«Хлеба и зрелищ!»: праздники Древнего Рима, Греции и Египта. Римские праздники, италия
3,707 просмотрели
Весенний Рим сияет солнечными днями, манит гостей благоуханием парков и тайнами древних памятников. Особенно упоительна столица в День Города (Natale di Roma), который принято праздновать 21 апреля . Черед увлекательных торжеств начинается за 3 дня до заветной даты и кружит в красочном калейдоскопе Вечный город.
Источников, достоверно повествующих о временах зарождения Рима сейчас не найти. Основная легенда гласит, что сыновья латинской царевны Реи и могущественного бога Марса, - Ромул (лат. Romulus) и Рем (лат. Remus) основали небольшое поселение на Палатинском холме (Palatino) в 753 году до н.э.
Различные системы летоисчисления и неточности в летописях не позволяют точно определить дату появления Вечного города. Однако официальным Днем рождения Рима принято считать именно 21 апреля.
В античные времена День Города регулярно отмечался в качестве весеннего праздника. Затем, в руинах Римской империи были погребены многие традиции. Вновь свой день обрела столица Италии лишь в 19 веке после Объединения.
Во время Второй мировой войны торжества также были под запретом. Лишь после 1945 года Рим окончательно закрепил право на собственный День рождения.
Традиции
Богиня Рима (Dea Roma)
Одной из славных традиций празднования Дня Города является конкурс девичьей красоты на звание «Богини Рима»
. В 2019 году состоится 19-е по счету явление итальянских богинь. Главное условие состязания: молодость, обаяние и гармоничное воплощение образа жительницы Олимпа.
Победительница конкурса в 2018 г. - обворожительная Элеонора Пинка (Eleanor Pinca) возглавит парад, торжественно шествующий по Via dei Fori Imperiali 19 апреля. Также новоиспеченная богиня примет активное участие в постановках, иллюстрирующих Древний Рим и его традиции, в рамках празднования Палилы (Palila).
Исторический парад
Центральное место в празднованиях занимает исторический парад, в котором принимают участие сотни людей, одетые по моде Древнего Рима. Представители клубов, занимающихся реконструкцией исторических событий, из различных уголков Европы и Италии, а также энтузиасты великой империи, облачаются в красные робы, доспехи легионеров, тоги патрициев и устраивают зрелищный ход.
Все действо оканчивается сценками из истории Империи и гладиаторскими боями в (лат. Circus Maximus). В почете выступления мастеров школы гладиаторов , расположенной в Риме, которая была основана еще в 1994 году.
Еда, бесплатный вход в музеи, достопримечательности
Перевоплотившихся весталок, римских воинов, гладиаторов, остготов, норманнов, а также многочисленных зрителей принято потчевать простой . Наиболее любопытны — сытные блюда из телятины и свинины, сырные похлебки, рис под заливкой из пармезана и .
Приятным бонусом к всеобщему веселью служит тот факт, что 21 апреля гости столицы смогут посетить большинство музеев в Риме абсолютно бесплатно!
Обязательными к посещению пунктами весеннего торжества являются популярнейшие достопримечательности столицы: (Colosseo), (Piazza di Spagna), (Fontana di Trevi), (Forum Romanum).
Феномен Пантеона
Любители загадок и чудес обязательно заглянут 21 апреля в (Pantheon). Старинный храм наделен интересной особенностью: единственный источник естественного света - это круглое окошко Окулус (лат. Oculus) на самой вершине купола. Именно в День рождения Рима, ровно в полдень, луч солнца попадает ровно на вход Пантеона.
Древние римляне считали, что боги, таким образом, призывают императора войти в храм и наделяют его властью. Минули тысячелетия, а столп света, падающий с небес на центральный вход античного храма, производит мощнейшее впечатление неземной благодати.
Программа Дня Города Рима в 2019 году
Свои 2769-е именины Вечный город будет праздновать законные 3 дня:
Четверг, 21 апреля
- В 10:00 состоится церемония открытия празднования Дня Рима в Большом цирке, ознаменованная зажжением торжественного огня.
- В 11:00 от стен Большого цирка стартует грандиозное историческое шествие, которое к полудню завершится у Римского форума.
- С 15:00 до 18:00 выступление групп исторической реконструкции в Большом цирке.
Пятница, 22 апреля
- В течение дня будут происходить культурные мероприятия в залах Капитолийского дворца (Palazzo del Campidoglio), расположенного на
Введение
С раннего времени различные
празднества и представления
играли важную роль в общественной
жизни Рима. На первых порах общественные
представления были вместе с тем
и религиозными церемониями, они
были непременной частью религиозных
праздников.
Древний Рим оставил богатое
культурное наследие, которое стало
частью жизни и культуры современного
человечества. Величественные остатки
римских городов, зданий, театров, амфитеатров,
цирков, дорог, акведуков и мостов,
терм и базилик, триумфальных арок и
колонн, храмов и портиков, портовых
сооружений и военных лагерей, многоэтажных
домов и роскошных вилл поражают
современного человека не только своим
великолепием, хорошей техникой, качеством
постройки, рациональной архитектурой,
но и эстетической ценностью. Во всём
этом - реальная связь римской древности
с современной действительностью, зримое
доказательство того, что римская цивилизация
легла в основу европейской культуры,
а через неё и всей современной цивилизации
в целом .
В древности верили, что
миром управляют боги, что они
вершат судьбы человека, руководят
его действиями, насылают на него беды,
приносят радость. Божественными силами
обладает природа. Горы, реки, рощи, поля
населены демонами и божествами, от
которых зависят урожай, плодородие
земель, рост посевов, обилие рыб и
птиц и т.д.
Главным богам-покровителям
и мелким божествам воздавали
почести, приносили жертвы, устраивали
празднества, на которых совершали
ритуальные обряды, сопровождаемые торжественными
шествиями, песнями, танцами и заклинаниями.
Именно на таких праздниках зародились
основы современного театра. Греческие
торжества, посвященные богу виноделия
Дионису-Вакху, положили начало трагедии,
из шутливых, насмешливых песенок, исполняемых
на праздничных деревенских шествиях,
родилась комедия.
Древние римляне отмечали
в году более 50 праздников. Они
составляли важную часть жизни
римлян. Их традиции сохранялись
веками, некоторые дошли до наших дней.
Так, обычай празднования
начала Нового года был закреплен
в середине II в. до н. э. государством.
Римские новогодние торжества 1 марта,
а позднее 1 января открывались многолюдным
шествием к Капитолийскому холму, где
находились главные святилища Рима, там
приносили жертвы покровителю города
богу Юпитеру. Затем начинались праздничные
пиры и приемы. Римляне, как и мы, верили,
что весь год будет таким, каким окажется
первый новогодний день. Они ходили друг
к другу в гости, обменивались подарками,
дарили сладости, украшения, позже - деньги,
желали другу счастья и благосклонности
богов .
Из сельских древних
земледельческих праздников, которых
было множество, особенно пышно
справлялись февральские Луперкалии
- праздники, посвященные богам - покровителям
стад и пастухов. Очистительные жертвы
приносили у подножия Палатинского холма,
где жила некогда легендарная волчица
(lupa), вскормившая основателей Рима - Ромула
и Рема. А 21 апреля в годовщину основания
Рима наступал еще один праздник пастухов
в честь древней богини Палее. Богине жертвовали
ветки лавра, лепешки, хлеб.
Самым ранним римским праздником был праздник Римских
игр. В течение нескольких столетий это
был единственный гражданский праздник
римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые
представления. Большое значение приобретают
Плебейские игры. Наиболее крупными религиозными
праздниками были праздники, связанные
с культом земледельческих богов, - цереалии
в честь - Цереры, виналии - праздник виноградного
сбора, консуалии - праздник жатвы, сатурналии
- праздник посевов, терминалии - праздник
межевых камней, луперкалии - праздник
пастухов. Будучи празднествами древнейших
обитателей Рима, земледельцев и пастухов,
эти праздники и в дальнейшем были особенно
почитаемы среди сельского населения
.
Общественные праздники
и фестивали - отмечались с размахом и
являлись, по мнению римлян, одним из преимуществ
городской жизни. Зрелища и еда, непременные
атрибуты большинства общественных праздников,
предоставлялись гражданам бесплатно.
Согласно канонам римской
религии, общественные праздники, или
по крайней мере их религиозная часть,
должны были проводиться в соответствии
с традицией. Считалось, что боги, прославляемые
во время празднеств, могут не на шутку
разгневаться, если в процессе церемонии
или ритуала возникнет какая-либо оплошность.
А гнева богов римляне боялись больше
всего на свете .
Целью исследования является
сущность и значение праздников в Риме.
Задачи исследования:
- изучить культурное наследие
Рима;
- определить роль театра
в проведении праздников;
- рассмотреть сущность римских
зрелищ и праздников;
- рассмотреть значение
триумфальных праздников в Риме.
Культурное наследие Рима
Однако и те ничтожные отрывки народной поэзии, которые дошли до нашего времени, и косвенные указания говорят о том, что римляне, как и другие народы, выражали свои чувства в поэтической форме. Во время работ пели трудовые песни, создававшие ритм трудового процесса, например «песня гребцов» . Молитвы и обращения к богам составлялись в стихотворной форме, что облегчало их запоминание. Сохранился, например, гимн «братьев пахарей», гимн жреческой коллегии скакунов (салиев). В этих гимнах содержались просьбы к богам оплодотворить землю, отвратить голод и непогоду, обеспечить богатый урожай, благополучие земледельцев и пастухов.
