Демография: Учебник для ВУЗов. – М.: Пота Бене Медиа Трейд Компания, 2003
3. Бруй Б.П., Курилина Е.В., Варшавская Н.Е., Чумарина В.Ж. О развитии демографических процессов в РФ в 1998 году // Вопросы статистики. 1999. №10. с.35
4. Бруй В.П.. Татевосов Р.В. К анализу микропереписи населения 1994 г.// Семья в России. 1995. №1-2. С. 182-187
5. Гаспарян Ю.А. Семья: на пороге XXI века. С.- Петербург: Петрополис, 1999 с. 51
6. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования, 1996, № 3, с. 85
7. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. М., Департамент проблем семьи, женщин и детей, 1992, с.15
8. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье// Социологические исследования, 2001, №11, с. 108
9. Демография семьи. / Под ред. Е.Л. Сороко, Е.М. Андреевой и др. // Семья в России. 1994. №1. с.10-28
10. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования, 2003, №7. с. 95-96
11. Клупт М.А. От поколения – к поколению// В кн.: Современная семья. М., 1982. с. 3-12
12. Николаева Я.Г. «Проблемы воспитания детей в неполных семьях в Российской Федерации (на примере Чувашской Республики).- Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2004, с.19-2
13. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. М.:2000. с.82
14. Панкова Л.М. Человек и семья: Философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений: Дис. …доктора философских наук. С.-Петербург, 2003 с.
15. Попеное Д. Как восстановить нуклеарную семью в современном обществе?// Вестник Московского Университета (научный журнал), 2003, №3
16. Прошина Л.В. «Семья: 500 вопросов и ответов» - М.: Мысль, 1992
17. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб. / Госкомстат России М., 1997.с.87
18. Синельников А.Б. Демографические факторы изменения социально-экономического потенциала семьи // Семья в России, 1997, №3, с.103
19. Соловьев Н. Отец в современной семье, как предмет социологического исследования// Сб. ст.: Отец в современной семье. Вильнюс, 1998
20. Солодников В. «Социально-дезадаптированная семья в современном обществе» / Рязань: изд. - во «Пресса», 2001
21. Сысенко В.А. Разводы: динамика, мотивы, последствия// Социологические исследования. 1998. №2
23. Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования,1986, №3,с.24-27
24. Число и состав семей в Российской Федерации (по данным переписи населения 1989г.). Т.1.М. Республиканский информационно-издательский центр. 1992. с.560
Борисов В.А. Демография: Учебник для ВУЗов. – М.: Пота Бене Медиа Трейд Компания, 2003
Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования, 2003, №7. с. 95-96
Российский статистический ежегодник: Стат. Сб. / Госкомстат России М., 1997.с.87; Бруй Б.П., Курилина Е.В., Варшавская Н.Е., Чумарина В.Ж. О развитии демографических процессов в РФ в 1998 году // Вопросы статистики. 1999. №10. с.35
Соловьев Н. Отец в современной семье, как предмет социологического исследования// Сб. ст.: Отец в современной семье. Вильнюс, 1998
Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. М., Департамент проблем семьи, женщин и детей, 1992, с.15
Николаева Я.Г. «Проблемы воспитания детей в неполных семьях в Российской Федерации (на примере Чувашской Республики).- Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2004, с.19-20
Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования, 1996, № 3, с. 85
Андрюшина Е.В. Семья и здоровье подростка// Народонаселение. 1998. №2
Клупт М.А. От поколения – к поколению// В кн.: Современная семья. М., 1982. с. 3-12