Африканские племена, Эфиопия (фото). Причудливая красота женщин эфиопских племен
Выполняя «заказ» - об эфиопках в Судане. Потому что, находясь здесь, ну просто невозможно проигнорировать жизнь огромной эфиопской общины, большую часть из которой составляют женщины.
Девушка Сара приехала в Судан из Эфиопии, как и тысячи других подобных ей девушек, в поисках более обеспеченной и счастливой доли. Она нашла работу в одном из многочисленных кафе в Хартуме, где посетителей угощают эфиопским кофе.
Заказы в этом кафе традиционны. Вода, кофе. На подносе, который ставит на столик Сара, умещается керамический кофейник, благодаря своей форме он долго не позволяет остывать ароматному кофе, маленькие чашечки, сахар, чашку с чадящим бахуром (благовониями) и тарелку с поп-корном на закуску.
Даже вновь прибывшие эфиопки очень быстро начинают разговаривать на суданском разговорном диалекте арабского языка, английский худо-бедно многие из них тоже знают.
Она спрашивает, насколько понравился кофе, рассказывает о себе, о своих впечатлениях о Судане.
Редко кто из эфиопок отзывается о Судане положительно, хотя большинство из них живут здесь годами. Те деньги, которые они могут заработать в Судане, в Эфиопии считаются невероятной суммой, поэтому на них они содержат не только себя, но и своих родных, оставшихся на родине.В Эфиопии так - те, кто имеют хорошее образование, никогда не останутся без нормальной работы и более-менее приличного заработка, но получить образование для многих жителей этой перенаселенной африканской страны - недостижимая мечта.
Саре в Судане тоже не нравится, работа не идет. Посещают кафе в основном мужчины, которых интересует не столько дегустация кофе, сколько «близкое» общение с красивыми девушками.
Сара жалуется, что ей нужны постоянные клиенты, которые будут приходить в кафе именно для того, чтобы испить кофе из ее рук, потому что ее заработок - это процентыс заказа каждого посетителя, а обзавестись такими клиентами никак не получается.
Те мужчины, которых она угощает кофе, с удовольствием берут ее номер телефона, но звонят ей вовсе не для того, чтобы снова заказать столик на очередной вечер, а чтобы пригласить ее встретиться где-нибудь за пределами кафе. Если онаотказывается от внерабочих встреч, то они перестают звонить и в кафе больше не приходят. Кофе - это так, только повод для дальнейшего знакомства.
Суданские мужчины, воспитанные в обществе со строгими взглядами, девушку, которая работает в кафе до глубокой ночи, подсаживаясь за столики к незнакомым мужчинам и ведя с ними непринужденные беседы, воспринимают однозначно. Тем более, что для части из них Эфиопия - страна, куда ездят за дешевыми удовольствиями, недоступными в Судане, - вином и женщинами.
Суданские женщины, если и ходят в кафе, то только в качестве спутниц своих мужчин. А эфиопские девушки, как считается, -это легкодоступный вариант проведения досуга.
Во многом их воспринимают так же, как в других странах женщин из СНГ.
Они красивые, самостоятельные, трудолюбивые. Не рассчитывают ни на чью поддержку и вынуждены все проблемы тянуть в одиночку, потому что в отличие от суданок за их спиной часто нет мужской поддержки.
Они берутся за любую работу, которая приносит хоть какие-то деньги, - стирают, гладят, убирают, подают, сидят с детьми, готовят,делают маникюр, прически. Список работ, в которых могут быть задействованы эфиопки, очень обширен, ведь суданские женщины предпочитают перекладывать эти обязанности именно на них.
Эфиопки при смуглой коже обладают европейскими чертами лица. Многие из них высокие, стройные, почти не страдают от избыточного веса.
Проводя долгие годы вдали от Родины, они, тем не менее, очень привержены своей стране и традициям. Если слушают музыку, то толькоэфиопских певцов.
Танцуют свои национальные танцы.
Если пьют кофе, то только «джабана», когда зерна эфиопского кофе обжариваются на углях, а потом вручную измельчаются в ступке.
Если едят хлеб, то только собственноручно изготовленные кисловатые лепешки «инжера».
У каждой эфиопской девушки в шкафу найдется,по меньшей мере, несколько национальных платьев - совсем традиционное, по моде вчерашнего дня и из последней коллекции национальных модельеров. Их дизайнеры, оставляя в модели основные мотивы - ручную вышивку крестов, тем не менее, постоянно придумывают новые варианты платьев.