При похоронах исполняли специальные похоронные песни, заплачки (они назывались ненниями), где выражалась скорбь об умершем и перечислялись его заслуги. Существовал обычай ставить надгробия с надписью, где упоминались заслуги покойного.
На пирах распевались пиршественные песни, в которых восхвалялись подвиги героев, особенно легендарных предков. В застольные песни включались легенды, иногда перемешанные с реальными событиями о героическом прошлом Рима. Многие легенды застольных песен были заимствованы позднейшими римскими историками (например, Титом Ливием), включены ими в свои исторические труды и приобрели видимость исторических фактов.
Народные поэтические произведения были написаны особым стихотворным размером, так называемым сатурническим стихом, близким по своей ритмике к былинным стихам других народов.
Есть свидетельства о зачатках драматической поэзии у римлян. Во время деревенских праздников урожая ряженая сельская молодежь устраивала веселые игры, перебрасывалась остротами, импровизированными или заученными насмешливыми стишками. В этих стихах содержались порой и колкие насмешки, особенно по адресу богатых, скупых или жестоких людей. В обмене этими стихами - их называли фесценнины - содержатся уже элементы диалога, драматического действия .
Наряду с фесценнинами получает распространение комедия масок-ателлана (от названия города в Кампании-Ателлы). Ее героями были веселые типы обжор, хвастливых разинь, глупых стариков. Содержание ателланы было веселым, оно отражало повседневную жизнь мелких городов и сел с их незамысловатым бытом.
Наряду с поэзией делает первые шаги и римская проза. Велись коллегией понтификов погодные записи наиболее крупных события, летописи, заключались договоры, тексты которых записывались на латинском языке. П IV в. до н. э. некоторые политические деятели стали записывать свои произнесенные речи и издавать их для чтения публики.
Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Словом сатура обозначалось блюдо, наполненное разными плодами. Затем сатурой стали называть смесь разных стихов - длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером.
Поэт Энний назвал словом сатура свой сборник стихов полуразвлекательных, полупоучительных.
Как литературный жанр, сатура получила большое развитие и творчестве Гая Луцилия. За свою долгую жизнь (180-102 гг. до н. э.) Луцилий написал 30 книг сатур. В них он обличает пороки современного ему общества; корыстолюбие, взяточничество, моральное разложение, клятвопреступление, жадность .
Широкое развитие рабства, расцвет экономики, успешные завоевания Рима привели к росту богатства, скоплению их в немногих руках, погоне за ними, моральному разложению олигархов. Реальная жизнь давала сюжеты для сатур Луцилия, которые положили начало реалистическому направлению в римской литературе. После Луцилия окончательно определился жанр сатуры как небольшого обличительного произведения.
Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской литературы. Параллельно развивалась и проза. Долгое время, вплоть до II в. до н. э., сочинения в прозе были немногочисленными и представляли собой, главным образом, краткие записи исторических событий и норм права. Как и ранняя поэзия, ранняя римская проза была подражательной. Первые литературные произведения и писались по-гречески, хотя и них излагалась римская история .
-
Роль театра в проведении праздников
Каждое празднество состояло из нескольких отделений:
1) торжественное шествие во главе с магистратом - устроителем игр, называвшееся помпой.
2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т.д.
3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением на несколько тысяч столов .
Истоки римского театра и драмы восходят, как и в Греции, к сельским праздникам сбора урожая. Еще в отдаленные времена, когда Рим представлял собой небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи с окончанием жатвы. На этих праздниках распевали веселые грубоватые песни, так называемые фесценнины. Как и в Греции, обычно выступали при этом два полухория, которые обменивались друг с другом шутками и насмешками подчас язвительного содержания. Зародившись еще при родовом строе, фесценнины существовали и в последующие века, и в них, по свидетельству писателя времен Августа Горация, находила отражение и социальная борьба между патрициями и плебеями. Гораций говорит, что фесценнинские насмешки не щадили и знати, которая и постаралась их обуздать - было установлено строгое наказание всякому, кто будет порицать другого в злобных стихах.
Существовала и другая форма примитивных зрелищ - сатура. Эти зародыши драмы в Риме испытали на себе влияние этрусков. Об этом интересно рассказывает римский историк Тит Ливий (I в. до н. э.). В 364 г. до н. э. Рим постигло моровое поветрие. Чтобы умилостивить богов, решили наряду с другими мерами прибегнуть к учреждению сценических игр, «делу новому для воинственного народа, так как до этого зрелища ограничивались только конскими бегами» . Из Этрурии были приглашены актеры. Это были плясуны, которые исполняли свои танцы под аккомпанемент флейты. Этрусским актерам стала потом подражать римская молодежь, которая прибавила к пляске шуточный диалог, написанный нескладными стихами, и жестикуляцию. Так возникли постепенно сатуры (по дословному, переводу это слово обозначает «смесь»). Сатуры были драматическими сценками бытового и комического характера, включавшими в себя диалог, пение, музыку и танцы, причем музыкальный элемент играл в них существенную роль. О влиянии этрусских актеров на формирование римского театра указывает этрусское происхождение слова гистрион, которым в Риме стали называть народных развлекателей (Название это сохранилось и в средневековом театре).
Другим видом ранних драматических представлений также комического характера были в Риме ателланы. Римляне заимствовали их от племени осков в Кампании (вероятно, около 300 г. до н.э.), когда Рим вел многолетние войны в Южной Италии. В Кампании был городок по имени Ателла. Быть может, по имени этого городка римляне и стали называть ателланой пришедшие к ним от племени осков комические сценки, скоро вполне акклиматизировавшиеся в Риме. Сыновья римских граждан увлеклись этими играми и стали разыгрывать их в дни праздников. Участие в представлении ателлан не налагало на граждан никакого бесчестия, тогда как позже, когда у римлян появилась уже литературная драма, актерская профессия считалась постыдной .
Представления устраивались в Риме во время различных государственных праздников. Пьесы шли на празднике патрициев - Римских играх, справлявшихся в сентябре, в честь Юпитера, Юноны и Минервы; на празднике плебеев - Плебейских играх, происходивших в ноябре; на Аполлоновых играх - в июле. Спектакли давались также во время триумфальных и погребальных игр, при выборах высших должностных лиц и по другим поводам. На римских праздниках сценические игры шли нередко вместе с цирковыми играми и гладиаторскими сражениями, причем зрители часто отдавали предпочтение последним .
Римские зрелища и праздники
Также известно, что римский календарь был весьма насыщен различного рода празднествами и следующими им традициями и обычаями.
Праздники подразделялись на общегосударственные и праздники низшего ранга, официальные и семейные, сельские и городские, те, которые справлялись постоянно или от случая к случаю, праздники отдельных божеств и профессий, например, Весталий - праздник мельников и пекарей. Программы празднеств в течение столетий менялись: к элементам постоянным, таким как жертвоприношения, молитвы, торжественные шествия прибавились мероприятия чисто зрелищные, развлекательные. В Риме зрелища рассматривались исключительно как массовые развлечения. В один и тот же день устраивали зрелища разных видов, так что публика имела свободу выбирать - что кому больше по вкусу .
Нетрудно заметить, как тесно связан римский календарь праздников с местными культами. Стоит отметить, что с течением долгих столетий римской истории некоторые торжества утратили свое значение, другие же продолжали справляться по традиции, хотя их религиозный или исторический смысл мало кому был известен, так что римским писателям часто приходилось объяснять публике происхождение того или иного обычая или обряда. Например, ежегодно в майские иды в Риме совершали Аргейские жертвоприношения. В этот день полагалось приносить человеческие жертвы: поначалу отбирали рабов или преступников, осужденных на смерть, но со временем римляне прибегли к символам: вместо людей в Тибр бросали человеческие чучела из тростника. В октябрьские иды: после состязаний на колесницах на Марсовом поле коня из упряжки, одержавшей победу, торжественно закалывали: при этом хвост отрезали и возница вносил его в дворец римских царей - Регию, где особым образом подвешивали,. чтобы кровь стекала на жертвенник. Тем временем устраивались ритуальные сражения между группами молодежи на улицах города за обладание головой жертвенного коня. Или Амбарвалии - обычай торжественных процессий (обходить поля, заклиная богов и принося им жертвы). Всякому виду сельскохозяйственных работ должны были предшествовать соответствующие жертвоприношения и молитвы .
Возникновение молитв за правителя, каким бы он ни был, и даже просто за влиятельное лицо было одной из самых распространенных и узаконенных обычаем традиций заискивания и подобострастия. Поводом к таким молениям и обетам было сколько угодно.
Общегосударственные праздники справлялись с особой пышностью. Так, например, празднование Нового года, ставшее с 153 г. до н.э. традицией и в Риме, и во всей Италии, также в этот день был введен обмена подарками.
Среди многочисленных римских праздников справлявшихся ежегодно, например - Компиталий - торжества в честь особых духов-покровителей перекрестков, скрещенных дорог - ларов, преобладали древнейшие, а именно торжества в честь сельскохозяйственных, земледельческих богов и богинь. Очень популярными были праздники посевов и Паганали, а в феврале месяце ритуальных очищений.
