Лепка в средней группе: педагогический и психологический аспекты проведения занятий. Конспект занятия в средней группе лепка "цветные зонтики"
Конспект занятия по лепке в средней группе
ʼʼКозленокʼʼ
Программное содержание˸
Учить создавать выразительный образ козленка, передавать в лепке объёмные формы, пропорции, детали.
Учить лепить козленка конструктивным способом. Закреплять умение делить глину на неравные части, раскатывать её прямыми и круговыми движениями, дорабатывать форму пальцами. Продолжать учить соединять части путем примазывания, сглаживать поверхность пальцами.
Воспитывать аккуратность, развивать творческие способности.
Подготовка к занятию˸
Рассматривание с детьми разнообразных игрушек, иллюстраций.
Материал и оборудование˸
Сказка, козлик-игрушка (или образец), глина, стека для показа способов лепки (для педагога); глина, поворотные круги, влажные салфетки, стеки, большая полянка (для детей).
Методика проведения занятия˸
Часть
Предложить детям сесть за столы.
Послушайте, ребята, какую интересную историю я вам расскажу˸
Однажды, один грустный художник гулял по саду и увидел козленочка. Это был очень веселый, озорной козленок. Козленок резвился на зеленой травке, бегал то за бабочкой, то за стрекозой. Его звонкое ʼʼме-еʼʼ слышалось то в одной, то в другой стороне сада. Потом он отдыхал, щипал травку. Грустному художнику так понравился козленок, что он развеселился. Давно не было у него на душе так легко и хорошо, что решил он слепить себе такого же козленка, чтобы потом долгими зимними вечерами он мог вспоминать этот счастливый, летний день.
Давайте и мы с вами тоже слепим веселого козленка, вот такого (воспитатель показывает игрушку или образец). Посмотрите, какой он симпатичный. А сейчас мы козленка рассмотрим.
Какие крупные части есть у козлика?
На какую форму похожа голова, туловище? (обрисовывающий жест – сравнение с объёмной формой – шар, столбик).
- Что больше голова или туловище?
На какую форму похожи ноги у козленка?
Что есть у козленка на голове, на туловище?
Полный показ способов и приемов лепки козленка. Все свои действия воспитатель сопровождает словесным объяснением. Показ проводится сидя за столом.
Уточнить последовательность лепки. Напомнить детям, что козленок может выглядеть по-разному.
Все образцы и игрушки необходимо убрать.
Часть
Индивидуальная работа с детьми˸
а) инд. показ на материале педагога;
б) дополнительное рассматривание игрушки или образца;
в) советы, напоминания, уточнения
Часть
Предложить выставить всех козлят на зеленую лужайку (на ней цветы с именами детей - необходимо помочь детям правильно расположить фигурки. Предложить ребятам найти самых веселых и озорных козликов, а потом самых грустных.
Задание 15˸ Выписать из Программы воспитание и обучения детей в детском саду (под ред. Васильевой) основные задачи обучения лепке в старшей и подготовительной группах.
Конспект занятия по лепке в средней группе - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Конспект занятия по лепке в средней группе" 2015, 2017-2018.
Перспективный план по
лепке в средней группе.
Тема
Программные задачи
Литература
Сентябрь
«Яблоки и ягоды»
Стр.47
« Овощи и фрукты для
зайца»
Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, разной
величины. Учить передавать в лепке впечатления от
окружающего. Воспитывать положительное отношение к
результатам своей деятельности
Комарова « Конспекты занятий»
Стр.49
« Большие и маленькие
морковки»
Закреплять умение детей лепить предметы большие и маленькие.
Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к
одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.48
«Утята на птичьем дворе»
Учить детей лепить утенка, передовая характерные особенности:
голова, туловище овальной формы, широкий клюв, широкие плоские
лапки. Воспитывать желание лепить.
саду» стр.17
Октябрь
«Грибы»
Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, усвоенным
ранее приёмом лепки (раскатывание прямыми и кругообразными
движениями, сплющивание ладонями) для уточнения формы.
