Случай на свадьбе в чечне. История одной чеченской свадьбы. Дорога невесты в дом жениха
Традиции и обычаи народов Кавказа отражаются как в повседневной жизни, так и в праздничных мероприятиях. Особенно важным событием в жизни каждого народа является создание новой семьи, продолжение рода. Поэтому к заключению брака готовятся очень тщательно, оно должно пройти на самом высоком уровне. Самая красивая чеченская свадьба − это та, в которую вкладывают душу.
Молодые люди вступают в брак только с согласия родителей, причем обеих семей. Другого варианта традиции чеченской свадьбы не предусматривают. Фамилию будущей жены тщательнейшим образом проверяют как по материнской, так и по отцовской линии в трех поколениях. Делается это для того, чтобы избежать кровосмешения. Невеста оценивается по всем критериям: ее здоровье, состоятельность семьи и положение в обществе, отзывы о ней знакомых, соседей.
Знакомство мужчины со своей будущей женой может произойти следующим образом:
- Знакомство на свадьбе. По старинному обычаю на чеченских свадьбах всегда собирается огромное количество людей. Среди присутствующих − незамужние девушки, которые в преддверии торжества расшивают носовые платки. Во время праздника парень через кого-то передает понравившейся девушке конфету или другое угощение. Если представительница слабого пола отвечает ему взаимностью, парень в ответ получает носовой платок. В таком случае знакомство считается состоявшимся.
- Приглашение на свидание. Если на свадебных торжествах мужчине не посчастливилось встретить девушку своей мечты, у него есть шанс познакомиться, пригласив ее на свидание. Свое послание понравившейся девушке он передает через ребенка или ее подругу. При нескольких состоявшихся свиданиях мужчина может заговорить о свадьбе.
После того как молодые люди решают связать свои судьбы узами брака, парень сообщает о своем намерении жениться женской половине родственников (маме, бабушке, сестре). Их отрицательное мнение о невесте может сильно повлиять на решение мужчины. Если женский коллектив родственников дает свое благословение на брак, то оговаривается дата свадьбы, и в дом невесты посылаются сваты.
Как проходит сватовство
Сватовство включает в себя застолье, за которым присутствуют сваты и мужчины семьи невесты. Во время обеда ведется беседа, в ходе которой сваты сообщают о цели своего визита. Отец, за которым остается последнее слово, обещает подумать над этим вопросом.
Два, а то и три раза приезжают сваты в дом невесты, прежде, чем отец благословит союз влюбленных.
Выкуп невесты
В оговоренный заранее день за невестой приезжает виновник торжества, его родственники и мулла. По Корану обряд бракосочетания совершает именно мулла. Сначала он спрашивает согласия у отца девушки, затем (в присутствии двух замужних женщин) у нее самой. После чего мулла проводит церемонию сначала в комнате с невестой, затем в комнате с женихом. После этих мероприятий жених с невестой становятся мужем и женой, им выдается брачное свидетельство.
Семья жениха платит за невесту выкуп, сумму которого определяет мулла. Этот обряд демонстрирует признательность и благодарность родителям невесты за то, что они воспитали такую дочь. Обычно, жених-чеченецотдает выкуп больший, чем определил мулла, тем самым показывая добрые намерения.
К невесте относятся с большим уважением, и выкуп − напоминание жениху о том, что будущая жена, мать его будущих детей − нечто большее, чем деньги и материальные ценности. Калым, ставший первым капиталом для новой ячейки общества, обычно переходит в руки невесты.
Свадебный кортеж
Прежде, чем невесту повезут в дом жениха, ее выводит из дома брат жениха или двоюродный брат будущего свекра. Мужчина, сопровождающий девушку, помогает ей сесть в машину, в которой с ней поедут сестры, подруги, а сам он садится за руль.