По любым праздникам эфиопские девушки надевают только национальную одежду.
Эфиопы живут своей общиной.
Их никто не притесняет, несмотря на то, что большинство из них христиане. В Хартуме целые кварталы населены «хабашами», как их называют суданцы. Там их магазины, кафешки, парикмахерские, где эфиопки ловко плетут из африканских волос разнообразные мелкие косички «мошат». Есть в Хартуме и эфиопская церковь, которая занимает довольно большую площадь.
Наверное, в интернете можно найти массу фотографий эфиопок в национальной одежде с прическами, но я чужие фотографии у себя не размещаю, уж какие есть, но свои.
В долине нижнего течения реки Омо, в Эфиопии (Восточная Африка), обитают до 50 различных племён. Их образ жизни практически не меняется. Этот регион объявлен объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Из всех племён есть два наиболее известных своей необычной внешностью: мурси (женщины этого племени носят в нижней губе специальные тарелки) и боди.
Мы остановим своё внимание на последних. Если, в целом мужчины всех племён долины Омо худые, жилистые и мускулистые, то мужчины племени боди
наоборот, полные.
Женщина племени мурси.
Мужчина племени боди.
Быть полным – красиво.
Женщины племени боди славятся своей изящной красотой: стройные, с большими и выразительными глазами. Мужчины, напротив, очень полные, с большими животами. Чем полней мужчина, тем он более привлекателен для женщин.
Эфиопские девушки племени боди.
Эфиопская женщина племени боди с ребёнком.
Ежегодно, с наступлением июня месяца, племя выбирает самого видного представителя племени, самого тучного мужчину . Представители сильного пола, желающие занять почётное положение в обществе, должны быть неженаты. Подготовка к мероприятию длится от 3 до 6 месяцев.
В течение этого времени мужчины сидят на высококалорийной диете, основанной на коровьей крови с молоком. Это питание удваивает, в некоторых случаях утраивает, массу тела. Некоторые участники напоминают рожениц, которые вот-вот должны родить.
Когда приходит время икс, в деревне устраивают праздник. Жители посёлка танцуют, веселятся. Вот такой один из народов населяющих Эфиопию.
А потом приходит черёд мерить обхват животов и взвешивать участников конкурса. Победитель объявляется королём дня и в награду получает руку самой красивой девушки в племени.
Эфиопские женщины племени боди.
Символ благополучия.
Почему же причиной поклонения является мужская полнота? В отличие от большинства соседних племён, боди не являются ни охотниками, ни воинами. Им не нужно стройное и атлетическое телосложение, чтобы добывать пищу. Они содержат много коров, поэтому могут прокормить семью. Таким образом, полный мужчина у племени боди является символом благополучия.
Проблемы ожирения.
Правда есть и проблемы связанные с быстрым набором веса. Уровень холестерина в крови становится чрезвычайно высоким, и мужчины часто страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Так что многие молодые люди после праздника пытаются похудеть и вернуть себе хорошую физическую форму. Это всё благодаря стараниям врачей, которые работают в этом регионе и понемногу пытаются ввести здоровый образ жизни. Кто знает, возможно, совсем скоро этот обычай в Эфиопии исчезнет навсегда.
Влияние цивилизации.
До недавнего времени выпас скота был единственным средством жизни. Но из-за мух цеце поражающих коров, боди делают робкие попытки заниматься сельским хозяйством . В силу этого они ведут всё больше оседлый образ жизни. Означает ли это, что они откажутся от кочевничества? Поживём – увидим. Между тем, племя продолжает свою нормальную жизнь: разговаривает с коровами, поёт им песни и ищет новые пастбища.
В прошлом году в обычный октябрьский день Ханна Лаланго [англ] возвращалась домой из школы на мини-автобусе. Неожиданно один из пассжиров автобуса приставил ей к горлу нож. Пятеро мужчин похитили 16-летнюю девушку [англ] и привезли её в дом одного из похитителей. Ханна провела там несколько дней и подверглась групповому изнасилованию. Потом её выбросили на улицу, нанеся ей тяжёлые травмы. Когда, наконец, девушке была оказана медицинская помощь и помощь гинеколога, было уже слишком поздно. Ханна Лаланго умерла 1 ноября 2014 года.