Воспитывать аккуратность при работе с пластичными
материалами.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.56
«Жучки»
Учить детей лепить жуков, передавая строение (туловище, голова,
шесть ножек). Закрепить способ лепки полусферы (частичное
сплющивание шара). Развивать координацию в системе «глаз-рука»,
синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать
самостоятельность, аккуратность.
« Яйцо»
Продолжать знакомить с предметами овальной формы, передовая
ее форму приемом оттягивания и скругления концов пальцами.
Познакомить с понятием «острый» и « тупой».
Комарова« Конспекты занятий»
,Стр.55
« Огурец и свекла»
Учить передавать особенности каждого предмета. Закрепить
умение катать прямыми движениями рук при лепке предметов
овальной формы и кругообразными – при лепке круглой формы.
Учить пальцами оттягивать скруглять концы.
Комарова« Конспекты занятий»
,Стр.53
« Ежик»
Учить детей лепить ежика, передовая в лепке характерные
особенности внешнего вида ежа. Пользоваться стекой для
прорисовки иголок короткими штрихами. Воспитывать интерес к
животным.
Швайко Г.С. «занятия по изо в детском
саду» стр.69
Ноябрь
« Мышка»
Учить детей передавать характерные особенности мышки: тело
овальной формы с заостренной мордочкой, круглыми ушками,
длинный тонкий хвост. Закрепить приемы скатывания и
Швайко Г.С. «занятия по изо в детском
саду» стр.70
«Подарок для Хрюши»
Закрепить представление детей о домашних животных, об
особенностях их внешнего облика, продолжать знакомить со
свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать
любую форму. Учить достигать передачи формы, цвета,
использовать в работе мелкие детали. Воспитывать аккуратность
при работе с пластилином. Воспитывать у детей желание делать
приятное другим.
Конспект м.к.
« Зайчик»
характерные особенности внешнего вида зайца: длинные уши
короткий хвост. Закрепить прием примазывания деталей друг к
другу.
Швайко Г.С. «занятия по изо в детском
саду» стр.71
« Рыбка»
Закрепить знания овальной формы, приемом ее изготовления.
Учить приему оттягивания, сплющивания, передаче характерных
особенностей рыбки.
Комарова« Конспекты занятий»
,Стр.58
Декабрь
« Разные рыбки»
Учить передавать отличительные особенности разных рыбок,
имеющие одинаковую форму, но отличающихся друг от друга по
пропорциям.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.59
«Вылепи какие хочешь овощи
или фрукты для игры в
Учить детей выбирать содержание своей работы из круга
определённых предметов. Закреплять умение передавать форму
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.49
магазин»
овощей и фруктов, используя разнообразные приёмы лепки.
« Игрушечный мишка»
движения лап. Закрепить приемы скатывания и раскатывания,
сплющивания, присоединения частей.
детском саду» стр.73
« Снегугочка»
передавать это с соблюдением пропорций, характерный наряд
Снегурочки. Воспитывать аккуратность в работе.
Швайко Г.С. «занятия по изо в
детском саду» стр.109
« Елка для лесных зверюшек»
Закрепить приемы лепки животного, учить самостоятельно
применять в лепке знакомые способы работы, развивать
способность объединять свою работу в общую работу.
Швайко Г.С. «занятия по изо в
детском саду» стр.78
Январь
« Хоровод»
Учить детей изображать фигуру человека, правильно передавая
соотношение частей, Учить объединять свою работу с работами
других детей. Развивать образное восприятие.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.68
«Волшебные превращения
снеговиков»
Упражнять детей в лепке снеговиков. Побуждать их путём
изменения формы, использования налепов и внесения различных
дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых
сказочных персонажей.
Конспект м.к.
«Новогодние подарки
игрушкам»
Совершенствовать умение скатывать комки глины между ладонями
прямыми и круговыми движениями, расплющивать шар, соединять
при скатывании комка глины прямыми движениями полученную
форму в виде кольца, делать пальцами и стекой углубления на
поверхности формы. Развивать воображение. Продолжать учить
защипывать края формы, действуя пальцами, и с помощью стеки
украшать вылепленное изделие узором.