Дважды в год, в августе и в декабре справляли праздник Консуалии – в честь бога земледелия Конса, который длился 5 дней. Эго были дни, исполненные радости, всяких забав, смеха, а с 217 г. до н.э. утвердился обычай «божьей трапезы» - лектистерний: сенаторы устраивали пиршество для богов, чьи изваяния попарно расставлялись на обеденных ложах перед накрытым столом.
Во время Сатурналии - также обменивались подарками, например, восковыми свечками - «фос» («человек или свеча»); а самое необычное: рабы пировали, а хозяева должны были прислуживать им за столом.
К праздникам военным относились все торжества в честь бога Марса, и в первую очередь Эквирии; 19 октября - Армилистрий - «освещение оружия». Во 2 г. до н.э. Октавиан Август учредил 12 мая однодневные севиральные игры, или игры Шести мужей. Древнейшими считались Таврские игры в честь подземных богов, которые возникли еще до 510 г. до н.э. зти игры устраивались один раз в пять лет - 25 и 26 июня. Секулярные игры, проводимые один раз в столетие по случаю юбилея города Рима с 249 г. до н.э. в 212 или 211 г. до н.э. во время второй Пунической войны были организованы игры в честь Аполлона, которые затем стали справляться ежегодно. По случаю доставки в Рим из Фригии священного черного камня, символа Великой Матери богов Кибелы, в 204 г. до н.э. были учреждены ежегодные Мегализийские игры. Дабы почтить память Октавиана Августа, его вдова Ливия учредила в 14 г. до н.э. ежегодные Палатинские игры, проводившиеся сначала с 17 по 20, а затем и по 23 января .
Не чужды были римлянам и семейные праздники. Помимо торжеств, так сказать чрезвычайных, каковыми были свадьбы, принятие нового ребенка в семью, похороны, ежегодно римляне справляли дни рождения. Жители Древнего Рима веровали, что каждый человек имеет своего духа покровителя - гения, хранившего его, все годы его жизни, поэтому в день рождения человека приносили жертвы его гению и слагали песни с пожеланиями долгих лет благополучия и счастья с предсказанием его судьбы. Еще один семейный праздник - день достижения сыном 16 лет, т.е. день совершеннолетия - внесения его в список граждан и одеяния в мужскую одежду - тогу.
11 марта - в честь богини охранявшей слабых женщин от супружеской неверности и всякой подобного рода неблагочестивой страсти и помогавшей поддерживать в семье мир и согласие. К семейным торжествам можно отнести и многочисленные дни поминовения усопшим .
К празднествам, происходившим от случая к случаю, следует отнести и торжества, связанные с освещением храмов - они также сопровождались играми, театральными представлениями и другими зрелищами. Поводом к устройству массовых зрелищ были и торжественные погребения видных граждан. Программы празднеств все расширялись, добавлялись дополнительные дни, росло число празднеств. Невозможно даже представить себе, сколько впечатлений приносил жителю Рима каждый год.
Обращаясь к римскому театру - характер театральных представлений в Риме был совершенно иным, чем в Греции: хотя и спектакли часто проходили в дни праздников, религиозных торжеств, но сами по себе они не имели признаков культурного действия, не были связаны с религиозными обрядами. Актеров в Риме называли гистронами, с ними был связан еще один древнеримский обычай: выступления гистронов не обходились без участия певцов, сами же гистроны лишь произносили диалоги и разыгрывали сцены. Римский театр был расположен на ровной местности. Внутри убранство театра отличалось невиданной у греков роскошью. Крытый верх надежно защищал от дождя и солнца. Хор, танцоры, музыканты вместе с актерами на общих подмостках - пульпите. Новинкой римского театра был занавес, который опускался, скрываясь в специальной щели. Когда представление прекращалось, занавес подымали, был и вспомогательный занавес, подымавшийся в антрактах. Приметой римского театра может считаться и Фонтан .
В Риме в эпоху империи слева от сцены ставили возвышение своего рода ложу для императора, членов его семьи и самых почетных гостей. Доступ в римские театры был открыт всем без исключения. Женщины могли смотреть как трагедии, так и комедии, в театр имели права входить и рабы, и даже рабыни с маленькими детьми хозяина . Римские зрители вели себя в театре столь же живо и непосредственно, как и греки, бурно реагируя и на игру актеров, и - подчас еще больше - на все, что случалось в самом зрительном зале. Они громко приветствовали знакомых или людей знаменитых, пользовавшихся в городе известностью и популярностью. Театр в Риме был не только важным сосредоточением культурной жизни, развлекательной, но и барометром политических настроений, а также орудием политической борьбы .
И все же мы знаем, что римлян куда больше, чем музыка, чем выступления танцоров и даже театральные представления, притягивали к себе состязания на колесницах в цирке и кровавые действия в амфитеатрах.
Гладиаторские бои взяли свое начало с обычая похорон: на похоронах устраивали ритуальные бои людей с мечами в руках. Завещания предусматривали игр в определенные сроки поле погребения. Особенностью подобного рода зрелищ являлось то, что они были опасны не только для бойцов, сражавшихся со зверями, но и для прочих. Цирк был и местом, где азартно заключали пари, делали ставки на ту или иную упряжку . Такой цирковой азарт отталкивал от зрелищ некоторых просвещенных римлян, критически относившихся к пристрастиям толпы.
4. Триумфальные праздники
Одно из изобретений Рима
- триумфы. Термин «триумф» пришел к нам
из Рима и означал у римлян торжественный
въезд победоносного полководца (триумфатора)
с войском в городе Рим от Марсова поля
к храму Юпитера на Капитолий .
Триумфальное шествие
в Древнем Риме открывалось сенаторами
и магистратами, следом двигалась
колесница, запряжённая четвёркой
белых коней, с триумфатором, увенчанным
лавровым венком и атрибутами Юпитера;
колесницу сопровождали музыканты
и певцы. Затем шло войско, несли
добычу, а также вели знатных пленников.
На Капитолии приносились жертвы
Юпитеру, частично делилась добыча. Затем
начинались пир и игры в цирке.
Триумф устраивался по разрешению сената
за самые выдающиеся заслуги перед
государством либо самые великие
победы и являлся высшей наградой
полководцу (достаточно вспомнить триумф
Гая Юлия Цезаря). Удостаивались
чести триумфа немногие достойные,
имя триумфатора навечно записывалось
в триумфальные фасты .
«Толковый словарь живого
великорусского языка» В. Даля определяет
триумф как «победное торжество
славы, торжественная встреча». Именно
поэтому сегодня триумф является
синонимом блестящего успеха, выдающейся
победы.
Для закрепления триумфа
в честь триумфатора или в
память славных событий сооружалась
триумфальная арка или триумфальные
ворота Герой возвращается с
победой, и его встречает ликующий
народ. Император Тит после разрушения
Иерусалима был удостоен триумфа. Огромные
богатства, захваченные воинами, проносили
перед толпой. В толпе давили женщин и
детей, но это никого не трогало, так как
главное было восславить Тита. «Именно
апофеоз относился здесь не столько к
самой личности императора, сколько к
самой монархической власти вообще и даже
просто к Римской империи и ее могуществу,
и её вселенскому «гению» . Император
здесь, таким образом, в значительной мере
безличен; это - символ римского единодержавия
со всем его юридическим и военным аппаратом;
это- абсолютизация государственности»,-
такова позиция А. Ф. Лосева .
Заключение
Итак, картина культурной жизни
римского города будет неполной, если
не сказать о праздниках и зрелищах. С
раннего времени различные празднества
и представления играли важную роль в
общественной жизни Рима. На первых порах
общественные представления были вместе
с тем и религиозными церемониями, они
были непременной частью религиозных
праздников. В VI в. до и. э. стали устраивать
представления светского (не религиозного)
характера, а за их проведение стали отвечать
не жрецы, а должностные лица. Местом их
проведения стал не алтарь того или иного
бога, а цирк, расположенный в низине между
Палатинским и Авентинским холмами.
Новейшие праздники Рима
имеют то преимущество перед другими,
что в них участвует во всем
своем великолепии порожденное
и воспитанное Италиею искусство.
Большая часть оных, особливо те, установление
которых принадлежит чисто религии христианской
- не так как Карнавал, об языческом происхождении
коего я уже намекнул в одном из своих
писем, - большая часть сих праздников
устроена первейшими классическими художниками
Италии, каковы Микель Анжело и другие.
У римлян было множество
разных праздников, каждый из которых
имел своё общественное или религиозное
значение. Общегосударственные праздники
устраивались часто, но работать, и
вообще заниматься делами было запрещено
только в наиболее торжественные из них.
В правление Августа у римлян было 115 праздничных
и выходных дней в году. При некоторых
последующих императорах число праздничных
дней достигло более 200 в год. Во время
праздников устраивались различные игры,
скачки и театральные представления.
Каждое празднество состояло
из нескольких отделении: 1) торжественное
шествие во главе с магистратом - устроителем
игр, называвшееся помпой. 2) непосредственно
состязания в цирке, ристания колесниц,
конские скачки и т.д.. 3) сценические представления
в театре пьес греческих и римских авторов.
Заканчивались представления обычно пиром,
массовым угощением на несколько тысяч
столов. Устройство игр требовало больших
денег. Как правило, денег, выданных из
казны, не хватало и отвечающие за устройство
игр магистраты вносили собственные деньги,
иногда превышающие выделенную сумму.