Трагическая история эфиопской девушки появилась в СМИ только через 2 недели после её смерти. На самом деле, эфиопская общественность, возможно, так и не узнала бы о жестоком групповом изнасиловании, если бы не Блена Сахилу, преподаватель университета Аддис-Абебы и участница движения в защиту прав женщин Yellow Movement AAU [Прим. пер. Yellow Movement Addis Ababa University, досл. «Жёлтое движение университета Аддис-Абебы», основано студентами и одним из преподавателей университета, чтобы поддержать прав женщин и девочек Эфиопии и защитить их от насилия. Доп. информация: Yellow Movement AAU [англ]] . Блена наткнулась на небольшую заметку о происшествии в газете и решила начать кампанию #JusticeForHanna [Справедливость для Ханны] в Twitter. Facebook-страница кампании гласит следующее:
Seeking for an adequate punishment to all responsible for this heinous crime so that no other woman has to go through the same tragedy.
Цель создания данной страницы - добиться заслуженного наказания для всех, ответственных за это отвратительное преступление, чтобы больше ни одной женщине не пришлось пережить подобную трагедию.
Вскоре после начала кампании история стала распространяться подобно вирусу, и хэштег #JusticeForHanna быстро стал одним из 15 самых популярных хэштегов [англ] в Африке в 2014 году.
Необходимо, чтобы эфиопское правосудие как можно скорее разобралось со случаем похищения, группового изнасилования и последующей смерти Ханны Лаланго.
Сэм Розмарин выступает против примирения сторон:
Offering “reconciliation” to families of victims of sexual violence is itself a form of violence. Demand real
Известное международное издательство «Lonely Planet» поставило Эфиопию на 1-е место в десятке лучших мировых туристических направлений 2017 года. С учетом сказанного, мы просто не можем сейчас туда не отправиться.
1. Эфиопия красива. Чего стоит, например, вулкан Даллол, известный своими внеземными пейзажами, напоминающими поверхность Ио, спутника планеты Юпитер. Его состав - лава из серы и андезита. В 1926 году при сильном взрыве образовалось крупное озеро, расположенное на высоте 48 метров ниже уровня моря. (Фото Eric Lafforgue):
2. В Эфиопии живет более 100 миллионов человек - это второе по численности населения государство в Африке. (Фото Eric Lafforgue):
3. Лалибэла - город на севере Эфиопии, известный своими высеченными в камне христианскими церквями. Хотя церкви точно не датированы, считается, что большинство из них были возведены в период правления Лалибэлы, а именно - в течение XII-XIII веков. Всего насчитывается 13 церквей.
Церкви также представляют собой значительное достижение инженерной мысли, учитывая, что все они связаны с водой (которая наполняет колодцы по соседству со многими церквями), использующей артезианскую геологическую систему, которая подаёт воду на вершину горного хребта, где расположен город. (Фото Goran Tomasevic | Reuters):
4. Церковь Святого Георгия, одна из многих высеченных в камне церквей Лалибэлы. Это наиболее известная и последняя по времени создания из одиннадцати древних монолитных церквей XIII века в городе Лалибэла, Эфиопия. В составе объекта «Скальные церкви в Лалибэле» является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Существует две версии относительно технологии строительства храма. Согласно одной из них - двор церкви был вырублен в скальной породе как кольцеобразная траншея, и лишь потом из каменной глыбы, оставшейся в середине, стали вытёсывать церковь, со всеми её внутренними помещениями, сводами, арками, колоннами и окнами. По другой теории - выемка породы и отделка церкви велись одновременно, сверху вниз, ярус за ярусом. (Фото Flora Bagenal | Reuters):
5. Входы в некоторые церкви, высеченные в камне, выглядят вот так. (Фото Goran Tomasevic | Reuters):
6. Эфиопия - самая высокогорная страна африканского континента. Значительную часть её территории занимает Эфиопское нагорье, простирающееся с севера на юг Эфиопии. (Фото Carl Court):
7. Эфиопия - самое населённое в мире государство без выхода к морю. Хотя до Красного моря близко - всего 50 км. И народ здесь колоритный. (Фото Eric Lafforgue):
8. Пейзажи. Река Омо на юге Эфиопии. (Фото Dean Krakel):
9. Считается, что эфиопские предки народов Оромо первыми заметили возбуждающий эффект кофейного зерна. Однако, никаких прямых доказательств на этот счёт нет. Согласно широко распространённой легенде, первооткрывателем уникальных свойств кофейного дерева стал эфиопский пастух Калдим приблизительно в 850 году. Из Эфиопии кофейный напиток распространился по всему Ближнему и Среднему Востоку. К XIX веку кофе широко распространился в Италии, Индонезии и Америке.
