Что делать, чтобы ребёнок заговорил. Что сделать для того, чтобы ребенок хорошо учился в школе
Развитие речи – это одна из главных сторон развития ребёнка. К сожалению, в наше время задержки в речевом развитии встречаются у детей очень часто. Почему ребёнок молчит, как сделать, чтобы он заговорил и как потом развивать речь ребёнка, поговорим в этой статье.
Почему ребёнок не говорит
Причин, почему ребёнок не говорит , может быть несколько
Причина 1: внутриутробная
Если беременность у мамы протекала тяжело, были перенесены внутриутробные заболевания или произошла родовая травма, это могло повлиять на задержку речевого развития у ребёнка. В таком случае обязательно наблюдение у невропатолога – он сможет назначить препараты для питания головного мозга и помочь решить проблему медицинским путём.
Причина 2: физиологическая
Другой причиной, почему ребёнок не говорит, могут быть особенности физиологии ребёнка. Для того, чтобы возникла речь, необходимо, чтобы организм был готов к её появлению. Для этого должен быть готовы головной мозг, органы речи и дыхания достаточно созреть, быть развитым слуховой аппарат. Достаточное развитие органов речи и головного мозга – это как фундамент для того, чтобы ребёнок заговорил, без этого фундамента развитие речи будет происходить с задержкой.
Причина 3: психологическая
Бывает и так, что ребёнок родился здоровым, и органы речи у него уже сформированы, и по всем признакам родители понимают, что ребёнку уже пора заговорить, а он всё молчит. Значит, причина в том, что просто ещё рано. Здесь надо помнить, что ребёнок всё равно заговорит, когда придёт время, просто его время ещё не пришло. Как только ребёнок будет готов говорить, он начнёт говорить, сам, без понуканий и просьб.
Что делать, чтобы ребёнок заговорил
Как мы уже сказали, речь не возникает на пустом месте, для развития речи необходим физиологический фундамент, то есть достаточно развитые органы речи и дыхания. Поэтому первое, что нужно делать, если Вы хотите, чтобы ребёнок заговорил, это развивать речевой и слуховой аппарат . Для этого есть специальные упражнения, которые называются артикуляционная гимнастика. Они помогут ребёнку правильно располагать в полости рта органы речи, будут их тренировать и укреплять. Сильные, упругие и подвижные органы речи (язык, губы, мягкое нёбо) – залог чистого звукопроизношения. Отдельно про то, как заниматься артикуляционной гимнастикой дома, читайте в следующей статье.
Вот несколько идей, как тренировать дыхание у ребёнка:
- Дуйте на «музыку ветра» и слушайте, какой получается звук
- Выдувайте мыльные пузыри, делайте пузырики с помощью трубочки, играя в ванной
- Дуйте на игрушки-вертушки
- Играйте на музыкальных инструментах (дудочки, свистульки, губные гармошки)
- Задувайте свечи
- Устройте соревнование: кто быстрее задует шарик из ватки в ворота (например)
Однако, хорошо развитый речевой аппарат ещё не гарантирует того, что ребёнок заговорит. Для этого его нужно стимулировать. Я не говорю о том, что нужно делать вид, что не понимаешь ребёнка, когда он что-то показывает, но не называет. Такое ложное «непонимание» родителей приведёт только к тому, что ребёнок будет злиться и обижаться, будут копиться негативные эмоции в отношении родителей, а это к добру не приведёт. Как же помочь ребёнку, чтобы он заговорил?
В одной из своих прошлых статей я писала о том, . Там я приводила конкретные примеры того, что мы делали для развития речи. Но основные моменты ещё раз перечислю:
- Развивать мелкую моторику (о том, как это делать, читайте в статье « »)
- Развивать слух (для этого играть в разнообразные игры со звучащими предметами: прятки с колокольчиком, найди пару по звуку и другие, заниматься логоритмикой)
- Расширять словарный запас ребёнка (читать и заучивать наизусть сказки, стишки, потешки, играть в игры «что пропало», «волшебный мешочек», «я знаю 5…», их на самом деле очень много)
- Тренировать связную речь (для этого учиться описывать картинку, отвечать на вопросы, рассказывать о событиях и т.д.)