Необычайное развитие получают
в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские
бои устраивались в этрусских
городах еще с VI в. до н. э. От этрусков
они проникли в Рим. Впервые в
264 г. в Риме был устроен бой
трех пар гладиаторов. В течение
последующих полутора столетий гладиаторские
игры устраивались на поминках знатных
лиц, назывались погребальными играми
и носили характер частного представления.
Постепенно популярность гладиаторских
боев растет.
В 105 г. до н. э. гладиаторские
бои были объявлены частью публичных
зрелищ и об их устройстве стали
заботиться магистраты, Наряду с магистратами
имели право давать бои и частные
лица, Дать представление гладиаторского
боя - значило приобрести популярность
у римских граждан и быть избранным на
государственную должность. А так как
желающих получить магистратскую должность
было много, то число гладиаторских боев
растет. На арену уже выходят по несколько
десятков, по несколько сотен пар гладиаторов.
Гладиаторские бои становятся
излюбленным зрелищем не только в
городе Риме, но и во всех итальянских
городах. Они стали настолько
популярны, что был создан специальный
тип здания - амфитеатр, где устраивались
гладиаторские бои.
В праздниках развиваются жизнь
и характер народа на высшей их степени
и истина эта была очевидна в Древнем Риме,
где жизнь настоящая заменялась богатым
прошедшим, где всякое наслаждение есть
воспоминание.
Список использованной литературы
1.Виппер Р.Ю. Просветительский век Римской империи // Вестник древней истории. - 2001г. - № 12.Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. // Учебное пособие.- М.: Издательство НОРМА, 2003г.
3.Дмитриев В.Н. История Древнего Рима. - М: Наука, 2002г.
4.История Древнего Мира / под ред. Коробова Н.Ю. - М: Наука школа, 1995г. - 379 с.
5.Кузищин В.И. « История древнего Рима», М., «Высшая школа»2007г.
6.Кобылина М.М. Искусство Древнего Рима. - М: Литер, 2001г. - 358 с.
7.Крушило Ю.С. Хрестоматия по истории древнего мира. - М., 1999г. - 285 с.
8.Кузищин В.И. История Древнего Рима. - М: Высшая школа, 2004г. - 210 с.
9.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., Высшая школа Древний мир. - 3-е изд. испр. и доп. - М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: ООО Издательство «Полигон» .- 2005г. - 664 с.
10.Ливанцев К. Е. История средневекового государства и права. // Учебное пособие.- М.: Санкт-Петербург, 2003г.
11.Момзен Т. « История Рима». Спб: «наука». - 2006г.
12.Муромцев С.А. Гражданское право Древнего Рима. // Учебное пособие.- М.: Статут, 2003г.-
13.Ильинская Л.С. Римские праздники // Античность: краткий энцеклопедический справочник. М. 2008г.
14.Энтони Маркс, Грэхэм Тинджей. Римляне. М., «РОСМЭН» 2002г.
о на Allbest.ru
Знаменитый лозунг «Хлеба и зрелищ» ярко характеризует образ жизни древних римлян. На зрелища в Риме тратились огромные средства, даже самые скупые императоры не жалели на это денег – это было состязание в роскоши. На первом месте стояли гладиаторские бои и цирковые игры, на втором – театр. В Риме также очень любили ночные представления с иллюминациями.
С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников. В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом их проведения стал не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.
Древнеримские празднества.
В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян.
В честь своих богов римляне устраивали праздники. Важнейшими из них были:
Виналии – посвящены Юпитеру, праздновались дважды – в апреле и в августе.
Квинкватрии – праздники в честь Минервы. Большие устраивались во второй половине марта и длились пять дней, малые квинкватрии проходили с 13 июня и длились три дня. В первый день больших праздненств прерывались военные действия, учащиеся освобождались от занятий и приносили плату за обучение, затем проводились гладиаторские игры.
Консуалии – августовский праздник жатвы.
Либералии – праздники в честь Бахуса (Либера) и его супруги Либеры. Проводились 17 марта. В городах проходили театральные представления, в сельской местности – веселые шествия и пирушки.
Луперкалии – праздники в честь бога Фавна (Луперка). Проходили 15 февраля в святилище бога (Луперкале), находившемся у грота на Палатинском холме. Были учреждены Ромулом и Рэмом, выросшими среди пастухов.
Матроналии – праздники в честь богини Юноны. Праздновались замужними женщинами 1 марта.
Сатурналии – праздники в честь бога Сатурна и его супруги Опс. Устраивались 17 декабря и длились неделю.
Терминалии – праздники в честь бога государственных границ Термина, отмечались в феврале
Фавналии – праздники в честь бога Фавна (Луперка). Отмечались земледельцами и пастухами 5 декабря под открытым небом.
Флоралии – праздники в честь богини Флоры. Проводились с 28 апреля по 3 мая. Женщинам разрешалось надевать разноцветные платья, что было строго запрещено в обычные дни.
Фонтиналии – праздники в честь бога фонтанов Фонса. Устраивались в октябре. Колодцы украшались гирляндами цветов, а в родники бросали венки.
Цереалии – праздники в честь Цереры. Проводились с 11 апреля и продолжались восемь дней
Луперкалии
Lupercalia - древнеримский фестиваль эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata. Место, где волчица (следуя легенде) выкормила Ромула и Рема (основателей Рима) считалось у римлян святым. Каждый год 15 февраля здесь проводился праздник, называемый «Lupercalia» (от лат. lupo волчица) во время которого в жертву приносились животные. Из их шкур изготавливались бичи и после пира, молодые люди брали бичи из кожи жертвенных животных и выходили в город пороть женщин. Главной частью фестиваля Луперкалиа были голые мужчины, несущие ремни из кожи козла, которые бежали мимо женщин и били их; женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и легкие роды. В конце торжеств женщины тоже раздевались догола. Эти празднества стали так популярны, что даже когда многие другие языческие праздники были отменены с приходом христианства, этот еще долгое время существовал. Празднества Луперкалий завершались своеобразной лотереей. Девочки-подростки писали в записках свои имена и помещали эти записки в огромную урну, а затем каждый мужчина вытягивали из урны эти записки. Девочка, имя которой вытягивал мужчина, становилась его сексуальным партнером на целый год до следующих празднеств. Таким образом у людей праздник ассоциировался со свободной любовью и сексом.
В античной Греции этот праздник назывался Панургии - ритуальные игрища в честь бога Пана (в римской традиции - Фавн) - покровителя стад, лесов, полей и их плодородия. Пан - весельчак и повеса, прекрасно играет на свирели и вечно преследует нимф своей любовью. Все вышесказанное можно считать языческим вкладом в традицию Дня Всех Влюбленных.
Сатурналии
Сатурна́лии (лат. Saturnalia) – у древних римлян праздник в честь Сатурна, с именем которого жители Лацио связывали введение земледелия и первые успехи культуры. Особенно яркими были празднества в честь Сатурна и его супруги – сатурналии, начинавшиеся 17 декабря после окончания жатвы и продолжавшиеся семь дней. Во время этих празднеств люди стремились воскресить память о золотом веке царствования Сатурна, когда, по словам римского поэта Овидия, «вечно стояла весна» и «урожай без распашки Земля приносила», «сладкий вкушали покой безопасно живущие люди».
Праздник приходился на последнюю половину декабря – время, когда приходили к концу земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью в связи с окончанием жатвы. Во время сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обычного труда, имели право носить pilleus (символ освобождения), получали разрешение есть за общим столом в одежде господ и даже принимали от них услуги. Общественное празднество начиналось жертвоприношением перед храмом Сатурна на форуме; затем устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники, одетые в особые костюмы. В семьях день начинался с жертвоприношения (закалывали свинью) и проходил в веселье, причём друзья и родственники обменивались подарками. Улицы были запружены народными толпами; всюду раздавались восклицания Jo Saturnalia (это называлось clamare Saturnalia). Обрядовая сторона празднества имела исконно римский характер, хотя с 217 г. были введены лектистернии и обычай стоять с непокрытой головой во время жертвоприношения. По мнению Марквардта, праздник рабов, которые в эти дни как бы уравнивались в правах с господами в воспоминание существовавшего при Сатурне всеобщего равенства, был освящен тем же предписанием Сивиллиных книг, что и учреждение лектистерний. Праздничные развлечения продолжались в течение нескольких дней (в заключительный период Республики – семи). Среди праздничных подарков фигурировали, в числе прочего, cerei (восковые свечи) и sigillaria (сделанные из терракоты или теста фигурки). Первые служили символом того, что праздник сатурналий приходился на время зимнего солнцестояния (bruma); вторые являлись пережитком обряда жертвоприношения Сатурну.
Вакханалии (лат. Bacchanalia)
В Древнем Риме мистерии в честь Диониса (Вакха), со II в. до н. э. приобретшие характер оргий. В Вакханалии первоначально участвовали только женщины, потом были допущены и мужчины. В 186 до н. э. специальным постановлением сената Вакханалии были запрещены в Италии под страхом уголовного преследования. Однако тайно устраивались в некоторых областях Южной Италии вплоть до времён империи.