Конспект м.к.
« Два жадных
медвежонка»
Учить детей лепить животных из трех разных по форме частей.
Соблюдая пропорции между частями. Передавая несложные
движения лап. Воспитывать у детей желание работать вместе,
формировать умения договариваться друг с другом.
Швайко Г.С. «занятия по изо в детском
саду» стр.75
Февраль
« Девочка в зимней
одежде»
Учить детей видеть части человеческой фигуры в одежде,
передавать это с соблюдением пропорций. Воспитывать
аккуратность в работе.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.62
« Матрешка танцует»
Продолжать учить детей лепить фигуру человека в длинной одежде.
Передавать различные танцевальные движения рук у матрешки.
Украшать узором (стекой).
Швайко Г.С. «занятия по изо в детском
саду» стр.114
Лепка « Птичка»
Закрепить умение лепить игрушки, передавать форму частей,
сглаживать места соединения частей.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.69
« Кто живет в зимнем
лесу?»(Лиса)
овальной формы с заостренной мордочкой, острыми ушками,
длинный толстый хвост. Закрепить приемы скатывания и
раскатывания, сплющивания, присоединения частей.
занятия в средней группе» стр. 127
Март
«Поможем доктору
Айболиту вылечить
медвежат»
Продолжать воспитывать у детей отзывчивость, доброту,
сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им.
Продолжать учить лепить известные им фрукты округлой формы,
добиваясь выразительной передачи формы, строения и характерных
деталей.
Конспект м.к.
«Лепка сказочной рыбки»
Вызывать у детей интерес к лепке сказочной рыбки. Увлечь
способом лепки из целого куска.
Конспект м.к.
« Козленочек»
Учить детей лепить четвероногое животное: овальное тело, голова,
прямые ноги. Закрепить приемы лепки: раскатывание между
ладонями, сглаживание мест скрепления.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.74
« Птички клюют
зернышки»
Учить передавать простую позу: наклон головы и тело вниз. Учить
объединять свою работу с работой товарищей.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.70
« Мисочка»
Учить детей лепить используя новые приемы вдавливания и
оттягивания краев, уравнивания их пальцами.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.72
Апрель
«Весёлые жучки»
Побуждать детей лепить насекомых, используя знакомые приёмы
лепки. Воспитывать творчество, воображение.
Конспект м.к.
« Большая утка с
Учить детей лепить утку и утенка, передовая характерные
Комарова « Конспекты занятий»
утятами»
особенности: голова, туловище овальной формы, широкий клюв,
широкие плоские лапки. Воспитывать желание лепить.
,Стр.62
« Красивое блюдце для
куклы»
Продолжать упражнять в приемах раскатывания и сплющивания
пластилина, оттягивания пальцами концов, учить сглаживать
поверхность изделия пальцами.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.76
« Белка с орешком»
Учить детей передавать характерные особенности лисы: тело
овальной формы с заостренной мордочкой, острыми ушками с
кисточками, длинный толстый хвост. Закрепить приемы
скатывания и раскатывания, сплющивания, присоединения частей.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.81
« Накормим кукол обедом»
Учить детей лепить столовую посуду используя новые приемы
вдавливания и оттягивания краев, уравнивания их пальцами.
Т. М. Бондаренко «Комплексные
занятия в средней группе» стр. 187
Май
« Вертолет» (по игрушке)
Учить передавать форму вертолета.Закрепить прием скатывания
овальной формы, круглой формы, сплющивание.
Т. М. Бондаренко «Комплексные
занятия в средней группе» стр. 194
« Лодочка с веслами»
Учить детей лепить лодку раскатывая овал, сплющивая его,
вдавливать середину пальцами и подравнять края.
Т. М. Бондаренко «Комплексные
занятия в средней группе» стр. 233
«Свинья с поросятами»
Учить передавать фигуру поросят, используя знакомые приемы
лепки, соединять части, примазывая.