В заключение хочу напомнить Вам ступени развития речи : речь формируется только, когда освоена предыдущая ступень и можно осваивать следующую. Сначала ребёнок учится произносить отдельные звуки, потом слоги, потом так называемые «лепетные» слова и части слов, потом уже слова, далее предложения и, наконец, связная речь.
Еще с самых первых дней своего малыша каждая мама мечтает о том, как будет кормить своего ребенка вкусными котлетками и пирожками. Когда начинается , появляется глобальная проблема - как накормить чадо. Не каждый ребенок будет сидеть и спокойно есть всю еду, которую ему предлагают. Именно поэтому родителям приходится идти на весьма хитрые уловки для того, чтобы малыш с удовольствием съедал все до последнего кусочка.
Малыш не хочет есть: как решить проблему
Существует множество уловок, которые помогают перехитрить ребенка и заставить его незаметно съесть все, что ему подают. Главное правило кормления - не делать из процесса развлекательное шоу. Многие родители начинают давать ребенку игрушки, рассказывать сказки и петь песенки. Малыш в таком случае совсем расслабится и будет в будущем ассоциировать прием пищи как что-то веселое и активное.
Для того чтобы ребенок хорошо ел, необходимо:
- Показать малышу, что прием пищи - это отдельный ритуал, во время которого все члены семьи садятся за стол, каждый со своими приборами.
- Объяснить, что тот, кто встал из-за стола - поел. После этого его тарелку убирают. Этим пресекается постоянная беготня туда-сюда.
- Если ребенок начинает капризничать, его силой за столом не держат.
- Запретить перекусы: никаких бутербродов, печенья, сладостей между основными приемами пищи.
- Не кормить насильно - ребенок сам попросит еду, когда проголодается.
Хитрости для родителей капризных малышей
Существуют и другие уловки, которые могут помочь в решении проблемы отказа от еды. Необходимо сделать так, чтобы малыш заинтересовался процессом. Некоторые советы, которые опробовали многие родители:
- Можно пообещать малышу что-то интересное в качестве награды. Это может быть просмотр мультика, покупка игрушки, да даже та самая конфетка - ребенок захочет побыстрее получить желаемое и съест все без остатка!
- Тарелки должны быть красиво оформленными. Желательно с каким-либо рисунком на донышке. Тогда можно заинтриговать ребенка таким способом. Спросить, что же там нарисовано. Малышу станет интересно, и он съест всю или суп для того, чтобы добраться до заветного донышка.
- Еда обязательно должна быть выложена на тарелку красиво. Даже обычная манная каша, украшенная в виде солнышка или симпатичного личика, принесет ребенку небывалую радость. Оформить красиво можно и бутерброд, и гречневую кашу, рис, картофельное пюре, овощи и фрукты. В продаже есть фигурные макароны - машинки, буквы, звездочки и цветочки. Можно даже обычную морковь для супа красиво нарезать. Малышу будет намного приятнее есть такую еду.
- Ребенку можно объяснить, что еда обязательна для того, чтобы вырасти большим. Можно упомянуть любимого героя мультфильма или, например, папу. Каждый малыш захочет стать таким же большим и сильным, как его кумир.
- Еще один способ заставить ребенка поесть - обхитрить. Приготовить что-то одно, а подать под видом совершенно другого. Когда ребенок поймет, что в тарелке на самом деле не растопленное мороженое, а манная каша, нужно просто сказать, что он не распробовал. Малыш продолжит пробовать и съест абсолютно все!
Родители должны помнить, что принуждать ребенка есть, когда он капризничает, просто бесполезно. Намного лучше воспользоваться вышеописанными обманными маневрами и сохранить хорошее настроение себе и своему малышу. Тогда совместные завтраки, обеды и ужины станут только в радость!