Матроналии
Божественная супруга Юпитера царица неба Юнона, так же, как и он, дарующая людям благоприятную погоду, грозы, дожди и урожаи, ниспосылающая успех и победы, почиталась, кроме того, и в качестве покровительницы женщин, в особенности замужних. Юнона была хранительницей брачных союзов, помощницей при родах. Ее чтили и как великую богиню плодородия. Культом Юпитера ведал жрец – фламин, а культом Юноны – жена фламина (фламиника). Замужние женщины ежегодно праздновали первого марта в честь Юноны так называемые матроналии. С венками в руках они шествовали к храму Юноны на Эсквилинском холме и вместе с молениями о счастье в семейной жизни приносили в жертву богине цветы. При этом в празднестве принимали участие и рабыни.
Квинкватрии
Богиней, покровительствовавшей городами и мирным занятиям их жителей, была дочь Юпитера Минерва. Ее особым расположением пользовались ремесленники, художники и скульпторы, поэты и музыканты, врачи, учителя и искусные рукодельницы. Празднества в честь прекрасной и мудрой богини проводились во второй половине марта, назывались квинкватрами и продолжались пять дней. Учащиеся в первый день квинквартий освобождались от занятий и приносили своим учителям плату за ученье. На этот день прерывались военные действия, если они имели место, и происходило общее бескровное жертвоприношение лепешками, медом и маслом. Затем устраивались гладиаторские игры, а в последний день приносились жертвы Минерве в специальном помещении сапожников и происходило торжественное освящение труб, состоявших под особым покровительством богини, поскольку сословие трубачей играло большую роль в городской жизни, участвуя в торжественных церемониях, похоронах и различных обрядах. Флейтисты же считали своими главными праздниками малые квинкватрии в честь Минервы, праздновавшиеся с 13 июня и продолжавшиеся в течение трех дней.
Терминалии
Возле Капитолийского холма находилось святилище бога Термина, покровителя межи, пограничных камней между земельными участками и границ города и государства. Священные церемонии по установлению границ и межевых камней были введены царем Нумой Помпилием. В яме, вырытой для межевого камня, разводили огонь; над ним закладывали жертвенное животное так, что бы его кровь, стекая в яму, не тушила огня. Туда же лили мед, благовония и вино, бросали плоды и, наконец, ставили камень, украшенный венком. В день праздника Терминалий владельцы смежный полей собирались у своих межевых камней, украшая их цветами, и приносили в жертву богу Термину лепешку, мед и вино. Затем начинался веселый и дружный пир. Самым главным воплощением бога Термина был священный камень, находившийся у Капитолийского храма.
Флоралии
Флора, в древнеримской мифологии богиня цветов, юности и весеннего цветения. В честь Флоралии праздновались флоралии, во время которых происходили игры, принимавшие иногда разнузданный характер. длились с 28 апреля по 3 мая. В эти дни двери всех домов были украшены цветочными гирляндами и венками, женщины в разноцветных пестрых платьях (что было строго запрещено в обычные дни), в душистых венках предавались веселым пляскам и шуткам. Весь народ на празднествах в честь прекрасной и дарующей радость богини веселился и пировал. В один из дней флорарий устраивались игры и состязания.
Нептуналии
Нептун, в древнеримской мифологии бог источников и рек. Отождествленный впоследствии с древнегреческим Посейдоном, Нептун стал почитаться как бог морей, приводящий их в волнение и усмиряющий своим трезубцем. В Риме был воздвигнут храм Нептуна в цирке Фламиния; древний праздник в честь Нептуна (нептуналии) справлялся 23 июля.
Марс
Яростный и неукротимый бог войны Марс почитался как отец великого и воинственного римского народа, чья слава началась с основания города Рима – Ромула (Ромул со своим братом-близнецом Ремом, согласно преданию, были сыновьями Марса). У Марса были два прозвища – Марс Шествующий в бой (Градивус) и Марс Копьеносный (Квиринус). После смерти Ромула и его обожествления появился бог Квирин, в которого обратился Ромул, став таким образом двойником Марса. Троице богов – покровителей воинской доблести и охранителей римского государства – Юпитеру, Марсу и Квирину посвящались специальные жертвоприношения, к ним взывали о победе в сражениях. Именем Марса был назван третий месяц года (март), и в первые его числа проводились конные состязания, поскольку кони – верная опора воину в бою, были посвящены богу Марсу. Первого марта в честь воинственного бога происходило шествие его жрецов – салиев, которые со священными плясками и песнопениями двигались, ударяя копьями в щиты, один из которых, согласно преданию, упал прямо с неба при царе Нуме Помпилии. Слова этих гимнов, распеваемых салиями, были непонятны уже самим жрецам, что, конечно, указывало на магический смысл всего обряда, уходившего, по-видимому, в глубокую древность. В этот день мужчины дарили своим женам подарки, а женщины – рабыням. Поэтому Марсу приносили жертвы земледельцы и пастухи, а посвящены ему были дятел и волк.
Теллурии
Теллура, мать-земля, была одной из древнейших италийских богинь. Она олицетворяла собой ту плодородную землю, на которой произрастает все, что нужно человеку для существования. Она же считалась владычицей землетрясений и властительницей живых и мертвых. По преданию, первой служительницей Теллуры (ее называли еще «Светлой богиней») была жена пастуха Фаустула (нашедшего и воспитавшего близнецов Ромула и Рема), которую звали Акка Ларенция. У нее было 12 своих сыновей, и все они дружно помогали матери при жертвоприношениях в честь богини Теллуры. Когда один из братьев умер, его место занял Ромул. Став римским царем, Ромул учредил жреческую коллегию из 12 человек, которая называлась коллегией арвальских братьев (от латинского слова «арвум» – пахотный, полевой). Раз в году совершался торжественный обряд жертвоприношения «Светлой богине», чтобы она ниспослала хороший урожай на поля римских земледельцев. О времени проведения этого празднества, приходившегося обычно на вторую половину мая, перед наступлением жатвы, объявлял заранее глава арвальских братьев. Ритуал соблюдался очень строго, так как малейшее нарушение могло навлечь недовольство богини и, следовательно, угрозу урожаю. Вся церемония длилась три дня. В первый и последний день жрецы собирались в городе, в доме главы арвальских братьев. В парадных одеждах они возносили жертву Теллуре вином и благовониями. Затем происходил обряд благословения хлебов, увенчанных лавровыми листьями, и колосьев прошлого и нового урожая. Несколько позже устраивалась общая трапеза жрецов с совместными молениями и возлияниями на алтарь Теллуры.
По окончании обряда участники его с пожеланиями счастья подносили друг другу розы. На второй день праздник переносился в священную рощу «Святой богини», где находился ее храм и здание с пиршественным залом для священных трапез. Ранним утром глава коллегии приносил очистительную жертву – двух свиней и одну телку. После полудня, надев венцы из колосьев, с покрытой головой они все направлялись в рощу, где приносили в жертву жирную овцу, ладан и вино. Затем совершалось возлияние, и арвальские братья направлялись на ближайшее поле за колосьями, срезали их и передавали, перекладывая из левой руки в правую. Эта процедура повторялась дважды, после чего ее проделывали с хлебцами, которые жрецы, войдя в храм, распределяли между собой. Заперев храм и удалив оттуда всех посторонних, арвальские братья начинали священную пляску, распевая при этом гимн, слова которого им самим были непонятны. И поскольку запомнить их было трудно, а ошибка грозила гневом богини, то у всех были специальные богослужебные записи, которым они строго следовали. Безусловно, это были древние заклинания о ниспослании урожая, обращенные к земле.
Цереалии
Богиню жатвы, покровительницу плодородия – Цереру глубоко почитали римские земледельцы. В честь ее устраивались торжественные празднества – цереалии, начинавшиеся 11 или 12 апреля и продолжавшиеся 8 дней. Цереалии особенно ревностно соблюдались низшими классами – плебеями. Они наряжались в белые одежды (в отличие от обычной рабочей), украшали себя венками и после торжественных жертвоприношений (подносили свиней, плоды, медовые соты) восемь дней развлекались скачками в цирке. Римский люд устраивал у себя праздничные трапезы, приглашая всех проходящих, чтобы умилостивить Цереру, дающую сытную пищу. Постепенно культ богини Цереры слился с культом «Святой богини» и греческой Деметры, но праздник цереалий с его весельем и широким гостеприимством сохранился.
Либералии
Бахус – бог – покровитель виноградников, виноделия и вина, почитавшийся под именем Либера. (Либер – по-латыни означает «Свободный». По-видимому, это название содержало намек на некоторую свободу и распущенность проводившихся в честь Бахуса празднеств.) Его женой была богиня Либера, помогавшая виноградарям по виноделам. Праздник в честь этой супружеской пары отмечался 17 марта и назывался либералии. В городах в этот день, кроме торжественных жертвоприношений, устраивались театральные представления, а в сельской местности он знаменовался веселыми шествиями, шутками, плясками и пирушками с изобилием возлияний Бахусу-Либеру, освобождающему человека от всяческих забот своим чудесным напитком, и его доброй и прекрасной жене Либере. Во время либералий приносились жертвы и богине Церере. Святилище Либера и Либеры помещалось в храме Цереры. Культ Бахуса-Либера был очень близок к культу греческого Диониса.
Вертумн и Помона
Вертумн был богом смены времен года и превращений, которые происходят с земными плодами – сначала они цветут, затем зреют и, наконец, падают со склонившихся под их тяжестью ветвей. Вертумн ниспосылал на землю цветение весны, летнюю жатву и осеннее изобилие плодов. Но о плодовых деревьях, особенно яблонях, тщательно заботилась юная и трудолюбивая богиня Помона. Римляне глубоко почитали эту юную божественную пару. Храм Вертумна был воздвигнут на Авентинском холме, Помона же имела своего собственного жреца – фламина. Когда начиналось созревание плодов, садоводы приносили жертвы этим богам, а 13 августа происходило празднество в честь Вертумна и его прекрасной жены.
