Латышский народный костюм. Танцевальная культура Латвии Латышский национальный костюм
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Латвийский национальный костюм
В современном значении “национальный костюм” связан с одеждой коренных жителей Латвии – балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Латвийский национальный костюм
(Слайд 1) Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников.
(Слайд 2) В современном значении “национальный костюм” связан с одеждой коренных жителей Латвии – балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники.
(Слайд 3) Одежда, которую надевали по случаю праздников, сохранялась в течение жизней нескольких поколений, так как люди каждого поколения с гордостью носили красивые украшения в виде брошей, шерстяные шали, расшитые узорами пояса и головные уборы, унаследованные от своих предшественников; в то же время к костюму можно было добавлять современные украшения.
(Слайд 4) Женский костюм, состоял из юбки и льняной рубашки с длинными рукавами наподобие туники, предназначенной как для мужчин, так и для женщин, надеваемой отдельно или вместе с другими предметами одежды. Юбку и рубашку шили из квадратного полотна без выкройки.
(Слайд 5) Мужской костюм рубашка-туника осталась без изменений, брюки и кафтан, хотя и домотканые, в восемнадцатом веке стали шить по городской моде.
(Слайд 6) Женщины и мужчины в основном носили постолы (pastalas), грубую обувь, изготовленную из целого куска кожи, стянутого сверху ремешком. Эту обувь надевали и в будни и в праздники.
(Слайд 7) Головному убору в праздничном наряде приписывала символическое значение. Венки были символом и в то же время материальной ценностью, которая передавалась из поколения в поколение. Замужние женщины носили чепец или другую женскую шапку, у девушек же символическим головным убором был венок.
РИГА, 19 янв - Sputnik . Самоуправления решили не тратиться на народные костюмы к столетию Латвии, пишет LSM.lv .
На заседании Союза самоуправлений Латвии решили, что не станут оплачивать народные костюмы для постановки Māras zeme, которая состоится на празднике Песни и танцев к столетию Латвии, из муниципальных средств. В конце концов, наряды обойдутся в 100-150 евро, а наденут их танцоры всего один раз. Только Латгалии новые наряды обойдутся в 200 тысяч евро.
Представители самоуправлений предложили пересмотреть художественную концепцию - в сторону удешевления. Министерство культуры отказалось комментировать ситуацию, а Национальный центр культуры указал, что из-за отсутствия наряда для постановки нельзя красть у танцоров возможность участвовать в праздниках.Возможно, на нарядах все же удастся сэкономить: министр культуры Даце Мелбарде уже поделилась с коллегами по кабинету на сайт, где рассказывается о том, как изготовить латышский национальный костюм своими руками.
150 тысяч национальных костюмов
В Литве проблему с расходами на национальную одежду к празднику — в 2018 году Литовская республика тоже отметит свое столетие - решили проще: инициативу на себя взял местный политик-миллионер, пишет Sputnik Литва .
Лидер (СКЗЛ) и глава группы предприятий Agrokoncernas Рамунас Карбаускис, один из самых богатых людей в стране, заказал литовскому модельеру Юозасу Статкявичюсу эскизы детских национальных костюмов. В год юбилея страны Карбаускис подарит эти костюмы всем литовским детям в возрасте до семи лет, всего около ста пятидесяти тысяч костюмов.2017 год в Литве объявлен Годом национального костюма. Многочисленные мероприятия, посвященные популяризации традиционной литовской одежды, будут проходить на протяжении всего 2017 года, а в День государства планируется организовать исполнение гимна Литвы в национальных костюмах в 100 исторических местах страны.
Сам Карбаускис тоже время от времени одевается в народном стиле.
Посетив один из праздников народов Балтии "Янов день" или по-другому "Лиго", можно с уверенностью заявить, что эти люди - одно целое с природой
Женский латышский костюм хоть и простой с виду, но довольно стильный. Как говорилось выше, латыши берут от природы только лучшее.
Так, одним из головных уборов являются венки из живых цветов и растений. Конечно, такой венок сохранялся не долго, поэтому чаще для плетения венков использовался бисер, ленты или другие элементы. Такой убор являлся семейной ценностью и передавался из поколения в поколение. Из живых растений венок носили в основном по праздникам и на различных гуляниях.
Девушки плетут венки в "Янов день"
Помимо венков у латышек были также распространены такие головные уборы как широкая лента и чепец. И если венок и ленту носили незамужние девушки, чепец был предназначен женщины семейные.
Самым распространенным элементом одежды являлась льняная рубаха с длинными рукавами, напоминающая тунику. Ее носили все: мужчины, женщины, парни, девушки, дети. Поверх рубахи девушки носили шали-виллайне или просто виллайне (покрывало на плечи). Цвета, форма и вышивка на одеянии в каждом регионе отличались. Например, в Видземе носили просто белые накидки, тогда как в Латгалии белые накидки с сине-зелёной вышивкой. Таких особенностей было немало и в других регионах.