Тебе хочется, чтобы ребенок хорошо учился, а по утрам бодро вскакивал, охотно шел в школу и приносил хорошие отметки? Чрезмерной строгостью, угрозами и наказаниями этого не добиться. Придется стать психологом. Наши советы помогут хорошо учиться!
Чтобы мотивировать ребенка хорошо учиться, достаточно запомнить и постараться применить в жизни некоторые правила, давно выведенные профессиональными психологами.
Секрет №1 Как хорошо учиться - Отвечай на все вопросы
Как бы ты ни была занята – не отмахивайся от сына или дочери, если они обратились к тебе с вопросом. Отвлекись от своего занятия, вникни и постарайся ответить интересно, исчерпывающе и правильно. Не знаешь ответа – так и признайся, и пообещай найти информацию, допустим, вечером, в крайнем случае – завтра. Нужно поддерживать в ребенке интерес к процессу познания, тогда он будет точно знать: учиться – это интересно!
Секрет №2 Как хорошо учиться - Поддерживай увлечения
Если ребенок любит рисовать – запиши его в художественную школу, если ему нравится ставить опыты по химии – купи энциклопедию, реактивы и набор «Юный химик», если дочь без ума от балета – подари пуанты и отдай в хореографический кружок. Чтобы понять, чем ребенку интересно заниматься в жизни, он должен попробовать как можно больше разных занятий. Для того и дается детство!
Секрет №3 Как хорошо учиться - Будь в курсе школьных дел
Ты должна четко представлять себе ту атмосферу, которая сложилась в школе. Как можно чаще беседуй с учителями, посещай все родительские собрания, расспрашивай ребенка, как прошел день. Если начались серьезные проблемы – конфликт с учителем или травля сверстниками – обязательно разберись. Возможно, придется перевести свое чадо в другую школу, порой это единственный выход. Нет смысла говорить об успехах в учебе, если ребенок идет в школу, как на каторгу. Тогда о хорошей учебе бесполезно и разговаривать.
Секрет №4 Как хорошо учиться - Сильное окружение – это важно
Зачем напрягать силы, когда ты и так самый умный в классе? Так часто рассуждают дети, случайно попавшие в окружение слабых учеников и без всякого труда выделяющиеся на их фоне. Такой подход сразу отбивает охоту развиваться, становиться более умным и знающим. Поинтересуйся уровнем одноклассников и реши, не слишком ли расслабляющая для твоего ребенка здесь сложилась обстановка.
Секрет №5 Как хорошо учиться - Не ругай за плохие оценки
Это неконструктивно. Тем более не следует сравнивать оценки ребенка с оценками других детей, ставить их в пример. Выясни: почему плохой результат, что мешает добиться лучшего? Нужна помощь – обязательно помоги, разъясни, позанимайся с ребенком, найми репетитора, если есть такая необходимость. И не забывай всегда хвалить за хорошие результаты!
Секрет №6 Как хорошо учиться - Разработай режим дня
Это лучше сделать вместе с ребенком. Отведи определенное время для уроков, научи пользоваться будильником. Выпускай в конце каждой недели «домашнюю стенгазету», в которой с юмором сообщай об успехах и неудачах ребенка. В конце недели, если все было хорошо в учебе, обязательно должно быть поощрение – например, прогулка в парке или визит к друзьям, посещение кино или кафе-мороженого.
Секрет №7 Как хорошо учиться - Берем пример со знаменитостей
Достань биографии людей, которые являются для ребенка авторитетом, и прочитай вместе с чадом. Пусть он убедиться: чтобы добиться в жизни успеха, нужно много работать, дисциплинировать себя, развиваться.
Если ты будешь всегда держать руку «на пульсе», если будешь интересоваться делами своего школьника не от случая к случаю, а постоянно, - серьезных проблем с учебой не возникнет. А мелкие ошибки и неприятности вы исправите вместе.
Ольга Моисеева для Женского журнала «Прелесть»
Мы все очень хотим дождаться первых слов ребенка, и это понятно и правильно. Но бывает и так, что у ребенка уже есть слова, на занятиях он может бойко называть картинки, а в повседневной жизни не уметь высказать свое желание, приходить от этого в отчаяние, протестовать, кричать и топать ногами, чтобы добиться своего.