Кортеж трогается, но тут начинается самое интересное. Следующие за машиной невесты автомобили, стремясь приехать к дому жениха вторыми, устраивают настоящие гонки. Победителю же достается ценный подарок. Но следует быть предельно осторожными во время этих гонок. Ведь свадебный кортеж по пути следования может остановить любой желающий и потребовать плату за проезд. Обычно платит брат жениха, сопровождающий девушку и выполняющий роль водителя.
Встреча невесты
У дома невесту встречает мать жениха. Она предлагает невестке угоститься конфетой, от которой откусывает кусочек и сама. Это действо сопровождается громкими выстрелами, призванными отпугнуть от дома злые силы.
После того, как девушка переступает порог дома, ее сажают в угол и дают подержать на руках маленького мальчика. Это послужит тому, что первенцем в семье станет ребенок мужского пола.
Чеченская традиционная свадьба не обходится без обычая под названием «развязывание языка невесте». Он заключается в том, что во время торжества гости всячески стараются шутливо поддеть девушку, в такой же язвительной манере они просят стакан воды. Девушка до последнего сохраняет молчание, но в итоге дает стакан с водой. Гости выпивают воду, а стакан возвращают наполненным деньгами.
Самая красивая чеченская свадьба не обходится без хорошего тамады. Он является организатором и массовиком-затейником. Из его уст звучат красивые тосты, душевные речи. И, конечно, ни одна чеченская свадьба не обходится без лезгинки. Танцы начинаются после поздравлений родителям, а руководит процессом тамада. Невеста же все это время стоит в подготовленном для нее углу, до тех пор, пока ее фату не откроет свекровь. После вручения подарков девушка отправляется в дом своего супруга.
Брак в Чечне - это не просто союз мужчины и женщины, это объединение двух семей, а семьи в регионе большие. Так что молодожены никак не могут заявить, что свадьба - их личное дело. Нет, это дело общественное и даже политическое. Может, именно поэтому чеченские свадьбы чаще других попадают в новости.
Знакомство
Современная чеченская молодежь знакомится в вузах, на работе, на свадьбах.
Чтобы молодых знакомили родители, это большая редкость, - говорит этнограф, кандидат исторических наук Залпа Берсанова. - Раньше парень и девушка могли присмотреться друг к другу на коллективных работах (белхи) и на вечеринках (синкъелрам). Белхи созывались, когда нужна была помощь сельчан - построить дом, перекрыть крышу, обработать урожай чеснока или кукурузы. Хозяин готовил для помощников угощение, устраивал танцы - это был настоящий праздник труда. А синкъелрам - это «праздник души», где молодежь танцевала, знакомилась, соревновалась в остроумии. Сейчас традиции почти угасли, встречаются очень редко, в самых патриархальных селах. Теперь молодежь все чаще знакомится и общается по интернету.
Объявление о намерениях
Решив пожениться, парень и девушка сообщают об этом родственникам. Парень приносит своей матери кольцо или платок, который девушка дала ему в знак согласия.
Будущая свекровь идет к матери невесты и сообщает радостную весть. Та, как правило, уже все знает, но этикет есть этикет, и она, взмахнув руками, говорит что-то в духе «какая неожиданность, но так тому и быть».
Этот досвадебный визит не считается обязательным, если молодые договорились между собой и семьи тоже не против их брака, - отмечает Залпа Берсанова. - А вот если избранница не соглашается идти замуж или у ее семьи есть сомнения, мать парня идет к матери девушки с дипломатической миссией.
Договорившись, матери семейств сообщают о решении детей своим мужьям. С этого момента запускается сложный механизм под названием «Подготовка к свадьбе», в нем участвуют даже дальние родственники.
Сватовство
Сватать невесту идут старейшины рода - два-три уважаемых человека из родственников жениха.
Они его поручители, и, если брак разрушится по его вине, они скажут, что он их опозорил. Прежде старейшины действительно держали ответ за судьбу невестки перед ее родными, сегодня их функция скорее формальная, - говорит этнограф.