Теперь поговорим о юбках. Во всех регионах Латвии ее длина опускалась до щиколотки. Некоторые предпочитали носить юбку в полоску, некоторые - в клетку, встречались и те, кто предпочитал однотонные.
Порой вместо юбок носили сарафаны, преимущественно красного цвета. Кстати, красный и белый цвета можно назвать одними из преобладающих в Латвии, судя по национальном флагу и народному одеянию.
На ноги надевали постолы. Постолы - грубая обувь, сделанная из натуральной кожи, стянутая сверху ремешком.
Казалось бы, мы «прошлись» с головы до ног, но кое-что, все-таки упустили. А значит, завершим одним из самых ярких элементов латышского костюма - сактой.
Сакта - это латышское национальное декоративное украшение, которым застегивали женскую накидку и мужскую рубаху. Сакта как и венок передавалась из поколения в поколение, и являлась показателем социальной принадлежности и зажиточности. Изготавливалась она из бронзы, серебра или железа, и часто украшалась стеклышками (женская). Изначально служила как оберег от зла, и талисманом удачи. Со временем перевес приобрел практический характер.
Увидеть национальный костюм можно на любом латышском празднике, так как он является одним из основных деталей культуры и этноса.
Текст: Айсель Джафарова
Фото: архив КГАУ "Дом дружбы народов Красноярского края"; traditionalshoes.com
Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников. Их передают из поколения в поколение как живописные украшения и фамильные ценности. Повседневная одежда сохранилась в меньшей степени. Национальный костюм состоит из принадлежностей, которые готовил себе его владелец для того, чтобы носить его в разное время года и по различным случаям.
В современном значении "национальный костюм" связан с одеждой коренных жителей Латвии - балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники. Их одежда является важным предметом культурного наследия латышского народа и ценным источником для исторических исследований. Наряду с сами костюмами с древних времен сохранились сведения о способах их изготовления и украшения. Сохранение традиций помогает каждому поколению мыслить, действовать и сохранять веру таким же образом, как это делали их предки.
Развитие национальных костюмов
Предшествующие поколения уделяли больше внимание различным вещам, чем мы. Одежда, которую надевали по случаю праздников, сохранялась в течение жизней нескольких поколений, так как люди каждого поколения с гордостью носили красивые украшения в виде брошей, шерстяные шали, расшитые узорами пояса и головные уборы, унаследованные от своих предшественников; в то же время к костюму можно было добавлять современные украшения. Несомненно, каждый наряд имел свою никому неизвестную историю и легенду, но мы можем быть абсолютно уверены, что каждый предмет был уникальным, потому что его изготовил конкретный человек. Сохраняя и продолжая традиции своего региона, каждый человек добавлял к одежде что-то свое.
В традициях и культуре Латвии - варежка символизирует характер и судьбу человека. Поэтому важно выбрать такие символы-обереги, чтобы ваша жизнь сложилась так, как мечтается.
Одним словом - какой орнамент и узор - такая и судьбa
* * *
Сейчас известно около 5500 узоров латышских варежек, ни один из них целиком не повторяется. Могут повторяться элементы узора, но расположение, цвет, рисунок на манжете или резинке, общая композиция рисунка - у каждой пары варежек уникальны.
Официально - в Латвии до 2009 года насчитывалось 553 самоуправления. Сейчас их объединили в 109 краев. Это не просто цифры, так как практически каждое самоуправление - это своя традиция в национальных костюмах и выборе орнамента. Любители этнографии легко распознают какой костюм из какого края...
Мы ограничимся основными четырьмя регионами - Курземе, Земгале, Видземе и Латгале и характерными для них элементами орнамента
КУРЗЕМЕ отличительные особенности
Западный регион Латвии, Курземе - это ветреный берег Балтийского моря с маяками, порты Лиепаи и Вентспилса, пустынные пляжи и рыбацкие поселки в дюнах. Неповторимая архитектура Кулдиги и других Курземских городов - это настоящая национальная гордость страны. Тут находится один из самых широких водопадов в Европе - Вента Румба и конечно красивейшие места для сельского туризма Этнографический регион Курземе охватывает сравнительно большой западный Регион страны, и поэтому в вариантах узоров и в сочетаниях красок отмечается очень большое разнообразие.