Эфиопия - один из основных производителей кофе в мире и на африканском континенте (более 20 % общеафриканского сбора). Эфиопский кофе растет на высотах от 1100 до 2100 метров над уровнем моря. (Фото Per-Anders Pettersson):
10. Так выглядят эфиопские священники. (Фото Eric Lafforgue):
11. Добыча соли в Данакильской низменности и верблюжий караван. Долина находится в среднем на 100 метров ниже уровня моря. Геологи полагают, что Красное Море периодически прорывается в Данакильскую низменность и затопляет ее (последний раз это произошло около 30 000 лет назад). После того как образовавшаяся протока закрывается, вода постепенно испаряется и на земле образуется толстая корка соли. (Фото Carl Court):
12. Цветная калийная соль. (Фото Eric Lafforgue):
13. Вся территория Эфиопии расположена в субэкваториальном и экваториальном климатических поясах. Но тот факт, что большая часть страны расположена на Эфиопском нагорье, объясняет более мягкий и влажный климат Эфиопии. Температура здесь круглый год +25…+30°С. (Фото Eric Lafforgue):
14. Паломники. Тимкат – праздник крещения Иисуса в реке Иордан. В отличие от православной традиции, где на празднования приходится только один день, в Эфиопии устраивают трехдневный фестиваль, с 19 по 21 января, который становится главным событием года в этой стране. Эфиопская православная церковь и другие древневосточные церкви в этот день отмечают не только Крещение, но и Богоявление, что является характерным отличием этой конфессии. (Фото Carl De Souza):
15. Местный житель. Гиена. С уменьшением площади лесов уменьшались и популяции животных. Хотя сегодня в Эфиопии ещё можно встретить слонов, гепардов или львов. Также сохранились популяции лисиц, крокодилов, жирафов, бегемотов и обезьян. (Фото Eric Lafforgue):
16. В переводе с древнегреческого «Эфиопия» означает «страна людей с обожженными на солнце лицами». Юг Эфиопии считается одним из самых труднодоступных районов Африканского континента. И потому сюда, на земли, затерянные на границе Эфиопии с Суданом и Кенией, практически не проникали ветры перемен. Здесь не признают над собой никакой верховной власти, не платят налоги и не говорят на амхарском - государственном языке Эфиопии. (Фото Carl De Souza):
17. Стюардессы. А вы думали, здесь только племена? Эфиопия - государство контрастов. (Фото Tiksa Negeri | Reuters):
18. Кратер потухшего вулкана Эль Сод. А там озеро. Красиво. (Фото Eric Lafforgue):
19. Колоритный народ племени Борана. (Фото Eric Lafforgue):
20. Разноцветная мечеть в Хараре, Эфиопия. (Фото Eric Lafforgue):
21. Дети из племени Сури в южной части долины Омо в Эфиопии. Население долины Омо вынуждено вести чрезвычайно тяжелый образ жизни, однако наряду с этим эти люди - одни из наиболее гостеприимных и доброжелательных во всей Африке. (Фото Carl De Souza):
22. Домашний скот. (Фото Eric Lafforgue):
23. Эфиопия на редкость богата историей. В Ветхом Завете упоминается, что одна из рек, орошающих Рай, протекала по землям эфиопов. Кроме того, в этих краях обитали самые первые люди - об этом свидетельствуют древнейшие ископаемые останки австралопитеков, обнаруженные на юге Эфиопии в долине реки Омо.
Вообще, посещение племен - одно из популярных туристических направлений здесь. (Фото Carl De Souza):
24. Вид сверху на долину Омо. Эфиопия имеет крайне низкий уровень развития транспортной инфраструктуры. Большинство автомобильных дорог не имеют твердого покрытия и пригодны для использования лишь в сухое время года. (Фото Eric Lafforgue):
25. В Эфиопии сохраняется традиция нанесения татуировки на лицо. (Фото Eric Lafforgue):
26. Столбы. Данакиль - впадина в северной части Афарской котловины на границе Эфиопии и Эритреи, часть одноимённой пустыни. (Фото Eric Lafforgue):
27. Девушка из племени Афар с плетеными волосами. (Фото Eric Lafforgue):
28. Священник стоит на краю утеса перед входом в эфиопскую православную скальную церковь. Эфиопия - единственная традиционно христианская африканская страна. (Фото Matjaz Krivic).