Сваты обычно приходят не к родителям девушки, а в дом старейшины ее рода. Если хозяин посчитает нужным, он приглашает к разговору отца невесты. При первом визите сватов обычно вежливо выпроваживают под тем предлогом, что нужно поговорить с девушкой. О ее мнении узнают при помощи женщин: матери, сестры, снохи. Если она согласна, при втором визите сватов назначается день свадьбы.
У чеченцев, придерживающихся традиций, не принято неволить девушку. Она свободна в выборе. Но бывает, что ей приходится подчиняться решению родителей вопреки своим чувствам.
Сбор чемоданов
Пока семья жениха подсчитывает потенциальных гостей и ищет ресторан для торжества, невеста приступает к самому ответственному предсвадебному делу - сбору чемоданов. Выражение «собирать чемоданы» в Чечне используется именно для описания процесса покупки и упаковки приданого. Не путать с Дагестаном - там чемодан для невесты собирает и дарит сторона жениха.
Приданое состоит из предметов одежды, драгоценностей и подарков для родственников будущего мужа. Раньше, во времена отсутствия моды и наличия дефицита, приданое собирали с самого рождения дочери. Золотые украшения, отрезы тканей, верхняя одежда - все это покупалось или принималось в виде подарков от ближайшей родни.
Сейчас процесс упростился, зато уровень чемоданной конкуренции сильно возрос. Вся Чечня обсуждает, одежду какой марки купила в приданое дочь таких-то, сколько шкатулок с золотом было упаковано и где она приобрела шубу.
Недавно мы выдавали замуж племянницу, - рассказывает жительница Грозного. - У нее было 7 чемоданов и 12 огромных подарочных пакетов. Правда, невесте было около 30 лет, она после вуза, работает в хорошем месте, сама купила себе все, что хотела. Понятно, что к 16 годам невеста вряд ли соберет столько вещей. Она вообще может быть бесприданницей. Но подарки свекру, свекрови, братьям и сестрам жениха должна принести обязательно.
Свадебный наряд
Отдельная статья расходов - свадебное платье. Цены за его прокат - от 30 тысяч до бесконечности. Средней считается сумма 100 тысяч рублей.
И не надо думать, что это пустая заносчивость, стремление поразить окружающих.
Большая семья должна блюсти свою репутацию. И дорогие свадьбы - не хуже, чем у соседа, - тоже работают на образ семьи. Это неплохо, ведь хорошая репутация семьи - это и экономический ресурс, и брачный. Если ты богат, все готовы отдать своих дочек за твоего сына, - отмечает Екатерина Капустина, заведующая отделом этнографии Кавказа Музея антропологии и этнографии РАН .
Калым
Если приданое - вещь хотя и нужная для престижа, но не обязательная, то выкуп за невесту должен быть непременно.
В прошлом году я женила своего младшего брата, - рассказывает чеченка Аза. - В калым вошли 50 тысяч рублей, 25 пачек чая «Гринфилд», 25 пачек сахара, 5 кг лучших конфет. Сейчас решением муфтията калым ограничили. Это сделано, чтобы даже безработные парни могли создать семью. Денег должно быть до 30 тысяч рублей, продукты и вовсе исключены из калыма. Но все же людям хочется угодить новым родственникам, и они прилагают к деньгам и чай, и сахар, и конфеты. Также в калым может входить и баран, но он должен быть красивым, с крутыми рогами. Над хилым бараном люди будут смеяться и говорить, что родители жениха - скупердяи.
Заключение брака
В давние времена свадьбы игрались осенью и зимой - после сбора урожая. Сейчас сезон свадеб в Чечне длится круглый год, прерываясь только на время священного поста в месяц Рамадан.
Регистрировать брак в загсе именно в день свадьбы в Чечне не принято. Молодые пойдут туда только через какое-то время. Есть семьи, в которых муж с женой так и не поставили заветные штампы в паспорта, но это никого не смущает. Ведь главный свидетель создания новой семьи - общество.
И, конечно, духовенство.