Резко отличаются варежки Северной Курземе и Южной Курземе
В Северной Курземе – преобладают узоры - звездочки или солнышко, которые соединены промежуточными узорами-мотивами
Орнамент верхней и нижней части не отличается, но в промежутке между манжетам и варежкой принято включать полоску узора – «перевяз»
Для рабочих варежек характерны мелкие узоры, а вот для подарочных - крупные и с яроко-выраженным геометрическим стилизованным мотивом цветов или звезды
Цвета чаще всего выбирают на контрасте:
Черный– белый
Красный – желтый
Красный – синий
Черный – синий – оранжевый
Черный – зеленый – красный
...а также цветовая гамма характерная для Ливов: светло-зеленый в сочетании с темно-синим.
В Южной Курземе - на темном фоне - черный или темно-коричневый, темно-синий, индиго - используют ярко-красный, зеленый, синий, желтый.
Крупные стилизованные узоры перемежаются мелкими «техническими» квадратиками, полосками, зигзагами.
В «перевяз» между манжетам и варежкой всегда включаются три полоски основного цвета варежки, а сам «перевяз» радикально отличается от основной гаммы варежки
Бахрома – как начало варежки – это отличительная особенность девичей или незамужней женщины.
В остальных случаях варежку принято начинать зубчиками
ЗЕМГАЛЕ отличительные особенности
Центральный регион Латвии, Земгале - тут сплелась история веков: земли древних Земгалов, замок Ливонского ордена, Елгава - до 1917 года Митава, Рундальский дворец. Ну и конечно удивительная природа: национальный парк Тервете со своими древними и самыми высокими соснами, живописное левобережье Даугавы, замки и традиционные для этих мест поместья.
В Земгале чаще чем в других районахвстречается яркая гамма: красный рубиновый, сине-зеленый, зеленый мох, фиолетовый индиго, желтая охра или красный терракот в сочетании с белым или "небеленкой" (естественный цвет козьей шерсти)
Мелкие и крупные мотивы узора - «солнышко», « звезда», «речка» и стилизованные цветы - перемежаются с промежуточными мотивами или продублированными элементами для упрощения вывязывания многоцветных композиций
Манжеты для рабочих варежек редко повторяют сам орнамент ладони. Это, скорее, узоры так называемых «технических» петель, стянутые крестики, жгуты, косички и квадраты или вывязанная «резинка»
Отличительной особенностью Земгальских Праздничных и Ритуальных варежек является вышивка по контуру крупного узора. Начало такой варежки и манжета многоярусное - иногда под бахромой вывязываются зубчики. Для этого выбираются яркие расцветки и сочетания:
Чёрный - серый - бордовый - синий
Синий– зеленый мох – терракот – желтый охра
Белый – черный – красный терракот –фиолетовый индиго
В манжетах Праздничных и Ритуальных варежек Земгале (Аугшземе – юго-западная часть Земгале ближе к Латгалии) могут использоваться мотивы, не повторяющие по тематике орнамент ладони - это самостоятельные и усложненные мотивы.
В таких случаях - граница манжета и ладони выделяется жгутами или лентообразным мотивом., которые так же, могут быть использованы и для разделения общего рисунка ладони на отельные и самостоятельные мотивы.
ЛАТГАЛЕ отличительные особенности
Юго-восточный регион Латвии, Латгале - край множества красивых озер и отличное место для активного отдыха. Так-же Латгалия - это духовный центр католиков, тут расположена знаменита Аглонская базилика и аббатство XVIII века. В августе, в день успения Девы Марии, сюда направляются паломники многих стран мира..
Добавим несколько характерных приемов для Латгале:
В Латгальских варежках доминируют яркие цвета, гамма перекликается с гаммой в варежках Земгале, ее юго-восточной части Аугшземе. В орнаменте популярны мотивы узора без промежуточных полос. Активно используются узоры “Усиньш” “воды Мары” “Солнышко” – узорчатая патентная вязка
Манжеты, преимущественно: лентообразные, жгуты-обручок в один ряд или несколько рядов образуя косички. Возможны так же ажурные полосы, которые могут быть переплетенными или волнообразными имитируя тем самым “зубчики” характерные для поместья Руцавы
ЭЛЕМЕНТЫ КОСТЮМА
Любимым украшением латышей всегда была САКТА – медная, латунная или серебряная брошь, отделанная драгоценными камнями – аметистами, рубинами….но чаще всего, конечно же, янтарем.;
Сакта, как говорили в народе, скрепляет дружбой семью, родню. Поэтому её дарили и дарят только близким людям. Сакту очень ценили, она была у любого латыша.
Как бы не печалила Яна
Пустота в его карманах,
Сакту не продаст батрак,
- поётся в одной из народных латышских песен.
Сакты были любых размеров, маленькой застёгивали ворот рубахи, большой скрепляли ”виллайне” – наплечное покрывало.
Формы сакт и традиции их ношения были неодинаковы в разных районах.