Для европейца ударить женщину - позор. А для мужчины эфиопского племени хамер - почетная обязанность и ответственность, иначе он не мужчина. «Вокруг света» продолжает серию публикаций об удивительных ритуалах и обрядах, свидетелем которых стал путешественник Леонид Круглов
Раз в году, в конце осени, в долине реки Омо на юге Эфиопии местное племя хамер проводит обряд инициации. Чтобы доказать свою готовность заниматься разведением скота, юноши должны четыре раза пробежать по спинам выстроенных в ряд десяти быков. Задача - не упасть. Меня же больше интересовал обряд, предшествующий инициации: маза (так называют юношей) несколько часов подряд секут женщин хлыстом. Чтобы выяснить, зачем они так поступают с прекрасной половиной племени, я приехал в Эфиопию.
Пьяные танцы
За день до назначенной даты обряда проводник Ферео, который помогал в прежних путешествиях по Эфиопии, привез меня в Оморате, одно из главных поселений хамеров.
Деревушка состояла из 25 круглых плетеных домиков, в каких живут почти все племена этой части Эфиопии. Пока Ферео договаривался со старейшинами о нашем присутствии на ритуале, я обратил внимание, что вокруг были только мужчины и дети, и ни одной женщины. Как оказалось, они ушли на поляну в получасе ходьбы от Оморате. Там на следующий день и должен был состояться обряд.
На поляне, образовавшейся в пересохшем русле одного из притоков реки Омо, было около 30 женщин разного возраста. Они сидели вокруг костра, на котором грелся чан с варевом. Пять девушек разливали жидкость в глиняные чаши и раздавали их другим. Ферео пояснил, что это бордей - пиво из зерен сорго.
Я разглядывал женщин: набедренные повязки из козьих шкур и металлические кольца, украшающие ноги, руки, шею, - вся одежда. Спины в глубоких рубцах. Их не было только у девушек, разносящих пиво. Именно они и должны были стать героинями завтрашнего обряда.
Накануне избиения женщины хамер почти сутки пьют пиво, исполняют ритуальные танцы, чтобы впасть в состояние транса
Мы с Ферео сидели в стороне, стараясь никого не смущать. Ближе к вечеру, напившись бордея, женщины стали петь, постукивая металлическими браслетами, которые задавали ритм. Пять девушек пустились в пляс. Они подпрыгивали, бегали вокруг костра, задирали ноги, смеялись как сумасшедшие. И периодически останавливались, чтобы сделать еще несколько глотков пива.
В какой-то момент одна из девушек, покинув танцующих подружек, подошла к нам, протянула две кружки с бордеем и заставила выпить залпом. Затем стала прогонять нас. Беседа Ферео с девушкой ни к чему не привела - нам пришлось покинуть поляну. На обратном пути в Оморате Ферео объяснил, что Тара, так ее звали, не могла из-за нас пробудить женскую силу, необходимую для ритуала. Якобы присутствие мужчины делает женщину слабой. Поэтому, перед тем как подвергнуть себя избиению, женщины и уходят на сутки из деревни. Всю ночь они пьют и танцуют, вводя себя в транс.
Прутья боли
К полудню мы вернулись к руслу реки. Женщины продолжали пить бордей, танцевать, петь песни. Внезапно одна из них остановилась и устремила взгляд прямо на меня. А через мгновение завопила и затопала ногами. Я испугался, но потом понял, что она смотрит на что-то за моей спиной. Обернувшись, увидел приближающихся троих молодых людей, которые держали в руках связки тростника - это и были юноши-маза. За ними шли остальные мужчины.
Инициация - один из главных ритуалов хамеров. Поэтому старейшины племени приходят на него при полном параде: в лучших, на их взгляд, нарядах
Девушки с завываниями пронеслись мимо нас. Они окружили маза и наперебой стали выкрикивать что-то в их адрес. Юноши, не реагируя на реплики женщин, уселись на землю. Кто-то закурил глиняную трубку, кто-то достал из плетеной сумки лепешки и мед.
- Это часть ритуала , - пояснил Ферео. - Женщины обязаны вывести мужчин из себя, чтобы удары были по-настоящему сильными.
Так продолжалось около часа. Наконец один из юношей, Бона, не выдержал, поднялся с земли и достал из связки прут. К нему подбежала Тара. И тут воцарилась тишина.