Законность брака закрепляется обрядом никях. Мулла по отдельности спрашивает у невесты и у жениха, по согласию ли вступают они в этот брак или нет. По нормам шариата, никях производится в присутствии одного свидетеля с каждой стороны. Недавно появилось новшество: мулла требует от жениха и невесты справки, что они не инфицированы ВИЧ. Без этих документов брак не заключается, - рассказывает Залпа Берсанова.
Свадьба
В день свадьбы родственники и друзья жениха собираются и едут за невестой. В кортеже может быть до 20−50 машин. Количество их не всегда зависит от благосостояния жениха. Он может быть бедным, но иметь много друзей и родственников, и они все обязательно приедут на свадьбу.
В дом невесты едет только молодежь. Усадив девушку и ее ближайшую родственницу в самую лучшую машину, процессия направляется к месту проведения торжества, где невесту встречает свекровь. Родственников невесты на свадьбе не бывает.
Для них это вовсе не такой праздник, как для стороны жениха. Раньше невесту нередко провожали со слезами: ведь она уходит в чужой дом, иногда в чужое село, - поясняет этнограф.
Гости танцуют лезгинку, затем прерываются передохнуть и подкрепиться, затем снова танцуют. Так продолжается до вечера. Невеста все это время стоит в специально отведенном для нее месте в стороне от танцев, выслушивает родственников жениха, которые походят поздравить ее, пожелать счастливой семейной жизни и сфотографироваться с ней.
Невеста не танцует. Она может улыбаться, но не должна разговаривать. Всем своим видом должна демонстрировать максимальную скромность.
Жених все торжество проводит в отдельной комнате с друзьями. Главная его задача - не попасться на глаза старшим мужчинам из своего рода.
Это обычай избегания, - поясняет Залпа Берсанова. - Молодым людям предписано стыдиться того, что им предстоит совместная жизнь. Все, что может хоть как-то намекнуть на их близость, считается неприличным. Это важнейшая норма поведения, и не только на свадьбе. Девушке никогда не придет в голову рассказывать парню о других мужчинах, которые обращали на нее внимание или сватались к ней, - это нескромно. Друг парня никогда не похвалит красоту его невесты и тем более не выскажет ей комплимент - для него она нечто настолько запретное, что он и помыслить не может о ней как о женщине. Поэтому невеста и не танцует - мужчины не должны любоваться ею в отсутствие ее жениха.
Развязывание языка
Раньше свадьбы длились три дня. Сейчас, когда их принято проводить в банкетных залах, - один. После застолья невесту привозят в дом жениха. Свекровь вручает ей конфету, чтобы отношения были сладкими. Потом невесте дают подержать ребенка - обычно мальчика, чтобы у нее родились сыновья.
Все это время девушка должна молчать - пока вечером не состоится обряд «развязывания языка». Родственники и друзья жениха преподносят невесте подарки - чаще всего деньги, задают вопросы, просят у нее стакан воды и разрешения выпить эту воду - в общем, делают все, чтобы девушка заговорила. Поведение невесты зависит от ее характера и выдержки - она может не подать воду, пока мужчина не положит ей на поднос желаемую сумму, а может дать напиться за символический подарок. Обычно старшим родственникам воду подают по первой просьбе и желают «напиться воды во благо», а друзьям жениха приходится раскошеливаться и долго просить разрешения выпить воды.
Вот только не надо подозревать невесту в жадности: собранные деньги она все равно отдаст свекрови.
Поход к роднику
На второй или третий день, когда гости разойдутся, новые родственники веселой толпой ведут невесту к роднику, если, конечно, такой есть поблизости. В городе этот ритуал по понятным причинам не проводится, а в селах все еще популярен.
В воду бросают лепешку, и один из родственников жениха должен выстрелить в нее.
Считается, что девушку, впервые пришедшую к роднику, может подстерегать водяной. Лепешка служит приманкой, а выстрел должен убить его. После этого невеста может спокойно ходить за водой, - объясняет Залпа Берсанова.