Что нужно для того, чтобы ребенок ЗАХОТЕЛ говорить:
- У ребенка должна возникнуть потребность в общении . Малыш из своего собственного опыта общения со взрослыми должен вынести очень важную мысль: меня слушают, меня понимают, я своими взглядами, движениями, жестами, звуками могу объяснить чего я хочу и взрослый это будет учитывать.
Если такого понимания не возникает, ребенок останется на уровне плача, криков и других нежелаемых проявлений своих потребностей. Например, чтобы дали мяч он не будет тянуться к нему и показывать рукой, а будет кричать, топать ногами и т.д.
- То, о чем идет речь, должно находиться в поле интересов ребенка. Когда взрослый предлагает малышу игру, забаву, игрушку или занятие он должен быть уверен, что это интересно ребенку. Нужно подумать о том, как заинтересовать ребенка или изменить вид деятельности так, чтобы цель была достигнута, но на другом материале. Например, если ребенок не хочет строить дом из кубиков, то может быть, он сделает это из рулонов туалетной бумаги. И тогда с ним можно будет поговорить о том, что ставить нужно "на рулон", что "сначала поставит Ваня, а потом мама", а теперь можно сломать и кричать"Бах!" и т.д.
Если взрослый предлагает что-то, что считает полезным, что вписано в программу "работы" с ребенком, заставляет малыша заниматься этим - его ждет неуспех. И сами занятия и общение в процессе совместной деятельности.
- Оба собеседника должны быть настроены на одну волну . Убедитесь в том, что вы с ребенком в данный момент говорите и интересуетесь одним и тем же. Если на прогулке ваш малыш засмотрелся на кошку, то поговорите о ней: назовите, попросите его сказать, как киска кричит, обсудите, что она делает.
Даже если вы знаете, что малыша интересуют машины, не обсуждайте их, пока его внимание направлено на кошку или ворону.
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
- Значимость неречевых средств общения. У маленького ребенка, еще не умеющего говорить, есть достаточно средств общения, просто нужно их увидеть, понять и ответить.
Неречевые средства общения - это контакт глаз, улыбка, интонация, выражение лица, движения ребенка (поворачивается и смотрит на объект, идет/ползет к объекту, тянется к нему, показывает, привлекает внимание голосом). Если взрослый заметит эти синалы, кротко прокомментирует их, используя жест "дай" и слова: " Дать? Ваня хочет мяч?" и выполнит просьбу ребенка "На, вот мяч, возьми мяч!" - это будет первым шагом на пути развития собственной речи ребенка. Постепенно у него появятся жесты и простые слова.
- Взрослый собеседник должен ясно представлять речевые возможности ребенка. Когда вы задаете вопрос или предлагаете что-то малышу, вы должны предусмотреть то, как он ответит. Например, если вы хотите узнать, что он хочет есть: яблоко или грушу, и знаете, что этих слов у него нет, то у ребенка должна быть возможность ответить, указав на яблоко или грушу или их изображения.
- Благожелательное внимание слушающего взрослого, правильная интерпретации любых сигналов ребенка. Будьте внимательны к любым инициативам ребенка. Нам очень важно, чтобы он не только понимал и выполнял просьбы собеседника, но и сам проявлял инициативу в общении. Если ребенок принес совок, важно понимать, что он этим хотел сказать и продолжить разговор. Возможно, вы не сразу поймете, чего хочет малыш и только ваше благожелательное терпение может вам помочь в этом случае.
Если вы будете ВСЕГДА придерживаться этих простых правил, ребенок будет постепенно переходить от неречевых средств общения к речевым. И только после этого мы сможем заняться качеством его речевых средств, то есть двигаться от лепетных слов, ко взрослым словам, фразе и связной речи.
Никакой массаж рук и рта, и другие второстепенные способы не вызовут у ребенка желания сказать что-то.