Звук рожка - сигнал готовности женщины принять удары хлыстом
Тара встала напротив Бона спиной к нему, протрубила в металлический рожок (сигнал готовности) и подняла руки. Бона нанес удар. Хлыст оставил кровавую борозду поперек спины девушки. Та не издала ни звука и отбежала в сторону. Ей на смену пришла другая девушка. Так все пятеро получили по удару. Остальные мужчины тоже встали. К моему удивлению, женщины, у которых уже были шрамы на спинах, начали подходить за своей порцией ударов. Возобновились танцы и пение. Тишина, удар, танец, тишина, удар... Одного прута хватало на десять ударов - с такой силой маза избивали соплеменниц. Это продолжалось несколько часов. Женщины со старыми шрамами на спинах довольствовались одним-двумя ударами. Тара и ее четыре подруги подходили к маза бессчетное количество раз. Их спины превратились в кровавое месиво, но они будто не чувствовали боли.
Язык шрамов
Групповое избиение завершилось к вечеру. Женщины, почти без сил, но довольные, стали готовить праздничный обед. Тара сидела в стороне с подругой Коной. Та втирала в окровавленную спину Тары красную глину - она считается целебной. Я подошел к ним и попросил Ферео перевести, что мне жаль Тару. В ответ почти обессилевшая девушка возмутилась.
После ночи без сна, получив бессчетное количество ударов хлыстом по спине, обессилившая Тара наконец смогла отдохнуть
- Меня не надо жалеть , - сказала Тара. - Мы делаем это, чтобы у нас была хорошая жизнь. Когда раны заживут, я выйду замуж. А если нет, то Бона обо мне позаботится.
Из всех женщин, принимавших участие в обряде, лишь для пятерых он был необходимым. Остальные по традиции поддерживали дебютанток. Бона, который нанес первый удар Таре, был ее братом. Впервые женщина должна принять участие в ритуале, когда кто-то из ее братьев достигнет зрелости. Если у женщины нет братьев, то она не может участвовать в обряде и, вероятнее всего, никогда не выйдет замуж. Такое случается, но редко: обычно в семьях хамеров больше шести детей, и хотя бы один из них - мальчик. Если после шрамирования девушку не выберет мужчина, то о ней позаботится брат. То же произойдет, если женщина останется вдовой. После потери и брата, и мужа женщина может потребовать заботы от мужчин племени.
- Шрамы - отметины силы , - продолжила Тара. - Чем их больше, тем больше я страдала ради мужчины. А значит, мужчина должен отдать дань за мои мучения.
Шрамы на спине - показатель женской силы. Чем их больше, тем привлекательнее женщина для мужчин племени
Утром следующего дня на том же месте, где вчера был жестокий ритуал, опять собралась вся деревня. Теперь мужчины проходили испытание. Несколько хамеров придерживали быков, выстроенных в ряд. А обнаженные маза бегали по спинам животных. Вчерашние страдалицы с упоением смотрели на мужчин. Раны уже не кровоточили, и девушки старались продемонстрировать их, будто дорогие украшения. Один из хамеров подошел к Таре. Возможно, свежие шрамы Тары уже сделали свое дело - привлекли будущего мужа. Он возьмет ее в жены и станет до конца своих дней отдавать долг за увечья, нанесенные другими мужчинами.
Фотографии и впечатления: Леонид Круглов
Памятка путешественнику
Столица страны
: Аддис-Абеба РАССТОЯНИЕ
от Москвы до Аддис-Абебы ~ 5200 км (от 7 часов полета без учета пересадок), далее ~ 1000 км по автодороге |
Что нужно сделать в Южной Эфиопии (Оморате)
Увидеть Национальный парк Омо, до которого можно добраться только через Оморате. Парк служит домом для 312 видов птиц. Здесь встречаются также бизоны, слоны, жирафы, гепарды, львы, леопарды, бурчеллова зебра. |
Выпить бордея - пива из зерен сорго (12 быров за кувшин объемом 5–6 литров в любом доме деревни). |
Жить в палатке. |
|
Купить в подарок украшения, сделанные местными жителями (от 10 быров за ожерелье из пластика), для себя - кофе в зернах (30 быров за килограмм). |
Фото: Diomedia (x3), Getty Images / Fotobank.com, AFP / Est News, NASA’S EARTH OBSERVATORY
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)