Знакомство с родителями
Но свадебные ритуалы на этом не заканчиваются. Через месяц, а иногда и через два-три, молодая жена в сопровождении свекра и свекрови отправляется в отчий дом с подарками для своих родителей и родственников. Вечер проходит в беседах за праздничным столом. Это официальное знакомство родителей, и лишь после него девушка может посещать отчий дом и гостить у родных.
И, наконец, визит молодого мужа к родителям жены. Дата назначается принимающей стороной, гость не имеет права просить перенести встречу на другое время. В день Х зять приходит в сопровождении сестры, брата и близкого друга. Он проходит в комнату, где накрыт стол для мужской половины родственников, но не может присоединиться к застолью, пока не услышит приглашения от старшего родственника жены. Мужчины могут подтрунивать над зятем, и он должен все стойко и молча снести. Отведав угощение, он оставляет на столе подарок, чаще всего деньги.
Все это время женщины в другой части дома ждут, когда зятя приведут знакомиться с ними. Мужчину ждет нелегкое испытание. Ему могут подложить пересоленную еду, связать шнурки ботинок или заявить: «Мы думали, ты красивее».
В прежние времена мужчины ни в коем случае не подшучивали над зятем, только женщины, - рассказывает Залпа Берсанова. - Они могли вместо дома, где накрыт стол, отвести его в курятник, могли налить в его обувь мед. Поэтому установилось правило, что зять может не снимать обувь. Он должен очень сдержанно реагировать на все эти издевательства. Ведь проверяется его терпение и выдержка, столь необходимые в семейной жизни. Но можно отшучиваться, и зятья стараются давать остроумные ответы на все замечания «гостеприимных» родственниц.
Хорошо забытое новое
Свадебные ритуалы, как и прочие обряды, со временем меняются, приспосабливаясь к новым условиям жизни. Обычно они регулируются общиной, но в современной Чечне их регулирует власть. Для этого разработан специальный свадебный протокол. Рамзан Кадыров раскритиковал привычку молодых чеченцев отмечать свадьбу стрельбой из оружия в воздух. Местное министерство культуры постановило, что невеста не должна разрезать свадебный торт, гости на свадьбе должны быть исключительно трезвыми, а молодые девушки не могут танцевать лезгинку с непокрытой головой.
Традиции меняются, что-то уходит, что-то трансформируется, странно предполагать, что нынешние традиции чеченского народа были неизменны на протяжении веков, - говорит Екатерина Капустина. - Есть какие-то установки более важные или более архаичные, более устойчивые, есть знаки времени. Для исследователя это вопрос не значимый - культура живая, она развивается, в том числе и в духе времени. А вот для авторов национальных проектов важно кодифицировать традиционную культуру в виде исторической монографии или республиканского закона - у кого какие ресурсы. Для простого народа традиционной становится их локальная традиция, которая может отличаться даже в рамках такой моноэтничной Чечни.
История с 17-летней Луизой Гойлабиевой, которую сосватал начальник Ножай-Юртовского РОВД Гучигов, вроде бы, завершилась.
Девушка собирается замуж добровольно -- ну, во всяком случае добровольно настолько, насколько это вообще возможно на Кавказе. В интервью, записанное на видео, она весела, уверена в себе и не похожа на запуганную угрозами жертву, как то пыталась представить нам Новая газета. Вброс с попыткой очернить происходящее в Чечне не удался.
Напомню хронологию событий, за которой я с интересом следила:
30 апреля 2015 года журналистка Новой газеты возопила, что к ней обратились за помощью односельчане 17-летней Гойлабиевой. Они рассказали, что Нажуд Гучигов выставил посты по всему селу и выдвинул родственникам ультиматум: выдать ему девушку 2 мая для совершения обряда свадьбы. В случае отказа он угрожал, что отнимет её силой.
Подруги Гойлабиевой стали ломиться в Instagram Рамзана Кадырова, но их сообщения были удалены.