Наличие у ребенка ОТЗЫВЧИВОГО собеседника и адекватной СИТУАЦИИ – стимулирует речевую активность ребенка.
В младенческом возрасте ребенок понимает интонацию и ситуацию, а чуть позже и речь окружающих, у него возникает желание сообщить, попросить, предложить что-то своим близким. Но отсутствие речи, понятной даже его родителям, может сделать это сложным или невозможным, если не учитывать, что помимо речевых, есть и неречевые средства общения.
Как помочь ребенку общаться, используя доступные средства: жесты, движения, звуки
Мы уже говорили, как важно видеть инициативу ребенка, выраженную с помощью взглядов, звуков, движений. Теперь поговорим о том, как обучить ребенка жестам, которые будут доступны малышу и понятны окружающим.
Мы предлагаем использовать с этой целью систему простых жестов, входящих в культуру русской речи, а потому знакомым все без исключения.
Изучать жесты можно в специально отобранных песенках и потешках.
Аналогичные занятия вы с успехом можете проводить дома. Обратите внимание на медленный темп исполнения песен. Это дает возможность детям выпонить нужный жест, а в ряде случаев и сказать слово.
Почему вы решили родить ребенка? Если одна из причин та, что мы привели ниже, то срочно отказывайтесь от этого планирования.
Причина 1. Родить, потому что у всех уже есть дети
Одна из самых распространённых причин любого человеческого поведения — потому что все так делают. Когда мы окружены мамами: подругами, коллегами, родственницами, а у нас ещё нет своих детей, мы начинаем чувствовать себя ущербными, не такими, как все.
На деле может оказаться, что сейчас далеко не лучшее время для рождения крохи. Психологическая , скромные условия жизни, оборвавшаяся карьера или оказавшийся «не тем» мужчина могут существенно омрачить материнство. Не стоит ориентироваться на окружающих: что бы ни говорили врачи советской закалки, современная медицина позволяет вынашивать и рожать здоровых детей и после 30, и даже после 40 лет.
Причина 2. Родить, чтобы не остаться одной
Ещё один плохой мотив для рождения крохи — страх одиночества. Чаще всего возникает он на фоне неустроенной личной жизни, разлада с родителями и другими родственниками. «Кто ж мне стакан воды в старости подаст?» — думаете вы и решаете завести ребёнка вне зависимости от своего семейного, экономического и психологического состояния.
На деле , даже если ситуация на первый взгляд идеальна (у вас есть жильё, высокооплачиваемая работа, с ребёнком готовы сидеть бабушки или няни), неполная семья всё равно наложит отпечаток на жизнь малыша, его характер и поведение. А решение родить «для себя» по сути эгоистично и связывает ребёнка обязательством заботиться о маме, существенно ограничивая его физическую и моральную свободу. Не говоря уж о том, что устроить личную жизнь маме с крохой на руках будет куда сложнее.
Причина 3. Родить, потому что муж/родственники настаивают
«Когда ты собираешься заводить детей? Когда тебе 45 стукнет? Я так и помру, не дождавшись внуков, а муж уйдёт к другой, которая ему родит — вот увидишь!» Такие слова нередко заставляют уступить и решиться на рождение ребёнка. А то вдруг и правда, уйдёт и помрёт?
На деле не слишком желанный малыш может стать не особо любимым. Вероятно, мама всю жизнь будет бессознательно или осознанно и в открытую осуждать ребёнка за то, что он поломал её жизнь. Лишил хорошей работы, забрал красоту и молодость, отнял лучшие годы. Согласитесь, такой багаж никого не сделает счастливым. Прислушивайтесь к себе и не бойтесь отстаивать свои права перед родственниками. Ведь это будет ваш ребёнок, которого вы будете и за которого будете нести ответственность, а значит, и решение должны принимать исключительно вы без всякого давления извне. Вы имеете полное право не хотеть детей сейчас или вообще никогда.