Т. М. Бондаренко «Комплексные
занятия в средней группе» стр. 239
« Заяц и еж»
Продолжать учить детей лепить животных. Передавая в лепке
характерные особенности внешнего вида зайца и ежа. Закрепить
прием примазывания деталей друг к другу.
Т. М. Бондаренко «Комплексные
занятия в средней группе» стр. 285
Лепка поделок из различных пластичных материалов - очень популярный вид рукоделия и хобби. Малыши и взрослые создают самые разные вещи из глины, пластилина, теста, гипса, пластики и даже из кулинарной мастики.
Для детей такое приятное времяпрепровождение выполняет еще и развивающую функцию. В лепке задействованы все пальчики и ладошки малыша. Это благотворно влияет на мелкую моторику крохи, что в свою очередь способствует развитию памяти, словарного запаса, речи, фантазии и творческого мышления, а также умению концентрироваться.
У малышей в пятилетнем возрасте уже немного увеличилось понимание формы предмета, однако они еще не умеют правильно передавать все пропорции, также очень часто отдельные детали поделки не бывают хорошо закреплены. При этом, крохи в возрасте четырех - пяти лет уже лучше воспринимают словесный инструктаж.
Педагог продолжает уроки по задействованию всей кисти и пальчиков, развитию интереса к лепке. Также преподаватель уточняет понимание форм предметов, строения и пропорции отдельных элементов и обучает передаче их в лепке. В средней группе делается больший упор на эстетику изображения различных форм и их симметричности. Повышаются требования в выборе самостоятельных заданий, способах и техниках их выполнения. Деткам необходимо уметь лепить форму кончиками пальчиков и плотно закреплять места соединения больших элементов, лепить маленькие детальки с помощью палочки, или прищипывать их.
Первые занятия лепкой в средней группе будут нужны для того, чтобы детки вспомнили чему их научили в младшей группе. Они будут раскатывать кусочек материала прямо или вкруговую и расплющивать между ладошек. Это поспособствует закреплению ранее выученных знаний и более корректному выполнению заданий преподавателя. Детки лепят не только ладошками, они стараются передать особенности форм пальчиками. Например, морковка вытянутая и овальная. Детки должны проконтролировать свои действия зрительно, а также четко представлять весь образ предмета в целом. До начала зимы малыши лепят уже известные поделки, совершенствуют передачу формы и способы лепки.
Всю зиму малыши лепят поделки или из одного целого кусочка, это могут быть овощи или фрукты, а могут создавать изделия из нескольких деталей, например, котика, куколку, снеговичка или зайчика. Как слепить отдельные элементы этих предметов детки уже знают, но пропорции и способы прикрепления нуждаются в корректировке.
В младшей группе малыши лепили неваляшку из двух шариков, на уроках в средней группе педагог предложит слепить снеговичка, у него туловище состоит из трех шариков - большого, поменьше и совсем маленького. Можно слепить снеговичку руки, носик, или шапочку.
Более сложной задачей будет сидящая кошка. Для начала крохи лепят туловище-цилиндр, потом хвостик-колбаску и голову-шарик. Прищипыванием делают кошке передние лапки, а поскольку она сидит, задние можно не лепить.
Появляются новы методы придания формы. Детки учатся закруглять или наоборот, заострять пальчиками конец колбаски, прищипывать краешки лепешек, придавая поделке более красивую форму.
Следующие три месяца будут посвящены оттягиванию материала (глина, пластилин и пр.) при создании маленьких деталей, вдавливанию пальчиками, для создания полых поделок. Малыши будут тренироваться лучше размазывать материал на краях стыков для более плотного соединения деталей и загибать сплющенные края для формирования посуды.