Редакция Новой газеты тут же начала названивать самому виновнику скандала Гучигову. По словам корреспондентов полицейский клятвенно уверял их, что давно женат и не имеет никаких планов на девушку.
Но уже 5 мая в Рамзан Кадыров на заседании правительства Чечни сообщил, что свадьба должна состояться 10 мая, и согласие семьи получено.
Скандал вышел большой, к нему поначалу подключились общественные деятели. Уполномоченная по правам человека Элла Панфилова обратилась к Рамзану Кадырову с требованием запретить Гучигову жениться на Гойлабиевой.
Уполномоченный по правам ребёнка Павел Астахов заявил, что собирается с визитом в Чечню, чтобы разобраться с правами женщин. Виталий Милонов обратился вообще напрямую к министру внутренних дел России Колокольцеву с требованием разобраться с моральным обликом начальника РОВД Ножай-Юртовского района Чечни.
Само собой на такую историю слетелись журналисты LifeNews, и тут всё встало на свои места: девушку вовсе не принуждали к браку, она спокойно собирается замуж и вовсе не похожа на запуганную угрозами жертву. Интервью с ней и её родственниками можно .
Сообщения о блок-постах в селе Гойлабиевой вызвали удивление у сельчан, а сам скандал, судя по всему, был спровоцирован родственницей Луизы Яхой Гойлабиевой, которая хотела познакомить девушку с другим парнем:
Я хотела её познакомить с другим парнем. Так вышло, что я обиделась на неё, потому что она не согласилась. И я рассказала подружке, не знала, что это так далеко пойдет. Я извиняюсь за это. Как это попало к журналистам, я не знаю, я не хотела такого. Я не выкладывала это в Сеть. Это моя подружка сделала. Я не знаю, как это получилось.
Журналистка Новой газеты, заварившая бучу, пропала с радаров и не хочет ни с кем разговаривать.
В общем, вся эта история оказалась попыткой в очередной раз набросить говнеца на Чечню, вызвать общественный резонанс и подставить Кадырова перед федеральным центром.
Нет, на минуточку: несмотря на то, что девушка выходит замуж добровольно, закон не нарушен, для меня всё равно дико, что 17-летний ребёнок станет женой то ли 57-летнего, то ли 46-летнего мужика. Он охранял школу, где девочка сдавала выпускные экзамены, а потом позвонил ей -- вот этот момент мне и неприятен. Девушке придётся спать с человеком, который в три раза старше неё.
Но давайте тут остановимся и вспомним, что понятие нормальности ситуации у разных народов -- разное.
Рамзан Кадыров, не отличаясь красноречием, спросил в своём Инстаграме:
«Многие знают Виктора Ерофеева. Умный, мудрый человек... Жена младше на 40 лет. А Андрей Кончаловский старше супруги на 36 лет. Владимир Шаинский всего лишь на 41 год. Градский - на 33 года, Гордон - на 30 лет, Дибров - на 31 год. А всеми любимая Алла Пугачева взяла себе в мужья Максима Галкина, который младше на 27 лет. И счастливы! Никого это не возмущает, никто не требует проверок от СК и прокуратуры».
И эта мысль, которую Рамзан так и не смог чётко выразить, заставила меня призадуматься. А ведь действительно, почему нас не удивляет английский сэр Элтон Джон, имеющий мужа? Почему их гомосексуальные традиции, идущие с Эдуарда II, нас не возмущают, и мы считаем их нормальными?
Почему престарелая бабушка Пугачёва, имеющая уже какого по счёту Галкина, не удивляет нас?
Мир разнообразен. У английской аристократии -- свои традиции. В нашей «светской» тусовке -- другие, на Кавказе -- третьи. Имеем ли мы право осуждать их? Поднимать шум по поводу личной жизни людей, заставлять испуганно врать о своих намерениях полицейского, оправдываться главу региона? И без того уже всех достали попытками демонизировать Чечню.