Под покровительством богини Фавны находились поля и сады, которые она щедро наделяла плодородием, будучи супругой бога Фавна и разделяя с ним его заботы. По имени «Доброй богини» она оказывала особое благоволение женщинам, которые справляли в ее честь два торжественных праздника. Один из них происходил первого мая в храме богини, находившемся на Авентинском холме, куда стекались толпы римлянок, желавших почтить свою высокую покровительницу и принести ей положенные обычаем жертвы. Второе торжество приходилось на первые числа декабря и справлялось в доме одного из высших должностных лиц (консула или претора). Мужчины должны били покинуть дом на всю ночь. Руководили таинствами церемонии жрицы богини Весты и хозяйка дома, где совершалось богослужение. Присутствовать могли только женщины, причем они настолько свято хранили тайны этого обряда, что до сей поры так и никто и не смог выяснить, что именно там происходило.
Известно было лишь, что шатер, где стояло изображение богини, украшался виноградными лозами, у ног статуи насыпалась священная земля и все жертвоприношения сопровождались музыкой и пением гимнов. В истории этого культа известен лишь единственный случай, когда юноша попытался проникнуть в дом, где происходило таинство, переодевшись в женское платье и выдавая себя за музыкантшу. Обман был разоблачен служанками и виноватый обвинен в святотатстве. Эту дерзость позволил себе молодой римский аристократ Клодий, подкупивший одну из прислужниц в доме Юлия Цезаря, где происходило таинство в честь «Доброй богини». Клодию было предъявлено обвинение в нечестивости, по этому поводу вспыхнула волна негодования. Тогда Юлий Цезарь развелся со своей женой. Его спросили, почему он это сделал, ведь она ни в чем не была виновата. Цезарь ответил фразой, которая стала поговоркой: «Я сделал это потому, что жена Цезаря должна быть вне подозрений».
Вулканалии
С государственным культом огня и очага связано также почитание римлянами бога Вулкана. Храма Вулкана в самом городе не было, но в центре Рима на возвышении над форумом находилась священная площадка, так называемый вулканал, где словно у государственного очага, проводились совещания сената. Все храмы Вулкана, как божества находились за пределами городских стен. Вулкан, подобно греческому богу Гефесту, был искуснейшим кузнецом, покровителем ремесленников и ювелиров. Женой его была прекрасная богиня Венера. Празднества, проводимые в честь Вулкана, происходили 23 августа и отмечались жертвоприношениями и шумными играми в большом цирке. Вулкан почитался и как бог подземного огня, который вечно грозил извержениями. Считалось что его божественная кузница находится в недрах горы Этны в Сицилии, где ему помогают в работе гиганты-циклопы.
Роль театра в проведении праздников
Порядок проведения празднеств
Каждое празднество состояло из нескольких отделений:
1) торжественное шествие во главе с магистратом – устроителем игр, называвшееся помпой.
2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т.д.
3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением на несколько тысяч столов.
Истоки римского театра и драмы восходят, как и в Греции, к сельским праздникам сбора урожая. Еще в отдаленные времена, когда Рим представлял собой небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи с окончанием жатвы. На этих праздниках распевали веселые грубоватые песни, так называемые фесценнины. Как и в Греции, обычно выступали при этом два полухория, которые обменивались друг с другом шутками и насмешками подчас язвительного содержания. Зародившись еще при родовом строе, фесценнины существовали и в последующие века, и в них, по свидетельству писателя времен Августа Горация, находила отражение и социальная борьба между патрициями и плебеями. Гораций говорит, что фесценнинские насмешки не щадили и знати, которая и постаралась их обуздать - было установлено строгое наказание всякому, кто будет порицать другого в злобных стихах.
Существовала и другая форма примитивных зрелищ - сатура. Эти зародыши драмы в Риме испытали на себе влияние этрусков. Об этом интересно рассказывает римский историк Тит Ливий (I в. до н. э.). В 364 г. до н. э. Рим постигло моровое поветрие. Чтобы умилостивить богов, решили наряду с другими мерами прибегнуть к учреждению сценических игр, «делу новому для воинственного народа, так как до этого зрелища ограничивались только конскими бегами». Из Этрурии были приглашены актеры. Это были плясуны, которые исполняли свои танцы под аккомпанемент флейты. Этрусским актерам стала потом подражать римская молодежь, которая прибавила к пляске шуточный диалог, написанный нескладными стихами, и жестикуляцию. Так возникли постепенно сатуры (по дословному, переводу это слово обозначает «смесь»). Сатуры были драматическими сценками бытового и комического характера, включавшими в себя диалог, пение, музыку и танцы, причем музыкальный элемент играл в них существенную роль. О влиянии этрусских актеров на формирование римского театра указывает этрусское происхождение слова гистрион, которым в Риме стали называть народных развлекателей (Название это сохранилось и в средневековом театре).
Другим видом ранних драматических представлений также комического характера были в Риме ателланы. Римляне заимствовали их от племени осков в Кампании (вероятно, около 300 г. до н.э.), когда Рим вел многолетние войны в Южной Италии. В Кампании был городок по имени Ателла. Быть может, по имени этого городка римляне и стали называть ателланой пришедшие к ним от племени осков комические сценки, скоро вполне акклиматизировавшиеся в Риме. Сыновья римских граждан увлеклись этими играми и стали разыгрывать их в дни праздников. Участие в представлении ателлан не налагало на граждан никакого бесчестия, тогда как позже, когда у римлян появилась уже литературная драма, актерская профессия считалась постыдной.
Представления устраивались в Риме во время различных государственных праздников. Пьесы шли на празднике патрициев - Римских играх, справлявшихся в сентябре, в честь Юпитера, Юноны и Минервы; на празднике плебеев - Плебейских играх, происходивших в ноябре; на Аполлоновых играх - в июле. Спектакли давались также во время триумфальных и погребальных игр, при выборах высших должностных лиц и по другим поводам. На римских праздниках сценические игры шли нередко вместе с цирковыми играми и гладиаторскими сражениями, причем зрители часто отдавали предпочтение последним.
Римские игры
Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н. э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают плебейские игры. В конце III – начале II в. до н. э. были учреждены также аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов – мегаленские игры и флоралии в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры, в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.
Играли в трагедиях и комедиях уже не любители (как в ателланах), а артисты-профессионалы. Их называли актерами или гистрионами. Римские актеры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и по сравнению с греческими актерами они занимали, в своей массе, низкое общественное положение. Объясняется это тем, что почти с самого своего возникновения римский театр выступал как чисто светское учреждение и, как уже говорилось, не был связан с каким-либо культом, подобным культу Диониса в Греции. Кроме того, в течение долгого времени театр рассматривался правящими сословиями Рима только как одно из развлечений, причем такое, которое вызывало к себе иногда даже презрительное отношение со стороны нобилей. На актерской профессии лежало клеймо бесчестия, за плохую игру можно было подвергнуть актера порке.
Мим тоже с давних пор был известен в римском обществе. Однако особенно он распространился в конце периода республики. Актеры выступали в мимах без масок, и это открывало широкий простор для искусства мимической игры. Женские роли исполнялись женщинами. Актеры мимов играли босиком или надевали на ноги только тонкие подошвы, так что казались босыми. Поэтому исполнителей мимов называли босоногими.
Большую роль играли в мимах всякого рода брань и побои. Существенной частью их были танцы пол аккомпанемент флейты. Судя по свидетельствам современников, границы пристойного нарушались в миме чаще, чем в других видах комедии. Нередко в мимах допускались и выпады против властей, с одобрением встречавшиеся зрителями. Демократические тенденции мима наряду с участием в нем женщин немало способствовали утверждению его на римской сцене в I в. до н. э. До середины I в. до н. э. мим оставался импровизацией. Только во второй половине века, со времен Цезаря, он получил литературную обработку, которую дали ему два драматурга - Децим Л а бел и й и Публий Сир.
Бои гладиаторов и состязани я
Гладиаторские бои получают в Риме необычайное развитие. До этого они устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет. В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты, Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица, Дать представление гладиаторского боя – значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выходят по несколько десятков, по несколько сотен пар гладиаторов. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех итальянских городах. Они стали настолько популярны, что был создан специальный тип здания – амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои.