Вот рыбка, ее можно слепить из одного кусочка. Сделать его овальным. Одну часть пластилина вытянуть немного и закруглить, это будет голова, вторую часть вытянуть больше и расплющить на конце, сделав плоским - это хвостик. Плавники лепят, защипывая пластилин, а затем с помощью стека рисуют чешуйки или налепляют их сверху из маленьких кусочков пластилина. Это упражнение поможет малышам научиться правильно передавать форму предмета и сравнивать его части между собой по форме и размеру. Необходимо так же научить деток разделять глину на нужное количество частей. Вот птичка. Один комочек пластилина нужно разделить на две части. Из одной слепить тельце птички, а из другой головку и подставочку. Еще одна поделка в данные период - посуда. Ее делают двумя способами. Первый - вдавить пальчик в круглую или цилиндрическую заготовку. Получится кружечка или стаканчик. Ручку для чашечки или кружечки детки могу сделать, защипнув и оттянув материал от всей заготовки или прилепить небольшую колбаску, размазав места соединения. У плоского блинчика отгибаются края, так у малышей получится тарелочка или блюдце. Все поделки малыши по желанию могут украсить, прорисовывая узоры стекой или налепляя его из дополнительных лепешечек или колбасок пластилина. Украшая свои поделки, детки получают положительные эмоции, развивается чувство симметрии.
Летом малыши закрепляют полученные знания и навыки. При этом воспитатель может дать для выполнения не только знакомые поделки, а и новые, но только те, которые им по силам, например, мышонка, ежика, грибы в корзинке или тарелочку с ягодками.
Во все периоды обучения занятия имеют тему. Некоторые задает преподаватель, а некоторые детки выбирают сами. Зачастую малыши лепят уже то, что умеют. Основная задача таких уроков в том, чтобы малыши научились самостоятельно придумывать тему, довели работу до конца, применили все известные им формы лепки и самостоятельно поработали над более четкой формой поделки и добавлении ее дополнительными элементами.
Для того чтобы программа была успешно изучена и закреплена необходимы соответствующие обучающие методы, которые активизируют внимание деток на уроках лепки и расширяют их представление об окружающей жизни. На прогулках педагог предлагает малышам внимательно рассмотреть предметы, которые могут стать объектами лепки. Как птички клюют корм или плавают рыбки в аквариуме. Преподаватель указывает только на основную форму предмета, базовое строение и пропорции, те детали предмета, которые детки уже смогут понять и слепить. Вот птичка, у нее круглая голова, овальное тельце и плоский хвостик. Голова птички находится сверху, на ней расположен маленький клювик, а хвостик внизу. А вот маленький ежик, у него маленькая мордочка и овальное тельце, он испугался и свернулся в клубок. Такие объяснения помогают деткам связать образ зверушки и ее положение с действиями, которые она производит.
Преподаватель может взять в руки изображаемый предмет, показать общую форму, а затем назвать и показать детали. У деток формируется представление о пропорциях предмета и о форме его отдельных элементов. Так же для лепки помогут сравнения преподавателя незнакомых элементов с уже известными деткам, например, о том, что у куколки ручки - столбики, тельце напоминает по форме морковочку. Педагог демонстрирует процесс создания, разминая материал и вылепляя нужную деталь, и сопровождает его рассказом. Вот ежик. У него овальное туловище. Похожее на яичко. Сначала нужно скатать шар, а затем покатать его в ладошках туда-сюда, его форма немножко изменилась, теперь нужно чуть-чуть вытянуть пальчиками одну сторону. Это мордочка. У малышей 4 - 5 лет не всегда выходит с первого раза слепить овальную форму или прочно соединить детали примазыванием. Все крохи разные, если у кого-то не получилось с первого раза, им могут показать другие ребята.
В этом возрасте деткам уже можно предлагать к изображению не только образ в целом, а и отдельные характерные особенности. Например, ямка в основании яблочка или черенок у баклажана. Для того чтобы деткам было интереснее можно приготовить морковную ботву или яблочные листочки из картона. Постепенно малыши научатся создавать эти детали из пластилина или другого материала.