Причина 4. Родить, потому что малыши такие милые
Некоторые девушки, почувствовав прилив нежности при общении с чужими малышами, насмотревшись на фото новорожденных и наряды для младенцев, решают, что пришла пора пойти на поводу у материнского инстинкта и реализовать свои желания.
На деле в поговорке «первый ребёнок — последняя кукла» есть смысл. И если нянчить милого крошку — единственное желание молодой мамы, она будет очень разочарована, когда малыш начнёт проявлять характер и действовать так, как хочется ему. А произойдёт это скоро.
Причина 5. Родить, потому что вышла замуж
Так заведено: люди встречаются, люди влюбляются, женятся… Следующий логичный шаг — появление первенца. И зачем с этим тянуть?
На деле эта ситуация похожа на ту, когда дети есть у всех вокруг. Психологи подтвердят: основной мотив поведения в рамках уклада и традиций — страх столкнуться с чем-то новым, выйти из зоны комфорта, потерять опору под ногами. Выйти замуж, потому что так надо, потому, что так надо. В этом случае будущие родители не задумываются о своих желаниях, возможностях и целях. Может, вам хотелось бы достичь определённых карьерных высот? Или попутешествовать вдвоём с любимым мужем? Малыш, лишивший вас надежды на это, вряд ли будет в радость.
Причина 6. Родить, чтобы отдохнуть
Бывает, что хочется во что бы то ни стало круто изменить свою жизнь. Мы устаём от работы, от людей, от транспорта, хотим тишины, уединения, покоя. А как получить это, не потеряв материальную поддержку? Правильно — уйти в декрет.
На деле если последние два месяца беременности, когда становится неудобно спать, наклоняться и ходить, хоть как-то с натяжкой можно назвать отдыхом от работы, то жизнь с младенцем на руках — это большой физический и моральный труд. Вам не удастся выспаться, вы вряд ли найдёте время для любимых занятий и общения с приятными вам людьми. Многие мамы достаточно быстро устают от домашних дел и мечтают вернуться на работу, но всё равно ребёнок всю жизнь будет отнимать дополнительное время и силы. Если ваше единственное желание — отдохнуть или просто изменить что-то в жизни, лучше взять отпуск, сменить работу, пойти учиться чему-то новому, сделать хобби своим бизнесом.
Причина 7. Родить, чтобы поправить финансовое положение
Выплаты, положенные семье при рождении ребёнка, весьма ощутимые, особенно в столице. А — отличный способ улучшить жилищные условия. Чем не повод?
На деле никакие выплаты не покроют суммы, которые нужно будет тратить на ребёнка. Даже если друзья и родственники обещают отдать вам детскую одежду, игрушки и гаджеты, то подгузники, лекарства, посещение кружков, а в дальнейшем школьные принадлежности и прочее они вряд ли будут вам оплачивать. Поэтому рожать ради выплат как минимум неразумно, а в целом — совершенно неэтично по отношению к крохе.
Причина 8. Родить, чтобы воспитать нормального человека
Когда мы видим, как ужасно воспитаны окружающие нас дети (да и взрослые тоже), в нас просыпается Макаренко. Уж мы-то точно знаем, как воспитать хорошего человека! Нельзя дать пропасть этому потенциалу.
На деле здесь есть как минимум два варианта развития событий. Мамы, озабоченные воспитанием, либо с рождения мучают ребёнка правилами, ограничениями, графиками и нотациями, либо в первые же месяцы жизни младенца осознают, что реальность не соответствует их представлениям о детях, совершенно не могут справиться со своим чадом и решают предоставить его самому себе. И в том, и в другом случае есть опасность, что ребёнок, вырвавшись из-под контроля мамы, пустится во все тяжкие и вырастет тем самым плохо воспитанным взрослым, которых мы так не любим. При этом психика его будет испорчена либо гиперопекой, либо отчуждённостью со стороны мамы.
Принимая решение родить малыша, стоит помнить, что и вы, и ребёнок — в первую очередь личности. Со своими желаниями, правами и свободами. И гармоничная, счастливая семья — та, где никто не ущемлён и не страдает.
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)