Гладиаторы (лат. gladiator, от gladius - меч), в Древнем. Риме рабы, военнопленные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями. Обучались гладиаторы в специальных школах (в Риме, Капуе, откуда началось восстание Спартака, в Пренесте и Александрии). Тяжеловооруженные гладиаторы носили имена народов, из которых они происходили - фракийцы, самниты, галлы. Существовали также следующие разряды гладиаторов: велиты - сражавшиеся дротиками; ретиарии (рыбаки) - сражавшиеся с трезубцем и металлической сетью; бестиарии - сражавшиеся с дикими зверями; андабаты - выступавшие в глухом шлеме в прорезями для глаз; димахеры - без щита и шлема в двумя кинжалами; эквиты - на конях с копьем, мечом и небольшим круглым щитом; эссеуарии - сражавшиеся на боевых колесницах, управляемых возницами; лакварии - ловившие арканом; лухории - с деревянным мечом или тупым орудием; петниарии - сражавшиеся бичом или палкой. Устраивались и морские бои. В период империи представление начиналось торжественным шествием гладиаторов с приветственными криками Ave Caesar, moritori te salutant - «Здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя». Битву начинали поставленные парами друг против друга лухории и петниарии. Побежденный гладиатор поднимал вверх указательный палец как знак просьбы о пощаде. Если зрители (или иногда только император) щадили его, то поднимали вверх большой палец или махали платками. Большой палец, направленный вниз, означал смерть. Гладиатор мог заслужить и освобождение от службы после удачных выступлений. Такие отставные гладиаторы назывались рудиариями, свое боевое оружие они посвящали храму Геркулеса. Рудиарии могли продолжать выступления и за плату. Римляне превозносили искусство гладиаторов, высоко вознаграждали победителей, их портреты можно было видеть на горшках, плодах, лампах, перстнях; гладиаторов воспевали поэты и любили свободные римлянки. Но это были рабы, предназначенные развлекать и жизнью, и смертью. С начала V века бои гладиаторов были запрещены.
Гладиаторский бой глазами римлян
Благодаря изученным фактам мы можем практически доподлинно восстановить картину проведения гладиаторского боя.
После появления афиш о гладиаторских боях или травле зверей в город стекались тысячи жителей с разных концов империи. В амфитеатре можно было увидеть все сословия и все возрасты. А на арене сражаются гладиаторы. Когда удается вонзить меч в тело противника, победитель издает короткий клич. Умирающий падает на свой щит, соблюдая обычай: доставить зрителям удовольствие любоваться его предсмертными муками.
Вспомните известную фразу, которой провожали на бои гладиаторов – «Со щитом или на щите», а сами гладиаторы начинали бой словами «Ave. Caesar, morituri te salutant» – «Радуйся, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!».На желтом песке арены растекаются лужи крови, а бои продолжаются, и публика разгорячается все больше и больше.
Утолив в перерыве жажду и получив из рук служителей фрукты и сладости, публика готова немного отдохнуть и взглянуть на фокусников и клоунов. Это короткий отдых перед новой волной крови- впереди травля диких животных.
На глазах у ревущей толпы голодные псы терзают газелей. Но толпе необходимо, чтобы со зверем боролся человек; и вот уже против голодного медведя выходит бастиарий, приговорённый к смерти, которому дарована возможность избежать её или погибнуть в схватке с хищником. А потом человека снова сменяют животные- бык против пантеры. А затем снова охотники и звери, и захватывающие толпу неистовые страсти.
Ликует буйный Рим …торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена;
А он- пронзенный в грудь, – безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена…
И молит жалости напрасно мутный взор:
Надменный временщик и льстец его сенатор
Венчают похвалой победу и позор…
Что знатным и толпе сраженный гладиатор
Он презрен и забыт…освистанный актер.
М. Ю. Лермонтова
«Вы станете спрашивать. – пишет Л. Ф. Лосев, что это за кровожадная, истерическая, звериная эстетика? Что это за сладострастие при виде бессмысленной бойни, при виде крови, при виде немой горы трупов?… Рим – это страна полного и настоящего абсолютизма, это царство какой-то государственной мистики, перед которой отдельный индивидуум – просто не существует, он – только винтик в этой вселенской машине, имеющей значение только лишь в меру своей приспособленности к этому мировому целому; и при всем том вы видите, какой экзальтацией, каким энтузиазмом, какой истерией, сладострастной чувственностью и упоением захватывает его дух – по воле того же самого мирового абсолютистского правительства» .
Триумфальные праздники
Одно из изобретений Рима- триумфы. Термин «триумф» пришел к нам из Рима и означал у римлян торжественный въезд победоносного полководца (триумфатора) с войском в городе Рим от Марсова поля к храму Юпитера на Капитолий.
Триумфальное шествие в Древнем Риме открывалось сенаторами и магистратами, следом двигалась колесница, запряжённая четвёркой белых коней, с триумфатором, увенчанным лавровым венком и атрибутами Юпитера; колесницу сопровождали музыканты и певцы. Затем шло войско, несли добычу, а также вели знатных пленников. На Капитолии приносились жертвы Юпитеру, частично делилась добыча. Затем начинались пир и игры в цирке. Триумф устраивался по разрешению сената за самые выдающиеся заслуги перед государством либо самые великие победы и являлся высшей наградой полководцу (достаточно вспомнить триумф Гая Юлия Цезаря). Удостаивались чести триумфа немногие достойные, имя триумфатора навечно записывалось в триумфальные фасты.
«Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля определяет триумф как «победное торжество славы, торжественная встреча». Именно поэтому сегодня триумф является синонимом блестящего успеха, выдающейся победы.
Для закрепления триумфа в честь триумфатора или в память славных событий сооружалась триумфальная арка или триумфальные ворота Герой возвращается с победой, и его встречает ликующий народ. Император Тит после разрушения Иерусалима был удостоен триумфа. Огромные богатства, захваченные воинами, проносили перед толпой. В толпе давили женщин и детей, но это никого не трогало, так как главное было восславить Тита. «Именно апофеоз относился здесь не столько к самой личности императора, сколько к самой монархической власти вообще и даже просто к Римской империи и ее могуществу, и её вселенскому «гению». Император здесь, таким образом, в значительной мере безличен; это- символ римского единодержавия со всем его юридическим и военным аппаратом; это- абсолютизация государственности»,- такова позиция А. Ф. Лосева.
Календарь Римских праздников
ЯНВАРЬ:
1 – Праздник Юноны, праздник Эскулапа, праздник Ведийова
3 – Начало Компиталий, посвященных Компитальским Ларам, праздник Мира
4 – Продолжение Компиталий, посвященных Компитальским Ларам
5 – Последний день Компиталий, посвященных Компитальским Ларам, памятный день освящения скринии в честь Вики Поты
8 – Праздник Юстиции
9 – Агоналии, посвященные Янусу
11 – Карманталии, посвященные Карменте, Ютурналии, посвященные Ютурне
12 – Компиталии, посвященные Ларам
13 – Празднование присвоения титула «Август» Октавиану
15 – Карменталии, посвященные Карменте
16 – Праздник Конкордии (Согласия)
17 – Праздник Фелицитас (Счастья)
19 –23 Начало Форканалий
24 – Продолжение Форканалий, начало Сементив (Паганалии)
25 – Продолжение Форканалий, продолжение Сементив (Паганалии)
26 – Продолжение Форканалий, последний день Сементив (Паганалии)
27 –29 Продолжение Форканалий
30 – Продолжение Форканалий, памятный день освящения Алтаря Мира
31 – Продолжение Форканалий
ФЕВРАЛЬ:
1 – Продолжение Форканалий, начало праздника Юноны Соспиты
2 – Продолжение Форканалий, праздник Цереры, завершение праздника Юноны Соспиты
3 –4 Продолжение Форканалий
5 – Продолжение Форканалий, начало праздника Конкордии (Согласия), памятный день получения Августом титула «отец отечества»
6 – Продолжение Форканалий, продолжение праздника Конкордии (Согласия)
7 – Продолжение Форканалий, продолжение праздника Конкордии (Согласия), первый день весны
8 –11- Продолжение Форканалий, продолжение праздника Конкордии (Согласия)
9 марта. День святой Франчески Римской. Римские водители приезжают к церкви Санта-Франческа Романа, чтобы получить благословение святой покровительницы шоферов.
21 апреля. День основания Рима. Утром в ратуше служат торжественную мессу. Вечером все здания на Капитолийском холме расцвечены разноцветными лампочками. Днем в городе проходят концерты военных и других оркестров.
Страстная неделя и Пасха (Settimana Santa & Pasqua). Туристы и паломники стекаются в Рим в субботу накануне Вербного воскресенья. Они заполняют площадь Святого Петра, где проходит месса под открытым небом. Во время Страстной недели в церквях идут торжественные службы, кульминацией которых становится обращение папы к верующим в день Пасхи.
Вербное воскресенье. В этот день Папа Римский служит мессу на площади Святого Петра.
Чистый четверг. Папа Римский служит мессу в церкви Сан-Джованни ин Латерано.
Святая пятница. Воздвижение Креста Папой Римским в освещенном свечами Колизее.
В понедельник после Пасхи (Pasquetta) римляне отправляются за городские стены (fuori porta), в горы и парки, чтобы отдохнуть и устроить пикник. Основное угощение — яйца, сваренные вкрутую (uove sode), и копченая ветчина (salumi).
Первая неделя апреля. Неделя культурного наследия (Settimana dei Beni Cultural!). Доступ во все государственные музеи и к археологическим достопримечательностям Рима свободный.
Начало апреля. Весенний фестиваль / Праздник азалий. Испанскую лестницу украшают цветущими азалиями в терракотовых горшках.
Конец апреля. Выставка на открытом воздухе на виа Маргутта.
Начало мая. Международное конное шоу на пьяцца ди Сиена на вилле Боргезе. Шоу роз на виа ди Балле Мурсиа на Авентине.
Конец мая. Выставка антиквариата на виа деи Коронари. По ночам освещается свечами. (Проводится также в конце октября.)
10 дней в мае. Международный чемпионат по теннису. Международный теннисный турнир ежегодно проводится в Риме.