Главное, что нет насилия. А лезть со своим уставом в чужой монастырь, пусть даже бы и его порядки не нравятся нам, всё-таки недопустимо. Как вы считаете?
Сохранено
Сегодня в Чечне проходит самая громкая свадьба 17-летней Луизы Гойлабиевой и 46-летнего главы Ножай-Юртовского РОВД Нажуда Гучигова. Село Байтарки готово к торжественному событию. Настроение в доме невесты царит радостное.
Для чеченского народа свадьба имеет огромное значение, зачастую, гораздо большее, чем у других национальностей России. Приятная суета царит тут с самого утра, отовсюду приехали родственницы и подруги, чтобы помочь юной Луизе подготовиться к свадьбе. Они причесывали и одевали девушку с самого утра. Каждая из женщин старалась уделить особое внимание невесте в этот знаменательный день.
Луиза очень переживает перед самым важным событием в своей жизни. Ведь совсем скоро приедут друзья жениха и отвезут ее в Грозный, где и пройдет торжественная церемония. Уже на пороге родительского дома, отвечая на вопрос, добровольно ли она вступает в брак, Луиза скромно отвечает: «Да».
Да, я согласна, волнуюсь, - признается 17-летняя невеста. - Я счастлива.
Традиционно на чеченских свадьбах праздник проходит на стороне жениха, а в семье невесты справляют не так пышно. В доме девушки собираются только близкие родственники, соседи и друзья. Уже после отъезда Луизы они отметят уход девушки из отчего дома.
Сегодня в Чечне состоится и регистрация брака, и само торжество, по традиции в республике обычно не принято регистрировать и праздновать свадьбу в один день, но Луиза Гойлабиева и Нажуд Гучигов решили с регистрацией не тянуть и оформить официально свои отношения как можно скорее.
Накануне глава Чечни Рамзан Кадыров всех желающих на бракосочетание Луизы и Нажуда, по его мнению, свадьба станет «торжеством тысячелетия». Руководитель республики заявил, что лично будет присутствовать на этом событии.
Напомним, ранее в СМИ появилась недостоверная информация о принуждении 17-летней Луизы Гойлабиевой к замужеству. Однако в интервью LifeNews сама девушка рассказала, что она выходит замуж по собственному желанию . Семья Луизы дала свое согласие на свадьбу, что подтвердил глава Чечни Рамзан Кадыров.
Позднее мама невесты, ставшей героиней публикаций в СМИ, обратилась за помощью к правозащитникам. Женщина попросила оградить ее семью от слухов, которые распускают журналисты «Новой газеты», поскольку от публичного обсуждения пострадала сама Луиза : такое внимание к себе девушка воспринимает как вмешательство в личную жизнь. По словам главы Чечни, что родные жениха и невесты уже готовят иски против тех, кто нарушает неприкосновенность их частной жизни.
История с 17-летней Луизой Гойлабиевой, которую сосватал начальник Ножай-Юртовского РОВД Гучигов, вроде бы, завершилась.
Девушка собирается замуж добровольно -- ну, во всяком случае добровольно настолько, насколько это вообще возможно на Кавказе. В интервью, записанное на видео, она весела, уверена в себе и не похожа на запуганную угрозами жертву, как то пыталась представить нам Новая газета. Вброс с попыткой очернить происходящее в Чечне не удался.
Напомню хронологию событий, за которой я с интересом следила:
30 апреля 2015 года журналистка Новой газеты возопила, что к ней обратились за помощью односельчане 17-летней Гойлабиевой. Они рассказали, что Нажуд Гучигов выставил посты по всему селу и выдвинул родственникам ультиматум: выдать ему девушку 2 мая для совершения обряда свадьбы. В случае отказа он угрожал, что отнимет её силой.
Подруги Гойлабиевой стали ломиться в Instagram Рамзана Кадырова, но их сообщения были удалены.
Редакция Новой газеты тут же начала названивать самому виновнику скандала Гучигову. По словам корреспондентов полицейский клятвенно уверял их, что давно женат и не имеет никаких планов на девушку.