Чтобы образы поделок стали более яркими, можно предложить рассмотреть, а затем слепить игрушки или фигурки, уже выполненные ранее педагогом. Сначала это могут быть две фигурки одного типа, например, птички, но одна будет клевать зернышки, ее туловище и голова наклонены, а вторая просто гуляет и ее тело расположено ровно. Или это могут быть кролики, один держит в передних лапках морковку, а второй просто сидит, и морковка лежит рядом. Такие занятия помогают деткам думать о разнообразии изображений. Слепить несколько фигурок малышам может быть не под силу, поэтому пусть они сосредоточатся на одной, которая понравилась больше всего. Можно обыграть тему и результат работы. Малыши лепят птичек и размещают их в одной общей кормушке.
Для того чтобы детки научились правильно передавать пропорции, педагог проводит сравнение. Если малыши лепят куколку, преподаватель берет заранее слепленную колбаску (заготовку для ручек), разделяет его пополам и сравнивает их, устанавливая длину. Еще метод сравнения можно применять при лепке корзиночки из колечек. Малыши лепят донышко-лепешку и 4 колбаски. 3 колбаски для бортиков корзинки, а четвертый - это ручка. Малыши прикладывают одну из колбасок к донышку, и если она получается длиннее, то лишнее обрезают. Все следующие колбаски выравниваются по первой и крепко прижимаются друг к другу.
На протяжении всего урока педагог задает вопросы о форме, отдельных элементах и пропорциях в целом, методах и способах создания поделки. Это способствует стимуляции умственной активности деток.
Помочь малышам заинтересоваться лепкой можно, рассказывая перед занятием и во время него разные стихи, загадки или маленькие рассказы по тематике урока.
Чтобы придать образу поделки большую выразительность можно воспользоваться стекой. Педагог показывает малышам, как правильно разрезать ею материал для лепки, прорисовывать детали или убирать лишний пластилин.
Больше всего внимания необходимо уделить урокам, которые подготавливаются всей работой, сделанной ранее. В самом начале преподаватель учит малышей выбирать тему. Можно спросить, что они видели, когда гуляли, о чем слышали или о ком им прочитали недавно. В процессе создания выбранного персонажа воспитатель вопросами направляет малышей на придание образу дополнительной ясности, яркости и завершенности. Что делает эта птичка? Как нужно расположить птичку для того, чтобы все поняли, что она клюет зернышки? Такие вопросы научат кроху работать с образом и активизируют мышление во время занятий лепкой.
Увеличивая объем знаний малышей про форму и пропорции предметов, а также способах лепки, необходимо анализировать результаты и разговаривать о качестве работы. Преподаватель обращает внимание деток на правильность выполнения задания и стимулирует вопросами, подталкивающими малышей размышлять над своими поделками.
То ребенок начинает раньше говорить, четко выговаривать слова, понимать логические каверзные задачки. Самым лучшим инструментом развития пальцев рук является лепка! В средней группе такие занятия имеют более познавательный и профессиональный характер, чем в младших группах.
Особенности возраста дошкольников 5 лет
Пятилетки характеризуются любознательностью, пытливостью ума, внимательностью, активностью и терпением. Дети слушают условия, поставленные воспитателем, и только потом приступают к выполнению задания. Им легче работать с материалом, отрывать и разминать кусочки, так как их мышцы окрепли.
В этом возрасте занятия имеют 4 этапа:
Конечно, дети пятилетнего возраста еще не так хорошо владеют своими пальчиками, им сложно соединять детали между собой без сплющивания пластилина и лепить мелкие элементы, но их поделки уже внешне похожи на реальные предметы с соответствующими пропорциями. Кроме того, с каждым занятием их умения совершенствуются. Лепка в средней группе тесно связана с изучением окружающего мира, рисованием, аппликацией.
На любом занятии или прогулке воспитатель делает акцент на форму предмета, его детали. Например, рассматривают синичку: круглая голова, овальное туловище, приплюснутый вытянутый хвост и крылья, остроносый клюв, глазки и т. д. То есть необходимо развивать у детей мышление и приучать замечать мелкие детали, которые нужно будет отражать в своих поделках.
Методика лепки в средней группе
Лепка включает в себя не только конкретные занятия с пластилином или глиной, а постоянную работу воспитателя с детьми. То есть педагог обращает внимание дошкольников на формы, мелкие детали, когда гуляют на улице, когда читают книги, когда проводят Например, на чтении разбирают форму овощей, фруктов, животных, посуды и т. д.