На юге Курземе ”виллайне”скрепляли на плече так называемыми ”кучевыми сактами” – набором сакт, наложенных одна на другую
В Латгалии ”виллайне” набрасывали на оба плеча и скрепляли на груди одной большой сактой.
Распространены были кованые сакты с выпуклостями наподобие пузырьков, украшенными гравировкой. Мелкие и крупные выпуклости на сакте образовывали цветочный узор или узор ”солнышко”
В настоящее время латышские мастера работают почти во всех отраслях художественной обработки металла. Их изделия весьма разнообразны: от
монументальных предметов, употребляемых для украшения зданий или улиц, до тончайших ювелирных украшений
И по-прежнему сакта, как говорят модельеры,
собирает наряд, связывает воедино традиционную шаль-накидку и современное платье.
Сакта всегда возглавляет ансамбль, подчёркивает традиционные для латышей зелёные, жёлтые,серые, кирпичные цвета. И, конечно, сакта обязательно входит в праздничный национальный костюм. Не случайно даже самый популярный магазин подарков в Риге называется ”Сакта”.
Сакта - найденная во время археологических раскопках Баусского могильника в 1984 году под руководством Мары Атгазе - это подковообразная брошь с шестигранным кругом и многогранными концами, которые украшены свастикой, была обнаружена в могиле 40-45-летнего мужчины.Судя по инвентарю могилы, умерший был торговцем.
Подковообразные броши со свастикой свидетельствовали об особом статусе и благополучии хозяина
ЛИЕЛВАРДСКИЙ ПОЯС
Тканый пояс, шириной с ладонь, длиной около четырех метров, их несколько раз оборачивают вокруг талии. На первый взгляд – ничего особенного, просто деталь латышского национального костюма. Однако это далеко не так.
Один из самых древних и самых могущественных оберегов - этот пояс был назван Лиелвардским по названию одного местечка под Ригой, Лиелварде, где найден его самый древний образец.
Существуют традиции ткачества Лиелвардского пояса, которые передаются много веков, из поколения в поколение, от одного мастера к другому. Из двух нитей – красной и белой (причем красная нить должна быть шерстяной, а белая – чистого льна) плетется орнамент. На поясе размещается около пятидесяти сюжетов. Они последовательно перетекают от простого к более сложному, от мелкой форме к крупной. Среди элементов орнамента – ветвистые кресты, загзаги, свастики, ромбы.
Существует версия, что это не просто орнамент, а закодированные письмена далеких предков. На поясе содержится около 200 тысяч точек и содержится информация древних о космосе, мироздании, о жизни и смерти. Каждый пояс ткался для определенного человека и был совершенно уникальным. Мастер, владеющий Знанием, ткал пояс с именем его будущего владельца на устах и выплетал орнаментом весь его жизненный путь на фоне общего мироздания....
Лиелвардский пояс делится на 14 блоков. Первый из них – знак рыбы, вплывающей в реку жизни, следующий – знак приобщения человека к социуму, ближе к концу – символ перехода к духовности, символ мудрости, и, наконец, завершающий узор символизирует переход души в мир иной.
На Лиелвардских поясах вытканы одни из самых сложных в мире орнаментов.
В конце 19-века латышский исследователь, писатель, этнограф Андрей Пумпур первым сделал попытку расшифровать информацию, заложенную в латышском фольклоре. Его открытием стало то, что в орнаментах и легендах сокрыты сакраментальные знания.
В конце 70-годов 20 века эстонский художник Тэннис Винтс, будучи с научными изысканиями в перу и Мексике, нашел там пояса с орнаментом. Оказывается, орнамент поясов, найденных при раскопках в Центральной и Южной Америке, абсолютно повторяет орнамент Лилевардского пояса!. Похожий рисунок есть и у некоторых народов Африки. Он отвез пояс на Тибет, где его ждало совершенно ошеломляющее открытие. В одном из монастырей смогли прочесть фрагменты узора Лиелвардского пояса. Получается, что тибетские монахи и люди, жившие на земле Латвии много веков назад, имели единый язык при передаче сакральных знаний и глубинной информации!
В Советское время Латвийский режиссер Ансис Эпнерс (1937-2008) снял об этом событии удивительный фильм, научно-популярный фильм, который так и называется "Лиелвардский пояс".
Загадку Лиелвардского пояса пыталось разгадать не одно поколение исследователей. Не теряют надежду расшифровать древние письмена, зашифрованные в орнаменте, и современные ученые. Хотя есть и другая версия. Тайна Лиелвардского пояса уже разгадана, все письмена прочитаны. Но, так как человечество еще духовно не готово к информации, скрытой в его узорах, содержание орнамента держится в глубокой тайне. Как знать, как знать...
* для эссе использовались материалы из учебников по Итории, Культуре и Этнографическому Национальному Искусству народов Прибалтики