Но уже 5 мая в Рамзан Кадыров на заседании правительства Чечни сообщил, что свадьба должна состояться 10 мая, и согласие семьи получено.
Скандал вышел большой, к нему поначалу подключились общественные деятели. Уполномоченная по правам человека Элла Панфилова обратилась к Рамзану Кадырову с требованием запретить Гучигову жениться на Гойлабиевой.
Уполномоченный по правам ребёнка Павел Астахов заявил, что собирается с визитом в Чечню, чтобы разобраться с правами женщин. Виталий Милонов обратился вообще напрямую к министру внутренних дел России Колокольцеву с требованием разобраться с моральным обликом начальника РОВД Ножай-Юртовского района Чечни.
Само собой на такую историю слетелись журналисты LifeNews, и тут всё встало на свои места: девушку вовсе не принуждали к браку, она спокойно собирается замуж и вовсе не похожа на запуганную угрозами жертву. Интервью с ней и её родственниками можно .
Сообщения о блок-постах в селе Гойлабиевой вызвали удивление у сельчан, а сам скандал, судя по всему, был спровоцирован родственницей Луизы Яхой Гойлабиевой, которая хотела познакомить девушку с другим парнем:
Я хотела её познакомить с другим парнем. Так вышло, что я обиделась на неё, потому что она не согласилась. И я рассказала подружке, не знала, что это так далеко пойдет. Я извиняюсь за это. Как это попало к журналистам, я не знаю, я не хотела такого. Я не выкладывала это в Сеть. Это моя подружка сделала. Я не знаю, как это получилось.
Журналистка Новой газеты, заварившая бучу, пропала с радаров и не хочет ни с кем разговаривать.
В общем, вся эта история оказалась попыткой в очередной раз набросить говнеца на Чечню, вызвать общественный резонанс и подставить Кадырова перед федеральным центром.
Нет, на минуточку: несмотря на то, что девушка выходит замуж добровольно, закон не нарушен, для меня всё равно дико, что 17-летний ребёнок станет женой то ли 57-летнего, то ли 46-летнего мужика. Он охранял школу, где девочка сдавала выпускные экзамены, а потом позвонил ей -- вот этот момент мне и неприятен. Девушке придётся спать с человеком, который в три раза старше неё.
Но давайте тут остановимся и вспомним, что понятие нормальности ситуации у разных народов -- разное.
Рамзан Кадыров, не отличаясь красноречием, спросил в своём Инстаграме:
«Многие знают Виктора Ерофеева. Умный, мудрый человек... Жена младше на 40 лет. А Андрей Кончаловский старше супруги на 36 лет. Владимир Шаинский всего лишь на 41 год. Градский - на 33 года, Гордон - на 30 лет, Дибров - на 31 год. А всеми любимая Алла Пугачева взяла себе в мужья Максима Галкина, который младше на 27 лет. И счастливы! Никого это не возмущает, никто не требует проверок от СК и прокуратуры».
И эта мысль, которую Рамзан так и не смог чётко выразить, заставила меня призадуматься. А ведь действительно, почему нас не удивляет английский сэр Элтон Джон, имеющий мужа? Почему их гомосексуальные традиции, идущие с Эдуарда II, нас не возмущают, и мы считаем их нормальными?
Почему престарелая бабушка Пугачёва, имеющая уже какого по счёту Галкина, не удивляет нас?
Мир разнообразен. У английской аристократии -- свои традиции. В нашей «светской» тусовке -- другие, на Кавказе -- третьи. Имеем ли мы право осуждать их? Поднимать шум по поводу личной жизни людей, заставлять испуганно врать о своих намерениях полицейского, оправдываться главу региона? И без того уже всех достали попытками демонизировать Чечню.
Главное, что нет насилия. А лезть со своим уставом в чужой монастырь, пусть даже бы и его порядки не нравятся нам, всё-таки недопустимо. Как вы считаете?
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)