Лепка в средней группе подразумевает последовательность занятий:
- В начале учебного года материал повторяется. Лепятся фрукты и овощи круглой формы. Дети учатся работать со стеками и пальчиками вытягивать продолговатые "колбаски".
- Зимой дошкольники учатся создавать сложные фигурки из разных деталей круглой, овальной и продолговатой форм. При помощи стеков учатся прорисовывать мелкие черты лица, шерстку животным, перья птицам и т.д.
- К весне пятилетки обучаются создавать предметы из целого куска, вытягивая массу, а не разрывать ее на кусочки.
- Летом чаще занятия направлены на закрепление учебного материала.
В каждом ДОУ своя программа, поэтому количество занятий по лепке, одобренный руководством материал и его содержание будут отличаться. В среднем лепка проходит не менее 1 раза в неделю на бесплатной основе, но есть еще и платные занятия, которые называются «Творческая мастерская».
Неоценимая роль лепки в развитии дошкольников
Американскими учеными уже доказано, что ежедневные занятия лепкой активизируют работу мозга, в частности отделы, отвечающие за речь. Дети начинают выразительно выговаривать слова, произносить четче звуки, легче осваивают буквенный состав слов.
В нашей стране еще Н. К. Крупская отмечала, что лепка в средней группе способствует развитию творческого и художественного воображения, наглядно-образному и абстрактному мышлению, памяти, расширяет кругозор и эмоциональную сферу, формирует наблюдательность и личностные качества (терпеливость, самостоятельность, изобретательность, инициативность, дисциплинированность).
Психическое развитие ребенка происходит на занятиях лепки за счет грамотно выстроенного и разной фактуры материала. Ранее в детских садах использовался пластилин, глина, соленое тесто, песок и снег. В наши дни можно приобрести разнообразные виды пластилина:
- пластилин для малышей мягкой консистенции изменяет цвета при смешивании, при комнатной температуре не «киселится»;
- гладкой «мокроватой» консистенции (похоже на прикосновение шелка) застывает через двое суток после изготовления поделки;
- пластилин мелко- и крупнозернистый из шариков на клеящей основе.
Ребенок не только ощущает разную фактуру материала, видит его разные свойства, но и проделывает различные с ним действия (лепит поделки, создает мозаику-картину или А целенаправленная деятельность педагога помогает детям заострить внимание на мелких деталях. Следовательно, лепка в ДОУ (средняя группа) способствует умственному и творческому развитию детей.
Любовь Паршукова
Конспект занятия по лепке для средней группы «Медведь»
Конспект занятия по художественному творчеству (лепка ) для средней группы «Медведь » . (4-5 лет) .
Образовательная область – худ
Цель : Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности и мышление.
Задачи : Учить лепить предмет состоящий из нескольких частей, передавая характерные черты (уши, мордочку) . Закреплять знакомые приемы лепки : скатывание, раскатывание, соединение частей приемом примазывания. Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к лепке .
Интеграция образовательных областей : познание, физическая культура, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.
Материал : пластилин; доски для лепки ; изображения медведя ; игрушка «Медведь » .
Предварительная работа :
чтение художественной литературы «Теремок» , «Три медведя » ; «Машенька и медведь » , разговор о зимовке медведя , продуктах его питания, условиях его обитания, рассматривание иллюстраций с изображением медведя , отгадывание загадок, просмотр презентации «Дикие животные» .
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята сегодня к нам придет гость, но прежде чем он появится, мы должны отгадать кто это. Я вам загадаю загадку, а вы назовите мне правильный ответ.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
Дети : Медведь .