Римская империя как единое государство существовала с 31 г. до н. э. по 395 г. н. э. Этот период времени может быть разделен на империю Юлиев-Клавдиев и Флавиев (ранняя империя, 31 г. до н. э. -- 96 г. н. э.), империю Антонинов-Северов (расцвет империи, 96 г. до н. э. -- 284 г. н. э.) и на период домината (позднюю империю, 284 г. н. э. -- 395 г. н. э.). В истории человечества не было другого государства, где сочетались бы факторы широкого территориального охвата и длительного существования. Вся область распространения римского господства -- от Шотландии до Дуная и от Рейна до Северной Африки -- изобилует сохранившимися до наших дней памятниками эпохи римской империи: дорогами, акведуками, общественными зданиями, оборонительными сооружениями, храмами. Главное же, что оставила после себя римская империя -- это представление о направленной истории и мире-- едином целом, где правит разумное начало. Подобные идеи содержатся в римской эпической поэзии (Вергилий), историографии (Тит Ливий, Тацит и др.) и географии (Страбон).
Наследие Рима стало основой европейской цивилизации (римское право, латинский алфавит, система образования). Существование единого государства способствовало и распространению христианства, зародившегося на восточной окраине Империи.
К началу нашей эры под властью Рима находились огромные территории, в том числе и все земли, прилегающие к Средиземному морю. Под властью Рима оказались страны с древней и развитой культурой. Все это культурное разнообразие, угрожающее самой римской идентичности (можно упомянуть, к примеру, многостороннее влияние культуры Греции, так волновавшее римских моралистов), должно было быть преодолено и объединено неким высшим принципом. Таким принципом стала власть, высший носитель которой, император, обожествлялся и являлся объектом поклонения на всей территории империи.
Однако власть была лишь проводником более высокой ценности -- закона и права, которые должны быть привнесены в жизнь покоренного народа римским завоеванием. Вряд ли будет преувеличением сказать, что вся система римского права развилась как ответ на «культурную полифонию» включенных в империю народов. Кроме того, Рим всегда уделял большое внимание зримым и осязаемым признакам своего господства, прежде всего в форме архитектуры.
Имея подобные составляющие государственного единства, Рим мог спокойно открыться культурному влиянию покоренных им народов. В первую очередь это относится к Греции, влияние которой на Рим началось задолго до установления империи. Греческий язык был языком культурной элиты (его статус был подобен статусу французского языка в русской культуре 19 века), греческая эпическая поэзия и греческий театр (правда, главным образом, комический), греческие архитектурные ордера и скульптура были примерами для подражания.
Влияние на римскую культуру стран Востока было представлено главным образом распространившимися уже в Ранней империи восточными культами: египетскими Сераписом и Исидой, фригийской Великой Матерью и др. Все заимствования, однако, накладывались на субстрат собственно римской культуры.
Вместе с тем римская культура периода империи имела свой собственный стержень, а именно -- идею направленного исторического процесса и идею государства как олицетворения разумного начала, правящего миром.
Праздник -- многогранное социальное явление, отражающее исторические, экономические и художественные, ценности народа. Многофункциональность праздника способствует духовному развитию человека, формированию личности.
Каждый традиционный праздник выполняет функции феномена, регулирующего жизнь общества чередованием двух основных фаз: повседневной (будничной) и надбудничной. Как одна из форм реализации свободного времени праздник является существенной частью каждой национальной культуры. И по своему существу, и по форме праздник -- явление коллективистское (в отличие от многих других видов жизнедеятельности человека), обязательно требующее присутствия и непосредственного участия группы людей. Возникает он только там, где существуют духовные связи между ними, и, являясь традиционным средством массовых коммуникаций, в свою очередь укрепляет эти связи.
Вместе с тем, массовый праздник как социально-художественный феномен, вбирающий в себя большое число художественных, спортивных, массово-политических, развлекательно-игровых и состязательных форм, оказывает воздействие на его участника в сфере нравственно-эстетической и повышает социальную активность индивида.
Существует бесконечное разнообразие типов праздников, дифференциация которых началась еще в древности. Некоторые из них (например, праздники календарного цикла) функционируют и поныне, сочетая традиционные обрядово-ритуальные и игровые элементы с новыми, привнесенными современными явлениями жизни, художественной культуры, потребностями и социально-трудовыми процессами общения людей. Активно возрождаются сегодня фольклорные праздники, красочные, богатые разнообразием жанров. Прямое назначение их - национально-патриотическое и эстетическое воспитание.
Праздник Древнего Рима, это чаще всего зрелище в котором идет разделение на участников и зрителей. В древнем Риме была сложная политическая обстановка. Империя держалась на силе и диктатуре вождей. Поэтому цель праздника, была отвлечь народ от политики и классовой борьбы. Политика Римских императоров поддерживала лозунг
Римской толпы: «Хлеба и зрелищ!».
Римские зрелища представляли собой триумфальные шествия императоров, гладиаторские бои, сражения на воде, цирковые состязания. Театральные картины военных побед длились по многу дней и ночей.
Открытие Колизея с краткими перерывами длилось около 100 дней.
КОЛИЗЕЙ (от лат. colosseus -- громадный), амфитеатр Флавиев в Риме, памятник архитектуры (75-80 годов н. э.). Служил для гладиаторских боев и других зрелищ, вмещал около 50 тысяч зрителей. Представляет собой огромную овальную чашу (188х156 м). Стена Колизея, высотой в 50 м, сложена из крупных каменных блоков, конструкции галерей укреплены бетоном и кирпичом. На величественном фасаде четыре яруса сводчатых арок, которые опираются на скрытые в стене мощные столбы. Наружные стены украшены пилястрами трех архитектурных ордеров -- тосканского, ионического и коринфского. В центре расположена арена, окруженная ступенчатыми скамьями. На арене поставлен деревянный крест в память о погибших во время гладиаторских боев христианах. До настоящего времени Колизей в Риме остается одной из самых внушительных и масштабных построек человечества. Он славился технически совершенной двигающейся ареной, сценическими механизмами которые позволяли превратить арену в гигантское озеро или огромный лес в различных зрелищах сочитались натурализм и фейерия.
Цицерон и Синега, считали что натуральные правовые зрелища необходимы для гармоничного воспитания воина.
ГЛАДИАТОРЫ (лат. gladiator, от gladius -- меч), в Древнем Риме рабы, военнопленные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями. Обычай гладиаторских боев возник из этрусских обрядов ритуальных убийств рабов и военнопленных на похоронах знати. Первые гладиаторские бои состоялись в Риме в 264 до н. э. Обучались гладиаторы в специальных школах (в Риме, Капуе, откуда началось восстание Спартака, в Пренесте и Александрии). Тяжеловооруженные гладиаторы носили имена народов, из которых они происходили -- фракийцы, самниты, галлы.
Существовали также следующие разряды гладиаторов:
велиты -- сражавшиеся дротиками;
ретиарии (рыбаки) -- сражавшиеся с трезубцем и металлической сетью; бестиарии -- сражавшиеся с дикими зверями;
андабаты -- выступавшие в глухом шлеме в прорезями для глаз;
димахеры -- без щита и шлема в двумя кинжалами;
эквиты -- на конях с копьем, мечом и небольшим круглым щитом;
эссеуарии -- сражавшиеся на боевых колесницах, управляемых возницами; лакварии -- ловившие арканом;
лухории -- с деревянным мечом или тупым орудием;
петниарии -- сражавшиеся бичом или палкой.
Устраивались и морские бои. В период империи представление начиналось торжественным шествием гладиаторов с приветственными криками «Ave Caesar, moritori te salutant» -- «Здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя».
Битву начинали поставленные парами друг против друга лухории и петниарии. Побежденный гладиатор поднимал вверх указательный палец как знак просьбы о пощаде. Если зрители (или иногда только император) щадили его, то поднимали вверх большой палец или махали платками. Большой палец, направленный вниз, означал смерть. Гладиатор мог заслужить и освобождение от службы после удачных выступлений. Такие отставные гладиаторы назывались рудиариями, свое боевое оружие они посвящали храму Геркулеса.
Рудиарии могли продолжать выступления и за плату. С начала 5 века бои гладиаторов были запрещены.
Со временем понятие досуга в Древнем Риме деградируется. Досуг становится личной ценностью, начинает пониматься как праздное, а не активное состояние человека, не так как было в Древней Греции.
В последующие эпохи, когда, по выражению Пушкина, «театр перенесся в чертоги» и стал доступен лишь узкому кругу элитарной публики, лучшие умы непрестанно ищут пути и способы возвращения к широкой аудитории на открытом воздухе, на просторных сценах многотысячных зрительных залов, понимая, что возможность общения с нею служит делу просвещения и воспитания соотечественников.
В последнее десятилетие особую популярность приобрели фестивали различных видов искусств. Поводы для организации и проведения их самые разные: политические аспекты; развитие межнациональных культурных связей; установление деловых партнерских и дружеских контактов; пленэры, выставки; масштабные спортивные состязания и др. Но самое главное -- конкурсы исполнительского творчества всевозможных жанров, стимулирующие их развитие.
Литература:
- 1. «Большая энциклопедии Кирилла и Мефодия» Москва 2008
- 2. Ю.М. Черняк «Режиссура праздников и зрелищ» Минск 2004
- 3. А.А. Кононович «Театрализованные праздники и обряды» Москва 1990