Воспитатель : Правильно! Послушайте, небольшой отрывок, в котором рассказывается о медведе «Кто из нас не знает медведя ? Большой, неуклюжий, косолапый. Именно такого мнения мы придерживаемся об этом звере. Но на самом деле медведь не такой . Он очень подвижный и маневренный. Медведь - грозный лесной житель, который никому не даст спуску, если он не в настроении. Относится к семейству медвежьих . Медведь – хищное млекопитающее, хорошо плавает и лазает по деревьям. Один удар – и мишка способен погубить другое животное. Ноги у медведя толстые , голова массивная с небольшими ушами и глазами, цвет шерсти – переменчив. Хотя медведь – это типичный хищник, он любит полакомиться и растительным десертом : ягодами, плодами, зёрнами, травой, корешками растений», но не бойтесь, наш гость очень добрый, он попал к нам из сказочной страны.
(раздается стук в дверь. Воспитатель вносит игрушку) . Ребята, мы забыли поздороваться с нашими гостями, как мы умеем красиво приветствовать?
Дети : Здравствуйте, мы очень рады вас видеть!
Воспитатель : Мишка мне сказал, что ему одному скучно в берлоге зимой, чем мы ему можем помочь?
Дети : Давайте, мы слепим маленьких медвежат .
Воспитатель : Но прежде сыграем с вами в игру. Игра называется «Мишка косолапый» , надо выполнять движения в соответствии с текстом. Итак, пройдем на нашу полянку, встанем вкруг.
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет,
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою топ.
«Больше я не буду шишки собирать,
Сяду на машину и поеду спать!»
Воспитатель : Рано еще Мишка спать ложиться, лучше пройдем к столу и посмотрим, как наши ребята будут лепить медвежат .
Дети : проходят к столам и садятся на свои места.
Воспитатель : Ребята, из каких частей состоит мишка?
Дети : туловища, головы, лап и хвоста.
Воспитатель : Туловище как мы будем лепить, на что оно похоже?
Дети : туловище овальное.
Воспитатель : А голову?
Дети : Круглую.
Воспитатель : Обратите внимание, что у медведя мордочка вытянута , а на голове есть ушки! Сколько ушей у медведя ? Давайте посчитаем?
Дети : 1 – 2. 2 уха
Воспитатель : Я вчера слепила мишку, хотите вам покажу?
Дети : Да.
Воспитатель : мордочку я пальчиками вытянула, а ушки сделала методом прищипывания пластилина. Как вы думаете, с какой части тела начнем работу? Объясните, почему вы так думаете?
Дети : С туловища, потому что к нему будем присоединять все части тела.
Воспитатель : А что будем лепить после того, как туловище сделали?
Дети : Будем лепить голову.
Воспитатель : Вот у нас будет туловище и голова, нам надо их?
Дети : Соединить.
Воспитатель : А чтобы наша голова держалась крепко, надо использовать прием примазывания. Что же осталось нам слепить, чтобы мишка был готов?
Дети : Лапы и хвост.
Воспитатель : Сколько лап у медведя , давайте посчитаем.
Дети : 1, 2, 3, 4 -4 лапы.
Воспитатель : Мы сделаем их из шариков, но нам понадобится 5 шариков, для чего пятый?
Дети : Для хвостика.
Воспитатель : Ребята, когда вы начнете работать, я включу вам музыку, она поможет вам раскрыть творческие способности. На наших столах лежит пластилин, надо разделить его на 3 части, одна часть должна быть чуть больше, две другие части должны быть одинаковые. Из большей части мы слепим туловище, из другой части – голову, а последнюю часть нам надо разделить еще на 5 равных частей, это будут лапы и хвост. Приступаем к работе. (включается музыка, желательно звуки природы)
Во время работы воспитатель дает детям советы, если необходимо, оказывает помощь.
Анализ :
Посмотрите, ребята, какие симпатичные медвежата у вас получились .
(Спросить детей, чьи работы им понравилась и почему, тактично обратить внимание на недостатки в некоторых работах, предложить в следующий раз постараться их не допускать).
Ребята, давайте предложим нашему гостю выбрать себе новых друзей. (Медвежонок с радостью выбирает все детские работы и благодарит детей за подарки). Дети предлагают ему прийти в гости снова.
Медвежонок угощает детей печеньем и прощается.